автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему: Фактор идеологии в формировании и развитии новой государственности Республики Таджикистан
Полный текст автореферата диссертации по теме "Фактор идеологии в формировании и развитии новой государственности Республики Таджикистан"
005537146
На правах рукописи
СУЛТАНОВ Азамат Шухратович
ФАКТОР ИДЕОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ НОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Специальность: 23.00.03 - политическая культура и идеологии
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук
Москва-2013
7 НОЯ 2013
005537146
Диссертация выполнена на кафедре национальных и федеративных отношений Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».
Научный руководитель: Михайлов Вячеслав Александрович,
доктор исторических наук, профессор
Официальные оппоненты: Канапьянова Раушан Мусахановна,
доктор политических наук, ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств», кафедра международного культурного сотрудничества, профессор
Гасанов Гасан Гайдарович, кандидат политических наук, АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», кафедра государственного и муниципального управления, преподаватель
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Российский университет
дружбы народов», факультет гуманитарных и социальных наук, кафедра политических наук
Защита состоится «28» ноября 2013 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 504.001.14 при ФГБОУВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606 г. Москва, пр. Вернадского, 84, учебный корпус 1, Зал Ученого совета.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606 г. Москва, пр. Вернадского, 84, 1-й учебный корпус.
Автореферат разослан «28» октября 2013 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор юридических наук, профессор
Л.Ф. Болтенкова
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.
Развал Советского Союза кардинально изменил судьбу всех его народов. Бывшие советские республики, обретшие независимость, столкнулись не только со сложными задачами поиска новых моделей политического и социально-экономического развития, но и, прежде всего, с проблемой формирования новой государственной и гражданской идентичности с собственной идеологией и национальной идеей. Следует отметить, что фактор идеологии выдвинулся на первый план построения новой государственности практически у всех народов, входивших ранее в состав Советского союза «на правах» союзных республик. Даже ядро, фундамент и опора Союзного государства — Россия, не миновала фактора идеологии, его огромного влияния на характер государственности. Используя слово «даже», имеем в виду подчеркнуть многовековую историю Российской государственности, которая развивалась самостоятельно, не теряя своего суверенитета, несмотря на перемены форм своего бытия. Но всякий раз, когда менялась форма существования России, на первый план выступала новая идеология. Можно, видимо, сказать, что именно новая идеология в значительной мере и определяла новые формы. Что же тогда говорить о «судьбе» небольших государств, хотя исторически известных не меньше, чем Россия, но часто терявших свою самостоятельность в силу международных обстоятельств, геополитических процессов. Уместно отметить, что «попав» в состав России, а затем СССР, многие народы либо обрели, либо восстановили свою государственность. Образно говоря, в утробе СССР происходил восстановительно-формировательный процесс будущих государств. Исторически Россия-СССР как бы подготовила народы к самостоятельному государственному бытию. Однако, оказавшись «на свободе» неожиданно для себя, не боровшись за это, ряд народов столкнулись со сложными задачами формирования государственности в новых условиях, причем самостоятельно, под свою ответственность. Конечно же, новые условия диктовали новую идеологию. В то же время совместная жизнь народов в составе России-СССР не прошла бесследно. В ситуации выбора оказался и Таджикистан, который, занимая особое геополитическое положение в Центральной Азии, на перекрестке мировых культур и религий, постоянно находится под мощным воздействием разных идеологических течений посредством СМИ и Интернет-коммуникаций.
Сегодня молодая и политически активная часть населения большинства развивающихся стран полностью поглощена социальной медией. Для того чтобы оперативно мобилизовать массы, широко используются различные комбинации коммуникационных интернет технологий: Twitter - помогающий координировать
передвижения, РасеЬоок — позволяющий планировать и группировать, УоишЬе — пропагандировать и транслировать массовые популистские акты.
Эти процессы и тенденции, становясь всё более характерными и для развития системы новой государственности в Таджикистане, подтверждают актуальность темы данного диссертационного исследования. Формирование самобытной долгосрочной национальной идеологии, определение национальных интересов и новых стратегических задач, построение гражданского общества и становление новых политических элит представляются крайне важными задачами для развития новой государственности Республики Таджикистан.
Степень разработанности исследования
Проблема, связанная с изучением формирования новой государственности, стала предметом исследований с момента распада Советского Союза и появления новых самостоятельных государств на постсоветской основе.
На начальном этапе в проводимых исследованиях больший акцент делался на анализе происшедших изменений государственных устоев и политической системы, необходимости становления гражданского общества и реформирования правовой основы. Этим вопросам посвящен ряд работ ученых на примере исследований в постсоветских государствах. В то же время анализ показывает, что работ по исследованию формирования и развития государственности Республики Таджикистан крайне мало. В связи с чем можно сделать вывод, что вопросы формирования и развития государственности в Республике Таджикистан не стали предметом специального исследования и не получили достаточного освещения в научной литературе.
В целом, историографию исследуемой темы следует рассматривать поэтапно. К первой части исследований относятся работы, посвященные таджикской государственности, обретению независимости и становлению Республики Таджикистан, формированию внешней и внутренней политики, осуществлению социальных и экономических преобразований в переходной период. В исследовании вопросов таджикской государственности и истории первого таджикского государства саманидов, изучении проблем образования и становления Республики Таджикистан важное место занимают научные работы Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона. Среди них следует выделить книги: «Таджикская государственность: от саманидов до рубежа 21 века» (1999 г.), «Таджики в зеркале истории» (2002 г.), а также работу, посвященную достижению согласия и мира в межтаджикском конфликте «Долгий путь к миру» (1998 г.).
Большой вклад в исследование истории таджикского народа, изучение древней культуры таджиков внес известный ученый, многие годы возглавлявший
Институт востоковедения Академии Наук СССР академик Бободжан Гафуров. В фундаментальном труде Б. Гафурова «Таджики» (1985 г.), многих других его работах всесторонне исследованы исторические особенности и характерные черты таджикской нации, широко представлены материалы ее богатой истории, культуры и всемирно известной литературы. Проблемы становления и развития Республики Таджикистан, формирования ее внешней и внутренней политики, опыт решения межтаджикского конфликта нашли широкое отражение в работах Т.Н. Назарова, Э.Р. Рахматуллаева, Е.В. Белова, Х.Зарифи, И.Д. Звягельской, А.И. Искандарова, Г.Р. Мирзоева, М.С. Муродовой, М. Олимова, М.А. Пешкова, З.Ш. Саидова, Д.А. Уруновой, A.A. Хвалебнова. Исследованию социальных и экономических преобразований в переходной период, особенностей реформирования экономики Таджикистана посвящены работы Г.С. Абдусамадова, А.И. Асламова, К.Х. Зоидова, Н.К. Каюмова, P.M. Мирбобоева, М. Нурмахмадова, С.Д. Комилова, Р.К. Рахимова, В.А. Розыкова.
В настоящее время авторы, занимающиеся исследованиями по Центральной Азии, все больше уделяют внимания методологиям западноевропейской школы мысли относительно проблем нации, этноса, идентичности и, конечно же, формирования новой государственности. Этот процесс дал хороший импульс для сравнительного анализа различных методологий советского, постсоветского и международных теоретических школ в отношении исследования понятия, сущности и функции новой государственности. В данном контексте многие исследователи по Центральной Азии начали адаптировать и тестировать эти методологии к условиям своего социального, политического и культурного контекста. Следует выделить исследования Института Стран Центральной Азии и Кавказа, в частности фундаментальное исследование Эрики Марат, посвященное теме формирования государственности Республики Таджикистан под названием «Национальные идеологии и формирование государственности Республики Таджикистан и Киргизстан» (2008 г.), особого внимания заслуживает научный труд профессора Экзеторского университета Джона Хитершоу «Трансформация Таджикистана», изданный в 2012 году. Следует также отметить научную новизну докторской диссертации Вигмана Гунда «Социально-политические перемены в Таджикистане» (2009 г.), работы Филлиппо Даниели, Макико Широта, Фредерико Спеннети, Тунчера Килавуза, Шахрама Акбарзаде, Абульхассана Ширази.
Теоретическую и методологическую базу исследования также составили научные труды российских ученых, в том числе работы Л.Н.Гумилева, Н.А.Баранова, И.Н.Коновалова, М.Н. Грачева, Л.Г.Новиковой, A.A. Овсянникова, Д.Г. Ротмана, А.Марутяна.
Объект исследования - политико-идеологические отношения в процессе формировании и развития Республики Таджикистан.
Предмет исследования - носители (субъекты) идеологии в процессе государственного строительства в Республике Таджикистан.
Цель и задачи исследования.
Цель диссертационной работы: определение роли и места фактора идеологических основ, гражданского общества и национальных интересов в процессе формирования государственности. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
• Исследование процесса и предпосылок роста национального самосознания на постсоветском пространстве.
• Определение степени воздействия политических процессов на социально - экономическое положение страны.
• Показ социального портрета гражданского общества и социально-экономических факторов формирования политической культуры.
• Анализ теории политического элитизма и её влияния на формирование государственной идеологии в Таджикистане.
• Корреляция основ национальной безопасности с учетом фактора этно-конфессиональной и историко-культурной общности.
• Изучение взаимосвязи самобытности нации и национальной безопасности государства в условиях глобализации.
Теоретико-методологические основы исследования.
Основным методом данного исследования выступает синтетическое использование традиционных и современных подходов к рассмотрению проблем взаимоотношений этнического и национального самосознания, национализма и идентичности, которые включают такие методы как теория рационального выбора (рационального инструментализма), теория примордиализма и теория конструктивизма. При этом автор также активно использовал метод структурализма, включая принцип историзма и диалектический метод.
Так, при использовании структурного подхода учитывалось, что развитие новой государственности Республики Таджикистан в немалой степени происходит в соотношении с процессами государственного реформирования в других странах и, прежде всего в Центрально-Азиатском регионе и Российской Федерации. При анализе формирования и развития новой государственности Республики Таджикистан применяется сравнительно-сопоставительный метод с реформированием государственных институтов и политических систем в других
странах, преобразованиями в социально-культурной и экономической сферах. В процессе подготовки исследования были пройдены стадии поиска и подбора материала, всестороннего изучения и политологического анализа, формирования выводов и заключений, выработки предложений.
Документальную базу диссертации составил большой массив источников, публикаций ведущих политологов и журналистов в сфере идеологии, политической культуры.
Важную часть источников составляют официальные документы и законодательные акты. Это, прежде всего, конституции и концепции национальной безопасности ряда государств СНГ, межправительственные договоры и соглашения, а также материалы встреч глав государств и правительств, заявления руководителей стран. В работе использованы сборники действующих договоров, соглашений, конвенций.
Информационную основу исследования составил широкий спектр литературы на разных языках: 1) работы, посвященные истории государственности, образованию и становлению новых государств на постсоветском пространстве; 2) работы, аналитические материалы, статистические сборники и исследования проведенные в рамках Исполнительного Аппарата Содружества Независимых Государств; 3) работы зарубежных авторов, посвященные проблемам истории, образования и становления новых государств, основным направлениям внешней политики, вопросам экономики, культуры и образования, анализу внутриполитической жизни, деятельности партий и движений, взаимоотношениям с религией.
Хронологические рамки исследования определены, исходя из целей и задач работы. Точкой отсчета является распад СССР, за эти годы во взаимодействии стран пройден сложный путь от поиска форм отношений до налаживания связей в различных сферах и расширения взаимовыгодного сотрудничества. Таким образом, исследование в основном охватывает период, начиная с обретения независимости постсоветских государств и зарождения Содружества Независимых Государств по настоящее время. Однако в контексте рассмотрения этно-конфессиональной и историко-культурной общности берется более ранний период взаимодействия народов на данном пространстве.
Гипотеза диссертации состоит в предположении того, что фактор идеологии сыграл значительную роль в процессе распада СССР и в последующем за этим событием процессе формирования новой Таджикской государственности. Политико-идеологические отношения, на наш взгляд, во многом определяют суть и содержание происходящих в Республике процессов.
Достоверность диссертационной работы обеспечивается применением методов, адекватных цели и задачам исследования, использованием лично проанализированных и доступных для проверки источников.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что оно является актуальной комплексной работой, посвященной политологическому анализу формирования и развития новой государственности Республики Таджикистан.
Существенным результатом диссертационного исследования является тот факт, что автором работы определена роль идеологии и национальной идеи в формировании нового государства. Комплексный характер исследования выражается в том, что оно охватывает различные направления, в том числе политические, социальные, экономические, культурные, информационные и другие сферы деятельности. В исследовании определены как наиболее эффективные формы и институты новой государственности, так и проблемы и несоответствия современным условиям, что позволяет выявить направления и перспективы её дальнейшего развития.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Современное состояние гражданского общества и политической системы в Республике Таджикистан свидетельствует о том, что сложившиеся государственные институты и их деятельность нуждаются в существенном обновлении и дальнейшем развитии.
2. В условиях современных реалий в вопросах развития государственности возрастает роль самобытных идеологических основ и четко выраженных национальных интересов, наблюдается усиление тенденций поиска социальных и нравственных ориентиров.
3. В настоящее время, когда особо возросло значение идеологии и стратегии работы в информационном поле при формировании новой государственности, проведении политических и экономических реформ, на первое место приходит понимание роли борьбы в идейно-популистском поле сознания народа через средства массовой информации и различных коммуникационных интернет технологий.
4. Формирование самобытной долгосрочной идеологии, определение национальных интересов и новых стратегических задач, построение гражданского общества и становление новых политических элит представляются крайне важными задачами для развития новой государственности Республики Таджикистан.
5. Мновекторность во внешней политике понимается как объективная
реальность современных международных отношений и избежание оценки этого явления через призму морали и нравственности.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Теоретическая значимость определяется новизной темы, комплексностью подходов к ее изучению и тем, что диссертация является приращением научных знаний в области политологии и государствоведения. Выводы автора послужат основой к дальнейшим научным разработкам в области политического анализа вопросов таджикской государственности. Практическая значимость состоит в том, что материалы диссертации могут использоваться при разработке и чтении лекций по вопросам идеологических основ государственности Республики Таджикистан, политического фактора в процессе формирования новой государственности, отношений элит и др.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты научной работы докладывались, обсуждались и получили одобрение на Международных научно-практических конференциях: «Проблемы безопасности государств Среднего Востока в условиях мирового кризиса» с докладом на тему: «Концепция Нового Среднего Востока сквозь призму национальных интересов Республики Таджикистан». Конференция организована Посольством РФ в Республике Таджикистан совместно с Российско-Таджикским Славянским Университетом, г. Душанбе. Выступление опубликовано в сборнике докладов по итогам конференции в марте 2009 г. ;«Многовекторность во внешней политике центральноазиатских государств». Доклад на тему: «Особенности многовекторности во внешней политике центральноазиатских государств». Конференция организована Центром Стратегических Исследований (ЦСИ) при Президенте РТ, Душанбе. Май 2009 года. Выступление опубликовано в сборнике по итогам конференции при поддержке Фонда Фридриха Эберта.
Концептуальные положения диссертации обсуждались на круглых столах и семинарах, совещаниях и мероприятиях, проведенных на базе международных организаций и дипломатических представительств, в том числе представительством Россотрудничества в Великобритании, международной организацией Тигкйоу и представительством Шоиг^ в Турции, а также в период прохождения автором стажировки в посольствах Таджикистана в Турции и Украине. Результаты исследования были использованы при подготовке аналитических материалов Центра Стратегических исследований (ЦСИ) при Президенте Республики Таджикистан, когда автор работал аналитиком Управления внешней политики ЦСИ, материалы диссертации были положены в основу курса лекций по международной тематике в Российско-Таджикском Славянском
Университете (РТСУ). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре национальных и федеративных отношений РАНХиГС при Президенте РФ.
Структура диссертации.
Представленное исследование включает введение, две главы, состоящие из восьми параграфов, заключение и библиографический список источников.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, состояние научной разработанности темы, раскрывается объект и предмет, цель и задачи исследования, показывается теоретическая, методологическая и нормативная база, научная новизна диссертации, излагаются положения, выносимые на защиту, дана характеристика апробации результатов и практической значимости и приведена структура исследования.
В первой главе «Роль идеологии в процессе формирования государственности на примере исторического пути Республики Таджикистан» рассматриваются общетеоретическое понятие роли идеологии и национальной идеи в процессе формирования нового государства, вопросы, связанные с самобытностью нации в условиях формирования нового государства и глобализации на примере Республики Таджикистан. Также проанализированы социально-экономические факторы формирования политической культуры и влияние теории политического элитизма на формирование государственной идеологии в целом.
Первый параграф «Рост этносознания на постсоветском пространстве. Вопрос самобытности нации в условиях формирования нового государства»
На постсоветском пространстве произошел стремительный рост национального самосознания. Каковы причины глобального явления этнического возрождения? В ряде, а может быть, и в большинстве случаев это - стремление устранить исторические, социально-политические несправедливости, накопившиеся за долгие годы существования колониальных империй и неоколониалистской политики в отношении многих народов, дискриминации иммигрантских, расовых и этнорелигиозных групп населения многонациональных государств. Другая причина заключается в реакции этнокультурных общностей на некоторые объективные процессы, связанные с научно-техническим прогрессом, урбанизацией, распространением нивелирующих тенденций массовой культуры и быта. Этническая специфика, культурное своеобразие, перейдя из сферы материальной (жилище, одежда, хозяйственная деятельность) в сферу духовную,
стали все чаще служить своего рода охранительной реакцией на отчуждение и дегуманизирующее воздействие некоторых сторон современной цивилизации.
В данной работе в качестве изучаемой модели формирования национальной идеологии выбрана Республика Таджикистан. Страна, пережившая гражданскую войну и имевшую сложную экономическую и политическую ситуацию на момент зарождения и формирования государственной идеологии. Разрешение столь тяжелого плацдарма проблем на историческом пути Таджикистана является ярким и поучительным примером и может иметь научно-практическое применение. Существует характерная закономерность, чем сложнее ситуация в стране, тем острее народ чувствует необходимость в идеологии и тем легче она реализуется и находит свое применение, тем легче и крепче народ сплачивается, и сливается воедино со своим государством.
Во втором параграфе «Самобытность нации в условиях глобализации, как вопрос национальной безопасности государства» автор показывает, что со второй половины 1980-х гг., под воздействием демократических преобразований, начавшихся в СССР, произошла деконсервация многочисленных накопившихся проблем, большая часть которых имела этнополитическую основу. Прежде всего это проявлялось в пробуждении и очень быстром росте этнической и национальной идентичности. В итоге имели место известные развития карабахско-азербайджанского, а потом и армяно-азербайджанского, а также грузино-абхазского, грузино-южноосетинского конфликтов. В Европе этот процесс проявился в разрушении государства Югославия и кровавых войнах на ее территории, в России — в виде русско-чеченской войны и т.д. Эти конфликты, как правило, сопровождались этнической чисткой в широкомасштабной форме. Без оценки роли исторической памяти невозможно понять процесс этнической мобилизации, т.е. мобилизацию этноса вокруг определенных политических задач. Историческая память становится той основой, вокруг которой можно сплотить силы нации и направить их на разрешение определенных задач. Более того, в этно-политических конфликтах историческая память способствует не только этнической мобилизации, но и может послужить моральному обоснованию применения насилия по отношению к противоположной стороне. Наличие такой «контролируемой» памяти позволяет делать общество более управляемым и сплачивать его вокруг определенных политических целей. Поэтому историческая общность может быть инструментом подчинения. В параграфе на примере СССР и США дается общее понятие применения данного инструмента подчинения.
После 1991г. в бывших республиках СССР начинается процесс перестройки государственной идеологии: если до этого идеологической основой
государственныхх структур была коммунистическая идеология, то теперь она заменяется национальной идеологией. Теперь бывшие союзные республики превращались в национальные государства. Логично, что параллельно формированию новообразованных национальных государственностей должны были формироваться определенные представления о национальной истории, которые призваны обеспечить легитимность национальной государственности. Нужно также подготовить собственное общество к этнической мобилизации и в случае необходимости консолидироваться для действий, направленных против внешнего врага. Очень часто наложение друг на друга религиозной и этнической идентификации ставит если не отдельных людей, то общественные объединения и государство перед выбором: какую из них укреплять преимущественно. Этническая и религиозная идентификация находятся как бы в одной плоскости в повседневной политике, как разные формы общинной идентификации. Прослеживается, однако, в данном случае и нечто общее для всех конфликтов, зашедших достаточно далеко. В реальном столкновении причины и следствия, мотивации и рациональные объяснения поступков перемешаны: отождествление себя с той или иной общностью любого уровня подчиняется скорее всего логике политико-психологической целесообразности, то есть в конечном счете инстинкту культурного самосохранения.
Национальная безопасность - совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. Основными принципами являются: соблюдение конституции при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности; единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации; приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения национальной безопасности; реальность (с учетом имеющихся особенностей. Корреляцию фактора историко-культурной, этно-конфессиональной общности и вопросов национальной безопасности можно проследить с одной стороны на примере отношений Азербайджана с Турцией, с другой - Азербайджана с Ираном. В целом, согласно общепринятой понятийной терминологии, концепция национальной безопасности определяет систему взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
Для понимания национальной идеологии, национальной идеи, необходимо правильно воспринимать сам термин «нация». Нация в отличие от этноса — это верхний слой «атмосферы» (самоидентификации), то, что дается не фактом рождения, а собственными усилиями и личным выбором. Нацию можно сменить, этнос - нельзя. Нация - это государственная, социальная, культурная принадлежность индивида, а не его антропологическая и этническая принадлежность.
Проблемой современных политологов Республики Таджикистан является чрезмерная увлеченность управляемой исторической памятью и в ложной трактовке государственного национализма. Ему все чаще придают не государственный, а сугубо этнический окрас.
В третьем параграфе ; «Социальный портрет гражданского общества. Социально-экономические факторы формирования политической культуры» диссертант рассматривает социальный портрет гражданского общества в представлении многих известных деятелей: Аристотель, Макиавелли, Томас Гоббс, Джон Локк, Шарль Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Иммануил Кант, Гегель, Маркс, Антонио Грамши. На основе анализа взглядов мыслителей разных эпох и направлений возникает вполне естественный вопрос — когда же возникло гражданское общество? Ответ дается самый разный: возникновением человечества; возникновением государства; в буржуазном обществе с ценностями либеральной демократии
Однако, в современном представлении гражданское общество - это:
¡.Совокупность неполитических отношений людей, социальных общностей, находящихся вне государственных структур и фиксирующих частные, групповые интересы.
2.Социальное взаимодействие населения данной территории в экономической и социально-бытовой областях на принципах саморегуляции, самоуправления, основанное на личном равенстве и нормах традиционного общежития, Государственная регламентация действует здесь только в порядке контроля за антисоциальными действиями.
Высшая современная стадия и форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся первичные общности людей: семьи, общественные организации, кооперации, ассоциации, профессиональные, творческие, спортивные объединения, исключая государственные и политические структуры.
Основополагающими признаками гражданского общества являются: наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное
владение), то есть базисное условие свободы личности; 2) наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры, отражающей все богатство и многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии; 3) высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества, законообеспеченность населения, т.е. функционирование правового государства.
В четвертом параграфе : «Теория политического элитизма и её влияние на формирование государственной идеологии» автор обращается к идеям политического элитизма, появившиеся еще в глубокой древности, согласно которым функцию управления обществом должны выполнять избранные, лучшие из лучших, аристократы. Наиболее четко эти идеи прослеживаются в работах Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Но серьезного социологического обоснования эти идеи еще не получили. Как определенная система взглядов, элитарные теории были сформулированы в конце XIX — начале XX века в работах итальянских мыслителей Гаэтано Моска(1858-1941), Вильфреда Парето (1848-1923) и немецкого социолога Роберта Михельса (1878-1936). По существу, Р.Михельс сформулировал одну из первых концепций бюрократизации правящей элиты.1
Процесс формирования политической элиты Республики Таджикистан характеризуется рядом особенностей, предопределенных спецификой развития государственности и политических процессов.
Во время вхождения страны в состав Советского Союза наиболее талантливые представители таджикской элиты, продвигаясь по службе, уезжали работать в Москву в центральные органы союзного управления, что весьма негативно влияло на формирование национальной элиты. Вместе с обретением независимости в стране начался процесс формирования новой политической элиты, который продолжается и в настоящее время. Прежние управленцы - партийно-административная номенклатура (формальная элита), привыкшие получать власть по решению вышестоящего начальства, стали оттесняться на второй план наиболее активными представителями новой, нарождающейся политической элиты. Ведущей тенденцией в формировании новой элиты стала региональная структуризация. В политической жизни стали выделяться группы выходцев из южных, северных областей и из столичного региона. Это во многом обусловлено
1 Грачев М.Н., Мадатов A.C. Демократия: методология исследования, анализ перспектив. М.: Изд-во «АЛКИГАММА», 2004. 128 с.
тем, что с поражением советского строя в Таджикистане не оказалось новой мощной силы (класса, социальной группы), которая смогла бы выполнить роль республиканского социального лидера, способного сформировать собственную политическую элиту. Процесс формирования политической элиты также осложняется отсутствием в стране сильных, влиятельных политических партий, пользующихся массовой поддержкой населения.
Современные концепции пытаются приспособить элитарную теорию к реальной жизни современных государств и могут быть классифицированы как ценностные: демократического элитизма, плюралистические и др. Широкое распространение в современном мире нашли теории демократического элитизма. Они исходят из понимания демократии как конкуренции между потенциальными руководителями за доверие избирателей.
Важное значение для эффективной деятельности элиты в интересах народа имеет система отбора кадров. В бывших социалистических странах существовала номенклатурная система рекрутирования политической элиты. На все социально значимые руководящие должности назначались лица только с согласия и по рекомендации соответствующих партийных органов. Подбор кадров осуществлялся сверху. Критерии отбора: партийная, личная преданность вышестоящему руководству, угодничество, подхалимаж, родственные связи, показной активизм и т.п. Это привело к тому, что на руководящие посты попадали работники, не способные на инициативу, не профессионалы, видящие в занятии руководящих должностей лишь личную выгоду.
Поэтому задачу обновления общества и его быстрого прогресса можно решить только на основе формирования нового политического руководства.
Во второй главе «Республика Таджикистан: становление государственности и процесс определения национальных интересов» акцентируется внимание на идеологических основах формирования государственности на примере исторического пути Республики Таджикистан, в частности, становлении таджикской государственности с момента обретения независимости. При этом предметом исследования стали исторические условия, которые создали пространство для самоактуализации вначале этнического самосознания, а в дальнейшем и национального.
В данной главе были проанализированы особенности и характерные черты развития государственности, причины внутриполитического противостояния, пути достижения согласия и опыт урегулирования межтаджикского конфликта, а также, воздействие политических процессов на социально- экономическое положение страны, необходимость экономических преобразований.
Первый параграф «Формирование государственности: особенности и характерные черты развития» посвящен анализу формирования государственности Республики Таджикистан. При этом раскрываются особенности и характерные черты , которые в некоторой степени сказались на формировании государственности и последующего ее развития.
В молодом государстве сразу же после обретения независимости разразилась крупномасштабная гражданская война, которая привела к многочисленным человеческим жертвам и материальным потерям. Только экономический ущерб, по подсчетам экспертов, составил более 7 млрд. долларов США, число убитых превысило 100 тыс. человек, число перемещенных и беженцев достигло одного миллиона человек1. Формирование государственности Республики Таджикистан, как нового независимого государства, пришлось на сложный период истории страны, насыщенный событиями тяжелой гражданской войны, поиском путей мирного разрешения конфликта и возвращением из-за рубежа беженцев, проведением важнейших экономических и социальных преобразований. Немало усилий потребовалось для формирования институтов власти молодого государства, подготовки и проведения парламентских выборов, принятия новой конституции страны, введения национальной валюты, осуществления экономических и социальных реформ.
В процессе формирования и развития Таджикистана как суверенного независимого государства значительную роль играла его внешняя политика. Таджикская дипломатия сразу же после провозглашения независимости государства начала проводить активную внешнеполитическую деятельность, направленную на признание в мире Республики Таджикистан, налаживание контактов с международными организациями и установление дипломатических отношений с другими государствами.
В идеологическом направлении развития государственности ключевую роль сыграла политика лидера нации, Президента Эмомали Рахмона. Согласно исследованию Эрики Марат «Национальные идеологии и формирование государственности Республики Таджикистан и Киргизстан» за период его правления следует выделить три основных классификации идеологической политики: тема Зороастрийского наследия, Арийская цивилизация и культ Исмаила Сомони.2
1 Tajikistan. Ten years of independence,London, 2001, p.96
2 Marat, Erica.National Ideology and Statebuilding in Kyrgyzstan and Tajikistan, Silk Road Paper. 2008 PDF
Ключевую роль сыграла Арийская тема, консолидировавшая нацию в противовес всем соседним тюркским государствам, накануне Президентских выборов 2006 года, а также создавшая возможность внешнеполитического маневра.
Роль языка и культуры в становлении государственности имеет очень важное значение. В первые годы независимости рост национального сознания сопровождался показным использованием национального языка и следованием культурным особенностям. В соответствии с принятым Законом о государственном языке каждый гражданин Республики Таджикистан обязан знать государственный язык. Государственный язык применяется во всех сферах политической, социальной, экономической, научной и культурной жизни. В то же время в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан русский язык является языком межнационального общения1, Президентом Э. Рахмоном издан специальный Указ об обязательном изучении в школах русского языка.
Во втором параграфе «Процесс формирования и перспективы развития гражданского общества в Таджикистане. Факторы риска власти одного лидера» отмечается, что процесс формирования гражданского общества в современном Таджикистане имеет большое количество наслоений различных идеологий и событий. Важную роль в сознании населения сыграл факт Афганской войны (1979-1989 годов) и участие Советского Союза в ней. Кроме того, для понимания структуры современного гражданского общества Республики Таджикистан необходимо учитывать период острого внутритаджикского конфликта, переросшего в гражданскую войну (1991-1997 годы).
С начала 80-ых годов на территории Таджикистана появились ячейки исламских группировок, сеть частных закрытых медресе в сельской местности, участились случаи передачи запрещенной литературы из Пакистана и Саудовской Аравии. В таджикском обществе муссировалась тема Афганского противостояния и его осуждение со стороны тех, кто видел его через призму идеологического столкновения ислама и коммунизма.
В идеологическом направлении Республика Таджикистан является единственной страной постсоветского пространства, где в составе Парламента уже многие годы представлена исламская партия.
Важнейшее условие реализации любой идеи - добиться веры в нее и поддержки со стороны народных масс, суметь убедить, что это действительно будет «работать». Что же касается достижения энергетической независимости, то на сегодня она является наиболее подходящей основой для формирования на её
1 Конституция Республики Таджикистан. Душанбе. 2003. Ст.З.
базе национальной идеи. Для сравнения другие альтернативные варианты: идея возвышения арийского прошлого, религиозные и языковые факторы, прочая историческая ностальгия - гиперпопулярные в данный момент, как говорится, «не кормят» и далеки от сегодняшних реальных проблем страны.С другой стороны, возникает вопрос - является ли цель достижения энергетической независимости достаточно важной и фундаментальной для придания ей статуса национальной идеи. Прежде всего, нужно понимать ключевую роль инфраструктуры для любого развития и, как было отмечено выше, политическое значение единения нации.
Работы многочисленных зарубежных исследователей повторяют одну важную истину: мысли и идеи всегда материализуются, если в них по- настоящему верить и не давать место сомнениям. История подтверждает, что идея может сплотить вокруг одной цели целые народы. Идея может сплотить и многочисленные быстрорастущие зарубежные сообщества таджиков по всему миру. Главное - создать условия, вызывающие доверие граждан и придать подобным проектам правильный идеологический окрас. Результатами же будут не только электроэнергия, но и куда более важные - доверие к власти и вера народа в будущее, это и есть основная задача, инструментом достижения которой является национальная идея или государственная идеология.
Среди характерных особенностей постсоветской восточной модели правящей власти можно выделить следующие: 1)сосредоточение власти в руках одного лидера или семьи на протяжении десятилетий;2)превалирующая роль государства и власти над всеми представителями негосударственных структур и креативным классом в общественной жизни страны; 3) отсутствие оппозиции или ее формальное присутствие; 4) большая часть новостного поля СМИ связана с деятельностью лидера страны.
Отсутствие исторического опыта государственного управления создало предпосылки формирования системы - «одного лидера». С одной стороны, данная модель несет за собой риски неустойчивости системы перед внешними угрозами, тормозит развитие идеологических основ и национальной идеи, с другой стороны, данная система создает условия для сохранения стабильности и устойчивости в период формирования и укрепления основ гражданского общества, установления правовых отношений и закрепления модели регулирования частной собственности.
К примеру, в Республике Азербайджан с приходом нового лидера, сына Гейдара Алиева, Ильхама Алиева, политическая власть лидера ослабла, но это не способствовало формированию гражданского общества. Формирование влиятельных олигархических групп вокруг лидера создает крайне сложные условия для консолидации власти и контроля, в то же время способствует развитию
коррупции, сосредоточению всех экономических благ в руках приближенной группы людей и тормозит развитие гражданского общества.
Джон Локк, родоначальник классического либерализма, активно используя понятие гражданского общества, провозглашает в определенной мере его примат перед государством. Поэтому государство возникает только тогда, когда в обществе возникает в этом потребность. Основой общества, в том числе и гражданского общества, Локк считает собственность. По нему политическая власть понимается как право людей создавать законы для регулирования и сохранения собственности. Поэтому государство и политическая власть - не вечный атрибут общества, а возникает лишь на определенном этапе развития гражданского общества, когда у членов общества возникает в этом необходимость.1 Так как в данный исторический период всем постсоветским государствам необходима устойчивая модель права для регулирования и сохранения собственности, значительная роль государства является необходимым этапом развития.
В разных сферах общественной жизни постсоветских государств наблюдается схожий процесс. В экономической сфере -государство контролирует коммерческие предприятия, негосударственные предприятия и объединения, кооперативы, коллективные хозяйства огромным количеством проверяющих органов и имеет жесткие механизмы рыночного регулирования, преобладает коррупция. В социальной и духовной сферах - государство стремится регулировать деятельность негосударственных предприятий, религиозных учреждений, образовательных учреждений, вводится цензура в СМИ и в пространстве Интернет, блокируется ряд сайтов в глобальной сети. В политической сфере — создание по необходимости политических партий, общественно-политических организаций, клубов.
Таким образом, гражданское общество это — цивилизованный, самодеятельный и полноправный гражданин; формирование гражданского общества связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности; возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и прав гражданина, права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - государством; в гражданском обществе упраздняется единство политики и религии, политики и идеологии и утверждается раздвоение общественного и частного, общества и государства, права и морали.
1 Медведев А. Г., Дж.Локк- оснвоположник теоретической системы либерализмы// KM.ru. 2007. URL: http://www.km.ni/referats/l 06B8D4E63794C6285A018D5BD3137Е1 (дата обращения: 23.02.2013)
Третий параграф посвящен теме «Мировые державы и их воздействие на ситуацию в странах и регионах. Роль и место международных организаций».
На протяжении всей истории страны Центральной Азии привлекали внимание и были местом столкновения интересов мировых держав. Со времен Великого Шелкового Пути, завоеваний Александра Македонского, Персидско-арабского противостояния, монгольского нашествия, борьбы Российской и Британской империй данный регион был «шахматной доской» для ведущих мировых игроков.1
Учитывая этот исторический интерес к региону, Таджикистан в последние годы акцентирует внимание на региональной значимости реализации своего гидроэнергетического и транзитного потенциала на примере строительства Рогунской ГЭС и новых дорог. В том числе, со стороны Душанбе была активная поддержка инициативы, объявленной Хилари Клинтон в июне 2011 года, названной проектом "Нового Шелкового Пути". Данный проект регионального развития подразумевает трансформацию Афганистана в международный транзитный перекресток, куда входит целый ряд инфраструктурных проектов в центральноазиатском регионе. Среди них: поддерживаемый ООН проект СА8А-1000-строительство транснациональной линии электропередачи, в рамках которой планируется активизация регионального взаимодействия стран ЦА - Афганистана-Индии - Пакистана - Китая.
После провала американского проекта «Большого Ближнего Востока»2, а также появления концепции «Большой Центральной Азии»3 рядом российских политологов, в их числе С.Лузяниным4 и Ю.Крупновым5 была выдвинута концепция «Нового Среднего Востока». Если концепция «Большого Ближнего Востока» нацелена на распространение модели демократии в регионе в сочетании с борьбой с экстремизмом и созданием условий для реализации энергетического потенциала, то концепция Нового Среднего Востока делает упор на стабилизацию обстановки и усиление интеграционных процессов путем создания общего рынка, акцентируя внимание на «экспорте развития». Если рассматривать концепцию
1 Бжезинский 3., Великая шахматная доска. М., 1998 С. 26-28
2 Gilbert Achcar, "Greater Middle East: the US plan", Le Monde diplomatique, English language edition, April 2004.
3 S. Frederick Starr. «А Partnership for Central Asia», Foreign Affairs, vol. 84, no. 4 (July/Aug. 2005):, pp.164-178
4 Лузянин С.Г. Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на "Большой Восток" (2004-2008 гг.), М., 2009.
5 Крупное Ю.В. Новый Средний Восток. Санкт-Петербургский центр изучения современного Ближнего Востока., http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1226918880
Нового Среднего Востока сквозь призму национальных интересов Республики Таджикистан, то очевидно, что Таджикистан крайне заинтересован в реальном углублении интеграционных процессов, в создании общего рынка, в формировании единого геополитического и социокультурного пространства в Центральной Азии, и безусловно - в стабильности на территории всего Нового Среднего Востока. Учитывая, что Новый Средний Восток представляет собой мусульманские государства, то Ислам и мусульманское единство потенциально могут стать консолидирующими факторами и единой региональной идеологией, поскольку конфессиональная идентичность имеет большое значение в сознании обитателей этого пространства.
Необходимо в равной степени принимать во внимание сложные структурные особенности и интересы всех участников интеграционных процессов. Именно конфликт интересов может послужить одним из основных препятствий на пути реализации концепции, поскольку конфликтная база внутри и на границах региона представляют собой угрозу глобального масштаба. В их числе: наркоугроза и терроризм, исходящие от Афганистана, как фактор дестабилизации региона.
Большой ресурс и приоритет развития сотрудничества имеется в рамках Организации Экономического Сотрудничества (ОЭС), консолидирующим началом которой являются общие корни, общее наследие, культурно-историческое и условное этно-конфессиональное единство между народами, населяющими все страны-члены этой организации. Нельзя не выделить ряд инициатив на встречах ОЭС в Тегеране и Баку, подписание соглашений по строительству общих коммуникационных сообщений между Ираном, Афганистаном и Таджикистаном на встрече в Мазари-Шарифе, договоренность достигнутая 22 марта 2013г. в Ашхабаде о строительстве железной дороги между Туркменистаном, Афганистаном и Таджикистаном.1
В то же время, на постсоветском пространстве, несмотря на значительное количество интеграционных организаций (ШОС, ЕврАзЭС, СНГ, ОДКБ,) и активное взаимодействие между странами, мы видим, что на практике отношения между государствами продолжают строиться преимущественно на двухсторонней основе, по принципу «центр-республика», с позиции учета национальных интересов лишь первого. К сожалению, приходится констатировать огромный разрыв между многочисленными заявлениями, договоренностями и конкретными действиями в рамках деятельности данных организаций.
'Саммит ОЭС в Тегеране: еще ожна единая валюта?// Риановости. 2009. URL: http://ria.ru/analvtics/200903i2/164609997.html (дата обращения 07.04.2013)
Четвертый параграф «Республика Таджикистан в системе современных международных отношений. Внешнеполитические приоритеты Республики Таджикистан» посвящен проблеме внешнеполитических приоритетов Республики Таджикистан в системе международных отношений, в нем проанализированы роль и место Таджикистана в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.
Президент Таджикистана Э. Рахмон, выступая 15 марта 2013 года на встрече с дипломатическими работниками страны, подчеркнул, что внешняя политика Таджикистана должна иметь прагматическое и реалистичное содержание и способствовать последовательному достижению национальных и государственных целей страны.
В настоящее время 147 стран мира признали независимость Республики Таджикистан, укрепляются международные контакты Таджикистана на уровне двусторонних связей, Республика Таджикистан установила дипломатические отношения с 128 странами, которые являются политическими и экономическими партнерами. Таджикистан активно включен в международные структуры, сегодня он является членом 36 международных организаций.
Можно выделить следующие основные направления внешней политики страны: 1) обеспечение защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, неприкосновенности границ Республики Таджикистан, её политических, торгово-экономических и иных интересов на международной арене; 2) создание благоприятных внешних условий для поступательного развития Республики, подъёма её экономики, повышения уровня жизни населения, проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека; 3) с учетом национальных приоритетов обеспечение интересов Республики в отношениях с иностранными государствами и международными организациями, формирование на этой основе партнёрских и союзнических отношений, способствующих улучшению международного взаимодействия; 4) всесторонняя защита и охрана прав и интересов граждан Республики Таджикистан и ее организаций за рубежом.
В двустороннем сотрудничестве внешняя политика направлена на установление равных отношений со всеми странами, в то же время «допускается наличие соответствующих приоритетов для стран, адекватно сотрудничающих с
Таджикистаном»1. В данном контексте следует выделить в качестве наиболее приоритетного сотрудничество Таджикистана со своим давним стратегическим партнером Российской Федерацией. Принципиальная и чёткая позиция Таджикистана в этом отношении выражена в следующих словах Президента Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмона: «Таджикистан ещё с 19-го века находится с Россией в едином геополитическом, политическом и торгово-экономическом пространстве. Активизация связей с Россией на основе равенства, взаимной выгоды и стратегического партнёрства в сферах политической, военной, торгово-экономической деятельности, предпринимательства, трудовой миграции, культуры, науки, образования и других и сегодня отвечают национальным интересам Республики Таджикистан, являясь важным фактором региональной безопасности. Наша страна не забыла важнейшую позитивную роль России в преодолении внутреннего конфликта в Таджикистане и установлении мира и стабильности на нашей земле. Мы и впредь будем укреплять наши связи во всех сферах сотрудничества. И, естественно, прежде всего, в области экономики» 2. В то же время, хотя двусторонние отношения с Российской Федерацией остались приоритетными, но в последние годы появился ряд проблемных вопросов, прежде всего по трудовой миграции, размещению в РТ Российской военной базы, а также участия РФ в реализации важнейших энергетических проектов в Таджикистане, в том числе в строительстве Рогунской ГЭС.
В работе исследованы характерные особенности многовекторности, как базового элемента нынешней внешней политики центральноазиатских стран, так называемой восточной дипломатии, поскольку все пять центральноазиатских стран (даже Туркменистан) официально объявили курс на многовекторность. Эта тема очень популярна и часто муссируется в СМИ, однако в научных кругах «многовекторность» все еще не получила фундаментального научно-теоретического обоснования, что создает предпосылки для использования данного термина в самых различных контекстах и популистских высказываниях.
Прежде всего, необходимо закрепить понимание многовекторности во внешней политике государств, как объективную реальность современных международных отношений и избегать оценки указанного явления через призму морали и нравственности. Поэтому, мнения экспертов, в частности А.Куртова об
1 Пресс-конференция Министра иностранных дел РТ Назарова Т.Н. // Официальный сайт: МИД РТ. 19.07.05 URL: httD://mfa.ti/index.php?node=article&id=16www.mid.ti (дата обращения 01.03.2013)
2 http://mfa.ti/index.php?node=article&id=548
«азиатской хитрости»1, и многовекторной политики «слизывания карамелек с ладоней сверхдержав», как «следствие следования их кочевой традиции», или А. Князева о «многовекторности как элементарной проституции»2, с учётом реалий, для центральноазиатских стран выглядят неубедительными.
Важно отметить, что характерные особенности восточной многовекторной политики сформировались под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Среди внутренних факторов можно выделить: 1 Особенности восточной культуры и менталитета, среди многих положительных черт которого имеют место и такие негативные, как чрезмерное чинопочитание и необязательность, излишняя многословность; 2) особенности восточных режимов, такие как своеобразный стиль управления, его закрытость, долгосрочность одного и того же проводимого им курса; 3) значительная роль лидера, как главного идеолога и внешнеполитического актора, особенности восточной дипломатии; 4) рост этносознания и незрелость системы общественных отношений; 5) состояние поиска новой идеологии в условиях постсоветского идеологического вакуума.
Главное же среди этих факторов - особенности межличностного общения на Востоке, которые оказывают прямое влияние на внутриполитические и как, следствие — на внешнеполитические процессы. Необходимо отметить, что вышеперечисленные факторы также можно отнести к многим новым независимым государствам постсоветского пространства, поэтому с точки зрения уровня политической культуры к Востоку можно отнести в том числе и Россию, и Украину и Белоруссию.
Страны Центральной Азии за более, чем 20 лет строительства национальной государственности сформировали внешнюю политику, которая не может быть сведена к одному или даже нескольким векторам. Она останется многовекторной из-за фундаментальных факторов — географии и истории.
На фоне окончательного формирования многовекторности продолжается самоидентификация Таджикистана, как неотъемлемой части Исламского мира. Президент Эмомали Рахмон пытается разрешить противоречия между традиционным Исламом и ростом этносознания, путем их объединения в рамках традиционного ханафитского Ислама, получившего статус государственного масхаба. Поиск идеологии в процессе становления новых центральноазиатских
'Омаров М.Н., Многовекгорностъ не проституция, а средства выживания Кыргызстана в современном безжалостном мире // Аналитика Кыргызстана.2008. URL: http://www.easttime.ni/analitic/3/4/532.html (дата обращения: 10.09.2012)
2 Князев А., Так называемая «многовекгорностъ»- это элементарная проституция// Фергана ньюс.2008 URL: http://www.fergananews.com/article.php?id=5916 (дата обращения: 10.09.2012)
государств играет значительную роль и в проводимой внешней политике, тем самым, способствуя формированию их многовекторной политики.
Кроме того, необходимо отметить, что в условиях мирового финансового кризиса данный внешнеполитический курс, выступает в роли стратегии выживания. Поэтому многовекторность в политике центральноазиатских государств, все чаще выступает как гарантия их национальной безопасности, а также гарантия международного признания легитимности существующей власти.
В Заключении отражена взаимосвязь идеологии, исторического пути и самобытности народа в формировании гражданского общества, модели построения элит, и как следствие выражение данной модели в современных международных отношениях на примере исторического пути новой государственности Республики Таджикистан. Автор подчеркивает схожесть модели общественных отношений в большинстве постсоветских государств, в одинаковой мере унаследовавших идеологический вакуум и форсируемый процесс роста этносознания для формирования основ самобытности исторического пути нации.
Акцентируется внимание на выводе, что ход истории разделившей единые народы на сферы влияния держав, оставил за собой проблему разделенных народов. Историческая несправедливость, в результате которой линия раздела влияния больших держав повлияла на судьбы целых народов, создала предпосылки для роста национализма в вновь созданных независимых государствах. После распада СССР на карте мира появился целый ряд новых государств, претендующих на свою этническую самобытность. Однако, большинство из них обрело государственность без собственного участия, в результате раздела сфер влияния между великими державами. Данная ситуация делает новые государства уязвимыми с точки зрения их национальной безопасности. По результатам заключения договоров XIX века о разделе сфер влияния между Великобританией и Российской Империей на Кавказе и в Центральной Азии были установлены границы сфер влияния. Данные границы разделили целые народы. Политические границы часто не совпадают с границами расселения народов, что становится причиной противостояния и столкновения интересов стран, чье титульное население представлено в соседствующем государстве.
Обобщая проведенное исследование, диссертант делает основной вывод: главным приоритетом при построении внешнеполитического курса ряда новых независимых государств постсоветского пространства является перманентная выгода экономического, политического сотрудничества, а не историко-культурная либо этно-конфессиональная общность на базе долгосрочных интересов
государств, что связано со сложившейся особенностью управления и острым чувством национальной безопасности в сочетании с растущим национализмом.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:
Брошюры
1. Azamat Sultanov. Boat trip, (на англ. языке). Лондон: Изд-во «CreateSpace»,
2011. 7,1 пл.
2. Султанов А.Ш. Новое мировоззрение: выбор пути и тенденции развития. Анкара: Изд-во «Bulusma Noktamiz», 2010. 5,9.пл.
Учебно-методические пособия
3. Султанов А.Ш. Реалии современных международных отношений.// Методический материал к курсу лекций. Душанбе, Российско-Таджикский Славянский Университет (РТСУ). 2009. 1,2 пл.
Публикации в ведущих рецензируемых журналах и изданиях:
4. Султанов А.Ш. Развитие общественного самоуправления в дореволюционном Таджикистане. // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. №3.0,5 пл.
5. Султанов А.Ш., Смирнова М.И. Роль идеологии в процессе формирования нового государства // «Этносоциум и межнациональная культура».
2012. №8. 1,0 пл. (авторство не разделено).
Научные статьи, опубликованные в иных изданиях:
6. Султанов А.Ш. Концепция Нового Среднего Востока сквозь призму национальных интересов Республики Таджикистан. // Проблема безопасности государств Среднего Востока в условиях мирового кризиса. Материалы международной научной конференции: Душанбе. РТСУ. 2009. 0,4 пл.
7. Султанов А.Ш. Особенности многовекторности во внешней политике центральноазиатских государств // Многовекторность внешней политики государств Центральной Азии и ее перспективы. Материалы к научной конференции, Душанбе. Фонд Фридриха Эберта. 2009. 0,3 пл.
Опубликованные работы, косвенно отражающие положения диссертации:
8. Султанов А.Ш. Двигатель прогресса.// «VIPzone». 2013. №4. 0,2 пл.
9. Султанов А.Ш. Живи большой матрешкой // «VIPzone». 2013. N3. 0,1 пл.
10. Султанов А.Ш. Уроки таджикских реалий для иностранца. // «VIPzone». 2012. №6. 0,2 пл.
Общий объем публикаций - 16,9 пл.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук
Султанов Азамат Шухратович
Тема диссертационного исследования:
ФАКТОР ИДЕОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ НОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Михайлов Вячеслав Александрович
Изготовление оригинал-макета: Султанов Азамат Шухратович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Подписано в печать 25 октября 2013 г. Объем 1,5 усл. п. л. Тираж 100 экз. Отпечатано в типографии «Реглет». Заказ № 201 119526 г. Москва, пр-т Вернадского, д. 39 +7 495 363 78 90 www. reglet, ru
Текст диссертации на тему "Фактор идеологии в формировании и развитии новой государственности Республики Таджикистан"
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреиедение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра национальных и федеративных отношений
04201452025 На правах рукописи
СУЛТАНОВ Азамат Шухратович
ФАКТОР ИДЕОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ НОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Специальность 23.00.03 - политическая культура и идеологии
Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук
Научный руководитель: Михайлов Вячеслав Александрович, доктор исторических наук, профессор
Москва 2013
Оглавление
Введение..........................................................................................................................3
Глава I. Роль идеологии в процессе формирования государственности на примере исторического пути Республики Таджикистан..................................13
1.1.Рост этносознания на постсоветском пространстве. Вопрос самобытности нации в условиях формирования нового государства...........................................13
1.2. Самобытность нации в условиях глобализации как вопрос национальной безопасности государства.........................................................................................25
1.3. Социальный портрет гражданского общества. Социально-экономические факторы формирования политической культуры..................................................52
1.4. Теория политического элитизма и её влияние на формирование государственной идеологии......................................................................................63
Глава II. Республика Таджикистан: становление государственности и процесс определения национальных интересов...................................................................73
2.1.Формирование государственности: особенности и характерные черты развития......................................................................................................................73
2.2. Процесс формирования и перспективы развития гражданского общества в Таджикистане. Факторы риска власти одного лидера...........................................81
2.3. Мировые державы и их воздействие на ситуацию в странах и регионах. Роль и место международных организаций.....................................................................93
2.4. Республика Таджикистан в системе современных международных отношений. Внешнеполитические приоритеты Республики Таджикистан......100
Заключение.................................................................................................................115
Список использованных источников и литературы.......................................127
Приложения................................................................................................................149
Введение
Актуальность темы исследования.
Развал Советского Союза кардинально изменил судьбы всех населявших его пародов. Бывшие советские республики, обретшие независимость, столкнулись не только со сложными задачами поиска новых моделей политического и социально-экономического развития, но и, прежде всего, с проблемой формирования новой государственной и гражданской идентичности с самобытной идеологией и национальной идеей. Следует отметить, что фактор идеологии выдвинулся на первый план построения новой государственности практически у всех народов, входивших ранее в состав Советского Союза «на правах» союзных республик. Даже Россия — ядро, фундамент и опора союзного государства — не миновала фактора идеологии, его огромного влияния на характер государственности. Используя слово «даже», имеем в виду многовековую историю российской государственности, которая развивалась самостоятельно, не теряя своего суверенитета, несмотря на перемены форм своего бытия. Но всякий раз, когда менялась форма существования России, на первый план выступала новая идеология. Можно, видимо, сказать, что именно новая идеология в значительной мере и определяла новые формы дальнейшего развития. Что же тогда говорить о «судьбе» небольших государств, исторически известных не меньше, чем Россия, но часто терявших свою самостоятельность в силу международных обстоятельств, геополитических процессов. Уместно отметить, что, «попав» в состав России, а затем СССР, многие народы либо обрели, либо восстановили свою государственность. Образно говоря, в утробе СССР происходил восстановительно-формировочный процесс будущих государств. Исторически Россия-СССР как бы подготовила народы к самостоятельному государственному бытию. Однако, оказавшись «независимыми» неожиданно для себя, многие народы столкнулись со сложными задачами формирования государственности в новых условиях, причем самостоятельно, под свою ответственность. Конечно же, новые условия диктовали новую идеологию. В то же время совместная жизнь народов в составе России-СССР
не прошла бесследно.
В ситуации выбора оказался и Таджикистан, который, занимая особое геополитическое положение в Центральной Азии, на перекрестке мировых культур и религий, постоянно находится под мощным воздействием разных идеологических течений посредством СМИ и интернет-коммуникаций.
Сегодня молодая и политически активная часть населения большинства развивающихся стран полностью поглощена социальной медией. Для того чтобы оперативно мобилизовать массы, широко используются различные комбинации коммуникационных интернет-технологий: Twitter, помогающий координировать передвижения; Facebook, позволяющий планировать и группировать; Youtube, создающий возможность пропагандировать и транслировать массовые популистские акты.
Эти процессы и тенденции, становясь всё более характерными и для развития системы новой государственности в Таджикистане, подтверждают актуальность темы данного диссертационного исследования. Формирование самобытной долгосрочной национальной идеологии, определение национальных интересов и новых стратегических задач, построение гражданского общества и становление новых политических элит представляются крайне важными задачами для развития новой государственности Республики Таджикистан.
Степень разработанности исследования
Проблема, связанная с изучением формирования новой государственности, стала предметом исследований с момента распада Советского Союза и появления новых самостоятельных государств на постсоветской основе.
Па начальном этапе в проводимых исследованиях больший акцент делался на анализе происшедших изменений государственных устоев и политической системы, необходимости становления гражданского общества и реформирования правовой основы. Этим вопросам посвящен ряд работ ученых на примере исследований в постсоветских государствах. В то же время анализ показывает, что работ по исследованию формирования и развития государственности Республики
Таджикистан крайне мало. В связи с чем можно сделать вывод, что вопросы формирования и развития государственности в Республике Таджикистан не стали предметом специального исследования и не получили достаточного освещения в научной литературе.
В целом, историографию исследуемой темы следует рассматривать поэтапно. К первой части исследований относятся работы, посвященные таджикской государственности, обретению независимости и становлению Республики Таджикистан, формированию внешней и внутренней политики, осуществлению социальных и экономических преобразований в переходный период. В исследовании вопросов таджикской государственности и истории первого таджикского государства саманидов, изучении проблем образования и становления Республики Таджикистан важное место занимают научные работы под авторством Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона. Среди них следует выделить книги: «Таджикская государственность: от саманидов до рубежа XXI века» (1999 г.), «Таджики в зеркале истории» (2002 г.), а также работу, посвященную достижению согласия и мира в межтаджикском конфликте «Долгий путь к миру» (1998 г.).
Большой вклад в исследование истории таджикского народа, изучение древней культуры таджиков внес известный ученый, многие годы возглавлявший Институт востоковедения Академии Наук СССР академик Бободжан Гафуров. В фундаментальном труде Б. Гафурова «Таджики» (1985 г.), многих других его работах всесторонне исследованы исторические особенности и характерные черты таджикской нации, широко представлены материалы ее богатой истории, культуры и всемирно известной литературы. Проблемы становления и развития Республики Таджикистан, формирование ее внешней и внутренней политики, опыт решения межтаджикского конфликта нашли широкое отражение в работах Т.Н. Назарова, Э.Р. Рахматуллаева, Е.В. Белова, Х.Зарифи, И.Д. Звягельской, А.И. Искандарова, Г.Р. Мирзоева, М.С. Муродовой, М. Олимова, М.А. Пешкова, З.Ш. Саидова, Д.А. Уруновой, A.A. Хвалебнова. Исследованию социальных и экономических
преобразований в переходной период, особенностей реформирования экономики Таджикистана посвящены работы Г.С. Абдусамадова, А.И. Асламова, К.Х. Зоидова, II.К. Каюмова, P.M. Мирбобоева, М. Пурмахмадова, С.Д. Комилова, Р.К. Рахимова, В.А. Розыкова.
В настоящее время авторы, занимающиеся исследованиями по Центральной Азии, все больше внимания уделяют методологиям западноевропейской школы мысли относительно проблем нации, этноса, идентичности и, конечно же, формирования новой государственности. Этот процесс дал хороший импульс для сравнительного анализа различных методологий советского, постсоветского и международных теоретических школ в отношении исследования понятия, сущности и функции новой государственности. В данном контексте многие исследователи по Центральной Азии начали адаптировать и тестировать эти методологии к условиям своего социального, политического и культурного контекста. Следует выделить исследования Института стран Центральной Азии и Кавказа, в частности фундаментальное исследование Эрики Марат, посвященное теме формирования государственности Республики Таджикистан под названием «Национальные идеологии и формирование государственности Республики Таджикистан и Киргизстан» (2008 г.). Особого внимания заслуживает научный труд профессора Экзеторского университета Джона Хитершоу «Трансформация Таджикистана», изданный в 2012 году. Следует также отметить научную новизну докторской диссертации Вигмана Гунда «Социально-политические перемены в Таджикистане» (2009 г.), работы Филлиппо Даниели, Макико Широта, Фредерико Спеннети, Тунчера Килавуза, Шахрама Акбарзаде, Абульхассана Ширази.
Теоретическую и методологическую базу исследования также составили научные труды российских ученых, в том числе работы JI.H. Гумилева, ILA. Баранова, И.Н. Коновалова, М.Н. Грачева, Л.Г. Новиковой, A.A. Овсянникова, Д.Г. Ротмана, А. Марутяна.
Объект исследования - политико-идеологические отношения в процессе формирования и развития Республики Таджикистан.
Предмет исследования - носители (субъекты) идеологии в процессе государственного строительства в Республике Таджикистан.
Цель и задачи исследования.
Цель диссертационной работы: определение роли и места фактора идеологических основ, гражданского общества и национальных интересов в процессе формирования государственности. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
• Исследование процесса и предпосылок роста национального самосознания на постсоветском пространстве.
• Определение степени воздействия политических процессов на социально-экономическое положение страны.
• Анализ социального портрета гражданского общества и социально-экономических факторов формирования политической культуры.
• Анализ теории политического элитизма и её влияния на формирование государственной идеологии в Таджикистане.
• Корреляция основ национальной безопасности с учетом фактора этноконфессиональной и историко-культурной общности.
• Изучение взаимосвязи самобытности нации и национальной безопасности государства в условиях глобализации.
Теоретико-методологические основы исследования.
Основным методом данного исследования стало синтетическое использование традиционных и современных подходов к рассмотрению проблем взаимоотношений этнического и национального самосознания, национализма и идентичности, которые включают такие методы, как теория рационального выбора (рационального инструментализма), теория примордиализма и теория конструктивизма. При этом автор также активно использовал метод структурализма, включая принцип историзма и диалектический метод.
Так, при использовании структурного подхода учитывалось, что развитие новой государственности Республики Таджикистан в немалой степени происходит
в соотношении с процессами государственного реформирования в других странах и прежде всего, в Центрально-Азиатском регионе и Российской Федерации. При анализе формирования и развития новой государственности Республики Таджикистан применяется сравнительно-сопоставительный метод с реформированием государственных институтов и политических систем в других странах, преобразованиями в социально-культурной и экономической сферах. В процессе подготовки исследования были пройдены стадии поиска и подбора материала, всестороннего изучения и политологического анализа, формирования выводов и заключений, выработки предложений.
Документальную базу диссертации составил большой массив источников, публикаций ведущих политологов и журналистов в сфере идеологии, политической культуры.
Важную роль представляет проведение эмпирического анализа, позволяющего определить тенденции и особенности экономического и политического взаимодействия, выявить имеющиеся проблемы, а также перспективы дальнейшего развития. Значительная часть источников состоит из официальных документов, указов и законодательных актов. Идеологические основы новой государственности закладывались и были неоднократно озвучены в выступлениях Президента Республики Таджикистан. В работе используются материалы аудита Национального банка Республики Таджикистан, проведенного независимым аудитором - компанией Ernst & Young. Кроме того, в работе задействованы рассекреченные документы государственного департамента США, получившие широкий резонанс после их публикации в ведущих СМИ и на сайте Wilileaks.org. В частности, в Приложении к работе представлены фрагменты из опубликованного аудита и перевода аналитической справки Посольства США в Душанбе, подготовленной к визиту спецпредставителя США по Афганистану и Пакистану Р. Холбрука в конце февраля 2010 года.
В работе использованы конституции, законодательные акты, сборники действующих договоров, соглашений и конвенций.
Информационную основу исследования составил широкий спектр литературы на разных языках: 1) работы, посвященные истории государственности, образованию и становлению новых государств на постсоветском пространстве; 2) работы, аналитические материалы, статистические сборники и исследования, проведенные в рамках Исполнительного аппарата Содружества Независимых Государств; 3) работы зарубежных авторов, посвященные проблемам истории, образования и становления новых государств, основным направлениям внешней политики, вопросам экономики, культуры и образования, анализу внутриполитической жизни, деятельности партий и движений, взаимоотношениям с религией.
Хронологические рамки исследования определены, исходя из целей и задач работы. Точкой отсчета является распад СССР. Возникшие в результате этого страны пройдут в дальнейшем сложный путь от поиска форм взаимоотношений до налаживания связей в различных сферах и расширения взаимовыгодного сотрудничества. Таким образом, исследование в основном охватывает период, начиная с обретения независимости постсоветскими государствами и зарождения Содружества Независимых Государств по настоящее время. Однако в контексте рассмотрения этноконфессиональной и историко-культурной общности берется более ранний период взаимодействия народов на данном пространстве.
Гипотеза диссертации состоит в предположении того, что фактор идеологии сыграл значительную роль в процессе распада СССР и в последующем за этим событием процессе формирования новой таджикской государственности. Политико-идеологические отношения, на наш взгляд, во многом определяют суть и содержание происходящих в Республике процессов.
Достоверность диссертационной работы обеспечивается применением методов, адекватных цели и задачам исследования, использованием проанализированных и доступных для проверки источников.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что оно является актуальной комплексной работой, посвященной
политологическому анализу формирования и развития новой государственности Республики Таджикистан.
Существенным результатом диссертационного исследования является тот факт, что автором работы определена роль идеологии и национальной идеи в формировании нового государства. Комплексн