автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
"ката'иб а'лам ал-ахйар" ал-Кафави (ум. в 990/1582 г. ) Как источник по истории Ислама в Мавераннахре (III/IX-VIII/XIV вв. )

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Муминов, Аширбек Курбанович
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Автореферат по истории на тему '"ката'иб а'лам ал-ахйар" ал-Кафави (ум. в 990/1582 г. ) Как источник по истории Ислама в Мавераннахре (III/IX-VIII/XIV вв. )'

Полный текст автореферата диссертации по теме ""ката'иб а'лам ал-ахйар" ал-Кафави (ум. в 990/1582 г. ) Как источник по истории Ислама в Мавераннахре (III/IX-VIII/XIV вв. )"

АКАДЕМИЯ НАУН СССР

ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЙ

На правах рукописи

М У м И н О В Аширбек Курбанович

КАТА'ИБ А'ЛАМ АЛ-АХЙАР" АЛ-КАФАВИ (УМ. В 990/1582 г.) КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ИСЛАМА В МАВЕРАННАХРЕ (Ш/1Х-УШ/Х1У вв.)

Специальность 07.00.09-историография, источниковедение и методы исторического исследования

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

ЛЕНИНГРАД 1991

Диссертация выполнена в Секторе Блиннего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР.

Научный руководитель -г кандидат исторических наук

С Л .Прозоров

Официальные оппоненты: доктор исторических наук

А.Р.П1ихсаидов кандидат исторических наук Ы.А. Родионов

Ведущая организация - Восточный факультет Ленинградского

государственного университета

Защита диссертации состоится М-Сь^м-О-' 1991 г.

в и часов на заседании специализированного совета Д 003.ОСЕ.( по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Ленинградском отделении Института востоковедения АН СССР (191055, Ленинград, Дворцовая наб., д.18).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР.

Автореферат разослан

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат исторически

С.А.Шксляр

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В результате завоевания арабами Мавераннахра (большая часть современной Средней Азии) ислам начал распространяться в стране с богатыми культурными традициями. Ислам всколыхнул и привел,в движение все мавераннахрское общество. С этого времени начался многовековой и противоречивый процесс взаимодействия ислама и местных культурных традиций.

В силу специфики ислама ключевая роль в этом процессе принадлежала мусульманским законоведам (факихам). Многие поколения факихов в Мавераннахре в повседневной практике опирались не только на общеисламские нормы, но и на традиции местной ма-вераннахрской школы фикха (мусульманского законоведения), учитывавшей конкретные условия и особенности общественной низни в регионе. В острой борьбе идей, мнений и интересов усилиями фа-кихов в исламе укоренились традиции, обычаи и правовые представления народов Мавераннахра. В результате этого процесса ислам из "религии завоевателей-арабов" превратился в "свою религию". В этом отношении изучение мавераннахрской школы фикха, сыгравшей ва-кную роль в жизни региона в ШДХ - УЩ/Х1У вв., представляется весьма актуальным и перспективным.

Степень изученности. История Мавераннахра привлекала внимание, естественно, отечественных и зарубежных исследователей. Из отечественных ученых наибольший вклад в изучение истории ислама в Мавераннахре внес крупнейший исследователь истории Средней Азии В.В.Бартольд. Многие оценки и выводы ученого сохраняют научную значимость и в наше время. Анализу жизни ма-вераннахрского города, сыгравшего большую роль в истории хана-фигской школы, посйящены исследования О.Г.Большакова.

В одной из своих статей ОД.Чехович показала важность изучения сочинений мавераннахрских авторов по фикху для извлечения из них исторических фактов о социально-экономическом и

1 Большаков О.Г. Город в конце УШ - начале ХШ в. // Бе-леницкий АЛ., Бентович И.Б., Большаков О.Г. Средневековый город Средней Азии. Л., 1973, 132-352; Он же. Бухара времени Ибн Сины // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. ТДУ, ч.З. М„ 1981, С-24.

о

политическом положении в этом регионе.

В числе западных исследователей Мавераннахра следует Евделить О.Прицака и Б,Маделунга. История влиятельной бухарской семьи Факихов - династии Бурханов стала темой исследований О.Прицака. Рсяь мурджиитского учения в распространении хана-фитского мазхаба на востоке Халифата - в Восточном Хорасане и Мавераянахре рассмотрена в статье В.Маделунга.4 ¿ругая статья этого автора посвящена анализу роли мавераннахрских богословов в распространении матуридитского учения в странах Ближнего Востока

В целом следует констатировать, что специальные исследования по истории мавераянахрской школы фикха отсутствуют. Попыткой заполнить этот пробел является предлагаемая работа.

Цель и задачи исследования. Цель исследования - на основе материала рукописи сочинения Махмуда б. Сулаймана ал-Кафави (ум. в 990/1582 г.) "Ката'иб а'лам ал-ахйар мин фукаха' мазхаб ан-Ну'ман ал-мухтар" ("Разрады выдающихся мужей из закснове -дов школы ан-Ну'мана-избранника") воссоздать историю маверан-нахрской школы фикха и показать ее роль в адаптации ислама к условиям Мавераннахра. В соответствии с предложенной формулировкой цели ставятся следующие задачи:

- выявить круг источников, использованных ал-Кафави;

- выявить круг лиц, причастных к разработке и распространению ханафитского мазхаба в Мавераннахре;

- определить основные этапы развития школы;

2 Чехович ОЛ. Черты экономической жизни Мавераннахра в сочинениях по фикху и шуруту // Ближний и Средний Восток. Товарно-денежные отношения при феодализме. М., 1980, 220-230.

3 Pri-taak 0. Äl-i Burhin // Der Islam. Bd.30, 1952, 81-96.

4 Madelung ff. The Early lüurjl'a in Khurasan and Uranaoxanie and the Spread of Hansfisn // Der Islam. Bd.59, 1982, 32-39.

5 Madelung W. The Spread of Maturldiem and the turca //Actas IT Congreseo de Eetadoe Árabes e IelSmlcos, Coimbre-Lisboa. 1968. leiden, 1971, 109-168.

- установить ее духовные центры и их связи с периферией;

- определить круг пройдем, обсуждавшихся в богословской среде;

- рассмотреть идейные связи Мавераннахра с остальным мусульманским миром.

Методологической основой диссертации являются теоретические положения советской исторической науки о средневековом мусульманском Востоке.

Методической основой исследования стал подход к сочинениям разного жанра, выработанный арабистами ЛО ИВ АН СССР и использованный в ряде исследований. Суть этого подхода - комплексная обработка и анализ извлеченных материалов из источников для получения наиболее полной и адекватной картины конкретного бытования ислама на различные этапах его истории в том или ином регионе распространения^этой религии.

Новизна исследования заключается: а) во введении в научный обиход нового источника по истории ислама; б) во впервые предпринятом опыте" воссоздания истории мав ер анн ахр с к ой школы фикха; в) в рассмотрении, фикха как области взаимодействия общеисламских норм и местных традиций в Мавераннахре.

Научная и- практическая значимость работы. Результаты' диссертационной работы могут быть использованы в источниковедческих и историографических исследованиях по истории ислама в Средней Азии, при разработке общеисторических проблем исламо-ведения и функционирования ислама и в других и'сторико-культур-ных регионах мусульманского мира. В педагогической, практике возможно использование, материалов исследования для чтения специальных курсов по истории ислама1 вообще и в Средней Азии в частности.

Аггообапия работы. Основные положения диссертации били изложены в докладах на ежегодной -сессии ленинградских. арабистов. (Ленинград, 1988 г.), на ХХШ-ей и ШУ-ой годичных научных сессиях Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР (Ленинград, 1989, 1990 гг.), на "Бартольдовских чтениях" (Москва, 1990 г.). По теме диссертации опубликовано и сдано в печать 5 статей.

Диссертация обсувдапась на заседании Сектора Ближнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР,

где получила рекомендации к защите.

Структура диссертации. Рабата состоит из введения, пятя глав, заключения, приложения и списка использованных источни -ков и литературы.

СОДЕШНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор теш и ее актуальность, отмечается новизна диссертации, формулируются основные цели и задачи исследования.

В первой главе диссертации "Жанр "табакат" в арабской литературе" рассматриваются возникновение и основные этапы развития жанра. Жанр "табакат" появился в эпоху бурного хадисотвор-чества и собирания хадисов в рамках науки о предании ('илм ал-хадис). Определение подлинности хадисов зависело от авторитета их передатчиков. Чем ближе передатчик хадисов бнл к первоисточнику - пророку Мухаммеду,, тем в более высокий "разряд" (табака) включалась его биография в сводах биографий, предназначенных для собирателей хадисов. С дальнейшим развитием культурной жизни в Халифате и дифференциацией наук в жанре "табакат" начали создаваться своды биографий филологов, лекарей, сетей, певцов и т.д. Б этих сборниках биографии лиц одного поколения составляли отдельный разряд.

Первые сборники биографий факихов были общими для всех суннитских мазхабов. Борьба, развернувшаяся в У/Н в. в центре Халифата - Багдаде среди представителей суннитских мазхабов, стимулировала появление сводов биографий факихов по отдельным мазхабам. Среди них отсутствует сборники биографий ханафитов, что объясняется, видимо, малочисленностью и постепенным падением авторитета последних в Багдаде. Сочинения в жанре "табакат" у ханафитов появились в УШ/ПУ в, в Египте. Первым автором стал *Абд ал-Кадир б. Аби-л-Вафа" ал-Кураш (ум. в 775Д373 г.). Всего ханафитали было составлено белее 25 сочинений этого жанра. Почти все они имеют ближневосточное происхождение. Среди них вьщеляются две группы сочинений. Пергую группу составляют своды биографий авторов из Египта и Сирии, построенные по алфавитному принципу. Вторая группа - сочинения, составленные в Малой Азии, в которой биографии факихов-ханафитов классифицированы по поколениям.

В Мавераннаэсре, периферии мусульманского мира, традиция составления сочинений в жанре "табакат" не закрепилась. Здесь в регионе полного преобладания хаяафитского мазхаба стали распространяться сборники биографий факихов-ханафитов, составленные в центральных областях мусульманского мира. Среди них успехом в Мавераннахре пользовалось "Ката'иб а'лам ал-ахйар" ал-Кафави.

Вторая глава работы "Махмуд б, Сулайман ал-Кафави и его труд "Ката'иб а*лам ал-ахйар" состоит из четырех разделов.

В первом разделе главы, главным образом на основе данных самого сочинения ал-Кафави, воссоздается биография автора. Махмуд б. Сулайман ал-Кафави родился в 925/1519 г. в г.Кафа (современная Феодосия). В 949Д 542-43 г. Махмуд, получив традиционное начальное образование в своем родном городе, направляется на учебу в Константинополь. Здесь он занимается у известных ханафитских факихов столицы. После долгих лет учебы в 961Д553-54 г. ал-Кафави назначается на должность мударриса в столичном медресе ал-Куранийа. Вскоре он переходит к судейской практике. В течение длительного времени ал-Кафави проработал судьей (кади) в Талибану, Сияопе, Кафе. В 980Д572 г. ал-Кафави, получив отставку, возвращается в Константинополь. Здесь и создает он свое единственное сочинение. Работа над ним была закончена в 985Д577 г. Ал-Кафави умер в 990Д 582 г.

Во втором разделе главы рассматриваются структура сочинения и характер информации, сообщаемой ал-Кафави. "Ката'иб а*лам ал-ахйар" построено по принципу "поколение учителей - поколение учеников" и подразделено на 22 "разряда" (катиба). Первая кати-ба содер;кит биографии непосредственных учеников Абу Ханифы (ум. в 150/767 г.), последняя - 22-ая включает биографии учителей и современников ал-Кафави. Сочинение было предназначено в первую очередь для провинциальных ханафитских кади, которые в своей повседневной практике испытывали трудности с именами авторитетов мазхаба. Поэтому в нем нашли отражение биографии тех ха-нафитских факихов, чьи имена фигурируют в авторитетных иснадах, признанных сборниках $с?з и авторов известных сочинений по ха-нафитскому фикху. В конеч каждой катибн ал-Кафави включает биографии суфиев, что отр - по реалии эпохи автора. Всего сочиие-

ние содержит. 676 биографий. Из ник 544 - биографии факихов, 132 - суфиев. Хронологические рамки сочинения ограничены концом П/УШ-Х/ХУ1 вв. В географическом отношении оно охватывает Ирак, Хорасан, Мавераннахр, Сирию, Египет и Малую Азию. Информация, приводимая внутри биографии, состоит из двух частей. Часть биографии, где излагаются сведения, типичные для многих биографических словарей, по объему уступает части, в которой приводятся вынесенные данным факихш фетвы. Последняя занимает две трети объема биографии.

Сочинение написано на арабском языке. Сведения, извлеченные из источников на персидском и турецком языках, цитируются на языке оригинала.

Из 544 биографий факихов, содержащихся в сочинении ал-Кафави, 221 относится к Мавераннахру, что составляет 42$ всех биографий законоведов. К периоду Саманидов (204/819-389/999) относятся 45 биографий факихов, к периоду Караханвдов (389/999 -607/1211) - 133, к периоду после монгольского завоевания - 43. Из трех, периодов в приблизительно два века кавдый караханидскиЙ период по числу биографий факихов цревосходит предшествующий и следующий периоды в отдельности в три раза.

В третье^ разделу главы характеризуются- источники "Ката'иб а'лам ал-ахйар". Ал-Кафави при его написании использовал белее 70 сочинений разного канра. Источники ал-Кафави по характеру извлекаемого материала .монно разделить на три категории: историк о-биографическая литература, сочинения по фуру' ал-фикх (практическая часть мусульманского права) и богословская литература. Среди 15 сочинений историко-биографической литературы преобладают труды авторов из Ближнего Востока. Значительную часть второй категории источников (19 аз 38) составляют сборники фетв (авторитетные решения-факиха по тем или иным вопросам фикха) и пособия по фуру' ал-фикх мавераннахреких авторов 71/ ХП-УП/ЛП вв. Третья категория источников .использована ал-Кафави в качестве вспомогательной литературы.

Особую, группу_источников*мКата*иб" составляют приводимые автором цитаты из записей на'полях и последних страницах рукописей, сделанных руками известных ученых, а также из тетради записей самого азтора, куда он записывал фетвы турецких шайх

ал-исламов. Сведений ал-КафазЬ аз ycr.it • исд'о'жков незначительны.

Четвертый раздел главы посвящен анализу списков сочинения, располагаем на сегодняшний день сведениями о 36 сскранив-хся списках сочинения. Их условно по региональному признаку жно подразделить на две группы - списки, происходящие из за-даых и восточных регионов распространения хаяафитстого мззха-I. Западные списки (их - 25) - более древние, представляют со->Ё полный текст сочинения. Восточные (их - II) относятся к ле-юду после Ш/Ш в. и являются в большинстве своем сокращен-или вариантам сочинения. Только три из них содержат полный зкст труда ал-Кафави. Сочинение до сих' пор не издано. Данное ¡¡следование основано на полных, бездефектных списках "Ката'иб" рукописях ИВ Ж УзССР под инвентарными номерами 91 и 2929.

В третьей главе диссертации "Сложение и развитие ханафит-кой школы в Мавераннахре (Щ/1Х - 1У/Х вв.)" освещаются Еопро-ы появления и начального этапа существования мавераянахрской колы фикха. В результате самаркандского восстания 110/728 г. антиправительственного движения под руководством сторонника [урдяиитского учения ал-Хариса б. Сурайдка (П6/734г-128/746) :реди мусульман Хорасана и Мавераннахра широкое распространено получили мурджиитские идеи. Движение мурджиитов в этом ре-■ионе ассоциировалось с борьбой за равноправие местных новооб->ащенных в ислам с арабами и их освобсвдение от уплаты податей. ! доктрин альном плане это выражалось в том, что внешнее испозе-1анле веры (признание истинности Аллаха и его посланника 1.1 ух амида) считалось основным признаком мусульманина, а исполнение обязанностей мусульманина - второстепенным. Это мурджинтскоа золскение давало лвдям,. вынужденно поменявшим религию своих отцов и недостаточно знакомым с нормами новой религии, возмон-лость обладать полным статусом мусульманина, отодвигая на вто -ой план соблюдение религиозных предписаний. После смерти ал-Хариса главный мурджиитский авторитет Куфы Абу Ханифа становится духовным, если не политическим лидером восточных мурд-зштов. Лвди из Восточного Хорасана, особенно из Балха, приезжавшие учиться в Ирак, преимущественно занимались у Абу Ханифы. Балзс оппонентами Абу Ханифы в Куфе был назван Мурдаи'абад. В конце П/УШ-начале ШАХ в., когда начали складываться основные богос-лсвско-правовые школы в суннитском исламе, Балх становится цент-

ром разработки и обучения ханафитскому мазхабу на востоке. В Восточном Хорасане и Мавераннаяре Абу Сулайман ал-Джузджани (ум. после,200/815-16 г.) и Абу Хафс ал-Бухари (ум. в 217/ 832 г.) стали распространителями основных трудов Мухаммеда б. ал-Хасана аа-Шайбани (ум. в 189/805 г.), в которых нашли отражение главные полшения мазхаба»

С образованием государства Саманидов особенно быстро развивается его столица Бухара. В Бухаре и Самарканде появляются местные ханафитские школы. Изучение иснадов (цепей передатчи -ков традиций школы), приведенных в сочинении. шг-Кафави, свидетельствует о сильном влиянии,.оказанном Багдадом и Балхом на формирование местных школ в Бухаре и Самаркавде. В Самарканде в острой борьбе с "неправоверными" течениями родилось учение местных богословов, названное впоследствии именем-алт-Магуриди (ум. в 333/944-5 г.). Появление в конце 1УД в. таких крупных фигур, как Абу-л-Лайс ас-Самаркацди (ум. в 373/983-84 г.) и Абу Бакр Мухажцд б. ал-Фадл ал-Бухари (ум. в 331/991 г.),, свидетельствовало о высоком уровне развития, которого к этому времени достигла мавераннахрская школа фикха.

: Четвертая глава диссертации "Период расцвета мавераннахр-свой шкслы (У/ЗС1 - начало УП/ХШ вв.)" состоит из пяти разделов.

В первом раздеде главы характеризуется религиозно-политическая ситуация, установившаяся после завоевания Мавераннакра Караханидами.

В результате этого завоевания Мавераннахр впервые за мусульманский период своей истории был отделен в политическом отношении от глубоко исламизированного Хорасана и вошел в одно государственное устройство вместе с Семиречьем и Восточным Туркестаном, куда ислам еще глубоко не црсник. Установление Караханидами удельной системы владений стимулировало интенсивное развитие городской жизни в центрах этих владений. В этих условиях факихи - выразители интересов различных трупп и слоев го-рсжан - стали полными хозяевами общественного мнения. Несмотря на вторжения Сельдкукидов и кара-китаав, общественная жизнь в Мавераннахре до начала УП/ХШ в. не претерпела существенных изменений, о чем свидетельствуем факт оставления завоевателями Караханидов в роли местных правителей.

Во втором разделе главы освещается деятельность факихов в

Бухаре и Самарканде духовных центрах мавераннахрскюс ханафи -тов.С этими городами была связана жизнь 134 ведущих факихов этого периода. На основании данных ал-Кафави удалось установить существование пяти кланов факихов в Бухаре й трех - в Самарканде. Факихи, органически связанные с различными городскими слоями, играж'огромную рель в жизни общества,- пользовались авторитетом и. влиянием у властей" т! горожан.

В третьем разделе главы-рассматривается процесс детализации,и кодификации „основных положений ханафитского мазхаба в Ма-вераннахре. Мавераннахрским факихам этого периода приходилось разбирать новые жизненные ситуации, по поводу 'которых; естественно, не было решений их предшественников. Они, основываясь на традиции шопы и учитывая традиции и: обычаи населения, выносили фетвы по разным вопросам. Решения факйхов-авторитетов имели действенную силу и становились руксводствсы в повседневной црактике для следующих поколений. Всего ал-Кафави за этот период приводит около 500 фетв, вынесенных 71 факихом маверан-нахрекой икслы. Они в основном касаются ¡вопросов хозяйственных, имущественных, семейно-брачных отношений, торговли, ритуала, отражавших специфические условия жизни и быта жителей Маверан-кахра. Шестерым представителям этой школы - Шамс ,ал-а'ище ал-Халвани (ум. в 448Д056-57 г.), Шамс ал-а'имме ас-Сарахси (ум. в 490Д096-97 г.), Фахр ал-исламу ал-Паздави (ум. в 482Д08Э гД Ифтихар ад-дину ал-Бухари (ум. в 542Д147-48 г.), ас-Садру ал-Кабиру (ум. в 570Д174-75 г.) и Фахр ад-дшу Кадихану (ум. в 59ЙД196 г.) впоследствии знатоками усул ал-фикх (основы, методология мусульманского права) было присвоено звание муджта-хида третьей степени. Их решения, отражающие мйвераннахрекую действительность У/Х1-У1/ХП вв., вошли больше- чем в 60 сочинений мавераннахреких авторов- по фуру' ая-фдах.. Одним из лучших творений этой школы стало "Китаб ая-хидайа" Вурхан ад-дина ал-Маргинани (ум. в 593Д197 г.).

Четвертой раздел главы посвящен истории хорезмской фило-лого-богословской школы, сложившейся в 71/Ш в. Ее основателем стал знаменитый филолог я богослов аз-Замахшари (ум. в 538/ 1144 г.). В богословии представители этой ханафит'ской школы были му'тазшштами. В фикхе ^называлось влияние Мавераннахра. Ал-Кафави в своем сочинении привел биографии 24 хорезмских фа-

кихов. Школа прекратила свое существование при монголах.

Пятый раздел главы освещает вопросы распространения традиций мавераннахрской школы в странах Ближнего Востока - в Сирии, Малой Азии.

Цятая глава "Ислам в Мавераннахре после монгольского завоевания (начало УПДШ - УШ/ПУ вв.')" рассматривает период застоя и упадка в истории мавераннахрской школы фикха. Новый монгольский порядок ограничил область влияния ислама и сделал его частным делом мусульманской, общины. Несмотря на сохранившийся высокий авторитет факихов в мавераннахрЬких городах, быстро оправившихся от разгрома, наблюдается снижение общего уровня творческой работы: факяхи■большей частью занимаются комментированием, ранее принятых решений. Смуты, начавшиеся в 60-е годы УП/ХШ в., прервали традиции мавераннахрской шкалы фикха и заставили эмигрировать ведущйх ее представителей в другие страны. В дальнейшем среди ученых появляется все больше факихоз-суфиев, что свидетельствовало о возрастающем влиянии суфизма в Мавераннахре.

Сочинение алЧСафави свидетельствует о решающей рели, которую мавараннахрекие факихи сыграли в возрождении и появлении хакафитских центров ео многих странах Ближнего Востока. Благодаря высокому авторитету мавераннахрской школы фикха, преподавательской деятельности и сочинениям ее представителей матури-дитское учение из исключительно мавераннахрекого превратилось в геологическое учение всех ханафитов. Особенно глубоким было влияние мавераннахрской школы на ханафитов будущей Османской империи, которые стали продолжателями традиций школы.

В заключении подводятся итоги исследования, которые мояс-но сформулировать как полокения, выносимые на защиту:

1. Материал, содержащийся в сочинении ал-Кафави, позволил установить существование в Мавераннахре устойчивых научных традиций в фикхе. Был выявлен и установлен круг лиц из 221 факиха, непосредственно участвовавших в разработке и распространении основных положений ханафитского мазхаба в этом регионе. Это позволило представить конкретные исторические условия, в которых слоталась и функционировала мавераннахрекая.школа фикха в лице ее наиболее известных представителей.

2. На основании данных сочинения ал-Кафави можно ввделить

три периода в истории мавераннахрской школы фикха:

а) период становления (Щ/1Х-1У/Х вв.), когда под влиянием хакартсктс центров Багдада и Балха зарождаются и складываются местные ханафитские школы в Бухаре и Самарканде;

б) период расцвета (УДЕ-начало УП/ХШ вв.), когда в Маве-раннахре' происходят дальнейшая детализация и кодификация основных положений ханафитского мазхаба;

в) период застоя (начало УП/ХШ-УШ/ХГУ вв.), когда в результате монгольского завоевания происходят снижение роли фактов в жизни общества и консервация положений фикха.

3. Мавераннахр при Караханидах (389/999-607Д211) становится духовным центром ханафитов. В этот период здесь концентрируются йедущие представители мазхаба, идет, творческое развитие учения ханафитов. В дальнейшем-мавераннахрские факихи сыграли решающую роль в возрождении и становлении ханафитских центров в Сирии, Египте и Малой Азии.

4. Материал, извлеченный из сочинения ал-Кафави, показывает процесс формирования региональной формы бытования ислама в Мавераннахре. Мавераннахрские факихи,- выразители интересов различных слоев горожан - цроанализировали с общеисламских позиций практически все до сих пор находившиеся в разряде обычаев ('адат) проявления современной им общественной жизни. Велика была в этом процессе роль вынесенных ими фетв, "узаконивших" многие доисламские традиции, обычаи й правовые представления народов Мавераннахра. Деятельность мавераннахрских факихов способствовала более глубокому проникновению ислама в сознание людей, превращению его в "свою религию".

5. Как свидетельствует история мавераннахрской шкоды фикха, утверждение, что к 1У/Х в. формирование мусульманского законоведения окончательно завершилось и "врата идатихада были закрыты", нуждается в пересмотре и уточнении. Деятельность мавераннахрских факихов, внесших новый местный материал в развитие фикха, показывает способность ислама, гибко реагирующего на изменения в обществе и вбирающего в себя черты традиционных культур разных народов, расширять границы своего влияния.

6. История сложения мавераннахрской школы фикха показательна для понимания процессов формирования региональных форм бытования ислама, диалектического взаимодействия общеисламских

принципов с местными формами юс истолкования и в конечной счете для понимания механизма функционерЬвания ислама как слоееной идеологической системы.

В приложение входят:

- глоссарий;

- общий список ученых-мавараннахрцев;

- карта Мавераннахра: ханафнтские центры;

. - переводы избранных фетв мавераннахрских факихов.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Из истории распространения ханафитского мазхаба в Мавераннахре // Общественные науки в Узбекистане, 1989, 12, 38-40.

2. Сборники фетв как источник по истории ислама в Мавераннахре (Х-НУ вв.) // Барт слад овские чтения. 1990. Тезисы докладов и сообщений. М., 1990, 53-54.

3. Мавераннахрская школа фикха (1Х-ХШ вв.) // Общественные науки в Узбекистане, 1990, 10, 38-42.

5.02.91. Заказ 18. Тйраж 100. Беоплатво.

Рот.учнк Станкоотр. техн. 197061. Л-д, Петроградская наб. £2.