автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Эвристические возможности компьютерных виртуальных технологий
Полный текст автореферата диссертации по теме "Эвристические возможности компьютерных виртуальных технологий"
На правах рукописи
Юхвид Алексей Владимирович
ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ВИРТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ФИЛОСОФСКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Специальности:
09.00.01 - онтология и теория познания 09.00.11 - социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва - 2003
Работа выполнена на кафедре философии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Научный руководитель:
доктор философских наук, профессор Делокаров К.Х.
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Князев В.Н.
кандидат философских наук, доцент Капустин В.С.
Ведущая организация:
Институт философии РАН
Защита состоится июня 2003 года в часов на заседании диссертационного совета Д - 502.006.07 в Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606 Москва, проспект Вернадского, 84, I уч. корп., ауд. 3330.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Автореферат разослан_мая 2003 года.
Ученый секретарь диссертационного совета:
доктор философских наук, профессор Чесноков Г.Д.
&оо(
з
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.
Актуальность темы защищаемой диссертационной работы определяется, прежде всего, ее большой теоретической и практической значимостью.
В рамках современных философских проблем все более отчетливо выдвигается потребность изучения различных аспектов виртуальной проблематики, связанных с понятиями виртуальности, виртуальной реальности и виртуальных технологий, а также целого ряда связанных с ними теоретических и практических задач. Концептуализация и практическое развитие виртуальной проблематики представляют крайний интерес, поскольку в начале третьего тысячелетия открылась вся ее глубина и многогранность. Философско - методологический и компьютерно - технологический аспекты виртуальной проблематики тесно переплелись между собой и породили новые направления в современной науке и культуре, а также обозначили перспективы развития информационного общества.
Компьютерно - технологический аспект виртуальной проблематики за последние десять лет получил значительное развитие. На сегодняшний день работа по созданию компьютерных виртуальных технологий является одним из самых успешных направлений в современной компьютерной индустрии.* Над разработкой и созданием компьютерных виртуальных технологий работают многие зарубежные университеты, лаборатории, исследовательские центры и фирмы. Ими создано около двух десятков наименований компьютерных виртуальных устройств, уже в пятом - шестом поколении. Среди них: виртуальные шлемы, виртуальные очки, виртуальные перчатки, виртуальные костюмы,
трекеры, устройства формирования запахов, устройства контактного воздействия, устройства силовой обратной связи, многопользовательские системы виртуальной реальности, а также много других оригинальных устройств. За рубежом компьютерные виртуальные технологии уже применяются в большом количестве сфер: государственной, военной, образовательной, медицинской, производственной, энергетической, нефтегазовой, банковской, биржевой, коммуникационной, исследовательской, конструкторской, архитектурной, презентационной, творческой, развлекательной и других. Направление по созданию и применению компьютерных виртуальных технологий в различных областях показало свою результативность и большую перспективность на самое ближайшее будущее. Все эти результаты требуют концептуального философского осмысления.
В настоящее время не существует концептуальных представлений об уровнях виртуальной проблематики и междисциплинарного философского подхода к виртуальным технологиям. Между тем их разработка позволила бы понять природу виртуального, во всем ее богатстве и многообразии, реализовать на новом проблемном уровне научные исследования в рамках виртуальной проблематики, а также разработать новые подходы, имеющие большое значение для многих важных областей теоретической и практической деятельности.
Степень разработанности проблемы.
Теоретической основой виртуальной проблематики являются понятия "виртуальность" и "виртуальный". Они глубоко уходят своими корнями в историю мировой философской мысли, берут начало в латинском термине "virtus" и являются полисемантичными.
Термин "virtus" активно использовался в античной философии. У римлян он встречается при изложении философии военного
искусства, также им пользовался в своих произведениях Цицерон. В буддизме система понятий с корнем уЛ была одной из центральных. Его можно встретить в сутрах Патанджали. Идея виртуальности разрабатывалась в византийской философии Василием Великим и Исааком Сириным. Термин "виртуальный" использовался в средневековой схоластической философии. Он содержится в основе онтологии Фомы Аквинского. У средневекового логика Дунса Скота термин "виртуальный" был главным пунктом его теории реальности. Термин "виртуальность" использовали в своих произведениях Николай Кузанский и Сигер Брабантский. В политической мысли эпохи Возрождения термин "виртуальный" встречается у Николо Макиавели. В немецкой философии также можно наблюдать применение этого термина. Его использовали в своих философских исследованиях Лейбниц, Кант и Гегель. В конце XIX века термин "виртуальный" использовал А.Бергсон. В 30 - х годах XX века в своих философско - искусствоведческих работах термин "виртуальный" использовал А.Арто. К этому термину обращался и П.А.Флоренский.
Понятие виртуальной реальности является центральным в философских концепциях М.Маюпоена, Э.Тоффлера, Ж.Бодрийяра, Ж.Делеза, Н.А.Носова, М.Ю.Опенкова, И.Г.Корсунцева, Д.В.Пивоварова и других философов.
Рядом исследователей разрабатываются философские проблемы виртуальной реальности в науке, культуре, образовании и искусстве. О человеко - машинных системах, сложных информационных комплексах и системах искусственного интеллекта в постнеклассической науке писал в своих работах В.С.Степин. Тенденции интеграции культур и формирования единой культуры человечества анализировал в своих работах В.К.Егоров. Проблемы виртуальной реальности в контексте становления информационного общества рассматриваются в работах К.Х.Делокарова,
В.Л.Иноземцева, М.Кастельса, Д.Тапскотта и Г.Рэйнгольда. Вопросы виртуальной реальности в контексте проблем культуры, духовности, нравственности и национальной безопасности рассмотрены в работах Р.Г.Яновского. Вопросы киберкультуры рассмотрены в работах Т.Лири. Проблемами виртуальной реальности в экономике занимаются А.Крокер, М.Вайнштайн и А.Потемкин. Исследованиями в области виртуальной психологии занимаются Т.В.Носова, МА.Пронин, А.Н.Михайлов, Ю.Т.Яценко, Г.П.Юрьев. О воображении как онтологической категории писал в своих работах М.С.Каган. Вопросами виртуальной реальности в современном искусстве занимаются О.Н.Астафьева, П.Борсук, В.Ф.Жданов, Т.В.Смирнова, А.М.Орлов, В.П.Терин, Н.П.Петрова. Проблемы виртуального образования анализируют в своих работах П.Джонсон - Ленз, С.Хилтс, Л.А.Хачатуров, А.Гор, Б.Гейтс и Д.Симс.
Также проводится большое количество научных исследований по философским проблемам виртуальной реальности на стыке с классическими проблемами философии. Вопросы виртуалистики как комплексного подхода к изучению человека были рассмотрены И.Т.Фроловым. Проблемы виртуальной реальности в контексте проблем философской антропологии рассматривал в своих работах О.И.Генисаретский. Виртуальная реальность как форма современного дискурса была исследована В.М.Розиным. Вопросами метафизики виртуальной реальности занимался М.Хайм. Виртуальная реальность в контексте проблем постмодернизма изучалась в работах С.Жижека и П.Вирилио. Виртуальная реальность в контексте проблем гносеологии была изучена Л.А.Микешиной. Виртуальная реальность в контексте проблем онтологии была рассмотрена в работах А.Д.Королева. Вопросы виртуальной реальности в контексте проблем глобалистики рассматривались в работах А.НЛумакова. Философскими проблемами виртуальной реальности, компьютерных
виртуальных технологий и современного информационного общества занимается М.М.Кузнецов. Философско - методологические исследования компьютерной виртуальной реальности были проведены Е.В.Ковалевской. Философские проблемы виртуальности разрабатывал В.И.Фалько. Аксиологические аспекты использования компьютерных систем виртуальной реальности были рассмотрены
B.П.Бранским. Виртуалистика в контексте синергетической парадигмы была рассмотрена О.В.Катаевой. Вопросы виртуальной герменевтики разрабатывались М.В.Шугуровым. Неогегельянство в контексте проблем виртуалистики было рассмотрено О.С.Анисимовым. Виртуальная реальность как новая технология и способ постижения действительности была изучена
C.Н.Иконниковой.
Большое количество исследований по отдельным аспектам виртуальной проблематики создает необходимую базу для систематического анализа эвристических возможностей компьютерных виртуальных технологий как нового социокультурного феномена.
Объектом диссертационного исследования является виртуальная проблематика в ее концептуальном и проблемном значении.
Предметом диссертационного исследования являются эвристические возможности компьютерных виртуальных технологий.
Цель диссертационного исследования состоит в философско -методологическом изучении эвристических возможностей компьютерных виртуальных технологий.
Эта цель конкретизируется в следующих задачах:
- разработке уровней виртуальной проблематики;
- проведении историко - философского и категориального анализа понятий "виртуальность" и "виртуальный";
- концептуальном изучении основных философско методологических подходов к проблеме виртуальной реальности;
- разработке технологического подхода для изучения эвристических возможностей виртуальных технологий;
- проведении философско - методологического анализа эвристических возможностей компьютерных виртуальных технологий;
- разработке на основе технологического подхода концепции виртуологии как нового научно - исследовательского подхода к виртуальным технологиям.
Методологические и теоретические основы исследования.
В своей диссертационной работе автор использовал следующие методы исследования: категориальный, исторический, аналитический, синтетический, прогностический, сравнительный, абстрагирования, индукции и дедукции, идеализации, восхождения от абстрактного к конкретному и др.
В качестве теоретической основы исследования были использованы коммуникативный, волновой, субъектный и ряд других философских подходов к виртуальной проблематике.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке:
- уровней виртуальной проблематики, в которых определяется ее проблемное поле, а также новый уровень, связанный с понятием виртуальных технологий;
- технологического подхода к виртуальной проблематике, в котором раскрывается основной предмет исследования -эвристические возможности виртуальных технологий, выделяется три вида виртуальных технологий - высшие, естественные и искусственные, а также определяется наиболее совершенный вид
искусственных виртуальных технологий - компьютерные виртуальные технологии;
- концепции виртуологии как научно - исследовательского подхода для изучения виртуальных технологий, в рамках которого выделяется психологическая, физиологическая и артическая виртуология, определяется основной предмет исследования артической виртуологии - компьютерные виртуальные технологии, а также основное направление научных исследований - компьютерная виртуология.
Также научная новизна диссертационного исследования состоит в проведении философско - методологического анализа эвристических возможностей компьютерных виртуальных технологий, в рамках которого был изучен ряд философских аспектов виртуальной проблематики, связанных:
- с природой компьютерных виртуальных технологий. Среди них: взаимодействие физической реальности с киберпространством, пространство и время в киберпространстве, субъекты киберпространства и др.;
- со сферами применения компьютерных виртуальных технологий. Среди них: виртуальное информационное общество, виртуальное образование, новый вид искусства - виртуальный театр и
др.;
- с правовым использованием компьютерных виртуальных технологий. Среди них: воздействие компьютерной виртуальной формы предложения на индивидуальное и массовое сознание, опасности для человека и общества, связанные с преступным применением компьютерных виртуальных технологий, необходимость правовой регламентации использования компьютерных виртуальных технологий и др.
К основным научным положениям, выносимым на защиту,
относятся:
1. Определение уровней виртуальной проблематики.
2. Технологический подход для изучения эвристических возможностей виртуальных технологий.
3. Понятия высших, естественных, искусственных виртуальных технологий и др.
4. Определения, уточняющие понятия виртуальности, компьютерной виртуальной реальности, компьютерной виртуальной технологии и др.
5. Концепция виртуологии как нового научно исследовательского подхода для изучения виртуальных технологий.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Исследования, проведенные в рамках диссертационной работы, позволили расширить научное поле виртуальной проблематики и концептуализировать ее новый проблемный уровень, связанный со сферой виртуальных технологий. Результаты, полученные в данной диссертационной работе, могут быть использованы в курсах по онтологии и теории познания, социальной философии, а также в авторских учебных курсах по компьютерной виртуологии.
Ряд результатов диссертационной работы был внедрен автором в законодательную практику в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Акт о внедрении от 6 февраля 2003 года, №5.3-11/96.
Апробация работы.
Основные положения, идеи и результаты диссертационного исследования докладывались на следующих конгрессах, конференциях и круглых столах: Всероссийская конференция "Авторизованные образовательные реформы". Москва, 19 мая 1999 г.; II Российский философский конгресс «XXI век: будущее России
в философском измерении": объединенная секция "Философия культуры и эстетика", круглый стол "Философия и психология виртуальной реальности". Екатеринбург, 7 - 11 июня 1999 г.; Всероссийская конференция "Виртуальная психология". Москва, 12 апреля 2000 г.; Восьмой Московский международный фестиваль компьютерной графики и телевизионных технологий «Аниграф - Телекино' 2000»: Международная научно - техническая конференция, посвященная проблемам современных компьютерных технологий для телевидения. Москва, 24 мая 2000 г.; Всероссийская конференция "Виртуалистика - 2001". Москва, И апреля 2001 г.; Всероссийская конференция "Государственность России и государственная служба: пути развития". Москва, 26 апреля 2002 г.; III Российский философский конгресс "Рационализм и культура на пороге III тысячелетия": секция "Философия культуры", коллоквиум "Рационализм и ценности культуры", круглый стол "Философские проблемы виртуалистики". Ростов - на - Дону, 16-20 сентября 2002 г. и др.
Структура и объем диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников, включающего 163 наименования. Общий объем диссертационного исследования составляет 144 страницы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, анализируется степень ее разработанности, сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования, его методологические и теоретические основы, показаны научная новизна диссертационного исследования, основные
научные положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования, апробация результатов диссертационной работы и ее структура.
В первой главе "Современные философско методологические подходы к проблемам виртуальности, виртуальной реальности и виртуальных технологий" выявлена специфика постановки и решения философско - методологических подходов к виртуальной проблематике, на основе которых осуществляется ее изучение и развитие.
В первом параграфе "Исторический и категориальный анализ ,
понятия виртуальности" рассмотрены два философско методологических подхода к выявлению смыслового ядра понятий ]
"виртуальность" и "виртуальный".
На основании исторического и категориального изучения понятий "виртуальность" и "виртуальный" было установлено, что они имеют большие философские и исторические корни, уходящие вглубь тысячелетий. Показано, что в различных философских концепциях данные понятия имеют свое специфическое значение, зависящее от характера и сути концепции, в рамках которой они рассматриваются, что свидетельствует об их полисемантичном характере. Вместе с тем, можно зафиксировать общие черты их различных значений, связанные с рядом смысловых оттенков силы и энергийности. Автор диссертационного исследования понимает под виртуальностью творческую силу личности, а под виртуальным - свойство реальности, показывающее ее обладание виртусом как творческой, жизненной силой.
Во втором параграфе "Современные концептуальные подходы к проблеме виртуальной реальности и ее разработка в различных научных областях" раскрывается история формирования термина "виртуальная реальность" и проводится анализ основных
философских подходов, в которых основным предметом исследования является виртуальная реальность. Также показано развитие смысла данного термина в современных философских исследованиях.
Отмечается, что термин "виртуальная реальность" был введен в научный обиход американским ученым Жароном Ланье. Этим термином он назвал новый компьютерный продукт, позволявший проводить комплексное погружение пользователя в киберпространство. Данный термин получил широкое распространение и превратился в одно из наиболее эвристически работающих понятий современной культуры, а научное направление, связанное с изучением проблем виртуальной реальности, вызвало огромный интерес среди философов во всем мире. Диссертант понимает под виртуальной реальностью такую реальность, которая получает жизнь благодаря творческой силе личности - виртусу и имеет его в своей основе. В данном определении важной характеристикой является понятие силы, ключевое для различных определений термина "виртуальность" в мировой философии, но у диссертанта оно имеет свой, специфический оттенок, связанный с понятиями личности и творчества.
Различные типы виртуальной реальности (компьютерной, телевизионной, психологической, диалогической и т. д.) полагаются основным предметом исследования в ряде концептуальных подходов к виртуальной проблематике. К ним можно отнести: коммуникативный М.Маклюена, волновой Э.Тоффлера, симулятивный Ж.Бодрийяра, дифференциальный Ж.Делеза, полионтичный Н.А.Носова, диалогический МЛО.Опенкова, субъектный И.Г.Корсунцева, актуалогический Д.В.Пивоварова и ряд других. Помимо создания концептуальных философских подходов, проблема виртуальной реальности разрабатывается в большом
количестве современных философских, естественно - научных и междисциплинарных исследований.
В заключении данного параграфа делается вывод о том, что разработка концептуальных подходов к проблеме виртуальной реальности позволила создать ее поликонцептуальное поле, значительно углубить и развить множество областей научного знания и способствовать развитию философской мысли.
В третьем параграфе "Технологический подход к виртуальной проблематике" анализируется суть технологического подхода к виртуальной проблематике, разработанного диссертантом.
В технологическом подходе основным предметом исследования становятся эвристические возможности виртуальных технологий - средства для погружения в виртуальную реальность, ее восприятия и познания, а также действия в ней.
В рамках технологического подхода выделяется три вида виртуальных технологий: высшие, естественные и искусственные.
К высшим виртуальным технологиям относятся дух и душа человека. Они даны нам от рождения и позволяют погружаться в духовные и душевные реальности, воспринимать и познавать их, а также действовать в них. "Высшими" они названы потому, что позволяют человеку быть причастным к миру духовных и моральных ценностей, а "технологиями" - поскольку он самостоятельно, своим волевым актом, благодаря различным видам мастерства и искусства (от греч. 1есЬпе - мастерство, искусство), делает их средством погружения в духовные и душевные реальности, для осуществления творчества в сфере науки, искусства и морали.
Еще один вид виртуальных технологий, данный нам от рождения - это естественные виртуальные технологии. К ним относятся мозг и пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. С их помощью человек способен погружаться в
интеллектуальную и физическую реальности, воспринимать и познавать их, а также действовать в них. "Естественными" они названы потому, что делают человека причастным к миру естественной природы, а "технологиями" - поскольку дают ему возможность творчески проявить себя в природной реальности и стать мастером собственной жизни.
Искусственные виртуальные технологии созданы человеком по образу и подобию высших и естественных виртуальных технологий. Они позволяют погружаться в искусственные реальности, сотворенные человеческими руками, интеллектом, чувствами и духом, воспринимать и познавать эти реальности, а также действовать в них. К таким технологиям можно отнести языки, искусства, литературу, социальные институты, средства массовой информации, имиджевые технологии, компьютерные виртуальные технологии и др.
В рамках технологического подхода компьютерные виртуальные технологии полагаются наиболее совершенным видом искусственных виртуальных технологий, созданных человеком. Были даны следующие определения компьютерной виртуальной технологии и компьютерной виртуальной реальности. Компьютерная виртуальная технология - это средство для погружения в компьютерную виртуальную реальность, ее восприятия и познания, а также действия в ней. Компьютерная виртуальная реальность -это интерактивная среда, созданная с помощью компьютера, имеющая графические, акустические, пластические и иные свойства, в которую пользователь погружается как зритель или творец.
На основе технологического подхода к виртуальной проблематике была создана концепция виртуологии как нового научно - исследовательского подхода к виртуальным технологиям. В рамках этого подхода можно выделить: психологическую виртуологию, направленную на исследование высших виртуальных
технологий; физиологическую виртуологию, направленную на исследование естественных виртуальных технологий и артическую виртуологию, направленную на исследование искусственных виртуальных технологий.
В артической виртуологии основным объектом исследования полагаются компьютерные виртуальные технологии, а основным направлением исследований - компьютерная виртуология. Приоритетными направлениями научных исследований в области компьютерной виртуологии являются: философское осмысление феномена компьютерных виртуальных технологий; разработка и создание новых видов компьютерных виртуальных технологий; разработка и создание нового программного обеспечения для компьютерных виртуальных технологий; разработка проектов по применению компьютерных виртуальных технологий в различных сферах человеческой деятельности и внедрение готовых проектов в жизнь; разработка принципиально новых областей на технологической основе компьютерных виртуальных технологий и их воплощение в жизнь.
На основе исследований, проведенных в первой главе диссертационной работы, автор утверждает, что виртуальная проблематика представляет собой единое проблемное поле, в котором можно выделить три уровня научных исследований: виртуальность, виртуальную реальность и виртуальные технологии. Первый уровень научных исследований характерен для исторического и категориального подходов к виртуальной проблематике, в рамках которых устанавливается смысловое значение исходных понятий "виртуальность" и "виртуальный". Второй уровень научных исследований характерен для большинства концептуальных подходов в рамках виртуальной проблематики, поскольку в ней традиционно основным предметом исследования является виртуальная реальность
(компьютерная, психологическая, диалогическая и т. д.). Третий уровень научных исследований характерен для технологического подхода к виртуальной проблематике, разработанного диссертантом. В нем основным предметом исследования являются эвристические возможности виртуальных технологий.
Во второй главе "Философско - методологический анализ эвристических возможностей компьютерных виртуальных технологий" проведен философско - методологический анализ природы компьютерных виртуальных технологий, возможностей их применения в различных областях, а также правовых аспектов их использования.
В первом параграфе "Природа компьютерных виртуальных технологий" проводится философско - методологический анализ природы компьютерных виртуальных технологий на основе технологического подхода.
Было показано, что создание человечеством искусственных виртуальных технологий - языков, искусства, литературы, социальных институтов, имиджевых технологий, средств массовой информации и, наконец, компьютерных виртуальных технологий является естественным многоэтапным процессом по освоению физического мира, а также виртуального, созданного человеческими руками, интеллектом, чувствами и духом. Создание компьютерных виртуальных технологий является важнейшим этапом в этом процессе и одним из наиболее значительных изобретений человечества в XX веке. Данные технологии позволяют создавать киберпространство, входить в него, воспринимать и познавать его и выполнять более эффективно многие виды деятельности, возможные в нашем привычном, физическом мире, а так же те ее виды, которые в обычном мире недостижимы. Компьютерные виртуальные
технологии являются границей между киберпространством и физическим миром, тем окном, через которое человек погружается в киберпространство или физический мир, по своему усмотрению.
На основании исследования, проведенного в данном параграфе диссертационной работы, был сделан вывод, что изучение природы компьютерных виртуальных технологий крайне актуально и перспективно для современной философской науки, поскольку оно дает возможность по - новому подойти к рассмотрению многих вечных философских проблем - бытия, сознания, человека, реальности, пространства, времени и многих других. Это находит отражение в изучении проблематики компьютерных виртуальных технологий на стыке с проблемами компьютерного виртуального тела, сенсорного восприятия человека, синтетичности киберпространства, взаимодействия физической реальности с киберпространством, явления компьютерной ковиртуальности, отличия киберпространства от природного мира, пространства и времени в киберпространстве, субъектов киберпространства, искусственного интеллекта, творческой личности, самостоятельных действий в киберпространстве, возможности повтора в киберпространстве и др.
Во втором параграфе "Компьютерные виртуальные технологии как новый социокультурный феномен" проводится философско - методологический анализ возможностей применения компьютерных виртуальных технологий в различных областях.
В данном исследовании было сделано предположение, что примерно через 10 лет большая часть жителей Земли будет иметь высокоскоростной доступ в сеть Интернет, значительная часть информационных ресурсов человечества будет переведена в электронную форму, а для доступа в Сеть будут использоваться компьютерные виртуальные технологии. Они дадут возможность
погружаться в киберпространство Сети, воспринимать и познавать его, а также действовать в нем, с помощью всех органов чувств. Благодаря совместному использованию компьютерных виртуальных технологий и Сети человек получит много новых возможностей. Интернет обретет статус второй, информационной реальности, в которой человечество сможет обитать и проявлять себя, во многих сферах гораздо более эффективно, чем в физической реальности.
Отмечается, что в информационном обществе значительно уменьшится роль воздействия национальных государств на человека. Люди будут взаимодействовать друг с другом не в рамках географического, а в рамках глобального информационно -культурного пространства Сети, с помощью компьютерных виртуальных технологий, вопреки расстоянию и границам. Поэтому мощь государства в информационном обществе будет определяться, прежде всего, уровнем развития культуры. Уже в наши дни появляется сетевая культура. На ее развитие направлено особое внимание мирового сообщества, поскольку она является системообразующей для современной информационной эпохи.
На основании исследования, проведенного в данном параграфе диссертационной работы, был сделан вывод, что применение компьютерных виртуальных технологий уже сегодня коренным образом изменяет классические подходы в важнейших сферах человеческой деятельности - в государственном управлении, политике, национальной безопасности, экономике, образовании, медицине, производстве, коммуникации, науке, культуре, искусстве и многих других. Тем самым было установлено, что компьютерные виртуальные технологии представляют собой новый социокультурный феномен.
В третьем параграфе "Философско - правовые аспекты использования компьютерных виртуальных технологий" проводится
философско - методологический анализ опасностей, связанных с применением компьютерных виртуальных технологий и обосновывается необходимость правовой регламентации их использования на территории Российской Федерации.
Утверждается, что применение компьютерных виртуальных технологий открывает для людей иные, альтернативные миры, в которых могут быть предложены любые идеи и действия. Компьютерная виртуальная форма, в которой они могут быть предложены, коренным образом отличается от всех иных форм предложения. Эта форма воздействует на все чувства человека, ярко запечатлевается в его сознании и подсознании и может оказать кардинальную роль на его волю и поведение. Поэтому при выборе информационного ресурса из киберпространства для его совместного использования с компьютерными виртуальными технологиями человек должен как следует подумать, насколько этот ресурс ему необходим и какие последствия могут быть в результате его использования. В этом выборе важную роль имеют воспитание, морально-духовный уровень и система взглядов человека.
В киберпространстве человеку может быть навязана чужая воля, не осознаваемая им, без его на то согласия и совершенно неожиданно для него. Для этого существует множество различных способов, которые могут быть объединены одним термином -зомбирование. Современной психологии известно множество способов зомбирования. Это и метод 25 кадра, чередование красного и синего цветов на высокой скорости, особого рода меняющиеся узоры, воздействие звуком в диапазоне, не воспринимаемом сознанием человека, но оказывающем влияние на его подсознание и много других способов. Эти методы могут разрушительно действовать на психику человека и препятствовать свободе его выбора.
Отмечается, что компьютерные виртуальные технологии могут быть использованы для подготовки к масштабным террористическим актам. В этом случае террористами могут быть использованы возможности данных технологий как инструмента для быстрого и эффективного обучения различным видам деятельности. В качестве примера можно привести ситуацию 11 сентября 2001 года, когда для подготовки к терактам в Америке террористы использовали возможность бесконтрольного со стороны государства доступа к компьютерным виртуальным авиатренажерам.
Был сделан вывод, что для предотвращения серьезных опасностей, связанных с преступным применением компьютерных виртуальных технологий, уже сегодня необходимо выработать механизм, который позволял бы тщательно контролировать их развитие и применение, а при необходимости, в правовом порядке, вводить ограничения и запреты. Этому будет способствовать комплексный проект по правовой регламентации использования компьютерных виртуальных технологий в Российской Федерации, проводимый с 1999 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
На основании исследований, проведенных в данной главе диссертационной работы, можно утверждать, что в ближайшие несколько лет произойдет значительное уменьшение стоимости компьютерных виртуальных технологий и появятся технические возможности для их совместного использования с сетью Интернет. В результате компьютерные виртуальные технологии получат широкое распространение и станут неотъемлемой частью большинства сфер человеческой деятельности. Это приведет к еще большей глобализации нашей жизни, дистанционной коммуникации и совместной деятельности людей всего мира в рамках единого киберпространства. Массовое применение компьютерных
виртуальных технологий значительно повлияет на экономические, политические и общественные отношения, а глобальная культура перейдет на новый уровень. Но для того, чтобы эта культура была достойна человеческого рода, ее нужно строить на высоких моральных принципах.
В заключении автор подводит итоги проведенного исследования и делает выводы, а также рассматривает перспективы и тенденции дальнейшего изучения проблемы.
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Содержание диссертации отражено в 30 научных публикациях автора, общий объем которых составляет 8 п.л. Среди них:
1. Мехед Н.Г., Юхвид A.B. Виртуальная реальность и проблемы национальной безопасности. Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Спецвыпуск. №7 (138). - М., 2001.1,9 пл.
2. Юхвид A.B. Виртуальные технологии: философские аспекты // Современные проблемы государственного управления. Сборник статей. Под ред. д.ф.н., проф. В.К.Егорова. - М.: РАГС, 2002 г. 0,5 п.л.
3. Юхвид A.B. Государственность России в информационную эпоху // Государственность и государственная служба. Пути развития. Выпуск 2. Под ред. д.ф.н., проф. Егорова B.K. - М.: РАГС - СЗАГС, 2002.0,1 п. л.
4. Юхвид A.B. Философские проблемы виртуальной реальности и искусственного интеллекта // Вестник МЭГУ. Международный
научно - теоретический журнал авторизованной педагогики. -М., 2000. - № 12. 0,4 п.л.
5. Юхвид A.B. Концепция виртуальной реальности - новый перспективный подход к авторизованному образованию // Вестник МЭГУ. Международный научно - теоретический журнал авторизованной педагогики. - М., 1999. - № 11. 0,5 п.л.
6. Юхвид A.B. Философская концепция виртуальной реальности для искусства XXI века // XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса (7-11 июня 1999 г.). - Екатеринбург: Уральский Государственный Университет, 1999. - Т. 3. - Ч. 2. 0,1 п.л.
7. Юхвид A.B. Образование и устойчивое развитие. Концептуальные проблемы. Рецензия на книгу К.Х.Делокарова, НЛХВащекина, А.Д.Урсула // Вестник Российского философского общества. -2002. - №2. ОД п.л.
8. Юхвид A.B. Философская концепция виртуальных технологий // Рационализм и культура на пороге III тысячелетия: Материалы III Российского философского конгресса. - Т. 2. - Ростов - на - Дону, 2002 г. 0,1 п.л.
9. Юхвид A.B. Философские проблемы виртуологии // Рационализм и культура на пороге III тысячелетия: Материалы III Российского философского конгресса. - Т. 4. - Ростов - на - Дону, 2003 г. -(в печати). 0,5 п.л.
10. Юхвид A.B. Философия виртуологии // Вопросы философии. -М., 2003 г. (в печати). 0,5 п.л.
11. Юхвид A.B. Статьи «Виртуальная технология», «Виртуальная реальность», «Виртуальное образование», «Информационное общество» // Энциклопедический словарь по глобалистике. -М., 2003 г. 0,8 п.л.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук Юхвида Алексея Владимировича
Тема диссертационного исследования: Эвристические возможности компьютерных виртуальных технологий: философско - методологический анализ
Научный руководитель Делокаров Кадырбеч Хаджумарович
Изготовление оригинал-макета Юхвид A.B.
Подписано в печать /Д^Тираж ftQ экз. Усл.п.л. .
Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации
Отпечатано ОПТМ РАГС. Заказ № Ш
119606 Москва, пр-т Вернадского, 84
ш
i
I 0
í
«
( t
<
* 8001
ggo?- ft
goo]
h
' ) U
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Юхвид, Алексей Владимирович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКО -МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАМ ВИРТУАЛЬНОСТИ, ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ВИРТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
1.1. Исторический и категориальный анализ понятия виртуальности.
1.2. Современные концептуальные подходы к проблеме виртуальной реальности и ее разработка в различных научных областях.
1.3. Технологический подход к виртуальной проблематике.
ГЛАВА II. ФИЛОСОФСКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ЭВРИСТИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОМПЬЮТЕРНЫХ ВИРТУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
2.1. Природа компьютерных виртуальных технологий.
2.2. Компьютерные виртуальные технологии как новый социокультурный феномен.
2.3. Философско - правовые аспекты использования компьютерных виртуальных технологий.
Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Юхвид, Алексей Владимирович
Актуальность темы диссертационного исследования.
Актуальность темы защищаемой диссертационной работы определяется, прежде всего, ее большой теоретической и практической значимостью.
В рамках современных философских проблем все более отчетливо выдвигается потребность изучения различных аспектов виртуальной проблематики, связанных с понятиями виртуальности, виртуальной реальности и виртуальных технологий, а также целого ряда связанных с ними теоретических и практических задач. Концептуализация и практическое развитие виртуальной проблематики представляют крайний интерес, поскольку в начале третьего тысячелетия открылась вся ее глубина и многогранность. Философско - методологический и компьютерно -технологический аспекты виртуальной проблематики тесно переплелись между собой и породили новые направления в современной науке и культуре, а также обозначили перспективы развития информационного общества.
Компьютерно - технологический аспект виртуальной проблематики за последние десять лет получил значительное развитие. На сегодняшний день работа по созданию компьютерных виртуальных технологий является одним из самых успешных направлений в современной компьютерной индустрии. Над разработкой и созданием компьютерных виртуальных технологий работают многие зарубежные университеты, лаборатории, исследовательские центры и фирмы. Ими создано около двух десятков наименований компьютерных виртуальных устройств, уже в пятом - шестом поколении. Среди них: виртуальные шлемы, виртуальные очки, виртуальные перчатки, виртуальные костюмы, трекеры, устройства формирования запахов, устройства контактного воздействия, устройства силовой обратной связи, многопользовательские системы виртуальной реальности, а также много других оригинальных устройств. За рубежом компьютерные виртуальные технологии уже применяются в большом количестве сфер: государственной, военной, образовательной, медицинской, производственной, энергетической, нефтегазовой, банковской, биржевой, коммуникационной, исследовательской, конструкторской, архитектурной, презентационной, творческой, развлекательной и других. Направление по созданию и применению компьютерных виртуальных технологий в различных областях показало свою результативность и большую перспективность на самое ближайшее будущее. Все эти результаты требуют концептуального философского осмысления.
В настоящее время не существует концептуальных представлений об уровнях виртуальной проблематики и междисциплинарного философского подхода к виртуальным технологиям. Между тем их разработка позволила бы понять природу виртуального, во всем ее богатстве и многообразии, реализовать на новом проблемном уровне научные исследования в рамках виртуальной проблематики, а также разработать новые подходы, имеющие большое значение для многих важных областей теоретической и практической деятельности.
Состояние научной разработанности проблемы.
Теоретической основой виртуальной проблематики являются понятия "виртуальность" и "виртуальный". Они глубоко уходят своими корнями в историю мировой философской мысли, берут начало в латинском термине "virtus" и являются полисемантичными.
Термин "virtus" активно использовался в античной философии. У римлян он встречается при изложении философии военного искусства, также им пользовался в своих произведениях Цицерон. В буддизме система понятий с корнем vrt была одной из центральных. Его можно встретить в сутрах Патанджали. Идея виртуальности разрабатывалась в византийской философии Василием Великим и Исааком Сириным. Термин "виртуальный" использовался в средневековой схоластической философии. Он содержится в основе онтологии Фомы Аквинского. У средневекового логика Дунса Скота термин "виртуальный" был главным пунктом его теории реальности. Термин "виртуальность" использовали в своих произведениях Николай Кузанский и Сигер Брабантский. В политической мысли эпохи Возрождения термин "виртуальный" встречается у Николо Макиавели. В немецкой философии также можно наблюдать применение этого термина. Его использовали в своих философских исследованиях Лейбниц, Кант и Гегель. В конце XIX века термин "виртуальный" использовал А.Бергсон. В 30-х годах XX века в своих философско - искусствоведческих работах термин "виртуальный" использовал А.Арто. К этому термину обращался и П.А.Флоренский.
Понятие виртуальной реальности является центральным в философских концепциях М.Маклюена, Э.Тоффлера, Ж.Бодрийяра, Ж.Делеза, Н.А.Носова, М.Ю.Опенкова, И.Г.Корсунцева, Д.В.Пивоварова и других философов.
В ряде естественно - научных исследований изучаются проблемы компьютерных виртуальных технологий. Технические и программные средства систем виртуальной реальности рассматривали в своих работах С.П.Капица, С.Ю Желтов, М.Б.Игнатьев, В.С.Бабенко, Л.В.Литвинцева, С.Д.Налитов, В.Б.Тарасов, А.В.Ильюшин, А.С.Инвалев, К.Р.Кирьяков, Ф.Хэмит, Д.Энкарнакао, Е.Китагава, Д.Каханер, С.Брайсон. Проблема компьютерных виртуальных систем для работы с большими объемами информации изучалась С.В.Кареловым. О методологических проблемах разработки систем компьютерной виртуальной реальности писал в своих работах В.И.Шапиро. Разработкой новых технических систем для погружения в компьютерную виртуальную реальность занимается Н.Н.Латыпов. Системы виртуальной реальности в различных сферах практической деятельности рассмотрены в работах А.Прохорова и Т.Знаменской.
Рядом исследователей разрабатываются философские проблемы виртуальной реальности в науке, культуре, образовании и искусстве. О человеко - машинных системах, сложных информационных комплексах и системах искусственного интеллекта в постнеклассической науке писал в своих работах В.С.Степин. Тенденции интеграции культур и формирования единой культуры человечества анализировал в своих работах В.К.Егоров. Проблемы виртуальной реальности в контексте становления информационного общества рассматриваются в работах К.Х.Делокарова,
B.Л.Иноземцева, М.Кастельса, Д.Тапскотта и Г.Рэйнгольда. Вопросы виртуальной реальности в контексте проблем культуры, духовности, нравственности и национальной безопасности рассмотрены в работах Р.Г.Яновского. Вопросы киберкультуры рассмотрены в работах Т.Лири. Проблемами виртуальной реальности в экономике занимаются А.Крокер, М.Вайнштайн и А.Потемкин. Исследованиями в области виртуальной психологии занимаются Т.В.Носова, М.А.Пронин, А.Н.Михайлов, Ю.Т.Яценко, Г.П.Юрьев. О воображении как онтологической категории писал в своих работах М.С.Каган. Вопросами виртуальной реальности в современном искусстве занимаются О.Н.Астафьева, П.Борсук, В.Ф.Жданов, Т.В.Смирнова, А.М.Орлов, В.П.Терин, Н.П.Петрова. Проблемы виртуального образования анализируют в своих работах П.Джонсон - Ленз,
C.Хилтс, Л.А.Хачатуров, А.Гор, Б.Гейтс и Д.Симс.
Также проводится большое количество научных исследований по философским проблемам виртуальной реальности на стыке с классическими проблемами философии. Вопросы виртуалистики как комплексного подхода к изучению человека были рассмотрены И.Т.Фроловым. Проблемы виртуальной реальности в контексте проблем философской антропологии рассматривал в своих работах О.И.Генисаретский. Виртуальная реальность как форма современного дискурса была исследована В.М.Розиным. Вопросами метафизики виртуальной реальности занимался М.Хайм. Виртуальная реальность в контексте проблем постмодернизма изучалась в работах С.Жижека и П.Вирилио. Виртуальная реальность в контексте проблем гносеологии была изучена Л.А.Микешиной. Виртуальная реальность в контексте проблем онтологии была рассмотрена в работах А.Д.Королева. Вопросы виртуальной реальности в контексте проблем глобалистики рассматривались в работах А.Н.Чумакова. Философскими проблемами виртуальной реальности, компьютерных виртуальных технологий и современного информационного общества занимается М.М.Кузнецов. Философско - методологические исследования компьютерной виртуальной реальности были проведены Е.В.Ковалевской. Философские проблемы виртуальности разрабатывал В.И.Фалько. Аксиологические аспекты использования компьютерных систем виртуальной реальности были рассмотрены В.П.Бранским. Виртуалистика в контексте синергетической парадигмы была рассмотрена О.В.Катаевой. Вопросы виртуальной герменевтики разрабатывались М.В.Шугуровым. Неогегельянство в контексте проблем виртуалистики было рассмотрено О.С.Анисимовым. Виртуальная реальность как новая технология и способ постижения действительности была изучена С.Н.Иконниковой.
Большое количество исследований по отдельным аспектам виртуальной проблематики создает необходимую базу для систематического анализа эвристических возможностей компьютерных виртуальных технологий как нового социокультурного феномена.
Объектом диссертационного исследования является виртуальная проблематика в ее концептуальном и проблемном значении.
Предметом диссертационного исследования являются эвристические возможности компьютерных виртуальных технологий.
Цель диссертационного исследования состоит в философско -методологическом изучении эвристических возможностей компьютерных виртуальных технологий.
Эта цель конкретизируется в следующих задачах:
- разработке уровней виртуальной проблематики;
- проведении историко - философского и категориального анализа понятий "виртуальность" и "виртуальный";
- концептуальном изучении основных философско методологических подходов к проблеме виртуальной реальности;
- разработке технологического подхода для изучения эвристических возможностей виртуальных технологий;
- проведении философско - методологического анализа эвристических возможностей компьютерных виртуальных технологий;
- разработке на основе технологического подхода концепции виртуологии как нового научно - исследовательского подхода к виртуальным технологиям.
Методологические и теоретические основы исследования.
В своей диссертационной работе автор использовал следующие методы исследования: категориальный, исторический, аналитический, синтетический, прогностический, сравнительный, абстрагирования, индукции и дедукции, идеализации, восхождения от абстрактного к конкретному и др.
В качестве теоретической основы исследования были использованы коммуникативный, волновой, субъектный и ряд других философских подходов к виртуальной проблематике.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке:
- уровней виртуальной проблематики, в которых определяется ее проблемное поле, а также новый уровень, связанный с понятием виртуальных технологий;
- технологического подхода к виртуальной проблематике, в котором раскрывается основной предмет исследования - эвристические возможности виртуальных технологий, выделяется три вида виртуальных технологий -высшие, естественные и искусственные, а также определяется наиболее совершенный вид искусственных виртуальных технологий - компьютерные виртуальные технологии;
- концепции виртуологии как научно - исследовательского подхода для изучения виртуальных технологий, в рамках которого выделяется психологическая, физиологическая и артическая виртуология, определяется основной предмет исследования артической виртуологии - компьютерные виртуальные технологии, а также основное направление научных исследований - компьютерная виртуология.
Также научная новизна диссертационного исследования состоит в проведении философско - методологического анализа эвристических возможностей компьютерных виртуальных технологий, в рамках которого был изучен ряд философских аспектов виртуальной проблематики, связанных:
- с природой компьютерных виртуальных технологий. Среди них: взаимодействие физической реальности с киберпространством, пространство и время в киберпространстве, субъекты киберпространства и др.;
- со сферами применения компьютерных виртуальных технологий. Среди них: виртуальное информационное общество, виртуальное образование, новый вид искусства - виртуальный театр и др.;
- с правовым использованием компьютерных виртуальных технологий. Среди них: воздействие компьютерной виртуальной формы предложения на индивидуальное и массовое сознание, опасности для человека и общества, связанные с преступным применением компьютерных виртуальных технологий, необходимость правовой регламентации использования компьютерных виртуальных технологий и др.
К основным научным положениям, выносимым на защиту, относятся:
1. Определение уровней виртуальной проблематики.
2. Технологический подход для изучения эвристических возможностей виртуальных технологий.
3. Понятия высших, естественных, искусственных виртуальных технологий и др.
4. Определения, уточняющие понятия виртуальности, компьютерной виртуальной реальности, компьютерной виртуальной технологии и др.
5. Концепция виртуологии как нового научно - исследовательского подхода для изучения виртуальных технологий.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования.
Исследования, проведенные в рамках диссертационной работы, позволили расширить научное поле виртуальной проблематики и концептуализировать ее новый проблемный уровень, связанный со сферой виртуальных технологий. Результаты, полученные в данной диссертационной работе, могут быть использованы в курсах по онтологии и теории познания, социальной философии, а также в авторских учебных курсах по компьютерной виртуологии.
Ряд результатов диссертационной работы был внедрен автором в законодательную практику в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Акт о внедрении от 6 февраля 2003 года, №5.3-11/96.
Апробация работы.
Основные положения, идеи и результаты диссертационного исследования докладывались на следующих конгрессах, конференциях и круглых столах: Всероссийская конференция "Авторизованные образовательные реформы". Москва, 19 мая 1999 г.; II Российский философский конгресс «XXI век: будущее России в философском измерении": объединенная секция "Философия культуры и эстетика", круглый стол "Философия и психология виртуальной реальности". Екатеринбург, 7 - 11 июня 1999 г.; Всероссийская конференция "Виртуальная психология". Москва, 12 апреля 2000 г.; Восьмой Московский международный фестиваль компьютерной графики и телевизионных технологий «Аниграф - Телекино' 2000»: Международная научно -техническая конференция, посвященная проблемам современных компьютерных технологий для телевидения. Москва, 24 мая 2000 г.; Всероссийская конференция "Виртуалистика - 2001". Москва, 11 апреля 2001 г.; Всероссийская конференция "Государственность России и государственная служба: пути развития". Москва, 26 апреля 2002 г.; III Российский философский конгресс "Рационализм и культура на пороге III тысячелетия": секция "Философия культуры", коллоквиум "Рационализм и ценности культуры", круглый стол "Философские проблемы виртуалистики". Ростов - на - Дону, 16-20 сентября 2002 г. и др.
Публикации по теме диссертационного исследования.
Содержание диссертации отражено в 30 научных публикациях автора, общий объем которых составляет 8 п.л. Среди них:
1. Мехед Н.Г., Юхвид A.B. Виртуальная реальность и проблемы национальной безопасности. Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Спецвыпуск. №7 (138). -М., 2001. 1,9 п.л.
2. Юхвид A.B. Виртуальные технологии: философские аспекты // Современные проблемы государственного управления. Сборник статей. Под ред. д.ф.н., проф. В.К.Егорова. - М.: РАГС, 2002 г. 0,5 п.л.
3. Юхвид A.B. Государственность России в информационную эпоху // Государственность и государственная служба. Пути развития. Выпуск 2. Под ред. д.ф.н., проф. Егорова B.K. - М.: РАГС - СЗАГС, 2002. 0,1 п.л.
4. Юхвид A.B. Философские проблемы виртуальной реальности и искусственного интеллекта // Вестник МЭГУ. Международный научно -теоретический журнал авторизованной педагогики. - М., 2000. - № 12. 0,4 п.л.
5. Юхвид A.B. Концепция виртуальной реальности - новый перспективный подход к авторизованному образованию // Вестник МЭГУ. Международный научно - теоретический журнал авторизованной педагогики. - М., 1999. - № 11. 0,5 п.л.
6. Юхвид A.B. Философская концепция виртуальной реальности для искусства XXI века // XXI век: будущее России в философском измерении: Материалы Второго Российского философского конгресса (7-11 июня 1999 г.). - Екатеринбург: Уральский Государственный Университет, 1999. - Т. 3. - Ч. 2. 0, 1 пл.
7. Юхвид A.B. Образование и устойчивое развитие. Концептуальные проблемы. Рецензия на книгу К.Х.Делокарова, Н.П.Ващекина,
А.Д.Урсула // Вестник Российского философского общества. - 2002. -№2. 0,1 п.л.
8. Юхвид A.B. Философская концепция виртуальных технологий // Рационализм и культура на пороге III тысячелетия: Материалы III Российского философского конгресса. - Т. 2. - Ростов - на - Дону, 2002 г. 0,1 п.л.
9. Юхвид A.B. Философские проблемы виртуологии // Рационализм и культура на пороге III тысячелетия: Материалы III Российского философского конгресса. - Т. 4. - Ростов - на - Дону, 2003 г. - (в печати). 0,5 п.л.
10. Юхвид A.B. Философия виртуологии // Вопросы философии. -М., 2003 г. (в печати). 0,5 п.л.
11. Юхвид A.B. Статьи «Виртуальная технология», «Виртуальная реальность», «Виртуальное образование», «Информационное общество» // Энциклопедический словарь по глобалистике. - М., 2003 г. 0,8 п.л.
Структура и объем диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и источников, включающего 163 наименования. Общий объем диссертационного исследования составляет 144 страницы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Эвристические возможности компьютерных виртуальных технологий"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного диссертационного исследования можно подвести его итоги и сделать следующие выводы:
1. Был проведен исторический и категориальный анализ терминов «виртуальность» и «виртуальная реальность». Установлено, что они имеют большие философские и исторические корни, уходящие вглубь тысячелетий. В различных философских концепциях данные термины имеют свое значение, зависящее от характера и сути концепции, в которой рассматриваются, следовательно, они являются полисемантичными. Несмотря на это, можно зафиксировать общие черты их различных значений, связанные с рядом смысловых оттенков силы и энергийности.
2. Был проведен концептуальный анализ основных философских подходов к проблеме виртуальной реальности. Также данная проблема была рассмотрена в ряде современных философских, естественно - научных и междисциплинарных исследований. На основании проведенного анализа был сделан вывод, что разработка концептуальных подходов к проблеме виртуальной реальности позволила создать ее поликонцептуальное поле, значительно углубить и развить множество областей научного знания и способствовать развитию философской мысли.
3. Был разработан технологический подход к виртуальной проблематике для изучения эвристических возможностей виртуальных технологий.
4. На основе технологического подхода была создана целостная концепция виртуологии как нового научно - исследовательского подхода для комплексного изучения и развития сферы, связанной с виртуальными технологиями. В рамках данного подхода выделено основное направление научных исследований - компьютерная виртуология и основной предмет исследования - компьютерные виртуальные технологии.
5. На основании проведенных исследований было установлено, что виртуальная проблематика представляет собой единое проблемное поле, в котором можно выделить три уровня научных исследований: виртуальность, виртуальную реальность и виртуальные технологии. Первый уровень характерен для исторического и категориального подходов к виртуальной проблематике, второй - для большинства концептуальных подходов в рамках виртуальной проблематики и большого количества современных философских, естественно - научных и междисциплинарных исследований, третий - для технологического подхода к виртуальной проблематике, разработанного диссертантом.
6. Был проведен философско - методологический анализ природы компьютерных виртуальных технологий. Установлено, что их изучение крайне актуально и перспективно для современной философской науки, поскольку оно дает возможность по - новому подойти к рассмотрению многих вечных философских проблем - бытия, сознания, человека, реальности, пространства, времени и многих других. Это находит отражение в изучении проблематики компьютерных виртуальных технологий на стыке с проблемами компьютерного виртуального тела, сенсорного восприятия человека, синтетичности киберпространства, взаимодействия физической реальности с киберпространством, явления ковиртуальности, отличия киберпространства от природного мира, пространства и времени в киберпространстве, субъектов киберпространства, искусственного интеллекта, творческой личности, самостоятельных действий в киберпространстве, возможности повтора в киберпространстве, рождения и смерти в киберпространстве и др.
7. Был проведен философско - методологический анализ компьютерных виртуальных технологий как нового социокультурного феномена.
Установлено, что применение компьютерных виртуальных технологий уже сегодня коренным образом изменяет классические подходы в важнейших сферах человеческой деятельности - в государственном управлении, политике, национальной безопасности, экономике, образовании, медицине, производстве, коммуникации, науке, культуре, искусстве и многих других. Это можно с полной уверенностью утверждать, исходя из множества примеров применения компьютерных виртуальных технологий в данных сферах. На основе проведенного философско - методологического анализа были разработаны концепции виртуального образования, виртуального искусства, виртуального информационного общества и ряд других.
8. Был проведен философско - методологический анализ правовой сферы, связанной с применением компьютерных виртуальных технологий. Установлено, что существуют серьезные опасности, связанные с их локальным и массовым применением. Для предотвращения этих опасностей на территории Российской Федерации уже сегодня необходимо выработать механизм, который позволял бы тщательно контролировать развитие и применение компьютерных виртуальных технологий, а при необходимости, в правовом порядке, вводить ограничения и запреты. Этому будет способствовать комплексный проект по правовой регламентации использования компьютерных виртуальных технологий в Российской Федерации, проводимый с 1999 года в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
9. Был сделан вывод, что в ближайшие несколько лет произойдет значительное уменьшение стоимости компьютерных виртуальных технологий и появятся технические возможности для их совместного использования с сетью Интернет. В результате компьютерные виртуальные технологии получат широкое распространение и станут неотъемлемой частью большинства сфер человеческой деятельности.
Это приведет к еще большей глобализации нашей жизни, дистанционной коммуникации и совместной деятельности людей всего мира в рамках единого киберпространства. Массовое применение компьютерных виртуальных технологий значительно повлияет на экономические, политические и общественные отношения, а глобальная культура перейдет на новый уровень. Но для того, чтобы эта культура была достойна человеческого рода, ее нужно строить на высоких моральных принципах.
Перспективы разработки проблематики диссертационного исследования связаны с дальнейшим развитием виртуологии как нового научного направления.
131
Список научной литературыЮхвид, Алексей Владимирович, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Аверинцев A.A. Фома Аквинский // Философский энциклопедический словарь. - М., 1993. - С. 742.
2. Агамов А. Виртуальная реальность: воспоминания о будущем // Компью -Терра. 1999. - 10 августа. - № 30.
3. Анисимов О.С. Дух и духовность. Рефлексивно виртуальная версия неогегельянца. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 14. - М., 2001.
4. Антонян Ю.М. Виртуальная реальность преступника // Виртуальная реальность: Философские и психологические проблемы / Под ред. Н.А.Носова. М.: ИПК Госслужащих Российской академии госслужбы при Президенте РФ, 1997. - С. 8 - 37.
5. Арто А. Театр и его двойник. М.: Мартис, 1993.
6. Астафьева О.Н. Компьютерная виртуальная реальность и искусство // Виртуальные реальности: Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4 / Под ред. Р.ГЛновского, Н.А.Носова. - М.: Ин-т человека РАН, 1998. -С. 141 -145.
7. Бабенко B.C. Обобщенная схема системы виртуальной реальности // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры / Под ред. д.ф.н., проф. Е.А.Шаповалова Спб., 1996. - С. 28 - 38.
8. Бабенко B.C. Таксономия систем виртуальной реальности // Виртуальные реальности: Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4 / Под ред. Р.ГЛновского, Н.А.Носова. - М.: Ин-т человека РАН, 1998. - С. 145 - 147.
9. Бабенко B.C. Размышления о виртуальной реальности // Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития / Под ред. Н.А.Носова. М.: ИТАР-ТАСС, 1996. - С. 113.
10. Батай Ж. Литература и зло. М., 1994.
11. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. В 2 т. М., 1998.
12. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.
13. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999.
14. Бодрийяр Ж. Америка. С-Пб.: Владимир Даль, 2000.
15. Борсук П. Виртуальная реальность и искусство. М.: Silicon Graphics, Inc., 1997. - URL: http://www.sgi.ru/articles/496/borsuk
16. Бранский В.П. Природа виртуальной реальности и ее социальные последствия // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры / Под ред. д.ф.н., проф. Е.А.Шаповалова Спб., 1996. - С. 40 -44.
17. Бубер М. Два образа веры. М., 1995.
18. Ваганов А. Храните информацию в правом полушарии. Интервью с главой российского представительства компании Silicon Graphics (SGI) С.В.Кареловым // НГ Наука. -2001.-21 февраля.
19. Василий Великий. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кессарии Каппадокийской. Ч. 1. - М., 1991.
20. Вирилио П. Информационная бомба. М.: Прагматика культуры, 2002.
21. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т.З. М., 1977.
22. Гейтс Б. Дорога в будущее. М.: Русская редакция, 1996.
23. Генисаретский О.И. Процепция и виртуальность в возможных жизненных мирах // Труды лаборатории виртуалистики. Вып.1. Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. М., 1995.
24. Гиренок Ф.И. Анропологические исследования. Кант и Гегель. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 17. М., 2001.
25. Гор А. Земля на чаше весов. В поисках новой общей цели // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред.
26. B.Л.Иноземцева. М.: Academia, 1999. - С. 557 - 572.
27. Гордон А. Виртуальные модели мира. URL: http://www.ntv-tv.ru
28. Гримак Л.П. Супергипноз виртуальной реальности // Виртуальная реальность: Философские и психологические проблемы / Под ред. Н.А.Носова. М.: ИПК Госслужащих Российской академии госслужбы при Президенте РФ, 1997. - С. 8 - 37.
29. Делез Ж. Различие и повторение. С-Пб.: Петрополис, 1998. - С. 255 -261.
30. Делез Ж. Актуальное и виртуальное // Цифровой жук. 1998. - №2.1. C.95 97.
31. Делез Ж. Платон и симулякр // Новое литературное обозрение. 1993. -№5.
32. Делокаров К.Х. Философия и цивилизационные трансформации // Ценности глобализирующегося мира / Под ред. д.ф.н., проф. К.Х.Делокарова. М., 2002. - С. 5 - 42.
33. Егоров В.К. Философия культуры России. Контуры и проблемы. -М.: РАГС, 2002.
34. Желтов С.Ю., Лихачев A.C., Степанов A.A. Виртуальная реальность -новая информационная технология // Научно информационный вестник "Аномалия". - 1995. - Т. 1. - С. 6 - 11.
35. Жижек С. Добро пожаловать в пустыню реального. М.: Прагматика культуры, 2002.
36. Знаменская Т. Параллельный мир или цифровое зазеркалье. М.: Silicon Graphics, Inc., 1997. - URL: http://www.sgi.ru/articles/396/znamenskaya
37. Иванов Д.В. Виртуализация общества. С-Пб., 2002.
38. Игнатьев М.Б. Системы виртуальной реальности и антропный принцип // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры / Под ред. д.ф.н., проф. Е.А.Шаповалова Спб., 1996. - С. 12-21.
39. Ильюшин A.B., Инвалев A.C., Кирьяков K.P. Виртуальная реальность и стереографика // Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития / Под ред. Н.А.Носова. М.: ИТАР-ТАСС, 1996. -С. 117- 130.
40. Иноземцев B.J1. За пределами экономического общества. М.: Академия - Наука, 1998.
41. Исаак Сирин. Творения иже во святых отца нашего Аввы Сирианина, подвижника и отшельника, бывшаго епископом христолюбивого града Ниневии: Слова подвижнические. М., 1993.
42. Каган М.С. Воображение как онтологическая категория // Виртуальное пространство культуры. С-Пб, 2000.
43. Кайдалов В. Виртуальные частицы. М., 1982.
44. Капица С.П. Очевидное невероятное. Программа, посвященная проблеме компьютерных виртуальных технологий. - ОРТ, 1996.
45. Кастельс М. Информационная эпоха. М., 2000.
46. Кастельс М., Химанен П. Информационное общество и государство благосостояния. М.: Логос, 2002.
47. Катаева О.В. Виртуалистика в контексте синергетической парадигмы. Автореферат кандидатской диссертации. Ростов - на - Дону, Ростовский государственный университет, 2002.
48. Копаладзе P.A. Виртуальные и возможные миры: свобода, ответственность, нравственность // Виртуальные реальности: Трудылаборатории виртуалистики. Вып. 4 / Под ред. Р.Г.Яновского, Н.А.Носова. - М.: Ин-т человека РАН, 1998. - С. 165 - 168.
49. Ковалевская Е.В. Виртуальная реальность: философско методологический анализ. Автореферат кандидатской диссертации. -М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ, 1998.
50. Колымба И. Виртуальная реальность в психотерапии. M.: ММА им. Сеченова, 1999. - URL: http://www.mednet.odessa.ua/med/ps/psl.htm
51. Комарков Н. Виртуальная реальность в действии // iXBT Hardware. -URL: http://www.hardware.ru/peripheral/virtuality.html
52. Кондон Р. Бизнес интересуется виртуальной реальностью // Computerworld Россия. 1996. - №29.
53. Кондратьев И. Технология виртуальная, результат - реальный // Computerworld Россия. - 1997. - №35.
54. Королев А.Д. Восприятие причины в условиях недобытия виртуальной реальности // Виртуальные реальности: Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4 / Под ред. Р.Г.Яновского, Н.А.Носова. - М.: Ин-т человека РАН, 1998. - С. 43 - 46.
55. Корсунцев И.Г. Прикладная философия: субъект и технологии. М.: ИГЖ Госслужбы Российской академии государственной службы при Президенте РФ, 2001. - С. 109.
56. Корсунцев И.Г. Субъект и виртуальная реальность. М.: ИПК Госслужбы Российской академии государственной службы при Президенте РФ, 1998.
57. Корсунцев И.Г. Субъект в технологическую эпоху. М., 1999.
58. Корсунцев И.Г. Эволюция субъекта в технологическую эпоху. М.: ИПК Госслужбы Российской академии государственной службы при Президенте РФ, 1999.
59. Корсунцев И.Г. Субъект и знаковые системы. М., 2000.
60. Корсунцев И.Г. Онтология развития. М.: ИПК госслужбы Российской академии государственной службы при Президенте РФ, 2001.
61. Кояма К. План информационного общества: национальная цель к 2000 году. Токио, 1972.
62. Крокер А., Вайнштайн М.А. Политическая экономия виртуальной реальности: пан-капитализм. Перевод Н.А.Носова // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 3. М., 1997. - С. 70 - 78.
63. Кузнецов М.М. Статья «Маклюен Х.М.» // Новая философская энциклопедия. В 4 т. 2001. - Т.2. - С.478 - 479.
64. Кузнецов М.М. Философия Марашалла Маклюена и коммуникативные стратегии Интернета. Российская сеть информационного общества. URL: http://www/isn.ru/seminar-doc/Mclw.doc
65. Кузнецов М.М. Виртуальная реальность: взгляд с точки зрения философа // Виртуальная реальность: Философские и психологические проблемы / Под ред. Н.А.Носова. М.: ИПК Госслужащих Российской академии госслужбы при Президенте РФ, 1997. - С. 86 - 100.
66. Кузнецов М.М. Виртуальная реальность техногенный артефакт или сетевой феномен? // Российская сеть информационного общества. -URL: http://www.isn.ru/
67. Курило А. Виртуальная реальность. Где? Как? Когда? // Мир ПК. 1998. - №3.
68. Латыпов H.H., Нерушай С.А. Запахи через Интернет // VirtuSphere -новые технологии виртуальной реальности. URL: http://www.aha.ru/ ~latypov/oth0.htm#3anaxH
69. Латыпов H.H., Лытыпов H.H., Мачкин П.И. Тренажерные комплексы на базе использования виртуальной сферы и VR // Вооружение, политика, конверсия. 1997. - №№ 3-4.
70. Лем С. Сумма технологии. М.: ACT, 2002.
71. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. - С. 208.
72. Литвинцева Л.В., Налитов С.Д., Тарасов В.Б. Технологии виртуальной реальности: состояние, применения, перспективы // Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития / Под ред. Н.А.Носова. М.: ИТАР-ТАСС, 1996. - С. 87 - 106.
73. Литвинцева Л.В., Налитов С.Д. Графические средства для построения систем когнитивной графики и виртуальных миров // Программные продукты и системы. 1995. - №2.
74. Лосев А.Ф. Эллинистически римская эстетика I - II вв. н.э. - М.: Изд-во МГУ, 1979.
75. Маклюен М. Телевидение. Робкий гигант // Телевидение вчера, сегодня, завтра. М.:Искусство, 1987.
76. Маньковская Н.Б. Статья «Бодрийяр Ж.» // Новая философская энциклопедия. В 4 т. 2001. - Т. 1. - С. 291.
77. Махлина С.Т. Виртуальная реальность в современной художественной культуре // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры / Под ред. д.ф.н., проф. Е.А.Шаповалова Спб., 1996. -С. 40 - 44.
78. Маховер К. Перспективы виртуальной реальности // Графикон 95. Сборник материалов конференции. - М., 1995.
79. Микешина Л.А., М.Ю.Опенков. Новые образы познания и реальности. -М.: РОССПЭН, 1997. С. 219 - 222.
80. Николай Кузанский. О видении Бога // Николай Кузанский. Соч.: В 2 т. -М.: Мысль, 1980. Т.2. - С. 46 - 47.
81. Носов Н.А.Виртуальный подход к проблеме человека // Многомерный образ человека. М.: Наука, 2001.
82. Носов Н.А. Фома Аквинский и категория виртуальности // Виртуальная реальность: Философские и психологические проблемы / Под ред. Н.А.Носова. М.: ИПК Госслужащих Российской академии госслужбы при Президенте РФ, 1997. - С. 68 - 85.
83. Носов H.A. Виртуальная реальность // Вопросы философии. 1999. -Xol0.-C.152- 164.
84. Носов H.A., Михайлов А.Н. Диагностика виртуальной образности. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 10. М., 2000.
85. Носов H.A., Яценко Ю.Т. Параллельные миры. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 2. М., 1996.
86. Носов H.A. Словарь виртуальных терминов. Труды лаборатории виртуалистики. Выпуск 7. М., 2000.
87. Носов H.A. Психологические виртуальные реальности. М.: Ин-т человека РАН, 1994.
88. Носов Н.А.Виртуальный человек. М.: Магистр, 1997.
89. Носов H.A. Ошибки пилота: психологические причины. М.: Транспорт, 1990.
90. Носов Н.А.Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000.
91. Носов H.A. Виртуальная парадигма // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. М., 1998. - С. 87 - 94.
92. Носов H.A. Манифест виртуалистики. М., 2001.
93. Носов H.A. Аретея // Виртуальные реальности. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. М., 1998. - С. 67 - 77.
94. Носова Т.В. Феномен соположения реальностей. Труды лаборатории виртуалистики. Вып.11. М., 2000.
95. Островская Е.П., Рудой В.И. Комментарий // Классическая йога ("Йога-сутры" Патанджали и "Вьяса-бхашья"). М., 1992. - С. 207.
96. Огурцов А.П. Статья «Симулякр» / Новая философская энциклопедия. В 4 т. 2001. - Т.З. - С. 542-544.
97. Опенков М.Ю. Онто диалогический подход к виртуальной реальности // Виртуальные реальности: Труды лаборатории виртуалистики. - Вып. 4 / Под ред. Р.Г.Яновского, Н.А.Носова. - М.: Ин-т человека РАН, 1998. -С. 110.
98. Опенков М.Ю. От Диониса до Делеза: философия виртуальности // Философская мысль. 2001. - С. 68 - 74.
99. Опенков М.Ю. Виртуальная реальность: онто диалогический подход. Автореферат к докторской диссертации. - М., 1997.
100. Орлов A.M. Новая виртуальная декорация для вечных сюжетов // Этюд о виртуальности. Спецвыпуск журнала "Декоративное искусство". 1996.- №1.- С. 48 -49.
101. Основы концепции центров принятия стратегических решений // Официальный сайт представительства компании Silicon Graphics (SGI) в России. URL: http:// www.sgi.com/global/ru solutions/cpsr.html
102. Основные рынки SGI. // Официальный сайт представительства компании Silicon Graphics (SGI) в России. - URL: http://www.sgi.com/ global/ru/info/markets.html
103. Петрова Н.П. Виртуальная реальность. Современная компьютерная графика и анимация. М.'.Аквариум, 1997.
104. Петрова Н. Тренинг для победителя. Самоменеджмент эпохи Интернет.- С-Пб.: Речь, 2002.
105. Пивоваров Д.В. Статья «Виртуальное, виртуал, виртуальная реальность» // Современный философский словарь / Под ред.
106. B.Е.Кемерова. London: PANPRINT, 1998. - С. 139 - 141.
107. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
108. Потемкин А. Виртуальная экономика и сюрреалистическое бытие. -М.: Инфра М, 2000.
109. Прохоров А. Реальность о виртуальной реальности // Официальный сайт представительства компании Silicon Graphics (SGI) в России. -URL: http://www.sgi.ni/articles/6.html
110. Пронин М.А. Виртуальные организационные реальности руководителя в управленческом консультировании // Интер тренинг. 2002. - №1.1. C. 19-27.
111. Розин В.M. Виртуальная реальность как форма современного дискурса // Виртуальная реальность: Философские и психологические проблемы / Под ред. Н.А.Носова. М.: ИПК Госслужащих Российской академии госслужбы при Президенте РФ, 1997. - С. 56 - 64.
112. Сигер Брабантский. Questiones de anima intellectiva // Антология мировой философии. M., 1969. - T.l. - 4.2. - С. 819.
113. Смирнова T.B. Виртуальные реальности в музыке // Виртуальная реальность: Философские и психологические проблемы / Под ред. Н.А.Носова. М.: ИПК Госслужащих Российской академии госслужбы при Президенте РФ, 1997. - С. 175 - 180.
114. Степин B.C. Теоретическое знание. М., 2000.
115. Тапскотт Д. Электронно цифровое общество. - М.: Рефл - Бук, 1999.
116. Терин В.П. Вспоминая Маршалла Маклюена // Исследование средств общения. Интернет сайт. - URL: http://www.pr.ru/media
117. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ACT, 1999.
118. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT, 2001.
119. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Сочинения: В 2 Т. М., 2000. - Т.2. - С. 285 - 292.
120. Фалько В.И. Философия виртуальности: подходы и принципы, проблемы и перспективы. М., 2000.
121. Фролов И.Т. Комплексные, междисциплинарные исследования виртуальной реальности // Виртуальные реальности: Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4 / Под ред. Р.Г.Яновского, Н.А.Носова. - М.: Ин-т человека РАН, 1998. - С. 8 -11.
122. Хуторской A.B. О виртуальном образовании // Электронный научно -педагогический журнал "Эйдос". URL: http://www.eidos.techno.ru/ journal/issue992/khutorskoy.htm
123. Хэррелд X. Конструкторов объединяет компьютерная сеть // Federal Computer Week. USA, 1999.
124. Цицерон. Об обязанностях // Лосев А.Ф. Эллинистически римская эстетика. I - II вв. н.э. - М.: МГУ, 1979. - С. 374.
125. Чумаков А.Н. Статья «Глобалистика» / Новая философская энциклопедия. В. 4 т. - Т. 1. - С. 533 - 534.
126. Шапиро Д.И. Человек и виртуальный мир. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
127. Шугуров М.В. Виртуальная герменевтика. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 13. М., 2001.
128. Юрьев Г.П., Юрьева H.A. Виртуальная медицина: теория и практика триалектической аретеи. Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 16. -М., 2001.
129. Яновский Р.Г. О виртуальной реальности // Виртуальные реальности: Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 4. / Под ред. Р.Г.Яновского, Н.А.Носова. - М.: Ин-т человека РАН, 1998. - С. 134 - 138 .
130. Baudrillard. A Tombre des majorités silencieuses, ou la fin du social. -Denoel, Paris, 1982.
131. Baudrillard J. 1/esprit du terrorisme // Le Monde. 6.11.2001.
132. Bryson S. Virtual Spacetime: An environment for the visualization of curved spacetime via geodesic flows // Proc. Vis"92, Boston. Oct., 1992. - P. 291 -298.
133. Brzezinski Z. America in Technetronic Age. Boston, 1967.
134. Coco Conn, Jaron Lanier, Margaret Minsky, Scott Fisher, Alison Drain. Virtual Environments and Interactivity: Windows to the Future. URL: http://www.siggraph.org/publications/panels/siggraph98/pol.html
135. Encarnacao J., Gobel M. European Activities in Virtual Reality // IEEE Computer Graphics and Applications. January, 1994. - P. 66 - 74.
136. Gertz M.W., Stewart D.B., Khosla P.K. A human machine interface or distributed virtual laboratories // IEEE Robotics & Automation Magazine. -1994.-Vol. l.-№4.-P. 5- 13.
137. Hamit F. Virtual Reality and the Exploration of Cyberspace. N.Y.: Carmel Indiana Sams Publishing, 1993.
138. Heim M. The Metaphisics of virtual reality // Virtual reality: theory, practice and promice / Ed. S.K.Helsel, J.P.Roth. Westport - London, 1991. -P. 27-33.
139. Hiltz S.R. Correlates of learning in a virtual classroom // Int. J. Man -Machine Studies. 1993. - Vol. 39. - P. 71 - 98.
140. Johnson Lenz P., Johnson - Lenz T. Groupware: process and impact of design choices II Computer - Mediated Communication: Status and Evolution / Ed. by B.Kerr and S.R.Hiltz. - N.Y.: Academic Press, 1982. - P. 45 - 55.
141. Kahaner D. Japanese activities in virtual reality // IEEE Computer Graphics and Applications. January, 1994. - P. 75 - 78.
142. Leary T. Chaos & Cyberculture. Berkley: Ronin Publishing, 1994.
143. Masuda Y. The Information Society as Post-industrial Society. Tokio,1981.
144. McCarty W.D., Sheasby S., Amburn P., Stytz M.R., Switzer C. A virtual cockpit for a distributed interactive simulation // IEEE Computer Graphics and Applications. January, 1994. - P. 49 - 54.
145. McLuhan M. Laws Of The Media: The New Science. With Eric McLuhan. Toronto: University of Toronto Press, 1978.
146. McLuhan M. The Medium Is The Massage: An Inventory of Effects. New York: Bantam, 1967.
147. McLuhan M. Myth and Mass Media. Daedalus, 1959.
148. McLuhan M. Understanding Media: The Extensions of Man. N.Y.: McGraw-Hill, 1964.
149. McLuhan M. At the Moment of Sputnic / Journal of Communication. Winter, 1974.-P. 48- 58.
150. McLuhan M. War and Peace in the Global Village. With Quintin Fiore and Jerome Angel. New York: Bantam, 1968.
151. Neisbitt F. Megatrends: The New Directions Transforming Our Lifes. N.Y.,1982.
152. Pimentel K. Teaching your systems to share // IEEE Computer Graphics and Applications. January, 1994. - P. 60 - 66.
153. Rheingold H. The virtual community. N.Y.,1998.
154. Sims D. See how they run: modeling evacuations in VR // IEEE Computer Graphics and Application. March, 1995. - P. 11 -13.
155. Sims D. Multimedia Camp Improves Disabled Kids // IEEE Computer Graphics and Applications. January, 1994. - P. 13 - 15.
156. Toffler A. The Adaptive Corporation. Aldershot, 1985.
157. Toffler A. The eco-spasm report. Toronto, 1975.
158. Toffler A, Toffler H. Creating a New Civilisation. The Politics of the Third Wave. Atlanta, 1994.
159. Turing H. Computer machinery and intelligence. N.Y., 1950.