автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Эзотеризм как культурно-исторический феномен
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Курносов, Юрий Васильевич
Введение
Глава I. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЗОТЕРИЗМА
§1. Понятие эзотеризма
§2. Систематика эзотеризма в литературе - чН
§3. Основные принципы социально-философского и культурологического анализа эзотеризма ~
Глава II. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЭЗОТЕРИЗМА И ИХ СОДЕРЖАНИЕ " S
§1. Соотношение форм эзотеризма и их историческая преемственность
§2. Эзотеризм в религии - 65"
§3. Оккультизм и тайные учения: астрология, хиромантия, каббала, алхимия, спиритизм, теософия -7?
§4. Масонство - ЮО
§5. Эзотерические истоки гитлеровского фашизма - И
§6. Генонизм -из
Глава III. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЭЗОТЕРИЗМА КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА -12.
§1. Социально-психологические и гносеологические корни эзотеризма
§2. Теоретическое исследование "механизма живучести" эзотеризма - 13$
§3. Сущность и содержание эзотеризма как явления культуры - ^О
Глава ГУ. ЭЗОТЕРИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ -Ш
§1. Место эзотеризма в создании альтернативных систем ценностей культуры
§2. Эзотеризм и политика. Мондиализм.
§3. Эзотеризм и искусство
§4. Эзотерические доктрины и перспективы глобальной эволюции человечества
Введение диссертации1997 год, автореферат по философии, Курносов, Юрий Васильевич
Актуальность темы исследования. Плодотворное изучение процессов, происходящих в сфере общественного сознания в условиях социальной нестабильности и информационного бума последних лет, невозможно без глубокого осмысления социокультурных явлений, которые долгое время находились вне поля зрения науки. К их числу можно отнести феномен эзотеризма, который стал заметным фактором общественной жизни. Появление большого числа оккультно-мистических объединений, взявших на вооружение опыт древних эзотерических и современных психофизических систем, приводит к расширению мифологической и сакральной компоненты в общественном сознании, оказывает значительное влияние на духовную и социальную жизнь общества. Аппелируя к большой ценности мистических и религиозных обрядов, тайных доктрин и идей прошлого, опыту мифосимволических искусств, новые "учителя истины", "гуру", различные проповедники привлекают большое число сторонников.
По сведениям социологов Аналитического центра Российской академии наук, проводивших исследование религиозности в России, в сложный, переломный период развития нашей страны в общественном сознании превалирует состояние колебания между верой в бога и безверием, причудливый конгломерат представлений о сверхъестественном, значительное место в котором занимают элементы оккультизма, буд-дистско-индуистских верований и различных эзотерических доктрин.
Нынешнее российское законодательство только благоприятствует процветанию религиозных сект и эзотерических объединений: любые десять человек могут зарегистрироваться как религиозная организация - государство освобождает ее от налогов и вообще дает "зеленую улицу". В последние годы страницы газет и журналов, программы радио и телевидения поставляют читателям и слушателям огромное завораживающее количество самых разнообразных материалов о необычном, тем самым невольно способствуя повышению суггестивности общественного сознания. Постепенно происходит его своеобразная ремифологизация. Она состоит в том, что значительное число людей в вопросах мировоззренческого характера полагаются не на научные представления, а руководствуются исторически устаревшими и изжившими себя ценностями и социально-политическими ориентирами, не могут адекватно отражать своим сознанием современную реальность.
Масштабность и широта этого явления весьма значительны. В разгар деятельности "АУМ - Синрике" в мае 1994 года в эту секту было вовлечено 48 600 россиян. К концу 1996 года в стране было зарегистрировано более 6 тысяч организаций сектантского типа, и в настоящий момент около 500 тысяч несовершеннолетних и свыше 1 миллиона молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет находятся под влиянием религиозных культов.1 Лишь изредка редакции сохраняют разумную долю скептицизма по поводу излагаемых сведений, помещая их, например, в раздел "Хотите верьте, хотите нет".Учитывая традиционное уважение нашим народом печатного слова, отсутствие иммунитета массового сознания, можно представить, что именно происходит в обыденном сознании общественной психологии под такого рода воздействиями.
Энтропийность и хаотичность общественного сознания увеличиваются до такой степени, что появляются возможности для манипулирования им со стороны достаточно узкого круга лиц "истинно понимающих что происходит" и имеющих необходимые материальные и интеллектуальные средства для этого.2
Аналогичная картина, только ранее по срокам, сложилась и в западных странах. Точные данные о численности членов эзотерических объединений, клубов, кружков. лож, и общин отсутствуют. Однако известно, что свыше 65% жителей США верят в существование сверхъестественных сил, 42% сообщают о своих контактах с потусторонним миром, у 29% бывают видения.3 В Германии в настоящее время во Всеобщее антропософское общество входит около 12 ООО человек, в Швейцарии - более 5500.4 Теософские группы существуют более чем в 50 странах.
Для современного этапа развития отечественной философии характерен выход на передний план проблем, связанных с теоретическим освоением нового материала, с расширением источниковой базы научных исследований и новыми подходами в области методологии, с углубляющейся специализацией по проблемам, периодам. Это сочетается со стремлением преодолеть дискретность в изучении различных областей и направлений философской мысли. Данное положение в полной мере относится к исследованию эзотеризма. Сегодня, когда значительно возрос интерес к духовному богатству мировой и отечественной истории, усилилось стремление к реалистическому представлению о всех сторонах мировой культуры, появилась потребность изучить те идеи и концепции, которые долгое время являлись уделом "посвященных", носили изначально закрытый характер. При этом отчетливо просматривается тенденция выявить трансцендентальное содержание культуры. Интерес к эзотеризму и I
1См.:Писаренко Д. Почему молодежь выбирает секты?// Аргументы и факты.-№ 1-2,1997.
С.11.
2 Имеется в виду деятельнорсть тоталитарныхпсевдорелигиозных сект и движений типа АУМ-Синреке, Общества сознания Кришны, Муна и др.
3 Релендер Й. Твин Пике не только на телеэкране/. За рубежом.- №3,1994.
4 Bierl P. Feindbild Mensch. New Age und Okofaschismus//WoZ №41,15.0ktober 1993. необходимость его изучения обусловлены именно этим расширением поля философских исследований, углублением их проблематики.
Однако не только логика развития философского знания делает актуальной эту проблему. Интерес к исследованию эзотеризма вызывается и другими обстоятельствами. Исследование эзотеризма как явления социальной и культурной жизни поможет выйти на глубинные, внутренние и скрытые уровни мотивации деятельности личности, так как объединения эзотерического характера могут быть среди членов любых политических партий, религиозных конфессий, социальных слоев и в этом вопросе существуют определенные, хотя не всегда явные, закономерности. На наших глазах возникают и рушатся мировые державы, борются и пожирают друг друга финансовые гиганты, на телеэкране ежедневно мелькают отряды боевиков, разыгрываются спектакли путчей и государственных переворотов, с невиданным энтузиазмом возводятся воздушные замки утопий , люди убивают других и умирают, движимые таинственными мотивами.
Возникают вопросы: не стоят ли за некоторыми из этих современных разборок эзотерические идеи? Не играют ли современные " мудрецы" и "игроки в бисер" в свои старые игры, сделав их ареной не мифологические Дельфы, Крит и Колхиду, а источники нефти и сырья или рынки сбыта оружия , наркотиков и компьютерной технологии? Каковы формы современной эзотерики? Каковы перспективы искателей истины и духовного освобождения и просветления?
Между тем до сих пор не существует целостной и четкой картины влияния эзотеризма на социально-политическую сферу. Наработанный к настоящему времени потенциал понимания проблемы внутренних механизмов функционирования эзотеризма в социуме оказывается недостаточным и это заставляет предпринимать его гораздо более углубленные исследования.
Решение этой задачи требует выхода в философское межпредметное пространство, требует системного подхода, позволяющего сформулировать и реализовать конкретные программы исследований отдельных явлений эзотерического характера.
Изучение эзотеризма позволяет более полно представить динамику социально-культурных процессов, происходящих в обществе. Рассмотрение эзотерических аспектов духовной культуры оказывается исключительно важным для изучения других, тесно связанных с ними явлений, в том числе морали, религии и искусства. Анализ эзотерических пластов в национальных культурах помогает постичь многие особенности архетипов культуры, определяющих логику национальных менталитетов и иногда объясняющих иррациональные элементы в поведении отдельных народов, вспышки национального чувства и даже расизма.
Древнейшие структуры народного этнического самосознания, специфически выражаемые через отдельные эзотерические явления, сохраняются на уровне психических архетипов вплоть до сегодняшнего дня, во многом предопределяя исторические события. Являясь психической реальностью, они распространяются через образы, ощущения, чувства и другие элементы культурных стереотипов как своеобразный метакультурный ориентир, парадигма, формирующая и структурирующая окружающий человека временной и пространственный космос.
Будучи относительно самостоятельной сферой общественной жизни, эзотеризм в определенной степени формирует свою систему ценностно-нормативных ориентации поведения людей. Построение теоретических моделей организации и функционирования эзотерических доктрин в социуме, общих концептуальных схем уровневого взаимодействия их смыслов и типов позволяет улучшить понимание многоструктур-ности общественного сознания, по своей сложности значительно превосходящую традиционное понимание его форм и уровней. Для адекватного отражения современных проблем и противоречий требуется новая группа параметров (социальных, информационных, культурологических и др.), позволяющих фиксировать место и роль эзотеризма в обществе.
Влияние эзотеризма ощутимо в общественной эволюции. Примером может служить формирование в современных условиях новой системы геополитических координат в мире. Без концептуального изучения эзотеризма трудно понять истоки и суть возрождения мощных фундаменталистских тенденций в ряде регионов мира, поскольку они связаны с определенными сакральными и эзотерическими традициями прошлого. Данные тенденции могут привести к столкновению различных цивилизаций, внутренне консолидирующихся на традиционных религиях и системах ценностей.
Поэтому проблема исследования эзотеризма как целостного социокультурного феномена, синкретически взаимосвязанного с мистикой, специфическими ритуалами оккультной практики, оказывающего влияние на духовную и социально-политическую сферы жизни общества, представляется исключительно актуальной.
Степень разработанности проблемы. Явления, которые традиционно относят к разряду эзотерических, зафиксированы, исследованы и описаны в философской, религиозной, этнографической, исторической, психологической, медицинской литературе. Но именно ввиду своей комплексной природы эзотеризм в целом оказался объектом лишь небольшого числа исследований. Анализ научных публикаций, материалов прессы показывает, что в прямой постановке проблема исследования эзотеризма как своего рода универсального явления, присутствующего в качестве культурно-исторического элемента в любом человеческом общежитии, исследовалась недостаточно и в этой сфере творится полный хаос. Отсутствуют специальные разработки интегративного плана, в которых данная тематика схватывалась бы целиком.
Тем не менее, вся история общественной мысли пронизана интересом к эзотерическим явлениям как одному из фундаментальных элементов человеческой жизни. Каждая историческая эпоха давала свои образцы эзотерической практики, соответствующие их реальной социальной роли, с одной стороны, и отношения к эзотеризму со стороны иных форм сознания - с другой. В большинстве случаев исследование вопросов, имеющих отношение к эзотерической области, носит локальный, частный характер. Отдельные аспекты проблемы проанализированы глубже, чем другие. В первую очередь это относится к мистике, теософии, масонству.
Учитывая, что систематических исследований, посвященных анализу эзотеризма в целом (а не отдельных его форм и видов) практически нет, автор столкнулся с проблемой поиска серьезных источников, которые могли бы служить достаточным теоретическим основанием концептуального обобщения.
В советский период у нас в стране исследование данного феномена практически не поощрялось. Все, чему научных объяснений не было ( а всегда найдутся такие явления), игнорировалось как мировоззренчески ложное. Наука тщательно уклонялась от исследования явлений, не отвечающих ее парадигме. Лишь в последние годы проблема эзотеризма приобретает реальное философское, психологическое и социологическое звучание.
В целом сегодняшний этап в понимании эзотеризма как культурно-исторического феномена характеризуется прежде всего накоплением исходного эмпирического материала и выдвижением отдельных гипотез. При этом рассмотрение эзотерических явлений в отечественной и зарубежной литературе в основном осуществляется на публицистическом уровне, философско-методологические и политологические аспекты проблемы рассматриваются крайне редко.1
Грани эзотерического знания раскрываются в работах авторов, которые в разные исторические эпохи формировали мощный пласт особого вида культуры - эзотерической культуры. Эзотерическая духовная традиция обнаруживалась во многих фи
• В качестве такого исключения можно привести докторскую диссертацию Ю.ЛЛЛзраилева "Иррационально-эзотерические версии культуры", защищенную в 1997 г. в Институте философии
РАН. лософских направлениях, таких как философия романтизма, философия жизни, психоанализ, экзистенциализм, в которых проявлялся обостренный интерес к внерассу-дочным формам культуры.
В общекультурном процессе эта традиция получала многоаспектные проявления. К их числу можно отнести работы Д.Андреева, Ш.Ауробиндо, А.Безант, Я.Беме, Е.П.Блаватской, Н.А.Бердяева, Б.Геливера, М.Морамарко, С.Мюге, К.Кастанеду, Ф.Ницше, Е.И. и Н.К.Рерихов, В.С.Соловьева, П.Д.Успенского, З.Фрейда, Ф.Капра, Р.Штайнера, Э.Шюре, М.Экхарта, М.Элиаде и др. Обращаясь к материалам по теософии, масонству, оккультизму, древним религиям, феноменам непознанного, они воссоздают грани эзотерического знания. Необходимо сказать и о политических деятелях и ученых, руководствовавшихся мистическими доктринами: М.Ганди, К.Юнге, К.Циолковском, Г.Гербигере и Ч.Форте.
Сторонники эзотерической культуры принижают ценность обычной реальности и культуры, придавая особую значимость скрытой за ними эзотерической реальности. Соответственно последователи эзотерики пытаются в земной жизни овладеть этой трансцендентальной действительностью. Для теоретического обоснования своих действий создаются различные концептуальные построения и системы эзотерических знаний.
Значительное число материалов по проблемам истории религии, астрологии, алхимии, теософии, масонства публикуется в многочисленных периодических изданиях изданиях типа "Восхождение","Гермес", "Дельфис","Орион", "Наука и религия", "Милый ангел","Путь к себе", "Параплюс"," Угунс" "Элементы", "Свет", "Ч и П", "Esotera", "Esoterikjournal WASSERMANN", "Magazin fur neues Bewusstsein 2000", "Wege & Visionen", "Network", "New Dimensions", "Wege Magazin", "Das Ziel -im Jetzt" и др.
Естественно, рассматривая эзогеризм как феномен философии, теории и истории культуры автору пришлось обращаться к работам ряда специалистов в области культуры. Можно отметить работы таких исследователей, как С.С.Аверинцев, А.ИАрнольдов, Г.К.Ашин, В.Д.Губин, Л.Н.Гумилев, А.Я.Гуревич, В.В.Иванов, М.С.Каган, Л.Е.Картман, Ю.М.Лотман, А.Ф.Лосев, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, Г.О.Нодия, Э.А.Орлова, В.И.Полищук, Г.С.Померанц, В.Н.Топоров и др.
Многие отечественные исследователи, в том числе А.Я.Аврех, Е.Г.Балагушкин, Ю.Я.Бондаренко, П.С.Гуревич, А.Дугин, И.А.Крывелев, А.Ф.Лосев, Ю.Л. Израилев, В.С.Поликарпов, В.Л.Рабинович, С.А.Токарев, Л.Н.Митрохин, В.М.Розин, Ю.А.Фомин и др., обратили внимание на эзотерическую духовную традицию, раскрыли отдельные аспекты этого культурного феномена. В работах Ю.А.Зиневича, И.Т.Касавина, В.Н.Поруса, В.Л.Рабиновича и В.Г.Федотовой рассмотрены проблемы вненаучного знания в целом.
Эзотерические идеи, при их включении в сферу культуры, могут способствовать взаимодействию различных культур, их диалогу. Это отмечал один из видных ученых, стоявший у истоков идеи "диалога культур" Ф.И.Щербатской
Если в Европе индийская эзотерическая философия привлекла к себе всеобщее внимание и стала интеллектуальной модой, после того как ее частично истолковали для европейцев А.Шопенгауэр, Ф.Ницше и Е.Блаватская (а на художественном и публицистическом уровне Р.Роллан, Г.Гессе, Г.Мейринк, Х.Борхес и др.), то в нашей стране роль культтрегеров сыграли востоковеды и прежде всего Ф.И.Щербатской, который, пытаясь привлечь внимание специалистов по западной философии, заставил индийских мыслителей говорить на страницах своих переводов языком И.Канта, Юма и Гуссерля. Благодаря Ф.Щербатскому и китаисту В.М.Алексееву и в послереволюционное время удалось сохранить традиции русской научной профессуры. Вокруг этих ученых собралась талантливая научная молодежь, проводившая большую исследовательскую и просветительскую работу. Однако к концу 40-х годов их деятельность была насильственно прекращена, сами они были арестованы и сгинули в сталинских лагерях. Среди них А.И.Востриков, А.М.Мейварт, М.И.Тубянский, Б.В.Семичев, Ю.К.Шуцкий (автор перевода "Книги перемен") и др.
После бурного, но, к сожалению, краткого ренессанса в исследовании эзотерической традиции в индологии, связанного с возвращением на родину Ю.Н.Рериха, сына великого русского художника Н.Рериха в конце 50-х и начале 60-х годов, наступил длительный период "застоя". В результате новой волны преследования инакомыслящих многие яркие и блестящие востоковеды, едва успев начать дело воссоздания отечественной школы, были вынуждены эмигрировать. От этого удара наше востоковедение не оправилось до сих пор.
Активный интерес к проблеме эзотеризма проявлен зарубежными авторами. Среди них есть такие, кто сам выступил в роли "творцов" эзотерических идей, как например: Р.Генон, К.Грасе д,Орсе, Г.Гурджиев, Ж.Парвулеско, Сэнт-Ив д,Альвейдр Р.Штайнер и др. Многочисленна группа авторов- исследователей отдельных аспектов эзотеризма. В их числе Р.Бернье, Э.Балагер, М.Бесси, Ж.Бержье, Б.Башилов, М.Байджент, А.Геербран, , П.Грим, Г.Диллон, Н.Кензи, Р.Лефорт, Г.Линкольн,
1 См • Щербатской Ф. Индоевропейский симпозиум по проблеме реальности внешнего мира (пер. с англ.)// Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М„ 1989. С.243 - 250.
К.Мутти, С.Найт, М.Николл, Л.Повелье, К.Поппер, Б.Рассел, М.Серрано, Э.Уоллис, Л.Хасс, Г.Жоржель, Ж.Шевалье и др. Характеризуя конкретные виды и формы эзо-теризма, они в целом дают достаточный материал для творческого осмысления и анализа.
При построении модели эзотеризма автор учитывал некоторые основные интерпретации природы эзотеризма, истоки которых восходят к XIX веку.
1) Социологическая - Э.Дюркгейм, А.Юбер, М.Мосс и др. рассматривает не содержание или форму эзотерических концепций, обрядов, ритуалов, инициаций, а положение отдельных видов эзотеризма, в частности магии, в обществе.
2) Социально-психологическая трактовка эзотеризма дается в работах Дж.Фрэзера, К.Леви-Стросса. Она раскрывает психоаналитические методы, используемые в некоторых видах эзотеризма, лечебную магию, приемы целительства.
3) Конспирологические концепции наиболее полно отражают природу эзотеризма. К их числу можно отнести концепции Клода Состен Грасе д'Орсе (1828 -1900), Сэнт-Ив д'Альвейдра, Рене Генона, Мигель Серрано и др.
Ряд изданий носит энциклопедический характер, в частности: Энциклопедия оккультизма. В 2-х тт. М.:Аверс,1992; Тайноведение. В 12 тт. Сост. А.Шифрин.-Тель-Авив:Яков-Пресс,1985; АУМ (Синтез мистических учений Востока и Запада). В 4-х тт. М.:Терра,1990; Масонство в его прошлом и настоящем (под ред.С.П.Мельгунова и Н.П.Сидорова).М.:Икпа,1991; Холл.М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии.- Новосибирск: ВО"Наука", 1992; Агни-Йога в 3-х тт. Самара, 1992; Тайные общества всех веков и всех стран. В 2-х ч. М.РАН, 1993; Тибетская йога и тайные доктрины. В 2-х тт.Киев: Преса Украши, 1993; Спираль познания: мистицизм и йога. Мистика устами мистиков. -М.: Прогресс-Культура, 1992; Энциклопедия символов.-М.: Золотой век, 1995. Все эти источники содержат идеи и теории самих эзотериков без их комментариев с т.з. современного научного знания.
В литературе темы нет четкого ограничения понятийного поля эзотеризма как явления культуры, базовые понятия и их смысл трактуются субъективно и часто смешиваются. Например, оккультизм приравнивается к парапсихологическим феноменам, смешивается с масонством и т.д. Основное внимание уделяется описательной стороне, констатации фактов, которые хотя и являются сами по себе чрезвычайно интересными, однако еще не дают ответа на вопрос о причинах, конкретно-исторической обусловленности и сущности того или иного вида эзотеризма.
Исторические примеры показывают, что иногда деятельность эзотерических объединений становится движущей силой и диспетчером международных и внутренних акций, силовой политики. Попытки проанализировать такого рода факторы, в частности роль тайных обществ в социальных и политических процессах, тайную логику истории, предпринимаются журналом "Элементы". Решению этой задачи посвящены книги А.Дугина "Конспирология" и "Геополитическое будущее России", Я.Хельзинга " Тайные общества и их роль в XX столетии", Л.Повеля и Ж.Бержье "Утро магов".
Необходимо сказать о ряде источников, которые трудно отнести к какому либо жанру.1 Они носят необычный характер, выражают позицию их авторов и с определенными оговорками могут быть причислены к разряду эзотерических.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что тема предложенной диссертации не была объектом специального философско-культурологического изучения. Накоплен большой материал, позволяющий поставить проблему необходимости исследования эзотеризма как целостного феномена, имеющего, несмотря на разнообразные проявления, единую культурно-историческую сущность.
Непреходящая актуальность исследуемой проблемы обусловлена также ее огромным мировоззренческим значением. Целые поколения эзотериков, лучшие и опытнейшие их кадры создавали достаточно эффективные механизмы функционирования и жизнеспособности эзотерических доктрин, которые активно влияют на мировоззренческие позиции человека. В условиях кризиса современного российского общества, который характеризуется, в частности, потерей социальных идеалов, становится очевидным факт отсутствия "сильных" форм общественного сознания и сильных идей, способных обеспечить мировоззренческую целостность человеческого сознания. Такая потеря может быть лишь временной или кажущейся, ибо никакое общество без идеалов не живет. Но когда какая-то эзотерическая доктрина начинает играть системообразующую роль в структуре общественного сознания, проникая в индивидуальное сознание гуманитарно образованного человека, наука отодвигается на второй план.
Автор считает, что всякое иное знание, кроме научного, может претендовать лишь на увеличение суммы наших знаний о феноменах и фрагментах действительно См • Еремеев В.Е. Чертеж антропокосмоса,- М„1992; Бокань Ю.И. Витасофия- ,:Витасофский фонд 1991 ".Сафонов В.Н. Несусветная реальность,М.,1993; Лазарев С.Н. Диагностика кармы. Система полевой саморегуляции, М„ 1994; Вейнгерова Л.Я., Гурьев Д.Д. Записи разумом. Нижний Новгород: ИКПА, 1990; Бекк P.M. Космическое сознание. М.: Золотой век, 1995 и др. сти. В полной мере плодотворность или негативное значение эзотерических знаний раскрывается лишь в контексте научного знания. Необходимо также учитывать, что в отличие от архаических форм эзотерики прошлого современные ее формы иногда строятся на прямом обмане и иллюзии.
В обыденной жизни, где преобладают интересы бытовые, общественные, философские или религиозные, до сих пор понимание исключительного значения научных знаний недостаточно развито. На эту особую роль науки в социальной структуре человечества убедительно указывал В.И.Вернадский1. Его представление об особом положении научных истин, об их обязательности, до сих пор не является общепринятым, это новое достижение в истории культуры только-только прокладывает себе путь в сознании человечества. Удивительно актуальны его утверждения о том, что сейчас мы переживаем переходный период, когда огромная часть человечества не имеет возможности правильно судить о происходящем, и жизнь идет против основного условия создания ноосферы. Во всех других духовных построениях человечества - в философии, в религии, в художественном творчестве, в социальной бытовой среде здравого смысла и в вековой традиции - нет такой общеобязательности и непреложности утверждений и заключений как в науке. Это коренное отличие является принципиально важным для познания природы эзотерических явлений, их сущности и роли в социуме. Данный вопрос подробно рассмотрен в 1 главе работы.
Однако существенным является и то, что хотя научный метод является наиболее характерным проявлением науки и определяет все научное мировоззрение, но не им исключительно оно достигается и развивается. В него входят не только данные, добываемые применением к окружающему нас миру научных методов искания, но и другие положения, добытые человеком иным путем. Научное мировоззрение развивается в широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человечества. Отделение научного мировоззрения и науки от одновременно или ранее происходившей деятельности в области религии философии, общественной жизни или искусства невозможно( если не учитывать случаев прямого теоретического анализа). Все эти проявления человеческой жизни тесно переплетены и могут быть разделены только в воображении, с помощью абстрактного мышления. Мы не знаем науки вне одновременного существования других сфер духовной жизни. Они, эти (говоря словами В.И.Вернадского) "стороны человеческой души" и деятельности необходимы для ее
1 См.: Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991. С. 93 - 96. развития и являются той питательной средой, атмосферой, в которой идет научная деятельность.
Наука как таковая - инструмент познания мира (нас самих и всего окружающего). Так как мир чрезвычайно многообразен, мы его мысленно расчленяем и изучаем по нами самими выделенным частям - разрывая единое тело мира. При таком подходе всегда что-то остается за пределами нашего сегодняшнего знания и открывается нам не только в научном, но интуитивном познании. Мы никуда не можем уйти от того факта, что человек, не владеющий научными знаниями, но живущий полной творческой жизнью (пусть простого крестьянина), может "знать" что-то, что не зафиксировано в научных трактатах.
Необходимо учитывать еще одно важное обстоятельство: многие люди не склонны удовлетворяться тем, что может быть ясно и отчетливо познано. Они изначально убеждены в том, что должно существовать еще нечто, что недоступно познанию, таинственное знание, недостижимое естественным путем. Их сознание построено на предрассудках и заблуждениях, из которых им и выходить не хочется. Они-то в первую очередь и становятся "жертвами" современных колдунов, магов и звездочетов, использующих обрывки эзотерических знаний как средство существования и наживы.
Естественно, как и всякое другое общественное явление эзотеризм имеет положительные и отрицательные стороны. Анализ тех ценных идей и подходов, которые имеются в эзотерических доктринах, позволяет извлечь из наследия эзотерической мысли уроки и выводы, сделать его элементом современной культуры, включить в нашу современную социально-политическую и духовную мысль мировой опыт и традиции, зарекомендовавшие себя в положительном смысле. Возможно, именно из области эзотерического наследия прошлого придет то, что поможет определить движение России и всего мира к новой духовно-экологической цивилизации.
Одновременно необходим учет и негативных последствий воздействия отдельных эзотерических объединений, применяющих древние закрытые знания как инструмент современных психотехнологий для специфической психологической обработки человека и подавления свободы его сознания или осуществляющих дестабилизирующее воздействие в сфере общественного сознания. Как показывают исторические примеры, небольшие по численности группы "посвященных", создав систему трансляции эзотерического знания и влияния с применением его на значительные круги общества, способны оказывать весьма ощутимое воздействие на многие социальные процессы.
Задумываясь об очищении науки от иррациональных наслоений (в то же время понимая, что в других формах общественного сознания они могут являться органической частью), мы сталкиваемся с тем, что плохо представляем себе подлинный смысл эзотерического знания и эзотерических видов деятельности. Что входит в само понятие "эзотеризм"? Только ли специфическая форма знания, как считают многие авторы? Какова структура и функции феномена эзотеризма? Каким социальным потребностям он соответствует? Как соотносятся эзотерические учения и наука? Как примирить очевидные даже невооруженному взгляду противоречия между учениями различных учителей и вер? Исследование этих вопросов позволяет понять глубже природу социальной мифологии, некоторые загадки феномена сознания, притягательность некоторых видов эзотеризма, например, масонства или теософии.
Не менее важен вопрос о том, почему необходимо знание для избранных. Видимо, дело в том, что эзотерическое знание можно использовать неоднозначно: и для добра, и для зла. Видимо, это проблема не только знания, но и нравственности.
Таким образом, объектом настоящего исследования выступают идеи и теоретическое знание закрытого типа, предназначенные для избранных "посвященных" и выступающие в качестве концептуальной основы Для деятельности оккультно-мистических объединений и тайных организаций.
Предметом исследования является эзотеризм как культурно-исторический феномен, имеющий свою структуру и функции, источники, социально-психологические и культурологические параметры и специфические механизмы воздействия на социокультурную среду, свое место в истории духовной культуры.
Исходя из актуальности данной проблемы и учитывая неполноту ее разработанности, назрела необходимость целостного осмысления всех аспектов проблемы. В связи с этим определены следующие цели и задачи диссертационного исследования.
Цель данной работы состоит в том, чтобы в рамках социально-философского анализа определить сущность, структуру, источники, функции, социально-психологические и культурологические параметры эзотеризма как культурно-исторического феномена и специфические механизмы его воздействия на социокультурную среду, его место в истории духовной и политической культуры.
Для достижения поставленной цели в диссертации определены следующие задачи:
- обосновать философско-методологические подходы к познанию эзотеризма, определить принципы и методы исследования, определить границы явления в общекультурном пространстве;
- предложить классификацию различных форм эзотеризма, дать их характеристику, выявить соотношение и историческую преемственность;
- выработать теоретическую модель эзотеризма как культурно-исторического феномена и на ее основе раскрыть его сущность, содержание, социальные, гносеологические и психологические основания, определить специфические методы воздействия на индивидуальное и массовое сознание, психику людей, входящих в объединения эзотерического характера, и разработать современные способы психологической и интеллектуальной защиты;
- изучить характер деятельности основных мировых эзотерических центров и организаций и результаты их влияния на политическую, духовную и социальную жизнь своих стран и России;
- выявить место и роль эзотеризма в сознании общества и создании альтернативных систем ценностей культуры, основные тенденции его развития;
- разработать методику учета этого явления в реальной общественной практике для оптимизации политической деятельности по стабилизации российского общества.
Научная новизна исследования заключается в следующем. Автор впервые в отечественной литературе вводит сам термин "эзотеризм" для обозначения совокупности эзотерических явлений (до этого в литературе использовался только термин "эзотерический"), развертывает его всестороннее обоснование как научного понятия, адекватно отражающего определенный культурно-исторический феномен, делает объектом философского исследования вненаучные идеи и теоретическое знание "закрытого" типа, предназначенные для избранных "посвященных" и выступающие в качестве концептуальной основы для деятельности оккультно-мистических объединений и тайных организаций.
В диссертации вводится в научный оборот новая источниковая база. В первую очередь в диссертации критически осмысливаются работы Е.П.Блаватской, Р.Генона, Г.Гурджиева, К.Кастанеды, Р.Хаббарда, Я.Хельзинга.
Осуществляя социально-философский анализ эзотеризма, диссертант определяет эзотеризм как культурно-исторический феномен, сущность которого состоит в отражении в виде духовно-идеологической системы паранаучных знаний специфической области общественного сознания, связанной с деятельностью оккультно-мистических и других закрытых объединений.
Впервые эзотеризм рассматривается не только как совокупность идей и теорий закрытого характера, но в его содержание включаются такие элементы, как организационная структура, которая функционирует на их основе, а также институт ученичества как средство трансляции этих идей и теорий новым поколениям адептов.
Соискатель приводит в систему требования к классификации различных форм и видов эзотерических явлений и определению объемов их базовых понятий. На основе сопоставления различных видов и типов эзотерических доктрин, места и роли в социуме различных исторических эпох, проведена их классификация. Создан эзотерический словарь с расшифровкой важнейших понятий эзотерической культуры.
Охарактеризовано влияние, оказываемое эзотерическими объединениями на реальную духовную и политическую жизнь своих стран. Глубокая, но неявная связь иррационального и рационального подходов указывается как важная особенность любой духовно-идеологической системы. Эта связь проявляется как "развертывание-свертка" того, что в мистике известно под именем "цветка мудрости" и применялось в математике, биологии, герменевтике и философских науках как метаориентиры и типы логик, определяющих правила преобразований и принципы измерения истинности. В диссертации на конкретных примерах показано, что рациональный и мифологический типы мышления могут соседствовать, активно взаимодействовать, хотя это взаимодействие часто протекает противоречиво и может порождать немалые напряжения и конфликты.
При помощи методики структурно-логического моделирования создана целостная модель феномена эзотеризма, позволяющая осуществлять адекватную теоретическую интерпретацию исключительно сложных процессов, происходящих в сфере общественного сознания. Смысл модели раскрывается через следующие структурные элементы:
1) механизм функционирования ("живучести") эзотеризма, т.е. его функционально-ролевая сторона и элементы, определяющие жизнеспособность применительно к новым историческим условиям; 2) социально-психологические и гносеологические корни явления; 3) закономерности эволюции.
Раскрыт механизм использования эзотерических традиций в контексте формирования современных геополитических устремлений различных стран. Он состоит в скрытой ориентации общественного сознания на определенные культурно-исторические ценности, традиции и стереотипы поведения, реализуемые в деятельности объединений эзотерического характера.
Положения, выносимые на защиту.
1. Определение эзотеризма как культурно-исторического феномена, отражающего в виде духовно-идеологической системы паранаучных знаний специфическую область общественного сознания и служащей основой для деятельности оккультно-мистических и тайных организаций.
Эзотеризм является частью мировой культуры и истории, мощным пластом знаний по многим аспектам человеческой жизнедеятельности и специфических видов практики. Эзотеризм имеет объективные причины своего генезиса. Ими, в первую очередь, являются стремление элитарной части общества приобрести нетрадиционные формы духовно-идеологического влияния на других людей, к невидимой власти, к получению специфического эмпирического опыта, к использованию закрытых древних знаний и традиций. Социальной основой феномена является появление профессионалов-эзотериков: колдунов, магов, учителей мудрости и др., выполняющих определенные функции в обществе и получающих за это вознаграждение.
Наиболее сущностными элементами эзотеризма являются закрытое знание, основанное на иррациональных способах познания и передаваемое ученикам путем "посвящения", и механизм "живучести", позволяющий приспосабливаться к новым историческим условиям.
Социальное измерение эзотеризма предполагает выполнение эзотеризмом ряда функций: мировоззренческой, компенсаторной, коммуникативной, регулятивной, культуротранслирующей и функцию идеологического обеспечения социального управления.
Место эзотеризма в истории духовной и политической культуры весьма определенно. Он оказал значительное (в том числе положительное) влияние на мифологию, религию, философию, искусство, науку, на все стороны жизни человечества. Именно в области эзотерики в годы тяжелейших социально-экономических кризисов сохранялись душа культуры, стратегемы национальных менталитетов, которые впоследствии позволяли перейти на новый эволюционный виток развития. Многие культурные, религиозные, научные события, достижения в области искусства на Западе XYII, XYIII, XIX веков имели свои однозначные корреляты в модификациях эзотерических доктрин.
2. Классификация форм эзотеризма , проведенная на основе сопоставления различных видов и типов эзотерических доктрин , места и роли в социуме различных исторических эпох. В число важнейших форм эзотеризма включаются гностицизм, каббала, магия, астрология, алхимия, теософия, суфизм, йога. Светскими формами современного эзотеризма являются масонство, антропософия, мондиализм. Наряду с этими основными формами эзотеризма существует целый ряд других (теургия, спиритизм, манихейство, дзэн, зороастризм, космизм, шаманство и др.), оказавших более слабое влияние на историко-культурный процесс, хотя и отличающихся самобытностью и оригинальными подходами в иррациональном познании различных форм Бытия. Данная классификация позволяет разграничить предметную область эзотеризма и другие области культуры и общественного сознания.
3. Теоретическая модель эзотеризма как культурно-исторического феномена опирается на выявление ее "несущих конструкций" в виде ценностных ориентаций и установок, внутренних правил и норм поведения, понятийного аппарата, принципов построения организационной структуры, порядок экзегезы (толкования символов и ритуалов). Такой подход позволяет выявить концептуальное ядро в любой эзотерической доктрине. Модель включает в себя функционально-ролевую сторону феномена, элементы, определяющие его жизнеспособность и приспосабливаемость к новым историческим условиям, закономерности развития, социально-психологические корни.
При рассмотрении эзотеризма необходимо учитывать не только совокупность идей и теорий закрытого характера, выступающих в роли определенной доктрины, но также такие элементы, как организационная структура, которая функционирует на их основе, а также институт ученичества как средство трансляции этих идей и теорий новым поколениям адептов.
4. Место и роль эзотеризма в общественном сознании определяются силой притягательности его идей, затрагивающих самые сущностные вопросы человеческого бытия, являющихся важной частью системы ценностей культуры любого общества, его влиянием на политику, искусство, религию и философию. Эзотеризм как культурно-исторический феномен отличается удивительной многогранностью и сложностью, разнообразием исторических форм и средств воздействия на сознание общества и конкретного человека. Деятельность эзотерических организаций характеризуется: закрытостью системы основополагающих идей и положений, обеспечивающих его устойчивость и жизнеспособность; универсальным характером и способностью быстро впитывать новые идеи и знания; стремлением к красоте построения основных догм и конкретной эзотерической доктрины.
Результатом влияния различных форм эзотеризма на политическую, духовную и социальную жизнь своих стран является внесение в нее ряда позитивных и негативных тенденций. Позитивным является то обстоятельство, что эзотерические идеи и доктрины при включении их в сферу культуры могут способствовать взаимодействию различных культур, их диалогу, возрастанию значения роли людей с высоким духовным и культурным потенциалом в общественно-политической жизни страны.
Негативный аспект состоит в том, что некоторые эзотерические объединения могут осуществлять деятельность дестабилизирующего характера или направленную против общечеловеческих ценностей.
Отдельные виды эзотеризма имеют перспективу дальнейшего развития. К их числу прежде всего относится масонство. В западных странах оно имеет прочные традиции и связи с духовной и политической сферами общества. В России, хотя в последние годы предпринят ряд попыток развернуть это движение, большой перспективы оно иметь не будет. Гораздо шире возможности распространения и углубления эзотерических движений типа тоталитарных сект. Так как они, как правило, приносят прямую прибыль их организаторам, то это обеспечивает эффективное их функционирование достаточно долго.
5. Методика учета эзотерических проявлений в реальной общественной практике состоит в определении скрытых, неявных механизмов социально-политической и духовной регуляции поведения людей на основе систематизации форм, методов, способов эзотерического влияния на личность и общество с выделением особенностей психофизиологического воздействия и ожидаемых конечных "результатов".
В условиях трансформации всего идеологического поля и геополитического положения современной России необходимо учитывать появление в общественном сознании идей и теорий, которые ранее были предназначены для узкого круга "посвященных", а сейчас становятся экзотерическими и могут влиять на формирование современной идеологии. Опыт устойчивости большинства эзотерических доктрин на больших исторических промежутках говорит, что это удавалось им благодаря обращению к наиболее глубинным слоям индивидуального и массового сознания, работе на уровне его архетипов. Эта методика может служить одним из инструментов для фиксации появления в общественном сознании социально опасных явлений и деструктивных явлений и оптимизации политической деятельности по стабилизации российского общества.
Методологической основой диссертационного исследования являются в первую очередь диалектические принципы объективности, детерминизма, историзма, системного, комплексного анализа общественных явлений, взаимосвязи и развития, всестороннего учета всей совокупности объективных и субъективных факторов, которые нашли отражение в работах философов, историков, политологов, культурологов, социологов.
Как общенаучную методологию автор старался в диссертации реализовать комплексный подход, вытекающий из общей теории систем, активно разрабатываемой современной наукой.
Используются также такие методы, имеющие общенаучный характер, как сравнение, анализ и синтез, идеализация, обобщение, дедукция и индукция. Для более точной экспликации эзотерических понятий использовался контент-анализ литературы, периодики, программ различных эзотерических движений. В качестве методологического средства использовались также подходы, вытекающие из компаративной философии и когнитологии.
Исторически возникшая полярность религиозно-мистических форм духовности и науки резко обозначается в наши дни, когда бурные социальные события сталкивают самые разные виды миропонимания. Большое разнообразие и объем эзотерического материала создали большие трудности в определении исходного теоретического базиса и заставляло помнить о различных детерминантах исследуемого предмета.1
Методологическими и научными ориентирами в данном исследовании стали подходы концептуального характера по разграничению научного и вненаучного знания, заключенные в работах В.И.Вернадского, Т.Куна, Е. Блейлера.
Применение разнообразных методологических подходов в диссертации позволило прояснить дилемму познания ненаучных феноменов научными средствами. Это противоречие разрешалось путем обнаружения взаимосвязей в предметных областях, фиксируя наличие системы, ее отсутствие или же различные стадии ее становления. Учитывался методологический опыт западных исследователей, существующий в виде мощной философской традиции, в частности в работах М.Вебера, М.Хайдеггера, Х.Гадамера и др., которые занимались изучением трансцендентного.
Поскольку в эзотерических источниках многое выражается косвенно, недоговаривается ( хотя и достаточно определенно подразумевается), то особое значение имела методологическая задача артикуляции, структурирования и реконструкции рассматриваемых эзотерических доктрин, помогающая выявить действительную реализацию установок, а не того, что лишь декларируется.
Теоретическое и практическое значение исследования состоит в постановке проблемы эзотеризма как культурно-исторического феномена, разработке философ
1 См.: Малюта А.Н. Эволюция метода естественно-научного познания в идеологии космизма// Всесоюзная конференция "Русский космизм и ноосфера": Тез. докл.- М., 1989, ч.2,- С.115-120. ско-социального подхода к ее осмыслению, определении влияния эзотеризма на духовную и политическую сферы жизни общества.
Результаты исследования, его выводы и рекомендации могут быть использованы научно-исследовательскими и учебными учреждениями в разработке вопросов геополитики, социальной философии и социальной психологии, образования и воспитания, а также в преподавании учебных курсов истории культуры и философии.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации отражены в монографии и научных публикациях, представлены в выступлениях на XIX Всемирном философском конгрессе (Москва, 1993); на Первом Российском философском конгрессе "Человек - философия - гуманизм" (Санкт-Петербург, 1997); на теоретических и научно-практических конференциях: "Через планетарный синтез - к бесконфликтному обществу" (Жуковский. 1993); IY Международный форум по информатизации (Москва, 1995); "Анализ систем на пороге XXI века "(Москва, 1996); обсуждались на заседаниях кафедры философии и политологии Академии ФСБ РФ, кафедры философии Российской академии государственной службы при президенте РФ.
Основные выводы и обобщения, полученные автором, легли в основу разработанного им спецкурса и излагались перед слушателями Академии ФСБ России, Военного института и Академии ФПС РФ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, 16 параграфов, заключения, списка источников по теме исследования и приложения, в котором содержится словарь эзотерической терминологии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Эзотеризм как культурно-исторический феномен"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При самом разном отношении к трудам и личностям, которые относятся к удивительной области культуры - эзотеризму, ни у кого из серьезных политологов, культурологов, дипломатов и идеологов давно уже не осталось сомнений в одном: труды и деятельность видных представителей эзотеризма необходимо внимательно, досконально, глубоко и последовательно изучать, а выводы заинтересованные стороны могут сделать свои собственные. Эзотеризм - часть мировой культуры, истории, мощный пласт знаний по многим аспектам человеческой жизнедеятельности и специфических видов практики.
Первичная гипотеза автора сводилась к пониманию эзотеризма как сущностного ядра культово-обрядовых традиций различных конфессий, системы религиозно-мистических знаний и учений, обслуживающих религиозные потребности человека как отражение бессознательного непреодолимого стремления к восстановлению внутреннего духовного единства и равновесия на ранних стадиях человеческой культуры. Дальнейшее исследование проблемы эзотеризма в целом позволило выдвинуть следующую гипотезу, что эзотерические явления как теория и практика на различных исторических этапах становятся присущи не только религии, но и другим формам общественного сознания - философии, политике, искусству.
Таким образом, эзотеризм стал рассматриваться автором как специфическая область всей структуры общественного сознания, оказывающая существенное влияние на политику, идеологию, экономику определенных социальных групп, государств и регионов мира.
Несмотря на то, что хотя научное познание много дает человечеству, оно с необходимостью должно дополняться разными сферами и феноменами культуры, с которыми наука взаимодействует и резонирует. Только в полноте, гетерогенности всей культурной жизни создается человеческое бытие. Очевидно, что требуется примирение между современной жаждой научного анализа и возрастающей степенью синтетичности и единообразия накопленного человечеством знания.
Эзотеризм как феномен культурной жизни выступает в качестве формы разрешения противоречия между теоретическим и обыденным сознанием и его носителями. На базе большого разнообразия своих форм и видов он создает семиотические системы, которые специфическим образом регулируют отношения людей, задают им смыеловые системы координат, которые могут носить открытый или скрытный характер. Рациональный и мифологический типы мышления могут соседствовать, активно взаимодействовать, хотя это взаимодействие часто протекает противоречиво и может порождать немалые напряжения и конфликты.
В условиях, когда вся мировая цивилизация переходит в иное качественное состояние, любое общество может развиваться, только считаясь с нарастающими глобальными проблемами, которых не знало ранее человечество. Идет процесс синтеза культуры Запада с восточными культурами, идет трансформация прежней системы ценностей. В данных условиях область эзотеризма является большим "нераспаханным полем" идей и подходов, среди которых многие, особенно гуманитарно-нравственного порядка, могут найти свое творческое воплощение в настоящее время.
Если человеку суждено продвигаться вперед в своем развитии, ему удастся, по видимому, освободиться и от оккультно-мистических форм деятельности и знания - специфических продуктов процесса ремифологизации. Но этот процесс потребует длительного периода.
Именно эзотеризм является одной из разгадок в объяснении многих цивилизаци-онных процессов, в частности геополитических войн и конфликтов, которые остаются необъяснимы в чисто политических, экономических или натуралистических терминах. Область эзотеризма включает многие сферы человеческого знания, интересов и побудительных мотивов.
Эзотеризм как культурно-исторический феномен отличается удивительной многогранностью и сложностью, разнообразием исторических форм и средств воздействия на сознание общества и конкретного человека. Именно эзотеризм представляется нам одним из наиболее интересных, глубоких и актуальных сегодня проявлений мировой и отечественной исторической, философской и геополитической мысли. Представители эзотерической культуры всех времен представляли собой не узкую школу, но широкую панораму воззрений, идущую от времен Древнего Египта до наших дней, с ориентацией на аристократизм и элитарность.
В диссертационном исследовании дан ответ на вопрос о причинах длительности существования традиций магии, мистицизма, мифологизма, оккультизма при одновременном существовании более прогрессивных форм научного познания, особое значение при этом уделялось учету некоторых этапов социальной эволюции человечества.
Эзотеризм является составной частью культуры, имеет объективные причины своего генезиса. Ими, в первую очередь , являются стремление определенных слоев общества приобрести нетрадиционные формы духовно-идеологического влияния на других людей, к невидимой власти, к получению специфического эмпирического опыта, к использованию закрытых древних знаний и традиций. Социальной основой феномена является появление профессионалов - эзотериков, субъектов эзотеризма: колдунов, магов, учителей мудрости и др., выполняющих определенные функции в обществе и получающих за это определенное вознаграждение.
Резюмируя сказанное ранее, можно сделать следующие выводы по настоящему исследованию:
1. Уточнено философское и культурологическое содержание понятия "эзотеризм", отражающего существенные закономерные связи и отношения этого феномена духовной и социальной сферы жизни общества , существо принципов посвящения в закрытую область знания или деятельности, определены границы явления в общекультурном пространстве. Приведены в систему требования к классификации различных форм и видов эзотерических явлений и определению объемов их понятий.
Эзотеризм - это культурно-исторический феномен, сущность которого состоит в отражении в виде духовно-идеологической системы паранаучных знаний специфической области общественного сознания, связанной с деятельностью оккультно-мистических и других закрытых объединений. Содержательная сторона эзотеризма определяется разнообразными концепциями, доктринами и учениями, которые предусматривают передачу древних знаний о наиболее сущностных элементах Бытия будущим поколениям, имеют свою логику и преемственность. Эзотеризм как феномен культуры имеет механизм функционирования ("живучести") в социуме, включающий элементы, обеспечивающие его приспосабливаемость к новым историческим условиям.
2. Проведенная нами классификация и характеристика основных форм, видов и уровней эзотеризма позволяет выявить:
1) иерархию их соотношения;
2) историческую преемственность;
3) разграничить предметную область эзотеризма и другие области культуры и общественного сознания.
Анализ эзотерических произведений, сакральных текстов в свете сравнительно-исторического подхода к разным культурным традициям, использован для выявления целого ряда важнейших черт эзотерического знания, традиций и ритуалов.
Наиболее характерными чертами эзотеризма как культурно-исторического феномена являются:
- его всечеловеческая значимость и историческая конкретность;
- недоступность системы основополагающих идей и положений, обеспечивающих его устойчивость и жизнеспособность, широким массам;
- универсальный характер и способность быстро впитывать новые идеи и знания;
- стремление к красоте построения основных догм конкретной эзотерической доктрины. Эзотерические идеи и доктрины, при включении их в сферу культуры, могут способствовать взаимодействию различных культур, их диалогу, возрастанию значения роли людей с высоким духовным и культурным потенциалом в общественно-политической жизни страны.
3. Созданная нами в III главе теоретическая модель феномена позволяет выявлять наиболее сущностные элементы механизма функционирования эзотеризма в социуме, выявлять его гносеологические, социально-психологические корни. Данная модель, реализующая идею комплексного использования в этих целях приемов и способов экспериментальной психологии, социологии, историко-культурологического анализа, облегчает диагностику и прогноз эзотерических систем в современных условиях.
Модель включает в себя функционально-ролевую сторону феномена, элементы, определяющие его жизнеспособность и приспосабливаемость к новым историческим условиям, закономерности развития, социально-психологические корни. Комплексная природа феномена требует рассмотрения конкретных видов эзотеризма с позиций выявления прежде всего формы знания, организационной структуры и специфических видов деятельности.
В содержательную сторону феномена входят принципы духовной иерархии и инициации, учение об Абсолюте, принципы служения общине, медитативная практика, знания о психорегуляции и т.д.
Объективное содержание и значение эзотерической деятельности совершенно различно и только с субъективно-психологической стороны все эзотерические феномены представляют нечто общее. Особое значение придается разнообразным методам передачи эзотерического знания, опыта, традиций через институт ученичества.
Устойчивость эзотеризма как элемента культуры объясняется наличием внутреннего "механизма живучести", отработанного поколениями эзотериков разных школ и базирующегося на ряде закономерностей, что позволяет ему совершенствоваться, приспосабливаться, выполнять определенный "социапьный заказ", диктуемый конкретно-историческими условиями.
На формирование эзотерической культуры основное влияние оказывают следующие факторы: идеи и ценности эзотерических доктрин и концепций, деятельность выдающихся Учителей-эзотериков, принятые в эзотерическом объединении нормы поведения, неформальные виды общения.
Изучение структуры эзотерических явлений позволило выявить важные элементы эзотерической практики, раскрыть многие неисследованные ранее стороны эзотерической культуры. Это касается, в частности, некоторых эзотерических традиций( инициации, мистерий и пр.) Анализ эзотерических произведений, сакральных текстов в свете сравнительно-исторического подхода к разным культурным традициям использован для определения целого ряда важнейших черт эзотерического знания и деятельности на его основе.
В эзотерической практике широко используются специфические методы воздействия на психику людей, индивидуальное и массовое сознание. Наряду с древними формами типа молитвы или медитации все чаще используется наркомистика, методы современных психотехнологий.
4. Мировые эзотерические центры и организации оказывают серьезное скрытое влияние на политическую, духовную и социальную жизнь своих стран и России. Данное влияние может быть гуманитарно значимым, позитивным, направленным на взаимообогащение культур, так и негативным, направленным на получение геополитических преимуществ только для стран Запада. Результаты этого влияния проявляются во многих сферах жизни общества, однако носят неявный характер.
Знание влиятельных идей крупных религиозных, идеологических, эзотерических течений является необходимостью для деятелей, занимающихся геополитикой, дипломатией или военными вопросами. Геополитическая история XIX -XX вв. демонстрирует существенную роль эзотерических школ, теорий для практических шагов конкретных правительств. Достаточно вспомнить евроазиатский проект Хаусхофера, "концепцию большого пространства" и др.факты. Геополитические принципы имеют характер не только природной, ландшафтной и географической заданности, но и являются сакрально-мифологическими категориями, вошедшими в материальный мир земной среды. Большинство современных геополитиков принадлежали к "тайным обществам". Именно геополитика, в отличие от многих других дисциплин, менее всего подверглась профанизации и извращению в современном мире, так как в этой сфере неизбежен качественный, а не количественный подход. В силу этих обстоятельств в период расцвета утилитарной культуры XX века геополитика вообще оказалась на некоторое время запрещенной, вынесенной за скобки "официальной" науки и культуры. Иным способом расправиться с ней было попросту невозможно. Эзотеризм в его различных проявлениях и формах явился главным хранителем геополитических концепций.
5. Место и роль эзотеризма в общественном сознании определяются силой притягательности его идей, затрагивающих самые сущностные вопросы человеческого бытия, являющихся важной частью системы ценностей культуры любого общества, его влиянием на политику, искусство, религию и философию. В целом эзотеризм оказал огромное влияние на европейское сознание, хотя, как правило, оно было более скрытным и подспудным, нежели прямое влияние христианства. Многие культурные, религиозные, научные события, достижения в области искусства на Западе XYII, XYIII, XIX веков имели свои однозначные корреляты в модификациях эзотерических доктрин и статусов либо в отдельных ветвях эзотеризма, либо в эзотерике в целом.
Организации эзотерического характера обладают свойством принимать, аккумулировать дополнительные цели помимо той, исходной и основополагающей, которая задавалась при формировании объединения. Эта способность воспринимать и усваивать новые цели обеспечивает организациям устойчивость и сохранение в потоке изменений. При этом меняются свойства организации и происходит ее эволюция.
Способность целеприятия обусловлена самой природой эзотерической организации. Поскольку она существует только в условиях целенаправленной специфической деятельности, постольку кризис, исчерпание или отказ от цели грозят ей гибелью. Самоохранение требует периодической коррекции или замены целей.
Эзотерические феномены необходимо рассматривать не только в общесоциологическом аспекте, выявляя общеисторические черты и тенденции, и не только с точки зрения относительной самостоятельности в историческом процессе, выделяя внутренние, имманентные черты их развития. Прежде всего надо определять конкретно-исторический характер и конкретно-историческую обусловленность эзотерического феномена в той или иной форме. Объединения людей по эзотерическому принципу "избранности" - детища своей эпохи. В своем возникновении, существовании и развитии они детерминированы классовыми, социальными, психологическими и др. причинами.
Отдельные виды эзотеризма имеют перспективу дальнейшего развития. К их числу прежде всего относится масонство. В западных странах оно имеет прочные традиции и прочные связи с духовной и политической сферами общества. Сила масонства - в дисциплине, в строгом исполнении всех масонских постановлений, что заставляет людей действовать солидарно. Но заседания в строгом порядке и необходимое требование взаимной поддержки как раз составляют большую противоположность с натурой русского человека. В России, хотя в последние годы предпринят ряд попыток развернуть это движение, считаем, что большой перспективы оно иметь не будет. Причина этого -трудность согласования традиционных ценностей и установок русского человека, его менталитета и необходимости соблюдения тех ритуалов, обрядностей, порядка заседаний и, наконец, той дисциплины, без которой работа масонов немыслима.
Что же касается других видов эзотерических объединений, в частности тоталитарных сект, то здесь возможности распространения и углубления этих движений гораздо шире, так как правило они приносят прямую прибыль организаторам, что обеспечивает эффективное их функционирование достаточно долго.
5. Важное значение в оптимизации политической деятельности по стабилизации российского общества может иметь методика социально-политического мониторинга эзотеризма в реальной общественной практике. Она состоит в определении скрытых, неявных механизмов социально-политической и духовной регуляции поведения людей на основе систематизации форм, методов, способов эзотерического влияния на личность и общество с выделением особенностей психофизиологического воздействия и ожидаемых конечных "результатов".
Выработанные религиозными философами, виднейшими представителями эзотерических школ и направлений основные идеи и подходы могут быть использованы для поиска путей разрешения современных проблем. Теперь, когда идея "коммунистического пути" постепенно исчезает из политического пространства, это повлечет за собой колоссальную трансформацию всего идеологического поля. В общественном сознании появляются идеи и теории, которые ранее были предназначены лишь для узкого круга "посвященных", а сейчас становятся экзотерическими и могут стать элементом современной идеологии.
Опыт устойчивости большинства эзотерических доктрин на больших исторических промежутках времени говорит, что это удавалось им благодаря обращению к наиболее глубинным слоям индивидуального и массового сознания, работе на уровне его архетипов. Вторая наиболее важная причина устойчивости эзотеризма состоит в чрезвычайной подвижности, адекватному реагированию и приспосабливаемости к изменяющимся условиям.
Новизна исследования состоит прежде всего в том, что в нем практически впервые анализируется феномен эзотеризма в целом. Разработана система методологических установок для анализа и синтеза явлений эзотерического характера, которая включает в себя последние достижения философской мысли и позволяет использовать совокупность методов, соответствующих различным уровням познания: философскому, общенаучному, конкретно-научному, специальных методик и техник с интеграцией эмпирических данных и теоретических выводов.
Специфика современности в том, что всякая стабильность, устойчивость ныне может покоиться лишь на высоком уровне движения, развития, погружающихся, в свою очередь, в глубочайшую подоснову человеческого существования - наш дух, наш разум.
Несложно доказать, что даже в экономике ценность на протяжении истории все более перемещается с косных, неподвижных элементов (недвижимость, земля, средства производства) в сферу динамическую (финансы, торговля) и в конечном счете - в сторону Знания (наука, информация, сверхтехнологии, образование, культура). Теперь с ясностью открывается то, на что указывали учителя всех эзотерических доктрин: знание -это основа всякой ценности в человеческом мире, что все беды от невежества. Знание, а не труд как таковой, как о том гласила казавшаяся до недавнего времени незыблемой трудовая теория стоимости. Труд необходим, но он есть лишь реализация знания, материализация постигнутого смысла вещей.
В ходе проведения исследования в научный оборот введен ряд неизученных ранее источников и материалов, в частности раскрывающих деятельность оккультно-мистических объединений в XX столетии, современных промасонских структур, осуществляющих свою деятельность на эзотерических принципах.
В работе получены новые результаты по истории мировой и отечественной культуры. Проведенный анализ проливает свет на истоки эзотеризма, позволяет выявить его функции в древнем и современном обществе, дает наглядное представление о многих существовавших обрядах, ритуалах; устанавливается типология исследуемых явлений.
Итак, авторская точка зрения сводится к тому, что эзотеризм есть проявление одного из типов фундаментального опыта человечества, что эзотерические доктрины и течения продолжают развиваться. Стремясь к проникновению в социально-политическую сферу эзотерические объединения приспосабливают древние знания к требованиям современности. Взаимодействие между эзотерическими формами знания, наукой, философией и искусством является мощным фактором, способствующим этому развитию.
Реальное состояние общественного сознания требует учета фактора эзотеризма как культурно-исторического феномена, особенно при выработке новой идеологии России и концептуализации основных парадигм ее дальнейшего развития. Общемировые реальности таковы, что люди не создают социальных систем и идеологий, а живут в них, внося частичные изменения на основе знания закономерностей, уже ставших и становящихся достоянием всего цивилизованного мира.
Здоровое духовное Единство возможно только как гармоничное сосуществование различных моделей духовности. Малейшая претензия на исключительность неминуемо приведет к нарушению целостности и увеличению числа человеческих бед и страданий. Благородные цели многих эзотерических доктрин - устремленность к истине, разуму, добру и красоте - могут и должны стать ориентирами для эволюции общества.
Список научной литературыКурносов, Юрий Васильевич, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Анде Тэб. Загадки руки. Пер. с франц. М.:Юриконс,1992. Аврех А.Я. Масоны и революция. М.,1990.
2. Адуло Т.И. Культура, философия и духовный мир человека: Теоретико-методологический аспект. Минск, 1986.
3. Аржанухин С.В. Образ человека по уставу вольных каменщиков/Философские науки. N11.1991.
4. Аркон Дароль. История тайных обществ. Нью-Йорк, 1962. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.
5. Ахелис Т. Очерк сравнительного изучения религий. С-Пб. 1906. Агни-Йога. В 3-х тт. Самара, 1992. Аргументы. 1988,- М.Политиздат. 1988. 224 с.
6. Бзежинский 3. План игры. М., 1986.
7. Будда. Конфуций.Савонарола.Торквемада.Лойола. Жизнь за-меч.людей. библ.библиотека Ф.Павленкова.Спб. 1891.Репринт 1993.
8. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли.(Формирование основ мировоззрения и менталитета). М.Наука, 1989.
9. Вашкевич Н.За семью печатями. Тайны происхождения языка. Библейские символы. Русская фразеология. М.,1994.
10. Веккер Л.М. Психические процессы: Т. 1 .Элементарные ощущения и представления; Т.2. Мышление и интеллект; Т.З.Субъект. Переживание. Действие. Сознание. М.,1981.
11. ВенгеровА.Б. Предсказания и пророчества: за и против.М.,1991. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная жизнь как планетное явление. М.,1977.
12. Винокуров В.В. Феномен сакрального или восстание бо-гов.//Социологос: Пер.с англ.,нем.,франц.М.:Прогресс, 1991.
13. Гастон Жоржель. Ритмы истории. Париж, 1971. Гекерторн Ч.У. Тайные общества всех веков и всех стран: в 2-х ч. М.:РАН,1993.
14. Генон Р. Человек и его становление согласно Веданте.(са-миздат).1987. Генон Р. Кризис современного мира. М.,1992. Горбовский А. Иные миры.М. 1994.
15. Григоренко А.Ю. Разноликая магия. М.: Сов.Россия,1987. Григоренко А.Ю. Колдовство под маской науки (Магия в прошлом и настоящем). М.:3нание, 1988.
16. Гуревич П.С. Этот зыбкий, фантомный мир (общекультурный смысл размышлений Кастанеды)/ Философские науки. N10.1991.
17. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1984. Гурджиев Г. Встречи с замечательными людьми. М.:Летавр,1994. Гурджиев Г. Вестник грядущего добра. СПб. 1993. Геополитика и безопасность. N1.1993. Дао и даосизм в Китае.М., 1982.
18. Дубровский Д.И. Обман (философско-психологический анализ).М.:Рэй, 1994. Джемаль Гейдар .Ориентация Север, (самиздат), 1984. Диалектика интернационального и национального в развитииобщестзенной мысли. Кишинев, 1984.
19. Древняя высшая магия. Теория и практические формулы.М.,1910. Духовное учение Рамана Махарши (Предисловие К.Юнга).М.,1990. Еремеев В.Е. Чертеж антропокосмоса.М.:АСМ, 1993.
20. Задорожнюк И.Е. Антропологические основы современного мистицизма. //Проблема человека в современной религиозной и мистической литературе.М., 1988. За кулисами видимой власти. М.: Мол.гвардия, 1984.
21. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания/Отв.ред. и сост. И.Т.Касавин.- М.Политиздат. 1990.
22. Иванов В.Ф. Православный мир и масонство. М.: Трим,1993. Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований.М.,1959.
23. Капра Ф. Дао физики. Уроки мудрости. М.1996.
24. Каутский К. Античный мир. Иудейство и христианство. Спб. 1909.
25. Кензи Н. Тайные общества. Нью-Йорк, 1968.
26. Клизовский А. Правда о масонстве. Рига:Виеда,1990.
27. Ковалев Ю. Стремиться постичь Россию (Размышления в традициях эзотеризма). М.,1993.
28. Костон А. Финансисты, которые управляют миром.Париж,1991. Кривелев И.А. Место магии в религиозном комплексе. М.,1984.
29. Кривченок В.З. Словарь эзотерических терминов.С-Пб.,1992. Критический анализ ненаучного знания.М., 1989. Кун Т. Структура научных революций.М.Прогресс, 1977. Кутти Р., Потапов В. Запретное знание: парадокс сверхестественно-го//Гармония.№.1991.
30. Категории философии и категории культуры! Киев, 1983. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983. Лефорт Р. Учитель Гюрджиев (самиздат). 1982.
31. Лучшее Е.М. Критический анализ некоторых аспектов парапсихоло-гии//Социально-психологические аспекты критики религии. Л., 1986.
32. Лысенко В.Г.,Исаева И.В. История древней и средневековой индийской философии в работах советских авторов (1986-1988)//Народы Азии и Афри-kh.N4.1989.
33. Львов В.Е. Фабриканты чудес.М.,1981. Мамлеев Ю.В. Судьба Бытия. Метафизика Я. М.,1993. Мамлеев Ю.В. В поисках России//Литературная газета. N39.1989. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. М.,1983.
34. Мартынов А. Исповедимый путь. М.,1991. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977.
35. Мейлах М. Четвертый путь Георгия Гурджиева//Наука и религия-NN 9-10.1989. Мезенцев В.А. В тупиках мистики.М.,1987. Митрохин Л.Н. Религии "Нового века" М.,1987.
36. Мистики XX века. Энциклопедия Э.Вандерхилл. М.:Миф-Локид, 1996. Морамарко М.Масонство в прошлом и настоящем:Пер.сит./Вступ.ст.и общ.ред.В.И.Уколовой,- М.:Прогресс. 1989.
37. Мороз О. От имени науки.(О суевериях XX века). М., 1989. Мюге С. За пределами реальности. О теле и духе. Вне игры. Гипноз и биополе, (самиздат), 1982.
38. Магический кристалл: магия глазами ученых и чародеев. М.:Республика,1994. Масонство в его прошлом и настоящем (Под ред.С.П.Мельгунова и Н.П.Сидорова)- В 2-х тт.М.:ИКПА,1991
39. Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., камю А., сартр Ж.П. Сумерки богов. М., 1989. Орфеев Ю.В., Панченко А.И. Парапсихология: наука или магия?//Вопросы фи-лософии.-N 12.,1986.
40. Печников Б.А. Отцы тьмы, или иезуиты просвещения. М.Педагогика, 1989.-272С.
41. Плеханов Г.В. Избр. филос. произв.:в 5 тт.М.,1956-1958. Поппер К. Логика и рост научного знания.М., 1983.
42. Привалов К. Секты: досье страха. М.:Политиздат, 1987.-191с.
43. Пригожин И.,Стенгерс И. Порядок из хаоса.М., 1988.
44. Прокофьев С.О. Рудольф Штайнер и краеугольные мистерии нашего времени. М.,1990.
45. Прокофьев С.О. Двенадцать священных ночей й Духовные иерархии. Пророческая былина. М.,1992.
46. Пруссаков В. Оккультный мессия и его рейх. М.:Молодая гвардия. Шакур-2, 1992. 237 с.
47. Письма махатм. Самара, 1993.
48. Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1991.
49. Рабинович B.JI. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.,1979.
50. Рахматуллаев Н. Об отношении Ибн Сины к восточному мистицизму.//Торжество разума. Душанбе, 1988.
51. Резниченко В. Святая смерть из Буэнос -Айреса//Наука и религия. N5.1989.
52. Ренан Э. Очерки по истории религий.СПб.,1907.
53. Рожнов В.Е. Пророки и чудотворцы. М.,1986.
54. Семенкин Н.С. Философия богоискательства (Критика религиозно-философских идей софиологов). М.Политиздат. 1986.
55. Сидоров В.М. На вершинах.Семь дней в Гималаях.Рукопожатие на расстоянии. Мост над потоком. М.,1988.
56. Спенсер JI. Мистическая жизнь Иисуса. Сан-Хосе, Калифор-ния,1959. Сталин и масонство (Под ред.П.Шверта). М.,1994.
57. Степанянц М.Т. Суфийские элементы в философии Ибн Сины//Торжество разума. Душанбе, 1988.
58. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления.М.: Арго, 1994. Система. Симметрия. Гармония.М.: Мысль, 1988.
59. Симанов A.JI Методологическая функция философии и научная теория. Новосибирск, 1986.
60. Современный философский словарь. Москва-Бишкек, 1996. Спираль познания: мистика устами мистиковМ: Прогресс, 1992. Тарасов J1.M. Чудо в зеркале разума. Л.:Лениздат,1989.
61. Темпест Р. П.А.Флоренский и оккультизм.//Символ = Simvol.- Paris, 1988.-N20. с.233-240.
62. Фламмарион К. Неведомое. Хабаровск, 1991.
63. Фомин Ю.А. Энциклопедия аномальных явлений. М.Импульс, 1993. Философская энциклопедия: в 5 тт. М., 1960-1970.
64. Эскрива де Балагер. Камино. Путь. Духовные размышления. Мадрид, 1971.
65. Энциклопедия оккультизма. В 2-х тт. M.:AVERS. 1992. 208 с.
66. Хасс Л. Масонство в Европе XYII и XIX веков.Варшава,1982.
67. Халмуратов А.Г. Хиромантия. Хирология. М.,1990.
68. Хайдеггер М. Введение в метафизику. М.,1953.
69. Хайн Л. Польское масонство, 1920-1938. Варшава,1984.
70. Холл М. Энциклопедический абрис масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. ВО"Наука".Новосибирск,1992.
71. Хлебников Г.В., Подгол В.М. Критический анализ некоторых мистических аспектов иудаизма.Витебск:Изд.ВГУ. 1989.
72. Чавчавадзе Н.Э. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.
73. Черняк Е.Б. Тайные общества старого и нового времени на Западе. М.,1987. Черняк Е.Б. Пять столетий тайной войны. М., 1988. Черняк Е.Б. Тайные общества. М.,1988. Черняк Е.Б. Вековые конфликты. М., 1988.
74. Чогьям Т. Шамбала.Священный путь воина. Миф свободы и путь медитации. Преодоление духовного материализма.М.,1994.
75. Шахнович М.И. Современная мистика в свете науки.М.,1990.
76. Шмаков Вл. Великие арканы Таро (Священная книга Тота). Абсолютные начала Синтетической философии эзотеризма.М.,1913. Шпенглер О. Закат Европы. М.,1993.
77. Шри Ауробиндо Г. Путешествия сознания. Л.:Изд.ЛГУ.1989. Штайгледер К. Опус Деи: взгдяд изнутри. Рим, 1979.
78. Штайнер Р. Философия свободы. Очерк тайноведения. Путь к посвящению. Мистика на заре духовной жизни Нового времени. Ереван.Ной, 1992.
79. Шустер Г. Тайные общества, союзы и ордена, в 2-х тт. С-Пб.,1905.
80. Публикации в газетах и журналах
81. Воробьевский Ю. Капкан для человечества/ Народная правда, июнь 1993.
82. Грянко И. Вриль (Воля как предпосылка магии и политики)// День, N29 , июль1993.
83. Грянко И. Тайные общества. Мистическая традиция и ритуал.// День, 1993, N1494..
84. Релендер Й. Твин Пике не только на телеэкране (О бизнесе на сверхестествен-ном)// За рубежом, N3, 1994.
85. Масоны II Аль-Кодс , N41, ноябрь 1992.
86. Старцев В. Масоны и революции // С.-Петербургские ведомости, 4 января 1992г.
87. Хантингтон С. Третья мировая война цивилизаций // С.-Петербурские ведомости, 1993,6 июля.
88. Столбов А. Почему в Швейцарии не бывает войн// Приморские новости, N 27, 1993. (О невидимых центрах мировой власти).
89. Дичев Т. Вторжение без оружия //Аль-Кодс, 1993.
90. Деева Е. Тайна убитого мастера II Московский комсомолец. 1994, 17 мая.
91. Кузнецов А. Троянский конь империализма//Народная газета, N10,1992,март. (О подрывной деятельности фонда Джона Сороса).
92. Делокаров К.Хю Закорнчилось ли противостояние науки и религии?// Общественные науки и современность. 1996, №1.