автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философия Пола Куртца

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Погодина, Ольга Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Философия Пола Куртца'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философия Пола Куртца"

На правах рукописи

005536486

ПОГОДИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

ФИЛОСОФИЯ ПОЛА КУРТЦА

Специальность 09.00.03 - история философии

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

31 ОКТ 2013

Москва-2013

005536486

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» на кафедре истории зарубежной философии философского факультета

Научный руководитель: Кувакин Валерий Александрович,

доктор философских наук, профессор

Официальные оппонен- Финогентов Валерий Николаевич,

ты: доктор философских наук, профессор,

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет», (заведующий кафедрой философии и истории).

Черный Юрий Юрьевич, кандидат философских наук, ФГБУН «Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук» (заместитель директора по науке).

Ведущая организация: ФГБОУ «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»

Защита диссертации состоится г. в 15:00 на заседа-

нии диссертационного совета Д 501.001.38 на базе ФБГОУ ВПО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» по адресу: 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4 («Шуваловский»), философский факультет, аудитория А-518.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале отдела диссертаций Научной библиотеки МГУ имени М. В. Ломоносова по адресу: Ломоносовский проспект, д. 27, 8 этаж, А-812.

Автореферат разослан 2013

года.

Ученый секретарь диссертационного совета 1/2 Коровин В.Ф.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Представленная на защиту диссертационная работа является историко-философским анализом и реконструкцией философии выдающегося американского мыслителя и просветителя, одного из лидеров международного движения светских гуманистов Пола Куртца (1925 -2012).

Пол Куртц - продолжатель прагматико-натуралистического направления американской мысли, для него характерен поиск приложения философско-методологических подходов к изучению новых достаточно значимых научных и социальных проблем, стремление распространить методы современного научного исследования на политику, науку, религию, паранормальные верования.

Будучи одним из лидеров широкого секулярного и гуманистического движения - в США его называют «отцом светского гуманизма», — Куртц, вместе с тем, является крупным методологом, этиком, философом и историком национальной философской традиции. Его перу принадлежат более 35 книг и сотни статей по проблемам гуманизма. Среди основных философских трудов П. Куртца: «Decision and the Condition of Man» (1965), «The Fullness of Life» (1974), «Exuberance: A Philosophy of Happiness» (1977), «In Defense of Secular Humanism» (1984), «The Transcendental Temptation: a Critique of Religion and the Paranormal» (1986, русский перевод «Искушение потусторонним», 2000), «Forbidden Fruit: the Ethics of Humanism» (1987, русский перевод «Запретный плод: Этика гуманизма», 2002), («Eupraxofy: Living Without Religion» (1989), «Philosophical Essays in Pragmatic Naturalism» (1990), («The New Skepticism: Inquiry and Reliable Knowledge» (1992, русский перевод «Новый скептицизм: исследование и надёжное знание», 2005), «Toward a New Enlightenment: the Philosophy of Paul Kurtz», 1994), «The Courage to Become: the Virtues of Humanism» (1997, русский перевод «Мужество стать. Добродетели гуманизма», 2000), «The Transcendental Temptation. A Critique of Religion and Paranormal» (1991, русский перевод «Искушение потусторонним», 1999), «Affirmations. Joyful and Creative Exuberance» (2004, русский перевод «Утверждения. Жизнь, полная радости и

творчества», 2005), «Promethean Love» (2006), «What is a Secular Humanism?» (2006, русский перевод «Что такое светский гуманизм?», 2008), «Neo-Humanist Statements of Secular Principles and Values» (2010, русский перевод «Неогуманизм: Декларация светских принципов и ценностей личных, социальных и планетарных», 2010). «Multisecularism. А New Agenda» (2010), «Meaning and Vajue in a Secular Age» (2012) и многие другие.

Куртц являлся главным редактором журнала «Free Inquiry», председателем Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных, феноменах, президентом Международной академии гуманизма. В течение ряда лет он был президентом ведущей в мире организации светских гуманистов, Международного гуманистического и этического союза, национальным председателем Совета по светскому гуманизму, а также президентом крупнейшего в мире издательства научно-популярной и гуманистической литературы «Прометеус Букс» (США).

Актуальность работы связана и с тем, что социально-философские и этические проекты П. Куртца нашли отражение в таких всемирно признанных программных документах, как «Гуманистический манифест-Ii», «Декларация светского гуманизма», «Гуманистический манифест 2000», «Неогуманизм: декларация светских принципов и ценностей - личных, социальных и планетарных», в разработке которых он принимал самое непосредственное участие.

Пол Куртц — инициатор и руководитель многих культурно-просветительских и научно-исследовательских программ, организатор мировых научных конгрессов. Им была создана международная сеть «Центров исследований», фонд «Во имя будущего», Совет по секулярному гуманизму. Он неоднократно посещал СССР и Россию, участвуя в различных международных конференциях.

Представляется актуальным то, что идеи П. Куртца показательны для международного гуманистического движения в целом. Мировоззрение американского ученого и просветителя - это синтез научной картины мира, исследовательского скептицизма, светского гуманизма и «евпраксофии» - «вдохновляю-

щей философии счастливой и творческой жизни». Борясь за активный общественный статус философии, он сопрягает ее важные аспекты: методология познания и стили мышления, этика, теория реальности, философская антропология, культурология, религиоведение и др., - с различными социальными практиками.

Заслуживает научного рассмотрения разработка и практическая реализация им идей институализации и социализации философии светского гуманизма, в результате чего, впервые в новейшей истории ему удалось создать самодостаточные и жизнеспособные научно-просветительские некоммерческие организации с четко артикулированным философским базисом. Пол Куртц - интегратор и генератор гуманистических идей современности. Он сочетает анализ новейших исторических реальностей с исследованиями в области аксиологии, философской антропологии и культурологии. Стратегия Куртца - адаптировать светский гуманизм к новейшим открытиям и методологическим новациям науки и донести гуманистические идеи до максимально широких кругов общественности.

Актуальным представляются усилия Куртца по обновлению категориального аппарата философии; он ввел термины «медиократия», «евпраксофия», «игтеизм», «новый скептицизм», «объективный релятивизм», «кодукция», «неогуманизм» и «мультисекуляризм». Заслуживает внимания и его идея распространения научных принципов исследования на изучение и интерпретацию конкретных этических, правовых, политических и религиозных практик, факту-альная сторона которых, чаще всего остается в стороне от научного анализа и независимой экспертизы.

Центральной установкой П. Куртца является принцип такого применения философии, которая была бы союзником науки и практической программой изучения и изменения мира. Критикуя современную философию за ослабление ее социального и интеллектуального престижа, он призывает философов принять вызов современной цивилизации и ответить на вопросы о смысле и базовых ценностях человеческого существования, о перспективах человечества в

условиях планетарных революционных, технологических, инфор\тционных, психологических и социальных перемен. П. Куртц получил широкое признание в академических, либерально-демократических и светских кругах Запада как выдающийся и авторитетный ученый и общественный деятель.

Таким образом, масштаб исследований Пола Куртца, влияние его трудов на интеллектуальный климат широких (секулярных) секторов западной культуры делает изучение его HácneflHH актуальной задачей.

Степень научной разработанности темы. В отечественной научной и философской литературе практически отсутствуют развернутые и систематические исследования, посвященные анализу философских идей Пола Куртца. Можно считать, что пока в этой области сделаны лишь самые первые шаги. В российских исследованиях его идеи освещены фрагментарно, в основном в форме предисловий к его трудам, переведенным на русский язык и изданным в нашей стране. Отсутствует и более или менее подробная биография жизни и творчества П. Куртца на русском языке.

В разработке темы диссертант опирался на работы П. Куртца и публикации отечественных исследователей, в основном ученых, сгруппировавшихся вокруг научно-просветительской организации «Российское гуманистическое общество», Центра исследований РГО при философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова и журнала «Здравый смысл».

Различные аспекты философии П. Куртца освещены в работах И.М. Борзенко1, В.А. Кувакина2, A.A. Кудишиной3, Ю.Ю. Черного4, О.В. Пастушковой5. В них анализируется главным образом философские основаниях светского гуманистического мировоззрения и проблемы этики.

1 Борзенко И.М., Кувакин В.А. Кудишина A.A. Человечность человека. Основы современного гуманизма. - М.: РГО, 2005.

2 Кувакин В.А..Твой рай и ад. Человечность и бесчеловечность человека. — М.: Логос - СПб.: Алетейя, 1998. Кувакин В.А. Натурализм, прагматизм, гуманизм / Прагматический натурализм в американской философии. -М.: РГО, 2003; Кувакин В.А. Через сомнение - к мудрости / Куртц П. Новый скептицизм. Исследование и надежное знание. - М.: Наука, 2005.

3 Кудишина A.A. Гуманизм — феномен современной культуры. — М.г Академический Проект, 2005.

4 Чёрный, Ю. Ю. Современный гуманизм // Философия в XX веке : сб. обзоров: в 2 ч. - М.: ИНИОН РАН, 2003.-Т. 2.

s Пастушкова О.В. Русский гуманизм: традиции и перспективы развития // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012.-№ б.-Т. 8.-С. 77-80.

В исследованиях В.Н. Финогентова1, А.Г. Круглова2 и Ж.А. Кузьмичевой3 анализируются обсуждаемые П. Куртцем проблемы взаимоотношения религии и нравственности. В статье Е.А. Микичур" представлено критическое рассмотрение понятия «евпраксофия».

Среди других работ, посвященных исследованию идей Пола Куртца, следует отметить книгу A.B. Разина «Этика»5, в которой автор рассматривает положения философии П. Куртца в контексте анализа общих вопросов этики.

Ввиду недостаточного внимания к прагматизму и натурализму в современной отечественной философской литературе, специальных работ, посвященных прагматико-натуралистическим воззрениям П. Куртца, практически нет. В отечественной научной историографии нет работ о его концепции нового скептицизма и научных методах мышления, интегрального космического мировоззрения и принципа кодукции, объективного релятивизма, его методологической программы исследования лженауки и паранормальных верований.

В отличие от отечественной историографии существует обширная англоязычная литература, посвященная философским взглядам П. Куртца. К первой категории относятся исследования, авторы которых мировоззренчески не связаны с гуманистическим движением, и анализируют его с нейтральных академических позиций. К числу таких работ относятся статьи Р. Симино6 и К. Бриггс7, историко-библиографические обзоры8. Сюда же относится работа С.

.. С. Джоши, в которой дана краткая характеристика творческого пути П. Курт-

1 Финогенгов В.Н. О взаимоотношениях религии и нравственности. // Здравый смысл. - Лето 2008. - № 3 (48).

2 Круглов А.Г. Моральный релятивизм // Здравый смысл. - 2001. - № 4 (21). - С. 7-8; Круглое А.Г. Этика ситуативная и нормативная // Здравый смысл. - 2009. - № 4. - С. 57.

Кузьмичева Ж.А. Наука и нравственность в современном мире [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2000. 2.

4 Микичур Е.А. Евпраксофия: гуманизм ли? // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия:

Философия. - 2008.-№ 2. - Т. 6. - С. 163-168.. s Разин А.В. Этика. - М.: Академический Проект, 2006. - 624 с.

6 Cimina R., Smith С. Secular Humanism and Atheism beyond Progressive Secularism II Sociology of Religion (Oxford ford University Press). - 2007.

7 Briggs Kenneth A. Secular Humanists Attack a Rise in Fundamentalism // New York Times, October 15,1980.

' Shoji Ippei Secularism in America: A Brief History of Non-Religion Movement // Nanzan Review of American Studies, Vol. 29 (2007).

* Joshi S.T. Paul Kurtz / Icons of Unbelief: Atheists, Agnostics, and Secularists. Edited by S.T. Joshi. Greenwood Press. Press. 2008.

Ко второй категории относятся работы, опубликованные его западными коллегами по гуманистическому и научно-просветительскому движению. На страницах журнала «Фри Инквайери» и «Скептикал Инквайерер» регулярно публикуются статьи как самого Пола Куртца, так и его единомышленников. Среди англоязычных работ, непосредственно анализирующих взгляды П. Куртца и содержащих отрывки из его произведений, необходимо назвать сборники работ, подготовленных последователями П. Куртца и сотрудниками Центра исследований (Амхерст, США) В. Буллоу и Т. Мэдиганом1; Д. Гоикоеча, Дж. Луиком и Т. Мэдиганом2, Б. Куком3. Особого внимания заслуживают работы М. Матсумура, Д. О'Хара4, Т. Мэдигана, Р. Санду, М. Граватта, М. Сторера5, В. Кувакина6.

Есть у Куртца и явные оппоненты из числа религиозных консерваторов, выступающих с позиций откровенного антигуманизма7.

В последние годы общественная деятельность П. Куртца в рамках Центра исследований, а также его мировоззренческие установки, все чаще отражаются в форме статей и интервью обзорного характера и широко обсуждаются в зарубежной прессе. В 2012 г. вышла книга Дж. Рассел и Р. Кона, в которую вошли статьи о П. Куртце из англоязычной Википедии8.

Объектом диссертационного исследования являются труды Пола Куртца и научная отечественная и зарубежная историография его творчества.

Предметом диссертационного исследования являются общефилософские составляющие учения П. Куртца: прагматический натурализм, аксиологические основания его взглядов, концепция нового скептицизма, этического исследования и познания.

1 Toward a New Enlightenment: The Philosophy of Paul Kurtz, ed. Vem L. Bullough and Timothy J. Madigan. New Brunswick, NJ: Transaction, 1994.

2' The Question of Humanism: Challenges and Possibilities, ed. David Goicoechea, John Luik and Tim Madigan, Am-gerst: Prometheus Books. 1991.

3 Dictionary of Atheism, Skepticism and Humanism. Edited by Bill Cooke. Prometheus Books, 2005.

4 Matsumura M. On Eupraxophy //Free Inquiry, Vol. 8. No. 2, Spring 1988.

5 Cm. Sandhu R.and Cravatta M. Media-Graphy: A Bibliography of the Works of Paul Kurtz, Amherst: Prometheus Books, 2004.

6 Kuvakin V. In Search of Our Humanity: Neither Paradise Nor Hell, Amherst: Prometheus Books, 2004.

7 LaHaye Т., Noebel D. Mind Siege. The Battle For Truth in the New Millennium, Nashville. 2000. ' Paul Kurtz. Edited by Jesse Russell and Ronald Cohn. VSDi 2012.

8

Ввиду необходимости уточнения предмета исследования и проведения демаркации в обширном тематическом поле философии Куртца, были установлены границы исследования: в настоящей диссертационной работе не рассматривается религиоведческая проблематика, не анализируются специальные аспекты его светского гуманизма (учение о добродетелях, планетарный гуманизм и др.), его концепция паранормального, лженауки и паранауки, а также его культурологические идеи: проект «Нового Просвещения», концепция ин-фомедийной революции и «медиократии».

Целью работы является анализ, систематизация и научная историко-философская реконструкция важнейших философских составляющих творчества Пола Куртца.

Задачи исследования. Для реализации поставленной цели решается ряд

задач:

- рассмотреть процесс формирования и развитие философских взглядов Куртца в контексте американского прагматизма и натурализма;

- раскрыть содержание идеи интегрального космического мировоззрения, к воссозданию которого тяготеет Куртц;

- проанализировать принцип кодукции и идеи совмещения разноуровневых знаний для получения интегральной научной картины мира;

- выявить особенности эпистемологии Куртца;

- систематизировать развиваемые им методы объективного исследования и процедуры проверки знания на истинность;

- реконструировать концепцию нового или исследовательского скептицизма;

- рассмотреть идеи этического исследования и объективного релятивизма в связи с поиском Куртцем решения вопросов этического познания, роста и развития.

Исследование выполнено на материале философских текстов, культурологических и естественнонаучных исследований, так или иначе затрагивающих тематику философии П. Куртца. Выбор материала обусловлен репрезентатив-

ностью источников, с наибольшей полнотой раскрывающих специфику мировоззрения американского мыслителя.

-Методологическая основа исследования. Теоретико-методологическая база исследования обусловлена целью и задачами, поставленными в диссертации, а также спецификой анализируемого материала.

Теоретической основой диссертации является совокупность научных и философских понятий, теорий, документов, сведений, материалов, рецензий, выявленных закономерностей, вытекающих из них принципов, достаточных для решения исследовательской задачи данной диссертации. В основе диссертации лежат основополагающие принципы научного анализа и историко-философской реконструкции.

Методология исследования, принятая в настоящей работе, представляет собой комплекс общенаучных и специальных методов изучения, включающих историко-философский, проблемно-понятийный, классификационный, системный, компаративистский, герменевтический и текстологический методы анализа.

Компаративистский метод позволил расширить информационное пространство и включить в исследование материал, позволяющий избежать односторонности в анализе концепций. Системный подход позволил исследовать мировоззрение Куртца в его интегральном единстве философского, научно-методологического и культурно-исторического контекстах.

В диссертации используется метод историко-философского анализа: его философия рассматривается в контексте идейных течений современной ему эпохи, особенно в свете соотношения его взглядов со взглядами ряда мыслителей, на которых Куртц прямо ссылается (Дж. Дьюи, С. Хук, Ч. Пирс).

Метод дескриптивного эксплицирования позволил выявить фундаментальные для учения Куртца теоретические понятия, методологические принципы и исходные постулаты.

Текстологический метод позволил изучить работы (книги, статьи, эссе, доклады) Пола Куртца, провести их скрупулезный анализ и извлечь новые смысли во вводимых им понятиях.

Научная новизна данной диссертации состоит в том, что в ней впервые в отечественной и зарубежной научной историографии представлено целостный анализ и обобщены наиболее существенные блоки философских взглядов Пола Куртца, дан очерк его творческой биографии;

- определено влияния философских оснований прагматизма на формирование и развитие взглядов П. Куртца;

- дана экспликация представлений мыслителя по вопросам знания и истины, основная мысль в которых сфокусирована на методах и процедурах практической проверки истинности убеждений;

- рассмотрены основные положения концепции нового скептицизма;

- представлена идея интегрального космического мировоззрения, концепция объективного релятивизма и критического этического исследования как стратегии приложения общенаучных инструментов к решению моральных и аксиологических проблем, а также концепция евпраксофии, как единства моральных добродетелей, практичности и мудрости;

- дан анализ и оценка научной и общественной деятельности П. Куртца как инициатора и организатора социально значимых научно-исследовательских программ и проектов «Нового Просвещения».

Положения, выносимые на защиту:

Во-первых, философские взгляды Куртца связаны с традицией американского натурализма и прагматизма. Наибольшее влияние на его взгляды оказали Дж. Дьюи и С. Хук. Прагматический натурализм в понимании Куртца — это, прежде всего, философское обобщение методов науки и научной картины мира. Философия прагматического натурализма мыслителя связана как с его инструментальным скептицизмом в теории познания, так и с методами, процедурами и практиками проверки и получения надежного знания.

Во-вторых, он уделяет особое внимание развитию и экстраполяции методологии прагматического натурализма на фундаментальные области знания и человеческой деятельности, в том числе на нравственность, просвещение, религию и паранормальные верования.

В-третьих, спецификой прагматического натурализма Куртца является идея космического мировоззрения, согласно которому в его рамках достигается или должно достигаться единство и связанность знания, заключающего в себе базовые факты и достижения наук, философские, социальные, этические и иные интерпретации и оценки общего массива научных знаний, способствующие построению универсального научно-философского и этического (практического) мировоззрения.

В-четвертых, Куртц защищает модель универсальной рациональности, признающей разнообразие и плюрализм научных методов. Термин «научный метод» дополняется термином «критическое мышление», который включает в себя концепцию исследовательского скептицизма, а также широкий спектр методов от обыденного здравого смысла до специальных приемов научного исследования.

В-пятых, гносеологическая позиция Куртца основана на идее транс-актного познания, предполагающей учет конкретного взаимодействия субъекта и объекта. В представленной им теории познавательного взаимодействия делается упор на динамическое и контекстуальное познание-исследование, которое предполагает соблюдение критериев проверки знания на его достоверность, истинность и надежность.

В-шестых, в философии Куртца концепция знания и истины сфокусирована на методах и процедурах проверки истинности убеждений, включающих в себя: свидетельства из первых рук, косвенные доказательства, дополнительные свидетельства, результаты использования гипотетико-дедуктивного метода, аналитические истины. Особенностью методологической позиции Куртца является изначальная концентрация на единстве теоретического и практического в вопросах истины и достоверности.

В-седьмых, этическая теория Куртца основана на натуралистическом представлении о нравственности; генезис и динамика морали тесно связаны с познавательными и исследовательскими практиками; этика содержит в себе моральные истины, которые выводятся из скептико-критического исследования моральных ситуаций и обосновываются путем этической рефлексии; нравственность имеет собственно человеческую природу, естественно присуща человеку и релятивна по отношению к нему; программа «критического этического исследования» Куртца представляет собой процесс эмпирической и логической верификации этических суждений на основе научного метода и включает в себя ситуативно-плюралистический и объективно-релятивистский подходы.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что сформулированные в ней выводы и результаты могут быть использованы в исследованиях новейшей философской мысли США, в программах учебных дисциплин по философии, культурологии и этике, а также для подготовки лекционных курсов по философии и методологии науки, религиоведению, свободомыслию, истории и культуре США. Материал диссертации может послужить основой для дальнейшего изучения и теоретической разработки идей прагматизма, натурализма и гуманизма.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены автором на Всероссийских и Международных научно-практических конференциях, а также на спецкурсе по науке и лженауке (с сентября 2009 по настоящее время). Результаты, полученные в ходе исследования, были опубликованы в журналах «Здравый смысл» и в трех статьях в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК МОиН РФ.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова и рекомендована к защите (май, 2013 г. Москва).

Структура диссертационного исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, выявляется степень ее разработанности в отечественной историко-философской литературе, формулируются цели, задачи, методы, теоретическая и практическая значимость результатов исследования, указывается его научная новизна, апробация и структура работы. Здесь также объясняются причины недостаточной исследованности философского творчества П. Куртца.

В первой главе «Творческий путь и общие черты мировоззрения», состоящей из пяти параграфов, дан общий анализ философского мировоззрения П. Куртца.

В первом параграфе — «Вехи жизни и творчества» — рассматривается биография американского мыслителя и общественного деятеля, акцентируется внимание на теоретических и социально-культурных факторах, определявших формирование философских взглядов П. Куртца.

В целом интеллектуальная биография Куртца складывалась следующим образом: в семье происходит его первое знакомство с марксизмом, Великая де-* прессия в США, участие в военных операциях в Европе, ужасы и жестокость фашизма времен Второй мировой войны, посещение университетов в Англии во время службы в армии, знакомство с работами Сократа и Платона — побудили молодого П. Куртца к изучению мировой политики и экономики, и способствовали быстрому мировоззренческому взрослению будущего мыслителя.

Под влиянием идей Сиднея Хука, Джона Дьюи и других наставников и учителей Колумбийского университета, происходит формирование его «философской перспективы»: объединение разных видов знания, демократизм и терпимость, разумный подход при объективной оценке этических и политических вопросов, научно-натуралистическое восприятие природы вселенной и человеческой жизни, практическое приложение философии к.текущим вопросам жизни.

После получения в 1952 году степени доктора философии он впоследствии работал в основном в Университете штата Нью-Йорк в Буффало вплоть до отставки. П. Куртц автор более тридцати книг по гуманизму, религиоведению и

паранормальным верованиям, он выступает на местных радиостанциях в защиту разума и науки, и в 90-е гг., становится одним из наиболее влиятельных просветителей и светских гуманистов США.

Во втором параграфе - «Светский гуманизм» - раскрывается понятие светского гуманизма, как его понимает американский мыслитель. С его точки зрения, светский гуманизм представляет собой: 1) метод исследования и специфический вид познания; 2) мировоззрение и 3) систему ценностей. Такой гуманизм имеет два аспекта: описательный и предписывающий, и характеризуется рядом признаков, первостепенно значимым среди которых является представление о гуманизме, как о системе определенных этических ценностей и свойств, с акцентом на важность личной нравственности для человека светского мировоззрения.

В работе 2010 года «Неогуманизм: декларация светских принципов и ценностей - личных, социальных и планетарных», П. Куртц защищает принцип инклюзивного, «расширенного» гуманизма, включая в его содержание воззрения не только неверующих, но и различных слоев верующих, полагая, что эти группы людей можно включить в более широкую категорию - секуляризм.

Важной стороной учения Куртца является представление светского гуманизма, как парадигмы современной культуры. Данная пост-постмодернистская парадигма, по мнению мыслителя, - это альтернатива постмодернизму, теизму, технократизму и нигилизму; светский гуманизм - составная часть проекта Нового Просвещения, постоянно обновляющегося научно-просветительского и социокультурного феномена, обращенного в общемировое будущее и тяготеющего к обретению планетарного масштаба, составляющего в свою очередь главный инструмент культурной реформации современности.

В третьем параграфе — «Прагматический натурализм» — исследуется понимание П. Куртцем прагматического натурализма. Он определяет его как философское обобщение методов и выводов науки, метод исследования, предписывающий неотступно, всегда и всюду искать натуралистические, естественные объяснения фактам, опыту, заявлениям, претендующим на истину. По его

мнению, прагматический натурализм предполагает эпистемологическую концепцию, утверждающую, что самые эффективные методы получения знания связаны с использованием науки и способны быть применимыми к анализу всей природы и всех аспектов человеческого опыта, в том числе на этику и аксиологию. Свой подход к изучению всего сущего, он называет научным, методологическим натурализмом, который исключает все трансцендентное и сверхъестественное из вселенной, отрицает существование каких-либо ментальных субстанций или потусторонних, духовных реальностей, и не оставляет места спиритуалистическим или мистическим объяснениям.

В четвертом параграфе - «Космическое мировоззрение» - исследуется специфика прагматического натурализма П. Куртца - идея космического мировоззрения и поиск всеобъемлющей теории,, воплощающей в себе синтез научных достижений и научных методов. Согласно мыслителю, космическое мировоззрение—это такое имманентно взаимосвязанное единство нашего достоверного знания, которое включает в себя базовые факты и достижения наук, философские, социальные, этические и иные интерпретации и оценки общего массива научных знаний, способствующих построению универсального научно-философского и этического мировоззрения. Оно включает или должно включать в себя комплекс философских, общенаучных и методологических установок. ■

Натуралистическое космическое мировоззрение Куртц определяет как многоуровневый разнокачественный феномен, представляющий собой единство междисциплинарного и межсистемного истолкования природы по принципу кодукции, учитывающему существование качественно различных, несводимых друг к другу уровней организации и функционирования материи, и включающему в себя определенную систему ценностей и оценок.

В пятом параграфе — «Идея евпраксофии» — диссертант выявляет специфику взглядов П. Куртца на современную философию, важной функцией которой, по мнению мыслителя, является образование и просвещение. Здесь же рассмотрена концепция евпраксофии (еиргахвоНа, от лат. ей - блаженство, бла-

ro, praxis - практика и sophia - мудрость) - единства добра, практики и мудрости, позиции, в которой гармонично сочетались бы моральные добродетели, практичность и умудренность. Евпраксофия, согласно П. Куртцу, опирается на три стержневых добродетели: мужество, познание и заботу, и в будущем должна стать отличительным качеством каждого образованного человека.

Во второй главе - «Гносеология и проблемы метода» - раскрывается понимание П. Куртцем познания как исследовательского процесса, основанного на теории взаимодействия и включающего в себя методы научно-скептического исследования.

В первых двух параграфах второй главы, озаглавленных, соответственно, — «Проблема знания» и «Познание как взаимодействие субъекта и объекта» — описывается гносеологическая позиция П. Куртца относительно знания и познания, представлена его идея распространения методов научно-скептического исследования на область морали, религии и политики и других практических контекстах.

Свою эпистемологическую теорию П. Куртц определяет как теорию взаимодействия, в которой действие (акт) предшествует явлениям, идеям, феноменам и чувственным данным (факту). Для этого он включает в понятие знания принцип активного взаимодействия субъекта и объекта, который основан на позициях реализма и вытекает из базового определения П. Куртца: «мы всегда начинаем с середины».

В третьем параграфе — «Познание как исследование» - диссертант раскрывает сущность представлений П. Куртца о знании, как результате исследовательского процесса.

Продолжая традиции Платона, Аристотеля, Локка, Пирса и других философов, он проводит различие между убеждением и знанием, между выражениями «верю во что-то» и «убежден, что», между подтвержденным и подтверждаемым знаниями. Веру, выходящую за пределы доказательной базы, он считает недопустимой, а при определении утверждений, претендующих на истину (claims) призывает к развитию независимых критериев истинности и к выра-

ботке единых условий проверки соответствующих утверждений, считая сам процесс исследования коллективным или социальным феноменом.

В четвертом параграфе — «Здравый смысл» — показано обоснование включения П. Куртцем в свою теоретико-познавательную программу понятия «здравый смысл», относящегося, по его мнению, к области критического или практического мышления и имеющего связь с наукой и с принципом prima fasie (очевидным с первого взгляда).

В пятом параграфе - «Объективный релятивизм» - исследуется объективно-релятивистская методология П. Куртца, основанная на убеждении в существовании объективных критериев достоверности знания, используемых при проверке истинности утверждений и в равной мере эффективных как в науке, так и в повседневной жизни. Диссертант рассматривает предлагаемые П. Куртцем основные характеристики объективного метода, включающие в себя следующие положения-принципы: 1) убеждения должны рассматриваться как фальсифицируемые гипотезы, 2) необходимо соблюдать принцип подтверждения (верификационный критерий), 3) свидетельство должно фиксироваться при активном участии наблюдателя, 4) оно должно быть максимально интерсубъективным, результаты — воспроизводимыми, доступными и повторимыми для независимых свидетелей, 5) гипотеза должна рассматриваться во взаимосвязи с другими утверждениями, 6) убеждения должны оцениваться по их последствиям, 7) важно соблюдать принцип фаллибилизма (ошибочности), 8) необходимо быть открытым новым идеям и избегать догматизма. Куртц занимает позицию умеренного пробабилизма, готового к радикальным изменениям парадигм, критичного как по отношению к теориям, так и к методу их оценки.

В третьей главе — «Концепция нового скептицизма» - диссертант представляет созданную П. Куртцем одну из оригинальных версий скептицизма, в которой строгие критерии критического анализа сочетаются с гносеологическим оптимизмом и апелляцией к этическим и социальным нормам научного сообщества.

В первом параграфе — «Формы скептицизма» — представлен анализ П. Куртцем истории скептической традиции, а также рассматриваются интерпретации им исторических форм данного феномена, его исторические и логические стадии: нигилистический или тотальный скептицизм, умеренный скептицизм и скептицизм как скептическое исследование, — а также разновидности сомнения как психологического аналога интеллектуального скепсиса: неограниченное сомнение, селективное сомнение.

Во втором параграфе — Скептицизм: единство метода познания и психологической установки» - раскрывается взгляд П. Куртца на скептицизм, как на ярко выраженное проявление рационализма и составную часть научного мировоззрения. П. Куртц убежден, что в меняющихся культурных и социальных контекстах методы науки и критического исследования являются наиболее эффективными, а скептицизм, как внутренний аспект критического мышления и психологический комплекс, - существенным компонентом познания и необходимым аспектом критического рассуждения. Исследуя гносеологический аспект скептицизма, он формулирует так называемые правила для руководства разума — критерии, включающие в себя позитивное и конструктивное использование скептической компоненты и используемые для определения степени истинности утверждений.

В третьем параграфе - «Место скептицизма в процессе познания» -диссертант рассматривает обоснование П. Куртцем основных теоретических положений и характеристик нового скептицизма, являющегося частью процесса научного исследования.

По Куртцу, новый скептицизм - это метод и часть процесса познания, т.е. методологический скептицизм, важные черты которого — позитивность (является предпосылкой получения надежного знания), конструктивность и контексту-альность (погружен в контекст исследования, учитывает многофакторность ситуации), универсальность (не имеет границ применения и не ограничивается только областью теоретических исследований). Такой скептицизм характеризуется определенной процессуальностью и включает ряд принципов и процедур

критического анализа и исследования.

Таким образом, новый скептицизм, согласно воззрениям американского мыслителя, — это конструктивное сомнение, с которого начинается создание любой научной теории; научная норма, содействующая приросту научного знания; и, наконец, это философская позиция, согласно которой все утверждения, не имеющие эмпирических доказательств, должны рассматриваться в качестве гипотез или чисто теоретических построений, не имеющих своих верит фицированных объективных референтов.

Диссертант отмечает, что взгляд П. Куртца на скептицизм имеет ярко выраженный синкретический характер, поскольку в нем соединяются и эпистемо-. логические, и моральные, и культурологические темы.

В четвертой главе - Этическое познание и исследование» - диссертант рассматривает позицию П. Куртца относительно распространения методов научного исследования на этическую теорию, представленную им в методологическом и гносеологическом аспекте и включающую в себя методы и способы этического познания.

Первый параграф - «Естественность морали и ее онтологический статус» - посвящен представлениям П. Куртца о происхождении и природе морали. Как натуралист, мыслитель убежден, что нравственность имеет собственно человеческую природу и естественно присуща человеку, и настаивает на вторичности или относительности морали по отношению к человеку. Он также убежден в существовании базовых (общих, но не абсолютных) моральных принципов, признаваемых во всех цивилизованных обществах.

Генезис морали и ее динамика видятся П. Куртцем в тесной связи с познавательными и исследовательскими практиками человека; этика неотделима от разума и действия и поэтому она, так ли иначе, исследовательский процесс.

Во втором параграфе — «Критическое этическое исследование» - рассматривается представленная П. Куртцем концепция критического этического исследования, представляющего собой процесс эмпирической и фактической верификации этических суждений на основе научного метода и включающего в

себя ситуативно-плюралистический и объективно-релятивистский подходы. Американский мыслитель анализирует природу моральных дилемм, акцентирует внимание на последствиях и ответственности в принятии решений, а также обсуждает пути расширения «альтернативных возможностей» моральных суждений.

Процедура, во многом определяющая структуру этического исследования, начинается с утверждения оценочного базиса, включающего в себя общие самоочевидные моральные нормы {prima facie general principles), этические принципы культуры, предыдущие оценки и расчеты, общие потребности человека и уникальные желания и стремления. Следующим шагом является прояснение наших принципов и ценностей, их осмысление. Далее, это фактуальные доказательства, сравнительный анализ этических норм в историческом плане, апелляция к последствиям, апелляция к согласованности и последовательности моральных суждений, а также учет принципа этического фаллибилизма.

В четвертом параграфе - «Этическое развитие и рост» - рассматриваются представления П. Куртца о развитии морального сознания индивида, идея этического роста и совершенствования человека благодаря возможностям разума, ориентированного на научные методы познания.

Согласно П. Куртцу существуют фазы нравственного роста и развития, заключительным уровнем которых является гуманистическая этика, для которой характерен широко развитый спектр нравственных принципов и отношений и включающий в себя заботу о более широкой общности людей на базе общечеловеческих моральных норм. Гуманистическая этика включает в себя такие моральные добродетели, как забота, мужество свобода, творчество и др. Развивая свой вариант гуманистической ситуативной этики, П. Куртц формулирует «новую нравственную задачу», суть которой - распространение нравственности на все мировое сообщество, становление «планетарной этики», создание новых этических идеалов и новой планетарной этики заботы и сотрудничества.

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследования. Критерием прагматистской методологии Куртца, определяемой им как «объективно релятивистская», является эффективность получаемых результатов, признание

существования объективных, но не абсолютных критериев достоверности знания, в равной мере эффективных как в науке, так и в повседневной жизни.

. Ядром эпистемологической программы Куртца является концепция исследовательского скептицизма, основанная на поиске адекватного, современной науке и культуре метода познания, способного примирить гносеологический оптимизм и научный скептицизм.

Этические воззрения П. Куртца основаны на отрицании сверхъестественного источника морали и включает в себя основные принципы гуманистической этики. В центре внимания его теории - идея «критического этического исследования», как процесса эмпирической верификации этических суждений на основе научного метода.

Подход Куртца к изучению всего сущего является научным, или методологическим натурализмом, имеющим характер нередукционистского материализма и предполагающего эпистемологию, утверждающую, что самые эффективные методы получения знания связаны с использованием методов науки; применимых к анализу всех областей человеческой жизнедеятельности.

Центральное место в философской позиции Куртца занимает идея формирования космического мировоззрения и поиск всеобъемлющей теории, воплощающей в себе синтез научных достижений и научных методов

Натурализм, скептицизм, рационализм, прагматизм, секуляризм, плане-, тарный гуманизм могут, согласно Куртцу, образовать внутренне согласованный комплекс идей, общее или космическое воззрение.

СПИСОК НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ В ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Погодина О.А: Концепция пост-постмодернистской культурной парадигмы в социальной философии П. Куртца // Дискуссия. Ежемесячный научный журнал. - 2012. - Январь. -№ 1.(19).-Екатеринбург, 2012. - С. 27-32. (0,47 п.л.).

2. Погодина O.A. Прагматический натурализм Пола Куртца // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. Т. 17. Основной вып. - 2011. - Ноябрь-декабрь. -№ 5-6. - С. 39-43. (0.47 п.л.).

3. Погодина O.A. Концепция нового скептицизма в философии Пола Куртца II Известия . Волгоградского государственного педагогического университета. 2013. - № 3 (78). - С. 4-7. (0,37 пл.).

Публикации в других научных изданиях:

1. Погодина O.A. Проблемы научной объективности исторического познания // Философия и методология истории: сб. науч. ст. III Всероссийской науч. конф., Коломна, 24-25 апреля 2009 г. - Коломна: КГПИ, 2009. - С. 288-298. (0,8 п.л.).

2. Погодина O.A. Пол Куртц о видах веры и доказательности // Наука в современном мире: Материалы IV Международной науч.-практич. конф. - М.: Спутник+, 2011. - С. 250255. (0,4 п.л.).

3. Погодина O.A. Пол Куртц об атеизме и видах неверия // Исторические судьбы атеизма: сб. ст. науч.-теоретической конф. / под ред. Д.А. Яковлева. - Магнитогорск: УрАГС, 2011.-С. 88-93. (0,25 п.л.).

4. Погодина O.A. К вопросу классификации видов скептицизма // Наука и практика: от фундаментальных исследований до инноваций: сб. науч. тр. / Мир гуманитарных наук. -Екатеринбург: ИП Бируля H.H., 2010. - С. 76-79. (0,44 п.л.).

5. Погодина O.A. Грани скептицизма // Здравый смысл: журнал скептиков, оптимистов и гуманистов. -РГО, 2011.-№ I (58).-С. 23-28. (1 п л.).

6. Погодина O.A. Прагматический натурализм: история и современность // Дискурс: философские размышления: сб. науч. ст. преподавателей кафедры философии, истории, политологии и права. Вып. 3 / отв. ред. С. Г. Калашников. - Коломна: МГОСГИ, 2011. - С. 122— 142. (0,9 п.л.).

7. Погодина O.A. Философия гуманизма Пола Куртца // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания: сб. материалов VII Международной студ. науч.-практич. конф. / под общ. ред. С.С.Чернова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011.-С. 196-203. (0,4 п.л).

8. Погодина O.A. Пост-постмодернизм: Светский гуманизм и Новое Просвещение (по работам Пола Куртца) // Мировоззренческая парадигма в философии: история и современность: сб. ст. по материалам IX Международной науч. конф. (23 ноября 2011 г.). - Н. Новгород: НГПУ, 2011. - С. 73-80. (0,51 п.л.).

9. Погодина O.A. Мировоззрение Пола Куртца (тезисы выступления) // Здравый смысл. - 2011. - Июль-сентябрь. - № 3 (60). - С. 10-13. (0,33 п.л.)

10. Погодина O.A. К вопросу о современной этике и этическом исследовании // Философия и методология истории: сб. науч. ст. V Всероссийской науч. конф., Коломна, 26-27 апреля 2013 г. / Минобрнауки РФ, М-во образования Мое. гос. обл. соц.-гум. ин-т / отв. ред. С. Г. Калашников. - Коломна: МГОСГИ, 2013. - С. 431-440. (0,46 п.л.).

Подписано в печать 10.10.2013. Формат 60x84 1/16. Печ. л. 1,5. Тираж 100 экз. Заказ № 908

Отпечатано в копировально-множительном центре ГАОУ ВПО «МГОСГИ»

140410, г. Коломна, ул. Зеленая, 30. Московский государственный областной социально-гуманитарный институт

 

Текст диссертации на тему "Философия Пола Куртца"

На правах рукописи

0420736565?

Погодина Ольга Александровна

04201365657

ФИЛОСОФИЯ ПОЛА КУРТЦА

Специальность: 09.00.03 - История философии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор В.А. Кувакин

Москва-2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3

ГЛАВА I. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И ОБЩИЕ ЧЕРТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ....22

1.1. вехи жизни и творчества..............................................................................22

1.2. светский гуманизм.....................................................................................27

1.3. прагматический натурализм......................................................................35

1.4. «космическое мировоззрение»...................................................................43

1.5. идея евпраксофии..........................................................................................51

ГЛАВА II. ГНОСЕОЛОГИЯ И ПРОБЛЕМЫ МЕТОДА................................58

2.1. проблема знания............................................................................................58

2.2. познание как взаимодействие субъекта и объекта................................61

2.3. познание как исследование........................................................................66

2.4. здравый смысл..............................................................................................84

2.5. объективный релятивизм.............................................................................90

ГЛАВА III. КОНЦЕПЦИЯ НОВОГО СКЕПТИЦИЗМА..............................101

3.1. формы скептицизма....................................................................................102

3.2. скептицизм: единство метода познания и психологической установки... 112

3.3. место скептицизма в процессе познания..............................................122

ГЛАВА IV. ЭТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ....................130

4.1. естественность морали и её онтологический статус..........................130

4.2. критическое этическое исследование..................................................145

4.3. этическое развитие и рост.........................................................................163

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................172

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................180

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования

Представленная на защиту диссертационная работа является историко-философским исследованием творчества выдающегося ученого, представителя современной американской культуры и международного движения светских гуманистов, профессора Пола Куртца (21 декабря 1925 г. - 20 октября 2012 г.), его поиску адекватного современной науке и культуре мировоззрения и методов обретения надежного знания.

Человечество конца XX - начала XXI вв., объективно ставшее единым целым, отмечено невероятной пестротой и противоречивостью. Как еле,; ствие, и современная философия как сложное и многообразное проявление духовной культуры многолика, изменчива и трудна для классификации. Наряду с самостоятельными школами и учениями, так или иначе встроенными в философские традиции, она представлена сегодня множеством интегративных образований, близких другим философским концепциям и вместе с тем не имеющих четких демаркаций. Для современной философии характерен поиск партнерства в изучении различного рода прикладных, но достаточно значимых проблем, и развитие в этой связи новых междисциплинарных исследований.

Между тем в американской философии, ярким представителем которой является П. Куртц, все очевиднее поворот к различным парадигмам натурализма и прагматизма, а также стремление распространить методы научного исследования на области деятельности, далекие от науки, прежде всего, на политику, науку и религию.

Прагматистское движение в США - оригинальный феномен американской интеллектуальной культуры и философии и Пол Куртц - один из представителей этого движения. Наряду с Джоном Дьюи и Сиднеем Хуком, Пол Куртц внес значительный вклад в развитие прагматико-натуралистического направления в философии, имеющего глубокую внутреннюю связь со светским гуманизмом, расширяющим свое влияние в Соединенных Штатах Америки и Западной Европе.

Пол Куртц - невероятно разносторонняя личность. На протяжении полувека он был не только лидером широкого гуманистического движения - за что в США его стали называть «отцом светского гуманизма», - но и крупным методологом, этиком и философом, историком американской национальной философской традиции.

Его перу принадлежат более 40 книг и сотни статей по проблемам гуманизма. Среди основных философских трудов Куртца: «Decision and the Condition of Man» (1965), «The Fullness of Life» (1974), «Exuberance: A Philosophy of Happiness» (1977), «In Defense of Secular Humanism» (1984), «The Transcendental Temptation: a Critique of Religion and the Paranormal» (1986, русский перевод «Искушение потусторонним», 2000), «Forbidden Fruit: the Ethics of Humanism» (1987, русский перевод «Запретный плод: Этика гуманизма», 2002), «Eupraxophy: Living Without Religion» (1989), «Philosophical Essays in Pragmatic Naturalism» (1990), «The New Skepticism: Inquiry and Reliable Knowledge» (1992, русский перевод «Новый скептицизм: исследование и надёжное знание», 2005), «Toward a New Enlightenment: the Philosophy of Paul Kurtz», 1994), «The Courage to Become: the Virtues of Humanism» (1997, русский перевод «Мужество стать. Добродетели гуманизма», 2000), «The Transcendental Temptation. A Critique of Religion and Paranormal» (1991, русский перевод «Искушение потусторонним», 1999), «Affirmations. Joyful and Creative Exuberance» (2004, русский перевод «Утверждения. Жизнь, полная радости и творчества», 2005), «Promethean Love» (2006), «What is a Secular Humanism?» (2006, русский перевод «Что такое светский гуманизм?», 2008), «Neo-Humanist Statements of Secular Principles and Values» (2010, русский перевод «Неогуманизм: Декларация светских принципов и ценностей личных, социальных и планетарных», 2010). «Multisecularism. A New Agenda» (2010), «Meaning and Value in a Secular Age» (2012) и многие другие.

До 2011 г. Куртц являлся главным редактором журнала «Free Inquiry», председателем Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных феноменах, президентом Международной академии гуманизма. В течение ряда лет он был президентом ведущей в мире организации светских гуманистов,

Международного гуманистического и этического союза, национальным председателем Совета по светскому гуманизму, а также президентом крупнейшего в мире издательства научно-популярной и гуманистической литературы «Прометеус Букс» (США).

Убеждения и социальные инициативы Пола Куртца нашли отражение не только в его книгах, статьях и многочисленных интервью, но также и в тех программных документах, в разработке которых он принимал непосредственное участие. «Гуманистический манифест-П», «Декларация светского гумаь чзма», «Гуманистический манифест 2000», «Неогуманизм: декларация светских принципов и ценностей - личных, социальных и планетарных» - эти документы, являющиеся важными программными документами самоидентификации светских гуманистов во многих странах мира, получили широкое признание и были одобрены многими выдающимися учеными, философами и писателями ведущих стран мира.

Пол Куртц - инициатор и руководитель многих культурно-просветительских и научно-исследовательских программ. Им была создана международная сеть «Центров исследований», фонд «Во имя будущего», Совет по се-кулярному гуманизму, он - организатор двенадцати мировых научных конгрессов, на которых видные ученые обсуждали актуальные вопросы научного познания, социальные и этические аспекты науки, отношение ученых к лженауке и паранормальным верованиям, научное просвещение и многие другие1. Он неоднократно посещал СССР и Россию, участвуя в различных международных конференциях. В качестве президента Международной академии гуманизма он вручал дипломы лауреатов А.Д. Сахарову (1988) и В.Л. Гинзбургу (2004).

Круг научных интересов Пола Куртца исключительно обширен: методология познания и стили мышления, этика, теория реальности, философская антропология, культурология, философия религии, паранормальные верования и пара-практики и т.д. Его мировоззрение - это синтез научной картины мира, научного скептицизма, светского гуманизма и «евпраксофии», «вдохновляющей философии счастливой и творческой жизни».

' Подробнее см., в частности «Здравый смысл», 2008, № 1 (46).

Как говорится в английской версии Википедии, «Куртц ввел термин "еи-praxsophy" (первоначально "eupraxophy") для обозначения философги или жизненной позиции (life stance) приверженцев светского гуманизма, которые не полагаются на веру в трансцендентное или сверхъестественное. Евпраксофия - это нерелигиозный стиль жизни или мировоззрение, в котором акцентировано важное значение этики и изобильной (exuberant) жизни, и с этой целью ориентированной на рациональные методы, такие как логика, наблюдение и наука (а не вера, мистицизм или откровение). Слово составлено из таких греческих слов, как "добро", "практика" и "мудрость". Евпраксофия, как ее понимает Куртц, является космическим мировоззрением и не имеет ничего общего с присущим религиозной вере сверхъестественным, избегая тем самым "искушения трансцендентным"»1 [180]. В противовес религиозным идеям, он стремится развивать жизнеутверждающе этические ценности натуралистического гуманизма.

П. Куртц одним из первых поднял проблему, которая обсуждается и в наши дни - вопрос о необходимости разработки общего определения гуманизма и всестороннего описания быстро развивающегося на Западе феномена светского гуманистического мировоззрения . Он сделал значительный вклад в развитие и популяризацию светского гуманизма, заявляющего о себе как идейное движение, в котором теория и практика неразрывно связаны и органически дополняют друг друга. Светский гуманизм сегодня - это мировоззрение, ориентиров» нное на научную картину мира и свободомыслие, на основные общечеловеческие морально-правовые ценности и критическое мышление, которых так не хватает нынешней российской культуре, общественному мнению и личной позиции большинства

1 В ряду имен есть имя Епраксия, от греческое eupraksia — счастливая, благополучная, процветающая. Евпраксофия, по разумению П. Куртца, означает сочетание таких понятий, как добро (ей), практика (praxis) и греч. croqna — мастерство, мудрость.

" Грэг Эпстейн, гуманистический капеллан Гарвардского университета пишет в этой связи: «...Даже в Соединенных Штатах Америки, которая, как нам говорят, является самой религиозной из всех развитых стран, неверующих примерно 15% от общей численности населения, или приблизительно 40 миллионов американцев. Неверующий (nonreligious) - это для предыдущего поколения самое быстро растущее «религиозное предпочтение» в США и единственно увеличившаяся в процентном отношении группа населения в каждом из пятидесяти штатов. Примерно один из четырех молодых американцев (young adults) не религиозен, что предположительно не только прогрессирующий тренд; это означает больший процент секуляристов в следующем поколении америка -цев. Установлено, что когда социологи просят идентифицировать человека как атеиста или агностика, то только несколько миллионов отвечают утвердительно. Но эти термины стигматизированы. Когда вопросник составлен не столь прямолинейным способом и спрашивается: «Верите ли вы в Бога?», - число людей, отвечающих «нет» или «не уверен», гораздо больше. Почти четверть американцев не хотят, чтобы их похоронили по религиозному ритуалу» [142].

россиян. Выдающейся заслугой П. Куртца стала разработка и практическая реализация идей институализации и социализации гуманизма, в результате чего, впервые в истории гуманизма удалось создать самодостаточные и жизнеспособные научно-просветительские некоммерческие организации - специализированные социальные (научные, учебные, просветительские) центры, независимые от государства и олигархических транснациональных корпораций.

П. Куртц был бескомпромиссным оптимистом, всегда ценил блага настоящего, но был устремлен и к будущему, считая, что гуманизм - это живое и динамичное учение, готовое, как и наука, к постоянной модернизации и модификации, способное обретать новые черты в новых парадигмах культуры. Он говорит о неогуманизме1, новом просвещении, новом скептицизме. Пол Куртц - интегратор и генератор гуманистических идей современности. Он собирает воедино и использует наиболее оптимистичные понятия современной культуры - науку, прогресс демократию второй половины XX в., расширение и укрепление прав человека; он сочетает смыслы новейших исторических реальностей с исследованиями в области аксиологии, критического мышления, антропологии и культурологи. В последние годы жизни его важнейшей задачей стала адаптация светского гуманизма к новейшим открытиям и методологическим новациям науки и расширение информационного поля гуманизма, доведения сведений о нем до максимально широких кругов общественности.

За свою долгую карьеру П. Куртц предложил много новых терминов: «ме-диократия», «евпраксофия», «игтеизм», «новый скептицизм», «объективный релятивизм», «кодукция», «неогуманизм» и «мультисекуляризм». Он создал оригинальную философскую концепцию исследовательского скептицизма. Особенно настойчиво он проводил идею распространения методов научного исследовательского скептицизма на моральные, правовые, политические и религиозные практики, фактуальная сторона которых чаще всего ограждается от научного изучения и экспертизы.

1 Идея нового гуманизма была провозглашена стратегией ЮНЕСКО для XXI века. По инициативе генерального директора этой организации, Федерального агентства «Россотрудничество» и Российского гуманистического общества в январе 2012 г. в Париже состоялась конференция «Век XXI: К Новому гуманизму». В работе конференции принимал участие и П. Куртц.

Важной составляющей философии Пола Куртца является признание некоторых прагматистских постулатов в вопросах этики, следование которым, по его мнению, является важным для гармоничного развития как индивидов, так и общества в целом. Но и эти постулаты («этический минимум»), по его мнению, также подвержены скептическому исследованию и анализу, как и все другие виды опыта и знания.

Центральной установкой П. Куртца является принцип такого применения философии, которая была бы союзником науки и практической программой изучения и изменения мира. Признавая значимость обсуждения традш ионных вопросов метафизики и эпистемологии, как и метаэтики, Куртц вместе с тем обвиняет современную философию в отрыве от жизни, и в частности от каждого человека, что и оттесняет ее на периферию культуры. В слабости ее социального и интеллектуального престижа он обвиняет прежде всего самих философов, часто погрязающих в академизме, изощренных умозрительных рассуждениях и постмодернистском снобизме. Куртц призывает их принять вызов современной цивилизации и ответить на вопросы о смысле и базовых ценностях человеческого существования, о перспективах человечества в условиях планетарных революционных, технологических, информационных, психологических и социальнь х перемен. Философия в его понимании, должна быть, как и наука, динамичной и стремящейся к совершенствованию не только себя, но и общества в целом, реализуя при этом в полной мере свой прикладной потенциал.

Наступательный оптимизм и мужество отличают его идеи от взглядов многих других интеллектуальных лидеров США. Пол Куртц обрел безупречную научную и общественную репутацию и снискал уважение в широких либерально-демократических и светских кругах Запада.

Изучение и популяризация научных методов исследования и критического мышления, развенчание мифов, критика суеверий, догм и предубеждений, утверждение гуманистических ценностей - это то, чему Пол Куртц посвятил всю свою жизнь. В последние десятилетия XX в. он стал одним из самых известных исследователей лженауки, паранормальных верований и заявлений о всякого рода чу-

десах и сверхъестественном. Следуя мысли Б. Рассела, что главный враг человечества на его пути в будущее - это невежество, он обращает внимание на силу и масштабы этого опасного феномена, имеющего разветвленные корни и требующего не только серьезной научной, психологической и правовой экспертизы, но и философского осмысления, поскольку значительная часть населения даже продвинутых обществ уязвима для лженауки и паранормальных верований.

Центральная установка мыслителя - философия должна выполнять функцию образования и просвещения как обобщенная методология науки, ее миссия -играть активную социальную роль, содействовать укреплению демократии, улучшению условий человеческого существования, продвижению в мире глобальной этики и светского гуманизма

Как философ П. Куртц постоянно стремится связать различные виды творчества - научного, нравственного, просветительского и социального - в единую, внутренне связанную, логически последовательную и целостную «космическую философию». Он полагает, что секуляризм, гуманизм, натурализм, скептицизм, прагматизм, рационализм, атеизм могут образовать внутренне согласованный комплекс идей. На страницах своих многочисленных работ, имеющих в целом междисциплинарный характер, он предлагает определенные методы, подходы к жизни, указывает способы мышления, отношения и оценки, которые могут оказаться эффективными, успешными во многих о