автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Феномен гендерной маргинальности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Феномен гендерной маргинальности"
На правах рукописи
005532946 М
Антонова Наталья Викторовна
ФЕНОМЕН ТЕНДЕРНОЙ МАРГИНАЛЬНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Специальность 09.00.11 - социальная философия
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
1 г сен пш
Челябинск -2013
005532946
Работа выполнена на кафедре философских наук ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств».
Нг.учный руководитель: Апухтина Нина Георгиевна, заслуженный работник ВШ РФ, д. филос. н., профессор, ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств», профессор кафедры философских наук.
Официальные оппоненты:
Захарова Людмила Николаевна, заслуженный работник ВШ РФ, д. филос. н., профессор, ФГБОУ ВПО «Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий», профессор кафедры культурологии;
Зырянова Валерия Михайловна, к.филос.н., доцент, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», доцент кафедры философии.
Ведущая организация: ГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный медицинский университет»
Защита состоится 27 сентября 2013 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.296.07 по защите докторских и кандидатских диссертаций, созданного при ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», по адресу: г. Челябинск, ул. Бр. Кашириных, 129, I корпус ЧелГУ, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Челябинского государственного университета.
Автореферат разослан « » 2013 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета ^ёй^2^ Куштым Евгения Александровна
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. В современном мире происходят процессы, значительно меняющие условия жизни миллионов людей. Политические перевороты, экономические кризисы, природные катаклизмы порождают у человека чувство нестабильности, неуверенности в завтрашнем дне. Происходит переоценка традиционных ценностей, меняются представления о морали и нравственности, распределении социальных ролей между представителями различных социальных групп и внутри них. В таких условиях исследования маргинальное™ выходят на первый план.
Проблема пола, а точнее его социокультурного значения - тендера - в современном обществе также является одной из самых острых и актуальных, в том числе, и для философских наук об обществе и человеке. Именно тендер заставляет человека вести себя с оглядкой на социокультурные штампы. «Благодаря» тендеру человек становится объектом манипуляции, ограничивается его свобода. В связи с этим, возникает вопрос: нужно ли обращать внимание на тех людей, которые не чувствуют себя полноценными только потому, что у них не тот пол или не та сексуальная ориентация, и они являются «чужими среди своих», а по сути, маргиналами по признаку пола?
В настоящее время многие исследователи пишут об исключении женщин из политических процессов, их низком статусе на рынке труда, дискриминации мужчин в семейной и эмоциональной сферах, притеснении сексуальных меньшинств. Но практически никто не оперирует термином «тендерная маргинальное^». В большинстве работ говорится о маргинальное™ «женского» или людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, но такой подход слишком узок, поскольку он односторонне понимает тендер и не позволяет системно исследовать феномен тендерной маргинальное™, а значит ввести данный термин в научный оборот и закрепить его позиции в социальной
философии.
Таким образом, проблема заключается в том, что существует довольно большое число научных исследований как феномена маргинальное™, так и тендерных аспектов различных социокультурных процессов и явлений. Однако целостного осмысления феномена тендерной маргинальное™ в социально-философском значении по-прежнему недостаточно. Отсутствие четкого определения понятия «гендерная маргинальность» делает сложным измерение самого явления, его анализ в контексте социокультурной реальности.
Социально-философский анализ феномена тендерной маргинальное™ включает в себя проблему познания сущности человека через призму его половой идентичности в рамках противопоставления «Я - Другой», описание границ жизненного пространства женщин и мужчин с учетом тендерных норм конкретного общества и культуры, анализ типичных способов реагирования на навязывание «чужих» норм - от протеста до конформизма. Внимание также сосредотачивается на проблемах расширения диалога, взаимного признания и уважения другого человека с любой - половой, тендерной и сексуальной -идентичностью.
Степень разработанности проблемы. Тема пола в большей или меньшей степени находит отражение в трудах Аврелия Августина, Филона Александрийского, Аристотеля, О. Вейнингера, Ф. М. Вольтера, К. А. Гельвеция, Г. Гегеля, И. Гофмана, О. де Гуж, Д. Дидро, Г. Зиммеля, И. Канта, Т. Кампанеллы, Г. Гарфинкеля, Ж. А. Кондорсе, Г. Лебона, Дж. Ст. Милля, М. Монтеня, Т. Мора, К. А. фон Нетгесхайма, Ф. Ницше, Т. Парсонса, К. Пизанской, Платона, Ж.-Ж. Руссо, Сенеки, Ф. Шлегеля, А. Шопенгауэра, О. Шпенглера, Л. Фейербаха, 3. Фрейда, Э. Фромма, М. Фуко, Ш. Фурье, М. Уоллстонкрафт, Ф. Энгельса, И. С. Эуригена и др.; а также в работах теоретиков феминизма и ученых, занимающихся тендерной проблематикой -Дж. Батлер, С. Де Бовуар, Р. Брайдотти, Д. Зиммерман, Л. Иригарэ, Ю. Кристевой, Дж. Лорбер, Т. де Лауретис, М. Киммеля, Р. Коннела, Г. Рубин, Э. Сиксу, К. Уэст, Б. Фридан и др..
В русской философии и публицистике XIX и начала XX веков теме пола уделено внимание в работах Д. Л. Андреева, Н. А. Бердяева, В. В. Розанова, В. С. Соловьева, Н. Н. Страхова, Л. Н. Толстого, Н. Ф. Федорова, М. К. Цебриковой и др.. В настоящее время проблемой тендера и грейдерных стереотипов занимаются С. Г. Айвазова, М. Е. Баскакова, Е. В. Ведерникова, О. А. Воронина, Ю. Е. Гусева, С. В. Жеребкин, И. А. Жеребкина, Е. А. Здравомыслова, Н. Л. Пушкарева, А. А. Темкина, С. А. Ушакин, Т. Б. Щепанская и др.. Среди российских исследований женской идентичности можно выделить работы И. Л. Аристарховой, Г. А. Брандт, Г. А. Силласте, И. Н. Тартаковской и др.; мужской идентичности - И. С. Кона, С. А. Ушакина и др., квир-идентичности -И. С. Куприяновой, А. Ю. Першай и др..
Первоначально изучение маргинальное™ проводилось в рамках американской социологии, культурологии и социальной психологии (работы Р. Мертона, Р. Парка, Э. Стоунквиста, Т. Хьюза, Т. Шибутани), а в дальнейшем осуществлялось в трудах западноевропейских исследователей (Ч. Велена, Д.
Манчини, Д. Маршалла и др.).
Среди советских ученых, которые занимались изучением проблемы маргинальное™, можно выделить работы Н. О. Навджавонова, Е. Н. Старикова, В. А. Шапинского и др..
В современной России исследования маргинальное™ общего характера находят отражение в трудах С. П. Турина, С. С. Кирилюк, Е. В. Покасовой и др.. В работах Н. Р. Акопян, О. А. Сергеевой и др. затрагивается ценностно-нормативный аспект маргинальное™; исследования Е. С. Балабановой, Н. М. Римашевской, С. 3. Савина выявляют социологический контекст маргинальное™. С. П. Банковская, В. М. Розин акцентаруют внимание на личностаом, правовом и политическом аспектах маргинальное™.
Таким образом, выбор темы и ее значимость в большей степени обусловлены тем, что большинство российских исследователей сосредоточено, прежде всего, на выявлении общей специфики тендерных отношений и отдельных аспектов тендерной маргинальное™. Феномен тендерной
маргинальности в широком смысле (включающий в себя маргинальность женщин, мужчин, гомосексуалов и трансгендеров), а также различные социальные сферы и уровни ее проявления остаются неизученными. Такое состояние проблемы препятствует выработке целостного подхода к более глубокому изучению сущности и условий существования человека через призму тендерных различий, а на практике не решает проблемы тендерной дискриминации, поскольку без всестороннего осмысления тендерной маргинальности, «защищая» одни тендерные группы, можно прийти к ущемлению в правах других.
Объект исследования: тендерные отношения в западном и российском обществе.
Предмет исследования: феномен тендерной маргинальности в западноевропейской и отечественной социальной философии и общественных отношениях.
Цель исследования: концептуализация феномена тендерной маргинальности в социальной философии.
Задачи исследования, обусловленные его целью, состоят в следующем:
1. Рассмотреть тендерный аспект природы человека.
2. Проанализировать социальную природу маргинальности.
3. Проследить эволюцию представлений о тендерной маргинальности в западной социальной философии и общественных отношениях.
4. Выявить представления о тендерной маргинальности в современных тендерных исследованиях.
5. Раскрыть основные тенденции изменения отношения к явлению тендерной маргинальности в русской философской мысли и обществе.
6. Показать специфику репрезентации тендерной маргинальности в современном российском обществе.
Методология и методы исследования. Методологической основой
диссертации является междисциплинарный подход, затрагивающий ряд
6
отраслей научного знания: социальную философию, философию культуры, философскую антропологию, социологию, психологию, историю, вследствие чего методология работы носит комплексный характер. В работе используются общенаучные методы исследования, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, аналогизация, сравнение, классификация, обобщение, первичная интерпретация, метод идеальной типизации. Социально-философский анализ позволил определить маргинальность как неотъемлемую ' характеристику человеческого бытия, проявляющуюся во всех его «срезах». С помощью философско-антропологического подхода было исследовано влияние тендерных стереотипов на жизнь мужчин и женщин; применение тендерного. подхода способствовало выявлению социальной значимости половых различий. Посредством генетического метода была прослежена эволюция представлений о тендерной норме и девиации и выявлены социально-культурные формы тендерной маргинальное™. Сравнительно-исторический метод применялся для сопоставления содержания образа тендерного маргинала в разных культурах и исторических эпохах.
Источииковая база исследования. Теоретической и эмпирической базой исследования послужили концепции тендера, получившие отражение в работах О. А. Ворониной, И. Н. Тартаковской, С. А. Ушакина, а также Л. Фрейдер; концепции маскулинности (К. Клатгербау, Р. Коннелл), основные идеи тендерной теории «двух систем» (К. Дельфи, X. Хартманн и Дж. Хубер), а также концепции квир-идентичности (М. Джагоз, Дж. Батлер, Э. Гросс, Т. Лауретис, И. К. Сэджвик-Косовски).
Научная новизна исследования состоит как в самой постановке научной проблемы, так и в полученных результатах и заключается в следующем:
1. Проведен анализ феномена тендерной маргинальное™ в социально-философском контексте.
2. Раскрыта сущность тендерной маргинальное™ и предложена типология ее основных форм.
3. Прослежена эволюция образа тендерного маргинала в истории западной социально-философской мысли и общественных отношениях в рамках выявления тендерных парадигм.
4. Выявлена концептуальная основа исследования тендерной маргинальное™ в современных тендерных исследованиях.
5. Показаны особенности функционирования и развития тендерных парадигм в истории российской социально-философской мысли.
6. Продемонстрирована специфика репрезентации тендерной маргинальное™ в современной России и сконструирована типология тендерных маргиналов в истории и современности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Природа тендерной маргинальное™ раскрывается через взаимоотношение половой, тендерной и сексуальной идентичности и их соответствие общепринятым социокультурным нормам. В рассматриваемом тендерном контексте пол и сексуальность являются компонентами биологической природы человека, малейший сбой на любом из уровней которой ведет к маргинализации индивида в дальнейшем. Тендер — социокультурная трансформация биологического пола; социокультурный компонент природы человека, конструирующий вокруг индивида определенное жизненное пространство, задающий определенный шаблон поведения, набор ролей, взгляд на мир, отношения с другими людьми.
2. Тендерная маргинальность определяется как: 1) положение индивида и тендерных общностей, характеризующееся неопределенностью идентичности, низким социальным статусом или нежеланием следовать нормам предписанного тендера и отсутствием возможности включаться в предпочтительные виды деятельности из-за несоответствия принятым тендерным нормам; 2) как состояние индивидов, находящихся на периферии природного пола и желаемого тендера. В зависимости от сферы проявления
8
выделена биологическая и социокультурная тендерная маргинальное^, которая рассматривается на макро-, мезо- и микроуровене. По характеру последствий для развития общества и культуры можно выделить тендерную маргинальность как исключение и тендерную маргинальность как двигатель прогресса общества и науки, что чрезвычайно важно для современного' дискурса
социальной философии.
3. Тендерная маргинальность является, по сути, продуктом определенной тендерной парадигмы: само общество и господствующая культура создают условия для тендерной «расщепленности» человека и закрепляют ее в определенной идеологии. Со сменой тендерных парадигм происходит переопределение маргинальное™, главным образом, в результате изменений представления о социокультурном статусе женщин и ЛГБТ. Исторически первой парадигмой на Западе в рамках тендерной картины мира является патриархатная парадигма, которая господствовала в период с Античности до середины XIX века. Ей на смену пришла феминистская парадигма, просуществовавшая со второй половины XIX века до последней трети XX века.
4. В настоящее время можно говорить о постфеминистской парадигме равенства, утвердившейся на Западе с последней трети XX века. Практически во всех демократических странах провозглашены идеи равноправия полов, и соответствующие положения закреплены законодательно и реализуются в практике общественных отношений. Тендерные исследования, активно развивающиеся на Западе с 70-х гг XX века, являются, по сути, формой социального познания тендерной маргинальное™. Теории женской и мужской идентичности акцентируют внимание на социокультурных основаниях тендерной маргинальное™ и могут являться концептуальной основой ее изучения.
5. В России становление и утверждение тендерных парадигм происходило несколько иным, по сравнению с Западом, образом. Во многом это обусловлено сложившимися культурными и религиозными традициями.
Всего же на протяжении истории в рамках тендерной картины мира в нашей стране можно говорить о смене трех парадигм: патриархатной парадигме (господствовавшей примерно с XIII по середину XIX века), симбиозе патриархатной и профеминистской (имеющей место во второй половине XIX — первой четверти XX века) и неопатриархатной (существующей начиная с 30-х гг. XX века по настоящее время).
6. Тендерная система и социально-философские представления о взаимоотношениях полов в обществе в период с 30-х гг. XX века по настоящее время значительных изменений не претерпели, как не произошло и существенного переосмысления «природы» мужчин и женщин (женщина — мать и работница, мужчина - глава семьи и кормилец). Исходя из этого, мы не можем утверждать, что в настоящее время тендерная парадигма может быть названа феминистской, постфеминистской или тендерной парадигмой равноправия - для этого недостаточно социокультурных и теоретических оснований. Последнее обусловлено также и тем, что тендерная тематика в российском научном дискурсе продолжает занимать периферийное положение; а ученым, занимающимся тендерными исследованиями, зачастую приходится вырабатывать определенные стратегии включения данной проблематики в предметную область отдельных дисциплин, которые далеко не всегда готовы заинтересоваться тендерными отношениями.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в концептуализации феномена тендерной маргинальное™ в рамках общего курса философии, социальной философии, философской антропологии, философии культуры, социологии и культурологии и соответствующих учебных курсов по тендерной проблематике. Материалы диссертационного исследования могут быть полезны при разработке приоритетных направлений государственной и региональной социальной политики в направлении достижения тендерного равенства; при формировании социальной и коммерческой рекламы в целях воспитания гуманистического и толерантного отношения к человеку независимо от его половой, тендерной и сексуальной идентичности. Основные
ю
идеи и положения диссертации могут помочь социальным работникам и сотрудникам кризисных центров, оказывающим помощь людям, пострадавшим от тендерной и сексуальной дискриминации.
Степень достоверности и апробация результатов. Основные положения диссертации изложены в тезисах и докладах и обсуждены на следующих научных конференциях и семинарах: кафедре философских наук и семинарах-практикумах РИФКИ (Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2009 - 2012); Международных научно-творческих форумах «Молодежь в науке и культуре XXI века» (Челябинск, 2011, 2012); IV Международной научно-практической конференции «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире» (Краснодар, 2011); IV Международной научно-практической конференции «Интеллектуальный потенциал молодых ученых России и зарубежья» (Москва, 2012); II Всероссийской научной конференции «Целостность в мире философии и социально-гуманитарного знания» (Липецк, 2011); VI (очно-заочной) Международной научно-практической конференции «Диску реология: методология, теория, практика» (Челябинск, 2011); научном форуме (заочном) студентов, магистрантов, аспирантов «Наука в исследованиях молодых» (Новосибирск, 2012); III Международной научно-практической конференции «Теория и практика тендерных исследований в мировой науке» (Пенза, 2012).
По теме диссертации опубликовано 19 работ общим объемом 5, 1 п. л., в т. ч., 4 статьи в научных журналах перечня ВАК.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, 3 глав по 2 параграфа в каждой, заключения и списка использованной литературы (240 источников, в т.ч. на иностранном языке — 16). Общий объем работы 142 стр.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, степень ее разработанности, ставятся цель и задачи исследования,
11
раскрываются его теоретико-методологические основы, указывается теоретическая и практическая значимость проведенного исследования, структура и объем диссертации.
В первой главе «Теоретико-методологические основания тендерной маргинальности» раскрывается сущность тендерной маргинальное™ и приводится типология ее основных форм.
В первом параграфе «Человек в тендерном дискурсе» анализируется тендерная составляющая в биосоциокультурной природе человека.
Диссертант использует концепцию уровней природы человека, согласно которой человек представляет собой целостную психофизиологическую, социально-культурную и экзистенциальную организацию и может быть рассмотрен в онтологической, гносеологической, экзистенциальной и социокультурной плоскостях. Применяя тендерный подход к данной концепции, автор приходит к следующим положениям.
В онтологической плоскости в центре внимания, прежде всего, оказываются «мужское» и «женское». Фундаментальной категорией здесь выступает биологический пол, который представлен следующими уровнями: генетический пол, гонадный пол, гормональный пол и соматический пол. При малейшем сбое на любом из них мы получим уже иную сущность человека. Однако разные жизненные миры имеют место и у вполне «типичных» людей, для которых критерием «нормальности» зачастую выступает принадлежность к мужскому или женскому полу.
В гносеологической плоскости применительно к анализу социокультурных отношений между полами центральным становится именно термин «тендер», поскольку с самого рождения мир человека пронизан стереотипами и предопределен культурными нормами и традициями, нередко выступающими как табу при попытке мужчин и женщин начать играть по правилам другого пола. Различение понятий «пол» и «тендер» приводит к социокультурной оценке степени «нормальности» человека - насколько его тендер соответствует его биологическому полу. Поэтому термин «тендер»
12
означает не только «социальный пол» или социокультурную значимость половых различий, но и отношения власти и подчинения, которые проистекают из анатомо-физиологических различий между женщинами и мужчинами.
В экзистенциальной плоскости человек раскрывается на нескольких уровнях. Первый уровень предполагает идентификацию «Я» со своей телесно-психической организацией. В результате человек пребывает либо в гармонии, либо конфликте с самим собой. Стремление индивида понять себя, попытки самоопределения на основании принадлежности к определенному полу и желание или нежелание подчиняться господствующим социокультурным нормам феминности и маскулинности ведет к формированию определенной идентичности. Центральным понятием на этой ступени выступает половая идентичность, исходя из которой выстраивается дальнейшее поведение личности.
Одной из составляющих половой идентичности является сексуальная идентичность. На протяжении истории одни модели сексуального поведения получали социокультурное одобрение, а другие приобретали нелегальный и
маргинальный характер.
Второй уровень анализа сущности человека в экзистенциальной плоскости содержит самообозначение «Я» - понимание своей
индивидуальности и специфичности, осознание своего опыта в контексте опыта Других. На этой ступени в центре внимания оказывается другая важная составляющая половой идентичности - тендерная идентичность.
Неотъемлемыми компонентами тендерной идентичности и формами самопрезентации индивида в обществе и культуре являются феминность и маскулинность. Категории «феминность» и «маскулинность» заключают в себе различные смыслы, почти всегда несущие отношения неравенства. Ограничение жизненного пространства человека нормами маскулинности и феминности способствует развитию личностно-ролевых конфликтов и нарушает коммуникацию с другими людьми.
В социокультурной плоскости человек характеризуется как творец и творение своего мира, который принимает установленный порядок, подчиняется внешним законам (которые могут быть заключены, в том числе, и в форму тендерных стереотипов) либо сопротивляется им. Тендерные стереотипы являются способом демонстрации власти со стороны господствующих социокультурных структур, в результате чего вся жизнь человека подгоняется под определенную схему, выход за рамки которой влечет «навешивание ярлыков», маркирующих индивида как «ненормального», «Другого», которого нужно подвергать особенно тщательному контролю и не допускать его влияния на «обычных» членов общества.
Таким образом, тендер - это не что иное, как социально-культурная трансформация биологического пола, которая создает вокруг человека новое жизненное пространство, выше или ниже в иерархии по сравнению с реальностью индивида другого пола.
Во втором параграфе «Социальная природа маргинальное™» диссертант выявляет специфику формирования маргинальной личности в обществе.
Понятие маргинальное™ человека автором также рассмотрено в онтологической, гносеологической, экзистенциальной и социокультурной плоскости.
В онтологической плоскости первостепенными являются вопросы о природе маргинальное™ человека. Маргинальность понимается автором как положение индивида или социальной группы на периферии или пересечении различных социокультурных систем либо имеющее самый низкий статус в социальной иерархии.
В гносеологической плоскости внимание сосредотачивается на специфике представления о маргиналах и реакции на них со стороны господствующих социокультурных систем. Отношение доминирующих структур к маргиналам определяется желанием признать их права (а значит,
ввести в число полноправных граждан) или стойким убеждением в необходимости исключения за пределы социума или группы.
Понимание маргинальное™ как отклонения от нормы, удаления от
некоторого символического центра ценностной системы координат является
I
более распространенным, однако подобное рассмотрение данного феномена ведет к односторонности его анализа, при котором маргиналы представлены лишь в качестве девиантов, нарушающих общественный порядок. Однако девиантами и маргиналами могут являться не только обитатели «социального дна» или люди, нарушающие нормы социального поведения, чьи действия ведут к дезинтеграции системы социокультурных отношений, регрессу общества, но и те индивиды, которые стремятся ввести в социокультурную систему новые нормы и ценности, потенциально содействующие самореализации личности в более широком круге сфер.
В экзистенциальной плоскости отношения между маргиналом и обществом вписываются в систему отношений «Я - Другой», в которых «Другой» полностью стремится подавить самобытность человека, оказавшегося в маргинальном положении. Поскольку одной из сущностных черт феномена маргинальное™ человека является его положение на границе разных структур - социальных, культурных, психологических, смысловых, то следствием выступает проживание жизни на «ничейной территории», вытеснение на периферию, исповедание иных социальных норм, принадлежность к социокультурному меньшинству. В результате, у маргинальной личности оказывается нарушенной целостность самовосприятия, отмечается расщепленность внутреннего «Я», вызванная борьбой между стремлением быть частью нового жизненного пространства и еще не исчезнувшим образом «старого Я» - члена прежней культуры или социальной структуры.
В социокультурной плоскости человек является источником конструктивных преобразований. Для того чтобы прийти к успешной самоидентификации и обозначить границы собственного Я и своего
15
жизненного пространства, маргинальной личности приходится прилагать максимум усилий и пробовать различные, зачастую несвойственные, роли.
В заключение первой главы диссертант выводит определение тендерной маргинальное™, которую понимает как: 1) положение индивида и тендерных общностей, характеризующееся неопределенностью идентичности, низким социальным статусом или нежеланием следовать нормам предписанного тендера и отсутствием возможности включаться в предпочтительные виды деятельности из-за несоответствия принятым тендерным нормам; 2) как состояние индивидов, находящихся на периферии природного пола и желаемого тендера. В зависимости от сферы проявления автором выделена биологическая и социокультурная тендерная маргинальность, которая рассматривается на макро-, мезо- и микроуровне. По характеру последствий для развития общества и культуры можно выделить тендерную маргинальность как исключение и тендерную маргинальность как двигатель прогресса общества и науки.
Во второй главе «Гендерная маргинальность в западной социально-философской мысли и общественных отношениях» автор анализирует эволюцию представлений о тендерной идентичности как основе формирования маргинального тендерного пространства в истории философской мысли и культуре.
В первом параграфе «Эволюция западноевропейских представлений о мужской и женской идентичности» автор рассматривает развитие взглядов на тендерные отношения в истории западной философии, начиная с античного периода и заканчивая началом XX века, и их репрезентацию в культуре. Для их более глубокого анализа в работу вводится понятие тендерной парадигмы.
Первая гендерная парадигма в работе получила название «патриархатная парадигма». В ее основе - идея о природной обусловленности права мужчин занимать все ключевые позиции в системе социокультурных отношений, а женщина воспринималась как отклонение от нормы, объект контроля и манипуляции. В подавляющем большинстве философских концепций, а также в
16
обществе и культуре женщина предстает как «Другой», чью человеческую сущность принижали и исключали из системы общественных отношений и системы управления под предлогом «несовершенства женской природы».
Большинство женщин вынужденно идентифицировало себя с ролью хранительницы домашнего очага, однако, некоторыми из них зсе же предпринимались попытки расширить границы сферы самореализации. Реакцией на них со стороны доминантной культуры было исключение из системы социокультурных отношений в сферу домашней, частной жизни, а также наделение ярлыками, своего рода, девиантов. В рамках патриархатной парадигмы тендерная маргинальность воплощается на всех уровнях: на макроуровне женщинам запрещен доступ к власти и управлению, контролю за распределением материальных ресурсов, значимым позициям на рынке труда, высшему образованию; на мезоуровне женщина рассматривается только лишь как мать и домохозяйка; на микроуровне женские качества оцениваются гораздо ниже мужских.
Во втором параграфе «Гендерная маргинальность в современных теориях женской, мужской и квир-идентичности» диссертант анализирует изменения тендерного порядка, начавшиеся с середины XX века и продолжающиеся в XXI веке. Основными детерминантами трансформации тендерных отношений стало возникновение феминизма и изменение отношения к гомосексуальности.
Феминистская парадигма впервые обозначилась во второй половине XIX века и окончательно утвердилась во второй половине XX века. В ее основании лежат ключевые положения тендерных исследований о том, что важны не биологические различия между полами, а то значение, которое культура того или иного общества придает этим различиям.
Возникновение феминизма является важной вехой в истории осмысления явления тендерной маргинальное™. Женское движение сыграло ключевую роль в изменении границ жизненного пространства женщин, способствовало осмыслению женщинами своего социокультурного статуса. Гендерная
17
маргинапьность в рамках данной парадигмы представлена, прежде всего, на макроуровне тем, что доступ женщин в политические и бизнес структуры по-прежнему ограничен. Тем не менее, уже меняется представление о ценности их качеств и доступных ролях, о «нормальности» ЛГБТ (сексуальных меньшинств), что отражается в современных теориях мужской, женской и квир-идентичности, а значит, само понятие тендерной маргинальное™ становится более содержательным, но менее определенным. Осмысляются причины и социокультурные механизмы угнетения женщин, трансформация и спектр проявления мужской тендерной роли, природа гендерквиров.
В конце XIX - начале XX веков «рождается» новый тип человека в рамках тендерной картины мира - творец своего собственного мира, бросающий вызов старым тендерным порядкам и ценностям. В качестве таких людей в рамках данной парадигмы могут выступать феминисты, мужчины, борющиеся за свои права в сфере семьи и личностной самореализации, представители ЛТБТ-сообщества, выступающие против стереотипов тендера и сексуальности.
В рамках зарождающейся постфеминистской парадигмы женщины и мужчины как с традиционной, так и нетрадиционной сексуальной ориентацией считаются вариантом нормы. В XXI веке во всех демократических странах провозглашены идеи равноправия полов и соответствующие положения закреплены законодательно и реализуются в практике общественных отношений. Тендерные исследования, активно развивающиеся на Западе с 70-х гг XX века, являются, по сути, социальным познанием тендерной маргинальное™. Теории женской и мужской природы акцентируют внимание на социокультурных основаниях тендерной маргинальное™ и могут являться концептуальной основой ее изучения.
В третьей главе «Тендерная маргинальность в российской социально-философской мысли н общественных отношениях» диссертант рассматривает особенности тендерных отношений в России в рамках анализа становления и утверждения тендерных парадигм.
В первом параграфе «Представление о тендерных нормах э истории русской философии, обществе и культуре» автор анализирует тендерные отношения в России и их отражение в философской мысли на протяжении X -XX веков. Изначально в нашей стране господствовала патриархатная парадигма, основной характеристикой которой являлась низкая культурная ценность всего «женского». Тесная связь с природой обусловливала практически полное исключение женщин из публичной социальной сферы.
В середине XIX века утвердилась профеминистская парадигма. Она зародилась и существовала наряду с патриархатной, но никогда не превалировала над ней. В рамках патриархатной тендерной системы социокультурных отношений мыслители, придерживающиеся либеральных взглядов, искали причины маргинального положения женщин и пути выхода из него. Большинство их видело в получении женщинами образования и допуска к участию в общественных делах. И даже философы-консерваторы, акцентировавшие внимание на сущностных различиях между мужчиной и женщиной в восприятии, мышлении, этике, за редким исключением, не рассматривали их как признак неполноценности женщин и полагали, что женственность взаимодополняет мужественность и является неотъемлемым элементом бытия. В качестве социокультурных оснований данной парадигмы можно отметить зарождение в последней трети XIX века женских движений, требующих признания гражданских и впоследствии политических прав женщин; систему либеральных мер, направленных на улучшение положения женщин, их эмансипацию в начале XX века.
В 30-е годы XX века на смену профеминистской парадигме приходит патриархатная в новой вариации. В социальной политике предпринимается ряд мер по «возвращению» женщин в семью, в результате чего существенно ограничивается их личная свобода и сфера самореализации. В социально-философской мысли поднимаются вопросы о «естественном» предназначении мужчин и женщин, проблемы тендерного равноправия не затрагиваются. В то же время, ужесточался контроль в отношении гомосексуальных индивидов,
19
являющихся, по сути, как биологическими, так и социокультурными маргиналами, а с конца 60-х гг. XX века заговорили о проблемах мужчин (их здоровье и неудачах в выполнении функций главы и кормильца семьи), а значит, в исследованиях стала фиксироваться их частичная биологическая и социокультурная - тендерная - маргинальное^.
Во втором параграфе «Репрезентация тендерной маргинальное™ в современном российском обществе» диссертант рассматривает особенности тендерного порядка в современной России. Автор делает вывод, что тендерная система и теоретические представления о взаимоотношениях полов в обществе в период с 30-х гг. XX века по настоящее время значительных изменений не претерпели, как и не произошло существенного переосмысления «природы» мужчин и женщин (женщина - мать и работница, мужчина - глава семьи и кормилец). Исходя из этого, существующую в настоящее время тендерную парадигму диссертант определяет как неопатриархатную.
В рамках данной парадигмы в категорию тендерных маргиналов попадают женщины, занятые в сфере значимых социальных отношений, мужчины в частной, семейной сфере и ЛГБТ-сообщество. Женщин можно причислить в данную категорию на основании следующих характеристик: низкое представительство в политической сфере и бизнес-структурах, отсюда отсутствие контроля над властными и экономическими ресурсами; более низкий уровень заработной платы практически во всех отраслях экономики, что свидетельствует об их низком совокупном социальном статусе: большая вовлеченность в сферу домашнего труда, что говорит об ограниченности сфер для самореализации, и негативное общественное мнение о тех женщинах, кто нарушает принятые для них тендерные нормы. Однако в последние десятилетия появилось достаточно женщин, которые добились значительных успехов в политике и бизнесе, не забывая исполнять при этом свои семейные роли жены и матери, хотя на пути к достижению ими профессионального и финансового благополучия многие сталкивались с порицанием и недоверием.
Мужчины в частной, семейной сфере также частично могут быть признаны тендерными маргиналами: из-за большой занятости в экономической сфере они меньше времени проводят в семье и испытывают сложности при выполнении своей отцовской роли; после развода чаще всего теряют возможность регулярно поддерживать отношения со своими детьми и реже участвуют в их воспитании; сталкиваются со значительными сложностями при оформлении льгот для одиноких отцов и отпуска по уходу за ребенком. Кроме того, нормы мужской тендерной роли не позволяют в полной мере реализовать свой личностный потенциал, ограничивая круг занятий и формы проявления
эмоций, чтобы избежать прикрепления ярлыков женоподобности и
i
гомосексуальности.
Таким образом, со сменой тендерных парадигм складывается возможность переопределения маргинальное™, и в то же время, смена тендерных парадигм происходит в результате изменений представления о социокультурном статусе женщин и ЛГБТ.
В Заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:
Статьи в ведущих рецензируемых журналах реестра ВАК:
1. Антонова, Н.В. Репрезентация тендерной маргинальное™ в культуре как философско-антропологическая проблема / Н.В.Антонова // Вестник Южно-Уральского государственного университета (Серия «Социально-гуманитарные науки» Выпуск 18). - 2012. - № 10. - С. 170-174.
2. Антонова, Н.В. К определению понятая «тендерная маргинальное^» / Н.В.Антонова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2012. - № 3 (31). - С. 71-73.
3. Антонова, Н.В. Интеграция феномена тендерной маргинальное™ в предметное поле философской антропологии / Н.В.Антонова // Вестник
21
Южно-Уральского государственного университета (Серия «Социально-гуманитарные науки» Выпуск 19). - 2012. - № 32 (291). - С. 129-132.
4. Антонова, Н.В. Маргинальность как результат тендерной детерминации жизненного пространства человека / Н.В.Антонова // Вестник Южно-Уральского государственного университета (Серия «Социально-гуманитарные науки»), - 2013. - ТОМ 13. - № 1. - С. 144-149.
Статьи:
1. Антонова, Н.В. Социологическая сущность и содержание категории «тендер» / Н.В.Антонова // Актуальные аспекты социологии и социальной философии. Сборник научных статей / Под ред. Е.В.Миронова. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. - С. 4-16.
2. Антонова, Н.В. СМИ как социальный механизм конструирования тендерных стереотипов / Н.В.Антонова // Социология и философия: история и современность. Сборник научных статей / Под ред. Е.В.Миронова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. - С. 5-10.
3. Антонова, Н.В. Сущность и содержание понятия «тендерные стереотипы» / Н.В.Антонова // Социология и философия: история и современность. Сборник научных статей / Под ред. Е.В .Миронова. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. - С. 10-17.
4. Антонова, Н.В. Эволюция исследований тендерных отношений в истории философии / Н.В.Антонова // Молодежь в культуре и науке XXI века: материалы IX международного научно-творческого форума (2-3 ноября 2010 года) / Сост. Е.В.Швачко. - Челябинск: Изд-во ЧГАКИ, 2010.-С. 9-11.
5. Antonova, N. The gender stereotypes in mass-media from the point of view of the philosophical anthropological approach / N.Antonova // Молодежь в культуре и науке XXI века: материалы IX международного научно. творческого форума (2-3 ноября 2010 года) / Сост. Е.В.Швачко. -
Челябинск: Изд-во ЧГАКИ, 2010. - С. 12-13.
22
6. Антонова, H.B. Представления о женской «природе» в современной философии феминизма и культуре / Н.В.Антонова // Молодежь в культуре и науке XXI века: материалы X международного! научно-творческого форума (2-3 ноября 2011 года) / Сост. Е.В.Швачко. -Челябинск: Изд-во ЧГАКИ, 2011. - С. 13-16.
7. Антонова, Н.В. Основные теории тендерного подхода как предметное поле философской антропологии / Н.В.Антонова // Вопросы развития современной науки в России. Сборник научных статей / Под ред. А.И.Масалимова. - Бугульма: НО «Ф ЭН-НАУКА», 2011. - С. 74-75.
8. Антонова, Н.В. Концептуальные основы философской антропологии тендера / Н.В.Антонова // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире» (01 декабря 2011 года) / Под ред. А.А.Киселева. - Краснодар: AHO «ЦСПИ Премьер», 2011. - С.
139-140.
9. Антонова, Н.В. Тендерная маргинальное™ в культуре / Н.В.Антонова // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Интеллектуальный потенциал молодых ученых России и зарубежья» (11 января 2012) / Под ред. И.А.Чуканова, Р.Б.Казаковой, Л.Г.Константиновой и др. - М.: Изд-во «Спутник», 2012. - С. 65-68.
10. Антонова, Н.В. Целостность человеческого существования в свете тендерной маргинальное™ / Н.В.Антонова // Сборник статей и тезисов докладов II Всероссийской научной конференции с международным участием «Целостность в мире философии и социально-гуманитарного знания» (18 ноября 2011 года) / Под ред. А.К.Погодаева, И.М.Володина, А.Н.Чиликина и др. - Тамбов-Липецк: Изд-во Першина Р.В., 2012. - С. 90-92.
11. Антонова, Н.В. Понятие тендерной маргинальное™ в контексте теории социальной маргинальное™ / Н.В.Антонова // Многоликий дискурс: монография / Под общей редакцией В.Е.Хвощева и М.А.Малышева. -
23
Россия-Мексика. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ; Изд-во НОЦ «КПОН», 2012. - С. 522-533.
12. Антонова, Н.В. Маргинальное^ в современной России: тендерный аспект / Н.В.Антонова // Материалы Научного форума студентов, магистрантов, аспирантов (заочный) «Наука в исследованиях молодых» (12 мая 2012 года) / Под ред. Е.А.Омельченко. - Новосибирск: Изд-во Сибпринт, 2012.-С. 110-113.
13. Антонова, Н.В. Проблема тендерной маргинальное™ / Н.В.Антонова // Теория и практика тендерных исследований в мировой науке: материалы III международной научно-практической конференции (5-6 мая 2012 года) / Под ред. А.С.Берберян, М.А.Бутаевой, И.Г.Дорошиной. - Пенза -Махачкала - Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. - С. 8-11.
14. Антонова, Н.В. Маргинальность в тендерном измерении // Молодежь в культуре и науке XXI века: материалы XI международного научно-творческого форума (2-3 ноября 2012 года) / Сост. Е.В.Швачко. -Челябинск: Изд-во ЧГАКИ, 2012. - С. 19-21.
15. Антонова, Н.В. К проблеме формирования маргинального тендерного пространства человека / Н.В.Антонова // «Homo holistic: человек целостный»: сборник научных статей / Отв. редакторы Е.В.Гредновская, С.П.Рещикова. - Челябинск: Изд-во УралГУФК, 2012. - С. 205-219.
Антонова Наталья Викторовна
ФЕНОМЕН ТЕНДЕРНОЙ МАРГИНАЛЬНОСТИ: | СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
09.00.11 - социальная философия
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Отпечатано и сброшюровано в ООО «Проспект» 454091, г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 58 Формат 60x84 1/16, объем 1,0 пл., заказ № 0044, тираж 120 ж.
Текст диссертации на тему "Феномен гендерной маргинальности"
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
На правах рукописи
04201364215
АНТОНОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА
ФЕНОМЕН ТЕНДЕРНОЙ МАРГИНАЛЬНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Специальность 09.00.11 - социальная философия
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Челябинск - 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ МАРГИНАЛЬНОСТИ.............................................................14
1.1. Человек в тендерном дискурсе..................................................................14
1.2. Социальная природа маргинальности......................................................30
ГЛАВА 2. ТЕНДЕРНАЯ МАРГИНАЛЬНОСТЬ В ЗАПАДНОЙ СОЦИАЛЬНО - ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ...............................................................................................52
2.1. Эволюция западноевропейских представлений о мужской и женской идентичности....................................................................................................52
2.2. Тендерная маргинальность в современных теориях женской, мужской
и квир-идентичности.......................................................................................72
ГЛАВА 3. ТЕНДЕРНАЯ МАРГИНАЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ...............................................................................................95
3.1. Представление о тендерных нормах в истории русской философии, обществен культуре........................................................................................95
3.2. Репрезентация тендерной маргинальности в современном
российском обществе.....................................................................................116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................140
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................143
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном мире происходят процессы, значительно меняющие условия жизни миллионов людей. Политические перевороты, экономические кризисы, природные катаклизмы на фоне бурного развития информационных технологий порождают у человека чувство нестабильности, неуверенности в завтрашнем дне. Происходит переоценка традиционных ценностей, меняются представления о морали и нравственности, границах нормы, распределении социальных ролей между представителями различных социальных групп и внутри них. Возникает ситуация множественности идентичностей и многоликости нормы как таковой. В таких условиях задачи социально-философского исследования маргинальности выходят на первый план.
Проблема значимости социокультурных различий мужчин и женщин является одной из самых острых и актуальных, в том числе, и для философских наук об обществе и человеке. В межличностном пространстве, через взаимодействие Я и Ты создается особая система взаимоотношений, которая может носить как характер сотрудничества, так и соперничества; организуется игра по заданным правилам. Культурное «столкновение» людей разных полов со своей духовностью создает отношения, выходящие за пределы природно-биологических. И в этой «игре» рождается тендер. Именно тендер заставляет человека вести себя с оглядкой на культурные штампы. «Благодаря» тендеру человек становится объектом манипуляции, ограничивается его свобода. Реализует свои интересы, борется за свою индивидуальность, ставит и достигает целей, испытывает желания, создает свою культуру не некий абстрактный человек какого-либо пола, а индивид с определенным тендером, а потому тендер должен рассматриваться как один из фундаментальных концептов философских наук об обществе и человеке.
К тому же в современном мире проблема тендерного неравенства становится особенно острой: стремясь искоренить тендерную дискриминацию, западные страны на пути к достижению тендерного равенства не смогли избежать крайностей (предложение исключить понятия «муж» и «жена» как нарушающие права гомосексуальных семей, и по этой же причине слова «мать» и «отец» из документов, заменив их «гендерно нейтральными» «родитель № 1» и «родитель № 2», не подумав при этом, не будет ли «№ 2» чувствовать себя ущемленным).
В начале 2012 года семейно-патриотические организации России взбудоражила новость о принятии в первом чтении закона о тендерном равенстве. Руководитель межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество» Людмила Рябиченко заявляет, что «вопрос о равенстве позиций мужчин и женщин никогда не был национальной идеей России, для культурных и религиозных традиций народа восстанавливать мужчин и женщин друг против друга всегда было несвойственно, и попытка представить общественно-правовую ситуацию в стране как зашедшую в тупик без принятия упомянутого закона представляется положением дел, слишком далёким от реальности»[75]. В связи с этим, возникает ряд вопросов: действительно ли в современной России всех устраивает существующий тендерный порядок и закон о тендерном равенстве, как и само тендерное равенство, никому не нужны? Или же в нашей стране вопрос о тендерном равенстве давно решен (если вообще когда-то имел место быть), а проблема тендерной дискриминации является надуманной? Нужно ли обращать внимание на тех людей, которые не чувствуют себя полноценными гражданами только потому, что у них не тот пол и не та сексуальная ориентация, и они являются «чужими среди своих», а по сути, маргиналами по признаку пола?
На все эти вопросы необходимо ответить, прежде всего, социальной философии, поскольку для более глубокого понимания взаимоотношений человека и общества концепция маргинальное™ (а особенно тендерной
маргинальное™, переводящей анализ в более конкретное измерение, приближающее к реальной человеческой жизни) является особенно значимой.
В настоящее время многие исследователи пишут об исключении женщин из политических процессов, их низком статусе на рынке труда, дискриминации мужчин в семейной и эмоциональной сферах, притеснении сексуальных меньшинств. Но практически никто не оперирует понятием «тендерная маргинальность». В большинстве работ говорится о маргинальное™ «женского» или людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, но такой подход слишком узок, поскольку он односторонне понимает тендер и не позволяет системно исследовать феномен тендерной маргинальное™, а значит ввести данный термин в научный оборот и закрепить его позиции в социальной философии.
Таким образом, проблема заключается в том, что существует довольно большое число научных исследований как феномена маргинальности, так и тендерных аспектов различных социокультурных процессов и явлений. Однако системного осмысления феномена тендерной маргинальности в теоретическом, социально-философском смысле по-прежнему нет. Отсутствие четкого определения понятия «тендерная маргинальность» делает сложным измерение самого явления, его анализ в контексте социокультурной реальности.
Социально-философский анализ феномена тендерной маргинальности включает в себя проблему познания сущности человека через призму его тендерной идентичности в рамках противопоставления «Я» и «Другого», описание границ жизненного пространства женщин и мужчин с учетом тендерных норм конкретного общества и культуры, анализ типичных способов реагирования на навязывание «чужих» норм - протеста и конформизма. Внимание также сосредоточивается на проблемах расширения диалога, взаимного признания и уважения другого человека с любой - половой, тендерной и сексуальной - идентичностью.
Степень научной разработанности темы. Тема пола в большей или меньшей степени находит отражение в трудах Аврелия Августина, Филона Александрийского, Аристотеля, О. Вейнингера, Ф. М. Вольтера, К. А. Гельвеция, Г. Гегеля, И. Гофмана, О. де Гуж, Д. Дидро, Г. Зиммеля, И. Канта, Т. Кампанеллы, Г. Гарфинкеля, Ж. А. Кондорсе, Г. Лебона, Дж. Ст. Милля, М. Монтеня, Т. Мора, К. А. фон Неттесхайма, Ф. Ницше, Т. Парсонса, К. Пизанской, Платона, Ж.-Ж. Руссо, Сенеки, Ф. Шлегеля, А. Шопенгауэра, О. Шпенглера, Л. Фейербаха, 3. Фрейда, Э. Фромма, М. Фуко, Ш. Фурье, М. Уоллстонкрафт, Ф. Энгельса, И. С. Эуригена и др.; а также в работах теоретиков феминизма и ученых, занимающихся тендерной проблематикой - Дж. Батлер, С. Де Бовуар, Р. Брайдотти, Д. Зиммерман, Л. Иригарэ, Ю. Кристевой, Дж. Лорбер, Т. де Лауретис, М. Киммеля, Р. Коннела, Г. Рубин, Э. Сиксу, К. Уэст, Б. Фридан и др..
В настоящее время проблемой тендера и тендерных стереотипов занимаются С. Г. Айвазова, М. Е. Баскакова, Е. В. Ведерникова, О. А. Воронина, Ю. Е. Гусева, С. В. Жеребкин, И. А. Жеребкина, Е. А. Здравомыслова, Н. Л. Пушкарева, А. А. Темкина, С. А. Ушакин, Т. Б. Щепанская и др.. Среди российских исследований женской идентичности можно выделить работы И. Л. Аристарховой, Г. А. Брандт, Г. А. Силласте, И. Н. Тартаковской и др.; мужской идентичности - И. С. Кона, С. А. Ушакина и др., квир-идентичности - И. С. Куприяновой, А. Ю. Першай и др..
Первоначально изучение маргинальное™ проводилось в рамках американской социологии, культурологии и социальной психологии (работы Р. Мертона, Р. Парка, Э. Стоунквиста, Т. Хьюза, Т. Шибутани), а в дальнейшем осуществлялось в трудах западноевропейских исследователей (Ч. Велена, Д. Манчини, Д. Маршалла и др.).
Среди советских ученых, которые занимались изучением проблемы маргинальности, можно выделить работы Н. О. Навджавонова, Е. Н. Старикова, В. А. Шапинского и др..
В современной России исследования маргинальности общего характера находят отражение в трудах С. П. Турина, С. С. Кирилюк, Е. В. Покасовой и др..
В работах Н. Р. Акопян, О. А. Сергеевой и др. затрагивается ценностно-нормативный аспект маргинальности; исследования Е. С. Балабановой, Н. М. Римашевской, С. 3. Савина выявляют социологический контекст маргинальности. С. П. Баньковская, В. М. Розин акцентируют внимание на личностном, правовом и политическом аспектах маргинальности.
Таким образом, выбор темы и ее значимость в большей степени обусловлены тем, что большинство российских исследователей сосредоточено, прежде всего, на выявлении общей специфики тендерных отношений и отдельных аспектов тендерной маргинальности. Феномен тендерной маргинальности в широком смысле (включающий в себя маргинальность женщин, мужчин, гомосексуалов и трансгендеров), а также различные социальные сферы и уровни ее проявления остаются неизученными. Такое состояние проблемы препятствует выработке целостного подхода к более глубокому изучению сущности и условий существования человека через призму тендерных различий, а на практике не решает проблемы тендерной дискриминации, поскольку без всестороннего осмысления тендерной маргинальности, «защищая» одни тендерные группы, можно прийти к ущемлению в правах других.
Объект исследования: тендерные отношения в западном и российском обществе.
Предмет исследования: феномен тендерной маргинальности в западноевропейской и отечественной социальной философии и общественных отношениях.
Цель исследования: концептуализация феномена тендерной
маргинальности в социальной философии.
Задачи исследования, обусловленные его целью, состоят в следующем:
1. Рассмотреть тендерный аспект природы человека.
2. Проанализировать социальную природу маргинальности.
3. Проследить эволюцию представлений о тендерной маргинальности в западной социальной философии и общественных отношениях.
4. Выявить представления о тендерной маргинальности в современных тендерных исследованиях.
5. Раскрыть основные тенденции изменения отношения к явлению тендерной маргинальности в русской философской мысли и обществе.
6. Показать специфику репрезентации тендерной маргинальности в современном российском обществе.
Методология и методы исследования. Методологической основой диссертации является междисциплинарный подход, затрагивающий ряд отраслей научного знания: социальную философию, философию культуры, философскую антропологию, социологию, психологию, историю, вследствие чего методология работы носит комплексный характер. В работе используются общенаучные методы исследования, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, аналогизация, сравнение, классификация, обобщение, первичная интерпретация, метод идеальной типизации. Социально-философский анализ позволил определить маргинальность как неотъемлемую характеристику человеческого бытия, проявляющуюся во всех его «срезах». С помощью философско-антропологического подхода было исследовано влияние тендерных стереотипов на жизнь мужчин и женщин; применение тендерного подхода способствовало выявлению социальной значимости половых различий. Посредством генетического метода была прослежена эволюция представлений о тендерной норме и девиации и выявлены социально-культурные формы тендерной маргинальности. Сравнительно-исторический метод применялся для сопоставления содержания образа тендерного маргинала в разных культурах и исторических эпохах.
Источниковая база исследования. Теоретической и эмпирической базой исследования послужили концепции тендера, получившие отражение в работах О. А. Ворониной, И. Н. Тартаковской, С. А. Ушакина, а также Л. Фрейдер; концепции маскулинности (К. Клаттербау, Р. Коннелл), основные идеи тендерной теории «двух систем» (К. Дельфи, X. Хартманн и Дж. Хубер), а также концепции квир-идентичности (М. Джагоз, Дж. Батлер, Э. Гросс, Т. Лауретис, И. К. Сэджвик-Косовски).
Научная новизна исследования состоит как в самой постановке научной проблемы, так и в полученных результатах и заключается в следующем:
1. Проведен анализ феномена тендерной маргинальное™ в социально-философском контексте.
2. Раскрыта сущность тендерной маргинальное™ и предложена типология ее основных форм.
3. Прослежена эволюция образа тендерного маргинала в истории западной социально-философской мысли и общественных отношениях в рамках выявления тендерных парадигм.
4. Выявлена концептуальная основа исследования тендерной маргинальное™ в современных тендерных исследованиях.
5. Показаны особенности функционирования и развития тендерных парадигм в истории российской социально-философской мысли.
6. Продемонстрирована специфика репрезентации тендерной маргинальное™ в современной России и сконструирована типология тендерных маргиналов в истории и современности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Природа тендерной маргинальное™ раскрывается через взаимоотношение половой, тендерной и сексуальной идентичности и их соответствие общепринятым социокультурным нормам. В рассматриваемом тендерном контексте пол и сексуальность являются компонентами биологической природы человека, малейший сбой на любом из уровней которой ведет к маргинализации индивида в дальнейшем. Тендер - социокультурная
трансформация биологического пола; социокультурный компонент природы человека, конструирующий вокруг индивида определенное жизненное пространство, задающий определенный шаблон поведения, набор ролей, взгляд на мир, отношения с другими людьми.
2. Тендерная маргинальность определяется как: 1) положение индивида и тендерных общностей, характеризующееся неопределенностью идентичности, низким социальным статусом или нежеланием следовать нормам предписанного тендера и отсутствием возможности включаться в предпочтительные виды деятельности из-за несоответствия принятым тендерным нормам; 2) как состояние индивидов, находящихся на периферии природного пола и желаемого тендера. В зависимости от сферы проявления выделена биологическая и социокультурная тендерная маргинальность, которая рассматривается на макро-, мезо- и микроуровене. По характеру последствий для развития общества и культуры можно выделить тендерную маргинальность как исключение и тендерную маргинальность как двигатель прогресса общества и науки, что чрезвычайно важно для современного дискурса социальной философии.
3. Тендерная маргинальность является, по сути, продуктом определенной тендерной парадигмы: само общество и господствующая культура создают условия для тендерной «расщепленности» человека и закрепляют ее в определенной идеологии. Со сменой тендерных парадигм происходит переопределение маргинальное™, главным образом, в результате изменений представления о социокультурном статусе женщин и ЛГБТ. Исторически первой парадигмой на Западе в рамках тендерной картины мира является патриархатная парадигма, которая господствовала в период с Античности до середины XIX века. Ей на смену пришла феминистская парадигма, просуществовавшая со второй половины XIX века до последней трети XX века.
4. В настоящее время можно говорить о постфеминистской парадигме равенства, утвердившейся на Западе с последней трети XX века. Практически во всех демократических странах провозглашены идеи равноправия полов, и
соответствующие положения закреп�