автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Феномен детства в отечественной культуре 20-40-х гг. XX века

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Ермолаев, Павел Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Феномен детства в отечественной культуре 20-40-х гг. XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Феномен детства в отечественной культуре 20-40-х гг. XX века"

005009205

На правах рукописи

ЕРМОЛАЕВ Павел Юрьевич

Феномен детства в отечественной культуре 20-40-х гг. XX века (философско-антропологический анализ)

Специальность 09.00.13 Философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации иа соискание ученой степени кандидата философских наук

2 0ЕЗ 2012

Санкт-Петербург - 2012

005009205

Работа выполнена на кафедре философии автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Стельмашук Григорий Васильевич

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Голик Надежда Васильевна

кандидат философских наук Новикова Татьяна Олеговна

Ведущая организация: Северо-Западный институт ФГБОУ

ВПО «Российская академия народного хозяйства и

государственной службы при Президенте Российской

Федерации»

Защита состоится « 22 » февраля 2012 года в 15.00 на заседании диссертационного совета Д 800.009.01 при автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени A.C. Пушкина» по адресу: 196605, Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, д. 10, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ленинградского государственного университета имени A.C. Пушкина

Автореферат разослан «

Ss^Ll

2012 г.

Ученый секретарь /7

диссертационного совета с_—___И.Н. Мочалова

<

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Поиски путей развития современного российского общества сопряжены с разработкой инновационных образовательных стратегий и практик, реформированием системы образования в целом, переосмыслением ценностных ориентиров воспитания и обучения. Сложнейшие задачи, стоящие сегодня перед философской и педагогической антропологией, философией культуры обуславливают необходимость рефлексии особенностей современного быстро меняющегося мира и адаптации к его условиям, вхождение в глобальное образовательное пространство. С другой стороны, речь идет о сохранении национальной идентичности, преемственности культурной традиции, идеалов, сложившихся в культуре, конструктивном преодолении разрыва между поколениями. Все вышеотмеченное актуализирует саму проблему человека и важнейшего этапа становления модуса «человеческого» в человеке -детства.

Поиск целостного нового знания о человеке на основе синтеза естественнонаучных и философских воззрений (задача, поставленная еще М. Шелером в контексте создания им философской антропологии) предполагает разработку не только универсальной антропологической науки, но и развитие многообразных «периферийных» антропологий -социокультурной, педагогической, психологической, религиозной и т.д. Бытие человека интерпретируется феноменологически - через язык, социальную организацию, телесность, игру, диалог, бессознательное. В этой связи интерес к детству как самодостаточному явлению огромен, причем не только к детству человека, но и детству культуры (труды Э. Тэйлора и Дж. Фрезера, позже - структурная антропология К. Леви-Стросса, работы М. Мид). Здесь уместно вспомнить ставшее знаковым определение шведской писательницы и педагога Эллен Кей, данное ею в 1899 году двадцатому веку - «век ребенка». В книге «Век ребенка» Э. Кей говорит о необходимости изменения человечества, которое может быть детерминировано изменением отношения к будущему поколению, осознанием его важнейшей роли и, следовательно, изменением

образовательных стратегий и практик, когда ребенок в итоге должен являть собой центр системы координат, из которого осуществляется преобразование общественного бытия.

В этой связи чрезвычайно значимым видится исследование традиции осмысления феномена детства в отечественном гуманитарном знании, и особый интерес представляет период 2040-х годов XX века, в котором (так же как и сегодня) обращение к детству сопряжено с поисками устойчивых оснований в ситуации культурно-социальной нестабильности; когда осознание детства как определенного рода целостности противопоставляется представлениям о человеке как о «расколотом» феномене, сущность которого составляют противоречия между духовным и телесным, внутренним и внешним и т.д.

Кроме того, именно через постижение феномена детства задаются основные интенции постижения культурно-исторической ситуации. Феномен детства является во многом «ключом» к целостному пониманию проблематики триединства «человек-культура-общество» в рамках той или иной парадигмы. Мы можем утверждать, что культура эпохи раскрывается через ее отношение к детству, и здесь период 20-40-х годов XX века является интереснейшим этапом развития отечественной культуры, во многом схожим с современностью, характеризующейся глобальными реформами социокультурной и политической сферы, отказом от идеалов отцов и дедов, стремлением построить будущее, перечеркнув прошлое.

Однако само изучение этой сложнейшей эпохи в отечественной культуре носит исключительно дискурсивный характер, порождает острые идеологические споры, продолжающие звучать и сейчас, когда мы, казалось бы, отделены целым потоком событий, сменой идеологических установок. В новейшей истории отечественной культуры сложно найти более неоднородный период. В нем сочетаются отголоски модернизма как бесконечного стремления к поиску нового, имеющего абсолютную ценность (как в искусстве, так и в социальных отношениях), коммунистическая идеология, взращиваемая на отрицании «старого мира» как антиценности, и эмигрантская культура - русская культура за рубежом, взявшая на себя миссию поиска путей «духовного обновления и возрождения».

Таким образом, обращение к данной теме обусловлено актуальностью целостного философского анализа отечественной культуры сложнейшего периода, отношение к которому характеризуется изначальной идеологической предвзятостью, стереотипами, согласно которым детство как феномен культуры рассматривается исключительно через «октябрятско-пионерские» образы. Необходимо отметить, что данная эпоха породила целую плеяду ярчайших мыслителей в области философии, педагогики, психологии, искусства, одной из центральных тем творчества которых явилось детство. Изучение их идей представляет глубокий интерес в контексте современных философско-антропологических и педагогических поисков.

Степень разработанности проблемы. Предметом систематического изучения и философской рефлексии детство как особый культурный феномен становится достаточно поздно: лишь век Просвещения перестает видеть в ребенке маленького взрослого, «недочеловека», хотя изучение его внутреннего мира во многом подчинено задачам социального переустройства; в педагогических теориях XVIII века детство представлено как период, через который возможна смена культурных и социальных установок, искоренение общественных пороков.

Одной из первых фундаментальных работ, посвященных проблематике детства, стал труд Ф. Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при старом порядке», в котором автор задается вопросом о культурно-историческом содержании понятия «детство», подразумевая под ним не просто фазу онтогенетического развития, а особое, сложное социокультурное явление.

В XX веке значительный вклад в понимание культуры детства внесли, в частности, исследования Э. Тэйлора, Л. Демоза, Э. Кей, М. Мид, К.- Г. Юнга, Э. Г. Эриксона, М. Монтессори, Ж. Пиаже, А. Фрейда, М. Кляйна, Ф. Дольто, Я. Корчака и ряд др.

Из отечественных авторов здесь следует особо отметить работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, И. С. Кона, Д. С. Лихачева, В. В. Варавы, К. Г. Исупова, М. В. Осориной, Д. И. Фельдштейна, Л. Ф. Обуховой.

Соотнесение проблематики детства с различными аспектами социализации характерно для работ Д. Дьюи, Э. Дюркгейма, В. М. Бехтерева, А. Эткинда, В. Райха и др.

Глубокая философская рефлексия детства содержится в творческом наследии В. В. Розанова, И. А. Ильина, В. В. Зеньковского.

В контексте современных исследований нельзя не отметить ежегодную международную научную конференцию «Ребенок в современном мире» (проводится в Санкт-Петербурге с 1993 г. на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена), на которой актуализация проблематики, связанной с детством, выражена через такие направления, как «Отечественная философия детства», «Мир детства: метафизика культурно-цивилизационного кризиса», «Город и детство» и другие.

Значительный вклад в понимание различных аспектов феномена детства внесен диссертационными исследованиями Д. И. Мамычевой, О. В. Гороховой, Л. Б. Сандаковой, Е. Ю. Шестаковой, Т. О. Новиковой, М. П. Ноготковой, Г. А. Ковалевой и др.

Если обращаться к проблеме изучения детства в контексте отечественной культуры 20-40-х годов XX века, то здесь следует отметить фрагментарность современных исследований, которые касаются не проблемы детства в целом, а скорее феноменологии детства.

Таким образом, обзор научной литературы по теме диссертационного исследования позволяет сделать вывод о необходимости целостного всестороннего исследования феномена детства и его отображения в отечественной культуре 20-40-х годов XX века. Следует признать, что такое исследование является особенно перспективным в контексте идей антропологического синтеза и на основе изучения многофакторной культурно-антропологической ситуации данного периода.

Объект исследования - отечественная культура 20-40-х годов XX

века.

Предмет исследования - феномен детства и его интерпретация в контексте культурно-антропологической ситуации 20-40-х годов XX века.

Цель диссертационного исследования - выявление основных особенностей понимания феномена детства и природы ребенка в культуре 20-40-х годов XX века в Советской России и русском зарубежье.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• исследовать проблематику детства в философско-антропологических исканиях первой половины XX в.;

• реконструировать модели детства, выстраиваемые в системе психолого-педагогических идей рассматриваемого периода;

• выявить и раскрыть основные особенности понимания феномена детства в официальной государственной идеологии;

• раскрыть содержание основных тенденций формирования образа детства в советской детской литературе 20-40-х гг. XX в. Теоретические источники и методологическая основа

исследования. Источники, составляющие предмет данного исследования, чрезвычайно разнообразны по содержанию и характеру, что связано с особенностями интегративного междисциплинарного подхода к осмыслению феномена детства и его отображения в отечественной культуре 20-40-х гг. XX в. Таким образом, теоретические источники, послужившие основой диссертации, можно разделить на несколько групп:

• монографии и статьи отечественных и зарубежных авторов в области философской и культурной антропологии, раскрывающие проблему становления личности, формирования ее духовного и жизненного опыта: труды М. Бубера, И. Канта, К. Леви-Стросса, М. Мид, Э. Тэйлора, М. Хайдеггера, Дж. Фрезера, 3. Фрейда, К. Г. Юнга и др.;

• труды отечественных мыслителей: В. В. Розанова, И. А. Ильина, С. Л. Франка, Д. С. Лихачева, М. С. Кагана, а также И. С. Кона, В. В. Варавы, С. С. Хоружия, К. Г. Исупова, А. А. Королькова и др.;

• исследования в области педагогической антропологии, антропологии детства и философии образования К. Д. Ушинского, В. В. Зеньковского, И. С. Гессена, А.С.Макаренко, Ф. Арьеса, Э. Кей, Л. Демоза, Ф. Дольто; работы М. В. Осориной, Д. И. Фельдштейна,

Ш. А. Амонашвили, Б. М. Бим-Бада; современные исследования И. Н. Сиземской, М. Ю. Красовицкого и др.;

• фундаментальные труды, направленные на изучение проблематики детства в рамках психологической антропологии и психологии, А. Фрейд, Ж. Пиаже, В. М. Бехтерева, Б. Г. Ананьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, М. Монтессори и др.;

• проза и поэзия русского зарубежья, репрезентирующие образы детства: творчество А. М. Ремизова, И. С. Шмелева, И. А. Бунина, С. Черного, А. Н. Толстого;

• советская детская литература: произведения А. П. Гайдара, М. Горького, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, П. П. Бажова, В. В. Бианки, М. М. Пришвина.

Источником для анализа образов детства данного периода стали также тексты А. П. Платонова;

• труды, раскрывающие особенности отечественной культуры 20-40-х гг. XX в., а также наиболее общие концепции тоталитаризма и его преломления в культуре, мышлении, языке в интересующем нас аспекте поворота к проблематике детства. Это, прежде всего, работы Т. Адорно, X. Арендт, Э. Дюркгейма, А. Эткинда, В. Райха, М. Эпштейна и др.;

• литературоведческие и искусствоведческие современные исследования, - труды И. Н. Арзамасцевой, С. Г. Леонтьевой, В. В. Лосева, М. С. Петровского, Л. К. Нефедовой, Н. Нусиновой, Н. Клеймана, М. С. Кагана и др.

Методологические основы диссертационного исследования заданы как самим предметом анализа, так и поставленными задачами. Таким образом, исходными методологическими принципами выступили:

1. Принцип историзма, обеспечивающий единство исторического и логического, взаимосвязь и взаимообусловленность элементов конкретной социокультурной системы, а также позволяющий точно определить вписанность детства в контекст конкретной социокультурной ситуации.

2. Принцип системности, обуславливающий объективность понимания природы самого явления детства и способствующий

преодолению изначальной идеологической предвзятости восприятия определенных культурных установок.

3. Принцип дополнительности, позволяющий отражать гетерогенность и гетерономность исследуемой культурно-исторической реальности.

4. Принцип относительности, обеспечивающий сохранение критической рефлексивной дистанции по отношению к анализируемым и полученным в результате исследования интерпретациям и оценкам.

В работе использованы аксиологический и культурно-сравнительный методы, а также метод компаративистики, позволяющий вычленить особенное в общих представлениях философов, занимавшихся изучением феномена детства.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:

• комплексно исследованы философско-антропологические особенности понимания феномена детства первой половины XX века, дан анализ ключевых понятий, раскрывающих корреляцию социокультурной реальности с видением детства;

• предложена реконструкция психолого-педагогических концепций детства в контексте антропологического синтеза, определено их значение, выявлены особенности;

• раскрыта основная философско-антропологическая семантика образов детства в отечественной культуре 20-40х гг. XX в.;

• показана метафизическая детерминированность феномена детства и его

смыслообразующая роль в формировании социокультурных установок, расширяющая границы антропологического знания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Поиски глубинных оснований бытия человека и общества, характеризующие историко-культурный период XX века, приводят к пониманию детства как фундаментального основания бытия человека и культуры.

2. Идея антропологической целостности, имманентная русской духовной культуре в целом, приводит к пониманию ребенка как

метафизической личности, особым образом схватывающей смысловое пространство культуры, способной к подлинному постижению бытия.

3. В этот период развиваются психолого-педагогические концепции, в которых обосновывается в качестве ключевого положения диалектическое единство субъекта и социальной среды. Следствием развития этих идей является тезис о возможности качественного преобразования общества лишь с учетом взаимосвязи социокультурных оснований бытия и духовного мира ребенка.

4. Сложившееся в 20-40-х годах XX века в отечественном гуманитарном знании понимание феномена детства стало основанием для формирования образов детства в советской культуре данного периода.

5. Концепт детства, разрабатывавшийся отечественными мыслителями исследуемого периода, реализовывался преимущественно через образы «ребенка-взрослого» (прежде всего в государственной идеологий) и «ребенка-чуда», способного преобразовать мир.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что материалы настоящего исследования углубляют понимание феномена детства и могут быть использованы для дальнейшего осмысления антропологической проблематики в контексте культурно-исторического дискурса первой половины XX века.

Практическая значимость результатов исследования обусловлена возможностью использования материалов и выводов диссертации при подготовке методических рекомендаций и чтении спецкурсов по философской, психологической, педагогической, социокультурной антропологии, философии культуры, философии образования.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертации изложены в пяти научных публикациях и выступлениях на ряде конференций, среди которых международные научно-практические конференции «VII Царскосельские чтения» (СПб, 2003), «XII Царскосельские чтения: Становление российской государственности на современном этапе» (СПб., 2008), XII международная конференция «Ребенок в современном мире. Культура и детство» (СПб., 2005), XIII международная конференция «Ребенок в современном мире. Детство:

социальные опасности и тревоги» (СПб., 2006), международная конференция «Конфликт поколений в контексте информационной глобализации (СПб., 2007), XV международная конференция «Ребенок в современном мире. Искусство и дети» (СПб., 2008), XVIII международная конференция «Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры» (СПб., 2011), международная научная конференция «Трансформирующиеся детство: дискурсы и практики» (М. - СПб., 23 сентября - 3 октября 2011 года) и др.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, оценивается степень разработанности исследуемой проблемы, формулируются цель и задачи исследования, его методологические основы, раскрывается научная новизна, характеризуется теоретическая и практическая значимость выполненной работы.

Первая глава диссертации «Понимание природы детства в гуманитарном знании первой половины XX века», состоящая из двух параграфов, посвящена выявлению основных философско-антропологических особенностей понимания феномена детства и природы ребенка в контексте социокультурной ситуации первой половины XX века.

В первом параграфе «Природа детства в философско-антропологических исканиях первой половины XX века» исследуется понимание детства, получившее в XX веке особый статус: все реже ребенок рассматривается сквозь призму его неполноценности в отношении взрослого, так как подобное видение не соответствует самой природе детства. Понимание детства как особого субъекта взаимоотношений с миром взрослых предполагает дифференцированный подход к этому явлению, которое одновременно является и собственным

прошлым общества в процессе постоянного самовоспроизводства, и его настоящим.

Обращение к детству в обозначенном периоде связано с поисками устойчивых оснований в ситуации культурно-социальной нестабильности; изучение детства противопоставляется разлому системы представлений человека о его внутреннем и внешнем мире. При всей культурной неоднородности указанного периода детство понимается как особое состояние человеческого бытия, связанное с «причастностью тайнам».

В параграфе показывается, что в первой половине XX века складываются основные тенденции системного изучения ребенка, обусловленные, прежде всего, сменой культурной парадигмы, в рамках которой происходит глубокое изменение самого понимания детства. Как никогда раньше в культуре детство становится центром, вокруг которого разворачиваются самые разнообразные дискурсы; в феномене детства видят источник или возможность совершенствования, преображения человека или возврата его к неким исходным духовным основаниям. В этой связи интерес представляет анализ особенностей понимания феномена детства в культуре русского зарубежья, где поиск путей сохранения духовных основ русской культуры стал одним из ведущих мотивов творчества мыслителей. Обращение к детству здесь, с одной стороны, - обращение к культурным истокам утраченной Родины, с другой - надежда на духовное обновление и просветление. Детство -огромный пласт воспоминаний, связывающий с образами отечества, и образы эти звучат трепетно и проникновенно. В ребенке заложена возможность «просветления инстинкта» (И. А. Ильин), метафизические глубины (В. В. Зеньковский).

В исследовании подчеркивается, что в контексте творчества мыслителей русского зарубежья детство выступает важнейшим основанием культуры (через обращение к прошлому в автобиографических произведениях, мемуарах, через педагогические идеи, через философскую рефлексию, сопряженную с поиском путей обновления и возрождения культуры), противостоящим хаосу социального бытия, его разломленности, экзистенциальной заброшенности. Детство здесь постигается как период абсолютной

явленности, имманентности миру. Ребенок - главная ценность мироздания, его гибель - крах всего мира.

Во втором параграфе «Целостная природа ребенка в отечественных психолого-педагогических концепциях 20-40-х гг. XX века» предпринята попытка анализа феномена детства в контексте системы воспитания и образования. Существовавшие в 20-40-е годы XX века психолого-педагогические подходы и концепции в своем исходном рубеже выводились из идеи целостности детского бытия. Построение целостного образа ребенка имело не только важное теоретическое значение, но и идеологическое: необходима была такая модель детства, которая позволяла успешно использовать ее в «стратегических» целях. Таким образом, проблема понимания того, что есть детство, оказывается сопряженной в 20-40-е годы XX века с вопросом о возможностях воздействия на детство, т.е. теснейшим образом соприкасается с педагогикой.

Идея целостности становится ведущей в различных психолого-педагогических моделях, которые по-разному интерпретировали антропологический фундамент и представляли саму природу человека. В зависимости от реализации антропологического понимания особенностей формирования личности возможно выделение определенных типов педагогических идей, которые были включены в культуру рассматриваемой исторической эпохи. В диссертационном исследовании акцент сделан именно на тех психолого-педагогических концепциях, которые действительно были восприняты и отображены в отечественной культуре первой половины XX века. Центральным элементом в системе психолого-педагогических исканий стало изучение детства в рамках такого феномена советской культуры, как педология.

Во второй главе диссертации «Философско-антропологический анализ образов детства в советской культуре 20-40-х гг. XX в.» раскрываются основные тенденции формирования образов детства в отечественной социокультурной реальности исследуемого периода.

В первом параграфе «Детство в системе государственной идеологии» выявляются сущностные черты понимания детства, которые нашли отражение в официальной идеологии, институтах детства, государственной политике. Отмечается, что одной из идей,

13

поставленных на службу советской пропаганды, выступила идея детства. Советский лозунг «Дети - наше будущее!» должен был транслировать создаваемый и культивируемый образ ребенка, который благодарно пользуется деяниями государства.

Использование образа счастливого детства неслучайно. Ребенок, своим бытием олицетворяющий некое начало, некую возможность, потому и оказывается наиболее удачной метафорой для выражения коммунистических идей, что именно он выступает потенциальным жителем счастливой страны.

Одной из первых ассоциаций, связанных с государственным влиянием на становление личности ребенка, является образ ребенка-пионера. Специфичность данной ассоциации заключается в том, что, с одной стороны, пионерская организация являлась транслятором идеологии, а с другой - была обращена к детской повседневности и являла собой тот мир, в который были включены все советские дети. Анализ используемых в официальных документах пионерской организации словоформ позволяет реконструировать те черты, которые провозглашались как желательные и воспитывались в советских детях. Детство в пространстве коммунистического искусства - это не просто образ конкретного ребенка в его реальной жизни, это ребенок-плакат, ребенок, несущий и объясняющий зрителю определенное социальное и культурное содержание.

В исследовании подчеркивается, что в этот сложнейший и неоднозначный период в истории отечественной культуры создаются произведения, выходящие за рамки обозначенной выше парадигмы, за границы собственной мифологии; произведения, в которых происходит прорыв к подлинным глубинным основам человеческого бытия и детскости как важнейшего его проявления. Один из ярких примеров тому - «Бежин луг» С. Эйзенштейна, в котором раскрывается идея ценности и значимости Ребенка, венчаемого на царствие на земле. В ребенке сосредоточены все надежды и мечты, и только через ребенка они могут стать реальным жизненным воплощением. Наряду с плакатными образами детей, штамповавшимися повсеместно, возникали такие сюжеты, которые не вписывались в идеологическую канву. Особенно явленным это оказалось в отечественной литературе 20-40-х годов,

представляющей собой далеко не однородное, многомерное явление в целостном контексте культуры.

Во втором параграфе второй главы «Образы детства в советской детской литературе» раскрывается проблематика детства посредством анализа произведений советской художественной литературы обозначенного периода. Любые попытки выявить единый образ детства здесь изначально бесперспективны, тем не менее, в диссертации выделены основные интенции понимания детства в советской литературе 20-40-х годов XX века.

На основе анализа образов детства в литературе для детей (который отнюдь не является исчерпывающим, а лишь открывает возможности для дальнейшего философско-антропологического исследования данной проблематики) выявляется несколько различных подходов к пониманию детства и природы ребенка. Подчеркивается, что ценность детства как особого мировидения принимается практически всеми авторами данного культурно-исторического периода, однако основные акценты относительно семантики детства далеко не однозначны.

Во-первых, следует выделить произведения, в которых детство постулируется, прежде всего, как период социализации и вхождения ребенка в мир взрослых; значимыми дидактическими моментами здесь являются усвоение государственной идеологии, моральных норм, приобщение к трудовой деятельности (произведения А. Барто, А. Гайдара, Л. Лагина, и др.). Во-вторых, существовал другой подход к детству. Он был связан с осознанием самобытности и самоценности детства как особого состояния человеческого бытия, как чуда узревания скрытых связей мироздания и пребывания в полной гармонии с окружающим миром (тексты Б. В. Шергина, П. П. Бажова, М. М. Пришвина, Б. С. Житкова, В. В. Бианки, Е. И. Чарушина, К. Г. Паустовского). За повседневностью будней ребенок может разглядеть то, что недоступно взрослым. Здесь может присутствовать и дидактическая сторона, но не явно - ребенок учится у самой природы, опыт приобретается им не в виде готовой морали, которая «спускается сверху» взрослыми, а посредством собственных открытий. Необходимо отметить, что и та, и другая тенденция понимания детства могли

существовать в пределах творчества одного автора, проявляться в самых различных литературных жанрах.

Размышления об образах детства в детской литературе 20-40-х годов не могут не затрагивать чрезвычайно значимую тему детского подвига, которую можно обозначить как «событие детства в границах войны», когда дети оказываются наравне со взрослыми. С другой стороны, вся предельность ужасов войны представлена через осиротевших детей, лишенных детства; образ ребенка здесь - главный символ жизни, погибающий и страдающий.

Особое внимание в параграфе уделяется творчеству А. Платонова, глубоко прочувствовавшего как истоки русской духовной культуры, так и современное состояние социальной действительности. Отмечается, что в творчестве А. Платонова причудливо переплелись отзвуки русского космизма (с верой в изначальное единство человечества) и глубокая рефлексия о современном, покинутом Богом мире, в котором «забыт смысл» (заключительная фраза из «Котлована»). Именно через детство Платонов раскрывает метафизическую сущность мира: ребенок глубинно причастен бытию, и эта имманентность противопоставляется неподлинному, иллюзорному, лишенному основания миру взрослых.

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования и формулируются следующие основные выводы.

Проблематика детства в отечественной культуре 20-40-х годов XX века играет особую роль, заданную основными социокультурными установками данного периода. Детство становится одним из модусов «человеческого», феноменом бытия человека и перестает быть просто предметом культурных игр (как, например, в культуре романтизма или у символистов), с другой стороны, в контексте поиска устойчивых оснований социального бытия оно приобретает особый статус.

Феномен детства принимается мыслителями первой половины XX века вне зависимости от специфики их мировоззрения и педагогических взглядов как возможный путь преодоления неоднородности и разделенности культурного пространства. Детство выступает онтологической констатацией, из которой возможно заново «собрать» мир.

Реконструкция психолого-педагогических моделей детства позволяет сделать заключение о важнейшей в отечественной культуре идее целостного бытия ребенка. Представление о целостности реализуется через систему воспитания, которое мыслится здесь как глубинная взаимосвязь индивидуального (личности ребенка) и социального, и изменение каждого компонента этой взаимосвязи способно качественным образом изменить всю систему в целом.

Идея целостности детства воплощается в образах художественной культуры. В некоторых из них идеи, связанные с социализацией как приобщением к миру взрослых, оказываются первичными и доминирующими, но в своем пределе все они (вне зависимости от их идеологической и культуральной обусловленности) выходят за заданные рамки и соприкасаются с подлинной метафизикой детства.

Основное содержание диссертации отражено в пяти публикациях, из которых две размещены в рецензируемых научных журналах:

1. Ермолаев П. Ю. Ребенок в пространстве культуры: опыт русской педагогической антропологии первой половины XX в. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина: Научный журнал. Серия философия. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2007. - № 3(6). - С. 93-100 (0,5 пл.).

2. Ермолаев П. Ю. Тема детства в творческом наследии мыслителей русского зарубежья // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина: Научный журнал. Серия философия. - СПб.: 2010. - № 3 - Т. 2 - С. 127135 (0,6 п.л.).

3. Ермолаев П. Ю. Современные проблемы эстетического развития и воспитания детей в условиях малого города Ленинградской области // VII Царскосельские чтения: Материалы международной научно-практической конференции 22-23 апреля 2003 года. -СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2003. - Т.1. - С. 181-182 (0,2 п.л.).

4. Ермолаев П. Ю. Метафизика детства в контексте русской культуры // XII Царскосельские чтения: Материалы международной научной

конференции «Становление российской государственности на современном этапе» (22-23 апреля 2008 года.) - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2008. - Т.1. - С.64-66 (0,2 п.л.).

5. Ермолаев П. Ю. Плакатное детство // Социокультурные процессы и глобализация: Материалы международной научной конференции «Глобальный мир: гуманитарный кризис или момент развития» (апрель 2008 года) - СПб.: Издательство Политехнического университета, 2008. - С. 240-242 (0,2 п.л.).

Подписано в печать 28.12.20X1 Бумага офсетная. Формат 60X901/16 Печать трафаретная, усл. печ. л. 1 Тираж 100 экз. Заказ 1223

Отпечатано с оритнал-мзкета заказчика в копировально-множительном центре 'АРГУС ИП Семенов М.Ю.

Санкт-Петербург—Пушкин, ул. Пушкинская, д. 28/21, тел.: (812) 451-89-88 Свидетельство 78 № 007196479 от 10.12.08

 

Текст диссертации на тему "Феномен детства в отечественной культуре 20-40-х гг. XX века"

61 12-9/196

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет имени A.C. Пушкина»

На правах рукописи

ЕРМОЛАЕВ ПАВЕЛ ЮРЬЕВИЧ

ФЕНОМЕН ДЕТСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ 20 - 40-Х ГГ. XX ВЕКА (ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Специальность 09.00.13 Философская антропология, философия культуры

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель доктор философских наук, профессор Г.В. Стельмашук

Санкт-Петербург - 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................................................................3

Глава I. Понимание природы детства в гуманитарном знании первой половины XX века...............................................13

1.1. Природа детства в философско-антропологических

исканиях первой половины XX века...............................................................13

1.2. Целостная природа ребенка в отечественных

психолого-педагогических концепциях 20-40-х гг. XX в.............................61

Глава II. Философско-антропологический анализ образов детства в советской культуре 20-40-х гг. XX в..........................93

2.1. Детство в системе государственной идеологии......................................93

2.2. Образы детства в советской детской литературе..................................105

Заключение.....................................................................................137

Список литературы......................................................................142

Введение

Актуальность темы исследования. Поиски путей развития современного российского общества сопряжены с разработкой инновационных образовательных стратегий и практик, реформированием системы образования в целом, переосмыслением ценностных ориентиров воспитания и обучения. Сложнейшие задачи, стоящие сегодня перед философской и педагогической антропологией, философией культуры обуславливают необходимость рефлексии особенностей современного быстро меняющегося мира и адаптации к его условиям, вхождение в глобальное образовательное пространство. С другой стороны, речь идет о сохранении национальной идентичности, преемственности культурной традиции, идеалов, сложившихся в культуре, конструктивном преодолении разрыва между поколениями. Все вышеотмеченное актуализирует саму проблему человека и важнейшего этапа становления модуса «человеческого» в человеке - детства.

Поиск целостного нового знания о человеке на основе синтеза естественнонаучных и философских воззрений (задача, поставленная еще М. Шелером в контексте создания им философской антропологии) предполагает разработку не только универсальной антропологической науки, но и развитие многообразных «периферийных» антропологий - социокультурной, педагогической, психологической, религиозной и т.д. Бытие человека интерпретируется феноменологически - через язык, социальную организацию, телесность, игру, диалог, бессознательное. В этой связи интерес к детству как самодостаточному явлению огромен, причем не только к детству человека, но и детству культуры (труды Э. Тэйлора и Дж. Фрезера, позже - структурная антропология К. Леви-Стросса, работы М. Мид). Здесь уместно вспомнить ставшее знаковым определение шведской писательницы и педагога Эллен Кей, данное ею в 1899 году двадцатому веку -

«век ребенка». В книге «Век ребенка» Э. Кей говорит о необходимости изменения человечества, которое может быть детерминировано изменением отношения к будущему поколению, осознанием его важнейшей роли и, следовательно, изменением образовательных стратегий и практик, когда ребенок в итоге должен являть собой центр системы координат, из которого осуществляется преобразование общественного бытия.

В этой связи чрезвычайно значимым видится исследование традиции осмысления феномена детства в отечественном гуманитарном знании, и особый интерес представляет период 20-40-х годов XX века, в котором (так же как и сегодня) обращение к детству сопряжено с поисками устойчивых оснований в ситуации культурно-социальной нестабильности; когда осознание детства как определенного рода целостности противопоставляется представлениям о человеке как о «расколотом» феномене, сущность которого составляют противоречия между духовным и телесным, внутренним и внешним и т.д.

Кроме того, именно через постижение феномена детства задаются основные интенции постижения культурно-исторической ситуации. Феномен детства является во многом «ключом» к целостному пониманию проблематики триединства «человек-культура-общество» в рамках той или иной парадигмы. Мы можем утверждать, что культура эпохи раскрывается через ее отношение к детству, и здесь период 20-40-х годов XX века является интереснейшим этапом развития отечественной культуры, во многом схожим с современностью, характеризующейся глобальными реформами социокультурной и политической сферы, отказом от идеалов отцов и дедов, стремлением построить будущее, перечеркнув прошлое.

Однако само изучение этой сложнейшей эпохи в отечественной культуре носит исключительно дискурсивный характер, порождает острые идеологические споры, продолжающие звучать и сейчас, когда мы, казалось бы, отделены целым потоком событий, сменой идеологических уста-

новок. В новейшей истории отечественной культуры сложно найти более неоднородный период. В нем сочетаются отголоски модернизма как бесконечного стремления к поиску нового, имеющего абсолютную ценность (как в искусстве, так и в социальных отношениях), коммунистическая идеология, взращиваемая на отрицании «старого мира» как антиценности, и эмигрантская культура - русская культура за рубежом, взявшая на себя миссию поиска путей «духовного обновления и возрождения».

Таким образом, обращение к данной теме обусловлено актуальностью целостного философского анализа отечественной культуры сложнейшего периода, отношение к которому характеризуется изначальной идеологической предвзятостью, стереотипами, согласно которым детство как феномен культуры рассматривается исключительно через «октябрят-ско-пионерские» образы. Необходимо отметить, что данная эпоха породила целую плеяду ярчайших мыслителей в области философии, педагогики, психологии, искусства, одной из центральных тем творчества которых явилось детство. Изучение их идей представляет глубокий интерес в контексте современных философско-антропологических и педагогических поисков.

Степень разработанности проблемы. Предметом систематического изучения и философской рефлексии детство как особый культурный феномен становится достаточно поздно: лишь век Просвещения перестает видеть в ребенке маленького взрослого, «недочеловека», хотя изучение его внутреннего мира во многом подчинено задачам социального переустройства. В педагогических теориях XVIII века детство представлено как период, посредством которого возможно осуществление смены культурных и социальных установок, искоренение общественных пороков.

Одной из первых фундаментальных работ, посвященных проблематике детства, стал труд Ф. Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при старом порядке», в котором автор задается вопросом о культурно-историческом

содержании понятия «детство», подразумевая под ним не просто фазу онтогенетического развития, а особое, сложное социокультурное явление.

В XX веке значительный вклад в понимание культуры детства внесли, в частности, исследования Э. Тэйлора, Л. Демоза, Э. Кей, М. Мид, К.-Г. Юнга, Э. Г. Эриксона, М. Монтессори, Ж. Пиаже, А. Фрейда, М. Кляйна, Ф. Дольто, Я. Корчака и ряд др.

Из отечественных авторов здесь следует особо отметить работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, И. С. Кона, Д. С. Лихачева, В. В. Варавы, К. Г. Исупова, М. В. Осориной, Д. И. Фельдштейна, Л. Ф. Обуховой.

Соотнесение проблематики детства с различными аспектами социализации характерно для работ Д. Дьюи, Э. Дюркгейма, В. М. Бехтерева, А. Эткинда, В. Райха и др.

Глубокая философская рефлексия детства содержится в творческом наследии В. В. Розанова, И. А. Ильина, В. В. Зеньковского.

В контексте современных исследований нельзя не отметить ежегодную международную научную конференцию «Ребенок в современном мире» (проводится в Санкт-Петербурге с 1993 г. на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена), на которой актуализация проблематики, связанной с детством, выражена через такие направления, как «Отечественная философия детства», «Мир детства: метафизика культурно-цивилизационного кризиса», «Город и детство» и другие.

Значительный вклад в понимание различных аспектов феномена детства внесен диссертационными исследованиями Д. И. Мамычевой, О. В. Гороховой, Л. Б. Сандаковой, Е. Ю. Шестаковой, Т. О. Новиковой, М. П. Ноготковой, Г. А. Ковалевой и др.

Если обращаться к проблеме изучения детства в контексте отечественной культуры 20-40-х годов XX века, то здесь следует отметить фраг-

ментарность современных исследований, которые касаются не проблемы детства в целом, а скорее феноменологии детства.

Таким образом, обзор научной литературы по теме диссертационного исследования позволяет сделать вывод о необходимости целостного всестороннего исследования феномена детства и его отображения в отечественной культуре 20-40-х годов XX века. Следует признать, что такое исследование является особенно перспективным в контексте идей антропологического синтеза и на основе изучения многофакторной культурно-антропологической ситуации данного периода.

Объект исследования - отечественная культура 20-40-х годов XX

века.

Предмет исследования - феномен детства и его интерпретация в контексте культурно-антропологической ситуации 20-40-х годов XX века.

Цель диссертационного исследования - выявление основных особенностей понимания феномена детства и природы ребенка в культуре 2040-х годов XX века в Советской России и русском зарубежье.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• исследовать проблематику детства в философско-антропологических исканиях первой половины XX в.;

• реконструировать модели детства, выстраиваемые в системе психолого-педагогических идей рассматриваемого периода;

• выявить и раскрыть основные особенности понимания феномена детства в официальной государственной идеологии;

• раскрыть содержание основных тенденций формирования образа детства в советской детской литературе 20-40-х гг. XX в. Теоретические источники и методологическая основа исследования. Источники, составляющие предмет данного исследования, чрезвычайно разнообразны по содержанию и характеру, что связано с особенно-

стями интегративного междисциплинарного подхода к осмыслению феномена детства и его отображения в отечественной культуре 20-40-х гг. XX в. Таким образом, теоретические источники, послужившие основой диссертации, можно разделить на несколько групп:

• монографии и статьи отечественных и зарубежных авторов в области философской и культурной антропологии, раскрывающие проблему становления личности, формирования ее духовного и жизненного опыта: труды М. Бубера, И. Канта, К. Леви-Стросса, М. Мид, Э. Тэйлора, М. Хайдеггера, Дж. Фрезера, 3. Фрейда, К. Г. Юнга и др.;

• труды отечественных мыслителей: В. В. Розанова, И. А. Ильина, С. Л. Франка, Д. С. Лихачева, М. С. Кагана, а также И. С. Кона, В. В. Варавы, С. С. Хоружия, К. Г. Исупова, А. А. Королькова и др.;

• исследования в области педагогической антропологии, антропологии детства и философии образования К. Д. Ушинского, В. В. Зеньковского, И. С. Гессена, А. С. Макаренко, Ф. Арьеса, Э. Кей, Л. Демоза, Ф. Дольто; работы М. В. Осориной, Д. И. Фельдштейна, Ш. А. Амонашвили, Б. М. Бим-Бада; современные исследования И. Н. Сиземской, М. Ю. Красовицкого и др.;

• фундаментальные труды, направленные на изучение проблематики детства в рамках психологической антропологии и психологии, А. Фрейд, Ж. Пиаже, В. М. Бехтерева, Б. Г. Ананьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, М. Монтессори и др.;

• проза и поэзия русского зарубежья, репрезентирующие образы детства: творчество А. М. Ремизова, И. С. Шмелева, И. А. Бунина, С. Черного, А. Н. Толстого;

• советская детская литература: произведения А. П. Гайдара, М. Горького, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, П. П. Бажова, В. В. Бианки, М. М. Пришвина.

Источником для анализа образов детства данного периода стали также тексты А. П. Платонова;

• труды, раскрывающие особенности отечественной культуры 20-40-х гг. XX в., а также наиболее общие концепции тоталитаризма и его преломления в культуре, мышлении, языке в интересующем нас аспекте поворота к проблематике детства. Это, прежде всего, работы Т. Адорно, X. Арендт, Э. Дюркгейма, А. Эткинда, В. Райха, М. Эпштейна и др.;

• литературоведческие и искусствоведческие современные исследования: труды И. Н. Арзамасцевой, С. Г. Леонтьевой, В. В. Лосева, М. С. Петровского, Л. К. Нефедовой, Н. Нусиновой, Н. Клеймана, М. С. Кагана и др.

Методологические основы диссертационного исследования заданы как самим предметом анализа, так и поставленными задачами. Таким образом, исходными методологическими принципами выступили:

1. Принцип историзма, обеспечивающий единство исторического и логического, взаимосвязь и взаимообусловленность элементов конкретной социокультурной системы и позволяющий точно определить вписанность детства в контекст конкретной социокультурной ситуации.

2. Принцип системности, обуславливающий объективность понимания природы самого явления детства и способствующий преодолению изначальной идеологической предвзятости восприятия определенных культурных установок.

3. Принцип дополнительности, позволяющий отражать гетерогенность и гетерономность исследуемой культурно-исторической реальности.

4. Принцип относительности, обеспечивающий сохранение критической рефлексивной дистанции по отношению к анализируемым и полученным в результате исследования интерпретациям и оценкам.

В работе использованы аксиологический и культурно-сравнительный методы, а также метод компаративистики, позволяющий вычленить особенное в общих представлениях философов, занимавшихся изучением феномена детства.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что:

• комплексно исследованы философско-антропологические особенности понимания феномена детства первой половины XX века, дан анализ ключевых понятий, раскрывающих корреляцию социокультурной реальности с видением детства;

• предложена реконструкция психолого-педагогических концепций детства в контексте антропологического синтеза, определено их значение, выявлены особенности;

• раскрыта основная философско-антропологическая семантика образов детства в отечественной культуре 20-40х гг. XX в.;

• показана метафизическая детерминированность феномена детства и

его

смыслообразующая роль в формировании социокультурных установок, расширяющая границы антропологического знания.

Положения, выносимые на защиту:

1. Поиски глубинных оснований бытия человека и общества, характеризующие историко-культурный период XX века, приводят к пониманию детства как такого фундаментального основания.

2. Идея антропологической целостности, имманентная русской духовной культуре в целом, приводит к восприятию ребенка как метафизической личности, особым образом схватывающей смысловое пространство культуры и способной к подлинному постижению бытия.

3. В этот период развиваются психолого-педагогические концепции, в которых обосновывается в качестве ключевого положения диалектическое единство субъекта и социальной среды. Следствием развития

этих идей является тезис о возможности качественного преобразования общества лишь с учетом взаимосвязи социокультурных оснований бытия и духовного мира ребенка.

4. Сложившееся в 20-40-х годах XX века в отечественном гуманитарном знании понимание феномена детства стало основанием для формирования образов детства в советской культуре данного периода.

5. Концепт детства, разрабатывавшийся отечественными мыслителями исследуемого периода, реализовывался преимущественно через образы «ребенка-взрослого» (прежде всего в государственной идеологии) и «ребенка-чуда», способного преобразовать мир.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что материалы настоящего исследования углубляют понимание феномена детства и могут быть использованы для дальнейшего осмысления антропологической проблематики в контексте культурно-исторического дискурса первой половины XX века.

Практическая значимость результатов исследования обусловлена возможностью использования материалов и выводов диссертации при подготовке методических рекомендаций и чтении спецкурсов по философской, психологической, педагогической, социокультурной антропологии, философии культуры, философии образования.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы диссертации изложены в пяти научных публикациях и выступлениях на ряде