автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему:
Феномен синэстезии и художественный мир литературного произведения

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Забияко, Анна Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.08
Диссертация по филологии на тему 'Феномен синэстезии и художественный мир литературного произведения'

Текст диссертации на тему "Феномен синэстезии и художественный мир литературного произведения"

А -у

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра русской литературы на правах рукописи

Забияко Анна Анатольевна

ФЕНОМЕН СИНЭСГЕЗИИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (на материале "русского" творчества Владимира Набокова)

10. 01. 08 - Теория литературы

Научный руководитель доктор филологических наук профессор Федотов Олег Иванович

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

МОСКВА - 1998

Содержание

Введение................3

Глава первая. История и теория синэстезии: от синкретизма - к

художественнсти.................15

§ 1. Определение понятия синэстезия................15

§2. Возникновение синэстезического образа...............38

§3. Этапы развития синэстезической образности...............49

§4. Особенности реализации синэстезического образа...............71

Глава вторая. "Цветной слух" Набокова и его художественное осмысление писателем................86

§1. "Азбучная радуга" Владимира Набокова - метапоэтическая основа

художественной синэстезии...............86

§2. Визуальные образы...............105

§3. Фонические образы...............127

Глава третья. Особенности функционирования художественной

синэстезии в мире Набокова...............149

§ 1. Звуковая метафора................149

§2. Прозрачность.................162

§3. Синэстезия и кинематограф................177

§4. Структура синэстезического образа...............185

Заключение..............200

Литература..............205

Введение

Актужьносжъ темы диссертационного исследования обусловлена интересом современного литературоведения к категории

а таг с. с **

художественный мир . Исследование художественного мира писателя в новом теоретическом контексте опирается на труды А.Ф.Лосева, Я.Мукаржовского, В.Н.Топорова, А .К. Ж о лковско го, К>.Н.Щеглова, Ф.П.Федорова и других. В изучении данной категории особенное внимание уделяется языку художественного мира как его наименования (А.Лосев), "индивидуальной поэтической номинации" (Я.Мукаржовский, Ю.Лотман). Поэтический язык отражает особенности процесса порождения, разворачивания художественной картины мира. Своеобразие поэтического языка каждого художника слова связано с психологической, психо лингвистической, этнокультурной ориентацией творческого сознания.

В творчестве отдельных авторов одним из путей воплощения индивидуально-авторской картины мира становится художественная синэстезия. Изучение особенностей ее функционирования в художественном тексте позволяет более детально исследовать сложный процесс проявления внутренних закономерностей поэтического творчества. Исследование феномена синэстезии позволяет установить ее связь со звуковым символизмом, выяснить механизм его порождения.

Кроме того, постановка проблемы художественной синэстезии заостряет ключевые вопросы общей теории поэтической образности, связанные с изучением значимых для современного литературоведения проблем взаимодействия языкового сознания и поэтического творчества.

Степень изученности данной проблемы как литературоведческой на сегодняшний день находится на начальном этапе научного

обсуждения самого понятия стэстезия, попыток применения его при анализе особенностей художественного творчества отдельных авторов. Нужно заметить, что первые подступы к изучению синэстезической природы поэтического творчества были осуществлены в конце XIX - начале XX столетия в работах А.Н.Веселовского ("Историческая поэтика") и АА.Потсбни ("Мысль и язык"). Рассматривая близкие проблемы исторического развития художественной образности и мифологических оснований внутренней формы образа, ученые наметили магистральный путь изучения проблемы синэстезии как художественного синкретизма.

В начале XX столетия проблема синэстезии была связана с теорией звукового символизма. В 1913 г, М.Граммон сформулировал теорию, согласно которой каждый звук обладает особыми экспрессивными свойствами. В своих рассуждениях он установил непосредственную взаимосвязь фонической структуры языка и мира человеческих чувств. Его последователь Луи Мишель в "Изучении звука S в латьши и романских языках" пошел дальше своего предшественника и обнаружил определяющую роль художественной системы в той или иной функции поэтической звуковой образности. Поиск прямых соответствий между звуком и порождаемым им смыслом вслед за А.Рембо (звук и цвет) и Ш.Бодлером (между всеми фактами чувственного мира) в поэтической практике попытались осуществить русские символисты (В.Брюсов, К.Балъмонт, А.Белый, А. Блок). Поэты "серебряного века" старались осмыслить и запечатлеть свои художественные принципы и в теоретических опытах (К.Бальмонт "Поэзия как волшебство", А.Белый "Глоссолалия. Поэма о звуке" и др .)

Поиск возможностей установления природных соответствий миру человеческих чувств и ощущений развивался параллельно намерению художников, композиторов той эпохи (В.Кандинского, Н.А.РИМСКОГО-

Корсакова, А.Н.Скрябина) воплотить идею синтетического искусства (в кинематографе, театре, музыке, литературе). Например, в работе "О духовном в искусстве" В.Кандинский писал о необходимости взаимодействия музыки и красок природы. "Краски оживают в звуках, и слышание цвета так определенно, что не найдется, может быть, ни одного человека, который стал бы искать впечатления ярко-желтого на басовых клавишах рояля или обозначил бы краплак звуком еоптжно"1.

С изменением эстетической парадигмы в 20-е годы в советском литературоведении возникает тенденция вульгарно-биологического осмысления подобных художественных исканий. Феномен художественной синэстезии в творчестве символистов и поетеимволистов начинает рассматривается как попытка возрождения в поэзии древнего физиологического синкретизма. В частности, Р.З.Миллер-Будницкая на основе лирики А.Блока попыталась определить сущностные особенности "сйнэстетизма" как отражения в поэзии кризиса рационализма и следствия "алогизма и имматериализма" поэтической установки2. Исследовательница связала синзстетизм в поэзии с влиянием, оказываемым на него колористическим опытом живописи, использующей символику цвета в ее тесной взаимообусловленности с творческим методом художника и избираемым им жанром. Конструктивной позицией данной работы стало выявление первоначальных синэстезичееких импульсов в творчестве поэта и их развития у символистов ("нео-романтиков") и футуристов.

Однако социологизаторская доминанта в научном подходе и буквальное понимание теоррш отражения не позволили

1 Кандинский В. О духовном в искусстве. Л., 1989. С.24.

2 Миллер-Будницкая Р.З. Символика цвета и синэстетизм в поэзии на основе лирики А.Блока // Известия Крымского пединститута имени Фрунзе. Т.1. Симферополь, 1930. С.ЗЗ-198.

исследовательнице увидеть глубинные основания синэстезии как неотъемлемого элемента любого творческого процесса, по-разному проявляющегося в зависимости от поэтической эпохи, индивидуальных способностей поэтической натуры и художественной установки. Причиной появления синэстезических образов Миллер-Будницкая видит "хаос подсознательного", преобладающий в творчестве поэтов-модернистов. Роль синэстезии в формировании поэтической образности определена ею как деформирующая и искажающая внешний мир. Поэтому закономерно, что "преодоление" синэстезии в творчестве А.Блока рассматривается исследовательницей как свидетельство "преодоления символизма".

Сходная установка присуща и И.И.Иоффе, который обращается к проблеме синэстезии в связи с общими закономерностями истории художественного мышления3. В его характеристике синэстезических образов сделан акцент на "биологические стимулы" механизмов их возникновения. В соответствии с этим синэстезический художественный образ - "не цель, а исходный пункт, опорный момент для возникающих настроений", преобладающих над представлением.

Почти все последующие отечественные литературоведческие исследования', так или иначе касающиеся указанной проблемы, проводились в русле обозначенной тенденции. При этом повсеместно наблюдается смешение и отсутствие четкой дифференциации между понятиями еинэстезия и синкретизм, синэетезия и синтез искусств,

Параллельно развивалось психологическое осмысление феномена синэстезии, неизменно обращавшее исследователей к ее языковой обусловленности и воплощению в художественном творчестве (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, С.В.Воронин, И.Н.Горелов и др.).

Отдельно следует отметить работы отечественных и зарубежных лингвистов и психолингвистов- (Р.О.Якобеон, А.П.Журавлев,

3 Иоффе И.И. Синтетическая история искусств (введение в историю художественного мышления). Л., 1933. С.332, 546. C.VII-XJI.

О.Есперсен, Л.Тейлор, Л.Ганди, Ж.Дарк и т.д.), обративших внимание на психологические закономерности проявления синэстезии, ее связь с языковой и культурной самоидентификацией индивида. Они исследовали влияние синэстезии на возникновение фоносемантнческих ассоциаций, отражающихся в звуковой организации поэтической структуры. Последний аспект имеет особенное значение, так как связан не только с психофизиологической, но и метапоэтической обусловленностью проявления синэстезии в поэтическом языке писателя, иногда сопутствующими друг другу. Во многом эти исследования опирались на труды в области языкового сознания (В. фон Гумбольдта, А.А.Потебни, З.Сепира).

К работам О.Брика, Г.О.Винокура восходит традиция осмысления звукосемантических ассоциаций синэстезического характера в тесной связи с внутренними законами определенной эстетической системы. В современном литературоведении такой подход разделяет Е.Эткинд, подчеркивающий, что "звукоизобразительные возможности звуков определяются исключительно поэтическим контекстом"4. Разнообразие методов и подходов в современном литературоведении позволяет взглянуть на проблему синэстезии под иным утлом зрения. В работах отечественных исследователей последних лет (С.Пинаева, И.И.Ковтуновой, Н.А.Фатеевой, Л.П.Прокофьевой и др.), изучающих творчество А.Блока, Б.Пастернака, М.Волошина, синэстезия рассматривается в качестве психологической особенности мироощущения, способствующей формированию художественного мира поэта в соответствии с полимодальностью чувственных восприятий.

4 Эткинд И. Материя стиха. Рапз, 1985. С.59.

Ученые-лингвисты в последнее время, иллюстрируя проявленность еинэстезических механизмов в языковых структурах, все чаще обращаются к творчеству В.Набокова. Неоднократные признания Владимира Набокова в осознанном владении синэстезической одаренностью, влияющей на творческий процесс, открывают новые возможности постижения н а б о к о в с к о г о художественного мира с литературоведческой точки зрения.

Увидеть в художественном феномене набоковской лишь то, что названо им самим "блистательным сочетанием маловыразительных частностей" - значит, стать жертвой изощренной авторской мистификации, разыгрываемой писателем "на арене" читательского воображения. Гораздо труднее, но и перспективнее -попытаться обозначить функциональные особенности явления синэстезии как смысло- и формообразующего компонента художественного мира Владимира Набокова. Исследование синэстезнческих механизмов и закономерностей Pix функционирования в творчестве Набокова может способствовать глубокому проникновению в художеетвеннный мир писателя, а также иметь немаловажное общетеоретическое значение для постижения природы поэтического творчества в целом.

Новизна данной работы заключается, в первую очередь, в определении понятия синэстезии как литературоведческой дифиниции. В русле этой проблемы разграничены категории синкретизм и синэстезия. Это разграничение опирается на исследование особенностей функционирования фольклорного синкретического образа и поэтического синэстезического образа.

В работе определены границы функционирования синэстезии в художественном тексте, а также выделены типологические особенности возникновения и семантической заданноети

сиюстезической образности в разных эстетических системах и художественных мирах.

Разрабатывая представление о синэстезии как универсальной категории поэтики, автор привлек материалы из наследия русского фольклора, литературного творчества М.Ломоносова, В.Жуковского,

A.Блока, А.Белого, Б.Пастернака, М.Волошина и некоторых других художников слова. Изученные материалы были поставлены в сравнение с проявлением синэстезии в поэтическом пространстве

B.Набокова. Сравнительное изучение широкого круга источников позволило более многогранно, чем в предшествующих литературоведческих работах, осветить феномен синэстезии и выявить особенности сиюстезической образности художественного мира Набокова.

Автор установливает связь между синэстезией как феноменом индивидуального поэтического творчества и преобладающим типом художественного сознания в определенной культуре.

В работе обоснована необходимость различения явлений синэстезии и синтеза искусств. Многие исследователи до сих пор не дифференцируют соответствующие этим явлениям понятия. Автор полагает, что синэстезия как феномен поэтического творчества -явление иного порядка, чем взаимодействие лирики с "различными видами искусства" (С.Мэрш, цит. по: Пинаев С.М. Близкий всем, всему чужой... Максимилиан Волошин в историко-культурном контексте серебряного века. М., 1996. С.8). В связи с такой постановкой проблемы в работе рассмотрен вопрос о соотношении изобразительного и выразительного начал в словесном и других видах художественного творчества.

В данной работе впервые рассмотрены особенности и закономерности проявления синэстезичееких механизмов творчества Владимира Набокова в постсимволистском контексте русской

литературы. При этом акцент сделан на метаязыковый характер синэстезической образности в художественной миромодели В.Набокова.

В диссертации выявлен принцип типологазации синэстетизмов Набокова по определяемому элементу синэстезического образа, рассмотрены основные синэстезические парадигмы, эксплицирующие набоковский ">^клон восприятия" окружающей действительности и определяющие особенности ее художественного пересотворения.

В диссертации предпринято исследование структуро-, смысл о- и формообразующей роли синэстезии в альтернативных способах поэтического выражения на примере синэстезических образов поэзии А.Блока и прозы В.Набокова. Сопоставление двух генетически родственных поэтических миров (Владимира Набокова и Александра Блока), действующих в полярно противоположных системах художественного выражения, позволило более ясно обозначить механизм формирования синэстезии как одного из способов формирования художественного мира.

В работе проанализирована структура синэстетизмов в соответствии с их принадлежностью к тому или иному художественному миру, стихотворному или прозаическому дискурсу.

Синэстезия как психофизиологический феномен является одной из причин возникновенимя звукосимволизма. В диссертации рассматривается, каким образом художественная синэстезия обусловливает порождение звуковой семантизации поэтического текста, приводящей к возникновению изоморфных явлений в поэтическом дискурсе.

Предметом данного исследования является синэстезия как феномен художественного творчества, имманентно присутствующий в поэтическом сознании и своеобразно реализуемый в художественном мире в зависимости от эстетической системы и авторской установки.

"Русское творчество" Владимира Набокова в его соотнесенности с поэтическими системами деятелей "серебряного века" (А.Блока. Б.Пастернака) привлекается как наиболее красноречивый пример сознательного претворения синэстезических способностей художественными средствами. В понятие "русское творчество" входят стихотворения, рассказы, романы В.В.Набокова, написанные им на русском языке; в процессе исследования были также привлечены эссе писателя, посвященные классикам русской литературы, и интервью, данные Набоковым в разные периоды жизни.

Рассмотрение художественного мира Владимира Набокова на материале только "русского периода" объясняется стремлением диссертанта выявить непосредственную связь творческих возможностей синэстезии с первичной языковой ориентацией индивида. В подобном случае даже авторский перевод на родной язык является в принципе вторичным.

В основе методологического подхода диссертации лежит художественно-стилистический анализ, сочетающийся со сравнительно-историческим, историко-генетическим, историко-функционаяьным, структурно-семантическим и

психолингвистическим подходами.

При разработке темы исследования автор обращался к работам крупных отечественных исследователей в области теории литературы: А.Н.Веееловского, А.А.Потебни, В.В.Виноградова, В.М.Жирмунского,