автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Феномен манипуляции в контексте современной культуры
Полный текст автореферата диссертации по теме "Феномен манипуляции в контексте современной культуры"
На правах рукописи
ШИХАЛИЕВА Ульяна Кубутаевна
ФЕНОМЕН МАНИПУЛЯЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Специальность 24.00.01 — теория и история культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
6 НОЯ 2014
005554639
Астрахань — 2014
005554639
Работа выполнена на кафедре онтологии и теории познания ФГОУ ВПО «Дагестанский государственный университет»
Научный руководитель Билалов Мустафа Исаевич
доктор философских наук, профессор
Официальные оппоненты Данилова Марина Ивановна
доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии ФГОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет» Бетильмерзаева Марет Мусламовна доктор философских наук, профессор кафедры философии ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет»
Ведущая организация ФГОУ ВПО «Забайкальский государ-
ственный университет»
Защита состоится «5» декабря 2014 г. в 13 час. 00 мин. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.009.12 при ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет» по адресу: 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а (конференц-зал).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет» по адресу: г. Астрахань, ул. Татищева, 20а.
Диссертация и автореферат размещены на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»: http://www.aspu.ru
Автореферат разослан В^Шъ 2014 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат политических наук, доцент / О.И. Оськина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Духовная жизнь в современном обществе протекает в режиме непрерывных социальных перемен и потрясений. Глобальные системы коммуникации, стремительное развитие науки и техники так влияют на информационное поле, на массовую культуру, что влекут качественные изменения в сознании. С одной стороны, глобализация способствует расширению границ в духовной деятельности, интернационализации политической, экономической, социальной и культурной жизни; с другой стороны, меняются стереотипы в общественном сознании, происходит размывание и разрушение локального характера культур, утрата самобытности внутри отдельно взятой культуры. С точки зрения духовной жизни общества это нередко проявляется как социальная напряженность, искажение морали, смена установок и духовных ценностей. Повышенное внимание к компьютерным технологиям и вычислительным операциям привело к тому, что усилилось отождествление качеств разума человека и параметров компьютера. В сложных трансформациях, социальных противоречиях XXI века привычными понятиями стали «искусственный интеллект», «виртуальная реальность», «квазиреальность», «амебо-образность общества», «стереотипность сознания». Все эти понятия могут быть обобщены и осмыслены в одном сложном, многообразном феномене манипуляции в культуре, который сегодня внедряется во все сферы общества и является мощным инструментом воздействия на его духовную жизнь.
Феномен манипуляции как последовательность намерений и действий, конечный результат которых неочевиден для многих, существовал еще с древности. Менялись исторические формы мировоззрения, идеологические системы, типы культуры, начались глобализационные процессы, однако манипуляция в культуре, ее механизмы и тактики влияния на духовную жизнь общества не только сохранялись, но и расширялись и совершенствовались. Яркой демонстрацией утонченной и отточенной манипуляции сознанием значительного количества людей со стороны западной пропаганды являются нынешние события на Украине.
Актуальность и необходимость исследования феномена манипуляции в культуре как некой совокупности специфических духовных актов, нацеленных на создание виртуальных реальностей, квазиреальностей, симулякров и т. п. обусловлены также динамическим развитием коммуникационных процессов современного общества. Индивид, попадающий в эти виды реальностей, практически или духовно осуществляет свою деятельность в соответствии с их содержанием и поддается манипуляции со стороны этих социальных явлений. Поэтому значимость заявленной темы диссертационного исследования заключается в том, что внедрение в сознание членов общества определенных стереотипов с использованием манипулятивных технологий способно изменить мировоззрение общества, трансформировать значимые традиционные духовные ценности. Манипуляция находит благодатную почву в такой сфере современной цивилизации, как средства массовой информации, с их склонностью к раз-
дуванию сенсаций, клеветническими пиар-кампаниями, усиливающимися в период предвыборной политической гонки.
Россия последних двух десятилетий, открывшись миру, испытала на себе манипулятивное воздействие западной цивилизации. Происходит выхолащивание национальной культуры, усилились угрозы существованию языков малочисленных народов, что ведет к непредсказуемой трансформации и потере их самосознания. Следовательно, важность рассмотрения последствий манипуля-тивных воздействий на культуру связана с заботой о сохранении ее этнического и национального единства, содержательной и системной целостности.
В диссертации осуществляется философское осмысление феномена манипуляции, актуальное в связи с его универсальностью и характерностью для всех сфер культуры.
Степень разработанности проблемы. Исторические и современные идеи о месте манипуляции сознанием в культуре содержатся в работах ряда мыслителей, представляющих ее классические и неклассические толкования и различные направления философии. Ученые осмысливают проблему манипуляции человеческой личностью в индустриальной и постиндустриальной общественной системе, предлагают идею «одинокой толпы» - множества отчужденных, или одномерного человека1. При этом поиск причин манипуляции имеет большое количество вариаций. Марксизм рассматривал проблему отчуждения, включавшего в себя и манипуляцию личностью, с точки зрения социального неравенства. Потому структура манипуляции, при ее различных причинах, едина: так называемая элита общества формирует и навязывает массам культурные идеалы. Эта особенная форма принуждения связана с ограничением или подавлением человеческой свободы. И как бы ни истолковывалась свобода, задача манипуляции сознанием - создать видимость ее реального существования. Примечательно мнение Дж.К. Гэлбрейта: для «эффективного управления, манипулирования людьми их, видимо, следует убедить в том, что они независимы»2.
Проблема массовой культуры в ее связи с манипулированием интересовала таких исследователей, как Г. Лебон, Г. Тард, 3. Фрейд, М. Фуко и др. Изучив психологию масс, в своих работах они глубоко проанализировали механизмы как позитивного, так и негативного духовного влияния на толпу . Аналогичные вопросы были подняты в трудах П. Сорокина, М. Хайдеггера, О. Тоф-флера в контексте проблем социологии управления и социальных коммуника-
1 Маркузе Г. Одномерный человек / пер. Л. А. Юдина. М., 2003.
2 Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. М., 1968.
1 Лебон Г. Психология толпы. Социальные и политические механизмы воздействия на массы. М., 2003; Делез Ж. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения. Екатеринбург, 2008; Тард Г. Мнение о толпе. СПб., 1901; Фрейд 3. Психоаналитические этюды / сост. Д. И. Донской, В. Ф. Круглянский. Минск, 2010; Фуко М. История безумия в классическую эпоху / пер. с фр. И. К. Стаф. М., 2010.
ций, их всевозможных проявлений в современном обществе, их специфической рефлексии1.
Изучению современных проявлений массовой культуры как социального феномена в условиях глобализации, в том числе в контексте влияния манипуляции на формирование духовных сторон жизни общества, посвящены работы М. Кастельса, А. Моля, А. С. Панарина и др.2 Анализ трудов этих авторов помогает глубже проникнуть не только в природу феномена культуры, но и в сущность развития информационного фактора в современном культуротворчестве как важного способа сохранения значимых для того или иного общества духовных ценностей и противостояния новейшим манипулятивным технологиям.
М. Кастельс в своих работах исследует фундаментальные цивилизацион-ные процессы, возникшие в культуре и развившиеся до цивилизационных феноменов в результате прогресса в сфере информационных технологий. Он отмечает, что совершенствование власти и управления общественными процессами преследует решение задачи достижения эффективного государственного управления с наименьшими затратами ресурсов. Его итоговой целью становится такое духовное и материальное воздействие на людей, при котором они самостоятельно и без явного давления со стороны власти подчиняются ее воле. По компетентному мнению О. Тоффлера, в современных государствах управление может считаться высокоэффективным, если оно способно обеспечить достижение «искомых целей, минимально расходуя ресурсы власти; убедить людей в их личной заинтересованности в этих целях; превратить противников в союзников»3.
Масштабные проблемы воздействия манипуляции в культуре на человека в XX веке поднимаются в исследованиях представителей Франкфуртской школы - Т. Адорно, М. Хоркхаймера, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса, Э. Фромма4. В работах Е. Л. Доценко, Ю. А. Ермакова, С. Г. Кара-Мурзы, Е. В. Сидоренко исследуются место и специфика манипулирования в современном российском социуме5.
Многоаспектный характер изучаемой проблемы продемонстрирован в исследовательских изысканиях философов, культурологов, социологов, психологов в сфере массовой коммуникации, теории журналистики, которые рассмотрение феномена манипулирования человеком осуществляют в контексте более
' Сорокин П. Кризис нашего времени : социальный и культурный обзор : The crisis of our age. M., 2009; Хайдеггер M. Ницше и пустота / сост. О. В. Селин. М., 2006; Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М„ 2009.
2 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000; Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973; Панарин A.C. Политология. О мире политики на Востоке и на Западе. М., 2000.
3 Тоффлер Э. Метаморфозы власти. С. 34.
4 Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. М., 1997; Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994; Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. С'Пб., 2006; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994; Фромм Э. Бегство от свободы. М., 2009.
5Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997; Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия. Екатеринбург: Книга, 2008; Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2004; Сидоренко Е В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2004.
широкой проблемы массовой культуры и идеологии. В связи с этим многие работы носят характер политико-идеологической критики (А. И. Власов, Л. Войтасик, Г. В. Грачев, И. В. Мельник, С. К. Рощин, И. М. Слепенков и мн. др.1). В ряде монографий манипуляция рассматривается в контексте проблем психологии внушения (М. М. Бубличенко, Е. А. Елецкая, И. Вагин, Е. Л. До-ценко, 3. А. Зелинский, Ю. В. Ирхин, Т. С. Кабаченко, А. В. Кириченко, А. А. Леонтьев и мн. др.2). Говоря об истории изучения и осмысления понятия «манипуляция» в отечественной литературе, можно также отметить, что проблема исследуется с позиции техник политической пропаганды и суггестивных методов в современной массовой культуре (Б. А. Грушин, Г. Г. Кириленко, В. В. Молчанов, Л. В. Петров3).
Об элементах манипуляции сознанием в политическом поведении, ее воздействия на политическое сознание людей идет речь в трудах Г. Лебона, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, С. Московичи, Г. Тарда, 3. Фрейда, Цицерона и др.4. Политические аспекты и перипетии манипуляции сознанием в современной культуре в условиях информационного общества стали предметом исследований П. Бурдье, С. Кара-Мурзы, Э. Кассирера, М. Маклюэна ср. в сноске, И. Масуды, А. Моля, Г. Почепцова, Д. Холмса, А. Цуладзе и др.5
В «Теории коллективного поведения» Н. Смелзер обращает внимание на те формы коллективных действий, которые обычно рассматриваются как ирра-
1 Власов А. И. Политические манипуляции: История практики средств массовой информации в США. М„ 1982; Войтасик JI. Психология политической пропаганды. М., 1981; Грачев Г. В., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М., 2002; Рощин С. К. Западная психология как инструмент идеологий и политики. М., 1980; Слепенков И.М. Избирательная кампания: стратегия, тактика, психологические аспекты. М., 1995.
2 См.: Бубличенко М. М., Елецкая Е. А. Методы и приемы НЛП и как они работают. М., 2007; Вагин И. Делай так, как я хочу! Тренинг психодавления. СПб., 2003; Доценко Е. Л. Психология манипуляции. М., 2000; Зелинский 3. А. Манипуляция массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик. СПб., 2008; Ирхин Ю. В. Психология успеха. Как влиять на людей и управлять собой? М., 1992; Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия. М., 2000; Кириченко А. В. Психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях. Минск, 2003; Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997.
3 Грушин Б. А. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. М., 1987; Кириленко Г. Г. Повседневность как сфера управления // Проблемы управления в контексте гуманитарной культуры. М., 1994; Молчанов В. В. Миражи массовой культуры. М., 1984; Петров Л. В. Массовая коммуникация и культура. СПб., 1999.
4 Макиавелли Н. Государь. М., 1990; Монтескье Ш. Избранные произведения. М , 1955; Московичи С. Век толп // Психология масс. М., 1998; Цицерон. Диалоги: О государстве. О законах / отв. ред. С. Л. Утченко. М., 1966.
5 Бурдье П. Социальное пространство и символическая властью // Thesis. 1993. № 2; Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация. М., 2002; Кара-Мурза С. Г. Идеология и мать ее наука.
М., 2002; Кара-Мурза С. Г. Эдипов комплекс интеллигенции. М., 1995; Кассирер Э. Понятие символической формы в структуре о духе // Культурология XX век. 1998. №11; Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. М., 2003; Масуда И. Информационное общество как постиндустриальное общество. М., 1993; Моль А. Социодинамика культуры; Почепцов Г. Г. Психологические войны. М. Киев, 2000; Holmes D. Virtual Globalization: Virtual Spaces. London, 2001; Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. M., 2000; Цуладзе А. Политические манипуляции, или Покорение толпы. М., 1999.
циональные. К их числу относятся различного рода возмущения, бунты, восстания, рецидивы коллективного помешательства, паники. В этот же ряд попадают некоторые религиозные и политические революции и национальные движения. Хотя коллективное поведение ученый понимает как «мобилизацию на основе некоторых убеждений, которые по-новому определяют социальное действие»1.
В работах В. Бехтерева, И. Павлова, С. Рубинштейна, Д. Узнадзе, 3. Фрейда и др.2 рассматривается психологический контекст манипуляции. Г. Грачев, И. Мельник, С. Кара-Мурза и др.3 акцентируют внимание на полифункциональности термина «манипуляция», считая, что он активно задействован почти во всех сферах социума, отражая вполне реальные процессы. В исследованиях, посвященных региональным аспектам общественного сознания, выявлены культурные последствия взаимовлияния менталитета, психологии, религии, этнических и других структур общественного сознания (монографии М. И. Билалова, М. Г. Курбанова, С. Ш. Муслимова, М. Я. Яхьяева и др.4). Перечисленные работы расширяют эмпирическое поле и теоретические идеи философского анализа феномена манипуляции в современной культуре.
Несмотря на предпринятые попытки комплексного изучения феномена манипуляции, тема отнюдь не исчерпана. Необходимость выявления культурных функций манипулятивного сознания и его влияния на размывание и разрушение духовных ценностей обусловлена следующими обстоятельствами. В имеющейся научной литературе анализируются, как правило, манипулятив-ные приемы, методы, рекомендации о том, как управлять людьми, то есть исследуется процесс и механизм манипуляции сознанием, его психологическая составляющая. Между тем, акцент необходимо перенести на содержательные аспекты манипуляции сознанием, его проявления во всех структурных элементах культуры - политике, искусстве, религии, идеологии, морали и т. п. — без этого философский анализ был бы неполным. Кроме того, нельзя признать законченной работу по смысловому наполнению дефиниций, отражающих диссертационную проблематику. Неоднозначность терминов и отсутствие их четкой дифференциации обуславливает различные подходы к определению и объему понятий «манипуляция», «сенсационность», «омассовление», «мифологизация сознания», «стереотипность сознания» «квазиреальность», «симулякр» и
1 Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.
2 Бехтерев В. М. Гипноз. Внушение. Телепатия. М., 1994; Павлов И. П. Избранные труды. М., 1951; Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2000; Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб., 1995.
' Грачев Г. В., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия; Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2008.
4 Билалов М. И. Цивилизационные метаморфозы познавательной культуры. М., 2008; Билалов М. И. Дагестан в культуре и цивилизации. Махачкала, 2010; Курбанов М. Г. Стихийное и сознательное в реализации законов общества : автореф. дис. канд. философ, наук. СПб., 1997; МуслимовС. Ш. Философские аспекты исследования религиозного сознания. Махачкала, 1974; Яхьяев М. Я. Религиозно-политический экстремизм: сущность, причины, формы проявления, пути преодоления : монография. М., 2011.
т. п. Все это оставляет широкое поле для философского осмысления феномена манипуляции сознанием в контексте современной культуры.
Объект исследования - манипуляция как социокультурный феномен. Предметом исследования является специфика манипуляции на современном этапе развития культуры и ее национальных форм.
Главной целью диссертационного исследования выступает философское осмысление сущности манипуляции в культуре в условиях культурных и духовных переориентации в России, связанных с социально-политическими трансформациями современного мира. Указанная цель требует решения следующих исследовательских задач:
• раскрыть социально-философские основы феномена манипуляции массовым сознанием в культуре в контексте концептуализации трактовок манипуляции как социокультурного феномена;
• определить специфику проявлений феномена манипуляции в различных сферах духовной культуры;
• оценить степень непосредственного и опосредованного влияния мани-пуляционных технологий на массовую культуру и молодежную субкультуру;
• упорядочить классификацию средств манипулятивного воздействия на религиозное сознание человека на примере региона Северного Кавказа (Дагестана);
• проанализировать деятельность средств массовой информации как важнейшего инструмента осуществления манипуляции в современной культуре, в том числе национальной;
• рассмотреть возможные пути реализации программы сохранения национальной культуры народов Дагестана от манипулятивного воздействия.
Теоретико-методологическую базу диссертации составили общенаучные принципы познания социальных явлений, идеи философии культуры, связанные с проблемами функционирования общества. В методологический арсенал исследования вошли системно-комплексные подходы, опирающиеся на диалектические приемы и принципы социального детерминизма, историзма, единства исторического и логического, а также концепции современного информационного общества как этапа постиндустриальной цивилизации. Все это позволяет осмысливать предмет нашего исследования - особенности и закономерности манипуляции в основных сферах и формах культуры.
В качестве эмпирической базы исследования выступают данные интернет-опросов, результаты исследований, проведенных в прессе, а также материалы выборочных письменных социологических опросов, организованных диссертантом. Так, в 2011 году 217 человек в возрасте от 17 до 23 лет включительно, приняли участие в исследовании, цель которого заключалась в выявлении у молодежи культурных стереотипов, идеалов и предпочтений современности, навязанных СМИ, имиджмейкерами, пиар-кампаниями, Интернетом и другими социометрическими данными массовой культуры. Кроме того, диссертант провел соцопрос о манипулятивном влиянии СМИ в национальной культуре, в ко-
тором участвовали 1000 человек: в возрасте от 19 до 21 года — 318 человек, в основном студенты; от 22 лет и старше — 682 человека.
Использовались материалы исследований, осуществленных отечественными и зарубежными социологами, психологами, культурологами, философами, и информационные сообщения на порталах: «Зомбирование, управление сознанием, информационная война, Россия»; «Пси-фактор. Информационная война. Манипуляция сознанием»; «Предпринимательство. Бизнес. Стартапы. 30 манипуляций людьми»; Кавказский узел».
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
• в процессе концептуализации понятия манипуляции выявлена его связь с понятиями «искусственный интеллект», «виртуальная реальность», «квазиреальность», «симулякр», «фрагментарность, стереотипность сознания» и др.;
• определена специфика проявлений феномена манипуляции в различных сферах культуры;
• установлены особенности манипуляционных технологий в молодежной субкультуре, национальной культуре, религии, рекламе и других сферах культуры и культурной деятельности, выявлена взаимосвязь между манипуляцион-ными процессами и явлениями массовой культуры;
• приведена авторская классификация средств манипулятивного воздействия на религиозное сознание на примере ислама;
• предложена гипотеза о превращении современных СМИ из обычных средств манипуляции в важнейший инструмент манипуляции всей, в том числе традиционной, культурой;
• уточнены меры противодействия как отдельным индивидом, так и обществом в целом, манипулятивному разрушению дагестанской национальной культуры и рассмотрены возможные пути реализации программы сохранения национальной культуры народов Дагестана от манипулятивного воздействия.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Культурологический подход к исследованию феномена манипуляции выявляет ее многосферность и воздействие на бессознательную, эмоциональную и рациональную сферы духовного мира людей. Манипуляция и манипулирование становятся неотъемлемым средством культуры в период качественного усложнения человеческого сознания — его раздвоения на противоположные составляющие: явное/скрытое, очевидное/ложное и т.д.
Манипуляция — это своеобразное насилие над людьми путем достижения контроля над их поведением, и ее сущностным признаком является потеря человечеством своей свободы. Манипуляция в современной культуре интегрирует частичную утрату свободы с высоким уровнем развития в обществе «гражданской свободы» как фактора проявления несвободы, порожденной манипуляцией.
С появлением виртуальной составляющей в структуре современной духовной жизни особое значение в манипуляции сознанием обретают виртуальная реальность, квазиреальность, симулякр, фрагментарность, стереотипность
сознания. Все эти черты культуры конструируются и используются манипулятором для запланированного воздействия на свои объекты.
2. Феномен виртуальной реальности и культуры детерминирует все усиливающуюся манипуляцию, скрывающую истинные отношения между субъектами культуры, путем деформации объективных познавательных образов действительности. Резонно считать манипуляцию, которая не является творчеством, своеобразным частным (негативным) случаем креативности. Манипуляция входит в структуру современной рациональности, фиксируя в ней элемент субъектности культуры — личностные слагаемые человеческого познания. В таком качестве манипуляция присутствует в массовой сознании, искусстве, рекламе, религии, традиционной национальной культуре и других сферах современной культурной деятельности.
3. Манипуляция — это искусство, эффективность которого повышается применением разнообразных стратегий, технологий, методов и приемов внушения как главных средств манипулирования. Определенной структурной полноты и эффективности манипуляционные технологии достигают в массовой культуре. Особо чувствительна к ним молодежная субкультура. Музыкальные, религиозные, коммерческие и другие группы, которые обслуживают отдых, праздники, необходимые для расслабляющего досуга молодежи, используют значительное количество манипулятивных технологий. Эффективность манипуляции сознанием молодежи основана на учете ее психологии, в частности таких черт, как эмоциональность, максимализм, характерных для адаптационного периода социализации человека. Соответственно, в молодежной субкультуре подсознательное и бессознательное воздействие манипуляции многократно усилено эмоциональной составляющей духовной жизни.
4. Манипуляция общественным и индивидуальным сознанием выступает как самостоятельный социальный феномен в такой значимой для современности культурной форме, как религия. Ей присущи как общие, так и специфические социальные факторы развития культуры, а в российской религиозной жизни последних трех десятилетий, сказались также кризисные явления переходного периода. Как свидетельствуют этноконфессиональные реалии Северного Кавказа и Дагестана, манипуляция в религии — результат деятельности таких разных по общественной силе социальных субъектов, как государство, церковь, исламские общины, горско-еврейские синагоги и тоталитарные культы. На их вооружении современные теории, коммуникативные технологии в культуре, спекулирующие на потребностях, ценностях, интересах, установках людей. Процесс религиозного манипулирования проходит этапы, реализуемые традиционными и нетрадиционными средствами, способами, технологиями. С помощью манипуляции решается историческая задача религии - «унять страх, примириться с жестокостью судьбы и компенсировать страдание1» людей, а также делается попытка завуалировать существующие формы социальной несправедливости.
1 Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. Московский философский фонд. «Акааеш1а-Центр»«МЕДИУМ».М.,1995. С. 189.
5. Современные СМИ предстают средством управления культурой, поляризуя все ее поле и порождая ее манипулятивную сферу. С возникновением интерактивных средств, которыми завершается исторический цикл развития СМИ, обеспечивается конвергенция средств массовой информации трех поколений в Интернет и массмедиа, последние превращаются в систему, способную к конструированию реальности для дальнейших манипуляций, экспансионизму, тотальному охвату и т. п. Данное обстоятельство качественно меняет манипу-лятивный эффект всей современной культуры (и не только ее мозаичной сферы); с появлением ее виртуальной сферы манипуляция общественным сознанием интенсифицируется и эффектизируется. Непрерывное совершенствование компьютерных технологий в принципе предполагает наращивание манипуляций в культуре. Из средства манипуляции СМИ благодаря самовоспроизводству и внутренней манипулятивной интенции превращаются в важнейший инструмент манипуляции во всей культуре, в том числе традиционной.
6. Гарантированной, или даже более или менее основательной защиты от манипуляторов в современной культуре нет и быть не может. Однако возможны локальные решения проблемы обуздания манипуляции. На примере дагестанской национальной культуры показано, что для определенной социальной группы возможны средства и способы ослабления или частичной нейтрализации манипулятивного содержания современной реальности. Основным методологическим подходом к проблеме является тезис: адекватные стратегия и практика противодействия манипулированию массовым сознанием должны учитывать его сущностные характеристики. Среди многих путей реализации программы сохранения национальной культуры народов Дагестана от манипулятивного воздействия диссертант выдвигает на первый план меры по усилению этнокультурной самобытности дагестанских народов, по противодействию экспансии антигуманных явлений массовой коммерческой культуры, по противодействию процессам сокращения форм культурного самовыражения, исчезновения памятников истории и культуры дагестанских этносов.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется, в первую очередь, философским осмыслением культурных последствий манипулятивного сознания в условиях глобализационных перемен в России, вкладом в общую систему знаний о современных манипулятивных технологиях в сфере культуры (вопросы рекламы, цензуры). Материалы диссертации могут быть использованы для изучения этнических и религиозных сфер культуры, особенностей восприятия, более детального исследования содержания и функций массовой культуры.
Результаты исследования значимы для устранения факторов девальвации национальных духовных и культурных ценностей, формирования стереотипного мышления, минимизации негативных последствий манипулятивного воздействия в различных сферах культурной жизни общества.
Теоретические и практические результаты диссертации могут оказать помощь в деятельности общественно-политических институтов, а также в процессе преподавания курсов «Философия», «История и теория культуры», «Социо-
логия культуры», «Политология», «Культурология», «Социология СМИ и связей с общественностью (РЯ)».
Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена на кафедре онтологии и теории познания Дагестанского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 24.00.01 — теория и история культуры.
Основные результаты исследования представлены на региональной конференции «Этническое многообразие, социально-политическое единство народов Дагестана» (Махачкала, 2007); на международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования» (Тамбов, 2012), ежегодных научных сессиях профессорско-преподавательского состава ДГУ.
По материалам проведенного исследования также опубликовано 10 статей в научных периодических изданиях, в том числе 4 — во входящих в перечень рецензируемых журналов ВАК РФ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы из 281 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, дается характеристика степени разработанности проблемы, показывается ее значение для развития современного философского знания. Определяются также объект и предмет, цель и задачи исследования, его логическая структура и методологические подходы к рассматриваемой проблеме, указываются теоретические источники исследования, излагается исходный концептуальный замысел работы, позволяющий судить о ее новизне и ценности.
Первая глава «Манипуляция как феномен культуры» носит теоретический и методологический характер и состоит из двух параграфов. Осмысление вопроса о сути манипуляции автор осуществляет на базе массовой культуры, представляющей собой особый способ создания культурных ценностей в современном индустриальном обществе, ориентированном на массовое потребление, и противостоящей элитарной культуре, доступной только интеллигенции как субъекту социума. Глава посвящена исследованию предпосылок возникновения в массовой культуре ее манипулятивных составляющих, факторов влияния на их становление, обстоятельств духовной жизни общества, приводящих к процессу инкультурации.
В первом параграфе первой главы «Понятие манипуляции: сущность и функционирование» исследуются различные подходы к пониманию манипуляции и уточняется ее дефиниция в системе культуры.
Анализ философско-исторических источников по проблеме показывает, что в европейской традиции манипуляция — это такое индивидуальное или коллективное влияние, которое осуществляется субъектом для достижения своих намерений и целей тайно, часто в ущерб объекту влияния. Манипуляция воздействует на духовный мир людей, на бессознательную, эмоциональную и рациональную его сферы, навязывая объектам манипулирования определенное
поведение. Исходя из работ Д. Локка, Ф. Бэкона, Ж.-Ж. Руссо, Г.В. Гегеля, Ф.В. Ницше, X. Ортеги-и-Гассета и Дж. К. Гэлбрейта диссертант делает вывод: манипуляция — это своеобразное насилие над людьми, достижение контроля над их действиями, ее сущностным признаком является утрата ими свободы. Манипуляция в современной культуре интегрирует частичную утрату свободы с высоким уровнем развития в обществе «гражданской свободы как фактора проявления несвободы, порожденной манипуляцией.
В работе рассматривается вопрос об историческом возрасте манипуляции и манипулирования как процесса культуры, ставшего ее неотъемлемой стороной в период качественного усложнения сознания — его раздвоения на противоположные составляющие, такие как явное/скрытое, очевидное/ложное и т. п. По мнению диссертанта, манипулятивное содержание общественного сознания все более заметно в массовой культуре, причем ее манипулятивный эффект возрастает в связи с появлением поп-культуры. Манипуляция имманентно связана с массой, толпой, но нередка и в межличностных отношений (концепции Г. Лебона, Г. Тарда, С. Московичи и др.); она предстает как симуляция подлинной индивидуальной и коллективной жизни людей, как вариант их самоотчуждения, что порождает искаженные формы бытия.
Манипуляция как социальный феномен в современном обществе поддерживается и поощряется. Это искусство, посильное специалисту, мастеру, обладающему, помимо прирожденного таланта, разнообразными стратегиями, технологиями, методами и приемами внушения как главным средством манипуляции. А с появлением виртуальной культуры в структуре современной духовной жизни особое значение приобретают такие понятия, как «виртуальная реальность», «квазиреальность» и др. Глобализация сопровождается «виртуализацией» реальности, когда отличительной чертой техники становится симуляция, «кажимость»; налицо также процесс так называемого одухотворения и дематериализации науки и техники в том смысле, что в них возрастает роль вымышленного, воображаемого, что не может не сказаться на всей культуре.
Философы и культурологи уточняют: статус виртуальной реальности состоит в том, что она не имитирует реальность, а симулирует ее, а специфика квазиреальностей в том, что люди как субъекты социального управления всегда взаимодействуют не просто с реальными процессами и предметами, но и с их более или менее адекватными информационными образами, символами, кодами. Кризисное состояние общественного сознания, не способного удовлетворить в полной мере потребности людей в адекватном восприятии социальной действительности, формирует из фрагментарных элементов комплекс «социальных квазиреалыюстей». Все эти черты современной культуры конструируются и используются манипулятором для запланированного воздействия на объекты.
В параграфе показано также, что манипулятивное сознание, наряду с прямой функцией деформации объективных познавательных образов действительности, обладает также общественной значимостью в интерпретации социальных процессов. Оно есть слагаемое креативности человека, частный (негативный) случай креативности, который, не являясь подлинно творческим ак-
том, входит в структуру современной рациональности, фиксируя в ней элемент субъектности культуры — личностные слагаемые человеческого познания.
Во втором параграфе первой главы «Особенности манипуляции в современной культуре» изложение вопроса начинается с обоснования тезиса о том, что появление государства в истории человечества ознаменовалось новым всплеском манипуляции в культуре. Расцвета соответствующая сторона духовной жизни общества достигает при капитализме. Первопричиной манипуляции в культуре становится общественная и социальная несправедливость, которую власть всячески пытается завуалировать. Объективными основаниями манипуляции предстают не только экономические и социальные обстоятельства жизни людей, но и психофизиологические (особенности детского психосексуального развития, либидозное инвестирование гомосексуального характера, «проекция», «замещения», «сублимации» и т. п.) факторы их бытия. Потому манипуляция зиждется в самых глубинных и иррациональных пластах человеческого духа — в бессознательном, в подсознательно накопленных, скрытых чувствах и т. п.
В параграфе обобщены размышления таких зарубежных и отечественных авторов, как Л. Войтасик, Ю. Волков, Б. Грушин, Ж. Делез, Э. Канетти, С. Кара-Мурза, Н. Макиавелли, С. Московичи, Ж. Тощенко и др. Диссертант полагает, что своим объектом манипуляция имеет общественное сознание и общественное мнение, которые не неподвижны, не являются застывшими и устойчивыми образованиями — они динамичны и полифункциональны. Средствами манипуляции служат использование лозунгов, внедрение идеологических или национальных символов, а с появлением виртуальной культуры особо популярны виртуальные образы, «квазиреальности», имитации, симулякры и т. п.
Важнейшей тактической целью манипуляции является внушение; в этом качестве значимы также убеждение, утверждение, повторение и т. п., которые достигаются способами, позволяющими социокультурной пропаганде эффективно решать свои задачи: дезинформация путем подтасовки фактов, использование культурных образов, рекламное оформление пропагандируемого предмета или идеи, повторяемость основного содержания навязываемой идеи культуры, информирование населения неявным знанием с выдачей его за объективную истину, прямая подтасовка фактов для дискредитации традиционных обычаев и ритуалов, замалчивание неугодной информации, распространение лжи и клеветы, полуправды, наклеивание ярлыков, использование комплимента, лести, провокации против этнических традиций и т. п. Все это технологические признаки манипуляции в современной культуре.
Многие сферы современной культуры предоставляют широкий простор для манипуляции общественным сознанием. Особо чувствительна к ней молодежная субкультура. Музыкальные, религиозные и другие группы применяют специфические манипулятивные технологии.
Изучив соответствующую научную литературу (работы А. Назаретяна, С. Хассена, Р. Чалдини и др.), а также обобщив данные о деятельности молодежных групп, действующих в рекреационной сфере культуры, диссертант
приходит к выводу, что специфика манипуляции сознанием молодежи основана на учете ее психологии - эмоциональности, максимализме и других черт, свойственных адаптационному периоду формирования человека. Соответственно, в молодежной субкультуре подсознательное и бессознательное воздействие манипуляции многократно усилено эмоциональной составляющей человеческого духа.
Среди средств, при помощи которых достигается цель манипулирования в различных сферах современной культуры, как на уровне общественного сознания, так и на индивидуальном уровне, особо эффективны языковое манипулирование, манипулирование письменными заявлениями, нейролингвистиче-ское программирование. В сфере молодежной субкультуры в манипуляции наблюдается следующая тенденция: отношение к партнеру по общению как к объекту меняется на отношение к нему как к субъекту. Асимметричность отношений взаимодействующих людей — это критерий, который сближает понятия «власть», «давление», «манипуляция» и одновременно позволяет выделить личное влияние как отдельный феномен, где главным показателем является симметричность отношений партнеров по общению.
Вторая глава «Региональные аспекты манипуляции в современной культуре» рассматривает проблемы манипулирования сознанием в активно деятельностных сферах современной культуры, характерных для Северного Кавказа и Дагестана, — в исламе, в традиционной национальной культуре и специфически формирующихся региональных средствах массовой информации. Здесь же также раскрываются условия ограждения духовного мира людей от манипуляций и противостояния манипулятивному воздействию.
Первый параграф второй главы «Манипуляция в религиозной культуре (на примере ислама на Северном Кавказе и в Дагестане)» рассматривает манипуляцию общественным и индивидуальным сознанием, выступающим как самостоятельный социальный феномен, в такой значимой для современности культурной форме, как религия. По мнению диссертанта, манипуляция здесь детерминирована как общими, так и специфическими социальными факторами развития культуры, в числе которых ведущими выступают кризисные явления переходного периода.
В параграфе установлено, что манипуляция в религии имеет в качестве основных своих субъектов различные общественные структуры - государство, церковь, исламские общины, горско-еврейские синагоги и тоталитарные культы. Диссертант рассматривает религиозную ситуацию на примере северокавказского и дагестанского ислама и обосновывает утверждение: культивирование религиозной манипуляции есть результат решения старыми и новыми средствами, способами, технологиями традиционной задачи религии — «унять страх, примириться с жестокостью судьбы и компенсировать страдание» современных людей, а также завуалировать общественную и социальную несправедливость.
Далее показано, что одним из проявлений глобализационных тенденций религии предстают тоталитарные культы, которых на сегодня в России насчитывается более 80 крупных и более 1000 средних и мелких. Обобщая опыт анализа методов воздействия в культовых группах — от наиболее одиозной секты
«Свидетели Иеговы» до ваххабитов Дагестана, - автор диссертации приходит к пониманию характерных черт их деятельности. Эти культы выступают как один из главных субъектов манипуляции общественным сознанием через религию, спекулируя на доминантной идее, эффекте группового влияния, нездоровых формах коллективизма и используя в качестве основных приемов манипулирования массами порождение страха у населения угрозой судного дня, объяснение природных явлений с точки зрения кары, возмездия за грехи, призывы к альтруизму, внешнюю демонстрацию идей консолидации и др.
На вооружении у культов современные теории, коммуникативные технологии в культуре, спекулирующие на потребностях, ценностях, интересах, установках людей, а также регуляторах активности (смысловые, целевые операциональные установки, нормы, мировоззрение, убеждения, самооценка, верования); когнитивных комплексах (образы и картины мира, знания явные и неявные, информационные ориентации и т. д.); операциональных комплексах (способы мышления, характер аргументации, коэффициент критичности, стиль поведения, привычки, навыки, умения, квалификации, ориентированность)1. Процесс религиозного манипулирования проходит этапы пальмирования, пассирования и шанжировки.
Негативные последствия деятельности религиозных группировок, участвующих в манипуляции, трудно переоценить. Вместе с государством, которому зачастую выгодно религиозное манипулирование, с ортодоксальной церковью, которая, пытаясь сохранить свою паству, также манипулирует под флагом модернизации религии, они наносят урон современному социуму во всех сферах его бытия, в первую очередь, культурной и духовной. Прежде всего, выхолащиваются подлинные ценности традиционной религиозной и этнической культуры. При этом придается новый политически угодный смысл толкованиям сур и аятов Корана, параллельно происходит архаизация исламских ритуалов и обычаев, возврат к средневековому мракобесию. В то же время регионы России, в первую очередь, республики Северного Кавказа и Дагестан, не восприняли органически техногенную цивилизацию, им чужды многие идеи и идеалы постмодернизма. Методологически значимый отход от логоцентризма, тенденции децентрации процессов, их ризоматичность и прочие векторы современной культуры осваиваются широким массовым сознанием с большим трудом. Это приводит к ситуации своеобразного духовного вакуума в современном российском обществе, который активно заполняется, с одной стороны, чисто потребительским сознанием, а с другой — псевдорелигиозными культами.
Второй параграф второй главы «Средства массовой коммуникации как важнейший инструмент манипуляции в традиционных сферах современной культуры» исходит из важного положения: современные СМИ — величайшее достижение научно-технической и культурной революции человечества и фактор формирования новых, революционных сторон у самой культуры. Они предстают средством управления культурой, выделяя те или иные элементы из общей массы культурных явлений — либо придают им особый вес, повышают
1 Гараджа В. И. Социология религии. М., 2005. С. 59.
16
их ценность, либо обесценивают другие, поляризуя таким образом все поле культуры1 и порождая ее манипулятивную сферу. По количеству зарегистрированных СМИ Дагестан занимает одно из лидирующих мест на Юге России. В республике около 400 газет и журналов, а также около ста телевизионных и радиоканалов, однако демократичность, отсутствие зависимости региональных дагестанских СМИ от властей, чиновников, а, следовательно, от манипулятив-ной их функции, находятся под большим вопросом. Существует ряд оппозиционных изданий, выражающие интересы народа («Черновик», «Новое дело»), которые испытывают явный прессинг цензуры со стороны органов местного самоуправления. На сегодняшний день задача СМИ - сформировать благоприятный имидж Дагестана как туристического центра, а не криминогенного района, нуждающегося в дотациях. В республике радикальным образом поменялась власть, ведется новая информационная политика, рассчитанная на сохранение самобытности народа, не исключающая влияния глобализационных процессов, как неизбежного и необходимого явления современности. Однако в диссертационном исследовании рассматривается и проблема снижения интереса дагестанцев к местным, национальным изданиям («Елдаш», «Илчи», «Зори Табаса-рана»). Это связано с манипулятивным эффектом СМИ и с оторванностью дагестанской молодежи от национальных корней, родного языка вследствие повышенной привлекательности продуктов западной культуры.
Изучение этой проблемы осуществлено на базе исследований, проведенных М. Н. Грачевым, И. С. Алипулатовым, А. А. Абдулгамидовым, И. И. Засурским, С. Г. Кара-Мурзой, Г. Маркузе, А. Молем, И. Н. Панариным, Г. Г. Почепцовым и др. С возникновением интерактивных средств обеспечивается конвергенция средств массовой информации трех поколений в Интернет и массмедиа; последние превращаются в систему, способную к конструированию реальности для дальнейших манипуляций, экспансионизму, тотальному охвату и т. п. Данное обстоятельство значительно увеличивает манипулятив-ный эффект современной культуры, и не только ее мозаичной сферы, как полагал А. Моль; с появлением виртуальной культуры манипуляция общественным сознанием интенсифицируется и эффектизируется новейшими средствами: непрерывное совершенствование компьютерных технологий в принципе предполагает фактическое наращивание объема манипуляций в культуре.
Диссертант придает особое значение обоснованию следующего своего вывода: манипулятивный эффект от СМИ отныне не есть простое и непосредственное отражение социально-экономических и политических обстоятельств -из средства манипуляции СМИ, благодаря самовоспроизводству и внутренней манипулятивной интенции, сохраняя статус обслуживающего элиту звена, превращаются в инструмент и субъекта манипуляции сознанием в современной культуре, в том числе ее традиционной и национальной составляющих. В информационном обществе причинно-следственная связь между материальным бытием и общественным сознанием интенсифицируется, общественное сознание становится изменчивым и гибким, преодолевая в высокоскоростном режи-
1 Моль А. Социодинамика культуры. М., 2008. С. 72.
17
ме все пространственно-временные границы, подчиняя умы большинства населения манипуляции в сфере культуры.
Методологически значимым для осмысления проблем параграфа предстает следующее утверждение: в информационном обществе условием принадлежности к господствующему классу становится не только право распоряжаться имеющимся в собственности материальным благом, но и способность человека воспользоваться интеллектуальными методами и технологиями. В обществе все более возрастает роль как СМИ, массмедиа, так и тех, кто владеет ими, прямо или косвенно направляет их деятельность, — они становятся самостоятельными (независимыми от государства, религии и т. п.) субъектами манипу-лятивного сознания общества.
Появление феномена «человека-локатора», которым управляет мода на потребление продукции СМИ, задает универсальный уровень манипуляции в культуре. Многочисленные мониторинга показывают, что в городской местности (больше, чем в сельской) средствам массовой информации доверяет значительная часть населения России. Почти треть опрошенных подозревают в манипулятивном эффекте телевидение и печатные СМИ, тогда как интернет-форумам, интернет-магазинам, интернет-рекламе нет доверия у двух третей российского потребителя. Собственные социологические исследования диссертанта, проведенные на территории Дагестана, показали наличие заметного манипулятивного эффекта от деятельности СМИ. Манипуляцию в культуре отрицают всего около 14 % из 1000 опрошенных, и почти половина (44 %) уверены в ней (439 респондентов). Кроме того, 18 % респондентов считают, что в современной духовной борьбе манипуляция неизбежна, она наносит ущерб всем культурам; 12 % думают, что это делается намеренно, для ассимиляции малых культур в большую, а 11 % опрошенных и вовсе полагают, что манипуляция СМИ — средство уничтожения национальной культуры. То есть, в общей сложности, почти 86 % респондентов признают манипулятивное воздействие современных СМИ на культуру. По мнению диссертанта, в условиях Дагестана, где СМИ (как это ни парадоксально) имеют значительную свободу от власти, это означает отсутствие какой-либо упорядоченной культурной политики, хаотиза-цию разнородных культурных смыслов, обслуживающих клановые и тухумные группировки.
В параграфе описаны принимаемые правительством республики меры в области современных СМИ по сохранению этнической целостности и защите своеобразия культуры Дагестана в условиях глобализации посредством формирования программ по информационной безопасности.
В третьем параграфе второй главы «Проблема разрушения манипуляцией дагестанской национальной культуры» показывается, что для определенной социальной группы или региона имеются средства и способы ослабления или частичной нейтрализации манипуляции в культуре. На формирование и становление культуры Дагестана повлияло множество факторов: геополитический, религиозный, идеологический. Сдерживающим моментом на пути вестернизации духовной жизни в дагестанском обществе, сохраняющем этническую самоидентификацию, предстает ислам и исламская цивилизация в це-
лом. Выявлено, что, несмотря на глобализационные процессы и определенную податливость дагестанцев духовным веяниям извне, по-прежнему остается актуальным кровнородственный тип культуры (принадлежность к тухуму, умме и т. д.). То есть глобальные изменения, неизбежно приводящие к усилению доминирующих менталитетных установок, не влекут за собой полной трансформации субдоминантных культур.
Взаимодействие локальной и глобальной культур идет не по схеме их взаимного вытеснения, а, наоборот, в конечном счете, происходит переработка культурных инноваций и приспособление их «под себя», то есть проникновение в северо-кавказский регион трансформированных элементов европейской культуры. Существует порог восприятия новаций цивилизационной системой, который определяется традиционализмом данного общества. Таким образом, основой сохранения, возрождения и развития национального духа служат, с одной стороны, диалектика традиций и инноваций, а с другой - процесс взаимодействия путем постижения ценностей и традиций других культур для творческого развития собственных. В параграфе приведены проектные меры правительства Дагестана по сохранению этнической целостности, защите своеобразия культуры республики в условиях глобализации посредством формирования программ по духовной безопасности. Они охватывают меры по усилению этнокультурной самобытности дагестанских народов, по противодействию экспансии антигуманных явлений массовой коммерческой культуры, нацелены против сокращения форм национального самовыражения, исчезновения памятников истории и культуры дагестанских этносов и т. п.
Диссертант считает, что гарантированной, или даже более или менее основательной защиты от манипуляторов в современном обществе нет и быть не может. Общественное сознание обречено на вечное манипулирование, которое является атрибутивной частью культуры вообще. Однако возможны локальные решения проблемы обуздания манипуляции. В той или иной сфере культуры, для определенной социальной группы или региона существуют средства и способы ослабления или частичной нейтрализации манипуляции.
Исламская цивилизация, основанная на монотеистической религии, в Дагестане выдвинула на место домусульманских языческих верований чрезвычайно привлекательные идеи мусульманской солидарности (которые остаются актуальными для дагестанского народа и по сей день), консолидировавшие разрозненные народности, обладающие различными языками, в рамках единого региона. В то же время современное национальное сознание народов не может ограничиваться религиозной культурой, она должна помочь этносам войти в мировое сообщество цивилизованных стран, однако некоторые общественные силы считают, что победить беззаконие, коррупцию, бездуховность можно только в шариатском государстве. В нем люди видят определенную форму спасения, сохранения внутренней целостности и общественного порядка. Поэтому основным методологическим подходом к проблеме диссертант считает следующий тезис: адекватные стратегия и практика противодействия манипулированию массовым сознанием должны учитывать его существенные характеристики: наличие оснований в социальной организации, использование структур
и свойств сознания, системный характер, косвенность и скрытность воздействия, определенный ущерб, наносимый реципиенту в духовной сфере. В выработке фильтровочных, защитных методологических приемов важную роль играет самобытный пласт культурных традиций, историко-культурных артефактов в виде произведений искусства, в первую очередь литературных, оказывающих сильное воздействие на широкие слои населения.
Наработанные научным сообществом рекомендации диссертант располагает по степени возрастания предпочтительности следующим образом: рецепты глобального характера (изменить общественное сознание вообще); поиск средств защиты от манипулятивного сознания каждым индивидом; политико-правовое обуздание манипуляции в современной культуре, использование че-тырехпозиционного контроля (государственный, общественный, финансовый и ситуационный); превращение креативной самомотивации в коллективные практики активных слоев социума. При этом предпочтение отдается методам демократии, тогда как путь грубого насилия, призывы к которому имеют место в обществе, неприемлем.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы и намечаются перспективы дальнейшей разработки темы
Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 10 публикациях автора общим объемом 6,4 п. л.
Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах, входящих в перечень изданий, рекомендованных ВАК РФ:
1. Кубутаева (Шихалиева), У. К. Влияние манипулирования на развитие современного общества [Текст] / У. К. Кубутаева (Шихалиева) // Социология власти. 2009. № 2. С. 66-72. ISSN 2074-0492.
2. Шихалиева, У. К. Манипулятивная функция религиозной культуры [Текст] / У. К. Шихалиева // Каспийский регион: политика, экономика, культура. Астрахань, 2012. №2(31). С. 293-299. ISSN 1818-510Х.
3. Шихалиева, У. К. Социокультурные проблемы как причина роста религиозного экстремизма [Текст] / У. К. Шихалиева // Этносоциум и межнациональная культура. 2014. №4(70). С. 115-121. ISSN 2072-3091.
4. Шихалиева, У. К. Механизмы и технологии манипуляции в культуре [Электронный ресурс] / У. К. Шихалиева // Аналитика культурологии. Электронное научное издание. Аналитика культурологии / ТГУ им. Г.Р. Державина. 2014. № 28. Режим доступа : http://analiculturolog.ru., свободный, заглавие с экрана. Яз. Рус.
Статьи и тезисы докладов, опубликованные в других научных изданиях:
5. Кубутаева (Шихалиева), У. К. Этническое многообразие как фактор интеграционных и дезинтеграционных процессов полиэтнического общества [Текст] / У. К. Кубутаева (Шихалиева) // Этническое многообразие и социаль-
но-политическое единство народов Дагестана : материалы региональной научно-практической конференции (Махачкала, 30 ноября 2007 г.) / Российский фонд фундаментальных исследований; Дагестанский государственный университет; кафедра философии. Махачкала, 2007. С. 109-116. ISBN 978-5-91407095-0.
6. Шихалиева, У. К. Манипулятивные технологии в религиозной культуре [Текст] / У. К. Шихалиева // Перспективы развития науки и образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (Тамбов, 28 сентября 2012 г.). Тамбов, 2012. С. 124-130. ISBN 978-5-4343-0196-1.
7. Шихалиева, У. К. Манипуляция сознанием в рекреационных функциях культуры [Текст] / У. К. Шихалиева // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории : материалы VII Международной заочной конференции (Москва, 19 ноября 2012 г.). М. : Международный центр науки и образования, 2012. С. 84-93. ISBN 978-5-905945-72-4.
8. Шихалиева, У. К. Манипулятивное содержание идеологии и политической пропаганды в современном обществе [Текст] / У. К. Шихалиева // Социально-гуманитарный вестник Юга России. Краснодар, 2012. № 10-11. С. 170— 177. ISSN 2077-9240.
9. Шихалиева, У. К. Фактор манипуляции в условиях культуры досуга [Текст] / У. К. Шихалиева // Политико-правовые, социально-экономические и культурные проблемы и приоритеты развития регионов РФ в эпоху глобализации : сборник научных трудов по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции (Махачкала, 5 июня 2013 г.). Махачкала, 2013.
С. 229-234. ISBN 978-5-4242-0177-6.
10. Шихалиева, У. К. Манипуляция сознанием в современной идеологии и политической пропаганде [Текст] / У.К. Шихалиева // Политико-правовые, социально-экономические и культурные проблемы и приоритеты развития регионов РФ в эпоху глобализации : сборник научных трудов по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции (Махачкала, 5 июня 2013 г.). Махачкала, 2013. С. 235-240. ISBN 978-5-4242-0177-6.
Формат 60x84 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура «Тайме» Усл. печ.л-1,5. Заказ № 103. Тираж 100 экз.
Отпечатано в типографии "Радуга-1" г. Махачкала, ул. Коркмасова, 11 "а"