автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему:
Фелицитарность современной молодежи: социологический ракурс измерения

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Качур, Наталья Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.01
Диссертация по социологии на тему 'Фелицитарность современной молодежи: социологический ракурс измерения'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Фелицитарность современной молодежи: социологический ракурс измерения"

На правах рукописи

Качур Наталья Викторовна

ФЕЛИЦИТАРНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС ИЗМЕРЕНИЯ

Специальность 22.00.01- Теория, методология и история социологии

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

2 4 ИЮЛ 2014 005550676

Саратов-2014

005550676

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»

Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор

Ивченков Сергей Григорьевич

Яковлев Лев Сергеевич, доктор социологических наук, профессор, ФГОУ ВПО Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина -филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации"

Иванова Ирина Николаевна, доктор социологических наук, профессор, ФГОУ ВПО Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.

ФГОУ ВПО Пензенский государственный университет

Защита состоится « 19 » сентября 2014 года в 14:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.06 по социологическим наукам при ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского» по адресу: 410012, г. Саратов, ул.Б. Казачья, 120, СГУ, корпус VII, ауд.216.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале № 3 Зональной научной библиотеки ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского».

Автореферат размещен на официальном сайте Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского: http://sgu.ru/node/66084

Официальные оппоненты

Ведущая организация

Автореферат разослан « »

Ученый секретарь диссертационного совета

2014 г.

С.В. Ситникова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования в том, что проблема счастья является, по сути, вечной. Чем выше ступень развития человеческой культуры, тем большее значение придается фелицитарности, состоянию счастья (от фелицита - счастье). Особую актуальность данная проблематика приобретает в переломные периоды социальных кризисов, реформ социума. Сегодня в условиях кардинальных изменений российского общества время интерес к проблеме счастья в России возрастает, так как многих волнует проблема выбора личностью своих социальных ориентиров. Тем более, что именно счастье, его адекватное понимание задает оптимальный вектор всей жизнедеятельности личности, социальных групп, общества.

В современном массовом сознании, несомненно, произошла переоценка тех ценностных компонентов, которые ранее входили в понятие «счастье». Если в советское время представление о личном счастье напрямую было связано с реализацией общественных идеалов служения обществу, то современный человек склонен оценивать состояние счастья, опираясь на критерии экономического характера. В современном сознании прочно утвердилась мысль, что счастье в какой-то степени является товаром и имеет свою стоимость.

В настоящее время становится очень важно субъективное состояние человека для осознания им своей роли в обществе. Только счастливый человек может быть здоровым и полезным обществу. Как бы ни были высоки профессиональные качества специалиста, востребованными они являются в течение определенных часов рабочего времени. В остальное время он - просто человек, с его заботами, мечтами, радостями, неприятностями. Более того, в современных процессах социального взаимодействия растет значимость эмоций счастья, так как это напрямую сказывается на межличностных отношениях и эффективности деятельности любого коллектива, на степени продуктивности коммуникации каждого человека. Пока огромный потенциал улучшения качества жизни на базе фелицитарного воздействия на эмоциональное состояние и поведение различных социальных категорий населения и отдельных индивидов реализуется недостаточно. Между тем, современные условия труда и практики управления ужесточают требования к тому, чтобы руководители лучше умели использовать эмоциональные реакции работников для повышения качества общения, поддержания обстановки взаимного уважения и доброжелательности, сохранения человеческого достоинства, уверенности в своих действиях, ощущения удовлетворенности, счастья, нейтрализующих отрицательные эмоции1.

1 Горбунова М. Ю., Фиглин Л. А. Эмоции как объект социологических исследований: библиографический анализ / М. Ю. Горбунова, Л. А. Фиглин //Социологические исследования. 2010, № 6. С. .13-22

Социологический анализ представлений о счастье у современных россиян предполагает учет их социальных, возрастных и тендерных различий. Наиболее интересной социальной группой для выявления представлений о счастье как ценности является молодежь. Это объясняется эмоциональной окрашенностью ее мировоззрения, оптимизмом, направленностью в будущее. Счастье всегда строится по специальному проекту. Тут деталей во много раз больше и требования к качеству куда выше. И юношеская ошибка, упущенные возможности здесь могут дорого обойтись. Вступая во взрослую жизнь, молодые люди должны уметь строить отношения с окружающими: домочадцами, друзьями, коллегами. Именно они становятся носителями основных терминальных ценностей, таких как, взаимная любовь, интересная работа, семья, дети, материальный достаток -то, что в обыденном сознании именуется счастьем.

Степень научной разработанности проблемы. Достижение счастья всегда волновало умы человечества. В силу емкости и многоаспектности, этой проблеме уделяли и уделяют внимание все социогуманитарные науки -религия, философия, этика, социальная психология, филология, педагогика, социальная работа, социальная антропология и многие другие дисциплины. В их трактовках счастье увязывается со смыслом и целью жизни (В. Бажин, А.Гойко. Ю.Джумбаев, С.Лаптнок, П.Ландесман, И.Свенцицкая). Рассмотрение счастья как состояния личности традиционно рассматривались в социально-психологических работах (В. Зацепин, М. Каретко).

Социологический взгляд на счастье развивался изначально в теориях инстинктивизма, субъективного направления позитивизма (В. Вундт, Г.Лебон, У. Мак-Дугалл, П. Лавров, Н. Михайловский, Г. Спенсер), а затем -в рамках формирования социологии эмоций (М. Горбунова, М. Деева). Данная отрасль социологии опирается на классические работы социологов первой половины XX века (М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, Т. Парсонса, П.Сорокина, Ф. Тенниса), которые в ходе анализа социальных отношений фиксировали и рассматривали разнообразные, в том числе и фелицитарные, эмоции. В них затрагивались проблемы влияния эмоционального состояния личности, социальной группы, толпы, значительной общности на характер социальных процессов в социуме, ценностно - нормативные и объективные факторы и характеристики аффективных состояний человека, их место в процессе формирования сплоченности, солидарности социума. Сегодня западные исследователи (М. Аргайл, Э. Диннер) активно занимаются изучением эмоционального состояния человека в целом и проблемами счастья как цели, высшего блага, как возможного и достижимого состояния человеческого существования - в частности. В последнее время изучением счастья с позиций неопозитивизма занимаются И. Бонивелл, М. Селигман, В. Татаркевич.

В рамках российской социологии личности рассматривалась роль ценностей, стереотипов, установок на характер взаимодействия человека с социальной средой как факторы его счастья (Ф. Бассин, Л. Гозман).. В советский период времени счастье изучалось преимущественно с точки

зрения блага для общества (В. Бажин, В. Бойко, А. Гойко, Л. Гришанов, Ю. Джумбаев, Е.Дубко, В. Титов, К. Муздыбаев, М. Новиков. Ю. Петров, Т.Сидоров). Позже получили распространение исследования личностного счастья (Е. Парадиз, Б. Попов). При этом особое внимание уделялось корреляции счастья с различными параметрами, такими как удовлетворённость жизнью, культурные особенности. В. Немировский, например, полагал, что главным условием обретения человеческого счастья является наличие цели в жизни человека.

Проблемы соотношения счастья со страданием, одиночеством, страхом рассматривались такими исследователями как Р. Айдинян, М. Беркинблит, Е.Ильин, А. Петровский. Счастье как цель, как высшее благо, как возможное и достижимое состояние человеческого существования раскрывали М.Бахтин, О. Кошелева, Г. Акопов, И. Сидоренко, В. Тихоплав, Т. Тихоплав, С. Толстая, М. Чепурных увязывали понятие счастья с культурой социума. Тем не менее следует констатировать мозаичный и фрагментарный характер публикаций по данной проблеме. Актуальность при дефиците социологических публикаций о счастье объясняет выбор темы, формулировку объекта, предмета, постановку цели и задач работы.

Объект исследования - фелицитарность как социальный феномен в современных российских условиях.

Предмет исследования - представления молодых россиян о счастье, факторы и пути его достижения (на примере молодежи г. Саратова).

Цель диссертационного исследования - выявить социальные детерминанты и модели фелицитарных представлений молодежи, основных способов достижения счастья. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- выявить основные тенденции изменения социальных представлений о счастье;

- определить специфику социологического подхода к изучению счастья как социального феномена;

- охарактеризовать особенности и противоречия молодежной интерпретации счастья и путей его достижения;

- разработать типологию молодежного восприятия счастья;

- уточнить влияние тендерных, доходных, образовательных и семейных характеристик на фелицитарные представления молодежи.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем,

что

- с авторских позиций прослежены основные тенденции изменения социальных представлений о счастье;

- определена специфика социологического подхода в изучению счастья и предложена авторская интерпретация фелицитарности;

- в научный дискурс введены новые эмпирические данные, характеризующие особенности молодежной трактовки счастья, выявлены противоречия фелицитарных представлений и путей его достижения;

- впервые сформирована типология и измерена степень распространенности различных моделей молодежного счастья;

- уточнено и эмпирически доказано влияние тендерных, доходных, образовательных и семейных характеристик на фелицитарные представления и практики молодежи.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в объективной необходимости и значимости комплексного объективно-субъективного измерения, анализа уровня и специфики фелицитарности российской молодежи с позиций ее детерминант, выявления противоречий, которые выступают барьером достижения ее счастливого состояния. Результаты и выводы исследования являются значимым приращение социологического знания в области методологии и методики социологических исследований, социологии молодежи, социологии повседневности и позволяют уточнить тенденции развития современного российского общества. Результаты работы важны для мониторинга эффективности, экспертизы социально-значимых проектов и программ молодежной политики, молодежных общественных организаций. Результаты и выводы диссертационной работы использованы в учебно-методических материалах, при разработке учебных программ и курсов для обучения студентов социологического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского - методология и методика социологического исследования, современная социология, социология молодежи, личности, повседневности, семьи, социальной политики, общественное мнение в регионе.

Методология и методы исследования составляет полифонический комплекс теоретических конструкций, социологических и статистических методов используемых в современной социологической науке. Для анализа отдельных аспектов проблемы счастья применяются деятельностный, структурно-функциональный (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс), аксиологический (М. Вебер), структуралистский (И. Гофман, П. Бурдье, Э. Гидденс) подходы, а также символический интеракционизм (Г.Блумер. Дж. Мид, Дж. Хоманс), концепции повседневности (А. Щюц) и социального взаимодействия (М Вебер, Т. Парсонс, П. Сорокин). С позиций разработки методологического аппарата для анализа феномена счастья автор обращается к работам Михайловского, Н.Чернышевского, В.Розанова, П.Флоренского, С.Франка, И.Ильина, которые позволили уточнить роль социокультурных традиций в мировоззренческих константах фелицитарных представлений молодежи.

Теоретически плодотворными для исследования являются наработки в области социологии эмоций как западными (У. Мак-Дугалл, Г. Зиммель. Дж. Барбалет), так и отечественными (М. Горбунова, О.Симонова В.Немировский) исследователями. Важным теоретическим источником диссертационной работы выступают концепции счастья М. Аргайла, Э.Диннера, Е. Ильина, М. Селигмана, В. Татаркевича об основных

детерминантах и аксиологическом значении счастья в формировании мировоззрения личности.

В диссертационном исследовании с учетом специфики предмета активно использовался объяснительный потенциал смежных социальных наук - философии, социальной психологии, социальной антропологии, а также - общенаучные методы: сравнительно - исторический, диалектический, абстрактно-логический.

Процедурно - измерительный инструментарий эмпирического исследования разрабатывался в соответствии с методологическими и методическими принципами, содержащимися в работах Г.С. Батыгина, М.К.Горшкова, С.Г. Ивченкова, O.A. Крыштановского, Г.Г. Татаровой, Ю.Н. Толстовой, В.А.Ядова, и других исследователей.

Эмпирической базой исследования выступают опубликованные результаты социологических исследований2, всероссийских опросов ВЦИОМа3, данные «The Happy Planet Index»4 и результаты авторского опроса «Счастье - глазами молодежи», проведенного в 2012 году методом анкетирования в г. Саратове. Квотная выборка состояла из 430 респондентов - молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, из них 46,92% девушек и 53,08% юношей. Средний возраст респондентов составил 23 года. Обработка результатов опроса и статистический анализ данных осуществлялся с помощью лицензионной компьютерной программы SPSS -19 на базе Центра региональных социологических исследований

2 Исследование: Индекс счастья городов России /Сайт «Регионы России». 30 08. 2012. URL: http://www.gosrf.ni/research/l. (дата обращения: 16.12.2013); Голов A.A. Счастье в нас, а не вкруг да около Пресс-выпуск 19.02.2003 URL:http://wciom.ru/index.php?id=272. (дата обращения: 17.10.12); Формула счастья. Новейшие исследования ученых показывают, что традиционное восприятие счастья ошибочно 29.09.2011. URL:http://\\Tvw.irpin.com.ua/novosti4ikrainyi/formula-schastva.-novevshie-issledovaniva-Lichenvih-pokazvivavut-chto-traditsiorinoe-vosnrivatie-schastva-oshibochno.htinl. (Дата

обращения: 17.10.2012.)

3 Счастье - есть! /Всероссийский центр изучения общественного мнения. Пресс-иыпуск №2573. 30.04.2014. URL: http://wciom.ru /index.php?id=459&uid=l 14812. (дата обращения: 30.04.2014); Что такое счастье - и где живут счастливые люди? // Всероссийский центр изучения общественного мнения. Пресс-выпуск №1814. URL: http://v\ciom.ru/ index.php?id=459&uid=l 1 1855. (дата обращения: 6.12.2013); Счастье по-русски: новые данные. Пресс-выпуск №2291. 29.04.2013. URL: http://wciom.i-u /index.php?id=459&uid-l 14002; Счастье по-русски: без всяких гарантий и «не в своей тарелке. Всероссийский центр изучения общественного мнения. Пресс-выпуск №2217. 28.01.2013. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=l 13570. Дата обращения: 7.12.2013; От чего зависит счастье? // Всероссийский центр изучения общественного мнения. Пресс-выпуск №2019. URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=l 1276. (дата обращения: 7.12.2013); Социальное самочувствие россиян. Сайт ВЦИОМ. URL: http://wcioin.ru/index. php?id=459&uid =11357016. (дата обращения: 6.12.2013.)

4 Happy planet index. URL: http://www.happyplanetindex.org/data/ (Дата обращения: 16.12.2013).

социологического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.

Положения, выносимые на защиту:

1. Анализ эволюции социальных представлений о счастье показывает изменение тенденций их развития от античной размытости к индивидуализации, а затем - к социологизации, выделении социальных условий, значимости фелицитарности для социальных взаимодействия и процессов в социуме. Проведенный анализ позволил вычленить в выстраивании социологического дискурса проблем фелицитарности несколько этапов. На первом этапе (конец XX начало XX века) в рамках субъективной позитивистской социологии акцентировалась роль счастья как эмоционального компонента социальных механизмов общественных процессов. Второй этап (до второй половины XX века) характеризовался уменьшением интереса исследователей к объяснительной значимости фелицитарных представлений при доминанте теорий рациональной мотивации социального взаимодействия. Третий современный этап фелицитарных исследований отличается актуализацией счастья как социологической категории в рамках социологии личности, социологии эмоций, социологи культуры, повседневности с позиций структурализма, символического интеракционизма, и имеет тенденцию завершения институциализации в качестве отрасли социологии счастья.

2. В современной социологии сформировались объективистские подходы в терминах личностных переменных, отражающих уровень и социального благополучия, связывающие фелицитарность со степенью реализации человеческого потенциала и субъективистские подходы, отождествляющие счастье с субъективным ощущением, эмоциями, переживанием. Их синтез позволил определить фелицитарность как социологическое понятие - это состояние счастья, социальное явление и доминирующая направленность группового и индивидуального сознания, которая имеет социальную ценность, нормативный характер и непосредственно проявляется в высокой степени удовлетворенности личности своей деятельностью, достижениями, условиями и образом жизни как гражданина, представителя того или иного общества, класса, социальной группы, проявляющейся в интенсивно-позитивных эмоциях радости.

3. Анализ результатов авторского социологического опроса показал, что большинство молодых людей испытывали состояние «счастья», однако это состояние длилось недолго (от 1 до нескольких дней). Средний балл фелицитарности на момент проведения опроса (по пятибалльной шкале) составляет 2,87 балла. Это противоречие между субъективными оценками и объективированным уровнем счастья показывает пессимизм, амбивалентность противоречивость, тендерную стереотипность, высокий уровень ситуационности, пассивный потребительский утилитаризм молодежного восприятия счастья, которое они не считают полным.

4. Многозначность трактовок счастья молодежи формирует несколько моделей фелицитарных представлений и практик, рейтинг

которых можно расположить в порядке степени распространенности. «Материалисты» (самая распространенная категория молодежи - каждый третий молодой саратовец) в 2 раза чаще проявляются среди юношей (более 40%), чем среди девушей. Они в высшей степени ориентированы на обладание всеми возможными и невозможными материальными благами, вплоть до нарушения закона. «Эвдемонисты» - каждый четвертый саратовец, однако среди них девушек больше, чем юношей. Они видят счастье в социальной стабильности, уверенности в завтрашнем дне. «Гедонисты» (почти каждый пятый молодой саратовец), преимущественно - юноши. Для них счастье - это максимальное получение удовольствий, развлечений. «Атараксисты» (более 12% молодежи, в том числе - каждая пятая девушка), понимающие под счастьем спокойствие (граничащее с безразличием), тишину. «Идеалисты» (почти 7% молодых саратовцев, преимущественно -девушек), видящие счастье в некотором идеале, который практически недостижим. «Сторонники активной самореализации» (менее 2% молодежи, среди которых девушек - в 2 раза больше).

5. Для девушек основными способами достижения фелицитарности являются выгодная партия в замужестве, коммуникация и здоровье, для юношей - работа, предпринимательство, успешная конкуренция. Материальное благосостояние, семья и дети занимают ведущие позиции в рейтинге жизненных ценностей молодых людей. Однако по мере роста доходов молодежи материальное благополучие сдвигается на задний план, и счастье ассоциируется с семейными ценностями, взаимной любовью, интересной работой. По мере роста уровня образования, ценности, ассоциирующиеся у саратовской молодежи с понятием «счастье», а также способы его достижения имеют тенденцию к смещению от материальных - к семейным и духовным. Счастье молодежи имеет обратную корреляцию с возрастом. Женатые и состоящие в гражданском браке отличаются более высоким уровнем фелицитарности, чем одинокие.

Степень достоверности и апробация результатов исследования обеспечивается научной методологией, теоретической концепцией и комплексным подходом к изучению фелицитарных представлений и уровня состояния счастья молодежи, детально проработанной программой исследования с учетом всех необходимых этапов, методов, процедурных техник, обоснованной репрезентативной выборкой, тщательным отбором индикаторов и статистических показателей, сравнением с данными других исследователей.

Исследование выполнено в рамках специальности 22.00.01 - «Теория, методология и история социологии». Тема диссертации соответствует паспорту специальностей научных работников ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации (социологические науки): п. 6 «Теоретические подходы классиков в их современном прочтении» применительно к исследованиям фелицитарности молодежи; п. 8. «Разработка новых методологических подходов к сбору, регистрации (измерению) и обобщению эмпирических данных»; п. 12 «Разработка

категориального аппарата для исследования социальных явлений и процессов в современном российском обществе».

Основные теоретические положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования были представлены в 10 научных публикациях, в том числе, 3 в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ, а также на научно-практических конференциях разного уровня: I Городской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Город как среда обитания» Саратов, 2012; I Международной конференции преподавателей, аспирантов, соискателей студентов «Гуманитарные науки в современном обществе: цивилизационные ценности и глобальные вызовы», Саратов, 2012; Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы социально-политического развития современного российского общества», Саратов, 2012, 2013; Всероссийской научно-практической конференции «Россия и регионы в ракурсе инновационной модернизации», Саратов, 2012; VIII Международной научной конференции «Сорокинские чтения». «Социальное неравенство как глобальная проблема современности», Москва, МГУ, 2013; Международной научно -практической конференции «Дыльновские чтения. Повседневная жизнь россиян: социологический дизайн», Саратов, 2014; Всероссийской студенческой научно - практической конференции «Социальные проблемы региона глазами студентов», Саратов, 2014.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры социологии молодежи социологического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. По теме диссертационного исследования опубликовано 10 работ, в том числе 3 - в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки Российской Федерации.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы, приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, раскрывается степень её разработанности, определяется цель, основные задачи, методологическая основа и теоретические источники, научная новизна диссертационного исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, выявляется его теоретическая и практическая значимость.

В первом разделе «Счастье как объект социологического исследования» прослеживается эволюция социальных представлений о счастье, выявляется его этапы, социологическая специфика, проводится сравнительный анализ основных методологический конструктов фелицитарности, формируется категориальный аппарат исследования и индикаторы его измерения.

Автором анализируются фелицитарные воззрения античных (Аристотель, Аристипп, Варрон, Гельвеций Пифагор, Эпикур),

средневековых (А. Августин) мыслителей, теоретиков эпохи просвещения (Г.Лейбниц, Б.Спиноза, Д. Локк, П. Гольбах, Д. Дидро, Б. Паскаль, Ж.Руссо) и делается вывод о трансформации трактовок счастья от сиюминутного индивидуального удовольствия, действий богов или результат удачи, через абстрактного знака судьбы в виде божьего промысла и смирения в направлении индивидуализма, высокой степени удовлетворенностью жизни, ее благами. Одновременно фелицитарный дискурс стал постепенно обогащаться социальными компонентами, связанными с размышлениями о счастье народов, отдельных категорий населения, что подготавливало почву для его социологической рефлексии.

В социологическую рефлексию категория счастья попала практически в одном ряду с попытками научного осмысления роли эмоций в объяснении различных социальных процессов и явлений, особенно применительно к большим социальных общностям. Интерес к этому проявлялся в основном в рамках субъективистской социологии позитивизма, конца XIX - начала XX века (Г. Лебон, Дж. Б. Уотсон, У. Мак-Дугалл, Л. Уорд, Н. Михайловский, П. Лавров). Н.К. Михайловский писал: «Существуют три общие теоретические вопроса, разрешение которых необходимо для каждого человека, желающего принимать сознательное участие в общественной жизни. Вопросы эти — вопрос о счастье, о справедливости и о прогрессе, т. е. о его критерии и способах развития»5. Иными словами, счастье воспринималось не только как эмоциональное состояние, но и как критерий развития общества и именно в этом качестве изучалось социологией.

Г. Спенсер, не смотря на то, что целью развития общества считал счастье личности, рассматривал его как компонент прогресса6, ибо счастье -субъективно, и полностью счастливый человек, довольствующийся тем, что у него есть, не имеет стимулов к дальнейшему развитию общества. Эти идеи послужили толчком к усилению рационалистических мотивов и снижению внимания к созидательному потенциалу фелицитарности (М. Вебер, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм). В. Соловьев утверждал, что понятие счастья противоречиво, субъективно, бессодержательно, не имеет нравственной природы и потому идея счастья не может служить объяснением человеческой жизни, а мысль человека об устроении своем на земле по принципу счастья является ложной7. Э. Дюркгейм полагал, что индивидуальное счастье -субъективно, переменчиво и не подлежит социологическому изучению. Однако от счастливой жизни не отказывается никто, ее всегда предпочитают смерти. Поэтому доля самоубийств в обществе может рассматриваться как объективный индикатор уровня счастья социума. По его изменению можно судить о том, сопровождается ли прогресс общества повышением уровня

5 Спор Достовского с Н. К. Михайловским. URL: http://www.school-essavs.info/spor-dostovskoao -s-n-k-mixailovskim/ (дата обращения 15.08. 2013.)

6 Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские/Пер.с англ.под ред Н.А Рубакина. Мк.: Современ.литератор.1999. 1408 с. С. 22-72,241-264,388-481.

7 Соловьев B.C. Сочинения. Т. I. М., 1988. С. 225-226.

фелицитарности населения8. С последним тезисом были солидарны Ф.Теннис, П. Сорокин, Т. Парсонс

На современном этапе развития социологии интерес к проблемам счастья усилился и реализовался сначала в рамках концептов социального взаимодействия, социологии личности, социологии эмоций, социологи культуры, повседневности и пр. Фелицитарность исследовалась с позиций различных методологических подходов - структурно - функционального (С.Милль, И. Бентам Э. Торндайк, П. Сорокин), социокультурного (М. Айванхов, Бхагаван Шри Раджниш (Ошо), Сан-Лайт, Д. Чопра, Н. Элиас, а также - Г.В. Акопов, С.Г. Воркачев, И.С. Гаврилова М.Н. Королева, И.В. Сидоренко, В.Тихоплав, Т.Тихоплав, С.М. Толстая) структурализма (Н.Луман, П. Бурдье Э. Гидденс Т. Шефф) конструктивизма (А.Маслоу, Э.Эриксон, И.Джидарьяна, Р. Коллинз Т. Кемпер) символического интеракционизма (Г. Блумер, И. Гофман, Дж. Мид, А. Хохшильд). В начале XXI века, когда появилось международное движение ученых, когда стал издаваться соответствующий междисциплинарный «Журнала исследований счастья» (под редакцией голландского профессора Рута Винховена) можно констатировать, что фелицитарная социология за рубежом имеет тенденцию завершения институциализации в качестве научной отрасли.

Сегодня можно утверждать, что в современной социологии сформировались объективистские подходы в терминах личностных переменных, отражающих уровень и социального благополучия, связывающие счастье со степенью реализации человеческого потенциала и субъективистские подходы, отождествляющие счастье с субъективным ощущением, переживанием. Каждый из этих подходов имеет свои инструменты социологического измерения различных аспектов, уровней и характеристик счастья. Исходя из этого формулируется авторское социологическое определение фелицитарности как состояния счастья, которое позволяет интегрировать различные трактовки счастья и определить его компоненты, социальные функции, необходимые условия, факторы.

В работе счастье является как многоуровневое явление, включающее в себя общественный фелицитарный идеал, эталоны счастья отдельных сообществ и индивидуальные представления. По интерпретации его содержания можно выделить несколько разновидностей - счастье как удачное стечение обстоятельств; как везение, судьба; как сильная эмоция радости по каком-либо поводу; как обладание всевозможными благами, как результат достижений, успеха в жизни; как удовлетворенность условиями жизнедеятельности. Причем все эти оттенки счастья характеризуются взаимопроникновением и кумулятивным эффектом.

Говоря об условиях, факторах достижения состояния счастья важно четко выделять среди них две группы - объективные и субъективные. К объективным можно отнести все средовые внешние факторы, связанные с удовлетворением потребностей человека и его взаимодействием с

8 Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М.: Мысль, 1994.

социальным окружением. Сюда же можно отнести идеологию и социальную политику государства, которое в любом обществе призвано выполнять функции профилактики социальной безопасности и помощи населению в экстренных ситуациях.9 К субъективным факторам можно отнести фелицитарную предрасположенность личности, сформированную у нее в процессе социализации, ее фелицитарные представления, иерархию ее ценностей, установок, стереотипы поведения, степень ее готовности и нацеленности на достижение счастья, и т.д.

Необходимо отметить, что счастью как социальному явлению присущи важные функции. Оно задает траекторию развития общества, отдельных общностей и индивидов; структурирует ситуации и определяет социальную позицию личности в средовом окружении, способствует ее самоконтролю и самоидентификации. Более того, само стремление к счастью можно рассматривать как существенный индивидуально-социальный ресурс, который может подлежать обмену и выступать стимулом к социальному взаимодействию, интеграционным потенциалом, связывающим личность ( со всей ее спецификой ресурсов и эвристических возможностей) с внешними событиями, социальной средой и активизирующим субъектные характеристики индивидов и социальных общностей. Не случайно премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон произнес фразу, которую многие СМИ вынесли на первые полосы: «Пора сосредоточиться не только на валовом внутреннем продукте, но и на валовом благополучии. Пора признать, что мы живем не только ради денег, но и ради счастья» .

Будучи сложным, многоуровневым разносторонним явлением, счастье измеряется различными способами, такими как: степень удовлетворённости потребностями (SWLS), смысложизненные ориентации (СЖО), компоненты счастья (Galati). К наиболее популярным относятся шкала удовлетворённости жизнью Э. Динера и шкала субъективного счастья." Для измерения счастья могут быть использованы методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, «шкала счастья» М. Фордиса, «шкала удовлетворенности жизнью» Э. Динера, «шкала аффективного баланса» В. Брендберна, «тест смысложизненных ориентаций» Д. Крамбо и JI. Махолика на основе теории экзистенциального вакуума В. Франкла, методики измерения «индексов счастья» («OECD Better life index» («Индекс лучшей жизни»), «Legatum prosperity index» («Индекс процветания»), «Gallup World Poll» («Всемирное

9 Фрумкин К. Счастье как политическая проблема URL: http://www.t;azetanrotestant.ru/2()12/01/schaste-kak-politicheskava-Droblema/ (дата обращения: 18.12.20012.)

10 Формула счастья. Новейшие исследования ученых показывают, что традиционное восприятие счастья ошибочно http://ww\v.irpin.com.ua/novosti-ukrainvi/formula-schastya.-

novevshie-issledovaniva-uchenyih-pokazvivavut-chto-traditsionnoe-vosprivatie-schastya-

oshibochno.html (дата обращения: 29.09.2011)

п Гордеева Т.О., Сычев O.A., Осин E.H. Разработка русскоязычной версии Теста диспозиционного оптимизма (LOT) // Психол. диагностика. 2010. № 2. С. 36—64.

исследование Гэллап») 12 и «The Happy Planet Index» («Индекс счастья на планете»),13 индекс счастья, разработанный ВЦИОМ.14 Исходя из этого можно говорить о тесной взаимосвязи конструктов удовлетворённости жизнью (когнитивной оценки соответствия действительных жизненных обстоятельств желаемым) и субъективного счастья (эмоционального отражения этой оценки). Однако многие их этих тестов и шкал не позволяют учесть социокультурные и аксеологические традиции молодых россиян и особенности восприятия счастья молодым поколением.

Исходя из этого, был разработан авторский инструментарий измерения и исследования фелицитарности молодежи. В авторском исследовании счастливое самоощущение молодежи измерялось двумя способами. Прямым вопросом «Считаете ли Вы себя счастливым человеком?» (варианты ответов - да, нет, затрудняюсь ответить), и контрольным, который предполагал оценку свое восприятия счастья по пятибальной шкале (наивысший бал - 5 баллов, наименьший - 1). Кроме того, использовались индикаторы способов достижения абсолютного счастья, его длительности, поводов, внешних эмоциональных проявлений и т.д. Для уточнения степени встроенности счастья в аксеологическое пространство молодежи предлагалось респондентам дать свою интерпретацию счастья (открытый вопрос) и провести ассоциативную связь счастья с основными жизненными ценностями (здоровье, интересная работа, взаимная любовь, крепкая семья, дети, общественное признание, развлечения, большой круг друзей, материальное благополучие, престижное образование).

Второй раздел «Факторы и противоречия восприятия счастья саратовской молодежью» обращен к выявлению особенностей и противоречий молодежной интерпретации счастья и путей его достижения а также уточнению влияния тендерных, доходных, образовательных и семейных характеристик на фелицитарные представления и практики молодежи. Анализ публикаций, посвященных социологии молодежи, показал, что она является одной из самых развитых научных направлений и молодежь постоянно находится в центре внимания исследователей. Однако фелицитарные установки молодежи, проблемы и противоречия ее представлений о счастье еще не нашли должного социологического

12 Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 2: Вопросы практического применения теории // Психологические исследования: электрон, науч. журн. 20106. № 5(13). Электронный ресурс: http://psystudy.ru. (дата обращения: 21.04.2013); Гордеева Т.О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж. Рензулли к ин-

тегративной модели мотивации // Психологические исследования: электрон, науч. журн. 2011.№ 1(15). URL: http://psvstudv.ru. (дата обращения: 21.04.2013.)

13 Happy planet index URL: http://www.happyplanetindex.org/data/ (дата обращения: 16.12.2013)

14 Счастье - есть! Пресс-выпуск №2573. 30.04.2014 URL: http://wciom.rLi /index.php?id=459&uid= 114812. (дата обращения: 30.04.2014)

освещения. Именно поэтому на раскрытие молодежных особенностей восприятия счастья нацелен данный раздел работы.

Саратовская область является типичным регионом европейской части России по 26 показателям типологии Н. Зубаревич15. Область относится к срединным в экономическом отношении и освоенным регионам. Это дает основания полагать, что после сравнения результатов репрезентативного авторского опроса с опубликованными данными других исследователей и всероссийских опросов, сделанные выводы можно (с относительной осторожностью) экстраполировать на всю российскую молодежь.

Анализ результатов авторского социологического опроса показал, что для юношей понятие «счастье» больше ассоциируется с материальным благополучием, интересной работой, общественным признанием, развлечением, большим кругом друзей, престижным образованием. Для девушек важнее, чем для юношей крепкая семья, взаимная любовь, дети, здоровье. Это демонстрирует традиционные тендерные различия в ценностных ориентациях для достижения счастья, когда юноши ориентированы на внешние, средовые, статусно - демонстрационные и достижительные критерии счастья, что является залогом их успешности, социальной мобильности. Девушки больше ориентированы на внутрисетевое социальное взаимодействие, общение, благополучие своей семьи, близких, детей, что выступает залогом их социальной стабильности. Интересно, что счастье как удача не проявилась в общественном мнении саратовской молодежи

Большинство молодых людей испытывали состояние «счастья», однако это состояние длилось недолго (от 1 до нескольких дней). 53,6% саратовской молодежи на момент опроса считали себя счастливыми людьми. Ощущение молодежью счастья носит ситуативный характер и ассоциируется со значительным проявлением эмоции радости по поводу полного удовлетворения какой-либо потребности. Однако средний балл ощущения счастья составлял 2,87 балла. Это противоречие между субъективными оценками и объективированным уровнем счастья показывает пессимизм, амбивалентность молодежного восприятия счастья, которое они не считают полным.

Материальное благосостояние, семья и дети занимают ведущие позиции в рейтинге жизненных ценностей молодых людей. Поэтому основными способами достижения «счастья» в понимании молодых людей выступают прежде всего - друзья, любовь, материальное благосостояние, выгодное замужества, интересная работа. При этом по мере роста уровня образования, ценности, ассоциирующиеся у саратовской молодежи с понятием «счастье», имеют тенденцию к смещению от материальных - к семейным и духовным. Соответственно и спектр условий для достижения абсолютного счастья повышением уровня образования также смещается от

15 Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: Проблемы и тенденции переходного периода Изд. 2-е, стереотип./3-е ЛКИ2007 264 с.

денег, друзей и развлечений к детям, семье, здоровью, любви. Более важная для юношей ценность престижного образования меньше рассматривается ими как способ достижения счастья. Девушки, наоборот, меньше ориентированы на самоценность образования, но чаще рассматривают его как способ достижения счастья, видимо считая его качеством, необходимым для повышения своей конкурентно способности на трудовом или брачном рынке.

Исследование показало, что эмоции, связанные с состоянием счастья выполняют важные позитивные функции: мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную. Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции счастья участвуют в мотивации поведения человека, побуждают, направляют и регулируют его поведение, порой -неосознанно. Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции счастья, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о внутреннем состоянии человека. Более того, позитивные эмоции счастья способны, передаваться и «заражать» собой окружающих. Эмоции счастья играют важную сигнальную функцию, с их помощью устанавливается иерархия значимости различных факторов и условий удовлетворения потребностей человека. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей личности. У незначительной доли молодых людей, как показали авторские данные, эмоции счастья проявляются как астенические, когда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, успокоенностью и даже ленью. Однако у большинства молодежи фулицитарные эмоции проявляются как стенические, стимулирующие подвижность, увеличение энергии, бодрости, бурное напряжение сил, стремление говорить и действовать.

В современном массовом сознании, особенно - в ментальности молодежи, произошла переоценка ценностных компонентов, входящих в понятие «счастье». Если в советское время представление о личном счастье напрямую было связано с реализацией общественных идеалов служения обществу, то современный молодой человек склонен оценивать состояние счастья, опираясь на критерии ситуационного характера, когда счастье проявляется в высокой степени удовлетворенности личности, сообщества своей деятельностью, условиями, образом жизни.

Более важная для юношей (чем для девушек) ценность престижного образования меньше рассматривается ими как способ достижения счастья. Девушки, наоборот, меньше ориентированы на ценность образования, но чаще рассматривают его как способ достижения счастья, видимо считая его качеством, необходимым для повышения своей конкурентно способности на брачном рынке.

Для достижения «счастья» в понимании молодых людей должно быть, прежде всего, друзья, любовь, материальное благосостояние, выгодное замужества, интересная работа. Для женщин основными способами являются выгодная партия в замужестве и здоровье, а для мужчин работа и

предпринимательство. С повышением уровня образования отмечается смещение необходимых условий для достижения абсолютного счастья респондентами от денег, друзей и развлечений к детям, здоровью, любви.

Большинство молодых людей испытывали состояние «счастья», однако это состояние длилось недолго (от 1 до нескольких дней). Женатые и состоящие в гражданском браке саратовцы чаще испытывали состояние счастья, чем не женатые. Тем не менее, 53,6% саратовской молодежи считают себя счастливыми людьми. Однако средний балл ощущения счастья на момент проведения опроса (по пятибалльной шкапе) составляет 2,87 балла. Это противоречие между субъективными оценками и обективированным уровнем счастья показывает пессимизм, амбивалентность молодежного восприятия счастья, которое они не считают полным. Причем, чем старше саратовец, тем менее счастливым он себя ощущает. Среди юношей разрушение счастливого состояния чаще связывается с проблемами на работе, или в учебе (31%), плохими новостями(19%), отвлечениями на что-то другое, поломкой техники. Среди женщин это чаще происходит само собой, в связи с разлукой (22%), конфликтом 18%, или из-за проблем со здоровьем 14%

Больше всего молодые люди бояться потерять работу - 15,69% опрошенных. На втором месте страх бедности - 14,38% опрошенных. Стихийных бедствий боятся 13,07% респондентов. 10,46% боится остаться один/одна, 8,50 % - террактов; 7,84% - болезней; 7,19 % - смерти; 5,23% - что их никогда не поймут; 5,88% - старости. Это подтверждают и общероссийские данные, которые показывают, что бедность остается главным поводом для несчастья, однако в меньшей степени, чем раньше (15%). На втором месте - болезни, старость (10%). Также упоминаются такие факторы, как отсутствие хорошей работы (6%), одиночество (5%), плохие жилищные условия (4%), тревожная ситуация в стране, усталость, конфликты в семье, отсутствие возможностей создать семью (по 2%), множество проблем, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, рост цен (по 1%)16. Таким образом, под влиянием таких факторов, как пол, уровень образования, материальное положение и семейный статус в молодежной среде сформировалось многозначное восприятие счастья, отличающееся пассивным потребительским утилитаризмом, достаточно высоким уровнем пессимизма, противоречивости и тендерной стереотипности, что породило разнообразием моделей достижения счастья молодешью.

В заключении диссертационного исследования излагаются наиболее важные теоретические выводы и обобщения, формулируются основные итоги исследования, намечаются пути дальнейшей разработки проблемы, вырабатываются практические рекомендации по повышению уровня фелицитарности российской молодежи.

" Счастье - есть! Пресс-выпуск №2573. 30.04.2014 URL: http://wciom.ru /index.php?id=459&uid=l 14812. (дата обращения: 30.04.2014.)

В приложении представлен инструментарий исследования (анкета), таблицы и графики по теме исследования.

Основное содержание диссертационной работы нашло отражение в следующих публикациях автора:

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

1. Качур Н.В. Социологическая трактовка счастья саратовской молодежи в образовательном контексте / Н.В. Качур // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2014. Т. 14. Вып.1. С. 65-68 (0,37 п.л.)

2. Качур Н.В. Эволюция социологической интерпретации счастья / Н.В. Качур // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2013. Т. 13. Вып. 4. С. 44-48 (0, 5 п.л.)

3. Качур. Н.В. Молодёжное восприятие счастья (по результатам социологического опроса) / Н.В. Качур // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2013. Т. 13. Вып. 3. С. 55-57 (0, 25 п.л.)

Публикации в других изданиях

4. Качур Н.В.. Молодёжное восприятие счастья через призму материального благосостояния: тендерный срез / Н.В. Качур // Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества: Сб. науч. трудов / Под. ред. С.Г.Ивченкова. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2012. Вып. 19. С. 50-53 (0,18 п.л.)

5. Качур Н.В. Влияние уровня благостостояния на восприятие счастья в молодежной среде (на примере г. Саратова) / Н.В. Качур // Сборник тезисов VIII Международной научной конференции «Сорокинские чтения» К 10-летию Российской Социологической Ассоциации и 25-летию социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова «Социальное неравенство как глобальная проблема ». - Москва: Изд-во Макс Пресс, 2013. С.112-113 (0,06 п. л.)

6. Качур Н.В. Типология счастья молодёжи: социологическая интерпритация / Н.В. Качур // Российское общество в зеркале социологии: Сб. науч. трудов / Под. ред. С.Г.Ивченкова. - Саратов: Изд-во ООО издательский Центр «Наука»,. 2013. Вып. 13. С. 24-27 (0,18 п.л.)

7. Качур Н.В.. Счастье как социологическая категория/ Н.В. Качур // Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества: Сб. науч. трудов / Под. ред. С.Г.Ивченкова. -Саратов: Изд-во: ООО Издательский Центр «Наука»,, 2013. Вып. 20. С. 35-38 (0,18 п.л.)

8. Качур Н.В. Влияние материального положения молодёжи на ценности ассоциирующиеся с понятием «счастье» Н.В. Качур // Современное российское общество: традиции и инновации: Сб. науч. трудов / Под. ред. С.Г.Ивченкова. - Саратов: Изд-во: ООО Издательский Центр «Наука», 2013. Вып. 5. С. 30-33 (0,18 п.л.)

9. Качур Н.В.. Счастье саратовской молодёжи: ситуационные критерии оценочных позиций / Н.В. Качур // Материалы научно-практической конференции Дыльновские чтения «Повседневная жизнь россиян: социологический дизайн» г. Саратов 12 февраля 2014 г. - Саратов: Изд-во: ООО Издательский Центр «Наука», 2014. С.276-279 ( 0,18 п.л.)

10. Качур Н.В. Фелицитарные эмоции молодежи: социологический ракурс / Н.В. Качур // Межвузовский сборник научных трудов студентов «Регион глазами студентов»/ Под. ред. профессора Н.В. Шахматовой, профессора И.А.Бегининой - Саратов: Изд-во: ООО Издательский Центр «Наука», 2014. С.73 -75 (0,18 п.л.)

Качур Наталья Викторовна

Фелицитарность современной молодежи: социологический ракурс измерения

Автореферат

Ответственный за выпуск - кандидат социологических наук, доцент

Подписано к печати . .2014 Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Объем 1,5 п.л. Усл. печ. л.~1„,5

Тираж 100. Заказ № Отпечатано в типографии СГУ Г. Саратов, ул Б. Казачья, 112 а Тел.:(8452)27-33-85

 

Текст диссертации на тему "Фелицитарность современной молодежи: социологический ракурс измерения"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Саратовский государственный университет имени Н.Г.

Чернышевского»

04201460857 На правах рукописи

Качур Наталья Викторовна

ФЕЛИЦИТАРНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ РАКУРС ИЗМЕРЕНИЯ

Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Специальность 22.00.01 - Теория, методология и история социологии

Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор

Ивченков Сергей Григорьевич

Саратов 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................................................................................................................3

РАЗДЕЛ 1. СЧАСТЬЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ................................................................................................................................................................................17

РАЗДЕЛ 2. ФАКТОРЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

ФЕЛИЦИТАРНОСТИ МОЛОДЕЖИ..............................................................................................................64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................................................................................................113

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................................................................................................118

ПРИЛОЖЕНИЕ..........................................................................................................................................................................................130

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования в том, что проблема счастья является, по сути, вечной. Чем выше ступень развития человеческой культуры, тем большее значение придается фелицитарности, состоянию счастья (от фелицита - счастье). Особую актуальность данная проблематика приобретает в переломные периоды социальных кризисов, реформ социума. Сегодня в условиях кардинальных изменений российского общества время интерес к проблеме счастья в России возрастает, так как многих волнует проблема выбора личностью своих социальных ориентиров. Тем более что именно счастье, его адекватное понимание задает оптимальный вектор всей жизнедеятельности личности, социальных групп, общества.

В современном массовом сознании, несомненно, произошла переоценка тех ценностных компонентов, которые ранее входили в понятие «счастье». Если в советское время представление о личном счастье напрямую было связано с реализацией общественных идеалов служения обществу, то современный человек склонен оценивать состояние счастья, опираясь на критерии экономического характера. В современном сознании прочно утвердилась мысль, что счастье в какой-то степени является товаром и имеет свою стоимость.

В настоящее время становится очень важно субъективное состояние человека для осознания им своей роли в обществе. Только счастливый человек может быть здоровым и полезным обществу. Как бы ни были высоки профессиональные качества специалиста, востребованными они являются в течение определенных часов рабочего времени. В остальное время он - просто человек, с его заботами, мечтами, радостями, неприятностями. Более того, в современных процессах социального взаимодействия растет значимость эмоций счастья, так как это напрямую сказывается на межличностных отношениях и эффективности деятельности любого коллектива, на степени продуктивности коммуникации каждого

человека. Пока огромный потенциал улучшения качества жизни на базе фелицитарного воздействия на эмоциональное состояние и поведение различных социальных категорий населения и отдельных индивидов реализуется недостаточно. Между тем, современные условия труда и практики управления ужесточают требования к тому, чтобы руководители лучше умели использовать эмоциональные реакции работников для повышения качества общения, поддержания обстановки взаимного уважения и доброжелательности, сохранения человеческого достоинства, уверенности в своих действиях, ощущения удовлетворенности, счастья, нейтрализующих отрицательные эмоции1.

Социологический анализ представлений о счастье у современных россиян предполагает учет их социальных, возрастных и тендерных различий. Наиболее интересной социальной группой для выявления представлений о счастье как ценности является молодежь. Это объясняется эмоциональной окрашенностью ее мировоззрения, оптимизмом, направленностью в будущее. Счастье всегда строится по специальному проекту. Тут деталей во много раз больше и требования к качеству куда выше. И юношеская ошибка, упущенные возможности здесь могут дорого обойтись. Вступая во взрослую жизнь, молодые люди должны уметь строить отношения с окружающими: домочадцами, друзьями, коллегами. Именно они становятся носителями основных терминальных ценностей, таких как, взаимная любовь, интересная работа, семья, дети, материальный достаток -то, что в обыденном сознании именуется счастьем.

Степень научной разработанности проблемы. Достижение счастья всегда волновало умы человечества. В силу емкости и многоаспектности, этой проблеме уделяли и уделяют внимание все социогуманитарные науки -религия, философия, этика, социальная психология, филология, педагогика,

1 Горбунова М. Ю., Фиглин Л. А. Эмоции как объект социологических исследований: библиографический анализ / М. Ю. Горбунова, Л. А. Фиглин //Социологические исследования. 2010. № 6. С. 13-22

социальная работа, социальная антропология и многие другие дисциплины. В их трактовках счастье увязывается со смыслом и целью жизни1. Рассмотрение счастья как состояния личности традиционно рассматривались в социально-психологических работах В. Зацепина, М.Каретко2.

Социологический взгляд на счастье развивался изначально в теориях инстинктивизма субъективного направления позитивизма (В. Вундт, Г.Лебон, У. Мак-Дугалл, П. Лавров, Н. Михайловский, Г. Спенсер3), а затем -в рамках формирования социологии эмоций4. Данная отрасль социологии опирается на классические работы социологов первой половины XX века (М.Вебера, Э.Дюркгейма, Г. Зиммеля, Т. Парсонса, П. Сорокина, Ф. Тенниса5), которые в ходе анализа социальных отношений фиксировали и

1 Бажин В.Н. Этический аспект категории счастья в домарксистской философии. /

B.Н.Бажин М., 1969; Гойко А.Д. О сущности и нравственной правомерности счастья /А.Д.Гойко// Проблема категорий марксистско-ленинской этики. Новосибирск, 1969; Джумбаев Ю. Проблема-счастья в марксистско-ленинской этике / Ю. Джумбаев Автореф. дис. .канд. филос. наук. Ташкент, 1964; Лаптенок С.Д. Счастье как этическая категория /С.Д. Лаптенок // Проблемы категорий марксистско-ленинской этики.-Новосибирск, 1969; Ландесман П.А. Счастье моего современника. / П.А. Ландесман. М., 1965; Свенцицкая И.

C. Счастье и горе у древних греков /И. С. Свенцицкая // Казус 2002.

2 Зацепин В.И. Счастье как проблема социальной психологии. /В.И. Зацепин Львов. 1981; Каретко М.А. О счастье. / М.А. Каретко // Вопросы психологии. 1992. № 1-2. Майерс Д. Социальная психология. /Д. Майерс /Пер с англ. СПб.: Питер, 1997. С. 315—339.

3 Вундт В. Проблемы психологии народов / В. Вундт //Тексты по истории социологии ХГХ-ХХ веков: Хрестоматия. М.: Наука, 1994. С. 75-90. Лавров П.Л. Философия и социология. /П.Л.Лавров. Избранные произведения в двух томах. Т.2 М., 1965; Лебон Г. Психология народов и масс. /Г. Лебон СПб., 1995; Мак-Дугалл У. Различение эмоции и чувства ГУ. Мак-Дугалл // Психология эмоций. Тексты/ Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 288 с. С. 146-163; Михайловский Н. К. Что такое счастье? /Н. К. Михайловский //Отечественные записки. 1872, № 3; Спенсер Г. Социология как предмет изучения. /Г.Спенсер. М., 1996; Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое /Г.Спенсер. (Education: Intellectual, Moral, Physical, 1861) URL: http://minervium.com/pedagogy/Spenser-Vospitanie-umstvennoe-nravstvennoe-i-fizicheskoe. html Дата обращения 12.11.13; Спенсер Г. Ассоциативная психология // Г. Спенсер. Основания психологии; Циген Т. Физиологическая психология. /Т. Циген.— М.: ООО "Издательство ACT-ЛТД", 1998. — С. 560. См также: Социология. Хрестоматия для вузов. М. 2002.

4 Деева М. От индивидуального к разделяемому аффекту: постдюркгеймианская традиция в социологии эмоций /М.Деева //Социологическое обозрение. Т. 9. № 2. 2010. 134-154.

3 Вебер М. Избранные произведения. / М.Вебер - М.: Прогресс, 1990; Вебер М. Основные социологические понятия/ М.Вебер //Западно-европейкая социология XIX века. Тексты.-М., 1996; Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. /Э.Дюркгейм. - М.: Мысль, 1994; Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение. /Э.Дюркгейм. - М.:

рассматривали разнообразные, в том числе и фелицитарные, эмоции. В них затрагивались проблемы влияния эмоционального состояния личности, социальной группы, толпы, значительной общности на характер социальных процессов в социуме, ценностно - нормативные и объективные факторы и характеристики аффективных состояний человека, их место в процессе формирования сплоченности, солидарности социума. Сегодня западные исследователи (М. Аргайл, И. Бонивелл, Э. Диннер1) активно занимаются изучением эмоционального состояния человека в целом и проблемами счастья как цели, высшего блага, как возможного и достижимого состояния человеческого существования - в частности. В последнее время изучением счастья с позиций неопозитивизма занимаются И. Бонивелл, М. Селигман, В.Татаркевич .

В рамках российской социологии личности рассматривалась роль ценностей, стереотипов, установок на характер взаимодействия человека с

Канон, 1995; Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. /Г. Зиммель М.: Юрист, 1996; Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и взаимоотношения / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль: Тексты - М., 1996; Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем /Т.Парсонс // Структурно-функциональный анализ в современной социологии. Информационный бюллетень ССА. Серия: переводы и рефераты. - 1968 - Вып.1. - №6; Парсонс Т. О структуре социального действия. / Т. Парсонс - М.: Академический проект, 2000. - 680 е.; Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. / П. А.Сорокин. - М., 1992; Сорокин П.А. Социологический прогресс и принцип счастья / П. А.Сорокин // СОЦИС. 1988. № 4. С. 103-109; Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии /Ф.Теннис / Пер. с нем. Д. В. Скляднева - С.Пб: Владимир Даль - 2002- 451 с.

1 Аргайл М. Психология счастья. / М. Аргайл Спб., 2003; Бреслав Г.М. Психология эмоций /Г.М. Бреслав. - 2004; Бозрикова J1.B., Семенов A.A. «Аттитюды» и поведение. Реферативный обзор (по материалам американской литературы) / Л.В. Бозрикова, A.A. Семенов //Общественные науки за рубежом. Философия и социология. М., 1973; Бонивелл И. Ключ к благополучию. / И. Бонивелл Спб., 2009; Диннер Э. Поговорим и счастье. /Э.Диннер М., 2003; Левицка М. Жизненная направленность человека как индикатор жизненного пессимизма /М. Левицка // РЖ. Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. 1995. №3; Шихирев П.Н. Исследования социальной установки в США /П.Н. Шихирев //Вопросы философии. 1973. № 2.

2 Бонивелл И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология. / И. Бонивелл. М.: Время, 2009; Селигман М. Подлинное счастье / М. Селигман - М., 2002; Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / М. Селигман - М.: София, 2006; Татаркевич В. О. О счастье и совершенстве человека. /В.О. Татаркевич М. 1981.

социальной средой как факторы его счастья1. В советский период времени счастье изучалось преимущественно с точки зрения блага для общества2. Позже получили распространение исследования личностного счастья3. При этом особое внимание уделялось корреляции счастья с различными параметрами, такими как удовлетворенность жизнью, культурные особенности. Немировский4, например, полагал, что главным условием обретения человеческого счастья является наличие цели в жизни человека. Проблемы соотношения счастья со страданием, одиночеством, страхом рассматривались такими исследователями как P.M. Айдинян, М.Б.Беркинблит, Е.П. Ильин, А.В.Петровский5. Счастье как цель, как высшее благо, как возможное и достижимое состояние человеческого существования

1 Бассин Ф.В. К проблеме осознаваемости психологических установок / Ф.В. Бассин //Психологические исследования, посвященные 85-летию со дня рождения Д.Н. Узнадзе. Тбилиси, 1973. С. 50; Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология / Л.Я. Гозман, Е.Б.Шестопал. - Ростов-на-Дону: Феникс. 1996.

2 Бажин В.Н. Этический аспект категории счастья в домарксистской философии / В.Н. Бажин,- М., 1969; С. 50; Бойко В.В. Счастье, семья, дети / В.В.Бойко. - М., 1980; Гойко

A.Д. О сущности и нравственной правомерности счастья /А.Д. Гойко // Проблема категорий марксистско-ленинской этики. Новосибирск, 1969; Гришанов JI.K. О счастье подлинном и мнимом /Л.К. Гришанов. - Кишинев, 1986. 186с; Джумбаев Ю. Проблема счастья в марксистско-ленинской этике / Ю. Джумбаев,- Автореф. дис. .канд. филос. наук. Ташкент, 1964; Дубко Е.Л. Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье /ЕЛ. Дубко,

B.А.Титов. - М.: изд-во МГУ, 1989; Муздыбаев К. Удовлетворенность жизнью, ощущение счастья, переживание смысла собственного бытия (из опыта эмпирических исследований) /К. Муздыбаев // Рабочий класс в СССР на рубеже 80-х гг.). М., 1981; Новиков М.И. О счастье / М.И. Новиков. - М.: Наука, 1965; Петров Ю.П. Социалистический образ жизни и понимание счастья /Ю.П. Петров // Социальная политика КПСС и развитие социалистического образа жизни в условиях крупного промышленного города. Нижний Тагил, 1977; Сидоров Т.П. Природа счастья / Т.П. Сидоров. - М., 1971.

3 Парадиз Е.А. Поиск смысла жизни и проблема гиперрефлексии сознания /Е.А. Парадиз // Философия, творчество, культура. - Саратов, 1994; Попов Б.Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни / Б.Н. Попов. - М., 1986.

4 Немировский В.Г. Смысл жизни: проблемы и поиски / В.Г. Немировский. - Киев, 1990; Немировский В.Г. Современная социология и российские культурные традиции//СОЦИС.-1994.-№ 3. С. 23-28; Немировский В.Г. Социология личности: теория и опыт исследования / В.Г. Немировский. - Красноярск, 1989.-196 с.

э Айдинян P.M. Трактат о счастье /P.M. Айдинян. - СПб., 2008; Беркинблит М. Б., Петровский А. В. Фантазия и реальность. /М.Б. Беркинблит, A.B. Петровский. - М., 1996; Ильин Е.П. Эмоции и чувства. /Е.П. Ильин СПб. 2002.

раскрывали M.B. Бахтин, O.E. Кошелева1. Г.В. Акопов, И.В. Сидоренко, В.Тихоплав, Т.Тихоплав, С.М. Толстая, М.Н Чепурных2 увязывали понятие счастья с культурой социума. Тем не менее следует констатировать мозаичный и фрагментарный характер публикаций по данной проблеме. Актуальность при дефиците социологических публикаций о счастье объясняет выбор темы, формулировку объекта, предмета, постановку цели и задач работы.

Объект исследования - фелицитарность как социальный феномен в современных российских условиях.

Предмет исследования - представления молодых россиян о счастье, факторы и пути его достижения.

Цель диссертационного исследования - выявить социальные детерминанты и модели фелицитарных представлений молодежи, основных способов достижения счастья. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. выявить основные тенденции изменения социальных представлений о счастье;

2. определить специфику социологического подхода к изучению счастья как социального феномена;

1 См. Бахтин М.В. . Вечные ориентиры счастья. /М.В. Бахтин //Полное собрание сочинений. Том 1. М., 2001—2003; Кошелева O.E. Ракурсы счастья в России /O.E.Кошелева // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. 2002. № 4.

2 Акопов Г.В. Сознание и воля в исканиях счастья / Г.В. Акопов // Российское сознание: психология, феноменология, культура. Самара, 1995; Башин Ю.Б. Пять ступенек до счастья / Башин Ю.Б. // Свет. 2002. №3. С. 21-22; Дубко E.JI., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье / E.JI. Дубко, В.А. Титов. - М.: изд-во МГУ. 1989; Иванов С. Как стать счастливым /С.Иванов// Наука и религия. 1995 №10 С. 24-25; Сидоренко И.В. Антропология счастья /И.В.Сидоренко. - М.: МАКС Пресс. 2006. С. 15-21; Тихоплав Т.С. Тихоплав В.Ю. Физика веры. Т.С. Тихоплав, В.Ю. Тихоплав СПб.: ИГ «Весь», 2005; Толстая С.М. Глаголы судьбы и их корреляты в языке культуры. Понятие судьбы в контексте разных культур / С.М. Толстая. - М.: Наука, 1994. С. 143-147; Чепурных М.Н. Социолингвистические концепции понимания категории счастья /М.Н. Чепурных // Наша социология: Исследовательские практики и перспективы: Сб.статей / РГГУ. Социологический факультет. Центр социологических исследований. - М.:РГГУ, 2013. -С.281-285.

3. охарактеризовать особенности и противоречия молодежной интерпретации счастья и путей его достижения;

4. разработать типологию молодежного восприятия счастья;

5. уточнить влияние тендерных, доходных, образовательных и семейных характеристик на фелицитарные представления молодежи. Научная новизна диссертационного исследования определяется тем,

что

1. с авторских позиций прослежены основные тенденции изменения

социальных представлений о счастье;

2. определена специфика социологического подхода в изучению счастья и

предложена авторская интерпретация фелицитарности;

3. в научный дискурс введены новые эмпирические данные, характеризующие особенности молодежной трактовки счастья, выявлены противоречия фелицитарных представ�