автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Феномен российской художественной культуры восьмидесятых-девяностых годов ХХ в.

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Балаева, Ольга Евгеньевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Феномен российской художественной культуры восьмидесятых-девяностых годов ХХ в.'

Текст диссертации на тему "Феномен российской художественной культуры восьмидесятых-девяностых годов ХХ в."

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Диссертационный Совет по философским наукам

На правах рукописи

БАДАЕВА ОЛЬГА ЕВГЕНЬЕВНА

ФЕНОМЕН РОССИЙСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСЬМИДЕСЯТЫХ-ДЕВЯНОСТЫХ ГОДОВ XX века (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

Специальность 09.00.11 - социальная философия

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель: к.ф.н. Турук Г.П.

Москва - 1999г.

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................4

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ..................................4

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ 6

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ 8

ГЛАВНАЯ ИДЕЯ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 12 НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИИ 13

ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

ИССЛЕДОВАНИЯ............................................................................14

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

РАБОТЫ.............................................................................................17

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ 18

ГЛАВА 1. ОБЩНОСТЬ И РАЗЛИЧИЕ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОГО И СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА, ИХ ИДЕЙНО -ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ 19

1.1. ТРАДИЦИОНАЛИЗМ КАК ОДНА ИЗ СТОРОН КУЛЬТУРЫ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА 23

1.2. «ДВОЙНОЕ СОЗНАНИЕ» И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 57

3. ИЗМЕНЕНИЕ СООТНОШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО И ИНДИВИ ДУАЛЬНОГО В ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕМИДЕСЯТЫХ-ВОСЬМИДЕСЯТЫХ ГОДОВ 80

ВЫВОД ПЕРВОЙ ГЛАВЫ....................................................88

ГЛАВА 2. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ЧАСТЬ

МИРОВОГО СОВРЕМЕННОГО ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ..........91

2.1. ИДЕИ ПОСТМОДЕРНИЗМА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ......................................................................................100

2.2. РОЛЬ ПРИМИТИВА И ХЕППЕНИНГА В ПОПЫТКЕ

ВЫРВАТЬСЯ ИЗ РАМОК СТАРОЙ КУЛЬТУРЫ 122

2.3. КОНЦЕПТУАЛИЗМ КАК ПОПЫТКА НАЙТИ НОВЫЕ ЦЕННОСТИ И НОВЫЕ ИДЕАЛЫ..............................132

2.4. НОВЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 147

ВЫВОД ВТОРОЙ ГЛАВЫ 168

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................171

БИБЛИОГРАФИЯ 174

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования связана с необходимостью философского осмысления художественной культуры как фактора регуляции социального бытия, жизненного мира человека в условиях переходного периода российского общества к постсоциализму.

Постсоциалистическое общество представляет сложную систему не только противоречивых общественных отношений, но и духовной жизни общества. Небольшой отрезок времени отделяет друг от друга два «мира» - «мир» советский и постсоветский. Эти два «мира» не изолированы, а в духовном отношении, с одной стороны, органично связаны, а с другой - современный постсоветский «мир» широко открыт для взаимодействия с мировой культурой.

Сегодня постоянно встает вопрос об осмыслении современной художественной культуры с точки зрения ее связей с русской культурой. Продолжает влиять на развитие современной отечественной культуры социалистический реализм, проявляться во многих ее мировоз-ренческих чертах.

С другой стороны, отечественная культура - часть мирового социума, ее нельзя рассматривать в любой из периодов в полной изоляции от тех веяний, которые были присущи мировой культуре. Поэтому вторая глава диссертации посвящена одному из наиболее существенных направлений в искусстве XX века - авангарду, который объединил в себе новые открытия, представления, ценности, созданные в новую эпоху.

Авангард нельзя считать только искусством андеграунда, порожденного оторванными от традиционных ценностей художниками и привлекающего только малочисленную группу почитателей его творений. На самом деле - это особая ценностная социальная конструкция, отражающая новую психологию человека нынешнего столетия, который живет в технократическом, компьютерном мире, который стремится порвать со старым и закостенелым в искусстве, быть независимым от авторитетов и канонов, но который в душе остается глубоко ранимым, желающим как всегда было счастья, вдохновения, понимания. Российскому человеку эта концепция также близка: и как желающему порвать со многим негативным, что было накоплено в российском обществе последних десятилетий, и как просто живущему в конце второго тысячелетия на этой планете.

Динамичное изменение в функционировании отечественного государственного организма, всей системы общественных отношений связано с изменением ценностных установок властных структур и многих форм общественного сознания, среди которых искусство занимает одно из ведущих мест. Усиление нагруженности российского человека в девяностые годы политическими и экономическими ценностными установками, которые в основе своей были альтернативны установкам, ранее господствовавшим в советском обществе, привели к появлению совершенно нового уровня художественной культуры. Кроме того они создали предпосылки переворота не только в художественных вкусах и пристрастиях людей, но и во всем духовном мире общества.

Огромный поток новых художественных форм и явлений, связанных с воспроизведением или просто отношением к осуществившемуся человеческому и даже личностному бытию восьмидесятых - де-

вяностых годов XX века в России, становится повседневной реальностью.

Поэтому постановку вопроса об изменениях в российской художественной культуре в восьмидесятые - девяностые годы нашего столетия следует признать не только своевременной, но и наиважнейшей.

Философский анализ художественной культуры, ее генезиса в России в восьмидесятые - девяностые годы XX века, сущностных черт и механизма развития и функционирования органично связан с исследованиями этого феномена в рамках культурологии, эстетики, социальной психологии, политологии, герменевтики.

Для современного общества, находящегося в некоторой духовной и идеологической растерянности, особенно важно найти точки пересечения между прошлым, настоящим и будущим отечественной культуры, теоретически осмыслить перспективы дальнейшего ее развития. В переходные периоды общественного развития, когда личностные, субъектно - объектные отношения человека и общества становится доминирующими, на первый план начинает выходить эмоциональная связь, близость духовных переживаний людей, происходит изменение культуры как с позиций его художественных феноменов, так и с позиции ценностных ориентаций.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ

Феномен художественной культуры российского общества восьмидесятых - девяностых годов XX века был и остается в поле зрения философов, культурологов, политологов, искусствоведов, гер-меневтиков, психологов, но вместе с тем нуждается в более глубоком и детальном изучении как с позиций исследования его детерминаций,

и прежде всего ценностных ориентаций, так и как фактора регуляции социального бытия.

Рассматриваемая проблема в той или иной степени затрагивалась в литературе, которую можно подразделить на пять групп:

1). Выпущенные в первый период советской власти декреты и положения о развитии искусства социалистического реализма (А. А. Богданов, А.М. Горький, В.И. Ленин, A.B. Луначарский и др.).

2). Работы отечественных ученых семидесятых - восьмидесятых годов (Д.С. Лихачев, А. Овчаренко, П. Симуш, А. Бушмин, Н. Шамота, Н. Федь, Н. Ястребова, Б. Бурсов и др.), в которых исследуется становление отечественной культуры, влиянии на нее идеологических и политических моментов.

3). Публикации отечественных авторов, вышедшие в свет в девяностые годы XX века и посвященные переосмыслению отечественной культуры советского периода (В. А. Коваленко «Проблема ценностей в творчестве» М.,1992г., И.В. Кондаков «Введение в историю русской культуры» М., 1997г., Ю.М. Лотман «Культура и взрыв» М, 1993г.). Заслуживает внимания концепция Ю.М. Лотмана о двух культурных типах - бинарной и тернарной системе, о возможности рассмотрения в их рамках прошлой отечественной культурной традиции и вероятность перехода в новое культурное образование в последние советские годы. Останавливаются на отдельных проблемах специфики перехода от советского к постсоветскому видению перспектив российской культуры В.К. Кантор, В.В. Бычков, В.Г. Щукин, Б.С. Ерасов, Б. Хазанов, В.Ф. Кормер, Д. Житомирский, А.К. Якимович, М.Я. Гефтер, A.C. Ахиезер и др.

4). Посвятили множество своих исследований проблемам русской культуры, принципиальных для развиваемой сегодня концепции

поиска перспективного пути для ее дальнейшего развития. Это H.A. Бердяев, П.А. Флоренский, C.JI. Франк, A.A. Зиновьев, Д.В. Философов, Г.П. Федотов и др. Со многим из их суждений сейчас можно не соглашаться, но следует признать их серьезный вклад в сокровищницу российской мысли, возможность использования их наследия в современную эпоху.

5). Монографии отечественных и зарубежных авторов, посвященные авангарду и особенно постмодернистским течениям. В отечественной философии, культурологии, искусствознании это работы A.C. Мигунова, М.Н. Афасижева, B.C. Турчина, И.С. Куликовой, В.Н. Прокофьева, А .Ю. Мельвиля и др.

В зарубежной литературе это работы исследователей и создателей постмодернистской философской концепции и постмодернистского искусства (К. Готлиб, П. Гидал, Ч. Дженкс, Д. Кошут, Э. Оберти, Ж.-Л. Годар, Ж.-Л. Бодри, А. Фогель, Э. Эмшвиллер, К. Зиммер, И. Мекас, Г. Янгблад, С. Зонтаг, Ч.Клоуз, У. Шнеде и др.

Только основываясь на этих пяти группах источников, становится возможным проанализировать с социально-философской позиции

к»

концепцию развития отечественной художественной культуры в последние десятилетия.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Искусство на протяжении многих веков было одной из самых доступных и распространенных форм общественного сознания .Еще в древности было замечено , что «искусство поучает, развлекая». Приобщая к художественному творчеству, к его восприятию, искусство заменяло собой более сложные формы теоретического освоения мира. Не секрет, что многие сведения о научных открытиях среднестати-

стический гражданин нашего государства черпал из кинотеатральных произведений, художественной литературы. Например, популярное знание о генетике, о конфликте, который имел место в нашей стране в тридцатые годы и в послевоенную эпоху в связи с развитием этой науки, были получены непосредственно не из трудов Н.И. Вавилова, С.С. Четверикова, Н.К. Кольцова, а из художественных произведений. Так, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина стали истинными путеводителями и справочниками для непрофессионального читателя, помогли разобраться в современной биологической проблематике.

Познавательная функция была на протяжении нескольких эпох одной из самых исследуемых. Еще гуманисты Возрождения пытались ввести объективные законы красоты и тем самым решить основной вопрос о соотношении искусства и действительности, где искусство есть реальное отображение действительности . При исследовании сущности художественного творчества особо выделялось познавательное значение искусства, главенствующее по сравнению с теоретическим научным знанием. Леонардо да Винчи считал, что искусство, как и наука, служит, в первую очередь, познанию окружающего мира, и если наука стремится к раскрытию количественных сторон мира (геометрия, арифметика), то качественное познание доступно, главным образом, искусству. Максимальная индивидуальность, неповторимость, возможность воспроизводить мир в своих шедеврах давали право рассматривать искусство как вершину познания.

Советское искусство не рассматривало повышенное чувственно-эмоциональное начало как качество, не сопоставимое с научным исследованием. Напротив, простота и доступность важных теоретических моментов давала возможность привлечь непрофессионалов не только к решению многих проблем техники, сельского хозяйства

или медицины в нашей стране, но и к проблематике высшего порядка, решение которой влияло на такие важные государственные институты как политика и идеология. Если говорить конкретно об искусстве, то через него легче всего было сформировать строй чувств и мыслей людей, указать им основную мировоззренческую линию, ценностную ориентацию, которой необходимо было неукоснительно следовать. Таким образом через искусство шло вовлечение людей в определенное ценностное пространство, в котором человек конкретизировал для себя высшие представления о добре и зле, о красоте и уродстве, о чести и бесчестии. Именно в этом пространстве шла его индивидуализация в самостоятельного индивида, в независимую личность, где общие нормы и принципы данного общественного устройства перерастали во внутренние установки и цели.

Ценностные отношения всегда были важным моментом во взаимосвязи субъекта и объекта, где объект сам по себе, вне особого к нему отношения, терял значимость. Только включенный в определенные отношения с культурой, с ценностями данного общества, он сам мог превратиться в факт культуры. Хотя теоретически предполагалось взаимодействие личностного и надличностного, на самом деле в практической линии развития отечественного искусства ценностное сознание индивида часто рассматривалось как прямая производная его социального бытия, где личностные вкусы и интересы вытекали из того окружения, в котором и которым жил человек. Поэтому и лозунг «Искусство принадлежит народу» в реальном своем значении предполагал подчинение искусства и его ценностей целям социального масштаба, которые ставил перед собой не конкретный индивид как представитель народа, а политическое образование - коммунистическая партия. С самых первых дней существования правительства больше-

виков оно взяло на себя роль формировать ценности. Искоренение большой части старой русской интеллигенции, относительно низкий уровень образования граждан нового советского государства дали возможность легко и быстро подготовить людей к восприятию новых ценностей и нового искусства, указывая на их превосходство над предыдущими эстетическими формами. Люди долгие годы воспринимали произведения художественной культуры только под определенным идеологическим углом, основанном на марксистско - ленинском понимании ценностей, и не были знакомы в подлинном виде с другими концепциями, в которых высказывались зачастую противоположные взгляды на развитие и роль искусства в обществе, на его ценностную сторону.

В зависимости от характера общественно - исторической практики людей, образа их жизни и деятельности , в зависимости от их социальных потребностей один и тот же объект может выполнять совершенно различные социальные функции и обретать различную значимость для человека. Эта подвижность меняет аксиологические характеристики предмета вплоть до того, что неценное сегодня может приобрести противоположную установку в другие периоды общественной жизни и наоборот. Например, феномен коллективизма, который был одним из главенствующих для субъекта и в первобытном обществе, и в социалистическом, в последнее время как основная социальная ценность ушел на второй план, уступив место индивидуализму и личностному началу.

Если говорить об окончательном влиянии на человека, на его внутренний мир, то в этом случае влияние оказывают не художественные ценности, как некая совокупность, а конкретное произведение искусства с их творческими идейно - мировоззренческими обобщения-

ми. Поэтому и встает вопрос о ценности художественного творения, его роли как в формировании внутреннего мира человека той или иной исторической эпохи, так и как важного элемента развития и функционирования социальной системы вообще. Эта проблема стала наиболее актуальной в последнее время, когда встал вопрос о месте советского искусства, его ценностных ориентиров, идеалов и представлений в отечественном культурном пространстве.

ГЛАВНАЯ ИДЕЯ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Главная идея диссертации заключается в том, что феномен российской художественной культуры восьмидесятых - девяностых годов есть естественное и объективное социальное образование конца XX века.

Таким образом, основываясь на данной идее, целью диссертационного исследования можно рассматривать анализ изменений, которые произошли в отечественной культуре восьмидесятых-девяностых годов нынешнего столетия и которые дают возможность говорить, с одной стороны, о качественной новизне этого понятия, с другой стороны, о глубоких и всесторонних связях и с русскими национальными традициями, и с общемировыми тенденциями в развитии художественной культуры.

Исходя из этого, диссертант ставит следующие основные задачи:

- Исследование проблемы преемственности ценностных и мировоззренческих установок в развитии отечественной художественной культуре на протяжении всего ее существования, включая переход от ценностей социалистического реализма к другим, пост социалистическим ценностям.

- Выявление новых ценностных ориентиров в культуре пост советского общества, возможность обретен