автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Эзотеризм как один из способов духовного освоения мира

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Рабинович, Ольга Ильинична
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Эзотеризм как один из способов духовного освоения мира'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Эзотеризм как один из способов духовного освоения мира"

¿остоьаап ордш трудовою ¡фасного зшыш

. . ГОиУД|\РСТВШШ УШПЗИРСИТЕТ,

Специализированный совет Д 063.52.01. по философским наукам

На правах рукописи

Рабинович Ольга Ильинична Эзотеризм как' один из способов духовного освоения мира

09.00.01. - диалектика и "теория познания

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Ростов-на-Дону 1992

Джхеотацид вниолиеич на кафедра философии Щ{ при РГУ. Научный руководитель ¡Заслуженны:'! деятель науки Российском федзра-цн:1, доктор философских наук., прорессор Давидович В.Е. Официальные оппоненты .- доктор философских наук, профессор

Меськов B.C.

доктор философских наук,профессор Поликарпов B.C. Ведупря организацияМосковский государственный университет

mi.М.В.Ломоносова, о-.щита состоится 12 февраля 1993 г.в 15 часов на заседании специализированного совета Д 063.52.0I.no философским наукам при. Ростовском государственном университете по адресу: г.Ростов-на-Дону,ул.Пушгагнская,160,ауд.34. С диссертацией мо:шо ознакомиться в библиотеке университета

/•¿лица Пушкинская, 148/.

i

j • Автореферат разослан "II" января IS93 г.

| Ученый секретарь

! специализированного совета

В.И.Курбатов.

ос;уи хлрлктлрпспшл рлшш

Актуальность проблемы.Любое теоретическое исследогаппе в бласти социально-философской проблематики не мо:~.зт не отражать ,ействителькых коллизий времени,особенностей той полосы истории, рамках которой они происходят и несут в себе реальную "злобу" ,ня.Этов полной мере относится и к предлагаемой теме.Глубинные реобразования,идущие в нашем Отечестве,свершаются на фоне ог- -юмных сдвигов,происходящих во всей человеческой цивилизации.Тот ризис западной цивилизации,о котором начали говорить философы щё в прошлом столетии,в конце 20 века обострился с необычайной илон и болезненностью.Революции и войны,трагедии Освенцима и гу-ага,"-;роспмы и Чернобыля,столкновение друг с другом ранее поч-и-автономно развивающихся культур,всё г-о порождает духовную си-уацшо конца века,которая требует осмысления и оценки.]) мири на-ирает силу информационная революция,ряд стран готовиться всту-:ить в -постиндустриальный век.В токе время сотни миллионов лю-;ей продолжают рождаться и умирать чуть ли не в условиях доинду-;триалькых порядков.Наша страна,пройдя мучительный путь длиной в емьдеЬят лет,путь поисков и разочарований, перелсив эпоху траги-:ескух| и эпическую,сейчас ищет своё место в мировой цивилизации.

Всё это не может не отразиться в массовом сознании,не проя-штся¡в поисках, теоретиков,в социально-философской мысли.Один [3 сщтптомов,характерных для кризисного состояния - глубокое не-

I

(оверие к рациональным ответам на те вопросы,которые возникают г людей при столкновении с кричащими противоречите нынешней шохи.Ни сухая логика позитивистской социологии,ни претендовав-юе на единственную истинность марксистское', обществознание не ■могли помочь миллионам людей- обрести подлинный смысл бытия.По-»тому не случайно,что сейчас /после длительной секуляризации/ (дёт гальванизация религии.Но и её канонические формы отнюдь не ¡сегда могут дать ответ на сегодняшние духовные запросы людей. 1,как это бывало не раз в прошлом,возник бум эзотерических ду-:овных форм/разной типологии,в том числе и религиозной/.

Понятие "эзотеризм" связывается в нашем представлении, с закрытым,недоступным для непосвящённых знанием./Посвящение -гатинское слово,обозначает первые принципы любой науки.Процесс' тронинновения в тайны науки о высшем Я и едином Л во всех.Пос-зящения являются последней стадией на путях человеческой эволю-

люц:пг./Зто знание заключено в глистике в самом широком' смысле/в :.^нтшсе, теософии, алхимии »астрологии и т.д./,в религии .Можно предположить,что эзотерическое существует как непознанное,» таких понятиях, как возможное,потенциальное.

О закрытом,тайном,эзотерическом содержании нам позволяет судить наличие в нём двух уровней - продранного и сакрального.Подтверждением этому может служить то,что,несмотря на имеющееся определение, мы имеем всё же общее представление об астрологии,алхимии, теософии и т.д.Возможно,что пропаганда некоторых элементов эзотерического знания связана со стремлением приобрести неофитов или напомнить, о сложности и противоречивости, мира и познания.

Но,вероятно,не стоит полагать,что нам доступно глубокое,сакральное содержание эзотеризма. Доступность некоторых текстов не гарантирует читающему проникновение в глубинные пласты содержания, т.к.в рамках эзотеризма разрабатывались надёжные способы-"герметизации" добываемого знания от непосвящённых,т.е.непременные.условия интеллектуального и нравственного посвящения,невозможность допущения неподготовленных к принятию могущественного тайного зна-. ния и особенно к практическому его использованию.Освоение этих ценностей возможно лишь в результате своего рода "разгерметизации", включения эзотерического знания в обиход современного науч-;:сгс знания.что представляет собой огромный,как,чисто научный, философский,так и общекультурный интерес.Это освоение позволит обогатить современное философское и,в частности,теоретико-поз-новательное содержание,некоторыми весьма ценными идеями о мире и человеке.

Тяжелое материальное и психологическое состояние наших соотечественников не способствует ясному и незамутнённому восприятию не только сиюминутных проблем,но и вечных тайн природы,бытия,тем более смерти и жизни.Налицо стремление быстро и без. проблем получить четкую информацию о том,что веками добывалось по крупицам и не без умысла хранилось под спудом.Отсюда напряженное вслушивание в прогнозы астрологов,обращение к экстрасенсам,а также появление многочисленных исследований,в которых всячески подчеркивается связь зарождающейся и даже зрелой науки с религией,астрологи-, ей,алхимией,народной медициной,микологическими верованиями и т.п. В других работах ставиться цель выявить "рациональное ядро" оккультизма и мистики,доказать,что методологические нормы,принятые в рамках этой "тайной мудрости",не противоречат нормативным арсе-

О '

.налам естествознания;показать,что благодаря эмпирическим методам алхимии,астрологии,народной медицины были получены результаты, чрезвычайно полезные в практическом деятельности.

Наука возникла как специфическая область духовного производства примерно в 17-18 вв.Этому способствовала критика всех вне-научных форм общественного сознания.Сегодня же мы видим,что научные истины не способны объяснить многие явления внешнего мира и дать гарантии н^ будущее.Эта ситуация и порождает интерес к нетрадиционному, "тайному знанию".Саше разнообразные публикации в различных изданиях позволяют понять,что, наши древние предки, владевшие "тайным знанием"/эзотерическим/,лучше разбирались в закономерностях окружающего мира и лили, в-единстве с Богом и Природой .Мы утратили былое единство,самонадеяноо ограничив собя лишь истинами науки.

В свете очерченных проблем, можно'объяснить стремительный рост интереса ^культуре Востока,попытки приспособить к себе приёмы релаксации,общего оздоровления,которые формировались в индийских и китайских религиозных воззрениях.Но возникает вопрос -можно ли механически привносить элементы одной культуры,в другую? Приживутся ли они?Дадут ли здоровые ростки?Каковы условия .их благоприятного взаимодействия?В связи с этим возникает проблема диалога различных культур.Мы в рамках вопроса о диалогических формах развертывания отношений между различными культурами будем .иметь в виду диалог "Восток-Запад" и диалог между европейской, так сказать,научной культурой и иными типами культуры,которые обладают своими стандартами организованности,собственной рациональностью и своим комплексом знаний.Следовательно,они могут быть сравнимы с наукой. и до могут быть просто отброшены. Именно к последним мы относим эзотеризм в целом и эзотерическое знание в частности. Поскольку история учит нас,что мы должны-уважительно относиться ко формам и частям культуры,то не можем просто отмахнуться от реально существующего сегодня интереса к этому знанию.Мы должны попытаться выяснить возможную полезность этого "тайного знания" и показать необходимость диалогических отношений с этими элементами- общечеловеческой культуры.

Итог:сегодня,в эпоху бурного развития науки,техники мы наблюдаем бурный всплеск интереса к оккультизму,теософии,астрологии, ыантике и т.д.,т.е.к тем доктрину и учениям;которые млеют эзотерическое ядро. - .

Поскольку вопрос об озотеризме и эзотерическом знании сегодня остаётся открытым,мы попытаемся осветить некоторые его аспекты.Никаких окончательных оценок автор выносить не будет, исходя из того,что эзотеризм,как феномен культуры,явление очень сложное и недостаточно исследованное.Поспешное признание или отрицание положительного содержания эзотеризма,вероятно,не принесёт пользы для разрешения существующей проблемной ситуации и обогащения нашего представления о мире и способах его освоения.

Степень разработанности проблемы.Проблемы озотеризма и эзотерического знания получили немалое распространение на Западе. Его исследуют,пытаются проникнуть внутрь.Я качестве примера можно назвать работы следующих авторов - Э.Иыре,м.1'ларомарко,А.Ее-зант,П.Д.Успенского.А.Уайтхеда,Б.Геливера,и.мюге,Р.Штейнера, Я.Бёме,К.Кастанеды,1'Д.Зкхарта и других.Все они,излагая материал по теософии,масонству,оккультизму,древним религиям,проблемам рз-лигиозной мистики,проблемам непознанного,указывают на существование эзотерического знания.В последнее время мы получили доступ и к произведениям русских и советских,авторовгК.Блаватсксй, Д.Андреева,И.Рерих и Н.Рерих,А.меня.много!публикаций по проблемам истории религии,ыантике,астрологии,алргаии появилось в журнале "Наука и религия".Но во всех работах' лишь в контексте мы можем встретить упоминание о закрытом для непосвящённых знании. Рассмотрение эзотеризма как особого феномена культуры ещё впереди. Первую попытку проанализировать проблематику эзотеризма мы находим в работе В.Розша "Беседа об эзотерических учениях"^.

Е. Г. Еалагушкин, А .Я. Г^ревич, Ю. А. Я<данов, В. С .Поликарпов вскрывают в своих работах причины возникновения современных форм мистики, повышенного интереса к древним культам и тайным знаниям.

В то же самое время в серьёзных и глубоких работах Ю.А.Зин-кевича,В.Г.Федотова,А.Н.Красникова,И.Т.Касавина,3.А.Окулер, В.Л.Рабиновича рассмотрены проблемы вненаучного знания в целом. Они обращаются к историческому 'контексту науки,вскрывают проблемы в её развитии.Цель этих авторов - узаконить существование многобразных видов знания.

В ходе изложения я использовала работы П.Фейерабенда по методологии науки.Его концепция эпистемологического анархизма

Т.Вестник высшей школы.1991.К®.

I . _ :;7 •

позволяет по новому взглянуть на проблемы познания и |'лор;,парования науки.Методологическая концепция Н.Фейерабенда дает возможность признать право на существование ненаучного'знания,в нашем случае - знания эзотерического.

Форш ненаучного знания мы должны рассматривать не просто как альтернативные центральной культур ,но и как существующие параллельно .ей.Необходимо учитывать также,что эзотеризм - исторически более древняя форма знания,чем научная.

Если мы будем постоянно указывать на те беды,которые нам несут оккультизм,мистика и астрология,то от этого проиграет и сама наука,и общество,й култура. в целом.Следовательно,с этой точки зрения появляется необходимость и возможность>равноправного диалога всех фрап нтов культуры.Установка диалога' дол;.еда быть на взаимное понимание,на взаимную общую цель - благо.

Цель диссертационной работы состоит в. анализе проблемы существования эзотерического знания.В соответствии с этим в диссертации поставлены и решаются следующие задачи: -определить объём понятия эзотеризм;

-обосновать существование ненаучного эзотерического знания; -вскрыть "корни" эзотеризма и показать его место в диалоге культур; |

-выработать типологию эзотерических учений. Теоретические и методологические основы исследования. Мето^олопгческой основой диссертационного исследования служат рационалистическая традиция исследования сознания,общенаучные системные подходы,принципы диалектики.

Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в следующем: , .

-показать,что эзотеризм является одним из давних и постоянных поисковых шагов духовного освоения мира,присущих человечеству на всех этапах его развития;

-раскрыты обстоятельства,вызвавшие гальванизацию эзотеризма в современный период истории;ик связь с обострением экономических и социальных коллизий времени;

-зафиксировано место эзотеризма в наличной культуре и его отношение к таким её важнейшим элементам как наука и религия;

-очерчены линии диалогических взаимодействий и взаимопроникновений эзотеризма и других составляющих духовной культуры;

-представлена типологическая схема исторических и,актуальных

форм эзотеризма.

Па защиту выносятся следующие положения:

1.3зотеризм - представляет собой духовное образование,для которого характерны претензия на герметичность/закрытость/ своего содержания от "непосвященных"»способность приобщения своих адептов к трансцендентным тайнам мироздания,сложная символизация и ритуализация своего функционирования в обществе.

2.Эзотеризм,понимаемый таким образом,монет представать как самостоятельное духовное образование /с соответствующими социальными институтами/ или быть элементом других форм духовного освоения действительности /первобытной магии,развитых религии,искусства и даже науки/. - •

3.В разные исторические эпохи эзотеризм либо отходит в тень под напором рационалистических норм,либо гальванизируется,оживает, выступает на авансцену .духовной жизни.Кризисные язлапля мировой цивилизации конца 20 века породили оживление эзотеризма.

4.Внутри целостного тела духовной культуры эзотеризм взаимодействует с другими её составляющими.между эзотеризмом,как вне-научной формой духовности,и научный знанием возникают отношения диалога.То же можно сказать об отношении эзотеризма к религии, ^искусству,нравственности и т.д.

I 5.Историческая ограниченность рационального знания,конфессиональная замкнутость,догматическая связанность религиозного ¡духа всегда оставляет зазор,нишу,лакуну,которая остается незаполненной, безответной.Кё то и заполняет эзотеризм,предлагая свое решение,не требующее ни доказательств науки,ни ссылки на Писание, ни обращение к Откровению,а лишь внимание к голосу тайны.

б.Сообразно своим функциям и происхождению,эзотеризм может быть представлен в примерном приближении, как веер следующих типов :мистический и немистический эзотеризм,эзотеризм религиозный, эзотеризм как область непознанного.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том,что её методологические принципы могут быть использованы для дальнейшего исследования проблемы вненаучного знания в целом. Выводы полученные и реализованные в ходе исследования применимы в педагогической практике,в исследовании новых явлений культуры, в практике гармонизации ыежкультурных отношений.

Апробация работы.Работа обсугадалась на теоретическом семинаре и на кафедре философии Института повышения квалификации препода-

вателей социально-гуманитарных наук при Ростовском государственном университете.

Об?;ём и структура работа.Диссертация состоит из введения, двух глав,содержащих шесть параграфов,!! заключения.Общи;.! объёмом 118 страниц машинописи,список литературы включает 163 наименования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во "Введении" обосновывается актуальность теш,рассматривается степень её научной .разработанности,формулируется цель и задачи исследования.Указываются элементы научной новизны,излагаются основные положения,выносимые на защиту,определяются теоретико-методологические основы исследования,освещается теоретическая и прак1 ческая значимость работы,её апробация.

Певрая глава - "Эзотеризм как предает Философского размышления" - включает в себя три параграфа.Первый параграф - "Содержание понятия эзотеризм".В нем отмечается,что термин "эзотеризм" может употребляться в нескольких значениях.

Греческое слово "24с4ш*> " означает "внутреннее"/'личностное", "закрытое".В советской научной литературе это понятие трактуется весьма произвольно, объем"-его точно не --р еде лен. Чаще всего понятие "эзотеризм" связано с перечислением ряда учений^.К эзотерическим учениям относят гностицизм,теософию,антропософию,магию, алхимию', астрологию^.

Характерной чертой этих умений называется наличие некоторого закрытого,тайного содержания недоступного непосвященным,разглашение которого влечет неминуемую кару.

В статье "О теософии'! [Л.Волошин различает две области "тайных наук'^.Одна из них - это изучение законов мира изнутри.Подобную точку зрения мы находим у Э.Шюре и А.Безант^.

По-эзотерической традиции глубокий мыслительный процесс невозможен без эмоциональных перелсиваний,создаваемых разыгрываемой

Г.Розш В.Беседы об эзотерических учениях.//Вестник высшей школы. 1991. !;"9.СЛ01. 2.1Уревич П.С.Возрождён ли мистицизм?И.,1384.С.23-24.

3.См. ¡Волошин М.О теософии.//Наука и религия. 1930. К.

4.См.:Шюре Э.Великие Посвященные.Очерк эзотеризма религий.М.,1591.

Еезант А.Что такое.теософия?//АУМ.Синтез мистических учений

Запада и Востока.М.,1991.И.

10 ■

тз храме ритуальной психодрамой и её ритуальной..эстетикой.

По к тарным наука;.! причисляют обычно ещё одну область знания.Это не --.¡тая наука,а остатки,осколки и обрывки древней науки, которая предшествовала науке современной0.Действительно,по мере расширения и совершенствования исторических,этнографических, археологических исследований,мы все чаще сталкиваемся с фактами, указывающими на то,что со времен глубокой древности существовали системы скрытых 'знаний /эзотерических/,касающихся законов природы.В качестве примера можно привести космогоническую систему догонов. •

В диссертации подчеркивается,что ш прикоснулись в своем познании лишь к малой части тайн ыира.Огроыное .поле непознанного,ещё не выраженного в понятиях привычного нам язг-'а, окружает нас.Истина в конечной инстанции /абсолютная истина/ познается только на бесконечности - таков основной принцип материалистической теории познания.йы абсолютное познаем через относительное и владеем,увы, только относительными истинами.Абсолютная истина всегда' будет недостижима.В свете вышесказанного,обозначим ещё одну область эзоте-ризма - область непознанного.Признавая,что возможности науки ограничены,можно назвать ряд феноменов,которые] пока необъяснимы с позиций рационализма.Это,например,феномен. ИГО,биоэнергетика, ' экстрасенсорика. . j

Во втором параграфе - "Методологические предпосылки исследования эзотеризма"— рассматривается проблема.'научного и вненауч-ного знания,в рамках которого,по моему мнению,и существует эзотерическое знание. '

Рассматривая общепризнанное представление о научности,в диссертации представлены основные положения "картезианского идеала науки".До середины нашего столетия практически все методологические программы допускали возможность однозначной,раз и навсегда устанавливаемой идентификации,"подлинной" науки.Но уже к середине 70-х годов такая позиция не являлась единственно возможной.Проблемы динамики знания,его развития,истории оказались в центре внимания методологической мысли.Утвердилась точка зрения, огласно которой понятие научности не следует связывать с какими-либо строго заданными логико-гносеологическими процедурами и даже вообще с каким-либо определённы!«;' набором критериев 'Ложно создать традицию,которая будет поддерживаться с помощью строгих правил и

5.Волошин 1.1.Там же.С.32.

и

до некоторое степени станет успешной.По яелательно ли поддерет-пать такую традицию и исключать все остальное? Дол;;иш ли ш передать ей все права в области познания,в том числе любой результат,полученный каким-либо другим методом,следует отбросить?Моим ответом будет твердое и решительное "нет"-'-.П.Фейерабенд считает,что мир, который мы исследуем,представляет собой в значительной степени неизвестную сущность.Поэтому мы должны держать свои глаза открытыми и неограничивать' себя заранее.

Методология обращается к формам и способам позновательной деятельности, которые прежде квалифицировались как "пограничные", спорные,а то и бесспорно расположенные по ту сторону традиционно принятых границ науки.В поле зрения методологии науки попадает теперь и астрология,алхимия,уфология.Уже невозможно не учитывать положительных элементов в этих доктринах.Нельзя отмахнуться от мифа,магии,религии,оккультизма,как просто сферы постояшого генерирования заблуждений,нелепиц,абсурдных фантазий,не имеющих логической, структуры и опытного подтверждения.

Классическое определение знания,как субъективного образа объективного мира,как отражение объективной реальности не содержит в себе указаний на то,как различать знание и то,что им не является. Оно вполне совместимо с допущением,что знание представляет- собой результат работы сознания в системе человеческой деятельности,которое тан или иначе говорит нам о мире,относительно независимом от самого позновательного процесса.

Историко-культурные,историко-научные,религоведческие,антропологические исследования выявили познавательное богатство магии, алхимии,астрологи».Всякая историческая форма знания обладает в определённом объёме своёй собственной истиной,содеркащей элементы объективного и абсолютного. ' ■

В третьем параграфе - "Многообразие знания.Рационалистическая и эзотерическая трактовка истины" - предпринимается попытка провести границу между традиционно-научным и эзотерическим знания:,га, чтобы показать правомерность существования ненаучного знания.

О

И.Т.Касавин предлагает возможную классификации'видов знания,.

1.®ейерабенд П.Избранные труды по методологии науки.М.,1986.0.150. З.Касавин И.Т.Постигая многообразие знания .//Заблуждающийся разум.

Многообразие вненаучного знания.М.,1990.0.10.

Он внделает слздуюяие тип:-; 'знания:практическое,духовно-практическое ,теоретическое.2та типология симметрична известно:; типологии практпчестюй, духовно-практической, теоретичесмй деятельности. В чистом виде эзотерическому знании не нашлось места в данной типологии. Эзотеризм явление сложное и,следовательно,его трудно соотнести с каким-либо определенным типом деятельности.Например,в основе Функционирования практического знания лежат различные виды практик.В диссертации высказывается точка зрения,что кроме производственной и политической практики сюда можно отнести и практику мистическую,которая имеет цель достижения единения человека с божеством или более прозаические цели/магия в быту,ворожба/.К теоретическому знанию И.Т.Касавш относит идеологию,философию,теолог:®, магию,науку.Можно предположить,что эзотерическое знание содержимся в теософских,религиозных доктринах,алхимии,астрологии, как са;.£Ш глубокий и скрытый пласт знания, который в свою очередь можно разделить на сакральный и профанный уровни.

Саше разнообразные типы знания дают нам определённые истины,вешки для ориентировки в природном и человеческом мире.В каком отношении находиться знание к внешнему миру,как устанавливается и проверяется соответствие знания объективному миру?В .нашей философской литературе мы встречаем,с одной стороны,тщательное разъяснение по поводу практики,как критерия истины;с другой стороны, многими сознается недостаточность этого критерия.Нередко знание весьма долго, ожидает своего практического применения^ порой вообще не предназначено для него.Особенность современного научного знания в том,что сегодня мы можем допустить многоликость истинного результата.Объективной основой существования разных концепций истины являются разные представления об истшефункционирующие в разных типах знания и в разных .научных дисциплинах.Справедливо было бы включить в позновательный процесс всю картину многообразия практик и типов позновательной деятельности,соотнесенных с различными формами знания и сознания.Тогда исходным пунктом концепции истины станет тезис о многообразии знания и соответствующем многообразии практик.Характерной чертой практики в марксистской гносеологии является целеполагание.Цель эзотерической практики - познание Единого,изучение своих внутренних сил,изучение мира изнутри. ,

Проповедники эзотерического знания вовсе не считают,в отличие от воинствующих атеистов,что истины науки и эзотеризма несовмести-

ш."Саши большим злом нашего времени следуот признать то,что Религия и "аука представляют из себя две враждебные силы,не' соедп-киые между собой' .По их мнению,нет и не может быть на конечных ступенях познания противоречия между тем,что в настоящее время называется наукой и ненаукой.Для нас важно осознать,что ограничивать истину только рамками традиционной науки сегодня ужа нельзя.Реальное развитие разнообразных форм освоения мира доказывает их ценность и необходимость для человека.

Во второй главе - "Внутренняя организация эзотеризма" -вскрываются причины гальванизации эзотеризма,его место в диалоге культур,предлагается возможная типология эзотерических доктрин. Первый параграф- ,гКорш"эзотеризма".В нем высказывается, предположение,что нельзя увязывать причины увлечения современного ^лове-ка эзотерическим . знанием только с кризисом традиционной религиозности. Здесь, судя по всему,причины более глубокие.П одно:'! стороны,они коренятся в особенностях самого позновательного процесса, в изменении социального статуса науки,в негативных последствиях НТР.П другой стороны,эзотеризм удовлетворяет психологическую потребность. людей в объяснении необъяснимого.,компенсирует чувство безысходной неудовлетворенности жизнью,ощущение непрочности,бесперспективности бытия, страха перед настоящим и, будущим.Сегодня, в условиях экологического кризиса мы ищем выход из тупйка и невольно обращаем внимание на те области знания,которые очень далеки от официальной науки или прямо противоположны ей. I

С точки зрения догматизма,тяга к мистическому возникает в обществе в кризисные периоды.В целом этот тезис не вызывает сомнения,но звучит он всегда с осуждением.Почему?Зедь таким образом получают приломление в сознании людей реальные проблемы их бытия. Психологи отмечают обострение тяги к фантастическому в момент особой усталости и трудности,проблематичности жизни.Речь идет о своего рода компенсаторном механизме в периоды истории,когда подвергаются 'сомнению семейные,культурные и социальные модели.В эзотерических доктринах можно найти ответ на самые сокровенные вопросы.

Тягу к эзотерическому знанию можно объяснить и психологической патологией и абстрактным переносом в духовную сферу неудовлетворенных социальных потребностейВажно серьезно отнестись к ду-

1.Шюре Э.Великие Посвященные.Очерк эзотеризма религий.!,!., 1991.С.4.

•М ,

ховным поискам человека и человечества в целом,оставляя за собой право на противоположную точку зрения.

В области эзотеризыа,связанного с непознанным и необъяснимым, центральное место занимает проблема КЛО.Уфология может рождаться как результат своебразного приложения необъяснимых явлений в массовом сознании.Создание уфологической, .теории удовлетворяет потребность человека в чудесном.Вместо чуда религиозного многим потребовалось чудо из арсенала научных представлений.

Историческая ограниченность рационального знания,догматичес-кая связанность религиозного духа всегда оставляют позновательшй зазор,который остается незаполненным.Его то и заполняет эзотеризм, предлагая свое решение.

Во втором параграфе - "Диалог культур и место эзотеризма в этом диалоге" - высказывается точка зрения,что поскольку :эзотеризм вырастает из потребностей повседневной жизни,постольку он является "живым".Следовательно,он может быть полкопраным участником диалога культур.Но как между культурами может идти диалог?Как понимать сам диалог?

!<!ы можем констатировать существование ненаучных,в нашем случае, эзотерических форм знания и сознания в жизни современного человека. Сегодня, в рамках нашей рационалистической культуры,наряду с наукой,функционирует,востребован эзотеризм.И научное знание и эзотерическое пытаются дать ответ на вопрос,что есть истина,что есть благо,жизнь или смерть.По'поводу этих извечных вопросов и вступают в диалог европейская рационалистическая культура и эзотеризм, который возникает,по нашему мнению,на ранних этапах становления человеческой цивилизации.Мы можем найти примеры его существования в древнеегипетской,древнееврейской,древнегреческой ■" культурах.Отвечая на наши сегодняшние вопросы,эзотеризм предлагает свои рецепты и решения.Он является сегодня элементом нашей культуры.Диалог культур идет,он реальность сегодняшнего'дня и все его участники по исходу равноправны.Проблема выступает здесь как "жизненное поле" диалогического отношения различных культур,его условие,его средство,его результат.Принципиально важно,что каждая культура идет со своей стороны,используя свой потенциал и свои средства решения проблемы,но глядя как в зеркало,в другую культуру,корректирует себя.Для диалога важен не результат сам по себе,а поиск наиболее адекватных способов решения проблемы,став-' шин возможным за счет преодоления своих границ /механизм раскры-

тля 'творческого потенциала культуры/ и учета возможностей и интереса "другого".Осмысленный таким образом мир культуры - это мир непременного полифонического диалога,направленного к взаикопоишг-'нию.Важно,что взаимопонимание в этом мире /в мире диалога куль-тур/ - не следствие совпадения смыслов,а условие сшслопорождения. Возникающие сшслы могут совпадать,могут быть даже противоположными. Для взаимопонимания важно не тождество .смыслов,а непрерывное сшслотворчество,вовлекающее в свой процесс понимающих:субъектов. ' :

Эзотеризм характеризутся своим особым,своеобычным взглядом на мир.Это дает ему возможность быть равноправным участником диалога культур,предлагать своя способы и методы разрешения проблем человечества. ' . .

В третьем параграфе - "Типология эзотерических доктрин" -предлагается возможная типология эзотерических доктрин.

Сегодня понятие эзотеризм закрепилось за определенным комплексом представлений о мире и человеке,которые, носят мистический характер.Понятие "мистика" при типологии будет употребляться в двух смыслах:во-первых,совокупность явлений и действий,особым образом связывающих человека с тайным существом и силами мира,независимо от условий пространства,времени и физической причинности; во-вторых,мистика - особый род религиозно-философской познова-тельной деятельности.В соответствии с вышесказанным,мы предлагаем ввести такие понятия - мистический и немистический эзотеризм.

К немистическому эзотеризму относятся нетрадиционная медицина, биоэнергетика, современные отрасли научного знания,"осколкй" древних знаний.

Почему научное знание отнесено к эзотеризму,ведь "эзотерический" значит "закрытый"?Научное знание попало в разряд эзотерического не в силу каких-то ритуальных /только для посвященных/ запретов,но в силу того,что для его"добывания" необходимо 'приложить огромные усилия!Научные исследования достигли уже такого уровня сложности и специализации,что понять,что делается в каждом конкретном случае,уже не может не только обыватель,ко и высокообразованный специалист из смежной отрасли знания.Эзотерический характер научных иссдований порожден сегодня глубоким разрывом между обыденным сознанием и научным знанием. Истинное пошгыашгс сути научных исследований закрыто от среднестатистического гражданина в силу уровня его образования и высокой /сложности исследований.В на-

шэ время наука все больше скрывается удаапт&ошм образом за густы;.! тушном непонятного обычному человеку. •

■ В соотвестзш! с приведенным определением мистики, отнесем к мистическому эзотеризму ок^/льтизм,астрологию,магию,теософские , доктрины.

В теософских доктринах,например,кроме видимой и широко пропагандируемой части,имеются и внутренние,закрытые,тайные пласты знания.Теософия призывает к изучению скрытых сил природы,но путь к этому изучению всегда предполагал несколько ступеней,начиная с ггравственного очщения до способности применять знание скрытых законов на благо человечества.Масонство и алхимия - исторические, культурные и духовные явления невероятной сло;шости.Масонство -ото движение,изначально предполагающее тайну,но.не только тайну организации,но и тайну первоначальных оснований-Это одно из звеньев цепи тайных обществ,тянущейся на протяжении веков.Идея о кругах посвящения дает возможность показать,что давно известные культуры Мистерий,теософские доктрины,алхимия,масонство,кроме широко известного и доступного содержания тлеют ещё и эзотерическое ядро.

Самостоятельное место в типологии занимает религиозный эзоте-ризм.В диссертации отстаивается точка зрения,что все великие религии тлели историю внешнюю и'историю внутреннюю,т.е.глубокую на-З^ку, тайное учение'.Обратился к проблеме эзотрерического содерхагон в христианстве.Библейские тексты,например,требуют глубоких знаний в области истории религии,чтобы суметь рассмотреть в них глубокий эзотерический смысл.Откровение святого Ионна Богослова считается одной из самых трудных для интерпритации книг Нового Завета.Оно есть история мира,с точки зрения богослова,изложенная в символах и образах,в самом её существенном содержании.Апокалипсис написан на совершенно особом,условном языке.В нем присутствует символика событий,которая ни,в коем случае не может пониматься буквально. .

И,наконец,последняя область эзотерического в нашей типологии -область непознанного.Здесь Есе - загадка,необъянимые на уровне современной науки вопросы.Центральная проблема в этой области -. неопознанные летающие объекты --НПО и связанная с ней проблема внеземных цивилизаций.Непонятноеинепознанное порождает массу попыток разобраться в сути происходящего.Здесь пересеклись два массовых увлечения:поиски бога/поиски нового смысла/ и поиски косми-чеких братьев по радуму.Трактовка библейских сюжетов с помощью •гипотезы о пришельцах,возможно,помогает желающим проникнуть в бо-

лез глубокие эзотерические пласта извести»: всем предам;;:';.Возможно, 13 тяге к уТюлогическоГ; проблематике проявляется интерес к мпстп-ко-озотерпческим идеям.

В "Заключении" диссертации подводятся итоги исследования,определяются некоторые направления дальнейшей разработки теш.

По теме диссертации опубликованы следующие работы: [.Эзотеризм /объем понятия/.Ростов-н/Д, 1992. - 0,7п.л.- Деп.в ИНИОН АН России. 17.03.92.И6244.

Типология эзотерических учений.Ростов-н/Д, 1992.-1,1 п.л.,- , Деп.в ИНИОН АН РоссииЛ7.03.92.1.'л4б245. З.Философско-исторические идеи П.Я.Чаадаева и А.С.Пушкийа/у истоков консервативно-либеральной "русской идеи".'/В соавт./Тезисы докладов н: пно-теоретической конференции./Пятигорск,1991.-О,2п.л.

Попяс«н?о в печать 9.12.92 г.

ТУ)р-.Р7 03>*С4 1/16, бумага писчая. Печать сфсеткля Усг,ciw.tr. г. I п. д. Тиран 100 экз. Закп.з Г 526 Бесплатно .

Отпеиятоно на ротапринте РГАС •'

344022, г. Ростов и, ул. Социалистическая, 162