автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Фетвы как источник мусульманского семейного права в Османской империи в конце XV - начале XVII вв.

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Уланова, Дарья Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Фетвы как источник мусульманского семейного права в Османской империи в конце XV - начале XVII вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Фетвы как источник мусульманского семейного права в Османской империи в конце XV - начале XVII вв."

На правах рукописи

УЛАНОВА Дарья Владимировна

Фетвы как источник мусульманского семейного права в Османской империи в конце XV- начале XVII вв.

Специальность: 07.00.03 - Всеобщая история (Древний мир и Средние века)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук

14 ДПР 25И

Москва-2014

00554/0'°

005547379

Работа выполнена на кафедре Центральной Азии и Кавказа Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент

Фарзалиев Акиф Мамед-оглы (СПбГУ)

Официальные оппоненты:

Цмай В. В., д. ю. н., профессор кафедры международного и таможенного права юридического факультета СПбГУ ГУАП.

Валеев P.M., д. и. н., профессор, заведующий кафедрой истории и культуры стран Востока Казанского (Приволжского) федерального университета.

Ведущая организация: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.

Защита состоится «19» мая 2014 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 002.042.03 по историческим наукам при ФГБУН Институт востоковедения РАН, по адресу: 107031, г. Москва, ул. Рождественка, 12.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБУН Институт востоковедения РАН по адресу: 107031, г. Москва, ул. Рождественка, 12 и на сайте www.ivran.rii

Автореферат разослан » ¿¿-^А 2014 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета А.А. Петрова

© ФГБУН Институт востоковедения РАН, 2014.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Семейное право - одно из значимых направлений в любой правовой системе. И прежде и сегодня оно продолжает существенно влиять на различные области общественной и культурной жизни народов многих государств мира и, в первую очередь, стран Ближнего Востока, Центральной, Малой Азии, Кавказа и некоторых стран Дальнего Востока.

В основу политического устройства этих государств органично ложится веками сформированная религиозно-культурная составляющая -пласт традиций, обычаев, морально-этических, нравственных принципов и правовых норм. Возникновение, распространение и закрепление тех или иных норм семейного права в конкретных исторических условиях повлияли и продолжают оказывать сильнейшее воздействие на развитие уже современных обществ и государств.

Исламские страны отличаются друг от друга как по социально-экономическим и политическим характеристикам, так и по интенсивности и направленности влияния ислама и мусульманского права на их государственно-правовое развитие. Наряду с общими чертами, характеризующими такое влияние, в большинстве из них можно обнаружить особенности, присущие отдельным странам'. Важное значение мусульманского семейного права в Османской империи ХУ-ХУП вв., как нормативного регулятора и своеобразного барометра социальной жизни, заставляет обратиться к исследованию его специфических черт, в особенности потому, что семейное право - одно из направлений, наиболее ясно отражающее сочетание этнокультурных, культовых традиций, унаследованных от сельджуков и ильханидов2, с нормами мусульманского права ханафитского мазхаба.

Фетвы сами по себе не являются непосредственным источником мусульманского права, однако, они являются продуктом интерпретации мусульманского права авторитетным религиозным деятелем. В Османской империи ХУ-ХУП вв., в период одновременного функционирования и взаимодействия двух правовых систем можно сказать, что решение судьи основывалось не только на принципах мусульманского права, но и на принципах местного обычного права. С одной стороны фетвы представляли собой фиксацию конкретных юридических решений, отражающих современную юридическую практику, с другой стороны - в некоторых случаях, предлагали оригинальное решение вопроса в соответствием с обычным правом. Предписания духовных лиц, как

1 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. Изд. «Наука», М., 1986. Стр. 3.

2 Гасанова Э.Ю. Лаицизм и исламизм в республиканской Турции. Изд. «Нурлан». Баку, 2002. Стр. 31.

правило, воспринимались как прямое руководство к действию. Этим обусловлен выбор названия темы настоящего диссертационного исследования «Фетвы как источник мусульманского семейного права в Османской империи в конце XV- начале XVII вв.».

Сфера действия мусульманского семейного права как юридического и идеологического фактора в наше время остается весьма широкой, что во многом определяется его тесными связями с исламом как религиозной системой, которая и сегодня имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения3 на Ближнем Востоке. В этом состоит актуальность выбранной темы.

Предметом исследования настоящей диссертационной работы являются процессы формирования и развития семейного права в Османской империи в конце XV - начале XVII вв. в рамках ханафитской правовой школы; закономерности его развития; историческая ретроспектива.

Объектом исследования являются фетвы шейх ул-исламов Османской империи конца XV - начала XVII вв. Ибн Кемаля, Абу Су'уда-эфенди, Яхьи-эфенди (общим количеством 1180), как один из наиболее достоверных источников, отражающих закономерности развития мусульманского права, в том числе и семейного права в Османской империи в указанный период.

Хронологические рамки исследования охватывают период начиная с конца XV по начало XVII вв. В истории развития Османского семейного права именно этот период характеризуется активным правотворчеством и реформаторской деятельностью, попытками адаптации мусульманского права к уже существующей правовой действительности, а так же разработкой новых правовых норм в рамках шари'ата и в согласии с местным обычным правом. Эта задача была довольно трудной, принимая во внимание масштабы империи, многочисленность народов, населявших ее, их культурных и религиозных предпочтений.

Главная цель данной работы - рассмотреть некоторые особенности развития мусульманского семейного права в Османской империи конца XV — начала XVII вв. В соответствии с этим в работе были поставлены следующие задачи:

- дать обзор трудов средневековых османских правоведов, а также исторической и правовой литературы, написанной по данному вопросу;

- кратко рассмотреть основные социально-политические, экономические и правовые институты Османской империи в конце XV — начала XVII вв., порядок их функционирования, а также непосредственно правовую ситуацию в Османской империи в указанный период;

- привести расширенную структуризацию мусульманского семей-

3 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право... , стр. 3.

ного права в Османской империи конца XV - начала XVII вв. на основе изученных источников;

- попытаться наиболее точно передать на русский язык мусульманскую религиозную и правовую терминологию в Османской империи конца XV - начала XVII вв., отражающую современные авторам рукописей понятия, «учитывая различия между христианской и мусульманской религиозными системами»4;

- проанализировать на примере фетв османских шейх ул-исламов Ибн Кемаля, Абу Су'уда и Яхьи-эфенди некоторые изменения в области мусульманского семейного права Османской империи конца XV - начала XVII вв.

Методологическая основа исследования. Представленная работа отличается разносторонним подходом к решению вопроса методологии исследования. Так как настоящее диссертационное исследование охватывает многие исторические, правовые и источниковедческие аспекты, то и методы решения поставленных задач многочисленны.

В процессе написания диссертационной работы широко применялись положения и принципы исторического исследования — объективность, конкретность, историзм и доказательность выдвигаемых положений. Автором использовались также общенаучные методы исследования, такие как: метод исторической аналогии, метод терминологического анализа, историко-сравнительный и историко-контекстный подход (т.е. анализ материала источника в контексте конкретного исторического периода).

В работе с источниками и литературой основным методом был метод дифференциации и классификации. Фетвы в собраниях, изученных автором исследования, классифицированы тематически.

Изучение отечественной и западной литературы в целом не потребовало особых методов анализа. Работы, написанные турецкими авторами, в силу непосредственной связи с предметом изучения настоящей диссертационной работы, потребовали более критического прочтения. Однако это не снижает значения данного блока литературы, отражающей взгляды мусульман на предмет исследования.

Степень изученности темы. Тема мусульманского права в Османской империи конца XV - начала XVII вв. нашла отражение как в отечественной, так и в турецкой и западной историографии. Историографический материал в представленной работе разделен на три части соответственно: отечественная, османо-турецкая и западная историография.

В отечественной историографии большее внимание уделялось рассмотрению политических и экономических вопросов развития Осман-

4 Прозоров СМ. Ислам как идеологическая система. Изд. «Восточная литература РАН», М., 2004. Стр.5.

ской империи в период средневековья, чем вопросам правого характера, и лишь со второй половины 70-х годов XX в. начинают появляться научные труды по мусульманскому праву в целом и посвященные отдельным его отраслям в частности.

Григорьева Т.В. предлагает классифицировать историко-правовые исследования отечественных авторов по указанной теме по трем группам:

1) право Турции в сравнении с правовыми системами других мусульманских стран;

2) основные этапы в развитии правовой системы и их сравнительная характеристика;

3) конкретные сравнительно-правовые исследования отдельных институтов и отраслей права в исторической ретроспективе5.

В рамках первого направления большой вклад в изучение османского права в контексте правового развития других мусульманских стран (в том числе отчасти и особенностей семейного права в Османской империи) внесли советские и российские правоведы: Сюкияйнен Л.Р., Керимов Г.М., Хайдарова М.С., Барковская Е.Ю., Васильев Л.С., Петрушевский И.П., Пиотровский М.Б., Бондаренко Д.В., Саидов А.Х. (см. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопросы теории и практики. «Наука» , М, 1986. - 256 е.; Хайдарова М.С. Основные направления и школы мусульманского права // Мусульманское право: Структура и основные институты. - М., 1984, стр. 38^48., и др.). Сюкияйнен Л.Р. в своей работе касался вопросов семейного права Османской империи ХУ1-ХУП вв.

В центре внимания следующего направления - изучение истории становления правовой системы Турции. В российской компаративистике, как правило, выделяются три основных этапа в правовой истории Турции: первый этап (до 1839 г.) отмечен господством мусульманского права; второй (1839-1918 гг.) ознаменовался попытками реформировать мусульманское право с учетом европейского опыта; третий (после ке-малистской революции 1920-1923 гг.) характеризуется полной деисла-мизацией правовой системы и вестернизацией турецкого права6.

Третья группа научных работ связана с более детальным изучением отдельных периодов в развитии турецкого права, его источников, институтов и отраслей. Усилия историков отечественной науки были направлены, прежде всего, на выявление и работу с источниками султанского законодательства. Несмотря на большие трудности из-за отсутствия в

5 Григорьева Т.В. Правовая система в Османской империи в отечественной историографии и правоведении второй половины XX века, Ученые записки Казанского государственного университета, 2009, том 151, кн 2, ч.1., стр. 232.

6 См.: Саидов А.Х. -«Сравнительное правоведение: Основные правовые системы современности» . «Юристъ», М., 2007

архивах Турции официальных текстов законодательных сводов, на этом направлении исследователями были достигнуты значительные успехи. Османское источниковедение активно развивалось благодаря традиционным источникам (хроникам, трактатам), содержащим большой информативный материал по османскому законодательству. Так, например, канун-наме Мехмеда II известен историкам из хроники Хюсейна «Удивительные события»7. Важные сведения о правовой политике содержатся и в трактате Хюсейна Хезарфенна «Изложение сути законов османской династии» (вторая половина XVII в.)8. Особое место в отечественной историографии занимает перевод Тверитиновой A.C. рукописного текста канун-наме султана Селима I.

В последние годы в России также появились новые работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные мусульманскому праву в целом или его отдельным аспектам9. Вместе с тем, компенсируя недостаток современных исследований по данному направлению, продолжается переиздание аналогичных по тематике трудов, которые впервые увидели свет еще во второй половине XIX - начале XX в.10. Читателю стали доступны исследования по мусульманскому праву, опубликованные на русском языке в других странах СНГ11. Уже в начале третьего тысячелетия было проведено диссертационное исследование, в котором прямо ставился вопрос о природе такого явления, как «мусульманское право»12.

Несмотря на такое разнообразие направлений изучения вопроса, работ, посвященных непосредственно праву и, более того, семейному праву в Османской империи, у отечественных авторов крайне мало. Брачно-семейное право Османской империи в современной отечественной литературе практически не освещено. Исключения составляют ис-

1 Хюсейн. Беда'и' ул-века'и'(Удивительные события). Издание текста, введение и общая редакция Тверетиновой A.C. Аннотированное оглавление и указатели Петросяна Ю.А. Часть I, II. Издательство Восточной литературы. М., 1961.

8 Григорьева Т.В. Правовая система стр. 232-235.

9 См.: Шариат: теория и практика. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Уфа, 200; Е.Ю.Барковская Мусульманское право и правовая культура. М., 2001; Ислам и право в России. Выпуски 1-3. M., 2003-2004; Г.М.Керимов. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. СПб., 2007; Лбу Амина Биляль Филипс. Законы жизни мусульман. Эволюция фикха. M., 2002; В.В.Цмай, В.М.Боер, А.А.Гинц. Мусульманское семейное право. СПб., 1998; В.В.Цмай. Становление и современное состояние мусульманского права наследования (историко-правовой анализ). СПб., 1999; Он же. Вакф и дарение. Принципы формирования и современные тенденции их эволюции в мусульманском праве: Историко-правовой анализ. СПб., 2000; Он же. Регулирование семейно-брачных отношений мусульманским «правом личного статуса». СПб., 2000; С-X.Aymaee. Основы исламского уголовного права. М., 2003.

10 См.: Караулов H.A. Основы мусульманского права // Стрижамент: Историческое наследие. Литературно-художественный альманах. Приложение к газете «Кавказский край». Выпуск четвертый. Ставрополь, 1991; Л.В.С.Ван ден Берг. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. M., 2005.

" См.: Мусульманское право (внутренние и международно-правовые нормы). Под ред. М.А.Сарсембаева. Алматы, 1999; Хаишатулла Бехруз. Исламские традиции права. Одесса, 2006.

12 См.: Гилязутдинова Р.Х. Природа мусульманского права. Автореф. дисс. канд. юр. наук. Уфа, 2001.

следовательские работы компартивистского характера, в которых правовая система Османской империи и отдельные ее отрасли рассматриваются в сопоставлении с правовыми системами других стран. В первую очередь, это исследования Сюкияйнена Л.Р., Цмая В.В., Вага-бова М.В., Керимова Г.М., Хайдаровой М.С. и др.

Османские и турецкие ученые довольно подробно и всесторонне осветили вопросы формирования, развития и применения мусульманского права, а также отдельных его отраслей в к. XV - н. XVII вв. в Османской империи.

Со второй половины XIII в. до второй половины XIV в. в Османской империи новый виток в развитии получает богословие (ал-калам), и в первую очередь суфизм13. К XV в. в османской Турции уже были известны такие суфийские братства как ас-сухравардийа, накшбандийа и халватийа. Так, 'Ала ад-дин 'Али б.Муса (ум. в 1437 г.) (составитель сборника молитв) и 'Ала ад-дин 'Али Фенери (ум. в 1497 г.) представители братства ас-сухравардия, а Акбилек Бахши Халифе (ум. в 1523 г.) -халватийа. В Османской империи в период правления Сулеймана I (1520-1566) и Селима II (1566-1574) это братство достигло зенита своего

14

могущества .

Именно в этот период появляются первые работы по мусульманскому праву в Османской империи. В большинстве случаев первые сочинения по ал-фикху носили компилятивный характер или были переводами более ранних трудов арабских и персидских авторов. Например, 'Ала ад-дин 'Али Эсвед (Караходжа) (ум. в 1397 г.), получивший образование в Иране, занимался переводами с персидского языка. Хусрев Мехмед-эфенди Сиваси (ум. в 1481 г.) переводил сочинения с арабского языка и сам занимался разработкой права. В османской историографии известны работы Илйаса Синоби (ум. в 1486 г.) и Абдуррах-мана Амасьяви (ум. в 1516 г.). Они занимались переводами, изучением и толкованием Корана15.

Создавались и переводились труды по истории ислама. Так, кадий Хюсейн Дийарбекири (ум. в 1559 г.) написал историю ислама на арабском языке, состоящую из трех глав и приложения. Приложение содержит рассказы о четырех «праведных» халифах, Умаййадах, Аббасидах и Османских султанах вплоть до правления Мурада III (1574-1595).

15 См.: Гордлевский В.А. Бахауддин Накшбанд. Избранные сочинения, т. 3., «Наука», М., 1962. С. 135. Хисматуллин А. А. Прагматический суфизм в братстве Накшбандийа: теомнемия (зикр). «Петербургское востоковедение», № 7. СПб., 1995. С. 243-262; Хисматуллин A.A. Прагматический суфизм в братстве Накшбандийа: аудирование (сама1). «Петербургское востоковедение», № 8. СПб., 1996. С. 120-156; КнышА. Д. Мусульманский мистицизм. Краткая история. «Диля», М.-СПб., 2004. С. 221-237; 257-262; 304-322; Трилшнгэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе/Пер. с анг. Ставиской A.A., под ред. и с предисл. Акимушкина О.Ф. «София», ИД «Гелиос» М., 2002. С. 77-94.

14 Bursah Mehmet Tahir Efendi. Osmanli muellifleri 1299-1915. Cild 1. Yaylacik matbaasi, Istanbul, 1975, C. 25-27.

15 Там же, стр. 40-45.

Среди богословов и законоведов, авторов дидактических и этических сочинений выделяется труд кадия 'Али б. Имраллаха Кыналы-заде (1511-1572) «Ахлак-и Алай» - «Возвышенные нравы», в котором автор скомпилировал суфийские философско-этические сочинения арабских и персидских авторов16.

Известно, что ислам ханафитского толка был принят еще при Сельджуках, а затем постепенно стал основным мазхабом на территории Османской империи. Со второй половины XV в. появляются самостоятельные труды османских авторов именно по ханафитскому праву. К примеру, работы Кемал ад-дина Мехмеда Сиваси (ум. в 1456 г.) и Махмуда б. Сулеймана Кефеви (ум. в 1588 г.). Последний, пользуясь переводными работами ханафитских ученых, составлял списки авторов и сочинений по ханафитскому праву.

Коджа-Нишанджи Джелял-заде Мустафа Челеби (ум. в 1567 г.) был одним из выдающихся историков и законоведов Османской империи в XVI в.17.

Отдельно в правотворчестве Османской империи XVI - XVII вв. стоят имена шейх ул-исламов Ибн Кемаля, Зенбилли 'Али-эфенди, Абу Су'уда и Яхьи-эфенди.

В современной турецкой историографии немало работ посвящено мусульманскому праву: истории мусульманского права и законодательства, как в целом18, так и мусульманскому праву в Оманской империи в

частности в различные периоды его существования и развития19; форми-

20

рованию и развитию правовых институтов , отраслей мусульманского права21, в том числе семейного права22; основам и догматике ханафитского фикха как исторического23, так и правового характера24. Существуют отдельно работы по сравнительному правоведению, рассматривающие развитие мусульманского права относительно других правовых систем в течение определенного исторического периода25.

16 Bursall Mehmet Tahir Efendi. Osmanll... , стр. 61.

17 Тверитинова А. С. Книга законов султана Селима I. М. Главная редакция восточной литературы, 1969 сетевая версия - Thietmar. 2005, стр. 5

18 См.: Ekinci E.B. islam Hukuku. An Sanat Yayinevi. Istanbul, 2006.

19 См.: Aydin M.A. îslâm ve Osmanli Hukuku Araçtimalan. ïz Yayincilik. Îstanbul, 1996; Ekinci E.B. Osmanll Hukuku. An Sanat Yayinevi. Istanbul, 2010.

20 См.: Akgündüz A. Islam Hukukunda ve Osmanli Tatbikatinda Araçtirmalan. Osmanll Vakfi Araçtirmalan, Istanbul, 2009; InalcikH. Osmanli'da Devlet, Hukuk, Adalet, Eren Yayincilik, 2000.

21 См.: Akgündüz A. Islam ve Osmanll Çevre Hukuku. 'OSAV'. Istanbul, 2009; Erturhan S. Islam Ceza Hukuku Tarafindaki Tartiçmalar. 'Ragbet Yayintan'. îstanbul, 2008.

22 См.: Aydm M.A. îslâm - Osmanll Aile Hukuku. Marmara Üniversitesi. îstanbul, 1985; КауЬщ E. Osmanll Devletinde Tanzimat Dflneminden îtibanyla Aile Hukukun Gelijimi. Filiz Kitabevi. Istanbul: 2009; KaramanH. islâm'da Kadin ve Aile. «Ensar», Istanbul, 2010.

23 См.: Karaman H. Fikih Usulü. îslam Hukukunun Kaynaklan, Metodu ve Felsefesi. 'Ensar Neçriyat'. îstanbul, 2010; Zuhayh V. Fikih Usulü. 'Risale'. Batman, 1996.

24 См.: es-Sâgircî E.M.S. Delilleriyle Hanefi Fikhi. «Kannca&Polen Yaymlan», îstanbul, 2010.

25 См.: Ansay SHukuk Tarihinde îslâm Hukuku. Ankara Üniversitesi îlâhiyat Fakültesi. Ankara, 2002; Ekinci E.B. îslâm Hukuku ve Önceki Çeriatler. Ari Sanat Yayinevi. îstanbul, 2003; Sönmez M.A. Tevrat, inciller ve Kur'an. Diyanet Içleri Baçkanligi Yayinlan. Ankara, 2001.

Интерес к мусульманскому праву в западной историографии проявляется со второй половины XIX века. Существуют научные труды, посвященные основам права, фикху, истории развития правовой системы в мусульманских странах. Вместе с тем, однако, исследований, посвященных непосредственно праву в Османской империи в указанный период, за исключением нескольких работ, практически не существует.

Первопроходцем в области изучения Османского права на западе можно назвать Уриеля Хейда (1913-1968). В области османского правоведения широко известна работа этого ученого о фетвах26, основанная на исследовании османских исторических материалов и рукописей. В ней автор постарался проанализировать, как на практике применялось мусульманское право в Османской империи. В 1968 году ученый умер и его труд, посвященный уголовному праву в Османской империи27, не был закончен. Сейчас он доступен благодаря Менажу B.JL, который доработал и издал рукопись.

Интересна также работа британского историка Колина Имбера28. Она основана на переводе и глубоком анализе османских фетв, принадлежащих Абу Су'уду-эфенди.

Джудит Такер, профессор Джорджтаунского университета, в своей работе29 рассматривает отношение мусульманских юристов и судебной системы к женщинам и тендерным отношениям. На основе рукописных материалов XVII в. Дж. Такер пытается проследить, как закон определяет роль мужчины и женщины в османской Сирии и Палестине.

В монографии «Между Богом и султаном. История мусульманского права» профессор Кнут C.B.30, подробно описывает развитие и применение мусульманского права в Османской империи.

Следует упомянуть еще несколько работ, материалы которых повлияли на структуру, характер выводов и анализ исторических материалов данного исследования. Первая принадлежит Йохансену Баберу31 и касается вопросов правового положения Османского Египта в XVI в. Она интересна тем, что, хотя в ней и не фигурирует Абу Су'уд или его решения, однако имеющиеся там правовые формулировки часто можно соотнести с мнением Абу Су'уда относительно налогов и землевладения в османской Венгрии, Анатолии и на Балканах. Вторая - Иона Манда-

26 Heyd U. Some Aspects of the Ottoman Fetwa. Bulletin of the School of Oriental and African Studies XXXII, part 1,1969.

27 Heyd U. Studies in old Ottoman criminal law. Edited by V. L. Mftnage. xxxii, 340 pp. Oxford: Clarendon Press, 1973.

28 Imber C. Ebu's-su'ud. The Islamic Legal Tradition. Stranford University Press, Stranford, California, 2009.

29 Tucker J. E. In the House of Law. Gender and Islamic Law in Ottoman Syria and Palestine. The American University in Cairo Press, Cairo, 1999.

30 KnutS.V. Between God and the Sultan. A History of Islamic Law. Oxford University Press, Inc., NY, 2005.

31 BaberJ. The Islamic Law of Tax and Rent, London, Croom Helm, 1988.

вилля32, рассматривает сложные вопросы денежных благотворительных взносов, где главным действующим лицом является Абу Су'уд. Отличительное качество этой работы, как отмечает Колин Имбер, это ясность и четкость оценок как сугубо правовых вопросов, так и их социального и исторического контекста. Подобный подход мы бы хотели применить и в данной работе.

Труды Йозефа Хаммера33 и Франца Бабингера34 посвящены больше истории, чем праву в Османской империи, однако представляют интерес в рамках исследования, так как исторические сведения, изложенные в этих работах, актуальны и сегодня.

Источниковая база диссертации. Источниковую базу данного исследования составили сборники фетв Ибн Кемаля, Абу Су'уда и Яхьи-эфенди на османском языке XV - XVII вв., не переведенные ранее на русский язык.

Фетвы Абу Су'уда-эфепди и некоторые произведения Ибн Кемаля несколько раз были изданы в Турции35, однако перевода на русский язык этих работ и упоминания в трудах отечественных ученых пока не существует.

Фетвы Ибн Кемаля и Яхьи-эфенди в общем контексте представляют особый научный интерес, так как использованные в работе сборники не были изучены ни отечественными, ни западными, ни турецкими исследователями и, следовательно, это абсолютно новые источники по указанной теме, не введенные до сих пор в научный оборот.

В процессе работы над рукописями выявились определенные трудности. В настоящее время не существует терминологических османо-русских словарей. Для перевода были использованы османо-турецкие словари36, османский толковый словарь37, османо-английский словарь38,

«39 /- «40

словари турецко-татарских наречии , арабско-русскии и персидско-

32 Mandaville J.E. Usurious piety: the cash waqf contraversy in the Ottoman Empire, Ibternational Journal of Middle Eastern Studies, 10 (1979), 289—308.

33 Hammer J. Geschichte des osmanischen Reiches. Akademische Druck- u. Verlagsanstalt, 1963.

34 Babinger F. Die Geschichtsschreiber der Osmanen und ihre Werke. University Microfilms Internat, London, 1980.

35 См.: Düzenli P. §eyhülislam Ebussuud Efendi ve Fetvalan. Osmanh Ara§tirmalari Vakfi. istanbul, 2012; ibn Kemäl (Kemälpa$azäde). Tevärih-i Äl-i Osman. II. Defter. Onsöz, osmanlicadan transkripsyonlu metin dizeni Turan §.TTK Basimevi. Ankara, 1991; Ibn Kemäl (Kemälpa?azäde). Tevärih-i Äl-i Osman. IV. Defter. Onsöz, osmanlicadan transkripsyonlu metin dizeni Koji imazawa.TTK Yayinlari. Ankara, 2000.

36 Kanar M. Osmanlica-Türkfe sözlügü. «Say Yayinlari». Ankara, 2011; Devellioglu F. Osmanlica-Tiirk^c Ansiklopedik Lügat. 23. Baski. Aydin Kitabevi Yaymlan. Ankara, 2006.

37 Kämüs-i Türki. §emseddin Sami. «C'agri yayinlari», Istanbul, 2006.

38Turkish and English Lexicon. Shewing in English the significations of the turkish words. Third edition, «Cagri yayinlari», Istanbul, 2006.

39 Будагов Л.З. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий. Изд. «Восточная литература», Т. 1, М., 1960; Будагов Л.З. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий. Изд. «Восточная литература», Т. 2, М., 1960.

0 БарановХ.К. Арабско-русский словарь. Изд. «Валерий Костин», М., 2005.

русский словари41. Для перевода османской правовой лексики полезным оказался словарь юридической лексики на турецком языке42 и издание «Ислам. Энциклопедический словарь»43 на русском языке.

Материал (фетвы) в исследованных источниках располагается крайне хаотично. Определенная классификация, а именно тематическая, присутствует во всех трех проработанных источниках, однако не хватает разделения на религиозные и правовые случаи. В целом это не удивительно, так как представленные рукописи это, скорее всего, собрания фетв, справочники по прецедентам, а не правовые регистры.

Единой классификации, присущей османским средневековым юридическим сборникам, не существует. Мы отчетливо можем это видеть на примере изученных рукописей Ибн Кемаля и Яхьи-эфенди. Распределение фетв по разделам, видимо, находилось в компетенции составителя и зависело не только от объема справочника и цели его создания, но и от уровня образования и мастерства того, кто составлял сборник. Классификации также могли претерпевать определенные изменения с течением времени и накоплением нового материала, появлением новых случаев юридической практики, что в свою очередь уже зависело от общей политической и экономической ситуации.

Новизна выбранной темы состоит в том, что: 1) Фетвы Ибн Кемаля, Абу Су'уда-эфенди и Яхьи-эфенди на сегодняшний день являются абсолютно новым источником по семейному праву в Османской империи XV-XVII вв. в отечественной науке. Эти источники не переведены на русский язык и не упоминались в трудах отечественных ученых. Частично некоторые труды Ибн Кемаля и Абу Су'уда использовались в зарубежных исследованиях.

2) Сегодня в отечественной научной литературе довольно мало написано о мусульманском семейном праве и его особенностях непосредственно в Османской империи. Этот вопрос практически не нашел отражения в трудах советских и российских ученых за исключением краткого упоминания в единичных работах.

3) Проведен комплексный историографический и источниковедческий анализ по теме диссертационного исследования.

Таким образом, исследование по теме «Фетвы как источник мусульманского семейного права в Османской империи в конце XV- начале XVII вв.» с нашей точки зрения является своевременным и представляет определенный научный интерес.

Практическая значимость предлагаемого исследования определяется тем, что:

41 Миллер Б.В. Персидско-русский словарь. Государственное издательство иностранных и национальных словарей, М., 1953; Рубинчик Ю.А. Персидско-русский словарь. Изд. «Русский язык», Т. 1., М., 1970; Рубинчик Ю.А. Персидско-русский словарь. Изд. «Русский язык», Т. 2., М., 1970.

42 Fikih ve hukuk terimleri sözlügü. Erdogan Mehmet. «Ensar», 3. Basim, Istanbul, 2010.

43 Ислам. Энциклопедический словарь. Под ред. Прозорова С.М. Изд. «Наука», М., 1991.

во-первых, в научный оборот вводится до сих пор не исследованный материал по истории ислама и мусульманскому семейному праву в Османской империи;

во-вторых, согласно поставленным задачам, предпринимается попытка более точного перевода правовой терминологии (в том числе и новой) на русский язык;

в-третьих, предлагается ввести в отечественный научный оборот наиболее полную и упорядоченную структуризацию семейного права в Османской империи. Это позволит более ясно и четко увидеть механизм функционирования мусульманского семейного права в Османской империи в указанный период, понять используемую терминологию в контексте исторических реалий и точнее проследить структурные и терминологические изменения в мусульманском семейном праве в Османской империи, как в указанный, так и в последующие исторические периоды его развития.

Апробация работы. Некоторые аспекты диссертации были изложены в статьях, опубликованных в научных исторических изданиях: Вестник Санкт-Петербургского университета: Сер. 13. Востоковедение. Африканистика. (СПб., 2011: Выпуск 4.), Вестник Новгородского государственного университета: Сер.: Гуманитарные науки. (Великий Новгород, 2012, № 69), Актуальные проблемы теории и истории государства и права (Великий Новгород, 2011, вып. 3).

По отдельным положениям диссертации были подготовлены и опубликованы тезисы на XXVII Международной научной конференции по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. «Локальное наследие и глобальная перспектива. «Традиционализм» и «революционизм» на Востоке» (Санкт-Петербург, 2013).

Структура и объем диссертации. Настоящее диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы и комплекта приложений.

II. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснованы актуальность темы исследования, ее научная новизна; определены цели, задачи, практическая значимость исследования; структура диссертации и ее хронологические рамки.

В первой главе «Источники и историография по теме исследования» представлен анализ источников и литературы. Глава разделена на два параграфа - «Источники» и «Историография».

В первом параграфе приводятся источники, составившие источни-ковую базу настоящего исследования - рукописи османских шейх ул-исламов Ибн Кемаля, Абу Су'уда и Яхьи-эфенди. Дается последовательный обзор каждой из рукописей. Впервые приводится описание двух со-

вершенно новых, до сих пор еще не известных в научной среде рукописей - Ибн Кемаля и Яхьи-эфенди. Эти рукописи представляют особый научный интерес.

Второй параграф «Историография» разделен на три части: отечественная, османо-турецкая и западная историография. В каждой части приводится детальный обзор и анализ литературы по теме настоящего исследования.

Вторая глава «Семейное право в Османской империи конца XV -начала XVII вв. Разделы семейного права. Особенности права и правовой системы в Османской империи XV - начала XVII вв.» посвящена специфике права и правовой системы в Османской империи конца XV -начала XVII вв. Эта глава состоит из четырех параграфов.

В первом параграфе автором приводится структура мусульманского семейного права в Османской империи в конце XV - начале XVII вв.: основные разделы и подразделы семейного права на основе изученных источников и литературы.

Во втором параграфе говорится об особенностях правовой системы в Османской империи в конце XV - начале XVII вв., приводятся некоторые специфические черты мусульманского права именно в Османской империи.

В третьем параграфе говорится об особенностях правовой системы в Османской империи в конце XV - начале XVII вв. Параграф состоит из трех подпунктов, в которых дается общая характеристика права в Османской империи в указанный период, приводится соотношение обычного права и кануна, объясняется взаимодействие шари'ата и обычного права. Отдельным пунктом рассматриваются сферы влияния шариатского и обычного права в Османской империи.

В четвертом параграфе рассматриваются основные правовые институты в Османской империи в указанный период (шариатские суды, имперский совет (диван-и хумаюн), советы великого визиря, советы кади-аскера, административная система), их структура и функционирование.

В третьей и четвертой главах последовательно рассматриваются основные разделы мусульманского семейного права в Османской империи в конце XV — начале XVII вв., проводится анализ изученных источников, и, соответственно, делаются выводы об изменениях в структуре и терминологии права, правовом подходе решения юридических вопросов в рамках указанного исторического периода.

В третьей главе «Заключение брака» представлена подробная структура механизма заключения брачных отношений. Третья глава состоит из двух разделов, которые, в свою очередь, состоят из параграфов. Первый раздел посвящен непосредственно процедуре заключения брака; подробно разбираются препятствия (временные и неизменные) и усло-

вия заключения брака (ин 'икад, сыххат, нефаз, люзюм). Приводятся соответствующие классификации. Выполнение или невыполнение конкретных условий определяет вид брачного соглашения: действительный брак (никах-и сахйх), с нарушениями {никах-и фасид), ложный брак (;никах-и батыл), заключенный через представителей (никах-и фузули), брак с условиями (шартлы никах).

Во втором разделе внимание было уделено основным юридическим последствиям заключения брачного соглашения: содержанию и выкупу (мехр). Подробно рассматриваются их виды и особенности в Османской империи XV — XVII вв.

Четвертая глава диссертационного исследования «Прекращение брачных отношений» посвящена вопросам расторжения брака в Османской империи в конце XV - начале XVII вв. Глава включает два крупных раздела: способы прекращения и юридические последствия прекращения брачных отношений.

Каждый раздел делится на параграфы и подпараграфы. Так, в Османской империи в указанный период существовало пять основных видов расторжения брачных отношений: смерть, развод, развод по инициативе жены, аннулирование брака, развод в судебном порядке. Кроме пяти основных видов развода бытовали, но не признавались шари'атом действительными, и другие виды, такие как, например, запрещенное сравнение (зыхар). Что касается разводов, то непосредственно этот вид прекращения брачных отношений был представлен в Османской империи многообразием форм, таких, например, как окончательный и обратимый развод, тройной развод и др. В параграфе о разводе приведена соответствующая классификация этих форм.

Во втором разделе говорится об основных юридических последствиях прекращения брачных отношений: о периоде ожидания ( ;идда), промежуточном браке (хулле).

В заключении подводятся итоги и формируются основные выводы диссертационного исследования.

В соответствии с основной целью настоящего исследования - рассмотреть некоторые особенности развития мусульманского семейного права в Османской империи конца XV - начала XVII вв. - были решены следующие задачи:

- проведен обзор и анализ исторической и правовой литературы, написанной по данному вопросу. Вся исследованная и проанализированная литература была разделена на три крупных блока: отечественную, османо-турецкую и западную.

- кратко рассмотрены основные социально-политические, экономические и правовые институты Османской империи в конце XV - начала XVI вв., порядок их функционирования, а также современная правовая ситуация в Османской империи в указанный период;

- приведена расширенная структура мусульманского семейного права в Османской империи конца XV - начала XVII вв. на основе изученных источников. Для выполнения поставленной задачи был изучен и детально проработан корпус источников на османском языке - а именно сборники фетв шейх ул-исламов Османской империи Ибн Кемаля, Абу Су'уда и Яхьи-эфенди. Все фетвы были прочитаны, переведены и классифицированы в соответствии с разделами мусульманского семейного права в Османской империи в указанный период. Материал был распределен в таблицы с указанием номеров фетв из каждого источника и подсчетом общего количества фетв по каждой отрасли семейного права, представленной в таблице;

- переведены на русский язык некоторые религиозные и правовые термины, отражающие современные авторам рукописей понятия (например: бейнунет, никах-и батыл, никах-и фузулй и пр.)

- проанализированы на примере фетв османских шейх ул-исламов Ибн Кемаля, Абу Су'уда и Яхьи-эфенди некоторые изменения в области мусульманского семейного права Османской империи конца XV -начала XVII вв. На примере сочинений османских юристов показано определенное своеобразие решений правовых ситуаций в Османской империи XVII в.

Таким образом, на основе изученного материала можно сделать следующие выводы:

1) Тема специфики мусульманского семейного права в Османской империи конца XV - начала XVII вв. мало освещена в современной отечественной научной литературе и требует дополнительного исследования.

2) Анализ изученной в рамках проведенного исследования источников и литературы показал, что в Османской империи законодательство развивалось до определенного времени, а именно, до конца XV вв., по двум самостоятельным линиям. Первая линия связана с принципами мусульманского права и соответствовала официально принятому в империи толкованию ханафитской правовой школы. Вторая — это султанское (светское) законодательство, которое выросло из местного обычного права. Однако в связи с необходимостью привести в соответствие канун и шари'ат, продиктованной историческими реалиями XVI века, четкая граница, проходящая по сферам разделения компетенции, постепенно стиралась.

С конца XV - начала XVII вв., благодаря усилию османских юристов, в первую очередь Абу Су'уда, начинаются более активные процессы взаимопроникновения и тесного функционирования этих двух ветвей. Выделить две законодательные линии было можно, но все чаще они функционировали как некий единый механизм.

Изменения коснулись и сферы семейного права. Изучение и анализ

фетв, как основного источника исследования в данной работе, позволил заключить, что семейные и брачные отношения в Османской империи до XVI в. в большей степени регулировались правом шари'ата. Начиная со второй половины XVI в. светская власть активно вмешивалась и пыталась контролировать эту область права (например, порядок регистрации или расторжения брака (тефрик)). В рассматриваемый период в сознании османского народа были еще довольно сильны тюркские традиции (например, обычай калыма). Все это усложняло задачу османским юристам, в частности Абу Су'уду, который пытался рассматривать традицию и светское законодательство в рамках шари'ата.

3) Можно выделить актуальные отрасли права, существовавшие в Османской империи конца XV - начала XVI вв.: заключение и расторжение брачных отношений. Среди наиболее разработанных подотраслей - выкуп, содержание, период ожидания после развода. Эти области юридических правоотношений структурно входят в состав двух крупных отраслей, и, судя по количеству фетв, среди прочих именно эти вопросы вызывали наибольшее количество разногласий.

Как правило, в юридических сборниках заключение и расторжение брака выделялись в разделы, а остальные вопросы составляли главы. Могло быть и по-другому, если сборник представлял собой краткий справочник или тематический справочник, включавший более одного автора. Тогда возможно было объединение всех правовых вопросов, связанных с семейным правом, в один раздел о браке44.

4). Анализ изученных источников позволил заключить, что в XVI -начале XVII вв. произошли важные изменения в структуре и терминологии мусульманского семейного права Османской империи. Во-первых, институт брака стал наполовину государственным институтом; во-вторых, закон, запрещающий девушкам выходить замуж без разрешения опекуна (1544 г.), превратил этот поступок в преступление — нарушение указа султана; в-третьих, появился новый термин для обозначения уже давно существовавшей категории выкупа — оговоренного выкупа в фетвах Яхьи-эфенди. Ни в фетвах Ибн Кемаля, ни в решениях Абу Су'уда в изученных источниках это понятие не фигурирует.

Можно также отметить содержательные изменения самих фетв: от простых и однозначных у Ибн Кемаля, решающих одну правовую проблему, до более сложных у Яхьи-эфенди, все чаще затрагивающих не один, а сразу несколько вопросов, с более четким указанием сопутствующих обстоятельств.

Глоссарий включает религиозную и правовую терминологию. Значение терминов дается в рамках конкретного государства указанного

44 См.: «ЯЛ J сЛ »-О ьМ

Ибн Кемаль. - Кемапьпаша-заде Ахмед Челеби. Хеза ....

исторического периода.

Приложение состоит из материалов, поясняющих и дающих общий фон явлений, описываемых во второй, третьей и четвертой главах.

Приложения 1-3. Представляют собой образцы рукописей, использованных для написания данной диссертационной работы. Перевод фетв, которые были непосредственно использованы в работе, составляет Приложение 4.

Приложение 5. Включает в себя сводные таблицы по рукописям фетв Ибн Кемаля, Абу Су'уда и Яхьи-эфенди. Для удобства восприятия и разбора обширного материала авторы настоящего исследования предложили свою форму его обработки, а именно таблицу. Весь изученный материал был распределен в шесть таблиц: 1. Общая; 2. Заключение брака; 3. Выкуп; 4. Содержание жены; 5. Прекращение брачных отношений; 6. Период ожидания. Каждая таблица состоит из четырех столбцов по вертикали и нескольких строк по горизонтали. Первый столбец по вертикали содержит названия отраслей семейного права, которые будут рассмотрены в настоящем исследовании. Второй, третий и четвертый столбцы содержат номера фетв из исследуемых источников и так же располагаются в определенном порядке, а именно в хронологическом. Во втором столбце по указанным отраслям права располагаются номера фетв Ибн Кемаля, в третьем - Абу Су'уда-эфенди, в четвертом - Яхьи-эфенди.

Эти таблицы служат наглядным дополнением к характеристике семейного права и его разделов в Османской империи в конце XV - начале XVII вв., приведенной во второй главе.

Список работ, опубликованных по теме диссертации:

I. Статьи, опубликованные в перечне ведущих и рецензируемых изданий и журналов, рекомендованных ВАК РФ

1. Калманович Д.В. (Уланова Д.В.) Фетвы Абу Су'уда-эфенди как источник по истории семейного права в Османской империи XVI века // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2011. Сер. 13. Востоковедение. Африканистика. Вып. 4. С. 32-41. (0,6 а.л.)

2. Калманович Д.В. (Уланова Д.В.) Турецкая и западная историография о правовой системе Османской империи XVI века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 132. С. 49-58.( 0,8 а.л)

3. Калманович Д.В. (Уланова Д.В.) Институт расторжения брака в Османской империи XVI века (на основе фетв Абу Су'уда-эфенди) // Вестник Новгородского государственного университета. 2012. Сер. Гуманитарные науки. № 69. С. 48-51. (0,4 а.л.)

II. Другие работы

1. Калманович Д.В. (Уланова Д.В.) Аспекты историографии правовой системы Османской империи XVI века как направление сетевого взаимодействия преподавателей курса «История мировых религий» //Материалы республиканской научной конференции «Сетевое взаимодействие в системе непрерывного профессионального педагогического образования». Сборник докладов / Под ред. Гудыревой JI.H. Сыктывкар, 2011.С. 45-46. (0,3 а.л.)

2. Калманович Д.В. (Уланова Д.В.) Основные тенденции в формировании основ семейного права в исламе на рубеже XVI-XVII веков. Исторический опыт. Преемственность традиций и социальных проблем в современной семье // Здоровье семьи XXI век: Материалы XV Международной научной конференции. Испания, Торремолинос. Часть 1. Изд. «ОТ и ДО». Пермь, 2011. С. 207-209. (0,4 а.л.)

3. Калманович Д.В. (Уланова Д.В.) Формы выкупа в Османской империи XVI века // Актуальные проблемы теории и истории государства и права. Вып. 3. / Под ред. Ковалева Б.Н. Великий Новгород, 2011. С. 3840. (0,3 а.л.)

4. Уланова Д.В., Фарзалиев A.M. Фетвы как источник семейного права в Османской империи конца XVI - начала XVII вв. (на основе фетв Ибн Кемаля, Абу Су'уда-эфенди и Яхьи-эфенди) // XXVII Международная научная конференция по источниковедению и историографии стран Азии и Африки. Локальное наследие и глобальная перспектива. «Традиционализм» и «революционизм» на востоке. Тезисы докладов / Под ред. Дьякова H.H., Матвеева A.C. Санкт-Петербург, 2013. С. 81. (0,1 а.л.)

Принято к исполнению 31 марта 2014 г.

Исполнено 31 марта 2014 г.

Объем 1,2 п.л.

Тираж 130 экз.

Заказ №037708137

Оттиражировано на ризографе в ООО «УниверПринт» ИНН/КПП 7728572912/772801001

Адрес: 117292, г. Москва, ул. Дмитрия Ульянова, д. 8, кор. 2

Тел. 740-76-47, 125-22-73

http://www.univerprint.ru

 

Текст диссертации на тему "Фетвы как источник мусульманского семейного права в Османской империи в конце XV - начале XVII вв."

Санкт-Петербургский государственный университет

На правах рукописи

04201457166

Уланова Дарья Владимировна

Фетвы как источник мусульманского семейного права в Османской империи в конце XV- начале XVII вв.

Специальность: 07.00.03 - Всеобщая история.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель

Кандидат исторических наук Доцент Фарзалиев А.М.

Санкт-Петербург - 2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................5

Глава I. ИСТОЧНИКИ И ИСТОРИОГРАФИЯ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ..............................................................................................18

§ 1. Источники...................................................................................................18

§2. Историография...........................................................................................32

2.1. Отечественная историография..........................................................32

2.2. Османо-турецкая историография......................................................40

2.3. Западная историография....................................................................59

Глава II. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ КОНЦА XV- НАЧАЛА XVII вв. РАЗДЕЛЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА. ОСОБЕННОСТИ ПРАВА И ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ XV - НАЧАЛА XVII вв...............................67

§ 1. Семейное право в Османской империи конца XV - начала XVII вв.

Разделы семейного права.................................................................................67

§2. Особенности права в Османской империи конца XV - начала XVII

вв........................................................................................................................70

§3. Шари'ат, обычное право и светский закон в Османской империи: общая характеристика......................................................................................72

3.1. Обычное право и канун......................................................................82

3.2. Взаимодействие шари'ата и обычного права..................................85

3.3. Сферы действия шариатского и обычного права...........................88

§4. Основные правовые институты................................................................90

4.1. Шари'атские суды. Структура и функционирование......................92

4.2. Имперский совет (диван-и хумаюн)................................................101

4.3. Советы великого визиря...................................................................102

4.4. Советы кади-аскера...........................................................................103

4.5. Административная система.............................................................104

Глава III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАКА................................................................112

I. Заключение брака..........................................................................................112

§ 1. Препятствия заключению брака.............................................................113

§2. Условия заключения брака......................................................................115

2.1 Условия ин 'икад..............................................................................115

2.2. Условия сьгххат.............................................................................117

2.3. Условия нефаз................................................................................121

2.4. Условия люзум................................................................................125

§3. Виды брака................................................................................................134

II. Права и обязанности супругов после заключения брака.....................138

§ 1. Выкуп (мехр).............................................................................................138

§2. Содержание...............................................................................................138

Глава IV. ПРЕКРАЩЕНИЕ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.........................146

I. Прекращения брачных отношений............................................................146

§1. Смерть........................................................................................................146

§2. Развод.........................................................................................................146

2.1. Условия развода................................................................................148

2.2. Виды разводов...................................................................................153

2.3. Количество разводов........................................................................157

2.4. Развод с условием.............................................................................158

§3. Расторжение брака по инициативе жены (мухале'а)............................160

§4. Аннулирование брака (фесих)................................................................165

§5. Развод супругов в судебном порядке (тефрик)....................................171

§6. Прочие виды расторжения брачных отношений..................................180

II. Юридические последствия прекращения брачных отношений.......182

§ 1. Период ожидания ('идда)........................................................................182

1.1. Необходимость соблюдения 'идды.................................................182

1.2. Продолжительность 'идды...............................................................183

1.3. Начало периода 'идды......................................................................184

з

1.4. Виды 'идды. Переход от одного вида 'идды к другому...............186

1.5. Права и обязанности супругов в период 'идды.............................187

1.6. Брак с женщиной, соблюдающей 'идду..........................................188

§2. Промежуточный брак (хулле)..................................................................189

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................192

Глоссарий............................................................................................................197

Список использованных источников и литературы..................................212

Список сокращений..........................................................................................238

Приложения........................................................................................................239

Приложение 1. Образец рукописи Кемальпаша-заде Ахмеда Челеби (Ибн Кемаля)

4J& ö5U! Слал.J хЫ ftJj etuüb JUS ^jUâ LJUSI IJA JUS ¿J! .............................240

Приложение 2. Образец рукописи Абу Су'уда-эфенди . JjsuuJl Jj| CjLuajjfcA 1JjU^Vi ¿j o JjfcuJl jjI.............................................243

Приложение 3. Образец рукописи Яхьи б. Зекерьи б. Байрама

fb« ùi kjïj ùi isb^ vPi...............................................................246

Приложение 4. Перевод на русский язык некоторых фетв по

семейному праву Ибн Кемаля, Абу Су'уда-эфенди и Яхьи-эфенди........249

Приложение 5. Сводные таблицы по рукописям фетв Ибн Кемаля, Абу

Су'уда-эфенди и Яхьи-эфенди......................................................................267

Таблица 1. Основные разделы права (общая)...........................................267

Таблица 2. Заключение брака.....................................................................268

Таблица 3. Выкуп.........................................................................................279

Таблица 4. Содержание..............................................................................279

Таблица 5. Прекращение брачных отношений.........................................270

Таблица 6. 'Идда..........................................................................................271

ВВЕДЕНИЕ

Семейное право - одно из значимых направлений в любой правовой системе. И прежде и сегодня играя значительную роль в истории человеческой цивилизации, оно продолжает существенно влиять на различные области общественной, правовой и культурной жизни народов многих государств мира и, в первую очередь, стран Ближнего Востока, Центральной, Малой Азии, Кавказа и некоторых стран Дальнего Востока.

В основу формирования государственного аппарата, основного закона, стратегии политического устройства, экономических, культурно-этнографических, и религиозных преобразований этих государств органично ложится веками сформированная религиозно-культурная составляющая - пласт традиций, обычаев, морально-этических, нравственных принципов и правовых норм. Возникновение, распространение и закрепление тех или иных норм семейного права в конкретных исторических условиях повлияли и продолжают оказывать сильнейшее воздействие на развитие уже современных обществ и государств.

Исламские страны отличаются друг от друга как по социально-экономическим и политическим характеристикам, так и по масштабам и направленности влияния ислама и мусульманского права на их государственно-правовое развитие. Наряду с общими чертами, характеризующими такое влияние в большинстве из них, можно обнаружить особенности, присущие отдельным странам1.

Важная роль мусульманского семейного права в Османской империи ХУ-ХУП вв. как нормативного регулятора и своеобразного барометра социальной жизни, заставляет обратиться к исследованию его специфических черт, в особенности потому, что семейное право - одно из направлений, наиболее ясно отражающее сочетание этнокультурных, культовых

1 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. Изд. «Наука», М., 1986. Стр. 3.

5

традиций, унаследованных от сельджуков и ильханидов2, с нормами мусульманского права ханафитского мазхаба.

Фетвы сами по себе не являются непосредственным источником мусульманского права, однако, они являются продуктом интерпретации мусульманского права авторитетным религиозным деятелем. В Османской империи XV-XVII вв., в период одновременного функционирования и взаимодействия двух правовых систем можно сказать, что решение судьи основывалось не только на принципах мусульманского права, но и на принципах местного обычного права. С одной стороны фетвы представляли собой фиксацию конкретных юридических решений, отражающих современную юридическую практику, с другой стороны - в некоторых случаях, предлагали оригинальное решение вопроса в соответствием с обычным правом. Предписания духовных лиц, как правило, воспринимались как прямое руководство к действию. Этим обусловлен выбор названия темы настоящего диссертационного исследования «Фетвы как источник мусульманского семейного права в Османской империи в конце XV- начале XVII вв.».

Сфера действия мусульманского семейного права как юридического и идеологического фактора в наше время остается весьма широкой, что во многом определяется его тесными связями с исламом как религиозной системой, которая и сегодня имеет едва ли не определяющее значение для ми-

о

ровоззрения самых широких слоев населения на Ближнем Востоке. В этом состоит актуальность выбранной темы.

Одной из проблем трудов4, касающихся изучения и исследования вопросов мусульманского семейного права, можно назвать отсутствие систе-

2 Гасанова Э.Ю. Лаицизм и исламизм в республиканской Турции. Изд. «Нурлан». Баку, 2002. Стр. 31.

3 Сюкияйнен JI.P. Мусульманское право... , стр. 3.

4 См.: Вагабов М. В. Ислам и семья. Изд. «Наука», M., 1980; Вагабов М.В. Ислам, женщина, семья. Даг. кн.изд-во, Махачкала, 1994 ; Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на про-

блемы современности. «Диля», СПб., 2009; Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. «Наука», М., 1978; Цмай В.В. Регулирование семейно-брачных отношений мусульман правом личного статуса. СПбГУАП, СПб. ун-т МВД Росси. СПб., 2000; Tucker J. Е. In the House of Law. Gender and Islamic Law n Ottoman Syria and Palestine. The American University in Cairo Press, Cairo, 1999; Imber C. Ebu's-su'ud. The Islamic Légal Tradition. Stanford University Press, Stranford, California, 2009.

6

матизированного, структурированного и детального подхода к изучению предмета. В вышеуказанных работах часто не указывается в соответствии с положениями какого мазхаба справедливо то или иное положение права. Это важно, так как понятие «мусульманское право» в целом существует, однако довольно сильно изменяется в каждой отдельно взятой стране и даже в рамках одной религиозно-правовой школы. Например, если сравнивать мусульманское право ханафитского толка в Османской империи XVI - XVII вв. с мусульманским правом этого же толка в Центральной Азии этого же периода, мы найдем немало отличий, которые будут иметь историческое значение5. Наличие видимых отличий объясняется, в определенном смысле, гибкостью самой системы мусульманского права и готовностью к адаптации к местным нормам и религиозным традициям, что, в свою очередь, было заложено еще при пророке Мухаммаде.

Предметом исследования настоящей диссертационной работы являются процессы формирования и развития семейного права в Османской империи в конце XV - начале XVII вв. в рамках ханафитской правовой школы; закономерности его развития; историческая ретроспектива.

Объектом исследования являются фетвы шейк ул-исламов Османской империи конца XV - начала XVII вв. Ибн Кемаля, Абу Су'уда-эфенди, Яхьи-эфенди, как один из наиболее достоверных источников, отражающих закономерности развития мусульманского права, в том числе и семейного права в Османской империи в указанный период.

Хронологические рамки исследования охватывают период начиная с конца XV по начало XVII вв. В истории развития Османского семейного права именно этот период характеризуется активным правотворчеством и реформаторской деятельностью, попытками адаптации мусульманского права к уже существующей правовой действительности, а также разработ-

5 См.: Буриев И.Б. Действие мусульманского права в дореволюционном Таджикистане (VIII - XX вв.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Душанбе, 1998.

кой новых правовых норм в рамках шари'ата и в согласии с местным обычным правом. Эта задача была довольно трудной, принимая во внимание масштабы империи, многочисленность народов, населявших ее, их культурных и религиозных предпочтений.

Главная цель данной работы - рассмотреть некоторые особенности развития мусульманского семейного права в Османской империи конца XV - начала XVII вв. В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:

~ дать обзор трудов средневековых османских правоведов, а также исторической и правовой литературы, написанной по данному вопросу;

~ кратко рассмотреть основные социально-политические, экономические и правовые институты Османской империи в конце XV - начала XVII вв., порядок их функционирования, а также непосредственно правовую ситуацию в Османской империи в указанный период;

~ привести расширенную структуризацию мусульманского семейного права в Османской империи конца XV - начала XVII вв. на основе изученных источников;

~ попытаться наиболее точно передать на русский язык мусульманскую религиозную и правовую терминологию Османской империи конца XV - начала XVII вв., отражающую современные авторам рукописей понятия, «учитывая различия между христианской и мусульманской религиозными системами»6;

~ проанализировать на примере фетв османских шейх ул-исламов Ибн Кемаля, Абу Су'уда и Яхьи-эфенди некоторые изменения в области мусульманского семейного права Османской империи конца XV - начала XVII вв.

Источниковая база диссертации. Источниковую базу данного исследования составили сборники фетв Ибн Кемаля, Абу Су'уда и Яхьи-эфенди на османском языке XV - XVII вв., не переведенные на русский

6 Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. Изд. «Восточная литература РАН», М., 2004. Стр.5.

8

язык.

Фетвы Абу Су'уда-эфенди и некоторые произведения Ибн Кемаля

п

несколько раз были изданы в Турции , однако перевода на русский язык этих работ и упоминания в трудах отечественных ученых не существует.

Фетвы Ибн Кемаля и Яхьи-эфенди в общем контексте представляют особый научный интерес, так как использованные в работе сборники не были изучены ни отечественными, ни западными, ни турецкими исследователями и, следовательно, являются абсолютно новыми источниками по указанной теме, не введенными до сих пор в научный оборот.

В процессе работы над рукописями мы столкнулись с определенными трудностями. В настоящее время не существует терминологических ос-манско-русских словарей. Для перевода мы пользовались османско-турецким словарями 8 , османским толковым словарем 9 , османско-английским словарем10, словарями турецко-татарских наречий11, арабско-

12 13

русским и персидско-русскими словарями . Для перевода османской правовой лексики полезным оказался словарь юридической лексики на турецком языке14 и издание «Ислам. Энциклопедический словарь»15 на русском языке.

Во-вторых, материал {фетвы) в исследованных источниках располагается хаотично. Определенная классификация, а именно тематическая, присутствует во всех трех проработанных источниках, однако не хватает

7 См.: Düzenli Р. Çeyhûlislam Ebussuud Efendi ve Fetvalari. Osmanli Araçtirmalan Vakfi. Istanbul, 2012; íbn Kemâl (Kemâlpaçazâde). Tevârih-i Âl-i Osman. II. Defter. Onsöz, osmanlicadan transkripsyonlu metin dizeni Turan Ç.TTK Basimevi. Ankara, 1991; íbn Kemâl (Kemâlpaçazâde). Tevârih-i Âl-i Osman. IV. Defter. Onsöz, osmanlicadan transkripsyonlu metin dizeni Koji ímazawa.TTK Yayinlari. Ankara, 2000.

8 Kanar M. Osmanlica-Tilrkçe sözlügü. «Say Yayinlari». Ankara, 2011; Devellioglu F. Osmanlica-Tûrkçe Ansiklopedik Lûgat. 23. Baski. Aydin Kitabevi Yayinlari. Ankara, 2006.

9 Kâmûs-i Türkí. Çemseddin Sami. «Çagri yaymlari», Istanbul, 2006.

'"Turkish and English Lexicon. Shewing in English the significations of the turkish words. Third edition, «Çagri yayinlari», Istanbul, 2006.

11 Будагов J1.3. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий. Изд. «Восточная литература», Т. 1, М., 1960; Будагов Л.З. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий. Изд. «Восточная литература», Т. 2, М., 1960.

12 БарановX.К. Арабско-русский словарь. Изд. «Валерий Костин», М., 2005.

иМиллер Б.В. Персидско-русский словарь. Государственное издательство иностранных и национальных словарей, M., 1953; Рубинчик Ю.А. Персидско-русский словарь. Изд. «Русский язык», Т. 1., M., 1970; Ру-бинчик Ю.А. Персидско-русский словарь. Изд. «Русский язык», Т. 2., М., 1970.

14 Fikih ve hukuk terimleri sözlügü. Erdogan Mehmet. «Ensar», 3. Basim, istanbul, 2010.

15 Ислам. Энциклопедический словарь. Под ред. Прозорова C.M. Изд. «Наука», M., 1991.

разделения на религиозные и правовые случаи. В целом это не удивительно, так как представленные рукописи это, скорее всего, собрания фетв, справочники по прецедентам, а не правовые регистры. Единой классификации, присущей османским средневековым юридическим сборникам, не существует. Мы отчетливо можем это видеть на примере изученных рукописей Ибн Кемаля и Яхьи-эфенди. Распределение фетв по разделам, видимо, находилось в компетенции составителя и зависело не только от объема справочника и цели его создания, но и от уровня образования и мастерства того, кто составлял сборник. Классификации так же могли претерпевать определенные изменения с течением времени и накоплением нового