автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему:
Феномен леворадикального сознания в России

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Богатырева, Елена Евгеньевна
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.03
Диссертация по политологии на тему 'Феномен леворадикального сознания в России'

Текст диссертации на тему "Феномен леворадикального сознания в России"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В.ЛОМОНОСОВА Философский факультет, кафедра политологии.

Богатырева Елена Евгеньевна

ФЕНОМЕН ЛЕВОРАДИКАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ В РОССИИ.

Специальность: 23.00.03. Политическая культура и идеология

Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук

Научный руководитель -доктор философских наук, профессор ПАНАРИН А.С.

Москва -1998 г.

Феномен леворадикального сознания в России. Оглавление.

Введение. 2

Глава 1.

Сущность и истоки леворадикального сознания.

1.1. Генезис леворадикального сознания: этимологические, 13 понятийные и исторические границы.

1.2. Идентификация леворадикального сознания: социально- 26 философские, нравственные и психологические основания.

Глава 2.

Леворадикальное сознание в России.

2.1. Классические типы российского леворадикального сознания. 99

2.2. Леворадикализм и леворадикальное сознание в 128 посткоммунистическую эпоху.

Заключение. 162

Библиография. 167

Введение.

1. Общая характеристика диссертации.

Актуальность исследования.

Леворадикальное сознание (ЛРС) - неизменный спутник российской истории. Радикализм в России по традиции придерживался левой стороны, его постоянство и безмерность влияния на судьбу России - феноменально, исключительно. ЛРС здесь получило свой генетический код и часто сопровождало попытки новаций на государственном уровне, превращая их в пытку для простого гражданина. Имея родовые связи с древнерусской духовной культурой, с русским религиозным сознанием (H.A. Бердяев), с особенностями менталитета, и нередко являясь запоздалой реакцией народного самосознания на процессы европеизации российского государства, ЛРС получило теоретическую основу во второй половине ХЕХ века. Именно к этому времени относится формирование ЛРС в России в классическом виде (от социально-политического нигилизма до революционной демократии и большевизма).

XX век освидетельствовал леворадикализм в крупнейшем в мировой истории революционном движении, "триумфальное шествие" которого закономерно завершилось Октябрем 1917 года. Но не смотря на дальнейшее развитие событий и недавнее "свержение" коммунизма в России, сегодня мы, как и 100 лет назад, наблюдаем леворадикализм и, что парадоксально, леворадикализм посткоммунистический. Современный леворадикализм ищет единую идеологию, и пока мы говорим о довольно разрозненных течениях в рамках необольшевизма (от реваншизма до левого национализма), а также о леворадикальных течениях среди молодежи. Однако сегодня эта традиция не теряет своих приверженцев, а в последнее время число симпатизирующих ей людей в силу известных событий пополняется за счет новых неимущих слоев. В определенной степени "полевела" и российская власть. Все это дает некоторые основания полагать, что политическая, экономическая и социальная жизнь России по-прежнему детерминируется именно этим видом политического сознания. Сегодня леворадикализм (ЛР) - не исчерпывается модным ныне клише "левая оппозиция", это целый

мировоззренческий пласт, в котором взаимодействуют политические силы и силы социальные, а также все те, кого по-прежнему утешают или увлекают идеалы леворадикализма, это старшее поколение и политически альтернативная молодежь, разоренные крестьяне и безработные рабочие, это наша ностальгия и наш благонамеренный и мессианский тип самосознания.

Поэтому в данном случае представляется наиболее целесообразным политико-историческое прочтение этого феномена, которое охватило бы масштабность леворадикализма и ЛРС как доминирующих начал политического сознания в России, позволило проследить динамику их развития, классические и современные формы проявления ЛРС, а также ответить на ряд вопросов относительно его преемственности и циклического характера.

Таким образом, исследовать этот феномен, описать его существенные черты, механизм формирования и степень обусловленности инокультурными влияниями, вычислить динамику развития, фазы его цикла - эти наиболее общие задачи в настоящий, сложный для России момент, приобретают особую актуальность.

Предмет исследования

Предметом данной работы является - феномен ЛРС, понимаемый в нескольких аспектах:

а) как российский феномен;

б) как идея (социально - философские основания);

в) как намерение и умонастроение (нравственные психологические основания);

г) как исторически апробированный фактор политики (классификация исторических типов ЛРС);

д) как атрибут посткоммунистического политического сознания

Оперируя этой категорией (ЛРС - "леворадикальное сознание"), важно подчеркнуть, что речь идет не только о каком - либо революционном учении или его ветви (например, научном социализме), под которое в свое время были "подписаны" практически все проявления политического андеграунда, имевшие место в конце XIX - начале XX веков в России, а о роде

политического (в российском варианте и социокультурного) сознания, берущих свое начало от народного самосознания (русского религиозного сознания и русской смуты), с одной стороны, и с другой, от мировоззрения левой интеллигенции, теоретически и нравственно применившей европейскую леворадикальную идею к России к началу XX века.

Степень разработанности проблемы.

Оговоримся, что понятие "леворадикальное сознание" - в такой форме не встречается ни у оного из исследователей леворадикализма или революционно - нигилистического сознания. Нужно отметить, что ввиду широкого толкования проблемы перечень предшественников носит достаточно собирательный характер.

Приоритет в исследовании европейской леворадикальной идеи и леворадикализма, одействорившегося в России, принадлежит отечественной социальной философии, а осмысление его исторического значения с особым интересом происходило в первой половине XX - го века. Свидетельствами того времени выступают два сборника русских интеллектуалов - "Вехи", выпущенный в 1909 г. в Москве, и "Смена вех", появившийся в Праге в 1921 г., в центре внимания которых такие темы как смысл русской революции, судьба России, роль русской интеллигенции и российской истории.

Особенно хотелось бы выделить вклад H.A. Бердяева1, который, в рамках русской религиозной философии и истории анализирует идейные истоки и социальную обусловленность русской революции, религиозно - мессианское значение русского коммунизма и определяет русский традиционный тип человека как "апокалиптически-нигилистический". Франк C.JI.2 в своих работах уделяет внимание метаморфозам "правого" и "левого" в российском самосознании, происхождению социалистической идеи в России, он же определяет сознание русской интеллигенции как нигилистическое. В этом ключе писали такие

1 См. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма, М.: "Наука" - 1990 г.; Бердяев H.A. Судьба России. М.1990.г.;Бердяев H.A. Демократия и иерархия // Русская свобода, 1917 г. № 24-25.; Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.1989. г.; Бердяев. H.A. "Философская истина и интеллигентская правда". // "Вехи", Из глубины. М. 1991 г.

мыслители как Аскольдов С.А3. (религиозный смысл русской революции), Струве П.Б.4 (исторический смысл русской революции как развивающееся противоречие власти и свободы), Шестов Л.5 (феномен большевизма). У Достоевского Ф.М6 мы находим литературно-философское осмысление "нечаевщины" в "Бесах" - "волюнтаристского" типа ЛРС, а также характеристику революционной психологии.

Среди наших современников в последнее десятилетие возрос интерес к оценке и исторической роли большевизма в российской истории. В работах А.А. Кара-Мурзы7 содержится осмысление большевизма по шкале "варварство - цивилизация". Темы традиционности и преемственности русского радикализма развиваются Г. Авциновой.

о

Русаковой О.Ф. Проблемы нравственной философии, философский нигилизм Ф. Ницше и этические идеалы русской этической мысли Л. Толстого и Ф. Достоевского анализируется Ю. Давыдовым9 с позиций культурологии. Новиков А.И.10 повествует о нигилизме как об этапе революционно-демократического движения в России.

Ряд авторов в своих трудах косвенно касаются нашей темы, исследуя проблемы политики и морали, амбивалентности мира человеческого и политического (Баталов Э.Я.11), динамику

2 См. Франк С. JI. "Поту сторону правого и левого" // Философская мысль в России. М.-1992 г.; Франк С.Л. Этика нигилизма. // В поисках пути. М.: "Русская книга", - 1992 г.

3 См. Аскольдов С.А. Религиозный смысл русской революции. //.Из глубины. Сборник статей о русской революции. М. - 1990 г.

4 См. Струве П.Б. Великая Россия. Из размышлений о проблеме русского могущества// Струве П.Б. Patriótica. Политика, культура, религия, социализм. Сборник статей за пять лет (1905-1910). Спб.-1911 г.; Струве П.Б Исторический смысл русской революции и национальные задачи. // Вехи. Из глубины. М.-1991 г. С. 471-472.

5 См. Шестов Л. Большевизм как он есть. // Антология общественной мысли XX века. Выпуск 2. М. - 1992 г.; Шестов Л. Что такое большевизм? Берлин -1920 г.

6 См. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти тт. Т. 10, 21, 29.; Достоевский Ф.М. Бесы. М.: "Художественная литература" - 1990 г.; Сараскина Л. "Бееы "- роман предупреждение. М.: "Советский писатель" -1990 г.

7 См. Кара-Мурза А.А. "Новое варварство" как проблема российской цивилизации, М.-1995 г.; Кара-Мурза А.А., Панарин А.С., Пантин И. К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития. // "Полис", 1995 г. № 4.

8 См. Авцинова Г.И Политический радикализм в России: концептуальные подходы к понятию и пути нейтрализации. //Вестник МГУ, 1995 г. № 3. Авцинова Г. Политический радикализм как одна из российских традиций. // "Власть", 1996 г. № 3. См. также Русакова О.Ф. Лики российского радикализма. Екатеринбург -1994 г.

9 См. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. М.: "Молодая гвардия"- 1989 г.

10 См. Новиков А.И. "Нигилизм и нигилисты". М. - 1972 г.

11 См. Баталов Э.Я. "Политическое -"слишком человеческое". // "Полис", 1995 г. №5; Баталов Э.Я. Единство в многообразии - принцип живого мира. // "Вопросы философии", 1990 г. №8.

революционных и реформационных процессов (Зародов К.И, Мощелков E.H., Д.Фурман12 и ДР-)-

Работы, касающиеся политического сознания в своем большинстве не содержат комплексного (культурологического и политологического) анализа феномена ЛРС, но затрагивают важные аспекты данной темы: вопросы политической психологии и психологии политической борьбы рассматривают Дилигенский Г.Г., Гозман Л.Я., Зимичев A.M., Шестопал Е.Б.13, массовое политическое сознание - Грицко В., Одайник. В., Сергиенко П.А.14, о революционном сознании писали Бадовский Д.В., Крапивин В.В. Собственную "метаидеологию" грядущей консервативной революции предлагает А. Дугин15, в рамках которой революционное сознание оценивается как в высшей степени достойное проявление своего носителя - миссионера.

Архетипы и ориентиры российской ментальности, особенности русского национального характера анализируют Касьянова К., Мостовая И.В. Скорик А.П.16. Особое внимание в последнее время уделялось феноменам тоталитарного (К.С. Гаджиев17) и посттоталитарного сознания (Ольшанский Д.В.18).

Среди зарубежных исследователей обобщенный анализ исторического и современного нигилизма, тесно связанного с русской леворадикальной традицией, предлагает австрийский политолог В. Краус. Известный французский культуролог и писатель М. Элиаде дал весьма

12 См. Зародов К.И. Три революции в России и наше время. М. - 1983 г. ; Мощелков E.H. Реформы - революции в России как непрерывный циклический процесс, (постановка проблемы) //Вестник МГУ, 1994 г.№5.; Фурман Д. Революционные циклы России. // "Свободная мысль", 1994 г. №1.

13 См. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: "Новая школа" - 1996 г.; Гозман Л.Я. Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону: "Феникс" - 1996 г.; Зимичев A.M. Психология политической борьбы. С - Пб. - 1993 г.

14 См. Грицко В. "О типах массового сознания в современной политике".// "Мы и мир". Психологическая газета. 1998 г. №3.; Одайник. В. Массовая душа и массовый человек. // КГ. Юнг. Аналитическая психология. М.:"Мартис"-1995 г.; Сергиенко П.А. Массовое политическое сознание. Киев -1991 г.;

15 См. Бадовский Д.В. Советская политическая элита: от "организации профессиональных революционеров" к номенклатурной системе. // Вестник МГУ, №1, 1995 г.; Дугин А. Тамплиеры пролетариата. М.:"Арктогея"- 1997 г.; Дугин А. Консервативная Революция. М. - 1994 г.; Крапивин В.В. Формирование революционного сознания: (проблемы и характерные черты в странах социалистической ориентации). М.:"Мысль" - 1987 г.

16 См. Касьянова К. О русском национальном характере. М - 1994 г.; Мостовая И.В. Скорик А.П. Архетипы и ориентиры российской ментальности, №4, 1995 г.

17 См. Гаджиев К.С. Заметки о тоталитарном сознании. // Вестник МГУ. Сер. 12, 1993 г. №4.

18 См. Ольшанский Д.В. Посттоталитарное сознание и его лидеры. // Вестник МГУ, 1995 г. № 1.

интересную характеристику мифологического сознания, всегда тесно связанного с мессианством. Темы метафизического и исторического бунта, метаморфозы нигилизма и революции рассматривает философская эссеистика А. Камю.

Западные леворадикальные движения 50-ых - 60-ых гг. известны в России благодаря

именам Ч. Миллса, Г. Маркузе, Й. Хубера19 Много писали о левом молодежном протесте М.

20

Халлер, К.В. Бранд, Д. Бюссер, Д. Рухт . Результаты исследований некоторых идеологических тезисов и условий актуализации ЛРС в Европе указывают на ряд закономерностей формирования, развития и форм его проявления в капитализированном обществе со слабыми социальными институтами21, и в этом отношении западноевропейский опыт левого радикализма может оказаться поучительным для современной России. В 70-ые гг.

"УУ

темы "новых левых" были подхвачены советскими исследователями , в 80-ые, по известным причинам, наступило затишье, но в настоящий момент появляются работы, которые условно можно подразделить на две категории: посвященные "оппозиции у власти" - КПРФ, и посвященные молодежному леворадикализму, чаще всего взятого в рамках социологического анализа23.

Современный леворадикализм в России также не получил еще своего адекватного комплексного освещения в научной и публицистической литературе. В этой связи ряд

19 Huber J. Wer soll das alles andern: Die Alternativen der Alternativbewegung. B. - 1981.; Huber J.Links fehlt eine Partei./ Sozialismus? Hamburg, 1981. H3,

20 Haller M. Aussteigen oder rebelliren? Uber die Doppel - Deutigkeit der Jugendrevolte. - In: Aussteigen oder rebellieren: Jugendliche gegen Staat und Gesellschaft / Autor - Kollektive: Haller M, Kraatz B. et. al. Reinbeg bae Hamburg, 1981.; Brand K.W., Busser D., Rucht D. Aufbrach in eineandere Gesellschaft: Neue soziale Bewegungen in der Bundesrepublik. -2. Aufl. - Frankfurt а. M.; New York: Campus, 1984.

21 Об этом см. "Кризис буржуазной цивилизации и поиски "нового стиля жизни". М,- 1983 г. В.2.; М. - 1987 г. В. 6.; Красильщиков В. А. Левый радикализм об отчуждении труда. // "Рабочий класс и современный мир. 1983 г. №6.

22 См. например: Араб - Оглы Э.А., Жирицкий А.К. Социальная критика и утопизм в концепциях "новых левых" США. // "Преемственность поколений как социологическая проблема". М. - 1973 г. Замокший Ю.А., Мотрошилова Н.В. Критична ли "критическая теория общества" Герберта Маркузе? // "Вопросы философии", 1968 г. №10.; Противоречия современного "левого" радикализма. "Новое левое" движение и его эволюция. //Борьба идей в современном мире в 3-х тт. Т.2. М. - 1976 г.; Замокшин Ю.А., Мотрошилова Н.В. "Новые левые" - их мысли и настроения // "Вопросы философии", 1971 г. №4.

23 Бобахо В.А., Левикова С.И. Социально-политические аспекты молодежной субкультуры. // Вестник МГУ. Сер. 12, 1996 г. Ка2.; Криминологи о неформальных молодежных объединениях: Круглый стол издательства "Юрид. лит.". Отв. ред. И.И. Карпец. М.:"Юридическая литература" - 1990 г.; Политический экстремизм в России. М.:"Панорама" - 1996 г.

аспектов ЛРС оказались практически неисследованными. Например, политическая и циклическая динамика ЛРС - вопрос, который мы попытаемся проанализировать на примере дифференциации классических и современных форм ЛРС в России. Далее, несмотря на то, что в работах отечественных философов и публицистов значительное место занимает рассмотрение вопроса о роли революционного сознания русской интеллигенции и русского народа (нигилистически - апокалиптический тип сознания), собственно психологические основания ЛРС - малоисследованная область, которую мы также попытаемся восполнить. И наконец, здесь предпринята попытка ответить на особенно актуальный сегодня вопрос об условиях идентификации и исторических шансах ЛРС в современную посткоммунистическую эпоху в ситуации глубокого политического, экономического и духовного кризиса.

Цель и задачи исследования.

Цель: описать и объяснить природу, раскрыть существенные черты и циклический характер ЛРС в России как культурно-исторического феномена.

Задачи:

■ Ввести и определить понятие ЛРС, как основополагающее для нашего исследования, выявить его существенные характеристики, этимологические и исторические границы;

■ Идентифицировать ЛРС: осуществить анализ социально-философского, нравственного и психологического оснований ЛРС в целях рассмотрения его как со�