автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философия Льва Шестова и ее французские последователи

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Ворожихина, Ксения Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Философия Льва Шестова и ее французские последователи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философия Льва Шестова и ее французские последователи"

На правах рукописи

и

Ворожихина Ксения Владимировна

ФИЛОСОФИЯ ЛЬВА ШЕСТОВА И ЕЕ ФРАНЦУЗСКИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ

Специальность 09.00.03 - история философии

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

2 4 АПР 2014

Москва - 2014

005547686

005547686

Работа выполнена в ФГБОУ ВГТО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» на кафедре истории русской философии философского факультета

Научный руководитель: Козырев Алексей Павлович

кандидат философских наук, доцент

Официальные оппоненты: Синеокая Юлия Вадимовна

доктор философских наук, доцент,

ФГБУН «Институт философии РАН»

(и.о. заведующего сектором истории западной

философии)

Курабцев Василий Леонидович

доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВГТО «Московский государственный областной университет» (профессор кафедры философии)

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский авиационный

институт (национальный исследовательский университет)»

Защита диссертации состоится «26» мая 2014 года в 15:00 на заседании диссертационного совета Д 501.001.38 на базе ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» по адресу: 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4 («Шуваловский»), философский факультет, аудитория А-518.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале отдела диссертаций Научной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова по адресу: Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, 8 этаж, А-812.

С полным текстом диссертации можно ознакомиться на официальном сайте философского факультета ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» по адресу: http://new.philos.msu.ru/science/autoreferat/.

Автореферат разослан » Л^^ёиЗ, 2014 года.

Учёный секретарь Л Коровин

диссертационного совета /3 _ ^^ Владислав Фёдорович

I. Общая характеристика работы Актуальность темы исследования

Философия Льва Шестова (1866-1938) стоит особняком, не вполне вписываясь в контекст русской философской культуры первых десятилетий XX века. В России современники, ввиду крайнего индивидуализма Шестова, ироничности его философии, рассматривали автора «Апофеоза беспочвенности» как «слишком западного» философа. На Западе за ним закрепился ярлык скептика и нигилиста, философа одиночества и абсурда -и, вместе с тем, наиболее поэтичного из русских религиозных мыслителей. «Беспочвенная» философия Льва Шестова не только призывала к свободному философскому поиску, отказу от авторитетов и догм, но и, по всей видимости, выражала настроение молодых людей, ощущавших себя «вне почвы» (культурной, религиозной, национальной). По замечанию Н.В. Мотрошиловой, Лев Шестов пережил «трагедию отверженности»1 в стране, где родился, и «счастье приверженности... глубинам творческого духа»2, который не ограничивается принадлежностью к какой-либо традиции.

Тем не менее, философия Шестова оказала значительное влияние на культуру своего времени — Шестов оставил после себя ряд учеников и последователей, как в России, так и на Западе.

Среди парижских последователей Шестова можно выделить музыкального и литературного критика, переводчика и писателя Бориса Фёдоровича Шлёцера, мыслителя и писателя Жоржа Батая, поэта-философа Бенжамена Фондана. Кроме того, эссеист Рахиль Беспалова стремилась стать ученицей Шестова; о влиянии его философии на свое творчество говорили «парижские румыны» Эмиль Чоран и Эжен Ионеско.

Имя философа было известно в философских кругах. Работы Шестова высоко оценивал Андре Жид, русский мыслитель находился в приятельских отношениях с Эдмундом Гуссерлем, Жюлем де Готье, сотрудничал с

' Мотрошилова Н.В. Парабола жизненной судьбы Льва Шестова // Вопросы философии. 1989. №1. С. 129.

2 Тан же.

Люсьеном Леви-Брюлем, общался с Мартином Бубером, был знаком с Максом Шелером, Мартином Хайдеггером, Полем Дежарденом, Шарлем дю Босом и др. Шестов посещал собрания в Потиньи, целью которых, по словам Бердяева, было сближение интеллигенции из различных стран.

Борис Гройс отмечает, что Шестов внес существенный вклад в создание интеллектуальной атмосферы во Франции и впоследствии способствовал возвышению философии, обращающейся к проблемам человеческого существования (экзистенции). Так, Альбер Камю в работе «Миф о Сизифе: эссе об абсурде»3 уделяет значительное внимание экзистенциальной философии Шестова.

В отличие от русской литературы и искусства в целом, воздействие русской философии на западную мысль остается неизученным и недооцененным. Актуальность темы исследования обосновывается стремлением выявить влияние русской философской мысли на европейскую культуру, в частности, проанализировать общность взглядов и внутреннюю связь философии Льва Шестова и его французских последователей, с которыми русский философ непосредственно общался, — Бориса Шлёцера, Жоржа Батая и Бенжамена Фондана. В диссертации предпринята попытка установить, как «взрывчатая духовность» Шестова преломилась во взглядах тех, кто в той или иной степени следовал за ним, а также прояснить то, что было для них «самым важным» в его философии.

Степень разработанности темы

Наиболее полная информация о жизни и трудах Льва Шестова представлена в книге «Жизнь Льва Шестова»4, написанной дочерью мыслителя Н. Барановой-Шестовой по воспоминаниям современников и переписке. Ею была составлена библиография работ Шестова5. Биографическая информация о философе содержится в мемуарах и

* Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М.,1990.

4 Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова. В 2-х тт. Paris, 1983.

5 Baranoff-Chestov N. Léon Chestov. Bibliographie. Paris, 1975.

воспоминаниях Г. Ловцкого6, А. Штейнберга7, Е. Герцык8, В. Малахиевой-Мирович9, А. Ремизова10, Б. Фондана".

Оценка философии Шестова современниками содержится в публикациях H.A. Бердяева12, С.Н. Булгакова13, Б.А. Грифцова14, А.К. Закржевского15, Р.В. Иванова-Разумника16, C.JI. Франка17, Г.П. Федотова18, Б.Ф. Шлёцера19, Б. Фондана20, Р. Беспаловой21, A.M. Лазарева22.

В контексте развития русской философии творчество Шестова рассматривали: В.В. Зеньковский23, для которого ценны и значительны антисекуляризм и теоцентризм его мировоззрения, Н.О. Лосский24, уделивший всего несколько абзацев философии Шестова, И.И. Евлампиев25, которым дана интересная трактовка взаимоотношения Бога и человека во взглядах Шестова, В.А. Кувакин26, акцентирующий внимание на

^Ловцкий Г. Лев Шестов по моим воспоминаниям // Грани. 1960-1961. №№ 45-46; Он же. Философ библейского откровения (К 100-летию со дня рождения Льва Шестова) II Новый журнал. 1966. Кн. 85.

7 Штейнберг А. Друзья моих ранних лет (1911-1928). Париж, 1991.

8 Герцык Е.К. Воспоминания: Н. Бердяев, Л. Шестов, С. Булгаков, М. Волошин, А. Герцык. Paris, 1973.

9 Малахиева-Ыирович В.Г. О преходящем и вечном. Дневниковые записи (1930-1934) // Новый мир. 2011. №6.

10 Ремизов А. Кукха. Розановы письма. СПб., 2011.

11 Fondane В. Rencontres avec Léon Chestov. Paris, 1982.

12 Бердяев И. A. Основная идея философии Льва Шестова // Бердяев И.А. Собрание сочинений. Т. 3. Париж, 1989; Он же. Лев Шестов и Киркегард // Современные записки. 1936. № 62; Он же. Трагедия и обыденность // Бердяев Н. Собрание сочинений. Т. 3. Париж, 1989; Бердяев И.А. Древо жизни и древо познания // Путь. 1929. № 18.

13 Булгаков С.Н. Некоторые черты религиозного мировоззрения Л.И. Шестова // Современные записки. 1939. № LXVIU.

14 Грифцов Б.А. Три мыслителя. В. Розанов, Д. Мережковский, Л. Шестов. М., 1911.

15 Закржевский А.К. Подполье. Психологические параллели (Федор Достоевский. Леонид Андреев. Федор Сологуб. Лев Шестов. Алексей Ремизов. Михаил Пантюхов). Киев, 1911.

16 Иванов-Разумник Р.В. О Смысле жизни. Ф. Сологуб, Л. Андреев, Л. Шестов. СПб., 1910.

" Франк С.Л. Лев Шестов // Из истории русской философской мысли конца XIX и начала XX века: Антология. N.Y., 1965.

18 Федотов Г.П. Л. Шестов. На весах Иова // Числа. 1930. Кн. 2-3.

" Schloezer В. de. L'idée de Bien chez Tolstoï et Nitsche par Léon Chestov // Revue Philosophique de la France et de l'Étranger. 1927. T. 103; Idem. Léon Chestov // Revue Philosophique de la France et de l'Étranger. 1959.T.149.

20 Fondane B. Léon Chestov et la lutte contre les évidences // Revue Philosophique de la France et de l'Étranger, 1938. T. 1. № 7/8; Idem. La conscience malheureuse. Paris, 1979.

21 BespaloffR. Cheminements et carrefours. Julien Green, André Malraux, Gabriel Marcel. Kierkegaard. Chestov devant Nietzsche. Paris, 2004.

22 LazareffA.Vie et connaissance. Paris, 1943.

21 Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. Ростов-на-Дону, 2004.

24 Лосский Н.О. История русской философии. М., 2011; Он же. Философия Льва Шестова // Русские записки. 1939.

25 Евлампиев И.И. История русской метафизики в ХГХ-ХХ веках. Русская философия в поисках Абсолюта. СПб., 2002; Он же. История русской философии. М., 2002.

26 Кувакин В.А. Мыслители России. Избранные лекции по истории русской философии. M., 2006.

человекомерности философии Шестова, а также Фр.Ч. Коплстон.27

По замечанию Зеньковского, «литературные круги ценили и ценят Шестова гораздо выше, чем круги философские»28. Яркая и фантастичная философия Льва Шестова была отмечена писателями Дэвидом Гербертом Лоуренсом29, Виктором Ерофеевым30, эссеистом Чеславом Мштошем31, поэтами Ивом Бонфуа32 и Дэвидом Гаскойном33.

Современная научная литература, посвященная исследованию философии Льва Шестова, обширна. Одним из основных направлений российских исследований о Шестове является рассмотрение его философской позиции через призму гуманизма - в работах В.А. Кувакина34, В.В. Лашова35, A.A. Кудишиной36. Стоит выделить книгу В.Л. Курабцева37, в которой предпринята попытка дать обобщенное представление о взглядах Льва Шестова: автор рассматривает биографию мыслителя в связи с его мировоззрением, исследует его идеи в контексте европейского и мирового философского процесса, а также анализирует основные понятия его религиозной философии.

Стоит отметить диссертацию Я.И. Ширманова38, касающуюся вопросов религиозности Шестова и проблемы богоискательства в его философии, а также диссертацию Е.А. Механиковой39, раскрывающую

21 Copleston ЕС. Russian Religious Philosophy: Selected Aspects. Tunbridge Wells; Notre Dame, 1988.

28 Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. Ростов-на-Дону, 2004. Т. 2. С. 366.

29 Lawrence D.H. Foreword to Shestov L. All Things are Possible - Apotheosis of Groundlessness. N.Y., 1920.

30 Ерофеев B.B. Остается одно: произвол (философия одиночества и литературно-эстетическое кредо Льва Шестова) // Вопросы литературы. 1975. № 10.

11 Иилош Ч. Шестов, или о чистоте отчаяния // Мипош Ч. Личные обязательства. М., 1999.

32 Бонфуа И. Упрямство Шестова // Бонфуа И. Невероятное (избранные эссе). М., 1998.

33 Gascoyne D. Leon Chestov. Meetings with Benjamin Fondane // Gascoyne D.. Selected Prose: 1934-1996. L., 1998.

34 Кувакин В.А. Проблема неизвестности в русской философии // Кувакин В.А., Ковалева В.П. Неизвестность. М.; Ижевск, 2006; Он же. Опровержения и предположения Льва Шестова // Философские науки. 1990. № 2-3; Он же. Экзистенциализм Л. Шестова - внутренний кризис экзистенциализма в России начала XX века II Кувакин В.А. Религиозная философия в России. Начало XX века. М., 1980.

35 Лашов В.В. Гуманизм Льва Шестова. М., 2002; Он же. Метафизика русской литературы Льва Шестова. М., 2009.

м Кудишина A.A. Экзистенциализм и гуманизм в России: Лев Шестов и Николай Бердяев. М., 2007.

37 Курабцев B.JI. Миры свободы и чущес Льва Шестова. М., 2005.

38 Ширманов Я.И. Проблема богоискательства Л.И. Шестова в контексте западной философии: дисс. ...канд. филос. наук: 09.00.13 / Ширманов Ярослав Игоревич. Сургут, 2009.

" Механикова Е.А. Рациональное и иррациональное "Я" в философии Л.И. Шестова: дисс. ...канд. филос. наук: 09.00.13 / Механикова Елена Анатольевна. Краснодар, 2003.

6

представление о двусоставности человеческого «я», присутствующее во взглядах мыслителя. Последними диссертационными исследованиями, посвященными творчеству философа, являются работы В.В. Лашова «Метафизика русской литературы Льва Шестова»40 и A.M. Хохлова «Миросозерцание Льва Шестова: между экзистенциальной тревогой и библейским текстом»41.

В настоящее время интерес к творчеству Шестова сохраняется не только в России, но и за рубежом. Значительное исследование, посвященное истокам творчества Шестова, было проведено научным сотрудником Университета Женевы Женевьев Пирон42 на основе материалов, хранящихся в архиве библиотеки Сорбонны. Приблизительно в это же время выходит книга Майкла Финкенталя43. Одна из глав последней книги Бориса Гройса

44

посвящена русскому мыслителю .

Чтобы проследить влияние идей Шестова на его французских последователей, были изучены тексты Бориса Шлёцера, Жоржа Батая и Бенжамена Фондана, а также статьи и монографии, анализирующие их идеи.

Творчество Бориса Шлёцера в России и за рубежом изучено не в полной мере. Единственная монография, посвященная работам Шлёцера, рассмотренных в контексте философии русского зарубежья, написана Г.-Б. Колер45. Шлёцер как музыковед и мыслитель, исследующий эстетику музыкальной формы, представлен в работах современных французских исследователей К. Эсклапе46, Б. Сева47, антологии, составленной и

40 Лашов В. В. Метафизика русской литературы Льва Шестова: дисс. ... докт. филос. наук: 09.00.03 / Лашов Владимир Владимирович. Москва, 2011.

41 Хохлов А.М. Миросозерцание Льва Шестова: между экзистенциальной тревогой и библейским текстом: автореферат дисс.... кандидата философских наук: 09.00.03 / Хохлов Антон Михайлович. Москва, 2013.

42 Piron G Léon Chestov, philosophe du déracinement. Lausanne, 2010. См. статью о книге: Визгни В.П. Экзистенциальный философ под микроскопом филолога//Вопросы философии. 2011. № 12.

41 Finkenthal M. Lev Shestov. Existential Philosopher and Religions Thinker. N.Y., 2010.

44 Groys B. Leo Shestov // Groys B. Introduction to Antiphilosophy. L., 2012.

45 Kohler G.-B. Boris de Schloezer (1881-1969): Wege aus der russischen Emigration. Köln, 2003.

46 Esclapez C. La musique comme parole des corps. Boris de Schloezer, André Souris et André Boucourechliev. Paris,2007.

17 Sève В. L'Altération musicale ou ce que la musique apprend au philosophe. Paris, 2011.

прокомментированной Р. Мюлле и Ф. Фабром48. Под редакцией Ива Бонфуа49 вышел сборник статей, авторами которых стали современники — друзья и единомышленники Шлёцера. Исследованию влияния идей Шестова на творчество Шлёцера посвящены две статьи (П. Дж. Кристенсена50, Г.-Б. Колер51), анализирующие преломление экзистенциальной философии Шестова в романе Шлёцера «Мое имя — никто». Среди российских авторов, рассматривающих музыкально-критическое наследие Шлёцера, можно выделить Н. Свиридовскую52. Переписка Шестова и Шлёцера дает живое представление об их взаимоотношениях53.

Первые критические статьи о Жорже Батае были написаны его современниками Андре Бретоном54 и Жан-Полем Сартром55, с которыми активно полемизировал Батай. Его идеи, стиль мышления оказывали влияние на постструктуралистов: Мишеля Фуко56, Жака Деррида57, Жан-Люка Нанси58, Ролана Барта59, Жана Бодрийяра60. Мишель Сюриа - автор фундаментальной интеллектуальной биографии Батая61; Дени Олье62 написал первую академическую монографию о нем.

48 Philosophie de la musique. Imitation, sens, forme. Paris, 2013.

Pour un temps / Boris de Schloezer. Centre George Pompidou / Pandora Edition, 1981.

50 Christensen P.G Léon Shestov's Existentialism and Artistic Creativity in Boris de Schloezer's «Mon nom est personne» // The Tragic Discourse. Shestov's and Fondane's Existential Thought. Bern, 2006.

1 Колер Г.-Б. Между адогматизмом и «nouveau roman». Ишертекстуальные реминисценции ко Льву Шестову в романе «Mon nom est personne» (Мое имя - никто) Бориса Шлёцера (1969) // Вестник молодых ученых. 2004. № 5, Серия: Филологические науки. 2004. № 1.

Свиридовская И. Борис Шлёцер: введение в творчество // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 1.

51 Переписка Льва Шестова с Борисом Шлёцером. Париж, 2011.

54 Бретон А. Еретик // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994.

55 Сартр Ж.-П. Один новый мистик// Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины

XX века. СПб., 1994.

Фуко М. О трансгрессии // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века.

СПб., 1994.

57 Деррида Ж. Невоздержанное гегельянство // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994; Он же. Письмо и различие. М., 2007.

58 НансиЖ.-JJ. Непроизводимое сообщество. М., 2009.

5' Барт Р. Метафора глаза // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994.

60 БодрийярЖ. Символический обмен и смерть. М., 2000.

fil Surya M. Georges Bataille, La mort à l'oeuvre. Paris, 1992; Surya M. George Bataille. An Intellectual Biography. L.;N.Y., 2010.

62 Hollier D. La prise de la Concorde. Essais sur Georges Bataille. Paris, 1974.

В русскоязычной научной литературе существует значительный интерес к творчеству Батая. Стоит отметить монографии С.Л. Фокина63, О. Тимофеевой64, статьи С.Н. Зенкина65, Д.Ю. Дорофеева66. Под редакцией С.Л.Фокина вышли критическая антология «Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века» (СПб., 1994) и перевод ключевой философской работы мыслителя «Внутренний опыт» (М., 1997); основные литературные произведения Батая на русском языке были изданы под редакцией С.Н. Зенкина («Ненависть к поэзии: Порнолатрическая проза». М., 1999). Взаимосвязи Льва Шестова и Жоржа Батая посвящены статьи Мишеля Сюриа67, Камиллы Морандо68.

Долгое время творчество Бенжамена Фондана оставалось забытым, его работы (поэзия, философские труды, тексты о кинематографе, работы, посвященные теории поэзии) были недоступны. Но благодаря Мишелю Карасу, который способствовал изданию работ Фондана начиная с 80-х гг., а также активной деятельности Моник Жатрен и возглавляемого ей Общества по изучению творчества Бенжамена Фондана в 90-е гг., его труды стали переиздаваться и анализироваться.

На сегодняшний день в англо- и франкоязычной научной литературе творчество Фондана освещено достаточно подробно. Жатрен69 опубликовала одну из первых книг о Фондане на французском языке, она является редактором журнала, посвященного Бенжамену Фондану. Две монографии Оливье Салазара-Ферре70 посвящены поэту-философу. Книга

63 Фокин С. Философ-вне-себя: Жорж Батай. М., 2002.

64 Тимофеева О. Введение в эротическую философию Жоржа Батая. М., 2009.

65 Зенкин С.Н. Русский сон Батая // Наваждения: к истории «русской идеи» во французской литературе XX в. Материалы российско-французского коллоквиума. М., 2005; Он же. Конструирование пустоты: миф об Ацефале // Предельный Батай. СПб., 2006; Он же. Предисловие // Ватай Ж. Проклятая часть. М., 2006.

66 Дорофеев Д.Ю. Саморастраты одной гетерогенной суверенности // Предельный Батай. СПб., 2006; Он же. Спонтанные броски Жоржа Батая навстречу иному // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2004. Серия 6. Вып. 5.

67 Surya M. L'arbitraire, après tout (Léon Chestov, Georges Bataille) // L'Imprécation littéraire. Matériologies, 1. Farrago, 1999.

Морандо К. «Шестов и Батай»: согласие на философию трагедии // Историко-философский ежегодник-2003. М., 2004.

mJutrin M. Benjamin Fondane ou Le Périple d'Ulysse. Paris, 1989.

70 Salazar-Ferrer O. Benjamin Fondane. Paris, 2004; Salazar-Ferrer O. Fondane et la révolte existentielle. Paris, 2007.

Джона Кеннета Хайда71 дает целостное представление о Фондане - поэте, литературном критике, мыслителе. В работе Арта Луческо72 сделан акцент на румынском периоде творчества Фондана и его идейной связи с сюрреализмом. Уильям Клюбэк73 рассматривает Фондана прежде всего как поэта. На русском языке вышло несколько статьей о Бенжамене Фондане, написанных одним автором - И.Б. Сазеевой74. Фондан как последователь, ученик Шестова рассматривается в статьях Джона Кеннета Хайда75, Майкла Финкенталя,76 Эрика Фридмена77, Моник Жатрен78, Женевьев Пирон79, И.Б. Сазеевой, отчасти в книге Районы Фотиад80.

Подводя итог, можно сказать, что философские взгляды Шестова исследованы достаточно подробно. Отсутствуют работы обобщающего характера о Шлёцере как литературном и музыкальном критике, мыслителе и писателе; идейная связь Шестова и Шлёцера изучена мало. Исследование влияния философии Шестова на творчество Батая представлено всего двумя статьями. Творчество Бенжамена Фондана остается практически неизвестным и неизученным в отечественной научной литературе.

Объект исследования — философское наследие Льва Шестова в контексте интеллектуальной жизни Франции.

71 HydeJ.K. Benjamin Fondane. A Presentation of His Life and Works. Genève, 1971.

72 Lucescu Boutcher A. Rediscovering Benjamin Fondane. N.Y., 2003.

" Kluback W. Benjamin Fondane. A Poet in Exile. N.Y., 1996.

74 Сазеева И.Б. Афины и Иерусалим в философии Б. Фондана и Л. Шестова // Православие и гуманитарное знание: XV Рождественские православно-философские чтения. Н. Новгород, 2006; Она же. Экзистенция и поэзия в философии Б. Фондана // Семиозис и культура. Философия и антропология разрыва (текст, сознание, код): сборник научных статей. Сыктывкар, 2010. Выпуск 6; Она же. Поиски смысла бытия в философии Льва Шестова и Бенжамена Фондана // Учения о человеке в русской богословско-философской традиции: XIX Рождественские православно-философские чтения. Н. Новгород, 2010.

75 Hyde J.K. Lev Shestov's French Apologist Benjamin Fondane // The Slavic and East European Journal. 1970. Vol. 14. № 1.

76 Finkenthal M Shestov and Fondane's Search for Metasophia // The Tragic Discourse. Shestov and Fondane's Existential Thought. Bern, 2006.

77 Freedman E. Présence de Chestov dans le théâtre de Fondane // The Tragic Discourse. Shestov and Fondane's Existential Thought. Bern, 2006.

78 Jutrin M. Bespaloff, Chestov, Fondane - différends et connivences // The Tragic Discourse. Shestov and Fondane's Existential Thought. Bern, 2006.

79 Piron G Le rôle de Fondane dans la diffusion de la pensée de Chestov en France // Cahiers Benjamin Fondane. 2010. №13.

80 Fotiade R. Conceptions of the Absurd. From Surrealism to the Existential Thought of Chestov and Fondane. Oxford, 2001.

Предмет исследования — влияние философии Льва Шестова на творчество Бориса Шлёцера, Жоржа Батая и Бенжамена Фондана.

Цели и задачи исследования

Целью исследования является выявление и анализ влияния, которое оказали идеи Льва Шестова на творчество его французских последователей - Бориса Шлёцера, Жоржа Батая и Бенжамена Фондана.

Достижение данной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:

a. рассмотреть основные идеи философии Льва Шестова;

b. дать целостное представление о критическом, философском и литературном творчестве Б.Ф. Шлёцера и выявить преломление философских идей Шестова в его работах;

c. проанализировать философское и литературное наследие Жоржа Батая и продемонстрировать сходство, близость философских воззрений Шестова и французского мыслителя;

(1. рассмотреть основные направления творчества Бенжамена Фондана, проанализировать его литературно-критические, философские работы, а также поэзию, пояснить, почему Шестов видел в Фондане своего ученика, а Фондан признавал в русском мыслителе своего учителя.

Теоретические и методологические основы исследования

Методология исследования предполагает комплексный историко-философский анализ имеющихся источников. Для того чтобы было возможно осуществлять анализ основных понятий философии, проследить эволюцию идей автора, необходимо увидеть целостность, а для этого осуществить определенный синтез на основе корпуса трудов философа, что особенно важно при реконструкции мировоззрения такого «асистемного» мыслителя, как Лев Шестов. С другой стороны, чтобы прояснить основные идеи и понятия учения философа, требуется философский и

категориальный анализ. Кроме того, используются методы: сравнительно-

сопоставительный, систематизации выводов и результатов, а так же

историко-биографический анализ.

Научная новизна исследования

Научной новизной является следующее:

1. В работе проанализирована роль ключевых библейских сюжетов в философии Льва Шестова и связанной с ними категории повторения.

2. Исследованы социально-политические взгляды русского философа.

3. Проведен сравнительный анализ философских идей Льва Шестова и основных принципов психоаналитического учения Зигмунда Фрейда, ставшего популярным среди современников русского философа; тема раскрыта в биографическом, культурологическом и религиоведческом контекстах.

4. Представлена интеллектуальная биография Б.Ф. Шлёцера, дано целостное представление о его творчестве. Проанализирована фантастическая новелла Шлёцера «Секретный доклад» в контексте философии Льва Шестова и космизма Н.Ф. Фёдорова.

5. Выявлено и проанализировано влияние идей Шестова на мировоззрение Жоржа Батая.

6. Представлена интеллектуальная биография Бенжамена Фондана, продемонстрировано воздействие философии Шестова на его литературно-критическое, философское и поэтическое творчество.

7. Дана историко-философская оценка вклада философии Льва Шестова во французскую культурную жизнь. Доказано, что философские воззрения русской эмиграции, в частности, идеи Льва Шестова, оказали значительное влияние на формирование интеллектуальной атмосферы Парижа и имели своих преемников и последователей.

8. При написании исследования были использованы материалы из архива Льва Шестова, хранящиеся в библиотеке Сорбонны.

9. Введены в научный оборот статья Шлёцера «Ницше и Достоевский» и посвященная Льву Шестову поэма Фондана.

Положения, выносимые на защиту:

1. Философия Льва Шестова представляет собой непрерывный самоанализ. К тестам Шестова может быть применен его собственный метод «странствования по душам». Любимые герои Льва Шестова - это маски, которыми он пользуется для изложения собственных идей.

2. Религиозность Льва Шестова носит внеконфессиональный характер, что показывает анализ отношений философа к иудаизму, христианству (католицизму и протестантизму), а также индийской религиозной мысли.

3. Художественные произведения Бориса Шлёцера являются наиболее ярким свидетельством влияния ранней антиидеалистической философии Льва Шестова, которая направлена против «догматических» установок морального и спекулятивного разума.

4. Шестов был наставником Жоржа Батая в чтении философской литературы, и тем самым оказал воздействие на становление Батая как философа. Идеи Шестова повлияли на отношение Жоржа Батая к Богу, к философии и к самому себе как философу.

5. Встреча с Шестовым сыграла важную роль в формировании мировоззрения Бенжамена Фондана, отразившись на жизни и творчестве поэта. Используя шестовский метод «странствования по душам», Фондан пишет свои основные литературно-критические сочинения, анализирующие творчество А. Рембо и Ш. Бодлера. Влияние философии Льва Шестова сказалось на поэтическом творчестве Бенжамена Фондана.

6. Статьи Фондана о Шестове, главы его основного философского сочинения направлены на защиту идей русского мыслителя, а также их разъяснение.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в общих и специальных курсах и по истории философии, а также при изучении истории русской и зарубежной философии и культуры. Материалы и выводы диссертации могут стать основой для дальнейших исследований по широкому кругу историко-философских и культурологических проблем.

Апробация результатов исследования

Основные идеи работы были представлены в форме докладов на конференциях. Выводы диссертационного исследования отражены в статьях, в том числе опубликованных в журналах, включенных в перечень рецензируемых научных журналов и изданий ВАК.

Структура диссертации

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и двух приложений.

II. Основное содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, анализируется состояние и степень ее научной разработанности, формулируется цель и основные задачи исследования, определяются теоретические и методологические принципы, характеризуются теоретическая и практическая значимость и новизна работы, указываются сведения о ее апробации.

В первой главе «Философия Льва Шестова» представлена общая характеристика философских взглядов Льва Шестова.

Первый параграф «Учитель "адогматического мышления"» посвящен представлению Шестова о философии и задачах философа. Русский мыслитель никогда не стремился иметь учеников и последователей, поскольку считал, что философская истина тесно связана с жизнью

человека, черпается не из книг, теорий и концепций, а рождается при столкновении с действительностью. Философия не дает ответов, не открывает общепринятые истины, но освобождает сознание от так называемой человеческой мудрости, от здравого смысла и тем самым делает мышление «адогматическим». Задача философии заключается в том, чтобы пробудить человеческое сознание и подготовить его к встрече с реальностью.

Во втором параграфе «История философии: "странствование по душам"» рассматривается подход Льва Шестова к историко-философскому процессу. Тексты Шестова представляют собой «странствование по душам» мыслителей, близких ему по духу (Достоевского, Толстого, Лютера, Паскаля, Ницще, Кьеркегора). Философ утверждает, что его идеи не исключительны, не оригинальны, во многом заимствованы, но при этом он повторяет те слова, которые должны быть сказаны вновь. По мнению Шестова, в истории философии нет прогресса, нет приближения к истине, но она учит нас отказу от устоявшихся убеждений и является свидетельством свободы человеческого духа.

Третий параграф «Философия истории: "сыновья и пасынки времени"» посвящен представлению философа об историческом процессе. История интересует Шестова как история индивидуального существования. Историческая наука не занимается частностями, она пытается уловить общие тенденции развития и отразить дух времени; таким образом, единичное ускользает от ее взора. История, считает мыслитель, есть лишь скорлупа и оболочка, за которой не остается истинного экзистенциального содержания. По мнению философа, именно то, что не вписывается в общее направление развития, заслуживает наибольшего внимания.

У Шестова есть определенное представление о всеобщей истории; размышляя над ходом истории, он пытается вписать современность в контекст библейской истории и с помощью Писания интерпретировать происходящее.

Четвертый параграф (Большевизм и национал-социализм: «угроза современных варваров») посвящен социально-политическим взглядам философа. Шестов был свидетелем поворотных событий европейской и российской истории, которые не могли не найти отражения в его работах. Кроме того, происходящее в России заставляет его покинуть родину. Статья Шестова о русском большевизме (Шестов Л. Что такое русский большевизм // История философии. 2001. № В. С. 97-121) является первой работой философа, опубликованной за рубежом и переведенной на несколько европейских языков. Рассуждая об истории и революции, философ мыслит рационально и практически, оставаясь при этом религиозным мыслителем, воспевающим свободу. По его мнению, процессы, происходящие в большевистской России и нацисткой Германии, являются свидетельством господства новых варваров, не понимающих того, что мир и жизнь поддерживаются не видимой силой, а невидимой свободой.

В пятом параграфе исследования («Предшественник Зигмунда Фрейда») сопоставляются философские взгляды Шестова и основные принципы психоаналитического учения Фрейда. Уже современники находили сходство между идеями русского философа и австрийского учёного и называли Шестова предтечей психоанализа. Интересно то, что первая крупная работа Шестова «Шекспир и его критик Брандес» (1898) и одно из первых психоаналитических сочинений Фрейда «Толкование сновидений» (1899) были вдохновлены книгой Георга Брандеса о Шекспире (1896). В диссертации исследуются сходства и различия в подходах философа и учёного к проблемам культуры, их представления о структуре личности; кроме того, рассматривается роль категории повторения (возвращения) в психоанализе и философии Шестова, а также роль фигуры отца в учении Фрейда и мировоззрении русского философа.

В шестом параграфе «Основные понятия религиозной философии Льва Шестова» анализируются ключевые категории религиозно-философского мировоззрения мыслителя: разум, мораль, смерть, Бог,

16

человек. Разум оказывается той способностью человека, которая отдаляет его от Бога, от полноты реальности и от жизни. Вера в Бога отождествляется в представлении Шестова с безграничной свободой, через которую человек все обретает - возможное и невозможное.

В седьмом параграфе «В поисках Бога: иудаизм, христианство и индийская религиозность» дается характеристика религиозным взглядам Шестова. Определенную ясность в вопрос о религиозности Шестова может внести рассмотрение его интерпретации иудаизма, христианства и индийской религиозной мысли.

Шестов воспитывался в иудейской традиции, но национально-религиозная избирательность и строжайшая обрядовость иудаизма были чужды ему. Все же главный постулат иудаизма — веру в существование единого Бога — мыслитель всецело принимает.

Отношение Шестова к христианству оказывается весьма критическим: люди, называемые христианами, по мнению философа, исказили учение Христа. Христианство, считает мыслитель, грешит умозрением, пытаясь соединить Афины и Иерусалим, разум и откровение. Его отношение к фигуре Иисуса Христа является нерешительным и колеблющимся. Шестов принимал христианское толкование идеи греховности человека, при этом ему чужда христианская догматика о Божественном Триединстве, о боговоплощении и искупительной жертве Христа.

В середине тридцатых годов у Шестова появился интерес к индийской философии. Философ отмечал огромную волю к свободе и жажду радостного единения с Богом, присутствующую в Ригведе и Упанишадах.

В целом, религиозность Шестова носит внеконфессиональный характер.

Во второй главе («Лев Шестов и его единомышленник Борис Шлёцер) рассматриваются идейные связи между философией Льва Шестова и творчеством Бориса Фёдоровича Шлёцера. Шлёцер был тем, кто,

17

по утверждению Ива Бонфуа, «ввел Шестова во Францию и перевел его» . Однако он был не просто переводчиком, Шестов ценил статьи Шлёцера о себе, поскольку чувствовал, что проблематика его философии близка Шлёцеру.

В первом параграфе «Лев Шестов и Борис Шлёцер» исследуется сходство идей Шестова и Шлёцера, среди них - мотив критики и кризиса культуры; кроме того, подчеркивается роль, которую сыграл Шлёцер в распространении философии Шестова во Франции, приводится интеллектуальная биография Шлёцера.

Второй параграф («Достоевский и Ницше») посвящен сопоставлению оценок Шлёцера и Шестова, данных ницшеанским идеям и творчеству Достоевского. Шлёцер вслед за Шестовым указывает на духовное родство Достоевского и Ницше. Он подчеркивает, что русского писателя и немецкого философа роднит дух «подполья», в центре их внимания находится человек, оказавшийся исключенным из общего, кроме того, сближающим моментом является бунт Ницше и некоторых ключевых героев Достоевского против Бога, а также их отношение ко Христу. Ницше для Шестова и Шлёцера является пророком антиидеализма и имморализма, заставляющим забыть о покое, призывающим к самопреодолению и развитию.

В третьем параграфе «"Секретный доклад": Шестов ув Фёдоров»

анализируется новелла Шлёцера «Секретный доклад». Она является свидетельством того, что Шлёцеру были близки не религиозные идеи Шестова, а адогматизм его ранних работ, где критикуется идеализм, обожествление разума и абстрактного понятия добра. В своем рассказе Шлёцер сталкивает две концепции природы: взгляд Шестова и космизм Н.Ф. Фёдорова; причем акцент делается на опасность и отрицательные последствия позиции Фёдорова, «акосмизм» Шестова выглядит как противоядие.

81 Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова. Т. 2. Париж, 1983. С. 313.

18

В третьей главе «Жорж Батай — последователь Льва Шестова?»

показано, что хотя Шестов был наставником Батая в чтении философской

литературы лишь около двух лет, его идеи оставили глубокий и

значительный след в мировоззрении французского писателя.

Основополагающие идеи и изначальные интуиции Батая и Шестова

оказываются сходными. Батая, по его собственному признанию, привлекало

то, что Шестов философствовал исходя из Достоевского и Ницше.

В первом параграфе «"Достоевщина" в романах Жоржа Батая»

исследуется воздействие романов Достоевского на литературное творчество

Батая. Французский писатель наследует от русского романиста «вкус

- 82

к скандалу, к эпизодам демонстративного нарушения приличии» , стремление к крайности, неистовству; кроме того, как герои Достоевского, так и персонажи Батая зачастую действуют исходя из религиозных устремлений, причем отношение к Божественному оказывается амбивалентным, двойственным.

Во втором параграфе «Батай-ницшеанец» рассматривается роль ницшеанских идей в творчестве Батая (дионисийство, имморализм, антихристианство). Французский философ считает свою концепцию тождественной ницшеанской, более того - он утверждает тождество себя и Ницше. Однако Батай указывает на ошибку, которую допустил немецкий мыслитель: Ницше подменяет свободу, суверенность господством, волей к власти. Кроме того, Батай более склонен к отказу от разума, к бессмыслию.

Третий параграф «Об основаниях философии незнания: "философия трагедии"» посвящен сопоставлению взглядов Батая и Шестова. Как для Батая, так и для Шестова философия является «делом жизни и смерти»83. Русский мыслитель и французский писатель постоянно возвращаются к одним и тем же вопросам — о Боге, о жизни и смерти, и считают, что крайние переживания являются средством достижения истины.

82 Батай Ж. Ненависть к поэзии: Порнолатрическая проза. М, 1999. С. 33.

83 Бердяев H.A. Основная идея философии Льва Шестова // Бердяев H.A. Собрание сочинений. Т. 3. Париж, 1989. С.407.

В четвертом параграфе «Богоискательство» исследуются религиозные мотивы, присутствующие во взглядах Батая и Шестова. Мыслители оказываются богоискателями в буквальном смысле этого слова. И Батай, и Шестов критикуют христианство; по мнению обоих философов, христианская религия оставляет человека в мире профанного, поскольку оно — проективно, связано с расчетом, нацелено на спасение. Божественное для Шестова и Батая находится по ту строну разума и этики.

В пятом параграфе («Беспочвенность») рассматривается представление о человеке в философии Шестова и творчестве Батая. Батай и Шестов ощущали, что современный человек пал, утратил свою цельность, силу и свободу. Философы считали, что в их идеях заключен призыв к высвобождению сил и освобождению человека. Ощущение беспочвенности, стоянии на краю бездны оказывается необходимым условием свободы, обретения целостности и подлинности, оно приводит человека к переживанию единства с Божественным.

Шестой параграф «Сакральное» посвящен рассмотрению отношений человека и Бога в философии Шестова и творчестве Батая. Бог для мыслителей — это символ сил самого человека; приобщаясь к божественному всемогуществу, человек раскрывает себя и постигает невозможное. Бог - это хаос, безосновность, каприз, Он - олицетворение шанса, который предоставляется человеку. Фигура Бога является свидетельством человеческого рабства и величия.

В седьмом параграфе «Подполье» раскрывается антиидеализм Батая и Шестова, подчеркивается, что Божественное для философов - это не столько светлое, возвышенное, сколько темное, пагубное и «подпольное».

Четвертая глава «Бенжамен Фондан — ученик Льва Шестова» посвящена интеллектуальной биографии Бенжамена Фондана, а также выявлению роли философии Шестова в творчестве поэта-философа.

В нервом параграфе «Румынский период» рассматривается ранний этап творчества Фондана, исследуются истоки его мировоззрения до

20

знакомства с Шестовым. Ранняя румынская поэзия Фундояну (румынский псевдоним Фондана) имела буколический и экспрессионистский характер, но уже тогда в его творчестве присутствовали темы смерти, абсурдности человеческого существования, поиска и гонения, страдания, а также библейские мотивы. Кроме того, на румынском периоде творчества Фундояну сказалось влияние концепции «боваризма» Ж. де Готье, под воздействием которой в его работах появляются идеи эстетического оправдания мира, отрицания каузальности и финальности.

Во втором параграфе «Париж и влияние сюрреализма» исследуется начало парижского периода творчества Фондана. В это время он сближается с дадаистами и сюрреалистами, пытается использовать сюрреалистическую технику при написании кинематографических работ, а также применить поэтику сюрреализма в кинематографе. Фондан был одним из первых, кто выдвинул идею «чистого кино».

В третьем параграфе «Встреча со Львом Шестовым» анализируется роль Шестова в творчестве Фондана. Под влиянием Шестова Фондан освобождается от идеи эстетического оправдания действительности. Фондана привлекает то, что русский философ в своих работах, которые были восприняты большинством как литературно-критические, пишет о Толстом и Достоевском, не затрагивая эстетических моментов их творчества, не интересуясь художественной формой; Шестов обращается к личностям писателей.

В четвертом параграфе «Литературно-критические работы Фондана и критика сюрреализма» рассматриваются труды Фондана, посвященные творчеству «проклятых поэтов» А. Рембо и Ш. Бодлера, при написании которых он применяет шестовский метод «странствования по душам». Кроме того, он критикует сюрреалистическое движение, упрекая сподвижников А. Бретона в догматизме и нетерпимости. Сюрреализм для Фондана оказывается оплотом разума, знания, олицетворением необходимости и несвободы.

Пятый параграф «"Несчастное сознание"» посвящен анализу основной философской работы Фондана, на написание и издание которой его вдохновил Шестов. Она состоит из восьми эссе, анализирующих идеи Ницше, Жида, Гуссерля, Бергсона, Фрейда, Хайдеггера, Кьеркегора и Шестова.

Так же как и для Шестова, центральную роль в философии и творчестве Фондана играет противопоставление Афин и Иерусалима, разума и веры (у Фондана понятие «веры» заменяется понятием «надежды»). Библейский миф о грехопадении Фондан истолковывает в духе Шестова. Состояние сознания до грехопадения Фондан описывает в терминах антропологии Леви-Брюля как примитивное, пралогическое, которому чуждо представление о каузальности. Пралогическое сознание видит реальность такой, какая она есть - стихийной, хаотичной, фантастической; современное мышление создает непротиворечивую картину мира, которая не имеет никакого отношения к живой действительности. «Несчастье» сознания заключается в двойственности, в нем уживаются два типа мышления: одно - утверждающее жизнь, существование, стремление, чаяние, надежду, другое — отрицающее существование, создающее идеальные структуры.

В шестом параграфе «Экзистенциализм и экзистенциальная философия» исследуются различия между экзистенциальной философией и экзистенциализмом, которые проводит Фондан. По его мнению, экзистенциализм есть рефлексия об экзистенции, в то время экзистенциальная философия связана с опытом, пережитым мыслителем. Хайдеггер, Сартр и Камю оказываются на стороне общего, сводя к Ничто индивидуальное и, тем самым, устраняя экзистенциальное, «...философия Шестова начинается там, - утверждает Фондан, — где заканчивается философия Хайдеггера»84.

84 Fondons B. Léon Chestov et la lutte contre les évidences // Revue Philosophique de la France et de l'Étranger. 1938. T. 1. № 7/8. P. 46.

Седьмой параграф «Поэтическая теория Фондана» посвящен представлениям Фондана о поэзии. Экзистенциальную философию поэт-философ сближает с поэзией, поскольку они решают одну задачу — помогают человеку противостоять Ничто и передают переживания автора. У переживания есть свой не-язык - это язык-крик, язык-вопль, возглас радости или печали. Иов воспринимается Фонданом как величайший поэт. Поэзия, считает Фондан, — это мост над пропастью, разделяющей жизнь и знание; это компромисс между существованием и рациональным мышлением. Таким образом, поэзия оказывается «проводником реальности»85.

В восьмом параграфе «Поэзия Б. Фондана: "Улисс" и "Титаник"»

анализируются поэтические работы поэта-философа. Основная тема поэтических сборников Фондана «Улисс» и «Титаник» — это путешествие, странствие, ссылка, гонение; они объединены переживаниями страха, боли, отчаяния. С одной стороны, поэтическое воображение трансформирует реальность в галлюцинацию, иллюзию, то есть происходит интериоризация внешнего, которое становится эмоционально окрашенным; с другой — экстериоризируется психологическая реакция.

Поэзия Фондана ставит вопросы о смерти, конечности человеческого существования, а также о смысле человеческих страданий; в духе Шестова, Фондан утверждает, что целью как философского, так и поэтического творчества является вопрошание, а не поиск и нахождение ответов. Одну из поэм Фондан посвятил Шестову.

В девятом параграфе «Апологет Льва Шестова» рассматривается роль Фондана в распространении идей Шестова. Все написанное Фонданом о Шестове — несколько статьей, две главы из его основной философской работы «Нечастное сознание» — носит апологетический и разъясняющий характер. Цель Фондана — «пропагандистская»: введение в философию Шестова, привлечение к ней внимания французских читателей, ее

85 Fondane В. Faux Traité d'esthétique. Paris, 1980. P. 78.

23

объяснение. Пытаясь прояснить идеи Шестова, Фондан выстраивает свою собственную философию. Опираясь на шестовские понятия, он решает те задачи, на которые указывает его учитель, а также использует идеи русского философа для собственных целей — изучения поэтического творчества (на примере Рембо и Бодлера) и «оправдания» поэзии.

В десятом параграфе «Вопрос о влиянии Гастона Башляра» указывается на возможную роль Башляра в дальнейшей мировоззренческой эволюции Фондана.

В заключении подводятся основные итоги диссертации и анализируются результаты исследования.

В приложении представлены два перевода: статья Б.Ф. Шлёцера «Ницше и Достоевский» и посвященная Шестову поэма Б. Фондана.

ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ Статьи, опубликованные в реферируемом журнале, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ для публикаций основных результатов докторских (кандидатских) диссертаций:

1. Ворожихина К.В. Лев Шестов и психоанализ // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2012. №3. С. 28-38 (0,7 пл.).

2. Ворожихина К.В. Рец. на кн. Ж. Пирон. Лев Шестов. «Философ беспочвенности» (G. Piron. Léon Chestov, philosophe du déracinement. Lausanne: L'Age d'Homme, 2010. 456 p.) // Философские науки. 2013. № 2. С. 153-156 (0,3 п.л.).

3. Ворожихина К.В. Борис Шлёцер и Лев Шестов // Историко-философский ежегодник'2013. М.: Канон+, 2014. С. 353-365 (0,8 п.л.).

4. Шлёцер Б.Ф. Ницше и Достоевский (перевод с французского языка и комментарии Ворожихиной К.В.) // Историко-философский ежегодник'2013. М.: Канон+, 2014. С. 366-376 (0,7 п.л.).

5. Ворожихина К.В. Бенжамен Фондан - ученик Льва Шестова // Философия и культура. 2014. № 2. С. 271-283 (1,3 пл.).

Публикации в других изданиях:

1. Ворожихина К.В. Богоискательство Льва Шестова // Материалы Всероссийской научной школы молодых ученых: «Русская философия: история и современность». Сборник статей. Белгород, 2009. С. 37—39 (0,15 п.л.).

2. Ворожихина К.В. Метафора повторения в философии Льва Шестова // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2011». [Электронный ресурс] - М.: МАКС Пресс, 2011 (0,15 пл.).

3. Ворожихина К.В. Осмысление Божественной сущности и метафора повторения в философии Льва Шестова // ТОЧКИ/Р1ЖСТА 1-2'2011. С. 341-346 (0,2 пл.).

4. Ворожихина К.В. Границы человека: Лев Шестов и Зигмунд Фрейд // Материалы юбилейных конференций: «Философия и образование в процессе трансформации культуры»; «Философия и парадигмы современной науки». [Электронный ресурс] - М.: Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2011 (0,1 пл.).

5. Ворожихина К.В. Лев Шестов и Жорж Батай о сакральном: влияние и параллели // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2012». [Электронный ресурс] - М.: МАКС Пресс, 2012 (0,15 пл.).

6. Ворожихина К.В. Концепции природы в русской философии // Вопросы ветеринарии и ветеринарной биологии. Сборник трудов молодых ученых. Выпуск 8. М., 2012. С. 274-278 (0, 25 пл.).

7. Ворожихина К.В. Бенжамен Фондан — апологет Льва Шестова. Материалы Международного молодежного научного форума

«Ломоносов-гон». [Электронный ресурс] - М.: МАКС Пресс, 2013 (0,15 пл.).

8. Ворожихина К.В. Лев Шестов о коммунизме и национал-социализме // Дни науки философского факультета - 2013. Доклады и выступления. 4.1. Киев, 2013. С. 155-157 (0,15 пл.).

9. Ворожихина К.В. Лев Шестов и Жорж Батай: «странствование по душам» и драматизация как философские методы // Аспекты: Сборник статей по философским проблемам истории и современности. Вып. VIII. М., 2013. С. 348-354 (0,35 пл.).

Подписано в печать: 22.03.2014 Объем: 1,2 п.л. Тираж 100 экз. Заказ №224 Отпечатано в типографии «Реглет» 119526, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 39 (495) 363-78-90; www.reglet.ru

 

Текст диссертации на тему "Философия Льва Шестова и ее французские последователи"

ФГБОУ ВПО «МОСКОВСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА»

ФИЛОСОФСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

На правах рукописи

04201457972

Ворожихина Ксения Владимировна

ФИЛОСОФИЯ ЛЬВА ШЕСТОВА И ЕЕ ФРАНЦУЗСКИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ

Специальность 09.00.03 - история философии

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата философских наук

Москва - 2014

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................4

Глава 1. ФИЛОСОФИЯ ЛЬВА ШЕСТОВА............................................17

1. Учитель «адогматического мышления»....................................17

2. История философии: «странствование по душам».......................18

3. Философия истории: «сыновья и пасынки времени»...................22

4. Большевизм и национал-социализм: «угроза современных варваров».........................................................................23

5. Предшественник Зигмунда Фрейда.........................................27

6. Основные понятия религиозной философии Льва Шестова...........................................................................42

7. В поисках Бога: иудаизм, христианство и индийская религиозность....................................................................50

Глава 2. ЛЕВ ШЕСТОВ И ЕГО ЕДИНОМЫШЛЕННИК БОРИС ШЛЁЦЕР.................................................................................................................63

1. Борис Шлёцер и Лев Шестов.................................................71

2. «Достоевский и Ницше»......................................................73

3. «Секретный доклад»: Шестов уэ Фёдоров................................77

Глава 3. ЖОРЖ БАТАЙ - ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ФИЛОСОФИИ ЛЬВА ШЕСТОВА?............................................................................................................84

1. «Достоевщина» в романах Жоржа Батая..................................84

2. Батай-ницшеанец...............................................................87

3. Об основаниях философии незнания: «философия трагедии».......90

4. Богоискательство...............................................................94

5. Беспочвенность..................................................................99

6. Сакральное.....................................................................101

7. Подполье........................................................................102

Глава 4. БЕНЖАМЕН ФОНДАН - УЧЕНИК ЛЬВА ШЕСТОВА...............105

1. Румынский период............................................................105

2. Париж и влияние сюрреализма.............................................109

3. Встреча с Львом Шестовым................................................111

4. Литературно-критические работы Бенжамена Фондана и критика сюрреализма..........................................................................................112

5. «Несчастное сознание»......................................................116

6. Экзистенциализм и экзистенциальная философия.....................120

7. Поэтическая теория Бенжамена Фондана................................123

8. Поэзия Бенжамена Фондана: «Улисс» и «Титаник»....................125

9. Апологет Льва Шестова.....................................................127

Ю.Вопрос о влиянии Гастона Башляра.......................................128

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................131

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Борис Шлёцер. Ницше и Достоевский......................134

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Бенжамен Фондан. Льву Шестову.............................147

БИБЛИОГРАФИЯ.........................................................................150

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Философия Льва Шестова (18661938) стоит особняком, не вполне вписываясь в контекст русской философской культуры первых десятилетий XX века. В России современники, ввиду крайнего индивидуализма Шестова, ироничности его философии, рассматривали автора «Апофеоза беспочвенности» как «слишком западного» философа. На Западе за ним закрепился ярлык скептика и нигилиста, философа одиночества и абсурда - и, вместе с тем, наиболее поэтичного из русских религиозных мыслителей. «Беспочвенная» философия Льва Шестова не только призывала к свободному философскому поиску, отказу от авторитетов и догм, но и, по всей видимости, выражала настроение молодых людей, ощущавших себя «вне почвы», не чувствующих себя скованными государственными границами, не относящих себя к какой-либо религиозной традиции, не ощущающих своих национальных корней. По замечанию Н.В. Мотрошиловой, Лев Шестов пережил «трагедию отверженности»1 в стране, где родился, и «счастье приверженности... глубинам творческого духа»2, который не ограничивается принадлежностью к какой-либо традиции.

Тем не менее, философия Шестова оказала значительное влияние на культуру своего времени - Шестов оставил после себя ряд последователей, как в России, так и на Западе. До эмиграции Шестова вокруг него сложился круг «шестовцев», в который входили актриса МХАТа Н.С. Бутова, философ A.M. Лазарев, писатель и литературный критик Е.Г. Лундберг, философ, юрист, журналист, публицист и литературный критик C.B. Лурье, поэтесса и переводчица В.Г. Малахиева-Мирович.

Среди парижских последователей Шестова можно выделить музыкального и литературного критика, переводчика и писателя Бориса

1 Мотрошшова Н.В. Парабола жизненной судьбы Льва Шестова//Вопросы философии. 1989. №1. С. 129.

2 Там же. С. 129.

Шлёцера, мыслителя и писателя Жоржа Батая, поэта-философа Бенжамена Фондана. Кроме того, эссеист Рахиль Беспалова стремилась стать ученицей Шестова; о влиянии его философии на свое творчество говорили «парижские румыны» эссеист Эмиль Чоран и драматург Эжен Ионеско.

Имя философа было известно в философских кругах. Работы Шестова высоко оценивал Андре Жид, русский мыслитель находился в приятельских отношениях с Эдмундом Гуссерлем, Жюлем де Готье, сотрудничал с Люсьеном Леви-Брюлем, общался с Мартином Бубером, был знаком с Максом Шелером, Мартином Хайдеггером, Полем Дежарденом, Шарлем дю Босом и др. Шестов посещал встречи в Потиньи, целью которых, по словам H.A. Бердяева, было сближение интеллигенции из различных стран.

Борис Гройс отмечает, что Шестов внес существенный вклад в создание интеллектуальной атмосферы во Франции и впоследствии способствовал возвышению философии, обращающейся к проблемам человеческого существования (экзистенции). Так, Альбер Камю в работе «Миф о Сизифе: эссе об абсурде»3 уделяет значительное внимание экзистенциальной философии Шестова. Однако русский философ имел последователей не только во Франции: он оказал влияние на писателя и поэта Дэвида Герберта Лоуренса, который написал предисловие к английскому переводу «Апофеоза беспочвенности», писателя и журналиста Джона Миддлтона Мерри, польского поэта и эссеиста Чеслава Милоша.

В отличие от русской литературы и искусства в целом, воздействие русской философии на западную мысль остается неизученным и недооцененным. Актуальность темы исследования обосновывается стремлением выявить влияние русской философской мысли на европейскую культуру, в частности, проанализировать общность взглядов и внутреннюю связь философии Льва Шестова и творчества его французских последователей, с которыми русский философ непосредственно общался, -

3 Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М.,1990.

5

Бориса Шлёцера, Жоржа Батая и Бенжамена Фондана. В диссертации предпринята попытка установить, как «взрывчатая духовность» Шестова преломилась во взглядах тех, кто в той или иной степени следовал за ним, а также прояснить то, что для них было «самым важным» в его философии.

Степень разработанности темы. Наиболее полная информация о жизни и трудах Льва Шестова представлена в книге «Жизнь Льва Шестова»4, написанной дочерью мыслителя Н. Барановой-Шестовой по воспоминаниям современников и переписке. Ею была составлена библиография работ Шестова5. Биографическая информация о философе содержится в мемуарах и

6 7 8

воспоминаниях Г. Ловцкого , А. Штейнберга , Е. Герцык , В. Малахиевой-Мирович9, А. Ремизова10, Б. Фондана11.

Оценка философии Шестова современниками содержится в публикациях Н. А. Бердяева12, С.Н. Булгакова13, Б.А. Грифцова14, А.К. Закржевского15, Р.В. Иванова-Разумника16, С.Л. Франка17, Г.П. Федотова18, Б.Ф. Шлёцера19, Б. Фондана20, Р. Беспаловой21, А. М. Лазарева22.

4 Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова. В 2-х тт. Paris, 1983.

5 Baranoff-Chestov N. Léon Chestov. Bibliographie. Paris, 1975.

6Ловцкий Г. Лев Шестов по моим воспоминаниям // Грани. 1960. №№ 45-46; Он же. Философ библейского откровения (К 100-летию со дня рождения Льва Шестова) // Новый журнал. 1966. Кн. 85.

7 Штейиберг А. Друзья моих ранних лет (1911-1928). Париж, 1991.

8 Герцык Е.К. Воспоминания: Н. Бердяев, Л. Шестов, С. Булгаков, М. Волошин, А. Герцык. Paris, 1973.

9 Малахиева-Мирович В.Г. О преходящем и вечном. Дневниковые записи (1930 — 1934) // Новый мир. 2011. №6.

10 Ремизов А.М. Кукха. Розановы письма. СПб., 2011.

" Fondane В. Rencontres avec Léon Chestov. Paris, 1982.

12 Бердяев H.A. Основная идея философии Льва Шестова // Бердяев H.A. Собрание сочинений. Т. 3. Париж, 1989; Он же. Лев Шестов и Киркегард // Современные записки. Париж, 1936, №62; Он же. Трагедия и обыденность // Бердяев H.A. Собрание сочинений. Т. 3. Париж, 1989; Он же. Древо жизни и древо познания //Путь. 1929. № 18.

13 Булгаков С.Н. Некоторые черты религиозного мировоззрения Л.И. Шестова И Современные записки. 1939. № LXVII1.

14 Грифцов Б.А. Три мыслителя. В. Розанов, Д. Мережковский, Л. Шестов. М., 1911.

15 Закржевский А.К. Подполье. Психологические параллели (Федор Достоевский. Леонид Андреев. Федор Сологуб. Лев Шестов. Алексей Ремизов. Михаил Пантюхов). Киев, 1911.

16 Иванов-Разумник Р. В. О Смысле жизни. Ф. Сологуб, Л. Андреев, Л. Шестов. СПб., 1910.

17 Франк С.Л. Лев Шестов И Из истории русской философской мысли конца XIX и начала XX века. N.Y., 1965.

18 Федотов Г.П. Л. Шестов. На весах Иова // Числа. Кн. 2-3. 1930.

19 Schloezer de В. L'idée de Bien chez Tolstoï et Nitsche by Léon Chestov // Revue Philosophique de la France et de TÉtranger. 1927. T. 103; Idem. Léon Chestov // Revue Philosophique de la France et de l'Étranger. 1959. T. 149.

20 Fondane B. Léon Chestov et la lutte contre les évidences // Revue Philosophique de la France et de l'Étranger, 1938. T. 1, № 7/8; Idem. La Conscience malheureuse. Paris, 1979^ __________________

-------— -2l—Bespaloff R. Cheminements et carrefours. Julien Green, André Malraux, Gabriel Marcel. Kierkegaard. Chestov

devant Nietzsche. Paris, 2004.

В контексте развития русской философии творчество Шестова рассматривали: В.В. Зеньковский23, для которого ценны и значительны антисекуляризм и теоцентризм его мировоззрения, Н.О. Лосский24,

25

уделивший всего несколько абзацев философии Шестова, И.И. Евлампиев , которым дана интересная трактовка взаимоотношения Бога и человека во взглядах Шестова, В.А. Кувакин , акцентирующий внимание на

27

человекомерности философии Шестова, а так же Фр.Ч. Коплстон. Э.Л. Радлов28 мельком упоминает Шестова как одного из тех, кто откликнулся на философию Ницше в России.

По замечанию Зеньковского, «литературные круги ценили и ценят Шестова гораздо выше, чем круги философские» . Яркая и фантастичная философия Льва Шестова была отмечена писателями Дэвидом Гербертом

30 31 32

Лоуренсом , Виктором Ерофеевым , эссеистом Чеславом Милошем , поэтами Ивом Бонфуа33 и Дэвидом Гаскойном34.

Современная научная литература, посвященная исследованию философии Льва Шестова, обширна. Одним из основных направлений современных российских исследований о Шестове является рассмотрение его философской позиции через призму гуманизма - в работах В.А. Кувакина35,

22 LazareffЛ. Vie et Connaissance. Paris, 1943.

23 Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. Ростов-на-Дону, 2004.

к Лосский Н.О. История русской философии. М., 2011; Он же. Философия Льва Шестова // Русские записки. 1939.

25 Евлампиев И.И. История русской метафизики в X1X-XX веках. Русская философия в поисках Абсолюта. СПб., 2002; Он же. История русской философии. М., 2002.

26 Кувакин В.А. Мыслители России. Избранные лекции по истории русской философии. М., 2006.

27 Copleston ЕС. Russian religious philosophy: selected aspects. Tunbridge, 1988.

28 Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991.

29 Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. Ростов-на-Дону, 2004. Т. 2. С. 366.

30 Lawrence D.H. Foreword to Shestov L. All things are possible - Apotheosis of Groundlessness. N.Y., 1920.

31 Ерофеев В.В. Остается одно: произвол (философия одиночества и литературно-эстетическое кредо Льва Шестова) // Вопросы литературы. М., 1975. № 10.

32 Милоиг Ч. Шестов, или о чистоте отчаяния // Милош Ч. Личные обязательства. М., 1999.

33 Бонфуа И. Упрямство Шестова // Бонфуа И. Невероятное (избранные эссе). М., 1998.

34 Gascoyne D. Leon Chestov. Meetings with Benjamin Fondane. Benjamin Fondane // Gascoyne D. Selected Prose

1934-1996. London, 1998.

35

Кувакин B.A. Проблема неизвестности в русской философии // Кувакин В.А., Ковалева В.П. Неизвестность, М., Ижевск: 2006; Он же. Опровержения и предположения Льва Шестова // Философские науки. 1990. №_2-3; Он же. Экзистенциализм Л. Шестова - внутренний кризис экзистенциализма в России начала XX века // Кувакин В.А. Религиозная философия в России. Начало XX века. М., 1980.

B.B. Лашова36, A.A. Кудишиной37. Стоит выделить книгу В.Л. Курабцева38, в которой предпринята попытка дать обобщенное представление о философии Льва Шестова: автор рассматривает биографию мыслителя в связи с его мировоззрением, исследует его идеи в контексте европейского и мирового философского процесса, а также анализирует основные понятия его религиозной философии.

Стоит отметить диссертации Я.И. Ширманова39, касающуюся вопросов религиозности Шестова и проблемы богоискательства в его философии, а так же Е.А. Механиковой40, раскрывающую представление о двусоставности человеческого «я», присутствующее во взглядах мыслителя. Последними диссертационными исследованиями, посвященными творчеству философа, являются работы В.В. Лашова «Метафизика русской литературы Льва Шестова»41 и A.M. Хохлова «Миросозерцание Льва Шестова: между экзистенциальной тревогой и библейским текстом»42.

В настоящее время интерес к творчеству Шестова сохраняется не только в России, но и за рубежом. Значительное исследование, посвященное истокам творчества Шестова, было проведено научным сотрудником Университета Женевы Женевьев Пирон43 на основе материалов, хранящихся в архиве библиотеки Сорбонны. Приблизительно в это же время выходит книга Майкла Финкенталя44. Одна из глав последней книги Бориса Гройса посвящена русскому мыслителю45.

36 Лашов В.В. Гуманизм Льва Шестова. М., 2002; Он же. Метафизика русской литературы Льва Шестова.

М., 2009.

31 Кудишина A.A. Экзистенциализм и гуманизм в России: Лев Шестов и Николай Бердяев. М., 2007. Курабцев В.Л. Миры свободы и чудес Льва Шестова. М., 2005.

39 Ширманов Я.И. Проблема богоискательства Л.И. Шестова в контексте западной философии: дисс. ...канд. филос. наук: 09.00.13 / Ширманов Ярослав Игоревич. Сургут, 2009.

40 Мехаиикова Е.А. Рациональное и иррациональное "Я" в философии Л.И. Шестова: дисс. ...канд. филос. наук: 09.00.13 / Механикова Елена Анатольевна. Краснодар, 2003.

41 Лашов В.В. Метафизика русской литературы Льва Шестова: дисс. ... докт. филос. наук: 09.00.03 / Лашов Владимир Владимирович. Москва, 2011.

42 Хохлов A.M. Миросозерцание Льва Шестова: между экзистенциальной тревогой и библейским текстом: автореферат дисс.... кандидата философских наук: 09.00.03 / Хохлов Антон Михайлович. Москва, 2013.

43 Piron G Léon Chestov, philosophe du déracinement. Lausanne, 2010. См. статью о книге: Визгин В.П.

Экзистенциальный философ под микроскопом филолога // Вопросы философии. 2011. №12.

44

Finkenthal M. Lev Shestov. Existential Philosopher and Religious Thinker. N.Y., 2010.

45 Grays B. Leo Shestov // Groys B. Introduction to Antiphilosophy. L., 2012.

При Университете Глазго (University of Glasgow) существует общество, изучающее наследие Льва Шестова - Lev Shestov Studies Society. Вслед за обществом появился двуязычный журнал The Lev Shestov Journal / Cahiers Léon Chestov под редакцией Рамоны Фотиад. На сегодняшний день, начиная с 1997 года, вышло 12 номеров, последний - в 2012 году. Статьи, выходящие в этом журнале, затрагивают самые различные аспекты творчества русского философа.

В апреле 2009 вышел 960-ый номер ежемесячного гуманитарного журнала «Европа»46, посвященный Льву Шестову, в котором еще при жизни философа выходили статьи о нем, написанные Бенжаменом Фонданом. В 1997 году при Институте славяноведения (Institut des'Études Slaves) в Париже вышла книга «Léon Chestov: un philosophe pas comme les autres?»47, рецензию

48

на которую написал В.П. Визгин .

Чтобы проследить влияние идей Шестова на его французских последователей, были изучены тексты Бориса Шлёцера, Жоржа Батая и Бенжамена Фондана, а также статьи и монографии, анализирующие их идеи.

Творчество Бориса Шлёцера изучено не в полной мере. Единственная монография, посвященная работам Шлёцера, рассмотренных в контексте философии русского зарубежья, написана Г.-Б. Колер49. Шлёцер как музыковед и мыслитель, исследующий эстетику музыкальной формы, представлен в работах современных французских исследователей К. Эсклапе50, Б. Сева51, антологии, составленной и прокомментированной Р. Мюлле и Ф. Фабром . Под редакцией Ива Бонфуа вышел сборник статей, авторами которых стали современники - друзья и единомышленники Шлёцера. Исследованию влияния идей Шестова на творчество Шлёцера

46 Europe. Revue littéraire mensuelle. 2009. № 960.

47 Léon Chestov. Un philosophe pas comme les autres? Paris, 1996,

48 Визгин В.П. Разум на весах откровения: Лев Шестов и современная мысль // На пути к Другому. М., 2004.

49 Kohler G.-B. Boris de Schloezer (1881—1969): Wege aus der russischen Emigration. Köln: Böhlau, 2003. Esclapez C. La musique comme parole des corps. Boris de Schloezer, André Souris et André Boucourechliev.

Paris, L'Hartmann, 2007.

5' Sève В. L'Altération musicale ou ce que la musique apprend au philosophe. Paris, 2011.

Philosophie de la musique. Imitation, sens, forme. Paris, 2013.

53 Pour un temps / Boris de Schloezer. Centre George Pompidou / Pandora Edition, 1981.

9

посвящены две статьи (П. Дж. Кристенсена54, Г.-Б. Колер55), анализирующие преломление экзистенциальной философии Шестова в романе Шлёцера «Мое имя - никто». Среди российских авторов, рассматривающих музыкально-критическое наследие Шлёцера, можно выделить Н. Свиридовскую56. Переписка