автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Абд ал-Гани Нухави Халисакарызаде и его литературно-текстологическая деятельность

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Шарифов, Кямандар Кязим оглы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Абд ал-Гани Нухави Халисакарызаде и его литературно-текстологическая деятельность'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Шарифов, Кямандар Кязим оглы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I

ЭПОХА, ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО 'АБД АЛ-ГАНИ НУХАВИ ХАЛИСАКАРЫЗАДЕ.

ГЛАВА П

НАУЧНО-ПАЛЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ РУКОПИСНЫХ СБОРНИКОВ

АБД АЛ-ГАНИ НУХАВИ ХАЛИСАКАРЫЗАДЕ.

ГЛАВА Ш

ТЕКСТОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 'АБД АЛ-ГАНИ НУХАВИ ХАЛИСАКАРЫЗАДЕ/.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Шарифов, Кямандар Кязим оглы

Актуальность темы. Видный ученый и педагог, просветитель и книговед XIX в. »Абд ал-Гани Нухави Мухаммад оглы Халисакарызаде является одним из передовых представителей азербайджанской литературы, сыгравших важную роль в создании и развитии прогрессивной национальной культуры. Ему принадлежит плодотворная научная и научно-педагогическая деятельность в области развития литературоведческой науки, педагогической мысли и книжной культуры в Азербайджане. Богатое научное наследие »Абд ал-Гани Нухави имеет большое значение в плане освещения ряда вопросов литературоведения, педагогики и книговедения в XIX в Вся его деятельность была связана с духовными нуждами и практическими потребностями народа в просвещении. Ученый получил широкую известность не только в своем родном городе Шеки, но и во всем Азербайджане. Научное наследие »Абд ал-Гани Нухави многогранно. Он был ученым энциклопедических знаний: лингвист, литературовед, текстолог и книговед, исследователь восточных литератур на арабском, персидском и тюркском языках. Одно из основных направлений многогранной деятельности ученого составляет текстология. Вследствие напряженных научных поисков на протяжении сорока лет »Абд ал-Гани Нухави глубоко изучил творчество ратуры и науки мана Джами, выдающихся деятелей в том числе литемусульманского Востока, »Абд ар-Рах- Ахмади Табризи, Джалал ад-дина Мухаммада ал-Казви- ни, >йбрахима ал-Араши аш-Шакави, Йусуфа ал-Мускури аш-Ширвани, Махмуда аз-Замахшари, Мухаммада Фузули, Сачаклызаде Мухаммада ал Мараши, Шихаб ад-дина Сухраварди и десятка других, составил достоверные научные тексты их произведений. *Абд ал-Гани Нухави своей плодотворной научно-исследовательской работой в этой области науки сыграл важную роль в деле превращения текстелогии в область научной деятельности в истории азербайджанской литературы и формирования ее как научного предмета и тем самым создал как бы связующий мост между классической и современной текстологией. Отдельное исследование этой сферы его творчества представляет большое научное значение для изучения этапов развития как текстологической науки, так и литературной мысли в Азербайджане. В последнее время составление и издание критических текстов средневековых письменных памятников получило в нашей стране большой размах. К этому времени уже составлены научно-критические тексты произведений Низами Ганджави, Имад ад-дина Насими, Ш х а Исмаила Хата»и и других выдающихся азербайджанских классиков и написано множество кандидатских и докторских диссертаций, посвя- щенных текстологическим исследованиям. Советскими учеными, опубликованы статьи и монографии относительно теоретических вопросов текстологической науки. Это исходит из того, что при отсутствии. критических, научно-обоснованных текстов произведений классиков, автографы которых не дошли до нас, невозможно, проводить над ними успешной исследовательской работы Вот почему прежде всего необходима публикация научного издания памятника литературы на.основе точного текстологического исследования. Поэтому-то текстология считается одной из научных отраслей,, представляющих большое значение в филологии. Видный советский ученый Д.С.Лихачев, высоко оценивая роль текстологии, писал: "Текстология основа истории литературы. История текста отдельного памятника в конечном счете дает огромный первичный материал для истории литературы в целом 1. Бертедьс Е.Э. Избранные труды. Низами и Фузули. М.:Изд-во восточной.литературы,1962, с. 458. 2. Лихачев ДС, Текстология (на материале русской литературы Х-ХУП вв.).-Л.: "Наука" (Ленинградское отделение),1983, с. 30.5- Поэтому еще более возрастает роль и актуальность текстологии как науки. Как пишет Е.И. Прохоров: "Решение текстологических проблем стало поистине государственным делом,делом всенародного значения" Обладающая большим значением и актуальностью, использующая весь арсенал литературоведения, текстология, хотя сформировалась как наука в нашей стране после Октябрьской революции, корнями она восходит к прошлым векам.С.А.Рейсер констатирует, что если термин "текстология" нов ,то само понятие очень старое Следует отметить, что хотя азербайджанскими учеными и осуществляется плодотворная деятельность в области составления и публикации научно-критических текстов памятников литературы средневековья, однако до сих пор не были отдельно исследованы истоки и этапы развития средневековой.текстологии. А это один.из важнейших и актуальнейших вопросов, стоящих перед литературоведческой наукой. С этой точки зрения особое значение представляет исследование текстологической деятельности »Абд-ал-Гани Нухави Халисакарызаде. В истории азербайджанской литературы текстология прошла длительный путь развития, начиная с XI века до нашего времени. Выдающийся представитель азербайджанской литературы XI века Йахйа Али оглы Хатиб Табризи проявил большую деятельность в области, текстологии Прежде чем прокомментировать диваны и стихотворные сборники ряда видных арабских поэтов, он составил их достоверные текс1. Прохоров Е.И. Текстология. М. :Изд-г-во Высшая школа,. 1966,с.7. 2. Основы текстологии (под редакцией В.С.Нечаевой).- М.:Изд-во Академии, наук СССР, 1962, с б 3. Рейсер А. Палеография и текстология нового времени. М.: Изд-во "Просвещение", 1970, с. 85. ц МаЬмудов М.Р. Хэтиб Тэбризинин Шэрг эдэби фикринин инкишафына тэсири. Азэрба,]*чан ССР Елмлэр Академитасынынхэбэрлэри, (эдэбипEJT""" Л,.„.,„„-: АзэрбапЧшн "ijacH;, 4,Бакы:"Елм",1978,0.36-46. Г дат,дил в9 инчесэнэт сериз б ты. Исследователь научного наследия Хатиба Табризи профессор Махмудов М.Р. отмечает, что обладающий большим опытом, обширными знаниями и здоровым эстетическим вкусом, Хатиб Табризи обращал особое внимание определению правильных текстов диванов поэтов,которые он комментировал, ясно указывал бесчисленные разночтения, проводил напряженные поиски для обеспечения максимального их прибI лишения к первоначальному варианту После Хатиба Табризи в разные эпохи отдельные ученые, поэты и интеллигенты в той или иной, степени, занимались этой отраслью литературоведения. Определенную работу по составлению классичес- ких текстов проделал и азербайджанский поэт.ХУП в. Саиб Табризи Богатая база литературоведческой науки, созданная в этот -период как в азербайджанской, так ив восточной литературе, стала основой для научного-творчества Абд-ал-Гани Нухави. Свою исследовательскую работу в области текстологии он построил и развил на этой основе. Ученый, используя имеющийся богатый практический опыт своих предшественников и опираясь на выработанные ими методы и принципы, которые в.определенной мере созвучны-с основами современной текстологии, начал составлять научные, тексты.После завершения текстологического исследования.над текстами отдельных произведений, Абд а л-Га ни Нухави помещал, на полях.. этих текстов подробный научно-справочный аппарат А это позволяет высказать определенное мнение о методах и принципах ученого, его суждениях, а также о научном уровне его исследований. Хранящиеся в настоящее время в Республиканском рукописном фонде Академии наук Азербайджанской ССР (РРФ А Азерб.ССР). рукописные Н 1, МаЬмудоБ М.Р. Пизада... Тэбриздэн Шама гэдэр.- Бакы:Мазычы" Н9шризоаты,Т982, с.176-177. 2. hYceJHH Э, Низами "Х9мсэ"синин бир нэтринэ даир.-Азэрбадцан мэттпунаслыгы мэсэлэлэри (Мэгалэлэр мэчму9си),-Бакы:"Елм 1979, с.124-134.сборники и книги под шифрами Б733, М-64, Б-612, Б-435, Б-474, Б-477, Б-6680, Б-5266 охватывающие сотни художественных произведений и научных трудов азербайджанских и других восточных классиков, явились результатом плодотворной научно-исследовательской работы Абд ап-Гани Нухави. В текстологической деятельности ученого наряду с художественными произведениями особое место занимают научные труды по языкознанию, литературоведению, философии, логике. Это объяс-. няется тесной связью научного творчества ученого с его педагогической деятельностью. Большинство исследуемых произведений он апробировал в школах и медресе, в которых вел педагогическую деятельность. Большая часть поэтических произведений, исследованных »Абд ал-Гани Нухави в текстологическом аспекте, не дошла до нас в том числе и текст "Дивана" Мухаммада Фузули, составленный ученым. Названия некоторых из них были выявлены нами из библиотечной тетради ученого, часть же находится в настоящее время в нашем распоряжении. После окончания длительной исследовательской работы над текстами отдельных произведений, Абд ал-Гани Нухави, включая их Б различные рукописные книги, создал ценные научные труды, такие как "Садо хафт ранг" ("Сто семь красок") и другие сборники, хранящиеся в РРФ А Азерб.ССР под вышеуказанными-шифрами. Н Составленные Абд ал-Гани Нухави эти тексты, ныне широко используются учеными как самые достоверные рукописные экземпляры при исследовании произведений азербайджанских и восточных класси. 1 См.: j> ол \j j U -=UeJJ cs, I (JJo I Б-733, РРФ A Азерб.ССР (Далее: Абд ал-Гани Нухави. Садо H хафт ранг).8- К В .Вместе с тем, составленные ученым рукописные книги, также О часто привлекаются к различным научным анализам, как ценные и достоверные средневековые источники. В связи с текстологической деятельностью Абд ал-Гани НухаБ написал обширные и обстоятельные научные комментарии к тексИ там ряда произведений. Привнеся в свои комментарии новый научный дух, ученый написал их в стиле, соответствующем методу современной исследовательской работы. Так,комментируя то или иное произведение, он всесторонне использовал научные произведения по этой теме и отдельные источники, научно обосновал свои мысли и суждения цитатами, приводимыми из них. С этой точки зрения особенно отличаются комментарии, написанные им к текстам .произведений._"Хадаик ад-дакаик фи шархи рисалат алламат ал-хакаик" ("Сады тонких мыслей в комментировании трактата знатка истин") Сад ад-дина Садаллаха ал-Бардаи "Такрир ал-каванин" ("Установление правил") Сачаклызаде ."Байан асрар ат-талибин фи-т-тасаввуф". ("Изъяснение тайн суфизма для учащихся") Йусуфа ал-Мускури ашШирвани, "Шарх Тахзиб ал-мантик ва ал-калам" (Комментарий к "Критическое изложение логики и диалектики") Джалал ад-дина МуI. См.:\\1£.с Jx с (_/L .\l,lr\ -cs jjf. crLeV(фотофаксимиле рукописи, словарь и пояснения Дж.В.Каграманова)-Далее:Ахмади Табризи.Асрарнамэ;АгаеваН. Рук описи комментариев ал-Ардабили и ал-Бардаи к "Ал-Анмузадж фи-н-нахв" аз-Замахшари хранящиеся Б Республиканском рукописном Фонде А Азерб.ССР.-Баку: Н "Епм",1980, с.248252: Султанов М.С. Э Ь м э д и Тэбр и 3 и вэ "Эсрарнамэ эсэри Ьаггында Ахмади Табризи. Асрарнамэ,- с.4-8. Б-5522, РРФ А Азерб.ССР, л. 24б-б4а. Н 3. ку- c_s\ >u oilcstiU Б-733, РРФ А Н Азерб.ССР, л.1576-1866 (Далее: Сачаклызаде.Такрир ал-каванин; РРФ А Азерб.ССР, л. 450б-4бЗа (Далее: аш-Ширвани. Байан Н асрар).II Битием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру" и на большую заботу КПСС, проявлявную по отношению к литературе, "играющую огромную роль в идейно-политическом, нравственном и эстетическом воспитании советских людей, формировании их духовных запросов" можем сказать, что данная диссертация посвящена весьма актуальной теме. Исследование научного наследия и просветительской деятельности »Абд ал-Гани Нухави, определение места его творчества в историко-литературном процессе рассматриваемой эпохи ской литературы XIX в. представляет важное значение в создании полноценной истории азербайджанНаучное наследие Абд ал-Гани Нухави и часть его библиотеки приобретены после продолжительных поисков у родственников ученого Б г.Шеки, у отдельных лиц, а также у проживающих в г.Баку шекинских интеллигентов, и сосредоточены в сокровищнице рукописей Р Ф Р А Азерб.ССР. До сих пор приобретено более.2000 наименований маН териалов рукописных и старопечатных книг, писем и исторических документов из личной библиотеки ученого. Объект, цель и задачи исследования. В диссертации объектом исследования.избраны рукописи *Абд ал-Гани Нухави, хранящиеся в Р Ф А Азерб.ССР и охватывающие почти все его научное наследие. Р Н Главная цель настоящей работы исследование текстологической деятельности »Абд ал-Гани.Нухави, изучение его жизни и творчества, педагогической, книговедческой и просветительной деятельности. Для осуществления этой цепи автор разрабатывает следующие 1. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.41. М.:Государствен. нее изд-во политической литературы, 1963, с.304. 2. Материалы Х У съезда КПСС. М.: Изд-во политической литератуХ ры, 1978, с.221.вопросы: 1. Краткое изложение общественно-политической, культурной и литературной жизни эпохи, в которой жил и творил Абд ал-Гани Нухави; 2. Написание первого научного очерка о жизни ученого на основе его наследия и сведений источников; 3. Филологическое исследование творчества Абд ал-Гани Нухави; 4. Изучение богатой библиотеки Абд ал-Гани Нухави; 5. Краткое освещение истоков азербайджанской текстологии.; 6. Изучение рукописного наследия ученого, установление рукописных источников для исследования его текстологической деятельности; 7. Научно-палеографическое описание рукописей, использованных в качестве основных источников при исследовании и анализе текстологической деятельности *Абд ал-Гани Нухави; 8. Всестороннее исследование и анализ текстологической деятельности ученого, установление его методов и принципов на-основе фундаментального изучения составленных ученым классических текстов. Научная новизна работы. Настоящая диссертация.является первой научно-исоледовательской работой,в области изучения жизни и творчества. .Абд.алг-Гани Нухави,. его,-текстологической деятельнос" в,.истории азербайджанской литературы. Впервые написан научный очерк о жизни ученого, подвергнута филологическому исследованию научно-педагогическая, книговедческая и текстологическая деятельность Абд ал-Гани Нухави, уделено особое внимание изучению его богатой библиотеки, дано научное описание рукописных сборников ученого, освещены также истоки азербайджанской текстологии на основе проведенных тщательных исследований над средневековыми рукописями произведений азербайджанских классиков, советской и за- рубежной научной литературы. ТеоретикОметодологическр основу диссертад составляют труды классиков марксизма-ленинизма, достижения литературоведческой и текстологической науки. Исследование, опираясь на использование метода конкретного историко-литературного анализа и научного сравнения, вытекающих из положения марксистско-ленинской философии, основывается на принципе историзма. Начно-практическая значимость. Научно-практические результаты исследования могут быть использованы при изучении истории азербайджанской литературы и педагогической мысли XIX века, в особенности при анализе истоков и этапов развития как,текстологической науки, так и литературной мысли в Азербайджане, в текстологическом исследовании памятников средневековой письменности и текстов произведений классиков. Результаты исследования могут быть также использованы при изучении средневековых библиотек и истории развития азербайджанской книжной культуры. Источники. При изучении жизни и творчества Абд ал-Гани Нухави было привлечено к исследованию более 250 рукописных книг и сборников, 130 старопечатных книг, более ста писем и официальных документов из библиотеки ученого, хранящихся в РРФ А АзербайдН жанской ССР. Для исследования и анализа его текстологической деятельности в качестве основных источников в работе использованы восемь рукописных сборников ученого. Кроме того, в настоящей работе были использованы отдельные рукописи, источники по азербайджанской и восточной литературе, монографии по истории текстологии и т.д.Апробация. Диссертация выполнена в отделе научной экспозиции и полевой археографии РРФ А Азерб.ССР. Н Основные положения диссертации были заслушаны на научных семинарах РРФ А Азерб.ССР, опубликованы в "Известиях" А АзербайдН Н жанской ССР, в сборнике "В сокровищнице рукописей", в журналах "Азербайджан мектеби", "Китаблар алеминде" и др. £l2IEHEI_ell2.££EISSiIS. определили ее цели и задачи. Диссертация состоит из.введения, трех глав, заключения, списка сокращений и библиографии. Первая

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Абд ал-Гани Нухави Халисакарызаде и его литературно-текстологическая деятельность"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Выдающийся педагог и ученый - литературовед, просветитель

1 книговед 'Абд ал-Гани Нухави Халисакарызаде является одним из передовых представителей XIX века, который имеет большие заслуги и за-шмает особое место в истории литературно-культурной и педагогической мысли Азербайджана.Он провел плодотворную научную и научно-гедагогическую деятельность в области развития литературоведческой [ауки, педагогической мысли и книжной культуры в Азербайджане.Жизнь [ творчество ученого были органически слиты с литературной и куль-'урной средой Азербайджана. Вся его деятельность, была связана с ду-:овными нуждами и практическими потребностями народа в просвещении. Абд ал-Гани Нухави получил широкую известность не только в своем юдном городе Шеки, но и во всем Азербайджане.

2. Жизненный путь 'Абд ал-Гани Нухави и его богатое научное на-ледие, составляющее одно из блестящих страниц истории азербайджанкой культуры, до сих пор не были изучены. За исключением отдельых кратких суждений и заметок об ученом, содержащихся в научных 'рудах и в каталогах восточных рукописей, опубликованных РРФ АН зерб.ССР, до настоящего исследования не было написано ни одной . татьи о его богатом научном наследии, хранящемся в РРФ АН Азерб. CP в виде рукописей. Настоящая диссертация является первой научно-сследовательской работой в области всестороннего изучения жизни и ворчества 'Абд ал-Гани Нухави, его текстологической деятельности истории азербайджанской литературы. Исследование научного насле-ия и просветительской деятельности ученого, определение места его ворчества в историко-литературном процессе рассматриваемой эпохи меют важное значение в создании полноценной истории азербайджанс-ой литературы XIX века.

- 164

3. Жизненный путь и научная деятельность 'Абд ал-Гани Нухави совпадают с периодом нового развития азербайджанской науки и культуры.

Широкое распространение в литературе демократизма и народности, жзвитие азербайджанско-русских литературных связей, превращение сритического реализма в основной творческий метод, создание драма-?ургии, реалистической прозы, национального театра и печати прихо-щтся именно на эту эпоху. Если с одной стороны, в связи с классо-юй борьбой развивались реалистическая литература и наука, направ-[енные на защиту позиции угнетенной народной массы и их просвеще-!ия,то с другой стороны стояла противостоящая им сильная консерва-1ивная литература, служащая интересам правящих классов и носящая (еакционный характер.Вот почему эпоха,в которую жил и творил .бдульгани Нухави, была очень противоречивой.

3. На основе рукописных и старопечатных книг, приобретенных из :ичной библиотеки ученого, его научного наследия и архивных мате-иалов, а также различных источников и научной литературы был напи-ан первый очерк о жизни 'Абд ал-Гани Нухави и исследовано его мно-огранное творчество. Будучи одним из передовых.ученых и интелли-ентов своего времени 'Абд ал-Гани. Нухави поддерживал тесные твор-еские связи с видными деятелями, культуры той эпохи. Поэтому иссле-ование биографии 'Абд ал-Гани Нухави представляет особое значение точки зрения изучения жизненного пути деятелей культуры XIX века одной стороны и их творческих связей - с другой.

5. Особое место в творчестве 'Абд ал-Гани Нухави занимает его аучно-педагогическая деятельность. Проводя на протяжении около 36 ет педагогическую деятельность в школах и медресе г.Шеки, он моби-лзовал во имя просвещения народа все свои знания, силы, материаль-je и духовные возможности.Ученый вложил много усилий и труда в соз

- 165 дание учебников нового типа для учащихся, в разработку и осуществ-, ление прогрессивных методов и принципов обучения в школах. В течение педагогической деятельности ученого им было написано и составлено свыше 12 учебных пособий по различным отраслям науки, где он наряду с общественными науками отвел большое место и естественным заукам. Исследование педагогической деятельности 'Абд ал-Гани Нуха-эи представляет большое значение для изучения истории развития педагогической мысли в Азербайджане.

6. 'Абд ал-Гани Нухави Халисакарызаде как ученый - книговед шее огромный вклад в развитие азербайджанской книжной культуры.Он ?азвил большую деятельность в собирании, охране, пропаганде и ра-;пространении как рукописных, так и старопечатных книг. Он прекрас-[ым каллиграфическим почерком и с большим мастерством, переписывая, множал сотни художественных произведений и научных трудов азербай-.жанских и других восточных классиков, так же под его руководством школах и медресе были осуществлены обширные работы в этом направ-:ении. Составленные и переписанные ученым рукописные книги ныне читаются ценнейшими образцами средневековой азербайджанской книж-ой культуры.

Созданное 'Абд ал-Гани НухаЕи богатейшее книжное хранилище, ключающее несколько тысяч рукописей и старопечатных книг и функ-ионирующее как публичная, библиотека того времени, сыграло огромную оль в просвещении народа. В настоящее время из этой библиотеки в РФ АН Азерб.ССР хранится более 2000 наименований рукописей и старо-зчатных книг средневековых классиков и архивных материалов. Ученым 1К же была проделана определенная работа в области реставрации побежденных вследствие физиологического и биологического воздействия гкописей, хранящихся в его личной библиотеке. Исследование книго-здческой деятельности 'Абд ал-Гани Нухави имеет Еесьма важное зна

- 166 ение в деле изучения истории развития книжной культуры Азербайджана.

7. Исследование творчества 'Абд ал-Гани Нухави дает.совершенно !овые и ценные материалы для более глубокого изучения азербайджанкой литературы XIX века и истории педагогики.

8. Как и все научные отрасли, текстология так же прошла различие этапы в своем развити. Эта отрасль литературоведения- стала фор-ироваться со Еторой половины XIX века и с этого же времени начали кладываться ее творческие основы и методология. Однако следует тметить и то, что текстология как область практической деятельнос-и, была известна еще в средние века. Ряд литературоведов и интел-игентов той эпохи, исследуя, комментируя или переписывая произве-ение того или иного автора, не оставались безучастными к ошибкам ереписчикоЕ, на основе нескольких рукописных экземпляров исправля-и или же составляли его текст. В этом отношении деятельность вид-ого представителя азербайджанской литературы XI в. Хатиба Табризи, роведенная над текстами произведений известных арабских поэтов кбу Таммама, 'Абу ал-'Ала' ал-Ма'арри и других авторов, а также ра-. ота ученых, поэтов и интеллигентов последующих, эпох, вплоть до Х1Хв. оздали богатую базу для текстологической науки. Эта богатая база играла важную роль в формировании 'Абд ал-Гани Нухави как :зрелого 1еного - текстолога.

9. В результате всестороннего исследования составленных 'Абд я-Гани Нухави Халисакарызаде текстов было установлено, что он впер-je в истории азербайджанской литературы начал составлять научные зксты произведений средневековых классиков и тем самым сыграл боль-гю роль в развитии литературоведческой науки. Рукописные тексты, >ставленные 'Абд ал-Гани Нухави, ныне привлекаются к научно-иссле->вательским работам как самые достоверные и полные экземпляры.

Глубокое знание 'Абд ал-Гани Нухави восточных языков и средне

- 167 зековых филологических наук, получение всестороннего образования в эбласти естественных наук позволили ему провести успешные исследо-зания над классическими текстами. Вследствие органической связи 1ежду текстологической и недагогической деятельностью ученого среди юследуемых им текстов особое место занимают научные произведения.

До составления текста произведения, привлеченного к исследова-[ию, 'Абд ал-Гани Нухави глубоко изучал "своего автора", его творчество, сопоставлял переписанные в разные периоды рукописи и печатке экземпляры сочинения и выявлял их отличительные черты, а также внимательно анализировал написанные к нему комментарии и глоссы. '>месте с тем, он привлекал к исследованию десятки других произведе-ий и источников.

После тщательного сравнительного анализа рукописных, экземпля-ов произведения, 'Абд ал-Гани Нухави группировал их по датам переиски и определял список основного текста. Он брал за основной текст, ак правило, самый древний и полный экземпляр сочинения. Заимев ру-опись, переписанную с авторского экземпляра произведения, он прини-ал ее за основной текст. Ученый ко всем рукописным источникам роизведения относился критически.

Абд ал-Гани Нухави прилагал много усилий и для.правильного пределения названий произведения и его истинного агтора, опираясь ри этом на сообщения, заполученные из источников текста исследуемо-э произведения, средневековых каталогов, тезкире и других источни-эв.Тем самым он правильно разрешил такие важнейшие вопросы тексто-эгии, как атрибуция и ататеза.

Научные комментарии, написанные 'Абд ал-Гани Нухави к ряду зкстов произведений, отличаются своей совершенностью, всесторон-)стыо и объемом и возвышаются до уровня отдельной научно-исследо-1тельской работы.

- 168

Каждый текст, составленный 'Абд ал-Гани Нухави, является следствием большого труда и знаний, долгих и тщательных исследований. Зри обнаружении новых, более достоверных рукописных экземпляров ра-чее составленного 'Абд ал-Гани Нухави текста он порой возвращался i этому произведению, стремился еще более уточнить и обогатить его текст на основе заполученных списков.

Большинство методов и принципов, выработанных и использованных 'Абд ал-Гани Нухави в составлении текста и изучении его истории, выборе основного текста, сравнительном исследовании рукописных экземпляров, атрибуции текста и т.д., совпадают с основными принци-гами современной текстологии. Составленные ученым научно-справочные щпараты к текстам,а также принятые им условные текстологические шаки и способы их применения базируются на. единых научных принципах.

Путем использования в своих научных трудах достижений средне--ековой текстологии 'Абд ал-Гани Нухави сделал большой шаг в деле нормирования и развития текстологии как области научной деятельно-ти и тем самым положил основу новому, переходному этапу между клас-ической и современной текстологией. Исследование плодотворной науч-ой деятельности ученого в области литературоведения имеет большое начение в аспекте изучения этапов исторического развития как текс-ологической науки, так и литературной мысли в Азербайджане.

-'169 -С О К Р А Щ Е а.д.д.ф.н. Азозфон

Азэрбазчан ССР ЕА Р8Ф РРФ АН Азерб.ССР

Н И Я

Автореферат диссертации доктора филологических наук.

Азербайджанский отдел закавказского филиала Академии Наук СССР.

Азарбазчан ССР Елмлер Академии асы Республика влзазмалар фонду. Республиканский рукописный фонд Академии Наук Азербайджанской ССР.

 

Список научной литературыШарифов, Кямандар Кязим оглы, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1.Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.XXI.-Москва-Ленинград:Г осу. дарственное издательство,1929,566 с.

3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений.т.41.-Москва: Государственное издательство политической литературы,1963,695 с.

4. Материалы ХХУ съезда КПСС.-Москва: Изд-во политической литературы, 1978, 255 с.

5. П. Источники,исследования и научносправочные издания на азербайджанском языке

6. Абдулладев A. Азэрбазчан дилинин тэдриси тарихинэ даир.-Бакы: Азэрнэшр, 1958 , 204 с.

7. Азэрбазчан эдэбизз'аты тарихи. I ч.-Бакы: Азэрбазчан ССР Елылэр Академизасы нэшриззаты,I960, 592 с.

8. Азэрбазчан эдэбиззаты тарихи, П ч.-Бакы: Азэрбазчан ССР Елылэр Академизасы нэшриздаты,I960, 905 с.

9. Азэрбазчан тарихи. П ч.-Бакы: Азэрбазчан ССР Елмлэр Академизасы нэшриззаты,1964, 1002 с.

10. Азэрбазчан Совет енсиклопедиз'асы. Ш ч.-Бакы: Азэрбазчан Совет енсиклопедизасынын баш редаксизасы,1979, 599 с.

11. Араслы h. BejYK Азэрбазчан шаири Фузули.-Бакы: Азэрбазчан ушаг вэ кэнчлэр эдэбизз'аты нэшри ззаты, 1958, ЗЮ с.

12. Араслы h. Фузули эсэрлэринин нэшри Ьаггында- МэЪэммэд Фузули. Эсэрлэри. I ч.-Бакы: Азэрбазчан ССР Елмлэр Академизасы нэш-риззаты, 1958, с. 5-16.

13. Араслы h. Кириш- Низами Кэнчэви. Сирлэр хэзинэси.-Бакы:"Елм", 1981, с. 5-15.

14. Гасымзадэ Ф. М.Ф.Ахундовун Ьэзат вэ зарадычылыгн.-БакыАзэрбазчан Девлэт нэшриззаты,1962, 377 с.- 171

15. Гасымзадэ Ф. XIX эср Азерба,.чан едэбиддаты тар ихи.-Бакы: "Маариф" нэтри^аты, 1974, 487 с.

16. ГэЪрэманов ЧаЪанкир. Нэсими "Диван"ынын лексикасы.-Бакы:"Елм", 1970, 566 с.

17. Элэскэрова Т.Э. Аббасгулу ага Бакыхановун "Гануни-Гудси" эсэ-ри. Азэрба;|чан ССР Елмлэр Академи^асынын хэбэрлэри ( Эдэби^-jaT, дил вэ инчэсэнэт сери^асы ). $ 2,-Бакы: "Елм",1971,с.43-52.

18. Элизадэ Э.Э. Азэрба^чанда мэтншунаслыгын инкишафы тарихиндэн. Азэрба^чан ССР Елмлэр Академи^асынын хэбэрлэри ( Эдэби^ат, дил вэ инчэсэнэт сери^асы), ^ 2,- Бакы: "Елм",1970, с.7-14.

19. Элизадэ Э.Э. Мугэддимэ.-А.Бакыханов. Кулустани-Ирэм.-Бакы: "Елм",1970, с.3-13.

20. Эл^азмалар каталогу. I ч.-Бакы: Азэрба^чан ССР Елмлэр Академи-jacH нэшри^аты, 1963, 512 с.

21. Эфэндизев П. Азэрба^чан шифаЪи халг эдаби^аты.-Бакы: "Маариф" нэшри^даты, 1981, 401 с.

22. Эфэндидев Рэшидин архиви. Азэрбадчан ССР ЕА РЭФ. Инв. 8/Г-1/1, II с.

23. ИбраЬимов М. XIX эср Чэнуби Азэрбадчан эдэби^аты Ъаггында.-Чэнуби Азэрбадчан эдэби^аты анталокидасы. I ч.тБакы:"Елм", 1981, с.7-39.

24. Исмадылов МаЪмуд. Шэки ( тарихи очерк) .-Бакы: Азэрба;.чан Дев-лэт нэшриддаты, 1982, 151 с.- 172

25. Казымов Т. Исма^ыл османлы.-Бакы: Азэрбаочан Давлэт нэшри^аты, 1974, 75 с.

26. Манафов Tejjy6. ГЪдим бир эл^азма Ьаггында. "Азэрба^чан" журналы. JS 2.-Бакы: 1980, с.168-171.

27. МаЬмудов Малик. Пидада. Тэбриздэн Шама гэдэр.-Бакы: 'Мазычы" нэшри^аты, 1982, 205 с.

28. МаЬмудсв Малик. Хатиб Тэбривинин Шарг эдэби фикринин инкишафы-на тэ'сири. Азарба^чан ССР Елмлэр Академи;.асынын хабарлари (Эдэби^'ат, дил ю инчэсэнэт сери^асы). £ 4.-Бакы: "Елм",1978, с. 36-46.

29. Мэммэдова Манзара. Гатран Табризинин "Тэфсир" адлы эсэри.-Эл^азмалар хазинасинда. Ш ч. С Мэгалэлэр мэчмуэси).-Бакы: "Елм", 1972, с. 63-72.

30. Мэммэдова Мэнзэрэ. ХШ-XIY эсрлэрдэ ^ашамыга азэрба^'чанлы лекси-кографлар,- Эл^азмалар хазинасинда. IY ч., ( Мэгалэлэр мэчмуэ-си).- Бакы: "Елм", 1976, с.94-НО.

31. МирэЬмэдов Э. Азэрба^чан мэтншунаслыгынын вэзи^эти вэ инки-шаф перспективлэриАзэрба^'чан мэтнгаунаслыгы мэсэлэлэри

32. С мэгалэлэр мэчмуэси).-Бакы: "Елм",1979, с.4-32.

33. МиреЬмэдов Эзиз. BejYK сэрвэт.~Халг эдэби^аты. I ч.-Бакы: "Елм", 1982, с.1Х-ХШ1.

34. МирэЬмэдов Эзиз. Мугэддимэ.- Азэрба^чан китабы ( Библиографи-ja). I ч. (1780-1920).-Бакы: 19бЗ,с.ХШ-ХШ.

35. Нзби^ев Бэкир. Каркэмли тэнгидчи вэ эдэби^'атшУнас.-Бакы: Азэрба^чан ССР Елмлэр Академи^асы натри j jam, 1963,164 с.

36. РэЬимов Эбулфэз. ЧаЪаншаЬ Ъэгигинин ше'рлэри Нэсими диванын-да.-Азэрба^чан мэтншунаслыгы мэсэлэлэри ( мэгалэлэр мэчмуэси). -Бакы: "Елм",1979, с.143-155.

37. Рустамов С. Гасым бэ;. Закирин эсэрлэринин нэшри тарихиндэн.-/ Гасым бэj Закир .Эсэрлэри.-Бакы: Азэрба;] чан ССР Елмлэр Академи- 173 jacbi нэгариззаты,1964, с.3-38.

38. Саровлу Аббас. МэЪэббэт вэ кезэллик абидэси.-Фэхри Куркани. Бис вэ Рамин.-Бакы: Азэрбазттан Девлэт нэшризз'аты, 1974, с. 5-8.

39. Сезидов Э. Азэрбазчан педагожи фикрин инкишафы тарихиндэн.-Бакы: Азэрнэшр,1958, 302с.

40. Сезидов Ф. Хуршид Бану Натэван.- Хуршид Бану Натэван. Ше'рлэри. -Бакы: Азэрбазчан Девлэт нэгариззаты,1956, с.3-9.

41. Султанов М.С. ЭЬмэди Тэбризи вэ "Эсрарнаыэ" эсэри Ьаггында.-ЭЪмэди Тэбризи. Эсрарнамэ ( Элзазманын фотофаксимиле. Сезлук вэ изайат Ч.В.ГэЬрэмановундур).-Бакы: Азэрбаз'чан ССР Елмлэр Акаде-мизасы нэшриззаты,1964, с.4-8.

42. Ъатэми Н.З. Фарс данышыг дили. Бакы: Азэртэдриснэгар, 1965, 318 с.

43. Ш. Источники, исследования и научно-справочные издания на русском языке.

44. Абдул-Латиф-Зфенди. История Шекинских ханов.- Баку: Издание Общества обследования и изучения Азербайджана, 1926, 13 с.

45. Агаева Н. Рукописи комментариев ал-Ардабили и ал-Барда'и к "Ал-Анмузадж фи-н-нахв" аз-Замахшари хранящиеся в Республиканском рукописном фонде АН Азерб.ССР.-Материалы научной конференции аспирантов АН Азерб.ССР.-Баку: "Елм", 1980, с.248-252.- 174

46. Алиев P.M. Проблема восстановления поэтического наследия Саа-ди Ширази (Критический текст "Бустана", его автор и значение поэмы в истории иранской литературы). А.Д.Д.Ф.Н.-Баку: 1968,99с.

47. Алиев P.M. О судьбе "Дивана" Низами. Низами Гянджеви. Лирика. - Баку: Изд.-во "Язычи", 1981, с.8-34.

48. Ализаде А.А. От составителя научно-критического текста.-Фаз-луллах Рашид-ад-Дин. Джами ат-таварих (Составитель научно-критического текста на персидском языке Абдул-Керим Али оглы.Ализаде), т.Ш.-Баку:Изд.-во Академии наук Азерб.ССР, 1957, с.1-6.

49. Бакиханов Кудси Аббас-Кули-Ага. Гюлистан-Ирам,- Баку: Издание общества обследования и изучения Азербайджана, 1926, 196 с.

50. Бакиханов А. Краткая грамматика персидского языка. Тбилиси: 1841, 102 с.

51. Бакиханов А.К. Сочинения. Записки, письма. Баку: "Елм", 1983, 344 с.

52. Бартольд В.В. Сочинения, т.9 Москва: "Наука", 1977, 966 е.

53. Баскаков В.Н. Рукописный отдел Пушкинского дома. Ленинград: "Наука", 1982, 40 с.

54. Бертельс Е.Э. Избранные труды. Низами и Фузули.- Москва: . Изд.-во восточной литературы,,1962, 553 с.

55. Бертельс Е.Э. Избранные труды.Навои и Джами. Москва: "Наука", 1965, 498 с.

56. Бертельс А.Е. Пять философских трактатов на тему "Афак ва Анфус". Москва: "Наука",1970, 660 с.- 175

57. Геюшев З.Б. Мировоззрение Г.Б.Зардаби. Баку: Изд.-во Академии Наук Азербайджанской ССР, 1962, 401 с.

58. Глухов А.Г. Звучат лишь письмена.- Москва: Изд.-во "Книга", 1981, 207 с.

59. Заграничный паспорт 'Абд ал-Гани Нухави Халисакарызаде. РРФ АН Азерб.ССР. Архив Р.Эфендиева: фонд 8/II9.

60. Крачковский И.Ю. Избранные сочинения, т.2.- Москва-Ленинград: Изд.-во Академии наук СССР, 1956, 702 с.

61. Каграманов Дж.В. Описание археографических документов.- Баку: . "Елм", 1969, 100с.

62. Казиев А.Ю. Художественное оформление.Азербайджанской рукопис-. ной книги ХШ-ХУП веков. Москва: Изд.-во "Книга", 1977, 357 с.

63. Лихачев Д.С. Текстология (краткий очерк). Москва-Ленинград: "Наука" ,1964, 102 с.

64. Лихачев Д.С. Текстология (на материале русской литературы X-ХУП вв.) Ленинград: "Наука" (Ленинградское отделение),1983, 639 с. . .

65. Мамед Ариф Дадаш-заде. История Азербайджанской литературы.-Баку: "Элм", 1971, 215 с.

66. Мамедов А.Г. Текстологическое исследование и научно-критический текст произведений Шах Исмаила Хатаи. А.Д.Д.Ф.Н. Баку: 1970,50 с.

67. Мамедова М.Г. Об одном списке ХУП века рукописи Низами Гянджеви "Хамса". Материалы всесоюзного совещания.Принципы научного описания археографических памятников народов Востока. - Баку: "Элм',г 1977, с.41-43.

68. Махмудов Малик. Арабоязычные поэты и литературоведы Азербайджа-. на (УП-ХП вв.) А.Д.Д.Ф.Н. Баку: 1975, 82 с. Низами Гянджеви (Краткий справочник. Составитель Дж.В.Каграма-176 нов). Баку: "Элм", 1979, 91 с.

69. Николаев В.В. Водяные знаки на бумагах средневековых документов болгарских книгохранилищ, т.1. София: Издание Болгарской Академии наук, 1954, 1200 филигран.

70. Основы текстологии (под редакцией В.С.Нечаевой). Москва: Изд.-во Академии наук СССР, 1962, 497 с.

71. Прохоров Е.И. Текстология.-Москва: Изд.-во Высшая школа, 1966, 224 с.

72. Рейсер С.А. Палеография и текстология нового времени.-Москва: Изд.-во "Просвещение", 1970, 336 с. '7. Сидоров А.А. Друг книги Советский библиофил. Москва: Изд.-во

73. JloirCcLnA, nuicesL ycLZtrt^az K<XXCL6OJTU. с. I. ЯлЮ-гео^т McLLLtgeuoL CLofyfnaiei. ft ж tocbil, tcubunu ^xAU^eiri^1. ЛнюссЪл, S96?} J. 99 s.94. fofKofi *игк$е Kat^&fu. SVocZVL^ccn Pe/r^l bolt*»* O.l.tn^Zesi, /96 f, 3.gctSlry, eiTL , /88 S.

74. У1.Рукописи на азербайджанском,турецком,персидском и арабском языках00. Б-474.РРФ АН Азерб.ССР

75. ОТ. Д-871.РРФ АН Азерб.ССР02. М-64.РРФ АН Азерб.ССР03. М-64.РРФ АН Азерб.ССР^Дь Ia. . ^ ll'Ul1. ЛИг• с.«-■' ^ t ^34. Б-733.РРФ АН Азерб.ССР5. Б-234.РРФ АН Азерб.ССР6. Б-733.РРФ АН Азерб.ССР7. Б-733.РРФ АН Азерб.ССР

76. Б-5266.РРФ АН Азерб.ССР 9. Б-1236.РРФ АН Азерб.ССР0. Рукопись РРФ АН Азерб.ССРне инвентаризована1. Б-4 51.РРФ АН Азерб.ССР2. Б-733.РРФ АН Азерб.ССР3. Б-733.РРФ АН Азерб.ССР4. Рукопись РРФ АН Азерб.ССРне инвентаризонана5. С-274. РРФ АН Азерб.ССР

77. Б-6834.РРФ АН Азерб.ССР 7. М-64. РРФ АН Азерб.ССР3. Б-477.РРФ АН Азерб.ССР1. Л tO -с-* lb Л V\x*1. Oj*<* ^Ч-сГ^^И^11\ s- -^ЛЧл1. Л VY — с—Л'АoLy A. '

78. А О <J -Л \ I . crj^»" cj^11. Л VVt1. Л-t -ЛЛА.^cil^" JVi9. Б-435.РРФ AH Азерб.ССР20. Б-733.РРФ АН Азерб.ССР21. Б-503.РРФ АН Азерб.ССР22. Б-2293.РРФ АН Азерб.ССР

79. А-552.РРФ АН Азерб.ССР :24. Б-477.РРФ АН Азерб.ССР :25. Б-474.РРФ АН Азерб.ССР :26. Е-6834.РРФ АН Азерб.ССР

80. М-204.РРФ АН Азерб.ССР '28. Б-6754.РРФ АН Азерб.ССР29. Б-733.РРФ АН Азерб.ССРtr^' ^ (tf J5^1. J-Li ^ c^,