автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Феномен абсурда

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Кондюкова, Елена Станиславовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Диссертация по философии на тему 'Феномен абсурда'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Кондюкова, Елена Станиславовна

ВВЕДЕНИЕ . 3-

ГЛАВА 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

АБСУРДА

1.1. СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОКИ И СУЩНОСТЬ АБСУРДИСТСКОГО МИРООЩУЩЕНИЯ .. 13

1.2. ИСТОКИ АБСУРДА В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ . 33

1.3. ВНУТРЕННЯЯ ЛОГИКА АБСУРДА

С ЭВОЛЮЦИЯ ПОНИМАНИЯ И СМЫСЛА) . 46

ГЛАВА II. ЭВРИСТИКА ЭСТЕТИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

АБСУРДА

ПЛ. АБСУРД - ПОГРАНИЧНОЕ СОСТОЯНИЕ ЭСГЕТИКО

ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ .. 68 ~

11.2. КРИЗИС ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ИЛИ ОСОЗНАНИЕ 88

КРИЗИСА?

П.З. ТРАДИЦИИ АБСУРДА В ЭСТЕТЙКО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ

ОСВОЕНИИ РЕАЛЬНОСТИ .105

 

Введение диссертации1995 год, автореферат по философии, Кондюкова, Елена Станиславовна

эстетического осмысления бытия приобретает особое трагедийное звучание - ведь именно в переходные моменты жизни личность оказывается под "сапогом" истории. Прежние духовные ориентиры и нравственные ценности, зачастую, распадаются» а новь® ещё не сформированы. Жизнь и культура как, бы пребывают в пограничном состоянии, когда в данном пространстве и данном времени искусство и действительность "согласуются" в направленности разрушения. В пафосе разрушения ешё сложно увидеть новые смысловые горизонты, но» несомненно, они существуют.

Человек болезненно расстается с прошлым. Опыт прежних заблуждений» всё же, объясним и понятен, а можно ли доверять будущему? "Как только общество разбивается на части, так социальное» заложенное внутри нас» теряет своё объективное начало" - писал Э. Дюркгейм. Отсюда - не только стойкие ощущения психологического дискомфорта, но и ностальгия по "надёжному" старому миру, его преувеличенная идеализация. Казалось бы, человеческий разум "открыл" некие фундаментальные законы йытия, но в кризисные периоды законы переставши работать. Почему так происходит?

К началу XX века классическое миропонимание представило отношения "человек - мир" как изолированную предметную сферу, обусловленную логиком "рацио". Внутри этой системы действуют определённые природные-, социальные и эстетические закономерности. Однако бурное развитие цивилизации, расширение познавательных возможностей показали относительность многих законов и методов в предельных ситуациях.

Выход за пределы "обжитой" системы, обусловленный ростом научного и философского знания, для личности переломной эпохи представляется катастрофой. В условиях дефицита традиционных духовных ориентиров возникает различные ФилоеоФско-зететические концепции, предоставляющие человеку возможность самоутверждения в новой реальности- Так, в начале нынешнего столетия утвердилось мировоззрение абсурда, подтвердив своим появлением неспособность традиционных воззрений "расшифровать" мир с позиции непреложных законов.

Когда мы употребляем в обыденной речи выражение "довести ситуацию до абсурда", мы подразумеваем не что иное, как доведение системных изменений до такого предела, за которыми начинаются совершенно новые события. Если система начинает "пробуксовывать", то интуиция нам подсказывает - необходимо пройти точку бифуркации» чтобы разрешить системный кризис. Новые свойства, приобретенные системой на границе, выведут и предмет на новое освоение его человеком.

Речь об абсурде заходит в трагические моменты истории. Это не означает, что абсурд как социальный и эстетический феномен рождается только в кризисе, но именно тогда он становится одной из существенных характеристик бытия, и, в какой-то мере, "нормой жизни". Поэтому главным вопросом для человека в переходный период является вопрос о том, как выжить. Причём выжить не только Физически, но и духовно, то есть сохранить своё достоинство, личностную ценность, нравственные ориентиры и эстетические привязанности.

Абсурд вызревает из действительности и оценивается сознанием как. парадокс» раскол» противоречие. Однако лишь искусство способно вычленить, "вытянуть" из жизни "неявный" парадокс и представить его в "истинной наготе", так как сама пластика» отзывчивость искусства позволяет ему " захватывать" эту реальность и вьь-делять что-то особо значимое» важное» отыскивать несуразное в окружении и находить закономерность в хаосе. Поэтому почти невозможно установить грань, за которой начинается "неискусство": все формы творческой реализации человека обусловлены реальностью, а реализация может быть как позитивной, так и деструктивной. В этом заключается специфика данного исследования.

Парадоксальность эстетического осмысления абсурда заключается именно в его расколотости: с одной стороны, выделяя "абсурд" из жизни, эстетика абсурда гармонизирует, упорядочивает реальность С мы различаем Формы бытования абсурда, можем проследить его логику), с другой - само понятие "абсурд" исключает всякую гармонию и порядок, вносит элемент "разрушения". Вот почему любое исследование абсурда находится как бы в пограничной полосе временного соглашения языка и ситуации, полосе уступок, допущений и условностей.

Это и послужило основанием исследования проблемы абсурда в диссертационной работе. Актуальность данной темы определяется тем драматическим состоянием, в котором пребывает сегодня культура. Многое зависит от нашего отношения к реальным проблемам культуры» причина, которых, видится, прежде всего, в неподготовленности человеческого сознания осмыслить стремительные перемены во всех сферах жизни, невозможности привыкнуть к изменчивому миру, к его множественным социокультурным образованиям.

В работе исследуется однонаправленность жизни и культуры с точки зрения концепций абсурда, потому что, думается» абсурд стад» во-первых, стилем обыденной жизни, основой большинства социальным отношений» как "пережиток" прошлого» и, во-вторых, принципом мировосприятия нескольких поколений.

Под "абсурдом" обычно понимается:

1. философия и эстетика абсурда С теоретическое описание явления),

2. Сами явления» которые дескриптируются данными философскими теориями,

3. Направление абсурда в искусстве.

4. Стиль социальной жизни в переходный период истории Со нём говорят как о "смутном", "абсурдном").

5. Нелепости частного порядка в обыденном понимании. Феномен абсурда не всегда объясним с позиции привычной логики. хотя понятие широко употребляется не только в эстетако-философских текстах, но и на страницах газет, и в обыденной речи.

В центре диссертационной работы - проблема эстетмко-иу до-явственного абсурдного сознания как сознания отверженного, отчуждённого от реальности. Социальный абсурд С материальное его проявление в виде вещественных отношений между людьми) является основой кризисного сознания. В этом аспекте абсурд потенциально неисчерпаем ™ его конкретно-исторические формы изменчивы и многообразны.

Первая глава диссертации посвящена характеристике абсурдистского мировоззрения, выявлены истоки и причины абсурда в социокультурной жизни, этиология абсурда в духовной культуре, обосно

М. Фуко, М. Эиштейна.

Определению специфики иррационального эффекта человеческой практики в историко-временном плане посвящены труды Ф. Ницше, Э.Фромма, К.Ясперса, Ж.Эллюля, М.Хайдеггера, Ортеги-и-Гассета.

Изученные работы советского м постсоветского периода автор условно разделяет на три группы (по принципу отношения к исследуемой проблеме):

Первая характеризует догматически-разделительный подход. Рассмотрение проблемы абсурдного с точки зрения критики буржуазной действительности и культуры. Эстетика абсурда расценивалась как очередная иррационалистическая теория западноевропейской интеллигенции, отражающая кризис капиталистического общества. Сюда относятся работы, представляющие интерес не в оценочном, а в информационном плане: И.Куликовой, А.Кукаркина, В. Крючковой, Б. Смирнова, Л. Гурко, А. Кеттл, и др.

Нельзя не заметить, что это наша общая беда, а не вина отдельных эстетиков, искусство ве до в, философов : идеологизация затронула все сферы жизни, особенно область культуры как инструмента манипулирования массовым сознанием. Поэтому была необходима определённая доля смелости, чтобы выступить в защиту философии и театра абсурда, в защиту мировоззрения трагического гуманизма (работы Т.Бачелис, А.Аникста, А.Дорошевич, В.Рыкунова, А.Михее-вой), философско-эстетические аспекты изучаемой проблемы обнаруживаются в работах уральских авторов: Я. Тубина С лекции по драматургии и театру "абсурда"), Л. Когана С соотнесение эстетико-худо-жественного опыта автора в общении с классикой и социальной действительности) , В.Кемерова С проблема человека как вещи).

Г.Мокроносова, Р.Москвиной (проблема человека в философии и литературе), А.Еремеева (ситуации пограничных состояний искусства). Эти исследования относятся ко второй группе работ, отличающихся в рамках традиции уважительным подходом к другим языкам культуры.

Третья группа работ открывает философскую и эстетическую дискуссию по проблеме распада духовного. Сюда относятся исследования последнего десятилетия В.Афанасьева, М. Барга, В. Виноградова, В. Ковальзона, молодых культурологов М.Шапира, В.Руднева, М.Эпштей-на.

Разработка проблемы "абсурда" в отечественной культурологии не пошла дальше констатации того, что мифология абсурда - лишь умственная конструкция, продукт неприкаянного, больного сознания.

Таким образом, логика изучения Феномена абсурда не совпала с логикой самой жизни. Неприятие многими отечественными эстетиками и философами "абсурдностей" бытия связывалось не с кризисом непосредственно самого сознания, а с Фантасмагориями расколотого сознания.

В настоящее время пришло понимание того, что без прояснения духовной ситуации в России невозможна прямая включённость в конфликты эпохи, когда существует опасность потери собственного "Я". Ситуация объективно стала выравниваться в сторону открытости другим мыслительным парадигмам. Эта тенденция стала ощутимой в культурологических работах К.Долгова, В.Папёрного, В.Вельша, А. Степанова, Б.Гройса. Поэтому на научно-практических конференциях различного уровня "Россия в поисках идентичности" (Москва,1993), "Духовность и культура" СЕкатеринбург, 1994) обозначилось состояние общей тревоги за духовную ситуацию в России, связанную с утратой ценностных ориентиров.

После фмлософско-эстетической разработки темы "абсурда" у Французским экзистенциалистов данная проблема в плане конкретного соотношения социального опыта и его эстетического обобщения до сим пор не ставилась. Однако необходимость в этом назрела. С одной стороны, абсурд в эстетике идентифицируется с такими широко обсуждаемыми в социально-Философской мысли феноменами, как "отчуждение", "стихийность", "иррациональность", "превращенные Формы", "хаос", "бифуркация", с другой - является одной из определяющих характеристик современного бытия, почему и возрастает снова массовый интерес к произведениям абсурдистов.

Нынешнее состояние исследований в отечественной культурологической мысли указывает на безоговорочное признание протекания в обществе процессов деструкции. Причём это касается исследований самых разных планов и подходов к проблеме кризиса (выживания человека в экстремальных условиях). В этом аспекте интересны статьи и монографии Г.Дилигенского» Г.Кнабе, Е.Седова, Ф.Селиванова, Ю. Урманцева, Н. Трубникова. следования является описание современного состояния эстетической проблемы "абсурда", как проблемы, вновь обнаружившей свою актуальность в "новой реальности".

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

1. Охарактеризовать социально-психологические истоки и сущность абсурдистского понимания мира.

2. Выявить логический аспект "абсурда", то есть проследить становление понимания данного Феномена в историческом времени и тем самым обозначить многообразие его культурным форм бытования.

3. Исследовать современное философское понимание "абсурда" как пограничного эстетического состояния С кризиса) системы.

4. Показать пути Формирования зстетико-художественного абсурдного сознания и аспекты его эстетико-художественной "деятельности" в смутную эпоху "выживания"

Хвоттмивскт.ж^мвтталтжтсшш-.мснавш.

При изучении специфики отношений "социальный абсурд - духовная культура" автор основывался на теоретическом наследии основателей абсурдистской философии и эстетики» разработавших систему категорий абсурда, на труды по обшей философии в историческом» социологическом и психологическом аспектах С произведения А.Камю, Ж-П.Сартра, К.Поппера, Э.Фромма, К.Ясперса, А-Бергсона, В.'Франкла, М. Хайде ггера).

Рассматривая вопрос о взаимоотношениях традиции' (в Форман пассеизма и нормативной морали, придавшим устойчивость социуму) и новаторства, тоже дуалистичного по своей направленности, диссертант обращается как к традиционным концепциям миропонимания, так и к неклассическим толкованиям мира и человека в современном мире.

Существенное влияние на подход к проблеме абсурдного оказали идеи М-Бубера (характеристика двух Форм отношений между людьми (непосредственных и отчуждённых'), М. Мамардаивили (сущность "превращенных Форм действия"), современных философов и культурологов В.Руднева (описание логики "метанормальности"), М.Шапира (попытка определения пограничных явлений), М.Зпштейна (характеристика кризисной культуры), В. Ерофеева С новый подход к. реальности как к Возможности, Тенденции).

Для анализа востребованной ныне "абсурдной культуры" привлекались драматургические и теоретические тексты 3.Ионеско, С. Бек-кета» А. Арго» Ф.Аррабаля, Ж.Жене, Г.Пинтера» тексты совремнных модернистских писателей. Автор также обращался к произвелениям Г.Гессе» Ф.Кафки, Т.Манна, М.Пруста.

Методологической основой исследования выступают принципы

- исторического подкола (становление понятия как исторического Феномена). Основой послужили статьи М.Мамардашвили, В.Соловьёва, Э.Швырёва» В. Библера, Р.Барта, Г.Кнабе, Б.Оливы,

В. Папёрного, системного подхода как наиболее адекватно отражающего реальность, по мнению автора С работы И. Пригожина, И. Стенгерс, П.Фейерабенда, П.Ачильдиева, Ю.Урманцева).

- сравнительно-типоло гическо го анализа С одномоментное обращение к произведениям разного плана, например, к религиозно-Философскому трактату М.Бубера, научным исследованиям И.Пригожина. художественным произведениям самого широкого плана. Метод сравнительного анализа предоставляет возможность соединить имеющиеся представления об абсурде путём сопоставления, различения и аналогий. Данный принцип исследования позволяет отнести изучаемые работы к той или иной мыслительной парадигме С классической или неклассической) .

Эмпирической базой диссертации послужили материалы публикаций в общественно-политических изданиях, информация из популярных газет и журналов, телевизионных программ. Автор также обращался к личному опыту, основывался на непосредственных наблюдениях за жизнью, за ходом культурных процессов.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Феномен абсурда"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На пороге нового века человек пытается найти духовные ориентиры и ценности, но в пору утраты традиций сделать это не так просто» поэтому в последнее время бытует мнение о том» что жизнь социума и отдельного человека пропитана абсурдом до самого основания. Процессы, происходящие сегодня в политической, экономической и социальной сферах российского общества показывает1, что абсурд потенциально неисчерпаем, пока многообразны и изменчивы его конкретно-исторические Формы.

В диссертационной работе внимание акцентировало на двустороннем аспекте его социокультурного бытования: 1) "внутренее" состояние, вытекающее из природы привычного, банального, 2) "внешнее" состояние» характеризующее переход" системы в иное качество. 13 - это "рождение" абсурда через отношения особого рода, вещные отношения, которые позволяют манипулировать человеком, использовать его в своих целях. С 23 - это глубокое состояние кризиса, когда система претерпевает Флуктуационные изменения» возможно» необратимые.

Если в первом случае ситуацию можно разрешить посредством духовно-нравственного совершенствования - переходом от отчуждённых отношений "Я - ОНО" к взаимоотношениям другого типа, непосредственным "Я - ТЫ", то во втором случае таким способом изжить проблему практически невозможно, так как затрагиваются слишком масштабные структуры человеческой реальности, достигшие крайней точки своей эволюции, за которой обнаруживается готовность системы к коренным переменам.

Через эволюцию - инволюцию понимания абсурда просматривается общее состояние системы с нарушением её целостности. Иной взгляд на проблему кризиса в любых сферах реальности прослеживается, как мы отмечали, в научно-философской школе И. ГЬигожина, у культурологов В.Папёрного, В.Ерофеева, М.Эпштейна. Реальность» с точки зрения этих авторов, есть Возможность, Тенденция» Становление, а не "пространственно-временной образец". Вероятно, кризис - это свойство высокоразвитой культуры, более того, источник её поступательного развития: Кризис означает, что культура вышла на последнюю грань своего существования, готова утратить себя.СИ

Развитие во времени понимания абсурда представляет собой замкнутый круг возвращения к исходной точке понимания, посредством пути нарстаицего самоотрицания, и далее - к Фактическрй исчерпанности темы к началу 70-х, и снова пробуждения интереса в период нынешних социальных кризисов. Абсурд - это магический театр Степного Волка С 23» подмигивающий нам миражными огоньками, завлекающий многосмысленностыо, и вновь и вновь обманывающий нас. Каждый раз, предчувствуя разочарование, мы всё равно поддаёмся на его провокации. Абсурд - это проявление социокультурного кризиса, точка соотношения старого и нового, неизбежная бифуркация прежнего состояния, возникающая на границе двух культур или на границе культуры и реальности. Понятие "абсурда" недостаточно закрепить

1. Эпштейн М. Парадоксы новизны. М.: Советский писатель. 1988. С.398.

2. Гессе Г. Избранное. М. 1977. семиотически, потому что сущность явления невозможно полностью выразить через знак. М. Мамардашвили вообще полагал, что язык и абсурдная ситуация являются разными системами координат, "не обладающими человеческой соизмеримостью". [11

Видимо» по этой причине Камю и Camp так и не выработали понятия того феномена, описанию которого они посвятили своё творчество. Человек Сартра и Камю представлен как закрытая миру система. Далее личность в культуре эволюционирует к "открытости"» множественности, потому что возможности традиции не столько изжиты, сколько исчерпаны и требуют большей свободы в нестабильном мире.

Французские экзистенциалисты не вышли за рамки классических представлений, они были воспитаны классикой, которая была ориентирована на познавательный объект практики: это означает, что человек постоянно ощущает свою познавательную ограниченность, и, соответственно, зависимость от обстоятельств, условий, что привело, например, Камю к мысли о том, что вопрос о самоубийстве -"поистине серьёзный философский вопрос", поскольку человеку никогда не суждено раскрыть тайну Космоса.

Решение бесконечной цепи познавательных проблем отлучает личность от естественных проявлений жизни, во-первых, и всё равно ставит перед человеком всё новые проблемы, во-вторых. Иной подход к пониманию цивилизации и культуры расширяет, прежде всего, границы сознания, а не знания. <<Таково, очевидно» состояние всякой зрелой культуры: она кажется себе недостаточной, подры

1. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1990. вает собственные основы>>. СИ Поэтому теории постсовременности в контексте традиции можно рассматривать, предварительно оговорив условия рассмотрения, оговорив границы исследования.

В первой главе мы проследили эволюцию понимания абсурда, от его экзистенциальной дескрипции до современных эстетических Форм, нается его "обессмысливание", переход в другое качество.

Во второй главе показано соотношение социального абсурда с его культурными модификациями (постмодерн, авангард), когда образуются новые, невиданные ранее смыслы и Формы. Однако корни "новой эстетики" находятся и в многовековых традициям духовной культуры, и в самой современной реальности. Например, персонажи Камю и Сартра были отчуждены в социуме, мировом пространстве, а персонажи современной драмы уже отчуждены в знаке, даже при внешнем соблюдении Формальной логики.

Путь культуры, обозначенный традиционным сознанием как путь от старой системы к альтернативной, ни в коем случае не завершен на этом.

Абсурд, как характеристика кризисного сознания, пребывает именно в пограничной сфере противостояния, альтернативности. С исчезновением "негативности" в данных определениях, снимается и восприятие "абсурда". И чем дальше эволюционирует культура, тем более возрастает объем понятий, и тем сложнее дать определение новым феноменам - для этого необходимо усваивать нетрадиционные языки культуры. Например, в школе Пригожина "кризисы", предполагающие в семантике понятия обилие негативных смыслов, представле

1. Эпштейн М. Парадоксы новизны. С.398. в иное качество

5. С с

6. Ло до того с с него) на отв его подучил в руси

8. В в "модусе кризиса"» но и

9. Абсурд сегодня почти во в культуры» поэтому ного состояния.

Научно-практическая знамимпсть работы могут быть и в

 

Список научной литературыКондюкова, Елена Станиславовна, диссертация по теме "Эстетика"

1. Анчел Е- Мифы потрясённого сознания. М.: Политиздат, 1979.

2. Арто А. Рассказы // Лабиринт-зксцентр. Литературно-художественный журнал. 1991, N 1.

3. Ачилъдиев И. В рабстве у систем. М.: НИИ информации» 1993. Васин Е. Творчество и змпатия // Вопросы философии, 1987, К 2.

4. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса /7 М.: Художественная литература, 1990. Безклубенко С. Природа искусства, М.: Политиздат, 1982.

5. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости // Киноведческие записки, 1988, N 2.

6. Беккет С. Изгнанник, М.: Известия, 1989.

7. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Прогресс,1990.

8. Библер В. Культура. Диалог культур // Вопросы философии.1989, N 6. .

9. Библер В. От наукоучения к логике культуры. И.: Прогресс,1991.

10. Библер В. К философской логике парадокса // Вопросы философии, 1988, N 1.

11. Бодлер Ш. Об искусстве. М.: Искусство. 1986.

12. Божович В. Традиции и взаимодейтсвие искусств. М.: Наука, 1987.

13. Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М.: Просвещение, 1988.

14. Вутенко И. Социальное познание и мир повседневности. Горизонты и тупики Феноменелогической социологии. М.: Наука, 1987.

15. Великовский С. В поискан утраченного смысла. Очерки литературы трагического гуманизма во Франции. М.: Художественная литература, 1979.

16. Белым В. Постмодерн. Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь, философско-художественный журнал. 1992, N 1.

17. Винер Н. Творец и робот. М.: Прогресс, 1966.

18. Вкус. Повести и рассказы. М.: Правда. 1991.

19. Волжский В. Метафоры культуры // Ступени. ФилосоФско-художественный журнал. 1992, N 3.

20. Выготский Л. Психология искусства, М.: Искусство, 1986.

21. Галковский Д. Бесконечный тупик // Москва, ■ 1990, N 12.

22. Гачев Г. Жизнь художественного сознания. М.: Искусство» 1972.

23. Гачев Г. Книга удивлений или• Естественными глазами гуманиста. М.: Педагог, 1991.

24. Гачев Г. Логика вещей и человек. М.: Высшая школа, 1992.

25. Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Советский писатель,1988.

26. Гессе Г. Игра в бисер. Новосибирск: Изд. Новосибирского

27. Гессе Г. Избранное. М.: Художественная литература, 1977.

28. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990,1. N 4.

29. Голосовкер Я. Логика мифа. М.: Наука, 1987.

30. Гройс Б. Из дневника философа // Лабиринт-зксцентр. Литературно-художественный журнал. 1991, N 1."

31. Гройс Б. Об индивидуальности // Лабиринт-зксцентр. Литературно-художественный журнал. 1991. N 1.

32. Гулыга А. Принципы эстетики. М.: Политиздат, 1987.31,32,33.