автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Политическая философия Ф. И. Тютчева
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Лабанов, Сергей Сергеевич
Введение.3-9.
Глава I. Русские и западные источники мировоззрения Ф.И. Тютчева 10-62.
Глава II. Социально-политические воззрения Ф.И. Тютчева.63-141. $1. Социально-политические взгляды Ф.И. Тютчева в 40-х - в середине 50-х годов XIX в.63-101. $2. Проблема русофобии в наследии Ф.И. Тютчева.102-112. $3. Социально-политические взгляды Ф.И. Тютчева в середине 50-х -начале 70-х годов.112-129. $4. Общая характеристика социально-политических взглядов Ф.И. Тютчева.129-141.
Глава III. Влияние политической философии Ф.И. Тютчева на развитие русской мысли конца XIX-XX в.в.142-167.
Зщарчение.168-171.
Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Лабанов, Сергей Сергеевич
В начале XXI века, в 2003 году, исполнится 200 лет со дня рождения великого русского поэта - Ф.И. Тютчева (1803-1873). Памяти этого замечательного мыслителя, дипломата и общественного деятеля и посвящено данное исследование.
Актуальность представленной диссертационной работы заключается в том, что в последнее время усилился интерес общественности к представителям русской религиозно-философской и консервативной мысли, многие из которых были разработчиками жанра русской идеи. К ним принадлежал также и Ф.И. Тютчев, оригинальный политический мыслитель, один из предшественников такой специфической научной дисциплины как геополитика.
Личность Ф.И. Тютчева равно как и его творческое наследие представляет несомненный интерес для истории русской философии. Своеобразным символом всего творчества Тютчева являются его широко известные строки: «Умом Россию не понять.».
Как «русский выходец из Европы», Ф.И. Тютчев был связан с ней духом и родством (обе его жены происходили из немецких аристократических фамилий). Восприимчивость к новейшим достижениям европейского интеллекта сочеталось у Тютчева с исключительной чуткостью о судьбе к России. После отставки от дипломатической службы и возвращения поэта из Европы (1848), его славянофильские симпатии усилились. Не исключено, что идейные изменения произошли у Тютчева сначала под влиянием идей Шеллинга, ожидавшего от России и русской мысли великого будущего, хотя он и не был согласен с его идеей о примирении философии с христианством, считая, что подлинное откровение уже содержится в Священном писании. Обращая свои взоры к России, Тютчев прежде всего стремился показать, что Россия не противостоит христианскому Западу, а является её «законной сестрой», правда живущей «своей собственной, органической, самобытной жизнью».
Консервативные политические взгляды Ф.И. Тютчева сочетались с мятежной духовно-нравственным строем его поэзии. В самом себе, поэт ощущает «страшное раздвоение», «двойное бытие», составляющее, по его собственным словам, отличительное свойство человека его эпохи.
Философская лирика Ф.И. Тютчева оказала влияние на поэзию B.C. Соловьёва и русского символизма, публицистику С.Н. Булгакова. Тютчевский образ «неистощимого водомёта» мысли использовал С.Н. Трубецкой в своём определении предмета философии. Его неприятие революционизма и нигилизма, партийной ожесточённости, возведённый в принцип человеческих отношений, было созвучно идеям Ф.М. Достоевского и авторов сборника «Вехи». Как мыслитель, Тютчев был своеобразным посредником между Россией и Европой, и не случайно, что его взгляды стали известны в Германии и Франции раньше, чем на родине. По настоящему он был признан лишь в конце XIX - начале XX века, когда его стали считать одним из выдающихся выразителей русской идеи.
Кроме этого, Тютчев стал одним из первых мыслителей, предвосхитивший идеи Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева, которые позднее создали теорию культурно-исторических типов.
Основной целью и задачей диссертационной работы является анализ политической философии Ф.И. Тютчева. Общее его наследие в целом невелико. Кроме сборника стихотворений (в том числе и политических), оно включает политических статьи («Россия и Германия» (1844), «Россия и революция» (1848-49), «Папство и римский вопрос» (1849-50), «О цензуре в России» (1857), незавершённый трактат «Россия и Запад», а также несколько записок императору Николаю I и дипломатических депеш к К.В. Нессельроде и обширное эпистолярное наследие поэта.
Диссертация имеет, по нашему мнению, междисциплинарное значение. Она может быть полезна для историков русской философии и литературы, политологов, культурологов и представителей других гуманитарных специальностей и имеет целью познакомить читателя с наименее изученными сторонами творчества Тютчева.
Показаны русские и западные источники идейного наследия Ф.И. Тютчева, включая философию и поэзию античной Греции и Рима, наследие Данте, Паскаля и современных Тютчеву поэтов и философов как Запада, так и России.
Автор ставит своей целью проследить взгляды Ф.И. Тютчева в контексте консервативной традиции в России: это идейно близкие к поэту славянофилы (A.C. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин), П.Я. Чаадаев, Н.Я. Данилевский, М.П. Погодин, В.И. Ламанский, Ф.М. Достоевский, К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов, В.Ф. Эрн, участники евразийского движения, И.Л. Солоневич.
Проанализирована дипломатическая деятельность Ф.И. Тютчева в Европе (с 1822 по 1844 г.г.), а также его деятельность в качестве цензора (с 1848-66 г.г.) сквозь призму его социально-политического наследия.
Раскрыта роль и значение идей Ф.И. Тютчева в кругу мыслителей славянофильского направления, показано значение его политической философии для обоснования славянофильства как идейного течения.
Исследован предложенный Тютчевым подход к решению вопросов, относящихся к религиозно-философской и социально-политической тематики, а также показана ценность его социально-философского наследия в качестве источника по истории русской философии и русской политической мысли.
Проведён анализ трактовки Тютчевым «русофобии» и тютчевской характеристики основных черт этого феномена, выражающего специфически
- негативное отношение к России со стороны как западного, так и российского сознания.
Структура исследования определена его целями, задачами и спецификой темы. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав и заключения. В первой главе исследуются русские и западные источники идейного наследия Ф.И.Тютчева: начиная с философии и поэзии античности Греции и Рима, Данте, видных представителей эпохи Возрождения, Паскаля и заканчивая современными Тютчеву поэтами и философами как Запада, так и России.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Политическая философия Ф. И. Тютчева"
Заключение.
В заключении данного диссертационного исследования, я хотел бы отметить всю важность изучения того богатого культурного наследия России, главным звеном которого является творчество Ф.И. Тютчева, как одного из выразителей национальной идеи. Впервые в диссертации он был представлен не только как поэт, но и как оригинальный социально-политический мыслитель, сыгравший огромную роль в развитии русской мысли. Кроме этого, сделана попытка проследить взаимосвязь с другими представителями славянофильской и консервативной мысли, начиная со второй половины XIX века, а также его современниками, как русскими, так и зарубежными.
При написании данной диссертационной работы ставились задачи проследить социально-политические идеи Тютчева с трёх сторон: процесса становления его как политического мыслителя, ознакомится с его политической философией зрелого периода и представить последователей его идей. В первой главе был представлен процесс зарождения его политических взглядов, сквозь призму изучения, ознакомления и общения поэта с великим наследием культуры как России, так и Запада. В его философских взглядах видно влияние идей римских поэтов, Данте, Паскаля, Гёте, Шиллера, Баадера, А. де Местра, Фихте, Гегеля, Канта, Шеллинга, - на Западе, и М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, идей славянофилов, М.П. Погодина, A.C. Пушкина, «любомудров», П.Я. Чаадаева - в России.
Процесс формирования мировоззрения Тютчева протекал прежде всего под влиянием тех идей, которые получили своё распространение в русском обществе в начале XIX века. Вся его жизнь протекала под знаком изучения и анализа европейской философии, в частности идей Паскаля, Гегеля, Канта, Шеллинга.
Особую роль в формировании мировоззрения поэта сыграла его дипломатическая деятельность. Он на протяжении 22 лет (с 1822 по 1844 год) служил в
Западной Европе на различных дипломатических постах. Живя в атмосфере европейской и немецкой культуры, Тютчев с одной стороны проявил себя как глубокий европейски образованный мыслитель и с другой, как здраво чувствующий русский, который страстно накоплял в своей душе мысли и впечатления, позднее сделавшие его выразителем русской и всеславянской идеи.
Большое внимание в первой главе было уделено анализу взаимоотношений Тютчева с его современниками: с Шеллингом, декабристами, любомудрами, славянофилами, П.Я. Чаадаевым, A.C. Пушкиным и H.A. Некрасовым. Показан процесс взаимопроникновения и отталкивания поэта с этими великими деятелями мысли и культуры.
Во второй главе диссертации были рассмотрены социально-политические взгляды уже зрелого Тютчева, который начался с середины 40-х годов и закончился последними днями жизни поэта. В этот период времени в России и в мире произошли важные судьбоносные события, свидетелем и участником которых был Тютчев. И именно тогда поэт написал несколько политических статей, записок и свой неоконченный трактат «Россия и Запад», где были выражены его основные историософские идеи: проблема взаимоотношения России и Запада, славянский, церковный (отношения между православием, католицизмом и протестантизмом) и цензурные вопросы, проблема русофобии, а также объяснения причин катаклизмов, которые произошли в его время (революция в Европе, Крымская война и период реформ Александра II) в России.
В своих сочинениях, как прозаических, так и стихотворных, написанных в этот период времени он создаёт образ тысячелетней державы -России. Он намеривается изложить свою историософию в категории идеи мировой монархии. Излагая учение об империи и её характере в России, поэт отмечал её православный характер. Особенностью использования Тютчевым данной теории является разделение Римской и Восточной
Константинопольской) империй. Рассматриваемая им греко- православная держава выступала продолжением и залогом последней христианской империи, а не Римской. Все рассуждения Тютчева показывают, что в его сознании органически соединилась многовековая история со злободневной политической ситуацией.
В социально-политической философии Тютчева отчётливо видно сходство его взглядов со славянофилами. Оно касалось прежде всего представления о России как будущем центре объединения славянских племён и народностей, которому отводилась роль оплота против надвигающихся с Запада революций. Общим было и тесно связанное с этими представлениями убеждение в особом пути развития России чуждом социальных и политических конфликтов, характерных для западноевропейских стран.
В третьей главе диссертации рассматривалась влияние идей Ф.И. Тютчева на дальнейшее развитие славянофильских идей в русском обществе. Среди тех, кто продолжил эти традиции в основном уже после смерти поэта, были И.С. Аксаков, Н.Я. Данилевский, Ф.М. Достоевский, H.H. Страхов, В.И. Ламанский, М.Н. Катков, КН. Леонтьев, В.В. Розанов, участники евразийского движения, В.Ф. Эрн, И.А. Ильин и И.Л. Солоневич.
Ф.И. Тютчев без всякого сомнения принадлежит к числу тех деятелей России, которых можно назвать представителями консервативной мысли в России. До последнего времени консерваторы представлялись отрицательно в общественном сознании. Однако именно они удерживали общество от революционных потрясений и предупреждали об опасности проникновения в страну разрушительных и революционных идей с Запада. И данная диссертация была написана для того, чтобы попытаться восполнить этот пробел.
В целом можно говорить о том, что Тютчев по своим взглядам принадлежал к просвещённым консерваторам и входил в число славянофильски мыслящих деятелей, которые разрабатывали и осуществляли
171 национальную идею. В самой судьбе поэта заключался парадокс: с одной стороны - это был европеец как по воспитанию, так и по духу, а с другой стороны - один из первых основателей и зачинателей русского традиционализма, т.е. создания такого учения, которое бы опиралось на народные традиции и нравы. И в этом смысле, наряду с Н.В. Гоголем, Ф.М. Достоевском, К.Н. Леонтьевым, Ф.И. Тютчева можно считать пророком русской жизни, ибо в его творчестве можно увидеть гениальные пророчества, которые уже сбылись, или же готовы сбыться в будущем.
Список научной литературыЛабанов, Сергей Сергеевич, диссертация по теме "История философии"
1. Ф.И. Тютчев. Политические статьи. YMCA - PRESS, 1976,- 173с.1. «Россия и Германия» (1844), с.7-31.2. «Россия и революция» (1848 49), с.32-51.3. «Папство и римский вопрос» (1849-50), с.51-78.4. «О цензуре в России» (1857), с.78-95.
2. Ф.И. Тютчев. Полное собрание сочинений в стихах и прозе. /Сост., пред., ст., прим. В.В. Кожинова. М:Вече: 2000. - 496с.1. «Письмо русского» (1844), с.375-376.2. «Записка» (1845), с.389-399.3. «Россия и Запад» (1849), с.431- 448.
3. Ф.И. Тютчев. Проект дипломатической депеши по поводу греческих дел, сост. Ф.И. Тютчевым в 1833 году. Л: 1929. - 11с.
4. Письма Ф.И. Тютчева к графу К.В. Нессельроде. / Публ. J1.B. Гладковой и E.H. Лебедева. // Тютчев сегодня. Материалы IY тютчевских чтений. М: 1995,- с.139-184.
5. Мюнхен, 3 ноября 1835. (1835). С. 153 156.
6. Турин, 5\17 октября 1838. (1838). С. 163-165.
7. Турин, 5\17 октября 1838. (1838). С.168- 170.
8. Турин, 6\ 18 октября 1838. (1838). С. 172-173.
9. Ф.И. Тютчев. Лит. наследство. Т.97. K.1.W Письма Ф.И. Тютчева к К.В. Нессельроде. М: Наука,1988. - С. 139-184.
10. Турин, 6 августа 1838. (1838). С.528-530.
11. Турин, 6/18 октября 1838. (1838). С.532.
12. Турин, 1/13 марта 1839 (1839). С.533.
13. Мюнхен, 6/18 октября 1839. (1839). С. 534.
14. Ф.И. Тютчев. Лит.наследство. Т.97. К.1.- М: Наука, 1988. С. 338388.
15. Письмо Ф.И. Тютчева к А.Ф. Аксаковой. 17 июня 1868 г. П.48. С.338-339.
16. Письмо Ф.И. Тютчева к А.И. Георгиевскому. 2/14 января 1865 г. С.387-388.
17. Ф.И. Тютчев. Сочинения в 2-х томах. Т.2. С. 173-203. М: 1980.
18. Письмо Ф.И. Тютчева к Э.Ф. Тютчевой. С. 173.
19. Письмо Ф.И. Тютчева к Э.Ф. Тютчевой. 21 июля 1866г. С.203.
20. Письма Ф.И. Тютчева к П.Я. Чаадаеву. \\ Русский архив, 1900. №11. С.411- 414.
21. История русской словесности. ТЗ. М; Мир, 1900,- С.554-559.
22. Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Т.7. М:1972,-С.709-713.
23. Русские писатели. 1800 1917. Т 1-6(?). Вышли 4- тома. Т1-.4.-М: 1989-2000.
24. Русская философия. Словарь. М; Республика, 1995.
25. Н.Я. Абрамович. История русской поэзии в 2-х томах. Т2.- Сп6,1914.
26. JI.P. Авдеева. Русские мыслители: A.A. Григорьев, Н.Я. Данилевский, H.H. Страхов. М:1992.
27. Л.Р. Авдеева. Проблема государства в русской религиозной общественной мысли последней трети XIX начала XX века. \\ Вестник МГУ. Серия 12. 1982. №5.
28. И.С. Аксаков. Ф.И. Тютчев. 2-е изд., репр.1886 г. - М: Книга и бизнес,1997.
29. И.С. Аксаков. Полн. собр. соч. в 7-ми томах. М:1886-87.
30. К.С. Аксаков. Обозрение современной литературы. \\ Современники о Тютчеве. Воспоминания, отзывы, письма. С.60-62. -Тула, 1984.
31. Н. Аммон. Тютчев поэт, художник, мыслитель и политический борец. С.12-31. - М:1911.
32. В.Ф. Асмус. Шеллинг. // Философская энциклопедия. Т5. М:1982.
33. Н.Ф. Бельчиков. Достоевский о Тютчеве. \\ Былое. Кн.5. 1925г. С.125-160. Пг, 1925.
34. А. Белый. Поэзия слова. Пушкин, Тютчев, Баратынский, В. Иванов, А. Блок. Пг: Эпоха, 1922.
35. Н.А. Бердяев. Русская идея. Судьба России. М:1997.
36. Б.Н. Бессонов. Судьба России: Взгляд русских мыслителей. -М:1993.
37. А.А. Блок. Собр. соч. в 8-ми томах. Т.6. M:JT, 1962.
38. М. Бородкин. Славянофильство Тютчева и Герцена. М: 1911.
39. Д.Д. Благой. Литература и действительность.// Гл. «Гениальный русский лирик. (Ф.И. Тютчев)». М:1959.
40. Р.Ф. Бранд. Ф.И. Тютчев. Материалы к биографии. М: 1901.
41. В.Я. Брюсов. Собр. соч. в 7-ми томах. Т.6. \\ Ст. «Тютчев. Смысл его творчества». С. 193-209. М:1978.
42. Б.Я. Бухштаб. Русские поэты. \\ гл. «Тютчев».- Л: 1971.
43. Б.Я. Бухштаб. Тютчев. Поэзия 40-х годов. М;Л.,1955.
44. П. Быков. Ф.И. Тютчев. \\ Тютчевский сборник. С. 33-39,- Л: Прибой, 1923.
45. В.В. Вейдле. Задачи России. \\ Ст. «Тютчев и Россия». С. 171-200. -Нью-Йорк, 1956.
46. В.К. Волков. К вопросу о происхождении терминов «панславизм» и «пангерманизм». \\ Славяно-германские культурные связи и отношения. -М:1969.
47. Е. Воропаева. Тютчев и Астольф де Кюстин. //Вопросы литературы, 1989.№2. С.102-115. М:1989.
48. A.A. Галактионов, П.В. Никандров. Русская философия. IX-XX.W Гл. «Шеллингианство на русской почве. С.176-205. Л:1989.
49. И.И. Гарин. Пророки и поэты. Т.З. Тютчев. С.309-427. -М:Терра,1994.
50. А.И. Георгиевский. Тютчев в 1862-66 г.г. \\ Ф.И. Тютчев в документах, статьях и воспоминаниях современников. С. 154-226,- М: Книга и бизнес, 1999.
51. А.Ф. Гильфердинг. Собр. соч. в 4-х томах. Т.2. М:1868-74.
52. В.В. Гиппиус. От Пушкина до Блока.\\ Гл. «Тютчев». -М:-Л,1966.
53. Н. Глоке. Ф.И. Тютчев. \\ «Педагогическая мысль».1904, вып.2. С. 127-51. Киев. 1904.
54. А.Е. Горелов. Три судьбы. С.11-175. Л:1976.
55. А.А. Григорьев. Эстетика и критика. М: Искусство, 1980.
56. Л.П. Гроссман. Три современника. (Тютчев Достоевский - Ал. Григорьев).- М: 1922.
57. А.В. Гулыга. Шеллинг. М:1982.
58. Н.Я. Данилевский. Россия и Европа. С - б: 1995.
59. Н.Я. Данилевский. Горе победителям. М.Т998.
60. Д. Дарский. Чудесные вымыслы. О космическом сознании в лирике Ф.И. Тютчева. М:1914.
61. С.А. Долгополова. Тютчевский миф о святой Руси. \\ Тютчев сегодня. Материалы IV тютчевских чтений. С.29-37,- М:1995.
62. Ф.М. Достоевский. Полн. собр. соч. в 30-ти томах. Т.21-27. Л: Наука, 1980.
63. А.Г. Жомини. Тютчев. \\Ф.И. Тютчев в документах, статьях и воспоминаниях современников. С. 271-273. М: Книга и бизнес, 1999.
64. Б.К. Зайцев. Ф.И. Тютчев. Жизнь и судьба. \\ «Возрождение», 1949 январь, №41. Париж, 1949.
65. В.В. Зеньковский. История русской философии. Т. 1-2.- Paris, Ymka-Press, 1989.
66. В.В. Зеньковский. Русские мыслители и Европа. М: Республика,1997.
67. В В. Зеньковский. Философские мотивы в русской поэзии. (Пушкин Тютчев - А.К. Толстой. / Вестник РСХД. 1959. №54, 55.
68. Я. Зунделович. Этюды о лирике Ф.Тютчева. СамаркандД971.
69. В.И. Иванов. Собр. соч. Т. 1-4. Т2. \\ Ст. «Мысли о символизме». Брюссель, 1971-1987.
70. Е. Казанович. Из мюнхенских встреч Ф.И. Тютчева (1840-е годы).\\ Урания. Тютчевский альманах. С. 125-171.-JI: 1928.
71. З.А. Каменский. Русская философия начала XIX века и Шеллинг. -М:1980.
72. В.М. Карев. Ф.И. Тютчев: Наполеон и революция. \\ Россия и Европа. Дипломатия и культура. С.152- 160. М:Наука,1995.
73. В.Н. Касаткина. Поэтическое мировоззрение Ф.И. Тютчева. -Саратов, 1969.
74. М.Н. Катков. Собрание передовых статей по польскому вопросу. В. 1-2. -М: 1905.
75. М.Н. Катков. Собрание передовых статей «Московских ведомостей» (с 1863 по 1887) Т.1-25. -М: 1897-1898.
76. М.Н. Катков. Старые боги и новые «боги» \\ «Современная летопись», 1861, №1.
77. М.Н. Катков. Тютчев. \\Ф.И. Тютчев в документах, статьях и воспоминаниях современников. С. 259-263,- М: Книга и бизнес,1999.
78. И.В. Киреевский. Критика и эстетика. М:1979.
79. Ю.Н. Когинов. Тютчев,- М:Армада, 1997,
80. В.В. Кожинов. Тютчев. (Серия ЖЗЛ). М: Молодая гвардия, 1988.
81. В.В. Кожинов. Судьба России: вчера, сегодня, завтра. -М: Воениздат, 1997.
82. В.В. Кожинов. Незавершённый трактат «Россия и Запад».\\ Ф.И. Тютчев. Литературное наследство. Т.1. С.183-199,- М:1988.
83. В.В. Кожинов. Соборность поэзии Тютчева. \\ Тютчев сегодня. Материалы IV тютчевских чтений. С. 19-28,- М:1995.
84. В.А. Кошелев. A.C. Хомяков, жизнеописание в документах, рассуждениях и разысканиях. М: Новое литературное обозрение, 2000.
85. Г.С. Кнабе. Римская тема в русской культуре и творчества Тютчева. \\ Тютчевский сборник.- Таллинн, 1990.
86. А. Князев. «Бездны мрачной на краю.»(Тютчев и Достоевский) \\Вопросы литературы, 1990№4. С.77-101. М:1990.
87. Г. Красухин. Великий спор. (Пушкин и Тютчев). // Вопросы литературы, 1972, №11. С.107,- М:1972.
88. А. Круковский. Поэзия Ф.И. Тютчева. \\ ЖМНП. 1910.Х. С.176-195.-Сп-б, 1910.
89. А. Лаврецкий. Взыскивающий благодати. (Ф.И. Тютчев).\\ Слово о культуре. Сборник критических и лит. статей. С.61-79. М:1918.
90. В.И. Ламанский. Об историческом изучении греко-славянского мира в Европе. С - б, 1871.
91. В.И. Ламанский. Три мира греко-славянского материка. Пг:1916.
92. С.А. Левицкий. Сочинения. Т.2. Очерки по истории русской философии. Канон, 1996.
93. А.З. Лежнёв. Два поэта. Гейне. Тютчев. М:1934.
94. Р. Лэйн. Публицистика Тютчева в оценке западноевропейской печати конца 1840-х начала 1850-х годов. \\ Ф.И. Тютчев. Лит. наследство. Т.97. Кн.1. С.231-249. - М:1988.
95. К.Н. Леонтьев. Восток, Россия и славянство. М:Республика,1996.
96. Ю.М. Лотман. О поэтах и поэзии. Сп-б:1996.
97. Е.А. Маймин. Русская философская поэзия. Поэты-любомудры, A.C. Пушкин, Ф.И. Тютчев. М: Наука, 1976.
98. Г.А. Мейер. Жало и дух. Место Тютчева в метафизике российской литературы. \\ «Возрождение». 1954.№32,- Париж,1954.
99. В.П. Мещерский. Из моих воспоминаний. Современники о Тютчеве. Воспоминания, отзывы, письма. С.28-32.- Тула,1984.
100. О.Ф. Миллер. Славянство и Европа. Сп-б,1877.
101. Д.С. Мережковский. Две тайны русской поэзии. Некрасов и Тютчев. С.535-608,- М:1997.
102. Мурановский сборник. Вып.1. Мураново,1928.
103. Н.А. Некрасов. Поли. собр. соч. Т. 1-9. Т.9. Русские второстепенные поэта. М:1950.
104. А.В. Никитенко. Из дневника. //Современники о Тютчеве. Воспоминания, отзывы, письма. С.24-27. Тула, 1984.
105. А.В. Никитенко. Ф.И. Тютчев. Некролог. Б.м. и г.и.
106. П.Н. Новгородцев. Современные отзвуки славизма. \\ Оттиск из журнала «Вопросы жизни». С.354-382,- Б.г. и м.и.
107. JI.A. Озеров. Работа поэта. М:1963.
108. А.Л. Осповат. Новонайденный политический меморандум Тютчева: к истории создания. // Новое литературное обозрение. 1992№1. С.89-115. -М:1992.
109. А.Л. Осповат. Тютчев в Мюнхене. (Из переписки И.С. Гагарина с А.К. Бахметьевой и И.С. Аксакова). \\ Лит. наследство. Т.97. К.2.- М:1989.101 )А. Пайман. История русского символизма. М: Республика, 1998.
110. Б. Паскаль. Мысли. К:М,1994.
111. Переписка A.C. Пушкина в 2-х томах. М:1982.
112. П. Перцов. Панславизм и панрусизм. М:1913.
113. А. Петров. Личность и судьба Ф.Тютчева.- М.Культура, 1992.
114. А. Петров. Небесный огонь. М:1992.
115. Е.А. Петухов. Ф.И. Тютчев,- Юрьев, 1906.
116. К.В. Пигарёв. Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева. М:Академия наук СССР, 1962.
117. П.А. Плетнёв. Записки о действительном ст. советнике Тютчеве. Современники о Тютчеве. Воспоминания, отзывы, письма. С. 18-20. -Тула,1984.
118. М.П. Погодин. Воспоминания о Ф.И. Тютчеве. \\Современники о Тютчеве. Воспоминания, отзывы, письма. С.11-14,- Тула,1984.
119. М.П. Погодин. Собрание сочинений. 1-5. Т.4. Историко-политические письма в продолжении Крымской войны. М:1874.112.)В.И. Покровский. Ф.Тютчев. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-лит. статей. Изд 2-е. М:1911.
120. Я.П. Полонский. Ф.И. Тютчев. \\Ф.И. Тютчев в документах, статьях и воспоминаниях современников. С.273-278,- М: Книга и бизнес, 1999.
121. Л.В. Пумпянский. Поэзия Тютчева. \\Сборник «Урания». С. 1-60.1. Л: 1928.
122. К.Г. Пустовойт. Образы римских поэтов у Тютчева. \\Тютчев сегодня. Материалы IV тютчевских чтений. С.69-79.
123. А.С. Пушкин. Полн. собр. соч. в 20-ти томах. Л: Изд-во АН СССР, 1940.
124. С.И. Раич. Автобиография. \\Ф.И. Тютчев в документах, статьях и воспоминаниях современников. С.22-38. М:Книга и бизнес, 1999.
125. Т. Райков. Духовный путь Тютчева. Пг., Колос, 1923.
126. В.В. Розанов. О писательстве и писателях. М: Республика, 1995.
127. В.В. Розанов. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. Литературные очерки. О писательстве и писателях. М: Республика, 1996.
128. В.В. Розанов. О себе и жизни своей. М:1990.
129. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика.М:2000.
130. Русская идея. \Сост. М.А. Маслин. М:Республика,1992.
131. Русское общество 30-х годов XIX века. Мемуары современников. М:1989.
132. В.Д. Саводник. Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева-М: 1912.
133. Н.В. Синицына. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции. М:1998.
134. Н.Н. Скатов. Некрасов:современники и продолжатели.- Jl:1973.
135. Н.Н. Скатов. Некрасов. (Серия ЖЗЛ). М:1994.
136. В.С. Соловьёв.Ф.И. Тютчев. \\Философские искания и лит.критика.- М:1989.
137. И.Л. Солоневич. Народная монархия. Мн:1998.
138. Н.Н. Страхов. Заметки о Пушкине и других поэтов. М:1888.
139. Н.Н. Страхов. Борьба с Западом в нашей литературе. Т. 1-3,- С-б,1890.
140. Г.Я. Стрельцова. Паскаль и европейская культура. М:Республика, 1994.
141. Б.Н. Тарасов. Ф.И. Тютчев и П.Я. Чаадаев. (Жизненные парраллели и идейные споры друзей- «противников». \\ Тютчев сегодня. Материалы IV тютчевских чтений. С.98-116. М:1995.
142. Б.Н. Тарасов. Чаадаев. М: 1986.
143. В.А. Твардовская. Тютчев в общественной борьбе пореформенной России. \\ Ф.И. Тютчев. Лит. Наследство. Т.97. К.1. М:Наука,1988.
144. А. Тиняков. Тютчев,- П:1922.
145. П.Г. Торопыгин. Тютчев и Чаадаев. \\Проблемы истории, культуры, литературы, социально-экономической мысли. Вып. 5, ч.2. С.74-83. Саратов, 1989.
146. Н.С, Трубецкой. История. Культура. Язык. М:1995.
147. С.Н. Трубецкой. Курс истории древней философии. М:1997.143..И.С. Тургенев Поли. собр. соч. в 30-ти томах. Т.5,- М:1963.144..Ю.Н. Тынянов. Поэтика. История. Литература. Кино. \\ «Ф.И. Тютчев и Гейне» и «Вопрос о Тютчеве». С.29-37, 38-51. М:Наука,1977.
148. А.Ф. Тютчева. Из дневника.\\Современники о Тютчеве. Воспоминания, отзывы, письма. С.21-23. Тула, 1984.
149. Ф.Ф. Тютчев. Ф.И. Тютчев. (Материалы к биографии). С.28-32.\\Совремеиники о Тютчеве. Воспоминания, отзывы, письма. Тула: 1984.147..Урания. Карманная книжка на 1826 год для любительнец и любителей русской словестности. М:Наука, 1998.
150. А.А Фет. Соч. в 2-х томах. Т.2. \\ О стихотворениях Тютчева. С.145-162,- М:1982.
151. Б.Филиппов. Тютчев мыслитель. \\Отклики. С.212-231,- Нью-хэвен,1986.150.о. И. Филёвский. Религиозно-философские воззрения Ф.И. Тютчева,- Харьков, 1904.
152. Философия Шеллинга в России. Сп-б,1998.
153. Г.В. Флоровский. Из прошлого русской мысли. ^Исторические прозрения Тютчева и Тютчев и Вл. Соловьёв. С.236-246, 344-358,- М:1998.
154. С.Л. Франк. Русское мировоззрение. \\ Космическое чувство в поэзии Ф.И. Тютчева. С.312-346. М:1997.
155. В. Ходасевич. Колеблемый треножник. М:1991.
156. А.С. Хомяков. Сочинения. Т1-2. М:1994.
157. А. Цинговатов. В Россию можно только верить! (Заветы Ф.И. Тютчева). -Ростов-на-Дону, 1915.
158. П.Я. Чаадаев. Полн. собр. соч. и писем в 2-х томах.-М:Наука,1991.
159. П.Я. Чаадаев. Цена веков. М: 1991.
160. Г.В. Чагин. Ф.И. Тютчев. -М:1988.
161. П. Ч-ев. Несколько слов о Ф.И. Тютчеве и воззрении на церковнославянский вопрос Запада. С.59-75. \\ Православное обозрение, 1875. Т.З. №9. М.Т875.
162. П. Ч-ев. Тютчев и Гейне.\\ Русский архив,1875. С. 128. Сп-бД875.
163. Г.И. Чулков. Валтасарово царствоАЮ Тютчеве. С.401- 404,-М:1998.
164. Г.И. Чулков. Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева. М.-Л.Т933.
165. Г.И. Чулков. Любовь в жизни и лирике Тютчева. С.5-32. \\ Тютчевский сборник. (1873-1923).- Л:Прибой,1923.
166. Г.И. Чулков. Последняя любовь Ф.И. Тютчева. М-Л:1928.
167. Г.И. Чулков. Стихотворение Тютчева 14 декабря 1825 года. // Урания. Тютчевский альманах. (1803-1928). Л: 1928.
168. Г.И. Чулков. Тютчев и Гейне. \\0ттиск из журнала «Искусство» за 1923 год, №1. С.356-364. М:1923.
169. Ф. Шеллинг. Сочинения. Мн:1998.
170. В.Ф. Эрн. Сочинения. М:Правда,1991.
171. Д.Д. Языков. Тютчев. (Его жизнь и поэзия). Ист. лит. очерк. -М:1904.
172. I. Диссертации и авторефераты.
173. В.И. Аношкина. Ф.И. Тютчев в истории русской литературы XIX -начала XX века.\\ Автореф. Диссерт.д-ра фил. наук,- М:1977.
174. Л.М. Аринина. Концепция личности в поэзии Ф.И. Тютчева. \\Автореф. диссерт. конд. фил. наук,- М: 1982.
175. Н. Королёва. Поэзия Ф.И. Тютчева 1810-х -1830-х годов.\\ Автореф. диссерт. на соиск. ст. конд. фил наук,- Л: 1970.
176. A.A. Николаев. Судьба поэтического наследия Ф.И. Тютчева и текстологическая проблема его изучения.\\Автореф. диссерт. конд. фил. наук. Л: 1963.
177. И. Петрова. Творчество Ф.И. Тютчева 1850-х-начала 1870-х годов. \\Автореф. диссерт. уч. ст. конд. фил. наук.- М:1963.
178. Л.Г. Шакирова. Символика философских стихотворений Ф.И. Тютчева о природе. \\Дисс. на соискание уч. ст. конд. фил. наук. М.Т988.