автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Философия культуры М.О. Гершензона
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Герасимова, Екатерина Васильевна
Введение.
Глава I Идейные предпосылки философии культуры М. О. Гершензона
1.1 Становление философии культуры. Гершензон как историк русской философской культуры.
1.2 Отечественные и зарубежные влияния.
1.3 Теория личности.
Глава II Европейская культура: кризис и пути его преодоления
2.1 Кризис европейской культуры в оценке М. О. Гершензона.
2.2 Спор о судьбах культуры ("Переписка из двух углов").
2.3 Религиозная концепция культуры.
Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Герасимова, Екатерина Васильевна
Актуальность темы исследования
Русская философия культуры начала XX века сравнительно недавно оказалась в центре внимания исследователей. Попытки осмысления культурофилософского опыта относятся к середине 1990-х годов, обозначив тем самым потребность в осмыслении отечественной культуры на базе новой, деидеологизированной парадигмы гуманитарного знания. В указанный период происходит формирование целого ряда смежных научных дисциплин, объектом которых выступает культура, а в качестве предметных областей -различные аспекты её существования. Так возникают новые области знания -теория культуры, история культуры, и, наконец, философия культуры.
В отличие от истории культуры, исследующей внешнюю сторону явлений в их хронологической последовательности, философия культуры анализирует глубинные пласты культуры, ищет общие тенденции, пытаясь понять причины и разобраться в следствиях того или иного события. В то же время от теории культуры, ставящей близкие задачи, её отличает отсутствие чёткой грани между субъектом и объектом исследования. Теория культуры как бы выносит субъекта за скобки. Философия культуры, напротив, всегда была, есть и будет рефлексией над культурой, но постфактумной рефлексией, включённой вместе с тем в саму жизнь культуры. В этом плане русская философия в целом, и философия культуры Гершензона в частности, с её отказом от схематизации и стремлением постичь феномен культуры, отталкиваясь от её творца - личности, ближе всего подходит к пониманию этого явления в качестве фундаментальной сферы бытия и экзистенциальности. Исследования в области философии культуры, таким образом, представляют собой изучение специфического, присущего только человеку способа существования. Феномен культуры как чисто человеческого бытия нерасторжимо связан со смыслом жизни, тайной появления людей в этом мире, с тем самым вопросом "почему", с которого начинается всякая философия. Актуальность темы диссертационного исследования, таким образом, обусловлена тем фактом, что оно затрагивает одну из центральных тем философии XX в - проблему самоопределения человека в культуре.
В рамках философии культуры как особой сферы гуманитарного знания возникает необходимость более пристального изучения отечественной философии культуры. Начиная с середины 1990-х гг., появляются работы как общего характера, посвященные данной проблематике, так и исследования, рассматривающие взгляды конкретных представителей отечественной философской мысли на цели, задачи, смысл и сущность культуры. В частности, проводится анализ культурофилософских воззрений Н. Бердяева, И. Ильина, С. Франка, В. Иванова и других крупнейших мыслителей начала XX в., очерчивается проблемное поле русской религиозной концепции культуры1. Вместе с тем творчество одной из центральных фигур отечественной философии культуры, М. О. Гершензона, за исключением единственного известного произведения, написанного в соавторстве с В. Ивановым, -"Переписки из двух углов", остаётся практически незнакомым широкой читательской аудитории. В данном диссертационном исследовании мы бы хотели восполнить этот пробел. Обращение Гершензона к экзистенциальным аспектам культуры как специфического способа человеческого бытия ставит его в один ряд не только с выше перечисленными русскими философами, но и
1 Силантьева M. В. Философия культуры Н.А.Бердяева и актуальные проблемы современности. М., 2005; Лавров А. Г. Философия культуры И. Ильина. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. М., 1997; Горенко И. В. Православная философия культуры В. А. Кожевникова. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. M., 2004; Руднева О. С. Философия культуры С. Л. Франка. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. М., 1998; Масленников И. О. Философия культуры В. Иванова. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. Тверь, 2001; Гумерова Г. А. Философия культуры русских религиозных мыслителей XX века. Диссертация на соискание учёной степени кандидата культурологических наук. Нижневартовск, 1997; Буланов В. В. Ф. Ницше и русская экзистенциальная философия культуры. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. Тверь, 2004 зарубежными мыслителями, такими как Вильгельм Дильтей, Генрих Риккерт, Вильгельм Виндельбанд, Освальд Шпенглер.
В творчестве М. О. Гершензона, возможно, как ни у кого из других представителей русской философии, отразился важнейший перелом в развитии европейской культуры конца XIX - начала XX вв. Этот перелом заключался в кардинальной переоценке всех ценностей. Традиционная метафизика сверхценностей, коротко именуемая иногда платонизмом, всё настойчивее вытеснялась идеей свободной Личности, независимой от каких бы то ни было философских систем. Важной особенностью философии Гершензона было именно то, что в отличие от большинства мыслителей Серебряного века он пытался оправдать не культуру, а человека как такового, т. е. как реальность, приоритетную по отношению ко всем ценностям и нормам.
Основные тенденции, отмеченные Гершензоном в развитии культуры начала прошлого века, характерны и для современного этапа её существования. На многие вопросы, которые были поставлены в ушедшую эпоху, ответы так до сих пор не найдены. В этом плане концепция "кризиса культуры" М. О. Гершензона, составляющая ядро его философии культуры, является мостом, связывающим столетия. Глубоко пережив историю и современность, он с удивительной прозорливостью обозначил перспективы духовного развития человечества. Обращение к творчеству Гершензона помогает понять многие процессы, происходящие в современной культуре. Симптомы кризиса цивилизации, обозначенные мыслителем, -рационализация человеческой жизни, господство техники и массовой культуры, обезличивание - не утратили остроты звучания и в наше время.
Объектом исследования является творчество М. О. Гершензона в контексте отечественной и зарубежной философии конца XIX - начала XX вв.
Предметом исследования выступает концепция философии культуры М. О. Гершензона как развёрнутой характеристики специфически человеческого способа бытия.
Степень разработанности проблемы
Философское наследие М. О. Гершензона исследовано всё ещё весьма слабо. Он хорошо известен как историк общественной мысли1 (прежде всего, в качестве инициатора и участника сборника "Вехи") и как литературовед (его знаменитый "пушкинский цикл", "грибоедовские" изыскания)2. В учебнике по л истории русской философии , вышедшем в 2001 г., отмечен ещё один аспект творческой биографии Гершензона - его публикаторская деятельность, в частности, его роль в издании двухтомного собрания сочинений П. Я. Чаадаева. Философские же работы Гершензона называются в последнюю очередь, чаще всего в связи с изучением творчества Вячеслава Иванова. Так, А. В. Малафеев в своём исследовании философии культуры русского символизма в главе, посвящённой В. Иванову, уделяет внимание и взглядам на культуру его оппонента по знаменитому спору4.
Попытки осмысления философии Гершензона предпринимались ещё при его жизни - в основном все они сводились к анализу "Переписки из двух углов"5. На этом фоне выделяется небольшая рецензия Н. О. Лосского,
1 См.: Рудковская И. Е. М. О. Гершензон как исследователь русской интеллигенции. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Томск, 1990; Ивонина О. И. Формирование исторического мировоззрения М. О. Гершензона//Методологические и историографические вопросы истории науки. Томск, 1994; Володина Т. А. Гершензон - историк русской общественной мысли. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. М., 1988
2 В 1926 г. вышел сборник статей о Пушкине М. О. Гершензона со вступительной статьёй Л. Гроссмана с характерным названием "Гершензон-писатель". См. также: Иванов В. К проблеме звукообраза у Пушкина (Памяти М. О. Гершензона)//Московский пушкинист. 1930; Щеголев П. Е. Мудрость Пушкина// Щеголев П. Е. Пушкин. Исследования, статьи и материалы. Т. 2, Москва-Ленинград, 1931; Серман И. Михаил Гершензон//История русской литературы, XX век. Серебряный век. М., 1995.
3 История русской философии: Учебник для вузов. М.: "Республика", 2001.
4 Малафеев А. В. Философия культуры русского символизма. Диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук. М., 2002. С. 74-78.
5 Кузмин М. Мечтатели//Жизнь искусства. 1921. №764 (май); Шлецер Б. Русский спор о культуре. В. Иванов и М. О. Гершензон - "Переписка из двух углов'У/Современные записки. Париж, 1922 № XI (Кн. XI).; посвященная культурологической проблематике в "Тройственном образе совершенства"1. "Переписка" стала своеобразной визитной карточкой М. О. Гершензона (хотя сам он относился к этому очень негативно). Известны высокие оценки этого произведения целым рядом зарубежных философов -Мартином Бубером, Габриэлем Марселем, Ортегой-и-Гассетом. Среди историко-философских исследований западных авторов следует выделить статью Ренато Поджиоли с одноимённым названием - "Переписка из двух углов"2.
В советский период философские работы Гершензона были преданы забвению. Его имя было известно лишь узкому кругу историков и специалистов-пушкинистов. В конце 80-х - начале 90-х гг. интерес к Гершензону как философу и теоретику культуры стал постепенно возвращаться. В 1989 г. вышла статья В. Зелинского "Забытый спор о культуре"3, послужившая толчком для дальнейшего изучения культурофилософской проблематики в произведениях М. О. Гершензона.
Огромная роль в популяризации философии М.О. Гершензона принадлежит В. Ю Проскуриной. Её книга "Течение Гольфстрема: Михаил Гершензон, его жизнь и миф" (1998, СПб.)4, по сути, является, единственным на сегодняшний день систематизированным изложением его взглядов. Кроме того, она первая использовала богатейшие архивные материалы, которые долгое время находись вне поля зрения исследователей, а также приняла активное участие в подготовке издания четырёхтомного собрания сочинений
Флоровский Г. В мире исканий и блужданий. Знаменательный спор//Русская мысль. 1922. № 4; Зеньковский В. В. М. О. Гершензон и В. И. Иванов. Переписка из двух углов//Православие и культура: сборник религиозно-философских статей. Берлин, 1923; Ландау Г. Византиец и иудей// Русская мысль. Прага-Берлин. 1923. Кн. 1-И.
1 Лосский Н. О. Рецензия на книгу "Тройственный образ совершенства"//Книга и революция, 1920. №2.
2 Poggioli R. A Correspondence from Opposite Corners//The Phoenix and the Spider. Cambrige, 1957. P. 219
3 Зелинский В. Страна изгнания или земля обетованная. Забытый спор о культуре//Наше наследие. М., 1989, №3
4 Кроме того, следует отметить более ранние работы В. Ю. Проскуриной - "Переписка из двух углов": символика цитаты и структура текста//Лотмановский сборник. М., 1997; вступительную статью и комментарии к переписке В. В. Розанова и М. О. Гершензона (1909-1918), Новый мир, 1991, №3 6
М. О. Гершензона, вышедшего в 2000 г., и комментариев к нему. В указанный четырёхтомник включены все наиболее значимые работы мыслителя. В первых трёх томах собраны литературоведческие и историко-культурные труды Гершензона, в четвёртом - произведения, посвященные собственно философской проблематике. В числе последних, помимо знаменитой "Переписки из двух углов", - центральный философский труд Гершензона "Тройственный образ совершенства", неопубликованная статья "Нагорная проповедь", сборник афоризмов "Солнце над мглою", который ни разу не был переиздан после смерти философа и другие его работы. Авторским коллективом четырёхтомного собрания избранных произведений М. О. Гершензона был проделан грандиозный труд, благодаря которому имя мыслителя было возвращено российскому читателю.
Из аналитических работ последнего десятилетия хотелось бы также отметить статью историка культуры П. Гуревича - "Первообразы культуры", исследующую позднейший этап философского творчества Гершензона1, его религиозную концепцию культуры. Интересная попытка соединить духовную биографию Гершензона с основными положениями его концепции культуры предпринимается Ю. В. Видинеевым2, вместе с тем целостной картины философии культуры в данной работе не представлено.
Источниковую базу диссертации составляют произведения М. О. Гершензона и материалы его архива, хранящегося в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Диссертантом использовались фрагменты неизданной второй части "Тройственного образа совершенства", а также ранние дневниковые записи мыслителя. В теоретико-методологическом плане работа опирается на труды современных историков русской философии
1 Имеется в виду его вступительная статья к переизданию "Гольфстрема" - см.: Гуревич П. Первообразы культуры//Лики культуры: Альманах. Т. 1. М., 1995
2 Видинеев Ю. В. Антропологический принцип в философии культуры (опыт духовной биографии М. О. Гершензона). Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. Самара, 1997
М. А. Маслина, В. А. Кувакина, А. Т. Павлова, В. В. Сербиненко, П. П. Гайденко, А. А. Ермичева, Ю. В. Синеокую.
Цели и задачи исследования
В диссертационном исследовании поставлена цель реконструкции, анализа и систематизации философских представлений М. О. Гершензона о сущности культуры и ее онтологической предпосылке - человеке. Исходя из этой цели, определились следующие задачи работы:
- проследить становление культурофилософских взглядов М. О. Гершензона;
- выделить отечественные и зарубежные источники, оказавшие влияние на формирование его философии;
- выявить основные понятия философии М. О. Гершензона в контексте философии культуры;
- рассмотреть смысловое содержание гершензоновской трактовки феномена культуры и его связь с концепцией кризиса современной культуры;
- выявить специфику его представлений о культуре в сравнении со взглядами других представителей русской философии;
- определить место философии культуры Гершензона в русской философии первой четверти XX в.
Теоретические и методологические основания исследования
В качестве теоретико-методологической основы диссертационного исследования выступают основные принципы историко-философского подхода, позволяющего реконструировать философские взгляды Гершензона, выявить их идейные источники. Как составная часть этого метода, используется сравнительно-исторический метод, выявляющий специфику и особенности философии культуры Гершензона в контексте западной и русской философии. Биографический метод применяется для того, чтобы проследить предпосылки становления собственно философской проблематики у исследуемого автора. Метод текстологического анализа позволяет, исходя из глубокого, подробного изучения того или иного произведения, сформулировать основные положения философии культуры Гершензона. Таким образом, методология данной работы носит комплексный характер, при этом утверждается равноправие каждого из применяемых методов.
Научная новизна исследования
Философия культуры М. О. Гершензона, взятая сама по себе, т. е. в качестве целостного и самостоятельного теоретического феномена, до сих пор не становилась предметом специального научного исследования. В диссертационном исследовании, таким образом, впервые в целостном виде представлена совокупность культурофилософских воззрений Гершензона;
- впервые проведён систематический анализ его философии культуры;
- выявлены этапы её становления и основные характеристики;
- показано место и значение философии культуры М. О. Гершензона в творческом наследии мыслителя;
- предпринята попытка выявить конструктивное значение философии культуры Гершензона, представив философию мыслителя позднего периода как её составную часть и, таким образом, наряду с анализом концепции кризиса европейской культуры, выявить поиски им возможных путей преодоления негативных тенденций в развитии культуры.
Научно-практическая значимость исследования
Содержание диссертации, её основные выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего углублённого изучения, как творчества самого М. О. Гершензона, так и общих проблем истории отечественной философии.
На основании данной работы возможно проведение семинаров для студентов философских, исторических и филологических факультетов университетов по темам "Философия культуры М. О. Гершензона" и "Проблема кризиса культуры в русской философии начала XX века".
Апробация работы
Основные положения данного диссертационного исследования изложены в публикациях автора. Диссертация прошла обсуждение на кафедре истории русской философии философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
Структура работы
Работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и библиографии. Первая глава посвящена становлению философии культуры Гершензона. В анализе его ранних произведений акцент, таким образом, смещается на культурофилософские предпосылки. Реконструируются отечественные и зарубежные источники философии Гершензона, а также предпринимается попытка очертить основные параметры теории личности мыслителя, т. е. концепции, ставшей основой его философии культуры.
В центре второй главы находится проблема "кризиса современной культуры". Особый акцент делается на "Переписке из двух углов". Позднейшее творчество М. О. Гершензона, его обращение к религиозной проблематике, рассматривается в контексте философии культуры, как поиск путей преодоления кризисных тенденций в культуре.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Философия культуры М.О. Гершензона"
Заключение
Философия культуры М. О. Гершензона - заметное явление в истории отечественной мысли. Эта оригинальная концепция несомненно заслуживает глубокого детального историко-философского анализа, который и был проведён в настоящем исследовании.
Обобщая сказанное, можно констатировать, что философия Гершензона в целом и его философия культуры совпадают, поскольку последняя составляет сердцевину мировоззрения мыслителя. Именно в проблематике философии культуры наиболее плодотворно реализовались особенности философской рефлексии Гершензона. Концепцию культуры мыслителя нельзя выделить в качестве одной из составных частей его философии, наряду с этикой, теорией искусства (эстетикой), гносеологией и т. д. (как это можно сделать, к примеру, с философией Н. Бердяева или И. Ильина). Напротив, учения о познании, бытии, морали, религии, искусстве являются элементами его философии культуры.
О философском творчестве Гершензона как об отдельном периоде его интеллектуальной биографии можно говорить применительно к 1917-1924 гг. Именно в этот промежуток времени им написаны основные работы по философии культуры. В предшествующий период он в основном выступает как историк русской общественной мысли. Исследования Гершензона в этой области дают ключ к пониманию его философии культуры. В частности, вышедшая в 1909 г. в сборнике "Вехи" статья "Творческое самосознание" заложила основы концепции кризиса культуры. "Расколотость" личности русского интеллигента, ориентированного исключительно на общественную деятельность в ущерб развитию внутреннего мира личности, её душевной жизни, стала в философии Гершензона симптомом болезни человека культуры, сделавшего ставку на разум и утончённые формы культуры в ущерб естественной человеческой природе.
Таким образом, на стадии становления философия культуры мыслителя основывалась на конкретных исторических особенностях развития русского общества. Зрелая концепция культуры Гершензона представляет собой оценку тенденций, имевших место в европейской культуре в целом, независимо от её национальных проявлений.
Философия культуры Гершензона опирается как на отечественную, так и на западную традицию философской мысли. Среди зарубежных мыслителей, оказавших непосредственное влияние на формирование ядра его концепции, следует указать, прежде всего, на А. Руссо и Ф. Ницше. Из отечественных идейных источников философии культуры Гершензона необходимо назвать философию славянофильства и воззрения JI. Толстого (его взгляды на культуру). Вместе с тем влияние представителей русской и зарубежной философии не вылилось в прямые заимствования, а послужило толчком к построению Гершензоном собственной оригинальной концепции культуры.
В ряду других отечественных концепций философии культуры своеобразие теории Гершензона видится в том, что впервые в её центр было поставлено понятие личности и обозначен онтологический, точнее персоналистический приоритет человека во взаимоотношениях личность -культура. В этом отношении философия культуры Гершензона антропологична и антропоцентрична и представляет собой концепцию самоопределения личности в культуре. Таким образом, смысл его философии культуры не в трактовке теоретических аспектов существования культуры, а в объяснении бытия человека в культуре.
Отсюда вытекает другая важная особенность философии Гершензона: целью её, в отличие от современных ему концепций представителей русской философии, является не "кулътуродицея", а антроподицея, т. е. оправдание личности как реальности, приоритетной по отношению ко всем культурным ценностям и нормам.
Ещё одна существенная отличительная черта философии культуры Гершензона заключается в способе её универсализации. Русские мыслители первой четверти XX в. (Н. Бердяев, В. Эрн, И. Ильин и др.) стремились дать объяснение процессам, происходящим именно в русской культуре, хотя и рассматривали их в рамках общемировых тенденций, в отличие от философов XIX в., отделявших Россию от европейского мира (Н. Данилевский, К. Леонтьев). Вслед за В. Соловьёвым, впервые заговорившем о русской идее, они оценивали культуру как проявление специфического русского самосознания, национального своеобразия, как символ будущего религиозного возрождения России. Что же касается философии мировой культуры, то в ней решающую роль играют глобальные и трансцендентные силы, а не личность. Положив в основание своей философии понятие "личность" и выдвинув на первый план проблему самоопределения человека, Гершензон предложил совершенно иную концепцию культуры, поднявшись над этническими, религиозными и историческими особенностями конкретной страны.
Исходя из ярко выраженной "персоналистской" установки мыслителя, концепцию кризиса культуры, которая занимает центральное место в его размышлениях о состоянии современной европейской цивилизации, можно интерпретировать как кризис современного человека вообще, способа его бытия и самореализации. Отсюда любой аспект кризиса культуры рассматривается им как проявление кризиса личности. Разобщение духовных способностей человека, заключающееся в отделении сознания от воли и сопровождающееся отчуждением индивидуальной сущности личности, составляет смысл и содержание кризиса европейской культуры в оценке Гершензона. Таким образом, этот процесс можно определить, используя термин М. Мамардашвили, как "антропологический" кризис. В сущности, все размышления философа о кризисе европейского мира носят прикладной характер по отношению к понятию "личность", так как имеют своей целью объяснить существование человека в культуре.
Другой специфической чертой философии культуры Гершензона является отсутствие противопоставления культуры и цивилизации, характерное для большинства концепций как русских (Н. Данилевский, К. Леонтьев, В. Иванов, А. Блок, Н. Бердяев и др.), так и западных мыслителей (О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби). В трактовке М. Гершензона не цивилизация есть болезнь культуры, а сама сложившаяся культура изначально и глубоко больна, поскольку болен человек, создавший её. Понимая культуру чрезвычайно широко, т. е. как человеческое творчество в целом, которое охватывает весь комплекс научных, технических и прочих достижений человечества, а также включая в это понятие политические, экономические, социальные и религиозные отношения, Гершензон констатирует кризисное состояние всех сфер общественной жизни человека.
В диссертационном исследовании мы попытались уйти от традиционного взгляда на философию культуры Гершензона как на нигилистическую и не предлагающую никакой положительной концепции. Помимо критики культуры, в его работах прослеживается линия "иного мира", "иной культуры". Этот идеал до конца не оформлен философом, но позволяет говорить о "перспективности" его стремлений, направленных на поиск новых оснований культуры. По сути, Гершензон не "антикультурен", а выступает за динамизм в развитии культуры, за её индивидуальный "персоналистский" характер.
Считая ошибочным выделение поздних работ мыслителя, объединённых религиозной темой, в отдельную группу с совершенно иной проблематикой, мы рассмотрели их в контексте философии культуры Гершензона. Положительные идеи, содержащиеся в статьях 1924 г., представляются нам попыткой мыслителя определить возможные пути преодоления кризиса культуры.
Отличительная черта религиозной концепции культуры Гершензона состоит в том, что действительным её центром выступает не Бог, а личность. Таким образом, религиозная тематика в поздних работах философа вторична, не обладает самостоятельным значением, а необходима для построения идеальной модели гармоничного развития личности. Религия выступает в качестве мирообъяснительной гипотезы, методологии, с помощью которой личность учится "космически-правильному" поведению как способу осуществления в земном мире подлинной реальности, т. е. "иного мира", "иной культуры".
Подводя итог всему сказанному, подчеркнём, что М. О. Гершензон был первым из русских философов, кто попытался постичь истоки кризиса европейской культуры через поиск их оснований в самом человеке. Кроме того, в своей критике элитарности, излишней усложнённости культуры, её противоестественного характера он фактически предвосхитил теоретиков постмодернизма (Ж. Деррида, М. Фуко).
Значение изучения творчества Гершензона для современности обусловлено тем фактом, что указанные им признаки кризиса европейской культуры - потеря человеком духовной цельности, отчуждение его индивидуальной природы, обезличивание, рационализация всех сторон жизни, технизация - являются симптомами болезни и современной цивилизации. Непреходящее значение его философии заключается в том, что она направлена против некритического принятия культуры и мира в целом в качестве данности, готовой истины, а не цели, которую нужно достигать через совершенствование человека и его творчества.
Список научной литературыГерасимова, Екатерина Васильевна, диссертация по теме "История философии"
1. Альтман М. С. Разговоры с Вяч. Ивановым. СПб., 1995.
2. Асоян Ю., Малафеев А. Опыт русской культурологии середины XIX и начала XX веков. М., 2000
3. Белый А. М. О. Гершензон//Россия, 1925, № 5 (14). С. 249
4. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998.
5. Берд Р. "Переписка из двух углов" и её биографический контекст//Вячеслав Иванов творчество и судьба: К 135-летию со дня рождения. М., 2002. С. 50-60
6. Бердяев Н. А. Конец Ренессанса (К современному кризису культуры)//София. Проблемы духовной культуры и религиозной философии. Берлин, 1923
7. Бердяев Н. А. Очарование отражённых культур//Бердяев Н. А. Собрание сочинений. Т. III. Paris, YMCA-PRESS, 1989 С. 516-529
8. Бердяев Н. А. Письма к М. О. Гершензону//Вопросы философии. 1992, №5. С. 119-136.
9. Берман Я. 3. М. О. Гершензон. Библиография//Труды Пушкинского дома Академии наук СССР. Вып. LII, 1928
10. Ю.Беседы В. Д. Дувакина с М. М. Бахтиным. М., 199611 .Блок А. А. Крушение гуманизма//Блок А. А. Собрание сочинений. Т. IV. Л., 1982. С. 327-347
11. Блюм В. Книга ложной мудрости// Авангард альманах литературы, искусства и науки. М., 1922. Сентябрь, № 3. С. 78-79
12. Буланов В. В. Ф. Ницше и русская экзистенциальная философия культуры. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. Тверь, 2004.
13. М.Вересаев В. Об автобиографичности Пушкина/ЛТечать и революция. 1925. Кн. 5-6. С. 29-58
14. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909
15. Вехи: Pro et contra. СПб., 1998
16. Видинеев Ю. В. Антропологический принцип в философии культуры (опыт духовной биографии М. О. Гершензона). Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. Самара, 1997
17. Володина Т. А. Гершензон историк русской общественной мысли. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. М., 1988
18. Володина Т. А. Философско-исторические взгляды М. О. Гершензона М., 1988. Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР.
19. Герцык Е. К. Воспоминания. Париж, 1973
20. Гершензон М. О. Видение поэта. М., 1919
21. Гершензон М. О. Гольфстрем. М., 192223 .Гершензон М. О. Грибоедовская Москва. М., 1916
22. Гершензон М. О. Демоны глухонемые//Записки мечтателей. 1922, № 5. С. 127-135
23. Гершензон М. О. Дух и душа//Слово о культуре. Сборник критических и философских статей. М., 1918. С. 3-20
24. Гершензон М. О. Дух человеческий//Однодневная газета Комитета Академических Театров Помощи Голодающим. М., 1922, 28-29
25. Гершензон М. О. Избранное. Т.1. Мудрость Пушкина. М. -Иерусалим: "Университетская книга", 2000
26. Гершензон М. О. Избранное. Т. 2. Молодая Россия. М. Иерусалим: "Университетская книга", 2000
27. Гершензон М. О. Избранное. Т. 3. Образы прошлого. М. Иерусалим: "Университетская книга", 2000
28. Гершензон М. О. Избранное. Т. 4. Тройственный образ совершенства. М. Иерусалим: "Университетская книга", 2000
29. Гершензон М. О. История молодой России. М., 1923
30. Гершензон М. О. Исторические записки. М., 1910
31. Гершензон М. О. Ключ веры. Петербург-Берлин: "Эпоха", 1922
32. Гершензон М. О. Кризис современной культуры/ТМинувшее. М.-СПб., 1992. Вып. 11. С. 232-248
33. Гершензон М. О. Мир иной//Избранное. Т. IV. Тройственный образ совершенства. М. Иерусалим: "Университетская книга", 2000. С. 120-122
34. Гершензон М. О. Мудрость Пушкина. М., 1919
35. Гершензон М. О. Нагорная проповедь//Избранное. Т. IV. Тройственный образ совершенства. М. Иерусалим: "Университетская книга", 2000. С. 277-286
36. Гершензон М. О. О ценностях//Ветвь. Сборник клуба московских писателей. М., 1917. С. 287-290
37. Гершензон М. О. Образы прошлого. М., 1912
38. Гершензон М. О. Ответ П. Б. Струве (По поводу "Исторических записок")//Русская мысль, 1910, №2. С. 175-181
39. Гершензон М. О. Пальмира//Современные записки. Париж, 1922, Кн. XII С. 125-132.
40. Гершензон М. О. Письма брату. Избранные места. Вступительная статья и примечания М. Цявловского. М., 1927
41. Гершензон М. О. Письма к JI. Шестову (1920-1925). Публикация А. д1 Амелиа и В. Аллоя// Минувшее: Исторический альманах. Вып. 6. М., 1992 с. 237-313
42. Гершензон М. О. Религия Прогресса//Биржевые ведомости, № 15543, 7 мая
43. Гершензон М. О Славянофильство//Избранное. Т. 3. Образы прошлого. М. Иерусалим: "Университетская книга", 2000. С. 533541
44. Гершензон М. О. Солнце над мглою. (Афоризмы)//Записки мечтателей. 1922, №5. С. 90-107
45. Гершензон М. О. Статьи о Пушкине. М., 1926
46. Гершензон М. О. Судьбы еврейского народа. Петербург-Берлин: "Эпоха", 1922
47. Гершензон М. О. Теория словесности (Из материалов рукописного журнала "Бульвар и Переулок'7/Проскурина В. Течение Гольфстрема: Михаил Гершензон: его жизнь и миф. СПб., 1998. С. 481-187
48. Гершензон М. О. Творческое самосознание//Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909 С. 70-9651 .ГершензонМ. О. Тройственный образ совершенствам., 1918
49. Гершензон М. О. Франческо Петрарка//Избранное. Т. IV. Тройственный образ совершенства. М. Иерусалим: "Университетская книга", 2000. С. 199-231
50. Гершензон М. О. П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление. СПб., 1908
51. Гершензон М. О. Человек, одержимый Богом// Современные записки. Париж, 1922. Кн. XII. С. 133-137
52. Гершензон М. О. Человек, пожелавший счастья// Сб. "Северные дни", Пб.-М., 1921. С. 95-105
53. Гершензон М. О., Розанов В. В. Переписка. 1909-1918. (Вступительная статья, публикация и комментарии В. Проскуриной)//Новый мир. 1991, № 3. С. 215-242
54. Гершензон-Чегодаева Н. М. Первые шаги жизненного пути. (Воспоминания дочери Михаила Гершензона). М., 2000
55. Гольденвейзер А. Б. М. О. Гершензон (1864-1925). Биографический очерк//Гершензон-Чегодаева Н. М. Первые шаги жизненного пути. (Воспоминания дочери Михаила Гершензона). М., 2000. с. 6-10
56. Горнфельд А. Гершензон Михаил Осипович//Еврейская энциклопедия. СПб., 1911. Т. VI. С. 423
57. Горовиц Б. Гершензон-еврей/Ли<Заюа Rossica. М., 2001. Вып. 3 С. 158174
58. Горовиц Б. Михаил Гершензон пушкинист. Пушкинский миф в Серебряном веке русской литературы. М.: "Минувшее", 2004.
59. Гревс И. М. О культуре (Мысли при чтении "Переписки из двух углов" Вячеслава Иванова и М. О. Гершензона)//История и историки. Историографический вестник. М., 2001 С. 279-316
60. Гумерова Г. А. Философия культуры русских религиозных мыслителей XX в. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата культурологических наук. Нижневартовск, 1997.
61. Гуревич П. Первообразы культуры//Лики культуры: Альманах. Т. 1. М., 1995. С. 500-515
62. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993.
63. Из архива М. О. Гершензона: письма А. М. Ремизова и В. Ф. Ходасевича//Река Времени. Книга истории и культуры. Кн. III. М., 1995. С. 156-196
64. Иванникова Н. В. Идеи и образы итальянского Возрождения в русском Серебряном веке (А. Блок и В. Иванов). М., 2003
65. Иванов А. В. Историософские взгляды М. О. Гершензона. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук, Казань, 2000
66. Иванов В. К проблеме звукообраза у Пушкина (Памяти М. О. Гершензона) //Московский пушкинист. 1930 С. 94-105
67. Иванов В. Кормчие звёзды. СПб., 1903.
68. Иванов В. Кручи. О кризисе гуманизма//Иванов В. Родное и вселенское. М., 1994. С. 102-112
69. Иванов В. Легион и соборность//Иванов В. Родное и вселенское. М., 1994. С. 96-102
70. Иванов В. О весёлом ремесле и умном веселии//Иванов В. Родное и вселенское М., 1994. С. 60-71
71. Иванов В. Письмо к Александру Пеллегрини//Иванов В. Собрание сочинений. Т. III. Брюссель, 1979. С. 435-452
72. Иванов В. Письмо к Дю Босу//Иванов В. Собрание сочинений. Т. III. Брюссель, 1979. С. 419-434
73. Иванов В. И. Совесть// Иванов В. Собрание сочинений. Т. III. Брюссель, 1979. С. 42-43
74. Иванов В. И. Спорады// Иванов В. И. Родное и вселенское. С. 73-91
75. Иванов В. И. Стихотворения и поэмы. Л., 1976
76. Иванов В. Человек//Иванов В. Собрание сочинений. Т. III. Брюссель, 1979. С. 195-243
77. Иванов В. И., Гершензон М. О. Переписка из двух углов. Петербург: "Алконост", 1921.
78. Иванов Д. В. Мартин Бубер и Вячеслав Иванов/ZRussian Literature and History. In Honor of Professor Ilya Serman. Jerusalem, 1989. C. 151-154
79. Иванова JI. Воспоминания. Книга об отце. М.,1992.
80. Ивонин Ю. П., Ивонина О. И. Человек, свобода и культура в философско-социологической концепции М. О. Гершензона//Правовое государство. Гражданское общество. Самоуправление. Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 1991. С. 24-38
81. Ивонина О. И. Формирование исторического мировоззрения М. О. Гершензона//Методологические и историографические вопросы истории науки. Томск, 1994 С. 185-202
82. Изгоев А. С. П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление. Рецензия//Русская мысль, 1907, № 12. С. 237-240
83. История одной невстречи, рассказанная в рецензиях и письмах М. О. Гершензона и К. И. Чуковского//Литературное обозрение, 1992, №11-12. С. 63-72
84. История русской философии: Учебник для вузов (под редакцией М. А. Маслина). М.: "Республика", 2001
85. История философии: Запад-Россия-Восток (под ред. Н. Мотрошиловой). В 4-х тт. М., 1997
86. Карлейль Т. Теперь и прежде. М., 1994.
87. Кизеветтер А. История молодой России. Рецензия//Русская мысль, 1908, №6. С. 123-125
88. Киреевский И. В. Полное собрание сочинений: В 2 тт. М., 1911.
89. Коган П. С. Рецензия на "Переписку из двух углов" В. Иванова и М. Гершензона// Печать и революция. 1921. Кн. III. С. 223-225
90. Кондаков И. В. "Вертикаль" и "горизонталь" в культурофилософии Вячеслава Иванова// Вячеслав Иванов. Материал и исследования. М., 1996. с. 262-274
91. Корзун В. П., Свешников А. В. Третий угол. И. М. Гревс в пространстве "Переписки из двух углов" В. И. Иванова и М. О. Гершензона// История и историки. Историографический вестник. М., 2001. С. 175-187
92. Кувакин В. А. Мыслители России. Избранные лекции по истории русской философии. М., 2005
93. Кузмин М. Мечтатели//Жизнь искусства. 1921. №764,29 мая.
94. Кучина JI. И., Ушакова И. И., Кожурин А. Я. Проблемы культуры в русской философии II половины XIX начала XX веков. Учебное пособие. СПб, 2001
95. Ландау Г. Византиец и иудей// Русская мысль. Прага-Берлин. 1923. Кн. I II. С. 182-219
96. Ландау Г. Сумерки Европы//Северные записки. 1914. Декабрь
97. Левитан И. "Переписка из двух углов". М. О. Гершензон и В. И. Иванов. Рецензия.//Новая русская книга. Берлин. 1922, №5 (май) С. 57
98. Лежнев И. Г. Записки современника. Т. 1, М., 1935.
99. Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. М., 1996
100. Лидин В. Г. М. О. Гершензон (его памяти)//Гершензон М. О. Избранное. Т. 2. Молодая Россия. М. Иерусалим: "Университетская книга", 2000 С. 543-545
101. Лосский Н. О. Рецензия на книгу "Тройственный образ совершенства'У/Книга и революция, 1920. №2. С. 61-62.
102. Лундберг Е. К кризису культуры//Накануне. Литературное приложение № 7 к № 62. 1922, 11 июня. С. 10-11
103. Макагонова Т. М. Дни и труды М. О. Гершензона (По материалам архива)//Российская государственная библиотека. Записки отдела рукописей. Вып. 50. М., 1995 С. 5-104
104. Малафеев А. В. Философия культуры русского символизма (онтологический аспект). Диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук. М., 2002
105. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 1994
106. Масленников И. О. Философия культуры В. Иванова. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. Тверь, 2001
107. Мережковский Д. С. Грядущий хам//Мережковский Д. С. В тихом омуте. Статьи и исследования разных лет. М., 1991. С. 350-378
108. Мережковский Д. С. Мистическое движение нашего века//Акрополь. Литературно-критические статьи. М., 1991. С. 172178
109. Мещеряков Н. О новых настроениях русской буржуазной интеллигенции//Печать и революция. 1921. Кн. III. С. 33-43
110. Неизвестная Россия. XX век. Кн. II. В ожидании Палестины. 17 писем С. Н. Булгакова к М. О. Гершензону и его жене. 1897-1925 гг. (Публикация М. Колерова)
111. Неретина С., Огурцов А. Время культуры. СПб., 2000
112. Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1990.
113. Пайман А. История русского символизма. М., 1998
114. Паперно И. Пушкин в жизни Серебряного века//Си1Шга1 Mythologies of Russian Modernism. University of California Press, 1992. P. 19-52
115. Портнягина H. А. Жизненный путь и эволюция политических взглядов М. О. Гершензона//Биография как вид исторического исследования. Тверь, 1993. С. 150-166
116. Плеханов Г. В. История молодой России. Рецензия//Современный мир, 1908, Ко 5. С. 109-114
117. Портнягина Н. А. Русский либерализм после революции 1905-1907 гг. (Общественно-политические позиции С. Н. Булгакова, М. О. Гершензона, А. С. Изгоева). Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. СПб., 1994
118. Преображенский П. "За ключом веры" "Гольфстрем'7/Печать и революция, 1922. Кн. 8 (ноябрь - декабрь), с. 176-177
119. Проскурина В. Ю. Вячеслав Иванов и Михаил Гершензон. На пути к "Переписке из двух углов'7/Cahiers du Monde Russe. Paris. 1994. Vol. XXXV (1-2). P. 377-387
120. Проскурина В. Ю. Михаил Гершензон историк культуры//Гершензон М. О. Избранное. Т. 3. Образы прошлого. М. -Иерусалим: "Университетская книга", 2000. С. 665-685
121. Проскурина В. Ю. Неизданная статья М. О. Гершензона// Избранное. Т. IV. Тройственный образ совершенства. М. -Иерусалим: "Университетская книга", 2000. С. 287-294
122. Проскурина В. Ю. "Переписка из двух углов": символика цитаты и структура текста//Лотмановский сборник. М., 1997 С. 671-694
123. Проскурина В. Ю. Рукописный журнал "Бульвар и переулок" (Вячеслав Иванов и его московские собеседники в 1915 г.)//Новое литературное обозрение. Историко-литературная серия. Вып. 1. 1994, № 10. С. 173-208
124. Проскурина В. Ю. Течение Гольфстрем: Михаил Гершензон, его жизнь и миф. СПб., 1998.
125. Рассадин С. В. Фридрих Ницше и философия культуры русского символизма. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. Тверь, 2001
126. Рашковский Е. Историк Михаил Гершензон//Новый мир. 2001, № 10. С. 128-138
127. Рудковская И. Е. М. О. Гершензон как исследователь русской интеллигенции. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. Томск, 1990
128. Русская философия: Словарь (под редакцией М. Маслина). М., 1999
129. Серман И. Михаил Гершензон//История русской литературы, XX век. Серебряный век. М., 1995. С.265-271
130. Синеокая Ю. В. В мире нет ничего невозможного//Фридрих Ницше и философия в России. СПб, 1999. С. 75-86.
131. Синеокая Ю. В. Восприятие идей Ницше в России: основные этапы, тенденции, значение//Фридрих Ницше и философия в России. СПб, 1999. С. 7-38.
132. Синеокая Ю. В. Рубеж веков: русская судьба сверхчеловека Ницше// Фридрих Ницше и философия в России. СПб, 1999. С. 58-75
133. Соловьёв В. С. Кризис западной философии (против позитивистов)// Соловьёв В. С. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2 С. 3-138
134. Степун Ф. А. Вячеслав Иванов// Степун Ф. А. Встречи. М.: "Аграф", 1998. С. 125-126
135. Струве П. Б. На разные темы//Русская мысль, 1909, № 12. С. 181191
136. Тайна Израиля: еврейский вопрос в русской религиозной мысли конца XIX первой половине XX вв. София, 1993
137. Тахо-Годи Е. "Остается исследовать источники воли и природу жажды" (о «Римских сонетах» Вяч. Иванова)//Вячеслав Иванов -творчество и судьба: К 135-летию со дня рождения. М., 2002. С. 60-71
138. Толмачёв В. Н. Саламандра в огне. О творчестве Вячеслава Иванова//Родное и вселенское. М., 1994. С. 3-16
139. Томашевский Б. В. Пушкин. Работы разных лет. М., 1990
140. Флоровский Г. В мире исканий и блужданий. Знаменательный спор//Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М.:"Аграф", 1998. С. 172-173.
141. Флоровский Г. Михаил Гершензон//Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М.:"Аграф". С. 293-311.
142. Форш О. Сумасшедший корабль. Л., 1988
143. Франк Г. Новая религия. К характеристике М. О. Гершензона//Зарница. Нью-Йорк, 1925, № 2. С. 25-27
144. Франк С. Л. Этюды о Пушкине. Paris: YMCA-PRESS, 1987
145. Фридрих Ницше и философия в России. СПб, 1999
146. Ходасевич В. Ф. Гершензон//Ходасевич В. Ф. Некрополь: Воспоминания. Париж, 1976. С. 96-105
147. Ходасевич В. Ф. Здравница//Возрождение (Париж), 1926, 14 марта
148. Ходасевич В. Колеблемый треножник. Избранное. М., 1991.
149. Хренов Н. А. Художественный опыт XX века в контексте смены культурных циклов//Общественные науки и современность. 1999, № 2. С. 139-151
150. Хрусталёва А. В. Хранитель русского слова М. О. Гершензон//Горовиц Б. Михаил Гершензон - пушкинист. М.: "Минувшее", 2004. С. 184-200
151. Цимбаев Н. И. Капкан Гершензона (Предисловие к публикации)//Вопросы философии. 1997, №12. С. 65-67
152. Черняев А. В. Г. Флоровский как историк русской философской культуры. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. М., 2001
153. Щеголев П. Е. Мудрость Пушкина// Щеголев П. Е. Пушкин. Исследования, статьи и материалы. Т. 2, Москва-Ленинград, 1931 С. 369-374
154. Щёголев П. Е. П. Я. Чаадаев. Жизнь и мышление. Рецензия//Минувшие годы, 1908, № 1. С. 300-301
155. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. М., 2000
156. Шестов Л. О вечной книге. Памяти М. О. Гершензона/ЛЛестов Л. Умозрения и откровения, YMCA-Press, Париж, 1964 С. 13-21
157. Шлецер Б. Русский спор о культуре. В. Иванов и М. О. Гершензон "Переписка из двух углов"//Современные записки. Париж, 1922, № XI (Кн. XI). С. 195-211
158. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1998.
159. Horowitz В. A Jewish-Christian Rift in Twentief-Century Russian Philosophy: N. A. Brediaev and M. O. Gershenzon//The Russian Review. The Ohio State Universiti Press, 1994. Vol.53. P. 497-514
160. Levin A. The Making of a Russian Scholar: the Apprenticeship of M.
161. Gershenzon//California Slavic Studies, University of California Press, 1973. P. 99-120
162. Poggioli R. A Correspondence from Opposite Corners//The Phoenix and the Spider. Cambrige, 1957. P. 208-2281. Архивные материалы:
163. Материалы ко второй, неопубликованной части работы "Тройственный образ совершенства"
164. ОР РГБ, Ф. 746 к. 10 ед. 28
165. ОР РГБ, Ф. 746 к. 10 ед. 44
166. ОР РГБ Ф. 746 к. 10 ед. 48
167. ОР РГБ, Ф. 746 к. 10 ед. 49 Дневниковые записи М. О. Гершензона:
168. ОР РГБ Ф. 746. Оп. 13. Д. 6. Л. 12