автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Фантастическое в прозе В. А. Каверина

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Бондаренко, Галина Леонидовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Фантастическое в прозе В. А. Каверина'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Фантастическое в прозе В. А. Каверина"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА

Специализированный совет К 053.01.19

На правах рукописи

БОПДАРЕПКО Галина Леонидовна

ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В ПРОЗЕ В. А. КАВЕРИНА Специальность 10.01.02 — литература народов СССР (советского периода)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 1992

Работа выполнена в Московском ордена Лешша и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина.

Научный руководитель:

кандидат филологических паук,

профессор А. В. ТЕРПОВСКИЙ

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор А. В. ПАНКОВ

кандидат филологических наук, доцент Д. Г. ТЕРЕНТЬЕВА

Ведущая организация — Московский государственный институт культуры.

Защита диссертации состоится «...¿...»..^М^У..... 1992 года в часов на заседании специализированного совета К 053.01.19 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Московском ордена Лешша п ордена Трудового 'Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Лешша по адресу: Москва, Малая Пироговская ул., 1, ауд. ..................

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В. П. Ленина. Адрес университета: ИЭ^Зб, Москва, Малая Пироговская ул., д. 1.

Автореферат разослан г.

Ученый секретарь специализированного совета

Т. В. ЗУЕВА

- Ты написал сказку, - говорит ему один из друзей.

И автор задумывается. Может быть, он всю жизнь пишет сказки?

В.Каверин. Двухчасовая прогулка,

В последние десятилетия XX века в науке о литературе стал заметно проявляться все возрастающий интерес исследователей к фантастике, к художественным поискам различных сочетаний реализма и фантастики» становящихся все более и более действенными в художе- ■ ственном отражении и познании мира и места человека в мире.

Актуальность диссертационного исследования. Усиленный интерес исследователей к проблемам фантастики в литературе, особенно к вопросам эволюционного плана, выделяет настоятельность и актуальность задачи исследования фантастического в творчестве В.А.Каверина, писателя, который отдавал дань фантастике на протяжении почти 70-летнего творческого пути.

Художественное творчество и писательская биография В.Каверина постоянно привлекали внимание критиков и историков литературы.

Различные проблемы его творчества исследовались в диссертационных и монографических работах Е.В.Волковой, Д.Г.Терентьевой, Ю.М.Еганян, М.Я.Фесенко, О.И.Новиковой и В.И.Новикова.

В диссертациях в рамках фантастического творчества В.Каверина рассматривается лишь его новеллистика и отдельные романы 20-30-х годов. Авторы диссертационных исследований, в частности, Е.В.Волкова, Д.Г.Терентьева, Ю.М.Еганян, категорию фантастического в творчестве В.Каверина как самостоятельное явление, определяющее эволюцию художника, не рассматривали. Она анализировалась лишь в связи с реалистическим творчеством писателя, оценивалась как преодолеваемая В.Кавериным ошибка на его пути к реализму. И лишь в критическом очерке О.И.Новиковой и В.И.Новикова "В.Каверин" была заявлена тесная связь между реалистическим и фантастическим творчеством писателя, хотя собственно проблема фантастического в его творчестве авторами работы не рассматривалась.

Исследователи художественной литературы (Е.М.Неелов, З.В.Привалова, И.П.Лупанова, А.Н.Акимова, Л.А.Козыро, Б.А.Еегак) уделяли внимание и сказочному творчеству В.Каверина. Проблемы сказочной поэтики или рассматриваются преимущественно изолированно, не включаются в эволюцию категории фантастического в творчестве гг.:-

сателя.

В последние два десятилетия заметно усилился в литературоведении интерес к осмыслению истоков развития советской литературы. Множество исследований этих лет посвящено советской прозе 20-30-х годов. Как заметное явление анализируются в подобных работах (например, В.В.Гуры, М.А.Макиной, А.Н.Грозновой, Е.Б.Скороспеловой и др.) и произведения В.Каверина, в частности, его фантастические новеллы и первые романы. Рассмотрение фантастических произведений В.Каверина в столь широком плане исследования литературы не дает качественно новой оценки собственно фантастического творчества писателя.

Традиционно устоявшееся понимание роли и места фантастической новеллистики 20-х годов в творческой эволюции В.Каверина привело к тому, что вопросы о проявлении категории фантастического в его произведениях 40-70-х годов в работах о творчестве писателя не

ставились.

Цель диссертации состоит в исследовании эволюционного развития категории фантастического в прозе В.Каверина, определении закономерности проявления данной эстетической категории в творчестве писателя и причин обращения автора к фантастическому способу отображения жизни.

Научная новизна исследуемой проблемы состоит в том, что впервые категория фантастического рассматривается как эстетическая категория творчества В.Каверина, определяющая эволюцию писателя. Избранный аспект исследования дает возможность по-новому оценить . не только место, роль и значение данной категории в прозе В.Каверина, но и отдельные закономерности развития фантастического и реалистического творчества, писателя.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются работы классиков науки о литературе (А.Афанасьева, В.Проппа, М.Бахтина и др.), исследования ведущих советских литературоведов и критиков. Основные метода исследования: конкретно-исторический с элементами сравнительного анализа, проблемно-тематический, сравнительно-типологический.

Научное значение исследования сос*оит в том, что его результаты, полученные выводы и оценки могут расширить представление об эволюции творчества и художественного мастерства В.Каверина, а также могут бнть полезны в дальнейшем исследовании общетеоретических и методологических проблем фантастического в творчестве от-

- ¡3 -дельных писателей, в исследовании других проблем, связанных с творчеством В.А.Каверина.

Апробация диссертационной работы. Диссертация обсуздена на кафедре советской литературы Московского педагогического государственного университета им. В.И.Ленина. Основные положения и результаты проведенного исследования бшш изложены в докладах на зональных научных конференциях по актуальным проблемам литературоведения "Проблема художественности и анализа литературного произведения (в вузе и школе)" (Пермь, 1989), "Проблема характера в литературе" (Челябинскг 1990) и на ХХУ1 конференции молодых ученых "Актуальные проблемы..." (Москва, 1991).

Объем и структура работы. Общий объем диссертации машинописных страниц. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Список использованной литературы включает 227 наименований.

Содержание диссертации. Во введении определены актуальность и значимость темы, ее научная новизна; структура и цели исследования.

В первой главе "Фантастика в творчестве В.Каверина 20-х годов" дан краткий обзор развития категории фантастического в литературе, определены корщ фантастического и исследуется развитие категории фантастического" в прозе В.Каверина 20-х годов.

Художественная литература как вид творчества, воссоздающий жизнь в особой образной форме, в той или иной степени использует художественную условность, которая порой настолько расходится с объективной реальностью, что представляет мир в таких формах, которые в жизни не встречаются. Подобный метод.отражения глзни полу. чил название фантастического.

Фантастический элемент участвовал в восприятии и понимании мира человечеством на протяжении всей его истории, так как фантастическое воплощает в себе коренное свойство человеческого сознания, феномен человеческой психологии, является одним из способов познания человеком мира.

Перед фантастикой в. литературе изначально стояла особая функциональная задача: передать обобщенный смысл бытия. Поэтому выбор фантастического способа отражения действительности определяется спецификой авторской задачи в произведении - глубинное философское осмысление лизни. Фантастика в искусстве всегда претендует на всеобщность и истинность.

Вершинным достижением в эволюции фантастического било творчество романтиков, для которых фантастика стала категорией, наиболее

отвечающей выражению романтического мироощущения. Мироощущение Каверина бшю сродни романтическому. Но сближение его новеллистики с романтической новеллой происходило не столько в плане эксплуатации романтической поэтики, сколько в общности пршципов творчества, основывающихся на творческой свободе художника.

Романтическая фантастика привлекала В.Каверина и тем, что позволяла подняться до уровня символического изображения жизни и вселенских масштабов бытия, одухотворением жизни и человека.

Фантастика по своей природе передает единство мира, а новеллистические сюжеты позволили Каверину уже в "20-х годах исследовать вечные проблемы человеческого бытия. Приверженность к общечелове-■ ческим и вечным проблемам, к проблемам не бита, но бытия характеризуют творчество В.Каверина с самых первых его произведений до самых последних. А художественная категория души, которую исследу- ' ет В.Каверин средствами фантастики, включала в себя не только внутренний мир человека, его величие, неисчерпаемость и непобедимость, по и гармонию между необходимостью нравственной позиции и самоощущением человека. Поэтому прослеживается тесная взаимосвязь между нрявственно-этической проблематикой произведений В*.Каверина, составляющей основное ядро его творчества, и развитием его фантастики. И влияние русской классической литературы, главным объектом исследования которой является не предметный, а духовный мир, со временем становится все ощутимей и прочнее в творчестве В.Каверина, вытесняя влияние западно-европейской литературы.

Постепенно все ярче в фантастике Каверина проявлялась мысль о духовном противостоянии как единственном пути борьбы с многоликими проявлениями зла в мире. Поэтому технический прогресс ни в раннем, ни в более позднем творчестве писателя никогда не был критерием прогресса человеческой жизни. Каверин всегда в этом отношении делал ставку на человеческую личность. Этим же объясняется и тот факт, что иногда достаточно явно заявляемые в его творчестве мотивы научной фантастики, не нашли самостоятельного места в эволюции фантастического.

Фантастика раскрепощает сознание художника, способствует развитию парадоксального способа познания мира. Склонность Каверина к исключительному, парадоксальному, необычному, загадочному характеризует особенности его мышления, восприятия жизни, мироощущения, худоулшческого сознания, которое воспринимает и отражает мир в не-обкчных, исключительных формах, в формах фантастики.

Произведения Каверина 20-х годов, его письма к А.М.Горькому свидетельствуют о склонности автора к необычной форме отражения жизни, которая на противоречит реальному содержанию, а позволяет раскрыть его не банально, с новой, порой неожиданной стороны, глу- . боко исследовать реальность.

В книге "Письменный стол" В.Каверин писал о врожденной способности чувствовать себя свободно в фантастическом мире. Эту способность укрепляла и развивала победившая в стране революция.

В послереволюционные годы В.Каверина, как и многих его современников, Сама русская действительность часто убеждала в своей фантастичности, которая концептуально была отмечена еще Ф.М.Достоевским, а революция ее лишь обострила и обнажила.

Революция стала символом освобождения духа, пробуждением его неограниченных возможностей. Это духовное раскрепощение и предопределило многогранный творческий поиск писателей 20-х годов, и как следствие этого - расцвет фантастики.

После победы революции девятнадцатилетний В.Каверин хотел шесте со страной, создающей новый мир, почувствовать себя создателем собственного мира в литературе, в котором свой беспорядок - это свой порядок, не связанный рамками бытового жизнеподобия, а передающий фантастические возможности и свободу человека. Так своеобразно претворился дух революции и времени в фантастической новеллистике В.Каверина. Его всегда интересовала судьба личности в революционной ломке. На протяжении всей жизни писателя занимала прежде всего проблема души, а события в стране, тем более политические, не способствовали развитию этой темы. В стремлении разрабатывать даннуй проблематику заключалась еще одна причина использования фантастики в творчестве В.Каверина.

Поддерживало и укрепляло развитие фантастики в творчестве начинающего литератора его непосредственное творческое окружение. Период творческого формирования В.Каверина как писателя приходится на время его участия в груше "Серапионовы братья". Братство широко определяло своя творческие цели: участники группы стремились синтезировать существовавшие течения и на основе такого синтеза вырабатывать новые литературные формы, которые могли бы показать всю необычность п своеобразие современности. Не имея узких, искусственно очерченных теоретико-художественных рамок, группа не ограничивала своих членов в поиске и выборе художественной формы произведения. Явления художественного синтеза и фантастики в творчестве Р..Каверина

«

лишь укреплялись и развивались благодаря его участию в группе. Особенно ярко выражалась предрасположенность к фантастике в творчестве писателей, субъективно ориентировавшихся на"западно-европейскую литературу: Л.Лунца, В.Каверина. Но фантастика как активный элемент отражения мира прослеживается и в фантастически окрашенных рассказах Вс.Иванова, и в нравственно-этической фантастичности рассказов М.Зощенко, и в требовании остранения быта В.Шкловского. Это требование разделялось "Серапионовыми братьями", а для каверинского изображения мира оно стало ведущим качеством, имеющим концептуальный характер.

Не только своеобразие тогдашней жизни и литературного процесса' объясняет приверженность В.Каверина к фантастике. Особенности его мышления и своеобразие мироощущения формировались с детства, под влиянием семьи, самого близкого окружения. Он рос и формировался в атмосфере эстетического и философского самопознания.

Впечатление романтической приподнятости, вынесенное из общения ' с братом Львом и его друзьями, навсегда вошло в художественное сознание Каверина, осветило все его творчество и определило склон- I ность к особым, условным формам отражения жизни, часто переходящим ■ | в чисто фантастические или сказочные. 1

Ю.Н.Тынянов, друг и учитель, оказал большое влияние на Кавери- ' на и в личностном плане, и в мировоззренческом. Его творческая честность и бескомпромиссность помогали Каверину формировать собственное творческое и художественное кредо. Вера Каверина в чудо, пронесенная через все творчество, во многом родственна отношению маленького Юры к жизни. Детская вера в чудо осталась характерной чертой устремлений творческой личности Каверина на протяжении всей его долгой писательской биографии. Поэтому и возраст детства - особая и очень характерная категория в художественном мире Б.Каверина. Она характеризует этап духовного самоопределения личности и олицетворяется с каждым героем, независимо от возрас-та, который под натиском жизни не утратил или безвозвратно потерял это внутреннее состояние честности, естественной мудрости, непредвзятости, романтичности, фантазии, отношения к жизни как к сказке, нравственного максимализма и активной духовности. Это состояние в критике по отношению к самому Каверину получило название "детский взгляд на жизнь". •

20-е годы - первое творческое десятилетие В.Каверина. Это-время активного поиска и формирования Кавериным себя как художника, которые шли в формах фантастического - одной из ведущих эстетиче-

ских категорий в его творчестве.

Формирование художественного сознания Каверина шло одновременно и параллельно со строительством нового общества в стране. Поэтому противоречивость эпохи очень ярко сказалась на отом формировании, определяя сущность фантастики Каверина, ее оптимистич-ность и трагедийность.

Увлечение театром, восприятие творчества великого немецкого романтика Э.Т.А.Гофмана через призму театра определило и развитие в фантастической новеллистике В.Каверина традиций и романтической литературы,* и народной смеховой культуры (элементы карнавализации, театральности, скоморошества, раешника, праздничности). Влияние народной смеховой культуры как проявления массового эстетического сознания к середине 20-х годов в фантастическом творчестве В. Каверина стремительно ослабляется. В этом сказалась личностная, экзистенциальная ориентация автора в различных аспектах социальной, нравственно-этической, духовной проблематики, вступившая в сознании художника в неразрешимое противоречие с революционными преобразованиями в обществе. Во второй половине 20-х годов в фантастическом творчестве В.Каверина превалирует сатирическая линия, преемственно восходящая к традициям русской классической литературы. Трагедия и одиночество личности обусловлены ее противостоянием разрушающему и опустошающему давлению государства. Мир обвиняется с позиций отдельной, попираемой и унижаемой, но отстаивающей свое человеческое достоинство личности. Поэтому одной из важнейших задач фантастики В.Каверина в 20-е годы было решение сложной и неоднозначной в понимании писателя темы революции.

Изначальная сложность проблематики и естественная юношеская поспешность автора сказывались и в недоработанное™ языка, и в недостаточном проявлении замысла вещи, и в поиске форд выражения, которые на первых порах во многом были заимствованными. Отличное знакомство писателя с широким кругом мировой литературы определило и множество влияний (По, Гофман, Шамиссо, Тик, Стивенсон, Стерн, Диккенс, Дойль, Честертон, Свифт, Уэллс, Сенковский, Грин, Гоголь и др.) в начале его творчества, когда Каверин только вырабатывал художественную форму для письма, примеряя из богатой сокровищницы мировой, литературы то, что более соответствовало его внутреннему миру, пониманию жизни и' искусства, яркому фантастичному времени, той проблематике и совокупности идей, которые он хотел донести до читателя в адекватной для своего мироощущения и мировосприятия 1ор.<е -

форме романтической фантастики.

Кроме того, многочисленные примеры художественных влияний говорят о широком творческом спектре автора. О манере Каверина работать, не идя проторенным путем, постоянно изменяя свой стиль, о рискованной, не застраховывающей от творческих катастроф манере писали в 20-е годы Е.Замятин, В.Шкловский, который еще в 20-е годы ценил своеобразие творчества Каверина и отмечал его достаточную творческую самостоятельность.

В.Каверин искал свой, никого не повторяющий путь в литературе, свою позицию в жизни. Более четкое определение жизненной позиции писателя вело к более точному формированию основной проблематики и> к изменению сущностных и жанровых форм фантастики, которая активно эволюционировала в его творчестве.

Ранняя фантастика Каверина стала объединяющим фокусом разнородных тенденций, которые найдут свое'продолжение в дальнейшем творчестве писателя. В фантастике идет становление саркастической прозы В.Каверина, которая определяет характерные признаки фантастической новеллистики: ироничность, пародийность, полемичность. В рамках фантастики проявляется тенденция расширения художественной поэтики за счет поэтики смежных искусств - театра, живописи, кинематографа, что разнообразит и палитру собственно фантастического. Тяга автора к таинственному определила выбор романтической поэтики и романтической фантастики, в рамках которой уже в 20-е годы началось становление сказочной фантастики и поэтики Каверина. В стремлении связать фантастику с бытом видно не только влияние романтиков, но и проявившиеся уже в самом начале творчества элементы реалистической поэтики. В кажущейся немотивированности действий героев намечается стремление автора мотивировать фантастику психологическими моментами. Это стремление приведет автора позднее к психологической прозе, а в фантастике - к своеобразию сказочной каверинской категории чудесного. .

Широкий и многообразный спектр творческого поиска, который Каверин пытался вместить в каждую из своих небольших новелл* отражал-, ся на глубине и цельности их замысла и содержания, сказывался на смысловой прописанности. Это, в свою очередь, делало фантастический материал самодовлеющим или же создавало впечатление его необязательности. С другой стороны, широта художественного поиска обеспечивала разнохарактерность фантастики Каверина в 20-е годы, выявляла все новые художественные и жанровые ее черты. .

Слабость ранней фантастики В.Каверина не доказывала ошибочность использования категории фантастического в творчестве писателя, так как была связана не со спецификой фантастического отображения мира в литературе. В первой половине 20-х годов - в пору ученичества -она была естественным следствием широты и многообразия художественных поисков, сложности художественных задач, поставленных перед собой автором, которые еще более осложнялись одновременным обучением писательскому труду и накоплением профессионального мастерства. Во второй половине 20-х годов художественная слабость фантастических произведений В.Каверина определялась тем, насколько он оставался в творчестве верен своему видению и пониманию жизни и насколько он • был бескомпромиссен по отношению к чисто внешним социально-политическим факторам, агшяввнш на эволюцию его художественного мира. .

Во второй главе "Фантастическая условность в нефантастических . произведениях В.Каверина 30-70-х годов" рассматривается развитие • реалистической фантастики в творчестве В.Каверина, закономерность и формы проявления категории фантастического в произведениях В.Каверина указанного периода.

Отказ в 30-е годы от парадоксальной саркастической прозы, осно- ' ванной на категории фантастического, Каверин признавал насилием над собой. Поэтому его переход к реализму был вынужденным и'его ценой стал отказ от своеобразия, которым автор так дорожил в 20-е годы. Но В.Каверин не отказался от фантастики и продолжал использовать фантастические жанры и формы фантастической условности, расширяя ' их потенциальные возможности средствами реализма, то есть - реалистическую фантастику.

30-е года в творчестве В.Каверлна открыл его роман "Художник _ . неизвестен" (1931). Это произведение в эволюции фантастического, с одной стороны, итоговое, а, с другой, рубежное. В нем,Каверин - -. сумел содержание романа органично воплотить в фантастичности его форды. Организующая и составляющая основное содержание проблема романа - революция и личность - решается автором .через фантастику. Фантастика становится и средством организации художественного материала, и критерием истинности художественного решения, и форлой приговора автора современной действительности, невозвратимо разрушающей .свою основу - личность, духовные основы жизни. Неизмеримость народной трагедии усиливается фантастическим развитием романа, в котором фантастика начинает звучать как последнее предупреждение. Каверин в романе ведет поиск-единственной и универсальной точки

отсчета для истинной модели достойной человеческой жизни.

В плане развития категории фантастического роман "Художник неизвестен" стал синтезом достижений предшествующего десятилетия в творчестве В.Каверина.

Подытожив творчество 20-х годов, "Художник неизвестен" стал и определенный рубежом, отразившим творческий перелом В.Каверина, подобный которому в начале 30-х годов переживают многие авторы, желающие писать не "в стол", а для читателя. С 1934 года выходит в свет роман В.Каверина "Исполнение желаний", даке название его было данью времени. Поэтому яркая_фантастичность романа "Художник неизвестен", которая била особенно многообещающей в фантастическом творчестве В.Каверина, не нашла достойного продолжения в романе "Исполнение желаний". Здесь она отходит на второй план, уступая место "совдальному заказу".

Внешняя необходимость создания подчеркнуто реалистического метода письма с ясно высказанной позитивной идеей принуждала автора, мыслящего совершенно иными художественными категориями, использовать в романе такие приемы, которые создают грань реального и фантастического, завуалированную фантастику, вполне объяснимую реальными причинами, но сохраняющую ощущение таинственности и загадочности происходящего.Общий фантастический фон поддерживается еще и тем, что фантастика используется на всех уровнях произведения: языковом, образном, композиционном.

Наиболее органично и художественно оправданно фантастика проявляется в обрисовке центрального героя романа - студента Труба-чевского, в образе и истории жизни которого весьма ощутимы автобиографические мотивы. Не имея возможности создавать фантастический мир, автор пытается оправдать и доказать полноправность существования подобного своему типа сознания, мышления, восприятия и отношения к жизни в образах героев своих нефантастических произведений.

Фантастика в романе "Исполнение желаний" также продолжает свою сатирическую линию, начатую в фантастической новеллистике 20-х годов. Средствами фантастики гротескно рисуются образы врагов шш нестойких последователей революции, а также их помыслы - и эта подчеркнутая заданность часто вступает в противоречие со взглядами автора на общечеловеческие ценности, декларируемые им даже в этом ' произведении. Поэтому все остро социальные и политические противоречия, решаемые во многом средствами фантастическими, в итоге превращаются из задуманных как классовые в общечеловеческие противоре-

чия между порядочностью и непорядочностью, духовностью и пхагматиз-мом, чувством и душевной пустотой. А фантастика, уйдя на второй план в силу чисто внешних причин, исподволь все же прорывачась в романе, превшая отводимую ей служебную художественную роль.

Продолжением в развитии в рамках реалистической поэтики фантастики в творчестве В.Каверина стал его популярный роман "Два капитана" (1928-1944). ' '

40-е годы, пожалуй, самый неблагоприятный период в нашей стране для развития фантастической литературы. В годы Великой Отечественной войны, которая потребовала от нашего народа величайпего самопожертвования и самоотречения, фантастике не находилось.ни места, ни времени. Вторая половина 40-х годов, время восстановления разрушенной войной страны и мирной жизни, прошло под знаком великой победы. Все эти события должны были поддерживаться признанием заслуг . социализма. Руководство страны вновь и с большей силой требовало воспевать эти заслуги и завоевания. Требование писать методом социалистического реализма стало практически обязательным, что не только не способствовало развитию фантастики, а отодвигало ее за рамки современного литературного процесса. 2та литературная ситуация не. могла не сказаться и на развитии фантастики в творчестве В.Каверина. В романе "Два капитана" фантастика как излюбленный автором-способ художественного изображения и познания.жизни проявилась чрезвычайно скупо. На первый план выходит и преобладает в романе не собственно фантастическая, а подчеркнуто метафорическая, экспрессивно- -условная стилистическая образность.

В 30-40-е годы фантастика в творчестве В.А.Каверина эволюционирует от вершинного в плане несказочной фантастики.("Художник неизвестен") до произведения, в котором чистая фантастика проявляется, пожалуй, самым незначительным образом ("Два капитана"). Подобную, эволюцию фантастического не следует рассматривать как '-доказательство ее изживания в творчестве писателя, скорее, он находит возможный для нее выход в то двадцатилетие, когда из литературного процесса фантастика целенаправленно и насильственно изгонялась. II ее присутствие в эти годы в произведениях З.Каверина доказывает ее органичность для мировосприятия писателя и необходимость для его художественного отражения мира.

Через средства реалистической фантастики в творческой палитре писателя активно, хотя во многом и подспудно, форяирэвалась особая форла его фантастической поэтики - сказочная, которая зарождалась в

творчестве Каверина еще в 20-е годы, а наиболее полно и законченно будет развиваться в 50-80-е годы в двух основных направлениях: сказки для детей и в прозе для взрослых. Обращение к жанру сказки, связанное с особенностями мировосприятия писателя, его "детским взглядом на жизнь", тягой к фантастическим формам ее отражения, во многом еще поддерживалось и тем, что практически это был единственный жанр, который еще позволял автору свободно создавать свой собственный мир без особых ограничений.

30-40-е годы --это период творческой зрелости писателя. И хотя он совпал со временем, неблагоприятным для развития фантастики, автор все же сумел, пусть и не без некоторых потерь, определиться в своем фантастическом творчестве и подойти вплотную к наиболее органичному для него фантастическому жанру - жанру сказки.

50-70-е годы - чрезвычайно противоречивое тридцатилетие в истории нашей страны. Оно включает в себя и конец страшной эпохи сталинизма, и многообещающие надежды периода оттепели начала 60-х, и их постепенное забвение в эпоху социально-политического и кажущегося полным .духовного застоя в обществе.

В эти годы В.Каверин начинает активнее, по сравнению с 40-ми 'годами, использовать приемы фантастики, которая преодолевает границы образной условности и открыто участвует в создании художественного мира. Автор.ведет активные поиски сочетания фантастики с реалистическим методом письма, бросая вызов чудовищныги социальным и тесно связанным с ними духовным деформациям общества и личности.

Чем интенсивнее развивается эпический способ письма, объективная манера повествования, тем ярче использование Кавериным поэтики фантастического в этих произведениях доказывает ее органичность для творческих устремлений писателя, органичность для него взгляда на жизнь, обусловленного склонностью творческого создания к фантастическому ее отражению в литературе.

Фантастика в произведениях В.Каверина 50-70-х годов выполняла многообразные функции: характеризовала особенности авторского видения мира и отношения к миру и человеку, участвуя в создании образов и художественного мира ("Открытая книга", "Кусок стекла", "Семь пар нечистых", "Косой дождь", "Двойной портрет"); служила скрытой формой декларации автором своих художественных принципов, представляя произведение своеобразным творческим манифестом писателя ("Перед зеркалом"); помогала автору показать условия, причины, сущность своего личностного и художнического формирования, которое, в частности,

определило органичность и закономерность появления и развитая категории фантастического в его творчестве ("Освещенные окна"); способствовала созданию нового жанра в творчестве В.Каверина, в рамках которого, продолжая идеи своего романа "Художник неизвестен" на новом витке истории, он воплотил.идеальную модель достойной человеческой жизни (роман-сказка "Двухчасовая прогулка").

Роман "Двухчасовая прогулка" завершил тридцатилетние раздумья автора о становлении сознания в годы стремительных смел социально-политической и духовной ориентации общества и личности, однозначно выдвинув на первый план духовные ценности и непреодолимость'духовной силы и стойкости.

Фантастика в творчестве В.Каверина в эти годы помогала- отразить эволюцию общественного сознания в сложное и крайне неровное тридцатилетие. Этот процесс повлиял и на эволюцию фантастики в творчестве писателя, который в эти годы стремится органически слить фантастику, отражающую внутреннюю, духовную жизнь героев с описанием объективной реальности. Проблематика души в произведениях В.Каверина выходит за границы личностного существования, органически и неразрывно соединяя социальное и личное, социальное и духовное.

В третьей главе диссертации "Категория фантастического в сказочном творчестве В.Каверина" рассматриваются причины обращения писателя к жанру сказки, эволюция исследуемой категории в сказках писателя и сказочной повести "Верлиока".

К сказке В.Каверин шел с самых порви своих но'валл, повестей, ■ романов, в которых в диссертации отмечались отдельные образы, ситуации, сюжеты, приемы, атмосфера сказка. Но собственно сказочные его произведения появляются лишь в конце 30-х годов, когда жанр сказки был одним из немногих, позволявших говорить правду.

Эта внешняя причина обращения писателя к жанру сказки была все же лишь одной из многих, которые закономерно определяли этот творческий путь В.Каверина.

Одно из наиболее часто звучавших обвинений в отноягешпг раигяж новелл В.Каверина - это бессмысленность, пустая игра его фантаста- ' ки. Яанр сказки автоматически снимал эти претензии, предъявляемые автору, которому как будто следует объяснять читателю смысл- своих фантазий.

Сказка литературная, продолжив традиции народной сказки, выдвинула на первый пдан авторегай идеал нравственности. Поэтому В.Каверин, писатель, который свою творческую задачу видел в том, чтобы

"учить нравственности", закономерно обращается к жанру сказки. Жанр сказки как никакой другой мог художественно воплотить свойственное В.Каверину инстинктивное желание добра,, которое с годами становилось сознательным и. целеустремленным. Писателя, который не уставал отстаивать добро, не могла не привлечь и сила эмоционального отклика, которую порождает сказка. Сказка становится наиболее полным выражением идеала писателя, продолжая его реалистическое творчество и становясь его закономерным завершением.

Стремление расширить возможности своей прозы, подвести ее итоги, огранить философский, экзистенциальный, чистый смысл ведущих понятий и проблем творчества также заставляло Каверина находить свое наиболее полное самовыражение в жанре сказки.

. Сказка помогала наиболее полно проявить мироощущение и жизненную позицию писателю, который утверждал в жизни возможность невозможного. Гарантией этой возможности для автора служили богатство, • сила, непреклонность духовного мира человека.

Сказка - это область близкого и дорогого, самого ценного для писателя в жизни и человеке. Поэтому сказки В.Каверина донесли до нас .черты облика, характера, привычки, взгляды на мир и отношение к людям многих современников писателя (А.Клока, В.Хлебникова, Б.Пастернака, Е.Шварца, М.Зощенко, Н.Заболоцкого, Й.Эренбурга и др.), многие из которых.были замалчиваемы, прожили трудную, не только творческую жизнь. Дань благодарной памяти автора, .его преклонение перед духовной красотой, силой,- стойкостью этих людей могла быть в свое время отражена лишь в жанре сказки.

Не только Каверину, но и людям его окружения было свойственно отношение к жизни как к чуду, что дало особое своеобразие его сказкам, в чудесах которых узнается жизнь и воспевается обыкновенный человек. .

Только жанр сказки давал полную, .возможность высказать свои идеи, .отразить наиболее адекватно свое видение мира автору, для которого один человек был способен своим присутствием изменить окружающий • мир. Поэтому и в явлениях современной жизни Каверин видит и заявляет Необходимость и жизненность, истинность поэтического начала, которое никогда у него не ассоциировалось с поэтической отвлеченностью. А фантазия представлялась одним из наиболее верных-путей к истине. Это своеобразное видение мира зарождалось у Каверина еще в детстве, в период формирования и личностных, и творческих качеств. Поэтому и в его сказках оживает память детства.

В поэтичности "детского восприятия" Каверина - корни его сказок, отличающихся от народных прежде всего в нравственно.'; установке: они построены на сострадании. Трагическая необратимость .»сизни в сказках счастливо обратима. Именно оптимистичность таланта В.Каверина и делает жанр сказки наиболее органичным для него.

В.Каверин, человек с ярко выраженным романтическим восприятием жизни всем своим творчеством, особенно сказочным, выступал против серой, бесцветной, скучной жизни. Если в реалистических произведениях В.Каверина герои зачастую романтически приподняты над действительностью, то в его сказках романтически приподнята :сача действительность, в которой чудесность, исключительность'выступает как незаурядная обыкновенность. Эволюция сказочного творчества В.Каверина обнажает постоянно нарастающую тенденцию в его творчестве, связанном тесно с развитием категории фантастического: определение той тональности повествования, которая избегала бы жестокости натурализма и-заземленности реализма. В связи с этим, в частности, категория чудесного в его сказках превращается из формальной в содержательную: нравственно-этическую, эстетическую, философскую и социальную. Критерий чудесного в сказках Каверина участвует в отражении всех сто- ' рон жизни человека, но критерием оценки их важности и значит/,ости является фактор духовный, нравственный. .•■_..

Вершиной сказочного творчества В.Каверина стало его последнее ' фантастическое произведение - сказочная повесть "Верлиока" (1981), в которой концентрировались и подытоживались все его многолетние размышления в русле основной темы - проблемы духовного состояния и становления общества и личности. Это подтверждают и многочисленные реминисценций из предшествующего реалистического творчества В.Каверина, связанные с замыслом сказочной повести, наиболее ярко проявившиеся в его романе "Два капитана" и тетралогии "Открытая . книга".

Сказочная повесть "Верлиока" в категории чудесного продолжает' утверждать■веру автора в безграничность духовных возможностей человека. Поэтому в образе главного героя, сказочного Спасителя Васи-Лоренцо олицетворяются черты и смысл образа и жизни Христа. ■

Ко времени написания повести Каверин овладел всеми видами фантастики: . фольклорной, романтической, реалистической и даже отчасти! научной, и большим разнообразием фантастических приемов. А в сказочной повести Каверин достиг и цели, к которой стремился на протя^екк 60 лет творчества, начиная с самых первых своих фантастических рас-

сказов: преодоление разлада между бытом и бытием. И если в 20-е годи фантастика во многом служила средством обучения форме, то к 80-м годам Каверину стал необходим образ, который сумел бы вместить в себя многолетние размышления автора о жизни, о добре и зле, о душе и .духовном возрождении человека и общества. Такой формой-содержанием и стала история богочеловека, история Христа, с чьим образом много веков мастера литературы сверяли истинность своих идей. И смысл миссии Иисуса Христа на земле - дать надежду человечеству -сливается с пониманием Кавериным смысла и назначения писательского дела, которое он всегда считал ответственнейшим на земле.

И дело это, по мнению В.А.Каверина, нужно делать легко, весело, интересно. Авторское стремление писать интереснее также объясняет и.его обращение к фантастике,'и его неутомимый поиск ее более органичных дорм на протяжении всей творческой жизни. Отказ от фантастики для В.Каверина мог бы быть равносилен отказу от творчества.

В заключении кратко рассматривается проявление категории фантастического в нефантастических произведениях В.Каверина 80-х годов, подводятся итоги, предлагаются выводы по теме диссертационного исследования.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Романтический характер в повести В.Каверина "Вершиока" // Проблема характера в литературе:' Тезисы докладов зональной научной конференции. Часть вторая. - Челябинск, 1990. - С. 120-121.

2. Проблема чудесного в цикле сказок В.Каверина "Ночной Сторож, или семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году" // Проблемы художественной типизации и читательского восприятия литературы: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции литературоведов Поволжья, -Стерлитамак, 1990. - С. 199-200.

3. Фантастический образ в новелле В.Каверина "Столяры" // Проблемы советской литературы: Межвузовский сборник-научных трудов. -1!.: Изд-во "Прометей" МПГУ юл. В.И.Ленина. - 1991. - С. 154-158.