автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Феномен фигуративной сексуальности: сущность и репрезентация

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Пырьянова, Ольга Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Автореферат по философии на тему 'Феномен фигуративной сексуальности: сущность и репрезентация'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Феномен фигуративной сексуальности: сущность и репрезентация"

ЛЫРЬЯНОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА

ФЕНОМЕН ФИГУРАТИВНОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ И РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ

Специальность 09.00.13 -Философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

? ^

и о и^д ¿„о п

Санкт-Петербург 2014

005550203

Работа выполнена в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России

Б.Н. Ельцина»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Черепанова Екатерина Сергеевна

Официальные оппоненты: Мясникова Людмила Анатольевна

доктор философских наук, профессор НОУВПО «Гуманитарный университет», профессор

Говорунов Александр Васильевич кандидат философских наук, доцент Санкт-Петербургский государственный университет, доцент

Ведущая организация: Уральский государственный медицинский

университет

Защита состоится « &> ¿э г-^^Р^Х2014 года в 'часов на заседании Совета Д 212.232.68 по защите дикторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, В.О., Менделеевская линия, д.5, Институт философии, ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. A.M. Горького и на сайте Санкт-Петербургского государственного университета www.spbu.ru.

Автореферат разослан ¿s^o^i-^? 2014 г.

Ученый секретарь диссертационного совета ^ —- Лузина Т.И.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Современное общество отличается желанием тотального освобождения от ограничений различного порядка. Пределом этого движения становится отказ от поиска сущности человеческой жизни, ее природы, поскольку изменчивость эпохи постмодернити, множащей идентичности, ставит под вопрос достижение чего-то устойчивого.

Человек распадается на отдельные практики, которые остаются всего лишь совокупностью отстраненных образов, теряя объединяющую их связь. Контекст, конкретная ситуация - новое основание, измеряющее глубину существования субъекта, субстанциальные свойства которого преломляются в зависимости от взгляда смотрящего.

Сущностная элиминация природы человека как некоторого абсолюта, ставит под вопрос аксиологическое и концептуальное бытие человека. Первой вехой, указывающей на плачевное положение человека, по мнению М. Фуко, стала идея Ф. Ницше о сверхчеловеке. Недостаточность бытия человека, безысходность его положения порождает потребность новой точки сборки, в которой будет обретена целостность человека и мира для него. Данное диссертационное исследование обращается к анализу сексуальности, как исключительно человеческого пути обретения целостности.

Сексуальность, будучи проявлением телесности, связана с чувственным и рассудочным в субъекте, является тем основанием, которое вновь вернет нам целостное представление о человеке, его сущности и способах взаимодействия с миром.

Возрастание интереса современного человека к сексуальности - процесс во многом закономерный. Изменчивость восприятия событий, конституирующих социальное устройство, влечет за собой ощущение человеком своей неустойчивости и незащищенности в мире. Сохранить аутентичное самовосприятие, противопоставленное конформистскому подчинению публичным веяниям, индивиду позволяет понимание собственной природы.

Актуализация темы сексуальности в качестве объекта философско-антропологического исследования связана с трансформациями, происходящими

3

в современном российском обществе. Политика, проводимая в сфере законодательства, регулирующего сексуальные отношения, международного и российского, инициирует не только общественный интерес к столь интимной сфере человеческого существования, но демонстрирует необходимость производства научного дискурса о сексуальности. Изучение сексуальности требуется во избежание усиления интолерантного мышления и поведения людей.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение сексуальности как значимого феномена человеческой жизни было инициировано классическим психоанализом, возникновение которого связано с исследованиями 3. Фрейда. Сексуальность для 3. Фрейда является выражением особой природы человека, витальной силой, поддерживающей существование индивида и связывающей с чуждым по отношению к нему миром. Для определения границ сексуальности используются понятия нормы и патологии. А. Фаек, JI.A. Кордон, Дж. Лиар отмечают, что сам концепт нормы необходим для описания сексуальности как аномальной.

Критикуя 3. Фрейда, Е.М. Эттор отмечает экстраполяцию интерпретаций мужской сексуальности и гетеросексуальности на женскую сексуальность и гомосексуальность, соответственно. Полностью исключить гомосексуальность как феномен из сферы человеческого опыта с помощью репаративной терапии предлагали Дж. Николоси и Л.Э. Николоси.

Э. Фромм пишет о необходимости преодоления полярности между мужским и женским. Для Ж. Лакана в теории сексуальности, прежде всего, важна травматическая природа сексуальности и связь сексуальности и языка.

Современные исследования неклассического психоанализа представлены работами следующих ученых: К.П. Беле, П.В. Блумштайн, Л. Браун, Г.М. Герек, Р. Дельюти, В.Дж. Дерлега, K.M. Джордан, Дж. Мани, М. Николе, П.С. Раст, П.С. Реган, А.Л. Чайкин и другие. Каждый из них пытается отказаться от ограничений фрейдистского психоанализа, но, тем не менее, любой феномен жизни человека или культуры мыслится в категориях теории 3. Фрейда.

В кандидатской диссертации сексуальность исследуется как антропологический феномен. Особый статус человеку в качестве объекта исследования придает И. Кант, с его философии начинается антропологическая традиция,

4

поддерживаемая А. Геленом, X. Плеснером. Анализ сексуальности в качестве автономного феномена существования человека содержится в работах таких авторов, как А.П. Белл, Дж.Х. Бенкрофт, М. Блазиус, Р.Ф. Бомайстер, JI. Даймонд, Д. Камерон, Д. Кулик, JI.A. Пеплоу, Д. Харрис.

Несмотря на то, что сексуальность непосредственно не является предметом экзистенциальной философии, произведения философов-экзистенциалистов - H.A. Бердяев, А. Камю, С. Кьеркегор, Э. Левинас, Э. Мунье, Ж.-П. Сартр, Е. Финк — важны для прояснения ее сущности, поскольку позволяют исследовать фигуру Другого.

Феноменологическая традиция конституирует концепт Другого в качестве антропологического феномена, а также выявляет структуру репрезентативного восприятия, необходимую для понимания закономерностей развития фигуративной сексуальности. Феноменологическое направление представлено П.Л. Бергером, Г. Гарфинкелем, Э. Гуссерлем, М.К. Мамардашвили, Н.В. Мотрошиловой, П. Рикером, Т. Лукманом, Д. Фоллесдалем, А. Шюцем.

Теоретики, включавшие сексуальность и ее различные модусы (желание, соблазн и др.) в свои исследования, - Ж. Бодрийар, Ф. Гваттари, Ж. Делез, М. Фуко. Данные авторы искали пересечения между развитием сексуальности и общества.

В российской философской традиции сексуальность не была самостоятельным предметом изучения, однако, необходимые для такого исследования понятия - телесность, желание, эротизм - рассматривались В.Ю. Быстровым, A.A. Гершенович, A.A. Горяиновым, Т.И. Ерошенко, А.П. Мальцевой, Р.В. Масловым, Д.В. Михелем, Л.А. Мясниковой, A.M. Страховым, М.А. Ульяновой, H.A. Четвериковой.

Раскрытие фигуративной сексуальности через обращение к ее сущности и выявление способов репрезентации с необходимостью связано с исследованиями философов, изучающих нарративные и репрезентативные структуры. Работы, в которых исследуется нарратив, написаны такими авторами, как М.М. Бахтин, И. Брокмейер, Ж. Деррида, Ю. Кристева, П. Рикер, П. де Ман, Р. Харре. Описание репрезентативного акта как специфической функции человеческого сознания, анализ сущности репрезентации, как культурного феномена, можно

5

найти в концепциях таких авторов, как С.М.Х. Гримвуд, Э. Гуссерль, В. Коллер, М. Кэйси, А.Ф. Лосев, Б. МакНейр, Б. Нойс, П. Рикер, С. Китзингер, М. Сибалис, М. Тайлер, Ф. Этгвуд и других.

Цель диссертациониой работы — исследовать с точки зрения философской антропологии сущность и репрезентацию фигуративной сексуальности.

Достижение цели работы стало возможным через постановку ряда задач.

Во-первых, выявить методологические особенности исследования сексуальности, проанализировав существующие подходы к изучению сексуальности и прояснив понятия, посредством которых осуществляется научное изучение сексуальности в силу их неясности и многочисленности интерпретаций.

Во-вторых, исследовать сущность фигуративной сексуальности как выражение внутренней антропологически понятой природы человека через раскрытие ее конститутивной и нарративной природы.

В-третьих, проанализировать каким образом осуществляется репрезентация фигуративной сексуальности, как внутренняя, так и внешняя и какие формы она может принимать.

Теорстико-мстодологичсские основания диссертационного исследования.

Раскрытие сущности и репрезентации феномена фигуративной сексуальности предполагает осуществление методологического синтеза, поскольку, во-первых, новое понятие, введенное в исследование, не использовалась ни одним из существующих методов, а, во-вторых, необходимость методологического синтеза продиктована самим предметом исследования. Соответственно, теоретическим основанием для исследования фигуративной сексуальности является метод, фундированный экзистенциальной философией, позволяющий выявить и прояснить понимание Другого (необходимого для становления фигуративной сексуальности) и раскрывающий темпоральные характеристики сексуальности. Феноменологический метод позволяет рассмотреть, каким образом индивид воспринимает и осознает собственную сексуальность, и как она дана в репрезентативных актах. Методологическим основанием для изучения нарративной природы сексуальности является постструктуралистская философия.

При этом важно отметить, что ведущее значение отдается феноменологическому методу, поскольку феномен фигуративной сексуальности непосредственно связан с уникальным опытом восприятия и осознания своей сексуальности через его актуальные репрезентативные структуры.

Научная иовизна работы заключается в следующем:

Проанализированы существующие теоретико-методологические подходы к изучению сексуальности как феномена человеческого существования в современной философии.

Предложено и исследовано новое понятие - фигуративная сексуальность, позволяющее наиболее полно изучить феномен сексуальности человека.

Помимо этого, выявлены основания конституирования антропологической реальности, фундированные фигуративной сексуальностью.

Обоснована необходимость в анализе временной природы сексуальности, выраженной в нарративном дискурсе.

Рассмотрена репрезентативная структура сексуальности, через которую оформляется экзистенциальное бытие субъекта.

И наконец, в научный оборот введены англоязычные исследования, ранее не переведенные на русский язык.

Положения, выносимые на защиту:

1. Феномен сексуальности нуждается в переосмыслении, позволяющем преодолеть ограничения существующих схем, в которых сексуальность представлена как статичный объект. Концепт фигуративной сексуальности оказывается вне привычных бинарных оппозиций (нормы и патологии, гомосексуального и гетеросексуального), раскрывая процессуальный характер сексуальной чувственности.

2. Фигуративная сексуальность — это феноменологический опыт восприятия субъектом своей сексуальности, данной в репрезентативных процессах. Фигуративная сексуальность составляет существенную часть экзистенции индивида, конституируя индивидуальную антропологическую реальность. Соразмерность чувственного и рассудочного переживания своей сексуальности приводит к полноте существования и ощущения мира.

3. Фигуративная сексуальность есть форма раскрытия трансцендентальной чувственности субъекта. Потенциальность форм чувственности есть нулевая точка существования, разворачивающегося благодаря возникновению фигуры Другого, который связывает воедино разрозненные порывы. Другой есть своеобразная граница, отделяющая потенциальную чувственность от актуальной.

4. Развитие фигуративной сексуальности определяет возникновение ситуативного и биографического нарративов. Интенции ситуативного наррати-ва направлены на формирование пространства сексуальной близости, свободной в своем проявлении. Биографический нарратив фигуративной сексуальности соразмерен экзистенциальному существованию индивида, которое становится реальным, когда присутствует факт принятия собственной сексуальности в процессе развития внутренних и внешних репрезентативных практик.

5. Связь между экзистенцией индивида и фигуративной сексуальностью детерминирована репрезентативной структурой сексуальности. Схватывание первоначального смутного образа сексуальности влечет за собой рассудочное понимание ее оснований. Внутренняя репрезентация фигуративной сексуальности соразмерна внешней репрезентации, выраженной во флирте и моде, которые делают видимой сексуальность субъектов.

6. Субъект, включаясь в процессы внутренней и внешней репрезентации фигуративной сексуальности, соизмеряя их, переживая, рационально осмысляя и вновь возвращаясь к ним в качестве уже нового опыта, очерчивает границы своего экзистенциального присутствия. Фигуративная сексуальность сочетает в себе без каких-либо противоречий внутреннее и внешнее (подобно содержанию и форме, сущности и ее репрезентации), коррелируя с формированием экзистенции человека, придавая новую ценность его бытию.

Теоретическое и научно-практическое значение диссертационной работы.

В кандидатской диссертации для получения результатов, обладающих научной новизной, использован методологический синтез. Это демонстрирует эффективность данного подхода для философско-антропологических исследований современного существования человека. Теоретической ценностью также

8

является методологическая систематизация и интерпретация понятий, связанных с феноменом сексуальности.

Доказана трансцендентальная природа эротической чувственности, раскрытие которой осуществляется в момент столкновения с Другим, когда потенциальность скрытой сексуальности становится актуальностью, соединяющей воедино все переживания человека. Антропологическая интерпретация раскрытия трансцендентальной чувственности приводит к пониманию целостности человека как живого существа.

Впервые феномен сексуальности исследован как часть феноменологического опыта субъекта, воспринимающего и схватывающего свою сексуальность в репрезентативных процессах, выражая фигуративный характер сексуальности.

Концепт фигуративной сексуальности, впервые представленный в данной диссертации, может быть использован не только для понимания феномена сексуальности; экстраполяция понимания фигуративное™ в целом приведет к возникновению эвристического поиска, как в философской антропологии, так и в иных философских дисциплинах. Теоретическая разработка репрезентативной структуры фигуративной сексуальности позволит более глубоко понять специфику человеческого существования, а также процессов, происходящих в современной культуре.

Кроме того, результаты диссертационного исследования могут стать основой для чтения базовых и специальных курсов по философии, философской антропологии, материалом для дисциплин гуманитарного профиля.

Апробация диссертации.

Результаты исследования были представлены в виде докладов на научных конференциях таких, как:

Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы историко-философской науки», 2007 г. (Москва); Межвузовская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел», 2007 г. (Екатеринбург); Межрегиональная научно-практическая конференция «Дни Петербургской философии», 2007 г. (Санкт-Петербург); 1-ая международная научно-практическая конференция

9

«Современные проблемы науки», 2008 г. (Тамбов); Межвузовская научная конференция «Молодежь и наука», 2008 г. (Электросталь); 4-ая международная научно-практическая конференция «Глобальный научный потенциал», 2008 г. (Тамбов); Международная научная конференция «Социогуманитарная ситуация в России в свете глобализационных процессов», 2008 г. (Москва); V Всероссийская научно-практическая конференция «Ценностные и социокультурные основы воспитания духовности и субъективности личности», 2008 г. (Екатеринбург); III международная научно-практическая конференция «Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы», 2008 г. (Омск); Научно-практическая конференция «СМИ и культура политического взаимодействия в демократическом обществе», 2008 г. (Санкт-Петербург); Международная конференция «Мужское и мужественное в современной культуре», 2009 г. (Санкт-Петербург); Международная научная конференция «Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук», 2009 г. (Магнитогорск); I Всероссийская научная конференция «Антропологическая соразмерность», 2009 г. (Казань); 5 Международная научная конференция «Потребление как коммуникация - 2009», 2009 г. (Санкт-Петербург); Международная научно-практическая конференция «Современный мир: единство и разнообразие», 2010 г. (Санкт-Петербург); Всероссийская научно-практическая конференция «Обучение в течение всей жизни — «Life Long Learning» — как фактор модернизации социально-экономического пространства региона», 2010 г. (Екатеринбург); Всероссийская научная конференция «Позиции философии в современном обществе», 2010 г. (Екатеринбург); VI Международная научная конференция «Потребление как коммуникация - 2010», 2010 г. (Санкт-Петербург); Научно практическая конференция с международным участием «Наука. Культура. Образование. Актуальные проблемы и перспективы развития», 2010 г. (Волгоград); VII международная научная конференция «Потребление как коммуника-ция-2011»: «Общество потребления: социальные и культурные основания», 2011 г. (Санкт-Петербург); II международный научный симпозиум «Австрия как культурный центр Европы», 2011 г (Екатеринбург); IV международная научно-практическая конференция «Социальная онтология в структурах теоретического знания», 2012 г (Ижевск); IV всероссийская научная конференция

10

«Целостность в мире философии и социально-гуманитарного знания», 2013 г. (Липецк).

Диссертационное исследование обсуждалось на заседании кафедры философской антропологии Уральского федерального университета, его результаты были рекомендованы к защите.

Структура работы соответствует поставленным задачам. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, заключения и списка литературы. Объем работы составляет 184 страниц. В списке литературы 302 наименования, в том числе 83 наименования на английском языке.

Основное содержание диссертации.

Во «Введении» обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, анализируется степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе, определяются цель и задачи, раскрываются методологические принципы исследования, его научная новизна, а также теоретическая и практическая значимость представленной работы.

Первая глава «Методология исследования сексуальности как антропологического феномена» посвящена анализу методологических оснований изучения сексуальности с точки зрения философской антропологии.

В первом параграфе «Теоретико-методологические основания изучения сексуальности в современной философии» исследуются основные парадигмы, сформировавшие современное представление о феномене сексуальности: психоаналитическая традиция и исследования, инициированные работами М. Фуко. 3. Фрейд выделяет сексуальность в качестве витального феномена, выражение которого напрямую связано с антропологически понятой природой человека. Сексуальность выражает связь индивида со всем человеческим родом, при этом она уникальна, связана с индивидуальным восприятием сексуального.

Абсолютизирование роли сексуальности в человеческой жизни для 3. Фрейда имеет особое значение, поскольку сексуальность позволяет индивиду взаимодействовать с изначально чуждой по отношению к нему реальностью.

Ощутить связь с внешним миром, с другими людьми человеку удается благодаря телесности и чувственной природе.

Классический психоанализ конструирует модель «нормальной» сексуальности, возведенной в степень идеальной. Природа человеческой сексуальности поливариативна, но при этом ни один из путей развития не ведет индивида к норме. Вариативность сексуальности присуща индивиду только в контексте отклонения от нормы. Скептически относясь к понятию нормы, Ж. Лакан основное свое внимание фокусирует на возникновении Образа как первичного imago, в котором на «стадии зеркала» происходит преждевременное узнавание себя в качестве субъекта. В этой интеграции человеку отказано природой — но «драма стадии зеркала» ловит его на «приманку пространственной идентификации», ведя от несостоятельности к опережению.

В отличие от теоретиков психоанализа, М. Фуко при объяснении сексуальности в большей степени отталкивается от внешних по отношению к индивиду условий и обстоятельств, нежели от внутренних склонностей, формирующих идентичность человека.

Согласно идеям М.Фуко, сексуальность - фундаментальное противоречие человеческой натуры, подверженное практикам управления и контроля, но, парадоксально, постоянно от них уклоняющееся. Получая импульс на уровне тела индивида, она неизменно выходит на поверхность, чтобы получить определение и изменить существующее знание о ней. Желание, возникшее в теле, уклоняется от тотального контроля, но структурируется благодаря различным формам его презентации и репрезентации. Повлиять на само желание невозможно, поскольку, как таковое, оно неотделимо от тела и, по этой причине, оно становится потребностью, за которой следует индивид. Несмотря на стремление М. Фуко выделить в качестве приоритетного ракурса исследования сексуальности практики ее освоения и осмысления, в данном аспекте он сближается с 3. Фрейдом, так как оба автора рассматривают сексуальное желание в качестве природного основания, которое отчасти предопределяет существование социальное. Презумпция естественности порожденных телом желаний, однако, не связана с признанием их в социальном контексте.

Если 3. Фрейда и его последователей в большей степени интересует вопрос о ненарушенном развитии сексуальности, о ее природных границах и связи с общим состоянием человеческого организма, то для М. Фуко более важными являются способы осознания субъектом своей сексуальности, соотнесение с ними своих действий, а также властные механизмы ее регуляции. В сложную систему М. Фуко включает предписания, запреты и разрешения, практики и знания — это, на его взгляд, ключ к пониманию сексуальности.

Во втором параграфе «Практика философского осмысления сексуальности: интерпретация основных понятий исследования» проводится анализ основных понятий (желание, влечение, близость, интимность, телесность), используемых в кандидатской диссертации, который позволяет достигнуть категориальной ясности и сделать дискурс фигуративной сексуальности концептуально непротиворечивым.

Если сама сексуальная чувственность в большей степени определена и ограничена биологическими и физиологическими процессами, то ее выражение в первую очередь связано с социальными и культурными сторонами человеческой жизни. По этой причине сексуальность не является синонимом секса.

Секс можно определить как сближение индивидов, результатом которого является антропокультурное воспроизводство человеческого рода. В данном определении можно избежать противоречия, связанного с классическим и постмодернистским истолкованием секса. Сближение понимается как создание некоторого коммуникативного пространства, в пределах которого и происходит взаимодействие, оно может быть как реальным, так и виртуальным. Антропокультурное воспроизводство характеризует не только процесс продолжения рода, но в более общем смысле создание нового типа человека, обладающего иным способом восприятия своей телесности, близости и желания.

Природа сексуальности заключается в том, что она представляет неразрывное единство телесного и духовного, воспринимающего и воспринимаемого. Эта особенность сексуальности проявляется, как потребность выйти за границы биологической необходимости. Человек придает сексуальности не только аксиологический смысл, но и делает явной незаменимость сексуальности другими аспектами своего существования.

Свое выражение сексуальность получает благодаря таким феноменам, как желание и влечение. Желание — попытка восполнить недостаток. Несмотря на то, что желание закреплено на телесном уровне, оно ближе эмоционально-чувственной составляющей человека. Соединяя в себе потребности различного уровня (биологического, социального, эмоционального), желание в процессе рефлексивного восприятия подчиняет волю человека, поскольку соблазн найти рациональные основания потребности в чем-то оказывается непреодолимым. Сила желания пронизывает не только восприятие мира человеком и определения ряда объектов как желанных, но и конституирует жизненный мир, поскольку все, что затронуто желанием, обречено стать частью переживаемого опыта. Существенным для интерпретации природы желания является отсутствие объекта, а не тотальное чувство нехватки, возникающее после испытанного влечения. Влечение — стремление к другому индивиду, основанное на физиологической привлекательности, порождаемое непосредственно телесностью индивида. Влечение всегда предшествует желанию. И если влечение свободно от внешнего вмешательства, то желание, поскольку оно не имеет определенного объекта, становится объектом манипуляции на уровне телесности.

В момент появления в сфере интимного Другого как автономного субъекта можно говорить о возникновении близости. Близость — пространство доверия, в котором сексуальность индивида направлена на Другого без всяких попыток подчинить его или оказаться в подчинении. Переживание интимности — феноменологический опыт, конституирующий восприятие мира как твоего, уникального и лишь тебе принадлежащего. И если предмет интимного опыта изменчив и может испытывать на себе влияния общества, то само переживание интимного крайне индивидуализировано и внеисторично.

Вторая глава «Сущность фигуративной сексуальности как раскрытие трансцендентальной чувственности» направлена на понимание того, почему раскрытие трансцендентальной чувственности субъекта является необходимым в процессе становления фигуративной сексуальности

В первом параграфе «Фигуративная сексуальность: конституирова-ние антропологической реальности» проблематизируется связь фигуративной сексуальности и антропологической реальности. Антропологическая ре-

14

альность — индивидуализированная форма бытия индивида, благодаря которой человек есть автор своей жизни. Формируется антропологическая реальность, когда индивидуум становится активным субъектом, осмысляет собственное существование и выражает к нему определенное отношение. Конституирование антропологической реальности начинается в момент отделения себя самого от мира и выделения фигуры Другого как самоценного субъекта. Содержательно она коррелирует с фигуративной сексуальностью, выявляя смысловую и ценностную зависимость данных феноменов.

Концепт фигуративной сексуальности становится прозрачным, если обратиться к этимологии понятия «фигуративный». Figurative (англ.) — фигуративный, образный, метафорический, пластичный, символический. Анализируя фигуративную сексуальность, важно отказаться от жесткого предопределения бы-тийственных форм телесности человека. Буквальное толкование желания, влечения или любых других проявлений сексуальности создает непреодолимые границы, в пределах которых только и возможно существование эротической чувственности, детерминированной механикой тел.

Абсолютизируя телесность человека, B.JI. Круткин наделяет фигуративными характеристиками его чувственность. Одна из основных черт фигуратив-ности — возможность феноменального восприятия, находящегося в постоянном становлении.

М.Н. Щербинин утверждает, что существованию индивида необходимо придать определенный порядок, который также можно назвать проявлением фигуративное™, поскольку для него фигуративность — это «собирание» или организация пространства, времени, телесности.

Фигуративную сексуальность можно определить как феноменологический опыт восприятия субъектом своей сексуальности, данной в репрезента-тавных процессах. Фигуратавный дискурс сексуальности в поисках точки отсчета направлен к любому ее проявлению, нивелируя границы социально одобряемых или табуированных норм. Фигуративная сексуальность вовлекает индивида в поток эротической чувственности, не оставляя его равнодушным.

Понятие «фигуративная сексуальность» описывает определенный способ существования субъекта и интерпретируется как феноменологическое восприя-

15

тие сексуальности, целью которого является гармонизация отношений человека с миром вне зависимости от выбранного сексуального объекта, встреча с Другим актуализирует сексуальность и приводит к достижению полноты переживания бытия. Благодаря фигуративной сексуальности субъективность индивида есть основа существования, когда человек изменяет мир, создавая индивидуальную антропологическую реальность.

Развитие фигуративной сексуальности коррелирует с формированием самости индивида, оба процесса до определенного момента сокрыты как от самого индивида, так и от других людей. Раскрытие сексуальности, которой еще предстоит стать фигуративной, совершается в момент, когда мир лишается своей аподиктической данности.

В фигуративной сексуальности как форме трансцендентальной чувственности индивиду привычный мир открывается как что-то неизвестное. Определенное фигуративной сексуальностью восприятие другого человека выходит за рамки обыденности — интенции сексуальности отнесены не к объекту, а направлены на континуальное изменение субъекта. Значение имеет не когда-то созданный завершенный образ другого индивида, но возможность непрерывного обновления смыслов, определяющих его инаковость.

Во втором параграфе «Нарративность фигуративной сексуальности» исследуется развитие фигуративной сексуальности, осуществляемое на уровне двух типов нарративов: биографического и ситуативного.

В нарративе как существенном признаке фигуративной сексуальности содержится субъективная история переживания сексуальности, предполагающая присутствие двух субъектов в пространстве близости. Существенным свойством нарратива фигуративной сексуальности по сравнению с другими является незавершенный характер. Фактически завершенные сексуальные отношения составляют историю, которая потенциально открыта изменению, поскольку в опыте сексуальной чувственности содержится возможность реинвестиции смысла в зависимости от трансформирующейся интерпретации. Так, нарратив может быть переконструирован (его содержание и форма), хотя события в него включенные неизменны. Переживания, сопровождающие раскрытие эротиче-

ской чувственности, неповторимы, искренность переживаний - условие сохранения подлинности в чувственном опыте на глубинном уровне.

Временной модус существования фигуративной сексуальности раскрывается через незаконченные истории, которые есть у каждого человека. Эти истории могут быть интерпретированы двояким образом. Во-первых, включая не только сексуальность, но охватывая всю жизнь человека, формируется биографический нарратив. Во-вторых, репрезентируя свою сексуальность, определяя ее существование, субъект разворачивает ситуативный уровень интерпретации нарративности фигуративной сексуальности.

Идея общего нарратива фигуративной сексуальности, включающего как самого субъекта, так и Другого, становится реальной при допущении особого характера континуальности. Время в общем нарративе обладает многоуровневой структурой, с одной стороны, оно сопровождает процесс индивидуального переживания реальности каждого из субъектов, с другой стороны, это всегда ситуативно-актуальное время, поскольку значение имеет, прежде всего, совместный опыт двух индивидов.

Потаенность в нарративе фигуративной сексуальности выполняет роль интриги, без которой не обходится ни один рассказ. Фигуративная сексуальность дает возможность субъекту самостоятельно проецировать поливариантность сюжетов развития, погружая их в контекст чувственности. Для сексуальной чувственности индивида ни одно из построений возможного развития фигуративной сексуальности не является излишним или несущественным, так как за сконструированным сюжетом обязательно следует реакция в качестве чувственных переживаний. Ответ чувственности раскрывает сексуальность. Конструирование интриги связано не с попыткой воплотить представляемое в реально осуществленное событие, а с желанием понять основания своей сексуальной чувственности в ответной реакции телесности на возможную перспективу развития событий.

Опыт самопонимания придает ценность каждому такому нарративу, поскольку для человека важной является вся его жизнь в целостности конституированных переживаний.

В третьей главе «Репрезентативность фигуративной сексуальности: оформление экзистенциального бытия субъекта» рассматриваются способы репрезентации фигуративной сексуальности, которые влияют на ощущение индивидом уникальности своего присутствия в мире.

В первом параграфе «Внутренняя репрезентация: аутентичность субъективного восприятия сексуальности» исследуется процесс того, как смутный образ сексуальных переживаний становится ясным представлением о собственной сексуальности.

Способ данности фигуративной сексуальности предопределен самим понятием фигуративное™, для которой форма столь же существенна, как и содержание. Форма, данная в репрезентативных актах, не только соразмерна содержанию, она его предугадывает, чувственная природа сексуальности раскрывается, не будучи еще полностью осознанной.

Репрезентативная данность сексуальности — единственно возможная реальность в момент проявления чувственности, но она не есть сама чувственность, парадокс заключается в том, что без образных структур, выражающих чувственные переживания, невозможно прорваться к самому явлению, и более того - к самому себе. Полисемантичность возможных интерпретаций означает фигуративный характер сексуальности, каждая из них привносит определенное знание, как о сексуальности, так и о сущности индивида в целом, очерчивая возможные границы чувственного опыта. Важна любая интерпретация, изначально неправильное понимание своей чувственности будет преодолено, когда сексуальность зазвучит более отчетливо, а переживание, выходя из области ограничений, станет более наполненным и ярким.

Проблематичность репрезентативного характера фигуративной сексуальности заключается в том, что первичный смутный образ нуждается в прояснении, индивиду необходим Другой в качестве интенциональной цели сексуальной чувственности, своим присутствием Другой делает образы более отчетливыми, «обнажая» переживания субъекта.

Аутентичность внутреннего переживания зависит от способности индивида, не только проникнуть за репрезентируемые образы к эссенциальной данности, но отбросить социально и интерсубъективно детерминированные оценки

18

своей сексуальности, направив все интенции восприятия исключительно на собственную сексуальную чувственность. Аутентичность (подлинность) сексуальности — предельно субъективированное переживание, конгруэнтное экзистенции индивида и сознаваемое в качестве уникальной и самоценной части его жизни.

Репрезентативный смысл фигуративной сексуальности заключается в том, что, поняв свою сексуальность (хотя бы отчасти), человек становится способным к новому уровню сексуальных переживаний, в том смысле, что изменяется глубина этих переживаний. Нет необходимости в экстенсивном воспроизводстве чувственных удовольствий, которые остаются замкнутыми на субъекте, а точнее лишь на его возможности к переживанию приятных моментов, длительность которых всегда оказывается недостаточной и требуется неизменное возвращение к какому-то эталону наслаждения. Фигуративная сексуальность ориентирована на постижение субъектом опыта экзистенциального присутствия в мире.

Во втором параграфе «Внешняя репрезентация в феноменологическом опыте чувственности» раскрываются визуальные формы выражения сексуальности индивида. Видимость сексуальности — это не только непосредственно данный визуальный образ, обладающий сексуальным подтекстом, но и процесс явленности сексуальности, выраженной в понимании чужой сексуальности. Визуальность внешней репрезентации сексуальности соединяет непосредственное и опосредованное усмотрение сущности эротической чувственности.

Внешняя репрезентация фигуративной сексуальности опирается на различные формы выражения, если для осуществления одной из них знание о своей сексуальности не обязательно, то для другой - оно необходимо. Это такие формы как флирт и мода, интенции обеих направлены на распознавание Другого в качестве субъекта фигуративной сексуальности.

Благодаря флирту осуществляется стремление создать новую форму коммуникации, которая приобретает такие черты, как свобода в выборе партнера и, как следствие, отсутствие довлеющих форм общения, легкость, которая оставляет индивида свободным от всяких обязательств. Использование флирта не

всегда является рассудочным действием, индивид флиртует даже тогда, когда не имеет абсолютно никаких представлений о собственной сексуальности. Тело опережает рассудочное выражение сексуальности. Нельзя сказать, что природа флирта полностью метателесна, — она определена сексуальной чувственностью субъекта, которая имеет свою логику, не сводимую полностью ни к рациональному, ни к иррациональному поведению.

Флирт — это всегда попытка вызвать Другого на диалог, который становится значимым этапом в восприятии Другого в качестве сексуального субъекта, взаимодействие с которым позволяет прийти к пониманию своей сексуальности, производя новые смыслы через процедуру рефлексивного анализа. Отличительной особенностью диалога флиртующих является существование метафорического или фигуративного плана высказывания. Метафоры производятся с целью произвести впечатление, а не создать новый смысл. Фигуративная сексуальность посредством метафорической легкости коммуникации, флирта, открывает некоторый горизонт своего нарративного развития.

В области внешней репрезентации фигуративной сексуальности происходит переход от флирта как формы проявления неосознанной и потаенной сексуальности к более явному (визуальному) ее раскрытию, - к моде, что является необходимым условием в постижении фигуративное™ собственной сексуальное™ индивидом.

Через моду индивида выражает свое отношение к миру, выбирая приемлемые или неприемлемые стили. Современная культура, стремящаяся к достижению комфорта в любых областях жизни, в качестве критерия оценки выделяет телесность человека. С. Гандл подчеркивает мысль, что именно ощущение собственного тела влияет па формирование внешнего образа, имиджа. Кроме того, тело человека содержит возможность трансформации внешних репрезентативных практик, что влечет за собой не только изменение стратегий выражения, но и переконструирование реальности, находящейся вне субъекта, поскольку через ощущения своего тела он поддерживает с ней связь.

Мода в качестве феномена, выражающего антропологический статус индивида, не может не задействовать имеющийся у индивида опыт переживания как мира, в целом, так и сексуальное™, в частноста. Фрейм переживания сек-

20

суальности, выраженной через одежду, аксессуары, парфюм и т.д., всегда определен собственной сексуальностью субъекта, поскольку, в противном случае, сексуальный образ Другого не будет воспринят. Как некоторый маркер фигуративной сексуальности мода всегда к кому-то обращена в процессе своего высказывания. Мода как высказывание выражает сексуальность индивида, провоцируя Другого на проявление его сексуальности. Опыт прочтения чужой сексуальности зависит от глубины восприятия собственной сексуальной чувственности.

Концепция любого репрезентативного образа фигуративной сексуальности неповторима и при этом рационально до конца неуловима. Телос моды, когда она является формой выражения внешней репрезентации фигуративной сексуальности, заключен в визуализации сексуальности, как необходимом условии установления чувственной связи между индивидом и Другим. Любой образ, детерминированный модой прет-а-порте, порождает фигуру Другого, который своеобразным образом подтверждает сексуальность субъекта, удостоверяя ее реальность.

В Заключении подводятся итоги диссертации, делаются выводы, намечаются основные направления дальнейшего изучения исследуемого феномена.

Основные положения диссертации представлены в следующих публикациях:

По теме диссертации опубликованы статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации основных результатов диссертационных исследований:

1. Пырьянова O.A. Проблема товарности сексуальности: антропологические основания / O.A. Пырьянова // Вестник Томского государственного университета. - 2011.-Апрель. -№ 345.-С. 52-55.-0,5 п.л.

2. Пырьянова O.A. Внутренняя репрезентация фигуративной сексуальности как основание аутентичного восприятия сексуальной чувственности / O.A. Пырьянова // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012.-№ 6 (121).-С. 236 -242. -0,7 п.л.

3. Пырьянова O.A. Фигуративная сексуальность: конституирование антропологической реальности / O.A. Пырьянова // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. Общественные науки. - 2012. - №28. - С. 1316 - 1322. -0,9 п.л.

4. Пырьянова O.A. Нарративы фигуративной сексуальности: к феноменологии чувственности / O.A. Пырьянова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2012. — № 22 (276). Философия. Социология. Культурология. - Выпуск 27. - С. 24 - 32. - 0,9 п.л.

Другие публикации:

5. Пырьянова O.A. Современная парадигма сексуальности: молчание о сексуальности / O.A. Пырьянова // Сумма философии: Сб. науч. тр. Вып. 7. -Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2007. — С. 206 — 210.-0,3 п.л.

6. Пырьянова O.A. Сексуальность и норма / O.A. Пырьянова // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел: материалы межвузовской научно-практической конференции курсантов, слушателей и студентов: часть 1. — Екатеринбург: Издательство Уральского юридического института МВД России, 2007. - С. 35 - 37. - 0,2 п.л.

7. Пырьянова O.A. Желание, влечение, стигма: поиск сексуальной идентичности / O.A. Пырьянова // Сумма философии: Сб. науч. тр. Вып. 8. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2007. - С. 63 - 67. -0,3 п.л.

8. Пырьянова O.A. Традиционная семья: свободный выбор или легитимированное обязательство? / O.A. Пырьянова // Актуальные проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел: материалы межвузовской научно-практической конференции курсантов, слушателей и студентов: часть 2. — Екатеринбург: Издательство Уральского юридического института МВД России, 2007. - С. 126 - 128. - 0,2 п.л.

9. Пырьянова O.A. Эротическая пластичность: агрессия общества в форме непонимания / O.A. Пырьянова // Материалы межрегиональной научно-

22

практической студенческой конференции «Актуальные проблемы историко-философской науки». 3—4 мая 2007 года (Москва). Часть 1. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2007. — С. 34 - 37. -0,2 пл.

Ю.Пырьянова O.A. Философские основания гомосексуальности: противоречия в аспекте социальности / O.A. Пырьянова // Современные проблемы науки: сборник материалов 1-й международной научно-практической конференции. 27 - 28 марта 2008 года. - Тамбов: Издательство Тамбов-принт, 2008. - С. 378 - 379. - 0,1 п.л.

11.Пырьянова O.A. Методология изучения сексуальности в рамках социально-гуманитарных дисциплин / O.A. Пырьянова // Молодежь и наука: материалы межвузовской научной студенческой конференции. 11 апреля 2008 года. — Электросталь: Издательство Нового Гуманитарного Университета, 2008. - С. 223 - 225. - 0,2 п.л.

12.Пырьянова O.A. Сексуальность как подлинность бытия: антропологический взгляд / O.A. Пырьянова // Глобальный научный потенциал: Сборник материалов 4-й международной научно-практической конференции: 30 июня 2008 г. — Тамбов: Издательство Тамбовпринт, 2008. — С. 254 — 256.-0,2 п.л.

13.Пырьянова O.A. Стигма и сексуальность: новое понимание идентичности / O.A. Пырьянова // Социогуманитарная ситуация в России в свете глоба-лизационных процессов: материалы международной научной конференции. Москва. 2-4 октября 2008 г. - М.: Макс Пресс, 2008. - С. 356 - 359. -0,3 п.л.

14.Пырьянова O.A. Язык сексуальности как проявление жизни / O.A. Пырьянова И Alter Idem: Сборник научных трудов и переводов иностранной литературы. Вып. 1. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2008. - С. 30 - 34. - 0,3 п.л.

15.Пырьянова O.A. Экзистенция как антропологический феномен: основания духовности и субъективности / O.A. Пырьянова // Ценностные и социокультурные основы воспитания духовности и субъективности личности: Сборник научных статей по материалам V Всероссийской научно-

практической конференции (10 - 11 декабря 2008 г., Екатеринбург, РГППУ). - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. -С. 81-87.-0,4 п.л.

16. Пырьянова O.A. Авторство в сексуальности: опыт экзистенциального осмысления / O.A. Пырьянова // Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы: материалы III международной научной конференции (1-3 октября 2008 г., Омск). - Омск: Издательство Антро-поТопос, 2008. - С. 364 - 370. - 0,4 п.л.

17.Пырьянова O.A. Мужественность как товар на рынке лесбийской культуры / O.A. Пырьянова // Мужское и мужественное в современной культуре: научные доклады и сообщения участников Международной конференции (Санкт-Петербург, 4-6 марта 2009 г.). Приложение к философ-ско-культурологическому альманаху «Парадигма». - СПб: Издательство факультета философии и политологии СПбГУ, 2009. - С. 166 - 169. - 0,5 п.л.

18.Пырьянова O.A. Основные понятия изучения сексуальности в гуманитарных дисциплинах / O.A. Пырьянова // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук: сборник статей Международной научной конференции: в 5 т. - Магнитогорск: МаГУ, 2009. Вып. 4. Т. 3. -С. 51-55.-0,2 п.л.

19.Пырьянова O.A. Антропологический анализ репрезентации сексуальности в кинематографе / O.A. Пырьянова // Антропологическая соразмерность: материалы 1-ой Всероссийской научной конференции (27 - 28 марта 2009 г., г. Казань). - Казань: Издательство Казан, гос. технол. ун-та, 2009. - С. 180- 184.-0,3 п.л.

20.Пырьянова O.A. Мифологизация сексуальности: возможность отказа от толерантности / O.A. Пырьянова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2009. - № 5. Май. - С. 153 - 157. - 0,6 п.л.

21.Пырьянова O.A. Феномен гомосексуальности: трансформация парадигмы потребления / O.A. Пырьянова // Потребление как коммуникация - 2009: материалы 5 Международной научной конференции, 26 - 27 июня 2009 г. - СПб.: Интерсоцис, 2009. - С. 183 - 185. - 0,2 п.л.

24

22.Пырьянова O.A. Мифологизация сексуальности: возможность отказа от толерантности / O.A. Пырьянова // Парадигма: Философско-культурологический альманах. Выпуск 13. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2009. - С. 134 - 143. - 0,6 п.л.

23.Пырьянова O.A. New Gay: конструирование коммерческого образа / O.A. Пырьянова // Феноменология реальности: конструкт и концепт. Вып. 2. - М.: Издательство «Спутник +», 2009. — С. 71 - 80. - 0,6 п.л.

24.Пырьянова O.A. Индуктивность повседневного мышления: иллюзия антропологического кризиса / O.A. Пырьянова // Дискриминация, терроризм и другие виды нетерпимости (Современный мир: единство и разнообразие): Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - С. 253 - 255. - 0,2 п.л.

25.Пырьянова O.A. Переход к фигуративной сексуальности: инициация субъекта в урбанистическом пространстве / O.A. Пырьянова // Позиции философии в современном обществе: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 45-летию философского факультета Уральского государственного университета им. А. М. Горького, Екатеринбург, 19 — 20 мая 2010 г. В 2 т. Т. 2. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2010.-С. 179- 186.-0,5 п.л.

26.Пырьянова O.A. Фигуративная идентичность как основная детерминанта непрерывного образования / O.A. Пырьянова // «Обучение в течение всей жизни» — «Life Long Learning» как фактор модернизации социально-экономического пространства региона: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2010. - С. 202 - 208. - 0,4 п.л.

27.Пырьянова O.A. Влияние потребления на фигуративную сексуальность / O.A. Пырьянова // Потребление как коммуникация — 2010: материалы VI международной конференции, 25 - 26 июня 2010 г. — СПб.: Интерсоцис, 2010. - С. 297 - 299. - 0,2 п.л.

28.Пырьянова O.A. Репрезентация New Gay в визуальной культуре / O.A. Пырьянова // Наука. Культура. Образование. Актуальные проблемы и перспективы развития: Сборник научных трудов по материалам научно-

практической конференции с международным участием г. Волгоград, 19 ноября 2010 г. ВФ МГЭИ. — Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010. - С. 88 - 93. - 0,3 п.л.

29.Пырьянова O.A. Природа и сущность человека: возможность концептуального определения / O.A. Пырьянова // Alter Idem. Выпуск 3. Тотальность философского дискурса: проблема самоопределения современной философии: Сборник научных трудов и переводов. — М.: Издательство «Спутник +», 2010. - С. 50 - 56. - 0,4 п.л.

30.Пырьянова O.A. Психоаналитические истоки понятия гетеронормативно-сти / O.A. Пырьянова // Австрия как культурный центр Европы: материалы II Международного научного симпозиума. Екатеринбург, 25 — 28 октября 2011 г. - Екатеринбург: УрФУ, 2011. - С. 186 - 192. - 0,4 п.л.

31.Пырьянова O.A. Реконструкция опыта сексуальности в модусах бытия / O.A. Пырьянова // Alter Idem. Выпуск 4. Топонимика смысла жизни в пространстве мира: Сборник научных трудов и переводов. - М.: Издательство «Спутник +», 2012. - С. 43 - 50. - 0,4 п.л.

32.Пырьянова O.A. Аутентичность сексуальности в коммерчески маркированных пространствах повседневности / O.A. Пырьянова // Социальная онтология в структурах теоретического знания: материалы IV Международной научно-практической конференции 25 - 26 мая 2012 г. - Ижевск: Удмуртский университет, 2012. - С. 171 - 174. - 0,5 п.л.

33.Пырьянова O.A. Феноменология порно-шика: целостность фигуративной сексуальности / O.A. Пырьянова // Целостность в мире философии и социально-гуманитарного знания: сборник статей и тезисов докладов IV всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной Международному дню философии 18 ноября 2013 г. - Липецк-Тамбов: Издательство Першина Р.В., 2014. - С. 101 - 103. - 0,2 п.л.

Подписано в печать 06.06.2014 Формат 60x90/16 Бумага офсетная. Усл. печ. л. 1,5 Тираж 100 экз. Заказ 243

Отпечатано в типографии «Адмирал» 199178, Санкт-Петербург, В.О., 7-я линия, д. 84 А