автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Философия и музыка в постижении бытия: идеи буддизма в социокультурном контексте западного музыкального авангарда

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Климов, Максим Викторович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Кемерово
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Философия и музыка в постижении бытия: идеи буддизма в социокультурном контексте западного музыкального авангарда'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философия и музыка в постижении бытия: идеи буддизма в социокультурном контексте западного музыкального авангарда"

На правах рукописи

КЛИМОВ Максим Викторович

ФИЛОСОФИЯ И МУЗЫКА В ПОСТИЖЕНИИ БЫТИЯ:

ИДЕИ БУДДИЗМА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ ЗАПАДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО АВАНГАРДА

Специальность 09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

г

£0

72Х &

На правах рукописи КЛИМОВ Максим Викторович

ФИЛОСОФИЯ И МУЗЫКА В ПОСТИЖЕНИИ БЫТИЯ:

ИДЕИ БУДДИЗМА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ ЗАПАДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО АВАНГАРДА

Специальность 09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

а но

Диссертация выполнена на кафедре философии Кемеровского государственного университета культуры и искусств

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор В. И. Красиков

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор В. И. Кудашов

кандидат философских наук, доцент Т. И. Мороз

Ведущая организация:

Томский государственный университет

Защита состоится 17 февраля 2006 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета К 210. 006. 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук в Кемеровском государственном университете культуры и искусств по адресу: 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 17, ауд. 218.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

Автореферат разослан 42. января 2006 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, к. ф. н., доцент

Ю. В. Клецов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования определяется масштабными и динамичными изменениями во всех сферах жизнедеятельности человека. Интернационализация и глобализация современного мира порождают интенсивное взаимодействие разнообразных ингредиентов совокупного духовного потенциала человечества и их социокультурные синтезы. Одним из проявлений этих процессов является взаимодействие восточных философских традиций и современного западного музыкального авангарда.

Тема исследования актуализируется также общим состоянием современной западной музыкальной культуры, характеризующимся появлением новых тенденций в ее развитии в начале третьего тысячелетия. Формирование этих тенденций обусловлено, в значительной мере, процессами, происходившими в западном обществе после Второй мировой войны и оказавшими заметное влияние на все стороны общественной жизни. Важнейшими из них являются процессы демократизации общества, переоценки общепринятых ценностей и, как следствие, возникновение социальных предпосылок заимствования западной музыкальной культурой восточных философских идей. Указанные тенденции способствовали трансформации западной музыкальной традиции, проявившейся в концептуализации творческого процесса, формировании «контр-кулыуры» как результата снятия различных запретов, зарождении особого языка и техники композиции, опирающихся на фундаментальные идеи восточных религиозно-философских систем.

Необходимость глубокого философского осмысления концептуальной музыки обусловлена следующими причинами: во-первых, это наиболее близкий к целостному способу постижения реальности тип мировосприятия, где «музыка становится философией», поэтому его рационализация позволит приблизиться к пониманию таких особенностей универсума, бытия, как гармоничность, всеприсутствие, ритм и т. п.; во-вторых, все большим распространением этого вида искусства благодаря глобализации музыкальной культуры посредством электронных средств массовой информации; в-третьих, необходимостью изучения генезиса и путей развития этой концептуальной части музыкального искусства в целом; в-четвертых, самобытностью теоретических построений западного музыкального авангарда.

, (ьилл I з

£КЛ /

Актуализирует проблему исследования и сочетание идей глобализации, универсальности, всеобщности, с особенностями музыкального искусства послевоенного Запада, формировавшимися на основе полиэтничности и поликонфессиональности.

Проблема взаимоотношения концептуальных оснований мировоззрений Востока и Запада вообще и заимствования Западом отдельных восточных философских идей в частности является сегодня одной из важных проблем компаративистики, дисциплинарных онтологий, современной теории познания и истории философии. Сопоставление тематически важного философского слоя в произведениях музыкального авангарда и восточных религиозно-философских системах помогает не только более глубокому постижению смысла деятельности представителей послевоенного авангарда на Западе, но и дает объективную картину складывания новых синтетичных познавательных стратегий и онтологических схем.

Степень научной разработанности темы в настоящее время не может быть признана исчерпывающей, несмотря на то, что исследование музыкального искусства как составной части художественной культуры нашло отражение в философских, искусствоведческих и других работах ученых, начиная с античности и до сегодняшнего дня.

Теоретическая платформа диссертации формировалась на основе осмысления результатов исследований в области философии, теории культуры, новых подходов в изучении искусства, в частности, на положениях, разработанных А. Ф. Лосевым, Т. Адорно, В. С. Цукерманом, Д. фон Гильдебрандом, Д. Гоулменом, А. Михайловым, А. Уотсом и другими.

Изучение механизмов, которые лежат за феноменами изменения и сохранения восточных философских традиций, их роли и места в структуре западного общества и ее составной части -музыкальной традиции - осуществлялось на основе исследований А. Н. Кочетова, В. Г. Лысенко, Д. Т. Судзуки, Н. В. Абаева, А. Е. Лукьянова, К. Г. Юнга, В. И. Рудого, Ф. И. Щербатского и др.

Анализу происхождения, становления, развития западного музыкального авангарда и его истории посвящены труды П. Бокель-мана, Т. Кнайфа, У Штюрцбехер, Р. Фризиуса, У Сарджент и др.

Вместе с тем, далеко не все выводы, сделанные авторами различных отраслей знаний по авангардной проблематике, могут считаться бесспорными. Отсутствие единой точки зрения по вопросу об определении музыкального авангарда также дает основание сделать вывод, что теоретическое исследование проблемы не завершено. Обновление западного музыкального авангарда средствами восточных философий, и в первую очередь посредством заимствования буддийских традиций, в отечественной науке как философская проблема специально не исследовалась. Однако ее актуальность возросла в связи с появлением ряда новых тенденций в музыкальной культуре, отражающих ее концептуальное состояние и определяющих необходимость обновления.

Автор опирался на исследовательский материал, накопленный в российской и зарубежной научной литературе, но степень разработанности проблемы в отечественной и мировой теории и практике оказалась неравнозначной. Ввиду практически полного отсутствия в Советском Союзе понятия «музыкальный авангард» (за небольшим исключением творчества таких отечественных композиторов, как Альфред Шнитке, София Губайдуллина и Эдисон Денисов), литературы на русском языке, описывающей поставленную проблему, оказалось недостаточно (Д. Житомирекий, Е. Завадская, С. Савенко, Т. Чередниченко и некоторые другие). Одной из причин дефицита философских работ в области музыки являлся также идеологический режим политической системы. Источников на иностранных языках оказалось намного больше (Г.-М. Кёниг, П.-М. Хамель, Дж. Годвин, М. Курц и многие другие). Большую помощь в проведении настоящего исследования оказали философские работы и публикации самих представителей западного музыкального авангарда (К. Штокхаузен, Дж. Кейдас, Д. Лигети, Л. Ноно, М. Кагель) на немецком и английском языках.

Социально-философские основания современной западной культуры (в том числе и музыкального искусства) рассматриваются в работах Ю. Н. Давыдова, И. Б. Роднянской, А. Ф. Филиппова, X. Ортеги-и-Гассета, Ж.-Ф. Лиотара и других ученых.

Актуальность данной темы, а также насущная потребность пересмотра традиционных подходов к феномену философских положений музыкального авангарда обусловили формулировку основной проблемы, решаемой в данном исследовании.

Проблема исследования заключается в противоречии между эмпирическим материалом, накопленным в исторической, философской, искусствоведческой, социологической литературе по проблемам западного музыкального авангарда, и недостаточным использованием этого материала в социально-философском анализе современного общества.

Решение данной проблемы предполагает выявление концептуальных источников преображения и развития западной музыкальной традиции в аспекте возможностей восприятия ею инокультур-ных мировоззренческих влияний.

Объектом исследования являются процессы интеграции философии и музыки.

Предмет исследования - философско-концептуальные основы современного западного музыкального авангарда как результат синтеза западного философского иррационализма и восточных религиозно-философских идей.

Цель диссертационной работы состоит в определении меры и характера влияния восточных философских традиций на процессы формирования и эволюции западного музыкального авангарда.

Реализация цели потребовала выполнения следующих задач:

- выявить и сравнить особенности философского освоения мира Западом и Востоком;

- изучить отношение европейского философского иррационализма к восточным религиозно-философским системам;

- исследовать социальные предпосылки заимствования западным авангардом восточных философских идей;

- выявить смысловые и структурные особенности языка западного музыкального авангарда как выражения мировоззренческого синтеза западного и восточного мышления;

- проанализировать особенности функционирования восточных философских концепций в творчестве европейских и американских композиторов-авангардистов;

- зафиксировать специфику и особенности творчества авангардистской элиты Запада в контексте новых форм музыкально-философского видения мира.

Теоретико-методологическая основа исследования ориентирована на философские традиции, связанные с пониманием

деятельностной, социокультурной природы человеческого познания. Основными методами настоящего исследования являются сравнительно-исторический и герменевтический методы. Кроме того, в исследовании использованы элементы компаративистского анализа, синтеза, моделирования, которые позволили произвести теоретическую интерпретацию эмпирического материала по истории философских и современности музыкальных традиций.

Наиболее значимым при выявлении особенностей становления и развития западного музыкального авангарда стал аналитический аспект исследования. Кроме того, обращение к нему связано с анализом регламентации современных авангардных музыкальных традиций и концептуальным содержанием восточных философий.

В процессе изучения особенностей музыки авангарда был использован семиотический инструментарий, позволяющий выделить отличия музыкально-знаковой системы, связанной с импровизацией, от традиционно сложившейся записи европейской музыки.

Эволюция процесса исследования сопровождалась последовательным переходом от культурно-исторического и системно-исторического анализа к философским и культурологическим подходам.

Общефилософская постановка проблемы бытования музыкального искусства как категории мышления дала возможность использовать метод структурно-функционального анализа, который позволил взглянуть на искусство музыкального авангарда как на систему ценностей и подструктуру самосознания общества.

Общим методологическим основанием явилась концепция культуры как способа бытия человека в мире, а также философские экспликации социально-исторического бытия музыкальной традиции как важной части общечеловеческой культуры.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

1. Концептуализированы основания западного и восточного отношения к действительности: разница в понимании и трактовке времени; отождествление познания с размежеванием субъекта и объекта (западная цивилизация), мифопоэтическое мировосприятие и углубление в духовную сущность (Восток) и т. д.;

2. Эксплицированы основные особенности европейского иррационализма, сформировавшие «режим открытости» для восточных философских рецепций: ограничение возможностей разума в процессе познания; утверждение алогичного характера бытия; выдвижение на первый план внерациональных аспектов духовной жизни человека;

3. Выявлены социальные предпосылки заимствования западным авангардом восточных философских идей: падение авторитета западной материалистической мысли; потребность в стимуляции творчества путем «исследования непознаваемого»; разочарование в революционном движении 60-х годов; необходимость внутреннего самоутверждения через оккультно-мистические увлечения; попытки изменения сознания;

4. Раскрыты противоречия авангарда, выступающие источником его развития и трансформации: технический прогресс; новые способы организации материала; представления о независимости искусства от социальных процессов; глубокие изменения в концепции музыкального стиля;

5. Проанализированы формы обновления западной музыкальной культуры средствами эстетики восточных философских учений (медитативная музыка, основывающаяся на дзэн-буддийской медитации; минимализм, берущий за основу мантры в качестве простых звуковых последовательностей; интуитивная музыка как отражение философии «И-Цзин»),

Основные положения, выносимые на защиту. Исходя из содержания диссертации, на защиту выносятся следующие положения:

1. Концептуальные основания западного и восточного отношения к действительности могут быть описаны соответственно как объективация «данности» опыта и как объективация самих пределов данности. В первом случае реальность приобретает умопостигаемый (идеальный) либо эмпирический (материальный) характер. Во втором случае сохраняется память о символической природе опыта, и реальность не имеет своего единственно «истинного» образа. Таким образом, концептуальные основания западного отношения к действительности основываются на отождествлении познания с размежеванием субъекта и объекта и поглощении объекта субъектом, в то время как Восток обращает рефлексию не

к предметности опыта, но к самому факту присутствия бытия, к чистой бытийственности сознания.

2. Европейский иррационализм XIX века явился своего рода философским открытием Востока и переосмыслением прежних стереотипов. В частности основополагающие принципы индийской философии и религии оказали серьезное влияние на становление и развитие взглядов Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше. Обращение к буддизму у Шопенгауэра связано с попыткой переоценки европейской метафизической традиции, желанием уйти от жесткого рационализма и оттенить новое содержание, которое несла в себе его метафизика. Ницше видит преимущество буддизма в действительном достижении идеала освобождения.

3. Одним из истоков молодежной контркультуры XX века явилась рецепция буддистских идей. Контркультура пришла на смену молодежному протесту как «тихая революция», «революция сознания», движение которой было устремлено к преобразованию жизни в целом. Контркультура была пассивной, созерцательной и философичной. Социология постепенно уступала место психологии, политика - персоналистическим исканиям, рационализм -иррационализму.

4. В качестве философско-концептуальной основы послевоенного авангарда выступил синтез западного философского иррационализма и восточных религиозно-философских идей, суть которого в пересмотре музыкальных традиций Запада (в частности, попытка заменить письменную нотацию, стесняющую стихию и вдохновение, устной традицией, не обращающейся к нотным знакам). Кроме того, композиторов-авангардистов интересует, в первую очередь, достижение индивидуального просветления, озарения и экстаза с помощью звуков.

5. Новые синтетичные стратагемы музыкального видения мира и постижения сущего в западном музыкальном авангарде заключаются в процессе постепенной универсализации музыкального слуха и сближении различных слуховых установок (обретение восприимчивости к внеевропейскому складу музыкального мышления; концентрация внимания на профессиональных приемах и на технике письма, охватывающих все многообразие целостных музыкально-выразительных и музыкально-функциональных комплексов).

Теоретическая значимость диссертации состоит: во-первых, в определении концептуальных оснований музыкознания; во-вторых, в разработке основ моделирования восточных философских идей в их функционировании в западной музыкальной культуре. Тем самым вносится вклад в корпус философских, культурологических, исторических знаний. Конкретизированы принципы функционирования механизмов культурной трансляции, что позволяет расширить категориальный арсенал философского и музыковедческого знания.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования (его теоретические и практические положения) могут быть использованы в ходе преподавания и разработки учебных пособий и учебных программ по предметам «Философия», «Культурология», «Мировая художественная культура», «Эстетика», а также окажутся полезными для ряда общенаучных и частнонаучных дисциплин, имеющих отношение к проблемам взаимодействия разнородных философских традиций. Это могут быть спецсеминары и спецкурсы, которые бы вошли в качестве составной части в основные дисциплины кафедры философии, а также кафедры теории и истории культуры и формировались на основе сравнительно-исторического и комплексно-энциклопедического методов.

Апробация работы. Основные положения диссертации были доложены и обсуждены на Международной конференции «Социальная агрессивность. Третьи Кузбасские философские чтения» (Кемерово, 2004 г.), Всероссийском философском семинаре «Методология науки: проблемы типологии метода» (Томск, 2002 г.), региональной научно-теоретической конференции «Человек в историко-философском измерении (Пятые Соколовские чтения)» (Нижневартовск, 2002 г.), областной научной конференции «Молодые ученые Кузбассу» (Кемерово, 2002 г.), представлены в материалах Круглого стола «Культурологизация образования» (Кемерово, 2004 г.), а также обсуждались на научных конференциях аспирантов и соискателей в КемГУКИ в 2002-2004 гг. и на методологическом аспирантском семинаре в КемГУКИ в 2004 г.

Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре философии Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

*

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, насчитывающего 215 источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается значение и актуальность темы, формулируются цель и задачи, определяется методологическая база исследования, характеризуется научная новизна, показывается теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава «Философия в рефлексии над особенностями социального опыта Востока и Запада: расхождение и сближение» посвящена философскому осмыслению интеллектуальных и духовных традиций в западной и восточной цивилизациях.

В первом параграфе «Сравнительный анализ социокультурных стратегий Запада и Востока» описывается суть компаративистского анализа, раскрываются содержание и основы мировоззренческих конструктов, присущих, соответственно, западноевропейскому и восточному менталитету. На основе компаративистского анализа рассматриваются критерии различения типов цивилизации, а также предпринимаются попытки нахождения точек их соприкосновения и расхождения.

Философская компаративистика, выделяя типы мышления, типы рациональностей и иррациональностей религиозной рефлексии, использует аналогии и параллели, диалог и полилог. Именно нарастание числа связей делает философскую культуру способной к усвоению инноваций. Таким образом, речь идет о диалектически взаимосвязанном процессе поисков каждой философской культурой стержня самоидентификации - устойчивого роста самосознания философии в период сближения «культурных миров» и осознания множественности ее отражения.

Сравнительный анализ философских оснований и культурных традиций Запада и Востока представляется весьма затруднительным уже в силу того, что слишком долго теоретики культуры и историки философии удовлетворялись поверхностными оппозициями между «прогрессивным», «материалистическим», «деятельным» Западом и «отсталым», «квиетистским», «мистически

ориентированным» Востоком. Главная ошибка прошлого заключалась в стремлении найти социальный, психологический или интеллектуальный субстрат той или иной культуры и философской традиции, зафиксировать предметное содержание того или иного «национального характера».

Критерием различения типов цивилизации - и, в частности, цивилизаций Запада и Востока - в диссертационной работе признается характер опредмечивания символизма культуры. Этот процесс может выступать в двух видах: как объективация содержания опыта и как объективация самих пределов опыта. В первом случае реальность предстает перед сознанием как в умопостигаемой (идеальной), так и в эмпирической (материальной) формах - «истинностно и предметно». Во втором случае внимание акцентируется на символической природе опыта, а образы реальности не имеют характера застывшей единственности. Предполагается, что первый путь определил лицо западной цивилизации, тогда как цивилизация Дальнего Востока являет собой наиболее законченный продукт второй тенденции.

С античных времен цивилизацию Запада отличали ориентация на объективирование духовной практики, стремление дать этой практике предметное и понятийное выражение и, в конечном счете, свести ее к технике, оперирующей идеями и понятиями. Речь идет о стремлении представить бытие духа в виде системы объективных истин - доказуемых или догматически установленных. Фундаментальная догма европейской мысли заключена в представлении о неизменяющемся в потоке времени эго, о реальности замкнутого, внутренне однородного «я», имеющего свой центр и свой умственный фокус. Желая устранить неопределенность человеческого присутствия в мире, произвольно пытаясь очертить границу любого «я», сводя мир к внутренне однородному субъекту, общество оказывается в западном круге цивилизации.

Кроме того, для европейской традиции характерен особый фундаментальный аспект в понимании времени - необратимость. Если для восточного сознания характерен упор на повторяемость, воспроизводимость исторических реалий (иногда буквальная повторяемость и абсолютная воспроизводимость), то для западно-

го сознания важен акцент на уникальность каждого события. Если природное бытие не имеет своей собственной истории, то человеческое бытие, движимое укорененной в нем свободой, есть бытие становящееся.

Восток в этом отношении отличается от Запада обращенностью рефлексии не к предметности опыта, а скорее к самому факту присутствия бытия, к чистой бытийственности сознания. Подобная ориентация мысли равнозначна стремлению помыслить сами пределы сознаваемого. Человек на Востоке в противоположность Западу не ограничивает себя, не ищет себе определений, но высвобождает себя, «дает себе быть». Восточная традиция утверждает величие человека в его умалении: ничтожность человека перед неизбывностью самоизменчивой Пустоты есть не что иное, как его величие в причастности «Единому Превращению» мира. Наследие традиционной культуры Востока - это не идеи и не понятия, но типовые формы, которые указывают на пределы и, более того, саму предельность существования и потому воплощают собою силу творческих метаморфоз жизни.

Особенность же современной ситуации состоит в том, что при всем несходстве исторических путей Запада и Востока развитие этих двух историко-культурных регионов мира привело к очень сходным, в известном смысле даже идентичным результатам. И Запад, и Восток пережили в двадцатом столетии острейший духовный кризис, корни которого лежат во внезапно открывшемся отчуждении, даже сознательном отказе человека от человечности в себе. Теперь уже можно сказать, что эта новейшая форма одичания человека восходит в конечном счете к забвению символического измерения опыта и порождаемых им культурных норм.

В заключении параграфа приводятся выводы, суть которых выражается в следующем. Есть некие смыслы человеческого бытия, которые для человека любой цивилизации являются вечными и в определенном значении «общими для всех». Каждая цивилизация имеет свое лицо, ибо лик цивилизации - это особое воплощение человеческих смыслов, особый, неповторимый-в-другом модус этих смыслов. Полнота же и многоцветие цивилизации определяются, прежде всего, тем, насколько реализованы,

осуществлены эти смыслы жизни. Положения многих религиозно-философских систем Востока оставляют максимальную свободу для раскрытия подобных смыслов, и потому открыты самому широкому спектру идей.

Во втором параграфе «Европейский иррационализм XIX века: первые философские ассимиляции идей буддизма» описываются основные особенности западной иррационалисти-ческой философии, предвосхитившей рецепции буддизма и дзэн-буддизма на Западе.

В XIX столетии в Европе возникла потребность поиска научной парадигмы, позволяющей укоренить область духовного непосредственно в текучем и конкретном характере человеческой практики. Такая парадигма была обнаружена в традиционных науке и культуре Востока, опирающихся на телесную интуицию как внутреннюю матрицу культуры.

Главным достоинством восточных религий А. Шопенгауэр считал последовательное проведение следующей мысли: спасение человека и человечества заключается в отрешении от феноменального мира, мира как представления, и отрицании, вместе с тем, воли к жизни, лежащей в его основе. Практику аскетизма Шопенгауэр признавал одним из основных путей решения поставленной задачи, а многочисленные примеры аскетического поведения, особенно в древней Индии, признавались прямым свидетельством правоты этого учения.

Некоторые исследователи (в числе которых Ф. И. Щербат-ской) считают, что философскую систему Шопенгауэра можно переизложить в духе «четырех благородных истин» Будды. Весь мир, вся жизнь есть страдание. Страдание имеет своей причиной неразумную, бесцельную, хаотичную волю. Но прекращение страдания возможно: жизнь обретает смысл, если разум, отказавшись от услужения воле, ставит целью жизни Ничто, растворение в Ничто. Шопенгауэр предлагает и путь прекращения страдания и достижения Ничто: сострадание и аскеза. Рассмотренная таким образом -в контексте буддийского учения об освобождении - философия Шопенгауэра становится как бы европейским вариантом последнего. Обращение к буддизму у Шопенгауэра связано с попыткой переоценки европейской метафизической традиции, желанием

уйти от жесткого рационализма и оттенить новое содержание, которое несла в себе его метафизика, формами необычной восточной мудрости: отсюда множество примеров из ее области, а также использование индийской и буддийской терминологии.

В работе «Антихрист» в связи с анализом христианства, сравнивая эти две религии, Ф. Ницше также отдает предпочтение буддизму. Буддизм близок Ницше по мировоззрению, ибо здесь налицо, во-первых, отказ от понятия «Бог». Во-вторых, замена «борьбы против греха» на «борьбу против страдания». Отказ от самообмана моральных понятий ставит буддизм «по ту сторону добра и зла». В третьих, отказ от аскетического идеала и, в то же время, умеренность в потребностях: «доброта и доброжелательное настроение как требование здоровья». В-четвертых, отказ от принуждения, возможность выхода из монастырской общины, немстительный характер буд дийского учения, т. к. «он не требует никакой борьбы с теми, кто думает иначе».

Как у Ницше, так и в буддизме, исходной точкой размышлений является экзистенциальное затруднение человека, поскольку он порабощен как своим разумом, так и страстями. Основная цель и в том, и в другом случае - помочь человеку освободиться от этой ситуации, то есть решить чисто практическую задачу, причем освобождения можно достичь только самостоятельно. Страдание при этом описывается как самоналагаемый процесс, как порочный круг, ловушка, всегда усиливающая себя. Страдание порождено онтологической дезориентацией, освобождение же представляет собой переход от привязанности к стабильности (которая парадоксальным образом являет собой нестабильность и беспрестанное видоизменение), к фундаментальной идентичности человека и реальности. Характер этой идентичности неодинаков, но освобождение от оков ложного «Я» в буддизме, и тот идеал «постоянного са-мотрансцендирования, гиперболизированно развитая способность вечного выхода за собственные пределы», которая лежит в основе образа сверхчеловека Ницше, в своей направленности сходны между собой.

Буддийское отрицание отвергает обоснованность любых метафизических положений с тем, чтобы дать человеку доступ к реальности, как она есть. В конечном итоге, это отрицание не негативно.

А средний путь и свобода от любых крайностей добра и зла, оптимизма и пессимизма выводят его (отрицание) за пределы частного взгляда на мир. По сути, Ницше разделяет с Буддой презрение к метафизическим спекуляциям, отказываясь говорить о том, что не может быть передано без искажений.

В заключении параграфа приводятся следующие выводы. Именно А. Шопенгауэр и Ф. Ницше стали первыми философами, которые ввели в «общеинтеллектуальный оборот» западноевропейской мысли и легитимировали основные понятия восточных философий. В отношении этих мыслителей можно говорить о резком изменении философской проблематики, благодаря которому появилась новая философия, попытавшаяся радикально, в отличие от немецкой классики, пересмотреть не только проблемы смысла человеческого бытия, места человека в мире, его отношения к Богу, к смерти и бессмертию, но также предпринявшая попытку под принципиально другим углом рассмотреть содержание религиозно-философских систем Востока.

В третьем параграфе «Рецепция буддистских идей как один из истоков молодежной контркулыуры XX века» описывается процесс адаптации буддизма на Западе, выделяется нескольких типов взаимодействия восточных религиозно-философских идей с кулыурно-дифферентной средой, приводится характеристика и подробное описание каждого из типов взаимодействия. Кроме этого, называются идеологи западного ориентализма, дается определение контркультуры и рассматриваются социокультурные предпосылки заимствования Западом восточных философских идей.

Общественные потрясения, войны и революции способствуют, как правило, возникновению «кризиса сознания», кризиса именно рационалистического сознания. Это «банкротство рационализма» ярко отразилось в картине западного мира после первой и второй мировой войны. Катастрофа первой мировой войны была истолкована как доказательство бессилия материалистического разума. События второй мировой войны повлекли за собой падение авторитета западной мысли, западной культуры и цивилизации вообще и новых попыток найти идеал во внеевропейских, главным образом восточных, религиозных учениях. Возродились после первой мировой войны и вторично после второй идеи «духовной эволю-

ции» человеческого сознания, в свое время сформулированные гностицизмом, масонством, теософией и др. Теории духовного паломничества на Восток были развернуты в мировоззренческие системы как в произведениях художественной литературы (Г. Гессе, Г. Мейринк, О. Хаксли, Дж. Керуак и др.), так и в религиозно-философской публицистике.

Адаптация религии в целом и отдельных религиозно-философских идей в частности представляет собой процесс усвоения и приспособления данной религии в кулыурно-дифферентной (отличной) среде. Применительно к адаптации восточных традиций на Западе можно выделить следующие типы взаимодействия: контакт, конфронтация и конфликт (столкновение культур), редукция (ограничение содержания), реинтерпретация (перевод, многозначность), инновационное развитие, ассимиляция (уподобление), абсорбция, аккультурация, инкорпорация, минусовые формы контакта («псевдоморфозы»), диалог и «посредники». Процесс адаптации буддизма и дзэн-буддизма на Западе показал, что все вышеперечисленные типы взаимодействия действуют практически одновременно и в совокупности друг с другом, вызывая к жизни новые формы общественных отношений, одной из которых стала контркультура.

От активных форм протеста, от решительного отказа примкнуть к деловитости и практицизму обыденной жизни идеологи контркультуры и западного ориентализма во второй половине XX века перешли к скрытым и более спокойным формам внутреннего самоутверждения - религиозно-философским и оккульт-но-мистическим увлечениям. Это было в молодежном движении и в годы его подготовки, и в годы его расцвета, но популярность буддизма и дзэн-буддизма возрастала по мере убывания открытой прямолинейной революционности и энергии протеста. Идеологию контркультуры поддерживали многие музыкальные авторитеты: американец Джон Кейдж, немцы Карлхайнц Штокхаузен и Петер Михаэль Хамель, Янис Ксенакис из Греции и т. д.

Выводами к содержанию параграфа являются следующие положения. Кризис рационалистического сознания после второй мировой войны повлек за собой стремление западного общества найти идеал в восточных религиозных учениях. В результате

Западной Европой и США были заимствованы некоторые положения буддизма и дзэн-буддизма, адаптировавшихся в культурно-дифферентной среде и, благодаря творческой и интеллектуальной элите Запада, вызвавших к жизни новое явление в западноевропейском и американском обществе, - феномен контркультуры. Изменения в организации западного общества не могли, в свою очередь, не отразиться на творчестве наиболее прогрессивных музыкантов, внедривших в свои произведения образы и символы заимствованного Востока.

Во второй главе диссертации «Западная авангардная музыкальная культура в поисках новых форм постижения сущего» анализируются основополагающие концептуальные положения авангарда, а также описываются новые мировоззренческие позиции в западной авангардной музыке.

В первом параграфе «Философско-концептуальные основы авангарда как синтез западного иррационализма и восточных религиозно-философских идей» характеризуются представители художественно-философской и научной мысли, стоявшие у начала новейшей «ориентализации» западной музыкальной традиции и общественного сознания XX века и рассматриваются основные положения их концепций. Особое внимание уделяется медитации как способу изменения и расширения сознания.

Наиболее значимыми и ценными для музыкального авангарда Запада оказались идеи философа-религиоведа Алана Уотса и писателя Германа Гессе.

«Встреча Востока и Запада», «взаимопроникновение христианства и буддизма» - главные темы философско-публицистическо-ш творчества Уотса. Будущее человечества А. Уотс видел в сближении западного и восточного духа и в глубоком преображении западного сознания. В своих книгах Уотс постоянно рисует тот необходимый жизненный фон, на котором звучит музыка европейского и американского авангарда и поставангарда.

Предпосылкой для исследований Уотса является тезис о том, что христианство для европейской молодежи и буддизм для молодых японцев - одно и то же насилие. Отсюда все дальнейшее богоискательство Уотса, направленное к открытию не столько «истинного», сколько «иного». Впрочем, Уотс признает относи-

тельность своей доктрины и замечает, что предпочтение Востока -в определенной степени «инверсия полюсов». Таким образом, задачей Уотса была ориентализация Запада, стремление к тому, что на самом Востоке деградирует и исчезает, ибо люди Востока, как и люди Запада, ищут «иного».

Герман Гессе, исходя из тех же начальных посылок, что и Уотс, не претендует на столь целостное мировоззрение. Однако вдохновленные Гессе молодые искатели восточной мудрости видели в нем своего «учителя», т. к. именно Гессе оказался едва ли не первым теоретиком ориентальности контркультуры, а также идеологом теории новейшего искусства и особенно - музыки. При этом многие историки и теоретики культуры утверждают, что во второй половине XX века философия Гессе была осмысленна сообразно с культурными ценностями 50-70-х годов. К примеру, одним из толкований Гессе было допущение, что его понимание Востока, медитации и возможных взаимодействий человека «восточного» и «западного» позволяет вместить в себя и «психоделику».

Таким образом, Гессе предсказал жизнеощущение целого поколения, и не только в своих литературных произведениях, но и во взглядах на музыку. Популярность Гессе достигла апогея в западной молодежной субкультуре именно тоща, когда возникла ее новая музыкальная культура. Следовательно, «присвоение» эстетических идей Гессе новейшей западной музыкой, а именно: экспериментальным «свободным джазом» и «минимальной музыкой» новых ориенталистов весьма правомерно. Гессе не просто создал заново западный «миф Востока» в своем творчестве, но, что особенно важно, ввел в обиход понятие музыкальной медитации.

Наряду с другими психотехниками, расширяющими сознание и позволяющими выйти за границы обычных представлений о себе и мире, многие формы медитации предлагают то, в чем нуждалась западная музыкальная культура и чего ей недоставало. Большинство представителей западного музыкального авангарда отводили медитации одно из центральных мест в своем творчестве, рассматривая ее как метод изменения сознания (в результате чего появились новые течения в послевоенном авангарде -«медитативная музыка», «интуитивная музыка», «минимализм», «свободный джаз» и т. д.).

Таким образом, в поисках «недостающей гармонии» западная культура во второй половине XX века открыла для себя обширные перспективы использования расширенных состояний сознания. Помимо использования химических препаратов, в сложившейся ситуации весьма плодотворным оказалось обращение к восточным философско-психологическим учениям.

Во втором параграфе «Новые стратегии интерпретации и понимания мира в западном музыкальном авангарде» описываются новые формы западной авангардной музыки как результат воздействия на нее восточных философских идей, рассматриваются противоречия авангарда, выступающие источником его развития и трансформации, анализируется категория абсурда в измерениях западноевропейской музыкальной семиотики, а также уделяется особое внимание творчеству двух наиболее значимых для западного авангарда музыкантов - Джона Кейджа и Карлхайнца Штокхаузена.

Интерес к восточной музыке как форме художественного сознания народа, перешедший из XX века в век XXI, концентрация внимания на профессиональных приемах, на технике письма, охватывающей все многообразие целостных музыкально-выразительных и музыкально-функциональных комплексов - все это дает немалые основания считать, что момент адекватного восприятия внеевропейских фольклора и профессиональной музыки на Западе еще не настал. Однако процесс постепенной универсализации музыкального слуха, сближения различных слуховых установок продолжается.

Европейские композиторы после Второй мировой войны все чаще вторгаются в область восточной философии и религии. Они интенсивно осваивают новые для них принципы музыкального мышления, новое представление о времени в музыкальном произведении, многообразный, вновь открытый ими материал музыки. В различных областях внеевропейской музыки они находят новые стимулы к творчеству, а композиторы, которых следует назвать изобретателями новой музыки, нередко находят в музыке далеких по времени и характеру культур легитимацию собственных открытий. Речь идет не только об объективно изученных закономерностях, но также о сближении новейших экспериментов и ста-

рой традиции. Таким образом, имеет смысл говорить о подлинном органичном синтезе западного и восточного в изобретенных новых системах композиции и принципах письма.

Из числа музыкантов, оказавших наибольшее влияние на развитие авангардной музыкальной эстетики, в первую очередь стоит отметить американского композитора, теоретика музыки Джона Кейджа и немецкого музыканта, композитора и мыслителя Карлхайнца Штокхаузена.

Кейдж отразил ведущие тенденции самой авангардной музыки, порой опережая своих европейских коллег. Именно Кейдж во многом определил пути развития не только современной музыки, но и искусства в целом. Его концепции ухода от антропоцентризма искусства в сторону природы и окружающей реальности, восприняты многими поколениями не только музыкантов, но и художников.

В творчестве Кейджа-новатора существует ряд областей, стилевых направлений и техник, которые композитор осваивал на пути своей духовной эволюции и осуществления художественно-эстетической концепции. К ним относятся: радио-музыка со звуковыми эффектами, музыка для препарированного рояля и ударных инструментов, алеаторика или «музыка случайностей», написанная с использованием случайных действий, музыка тишины, неопределенность как принцип композиции, театральная музыка и произведения, записанные на пленке, конкретная музыка или музыка окружающей среды, графическая музыка и произведения, отвечающие идее «все, что мы делаем - музыка», а также область числовых композиций.

Музыкальная художественно-эстетическая концепция Дж. Кейджа сложилась во многом под влиянием метафизики дзэн-буддизма. Творческая мысль Кейджа с самого начала двигалась по направлению к Востоку. Он сам отмечал, что для молодых, академически ориентированных американских композиторов существует два пути: «шенберговский» (додекафонно-серийный) и «стравинский» (модально-ритмический), но Кейдж, отвергнув оба как уже существующие, выбрал путь расширения им пространств и измерений музыки, путь, связанный с Востоком, но отвечающий и ведущим тенденциям западного искусства XX века.

Концепция Кейджа зиждется на двух основополагающих философских категориях дзэн-буддизма, которые фигурируют у него в качестве категорий музыкальных: «Ничто» и «Нечто». Ничто - это индетерминированное и индефинитивное начало, неделимое и не имеющее временных и пространственных границ Единое, целое в единстве феноменов. Нечто - конечные во времени и пространстве, определенные и существующие в реальном мире явления. Обретение гармонии с мирозданием по дзэн-буддизму возможно лишь при постижении этих феноменов посредством вживания в суть «вещи в себе» (которая заключается в том, что все имеет природу Будды, а потому все - во всем) и приятии их, слиянии со всем окружающим миром. Поэтому музыка для Кейджа является религией, то есть буквально воссоединением человека с миром посредством восстановления мировой гармонии. Таким образом, дзэн-буддизм -точка духовной опоры американского композитора.

Карлхайнц Штокхаузен в своих произведениях (как музыкальных, так и литературных) проповедует идею о рождении некоего «сверхчеловека», чей уровень сознания будет резко отличаться от всего, что когда-либо было достигнуто. Критикуя рациональное, которое освобождено от нравственного, Штокхаузен видит выход в контактах с Универсумом, порождающих надличное, высшее сознание. Роль интуиции в музыке до этого недооценивалась, и композитор ставит задачей радикально изменить ситуацию. Он утверждает, что человек, развивший в себе сферу подсознания, уподобляется электросистеме, улавливающей «волны» и «ритмы» космоса, земных объектов, атомов собственного тела. Музыкант -только медиум, улавливающий эти импульсы и передающий их в звуках. Сам он при этом как бы отождествляется с моделируемым процессом. Таким образом, философская позиция раннего Шток-саузена может рассматриваться как синтез некоторых мотивов индийской философии и современного техницизма.

Авангардные произведения в более позднем творчестве Шток-хгузена, в сущности, выражают прорыв к возрождению синкретич-ности искусства. Стимулирующее воздействие здесь оказали контакты ( восточным философским и художественным укладом, и в первун очередь с буддийским созерцательным мистицизмом, столь чуждьм упорядочивающему картезианскому духу. Впоследствии

ориентальные идеи Штокхаузена стали активно разрабатываться в художественной практике поставангарда.

Таким образом, ситуацию в западноевропейской авангардной музыке второй половины XX века можно определить как в подавляющем большинстве случаев ориентированную на «восточный» тип мышления и мировосприятия.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются обобщающие выводы, намечаются дальнейшие перспективы исследования данной проблемы.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

1. Особенности компаративистского анализа // Методология науки: Сборник трудов Всероссийского философского семинара. - Вып. 5. Проблемы типологии метода. - Томск: Томский государственный университет; 2002.-С. 54-59;

2. Социокультурные предпосылки заимствования западной культурой восточных философий // II Областная научная конференция «Молодые ученые Кузбассу»: Сборник трудов. - Кемерово: Полиграф, 2003. -С. 72-74;

3. Понятие личности в компаративистском измерении // Человек в историко-философском измерении (Пятые Соколовские чтения): Материалы региональной научно-теоретической конференции (Нижневартовск, 30 сентября - 5 октября 2002 года) / Отв. ред. Р. А. Бурханов. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. - С. 221-225;

4. Методология компаративистского исследования в философии // Культура как предмет комплексного исследования: Сборник научных трудов / КемГАКИ. - Кемерово: Полиграф, 2003. - Вып. 5. - С. 142-146;

5. Средства массовой информации как инструмент агрессии культуры // Социальная агрессивность. Третьи Кузбасские философские чтения: материалы международной конференции (Кемерово, 27-28 мая 2004 года) / Отв. ред. В. П. Щенников. - В 2 ч. Ч. II. - Кемерово: «КРИРПО», 2004. -С. 20-23.

6. Веротерпимость и права человека в многоконфессиональном государстве // Социальная агрессивность. Третьи Кузбасские философские чтения: материалы Международной конференции (Кемерово, 27-28 мая 2004 года) / Отв. ред. В. П. Щенников. - В 2 ч. Ч. II. - Кемерово: «КРИРПО», 2004. -С. 67-69. - (в соавторстве с JI. К. Николаевой);

7. Фетишизация образования: альтернативный взгляд на проблему кулыу-рологизации современного образовательного процесса // Культу рологи-зация образования: региональный аспект (теория и практика): сборник статей по материалам круглого стола (Кемерово, 5 апреля 2004 года). -Кемерово: КемГУКИ, 2005. - С. 12-16.

Подписано к печати 27.12.05. Бумага офсетная. Гарнитура «Тайме». Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л. 1,1. Тираж 100 экз. Заказ № 27.

Издательство КемГУКИ: 650029, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 19. Тел. 73-45-83.

РНБ Русский фонд

2007-4 7248

РОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

e.Htit?6y|»r 2©0 PK

Получено 2 8 ФЕВ 2006

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Климов, Максим Викторович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Философия в рефлексии над особенностями социального опыта Востока и Запада: расхождение и сближение.

1.1. Сравнительный анализ социокультурных стратегий

Запада и Востока.

1.2. Европейский иррационализм XIX века: первые философские ассимиляции идей буддизма.

1.3. Рецепция буддистских идей как один из истоков молодежной контркультуры XX века.

ГЛАВА 2. Западная авангардная музыкальная культура в поисках новых форм постижения сущего.

2.1. Философско-концептуальные основы авангарда как синтез западного иррационализма и восточных религиозно-философских идей.

2.2. Новые стратегии интерпретации и понимания мира в западном музыкальном авангарде.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Климов, Максим Викторович

Актуальность темы исследования определяется масштабными и динамичными изменениями во всех сферах жизнедеятельности человека. Интернационализация и глобализация современного мира порождают интенсивное взаимодействие разнообразных ингредиентов совокупного духовного потенциала человечества и их социокультурные синтезы. Одним из проявлений этих процессов является взаимодействие восточных философских традиций и современного западного музыкального авангарда.

Тема исследования актуализируется также общим состоянием современной западной музыкальной культуры, характеризующимся появлением новых тенденций в ее развитии в начале третьего тысячелетия. Формирование этих тенденций обусловлено, в значительной мере, процессами, происходившими в западном обществе после Второй мировой войны и оказавшими заметное влияние на все стороны общественной жизни. Важнейшими из них являются процессы демократизации общества, переоценки общепринятых ценностей и, как следствие, возникновение социальных предпосылок заимствования западной музыкальной культурой восточных философских идей. Указанные тенденции способствовали трансформации западной музыкальной традиции, проявившейся в концептуализации творческого процесса, формировании «контркультуры» как результата снятия различных запретов, зарождении особого языка и техники композиции, опирающихся на фундаментальные идеи восточных религиозно-философских систем.

I Необходимость глубокого философского осмысления концептуальной музыки обусловлена следующими причинами: во-первых, это наиболее близкий к целостному способу постижения реальности тип мировосприятия, где "музыка становится философией", поэтому его рационализация позволит приблизиться к пониманию таких особенностей универсума, бытия, как гармоничность, всеприсутствие, ритм и т.п.; во-вторых, все большим распространением этого вида искусства благодаря глобализации музыкальной культуры посредством электронных средств массовой информации; в-третьих, необходимостью изучения генезиса и путей развития этой концептуальной части музыкального искусства в целом; в-четвертых, самобытностью теоретических построений западного музыкального авангарда.

Актуализирует проблему исследования и сочетание идей глобализации, универсальности, всеобщности, с особенностями музыкального искусства послевоенного Запада, формировавшимися на основе полиэтничности и по-ликонфессиональности.

Проблема взаимоотношения концептуальных оснований мировоззрений Востока и Запада вообще и заимствования Западом отдельных восточных философских идей в частности является сегодня одной из важных проблем компаративистики, дисциплинарных онтологий, современной теории познания и истории философии. Сопоставление тематически важного философского слоя в произведениях музыкального авангарда и восточных религиозно-философских системах помогает не только более глубокому постижению смысла деятельности представителей послевоенного авангарда на Западе, но и дает объективную картину складывания новых синтетичных познавательных стратегий и онтологических схем.

Степень научной разработанности темы в настоящее время не может быть признана исчерпывающей, несмотря на то, что исследование музыкального искусства как составной части художественной культуры нашло отражение в философских, искусствоведческих и других работах ученых, начиная с античности и до сегодняшнего дня.

Теоретическая платформа диссертации формировалась на основе осмысления результатов исследований в области философии, теории культуры, новых подходов в изучении искусства, в частности, на положениях, разработанных А.Ф. Лосевым, Т. Адорно, B.C. Цукерманом, Д. фон Гильдебрандом, Д. Голменом, А. Михайловым, А. Уотсом и другими.

Изучение механизмов, которые лежат за феноменами изменения и сохранения восточных философских традиций, их роли и места в структуре западного общества и ее составной части - музыкальной традиции - осуществлялось на основе исследований А.Н. Кочетова, В.Г. Лысенко, Д.Т. Судзуки, Н.В. Абаева, А.Е. Лукьянова, К.Г. Юнга, В.И. Рудого, Ф.И. Щербатского и др.

Анализу происхождения, становления и развития западного музыкального авангарда, а также его истории посвящены труды таких исследователей как П. Бокельман, Т. Кнайф, У. Штюрцбехер, Р. Фризиус, У. Сарджент и др. Вместе с тем, далеко не все выводы, сделанные авторами различных отраслей знаний по авангардной проблематике, могут считаться бесспорными. Отсутствие единой точки зрения по вопросу об определении музыкального авангарда также дает основание сделать вывод, что теоретическое исследование проблемы не завершено. Обновление западного музыкального авангарда средствами восточных философий, и в первую очередь посредством заимствования буддийских традиций, в отечественной науке как философская проблема специально не исследовалась. Однако ее актуальность возросла в связи с появлением ряда новых тенденций в музыкальной культуре, отражающих ее концептуальное состояние и определяющих необходимость обновления.

Автор опирался на исследовательский материал, накопленный в российской и зарубежной научной литературе, но степень разработанности проблемы в отечественной и мировой теории и практике оказалась неравнозначной. Ввиду практически полного отсутствия в Советском Союзе понятия "музыкальный авангард" (за небольшим исключением творчества таких отек чественных композиторов как Альфред Шнитке, София Губайдуллина и Эдисон Денисов), литературы на русском языке, описывающей поставленную проблему, оказалось недостаточно (Д. Житомирский, Е. Завадская, С. Савенко, Т. Чередниченко и некоторые другие). Одной из причин дефицита философских работ в области музыки являлся также идеологический режим политической системы. Источников на иностранных языках оказалось намного больше (Г.-М. Кёниг, П.-М. Хамель, Дж. Годвин, М. Курц и многие другие). Большую помощь в проведении настоящего исследования оказали философские работы и публикации самих представителей западного музыкального авангарда (К. Штокхаузен, Дж. Кейдж, Д. Лигети, Л. Ноно, М. Ка-гель) на немецком и английском языках.

Социально-философские основания современной западной культуры (в том числе и музыкального искусства) рассматриваются в работах Ю.Н. Давыдова, И.Б. Роднянской, А.Ф. Филиппова, X. Ортеги-и-Гассета, Ж.-Ф. Лио-тара и других ученых.

Актуальность данной темы, а также насущная потребность пересмотра традиционных подходов к феномену философских положений музыкального авангарда обусловили формулировку основной проблемы, решаемой в данном исследовании.

Проблема исследования заключается в противоречии между эмпирическим материалом, накопленным в исторической, философской, искусствоведческой, социологической литературе по проблемам западного музыкального авангарда, и недостаточным использованием этого материала в социально-философском анализе современного общества. Решение данной проблемы предполагает выявление концептуальных источников преображения и развития западной музыкальной традиции в аспекте возможностей восприятия ею инокультурных мировоззренческих влияний.

Объектом исследования являются процессы интеграции философии и музыки.

Предмет исследования - философско-концептуальные основы современного западного музыкального авангарда как результат синтеза западного философского иррационализма и восточных религиозно-философских идей.

Цель диссертационной работы состоит в определении меры и характера влияния восточных философских традиций на процессы формирования и эволюции западного музыкального авангарда.

Реализация цели потребовала выполнения следующих задач:

-выявить и сравнить особенности философского освоения мира Западом и Востоком;

-изучить отношение европейского философского иррационализма к восточным религиозно-философским системам;

- исследовать социальные предпосылки заимствования западным авангардом восточных философских идей;

- выявить смысловые и структурные особенности языка западного музыкального авангарда как выражения мировоззренческого синтеза западного и восточного мышления;

-проанализировать особенности функционирования восточных философских концепций в творчестве европейских и американских композиторов-авангардистов;

-зафиксировать специфику и особенности творчества авангардистской элиты Запада в контексте новых форм музыкально-философского видения мира.

Теоретико-методологическая основа исследования ориентирована на философские традиции, связанные с пониманием деятельностной, социокультурной природы человеческого познания. Основными методами настоящего исследования являются сравнительно-исторический и герменевтический методы. Кроме того, в исследовании использованы элементы компаративистского анализа, синтеза, моделирования, которые позволили произвести теоретическую интерпретацию эмпирического материала по истории философских и современности музыкальных традиций.

Наиболее значимым при выявлении особенностей становления и развития западного музыкального авангарда стал аналитический аспект исследования. Кроме того, обращение к нему связано с анализом регламентации современных авангардных музыкальных традиций и концептуальным содержанием восточных философий.

В процессе изучения особенностей музыки авангарда был использован семиотический инструментарий, позволяющий выделить отличия музыкально-знаковой системы, связанной с импровизацией, от традиционно сложившейся записи европейской музыки.

Эволюция процесса исследования сопровождалась последовательным переходом от культурно-исторического и системно-исторического анализа к философским и культурологическим подходам.

Общефилософская постановка проблемы бытования музыкального искусства как категории мышления дала возможность использовать метод структурно-функционального анализа, который позволил взглянуть на искусство музыкального авангарда как на систему ценностей и подструктуру самосознания общества.

Общим методологическим основанием явилась концепция культуры как способа бытия человека в мире, а также философские экспликации социально-исторического бытия музыкальной традиции как важной части общечеловеческой культуры.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

1. Концептуализированы основания западного и восточного отношения к действительности: разница в понимании и трактовке времени; отождествление познания с размежеванием субъекта и объекта (западная цивилизация), мифопоэтическое мировосприятие и углубление в духовную сущность (Восток) и т.д.;

2. Эксплицированы основные особенности европейского иррационализма, сформировавшие "режим открытости" для восточных философских рецепций: ограничение возможностей разума в процессе познания; утверждение алогичного характера бытия; выдвижение на первый план внерациональных аспектов духовной жизни человека;

3. Выявлены социальные предпосылки заимствования западным авангардом восточных философских идей: падение авторитета западной материалистической мысли; потребность в стимуляции творчества путем "исследования непознаваемого"; разочарование в революционном движении 60-х годов; необходимость внутреннего самоутверждения через оккультно-мистические увлечения; попытки изменения сознания;

4. Раскрыты противоречия авангарда, выступающие источником его развития и трансформации: технический прогресс; новые способы организации материала; представления о независимости искусства от социальных процессов; глубокие изменения в концепции музыкального стиля;

5. Проанализированы формы обновления западной музыкальной культуры средствами эстетики восточных философских учений (медитативная музыка, основывающаяся на дзэн-буддийской медитации; минимализм, берущий за основу мантры в качестве простых звуковых последовательностей; интуитивная музыка как отражение философии "И-Цзин");

Основные положения, выносимые на защиту. Исходя из содержания диссертации, на защиту выносятся следующие положения:

1. Концептуальные основания западного и восточного отношения к действительности могут быть описаны соответственно как объективация "данности" опыта и как объективация самих пределов данности. В первом случае реальность приобретает умопостигаемый (идеальный) либо эмпирический (материальный) характер. Во втором случае сохраняется память о символической природе опыта, и реальность не имеет своего единственно "истинного" образа. Таким образом, концептуальные основания западного отношения к действительности основываются на отождествлении познания с размежеванием субъекта и объекта и поглощении объекта субъектом, в то время как Восток обращает рефлексию не к предметности опыта, но к самому факту присутствия бытия, к чистой бытийственности сознания.

2. Европейский иррационализм XIX века явился своего рода философским открытием Востока и переосмыслением прежних стереотипов. В частности основополагающие принципы индийской философии и религии оказали серьезное влияние на становление и развитие взглядов Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше. Обращение к буддизму у Шопенгауэра связано с попыткой переоценки европейской метафизической традиции, желанием уйти от жесткого рационализма и оттенить новое содержание, которое несла в себе его метафизика. Ницше видит преимущество буддизма в действительном достижении идеала освобождения.

3. Одним из истоков молодежной контркультуры XX века явилась рецепция буддистских идей. Контркультура пришла на смену молодежному протесту как "тихая революция", "революция сознания", движение которой было устремлено к преобразованию жизни в целом. Контркультура была пассивной, созерцательной и философичной. Социология постепенно уступала место психологии, политика - персоналистическим исканиям, рационализм -иррационализму.

4. В качестве философско-концептуалыюй основы послевоенного авангарда выступил синтез западного философского иррационализма и восточных религиозно-философских идей, суть которого в пересмотре музыкальных традиций Запада (в частности, попытка заменить письменную нотацию, стесняющую стихию и вдохновение, устной традицией, не обращающейся к нотным знакам). Кроме того, композиторов-авангардистов интересует, в первую очередь, достижение индивидуального просветления, озарения и экстаза с помощью звуков.

5. Новые синтетичные стратагемы музыкального видения мира и постижения сущего в западном музыкальном авангарде заключаются в процессе постепенной универсализации музыкального слуха и сближении различных слуховых установок (обретение восприимчивости к внеевропейскому складу музыкального мышления; концентрация внимания на профессиональных приемах и на технике письма, охватывающих все многообразие целостных музыкально-выразительных и музыкально-функциональных комплексов).

Теоретическая значимость диссертации состоит: во-первых, в определении концептуальных оснований музыкознания; во-вторых, в разработке основ моделирования восточных философских идей в их функционировании в западной музыкальной культуре. Тем самым вносится вклад в корпус философских, культурологических, исторических знаний. Конкретизированы принципы функционирования механизмов культурной трансляции, что позволяет расширить категориальный арсенал философского и музыковедческого знания.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования (его теоретические и практические положения) могут быть использованы в ходе преподавания и разработки учебных пособий и учебных программ по предметам "Философия", "Культурология", "Мировая художественная культура", "Эстетика", а также окажутся полезными для ряда общенаучных и частнонаучных дисциплин, имеющих отношение к проблемам взаимодействия разнородных философских традиций. Это могут быть спецсеминары и спецкурсы, которые бы вошли в качестве составной части в основные дисциплины кафедры философии, а также кафедры теории и истории культуры и формировались на основе сравнительно-исторического и комплексно-энциклопедического методов.

Апробация работы. Основные положения диссертации были доложены и обсуждены на Международной конференции "Социальная агрессивность. Третьи Кузбасские философские чтения" (Кемерово, 2004 г.), Всероссийском философском семинаре "Методология науки: проблемы типологии метода" (Томск, 2002 г.), региональной научно-теоретической конференции "Человек в историко-философском измерении (Пятые Соколовские чтения)" (Нижневартовск, 2002 г.), областной научной конференции "Молодые ученые Кузбассу" (Кемерово, 2002 г.), представлены в материалах Круглого стола "Культурологизация образования" (Кемерово, 2004 г.), а также обсужда-I1 лись на научных конференциях аспирантов и соискателей в КемГУКИ в

2002-2004 гг. и на методологическом аспирантском семинаре в КемГУКИ в у 2004 г.

Диссертация в полном объеме обсуждалась на кафедре философии Кемеровского государственного университета культуры и искусств.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философия и музыка в постижении бытия: идеи буддизма в социокультурном контексте западного музыкального авангарда"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение исследования необходимо подвести краткие итоги и отметить наиболее важные моменты проделанной работы.

Было определено содержание понятий "Восток" и "Запад", а также описан период, начиная с которого можно о них говорить. Установлены особенности социального развития Востока и Запада, а также выявлены факторы, их обусловившие. Сформулированы особенности социокультурных стратегий Востока и Запада, мировоззренческих и ценностных программ, отражающих разные цивилизационные реалии. Дана краткая характеристика наиболее концептуальных оснований западного и восточного отношения к действительности и описаны их категориальные отличия.

Показаны пути и способы ассимиляции восточных философских идей европейским иррационализмом XIX века, а также названы социальные и философские причины этого явления и его итоги. Описаны изменения философской проблематики, благодаря которым иррационализм пересмотрел не только проблемы смысла человеческого бытия, но также предпринял попытку под принципиально другим углом рассмотреть содержание религиозно-философских систем Востока.

Описан процесс адаптации философских идей буддизма на Западе; выделено нескольких типов взаимодействия восточных религиозно-философских идей с различными социокультурными средами; дана характеристика и подробное описание каждого из типов взаимодействия. Кроме этого названы идеологи западного ориентализма, дано определение контркультуры и рассмотрены социокультурные предпосылки заимствования Западом восточных философских идей.

Произведен анализ изменений в организации западного общества, которые отразились на творчестве наиболее прогрессивных музыкантов, внедривших в свои произведения образы и символы заимствованного Востока.

Была предпринята попытка обосновать мотивацию параллелей философии и музыки в постижении бытия. Выявлены философско-концептуальные основы западного музыкального авангарда. Определены последствия синтеза западного философского иррационализма и восточных религиозно-философских идей. Дана характеристика и описание результатов заимствования западными музыкальными идеологами восточных теоретических построений.

Описаны социокультурные различия в музыкальном восприятии на Западе и на Востоке; обозначена взаимосвязь философских идей, ценностей и способов восприятия. Обоснованы потребности "западного" человека в новых формах музыки. Предпринята попытка раскрыть суть концептуализации музыкальных техник и стратегий авангарда, а также определены их перспективы и смыслы.

Важно отметить, что в связи с глобальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе в философии и искусстве, имеет смысл говорить о дальнейших перспективах исследования данной проблемы. Необходимо глубокое философское осмысление постоянно изменяющейся и эволюционирующей концептуальной музыки. Кроме того, множество самых противоречивых мнений по вопросу об определении особенностей музыкального авангарда и его эстетической ценности дает основание сделать вывод, что теоретическое исследование проблемы может быть продолжено.

 

Список научной литературыКлимов, Максим Викторович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абаев Н.В. Психологические аспекты буддизма. Новосибирск: Наука, 1991.- 184 с.

2. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск: Наука, 1989. - 272 с.

3. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997. - 420 с.

4. Автономова Н.С. Заметки о философском языке: традиции, проблемы, перспективы//Вопросы философии. 1999.-№ 11.-С. 13-28.

5. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М.: Наука, 1988. -287 с.

6. Адорно Т. Избранное: социология музыки. М.; СПб.: Университетская книга, 1998.-447 с.

7. Адорно Т.В. Негативная диалектика. М.: Научный мир, 2003. - 374 с.

8. Азаркин Н. М. Монтескье. М.: Юридическая литература, 1988. - 128 с.

9. Антология мировой философии. М.: Мысль, 1969. - Т. 1,4. 1. - 576 с.

10. Ахиезер А.С. Социокультурный словарь // Критика исторического опыта. Том 1. От прошлого к будущему. М.: Сибирский хронограф, 2001. - 808 с.

11. Байчоров A.M. От разбитого поколения к контркультуре: парадоксы молодежного протеста в США. М.: Наука, 1977. - 170 с.

12. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. -616 с.

13. Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. Антология. М.: Деловая книга, 2001.-С. 327-370. <.

14. Батай Ж. Литература и зло: Сборник эссе. М.: Издательство МГУ, 1997.- 168 с.

15. Битер. Джон Кейдж композитор-радикал.//Америка. - 1985. -№341.16.