автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Феминистское движение в России во второй половине XIX - начале XX вв.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Куприна, Ирина Викторовна
Введение
Глава I ФЕМИНИСТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ НА ЗАПАДЕ И В РОССИИ
1. Формирование феминистской идеологии на Западе
2. Причины распространения феминизма в России
3. Русские публицисты о женской эмансипации
Глава II ФЕМИНИЗМ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX -НАЧАЛЕ XX ВВ.
1. Борьба феминисток за социально-экономические права женщин
2. Борьба феминисток за политические права женщин
3. Отношение к феминизму других политических движений России в начале XX в.
Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Куприна, Ирина Викторовна
Актуальность темы. История борьбы женщин за свои права, история феминизма, является неотъемлемой частью социальной истории человечества. В последние десятилетия феминистское движение стало предметом общественных дискуссий и научных исследований. Многие идеи, раньше считавшиеся чисто феминистскими, теперь стали обыденными. Хотя, конечно, предрассудки и идеология, недооценивающая и принижающая женщин в сравнении с мужчинами, все еще сильна и представляет одну из проблем в современном обществе. Сегодня феминистами являются миллионы женщин и значительное число мужчин самого разного социального положения, национальности, вероисповедания. Феминисткой может считать себя и женщина - вице-президент какой-нибудь акционерной компании и домохозяйка, поскольку обе они, в принципе, поддерживают идеи о равенстве прав и необходимости создания равных для женщин и мужчин возможностей для реализации себя в различных сферах жизни, а уж индивидуальный выбор пути и знаний - дело сугубо личное.
Феминистское мировоззрение является сегодня для большинства жителей разных стран необходимым компонентом демократического мировоззрения. Достаточно сказать, что Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации женщин подписана многими членами ООН, ее идеями руководствуется ЮНЕСКО в своей деятельности. Государства -участники Конвенции ". убеждены в том, что полное развитие страны, благосостояние всего мира и дело мира требует максимального участия женщин наравне с мужчинами во всех областях"1 и обязуются принять
1 Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщи.// Вестник МИД СССР. М., 1989. №16. С.50. все соответствующие меры, чтобы ". изменить социальные и культурные модели поведения мужчины и женщины с целью достижения искоренения предрассудков и устранения обычаев и всей прочей практики, которая основана на идее неполноценности и превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчины и женщины."1 На Западе феминизм уже перестает быть интеллектуальной модой и становится фактором массового сознания. В России же ситуация несколько иная. Оценка на протяжении длительного времени женского вопроса, как вопроса решенного, сформировала в общественном сознании неадекватный стереотип, что русские женщины являются даже чересчур феминизированными. Однако, это лишь иллюзия. Несмотря на то, что в Советский период женщины в России формально обладали множеством прав, фактически очень часто эти права не соблюдались. Например, их почти не было в институтах управления, имевших реальную власть. В руководящие органы Компартии женщины практически не допускались. В условиях двойной занятости (на работе и дома) женщинам было не до общественной деятельности и их политическая активность была крайне низкой. К тому же тоталитарное государство строго регламентировало все проявления общественной активности. Слово "феминизм" было почти запретным и если употреблялось, то обязательно с какими-нибудь уничижительными определениями, типа "буржуазный феминизм". Большинству рядовых женщин это слово вообще не было знакомо. Переход к рыночной экономике и правовому государству предоставил людям множество новых возможностей. Однако, до сих пор женщины зачастую исключаются из участия в разработке нового законодательства, в котором непосредственно должны были бы отразиться их интересы.
1 Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. // Вестник МИД СССР. М., 1989. № 16. С.50.
На современном этапе проблема дискриминации женщин в нашей стране по-прежнему остается актуальной. В сфере занятости основным стандартом работника остается мужчина. К женщине, в силу выполнения ею материнских обязанностей, всегда требовался особый подход. Законодательством предусмотрены различные меры, защищающие права женщин, однако на практике они не соблюдаются. Пособия на детей крайне низкое, охрана здоровья матери и ребенка практически отсутствует. В связи с переходом предприятий на самофинансирование женщины - первые кандидаты на увольнение. По числу безработных в стране две трети составляют женщины. Их заработная плата значительно ниже чем у мужчин.1 Очевидно, что без активного участия женщин в общественно-политической жизни страны, ситуация не изменится. До тех пор, пока женщины не будут принимать участия в законотворческой деятельности, в государственном управлении, женский вопрос так и не будет решен. А это требует теоретического переосмысления характера отношения женщины и общества, выработки новой современной концепции феминистского движения и формирование феминистских организаций. В этой связи было бы весьма полезно обратиться к истории
Определение понятий. Приступая к анализу историографии темы, целесообразно ответить на вопрос, что мы вкладываем в понятие "феминистское движение"?
В широком смысле слова феминизм это и мировоззрение, и социальное движение, и альтернативная теория культуры, где главными приоритетами являются права и свободы личности, независимо от половой принадлежности. Как считает американская исследовательница Л.Татл, издавшая "Энциклопедию феминизма": ". как социальное движение и идеология он состоит из столь многих
1 Женщины России вчера, сегодня, завтра. М., 1994. С.41. аспектов и мнений, что простое определение, которое бы устроило каждого, кто считает себя феминистом, очень трудно сформулировать."1 Сама она предлагает в самом общем виде такое определение: ". феминист - это человек, который не имеет предубеждений против других людей из-за их пола и своими действиями способствует политическому и экономическому, духовному и сексуальному равноправию женщин."2 Действительно, множество реальных и болезненных проблем, стоящих сегодня перед женщинами требуют комплексного подхода к их осмыслению и решению. Отсюда и такое многообразие направлений деятельности современного феминистского движения.
Однако, в исторической науке принято более конкретно трактовать данное понятие. Под феминистским движением понимается социальное движение за уравнение женщин в правах с мужчинами.3 В своем исследовании мы будем придерживаться именно такого определения.
Необходимо также отметить, что в отечественной литературе часто смешивают понятия феминистского и женского движения. В этой связи уместно определиться с терминами. Женское движение - это совокупность многих женских организаций, групп и объединений с фиксированным и не фиксированным членством, которые активно действуют в обществе с целью удовлетворения какого-либо материального, политического, духовного или иного интереса.4 Понятие "женское движение" охватывает все многообразие объединений женщин, базирующихся на профессиональных, научных, творческих, социальных, религиозных и других интересах. "Феминистское движение"
1 Феминизм: перспективы социального знания. М.,1992. С.8.
2 Там же С.8.
3 См.: Словарь терминов к спецкурсу Социальная феминология. //Женщина в российском обществе. 1997. №1. С.35.
4 См.: Там же. более узкое понятие и подразумевает борьбу за совершенно конкретные гражданские, политические и экономические права.
В западной литературе еще принято использовать понятие "старый феминизм", дабы не смешивать его с сегодняшним этапом развития женского освободительного движения.1 Хронологические рамки старого феминизма определяются второй четвертью XIX - началом XX веков ( до Второй мировой войны). Его представительницы на Западе - это женщины из среднего класса, в России - из дворянской и разночинской среды. Женщины низших слоев общества более симпатизировали революционному крылу женского движения. Программа старого феминизма включала требования предоставить женщинам право на образование, профессиональный труд, занятие государственных должностей, право самостоятельно заниматься торговлей и предпринимательством, политическое равноправие для женщин.
В диссертации будет также встречаться понятие "эмансипация"- это освобождение женщин от какой-либо дискриминации, опеки, угнетения и уравнение их в правах с мужчинами.2
Степень научной разработанности темы. В основу историографического анализа автором положен хронологический метод. Это позволяет очертить круг проблем над которыми работали ученые в различные исторические периоды. В историко-социологическом изучении феминистского движения в период 1850 - 1917 годов можно выделить два аспекта: 1) положение женщин в семье и обществе, их социальный статус, причины неравенства мужчин и женщин; 2) женское движение и феминизм, как одна из его составляющих (история развития, формы и методы деятельности женских союзов, их цели и задачи). Эти направления были взаимо связаны и потому, при
1 См.: Феминизм: проза, мемуары, письма. М., 1992. С.6.
2 См.: Словарь терминов к спецкурсу Социальная феминология.// Женщина в российском обществе. 1997. №1.С35. исследовании проблем женского и феминистского движения, тематика и научная направленность трудов отличались многообразием.
Появление женского вопроса и первые попытки найти его решение относятся к середине XIX века. Это время сопровождается либерализацией общественной жизни России. В кругах передовой дворянской интеллигенции начинают обсуждаться проблемы женской эмансипации. Становится актуальным изучение "женской истории", особенно социально-правового и семейного статуса женщин. Так, С.М.Соловьев в своем главном труде "История России с древнейших времен" приводит интересные сведения об участии женщин привилегированного сословия в общественно-политической жизни княжеств и земель в эпоху средневековья. Последующее закрепощение женщин в семье, удаление их из общества, он объяснял стремлением князей сохранить нравственную чистоту своих жен и родственниц в условиях ожесточенной междоусобной войны. Причем, Соловьев подчеркивает, что затворничество женщин ". бывшее следствием огрубления нравов, само в свою очередь производит еще большее огрубление."1
Помимо научных исследований появлялись и издания популярного характера - беллетризированные женские биографии. Трехтомник "Русские исторические женщины" Д.Мордовцева и "Русская женщина XVIII столетия" В Михневича неоднократно переиздавались, потому что были написаны "непременными защитниками " прекрасного пола, сторонниками предоставления ему равных прав на образование и участие в политике.2
В 60 - 70 годы стали появляться научные публикации, авторы которых анализировали место женского вопроса в системе
1 Соловьев С.М. Сочинения: в 18 Кн. М., 1988. Кн. 2. Т. 3/4 . С. 601.
2 Мордовцев Д.В. Русские исторические женщины: Популярные рассказы из русской истории СПб. 1874 . Т. 1-3; Михневич В.О. Русская женщина XVIII столетия : Исторические этюды. Киев. Харьков, 1895. современных им юридических знаний, в публицистике и вообще в умонастроениях современников. Это, прежде всего, работы Н.В.Рейнгарда "О личных и имущественных правах женщин по русскому закону", Н.Соколовского "Современный быт русской женщины и судебная реформа" и ряд других.1 Некоторые журналисты (в частности A.B. Амфитеатров, Г.Е.Благосветов, Н.В.Щелгунов, П.Н.Сущинский) в своих статьях делали попытки обобщения итогов развития женского движения, борьбы россиянок за доступ к высшему образованию.2
Богатейшие исторические и познавательные сведения содержатся в книге В.В.Стасова "Надежда Васильевна Стасова, Воспоминания и очерки ", где наряду с воспоминаниями о деятельности своей сестры, признанного лидера женского движения 60 - 80 годов, автор отводит значительное место историческому анализу становления и развития первых женских организаций, их борьбе за общее и высшее женское образование.3 Стасов попытался обозначить основные вехи на пути формирования самосознания российских женщин. По его мнению такими этапными событиями стали движения жен декабристов в 20 годах, благотворительная деятельность женщин в 40 - 50 годах, участие сестер милосердия в русско-турецкой войне, создание женских обществ взаимопомощи в 60 - 70 годы XIX века.4
В начале XX века отечественная историография женского движения обогатилась целым рядом трудов, характеризующих положение женщин в обществе и становление женского движения. Научным разработкам женского вопроса, обоснованию необходимости создания женских
1 Рейнгард Н.В. О личных и имущественных правах женщин по русскому закону. Казань., 1885. : Соколовский H. Современный быт русской женщины и судебная реформа //Женский вестник. 1867. № 9.; Котляревский Н. Очерки из истории общественного настроения 60-х годов: Женский вопрос в его первой постановке // Вестник Европы. 1914. № 2.
2 Амфитеатров A.B. Женщины в общественных движениях России. СПб., 1907. Благосветов Г.Е. Для чего нам нужны женщины. СПб., 1869.; Он же. Женский труд и вознаграждение за него // Сочинения. СПб., 1882. С. 73-114; Щелгунов Н.В. Вологодские кружевницы. / Сочинения. СПб.,1882 .; Сущинский П.Н. Женщина-врач в России. : Очерк десятилетия Женских врачебных курсов, 1872-1882 гг. СПб., 1883.
3 Стасов В.В. Надежда Васильевна Стасова: Воспоминания и очерки. СПб., 1899.
4 Там же. организаций были посвящены книги В.М.Хвостова "Женщины и человеческое достоинство", "Женщина накануне новой эпохи" и другие.1 В трудах В.М.Хвостова содержится подробный анализ статей законов, касающихся положения женщин, высказываются идеи о необходимости демократизации политического порядка, как условии раскрепощения личности. Представитель либеральной интеллигенции В.М.Хвостов считал, что изменить статус женщины можно лишь с реформированием государственного строя. В качестве основных задач женского движения он определял: борьбу за политические права, доступ к образованию и профессиональному труду, признание материнства общественно значимой функцией.
Другой обобщающей работой по истории женского движения стала книга председательницы Российской лиги равноправия женщин А.Н.Шабановой "Очерк женского движения в России"2. В ней не просто отражена история возникновения и основные этапы женского движения, но и сделана попытка сформулировать стратегические цели, тактику, формы борьбы женских организаций за свои права. Разделяя в общем взгляды Хвостова, Шабанова пошла дальше, выделив в качестве важнейших задач улучшение экономического положения трудящихся женщин, равную с мужчинами оплату труда, самоорганизацию женщин в общества и союзы.
Среди трудов, посвященных истории женского движения следует выделить "Женское движение в России и за границей" М.В.Кечержи-Шаповалова, в котором содержится интересный сравнительный материал о формах и направлении деятельности женских обществ в России и странах западной Европы и США. В нем целая глава
1 Хвостов В.М. Женщины и человеческое достоинство: Исторические судьбы женщины. Природа женщины. Женский вопрос. М., 1914.; Он же. Женщина накануне новой эпохи: Два этюда по женскому вопросу. М., 1905.; Он же. Психология женщин; О равноправии женщин. М., 1911.
2 Шабанова А.Н. Очек женского движения в России. СПб., 1912. посвящена организации самопомощи, как самостоятельному направлению в работе женских организаций.1
Интересна также работа Е.Н.Щепкиной "Из истории женской личности в России". В ней она попыталась дать обобщенную картину исторического пути русской женщины с древнейшего периода до начала XX века.2
В начале XX века помимо работ феминистской направленности выходят и труды сторонников революционной концепции решения женского вопроса. Это, прежде всего, опубликованные и неопубликованные статьи А.М.Коллонтай "Женское движение в России", "Социальные основы женского вопроса", а также работы И.Ф.Арманд "Советская власть и движение работниц", где с классовых позиций анализировалось участие трудящихся женщин в борьбе за свои права, обосновывалась необходимость идейного и организационного размежевания феминисток и пролетарского женского движения.3
В целом следует отметить, что в научных трудах второй половины XIX начала XX веков ученые и общественные деятели большое внимание уделяли теоретическому осмыслению текущих исторических событий, обоснованию равноценности личности мужчины и женщины и характеристике сложившегося положения женщин в обществе. Что же касается самого женского движения, то многие авторы ограничились констатацией исторических фактов не давая их теоретического обоснования. Недостаточно глубоко исследовались единые платформы и социальная база различных направлений женского движения. Практически не было работ, посвященных роли феминисток в осуществлении государственной политики, в демократических преобразованиях общества. Тем не менее, мы можем сказать, что
1 Кечержи-Шаповалов М.В. Женское движение в России и за границей. СПб., 1902.
2 Щепкина E.H. Из истории женской личности в России: Лекции и статьи. СПб., 1914.
3 Коллонтай A.M. Женское движение в России. РЦХИДНИ. Ф. 134. Оп. 1 Д. 121; Она же. Социальные основы женского вопроса. СПб. 1909; Арманд И.Ф. Советская власть и движение работниц. РЦХИДНИ. Ф. 1270. Оп. 1. Д. 29. ученые и общественные деятели периода второй половины XIX начала XX века внесли большой вклад в изучение женского вопроса и женского движения в России.
Пришедшие к власти в октябре 1917 года большевики "отменили" деятельность феминистских организаций как "буржуазных". Негласно было объявлено, что научный интерес представляет лишь вопрос об участии женщин в истории большевистской партии и рабочего движения. Женщины не представляли собой класса; следовательно, их статус и устремления как социальной группы, объединенной внеклассовыми интересами, казались вымыслом, фикцией. Возможность фундаментальных исследовательских работ по истории женщин, освещающих социально-экономические, историко-правовые, идеологические и другие ее стороны, надолго была исключена. Основное внимание было обращено к истории "раскрепощения" женщин в годы Советской власти. Настойчиво противопоставлялось "ужасное прошлое" русских женщин и их "прекрасное настоящее". Тем не менее, только в 60 - 70 гг. начинают появляться исследования, посвященные женской эмансипации в дореволюционный период. В различных научных сборниках и журналах появились статьи, касающиеся тем женской эмансипации во второй половине XIX века, борьбы за равенство политических прав женщин, их прав на образование. Выходят в печати беллитризованные биографии первых русских деятельниц науки (врача В.А.Кашеваровой-Рудневой, химика Ю.В.Лермонтовой и других)1. История женского образования в России в середине XIX века, в том числе первых высших женских курсов -Бестужевских, нашла отражение в монографии Э.П.Федосовой "Бестужевские курсы - первый женский университет в России".2 В ней содержится богатый фактологический материал, анализируется тактика
1 Дионесов С.М. В.А.Кашеварова-Руднева. Первая русская женщина - доктор медицины. М., 1965; Мусабеков Ю.С. Ю.В. Лермонтова. М., 1967.
2 Федосова Э.П. Бестужевские курсы - первый женский университет в России (1878 - 1918). М., 1980. взаимодействия женских обществ с правительственными учреждениями, органами самоуправления, демократически настроенной профессурой.
Значительную лепту в разработку историографии женского движения в России внесло исследование Г.А.Тишкина "Женский вопрос в России: 50 - 60 годы XIX века", в котором дана обобщающая характеристика обстановки общественного подъема, сложившегося после отмены крепостного права, особенности духовной жизни общества, правового статуса женьцины XIX века.1 Ученый показывает исторические условия возникновения первых женских организаций. Анализируя их деятельность, он делает спорный , на наш взгляд, вывод, что феминизм не нашел широкого распространения в России, так как участницы женского движения "не противопоставляли себя мужчине", и большая часть представительниц движения относилась к революционному его крылу.
Довольно широко освещена история женского движения второй половины XIX века в книге Э.А.Павлюченко "Женщины в русском освободительном движении: от Марии Волконской до Веры Фигнер".2 В монографии отражен процесс становления женских организаций, в частности феминистского направления (кружка М.В.Трубниковой, Женского взаимноблаготворительного общества).
Деятельность женских организаций феминистского направления, действовавших в начале XX века, рассматривается в диссертации З.В.Гришиной "Женские организации России (1905 г.- февраль- март 1917 г." Предметом научного анализа автора стали два ведущих женских союза - Союза равноправия женщин и Всероссийской лиги равноправия женщин, а также Женской прогрессивной партии. Однако, учитывая общий подход к данной теме в социалистической идеологии,
Тишкин Г.А. Женский вопрос в России : 50-60 годы XIX века. Л., 1984. Павлюченко Э.А. Женщины в русском освободительном движении: от Марии Волконской до Веры Фигнер. М., 1988. автор не могла дать объективную положительную оценку деятельности феминистского движения.1
После 1985 года отношение к феминистскому движению в отечественной историографии меняется. В результате появляется ряд трудов по-новому освещающих проблемы женского движения в России. Наиболее фундаментальное исследование на эту тему - работа О.А.Хазбулатовой "Опыт и традиции женского движения в России (1860-1917)".2 В ней дается общая характеристика различным направлениям женского движения: благотворительному, нравственно-этическому, либерально-демократическому (как она определяет собственно феминистское движение), социал-демократическому или пролетарскому, национал-патриотическому. Хазбулатова дала свою типологию женских организаций, периодизацию основных этапов женского движения. Период до 1895 года она считает "этапом становления" женского движения, 1895 - 1907 годы, - "этапом внутренней дифференциации и политизации" движения, 1907 - 1917 годов - назван ею "этапом формирования массового движения с разветвленной инфраструктурой. .когда оформилось пролетарское течение".3 Однако, собственно феминистскому движению в работе не уделяется должного внимания, так как автор ставил задачу дать общий обзор деятельности женского движения в России.
Само по себе феминистское движение в России еще не становилось отдельной темой научного исследования. Только в начале 90 годов появляется ряд работ посвященных различным аспектам данной проблемы.4 Особое значение имела прошедшая в 1995 году в Петербурге научная конференция "Феминизм и российская культура",
1 Гришина З.В. Женские организации в России (1905 г.- февраль- март 1917 г.): Дис. .канд.ист.наук / М., 1977.
2 Хазбулатова O.A. Опыт и традиции женского движения в России (1860-1917). Иваново., 1994.
3 Хазбулатова О.А.Опыт и традиции женского движения в России (1860-1917). Иваново, 1994
4 См. Материалы конференций последних лет : Женщины и Российское общество: научно-исторический аспект. Межвузовский сборник научных трудов. Иваново., 1995. ; Женщины России в XX давшая название одноименному сборнику статей.1 На ней был подведен итог новейшим изысканиям в данной области, показано, какие темы избираются сейчас исследователями и считаются приоритетными. Среди таковых - вопрос о так называемом "предназначении " женщины, его историчности и социальной обусловленности, проблема "эмансипации" и "самоэмансипации", многообразии форм участия женщины в социально-политической жизни, истории и традиций феминистского движения. Безусловный интерес представляли размышления участников конференции о противоречиях и точках пересечения марксизма и феминизма в прошлом и настоящем.
Вместе с тем, примечательным явлением современного этапа историографии российского женского движения является его обращение к идейным истокам, культурному наследию философов, историков, литераторов, существенно повлиявшим на формирование самосознания женщин во второй половине XIX начале XX века. Тенденция восстановления преемственности демократических идей о роли женщин в обществе нашла отражение в трудах Л.Н.Шинелевой, С.Г.Айвазовой, Н.И.Кондаковой, Е.П.Хмеляунскене2
В целом анализ историографической ситуации позволяет сделать вывод, что история феминистского движения в России во второй половине XIX начале XX века в полном объеме и комплексно еще не изучена. Нуждаются в уточнении оценки вклада феминисток в осуществление государственной политики, структуры феминистского движения, его места в системе других общественно-политических движений. До сих пор судьбы десятков самоотверженных поборниц столетии: уроки прошлого, реалии и перспективы. Иваново. 1993.; Российские женщины и европейская культура. СПб., 1994.
1 Феминизм и российская культура. Сборник статей. СПб., 1995.
2 Шимелева Л.'Г. Женщина и общество: декларации и реальность. М., 1990.; Она же. Тенденции изменения статуса женщин в обществе в 1970 -1980 годы : Дис. .д-ра ист. наук. М., 1992; Айвазова С.Г. Идейные истоки женского движения в России // Общественные науки и современность.
1991. № 4. с.124-134; Кондакова Н.И. Женщины в современной общественно-политической жизни. // Женщины в общественных движениях. М., 1992.; Хмеляунскене Е.П. Женское движение в условиях женского равноправия остаются неизвестными нашим современникам. Малоизученность феминистского движения, его места и роли в эмансипации женщин и изменении их статуса в обществе, побудили автора продолжить исследование в этом направлении.
Источниковая база исследования. Автором использован широкий круг как опубликованных, так и архивных источников.
В соответствии с целевыми установками диссертации автором изучались фонды Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ), Отдела рукописей Российской государственной библиотеки (ОРРГБ), Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ). В фондах ГАРФа были исследованы документы Союза равноправия женщин (Ф.516), личного фонда А.В.Тырковой (Ф.629) и Особого отдела Департамента полиции (Ф.102). Самую многочисленную группу архивных источников составили документы массовых женских организаций - Союза равноправия женщин (СРЖ) (1905 - 1908), Российской лиги равноправия женщин (РЛРЖ) (1909 -1916), хранящихся в фонде 516 ГАРФ'а. В документах фонда отражены уставы, идейные платформы данных объединений, протоколы заседаний центрального бюро СРЖ, материалы 1-го, 2-го, 3-го съездов Союза равноправия женщин, письма к председательнице Союза М.А.Чеховой, некоторые печатные издания: обращения, воззвания и тому подобное.
Научный интерес представляют содержащиеся в фонде 516 проекты уставных материалов о всероссийском союзе женских организаций под названием "Всероссийский женский совет". Особая ценность данного источника заключается в том, что это практически единственный демократизации современного общества : Опыт социологического анализа: Дис. .канд. фил. наук. М. 1991. документ, в котором достаточно полно отражены взгляды лидеров женского движения на принципы объединения идейных платформ для достижения цели, то есть уравнения женщин в правах с мужчинами.
Большую помощь в исследовании оказали материалы личного фонда А.В.Тырковой (Ф. 629) - одной из активисток СРЖ и члена ЦК партии кадетов. Статьи и доклады Тырковой, материалы по истории женского движения, письма не только дают ценные сведения о феминистском движении и его представительницах, но и позволяют проследить эволюцию взаимоотношений СРЖ и кадетской партии, тактику феминисток по отношению к другим политическим движениям.
Отдельный интерес представляют документы, содержащие агентурные данные и донесения о слушательницах Высших женских курсов и участницах Союза равноправия женщин, из фонда Особого отдела департамента полиции (Ф.102).
В фондах ЦИАМ'а были изучены архивные документы Московских высших женских курсов (Ф. 363), личного фонда председательницы СРЖ и РЛРЖ М.А.Чеховой (Ф. 2251) и фонда Московского губернского по делам об обществах присутствия (Ф.64).
Изучение фонда 64, отражающего деятельность Московского губернского по делам об обществах присутствия , позволило получить представление о принципах взаимоотношений между органами власти и общественными организациями.
Документы фонда Московских высших женских курсов: положение о курсах, разработанное Министерством народного просвещения, проект Устава курсов, финансовые отчеты, программы обучения по факультетам, личные документы преподавателей - дают представление о структуре Высших женских учебных заведений, качестве женского образования, интересные данные об учебной и общественной активности студенток.
Фонд М.А.Чеховой (Ф.2251) содержит черновики ее рукописей, в том числе и по истории медицинского образования в России, материалы о деятельности СРЖ: статьи, ответы земских и городских чиновников на анкету Союза (1905), анкеты журнала "Союз женщин" с ответами профессоров по вопросу о допущении женщин в университеты. Обширная переписка МАЧеховой с государственными и общественными деятелями, писателями и активистами движения, дает представление о поле деятельности Союза, его борьбе за доступ женщин к высшему образованию, за политические права.
В РЦХИДНИ были исследованы личные фонды А.М.Коллонтай (Ф. 134), И.Ф.Арманд (Ф.127). Здесь имеются черновые материалы статей, лекций, публичных выступлений, дневниковые заметки о задачах женского движения. Все это позволило лучше уяснить сущность идейных воззрений лидеров пролетарского направления женского движения, позицию и тактику РСДРП по отношению к феминисткам.
Определенную помощь в раскрытии методов деятельности активисток женского движения и из воззрений оказало изучение архивных документов в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Это личные фонды Э.О.Вахтеровой (Ф.46) и Е.С.Некрасовой (Ф.196).
Документы личных фондов Э.О.Вахтеровой (Ф.46) - педагога, журналистки, одной из деятельниц СРЖ: статьи, письма, отчеты и документы о ее деятельности в Обществе доставления средств Высшим женским курсам в Москве и в СРЖ, характеризуют духовную и общественную жизнь представительниц феминистского движения.
Документы фонда Е.С.Некрасовой (Ф.196) - активной деятельницы феминистского движения 70 - 80 годов, борца за доступ женщин к высшему образованию: ее воспоминания, статьи по женскому вопросу, материалы о выдающихся женщинах, в том числе и ее современниц, которые так и не были опубликованы, дают яркое представление о жизни и интересах феминисток на раннем этапе движения.
Среди опубликованных документальных источников интерес предстаЕ$ляют уставы различных женских обществ.1 Их сравнительный анализ позволяет сформулировать концептуальные отличия идейных платформ различных женских организаций. Ценные сведения содержатся в стенографических отчетах съездов женских союзов и протоколы заседаний их руководящих органов.2 Наиболее полная информация о деятельности женских организаций различных идейных направлений содержится в стенографическом отчете о Первом Всероссийском женском съезде.3 На секционных заседаниях съезда заслушивались теоретические доклады по женскому вопросу, а также отчеты о работе различных женских обществ. Изучение резолюций, принятых на секциях по итогам работы съезда, дает возможность более полно раскрыть содержание стратегических целей феминистского движения4.
Представление о формировании феминистской теории на западе дает сборник "Феминизм: проза, мемуары, письма", в котором содержатся основополагающие труды теоретиков феминизма XIX -начала XX века.5 Произведения русских феминисток начала XX века опубликованы в сборнике С.Г.Айвазовой "Русские женщины в лабиринте равноправия".6 Для лучшего понимания влияния на феминистскую
1 Устав Союза русских женщин СПб., 1908; Устав общества "Российская лига равноправия женщин". Томск., 1917 и др.
2 Отчет Комитета Московского общества улучшения участи женщин за 1901 год. М., 1902.; Отчет Московского отдела Лиги равноправия женщин за 1911-1912 гг. М., 1913.; Отчет о деятельности Общества улучшения участи женщин в Москве за 1902-1903 гг. М., 1904. и др.
3 Труды Первого Всероссийского женского съезда при Русском женском обществе с Санкт-Петербурге 10-16 декабря 1908 г., СПб., 1909., Бюллетени Первого Всероссийского женского съезда: в 10 Т., СПб., 1908.
4 Труды Первого Всероссийского женского съезда при Русском женском обществе в Санкт-Петербурге 10-16 декабря 1908 г., СПб., 1909., Бюллетени Первого Всероссийского женского съезда, в 10 Т., СПб., 1908.
5 Феминизм: проза, мемуары, письма. М., 1992.
6 Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М., 1998. мысль прогрессивных публицистов второй половины XIX века, были исследованы их произведения посвященные женской проблематике.1
Важный материал заключен в текстах речей, лекций государственных деятелей, политических партий, лидеров женского движения, посвященных женскому вопросу и проблемам равноправия полов.2 В ходе исследования в качестве источников использовались воспоминания, мемуары современников женского движения второй половины XIX начала XX века.3 Данные материалы позволили получить более полную информацию об общественной ситуации в пореформенной России, истоках самоорганизации женщин.
При подготовке к диссертации были изучены газеты и журналы того времени. Наибольшую ценность из них представляют женские общественно-политические журналы: "Женское дело" (1899-1900), "Дело" (1894-1900), "Союз женщин" (1907-1909), "Женский вестник" (1904-1917). В подобных изданиях встречаются теоретические и аналитические материалы, освещающие положение женщин в России, статьи активисток феминистского движения, информационные материалы о различных событиях движения.
В ходе исследования учтены, относящиеся к теме диссертации, документы официального делопроизводства, указы, постановления, различные законодательные акты, которые позволили дать более полную характеристику правового статуса женщин, проанализировать
1 Белинский В.Г. Собр.соч. в 4. Т. М.,1986. т. 1.; Герцен А.И. Собр.соч. в 30. Т. М., 1954-1963. Т. 11; Михайлов М.Л. Женщины, их воспитании и значение в семье и обществе. СПб., 1903; Благосветов Г.Е. Сочинения. СПб., 1982 и др.
2 Женский вопрос в Государственной думе: Из стенографических отчетов о звседаниях Государственной думы. СПб., 1906.; Петражицкий ЛИ. Опользе политических прав женщин. СПб., 1907.; Бахтина М.О. Рефераты по женскому вопросу, читанные в Клубе женской прогрессивной партии. СПб., 1908.; Кальманович A.A. Женское движение и отношение партий к нему. СПб., 1911.; Покровская М.И. Задачи Женской прогрессивной партии.: (Прочитано на общем собрании партии 16 февраля 1906 г.) СПб., 1906. и др.
3 Алчевская Х.Д. Придуманное и пережитое: Дневники, письма, воспоминания. М., 1912. ; БенуаА. Мои воспоминания: в 5 "Г. .М., 1990. Т. 1-3.; Дневник Елизаветы Дьяконовой 1886 - 1902. М.,1912.; Жуковская Е. Записки. Л., 1930.; Кони А.Ф. На жизненном пути. Ревель-Берлин., 1923. ; Крапоткин П С. Записки революционера. М., 1988. и др. тенденции в государственной политике в отношении женского вопроса.1 Большой интерес представляют в этой связи и статистические сборники2, а также социально-экономические обзоры развития России на различных этапах,3 которые помогают оценить общественно-политическую обстановку и определить социальный статус женщины в России второй половины XIX - начала XX века.
В целом, диссертантом использован широкий комплекс источников, позволяющий составить представление и о социальном статусе женщин, и о феминистском движении, его структуре, его влиянии на общественно-политическую жизнь России, результатах его деятельности.
Хронологические рамки исследования. В соответствии с обозначенной темой исследования, ее хронологические рамки определены второй половиной XIX - началом XX веков (до октября 1917 года). Феминистское движение активно развивалось и действовало именно в этот период. Об этом же свидетельствуют ряд серьезных изменений в законодательстве и социальном статусе женщины, произошедших под непосредственным влиянием феминистского движения.
Методологической основой исследования является совокупность научных методов, составляющих основу исторического исследования: конкретно - исторический подход к анализу явлений прошлого, научная объективность, метод исторических параллелей, сравнительно
1 Законы о женщинах (Сборник всех постановлений, действующего законодательства, относящихся до лиц женского пола). СПб., 1899.; Михайлова В. Русские законы о женщинах. М., 1913.; Сборник постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения за 1870 -1909 гг., Смоленск. 1904 и др.
2 Сборник статистических сведений о России, издаваемый статистическим отделением Императорского русского географического общества. СПб., 1851.; Сравнительная статистика России. СПб., 1871.; Статистический ежегодник России. Пг., 1905. и др.
3 Народная энциклопедия научных и прекладных знаний: в 10 Т. М., 1910.; Россия в конце XIX в. СПб., 1900. и др. исторический метод, комплексный подход к анализу исторических явлений, учитывающий их многоаспектность.
Новизна научного исследования. В качестве самостоятельной темы исследования, впервые ставится феминистское движение в России во второй половине XIX начале XX века. Автором предпринята попытка комплексного анализа движения. В историко-проблемном плане соискатель исследовал блок взаимосвязанных вопросов: этапа формирования феминистской теории на Западе и в России, причины и предпосылки распространения феминистских идей в России, структура феминистского движения и его деятельность в условиях социально-экономического и политического кризиса самодержавия и революционных потрясений начала XX века, отношение к феминизму других общественно-политических сил и, наконец, результаты деятельности феминистского движения. Теоретически осмыслен и обобщен общественно-исторический опыт борьбы феминисток за свои экономические, политические и гражданские права, за повышение социального статуса женщин. Показаны место и роль феминистского движения в общем потоке социально-политических движений России начала XX века.
Объектом исследования является феминистское движение во второй половине XIX начале XX века на территории Российской империи. В объект изучения включены как отдельные частные инициативы по отстаиванию прав женщин, так и деятельность феминистских организаций.
Предметом исследования является идеология, характерные черты, социальный опыт и традиции феминистского движения в означенный период, механизм взаимодействия феминисток с органами власти, политическими партиями и другими общественными организациями. Содержание государственных решений, определяющих социальный статус женщин в обществе на различных исторических этапах, взаимообусловленность женских инициатив и направленности государственной политики в отношении женщин.
Целью данного исследования является комплексный анализ становления и развития феминистского движения второй половины XIX ■■ начала XX века, определение его роли в политической системе пореформенной России, синтезирование социально-исторического опыта по повышению статуса женщин.
Достижение этой цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- установить степень изученности темы, дать научно-критический анализ историографии феминистского движения;
- выяснить политические, экономические, социальные и культурные предпосылки, способствовавшие возникновению и развитию феминистского движения;
- проследить формирование идеологии феминизма на Западе и в России, выявить степень влияния западного феминизма;
- проанализировать содержание, методы достижения целей, стратегию и тактику феминисток;
- дать характеристику основных направлений движения на различных исторических этапах, рассмотреть результаты феминистского движения, его влияние на общественную и культурную жизнь России.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в диссертации выводы могут быть использованы в работе женских общественно-политических организаций, в процессе разработки
23 курса социальной истории России, при подготовке курсов по отечественной истории, политологии и социологии.
Структура исследования определялась поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка используемой литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Феминистское движение в России во второй половине XIX - начале XX вв."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной исследовательской работы диссертантом сделаны следующие выводы:
Феминизм, как идеология равноправия женщин в обществе, зарождается на западе в рамках либерального движения имущего среднего класса в середине XIX века. Его основателем считается Д.С.Милль, который определил главные цели и задачи феминистского движения на первом его этапе (середина XIX - 20 - 30 годов XX века): равенство обоих полов перед законом, равное представительство в органах власти, равное участие в общественной жизни. Последователи Милля - Э.К.Стентон, Ш.П.Гилман продолжили его идеи, развивая умеренное направление феминистской теории. В начале XX века складывается также и радикальное направление феминизма, предстаЕзленное Э.Голдман, Т.Клафлин и другими, делавшими упор на сексуальное раскрепощение женщин. Они акцентировали внимание на том, как глубоко женское неравноправие укоренилось в семейной сфере, в традициях, в браке и выступали за изменение в социальной системе. Радикальное направление не получило широкого распространения в период "старого феминизма".
Проникновение феминистских идей в русскую культуру начинается со второй четверти XIX века. К тому времени в России сложились объективные условия для его распространения. Этому способствовал ряд причин: низкий социальный статус женщин в России; новые экономические условия, вынуждавшие женщин искать работу и самостоятельно устраиваться в жизни; широкое революционно-демократическое движение, в ходе которого проблемы женской эмансипации становятся частью общей проблемы свободы человека; активная поддержка феминистских идей прогрессивными русскими публицистами.
Демократическая печать способствовала популяризации феминистских идей. А.И.Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.Л.Михайлов, Г.Е.Благосветов теоретически обосновали необходимость женской эмансипации в России, подняли многие насущные проблемы женского воспитания и образования, женского труда, участия женщин в общественной жизни, достойного их положения в семье. Своим авторитетом они поддержали феминистские идеи, сделали их модными и понятными.
На рубеже XIX- XX веков формируется и специфическая женская публицистика, которая делает акценты уже на иные проблемы: самоценность женской личности, развитие женской индивидуальности, самореализация женщин. Она смогла нащупать темы, получившие развитие уже на следующем, современном этапе феминистского движения.
Русская публицистика не только способствовала распространению западных идей, но и добавляла к ним свое понимание проблемы женского неравноправия и способов борьбы за его устранение. Она смогла выработать теоретическую основу для социально-политического движения - феминизма.
В России феминизм, как социально-политическое движение начинает формироваться во второй половине XIX века. Русский феминизм прошел долгий путь развития от отдельных частных инициатив и немногочисленных благотворительных обществ до влиятельных общественно-политических женских организаций, объединивших тысячи женщин. В отличие от западных стран, в России вопрос о политических правах женщин не ставился вплоть до начала XX века, что объясняется отсутствием политических прав у населения в данный период. Поэтому, на первом этапе своей деятельности ( вторая половина XIX века ) русские феминистки сосредоточили свое внимание на борьбе за социально-экономические права женщин - право на образование и профессиональную деятельность. Наиболее результативным направлением стала борьба за высшее образование, в ходе которой в России создается система специального женского высшего и среднего профессионального образования. Однако, право учиться в Высших учебных заведениях наравне с мужчинами женщины так и не получили. Другим достижением стало расширение женской профессиональной сферы. Правительством были приняты постановления в области трудового законодательства, открывающие доступ женщин к интеллигентным профессиям (в сфере медицины, образования и некоторых других).
Характерной чертой феминистского движения второй половины XIX начала XX веков можно считать деятельность женских организаций по трудовой поддержке женщин, выполнявших функции посредничества в трудоустройстве, бесплатного профессионального обучения, материальной поддержке и профессиональной защите.
Женский вопрос не являлся приоритетом государственной политики, поэтому определенные конкретные меры правительства в отношении женщин принимались под давлением феминистского движения.
В XX веке, в связи с изменениями политической структуры России, появлением представительного органа - Государственной думы, складываются и феминистские организации, ставившие целью достижение политического равноправия женщин. Это, прежде всего, Русское женское взаимноблаготворительное общество, Всероссийский союз равноправия женщин, который впоследствии распадается на Всероссийскую лигу равноправия женщин и Женскую прогрессивную партию. Эти организации эти не являлись чисто феминистскими, некоторые из них (Союз равноправия и Женская прогрессивная партия) были еще общедемократическими, так как в их программах содержались требования созыва Учредительного собрания, на основе всеобщего , прямого и тайного избирательного права без различия пола, расширения местного самоуправления, предоставления гражданам широкого спектра гражданских прав и свобод, отмены смертной казни и так далее.
Феминистские организации своими многочисленными акциями, выступлениями в прессе, на митингах, петициями в Государственную думу, демонстрациями в поддержку избирательных прав для женщин, постоянно оказывали давление на властные структуры. Наибольшей эффективности деятельность феминистских организаций достигла после Февральской революции 1917 года, когда их активность и массовость значительно возросла. В результате в марте 1917 года Временное правительство принимает документ, предоставляющий российским женщинам все политические права.
Требование женского равноправия, как одного из необходимых компонентов правового общества, в начале XX века звучало и в программах некоторых других политических партий. Первой его включила в программу РСДРП ( в 1903), а к концу 1905 года еще и партии кадетов и эсеров. Другие политические партии и организации, которых было большинство игнорировали женский вопрос как таковой. Однако, даже партии, поддерживающие тезис о женском равноправии, не считали его первостепенным и не уделяли ему должного внимания. Поэтому вполне закономерным было появление специальных женских союзов и организаций, ставивших достижение политического равноправия для женщин своей основной целью.
Что касается взаимоотношения различных политических партий с феминистскими организациями, то регулярные связи с ними имела лишь партия кадетов. Социал-революционные партии враждебно относились к стремлению женщин самостоятельно вести борьбу за свои права, считая феминисток своими политическими конкурентами. Что
137 касается других партий и организаций, то они и вовсе игнорировали феминисток, не воспринимая их всерьез, а потому не имели с ними никаких отношений.
Таким образом можно утверждать, что лишь феминистское движение с момента своего появления регулярно и планомерно отстаивало права женщин, а результативность движения ( а именно, предоставление в начале XX века женщинам экономических .гражданских и политических прав, и прежде всего, избирательного права) подтверждает, что феминистское движение сыграло значительную роль в общественно-политической жизни России.
Список научной литературыКуприна, Ирина Викторовна, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
2. Фонд Союза равноправия женщин (Фонд 516)
3. Фонд А.В.Тырковой (Фонд 629)
4. Фонд Особого отдела Департамента полиции (Фонд 1026) Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ)
5. Фонд Московского губернского по делам об обществах присутствия (Фонд 64)
6. Фонд Московских высших женских курсов (Фонд 363)
7. Фонд М.А.Чеховой (Фонд 2251)
8. Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОРРГБ)
9. Фонд Э.О.Вахтерова (Фонд 46)
10. Фонд Е.С.Некрасова (Фонд 196)
11. Российский центр хранения и изучения документов новейшейистории (РЦХИДНИ)
12. Личный фонд И.Ф.Арманд (Фонд 127)
13. Личный фонд А.М.Коллонтай (Фонд 134)1.. Документы и материалы женских организаций
14. Бюллетени Всероссийского женского съезда: в 10 Т. 1908.
15. Всероссийский союз равноправия женщин: 3-й делегатский съезд; Москва 1906: Отчеты и протоколы. СПб., 1906.
16. Законопроект о равноправии женщин, составленный юридической комиссией при Союзе равноправия женщин. СПб., 1906.
17. Из отчета Союза равноправия женщин за 1906-1907 годы.// Союз женщин 1907. №4.
18. Информация о Всероссийской конференции Союза равноправия женщин.// Союз женщин 1907. №2.
19. Московский женский клуб. Устав. М., 1907.
20. Отчет Комитета Московского общества улучшения участи женщин за 1907. М„ 1907.
21. Отчет Московского отдела Лиги равноправия женщин за 1911-1912 г. М., 1913.
22. Отчет о деятельности общества улучшения участи женщин в Москве за 1902-1903 г. М., 1904.
23. Отчет Первого Московского женского клуба за 1903 год (3-й год существования). М., 1910
24. Отчет Российской лиги равноправия женщин за 1909-1910 гг. СПб., 1911.
25. Отчет Российской лиги равноправия женщин за 1912 г. СПб., 1913. 13.Отчет Российской лиги равноправия женщин за 1914-1915 гг. Пг., 1917.
26. Равноправие женщин: Отчеты и протоколы. СПб., 1906.
27. Российская лига равноправия женщин: Устав. Томск., 1917.
28. Труды Первого Всероссийского женского съезда при Русском женском обществе в Санкт-Петербурге; 10-16 декабря СПб., 1909.
29. Справочники, статистические сборники, словари
30. Большая Советская энциклопедия: ВЗОТ. М., 1972.
31. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь: в 82 Т. СПб., 1810-1907.
32. Народное образование в России. Народная энциклопедия научных и прикладных знаний: в ЮТ. М., 1910. Т. 10.
33. Словарь терминов к спецкурсу Социальная феминология.// Женщины в Российском обществе. 1997. №1.
34. Россия в конце XIX в. / Под общ. ред. В.И.Ковалевского. СПб., 1900.
35. Русский биографический словарь: Гааг-Гербель: (Репринт воспроизведение изд. 1914 г.) М., 1991.
36. Сборник статистических сведений о России, издаваемый статистическим отделением Императорского географического общества. СПб., 1851.
37. Сравнительная статистика России. СПб., 1871.
38. Центральный статистический комитет М.В.Д.: Ежегодник России, 1905. СПб., 1906.1.. Документы официального делопроизводства, указы, постановления, законодательные акты
39. Женский вопрос в Государственной думе: Из стенографических отчетов о заседаниях Государственной думы. СПб., 1906.
40. Замечания на проект общего устава императорских российских университетов. СПб., 1862.
41. Законы о женщинах . СПб., 1899.
42. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1983. Т.1.
43. Михайлова В. Русские законы о женщинах. М., 1913.
44. Программные документы политических партий в России дооктябрьского периода. М., 1991.1. V. Воспоминания и мемуары
45. Алчевская Х.Д. Предуманное и пережитое: Дневники, письма, воспоминания. М., 1912.
46. Бенуа А. Мои воспоминания. М., 1990. Т.1,2.
47. Буланова-Трубникова O.K. Три поколения. M.-J1., 1928.
48. Дьяконова Е.А. Дневник Е.Дьяконовой. На высших женских курсах 1895-1899. СПб., 1904.
49. Жуковская Е.И. Записки. Л., 1930.
50. Ковалевская С.Ф. Воспоминания и письма. М., 1961.
51. Кони А.О. На жизненном пути. Ревель-Берлин. 1923.
52. Кропоткин П.А. Записки революционера. М., 1988.
53. Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991.
54. Панаева (Головачева) А.Я. Воспоминания. М., 1986.
55. Пантелеев Л.Ф. Воспоминания. М., 1958.
56. Стасов В.В. Надежда Васильевна Стасова. Воспоминания и очер-ки. СПб., 1988.
57. Сеченов И.М. Автобиографические записки. М., 1907.
58. Тенишева М.К. Впечатления моей жизни. Л., 1994.
59. Фигнер В.Н. Замечательный труд. Воспоминания в 2 Т. М., 1964.
60. Штакеншнейдер Е.А. Дневники и записки. 1854-1866. М. Л., 1934. /17. Щелгунов Н.В., Щелгунова М.Л., Михайлов М.Л. Воспоминания в 2 Т.,1. М, 1967.1. VI. Периодическая печатьа) журналы:1. Дело, (все за 1894-1900).
61. Женская мысль, (все за 1909).
62. Женский вестник. ( все за 1904-1913)
63. Женское дело. ( все за 1899-1900).
64. Современник. ( все за 1855-1866; 1883-1884).
65. Журнал Министерства юстиции 1906. №5.б) газеты
66. Колокол. 1907. 15 декабря.
67. Правительственный вестник. 1873. 21 мая.
68. Русские ведомости. 1906. 13 января.4. Русский. 1869. 12 ноября.
69. Санкт-Петербургские ведомости. 1868. 16 (29) декабря.
70. Слово. 1905. 11 (24) апреля; 3(16) мая.
71. VII. Книги, сборники трудов, статьи
72. Амфитеатров А. Женщина в общественных движениях России. СПб., 1907.
73. Айвазова С.Г. Идейные истоки женского движения в России.// Общественные науки и современность. 1991. №4.
74. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М., 1998.
75. Анчарова М.С. Женщина и выборы в Учредительное собрание. М., 1917.
76. Безобразов П.В. О правах женщины. М., 1895.
77. Белинский В.Г. Собр. соч. в 4 Т. М., 1986. Т.1.
78. Благосветов Г.Е. Для чего нам нужны женщины. СПб., 1869.
79. Благосветов Г.Е. Сочинения. СПб., 1882.
80. Бахтина М.Л. Рефераты по женскому вопросу, читание в Клубе женской прогрессивной партии. СПб., 1908.
81. Герцен А.И. Собр. соч. в 30 Т. М., 1954-1963., Т.11.
82. Гинсбург Л. "Былое и Думы" Герцена. М., 1939. Т.1.
83. Глебов О. Политические права женщин в местном самоуправлении. М., 1906.
84. Григоровский С. О разводе. Причины и последствия развода и бракоразводное судопроизводство. СПб., 1911.
85. Г'уревич Л. Отношение к вопросу о женском избирательном праве русского общества, земств и городов.// Союз женщин. 1907. №1.
86. Деревицкий А. Женское образование в России и за границей. Исторические справки и практические указания. Одесса, 1902.
87. Дионесов С.М. В.А.Кашеварова-Руднева. Первая женщина доктор медицины. М.,1969.
88. Женское движение 1905 года в отзывах современных деятелей. СПб., 1906
89. Женщины и Российское общество: научно-исторический аспект. Иваново., 1995.
90. Женщины в России в XX столетии: уроки прошлого, реалии и перспективы. Иваново. 1993.
91. Женщины в России вчера, сегодня, завтра. М., 1994.
92. Закута О. Как в революционное время Всероссийская лига равноправия женщин добивалась избирательных прав для русских женщин. Пг., 1917.
93. Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX начала XX вв. Социально-историческая судьба. М., 1999.
94. Исполатова С.К. О самосознании.// Союз женщин. 1908. №12.
95. Кальманович A.A. Несколько слов о феминизме.// Союз женщин. 1908. №3
96. Коллонтай A.M. К истории движения работниц в России. Харьков., 1920.
97. Коллонтай A.M. Социальные основы женского вопроса. СПб., 1909.
98. Кондакова Н.И. Женщины в современной общественно-политической жизни.//Женщины в общественных движениях. М.,1992.
99. Котляревский Н. Очерки из истории общественного настроения 60-х годов: Женский вопрос в его первой постановке.//Вестник Европы. 1914. №2.
100. Коул Э.Д. Брачность, рождаемость, семья за три века. М., 1979.
101. Князь В.П.Мещерский: "Разве от того, что мы напихаем в университеты баб Россия сделается Европой?."// Родина. 1996. №3.
102. Кочергин-Шаповалова М.В. Женское движение в России и за границей. СПб., 1902.
103. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.// Вестник МИД СССР. М., 1989.
104. Литвинова Е. а), б), в), и г) Русского женского взаимноблаготворительного общества.//Женское дело. 1899. Кн.1.
105. Милль Д.С. О подчинении женщины. СПб., 1896.
106. Михайлов М.Л. Женщины, их воспитание и значение в семье и обществе. СПб., 1903.
107. Михневич В.О. Русская женщина XVIII столетия: Исторические этюды. Киев. Харьков., 1895.
108. Мордовцев Д.В. Русские исторические женщины: Популярные рассказы из русской истории. СПб., 1873. Т. 1-3.
109. Мусабеков Ю.С. Ю.В. Лермонтова. М., 1967.
110. Новик И.Д. Борьба за политическое равноправие женщин. М., 1906.
111. Оболенский Л.Е. Биологи о женском вопросе.// Русская мысль. 1893. №2.
112. Павлюченко Э.А. Женщины в русском освободительном движении от Марии Волконской до Веры Фигнер. М., 1988.
113. Петражицкий Л.И. О пользе политических прав женщин. СПб., 1907.
114. Погодин М.Л. Эмансипация женщин.// Русский. 1869. 12 ноября.
115. Покровская М.И. Задачи женской прогрессивной партии: (Прочитано на общем собрании партии 16 февраля 1906 г.). СПб., 1906.
116. Рейнгард Н.В. О личных имущественных правах женщин по русскому закону. Казань., 1885.
117. Российские женщины и европейская культура. СПб., 1904.
118. Русанов И.Ю. Революция и женский вопрос. М., 1917.
119. Середонин С.М. Исторический обзор деятельности Кабинета министров. 3. Т. СПб., 1902.
120. Соколовский Н. Современный быт русской женщины и судебная реформа.//Женский вестник. 1887. №9.
121. Соловьев С.М. Сочинения: В 18 Кн. М., 1988. Т. 3/4.
122. Сущинсжий П.Н. Женщина-врач в России: Очерк десятилетия Женских курсов. 1872-1882. СПб., 1883.
123. Тишкин Г.А. Женский вопрос в России: 50-60 годы XIX века. Л., 1984. ' 53. Федосова Э.П. Бестужевские курсы первый женский университет в России (1878-1918). М., 1980.
124. Феминизм и российская культура. СПб., 1995.
125. Феминизм: перспективы социального знания. М., 1992.
126. Феминизм: проза, мемуары, письма. М., 1992.
127. Хасбулатова O.A. Опыт и традиции женского движения в России (1860-1917). Иваново., 1992.
128. Хомяков A.C. О старом и новом. М., 1988.
129. Шабанова А.Н. Очерк женского движения в России. СПб., 1912.
130. Щеголев В.Н. Женщина-телеграфист в России и за границей. СПб., 1894.
131. Шелгунов Н.В. Сочинения. СПб., 1882.
132. Щепкина E.H. Из истории женской личности в России: лекции и статьи. СПб., 1914.
133. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. в 15 Т. М., 1939. Т.1.
134. VIII, Рукописи докторских и кандидатских диссертаций
135. Гришина З.В. Женские организации в России (1905 г. февраль - март 1917 г.). Дис. . канд. ист. наук. М., 1980.
136. Зырянова И.В. Женский вопрос в революционно-демократической публицистике ( на материалах журнала "Современник" 1847 1866 ). Дис. . канд. ист. наук. Л., 1985.
137. Окулова Т.Н. Пути развития женского вопроса в России во второй половине XIX в. ( на материалах журнала "Дело"). Дис. . канд. ист. наук. М., 1990.147
138. Сигалов A.A. Женский вопрос в программах и деятельности политических партий 1900 -1914. Дис. . канд. ист. наук. М., 1997.
139. Хасбулатова O.A. Социально-исторический опыт и традиции женского движения в России (1860 -1917). Дис. . Док. ист. наук. М., 1995.