автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Маргинальность как социально-философская проблема

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Зайцев, Игорь Владиславович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Омск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Маргинальность как социально-философская проблема'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Зайцев, Игорь Владиславович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Становление феномена маргинальности.

1.1. Маргинальность в свете диалектического анализа.

1.2. Маргинальность как инструмент самосознания человека.

1.3. Маргинальность как параметр общественно-исторического развития.

ГЛАВА 2. Содержание феномена маргинальности.

2.1. Маргинальность в свете экзистенциального анализа.

2.2. Маргинальность как основа самоорганизации человека.

2.3. Маргинальность как источник разнообразия исторического процесса.-.

ГЛАВА 3. Функции феномена маргинальности.

3.1 .Маргинальность в свете феноменологического анализа.

3.2. Маргинальность как условие самоопределения человека.

3.3. Маргинальность как источник направленности исторического процесса.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Зайцев, Игорь Владиславович

Актуальность темы данного исследования определяется социально-исторической ситуацией, которая сложилась в России за последние десять лет. Феномен маргинальности наиболее ярко проявляет себя в обществах, находящихся в процессе структурной или системной трансформации. Маргинальность всегда лежит в основании дезорганизационных и реорганизационных моментов в жизни общества на всем протяжении его исторического развития. Но не одним этим обстоятельством задана тема работы. Глобализация и связанная с ней повышенная коммуникабельность провоцирует усиление этнических, культурных и религиозных взаимопроникновений различных по своему уровню и содержанию общественных систем. Все это порождает целый комплекс проблем, настойчиво требующих своего осмысления и решения в рамках гуманитарного и, прежде всего, философского знания.

Проблема маргинальности относится к разряду тех феноменов, суть и смысл которых теряется в частных деталях трактовки и определенного угла зрения на них. Это ведет к обесцениванию проблемы маргинальности в глазах ученых, как явления целостного по форме и содержанию. В этом видится само маргинальное положение феномена маргинальности, которое она занимает, находясь на границе различных гуманитарных дисциплин. Знание проблематики маргинальности до сих пор остается достаточно фрагментарным, и мы находим здесь пример того случая, когда какие-либо частные вопросы одной темы подменяют собой комплексный взгляд на целостность данного явления как такового. Маргинальность не является побочным, вторичным продуктом жизнедеятельности человека и общества, как это принято считать в общественных науках. Она также не только производность трансформационных явлений, происходящих в мире сознания и в сфере общественных отношений. Маргинальность есть феномен вечный и тотальный, присущий человеческому миру во все времена его существования, а не исключительно в периоды социальных кризисов и катастроф. Осмысление феномена маргинальное™ в его тотальности дает нам ключ к пониманию не только каких-то отдельных вопросов, свойственных данному явлению, но и делает возможным осознание роли ее присутствия в общественно-исторической действительности, через те возможности и потенции, которые несет в себе маргинальность. Формируясь в мире сознания, она находит свое выражение как в человеке, так и в обществе.

Степень изученности проблемы маргинальности во многом характеризует относительно недавнее выделение и формулирование самого понятия "маргинальность" в общественных науках (1928 г.). До этого момента имеет смысл упомянуть имя Э. Дюркгейма, в работах которого было выведено понятие "аномии", которое по существу можно со кем основанием считать "предтечей" непосредственного появления категории "маргинальности" в социальном знании. Основоположник термина "маргинальность" -американский социолог Ричард Парк понимал под маргиналами неадаптированных мигрантов, а также продукты расовой и этнической "гибридизации" - мулатов, метисов и т.д. В принципе, все они представляют собой результат миграционных и межэтнических процессов, происходящих в обществе. Такую узко направленную трактовку и понимание данной проблемы Р. Парком следует отнести на выпавший ему временной период в истории США - массовая эмиграция из Европы в Америку в начале XX века, годы "Великой депрессии", расовая сегрегация и т.д. Последующие исследователи проблемы маргинальности и маргиналов (Э. Стоунквист, Т. Шибутани) продолжили развитие линии Р. Парка в подходе к анализу данного феномена, акцентируя при этом свое внимание на межрасовых и этнических аспектах проблемы. Следует отметить, что они изучали маргинальность в рамках социологии и социальной психологии, где данный феномен исследовался в качестве результата различных миграционных процессов, происходящих в обществе. Этому подходу присуща известная доля психологизма, связанная с проблемой приспособления (социализации) маргиналов в обществе и к его институтам, с восстановлением утраченных социальных и культурных связей и ролей в нем. В социологическом плане такая интерпретация маргинальное™ близка к позиции Э. Дюркгейма в его понимании состояния аномии, как последствия разрыва социальных связей между людьми, человеком и обществом. Подход к проблеме маргинальное™, как к явлению вторичному, сопровождающему различные, в большинстве случаев - локальные, социальные процессы, остается превалирующим в изучении данного феномена.

В общественных науках со временем сложилось несколько тенденций в восприятии и понимании проблемы маргинальное™. Это, во-первых, американская школа, продолжающая изучать маргинальность в рамках миграционных и этнических процессов (Р. Мертон, Вудс, Харман и др.)1. Американские ученые рассматривают явление маргинальное™ как некий специфический частный случай, обусловленный периодом предварительной социализации человека при вхождении его в позитивную референтную группу. При этом в изучении феномена маргинальное™ продолжает доминировать психологический подход, а сама маргинальность трактуется как временное разрушение согласия человека с самим собой, обществом и другими людьми в моменты трансформации социальной структуры и при повышении уровня социальной мобильности общества.

В европейской традиции в исследовании проблемы маргинальное™ и маргиналов превалируют два основных подхода, которые можно условно обозначить как "англо-немецкий" и "французский". Немецкая и английская традиции занимают сходные между собой позиции в восприятии маргинальное™. Она понимается как отрицательный вариант результатов процесса структурной деформации и трансформации общества, и, связанной с этам, социализацией человека в нем (В. Хинрикс, К. Рабан)2. Для них маргиналы, прежде всего - деклассированные элементы общества, социальное См.: Маргинальность в современной России: Коллективная монография / Балабанова Е. С., Бурлуцкая М. Г., Демин А. И. И др. М., 2000. С. 8 - 10. Там же. с. 14 - 16. дно", андекласс3 или - эмигранты - выходцы из стран "третьего" мира. Они рассматривают маргинальность с позиций адаптации ее субъектов в социуме.

Французский подход к проблеме маргинальное™ отличается некоторой романтической окраской. Здесь маргинальность понимается как своеобразный протест против традиционных ценностей и норм общества, как продукт классовой борьбы. Такой взгляд на маргиналов сложился под влиянием событий весны 1968 г., а маргинальность воспринимается как "результат конфликта с общепринятыми нормами, выражение специфического отношения с существующим общественным строем. Уход в маргинальность предполагает. - либо разрыв всех традиционных связей и создание своего собственного, совершенно иного мира; - либо постепенное вытеснение (или насильственный выброс) за пределы законности1"4. Но в последние годы "французский" подход к феномену маргинальное™ претерпел ряд изменений, он все более приближается к "англо-немецкому". К категории маргиналов в основном стали относить мигрантов и безработных - "продукт распада общества, пораженного кризисом"5.

Латиноамериканские исследователи подходят к явлению маргинальное™ с позиций неравномерности экономического развития различных государств и говорят о существовании целых маргинальных регионов, имея в виду страны Латинской Америки и "третьего" мира (Л. Сеа, О. Сункель, Л. Пасо). Также они видят в маргиналах представителей социально изолированных групп, обитателей городского "дна" и выходцев из глубинки. При этом латиноамериканские авторы часто понимают под маргиналами люмпен-пролетариат и люмпен-буржуазию, а сам процесс маргинализации отождествляется с понятием "бразилизации" характерной для стран Латинской Америки. Все это в целом только затрудняет непосредственное рассмотрение проблемы маргинальное™ в целостности ее проявленности в социальной См: Балабанова Е. С. Андекласс: понятие и место в обществе // Социологические исследования. 1999. № 12. С. 65-70.

4 Фарж А. Маргиналы. С. 145. // 50/50: опыт словаря нового мышления. М., 1989.

5 Там же, с. 145- 146. действительности, хотя и представляет собой ценный эмпирический материал для философского анализа.

В отечественной философии, по понятным причинам, проблема маргинальное™ начала изучаться только в последнее десятилетие. До этого, она понималась в сходной с латиноамериканской традицией позиции, как проблема, присущая развивающимся странам и отождествлялась с люмпенизацией (М. И. Поляков). С конца 80-х годов наметился интерес к данной тематике. Феномен маргинальности стал постепенно обретать легализацию в сфере гуманитарного знания и занимать подобающее ему место среди насущных проблем современной социальной философии. Это напрямую связано с социальными, экономическими, политическими и другими процессами, начавшими происходить в стране. Первые публикации на тему маргинальности носили скорее публицистическии, нежели научный характер (Е. Н. Стариков). В дальнейшем наметилась тенденция к более глубокому анализу и осмыслению данной проблемы. Но при изучении феномена маргинальности в России отсутствует философский взгляд на эту проблему. Анализ явления маргинальности происходит в рамках отдельных наук: социологии (И. П. Попова, К. А. Феофанов, В. И. Поляков и др.), политологии (В. Б. Земсков, Я. Г. Шемякин) и культурологии (Е. М. Шапинская, В. А. Шапинский). При этом, здесь мы встречаем самый широкий разброс мнений и позиций касающихся маргиналов, причинах маргинализации и т.д. В исследованиях отечественных философов в основном доминируют экономические, миграционные, социокультурные факторы, обуславливающие это явление. Главный же источник маргинализации усматривается в массовой мобильности населения, происходящей в последнее десятилетие. Такая позиция и интерпретация проблемы маргинальности, как и в случае с Р. Парком, объясняется данным историческим отрезком времени в развитии страны, трансформацией социальной и экономической структуры общества. Высказывается даже мнение о всеобщей маргинализации населения России. Интересную идею о необходимости создания отдельной науки маргиналистики - выдвинул А. И. Атоян6. Маргиналистика, по его мнению, должна включать в себя экономические, политические, религиозные, этнические и другие элементы, и служить целям предотвращения и преодоления маргинализации, а также адаптации маргиналов в социальную среду. В целом, в отечественной науке трактовка феномена маргинальное™ и отношение к маргиналам вызвана настоящим положением дел в обществе, а сама проблема маргинальное™ расценивается как негативное явление, требующее скорого своего разрешения. Все сказанное позволяет сделать вывод, что в общественных науках, как за рубежом, так и в России, доминирует социологический - функциональный - подход к проблеме маргинальное™ и к ее носителям - маргиналам.

Необходимо заметить, что у понятия "маргинальность" странная и противоречивая судьба. Введенный в широкое научное употребление относительно недавно, этот термин используется с явным негативным оттенком при определении его содержания. Такой подход следовало бы исключить из подлинно научного описания реальности. Этому немало способствует тот факт, что проблема маргинальное™ получила первоначальную теоретическую разработку в рамках социологии и психологии. Философское же осмысление феномена маргинальное™ еще не стало предметом научного анализа, за исключением каких-то частных ее проявлений (М. Фуко, Ж. Батай), которые не дают целостного взгляда на эту проблему. Философии еще предстоит проанализировать и понять маргинальность в ее тотальной целостности, так как степень изученности данной проблемы носит чрезвычайно фрагментарный характер. Но через снятое содержаний частных моментов, установление взаимозависимости и взаимообусловленности различных сторон феномена маргинальное™, мы восходим к пониманию ее сущности.

Основной целью предпринимаемого исследования является анализ проявленное™ маргинальное™ в социальной действительности через становление и функционирование ее в бытийном мире человека и общества. Атоян А. И. Социальная маргиналистика // Политические исследования. 1993. № 6. С. 29 - 38.

Для этого поднимаются задачи по выявлению и описанию маргинальное™ как временного процесса, обуславливающего существование человека и общества. Рассмотрение маргинальное™ сквозь призму категории времени позволяет понять ее сущностную природу, как тотальную текучесть социального пространства. Исходя из того, что маргинальность сама есть время, далее необходимо направить наш взгляд на эту проблему в контексте понимания ее как возможности (свободы), что логически определяет ее направленность как процесса.

Основные задачи диссертации: установить и осмыслить сущность маргинальное™ в категориях 1) времени; 2) возможности и 3) направленности. Это делает реальным рассмотрение ее проявленности в 1) сознании; 2) человеке и 3) обществе, посредством чего мы можем понять саму природу феномена маргинальное™ как явления целостного через содержание сознания, которое постигает себя как сущность. Это и является конкретной целью данной работы.

Предметом исследования данной работы является феномен маргинальное™ как таковой, понимаемый посредством и через процесс развертываемое™ его в мире сознания. Изучение явления маргинальное™ преломляется через анализ человека и общества, которые находятся в границах проявленности маргинальное™ в социальной действительности. Таким образом, человек и общество, взятые в аспекте времени, позволяют нам осмыслить феномен маргинальное™ в его сущности и существовании.

Методологической основой исследования в данной работе выступает анализ маргинальное™ в свете: 1) диалектики; 2) экзистенциализма и 3) феноменологии. Диалектический метод позволяет нам понять сам процесс становления и явленности маргинальное™ самой-для-себя, условия возможности ее возникновения как свойства чистого времени. Установить природу данного феномена в проявлении ее через сознание, человека и общество. Экзистенциальный подход обуславливает понимание существования маргинальное™ как свободы, несущей в себе плюралистическую возможность реализации ее в социальном мире посредством самоорганизации сознания и человека, а через него и общества. Феноменологический метод делает возможным определить непосредственно направленность (деструктивную или конструктивную), которую несет в себе феномен маргинальное™, преломляясь через мир сознания в антропологическое и социальное пространство. Эти три метода взаимосвязаны и взаимообусловлены, что в полной мере соответствует структурному построению работы, которое позволяет представить анализу проблемы маргинальное™ завершенную форму в рамках данного исследования.

Научная новизна диссертации заключается в том, что целью данной работы ставится рассмотрение и анализ проблемы маргинальное™ не в частных проявлениях ее в мире, не с социологической точки зрения, а в философском, всеобщем сущностном, присутствии в социальном пространстве. I

Маргинальность понимается, прежде всего, как временная текучесть, что обуславливает плюралистичность ее направленности через свободную возможность. К явлению маргинальное™ мы подходим не как к находящемуся во времени феномену, свойственному человеку и обществу в периоды социальных изменений, а как ко времени, постоянно присутствующему в процессе своего развертывания в социальной действительности. Маргинальность понимается в качестве неотъемлемой категории человеческого и социального бытия, которая наделяет его способностью эволюционировать и развиваться. Данная работа не ставит перед собой задачу по вынесению каких-либо оценочных характеристик самому присутствию феномена маргинальное™ в мире сознания, человека и общества. При подходе к проблеме маргинальное™ необходимо абстрагироваться от оценочных категорий, что дает нам возможность максимально объективно приблизиться к пониманию маргинальное™ в ее сущностной данности нам, в непрерывности ее существования в социальном пространстве и той ее общественно-исторической роли, которую она играет как один из феноменов социального бытия. Такой взгляд на данную проблему позволяет понять многие общественно-исторические явления и факты, как прошлого, так и настоящего, а исходя из последнего - заглянуть в обозримое будущее, предугадать возможные варианты его развития, заложенные в действительном существовании человека и общества.

Структуру работы составляют три главы, призванные рассмотреть сущность проблемы маргинальное™ со стороны ее становления, содержания и функций. Каждая из глав соответственно структурно разделена на три отдельных параграфа, логически взаимосвязанных между собой освещением феномена маргинальное™ в ее становлении, содержании и функциях, проявляющихся в мире сознания, человека и общества. Первые параграфы каждой из глав призваны осветить проблему маргинальное™ в рамках теоретической философии: становление ее через диалектический анализ; понимание содержания данного феномена посредством экзистенциального анализа и ее функции в свете феноменологии. Это дает возможность проанализировать и показать маргинальность как временную сущностную текучесть, проявляющуюся в качестве инструмента самосознания человека и как параметра общественно-исторического развития. Вторые параграфы глав связаны между собой вопросом анализа маргинальное™ в сфере философской антропологии, а именно, как инструмент самосознания человеком себя в мире сознания, а затем самоорганизацией себя, а через это - к самоопределению им своего положения в общественно-историческом пространстве. Последние параграфы объединены общей идеей показать и проанализировать феномен маргинальное™ с позиций социальной философии: становление маргинальное™ в обществе, выраженность ее содержания в нем и какие функции и направленность она может нести с собой в общественно-историческом процессе.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что знание сущностной природы маргинальное™ в ее содержании и функциях делает реальным понимание общественно-исторических процессов не только прошлого, но и настоящего времени, с новых позиций. Понимание феномена маргинальное™ в ее целостной основе может служить одним из элементов прогнозирования и анализа возможного развития в будущем как отдельных социальных структур в частности, так и целых систем в общем. Использование результатов исследований прикладных наук по проблематике маргинальное™, делает практическое применение такого анализа вполне реалистичным. Учитывая тенденции мирового развития, следует полагать, что в ближайшие десятилетия маргинальность как социальное явление будет задавать тон общественно-историческому развитию не только отдельных социальных групп, но и общемировому сообществу в целом. В такой ситуации наши теоретические познания в области маргинальное™ приобретают и практическую ценность. Это может выразиться в адекватном подходе при разрешении каких-либо конфликтных ситуаций, которыми сопровождается появление различных новых (иных), маргинальных по существу своему, социальных феноменов.

Апробация основных положений диссертации осуществлялась в процессе чтения курса лекций "Введение в философию" в ОмГУ в 2001-2002 учебном году. А также в ряде опубликованных статей:

Маргинальность как инструмент самосознания человека" // Герменевтика субъекта / Под ред. И. А. Овсянниковой. - Омск, ОмГПУ, 2002. -С. 65 - 75;

Маргинальность как одно из условий самоопределения человека в мире" // Герменевтика субъекта / Под ред. И. А. Овсянниковой. - Омск, ОмГПУ, 2002. -С. 53 -64;

Маргинальность как предмет социально-философского анализа" // Вестник Омского ун-та. - 2002. - № 2. - С. 53 - 56;

Россия как пример маргинального государства" // Историк на пути к открытому обществу. Материалы Всероссийской научной конференции 20 - 22 марта 2002 г. - Омск, 2002. - С. 54 - 57.

13

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Маргинальность как социально-философская проблема"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе представленного диссертационного исследования можно сделать следующие основные выводы.

Феномен маргинальное™ представляет собой сложное, многоаспектное явление социальной действительности, проявляющее себя в мире сознания, бытия человека и в общественно-историческом процессе.

Маргинальность имеет временную сущностную природу, суть которой заключается в способности выходить и переходить (перетекать) через границы определенных целостностей. Такая временная текучесть маргинальное™ обуславливает становление ее в мире сознания в качестве совершенно новой (иной) данности, по сравнению с предыдущими, целостными системами. Маргинальность выступает здесь как инструмент самосознания человеком своего места в мире, посредством того, что маргинальность наделяет своего носителя уникальной способностью как обозревать, так и существовать сразу в нескольких целостностях и данностях социальной действительности. При этом наблюдается непрерывность становления самосознания субъекта маргинальное™ в силу временной природной текучести самой маргинальное™ - ее незавершенности и незавершаемости как гаковой. Таким образом, в общественно-историческом развитии маргинальность выступает как тайна истории, так как способствует становлению в мире новых исторических и социальных реалий посредством постоянного формирования новых общественных структур и систем, что делает возможным непрерывность общественно-исторического развития.

Временная природа феномена маргинальное™ обуславливает, в свою очередь, ее ценностное значение для человека и общества. Ценность маргинальное™ заключается в свободе, которую она несет в себе, гак как эта свобода подразумевает под собой не только возможность, но и потенцию для реализации в социальном мире новых реалий. Посредством свободы, маргинальность выступает в качестве метода, через который происходит самоорганизация индивида как личности новой, отличной от заданности и шаблонности времени прошедшего. Возможность, предоставляемая свободой, содержащейся в феномене маргинальное™, делает реальным плюралистичность общественно-исторического процесса, многовариантность его реализаций и оформления в социальное пространство. Таким образом, можно сделать вывод, что свобода и, обуславливаемая ею, возможность -основное содержание феномена маргинальное™.

В свою очередь, такое содержание маргинальное™ влечет за собой интенциональность движения при развертывании данного феномена в социальное пространство. Это способствует реализации потенциальных возможностей, содержащихся в ней, в социальную действительность. Причем, интенция маргинальное™ принимает и носит разносторонний характер. В зависимости от складывающихся общественно-исторических условий и объстоятельств маргинальность способна быть как конструктивной для отдельного индивида и общества, так и деструктивной, вплоть до аномии. Но, при любой направленности маргинальное™, она выступает в качестве одного из условий самоопределения человеком себя в мире сознания и в социальном пространстве. Это делает возможным свободное конструирование личности себя, а через себя и социальной действительности ее окружающей. В тоже время, феномен маргинальное™ может служить одним из факторов саморазрушения человека, превращая его в девиантную личность. В социальном плане маргинальность задает темп и тональность общественно-историческому процессу, направляет человека и общество к новым, еще непознанным горизонтам развития. В связи с этим, в диссертационном исследовании выделяются следующие функции маргинальное™, которые привносятся ею в мир сознания, человека и общества: 1) подготовительная функция - служит для перехода к новым социальным реалиям; 2) провокационная - через некоторый ряд эпизодичных социальных явлений маргинальность подталкивает своего субъекта к совершению чего-либо иного-нового и, тем самым, провоцирует структурные или системные изменения в целом; 3) сигнально-информационная - отражает процессы, происходящие в социальном пространстве, информирует о начале трансформационных или деформационных изменениях внутри структур и систем; 4) эвристическая функция, как способность привнести в окружающую социальную действительность некую новацию; 5) оформительная - проявляется при придании структурам и системам законченности и определенности (конституирования) в рамках иной, новой целостности. Все эти функции феномена маргинальное™ между собой взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляют - суть реализации маргинальности в общественно-историческом процессе как социально-философского феномена.

Итак: сущностная природа маргинальности - время, посредством которого она становится в сознании и социальном мире, причем, время непрерывное в своей тотальности и текучести (постоянно переходящее). Содержание маргинальности заключается в свободе, как возможности иначе-действия и иначе-бытия, проявляющуюся через интенциональность маргинальности в социальном времени и пространстве и реализации ею себя в нем посредством ряда функций, привносимых ею в мир социального. В диссертационной работе осуществлен перенос акцентов с явлений маргинальности непосредственно на ее сущность. С проявления данного феномена (то есть, с маргиналов) на маргинальность как фактор общественно-исторического развития.

Таким образом, мы можем заключить, что знание сущностной природы феномена маргинальность в ее содержании и функциях делает реальным понимание общественно-исторических процессов, как прошлого, так и настоящего времени, с новых позиций. Это объясняется тем, что маргинальности, как явление в человеческом и социальном плане представляет собой феномен вечный, временной, а не временный, она непрерывно меняется сама и изменяет окружающую социальную действительность одновременно.

Кроме того, понимание феномена маргинальности в ее целостной основе может служить одним из элементов прогнозирования и анализа возможного развития в будущем как отдельных социальных структур в частности, так и целых систем в общем. Используя результаты исследований прикладных наук по проблематике маргинальности, мы способны наши теоретические познания в области маргинальности применить на практике. Это может выразиться в адекватном подходе в понимании и при разрешении каких-либо конфликтных ситуаций (этнических, экономических, политических и т.д.), которыми сопровождается появление различных новых (иных), маргинальных по существу своему, социальных феноменов. Тенденции общемирового развития показывают, что в ближайшие десятилетия феномен маргинальности не исчезнет с социального горизонта. Наоборот, маргинальность и связанные с ней проблемы с большей интенсивностью будут проявляться в социальном пространстве по мере ускорения общественно-исторического развития как отдельных индивидуумов и социальных групп, что наблюдалось в прошлом, так и всего общемирового сообщества в целом

139

 

Список научной литературыЗайцев, Игорь Владиславович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абраменкова В.В. Проблема отчуждения в психологии // Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - С. 5 - 12.

2. Антонова Н. В. Проблема личной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционализма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. — № 1. - С. 131-143.

3. Апель К.-О. Трансформация философии. Пер. с нем. / Перевод В. Куренной, Б. Скуратов. М.: «Логос», 2001. 344 с.

4. Астафьев Я. У. Постмодернизм в познании общества /У Политические исследования. 1992. - № 3. - С. 63 - 71.

5. Атоян А. И. Социальная маргиналистика // Политические исследования. 1993. - № 6. - С. 29 - 38.

6. Африканцы в странах Америки: негритянский компонент в формировании наций западного полушария / Отв. ред. Э. Л. Нитобург. М.: «Наука», 1987.-406 с.

7. Ахисзер А. С. Архаизация в российском обществе как методологическая проблема II Общественные науки и современность. 2001. -№2.-С. 89- 100.

8. Ахиезер А. С. Российский либерализм перед лицом кризиса // Общественные науки и современность. 1993. - № I. - С. 12-21.

9. Ахтямова Г. Р. Социальная дифференциация общества и интересов // Социологические исследования. 1997. - № 8. - С. 60 - 68.

10. Ачкасов В. А. Россия как разрушающееся традиционное общество // Политические исследования. 2001. - № 3. - С. 83 - 92.

11. Ашин Г. К. Доктрина "массового общества". М.: Политиздат, 1971. - 143 с.

12. Бажутина Т. О. Происхождение человека: Концепция переходных состояний развития. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993.- 156 с.

13. Балабанова Е. С. Андекласс: понятие и место в обществе // Социологические исследования. 1999. - № 12. - С. 65 - 70.

14. Батай Ж. Теория религии. Литература и Зло / Пер. с фр. Ж. Гайковой, Г. Михалковича. Мн.: Современный литератор, 2000. - 352 с.

15. Беккер Г. Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М.: 1961. - 896 с.

16. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: Пер. с англ. М.: Academia, 1999. - 956 с.

17. Бергер П. Капиталистическая революция (50 тезисов о процветании, равенстве и свободе): Пер. с англ. М. : Издательская группа «Прогресс» -«Универс», 1994. - 320 с.

18. Бергер П. Общество как драма // Человек. 1995. - № 4. - С. 25 - 36.

19. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: «Медиум», 1995.-334 с.

20. Березовая Л. Г. Нетипичная личность в историческом пространстве, или Эффект «белой вороны» // Общественные науки и современность. 1998. -№6.-С. 125 -137.

21. Болотова А. К. Человек и время в ситуации социальной нестабильности // Общественные науки и современность. 1997. - № 6. - С. 38 -44.

22. Боно Э. Рождение новой идеи. М.: Прогресс, 1976. - 144 с.

23. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения / Пер. с фр. М. М. Кириченко; Науч. ред. М. Ф. Черныш М.: Аспект Пресс, 1998. -284 с.

24. Валлертайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется? II Социологические исследования. 1997. - № 1. - С. 8 - 21.

25. Васильчук Ю. А. Социальное развитие человека в XX веке // Общественные науки и современность. 2001. - № 1. - С. 5 - 26.

26. Васильчук Ю. А. Трансформация потребностей развитие личности и общества // Политические исследования. - 1994. - № 5. - С. 6 - 22.

27. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

28. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. Пер. с нем. М.6 Юрист, 1995.-687 с.

29. Галкин А. А. Социальные устои общества под натиском перемен // Политая. 1999-2000. - № 4. - С. 133 - 159.

30. Галкин А. А. Стабильность и изменения сквозь призму культуры мира // Политические исследования. 1998. - № 5. - С. 117 - 122.

31. Галкин А. А. Тенденции изменения социальной структуры // Социологические исследования. 1998. - № 10. - С. 85 - 9!.

32. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М.: Изд-во «Мысль». 1999. - 1072 с.

33. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Санкг Петербург: «Наука», 1994. - 444 с.

34. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. -М.: «Мысль», 1975.-452 с.

35. Гиренок Ф. И. Ускользающее бытие. М., 1994. - 220 с.

36. Глазьев С. К). Закономерности социальной эволюции: вопросы методологии // Социологические исследования. 1996. - № 6. - С. 50 - 62.

37. Голенкова 3. Т. Динамика социокультурной трансформации в России // Социологические исследования. 1998. - № 10. - С. 77 - 84.

38. Голенкова 3. Т., Игитханян Е. Д. Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре российского общества // Социологические исследования. 1999. - № 9. - С. 22-33.

39. Голенкова 3. Т., Игитханян Е. Д., Казаринова И. В. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации // Социологические исследования. 1996. - № 8. - С. 12-17.

40. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Свод № 3. Международный альманах / Сост. Н. В. Гумилева; Пред., коммент., общ. ред., карты А. И. Куркчи. М.: Танаис ДИ - ДИК, 1994. - 544 с.

41. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. Мн.: Хорвест, М.: ACT, 2000. - 752 с.

42. Дахин В. Н. Государство и маргинализация // Свободная мысль. -1997.-№4.-С. 46-57.

43. Дилигенский Г. В защиту человеческой индивидуальности // Вопросы философии. 1990.-№3.-С. 31-46.

44. Дилигенский Г. Г. В поисках смысла и цели: Проблемы масс, сознания соврем, капиталист, о-ва . М. : Политиздат, 1986. - 256 с.

45. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Пер. с фр. А. Б. Гофмана, примечания В. В. Сапова. М.: Канон, 1996. -432 с.

46. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. -352 с.

47. Дюркгейм Э. Социология и теория познания. С. 27 67 // Новые идеи в социологии. Сборник №2. Социология и психология. - СПб.: Изд-ство "Образование", 1914. - 136 с.

48. Живов В. Маргинальная культура в России и рождение интеллигенции // Новое литературное обозрение 1999. - № 37. - С. 37 - 51.

49. Заворин А. В. Об устойчивости процессов маргинализации // Современные проблемы гуманитарных дисциплин. Сборник статей молодых ученых. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996.

50. Зайцев И. В. Маргинальноеть как инструмент самосознания человека // Герменевтика субъекта / Под ред. И. А. Овсянниковой. Омск: ОмГПУ, 2002. -С. 65 -75.

51. Зайцев И. В. Маргинальноеть как одно из условий самоопределения человека в мире // Герменевтика субъекта / Под ред. И. А. Овсянниковой. -Омск: ОмГПУ, 2002. С. 53 - 64.

52. Зайцев И. В. Маргинальноеть как предмет социально-философского анализа // Вестн. Омского ун-та. 2002. - № 2. - С. 53 - 56.

53. Зайцев И. В. Россия как пример маргинального государства // Историк на пути к открытому обществу. Материалы Всероссийской научной конференции 20 22 марта 2002 г. - Омск, 2002. - С. 54 - 57.

54. Запрудский Ю. Г. Социальный конфликт (политологический анализ).- Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1992. 120 с.

55. Земсков В. Б. Латинская Америка и Россия (Проблема культурного синтеза в пограничных цивилизациях)// Общественные науки и современность. -2000.-№5.-С. 96- 103.

56. Земсков В. Б. Одноликий Янус. Пограничная эпоха пограничное сознание // Общественные науки и современность. - 2001. - № 6. - С. 132 - 139.

57. Зиммель Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996.- 607 с.

58. Зомбарт В. Буржуа: Пер. с нем. / Ин-т социологии. М.: Наука, 1994. -443 с.

59. Ионин Л. Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений ) // Социологические исследования. 1995. - № 4. -С. 3-14.

60. Кагановский В. Л. Вопросы о пространстве маргинальности // Новое литературное обозрение. 1999. - № 37. - С. 52 - 62.

61. Кайтуков В. М. Эволюция диктата. М.: Наука, 1991. -416 с.

62. Какабадзе 3. М. Проблема человеческого бытия. Тбилиси. : «Мецниереба», 1985. - 312 с.

63. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

64. Кемеров В. Е. Концепция радикальной социальности // Вопросы философии. 1999. - № 7. - С. 3 - 13.

65. Кемеров В. Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977. - 256 с.

66. Климова С. Г. Социальная идентификация в условиях общественных перемен // Человек. 1995. - № 3. - С. 26 - 35.

67. Корель Л. В. Социология адаптаций: этюды апологии. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1997. - 160 с.

68. Косарев В. Кто будет жить в XXI? // Нева. 1997. - № 10. - С. 135149.

69. Красиков В. И. Человек на пути встречи с самим собой. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. - 174 с.

70. Кудрявцев В. Н. Социальные деформации. М.: 1992. - 134 с.

71. Кузьмин М. Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека // Вопросы философии. 1997. - № 2. - С. 57 - 70.

72. Кутырёв В. А. Человек XXI века: уходящая натура. // Человек. -2001.-№ 1.-С.9- 16.

73. Лапин Н. И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной реформации // Вопросы философии. 1992. - № 12. - С. 29 -41.

74. Левашов В. К. Глобализация и социальная безопасность // Социологические исследования. 2002. - № 3. - С. 19 - 28.

75. Левченко И. Е. Феномен социальной смерти // Социологические исследования.- 2001. № 6. - 22 - 31.

76. Линьков В. В. Смысл жизни аномального человека как философская проблема // Философские исследования. 1998. - № 4. - С. 63 - 78.

77. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н. А. Шматко М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. - 160 с.

78. Лосев А. Ф. Самое само: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.- 1024 с.

79. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек текст -семиосфера - история. - М.: «Языки русской культуры», 1996. - 464 с.

80. Лурье С. В. Культурно-психологические факторы распада крестьянской общины // Человек. 1992. - № 4. - С. 31 - 45.

81. Манхейм К. Диагноз нашего времени / Пер. с нем. и англ. М.: Юрист, 1994. - 700 с.

82. Маргинальность в современной России: Коллективная монография / Балабанова Е. С., Бурлуцкая М. Г., Демин А. Н. И др. М.: МОНФ, 2000. - 208 с.

83. Маркс К. Капитал, Т.1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 23. -М.: 1960.-968 с.

84. Маркс К. Тетради по эпикурейской философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 40.-С. 121 140.

85. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: "ЛЕРЕ-Ьоок", 1994. - 368 с.

86. Моисеев Н. Н. Палитра цивилизаций: разнообразие и единство // Человек. 1992. -№3. -С. 5- 13.

87. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. Пер. с фр. / Перевод Т. П. Емельяновой. М.: Издательство "Центр психологии и психотерапии", 1996. 476 с.

88. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. - № 1. - С. 3 - 18; № 2. - С. 3 - 14.

89. Мостовая И. В. Социальное расслоение: символический мир метаигры. М.: Механик, 1996. - 208 с.

90. На изломах социальной структуры / Руководитель авт. коллектива А. А. Галкин. М.: Мысль, 1987. - 315 с.

91. Назаретян А. П. «Столкновение цивилизаций» и «Конец истории» // Общественные науки и современность. 1994. - № 6. - С. 140 - 146.

92. Наумова H. Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества? / Под ред. В. Н. Садовского и В. А. Ядова. М.: Эдитореал УРСС, 1999. - 176 с.

93. Никитин Е. П. , Харламенкова H. Е. Самоутверждение человека // Вопросы философии. 1997. - № 9. - С. 96 - 117.

94. Овчинников В. Ф. Проблемы социальной усредненности и талантливости // Философские науки. 1990. - № 6. - С. 91 - 94.

95. Ольшанский Д. В. Массовое настроение переходного времени // Вопросы философии. 1992. - № 4. - С. 3 - 15.

96. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды: Пер. с исп. / Сост., предисл. и общ. ред. А. М. Руткевича. М.: Издательство «Весь Мир», 1997. - 704 с.

97. Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалевой. Под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998. - 270 с.

98. Пасо Л. Исторические корни аргентинской зависимости. Л.: Лениздат,1981.

99. Плеснер X. Ступени органического и человек. С. 96 151 // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П. С. Гуревича; Общ. ред. Ю. Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - 552 с.

100. Плюснин Ю. М. Проблемы социализации маргинальной личности // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Философия и социология. 1994. - № I. -С. 49-55.

101. Поляков В. И. Проблема маргинализации в контексте безработицы. Социально-психологический аспект // Безработица в России. М., РАУ, 1993.

102. Поляков М. И. Городские маргинальные слои Латинской Америки. -М.: ИЛА АН СССР, 1974. 140 с.

103. Померанц Г. С. Выход из транса. М.: Юрист, 1995. - 575 с.

104. Попова И. П. Маргинальность. Социологический анализ: Учебное пособие. М.: «Союз», 1999.

105. Попова И. П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования) // Социологические исследования. -1999. -№ 7. -С. 62-71.

106. Ракитянский Н. М. Россия и вызовы глобализации // Социологические исследования. 2002. - № 4. - С. 60 - 66.

107. Резник Ю. М. "Интегральная антропология" как форма междисциплинарного синтеза // Личность. Культура. Общество. 2002. - Том IV. - Вып. 1 -2(11 - 12). - С. 34 - 52.

108. Рожанский М. Маргинальная Россия // Дружба народов. 1998. - № 2. - С. 139-151.

109. Росс Л. , Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. В. В. Румынского под ред. Е. Н. Емельянова, В. С. Могуна. М.: Аспект Пресс, 1999. - 429 с.

110. Садлер А. Уильям, Джонсон Б. Томас. От одиночества к аномии. С. 21 51 // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. С. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - 624 с.

111. Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. М.: Республика, 2000. - 639 с.

112. Семененко И. С. Трансформация критериев самоидентификации в социокультурном и политическом пространстве: западная парадигма и российский контекст // Политические исследования. 2000. - № 3. - С. 80-89.

113. Сербенко Н. И., Соколов А. Э. Кризис культуры как исторический феномен (в концепциях Н. Данилевского, О. Шпенглера, П. Сорокина) // Философские науки. 1990. - № 7. - С. 37 - 47.

114. Сингер Б. Дж. Демократическое решение проблемы этнического многообразия // Вопросы философии. 1994. - № 6. - С. 89 - 97.

115. Скиннер Б. Ф. Технология поведения. С. 29 44 // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. - М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. - 560 с.

116. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. -432 с.

117. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / Пер. с англ., комментарии и статья В. В. Сапова. -СПб.: РГХИ, 2000.- 1056 с.

118. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. -М.: Политиздат, 1992. 543 с.

119. Стариков Е. Н. Маргиналы и маргинальность в советском обществе // Рабочий класс и современный мир. 1989. - № 4. - С. 142 - 155.

120. Стариков Е. Н. Маргиналы, или Размышления на старую тему: «Что с нами происходит?» // Знамя. 1989. - № 10. - С. 133 - 162.

121. Стариков Е. Н. Новые элементы социальной структуры // Коммунист. 1990. - № 5. - С. 30 - 41.

122. Стариков Е. Н. Общество-казарма от фараонов до наших дней. -Новосибирск: «Сибирский хронограф», 1996. 420 с.

123. Стариков Е. Н. Социальная структура переходного общества (опыт «инвентаризации») // Политические исследования. 1994. - № 4. - С. 87 - 96.

124. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Пер. с англ. / Сосг. Огурцов А. П.; Вступ. ст. Уколовой В. И.; Закл. ст. Рашковского Е. Б. М.: Прогресс, 1991. - 736 с.

125. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / Институт социологии РАН. 3-е изд. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 2000. - 481 с.

126. Уайтхед А. Избранные работы по философии: Пер. с англ. / Сост. И. Т. Касавин: Общ. ред. и вступ. ст. М. А. Кисселя М. : Прогресс, 1990. - 720 с.

127. Уткин А. И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Логос, 2001.254 с.

128. Фарж А. Маргиналы // 50/50. Опыт словаря нового мышления / Под общ. ред. М. Ферро и Ю. Афанасьева. М.: Прогресс, 1989. С. 143 149.

129. Феофанов К. А. Социальная маргинальность: характеристика основных концепций и подходов в современной социологии. (Обзор) // Общественные науки за рубежом, РЖ серия 11 Социология. М., 1992, № 2. С. 70-83.

130. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова. Мн.: ООО «Попурри», 1999. - 624 с.

131. Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя / Пер. с англ. Д. Н. Дудинский. Мн.: ООО «Попурри», 2000. - 672 с.

132. Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. Н. И. Войскунский, И. И. Каменкович. М.: Прогресс, 1986. - 240 с.

133. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. Санкт Петербург: Университетская книга, 1997. - 240 с.

134. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: "Ad Marginem", 1997. - 452 с.

135. Хайдеггер М Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. - С. 63 - 176.

136. Хейзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. / Пер., сост. и вступ. ст. Д, В. Сильвестрова; Коммент. Д. Э. Харитоновича. М.: Прогресс -Традиция, 1997.-416 с.1. V *

137. Хейзинга И. Осень Средневековья: Соч. в 3-х тт. Т. 1: Пер. с нидерланд. Вступ. ст. и общ. ред. Уколовой В. И. М. : Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995. - 416 с.

138. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994. - № 10. - С. 112 - 123.

139. Художественная жизнь современного общества. Т. 1. Субкультуры и этносы в художественной жизни. С.-Петербург: «Дмитрий Буланин», 1996. -238 с.

140. Шапинская Е. М., Шапинский В. А. Постановка и разработка проблемы культурной маргинальное™ теоретиками постмодернизма // Постмодернизм и культура. М., 1991. С. 8 33.

141. Шапинский В. А. Культурная маргинальность как социально-философская проблема: Автореферат дисс. канд. филос. наук. -М., 1995. 18 с.

142. Шапталов Б. Н. Маргиналы и социализм // Рабочий класс и современный мир. 1990. - № 6. - С. 168-171.

143. Шелер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Пер. Денежкина А.

144. B., Малинкина А. Н., Филиппова А. Ф.; Под ред. Денежкина А. В. М.: Издательство «Гнозис», 1994. - 490 с.

145. Шемякин Я. Г. Отличительные особенности «пограничных» цивилизаций (Латинская Америка и Россия в сравнительно-историческом освещении) // Общественные науки и современность. 2000. - № 3. - С. 96 -114.

146. Шемякин Я. Г. Этнические конфликты: цивилизационный ракурс // Общественные науки и современность. 1998. - № 4. - С. 49 - 60.

147. Шестопал Е. Б. Личность и политика: Критический очерк современных западных концепций политической социализации. М.: Мысль, 1988.-203 с.

148. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов-н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. 544 с.

149. Шкаратан О. И. Социальная структура: иллюзии и реальность // Социология перестройки. М.: «Наука», 1990. - С. 52 - 80.

150. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996. - 416 с.

151. Штомпка П. Социальное изменение как травма // Социологические исследования. 2001.- № 1. - С. 6 - 16.

152. Эйзенштадт Ш. Парадокс демократических режимов: хрупкость и изменяемость // Политические исследования. 2002. - № 2. - С. 67 - 81; № 3.1. C. 81-95.

153. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций / Пер. с англ. А. В. Гордона под ред. Б. С. Ерасова. М.: Аспект Пресс, 1999. - 416 с.

154. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. - С. 343 - 437.

155. Ядов В. А. О социальных процессах перестройки // Коммунист. -1991.-№6.-С. 58-72.

156. Ясперс К. Введение в философию / Пер. с нем. Под ред. А. А. Михайлова. Мн.: Пропилен, 2000. - 192 с.

157. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991 -527с

158. Gunder Frank A. Lumpen-Burgesia: Lumpen-Desarrollo. Mexico, 1971.

159. Mancini Billson I. No owner of soil. The concept of marginality revisitec on its sixtieth birhday // Intern. Rev. of mad. Sociology. New Delhi 1988. № 2.

160. Park R. E. Human migration and the marginal man // Amerikan Jurnal of Sociology. Chicago, 1928. № 6.

161. Park R. E. Race and cultur. Giencoe (111), 1950.

162. Stonequist E. V. The Marginal Man. A Study in personality and culture conflict. New Jork, 1961.

163. Sunkel O. El concepto de desarrollo. Santiago de Chile, 1966.

164. Travis R. The MOS alienation scale: an alternative to Srole's anomia scale // Social indicators research. Dordrecht etc., 1993.