автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философия истории в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Абузаид Талат
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Философия истории в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философия истории в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа"

На правах рукописи

АБУЗАИДТАЛАТ 003058Т40

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ АБД АР-РАХМАНА МУНИФА

Специальность 09 00 03 - история философии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва - 2007

003058740

Работа выполнена на кафедре истории философии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов

Научный руководитель

Ведущая организация

Российский Государственный Гуманитарный Университет

Защита состоится «23» мая 2007г в 15-00 часов на заседании диссертационного совета по философских наукам Д 212 203 02 в Российском университете дружбы народов по адресу 117198, Москва, ут Миклухо-Маклая, 10, ауд 415

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Российского университета дружбы народов

Автореферат разослан 17 апреля 2007г

Ученый секретарь Диссертационного совета

доктор философских наук Н.С. Кирабаев

Официальные оппоненты

доктор философских наук М.М. Аль-Джаиаби кандидат философских наук Ш.М. Бобоев

Кандидат философских наук, доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловливается целым комплексом фактором, среди которых можно обозначить те, которые имеют непосредственное отношение к философии истории в петом, и те, которые относятся к специфике национально-исторического процесса в частности Мировая история, являющаяся совокупностью отдельных национально-исторических процессов различных регионов земного шара, представляет собой масштабный процесс, который невозможно связать с каким-то отдельным политическим направлением, отдельной личностью, шкотой, доктриной, идеологией, поскольку сам анализ исторического процесса предполагает взаимодействие и противостояние различных политических направлений, школ, идеологий и личностей Взаимодействие всех этих факторов может быть отражено в некой философской системе, в подробном описании политической истории, или же в исследованиях социологических и политологических наук Вместе с тем, существует также и возможность литературного описания взаимодействия упомянутых факторов Подобное описание подразумевает умение автора художественными приемами выразить свое критическое отношение к действительности, и часто содержит большой философский потенциал, расширяющий диапазон рациональной критик!! общественной, политической и этической жизни в том или ином государстве Такои подход иллюстрирует то, что можно назвать «моральным, культурным и духовным соучастием» в формировании рациональных альтернатив философского мышления В качестве примера подобного соучастия в истории новейшей арабской политической мысли и художественной литературы выступает творчество Абд ар-Рахмана Мунифа. который считается одним из корифеев современной арабской литературной и общественно-политическом мысли, исследователем личности, ее индивидуальности и сущности, сумевшим адекватно отразить проблемы эмиграции Творчество Абд ар-Рахмана Мунифа,

сумевшего с точностью отобразить историю становления государственности нового типа в странах Персидского залива и критически рассмотреть ряд проблем арабского общества, представляет интерес не только для литературоведов, но и для философов, политологов и историков

В многочисленных литературных произведениях Абд ар-Рахмана Му-нифа мы обнаруживаем философское и политическое видение проблем, критическое отношение к современному арабскому государству, власти, диктатуре, моральном)' и духовному кризису, крушению традиций, тотальной подчиненности и зависимости Арабского Востока от Запада В его работах показан структурный кризис государственной власти, общества, культуры и личности, вызвавший конфронтацию между структурами власти и народом

Изображая действительность, Абд ар-Рахман Муниф отражает историю развития современного арабского государства, на различных этапах которого возникали проблемы, негативным образом воздействовавшие на перманентный «переходнын период», переживаемый арабским миром Отсюда возникло такое явление как сосуществование факторов новизны и патриархата, свободы и рабства, богатства и бедности, традиций и нигилизма Сосуществовало все то, что в игоге создавало странный по форме и содержанию сплав, который и стал материалом критики Абд ар-Рахмана Мунифа, стержнем его философско-политических и идейных интересов Итогом размышлений Абд ар-Рахман Мунифа стал вывод о том, что любая культура представляет собой своеобразный ок« ан, включающий разнообразие исторического бытия народов В могушестье и силе культуры заключены судьбы целых народов Эта идея постоянно присутствует в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа и ее реконструкция является основой метода изучения огромного философского и общественно-политического наследия мыслителя

Значимость изучения и анализа философских и политических взпядов Абд ар-Рахмана Мунифа обусловлена, прежде всего, адекватностью отражения в них реалий государства, общества и культуры современного арабского

мира Следует также заметить, что исследование творчества Абд ар-Рахмана Мунифа имеет большое научное и практическое значение для анализа адекватного положения вещей в молодых государствах В этом отношении арабские государства, расположенные в зоне Персидского залива, представляют собой на сегодняшний день образцы молодых государств, в которых уживаются с одной стороны патриархальные традиции, а с другой - колоссальные материальные возможности воплощения технических достижений западной культуры Последнее позволило Абд ар-Рахману Мунифу сформировать структурные модели, которые получили образное наименование - «города из соли» Смысл и значение этой метафоры состоит в следующем излишек соли приносит горечь, ее недостаток лишает пищу вкуса Государства, обладающие небывалыми нефтяными ресурсами, сталкиваются с характерными культурно-политическими проблемами Философский анализ творчества Абд ар-Рахмана Мунифа, реконструкция его философской модели истории позвочяет лучше понять причины специфических проблем в истории, культуре и политике стран Персидского залива

Актуальность диссертации обусловлена тем, что впервые в отечественной и зарубежной аитературе дан анализ работ известного арабски о мыслителя Абд ар-Рахмана Мунифа, в творчестве которого поручила отражение понимание культуры как способ трансляции исторического бытия наций и народов Работа по реконструкции данной идеи в художественном и критическом творчестве мыслителя позволила по-новому интерпретировать взаимодействие политики и кучьтуры в странах Персидского залива, по иному трактовать ктючевые события историко-философского процесса в этих странах Исследование, взятое в целом, позволяет не только воссоздать в деталях ситуацию, обусловившую структурный кризис государства, общества, культуры и личности в странах Аравийского полуострова, но и понять существующую конфронтацию между гуманистическими исламскими ценностями и

экстремистскими тенденциями в регионе, а в дальнейшем и способствовать ее разрешению

Цель н задачи исследования Основная цель предпринимаемых в диссертации изысканий состоит в том, чтобы исследовать философские и политические аспекты творчества Абд ар-Рахмана Мунифа, его критические взгляды на реал-ш современного арабского (аравийского) государства, их проявления в социальной, духовной и культурной сферах

В диссертации ставятся следующие задачи

1 дать анализ творческой биографии Абд ар-Рахмана Мунифа,

2 дать сравнительный текстологический анализ соотношения литературного текста и исторической реальности в творчестве Аб д ар-Рахмана Мунифа,

3 проследить эволюцию представлений о политической власти и развитии государства в романах Абд ар-Рахмана Мунифа,

4 рассмотреть авторское видение феномена патриархальности в государстве и общественных отношениях,

5 показать особенности «авторитарного государства» и «нефтедолларовой культуры»

Степень и уровень изученности проблемы Романы Абд ар-Ракмана Мунифа и его литературное творчество в целом являются объектом пристального внимания и исследований теоретиков, литературоведов, культурологов, социологов, политологов, специалистов в области СМИ и историков Его творчество имеет важнейшее значение дл? понимания механизмов зарождения и развития политической власти, а также становления авторитарного государства, прежде всего, в аравийском обществе В работе проанализированы различные литературные и политические сочинения Абд ар-Рахмана Мунифа, а также многочисленные работы, посвященные изучению его творческой и жизненной биографии

В целом можно отметить, что исследования, посвященные биографии мыслителя, акцентировали различные стороны жизни Абд ар-Рахмана Му-нифа, выявтяя влияние тех или иных жизненных событий на его литературное творчество и политические взгляды Основой ряда подобных сочинений стали отрывочные интервью и статьи, написанные Абд ар-Рахманом Муни-фом1 Можно отметить также наличие полноценных биографических описаний, в которых личная жизнь Мунифа отражена с первых лет до самой кончины2 И, наконец, те биографические работы, авторы которых попытались написать «портрет» мыслителя на основе его мемуаров и дневников В частности многие авторы опирались на то, что книгу Мунифа «Писатель и эмиграция»3, где он коснулся проблем арабского романа

Между тем многие исследователи, уделяя внимание изучению общества в странах Аравийского полуострова, рассматривали его сквозь призму творчества Мунифа, который показан характер внутренних изменений в аравийском обществе, произошедших после обнаружения нефти, и многообразные последствия этого события для разных сфер жизни Эти работы тесно связаны с анализом антропологических, психологических и этических аспектов творчества Мунифа4 Сюда же следует отнести исследования, в которых затрагиваются проблемы места, времени, воспоминаний, истории и их отражения в жизни и творчестве3 Некоторые авторы сосредотачивалась на этических аспектах сочинений Мунифа, стремясь показать трагические стороны новой и современной арабской действительности6

1 Субхи ат-Таан Литературный мир Абц ар-Рахмана Мунифа 1-е изд Дамаск Дом иссзедований и nvoni-каций <<Канйан», 1995

2 Мухаммед аль Кашаамн Перелет благородной пти:ш 1-е изд Бейрут Дар аль Kyuvs, 2003

5 Абд ар-Рахчан Муниф Писатель и Эмиграция 1-е изд Бейрут Дар ал-фикр аль-джздид, 1992

4 Шакер ан Набзуси Об засть пустьши 1-е изд Бейрут Арабский фонд иссзедовзния и публикаций 1991

1 Мзрьям Хальфан Хамд Место в романах Мунифа / Диссертация Каирский университет, зитерат%рный факультет, отдезение арабского языка, 1992 Мустафа Абд аль-Гани Вь ход из истории Каир Генеральное египетское объединение писателей 1993, Наджва ар Рияхи аь-Кустатыни Мечта и поражение в романах Мунифа Тунис Факультет гуманитарных и общественных наук, 1995

6 Абд аль-Хамид аль-Махадин Бейрут Арабский фонд исследований и пуб"икашП, 1999 Наджва ар Рияхи аь-Кустатыни Герои и эпос крушения в романах Мунифа Тунис, 2001, Арабский роман реальность и перспективы Бейрут Дар Ибн Рушд, 1981 Ахмед Джасем аль-Хамиди Эпический герои в романах Абд ар-Рахмана Мунлфа 1-е изд Дамаск Азь-Ахали

Другие авторы уделяли внимание рассмотрению политических и культурных проблем, связанных с кризисом политического строя и культуры в арабском мире, а тагже различных аспектов взаимоотношений Востока и Запада в их отражении в творчестве М>нифа7 В последнем исследовании автор попытался остановиться на общих факторах кризиса арабской цивилизации, как они рассмотрены в романах Абд ар-Рахмана Мунифа, и показать таким образом проблем препятствующие развитию арабского общества

Методология исследования Для решения поставленных задач в основу диссертационного исследования был положен методы историзма, философской компаративистики и структурный метод

Новизна исследования Новизна и научная ценность исследования определяется как характером постановки, так и способом разрешения поставленных диссертантом задач, и заключается в том, что впервые в отечественной и зарубежной историко-фитософской науке предпринимается опыт анализа исгорическгх, культурных и экономических событий, произошедших в странах Персиды ого залива, с философской точки зрения

1 восполнен пробел в истории современной философии Арабского Востока, благодаря чему один из важнейших ее периодов предстает в новом освещении в контексте взаимодействия факторов новизны и патриархата, свободы и рабства, богатства и бедности, традиций и нигилизма,

2 впервые в отечественной и зарубежной литературе дано целостное представление об особенностях исторического процесса арабских стран на фоне не только одновременного взаимодействия различных идеологических влияний, но и в меняющихся общественных и политических условиях,

3 прослеживаются имплицитные аспекты, частные и общие проявления кучьтурных преобразований, произошедших под

7 Салех Ибрахим Кризт арабской цивилизации в произведениях Абд ар-Рахмат Мунифа 1-е изл Касабланка Арабский культур нын центр, 2004

влиянием нефтедолларовой культуры, а также их взаимодействие на политическую и культурную жизнь

4 проанализированы черты социальных и духовных перемен, зафиксированных в литературном творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа, выявлена их важность для гуманитарных наук с точки зрения философии глобальных проблем истории и культуры в современном арабском мире

5 в системном виде впервые в отечественной истории философии выявлена и проанализирована философия истории Абд ар-Рахмана Мунифа, отраженная в его литературном и критическом творчестве, а также проблемы культурно-политического диалога между Западом и Востоком

Теоретическая и практическая значимость работы Научно-практическая значимость диссертации связана с возможным применением содержащихся в ней материалов и выводов при дальнейшей разработке проблем истории философии и общественной мысли Арабского Востока, подготовке учебных пособий, программ, лекционных курсов и практических занятий по истории современной арабской философской мысли

Апробация работы Основные положения диссертационного исследования получили освещение в научных статьях и тезисах конференций Материал диссертации апробирован при ведении семинарских занятий по истории современной арабской мысли на кафедре истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН (2006г)

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН (11 января 2007г) и рекомендована к защите

Структура диссертации Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность избранной темы, выявляется степень ее разработанности, формулируются цель и задачи исследования, определяются объект и предмет исследования Кроме того, представлены методологическая основа диссертации, научная новизна и практическая значимость работы

Первая глава - «Философско-политическая пробтсматика в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа» - состоит из двух параграфов и посвящена анализу жизненной и творческой биографии Абд ар-Рахмана Мунифа В данной главе проясняются значимые для понимания философии истории Абд ар-Рахмана Мунифа фитософско-политические взгляды мыслителя

Первый параграф «Жизненный путь и литературное творчество Абд ар-Рахмана Мунифа» представляет собой попытку изучения взаимосвязи основных этапов жизненного пути с эвочюцией его философских взглядов

Отмечено, что в ранний период творчества мыслителя (1955-1958) бы-ю сильным влияние национальной идеи, можно также отметить некоторое влияние марксизма В этот период Муниф сближается с видными представителями египетской интеллигенции (А Хигази, М Амин аль-Алем, А Анис, М Хейкдль и др )

С 1958 года, год отъезда Мунифа в Югославию, начинается новый этап формирования его взглядов на социализм, основой чего стал югославский оггыт, который в отличие от советского был весьма специфичен В Югославии он в 1961 году потучает степень доктора экономических наук

В 1961 году наступает перелом политических взпядов Мунифа, что связано с его переездом из Югославии в Ливан В 1963 году обозначился глубокий кризис Е1 баасистской партии во главе с Мишелем Афляком, Муниф прекращает контакты с партией и уезжает в Багдад

Можно отметить, что уже в период с 1950 по 1961 год, начинается период разочарования Мунифа в своих политических идеалах, которое усиливалось по мере обнаружения того, насколько велика разница между идеями, в которые он верил, и их практической реализацией Именно это разочарование стало отправной точкой для начала поисков новых форм изменения существующего миропорядка - как в политической деятельности, так и в художественном творчестве Итогом стал уход Мунифа из «партийной» политической деятельности н появление у него огромного интереса к культуре

С 1964-1973 Муниф живет и работает в Сирии В 1973 юду он уезжает в Ливан, где работает в журнале «Аль-Баляг» вплоть до 1975 года, параллельно начав работу над своим первым романом «Деревья и убийство Мар-зука» Затем он возвращается в Ирак, где возпавляет научный журнал «Нефть и развитие, а в 1981 году уезжает во Францию

Во Франции вышли две первых части цикла «Города из соли» Этот роман получил большой успех и в арабском мире и за рубежом (был переведен на английский язык) В Саудовской Аравии книга была запрещена, а против самого писателя началась кампания по дискредитации

В 1986 году Муниф возвращается в Дамаск, где заканчивает пенюло-гию «Города »13 соли» и издает ряд работ Совместно с крупным драматургом Саадаллахом Ваннусом, критиком Фейсалом Дарраджем и другими писате-тями он издает журнал, но из-за финансовых трудностей его издание вскоре прекратитесь Вскоре он завершает трилогию «Земля скорби», выходит ряд его статей В 2004 году жизнь писателя обрывается

Во втором параграфе «Литература и политика в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа» анализируется соотношение читературы и политики в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа Отмечено, что именно политика привела Абд ар-Рахмана Мунифа к романистике Причем литература стала не формой бегства от почишки, а средством особого восприятия жизни Диссертант

дает краткое содержание основных произведений писателя, которые даны в хронологическом порядке

В своем первом романе, «Деревья и убийство Марзука» (1973), Муниф коснулся проблемы преследований интеллигенции при ее попытках борьбы с коррупцией в структурах власти Повесть «Языческая история любви» (1974) является единственным произведением Мунифа, посвященным теме любви В романе «Восточное Средиземноморье» (1976) изложены политические взгляды автора, согласно которым власть предстает репрессивным инструментом человеческой личности В романе «Когда мы оставили мост» (1976) Муниф повествует о бедствиях арабской нации Это произведение было написано в основнэм под впечатлением поражения арабов в июньской войне 1967 года В ро\ ане «Окончания» (1977) Муниф пытается выразить идею о том, как человек - где бы он ни жил - открывает в себе причастность к тайным силам бытия, которые превращают любовь и смерть в самые жестокие и самые благодатнее проявления природы Роман «Марафон» (1979) описывает соперничество великих держав за Арабский Восток - США и Великобритании Роман «Мир без карг» (1982), написанный Мунифом в соавторстве с Джаброй Ибрзхимом Джаброй, явился попыткой создать портрет современной арабской эпохи

Основное произведение Мунифа, роман «'Города из соли», состоит из пяти частей «Блуждание» (1984), «Ущелье» (1985), «Вариации ночи и дня» (1989), «Отставший от каравана» (1989) и «Пустыня тьмы» (1989) В этом эпическом произведении Муниф повествует об обнаружении нефти в Саудовской Аравии и о первых этапах создания ее государственности В романе прослеживаются события XX века, дана картина создания городов в пустыне, закрепления новых ценностей в пустынных краях, подчинения этих мест диктату американо-британских нефтяных компаний

Книга «Писатель и эмиграция» (1992) представляет собой сборник эссе, лекций, статей и интервью Мунифа, посвященных различным аспектам писа-

тельского искусства В книге «Демократия прежде всего, демократия всегда» (1992) Муниф излагает свои взгляды на демократию Для него она - залог не только понимания существующих проблем, но и их решения Это и условие развития общества, и его инструмент В ходе анализа произведений Абд ар-Рахмана Мунифа, диссертант также останавливается на исторической трилогии «Земля скорби» (1999), посвященной Ираку и его жителям В книге «Ирак заметки об истории и сопротивтении» (2003) Муниф рассказывает о борьбе иракцев против колонизаторов, о марионеточных «национальных» правительствах Сравнивая Ирак того времени с Ираком сегодняшним, автор замечает, история повторяется под лозунгами демократии и прав человека Ирак как и прежде подвергается насилию

Вторая глава - «Историческое время в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа» - посвящена анализу «исторического времени в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа»

В первом параграфе «Литературный текст и реальное историческое время» рассматривается то, как в литературном тексте писателя отражается реальное историческое время Диссертант отмечает, что Муниф, перенося фитософский принцип единства места и времени на создаваемые им различные художественны миры, старался таким образом выявить психологические механизмы и мотивы отдельных личностей, политических партий, сообществ и целых государств арабского мира Автор подчеркивает, что ни одна литературная работа не смогла изобразить драму арабского общества в регионе Персидского залива более реалистично по своему смыслу и историческому содержанию, чем это сделал Муниф в эпопее «Города из соли»

В первой и второй частях эпопеи (романах «Блуждание» и «Ущелье») реальный исторический период литературного действия предварительно можно отнести ко времени открытия нефтяных месторождений на Аравийском полуострове

«Блуждание» начинается с открытия нефти и прихода американцев на полуостров и заканчивается выступлениями рабочих Его хронологические рамки охватывают период с конца 30-х до начала 50-х годов Роман «Ущелье» начинается с объявления о смерти султана Хурейбита, затем следует эпоха султана Хазааля, продолжающаяся до конца 50-х годов, те начала правления султана Фанара Заметим, что этот исторический период характеризуется ростом политической сознательностью и знаменует начало освободите тьного движения В этот период наиболее результативно протекает политическая борьба на Аравийском потуострове и во всем арабском мире Самым ярким ее выражением был насеризм Роман «Блуждание» заканчивается событиями 1953 года, когда усилиями рабочего движения был сформирован «Фронт национальной реформы» В это же время возникает «Союз народа полуострова» по; руководством Насера ас-Саида «Фронт» в значительной мере испытывал Елияние социалистических идей насеризма, и воспринял некоторые его лозунги Он выступал за сотрудничество на демократической основе, планиров<ш проводить почитику позитивного нейтралитета, бороться за мирное сосуществование и противодействовать империализму, укрепляя связи с другими арабскими государствами и ратуя за установление экономических отношении с социалистическими странами

Текст ромага «Вариации ночи и дня» содержит глубокий анализ исторических событий и дает их широкую перспективу В «Вариациях ночи и дня» историческая перспектива устремлена сверху вниз В этом произведении писатель обращается к историческим корням возникновения и закрепления правите тьстве иной власти на Аравийском полуострове

В «Блуждании» автор стремился запечатлеть такие важные исторические события, как обнаружение нефти и вмешательство американцев в этот процесс Автор, чтобы проследить начало распада племенных отношений, повлекшее за собой человеческие трагедии и моральный упадок общества,

задумал реалистически показать, как эти события отразились на жизни простого человека, как изменилось его сознание

В целом можно сказать, что в романе были найдены достоверные и объективные параллели реальным историческим событиям и деятелям В то же время верность историческим событиям не ограничивает свободу Мунифа как художника, хорошо знакомого с исторической реальностью того времени В «Вариациях » отражены те социальные и исторические события, которые мало освещены в двух предыдущих романах На первый план выступают эмиры, британские чиновники, спонсоры власти, религиозные деятели все те, кто соглашается с властью Власть вроде бы творит историю, однако на самом деле это иллюзия исторического действия или история иллюзий государств, политика которых меняется вместе с ценами на нефть

Основная идея Абд ар-Рахман Мунифа - это отношения между историей и историческим небытием Существовать в истории для него значит осознавать происходящее, учиться на уроках прошлого, понимать настоящее, готовиться к будущему Исторический же застой означает, что человек принимает ту модель истории, которую навязывают ему внешние силы, и полагает, что она имеет отношение к историческому процессу

Второй параграф «Время и место география прошлого и будущего» посвящен теме соотношения времени и места в романах Абд ар-Рахмана Мунифа В «Городах из соли», отмечается в диссертации, время и место составляют единое целое это целостность прошлого и будущего, в которой «растворено» место Читатель наслаждается эстетикой простой жизни исполненной добра, ясности и благородства, несмотря на изолированность бедуинов от современного мира Все это изменяется с обнаружением нефти в этом регионе, что перевернуло жизнь коренного населения и стало причиной неравномерного перераспределения богатств Все три части эпопеи создают общее представление об эпохе правления султана Хазааля, закончившейся переворотом и приходом к власти его брата Период формирования государства за-

вершается с началом работы аппарата безопасности, контролирующим поведение людей

Можно сказать, что понятие места в романе органически связано со временем, так как оба используются Мунифом для описания исторических, социальных и политических категории Если для автора время - это извечный поток судьбы, то место - это то, что заключает в себе его природу Отсюда страстное желание автора проникнуть в лабиринт пустыни, т е образно выражаясь «поймать мираж, блуждающий по новому ландшафту торчащих нефтяных вышек» С помощью понятия места Муниф творит «новую историю пустыни», в которой соединились жестокость, надежда и страдания, связанные с трансформацией самого места

Диссертантом отмечен тот факт, что в романах Мунифа проводится идея того, что устремленность ввысь всегда была свойственна носителям высоких титулов и указывала на почетность положения Направленность же вниз приписывалась простому народу, побежденным Дома эмиров и дворцы султанов сгроились на возвышенностях в знак их господства и как указание остальным на высокие положение хозяина места Так перспектива места ста-аа подчиняться новому общественному устройству, которое основано на власти, деньгах, по ю кении, связях и психологии постоянного страха за будущее

Муниф попытался вскрыть механизм того, как место материализуется во времени, которое явтяется стержнем «городов из соли» С начала XX века месло формируеюя параллельно с формированием власти Вначале пространство быпо бесформенным, затем постепенно оно стало приобретать более четкие черты Этот процесс привел к угасанию одних мест и возникновению других, изменению характера третьих и вооруженным конфликтам в четвертых

В текстах Мунифа удивительным образом открываются подробности и причины этого действия, изображаются его основные фазы В начале XX века нефтянным местам не придавали значения Они были разбросаны в беспо-

рядке по пустыне, и в каждом был свой эмир Существование эмирата зависело от обилия дождей, степени защищенности от набегов других племен

Муниф не столько ставил себе задачей написать историю или переписать ее заново, сколько доказать идею того, что «устоявшаяся» история есть иллюзия, которую власть пытается всем навязать Он часто подчеркивает, что новая история аравийских государств не отражает истинного положения вещей По большому счету история - это история, которую пишет более сильный, создавая иллюзию правды Выход из иллюзорности Абд ар-Рахмана Мунифом осуществляется посредством критики слабого государства, созданного Западом

Третья глава - «Антропология духовных, экономических и социальных преобразований» - посвящена анализу антропологии духовных экономических и социальных преобразований в произведениях Абд ар-Рачмана Му-нифа

В первом параграфе «Нефть как основной проводник социально-экономических преобразований» рассматривается вопрос об отражении гемы нефти как основного проводника социально-экономическнх преобразований в романах писателя Отмечается, что именно пустыне и нефти придается го особое значение, какое другие писатели придают морю или лесу

По мысли Мунифа, обнаружение нефти нарушило размеренную и независимую жизнь пустыни При этом духовное и социально-экономическое противоречие заключалось в том, что эта черная жидкость стала символом крови В этом художественном описании нам открывается разрушительное действие нефти на духовную жизнь жителей полуострова

Имеющиеся в нескольких арабских странах нефтяные богатства и возможности, которые предоставляет их разработка, привели к изменению баланса сил и изменению образа жизни В странах, производящих нефть, возникли новые условия жизни, изменился экономический порядок Новый экономический порядок теперь связан с мировыми рынками и держится на экс-

порте нефти и импорте товаров широкого потребления, техники и системы безопасности Ре ¡ультатом «нефтяного переворота» стало противостояние между старым и -ювым классами буржуазии Открытое противостояние завершилось господством новой прослойки в Ираке, Алжире и Ливии и неявным господством старой буржуазии в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах и в остальных государствах Персидского залива Муниф считает, что проблема нефти наряду с палестинской проблемой стали разнонаправленными векторами, приведшими к современному состоянию дел в регион«, что «игра с нефтыо в ее негативных последствиях не менее опасна, чем палестинская проблема Если раньше арабам предоставлялась возможность преодолеть отставание и сделать новую жизнь более светлой посредством нефтяных богатств, то сегодня эта возможность упущена или почти упущена И арабы снова станут бременем для всего мира и для самих себя» Последствия могут стагь катастрофическими, когда закончится нефть, и «города у з соли», которые были воздвигнуты, растворятся

В «Городах из соли» и «Марафоне» открытие нефти становится самым крупным и самым существенным историческим событием Она есть начало и конец всего Она же является стержнем «Марафона», хотя в романе нет прямого указания на нее Здесь нефть стоит в тени всех событий и движет ими

Расхожденид двух романов в теме нефти касаются художественных средств, избранных Абд ар-Рахманом Мунифом В «Городах из соли» она источник основного события, поскольку роман связан с обнаружением и разработкой нефти, от нее происходит шум и возгорается пламя Отправная точка основных событт «Марафона» далека от времени обнаружения нефти, в романе описываются ее последствия и международная борьба за владение его

Многие молодые жители пустыни начали работать на американские компании, вложившиеся в нефть Возник новый образ жизни, новые привычки, новые традиции, новые ценности То, что обрисовал Абд ар-Рахман Муниф, было отчуждением человека, общества, ценностей, понятий, земли, ис-

тории и богатства Бедуины были хозяевами пустыни, но она была присвоена чужаками, и настоящими хозяевами стали американцы

В романе «Марафон» Муниф рассматривает один из эпизодов международной борьбы за нефть и анализирует американо-британскую конкуренцию за иранскую нефть

Кроме политического кризиса, Муниф изображает экономические проблемы, от которых в то время страдал народ Экономический аспект нефти тесно связан с политикой Финансовые потоки собирались в руках политической верхушки и не вкладывались в развитие экономики Нефтяная отрасль предоставила дополнительные рабочие места, но не сделала рабочих счастливыми, не обеспечила стабильность

Во втором параграфе «От патриархальных отношений к «патриархату долларов» диссертант рассматривает отражение в творчестве Мунифа процесса перехода аравийского общества от патриархальных отношений к «патриархату долларов»

Как отмечается в исследовании, в литературном насчедии Мунифа мы обнаруживаем ряд исчерпывающе изложенных пробтем, связанных с древними патриархальными устоями арабского общества Среди них - проблемы, затрагивающие природу патриархальной власти и ее отражение в духовно-культурной и социально-политической сферах

Муниф осознавал, что общество, им порицаемое является патриархальным обществом, породившим патриархальную власть, которая использует репрессивные меры по отношению к оппозиции

В романе «Восточное Средиземноморье» патриархальная власть распространяет свой террор и принимает жестокие меры безопасности, превращая государство в большую тюрьму и разделяя общество на заключенных и палачей Патриархальная власть проводит террор через интеллектуальное, духовное и физическое подчинение своим постановтениям Народ оказывается зажатым между фундаментальной строгостью и моральным нигилизмом

В культурной сфере патриархальная власть подразумевает беседы в канцеляриях, на заседаниях и в кофейнях, поскольку отсутствует независимые СМИ, интеллектуальныз клубы, периодические издания и др

Такая втас"ь обещает демократические свободы, свободные выборы, специализированные советы и контролирующие органы Но все это откладывается на следующий год или просто «забывается» Такая власть постоянно увеличивает пропасть между богатыми и бедными Она делает все, чтобы усилить связи чеювека с властными и племенными структурами, одаривает последних, чтобы заручиться их поддержкой Власть, заинтересованная в сохранении племенных отношений, раздает подарки, разграбляя богатства страны Власть держится за счет политики расслоения общества и распреде-тения иривилепп между регионами, кланами и классами в соответствии с их лояльностью втасти и за участие в укреплении и распространении ее влияния В третьем параграфе «Радикальность внешних перемен и прочность традиционных ценностей» анализируется отражение в произведениях Абд ар-Рахмана Мунифа радикальности внешних перемен при прочности традиционных ценностей в аравийских обществах

Муниф в сьоих романах описывает исторической драмы, проистекающей из-за отказа перейти от традиционных отношений, предшествующих современному государству, к модернизации и современности Из этой драмы вытекает целый ряд проблем в обтасти социальных отношений и общественных ценностей, а также общественного и личностного поведения В этих романах, как и в современном арабском обществе, основы социальной стратификации в романах Мунифа зависят от Собственности на землю, независимости политика, управленца и чиновника

Неимущие составляют большинство среди героев писателя Они страдают от несчастья, тишений и трудных условий жизни, неспособности приспособиться к соьиальным переменам Рост нищеты в произведениях Мунифа свидетельству« т о том, что общество движется по наклонной вниз Но ни-

кто не замечает неимущих, никто ими не занимается В романах мы находим определенные формы общественного сознания это проявляется в возникновении партий, борющихся за социальные и политические перемены

Фокусом всех противоречий и исторических искажений в странах Залива, которые произошли после обнаружения нефти, распада патриархальных отношений и их одновременного укрепления во власти, стала женщина Поскольку Муниф не рассматривал проблему арабской женщины в отрыве от общего социально-культурного контекста, среди исследователей творчества Мунифйа преобладает мнение, что женщина не играет главной роли в произведениях Мунифа По мнению диссертанта, это не совсем соответствует истине. та как Муниф касается положения женщины в странах Персидскою залива не под политическим или идеологическим взглядом, а затрагивая реальность, исчезнувшей с крушением традиционных ценностей В его романах мужское общество утверждает слабость женщины и необходимость ее подчинения мужчине

Социальная болезненность общества представлена не только в «Городах из соли» и не только внутри одного класса Одно из ее проявлений - разврат Эта картина внутренней болезненности некоторых членов общества указывает на их тревожность и потеряньость («Деревья и убийство Марз>-ка») Угол зрения расширяется в «Земле скорби», где распутство перетета-ется с политикой и шпионажем Здесь же показана трагедия падших женщин которым общество не дает шанса выйти из порочного круга

Брак в произведениях Мунифа, как правило, это социальный институт, в котором стирается рочь индивида, и его личные жетания приносятся в жертву обществу и семье Большинство браков в романах - социальные события, которые в большей степени касаются всей семьи, чем вступающих в брак Действительными социальными критериями при выборе супруга явтя-ются положение в обществе, состояние, сиаа Таким образом Абд ар-Рачман

Муниф отражает и остро критикует ограниченность и социально-экономическое, политическое и духовное опустошение

В четвертой главе - «Понятие политической власти и развитие аравийского государства в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа» - диссертант анализирует понятие политической власти и тему развития аравийского государства в твор^стве Абд ар-Рахмана Мунифа

В первом параграфе «Зарождение аравийского государства и этапы его развитая» дан краткий экскурс истории зарождения аравийского государства и основных этапсв его развития

Для Муниба, отмечается в диссертации, власть является синонимом государства и эта власть испытывала сильное иностранное влияние Историю этого государства он считал иллюзорной, искусственной, чем и объяснял ее застойность и неточность все ее достижения, писал он, сияют ослепительной белизной и крепки под лучами солнца, среди голой пустыни, но быстро тают под каплями дождя, при вечерней росе, под ручьями и морскими волнами, то есть по£ воздействием всего, что исполнено движения и жизни Эта идея Мунифа в классическом виде присутствует в «Городах из соли»

В «Города? из соли» мы видим три этапа развития аравийского государства, которое подробно описывает Абд ар-Рахман Муниф Первый этап -это рождение ксролевства, созданное султаном Хурейбитом при внешней поддержке Гамильтона Второй этап - это период мировых политических потрясений, и его героем па внутриполитической сцене выступает султан Хаза-аль Третий этап - это укрепление границы, режима и отношений государства с внешним миром; некоторые специфические черты данному этапу придало правление султана Фанара

В романах Абд ар-Рахмана Мунифа редко говорится о правительстве в современном понимании этого слова В «Городах из соли» один из персонажей говорит «Дворец - это и есть правительство, это и есть государство» Внешне положение несколько изменилось при султане Фанаре В годы его

правления появляются министры, но обычно они являются братьями султана или членами его ближайшего окружения На практике правительство не могло ни в чем противоречить султану Он один имел право назначать, отправлять в отставку или менять министров в любой момент и по любой причине

В своих романах, особенно в «Городах из соли», Абд ар-Рахман Муниф точно подметил примитивный характер административного устройства Так, Хурейбит повсюду возил с собой свою канцелярию, которая и была всей его администрацией Она представляла собой сундуки с огромным количеством бумаг, которые возили на специально выделенных для этой цели верблюдах Заведовал ими человек, который, когда архив слишком разросся, был вынужден завести специальную тетрадь для составления их описи, а верблюдов пометил особым клеймом Но как бы ни «развивалось» такое государственное управление, его главной целью оставалось исполнение воли султана

Иначе обстояло дело с органами безопасности и секретными службами Американцы взяли эти функции непосредственно на себя Они перестроили органы безопасности в соответствии с целями своей политики, поставили перед ними необходимые задачи, пригласили для работы в этих органах специалистов из США и Германии В дальнейшем была установлена связь между спецслужбами и посольством США

Интересен тот факт, что в большинстве романов Абд ар-Рахмана Му-нифа, посвященных жизни общества, мы не находим упоминания о конституции Он подчеркивает, что государства, существовавшие в этом регионе в конце XX века, являются племенными государствами, не имеющими конституций Их отсутствие вытекало из особенностей появления этих государств, из теменного и кланового характера их устройства По той же причине в этих государствах отсутствует настоящее судопроизводство В «Городах из соли» Хурейбит, например, выносил смертные приговоры и не раз лично приводил их в исполнение

Показывая эволюцию государства, становление и деятельность его учреждений, Абд ар-Рахман Муниф хотел раскрыть природу исторического и культурного повреждения, произошедшего в этом государстве В этом повреждении ои усмотрел закономерный результат испорченности самих его основ Все в нем было создано по воле внешних сил, а потому все в нем работает по правилам, не имеющим ничего общего с логикой внутреннего развития, общественным благом и идеей современного государства

Во втором параграфе «Запад и авторитарное государство» диссертант рассматривает отражение в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа проблемы взаимоотношений Запада и авторитарного государства

В «Городах из соли» Муниф описал приход на Восток Запада как колониальной силы, которая посте первой мировой войны проникла сначала в прибрежные города, а потом и в племенные общества В «Городах из соли» он показал отрицагепьные черты западного влияния на арабский мир

В первый период, связанный с присутствием англичан, власть в отношении с населением притворно демонстрировала приверженность шариату, как это показано в «Городах из сочи» Но ситуация стала меняться после второй мировой войн л в связи с присутствием американцев правила игры изменились в соответствии с новыми методами, которые использовали США Американцы стали практиковать экономическое и политическое влияние и, наконец, открыто - насилие и террор

Государство нуждалось в поддержке извне, так как было внутренне слабым Менялись только формы зависимости, содержание же оставалось прежним Если в истории региона межвоенный период был периодом гегемонии, то после второй мировой войны наступила эпоха контроля 60-е годы стали третьим периодом, характерными чертами которого стала максимальная подчиненность осуществление англо-американских планов в регионе Все эти этапы нашли отражение в романах Мунифа, в глазах которого спе-

цифика авторитарного государства, была порождением империалистического Западу

Таким образом, западный капитализм контролирует прави гельство, администрацию и армию, и экономический монополизм остается одним из проявлений этого контрочя, что вызывает подозрительность и сграх Растет коррупция, истощаются нефтяные деньги, находящиеся в руках эмиров и их приспешников, и становится очевидной важная истина главная забота авантюристов, приезжающих с империалистического Запада - получить деньги любым путем

Экономика уподобилась азартной игре, авантюре, а потому стала привлекательной для всякого рода новых пиратов, как местных, так и зарубежных «Города из соли» стали ареной конфликтов между авантюристами -торговцами оружием, тайными агентами и ворами Правитеть и его окружение стали бочьше говорить о ценах, об условиях оплаты, о почучении денег и подарков, чем о возведении новых объектов или о чем-либо другом Главными и единственными предметами заботы стали присвоение богатств, сита и власть В то же время правители тратили огромные бюджетные средства, демонстрируя заботу о повышении уровня жизни населения Однако и эти суммы не превосходити огромных «комиссионных», которые потучали их хозяева

В Заключении изложены основные выводы проведенного диссертационного исследования

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора

1 Абузаид Талат Время и место география прошлого и будущего в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа Вестник РУДН Серия ИСТОРИЯ №3 (7) 2006, с 15-19

2 Абузаид Талат Идейно-политические аспекты творчества Абд ар-Рахмана Мунифа //Вестник РУДН Серия ФИЛОСОФИЯ №1(13) 2007, с 99-104

АБУЗАИД ТАЛАТ Философия истории в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа

Диссертация посвящена изучению философского осмысления исторического процесса развития государственности в Персидском заливе, получившее отражение в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа

Автор анализирует важные философские понятия и категории, используемые Абд ар-Рахманом Мунифом в своем творчестве, проводит текстологический анализ его произведений Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые ставится и дается попытка анализа философии истории в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа

В диссертации показана и проанализирована эволюция философско-политических взглядов мыслителя

ABUZAID TALAT Philosophy of History in the works of Abd ar-Rahman Mumf

The thesis deals with the mam philosophical ideas of history m the works of Abd ar-Rahman Mumf

The author analyzes the important philosophical concepts and the categories used by Abd ar-Rahman Mumf m his works The special attention is paid to the philosophical and political views of the thinker

On the example of analysis of political sphere the author defines mechanisms of functioning of traditional power and its contradiction with the western values imposed on Arabic society

Подписано в печать -/<3 ОУ.Рб, Формат 60x84/16. Тираж'У&^экз. Усл. печ. л. -/Заказ О

Типография Издательства РУДН 117923, ГСП-1, г. Москва, ул. Орджоникидзе, д 3

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Абузаид Талат

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА

В ТВОРЧЕСТВЕ АБД АР-РАХМАНА МУНИФА.

§ 1. Жизненный путь и литературное творчество Абд ар-Рахмана Мунифа

§ 2. Литература и политика в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа.

ГЛАВА ВТОРАЯ. ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ В ТВОРЧЕСТВЕ АБД АР

РАХМАНА МУНИФА.

§ 1. Литературный текст и реальное историческое время.

§ 2. Время и место: география прошлого и будущего.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. АНТРОПОЛОГИЯ ДУХОВНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ И

СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ.

§ 1. Нефть как основной проводник социально-экономических преобразований.

§ 2. От патриархальных отношений к «патриархату долларов».

§ 3. Радикальность внешних перемен и прочность традиционных ценностей.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ И РАЗВИТИЕ АРАВИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ АБД АР

РАХМАНА МУНИФА.

§ 1. Зарождение аравийского государства и этапы его развития.

§ 2. Запад и авторитарное государство.

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по философии, Абузаид Талат

Актуальность темы исследования обусловливается целым комплексом фактором, среди которых можно обозначить те, которые имеют непосредственное отношение к философии истории в целом, и те, которые относятся к специфике национально-исторического процесса в частности. Мировая история, являющаяся совокупностью отдельных национально-исторических процессов различных регионов земного шара, представляет собой масштабный процесс, который невозможно связать с каким-то отдельным политическим направлением, отдельной личностью, школой, доктриной, идеологией, поскольку сам анализ исторического процесса предполагает взаимодействие и противостояние различных политических направлений, школ, идеологий и личностей. Взаимодействие всех этих факторов может быть отражено в некой философской системе, в подробном описании политической истории, или же в исследованиях социологических и политологических наук. Вместе с тем, существует также и возможность литературного описания взаимодействия упомянутых факторов. Подобное описание подразумевает умение автора художественными приемами выразить свое критическое отношение к действительности, и часто содержит большой философский потенциал, расширяющий диапазон рациональной критики общественной, политической и этической жизни в том или ином государстве. Такой подход иллюстрирует то, что можно назвать «моральным, культурным и духовным соучастием» в формировании рациональных альтернатив философского мышления. В качестве примера подобного соучастия в истории новейшей арабской политической мысли и художественной литературы выступает творчество Абд ар-Рахмана Мунифа, который считается одним из корифеев современной арабской литературной и общественнополитической мысли, исследователем личности, ее индивидуальности и сущности, сумевшим адекватно отразить проблемы эмиграции. Творчество Абд ар-Рахмана Мунифа, сумевшего с точностью отобразить историю становления государственности нового типа в странах Персидского залива и критически рассмотреть ряд проблем арабского общества, представляет интерес не только для литературоведов, но и для философов, политологов и историков.

В многочисленных литературных произведениях Абд ар-Рахмана Мунифа мы обнаруживаем философское и политическое видение проблем, критическое отношение к современному арабскому государству, власти, диктатуре, моральному и духовному кризису, крушению традиций, тотальной подчиненности и зависимости Арабского Востока от Запада. В его работах показан структурный кризис государственной власти, общества, культуры и личности, вызвавший конфронтацию между структурами власти и народом.

Изображая действительность, Абд ар-Рахман Муниф отражает историю развития современного арабского государства, на различных этапах которого возникали проблемы, негативным образом воздействовавшие на перманентный «переходный период», переживаемый арабским миром. Отсюда возникло такое явление как сосуществование факторов новизны и патриархата, свободы и рабства, богатства и бедности, традиций и нигилизма. Сосуществовало все то, что в итоге создавало странный по форме и содержанию сплав, который и стал материалом критики Абд ар-Рахмана Мунифа, стержнем его фило-софско-политических и идейных интересов. Итогом размышлений Абд ар-Рахман Мунифа стал вывод о том, что любая культура представляет собой своеобразный океан, включающий разнообразие исторического бытия народов. В могуществе и силе культуры заключены судьбы целых народов. Эта идея постоянно присутствует в творчестве

Абд ар-Рахмана Мунифа и ее реконструкция является основой метода изучения огромного философского и общественно-политического наследия мыслителя.

Значимость изучения и анализа философских и политических взглядов Абд ар-Рахмана Мунифа обусловлена, прежде всего, адекватностью отражения в них реалий государства, общества и культуры современного арабского мира. Следует также заметить, что исследование творчества Абд ар-Рахмана Мунифа имеет большое научное и практическое значение для анализа адекватного положения вещей в молодых государствах. В этом отношении арабские государства, расположенные в зоне Персидского залива, представляют собой на сегодняшний день образцы молодых государств, в которых уживаются с одной стороны патриархальные традиции, а с другой - колоссальные материальные возможности воплощения технических достижений западной культуры. Последнее позволило Абд ар-Рахману Мунифу сформировать структурные модели, которые получили образное наименование - «города из соли». Смысл и значение этой метафоры состоит в следующем: излишек соли приносит горечь, ее недостаток лишает пищу вкуса. Государства, обладающие небывалыми нефтяными ресурсами, сталкиваются с характерными культурно-политическими проблемами. Философский анализ творчества Абд ар-Рахмана Мунифа, реконструкция его философской модели истории позволяет лучше понять причины специфических проблем в истории, культуре и политике стран Персидского залива.

Актуальность диссертации обусловлена тем, что впервые в отечественной и зарубежной литературе дан анализ работ известного арабского мыслителя Абд ар-Рахмана Мунифа, в творчестве которого получила отражение понимание культуры как способ трансляции исторического бытия наций и народов. Работа по реконструкции данной идеи в художественном и критическом творчестве мыслителя позволила по-новому интерпретировать взаимодействие политики и культуры в странах Персидского залива, по иному трактовать ключевые события историко-философского процесса в этих странах. Исследование, взятое в целом, позволяет не только воссоздать в деталях ситуацию, обусловившую структурный кризис государства, общества, культуры и личности в странах Аравийского полуострова, но и понять существующую конфронтацию между гуманистическими исламскими ценностями и экстремистскими тенденциями в регионе, а в дальнейшем и способствовать ее разрешению.

Цель и задачи исследования Основная цель предпринимаемых в диссертации изысканий состоит в том, чтобы исследовать философские и политические аспекты творчества Абд ар-Рахмана Мунифа, его критические взгляды на реалии современного арабского (аравийского) государства, их проявления в социальной, духовной и культурной сферах.

В диссертации ставятся следующие задачи:

1. дать анализ творческой биографии Абд ар-Рахмана Мунифа;

2. дать сравнительный текстологический анализ соотношения литературного текста и исторической реальности в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа;

3. проследить эволюцию представлений о политической власти и развитии государства в романах Абд ар-Рахмана Мунифа;

4. рассмотреть авторское видение феномена патриархальности в государстве и общественных отношениях;

5. показать особенности «авторитарного государства» и «нефтедолларовой культуры».

Степень и уровень изученности проблемы Романы Абд ар-Рахмана Мунифа и его литературное творчество в целом являются объектом пристального внимания и исследований теоретиков, литературоведов, культурологов, социологов, политологов, специалистов в области СМИ и историков. Его творчество имеет важнейшее значение для понимания механизмов зарождения и развития политической власти, а также становления авторитарного государства, прежде всего, в аравийском обществе. В работе проанализированы различные литературные и политические сочинения Абд ар-Рахмана Мунифа, а также многочисленные работы, посвященные изучению его творческой и жизненной биографии.

В целом можно отметить, что исследования, посвященные биографии мыслителя, акцентировали различные стороны жизни Абд ар-Рахмана Мунифа, выявляя влияние тех или иных жизненных событий на его литературное творчество и политические взгляды. Основой ряда подобных сочинений стали отрывочные интервью и статьи, написанные Абд ар-Рахманом Мунифом1. Можно отметить также наличие полноценных биографических описаний, в которых личная жизнь Мунифа отражена с первых лет до самой кончины2. И, наконец, те биографические работы, авторы которых попытались написать «портрет» мыслителя на основе его мемуаров и дневников. В частности многие авторы опирались на то, что книгу Мунифа «Писатель и эмиграция»3, где он коснулся проблем арабского романа.

Между тем многие исследователи, уделяя внимание изучению общества в странах Аравийского полуострова, рассматривали его сквозь призму творчества Мунифа, который показал характер внутренних изменений в аравийском обществе, произошедших после об

1 Субхи ат-Таан. Литературный мир Абд ар-Рахмана Мунифа. 1-е изд. Дамаск: Дом исследований и публикаций «Канаан», 1995.

2 Мухаммед аль-Кашаами. Перелет благородной птицы. 1-е изд. Бейрут: Дар аль-Кунуз, 2003.

3 Абд ар-Рахман Муниф. Писатель и Эмиграция. 1-е изд. Бейрут: Дар ал-фикр аль-джадид, 1992. наружения нефти, и многообразные последствия этого события для разных сфер жизни. Эти работы тесно связаны с анализом антропологических, психологических и этических аспектов творчества Мунифа4. Сюда же следует отнести исследования, в которых затрагиваются проблемы места, времени, воспоминаний, истории и их отражения в жизни и творчестве5. Некоторые авторы сосредотачивалась на этических аспектах сочинений Мунифа, стремясь показать трагические стороны новой и современной арабской действительности6.

Другие авторы уделяли внимание рассмотрению политических и культурных проблем, связанных с кризисом политического строя и культуры в арабском мире, а также различных аспектов взаимоотноу шений Востока и Запада в их отражении в творчестве Мунифа . В последнем исследовании автор попытался остановиться на общих факторах кризиса арабской цивилизации, как они рассмотрены в романах Абд ар-Рахмана Мунифа, и показать таким образом проблемы, препятствующие развитию арабского общества.

Методология исследования Для решения поставленных задач в основу диссертационного исследования был положен методы историзма, философской компаративистики и структурный метод.

Новизна исследования Новизна и научная ценность исследования определяется как характером постановки, так и способом разрешения поставленных диссертантом задач, и заключается в том, что впервые в отечественной и зарубежной историко-философской науке

4 Шакер ан-Наблуси. Область пустыни. 1-е изд. Бейрут: Арабский фонд исследования и публикаций, 1991.

5 Марьям Хальфан Хамд. Место в романах Мунифа / Диссертация. Каирский университет, литературный факультет, отделение арабского языка, 1992; Мустафа Абд аль-Гани. Выход из истории. Каир: Генеральное египетское объединение писателей, 1993; Наджва ар-Рияхи аь-Кустатыни. Мечта и поражение в романах Мунифа. Тунис: Факультет гуманитарных и общественных наук, 1995.

6 Абд аль-Хамид аль-Махадин. Бейрут: Арабский фонд исследований и публикаций, 1999; Наджва ар-Рияхи аь-Кустатыни. Герои и эпос крушения в романах Мунифа. Тунис, 2001; Арабский роман: реальность и перспективы. Бейрут: Дар Ибн Рушд, 1981; Ахмед Джасем аль-Хамиди. Эпический герой в романах Абд ар-Рахмана Мунифа. 1-е изд. Дамаск: Аль-Ахали.

7 Салех Ибрахим. Кризис арабской цивилизации в произведениях Абд ар-Рахмана Мунифа. 1-е изд. Касабланка: Арабский культурный центр, 2004. предпринимается опыт анализа исторических, культурных и экономических событий, произошедших в странах Персидского залива, с философской точки зрения.

1. восполнен пробел в истории современной философии Арабского Востока, благодаря чему один из важнейших ее периодов предстает в новом освещении: в контексте взаимодействия факторов новизны и патриархата, свободы и рабства, богатства и бедности, традиций и нигилизма;

2. впервые в отечественной и зарубежной литературе дано целостное представление об особенностях исторического процесса арабских стран на фоне не только одновременного взаимодействия различных идеологических влияний, но и в меняющихся общественных и политических условиях;

3. прослеживаются имплицитные аспекты, частные и общие проявления культурных преобразований, произошедших под влиянием нефтедолларовой культуры, а также их взаимодействие на политическую и культурную жизнь.

4. проанализированы черты социальных и духовных перемен, зафиксированных в литературном творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа, выявлена их важность для гуманитарных наук с точки зрения философии глобальных проблем истории и культуры в современном арабском мире.

5. в системном виде впервые в отечественной истории философии выявлена и проанализирована философия истории Абд ар-Рахмана Мунифа, отраженная в его литературном и критическом творчестве, а также проблемы культурно-политического диалога между Западом и Востоком

Теоретическая и практическая значимость работы Научно-практическая значимость диссертации связана с возможным применением содержащихся в ней материалов и выводов при дальнейшей разработке проблем истории философии и общественной мысли Арабского Востока, подготовке учебных пособий, программ, лекционных курсов и практических занятий по истории современной арабской философской мысли.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философия истории в творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из проблем, наиболее живо обсуждаемых представителями современной философской и политической мысли в арабском мире, является проблема государства и национализма. Не случайно в XX веке над ней задумывались многие теоретики и практики в арабском мире. С одной стороны, эта проблематика «политизировалась», с другой - служила предметом для философских и футурологических размышлений. В лице Абд ар-Рахмана Мунифа мы встречаем человека, ярко иллюстрирующего этот факт. Посвятив себя на первом этапе изучению экономики, он прошел через занятия политикой и пришел к литературе, чтобы с ее помощью вновь вернуться к политике и экономике, но уже с другими критериями и с иными воззрениями - взглда-ми человека, обогащенного познаниями в экономике и политике. Поэтому его книги в современном арабском мире являют собой яркий пример анализа проблем истории, государства, культуры и политической жизни - всего, что по своим посылкам и целям составляет основы философии, политологии и социологии.

Политика привела Абд ар-Рахмана Мунифа к созданию романов. В своей творческой работе он понял, что литература, писательский труд обладают не меньшим влиянием на людей, чем политическая жизнь, политическая работа как таковая. Поэтому литература была для него средством восприятия жизни и политических проблем. Так ему удалось соединить две области, обладавшие максимальным воздействием на людские умы и придававшие ему способность видеть истины, скрытые от других. Его жизненный путь и литературное творчество доказали, что политика - не единственный способ защититься от трудностей и проблем эпохи. Для него литература была скорее средством выражения сути этих проблем. С одной стороны, этот факт свидетельствовал о незрелости политической жизни и политических партий в арабском мире, но с другой стороны, он имел дополнительную «легитимность», так как доказывал, что драма политической жизни не является монополией политической науки. Горький политический опыт Абд ар-Рахмана Мунифа заставил его отойти от занятия политикой напрямую и найти ей замену в литературе. Это говорит об узости политики и широте духа литературы. Уход от политики побудил Абд ар-Рахмана Мунифа заняться сочинительством романов, то есть уйти на широкий, истинно демократический простор. Он ушел от мира политических партий с их межплеменными и межрелигиозными конфликтами, чтобы вернуться к жизни с ее великими вопросами, чтобы решать их в дискуссиях, диалоге и критическом пересмотре приоритетов.

В творчестве Абд ар-Рахмана Мунифа зримо видна истина, гласящая, что об истинном творчестве, каким бы ни были его источник, содержание и форма, судят по его способности отображать исторические факты и реалии национального и культурного самосознания. Эта черта отличала и творчество Абд ар-Рахмана Мунифа, одновременно изображавшего действительность с ее проблемами, и вечность, следуя историческому мировоззрению, обращенному на будущее. Философское единство времени и места он перенес на жизнь во всех ее проявлениях. С помощью этого принципа он пытался показать все свойства и тонкости жизни отдельных людей, партий, обществ и государств арабского мира. И это изображение ставит проблемы прошлого и будущего как неразрывное целое, рассматривая их как проблемы реальной истории.

В центре его внимания всегда была современная история, потому что в ней он видел предпосылки к настоящему. Эти проблемы занимают центральное место в большинстве его произведений, особенно в романе «Города из соли». Он подходил к ним в высшей степени объективно, глубоко погружаясь в подробности общественной и частной жизни, чтобы подтвердить свою мысль: бытие в истории предполагает ее знание и усвоение ее уроков: лишь при таком условии можно понять настоящее и подготовиться к будущему. Что касается склонности жить в истории такой, какова она есть, то она означает, что человек остается погружен в господствующую историческую реальность, в историю, которую пишут за него его триумфаторы-хозяева, и, таким образом, вращается в орбите иллюзий. Но альтернатива есть: нужно расстаться с иллюзорной историей или с иллюзией истории, освободившись от нее и восстав против нее.

Такова критическая философия, с позиций которой Абд ар-Рахман Муниф критически подошел к истории современного арабского государства, и прежде всего - государств Аравийского полуострова. Он хотел не столько переписать или пересмотреть историю, сколько подчеркнуть, что «история» арабского государства на Аравийском полуострове - лишь вымысел, и что этот исторический вымысел власть пытается навязать всем. Отсюда его идея о том, что история этих новых государств - лишь нагромождение лжи и измышлений. Хотя история в целом является историей победителей и отражает их точку зрения, в большинстве своем они склонны одно и то же событие описывать совершенно по-разному. Не всегда это происходит из-за недобросовестности человека или забывчивости: бывает, что причиной тому становятся временные условия и диктуемые ими соображения. Иногда это следствие мелких недомолвок и вымыслов, которые, накапливаясь, создают впечатление абсолютной правды, или единственно верное изложение вымышленной истории. Абд ар-Рахман Муниф предпринял попытку покончить с верой в этот вымысел, подвергнув критике слабое государство и роль Запада (Англии и США) в его становлении.

Абд ар-Рахман Муниф проследил «вымышленную историю» аравийского государства (и прежде всего Саудовской Аравии), раскрыв искусственность его природы и практически полной его связанности с планами Запада (сначала Англии, а впоследствии Америки). Проследив ход развития этого государства, становление и функционирование его институтов, он показал природу произошедшего при этом исторического и культурного сбоя. Этот сбой, считал он, был естественным следствием ветхости самой первоосновы государства: все в нем было создано волей внешних сил, а следовательно, функционировало вне всякой связи с логикой саморазвития, понятием об общественном благе и о том, что представляет собой современное государство. Результатом этого стало увязание государства в воспроизводстве «авторитаризма» - формы правления, идеально подходящей для укрепления и расширения системы материального и духовного насилия. Он пришел к выводу, что история власти, порядков и институтов, зародившихся, сформировавшихся, получивших реальное содержание и специфические функции в крае, который Абд ар-Рахман Муниф назвал «городами из соли» - то есть в странах Аравийского полуострова (и прежде всего в Саудовской Аравии), - есть подчинение и самовластие: подчинение иностранцам и авторитаризм по отношению к обществу. Отсюда проблема внешнего (Запада) и внутреннего (репрессивной власти), взаимосвязь которых определила ход истории современного аравийского государства. Эта взаимосвязь была естественным итогом контроля западного капитализма над правительством, аппаратом и армией в государстве, державшемся на страхе и грабеже. Местному капитализму оставалось только одно: вращаться в орбите мирового империализма. Это вращение по кругу превратило «строительство экономики» в «городах из соли» в поле для тотальной коррупции, воровства, перетекания доходов от нефти в руки эмиров и их окружения, для нашествия авантюристов, прибывавших из стран империалистического Запада. Они не помышляли ни о чем, кроме обогащения, и встречали в стране лишь тех, кто сам стремился попасть им в подчинение. Жадность двигала ими, а эгоцентризм и эгоизм предопределяли каждое их слово и действие. Поэтому, был убежден Абд ар-Рахман Муниф, блестящие преобразования в странах Залива были не более чем декором. В них он видел лишь изменения, которые в своей совокупности создали достаточно странную и специфическую ситуацию. Взгляды Абд ар-Рахмана Мунифа в определенной степени отличались вкусовым интуитивизмом и националистическим духом при оценке всех происходивших вокруг него изменений. Но это нисколько не умаляло реализма в показе того, что его угнетало, и чему он хотел найти альтернативу. Не случайно проблема государства, власти и культуры составляла главный предмет его внимания как литератора, политика и мыслителя.

Он считал, что аравийское государство - это только власть, поскольку власть считала себя государством. Ибо, оценивая историю и перспективы существования аравийского государства, он считал, что оно являлось не более чем властью, подчиненной иностранной силе и слабой по своим внутренним опорам. Именно поэтому он считал его историю вымышленной и искусственной. Отсюда, по мысли Мунифа, вытекали его топтание на месте, застойность и нестабильность. И именно эта ситуация придала власти органически репрессивный, деспотический характер. Здесь не обошлось без влияния западной империалистической политики. Более того, Абд ар-Рахман Муниф подчеркивал, что сложившаяся ситуация была результатом этой политики. Империалистическим государствам удалось прибрать к рукам богатства зависимого государства. В бескрайней пустыне страны «городов из соли» огромные барыши получали сначала британские фирмы и их агенты, а впоследствии подобные же преимущества получил американский империализм, что позволило ему подготовить почву для разведки и добычи нефти. Вот какой вывод сделал Абд ар-Рахман Муниф из конечных итогов этого процесса: история Запада и история слабого авторитарного государства суть две стороны единого процесса - утраты естественной способности к саморазвитию и выживанию, засилье патриархальных и племенных традиций при выветривании прекрасных былых традиций наездничества и мужской доблести. Отсюда и последствия - духовное и физическое разрушение личности и общества, государства и культуры. Западный капитализм стремился осуществить свои планы, чтобы направить усилия по развитию экономики и промышленности в русло его собственной политики. И в этом ему в значительной мере помогла правящая элита в лице эмиров, которые больше думали о прибылях и грабеже, чем о независимом капиталистическом развитии. Поэтому главными экономическими операциями в государстве были крупные сделки, время от времени заключаемые между империалистическими монополиями и представителями зависимого капитализма, между крупными фирмами и правящими семьями. Экономика уподобилась азартной игре, авантюре, а потому стала привлекательной для всякого рода новых пиратов, как местных, так и зарубежных. «Города из соли» превратились в арену конфликтов и дуэлей между авантюристами - торговцами оружием, агентами спецслужб и ворами. А верховный правитель и члены его окружения стали больше говорить о ценах, условиях оплаты, о получении денег и подарков, чем о возведении новых объектов или о чем-либо другом. Главными и единственными предметами заботы стали для них присвоение богатств, сила и власть.

Подвергнув едкой критике историю современного аравийского государства, Абд ар-Рахман Муниф пришел к выводу: это государство представляет собой власть, не имеющую истории. Отсюда - неудача попыток его модернизации, скудость достижений и длинная череда провалов. Это - оборотная сторона живучести традиционализма, особенно патриархальности, которая пронизывает все поры государства, общества, экономики, политики и культуры. На наш взгляд, заслуга Абд ар-Рахмана Мунифа состоит в том, что он не просто затронул в своем творчестве природу, предпосылки и результаты практически тотальной эрозии ценностей в государстве, обществе и политическом строе, в условиях пагубного единства внешней «модернизации» и глубинной патриархальщины. Он показал главную политическую суть патриархального и автократического общества, так как отразил различные стороны его социальной, культурной, экономической и духовной практики, направившей власть и государство по пути, который можно назвать тупиковым. Результаты следования по этому пути -страдания, бедствия и крушение надежд. Но крушение это терпит не столько индивид, сколько современное и легитимное государство, точнее, комплекс патриархальных традиций, продолжающих жить под обманчивой вывеской модернизации. Именно это положение вещей Абд ар-Рахман Муниф в своем творчестве попытался отразить, подвергнув его язвительной критике, показав его ограниченность, его социальную, политическую, экономическую и духовную несостоятельность.

 

Список научной литературыАбузаид Талат, диссертация по теме "История философии"

1. Ш >Л «¿¿А (16 1999с^ iй¡ЯJ 5ЬЛ АЬ^Ь фА (17 2000^^1 (18 АлоУ! ^ЦЭД J J иУ^ ЯлАи^лИ I* у* Я!*J (192001^11211 >^ ^^ ¿¡и^ 5(2020014^121 ( ¡»>11 ;Ы1 кл^йдЛJ <> оН»* — сЗ*^2005^^ «^Л ^¿Ш! >4^ ^¿а (221973 ^ 4<^1 рлЬ^А*(231975 ^ : (241976 ^Ь (25

2. Литература на арабском языке:1998.1 I» с19872000 (1 ие. 429^1?-. < ^¡11 ^ ^ Дд^ А&С. ^ (3

3. Ал! ^ " ^ цк ¿ЗЫЛ «^лыаЛ ^и. (41987^1

4. Ау lшyaJa&J 49Д^Д^Ц) 4^13ЛЗ^л.}! (51961 сЫ ой* <12 «9 Я1Л 4ЧШ1 Як4с)jj:u ¿аа^и яллхи^а 4(й1 4 ймхл ^(61995<Я*Л ЯдДЛ1994 2ииУ1 ^и-И J ¿иШ 4 (757 ^ i±±ЛJXJ Д^зИ.) кМ^^ (819821993 ^¿л* Jb (91998 '-"Jl '27 'jSiil ^Ic. Як* íqojII uLdP ÍÍSjái J»*-! ('о

5. Ja V í jj^ll je. Ájüuoijx ttlijjoj t^^uiLtoJI (útubuij^lj jjjLui¿.| 4 Jl j*JI JjcLuJ (' 11996cjjjjj 'Jjbi-jljj> '9-6 Як- ítjjlill-^jlo-Ult (121983

6. JÜAI! ÍÁJJJ*.| JjJ ÁjuaU J Д^ЬмЯ (¿i tJjí JjjiJI ^Ü-S (611973 ÁjjjsJI ¿AJjJj d)jaJ! 4^jladl j ÁilÜUIj ÁjjjjI. ÁjjjxII

7. SjaUII -CjjjÜI t^bj^ll jUjui jb 4Ájjj«J1 jjJI ^ jj^Jl uulyi) tjusá ^üua (621992

8. JiJj jlSsVl JJÛ jJbül ^â ÓJ-süiaJI ÁOMIU-JI CIUUJVI ^ (1081972éjjjjj «jiill áhull jIJ c^UJI ^ Ulxll jjíll jb (uk ÍÚÜIa jAa.jll ¿J& Úbl JJ JJ^ÍAIIJ JSA <A»J ^ (1091998 ^jJIt jnnrtLú ÁlLaij u iju jîl ¿Jft CiL! JJ yí tliUUâ. (1101992

9. A tjlbll jb J—ujLuüt ^Jíül yi àxu АЛjbJI ^Ua (1231987 ¿jjj*jxil íÁjjíljaJI U3J yi (J&ß ¿jjjJI jcVt j(1241985

10. JJJ^I jjjc CjjL-sa ^-»AJJ ^jjîl jjjlj (1251986 s>UlI iuKll iuUlt « jjJ JAJI íubVl t jioia. (.i*«jj jjll UJVI uUjVI » jillj (1261982 újja.12-5

11. Литература на английском языке:

12. Al- Farsy, Fouad, Modernity And Tradition ( The Saudi Equation), St Ives pic, England, 1992.

13. Antony J.D., Arab States of the Lower Gulf, People, Politics, Petroleum, Washington, The Middle East Institute, 1975.

14. Barakat, H, Visions of Social Reality in the Contemporary Arab Novel. Washington, D.C.: Georgetown University, Center for Contemporary Arab Studies, 1977.

15. Beckson, Karl and Ganz., Arthur, Literary Terms. New york, The Noonday Press, Third edition, 1990.

16. Berger, Morroe, The Arab World Today. New York: Doubleday, 1962.

17. Birks, J.S. and C.A. Sinclair, Arab Manpower: The Crisis of Development. London: Croom Helm, 1980.

18. David E. Apter, Introduction to political analysis U.S.A Winthrop Publishers, 1977.

19. Deiches, David, Critcal Approaches to Literature. Longman, 1981.

20. Dickson, H.R., Kuwait and Her Neighbors, ed. C. Witting, London, Un-win, 1956.

21. Haliday F., Arabia without sultan, Harmonden worth Penguin Book, 1947.

22. Kelly, John B, Arabia, the Gulf and the West., New York, Basic Books London, Weidenfeld and Nicolson, 1980.

23. Khadduri, Majid, Political Trends In The Arab World, The Johns Hopkins Press, Baltimore and London 1970.

24. Lamb, David, The Arabs: Journies Beyond the Mirage. New York, Vintage Book, 1988.

25. Giddens, Antony, Sociology. Great Britain, T.J. International, Third Edition, 1997.

26. Jonathan H. Turner, The Structure of Sociological Theory U.S.A. University of California, Fifth edition, 1991.

27. The Globalization of the World Politics: Edited by John Baylis and Steve Smith. Oxford University Press, 1997.

28. Hemingway, The Old man and the Sea. Librairie du Liban, 1989