автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Феминизм в культуре постмодерна
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ладыкина, Татьяна Александровна
Введение.
Глава I. Феминизм в постиндустриальном обществе
§1.Культура постмодерна: изменяющаяся роль женщины в социуме.
§2. Феминистская социальная философия в ситуации постмодерна.
§3. Феминистский проект постиндустриального общества будущего.
Глава II. Концепция гендера как социально-философская методология исследования современного общества
§1.Тендер как социально-философская категория.
§2.Тендерная теория и методология в системе социальнофилософского знания.
§3. Проблема социального насилия: гендерный подход.
Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Ладыкина, Татьяна Александровна
Актуальность темы исследования. Пройденный российским обществом отрезок пути демократического реформирования показал сложность этого процесса и необходимость теоретической разработки целой системы критериев и целей. Одним из важнейших критериев демократизации и открытости общества является признание с его стороны за женщиной права на активное присутствие во всех областях социального и культурного пространства. Как и многие другие ориентиры наших социальных изменений, этот критерий уже существует, причем не только в теоретической форме - в западной социальной философии, откуда в последнее десятилетие черпает отечественная социально-философская мысль, - но и в конкретных практических формах социальной жизни. О степени реализации женщиной предоставленного ей обществом постмодерна права можно, конечно, дискутировать, но бесспорность обретенной перспективы в целом уже не вызывает сомнений ни у кого в развитых странах Запада1.
1 Отметим, что осно.вным объектом исследования в работе будут являться развитые постиндустриальные общества Западной Европы и США. Любое общество, в том числе современное российское социальное пространство, сочетает в себе модернистские и традиционалистские черты. Более того, различные члены общества в той или иной ситуации прибегают к различным паттернам поведения и даже поведение одного отдельно взятого индивида в различных ситуациях можно охарактеризовать либо как стремящееся к модернистским моделям, либо как традиционалистское. См.: The Politics of the Developing Areas. Ed. by G. Almond, J. Coleman. - Princeton, 1960; Цит. no: Dizionario di Politica. Diretto da N. Bobbio, N. Matteucci, G. Pasquino. - Torino, 1992. - 644 p. Иначе говоря, нашей задачей не является доказательство или опровержение тезиса о наличии постиндустриального общества в России. Мы стремимся исследовать общество постмодерна в наиболее развитых, «установившихся» формах, где модернистские тенденции преобладают над всеми другими. См. также: Петренко E.JI. Тендер и образ современности // Общество. Тендер. Культура: Материалы международной научно-практической конференции (Омск,- 20 - 21 сентября 2001 г.): В 2 ч. - Омск: Омск, госуниверситет, 2001. - Ч. 1. - С. 3 - 8.
Задачей российской социальной философии становится в этих условиях адекватное и безусловно творческое применение идей феминизма для выявления и практически-политической поддержки прогрессивной тенденции общественного развития в нашей стране. Для тех обществ, которые миновали рубеж исторического существования и осваивают бесконечность постисторического бытия, противоречия и конфликты между полами выступают последней, предельной формой социального противоречия. В ситуации «смерти» всех идеологий остается идеология пола - как последняя форма ложного сознания, преодоление которой начинается с момента сознательной постановки вопроса о ее существовании.
Обеспечивая в наибольшей степени равенство возможностей в реализации жизненных программ людей вне зависимости от их половой принадлежности, развитое постиндустриальное общество стимулирует возникновение активной, самостоятельной, свободной и творческой женской личности. Значительная роль в этих процессах принадлежит феминизму, разумеется, при полном признании с его стороны вклада более ранних по происхождению социально-философских и политических доктрин. Возникнув в XIX веке, феминизм уже тогда становится реальной силой, способствующей изменению социального статуса женщины: феминистки «первой волны» добиваются формального юридического равенства женщин и мужчин. После некоторого спада интереса к ней, вызванного мировыми войнами, «женская» тема снова начинает обсуждаться: либеральные, социалистические и радикальные феминистки начинают борьбу теперь уже за фактическое равенство для женщин. Сегодня феминизм как теория и практика, включая все его разновидности, представляет мощное движение, влиятельность которого увеличивается с каждым днем. Можно с уверенностью утверждать, что XXI век будет веком общества, в котором женские движения сыграют беспрецедентную в истории человечества роль.
Несмотря на значительность отделяющей нас от постиндустриальных обществ дистанции, ситуация в России тоже начинает изменяться1. Если в тоталитарном режиме отношения полов целиком подчинялись классовым отношениям, то в процессе демократизации российского общества возникают специфические женские общественные и политические движения, которые формулируют специфические женские социальные и политические интересы. Женское все отчетливее проявляет себя как политическое, претендуя на центральное место в обществе, отказываясь быть периферийным и маргинальным. Однако наряду с этой тенденцией общественного развития в эпоху реформирования проявляются всегда существовавшие в нашей стране, но глубоко сокрытые прежде за фейерверками классовой демагогии антифеминистские и патриархатные установки общественного сознания.
К сожалению, нельзя сказать, что место, занимаемое российской женщиной в обществе, соответствует ее реальным возможностям или хотя бы декларациям новых политических общественных сил. Как записано в одном из программных документов Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации: «исторически сложившаяся организация управленческой пирамиды, ориентированная преимущественно на
1 Ситуация в постсоветской пространстве в связи с новыми социальными вопросами и проблемами в жизни женщин действительно является открытой для изменений. И основным залогом позитивных социальных трансформаций является, на наш взгляд, обращение к феминистской и тендерной теории и практике, сформировавшейся в рамках западной культуры. мужчин, не отражает реально складывающийся сегодня баланс общественных сил, новые роли мужчин и женщин, возможность влияния женщин на дела общества, государства, семьи, не позволяет обеспечить правильную социальную ориентацию развития гражданского общества и его демократизацию. Иными словами, составляя большую часть населения России, женщины не имеют реальной возможности в полной мере участвовать в принятии решений, определяющих как условия их собственной жизни, так и будущее страны»1. Данная диссертационная работа, осмысливающая главным образом западный опыт преодоления социальных противоречий между двумя частями общества, разделенными критерием пола, а также новейшие феминистские социально-философские теории и утопии создания демократического, справедливого и гармоничного общества, очерчивает последний на сегодняшний день круг целей и средств для позитивных изменений в российском обществе.
Социальная философия должна стать созвучной новой постмодернистской культуре, все усложняющейся, многогранной социальной реальности постиндустриализма. Одним из эффективных инструментов достижения такого созвучия стало создание категории тендера и включение тендерного подхода в систему социально-философского знания. Рассмотрение вопроса об отношении личности и общества, свободы и подчинения, власти и автономии личности с позиций феминистской социальной философии и тендерной теории существенным образом меняет прежнее знание об организации пространства человеческого и Информационно-аналитический материал о численности и составе женщин, занятых в федеральных и региональных органах государственной власти. - М., 1998.- С.3. социального бытИя. Необходимость и актуальность такого рода исследований подтверждается все возрастающим потоком научной литературы на русском и иностранных языках, так или иначе затрагивающих тему диссертации.
Степень разработанности темы. В отечественной социально-философской литературе существует массивный пласт исследований, посвященных современной теории феминизма, и тендерных исследований вообще. В первую очередь это работы С.Айвазовой, С.В.Полениной, Г. Силласте, Н. Габриэлян, О. А. Ворониной, Т. А'. Клименковой, И. Жеребкиной, И. Кона, Н. Мухлыниной, С. Н. Некрасова, Г. А. Брандт, А. Темкиной, Е. Зравомысловой, Н. Юлиной, Н. Н. Кукаренко, Е. Г. Луковицкой, О. В. Шныровой, JI. В. Штылевой, С. Ушакина, Е. JI. Петренко, А. А. Костиковой, Е. Карпенко, В. И. Успенской, Н. Козловой, Н. Пушкаревой, И. Н.Рассказовой и других1. Однако социально-философское содержание феминизма и категория тендера в системе социально-философских категорий в этой литературе специально не рассматривалась. Тема феминизма в культуре постмодерна затрагивалась в связи с общей характеристикой этого периода, не получив самостоятельного всестороннего анализа.
Когда понятия тендера, социокультурного измерения пола, тендерных отношений только входили в отечественный научный оборот, исследования по феминистской проблематике скорее пересказывали предоставленное западной наукой и носили открыто
1 Общие аспекты положения женщины анализируются, как правило, под углом зрения определенного специального вопроса. См., например: Понуждаев Э.А. Феминизация общества и армии: сущность, структура, специфика развития и социальный механизм: Дис. . д-ра филос. наук: 09. 00. 11 - М., 1999. Или: Чукин С.Г. Проблема справедливости в философском дискурсе постмодерна: Дис. . д-ра филос. наук: 09. 00. 03 / СПб. гос. у-т. - СПб., 2000.
Николсон, В. Брайсон и др. Заметим, что весь этот пласт литературы еще не конца освоен отечественной социальной философией.
Основной категориальный каркас постмодернистского дискурса представлен в трудах Ж.- Ф. Лиотара, Ж. Бордрийяра, М. Фуко, У. Эко, Ж. Делеза, Р. Рорти и др. Теоретическому осмыслению феномена постмодернизма посвящены работы отечественных исследователей: В. Я. Ивбулиса, JI. К. Зыбайлова, Н. Б. Маньковской, И. П. Ильина, М. Н. Эпштейна, В. П. Руднева, В. Подороги, А. Якимовича, В. А. Шапинского и др. Среди феминистских авторов, присоединяющихся к постмодерну, либо, напротив, критикующих и полемизирующих с постмодерном можно назвать следующих: Ю. Кристева, Э. Сиксу, Л. Иригарей, С. Ахмед, А. Брукс, К. ди Стефано, Э. Снитоу, Ш. Муффи и др.
Концепция постиндустриального общества, культуры постмодерна разрабатывается в трудах, как зарубежных, так и отечественных авторов Т. Веблена, П. Дракера, Дж. Рифкина, О. Тоффлера, Д. Белла, Д. Гэлбрейта, Э. Гидденса, П. Козловски, 3. Баумана, В. А. Лекторского, В. Л. Иноземцева, В. Г. Федотовой, А. Ф. Зотова, В. М. Межуева, А. Г. Глинчиковой, И. И. Кравченко и др. Хотя при этом, социальное положение женщин в условиях новой общественной реальности, влияние феминисткой теории и практики на протекающие социальные процессы часто оказывается за пределами рассмотрения и анализа.
В работах Ж. Госса, Ч. Тилли, Э. Морина, К. Лоренца, Н. Тинбергена, Т. Томпсона, 3. Фрейда, К. Хорни, Э. Фромма, В. В. Денисова, В. Подороги, С. В. Фроловой исследуются и раскрываются различные аспекты социального насилия, а в определении причин насилия принят биодетерминистский подход. Тендерный анализ явлений социального насилия дан в книгах и реферативный характер. За последние несколько лет отмечается значительно возросший интерес к самостоятельному применению идей феминизма, социально-философскому анализу социальных процессов с позиций феминистской теории и методологии.
Среди фундаментальных трудов по теории и истории феминизма, опубликованных на Западе, особое значение придается классике этого направления: С. де Бовуар, Б. Фридан, С. Файерстоун, К Миллет, Н. Фрэйзер, Дж. Батлер. Серьезные исследования представляют собой работы К. Баки, С. Хардинг, Н. Чодороу, Б. Хуке, А. Дворкин, Ш. Банч, Д. Харравэй, М. Фергюсон, С. Бенхабиб, Г. Гилиган1, Дж. Флекс, К. МакКиннон, Э. Шоултер, К. Видон, М. Кауфмана и др.
Хотя западная феминистская литература датируется по преимуществу последними тремя десятилетиями, она настолько многочисленна, что не представляется возможным сделать сколько-нибудь полный ее обзор. Зарубежные авторы исследуют многочисленные проблемы, входящие в поле феминистского дискурса, высказывая порой противоположные взгляды, что свидетельствует лишь о том, что проблемы собственно феминизма «третьей волны» и его места в культуре постмодерна в значительной степени остаются проблемами актуальной практики этого движения, а не готовой теоретической спекуляцией.
Проблема социокультурного измерения пола (гендера), тендерного подхода в социальных науках, понятия тендерного равенства и справедливости рассматривались в трудах Г. Рубин, Д. Скотт, Т. де Лауретис, Дж. Лорбер, Р. Хоф, Э. Фи, Ш. Ортнер, Л. См., например: Gilligan С. On a diifferent voice, psychological theory and women's development. - Cambridge: Harvard University Press, 1998. - 184 p. статьях Р. Печески, М. Кауфмана, Ж. Папич, JL Д. Ерохиной, И. Мерненко и др. Однако в этих работах преобладающим является анализ отдельных форм и проявлений насилия, отсутствует видение проблемы социального насилия через призму тендерной теории и феминистской социальной философии в целом, практически не представлена критика «биологической» трактовки насилия.
Объектом исследования является общество постмодерна, а предметом исследования - феминизм как социально-философская доктрина и форма социальной практики с присущими ему закономерностями.
Основная цель исследования: состоит в том, чтобы раскрыть и подвергнуть социально-философскому анализу содержание, характер и роли феминизма в культуре постмодерна; определить тенденции его развития и возможности применения феминистской и тендерной теории в социальной философии.
Задачи исследования: структурирование и анализ взаимовлияния изменения положения и роли женщин в постиндустриальном обществе и •актуализации и распространения феминизма;
- выявление содержания феминистской теории и практики в ситуации постмодерна; анализ наиболее перспективных в настоящее время направлений для развития феминизма;
- обнаружение механизма превращения феминистских социально-философских теорий в практические проекты преобразования общества и выявление их значения для построения подлинно демократичного гармонично развивающегося общества;
- раскрытие сущности тендера как социально-философской категории; исследование ее статуса и значения в системе социально-философского знания;
- демонстрация возможности использования тендерного подхода при решении актуальных социально-философских проблем социального насилия и автономии личности, отношения личности и общества, власти, принуждения и подчинения, социальной стратификации, социальной мобильности и др.;
Методологическая основа исследования. Диссертация представляет собой социально-философское исследование конкретных социальных феноменов, поэтому ее методологической основой являются фундаментальные положения современных отечественных и зарубежных исследователей в области социальной философии: В. А.Лекторского, Ю. К. Плетникова, А. М.Коршунова, К. X. Момджяна, В. А. Вазюлина, Б. Ф. Поршнева, В. М. Межуева,
B. Н. Типухина, М. С. Кагана, И. А. Гобозова, В. JI. Барулина, Ю. Н. Семенова, Г. Д. Чеснокова, И. С. Кона, И. В. Бестужева-Лады, Л. П. Буевой, В. Г. Федотовой, В. П. Торукало, Ю. В. Сычева, В. Л. Иноземцева, П. Козловски, П. Бергера, Н. Лумана, Т.Лукмана, Э.Гидденса, Р. Бхаскара, В. Страды, 3. Баумана.
Диссертация выполнена также на основе теоретического анализа современной зарубежной социальной философии и социальной философии постмодерна, содержащегося в работах А. С. Богомолова, М. Н.-Грецкого, П. П. Гайденко, Н. В. Мотрошиловой, Л. А. Никитич, Е. Л. Петренко, Т. А. Сахаровой, В. С. Малахова, Н.
C. Юлиной, И. И. Ильина, С. А. Эфирова и др. Социально-философская доктрина феминизма реконструируется в диссертации на основе методов объективности, целостности, историзма, системности, диалектического единства единичного, особенного и общего, единства исторического и логического, конкретности истины, а также герменевтического метода. В совокупности эти методы позволяют преодолеть натурализм, позитивизм, эссенциализм и редукционизм в социально-философском познании общества. В качестве наиболее общей методологии социально-философского исследования автор в полной мере использовал теорию постиндустриального общества, опираясь при этом на ее общепризнанность в отечественной науке1. Важные выводы были получены на основе методологического принципа о •постмодерне как естественном продолжении капитализма и о природе социальной философии постмодерна, которая вытекает из предшествующего развития теоретической мысли об обществе, не будучи, таким образом, чем-то принципиально противоположным классической социально-философской традиции XIX - XX веков .
В методологическом отношении данное исследование исходит из того, что во-первых, почти все традиционно считающиеся «естественными» различия между полами имеют под собой не биологические, а социальные основания. Более того, маскулинность и феминность не просто отличаются, но сконструированы таким образом, что одно из них является властвующим и доминирующим, другое - подчиненным, т. е. тендер может рассматриваться как один из базовых принципов социальной стратификации. При этом не утратило своей методологической действенности фундаментальное для науки положение о характере системы категорий социальной философии, которые будучи абстракциями, благодаря чему они См.: Иноземцев В. JT. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы ■ философии. - 1997. - № 10. - С. 29 - 44. Или: Федотова В. Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии. - 2000. - № 4. - С. 3-27.
2 См.: См.: Bauman Z. Sociology and postmodennity // Sociological Review. - Keele, 1988. -P.790 - 813; Цит. по: Современная западная социология: классические парадигмы в поисках новой парадигмы. К XII всемирному социологическому конгрессу. Мадрид, 1990 г. - М.: АН СССР, ИНИОН, Ин-т социологии, 1990. -С. 147- 157. обладают силой для всех эпох, представляют собой в такой же мере продукт исторических условий и сохраняют свое полное значение только для этих условий и внутри них1. Таким образом, категории социальной философии, выступая абстракциями разного уровня и обладая разной степенью глубины отражения социальной действительности, всегда сохраняют наряду с философским и исторический аспект . Возникновение категории тендера представляется закономерным развитием социальной философии как наиболее общей теории общественного процесса на том ее уровне, который получил в литературе название исторического. Дело в том, что в системе категорий социальной философии имеется логический уровень теории и исторический уровень, противопоставлять их было бы неверно, поскольку такая процедура есть по существу догматизм и метафизика3. Категория тендера, как и другие логические абстракции исторического уровня теории, позволяет осуществить главное требование диалектичекого метода, которое состоит в конкретном анализе конкретной ситуации.
Во-вторых, представление о несостоятельности любых утверждений сущностной неизменности человека, в частности, t постулирующих укоренность стремления к насилию в человеческой природе. И, в-третьих, более общая идея личности как нестабильной, противоречивой и социально-сконструированной. В-четвертых, анализ положения женщин и его значения в современном обществе проведен с опорой на представление о постиндустриальном
1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 12. - С. 731.
2 См.: Барг М.А. Категории и методы исторической науки. - М.: Наука, 1984. -С. 19.
3 См.: Вазюлин В.А. Методологическая роль проблемы исторического и логического в конкретных науках // Методологические проблемы современной науки. - М., 1970. Грецкий М.Н. Логическое и историческое в учении Маркса об общественном развитии // Философские науки. 1983. - № 2. обществе как таком типе общества, которое базируется на оценке различий без оппозиций и иерархии. В-пятых, важную методологическую, роль для понимания культуры постмодерна •сыграла идея множественности или плюралистичное™ культуры, когда единый центр или ядро вокруг которого бы строилась вся общественная жизнь, культура, философские концепции отсутствует. Современные представления о будущем культуры неразрывно связаны с возрастанием личностного начала и необходимостью максимального развития творческих способностей, как мужчин, так и женщин, с отказом о традиционной идеологии, ограничивающей сферу деятельности женщин частным пространством семьи. Для настоящего исследования эти идеи выступили методологией анализа культуры постмодерна и позволили прояснить сущность феминизма в современном обществе.
Основные результаты исследования и его научная новизна могут быть зафиксированы в следующих положениях:
1. Данная работа является одной из первых в отечественной социальной философии, где представлена попытка всестороннего и систематического анализа феминистской теории и практики в ситуации постмодерна. Феминизм на нынешнем этапе развития можно определить как глобальный феминизм, совмещающий социально-философские исследования с активными практическими действиями. Наднациональное феминистское сообщество не является объединением, действующим в интересах исключительно женщин, а создает альтернативные проекты глобального развития человечества в целом, не связанного с индустриализацией.
2. Доказано, что феминистская теория, будучи изначально фрагментарной, несовершенной и незавершенной, создается и расширяется через столкновение с целым рядом различных социально-философских концепций. На современной^ этапе главной концепцией, с которой объединяется или полемизирует феминизм, является постмодернизм.
3. В диссертации проанализированы с феминистских позиций способы решения общемировых социальных проблем в области политики, экономики, экологии и антимилитаризма.
4. Впервые в отечественной философии в социально-философский оборот вводится категория гендера, раскрывается ее социально-философское содержание, предложен новый тендерный подход в рамках социально-философского анализа. Обосновано, что категория гендера способна увеличить возможности социально-философского анализа постсовременного общества и культуры и сделать его выводы более полными и конкретными. А внедрение тендерного похода в социально-философские знания будет способствовать позитивным социальным изменениям в будущем, •развитию гендерно справедливого и гармоничного общества.
5. В научный оборот вводятся не переведенные ранее на русский язык источники, в которых дан анализ различных аспектов исследуемой темы.
Научно-практическая значимость исследования. Основные положения работы имеют мировоззренческое и методологическое значение для понимания феномена постиндустриального общества и его осмысления в категориях социальной философии в целом, тенденций развития культуры, содержания и характера феминистского движения на данном этапе его существования в особенности. Материалы диссертационного исследования способны оказать помощь при подготовке базовых курсов по социальной философии, истории философии, истории социально-политических учений, тендерным исследованиям, философским проблемам феминизма, а также при составлении учебных и методических пособий и подготовке курсов лекций по философии, этике, культурологии, антропологии, социологии, политологии для студентов и аспирантов.
Выводы исследования могут быть использованы при разработке программ и конкретных задач женского движения в России и в постсоветском пространстве, и, кроме того, при дальнейшем исследовании феминистской и тендерной проблематики.
Апробация работы. Материалы, идеи и выводы диссертации нашли применение в педагогической и научной деятельности автора.
По материалам диссертации был разработан спецкурс «Философия феминизма», прочитанный в Омском государственном университете в 2000 - 2001 гг., а также спецкурсы: «Феминизм и утопия (феминистская утопия)», «Этика в феминистской перспективе», «Введение в тендерные исследования».
Основные идеи диссертации обсуждались на международных и региональных конференциях и семинарах: Зимняя школа молодых ученых «Толерантность и ненасилие: теория и международный опыт» (Екатеринбург, 2000 г.), «Программа подготовки по тендерным исследованиям для преподавателей региональных университетов» (Московский центр тендерных исследований, г. Москва, 2000 г.), 3-я ежегодная международная Летняя школа по истории идей: «Российская утопия - от идеального государства к совершенному обществу» (Санкт- Петербург, 2000 г.), семинар «Образование и профессиональная занятость в транзитивной России» (Московский центр тендерных исследований, г. Москва, 2001 г.), 4-я ежегодная международная Летняя школа по истории идей: "Европейская идентичность и российская ментальность"
Санкт-Петербург, 2001 г.), международная летняя школа «Гендерная педагогика и тендерное образование в странах постсоветского пространства: перспективы развития» (Плес, 2001 г.), международная научно-практическая конференция «Общество. Тендер. Культура» (Омск, 2001 г.)
Методология и основные положения диссертационного исследования изложены в опубликованных автором статьях и тезисах докладов, с которыми автор выступал на международных и российских конференциях, аспирантских семинарах.
Материалы исследования обсуждались на кафедре философии Омского государственного университета в июне 2002 г.
Структура и объем работы. Структура диссертации подчинена основным целям исследования и решению поставленных в нем задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка. Содержание работы изложено на fffi страницах. Список литературы состоит из <2^3 наименований, из них kg на иностранных языках.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Феминизм в культуре постмодерна"
Заключение
Как видно из предыдущего изложения, феминизм в культуре постмодерна не представляет собой обособленную и замкнутую на самой себе теорию или множество маргинальных, второстепенных по своей значимости движений в каждой отдельной стране, он не является также сферой деятельности исключительно женщин, .преследующих свои частные интересы, которые ни коим образом не согласуются с интересами мужчин или не-феминистов.
Тогда что же такое феминизм, какова его природа, характер и содержание на данном этапе развития?
В настоящее время феминизм - это глобальное явление, поскольку он представляет собой широкое наднациональное сообщество, способное как решать вопросы, лежащие в области практики, так и исследовать сложные теоретические, философские проблемы. Все большее и большее число женщин в мире присоединяется к нему, .несмотря на предпринимаемые с разных сторон попытки удержать их вне этого движения или исказить его сущность.
Актуализация феминизма в настоящее время может быть определена как общая закономерность в мировой истории, возникшая в ситуации перехода от индустриального общества к постиндустриальному. Феминизм является опосредованной реакцией общественного сознания на массовый приход женщин в основные сферы общественного производства.
Постсовременное общество с его открытой системой .стратификации, в которой главным критерием, обеспечивающим восходящую социальную мобильность, оказывается критерий образования, создает действительные перспективы для личностного роста и самореализации женщин. Они, обладая фактическим, а не формальным равноправием, занимают высокие должности в научно-образовательной сфере, усиливают свое участие в политике, экономике, труд женщин высоко оплачивается и получает в обществе достойную оценку. Изменяется роль женщины в сфере семьи: на смену традиционному распределению ролей между мужчиной и женщиной приходит концепция равного статуса, которая обеспечивает одинаковые возможности для двух партнеров. Таким образом, вопрос о социальном статусе женщины, который предлагается или может быть предложен ей в постиндустриальном обществе или может быть предложен, возникает из самой общественной практики, и адекватный ответ на него дает именно феминистская теория, включающая в себя тендерные исследования.
Применительно к культуре постмодерна можно говорить о преодолении дихотомии частного и общественного для женщин, которая, как и все дихотомии, будучи структурной характеристикой традиционного мышления, ограничивала их активность сферой приватного, либо навязывала им выбор между этими двумя сферами. Таким образом, идея завершения длительного периода социального неравенства и несправедливости, когда мужская половина человечества угнетала и подавляла женскую, приобретает очертания реальности.
Феминизм в культуре постсовременного общества, имеет принципиальное значение для социально-философского осмысления глобального развития, поскольку феминистская теория и практика не ограничивается исключительно критикой традиционного сексистского общества, приходит к формулировке новых общих ценностей, применимых ко всему обществу в целом. В рамках феминистского подхода исследуется весь спектр социально-философских проблем, начиная с удовлетворения насущных потребностей каждого члена общества и заканчивая глобальными проблемами в социальной сфере, политике, экономике, экологии и военном движении.
Все более усложняющаяся общественная реальность постсовременного мира ставит перед социальной философией задачу стратегического приспособления. Она должна стать созвучной новой постмодернистской культуре. Возможно, один из способов установления данного созвучия в разрыве связи социальной фи лософии с онтологическими и эпистемологическими основами Нового времени и ее трансформации в постмодернистскую социальную философию. Социальной философии нужен новый центр исследований, новый набор категорий, соотнесенный с изменяющейся социальной реальностью. Таким новым тентром исследований для социальной философии призвана стать концепция тендера. Категория «тендера» для современной социальной философии является одной из важнейших для анализа оснований социальности и ее форм.
Культура постсовременного общества, будучи формой деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, стремительно изменяется: стираются иерархические оппозиции, растворяются всякие авторитеты, конституируются полицентричность и поливариантность мира, человека, социальных связей, культурных и духовных контактов, традиции взаимодействуют с инновациями. Одна из самых значимых инноваций последних десятилетий и в определенном смысле ответ социальной философии на происходящие изменения в культуре - появление тендерного измерения природы человека и окружающей ею социальной реальности.
Формирование феминистской, гендерной теории в социальной философии есть нечто гораздо большее, чем создание еще одной новой теории, это принципиально новая теория, признание которой означает изменение ценностных ориентации человека, пересмотр многих привычных представлений и истин, касающихся взаимоотношений между людьми, общества в целом и перспектив его развития.
Но социальная' философия должна не только стремиться «успевать» за все более и более усложняющейся социальной реальностью, культурой, вводя новые понятия в свой категориальный аппарат, но она сама обладает способностью задавать контуры будущего общества. Иначе говоря, одна из основных задач социальной философии состоит в том, чтобы обосновывать актуальность и направление общественных изменений.
Будущее всегда открыто для изменений, нельзя никогда исключать возможности того, что в будущем организация общества будет такой, что помыслить или спрогнозировать ее сегодня трудно, исходя лишь из реалий настоящего времени. Но эта ситуация не должна ограничивать социальную фантазию и социальное творчество человека. Да, безусловно, подобные идеи можно назвать утопическими. Но, следуя К. Мангейму, мы должны согласиться с тем, что утопия как проект устройства общества будущего является одной из движущих сил истории, и человечество было бы неизмеримо беднее, если бы этот утопический элемент в его сознании отсутствовал. Вместе с изменением общества в процессе реализации намеченных идей меняется сам человек.
Стратегические цели современного феминизма состоят в изменении культуры взаимодействия полов, замене отношений иерархии на отношения партнерства, привнесении в общественное сознание таких «женских» ценностей, как миролюбие и созидание, •взамен основополагающих ценностей андрократии. Понимание того, что пол не является основанием для дискриминации в какой либо сфере общественной жизни делает возможным признание того, что изменение именно сознания человека, его мировоззрения оказывается залогом позитивных социальных трансформаций. Ведь дискриминация по всем другим социальным стратификационным признакам (классовому, национальному, расовому, политическому, культурному и возрастному) в обществе постмодерна является не легитимной.
• Социальный порядок будущего может быть основан только на принципах тендерного равенства и справедливости, что означает равенство не только прав, но и возможностей для обоих полов. Применительно к обществу будущего также можно говорить о том, что каждый его член получит, вне зависимости от пола, возможность свободного выбора, всесторонней творческой реализации себя, личностного роста. При этом свобода не будет исключать ответственность: человек, осуществляя сознательный выбор, до; же!1 заранее определить социальную ценность своих поступков. Толерантное общество будущего не будет прибегать к принуждению в отношении женщины, эксплуатировать ее или подавлять, поскольку толерантность противоположна различного рода системам доминирования-подчинения и в целом всякому насилию.
Глобальные проблемы, с которыми столкнулось постиндустриальное общество, с точки зрения феминизма должны быть решены при помощи создания экономики, преодолевающей феминизацию бедности, посредством введения системы многоуровневого демократического участия, где каждый человек, будь то мужчина или женщина, сможет активно выражать свою гражданскую позицию. Важным для преодоления возможного социального или экологического кризиса является создание антимилитаристской стратегии, «эмансипация» и распространение .ценностей гуманизма, отказ от провоцируемого патриархальными установками потребительского отношения к природе.
Таким образом, феминизм, будучи органической составной частью общественной практики и духовной культуры постмодерна, подводит современное общество к последнему, предельному для него выбору и подает ориентир для тех сообществ, которые еще находятся в историческом становлении.
Список научной литературыЛадыкина, Татьяна Александровна, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Адам и Ева. Альманах тендерной истории / Под ред. J1. П. Репиной. М.: ИВ И РАН, 2001. - №2,- 288 с.
2. Айвазова С. 1". Русские женщины в лабиринте равноправия М.: ЗАО «Редакционно-издательский комплекс Русанова», 1998.- 408 с.
3. Айвазова С. Г. К истории феминизма // Общественные науки и современность. 1992. - № 6. - С. 153 - 158.
4. Айвазова С. г. Тендерное равенство в контексте прав человека. -М., 2001 -76 с.
5. Алексеева Т. А. Справедливость как политическая концепция: Очерк современных западных дискуссий. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. - 244 с.
6. Андреев И. Л. Жестокий экзамен // Человек. 2000. - № 3. -С. 148 - 157.
7. Андреева; Н. И. Женщина и общество: (социально- философский аспект): Дне. . ганд. филос. наук. 09.00. 11. Ставрополь,•1995. 150 о.
8. Антология тендерной теории: Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и Л. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000,- 384 с.
9. Антонович \1. И. После современности: Очерк цивилизации модернизма и постмодернизма. Минск, 1997. - 445 с.
10. Арис тотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1976. - Т. 1 - 4.
11. Аристотель. Политика. Афинская полития. -М.: «Мысль», 1997.-220 с.
12. Ахматллие а • Ч. О. Женщина в современном обществе: (социально- философский анализ): Дис. . канд. философ, наук: 09.00.01. М, Г 91. - 136 с.
13. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1994. - 616 с.
14. Барулин В. С. Социально-философская антропология. М.,1994.-256 с.
15. Барулин В. С. Социальная философия: Учеб. пособие: В 2 ч. -М.: Изд-во МГУ, 1993. Ч. 1 - 2.
16. Бауман 3. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Логос, 2002. - 390 с.
17. Беляева Г. Ф., Горшкова И. Д. Университетские женщины: социологический автопортрет. М.: Изд-во МГУ, 2000. - 64 с.
18. Бергер П. Капиталистическая революция: 50 тезисов о процветании, равенстве и свободе: Пер. с англ. М.: Прогресс -Универс, 1994. - 316 с.
19. Бергер П., Лукман Г. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания: Пер. с анг. М.: Медиум,1995. 323 с.
20. Бергум В. Моральный опыт беременности и материнства // Человек. 2000. - № 2. - С. 16 - 25.
21. Бестужев-Лада И. В., Захарова О. В. В лабиринтах эмансипации. Женщина как социальная проблема. М.: Academia, 2000. - 200 с.
22. Бовуар С. де. Второй пол: В 2 т. / Под. общ. ред. С. Г. Айвазовой. М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. - 832 с.
23. Бок Г. История, история женщин, история полов // THESIS. Женщина, мужчина, семья. 1994. - № 6. - С. 170 - 200.
24. Брайсон В. Политическая теория феминизма: Пер. с англ. О. Липовскон и Т. Липовской. М.: Идея -Пресс, 2001. - 304 с.
25. Бранд Г. А. Природа женщины. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2000. - 180 с.
26. Бранд Г. А. Природа женщины как проблема (концепции феминизма) // Общественные науки и современность. 1998. - № 2.-С. 167 - 180.
27. Буева J1. П. Человек: деятельность и общение. М.: «Мысль», 1978.-216 с.
28. Введение в тендерные исследования: Унеб пособие / Под ред. И. В. Костиковой. М.: Изд-во МГУ, 2000. - 224 с.
29. Введение в тендерные исследования. Часть 1. Учебное пособие. -Харьков: ХЦГИ; СПб: "Алетейя", 2001. 708 с.
30. Введение в тендерные исследования. Часть 2. Хрестоматия. -Харьков: ХЦГИ; СПб: "Алетейя", 2001 991 с.
31. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. - 805 с.
32. Вельш В. «Постмодерн»: генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. Г992. - № 1. - С. 132.
33. Волкова Т. А. Социально-философский анализ полового диморфизма и тендерной самоидентификации: Дис. . канд. филос. наук: 09. 00. 11. Кемерово, 1998. - 165 с.
34. Воронина О.А. Философия пола // Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина и др.- М: Русское слово. 1998. С. 388 - 407.
35. Воронина О. А. Феминизма социологические концепции // Современная западная социология. Словарь. М.: Изд - во политической литературы, 1990. - С.366 - 367.
36. Воронина С.' А. Социокультурные детерминанты развития тендерной теории на Западе // Общественные науки и современность. 2000. - № 4. - С. 9-20.
37. Гаджиев К. С. О природе конфликтов и войн в современном мире //Вопросы философии. 1997. - № 6. - С. 3 - 24.
38. Гегель Г". В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.
39. Тендер и общество / Под общей редакцией А. А. Широбоковой, С. В. Ураловой. Иркутск: Изд - во ИрГТУ, 2001 - 279 с.
40. Гендер как интрига познания: сборник статей / Под. ред. А. В. Кирилиной. М.: «Рудомино», 2000. - 192 с.
41. Тендерные исследования № 1 (1/ 1998). - Харьков: Харковскийцентр тендерных исследований, 1998. 286 с.
42. Тендерные исследования № 2 (1/ 1999). - Харьков: Харьковскийцентр тендерных исследований, 1999. 227 с.
43. Тендерные исследования № 3 (2/ 1999). - Харьков: Харьковский центр тендерных исследований, 1999. - 374 с.
44. Тендерные исследования № 4 (1/ 2000). - Харьков: Харьковский центр тендерных исследований, 2000. - 345 с.
45. Тендерные исследования № 5 (2/ 2000). - Харьков: Харьковскийцентр тендерных исследований, 2000. 388 с.
46. Тендерные исследования № 6 (1/ 2001). - Харьков: Харьковский центр тендерных исследований, 2000. - 350 с.
47. Тендерные исследования: феминистская методология в социальных науках. Харьков: ХЦТИ, 1998. - 356 с.
48. Тендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы. Материалы международной научной конференции (Иваново, '5-16 сентября 2000 г.): В 3 ч. Иваново: Изд-во ИвГУ, 2000. Ч. 3: История, язык, культура. - 124 с.
49. Тендерная история: pro et contra. Межвузовский сборник дискуссионный материалов и программ. СПб.: «Нестор»,2000. 234 с.
50. Тендерный калейдоскоп. Курс лекций / Под. Общ. Ред. М. М. Малышевой. М.: .xAcademia», 2001. 520 с.
51. Тендерные проблемы в современном обществознании. Материалы первой межвузовской студенческой конференции. -СПб., 2001.-259 с,
52. ГепдерСтарт: сборник материалов республиканской студенческой конференции. Алматы, 2001. - 110 с.
53. Тендерные тетради. Выпуск первый; СПб филиал Института социологии РАН. СПб., 1997. - 128 с.
54. Тендерные тетради. Выпуск второй; СПб филиал Института социологии РАН. СПб., 1999. - 107 с.
55. Гоббс Т. Сочинения: В. 2 т. М.: Мысль, 1991. - Т. 1 - 2.
56. Голосепко И. А., Голод С. И. Социологические исследования проституции в России ( история и современное состояние вопроса. -СПб.: ТОО ГК «Петрополис», 1998.-123 с.
57. Городская политика и статус женщин. М.: ИЦ НЖФ,2000.-41 с.
58. Госс Ж. Ключевые понятия гуманистической и христианской концепций ненасилия // Ненасилие, философия, этика, политика / Отв. ред. А.А. Гусейнов. -М.: Наука, 1998. С. 19 - 21.
59. Григорьева Н. С., Чубарова Т. В. Тендерный подход в здравоохранении. Учебное пособие. М.: «Альфа-Принт»,2001.-96 с
60. Губман Б. Л. Западная философия культуры XX века. Тверь: ЛЕАН, 1997. - 288 с.
61. Давыдова Н. М. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания // Общественные науки и современность. 2000.4. С. 51-57.
62. Давидович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1979. - 264 с.
63. Деле; Ж. Различие и повторение. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 384 с.
64. Делокаров К. X. Женщина и ценности западноевропейской индустриальной цивилизации // Общественные науки и современность. 2000. - № 4. - С. 68 - 74.
65. Денисов В. В. Социология насилия. М.: Политиздат, 1975. - 214 с.
66. Деррида Ж. Письмо и различие: Пер. с фр. СПб.: Акад. проект, 2000. - 429 :.
67. Деррида Ж. Эссе об имени: Пер. с фр.- М.: Ин-т экперимент. социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 190 с.
68. Ерохина Л. Д., Бурляк М. Ю. Торговля женщинами в целях сексуально!"! эксплуатации. Теория и практика борьбы.-Владивостек, 2001.-211 с.
69. Женщина. Тендер. Культура / Отв. ред. З.А. Хоткина. М.: МЦГИ, 1999. - 368 с.
70. Женщина, мужчина и семья в России: последняя треть XX века / Под ред. Н. М. Римашевской. М., 2001. - 320 с.
71. Женщина в обществе. Мифы и реалии: сборник статей / Под ред. JL С. Круминг. М.: «Информация- XXI век», 2000. - 332 с.
72. Женщина и визуальные знаки / Под ред. А. Альчук. М.: Идея -Пресс, 2000. - 280 с.
73. Женщина не существует: Современные исследования полового различия / Под ред. И. Аристарховой. Сыктывкар, 1999.- 170 с.
74. Женщина в античном мире: сборник статей. М.: Наука,1995. 275 о.
75. Женщгны. История. Общество: сборник научных трудов. -Тверь, 1999,-Вып. 1.-197 с.
76. Женщины в науке: реферативный сборник / Под ред. Т. В. Виноградогой, Т. П. Ивановой. М.: ИНИОН АН СССР,1989. 1 76 с.
77. Женщины в истории: возможность быть увиденными: Сборник научных статей. Выпуск 1 / Под ред. И. Р. Чикаловой. Мн.: БГПУ,2001. 320
78. Женщины в истории: возможность быть увиденными: Сборник научных статей. Выпуск 2 / Под ред. И. Р. Чикаловой. Мн.: БГПУ,2002. 3 12
79. Женщины и насилие. Баку, 1998. -42 с.
80. Женщгны и насилие в условиях общественных изменений. Материалы Российской научно-практической конференции. -Ярославль, 2000.-254 с.
81. Жеребки на И. Женское политическое бессознательное. Проблема .тендера и н-енское движение в Украине. Харьков: ХЦГИ; Ф-Пресс,1996. 376
82. Жеребх'ина И. «Прочти мое желание.». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М.: Идея - Пресс, 2000. - 256 с. -88. Жеребклна И. Страсть. Женское тело и женская сексуальность в России. - СПб.: «Алетейя», 2001 - 335 с.
83. Зборовская Е. П. Социально-философские аспекты проблемы эмансипации женщин: Дис. . канд. филос. наук: 09. 00. 01. Киев, 1991. - 128 :.
84. Здравомыслова Е., Темкина А. Исследования женщин и тендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. - № 6. - С. 177 - 185.
85. Зыбаилов J1. К., Шапинский В. А. Постмодернизм: Учебное пособие. М.: «Прометей», 1993. - 104 с.
86. Иванова И. Н. О трактовках понятия «постмодернизм» // Русский постмодернизм: Предварительные итоги: Межвузовский сборник научных статей. Ч. 1 / Под ред. JI. П. Егоровой. - Ставрополь, 1998. - С. 21' - 27.
87. Ивбул ic В. Я. Модернизм и постмодернизм: идейно -эстетические поиски на Западе. М.: Знание, 1988. - 121 с.
88. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. - 256 с.
89. Ильин И. П. Постстуктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. - 256 с.
90. Индийская жена: Исследования, эссе / Сост. И.П. Глушкова. М.: Изд-во «Во .-точная литература», 1996. - 247 с.
91. ИнО'.емдев В. Л. Расколотая цивилизация: системные кризисы индустриал ьной эпохи // Вопросы философии. 1999.5 С. 3 - 18.
92. Иноземцев В. Л. Собственность в постиндустриальном обществе и исторической перспективе // Вопросы философии. 2000.12.- С. 3 13.
93. Иноземцев В. Л. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии? // Вопросы философии. -1998. -№ 9,- С. 27 35.
94. Иноземцев В. Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии. 1997. - № 10. - С. 29 - 44.
95. Иной взгляд: междисциплинарный альманах тендерных .исследован т / Гл. ред. И. Р. Чикалова. Мн.: БГПУ, 2002. - 64 с.
96. Капдг )тти Д. Эволюция тендерных исследований: обзор // Женщины и социальная политика (тендерный аспект). М .,1992.-С. 156- 164.
97. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. М.: Акад. проект, 200;). - 317 с.
98. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М.: Изд -во "Институт социологии РАН", 1999. - 180 с.
99. Клнменкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из ■России. М.: Преображение, 1996. - 155 с.
100. Климе кова Т. А. От феномена к структуре. М.: Наука, 1991. - 88 с.
101. Клнменкова Т. А. Феминизм // Современная западная философия Словарь / Сост.: В. С. Малахов, В. П. Филатов. М.: Политиздат. 1991. - С. 315 - 316.
102. Клименкова Т. А. Философские проблемы неофеминизма 70-х гг.//Вопро:ы философии. 1988.- № 5. - С. 148 -157.
103. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно -культурные последствия технического развития: Пер. с нем. М.: Республика, 1997. - 240 с.
104. Козло: ски П. Общество и государство: неизбежный дуализм: Пер. с нем. Н. J1. Петренко. М.: Республика, 1998. - 368 с.
105. Козлопеки П. Супермодерн или постмодерн? Деконструкция и мистика в двух версиях постмодернизма // Историко- философский ежегодник. 1997. - С. 338 - 356.
106. Кол макова Т. И. Феминизм как современная социально-политическая теория: Дис. . полит, наук: 23.00. 02. М.,1991. 166
107. Кокберн С. Пространство между нами. Обсуждение тендерных и национальных идентичностей в конфликтах: Пер. с англ. М.: .«Идея-Пресс», 2002. - 256 с.
108. Кон 11. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат. 1984. - 335 с.
109. Кон И. С. Сексуальная культура в России: Клубничка на березе. М.: О. Г. I ., 1997. -460 с.
110. Кон И. С. Битва за штаны: этикет, мода, политика, идеология // Человек. 2001.- № 5. - С. 63 - 78.
111. Коршунов А. М., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. vl: Политиздат, 1988. - 381 с.•118. Крав- енко И. И. Общественный кризис XX века и его отражение :: ряде западных концепций // Вопросы философии 1999. -№ 1. С. 3 - 16.
112. Кукаренко Н. Н. Социально-философский анализ проблемы равноправия в тендерной перспективе: Автореф. дис. . канд. филос. наук.- Архангельск, 1999. 24 с.
113. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе: Докл. в Рим. Ун-те 16-21 сент. 1953 г.: Пер. с фр. -М.: Гнозис, 1995. 192 с.
114. Лиогар Ж.-Ф. Заметки о смыслах «пост» // Иностранная литература. 1994. - № 1. - С. 56-59.
115. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.
116. Лихт Л Сексуальная жизнь в древней Греции. М.: КРОН-ПРЕСС, 19( 5. - 315 с.
117. Локк Дж. Сочинения: В 3 т.: Пер. с англ. М.: Мысль, 1985 -1988.-Т. 1 -3.
118. Лорбер Дж. Пол как социальная категория // THESIS. Женщина, мужчина, семья. 1994. - № 6. - С. 127-136.
119. Лоренц К. Агрессия: /Так называемое «зло»/: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1994. - 272 с.
120. Лоуэн А. Язык тела, Ростов н/Д: «Феникс», 1998. - 383 с.
121. Мальтнева М. М. Современный патриархат. Социально-экономическое эссе. М.: Academia, 2001. - 352 с.
122. МангеГ.м К. Диагноз нашего времени. М., 1994. - 700 с.
123. Мангейм К. Очерки социологии знания. М., 1998. - 249 с.
124. Матер чалы Первой Российской летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай -96» / Под ред. О. Ворониной, 3. Хоткиной, Л. Луняковой. М.: МЦГИ, 1997. - 198 с.
125. Матяш Т. П. Постмодерн // Культурология. Ростов н/Д, 1995. -С. 317 - 342.
126. Мерло Понти М. Око и дух / Пер. с фр., предисл. и коммент. А. В. Густыоя. - М.: Искусство, 1992 - 63 с.
127. Миллет К. Сексуальная политика // Вопросы философии. 1994. - № 9. - С. 147 - 172.
128. Милтс А. А. Гармония и дисгармония личности: Филос.- этич. очерк: пер. с латыш. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1990.-220 ;.
129. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т./ Под ред. С. А. Токарева. М.: Рос. энциклопедия, 1994. - Т. 1 - 2.
130. Мифология и повседневность: тендерный подход в антрополо! тческих дисциплинах. Материалы научной конференции 19-21 февраля 2001 г / Сост. Н. А. Богданов, А. А. Панченко. СПб.: «Алетейя». 2001. - 400 с.
131. Мухлынина Н. Л. Дискурс и субъект: иллюзии самовыражения пола: Авто|:еф. дис. . канд. филос. наук. Екатеринбург:1996. 25 с.
132. Насилте и социальные изменения. Альманах. Часть I. М., 2000,- 1 12 с.
133. Насилие и социальные изменения. Альманах. Часть II-III. М., 2000.-224 з.
134. Некра ;ов С. Н. Феминистский постструктурализм: теория и практика // Философские науки. 1991. - № 1. - С. 67 - 79.
135. Нетипичная семья: образ жизни и положение в российском обществе: Сборник статей / Под ред. Е. Ф. Ачильдиевой. М.: Изд-во «Станки ». 1997. - 176 с.
136. Никитич Л. А. Лабриола. М.: Мысль, 1980 - 200 с.
137. О муж з(К)ственности: Сборник статей/ Под ред. С. Ушакина. -М.: Новое литературное обозрение, 2002. 720 с.
138. Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы/11сд. ред. Ф. Гардинер. М.: Идея -Пресс, 2000. - 312 с.
139. Общество. Тендер. Культура: Материалы международной научно- пр; ктической конференции (Омск, 20 21 сентября 2001 г.): в 2 ч. - Оме ;: Омск', госуниверситет, 2001,- Ч. 1 - 2.
140. Общество в тендерной перспективе: Сборник статей/ Под ред. Е. Г. Луковицкой. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 88 с.
141. Овсянникова И. А. Либеральная философия Бенедетто Кроне. -Омск: И ;д ;.о ОмГТУ, 1998. 424 с.
142. Овсянникова И. А. Свобода как либеральная ценность // Омский научный вестник. 1998. - № 3.
143. Огур: ов А. П. Мангейм Карл // Современная западная •философия . М.: Изд- во полит, лит-ры, 1991. - С. 169 - 170.
144. Осном I тендерных исследований: Учебная программа по курсу / Под общ. зед. О.А. Ворониной, Н.С. Григорьевой, Л.Г. Луняковой. М.: МЦП ' / МВШСЭН, 2000. - 39 с.
145. Очерки методологии нознания социальных явлений. М.: Мысль, 1 973. - 344 с.
146. Парсогс Т. Система современных обществ: Пер. с англ. М.: Аспект Прjsc, 1997.- 270 с.
147. Петренко Е. -Л. Тендер и образ современности // Общество. Тендер. Культура: Материалы международной научно-практической конференции (Омск, 20-21 сентября 2001 г.): в 2 ч. Омск: Омск, госунивер'-нтет, 2001.- Ч. 1,- С. 3 - 8.
148. Петренко Е. Л. Карл Каутский: очерк социальных воззрений. М.: Знание, 1991. 63 с.
149. Петре::ко Е. Л. Эдуард Бернштейн // Марксистская философия в международном рабочем движении в конце XIX начале XX века. -М.: Наука, '984. -С. 132 - 147.
150. Платой. Государство // Платон. Государство. Законы. Политик. М.: Мысть, 1998. - С. 63 - 382.
151. Плосс Г. Женщина: В 3 т. / Под ред. А. Г. Фейнберга.- 2-е изд., испр.- Сыктывкар- Киров: Г1ЕРЯ МАА - ГИПП "Вятка",1995.-Т. 1-3.
152. Подвойская Л.Т. Гармония как тип отношений социальных общностей: Автореф. дис. . канд. философ, наук. М., 2000. - 25 с.
153. Подорога В. А. Выражение и смысл. М.: Ad Marginem,1995. 430 с.
154. Пол, rt ндер, культура: немецкие и русские исследования: В 2 ч. / Под ред. "т. Шоре, К. Хайдер,- М.: Издательский центр РГГУ, 1999 -2000. Ч. -2.
155. Посад жая А. Женские исследования в России: перспективы феминисте! ото видения // Женские региональные инициативы: их политическая судьба после выборов.: Материалы к семинару. -Жуковский. 1994. С. 54-73.
156. По'1о.;ок пола: сборник научных и публицистических статей. -.Новосибирс к, 1998.-229 с.
157. Пусговалова 3. В. Женщина как социокультурная группа общества: Дис. . канд. филос. наук: 09. 00. 11. Б. м., 1993 - 128 с.
158. Пуш карева Н. JI. Зачем он нужен этот "гендер"? (Новая проблематика, новые концепции, новые методы анализа прошлого) // Социальная история. Ежегодник 1998/99. М.,1999. С. 155 - 174.
159. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дне г: В 4 т. СПб, 1996-1997. - Т. 1 - 4.
160. Репина Л. П. Пол, власть и концепция «разделенных сфер»: от истории женщин к тендерной истории // Общественные науки и современность. 2000. - № 4. - С. 123 - 137.
161. Рубан нова Т. А. Философия феминизма и культура // Вестник Омского университета: ежеквартальный журнал. 1998.4 (10). С. 35 -38.
162. Рябов О.В. Русская философия женственности (XI XX вв.). -Иваново: М щательский центр «Юнона», 1999. - 359 с.
163. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991. - 366 с.
164. Сен-Симон А. Собрание сочинений. Пер. с фр. В. В. Святловского. -М. Петроград: Гос. изд-во, 1923. - 363 с.
165. Смирнэв А. И. Женщины военнослужащие: правам проблемы// Человек. 1000. -№3. С. 124 - 130.
166. Современная западная социология: классические парадигмы и поиски новой парадигмы. К XII всемирному социологическому конгрессу. Мадрид. 1990 г. М.: ИНИОН АН СССР,1990. С. 147 - 157.
167. Соколов Б. Г. Жак Деррида: (Проблемы маргинального философского дискурса): Дис. . канд. филос. наук: 09. 00. 03. СПб, 1993. - 194 о.
168. Сороктн П. А. Человек. Цивилизация. Общество. / Общ. ред., сост. и прокисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992.- 224 с.
169. Социология и проблемы социального развития. М.: Изд-во «Наука». 1 78. - 479 с.
170. Стетынко Т. И. Феминистский социокультурный проект: (Социальные рамки тендерной самоидентификации личности в условиях современной культуры): Дис. . канд. культурол. наук: 24. 00. 01. Владивосток, 1997. - 182 с.
171. Стра/.а В. Западничество и славянофильство в обратной перспектив? // Вопросы философии. 1993. - № 7. - С. 57 - 63.
172. Теория и история феминизма: Курс лекций / Под ред. И. Жеребкипот. Харьков: Ф-Пресс, 1996. - 376 с.
173. Теопп: и методология тендерных исследований. Курс лекций / Под общ. | ед. О. А. Ворониной. М.: МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001. - 4 :
174. Тойнбт А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сб.: Пер. с англ. СПб.: Прогресс-Культура, 1996. - 480 с.
175. Толерантность и ненасилие: теория и международный опыт: Материал!•! Зимней школы, Екатеринбург, январь февраль 2000 г.: В 2 ч. - Ьк; еринбург: Изд- во Урал, ун -та. 2000. - 4.1 - 2.
176. Томпсон Дж. Л., Пристли Дж. Биологический и социальный пол // Социология: Вводный курс: Пер. с англ. М.: Издательство ACT; Львов: Инициатива. 1998. - С. 70 - 104.
177. Уодцсо М. О терпимости: Пер. с англ. яз. И. Мюрнберг. М.: Идея -Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 160 с.
178. Углам н С. А. Пол как идеологический продукт: о некоторых направлениях в российском феминизме // Человек. 1997.2.-С. (>2-75.
179. Ушакнн С. А. Политическая теория феминизма // Вопросы философ в I!. -2000. -№ 11.- С. 27 52.
180. Фетг ова В. Г. Типология модернизаций и способов их изучения Вопросы философии. 2000. - № 4. - С. 3 - 27.
181. Фемпвизм и тендерные исследования. Хрестоматия / Под общ. ред. В.П. Успенской. Тверь: «Изд-во Алексей Ушаков и К»,1999. !7? с
182. Фемсвизм: Восток, Запад, Россия. М: Наука. Издательская фирма "В ч точная литертура",1993,- 243 с.
183. Феминизм: перспективы социального знания: реферативный сборник С тв. ред. О.А. Воронина. М.: ИНИОН / ИФ РАН,1992. 24:196. "Феминизм под любым другим именем" в Украине: женщины репрезен; в ->уют самих себя. Харьков: ХЦГИ, "Крок", 2000. - 68 с.
184. Репс: a Postsovietica. Украинская женщина в переходный период: Or социальных движений к политике. Харьков: ХЦГИ, 1998 - 33 :.
185. Форм; рование гендерной культуры у студенческой молодежи: сборник с гатей и рефератов. Набережные челны, 1995. 152 с.
186. Фрейл 3. Избранное: Пер. М: Внештогриздат, 1990. - 448 с.
187. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции: Пер. СПб.: Питер, 2001. - 381
188. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности: Пер. с нем.-Харьков: Фэлио, 1999. 381 с.
189. Фрпдан Бетти. Загадка женственности: Пер. с англ. М.: Прогресс. 1994,-496 с.
190. Фролоза С. В. Человеческая телесность: онтологические начала и методологические основания: Автореф. дис. . канд. философ, наук. Салатов, 2000. - 24 с.
191. Фр1 -m.v Э. Анатомия человеческой диструктивности: Пер. М.: ООО «Изд- ю ACT - ЛТД», 1998. - 672 с.
192. Фромх Э. Иметь или быть?: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. - 23 <
193. Фук,) М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет: Пер. с франц. М: Касталь, 1996. - 44 ;.
194. Фуко 'Л. История безумия в классическую эпоху: Пер. с фр. И. К. Стаф. СПб.: Рудомино, Университетская книга, 1997. - 576 с.
195. Фукс М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы: Пер. с фр. М.: Ad Mi rginem, 1999. 479 с.
196. Ф) р >, Ш. Избранные сочинения: В 4 т.: Пер. с фр. И. И. Зильбсрфарба. М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1951-1954. - Т. 1 - 4.
197. Черно за И. И. Основы тендерных знаний. Учебное пособие. -Н. Новгород, 200,- ИЗ с.
198. Чесп л ов Г. Д. Фихте: философ и человек // Социальная теория и совремеп юсть. М.: РАГС при Президенте РФ, 1997. - Выпуск 27.
199. Чесни :ов Г. Д. Философия истории А. Тойнби // Социальная теория п современность. М.: РА ГС при Президенте РФ, 1993. -Выпуск 7.
200. Хасбулатова О. А. Опыт и традиции женского движения в России i \М 0-1917). Иваново: Изд-во ИвГУ, 1994. - 136 с.
201. Хор!и; К. Невроз и развитие личности: Пер. с англ. / Под ред. В. Е. Koi am, Д. А. Леонтьева. М: Смысл, 1998. - 375 с.
202. Хор г и К. Собрание сочинений: В 3 т.: Пер. с англ. М.: Смысл, 1993 -1997. - Женская психология. Т 1.: Пер. с англ. - СПб.: Вост. -Европ. ПН-! психоанализа, 1993. - 221 с.
203. Хоткпиа 3. Тендерные исследования в России // Домашняя юридическая энциклопедия. Под. ред. С. В. Полениной. М.: Олимп. 1998. - С. -1Я7 - 491.
204. Хо ! ста 3. Созидающий диалог: свобода быть собой // WE / 'МЫ.-! 99-'.- №3(19) -С. 16 20.
205. Хрес иматия к курсу "Основы тендерных исследований" / Под ред. О.Л. Дорониной, Н. С. Григорьевой, Л.Г. Луняковой.- М.: МИГИ- ХсШСЭН, 2000. 396 с.
206. Хрсс! оматия феминистских текстов. Переводы. / Под ред. Е. Здравом ыс:ювой. А. Темкиной. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2000,- 30? v .
207. Юлипа Н. С. Женщина, семья и общество. Дискуссии в феминистской мысли США // Вопросы философии. 1994.9. с. 132 - 146.
208. Юли! а Н. С. Проблемы женщин: философские аспекты '(Феминистс кая мысль в США) // Вопросы философии. 1988. -№5.-С. 13 7 -147.
209. Ярскач-Смирнова Е. Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки тендерных исследований/ РАН. ИНИОН, Саратов. Гос. техн. унт. Центр соц. толитики и тендерных исслед. М., 2001. - 254 с.
210. Ahmed Sara Differences That matter. Feminist Theory and Postmodernism. Cambridge: University press, 1998. - 222 p.
211. Aivesson M. and Billing Y. D. Understanding Gender and Organization. London, Thousand Oaks «New Delhi», «Sage 'Publication) , 1997.-248 p.
212. Anihias T. and Yuval-Davis N. Race, nation, gender, calour and class and ami-racist struggle. London, N.Y., Routledge, 1992. - 226 p.
213. Bacchi. Carol Lee The Politics of Affirmative Action: «Women», Equality ant Category Politics. SAGE, 1996. - 176 p.
214. Batter.-by Chistine Gender and Genius: Towards and Feminist Aesthetics. -London, The Women's Press, 1989. 192 p.
215. BlatTe S. H. The Woman. That Never Evolved. Cambridge; Massael use ts, Z., 1983. - 256 p.
216. Brooks Ann Postmodernism, Feminism, cultural theory and cultural forms. i.о; don, N. Y.: Routledge, 1997. - 240 p.
217. Butler J. Gender Trouble. Feminism and subversion of identity. London. N. {.\ Routledge, 1999. 221 p.
218. Changing Boundaries Gender Roles an Sexual Behavior. Ed. by E. R. Allgeier and N. B. McCormick. California: Mayfield publishing company, 1983. - 347 p.
219. The Challenge of Tocal Feminism. Women's movements in Global Perspective. Ed. by Amrita Basn. San Francisco; Oxford: Westview1. Press, 1995. 493 p.
220. Communication and Gender. Third Edition. Boston, London, Toronto: «Ailyn and Bacon», 1998. - 270 p.
221. Contemporary Feminist Theories. Ed. by S. Jackson. N. Y.: University Press, 19.98. - 271 p.
222. Dizior.ario di Politica. Diretto da N. Bobbio, N. Matteucci, G. Pasquino. Torino, 1992. - 1236 p.
223. Epstein C. F. Deceptive Distinction. Sex, Gender and the Social Order. New Haven and London, 1988. - 300 p.
224. Feminism and philosophy. Essential Readings in Theory, Reinterpretaiion and Application. Ed. by N. Tuana and R. Tong. San Franci sco: С xford: Westview Press, 1995. - 549 p.
225. Feminist interpretation of Michel Foucault. Ed. by S. Hekman.
226. Penns\ Ivanh University Park, 1996. 320 p.•242. Feminist practice in the 2 i st centum. Washington: NASW^ Press,1995. 576 ).
227. Feminist Social Thought: A Reader. Ed by D. T. Meyers. London, N. Y.: Rou(l idge, 1997.- 772 p.
228. Friedai B. The Second Stage. N. Y.: Summit Books, 1981. - 344 p.
229. Gender (Body) Knowledge. Feminist Reconstruction of Being and knowing. Ed. by A. M. Jaggar and S. R. Bordo. New Brunswick, New Jersey: Rutgers University Press, 1992. - 376 p.
230. Gender reversals and gender cultures. Anthropological and historical perspectives. Ed. S. P. Ramet. London and N.Y.: Routledge,1996. 23 I o.
231. Gendered Symbols and Social practices. Ed. by V. B. Due, Rudie and Т. 13ieie. -Oxford; Berg, 1993. 297 p.
232. The Скaider of Modernism. A critical anthology. Ed. by В. K. Scott. -Indiana Un versity Press, 1990. 718 p.
233. Gi 1!igan Carol On a different voice. Psychological theory and women's development. Cambridge: Harvard University Press,1998. i 8-1 o.
234. Goffman E. Gender display // Studies in the Antropology of Visual Communication. 1976. -No.3. - P.69 - 77.253. 1 looks Bell Ain't a woman: black women and feminism. Boston: South End Tress, 1981.-205 p.
235. Tiie lr. 3act of Feminist Research in the Academy. Ed. by Farnham C.- Indiana Jni versity Press, 1987. 227 p.
236. Forber Judith Gender and the Social Construction of illness.-London, Thousand Oaks «New Delhi», «Sage Publication»,1997,- 147 p.
237. Forber Judith Paradoxes of Gender. New Haven and London: Yale
238. University ; ress, 1994. 424 p.257. kaulm.'.n M. Cracking the armour. Power, Pain and Lives of Men. -Toronto: Viking Canada, 1993 346 p.
239. Mascia-Lees F.E. and Bla •! N. J. Gender and Anthropology. U.S.:
240. Wave-land 'ress, INC», 2000. 128 p.1RJ
241. Minas A. Gender Basics. Feminist perspectives on Women and Men. California: Wadsworth Publishing Company, 1993. - 545 p.
242. Modem feminism. Political, Literary, Cultural. Ed. by Maggie Humir, N. Y.: Columbia University Press, 1992. - 420 p.
243. Nature, culture and gender. Ed. by Carol P. MacCormack and Strathern M. Cambridge: University Press, 1986. - 227 p.
244. New kminist criticism. Art. Identity. Action. Ed. by Langer C. L., •Raven A. N. Y.: Icon Editions. 1991. - 345 p.
245. Ruth Sheila Issues in Feminism. An Introduction to Women's Studies. California, London, Toronto, 1990. - 332 p.
246. Su.henand M. Women in higher education: Effect of crises a. •change / 1 iigher educations. Amsterdam, 1988. Vol. 17. - P. 479 - 490;
247. Yetter .3. TvL Women in science // The American woman: A rep. in depth.-N. .; I 1987. P. 208 - 214.
248. What is feminism? Ed. by J. Mitchell and A. Oakley. N.Y.: Pantheon IN oks, 1986. - 241 p.
249. Woi'iscncraft M. Vindication of the rights of woman. Edited with an introduction by Miriam Brody. Great Britain: Penguin Books,1985. 31: p.о
250. Women: a feminist perspective. Second edition. Ed. by J. Freeman. -California: May field Publishing Company, 1979. 621 p.
251. Women, Knowledge and Reality. Ed by A. Garry and M. Pearsall. -London, N. Y.: Routledge, 1996. 500 p.
252. Women's Studies and Research on women in the Nordic countries. 1994-1995. Turku, 1995. 52 p.