автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Феномен веры. Гносеологический аспект

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Плотинская, Наталья Вадимовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Феномен веры. Гносеологический аспект'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Феномен веры. Гносеологический аспект"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫ!! ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени В. И. ЛЕНИНА

Специализированный сопет К 113.08. М

На правах рукописи ПЛОТИНСКАЯ Наталья Надимовна

УДК 100.72

ФЕНОМЕН ВЕРЫ. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Специальность 09.00.01 —диалектический и исторический

материализм

А IIТ О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации па соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва 1990

Работа выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. II. Ленина.

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор А. II. КОЧЕТОВ

Официальные оппонен ты:

доктор философских наук, профессор К. Е. ЯМ

кандидат философских наук, доцент Е. II. МИХАЙЛОВА

Ведущее учреждение: Московский государственный заочный педагогический институт.

Защита состоится «..../.Z» .......1990 г. в .^.Х^.. часов на заседании специализированного ^совета К 113.08.14 по присуждению ученой степени кандидата наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина по адресу: проспект Вернадского, д. 88, ауд. 811.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МГ'1111 имени В. И. Ленина (адрес института: 119435, Москва, F-435, Малая Пироговская ул., д. 1, МГПИ им. В. И. Леинпа).

Автореферат разослан «.../......» .................. 1990 г.

Ученый секретарь специализированного совета

И. Н. ГРИФЦОВА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

• Актуальность тем» исследования.Развитие современного обще--ства характеризуется коренными преобразованиями в духовной, экономической и других сферах. Процесс революционного обновления невозможен без личного участия каждого, без его творческой анергии и активности. В этих условиях необходимыми становятся исследования, связанные с изучением индивидуального начала в познании, других видах деятельности. Выяснение роли веры в познайте направлено на рассмотрение познавательного процесса в реальных путях его осуществления, включение в сферу внимания характеристик конкретного суоъекта.

С другой стороны, свободное самоопределение человека в духовной области, свобода совести и вероисповедания предполагает выявление сущности феномена веры,, ее предпосылок и функция в сознании человека. Преобразования, происходящие в системе атексти--ческого воспитания, отбрасывание излишне догматического, упрощенческого взгляда на религию требуют более пристального аиали-* за процесса возникновения иллюзий и веры в них.

Негативные последствия НТР, связанные, в частности, с абсолютизацией сциентистского подхода, ведут-к необходимости выявления и установления соразмерности человеку используемых игл методов деятельности. Это предполагает исследование ценностных компонентов научного познания, в том числе и веры.

Направленность социальной активности определяется предметом веры коллектива или отдельного индивида. Выбор ориентиров деятельности связан с учетом диалектики сомнения и веры. Необходимо исключение "слепой" веры, абсолютизации некритического отношения к ее предмету с целью предотвращения ошибок при выборе цели деятельности.

Рассматриваемая проблема тлеет значение и для педагогики. Процесс обучения неразрывно связан с воспитанием, а это предполагает перевод части знаний во внутренний план личности, формирование на их основе установок дальнейшего поведения человека, его нормообразованив. Каким образом знания становятся убеждениями, кшс возмогло целенаправленное их формирование - эти вопросы такге обуславливают актуальность выбранной темы.

Степень разработанности проблемы.Проблеме воры, ее сущности и роли в познании издавна уделялось внимание в фшгаоофакой литературе. Традиционно этот вопрос поднимался в рамках богословских исследований, приобретая определенную специфику, связанную с искаженным характером религиозного отражения: рассматривалась, в основном, религиозная вера и ее роль в процессе "истинного" богопознания. Однако, существование нерелигиозной веры и ее функции в познании отмечались еще в античности, а в трудах таких философов как Дж.Локк, Д.Юм, И.Кант искомый вопрос занимает значительное место. Особое значение имеет трактовка веры Кантом, которая оказала большое влияние на дальнейшую разработку этого понятия.

В советской философской литературе интерес к проблеме веры» ее роли в познании в последнее время возрос. Это связано как с тенденциями в гносеологии /конкретизация субъекта познания, анализ его индивидуально-личностного уровня/, так и с социальным заказом в целом - повышением внимания к человеку, проявлениям его индивидуальности.

В работах Копнина II.В., Щербаковой Г.В., Козыревой А,К., Евстифеевой Е.В., Букина В.Р., Ерунова Б.А., Борункова Ю.Ф., Уг-риновича Д.М. и др. вера рассматривается как неотьемлимый компонент познавательного процесса, обусловленный неполнотой знания на определенном этапе и ценностными установками субъекта. Выделяются функции веры, которые могут нести как положительный, так и отрицательный смысл, связанный с догматизацией предмета веры. Рассматривается соотношение веры и сопутствующих категорий - знания, мнения, убеждения и т.д. Сам факт существования нерелигиозной веры признается сейчас большинством авторов. Однако, существуют и альтернативные точки зрения по этому вопросу. Так, Платонов К.К. говорит о правомерности употребления понятия "вера" только применительно к вере религиозной.

Уточнение роли веры в познавательном процессе, выявление ее исторических форм, неотъемлемо от рессмотрения познания в социокультурном контексте, что осуществляется в работах М.А.Мам-чур, Б.С.Грязнова, Л.М.Косаревой, Н.В.Мотрошиловой, Я.К.Ребане, Б.Г.Юдина, В.СЗ.Степина и др.

В настоящее время ведется поиск путей проникновения внеш-

- з «

них социокультурных детерминант в структуру и содержание- знанийj меняются представления о субъекта познанжт, учитываются' лнчИост-ные моменты познавательного процесса. Этому посвящен11';исследова-ния Б.А.Лекторского, Л.А.Микеашной, К.С.Автономовой', Н!.В;Мотро-шиловой и др.

Учитывая особенность изученияверы на индивидуальййм уровне познания, целесообразный является привлечение- материала1,'накоп- » ленного психологией по вопросу социально® обусловлённости^познания, мотиваций познавательной деятельности, интеллектуальных эмоций и т.д. Зто работы Л.(¡.Выготского,, А.Н.Леонтьева,- К.А;Абуяь~ хановой-Славской, П.В.Симонова, Нанз Пиаже, Дд.Брунераи'др!--

В работах по истории ..культура, этнографии, религиов'ейёййй содержится богатый материал о конкретных видах- верований,- присущих сознанию людей, определенных социумов, дающий основу для; философских обобщений /А.Ф.Лосвв, JfABâTKHHv А.В.Гулыга,- Дж'.Фре-зер и др./.

Разрабатывая проблему веры в контексте' своих концепций,'зв^* падные философы выдвинули предположения о её' йрвдпосшгках,- Kbïb^ pile могут быть осмыслены с материалистический пбзицйй и явитьй^'-одним из отправных пунктов для дальнейших йЪслвдованрй в' этом'* направлении / З.Фрейд, К.Г.Юнг и др*А

То же касается и разработок, так' иди иначе касающйхбй1 фeiià^" мена веры в научном познании. "Вхождение" ценностных компоненте^ в личностный мир ученого корректируем.,, а подчас и обуславливает1' рациональные моменты познания, влияет на прийятие парадигм-,• недоверие к высказываемым положениям в процессе коммуникация,' на' принятие норм и стиля мышления научного Сообщества и т.д* генштейн, Т.Кун, М.Полани, П.ФеЙерабенд и др*/.-

В целом, можно выделить несколько проблем, разработка f.ù?o~ рых продолжается в современной философской литературе, но cas Да-' лека от завершения. Это различия религиозной й нерелиг^й^юЯ ййра;? функции веры} причйны ее появления в Сознания; соотноше/^б' 1ЛШ и убеждения, веры и знания, веры и мнёййя; вера1 U понимание й т*д*

Вместе о тем, ряд вопросов, до cmi пор не получали долгого 1 внимания* Зто Так называемые "глубиннуё* предпосылки верИ) бМзпл~ ные с неосознанным, бессознательным, с иррациональной с4еро>! сознания; влияние неявного йнанкя на проце&З £ормирошшия а ^/¡Иаис^

чшроваяия веры; вера и коммуникация; специфика религиозного познания; вера в науке; индивидуальность и вера и проч. . .

Цель и основные задачи исследования. В диссертации поставлена цель исследования сущности феномена веры и его роли в процессе познания.

В соответствии с этим поставлены следующие задачи:

- выявить специфику гносеологического анализа веры, связанного с современным пониманием субъекта познания, его конкретизацией, а таюке выделить понятия для философской рефлексии инди-■ввдуально-личностных свойстве

- развести понятия "вера" и "убевдение", "мнение", "сомнение" и другие сопутствующие категории;

- определить основные функции веры в познавательном процессе;

- показать предпосылки и механизмы формирования веры;

- исследовать характерные черты и гносеологическую специфику веры на различных ступенях развития познания;

- выявить структуру и гносеологические функции религиозной

веры;

- исследовать особенности формирования и функционирования веры в научной познавательной деятельности.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились произведения К.Маркса» Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Широко использовались также достижения советской философской науки, работы по психологии, истории культура, науки, религиоведению и проч.

Научная новизна исследования. Основные теоретические результаты, содержащие элементы научной новизны, состоят в следующем:

- показано, что учет характеристик реального субъекта познания влечет за собой особых подход к гносеологическому анализу феномена веры: индивидуально-личностный уровень рассмотрения веры предполагает включение в сферу внимания и значимых с точки зрения познавательного статуса психологических моментов, а также выделение понятий, отражающих зависимость познания от индивидуальных особенностей субъекта; ,•

- сделан вывод о том, что выполняемые верой в процессе познания функции определяются спецификой эмоционального компокен-

М ввр!г, яото£ы& з-ависит и от особенностей субъекта,'-и'ог ее предмета;.

- показаны рациональные и иррационапьнио составляющие веры, а также "глубинные" основания ее формирования, связанные с бессознательным и актуатазирующиеся в определенной ситуации;.

- выявлены характерные особенности гносеологического' статуса веры на различных ступенях развития познания, а также некоторых ее видов: религиозной и веры в науке.

И'олоденул. уйно^^не на зстлту. 1.Вера является одним иг;-- ■ йоийонентов процесса познания. £е возникновение связано не толъ--«6 й ситуацией неполного знания, но и с ценностным отношением* К йредаету веры, обусловленным, в свою очередь, его включенностью в систему деятельности субъекта. На протяжении своего-сущебтёоваяия вера первоначально выступает как мнение, недоста--

£хЗоснованво& й неустойчивое. С возрастанием обоснован-йос'Тй /преаде всего субъективной/ мнение перерастает в- развитум-$орму веры. В процессе познания вера находится в диалектическом ¿ротиворечий о сомнением, основной причиной появления•которого' & сознании является критическое отношение ». предмету-берк. Осноьнив гносеологические функции веры связаны с ее свойством быть субъективным Критерием истинности. Благодаря этому вера ориентирует' познание в определенном направлении, влия-е"Г на активность познающего и т.д.

2« Гносеологический статус веры определяете се природой* Вера выступает как синтез иррациональных и рациональных момент тбй. Е ситуации неполного знания, касающейся потребностей' субъекта, происходит актуализация иррационального возникновений' веры в рационально выразимые объекты и процесса "Актуализация'*' имеет причины не Только внешние, но а внутренние, связанные е; бессознательным как "глубинной" причиной появления1 веры.

3. Гнесеологйчвекке функции исторических типоП' веры' завился? от уровни развития индивидуальности, стеЛ^т? ав^ономнос-М лиедоотних смыслов, содержательного наполнения? совками,' в1 сйоп очередь, обусловленного исторически-конкретачл* социумом.

4. Роль в яоаиаййй таких видов веры как религиозная' и' й-'й-Учн&я связана с особенностями познаьатэльной' дбйтё.йяости н Той й в другом случае. Религиозная вера

ное познание, но несущее элементы объективного содержания, представленного в иллюзорной форме. Характеристики научной веры детерминируются, в частности, направленность» научного познания на получение объективно-истинного знания, критическое отношение к своим средствам, целям и результатам.

Научно-практическая значимость работы. Результаты диссертационной работы могут быть использованы в процессе дальнейшей разработки проблемы гносеологического статуса веры, что, в свою очередь, будет способствовать более углубленному понимании особенностей индивидуального уровня познания. Кроме то£®, использование материалов диссертации может служить основой для выработки методических рекомендаций в системе атеистического воспитания, а также в учебно-преподавательской практике. Содержательные моменты диссертации могут быть вклшены в спецкурсы m теории познания, по философии религии и др.

Апробация теботн.По основному содержанию диссертации представлены доклады на Ленинских чтениях / МГПИ им.В.Й.Ленина» апрель 1989г./, на ХУШ межзональном симпозиуме "Человек — мера всех вещей" /г.Горький, май 1Э90г./. Диссертация обсуждалась на кафедро философии МГПИ им.В.И.Ленина. Основные результаты исследования опубликованы.

Структура и объем работы. Структура диссертационной работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем работы составляет 132 страницы машинописного текста, из них библиографии -15 страниц, включающей 198 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность избранной- для диссертационного исследования темы, характеризуется степень ее разработанности, формулируется цель и задачи работы, определяется научная новизна, а также ее практическая и теоретическая значимость.

В первой главе - "Сущность, структура и гносеологические-функции веры" - выясняется сущность феномена веры как одного из видов субъектно-объектного отношения, а также его роль в познании.

3 первом параграфе - "Особенности гносеологического анализа веры" - говорится об учете специфики данного анализа, связанной

с индивидуально-личностным уровнем рассмотрения феномена веры. Выявление характеристик реального субъекта при изучении формирования и функционирования знания, "конкретизация" его эмоциональными, волевыми, ценностными моментами, является важной чертой современной гносеологии. Понимание субъекта познания в единстве всех его уровней исключает абсолютное противопоставление социальных и психологических аспектов рассмотрения познания. Не отрицая специфику того или иного подхода к познанию, необходимо заметить, что теория индивидуальной познавательной деятельности не может обойтись без рассмотрения психологических моментов в силу единства сознания индивида. Поэтому, рассмотрение гносеологического статуса любых образований сознания требует, прежде всего,'выделения определенной проблематики, в процессе решения которой учитываются как собственно социальные, так и значимые с точки зрения их познавательной роли психологические моменты.

Влияние социальной включенности субъекта на формирование . идеального образа требует привлечения аксиологического аспекта, то есть изучения связи между системой ценностных ориентиров и познавательной деятельностью. Нерасторжимость познания и практики ведет к необходимости и праксиологического анализа познавательных образов /с точки зрения их предпосылок и функций/. Таким образом, гносеологический аспект рассмотрений феноменов сознания включает анализ как их формирования, так и функционирования при опредмечивании в деятельности.'

В истории философии традиционно сущность веры выявлялась при сравнении ее с другими гносеологическими категориями /знанием, заблуждением и проч./. Наиболее близкой к пониманию Веры современными исследователями является мысль И.Канта, в которой он связывает это понятие с "недостаточным прианйяибм истинности суждения". Недостаток истинного знания является причиной возникновения веры, но сама вера не является знанием. Философское понятие веры включает в себя анализ веры как определенного состояния субъекта познавательной деятельности. Общее основание, по которому можно сравнить знание и веру - это ее предает, с этой точки зрения, предметом веры является утверждение, объективная истинность которого лишь подразумевает*-

ся. С другой стороны, само отношение субъективной увереднойвд не может возникнуть без определенного запаса анаиия^ Дцнак®,, понятия "уверенность" и "вера" не тождественны. Если пносавдр-гический статус уверенности как аффективного момента ¡познавательной деятельности и ограничивается лад, то анализ веры., >на-. ряду с уверенностью как соса'оявдя,, 'включает и предмет веры и ее субъекта.

Характеристика веры <еэ оторопи субъекта подразумевает анализ его сознания с донки -зрения его ценностных установок, личностного знания как (^кдамента веры, места веры в-сознании наряду с другими его .элементами и т.п. Рассмотрение предмета веры означает изучение »социальной обусловленности его появления и характер его .-преломления в сознании при отражении. Веру как познавательное -отношение можно рассматривать в рамках различных видов деятельности, 'различных видов познания, где она будет обладать .рядом 'Отличительных черт.

■В самом общем шшане., -веру можно определить как один из видов субъекяно-об,ъектного .отношения, главным моментом которого является декларация ¡истинности информации об объекте при отсутствии ее •объективной 'обоснованности. Главную роль здесь играет субъективная значимость и опора на авторитеты. Признание то-гоилк иного ¡положения .истинным придает познавательному процессу направление,, ¡которое (определяется предметом веры. Вера также влияет на .познавательную .активность субъекта, стимулируя или тормозя ее /например,, <в .отношении рационального познания в случае религиозной ;зары/.

Вера имое.т -.специфику ,по сравнении с такт/и категориями как мнение, обладающее -маккией степенью .обоснованности /прежде всего субъективной/, ^убекдениа, которое может быть представлено в объективированном .вкде ш ¡предполагает 'рациональные доказательства своей обоснованнослник др..

На про-тякенш: ¡авовт <сутеявовсшия .-вора ^находится в диалектическом ■хфсптрреняи -с 'сомнением,, ¡основной ¡причиной возникновения которого (якштеуся 'критичеокое ¡сдагшонне <к 'предмету ¡веры,, ; вырастающее ¡ко троваргал его1 -в деятелвнесгзниОолшекие 'одриштяшзиде действие шяри шак -субъвкташого критерия ягсггшогаж ¡к шугб го щцраегг ¡котошздлкную- .роль- е. .процессе -неонаии-н.^ шодаогки®

(бует и объективную проверку веру,. Отбрасывание сомнения, абсолютизации ценности предмета веры, ,ведет ,к торможению -процесса по-•эяаяия я негативным проявлениям в ¡практике.

Во втором параграфе - "Основания да.ры'' .- ^ведется лонск "глу-Цтшых" оснований веры, связанных с Несознательным, .яррацио-iHüKbHO',5 сферой сознания.' Исследуютоя гмомен,ты,, .влияющие ,|ia воз-йадкновение веры и пути, по которым .щ>оиоходит это влияние.

Вера выступает как связующее :эв.одо .между ^рациональным и Фадиональным в сознании ./ иррациональное ^онимаетср .как неот- . (ре^шексированнар ступень рационального/. [В .определенной .ситуации, ¡хдракрериэующейоя .неполнотой знания о предмете ¡и ¡касаздейся по-{Чрейнос;тей .субъекта, происходит актуализация .иррационального и тойдавдовение -веры ¡в рационально выразимые объекты :и -процессы.

Шодобная "актурдиэйция'' ¡вызвана действием 'Не ¡только внеш-iHffic ^акторов,, но >и -внутренних, связанных с бессознательным.Од-дам до -средств реализации бессознательного -в ¡практическую деятельность является установка. Верования личности, базирующиеся да-системе ее установок, могут трансформированы)^, осотя ишют тенденцию :к стабильности. При исчезновении -чщда ¡предметов ¡ве-¡рц, ¡постоянно ;идет «поиск -новых как ориентиров деятельности. >В (Ситуации,, :Когда ¡новые социальные идеалы имьют достаточно грас-гшгавчатый характер, индивид обращавтоя к -традиционным сиоте-■мам-верований,, ¡в -которых эти .идеалы достаточно четко с^оркули-1рованы.

:На формирование веры-оказывает влияние запас впечатлений, ¡рациональных-положений, содержащихся в сознании как результат тпродаествующого :опыта-и обозначаемый категорией неявного знания,, -характеризующегося, прежде всего, личностной формой существования. -взаимосвязью с другими элементами сознания.

Армирование веры происходит в процессе коммуникации, понимаемой, в широком смысле, как общение, то есть взаимодействие субъектов при обмене информацией. Оно предполагает инте-риориззцию информации посредством ценностного к ней отношения, ее "переяипания", происходящего в актуализирующей ситуации. Передаваемая /принимаемая/ информация в сознании субъектов коммуникации связывается с неяпнкм содержанием и, ввиду этого, мотет приобретать различные оттенки смысла вплоть до его

полного искажения. Для передачи смысла используется объяснение, в процессе которого происходит рефлексия над связями между новой информацией и знанием, имеющимся у субъекта. В обыденном познании рефлексия используется реже, чем при научной коммуникации. Здесь более сильна опора на общепринятые в данном социуме нормы, здравый смысл и т.д. Отсутствие критичности к неявным предпосылкам информации приводит часто к внедрению в сознание положений,, чуждых общему-облику личности. Степень.критичности зависит не только от вида познавательной деятельности, но и от условий восприятия информации /так называемый "эффект толпы" и др/.

Доверие к положениям, высказываемым-в процессе коммуникации, зависит от понимания смысла этих положений. С другой стороны, понимание невозможно без веры, так как совершается в рамках мировоззренческих и иных установок, очерчивающих границы понимания. Следствием понимания является формирование веры или неверия в истинность предлагаемой информации .• Понимание является необходимой, но недостаточной предпосылкой для веры. Если информация не затрагивает/прямо или косвенно/ по-^ требностей субъекта, ее восприятие может ограничиться пониманием, Для возникновения веры необходимо оценочное отношение, вырастающее, благодаря включению рассматриваемого предмета в сферу ш?гересов субъекта.

На возникновение веры при коммуникации оказывает влияние и определенная ситуация, в которой происходит актуализация неявного содержания сознания, понимаемая не только в узком, информационном смысле, но шире - в ценностно-ориентационнои. Данные ситуации можно дифференцировать по соотношению мотивов деятельности и личностных смыслов, оказывающему влияние на эмоциональную составляющую веры и на специфику выполняемых ею функций.

. Во второй главе - "Гносеологический статус некоторых видов веры" - выделяются особенности проявления и функционирования данного феномена.на различных этапах развития общества,а также характерные черты религиозной веры и веры в структуре научного пЬзнания. •

В первом параграфе - "Эволюция веры в историческом разви-

тни познания" - рассматривается специфика веры, связанная с изменением предмета познания и самого познающего субъекта,заключающаяся, в частности,.л преобладании особых ее форм, взаимосвязи с другими.элементами сознания, выполняемых функциях.

Социальную детерминированность воры можно рассмотреть не только путем анализа существующей системы общественных отношений, но и путем изучения социальной обусловленности психологических механизмов, ведущих к ее образованию. Так, связь социокультурных факторов с познавательной деятельностью прослеживается через такие психологические характеристики как активность личности, воля и.т.д. Прагматический статус веры, заключающийся, в частности, в стимулировании процесса целеполагания, принятии решения, вытекает из связи ее с активностью личности,что лает повод проследить развитие верований соотносительно с развитием активности.

Поскольку оценочная функция веры вытекает из соотношения потребности субъекта и вероятности ее удовлетворения, мо-кно дифференцировать верования по основным потребностям и возможности их реализации на данном историческом этапе; Речь идет о потребностях, определяющихся данным уровнем развития общества, в то же время, необходимо учитывать диалектику общественно значимых и индивидуальных потребностей, которые качественно и количественно зависят от характера общественных связей субъекта, а также от особенностей и уровня развития самой личности.

Степень доверия к тем или иным положениям, устойчивость верований, их разнообразие, определяется, в большой мере, автономностью сознания индивида, уровнем развития индивидуальности. На начальных этапах развития познания индивидуальное сознание жестко детерминировалось нормами рода, а познавательный объект не существовал отдельно от индивида, сознание которого было, вплетено в материальную деятельность. Это приводило, во-первых, к отсутствию сомнения как критического отношения к предмету веры, а также к функционированию веры в структуре мифологического сознания и' к ее связи с магией как уверенностью в способности воздействовать на внешний мир. Роль веры как критерия истинности абсолютизировалась.

Постепенно происходило усиление критико-рефлексивных меуа-

- ш -

низмов в сознании' субвект?'а1,> связанное с отчуждением между личностными смыслами1 и ббшеОТйешздда значениями. В античности развитие сознания характеризовалось тенденцией к индивидуализации!, ограниченной пониманием1 чёяозека- как подчиненного воле богов. При .взаимодействии1 синодов1 а значений рождается сомнение в йрсу--тибоеос ьере.' Их диалектика.» Способствует прогрессу познания-. Происходит диф$ереик3й&5й: верований, связанная С

нием труда- ви-ут$й' д^хсйийгб- й'5>оизЕбдства. Не йреадол'еййй» йце5 синкретично©^- с<й"А-аййй- оказйает?' зШйние-' йа пути нормирования веры и яе бе'обйяйоети1 ее фушйдеоййрования в сознании.

В еред-шЬекоЁье' "автономность1*' сознания была ограничена рачкам^ церкоьквх догм,- подайняащй» а пронизывающих верования сакральными екйсламй.- ОХйако^ "'подавление" сознания человека средневековья реЛй'гйоз'Н'ыМи догмами не означало полного нивелирования, единообразия его духовного мира. Возможность выбора, предлагаемая религией ,г предполагала1,- по крайней мере, два пути проявления челойфйсйой Са/остЬя/ельности: путь к спасений и греховность^ ведущая! к у^шгейш о1?' бога. Но индивид не осознавал своей неповторимости,' самоценности. "Я" воспринималось как частица "божёсгвеййогй''' йгирае^- бключенная в водоворот событий, подчиненный воле в'бёьйянего1.- Сомнение о^сутс'ГЁовало, ес'ли! вон-* рос касался ¿лйройШзрейчёских- проблем/ связанных с божественным началом 1 ( в йирё/ е'го вбб^лав'енствующей ролью. Схоластические споры, преАйо^а^'шдйё йрййческое отношение к предмету веры, касались на ёГЙ Сущйо'етй; Ш только формы, толкования.Формализм оказывай Ёлйяниё' й йа научное познание. Получаемые знания наполнялись уеМЫоМШ Смыслом. В конечном Итоге, это было знание не об объектий((оЫ мире, а о результатах божественного творения. Часто и методы получения знания были "божественно" детерминированы, как, например, р алхимии; Вера йаучното поиска соединялась с религиозной, которая объявлялась главным ем истины. "

Рационализация духовного производства каниталйстичеокиш* отношениями оказала влияние на всю систему верований лвчЙоСТИ) которая складывается не столько путем "слепого" следования авторитетам, сколько благодаря собственной оценке того ийо^о положения. Активность человека, его способность к самос!,оя1ёЛЬ-

ному поступку выдвигается на первый план на раннем этапе развития капитализма. Религиозная вера не только уменьшает сферу своего действия, но и "<5ама подвергается изменениям. Ответственность человека перед богом, его роль на пути к личному спасению повышается.

Возникновение науки в ее современном понимании как познания, ориентированного на постижение/объективно-истинное/ природы вещей, с особыми, ей присущими рационалистическими методами, оказало влияние на стиль мышления во всех структурах духовного производства. Любые высказывания подлежали проверке путем сопоставления с данными опыта, разума. Однако, абсолютизация веры во всесилие науки не приносит желаемых результатов. Деформация действительности, являющаяся плодом рациональной деятельности, приводит к тому, что сфера веры в разум сужается. Это накладывает отпечаток на всю систему верований в современном обществе. Модернизации подвергается и понимание научной веры с точки зрения ее роли в познании, границ применения и т.д., религиозной /ее осмысление с новых позиций богословием, а так- . яо изменение особенностей ее внедрения и существования в сознании индивида/, распространяется мифологическое сознание как на обыденном уровне, так и на теоретическом.

Во втором п.'1гагрп(Тд - "Религиозная вера" - подчеркивается различие в понимании ее гносеологического статуса религиозными философами и в рамках марксистской традиции. Если в первом случае гносеологические функции религиозной веры абсолютизируются, а само познание имеет своим источником л конечной целью познание бога, то в последнем - роль религиозной веры в познании выявляется при аначизе особенностей ее составляющих предмета, субъекта и связывающего их отношения.

Религиозная вера как вера в сверхъестественное возникает в сознании "частичного" человека, находящегося во атасти отчуждения. Гносеологические предпосылки религиозной воры связаны с отчуждением опосредованно. -Те или иные особенности отражения действительности, их содержатемное наполнение, за-, висят от уровня развития абстрактного мышления на данном этапе, от социального контекста, в рамках которого происходит отчуждение. Психологические мотангн, являющиеся следствием от-

чуждения, также влияют на процесс формирования идеального образа при отражении. Личностный смысл предмета отражения в определенной ситуации, касающейся потребностей индивида, имеет большую субъективную ценность, чем объективное значение.Это ведет к деформации его объективной значимости и к возникнове.-нию иллюзий.

В возникновении религиозной веры немаловажную роль играет знание, понимаемое как опыт субъекта, рассматриваемый как в рамках определенной негативной ситуации, послужившей толчком к появлению религиозной веры, так и сложившийся в течение всей его жизни. Категория опыта имеет значение, так как характеризует функциональность знания, его "включенность'' в практическую деятельность. Оценка ситуации и действие в соответствии с ней происходит не только на основе рационально формулируемого, "осознанного" знания, но так называемого неявного: умения , навыков, образов предшествующих ситуаций и т.д. . Это ведет к различным установкам на восприятие религиозных идей и, соответственно, облегчает или затрудняет их внедрение в сознание. Таким образом, опыт, понимаемый как результат /в том числе и познавательный/ деятельности субъекта не имеет ничего общего с тем, что в богословской традиции называется религиозным опытом- В последнем случае - это результат иллюзорного общения с богом, выражающийся в гамме переживаний.

Можно дифференцировать ситуации возникновения религиозной веры с точки зрения преобладающего мотива деятельности субъекта. В научной деятельности, где познавательный мотив является определяющим, предмет религиозной веры может нести функциональную Нагрузку в плане иллюзорного восполнения недостающего знания. В обыденной деятельности познавательный мотив является подчиненным другим. В такой ситуадии религиозная вера выступает в большей степени как средство преодоления психологического отчуждения. Однако, влияние религиозных взглядов на познавательную деятельность не ограничивается упрощенной моделью, Бключаю-щую эмоциональную компенсацию, действующую в ситуации ограниченного знания, иллюзорное его восполнение за счет религиозных представлений, воздействием официальных теологических систем на развитие науки, что обусловлено конкретным историческим:!

условиями. Данная связь осложняется наличием в религиозных образах элементов объективного содержания, что объясняется, в частности, возникновением»религиозной веры на основе реального отчужденного бытия.

' В третьем параграфа - "Вера в структуре научного познания" - исследуются особенности возникновения и функционирования феномена веры в данной отрасли познания, связанные со спецификой последней.

Основной отличительной чертой научного познания является критическое отношение к своим средствам, целям и результатам, то есть отношение рефлексии, контроль за всем процессом формирования и развития научного знания. Рационалистические концепции, утверждающие существование критериев научности, независимых от социокультурных и личностных моментов, сталкиваясь с реальной практикой развития научного познания, обнаруживают свою несостоятельность.Они подвергаются критике с различных позиций, в том числе делается попытка сблизить абстрактную модель развития науки с реальностью.

Присутствие веры в научном познании объясняется вхождением ценностей в процесс научного поиска, включенностью науч-1-; ного познания в общую структуру духовного производства, взаимосвязью с его элементами на всех уровнях - начиная от индивидуального и заканчивая общественной системой в целом.Ценностные установки субъекта научного познания присутствуют в его сознании чаще всего неявно. Свойственное науке-стремление к надличности, отрицательное отношение к проявлениям субъективности в ходе научного исследования, которое определяется заранее заданными нормали и правилами, как будто исключающими влияние конкретной личности на научный поиск, противоречит тому, что выбор тех или иных норм, приверженность определенной парадигме, детерминируется системой научных и вне-научных ценностей ученого.

Предмет научной веры - это то или иное положение,достоверность которого изначально предполагает последующую проверку. Оно может касаться как явлений объективного мира, на изучение закономерностей которого направлено научное познание, так и самого способа; правил научного мышления, проварка которых

обусловлена критико-рефщексивным качеством науки. В отличие от других форм веры, ведущей потребностью, определяющей ценностное отношение субъекта научного познания к своему предмету, является интеллектуальная. Специфика функций, выполняемых верой в науке, проявляется в процессе научной коммуникации, смена научных традиций, при обосновании научного открытия. Подлинная коммуникация в научной среде /достигающая своей цели - передачи смысла/ возможна в рамках научных сообществ, следующим сходным научным традициям, включающим нормы познавательной деятельности, ее цели. Понимание в научной традиции происходит в вон-тексте принимаемых ею установок. Включение субъекта в научное сообщество, объединенное традицией, возможно при соблюдении принципа доверия. Вера является связующим звеном мевду членами научной школы, что выражается в наличии общего стиля мышления, научных идеалов и т.д.

В заключении диссертации формулируются обобщающие выводы, отмечается важность исследования для совершенствования методов логии познания, конкретизации его субъекта.

Основное содержание диссертации изложено в следующих работах:

1. Социальная детерминация веры/Гос.ком. по народному образованию. Московский гос. пед. ин-т иы.В.И.Ленина. - М.,1989. -14с. Рукопись деп. в ШШОН АН СССР ^36549 от 26.06.89.

2. Феномен веры.Гносеологический аспект/Гос.ком. по народному образованию. Московский гос. пед. ин-т им.В.И.Ленина. - М., 1989. - 15с. Ру опись деп. в ИНИОН. АН СССР №38546 от 26.06.89.

3. Критика модернистских тенденций идеологии православня//Мо-лодежь Прикамья - разработке -и внедрению достижений науки и техники в производство. Тезисы докладов конференции. -Пермь,1985. - С.48-49.