автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философия любви Хафиза

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Махмадова, Мехри Файзалиевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Философия любви Хафиза'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Махмадова, Мехри Файзалиевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ЭПОХА И ЖИЗНЬ ШАМСИДДИНА МУХАММАДА

ХАФИЗА ШИРАЗИ.

§1. К характеристике общественно-политической и культурной жизни эпохи Хафиза.

§2. Жизненный путь и наследие Хафиза.

§3. Идейно-теоретические предпосылки формирования мировоззрения мыслителя

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ ЛЮБВИ ХАФИЗА.

§1. К характеристике концепции любви.

§2. Мистико-поэтическое мышление Хафиза.

§3. Земняя аллегорическая форма любви Хафиза.

§4. Мистико-божественная форма любви Хафиза.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Махмадова, Мехри Файзалиевна

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Тема любви, граничащая между искусством, философией и психологий, представляет собой очень сложную многоаспектовую проблему. В истории философии идеал всеобъемлющей любви, как основа человеческого бытия, выступает в качестве творческой движущей силы универсума и охватывает "идею предначертанного единства человеческого рода и действительного единения разбросанных по свету людей в большую вселенскую семью, идею придания человечеству как системному целому онтологического статуса" (21,13).

Впрочем, человек как субъект общественно-исторической деятельности и культуры в любви и через любовь становится человеком. Без любви он без прошлого и будущего невозможно его мыслить как часть космоса, как некоторого единого сверхвременного, "порядка" и "строя" бытия. Без любви он не может быть символом и отображением Вселенной и потеряет свою сущность как живой одухотворенный организм. Более того, без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной человеческой жизни и глубины и не способное ни действовать эффективно, ни понимать адекватно других и себя.

Исходя из этого, как утверждает Гегель, и "подлинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом "я" и, однако, в этом исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать собою" (2. Т.11, 253).

И если человек, как разумное существо, является центральным объектом философии, то тема человеческой любви, взятая во всей её широте, должна быть одной из ведущих в философских размышлениях. Действительно, тема любви всегда интересовала мыслителей, начиная с античности и до наших дней.

Проблема изначального единства человечества всегда была актуальна и в эпоху античности, и возрождения, и средневекового мистицизма, и в наши дни. Тема любви и сама любовь не представляют собой счастливой случайности и дара судьбы. Это прежде всего высокое искусство, требующее от человека, от каждого индивида самосовершенствования. творчества и внутренней свободы, а у мыслителей, рассматривающих проблему любви, аналитического вторжения в сферу любви, анализа ее глубинной самости, эмоциональной насыщенности и таинства. Учитывая это, лучшие умы человечества на протяжении всей истории человеческой культуры, рассматривая любовь как непосредственное, интимное и глубокое чувство индивида, видели в ней не только страсть, но и средство для "социализации человека, вовлечения его в систему общественных связей на основе спонтанной и вместе с тем внутренне мотивированной потребности в движении к более высоким ценностям" (35,6)

Именно сквозь призму этой проблемы проявляются своеобразие, экзотическая чувственность, неповторимость и величие личности величайшего лирика поэта мыслителя средневековья - Хафиза Шерази (1325-1326 г.-1389 г.) Хотя лирическое творчество и произведения Хафиза по праву являются сферой преимущественно литературно-поэтических исканий, однако философский подход к анализу творчества и мировоззрения поэта-мыслителя не исключается, нередко он оказывается сопутствующим, а не самостоятельным, систематически применяемым способом рассмотрения. Впрочем, Хафиз - не книжный философ в собственном смысле слова, но изумительная способность его газели пробуждать мысль, убедительный анализ языком аллегории и метафоры сущности человеческого бытия и прекрасная мистико-философская система его идей столь же интересны и поучительны, с точки зрения изучения культуры мусульманского Востока, как и система Ибн Сины или Фараби, Ибн Рушда или Га-зали, Аттора или Джалолиддина Руми, если мы действительно будем изучать их с научных позиций, относясь с уважением к той или иной культуре, философии и религии.

Постановка и решение им философских проблем в рамках персидско-таджикской классической лирики, а также разработка, расширение и углубление системы теоретических представлений о вопросах сущности мироздания и места человека в нем показывают, что он не был просто поэтом или комментатором чужих идей, а глубоко оригинальным мыслителем. Он не только восхваляет Бога, разум, знания, высокие идеалы гуманизма, красоту дружбу и любви, и не только своим "бунтарским духом" критикует отрицательные черты морали своего общества, невежества и ханжества государственных мужей и религиозных лиц, но и подвергает широкому и глубокому обсуждению ряд проблем философии, которые были намечены и продиктованы уровнем развития общества, и духом времени.

Сущность мировоззрения поэта-мыслителя, и особенно его философская концепция любви, специфика процесса ее формирования, ее эволюции, развития и особенности до сих пор не являлись специальным предметом исследования. Философские взгляды Хафиза, многие вопросы его мировоззрения анализировались, как правило, не в их философской самобытности и соединенности в особый строй сознания, а по контекстам, главным образом, в отношении к "народности творчества" поэта и его возмущенного "бунтарского духа" и "беспредметного изящного вольнодумства". Исходя из этого, многочисленные работы в отечественной и зарубежной ориенталистике, в которых, согласно законам нормативной поэтики и литературы, рассматривались существенные аспекты лирического творчества Хафиза, не дали пока сколько-нибудь полной исчерпы-вывающей картины формирования отдельных воззрений, связанных с философской концепцией любви мыслителя.

В своей поэзии Хафиз в широком контексте с философских позиций рассматривает проблемы любви не только как высший принцип нравственности, наиболее глубоко раскрывающий человеческую сущность, но и как одну из главных форм, выражающую стремления человека к преодолению своей ограниченности к совершенству, Абсолюту и вечности. Ведь сама философия не зря "понимается как любовь к мудрости" (от слова "рЫНа" и "БОсЦа"), тем самым подчеркивается факт о том, что человек бесконечно далёк от истины, которые ни к чему не стремятся, живут в соответствии со своими биологическими детерминатами. И отличие человека от других существ состоит в том, что он так или иначе осознает необходимость своего самосовершенствования и саморазвития.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в историко-философской литературе отсутствуют исследования, посвященные мировоззренческим аспектам творчества Хафиза в целом, и его концепции любви в частности, не раскрыты сущности и внутренней логики развития последней с позиции общечеловеческих ценностей. Систематический философский анализ концепции любви поэта в свете его воззрения, в первую очередь, необходим для определения генезиса одного из самых спорных вопросов в суфийско-мистической системе мусульманского средневековья - вопроса любви.

Актуальность темы заключается и в том, что в настоящее время таджикское общество переживает глубокие изменение культурных и общечеловеческих ценностей, обусловленных кризисом, распространившимся во все сферы духовной жизни общества.

Всё это говорит об остром дефиците любви и дружбы в обществе и отношениях людей, что вызывает необходимость исследователям обратиться к решению проблемы любви в историко-философском плане.

Актуальность выбранной темы заключается также и в том, что в таджикской историко-философской литературе нет однозначного понимания и анализа концепции любви Хафиза, её философской направленности и места в философско-художественных воззрениях поэта-мыслителя. Путём сравнительного анализа поэтому выявляются идейная близость и различие между идеями Хафиза и других мыслителей мусульманского средневековья в понимании места и роли поэта-мыслителя в истории персидско-таджикской общественно-политической и философской мысли. Речь идёт, конечно, не об изложении неких чистых и окончательных результатов, достигнутых в осмыслении проблемы любви в философско-поэтической системе Хафиза.

И, наконец, актуальность исследования проблемы любви в понимании Хафиза обусловлена также потребностью развития и углубления историко-философских исследований с целью достижения прогрессивного прошлого.

Степень разработанности проблемы. Отечественная и зарубежная литература о Хафизе огромна, и в ней жизнь и творчество поэта изучены достаточно полно, проанализированы его газельная лирика, некоторые аспекты его этики, философии и т.д. При этом, при изучении его творчества советскими, таджикскими и зарубежными исследователями, особое внимание уделено выявлению поэтики и литературного жанра в творчестве поэта-мыслителя.1

1 См.: Дунаевский Б. Творчество Хафиза //Шемс-эд-дин Мухаммед Хафез: Лирика.-М., 1935.-С. 25-42; Брагинский И.С. Из истории персидской и таджикской литератур.-М., 1972.-С. 362-412; Раскрепощенные строки: Несколько штрихов к портрету Ха-физа//Хафиз.Пятдесят газелей.-Сталинабад:Таджикгосиздат, 1955.-С.7-53; Проблемы соотношения творчества Петрарки и Хафиза: (Историко-типологическое сопо

Хотя многие исследователи творчества Хафиза непосредственно или косвенно затрагивали вопросы любви в поэтической системе Хафиза, однако, они ограничивались лишь художественно-литературной интерпретацией этой проблемы.

Из исследований, посвященных непосредственно концепции любви в творчестве поэта, прежде всего надо отметить книгу иранского исследователя Бахоуддина Хурамшахи "Хафиз" (142). Данное исследование наряду с другими аспектами учения поэта также затрагивает религиозные, кание).//Проблемы истории и теории мировой культуры.-М., 1969; Болдырев А.Н. Персидская литература с VIII по начало XIX в. //Краткая история литератур Ирана, Афганистана и Турции. Курс лекций,- JL, 1971; Пригарина Н.И. Образное содержание бейта в поэзии на персидском языке. //Восточная поэтика: Специфика художественного образа.-М., 1983; Рейснер М.А. Газель в системе категорий классической иранской поэтики //Вестн. Моск.ун-та. Сер. 13, Востоковедение. - 1986.-N3; Предварительные соображения о содержании термина "ринд" в литературе на фарси X-XI вв. //Иран: История и культура в средние века и в новое время.-М.: 1980; Эволюция в классической газели на фарси (X-XIV века). - M.: Наука, 1989. -С. 174-210: Удам Х.К. Семантические особенности суфийской поэтической лирики персидского языка: Автореф.дис.кан.филол.наук.-М.:1974;Заметки о структуре образа в лирике Хафиза //Учен. зап. Тарт. ун-та.-Вып. 201.-Тарту, 1968; Чашнномаи Хофиз.-Душанбе: Дониш, 1971; Курбон Восеъ. Ойини ринди ё маслаки Хофиз. -Душанбе: Ирфон, 1991; Мирзозода X. Пешгуфтори мунтахаботи девони Хофизи Шерози. -Сталинабад, 1957; Аълохон Афсахзод. Ринди оламсуз.-Душанбе, 1972: Хофизнома.-Душанбе, 1971; Farzad M. Hafes and his Poems. - Wiesbaden, 1951; Homeric Homérica. The Hymes. Hugh C. Evelun White. Lobe classical Library.-LOndon, 1974; Lescot R. Chronologie de l'oeuvre de Hafiz. - Bulletin d'etudes orientales. Institut français de Damds.-Damds, 1944; Rosenkranz К. Die Poesie und ihre Geschichte. Eine Intwicklung der poetischen Idea der Volker.-Konigcberg, 1855; Viet F. Des Grafen von Platen Nachbeldungen ans dem Diwan des Hafiz ind ihr persisches любви. Он придерживается мнения о существовании трехступенчатой формы в концепции любви Хафиза. Последняя выражается в человеческой, художественно-аллегорической и мистико-божественной форме. И хотя исследователь касается этих трех форм любви, однако, сугубо философская интерпретация проблемы любви у Хурамшахи отсутствует.

Другой современный иранский исследователь Мухаммад Али Исломи в своей статье "Кто является предметом любви Хафиза?" (158), определяя основные формы любви в творчестве поэта, приводит конкретные примеры из газели Хафиза. Этот исследователь так же, как и Бахоуддин Хурамшахи, раскрывает суть проблемы любви поэта в художественно-литературном духе с некоторыми философскими аспектами.

В связи с исследуемой проблематикой нельзя не отметить работу Алии Дашти "Сотворенный дворец" ("Кохи ибдо") (145). Автор в параграфе "Любовь и газель" рассматривает проблему любви в газельной лирике Хафиза, а также эволюцию этих идей. Алии Дашти высказал ценное суждение о вопросах мистической любви поэта, однако, он считает, что у Хафиза земная человеческая любовь выражена в ограниченной форме, что не совсем соответствует реальности.

Особый интерес представляет также работа Мухаммеда Займирона и Фарида Сайхуна "Анализ мифологии любви в древних культурах на основе идеи Хафиза" (152, 745-758) где авторы, раскрывая сущность проблемы любви в мифологии древних и доисторичсеких культур, говорят о влиянии мифологических образов на философско-поэтическое воззрения Хафиза. Авторы статьи, выявляя наличие (и немалое) протоиранских и доисламских мифологических символов и образов, а также идей, особенно зороастризма, в воззрениях Хафиза, выдвигают идею, что Хафиз хотел возродить и дать новый импульс древнеиранской культуре и самобытности. Эти идеи нашли свое отражение особенно в его образах, таких как "старец магов", "трактир" и т.д. Действительно, нельзя не согласиться с авторами этой статьи, поскольку проблемы любви и вина Хафиз интерпретирует в духе доисламской культуры ираноязычных народов.

Один из известнейших исследователей поэзии Хафиза Рукниддин Хумоюн-Фаррух в шестом томе "Хафиз харабатский" (147, 4876-4920), в параграфе "Хафиз и Аттор" дает подробный анализ мистической форме любви Аттора и сопоставляет ее с идеями Хафиза. Хотя он приводит газели и бейты Хафиза, тем не менее не дает сравнительного анализа идей этих двух поэтов.

В статье Абдулали Дастгайба "Проблема любви во взглядах Саади и Хафиза (145, 479-491) освещаются содержание и характер любовнохй лирики Саади и Хафиза. Автор, анализируя эту проблему в интерпретации поэтов-лириков, приходит к выводу, что ни в одном литературном произведении, ни в одной литературе народов мира никто не смог поднять тему любви до того уровня, как Саади и Хафиз. Он делает акцент на том, что Саади в основном воспевает человеческую любовь, Хафиз же имеет дело больше с "любовной разлукой", а Саади - с "самой любовью".

Особый интерес среди работ, посвященных философскому мировоззрению Хафиза, представляет исследование таджикского ученого Н.А.Кулматова "Гедонизм Хафиза" (57,77-82). Хотя автор почти не затрагивает проблемы любви, тем не менее он, раскрывая сущность некоторых аспектов философии Хафиза (скептицизм, мистицизм его мировоззрения), высказывает ценные суждения по этим вопросам.

Взглядам Хафиза на моральное воспитание посвящена работа С.Шамухамедовой "Этический идеал Хафиза" (101,159-162). В этой работе некоторые аспекты этики Хафиза анализируются автором в их связи с любовной лирикой поэта. Она приходит к выводу, что главный лирический герой Хафиза - это ринд (плут, бродяга). Этот образ часто сливается с личностью, поэта, но и бесшабашность ринда - показная, ничего общего не имеющая с разгулом.

В исследованиях Семёна Липкина "Над строкой Хафиза" (59,242-243) затрагиваются некоторые стороны проблемы любви в поэзии Хафиза и в основном делается акцент на земной, человеческой форме любви, а также символико-суфийских аспектах его поэзии. Как видим, несмотря на определенную работу, проделанную исследователями в изучении любовной проблематики в наследии Хафиза, ни в советской, ни в таджикской и ни в зарубежной историко-философской литературе анализ вопросов, определяющих особенности генезиса концепции любви Хафиза, эволюционные процессы становления его любовной проблематики и, самое главное, системное изучение этого вопроса, не были предметом специального исследования. А ведь именно глубокое, всеобъемлющее изучение этого вопроса в полной мере поможет нам выявить мировоззренческую сущность поэта-мыслителя.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является раскрытие особенности и сущности концепции любви Хафиза. В этой связи перед нами стоят следующие взаимосвязанные задачи:

1. Проанализировать особенности формы любви в поэтической системе Хафиза.

2. Определить место и значение воззрения о любви в историко-философских и религиозно-культурологических системах.

3. Выявить конкретно-исторические и мировоззренческие основы философской концепции любви Хафиза.

4. Выяснить философское значение проблемы любви в системе духовно-практических способностей человека.

5. Определить роль поэта в развитии духовной культуры персо-язычных народов.

Научная новизна работы заключается прежде всего в выборе темы исследования. Впервые в историко-философской литературе осуществлена попытка философского анализа концепции любви Хафиза. Научная новизна работы также состоит в том, что в ней впервые:

- подвергается философскому и научно-культурологическому анализу проблема любви в свете философских и теологических воззрений различных школ;

- обстоятельно выявляется влияние мистицизма вообще и мистицизма маломатийского толка в частности, на формирование философско-мистических идей поэта;

- показано положительное значение теории любвии в системе человеческих ценностей.

Методологической основой работы являются принципы исследования истории философской мысли, которые предполагают строгий историзм и логико-объективное рассмотрение той или иной философской концепции. В диссертационном исследовании особый аспект делается на такой важный методологический принцип, как анализ духовного наследия прошлого с позиции современных требований общественного развития.

Теоретическую базу исследования составили классические философские наследия, труды современных отечественных и зарубежных авторов-специалистов в области истории философии, этики, эстетики, культурологии и литературы.

Источниками исследования являются "Куллиёт" ("Собрание стихов") Хафиза, "Мантик-ут-тайр" ("Беседа птиц"), "Иллохинома" ("Божественная книга"), "Мусибатнома" ("Книга о горе") Аттора, "Сайр-ул-ибод илал ма-од" ("Путешествие рабов (божьих) к месту возврата"), "Хадикат-ул-хакика" Санои, "Маснави" Джалолиддина Руми, "Пир" Платона,

13

Сущность христианства" Л.Фейербаха, "Жизненная драма Платона" Вл.Соловьева и сочинения других мыслителей.

Практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории философии, этики, эстетики и литературы, а также при подготовке исследований по соответствующим областям знаний. Работа может быть использована студентами, аспирантами - всеми, кто интересуется историей духовной культуры персоязычных народов.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации изложены в докладах и выступлениях на республиканских конференциях (г. Душанбе, 1998 г., 1999 г.), в опубликованных статьях, докладах, тезисах, а также на лекциях в Таджикском государственном национальном университете.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры истории философии Таджикского государственного национального университета (май, 1998 г., апрель 1999 г.) и заседании Отдела истории философии Института философии и права АН Республики Таджикистан (июнь 1999 г.).

Структура и объём работы подчинены общей задаче. Дисертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философия любви Хафиза"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как показывает анализ философии и особенностей поэтического мышления Хафиза, его концепция любви носит сугубо синкретический характер. Она, прежде всего, предтсавляет собой объединение идей различных религиозных верований и философских школ, поскольку "мотивы поклонения Возлюбленной" толкуются поэтом как "поклонение идеалам" и приобретают, прежде всего, зороастрийские, буддийские, христианские и прочие мотивировки. Переосмысленные Хафизом в символическом ключе образы "старца магов", "певцов", "виноторговцев" и другие образы в его поэтической системе нередко именуют себя идолопоклонниками (будпараст) и т.д.

Силой, объединяющей, обобщающей и синкретизирующей идеи различных школ и мировоззрений, для Хафиза послужила любовь, такая, на первый взгляд, казалось бы хрупкая и нежная ценность. Представление о том, что "придет день, когда грех будет искуплен, и люди, исповедующие неодинаковые политические убеждения и религиозные верования, не только установят друг с другом прочные внешние связи, но и ощутят себя частью общечеловеческого целого, сольют усилия во имя общего дела" (21,13), привело Хафиза к созданию своей концепции любви, и та "религия любви", о которой писали Ибн Ара-би, Аттор, Санои, Руми и другие представители суфизма, предстала у Хафиза в новом облике.

Хафиз смог соединить теоретическую и эмоциональную стороны жизни индивида посредством духа любви, при этом в идеальном равновесии он смог удержать все аспекты религиозной теософии и различных идей. Именно таким образом он выразил в своем поэтическом самосознании понимание задач человечества в целом. При этом поэт-мыслитель полагал, что осуществить это можно жизнью, а не идеей, ежедневными практическими действиями каждого. Исходя из этих идей, многие исследователи и просто почитатели творчества поэта сравнивают Хафиза с врачевателем.

Таким образом, основные выводы, вытекающие из анализа концепции любви Хафиза, сводятся к следующему:

- поскольку он не был столь последовательным представителем суфизма, а его мировоззрение носило сугубо синкретической характер, следовательно, главным принципом его учения является признание им теологической концепции о бытии. Не следует отрицать, что некоторые аспекты суфийского пантеизма "единосущности" как соотношения бога и природы, душа и тела и т.д., имеют у Хафиза место при решении онтологических вопросов:

- концепцию любви поэта-мыслителя следует рассматривать сквозь призму его гносеологии. Хотя он категорично не отрицает чувственного познания, возможностей и познавательных способностей разума, однако он хотел добиться "истинного знания", которое было бы "абсолютно достоверным" и не оставляло места для сомнения. Исходя из этого, он считал интеллект человека ограниченным в процессе познания божественной истины, поскольку, как считал Ха-физ, ему недоступен ряд истин Божественного творения. Поэтому процессом познания, по Хафизу, является постепенное усложнение наших знаний. Высшей же степенью Познани является интуитивное или внутреннее знание, так как интуиция выполняет гносеологическую функцию смыслового системно-структурного синтезирования форм наличной деятельности и наличных знаний.

Исходя из этого, именно интуитивное знание, по Хафизу, призвано к открытию тайн мироздания и созерцанию божественной Красоты. Это внутреннее знание представляет собой непосредственность и внезапность постижения, которое зависит от силы, значимости мотивации с эмоциональной стимуляцией этих процессов, и в конечном счете от целепологания. Если главной целью у Хафиза было постижение Истинного знания и Красоты, то эмоциональной стимуляцией этого сложного процесса была любовь;

- анализ мировоззрения поэта показывает, что наряду с онтологическими и гносеологическими проблемами, его концепция любви носит сугубо этический характер , основная мысль которой - воспитание совершенного человека. Словом, этика любви дополняется этикой спасения души и служения Богу. Любовь не составляет в ней самостоятельного предмета, она лишь символ человеческой радости в этом переменчивом мире, в этой короткой жизни, она - символ самой жизни.

Проблема совершенства человека и его морального воспитания в концепции любви Хафиза рассматривается через призму соотношения проблемы Бога и человека. Хафиз в решении этой сложной проблемы страется выйти за пределы известных традиций мистицизма и его теории морали, целью которой является близость с Богом посредством совершенства божественного начала в человеке. Эти потенциальные возможности нуждаются в актуализации, и путем постепенного самосовершенствования во имя понимания своей сущности и предназначения человек может дойти до созерцания божественной Красоты.

Таким образом, концепция любви Хафиза представляет собой совокупность различных мистических, теологических и теософских воззрений, и, по сущности своей, не является новым явлением в мистицизме. Но при всем том он старался посредством мистических идей любви совершенствовать газельную лирическую поэзию, а не мистицизм. Именно поэтому газель в творчестве Хафиза воплотила в себе наивысшее выражение мироощущения поэта-мыслителя, человека, переполненного любовью ко всему сущему, к Красоте, Истине, Знанию и, в конечном итоге, - к Богу. Хафиз направляет главное свое внимание только на такие важные проблемы: как Единое, УМ, Прекрасное. Эти основные субстанции является у него очень глубоко продуманной диалектической триадой.

 

Список научной литературыМахмадова, Мехри Файзалиевна, диссертация по теме "История философии"

1. Антология мировой философии: В 4-хт.-М., 1969.-Т. 1.-174 с.

2. Гегель В.Ф. Эстетика: В 4-х т. -М.: Искусство, 1968.-Т. 1.-312 е.; т.2.1969.-325 е.; т.З. -1971.-621 е.; Т.4.-1973.-675 с.

3. Джами А. Бахористон /Тартибдиханда А.А.Афсахзод.-Душанбе: Дониш, 1972.-157 с.

4. Коран/Перевод с араб. Н.Ю. Крачковского.-М.:Раритет, 1990.-528 с.

5. Маркс К., Энгельс Ф. //Соч. 2-е изд.- Т.2.-1955.- 651 е.; Т.3.-1955.-629е., Т.4.-1955.-615 е.; Т.21.-1961, 621 с .

6. Платон. Сочинения: В З-хт.-М.: Мысль, 1972.-Т.2.-678 с.

7. Соловьев Вл.С. Сочинения: В 2-хт.-М.: Мысль, 1990.-Т.1.-789с.

8. Фейербах Л. Сущность христианства.-М.: Мысль, 1965.-414 с.

9. Хофизи Шерози. Куллиёт.-Душанбе: Ирон, 1983.-672 с.

10. Хофиз Шерози. Диван.-Тегеран, 1359.-774 с.

11. П. Исследования на русском языке

12. Абаев М. Миф и история в Гатах Зороастра.-М.: 1974.-127с.

13. Али-заде A.A. Социально-экономическая и политическая История Азербайджана XIII-XIV вв.-Баку: Изд-во АН АзССР, 1956.-288 с.

14. Акимушкин О.Ф. Суфийские братства: сложный узел проблем //Суфийские ордена в исламе: Пер.с анг.-М.:Наука, 1989.(328с.)-С.З-11.

15. Алиева Т. Мазурки Хафиза//naMHp.-1973.-N 12.-С.85-86.

16. Ашуров Г.А. Философские взгляды Насира Хисрава.-Душанбе: Дониш, 1965.-113 с.

17. Бартольд В.В. Монгольская империя и Чигатайское государство //Сочинения.-М., 1964.-Т.2, ч.2.-567 с.

18. Бартольд В.В. Улусные эмиры. Царствование Тимура//Сочинения,-М., 1964.-Т.2.-657 с.

19. Бартольд В.В. Халиф и султан //Сочинения.-М., 1966.-Т.6.-784 с.

20. Бартольд В.В. Монгольские завоевание и его влияние на персидскую культуру //Сочинения.-М., 1966.-Т.6.-784 с.

21. Бартольд В.В. Мистицизм в исламе //Сочинения.-М.: 1966.-Т.6.-784с.

22. Баталов Э.Я. Единство в многообразии принцип живого мира //Вопр. философии.-1990.-N8.-С. 13-14.

23. Беков К. Мухаммад Шахристани историк философии.-Душанбе: Дониш, 1987.-116 с.

24. Бертельс Е.Э. История персидско-таджикской литературы.-М.: Наука, 1960.-556 с.

25. Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература.-М.:Наука,1965,-524с.

26. Багоутдинов А.М. Избранные произведения.-Душанбе: Дониш, 1980.-418 с.

27. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи: Пер. с англ.-М.: Наука, 1987.-301 с.

28. Брагинский И.С. Раскрепощенные строки: (Несколько штрихов к потрету Хафиза)//Хафиз. Пятьдесят газелей.-Сталинабад,1955,-134с.

29. Брагинский И.С. Из истории персидской и таджикской литератур.-М.: Наука, 1972.-524 с.

30. Брагинский И.С. 12 миниатюр: От Рудаки до Джами. -2-е изд.доп,-М.: Худож.лит, 1976.-303 с.

31. Брагинский И.С.Иранское литературное наследие.-М.:Наука, 1984. -296 с.

32. Бычков B.B. Идеал любви христианско-византийского мира. -М., 1990.-Ч. 1.-С.68-109.

33. Веймарн Б.В. Ширазская школа миниатюры XIY-XVI вв. //Тезисы докладов Всесоюзной коференции по искусству и археологии Ира-на.-М., 1969.-С.48.

34. Гафуров Г.Г. Таджики: Древнешая, древняя и средневековая история.-Душанбе: Ирфон, 1979.-381 с.

35. Гёте И.В. Западно-Восточный диван.-М., 1988.-894 с.

36. Горский Д.П., Ивин A.JT. Слово к читателю //Философия любви.-M., 1990.-С.5-8.

37. Грюнебаум фон Ф.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры: Пер. снем.-М.: Наука, 1981.-227 с.

38. Грюнебаум фон. Ф.Э. Классический ислам: Пер.с нем.-М.: Наука, 1985.-с. 215 с.

39. Губин В.Д. Любовь творчество и мысль сердца //'Философия люб-ви.-М., 1990.-Ч.1.-С.231-235.

40. Гусейнов A.A., Иррлитц Г. Краткая история этики.-М.: Мысль, 1987.-589 с.

41. Джавалидзе Э.У. У истоков турецкой литературы. Джалолиддин Руми. Вопросы мировоззрения.-Тбилиси: Мецниереба, 1989.-302 с.

42. Диноршоев М. Философия Насриддина Туси.-Душанбе: Дониш, 1968.-157 с.

43. Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины.-Душанбе: Дониш, 1985.-256 с.

44. Закуев А.К. Философия "Братьев чистоты".-Баку: Изд-во Ан АзССР. 1961.-122 с.

45. Занд М.И. Шесть веков славы: Очерки персидско-таджикской литературы.-М.:Наука, 1964.-252 с.

46. Зиёев Х.М. Мировоззрение Бахоуддина Валада.-Душанбе, 1991.128 с.

47. Игнатенко A.A. В поисках счастья.-М.: Мысль, 1989.-255 с.

48. Игнатенко A.A. Ибн Хальдун.-М.: Мысль, 1980.-160 с.

49. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и среднего Востока IX-XIV вв.-М.: Соцэкгиз, 1961.-629 с.

50. Ислам: Энциклопедический словарь.-М.: Наука, 1991.-312 с.

51. Исматов Б. Пантеистическая философская традиция персидско-таджикской поэзии IX-XV вв. -Душанбе: Дониш, 1986.-255 с.

52. Исповедь блаженного Августина.-М., 1914.-76 с.

53. Каримов Г. Аль-Газали и суфизм.-Баку: Элм, 1969.-89с.

54. Кирабаев Н.С. Идея совершенства человека в этике ал-Газали // Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека: Сб.науч.тр.-М., 1986.-С.86-98.

55. Корнев В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии.-М.: Наука, 1983.-248 с.

56. Кулматов Н. Этические взгляды Саади.-Душанбе: Дониш, 1968.129 с.

57. Кулматов Н. Фахриддин Рози.-Душанбе: Дониш, 1980.-66 с,

58. Кулматов Н. Гедонизм Хафиза//Памир.-1982.-N1.-C.77-82.

59. Курбонмамадов А. Эстетическая доктрина суфизма.-Душанбе: Дониш, 1987.-108 с.

60. Липкин С. Над строкой Хафиза //Новый мир.-1971.-N 10.-С.242-245.

61. Лосский Н.О. Умозрение как метод философии //На переломе: философские дискуссии 20-х годов: философия и мировоззрение. -М., Полит.лит-ра, 1990.-е. 143-150.

62. Махмудов Н. Земледелие и аграрные отношения в Средней Азии в XIV-XV вв.-Душанбе: Дониш, 1966.-129 с.

63. Майоров Г.Г. Этика в средние века.-М.: Знание, 1986.-63 с.

64. Мец. А. Мусульманский ренессанс: Пер. с нем.Д.Е.Бертельс. -М.: Наука, 1966.-458 с.

65. Мухаммадходжаев А. Мировоззрение Фариддидина Аттора,-Душанбе: Дониш, 1974.-116 с.

66. Мухаммадходжаев А. Гносеология суфизма.-Душанбе: Дониш, 1990.-113 с.

67. Мухамедходжжаев А. Идеология накшбандизма.-Душанбе: Дониш, 1991.-231 с.

68. Мухтор LLL, Диловар М. Предисловие //Хафиз Шерази. Избранные газели.-Душанбе, 1993.-С.3-11.

69. Наумкин В. В.Комментарий //Абу-Хамид ал-Газали. Воскрешение наук о вере.-М., 1980.-С.З-98.

70. Одилов Н.Ф. Мировоззрение Джалолиддина Руми,- Душанбе: Ир-фон, 1974.-111 с.

71. Олимов К.Мировоззрение Санои.-Душанбе: Дониш, 1973.-135 с.

72. Олимов К. К характеристике маломатизма //Изв. АН ТаджССР. Сер: Философия, экономика, правоведение.-1989.-N4. -С. 12-17.

73. Олимов К. Хорасанский суфизм (Опыт философского анализа).-Душанбе, 1993.-136 с.

74. Ортега-и Гассет X. Любовь и мудр ость.-Рига, 1940.-59 с.

75. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках.-Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1966.-400 с.

76. Пиотровский М.Б. Коранические сказания.-М.: Наука, 1991.-219с.

77. Пугаченков Г.А., Ремпель Л.И. История искусств Узбекистана с древнейших времен до середины двадцатого века.-М.: Искусство, 1965.-688 с.

78. Раджабов З.Ш., Негматов H.H. Эпоха Хафиза Ширази //Изв. АН ТаджССР. Отд-ние обществ. наук.-1975.-Ы.З.-С.

79. Раджабов М. Абдуррахман Джами и таджикская философия XV века.-Душанбе: Ирфон. -1968.-318 с.

80. Радхакришнан С. Индийская философия: Пер. с англ.-М.: Изд-во иностр. лит., 1956.-Т.1. -623 с.

81. Размышления и афоризмы французских моралистов XVI-XVIII вв.-М., 1987.-225 с.

82. Рейснер М.А. Эволюция классической газели на фарси (X-XIV ве-ка).-М.: Наука, 1989.-221 с.

83. Розин В., Шапинская Р. Природа любви.-М., 1993.-174 с.

84. Роузенталь Ф. Торжество знания: Пер.с англ.-М.:Наука, 1978.-372 с.

85. Рубенис А. Сущность любви тема философских размышлений //Философсия любви.-М., 1990.-Ч.1.-С.205, 216-217.

86. Сагадеев A.B. Ибн Сина (Авиценна). -М.: Мысль, 1985.-224 с.

87. Серебряков С.Б. Трактат Ибн Сина (Авиценны) о любви.-Тбилиси, 1976.-48 с.

88. Сироджев Ф. Проблема извечности мира в философии Ибн Сино // Ибн Сино и средневековье.-Душанбе, 1981.-С. 104-119.

89. Смирнов A.B. Три решения проблемы транцендентности и имманентности божественной сущности в философии Ибн Араби //Рационалистическая традиция и современность.-М.: Наука, 1990.-с.206-222.

90. Соловьев В. Сочинения в двух томах. -М.: Наука, 1990. -т.2. -310 с.

91. Соловьев В. Жизненная драма Платона: Соч. в 10 т.-Спб., 1913.-Т.9.-963 с.

92. Стендаль. О любви //Собрание сочинений: В 15-т. -М., 1959.-Т.4. -С. 357-575.

93. Степанянц М.Т. Проблема познания в суфизме //Вопр. филосо-фии.-1988.-Н4.-С. 118-127.

94. Султанов М. Суфийская доктрина Али Хамадани.-Душанбе: До-ниш, 1993.-135 с.

95. Табаров С.Ш., Мусульманкулов Р. Об отношениях Хафиза и Ти-мура//Изв.АН ТаджССР. Отд-ние обществ.наук.-1980.-Ж.-С77.-82.

96. Толстой J1.H. Поли.собр.соч.-М.: Гослитиздат, 1956.-Т.45.-601 с.

97. Тримингэм Дж.С. Суфийские ордена в исламе: Пер. с англ.-М.: Наука, 1989.-326 с.

98. Фромм Эрих. Искусство любить: Исследование природы любви: Пер. с англ.-М.: Педагогика, 1990.-62 с.

99. Хайруллаев М.М. Абу Наср аль-Фараби.-М.: Наука, 1982.-303 с.

100. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии.-М.: Высш.шк., 1981.-374 с.

101. Чернышева А. Предисловие //Фором Э. Искусство любить.-М., 1990.-С.З-7.

102. Шамухамедова С. Этический идеал Хафиза //Звезда Востока.-1973.-N5.-C.159-162.

103. Шервани Ю. Об одном бейте Хафиза о Рудаки //Научная конференция по иранской филологии.-Л., 1962.-С. 12.

104. Экзистенциализм: Филос. Энциклопед. словарь.-М.: Советская энциклопедия, 1989.-С.755-757.

105. Ш. Исследование на таджикском языке

106. Абдуллоев А. Касоиди Хофиз //Чашнномаи Хофиз.-Душанбе, 1971.-С.64-74.

107. Айни К. Хофиз ва "Тарзи сухани Хочу" //Чашнномаи Хофиз. -Душанбе,1971.-С.94-105.

108. Афсахзод А. Хофиз ва Чоми //Чашнномаи Хофиз. -Душанбе, 1971.-С. 137-149.

109. Афсахов А. Саъди ва Хофиз //Чашнномаи Хофиз. -Душанбе, 1971. -С.105-112.

110. Бобоев А. Тасвири табиат дар ашъори Хофиз ю//Чашнномаи Хофиз. -Душанбе, 1971. -С.75-83.

111. Зехни Т.Н. Бадеиёти ашъори Хофиз //Чашнномаи Хофиз. -Душанбе, 1971. -С. 18-40.

112. Зехни Ф. Жанри сокинома дар адабиёти форсу точики асрхои XII-XV.-Душанбе: Дониш, 1991.-110 с.

113. Капранов В. Сухани Хофиз дар фархангхои форсу точик //Чашномаи Хофиз. -Душанбе, 1971. -С.51-62.

114. Мирзоев А. Шамсиддин Мухаммад Хофизи Шерози //Намунахои адабиёти точик.-Сталинобод, 1940.-С. 134-135.

115. Маъсуми Н. Ганчинаи фикру хис //Чашнномаи Хофиз. -Душанбе, 1971. -С.10-16.

116. Одилов Н. Чахонбинии Чалолиддин Руми.-Душанбе: Нашрдав-точик, 1964.-106 с.

117. Олимов К. Чахонбинии Абдуллохи Ансори.-Душанбе: Дониш, 1988.-133 с.

118. Султонов У. Акидахои фалсафи, ичтимои ва ахолокии Абуали Сино.-Душанбе: Дониш, 1975.-168 с.

119. Хазраткулов М. Тасаввуф.-Душанбе: Маориф, 1988.-128 с.

120. VI. Исследования на европейских языках

121. Benjamin W. Hindi world. Encyclopaedia of Hinduism.-London: Gerqe. Alen and Unwin LTD, 1968.

122. Burgel, J.S. Le poete et la poesie dans l'oeuvre de Hafes.-Roma, 1978.

123. Farzad M. Hafes and his Poems. Wiesbaden, 1951.

124. Gershevitch I. Old iranian literature.-Hör Bd. IV. Iranistik. 2. Literatur 1. Leiden Köln, 1968.

125. Hammer Purgstall. Gerschichte der Ilckane, d.i. der Mongolen in Persien. 2. Bde. Darmstadt, 1842.

126. Hesiods's Theoqony. Anchor books. Doubleday and Company Inc. -New York, 1973.

127. Hillmann M.C. Unity in the qhazals of Hafez Bibkiatheca islamica. Minneapolis-Checago, 1976.164

128. Homeric Homerica. The Hymes. Hugh C. Evelun White. Lobe classical Library.-LOndon, 1974.

129. Lazard G. Langue simbolique du qhazal. Convegno internazionale sulla poesia di Hafes. - Roma, 1978.

130. Lescot R. Chronologie de l'oeuvre de Hafiz. Bulletin d'etudes orientales. Institut français de Damds.-Damds, 1944.

131. Massignon L. Lexique technigeue de La mystique musulmane.-P., 1920.

132. Plato's. Symposium.-New York, 1978.

133. Raschid ad-Din. Geschichte Gazankhans.hv.sq V.K.Jahn.-Leiden, 1940.

134. Rosenkranz K. Die Poesie und ihre Geschichte. Eine Intwicklung der poetischen Idea der Volker.-Konigcberg, 1855.

135. Spyler B/ Die Mongolen in Iran.-Berlin. 1955.

136. Viet F. Des Grafen von Platen Nachbeldungen aus dem Diwan des

137. Hafiz ind ihr persisches Original.-Berlin, 19081. Jf^ s ms, ius. ¿/f.; ■т. ' )fy. <ÙJ/- y^r ^ ' f-^-Jí-M&b -goskcx^c/m. cs^uSw^jgc-o'^--- ^isi. ^ 11. Ht. ^'.гЛ/^^у^'^^оф^öy153.ш. ' 'ùj/- • V'/157. ^¿А-г^'^УЧ <) nrfт. .