автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философия права евразийства. Историко-философский анализ

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Ахматов, Алексей Валерьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Философия права евразийства. Историко-философский анализ'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философия права евразийства. Историко-философский анализ"

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Ахматов Алексей Валерьевич

Философия права евразийства. Историко-философский анализ

Специальность 09 00 03 - «История фичософии»

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва 2009

Работа выполнена на кафедре истории русской философии философского факультета Московского государственного университета имени М В Ломоносова

Научный руководитель:

Доктор философских наук, профессор В Я Пащенко

Кандидат философских наук, доцент Покровская Татьяна Павловна

Официальные оппоненты: Доктор философских наук, профессор

Жуков Вячеслав Николаевич

Кандидат философских наук Колесниченко Юлия Викторовна

Ведущая организация: Московский авиационный институт

(технический университет), кафедра философии

Защита состоится «01» июня 2009 г года в 15 00 на заседании диссертационного совета Д 501 001 38 по философским наукам при Московском государственном университете имени M В Ломоносова по адресу 119991, г Москва, Ломоносовский проспект, д 27, корп 4, учебный корпус № 1, философский факультет Зал заседаний Ученого совета, ауд 517-518.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Отдела диссертаций Фундаментальной библиотеки МГУ по адресу. Ломоносовский проспект, д 27, сектор «А», 8 этаж, к 812

Автореферат разослан «Л о » 0-Пр&л Я 2009 г

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, доцент — Коровин В Ф

щ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуачьность темы исследования

Фитософские исследования государства и права имеют давние и очень богатые традиции, восходящие к самым истокам философии Практически вся жизнедеятельность человека в современном обществе в той или иной степени неизбежно сопряжена с функционированием государства и права Учитывая то обстоятельство, что право является одним из основополагающих регуляторов общественных отношений в государстве, представляется справедливым говорить о том, что проблема философского осмысления государства и права относится к числу важнейших для наук, изучающих с философских позиций человека и общество, и, прежде всего, для истории философии

В современных условиях радикальных преобразований в России и становления начал права и правовой государственности существенно возрастает роль философского осмысления проблем права Переход к демократии и рыночной экономике в постсоветской России способствовал активизации исследования целого спектра разных фундаментальных проблем философии права, что одновременно выявило недостаточность и слабость современной философской литературы, посвященной изучению прежде всего философско-правового наследия отечественных дореволюционных и постреволюционных философов И в настоящее время представляются необходимым поиски ответов на многократно задаваемые отечественными философами вопросы "Кто мы9", "Что происходит9" и "Что делать9" в том числе и в проблемном поле философии права

Дчя осмысления особенностей отечественной культуры, русского национального самосознания в том виде, в каком это отразилось в русской философии, особый интерес представляют исследования взаимодействия философствования в России с философскими идеями и концепциями Западной Европы и Востока В этой связи актуальными представляются работы тех мыслителей, которые не отвергая категорически западную философию, или,

-з-

напротив, выступая ее эпшонами, глубоко изучили западную философскую традицию и философские концепции Востока, освоили их, и затем создали свою оригинальную философскую школу К таким мыслителям относятся представители евразийства, работы которых посвящены исследованию сугубо специфической проблемы именно русской философии - выбору исторического пути развития России между Западом и Востоком

Евразийство, как писали сами основатели этого течения, есть "российское пореволюционное политическое, идеологическое и духовное движение, утверждающее особенности культуры Российско-Евразийского мира"1 Евразийство как интеллектуальное течение возникло в среде русской эмш рации 1920-30-х годов Основной акцент оно делало на исследование тесной исторической взаимосвязи русской культуры с рядом других, прежде всего восточных культур В последнее время об идеях евразийства у нас в стране не утихают широкие общественные споры в связи с рядом уникальных составляющих данного течения (принципиально иная оценка роли татаро-монгольского ига в истории России и др ) Несмотря на очевидное значение проблематики евразийства, ее постоянную и высокую актуальность, многие ее аспекты, однако, до сих пор не получили должной научной разработки и философскою осмысления При этом если относительно политической и культуроло1ической составляющих евразийства уже имеются комплексные исследования, у которых есть как сторонники, так и противники, то в отношении философии права евразийского учения этого сказать нельзя В настоящее время отсутствуют какие-либо философские исследования, специально посвященные изучению именно государственно-правового элемента евразийского учения Возможно, это связано с тем, что широкую известность творчество евразийцев получило только в начале 1990-х годов, и изучение именно государственно-правовых идей этого течения, по сути, только начинается

'Евразийство Декларация, формулировка, тезисы Прага 1932 С 7

Евразийцам, в отличие от многих их современников, удалось создать свою собственную методологию исследования права и заложить основы собственной философско-правовой школы Однако, к сожалению, отечественная историко-философская наука в настоящее время уделяет недостаточное внимание философско-правовой проблематике в целом, и философии права представителей русского зарубежья в особенности Однако философско-правовые идеи русских философов, которые были выдвинуты ими как в России, так и в эмиграции, являются неотъемлемой частью истории философии в целом, что обуславливает необходимость исследования этих идей Нельзя понять целое, не изучив всех составляющих его частей и их взаимосвязей Исходя из этого, нельзя осознать русскую философию права без исследования всего общефилософского и исторического "фона" России, а также философии русского зарубежья Философия права евразийцев -уникальное и малоисследованное течение в истории русской философии права, в котором сочетаются философско-правовые идеи Запада и Востока

Кроме того, важно учитывать, что в настоящее время изучение различных процессов во всех сферах деятельности человеческого общества (в том числе и в государственно-правовой сфере) невозможно без учета такого феномена, как глобализация Этот процесс связывает сферы деятельности национальных обществ в единую мировую систему Так, в результате развития глобализации в области международных отношений происходит снижение роли суверенных национальных государств в связи с созданием надгосударственных образований, которым делегируется часть суверенитета и предоставляется право принимать обязательные для всех государств законы (например, Европейский Союз) В результате развития глобализации на основе идеологии глобализма возникает опасность уничтожения культурных различий между народами, что может привести к господству единого стереотипа поведения, мышления и единого образа жизни среди людей Однако именно евразийцы одними из первых утверждали, что не существует в мире культур высших или низших, а есть только разные В то же время является слабо изученной

проблема воздействия глобализации на государство и право В связи с чем в данной работе предпринята попытка исследования дайной проблемы во взаимосвязи с изучением философии права евразийцев

Философский анализ проблем государственно-правовой концепции евразийцев позволяет использовать творческий потенциал евразийства для формирования новой концепции, новых позиций развития государства и права в России в настоящее время и в перспективе

Степень разработанности проблемы. До конца 1980-х годов евразийство в России было известно узкому кругу специалистов Сегодня ситуация существенно изменилась, и литература по евразийской тематике представлена весьма обширно Так, историко-философская составляющая евразийтсва исследуется в трудах И В Виленты, А Г Гачевой, Е А Гогохии, Г В Ждановой, С В Игнатова, Е Г Кривошеева, М А Колерова, В А Кувакина, Л И Новиковой, И Н Сиземской, С С Хоружего Социальной философии евразийства посвящены работы С И Данилова, Ю В Колесниченко, В С Кржевова, А С Панарина, В Я Пащенко Исследование культурологии евразийства нашло свое отражение в работах А В Белошапко, А В Гусевой, И А Исаева, В А Сендерова, Р А Урхановой и др

Необходимо отметить, что философия права евразийцев очень тесно связана с отечественной школой философии права Представителями данной школы являются такие известные исследователи правовой материи, как И А Ильин, М М Ковалевский, Н М Коркунов, Б А Кистяковский, Н К Михайловский, С А Муромцев, П И Новгородцев, И А Покровский, Е В Спекторский, Ф А Степун, П Б Струве, Е Н Трубецкой, С Л Франк, Б Н Чичерин, А С Ященко и др Интерес к творчеству данных философов права все возрастает и их работы также были использованы при проведении данного исследования

Значительное место исследование евразийства занимает и в диссертационных исследованиях Однако, что касается философского изучения именно государственно-правового аспекта евразийского учения, то он в

последнее время стал предметом изучения в связи с исследованием или только политической составляющей евразийского учения (Г Б Гавриш, М А Гавриш, В А Прокофьев1), или творчества одного из ведущих евразийцев — Н Н Алексеева Ряд исследователей совершают при изучении творчества Н Н Алексеева методологическую ошибку они или акцентируют свое внимание только на государственном аспекте алексеевского учения (И В Новоженина, С П Овчинникова2), или на правовом аспекте (И В Борщ, И Дефорж3), не учитывая взаимосвязь государства и права как социальных феноменов, а также прямую связь творчества Н Н Алексеева с евразийством

В то же время в рамках данного исследования были использованы работы современных исследователей философско-правовой проблематики, таких как С С Алексеев, В Г Графский, В Н Жуков, Ю С Завьялов, В Д Зорькин, И Ю Козлихин, Э В Кузнецов, В В Лапаева, О Э Лейст, Л С Мамут,

0 В Мартышин, М Н Марченко, В С Нерсесянц, С А Пяткина, В А Туманов, В А Четвернин, Л С Явич и др

Объектом исследования является философия права евразийства как составной элемент философского знания, разрабатываемого в XX в представителями русского зарубежья

Предметом исследования является учение о государстве и праве Н Н Алексеева, Н С Трубецкого, Л П Карсавина, К А Чхеидзе и некоторых других евразийцев в их взаимосвязи с представителями русской школы философии права и другими направлениями философии права

Цель п задачи исследования. Целью исследования является историко-философский анализ философии права евразийства в целостном виде, выявление источников, идейных предпосылок, генезиса и сущности взглядов на

1 См I (и.рши Г Б Неоевразийский проект потитико-правовой модернизации российской государственности Автореф дисс канд юрид наук Ростов-на-Дону, 2003, Гавриш К{А Политическая трансформация современного российского евразийства Автореф дисс канд потитич наук Ростов-на-Дону, 2003 Прокофьев В А Национальные интересы России в контексте нового евразийского геополитического пространства юридические механизмы зашиты Автореф дисс канд юрид наук Ростов-на-Дону, 2003 "См Ноьож-енина IIВ Государственно-правовое учение Н II Алексеева Дисс кант юр наук Уфа, 2002, Омчиппиьона С П Российская правовая государственность евразийский проект II Н Алексеева Дисс канд юр наук Ростов-на-Дону, 2001

1 См Борщ II Фитософия права Н Н Алексеева Дисс канд юрид наук М , 2006, Дефорж И Философия права Н Н Алексеева Дисс канд философ наук М , 2006

государство и право сиразнйцев Реализация данной цели предполагает решение следующих задач

— изучить исторнко-тсорстические предпосылки возникновения государственно-правовых идей евразийства в истории философии, выделить основные сложившиеся фнлософско-правовые течения,

■— рассмотреть зарождение, развитие и периодизацию самого евразийства,

— исследовать взгляды на государство и право Н Н Алексеева и других евразийцев,

— рассмотреть возможность отнесения государственно-правой философии евразийцев к одному из сложившихся философско-правовых течений,

— выделить уникальные черты философии государства и права евразийцев в связи с исследованием особенностей философско-правовых концепций Запада и Востока

Теоретико-методологическая основа исследования Общую методологическую основу исследования составил диалектический подход к анализу исторических и историко-философских реалий, а также ряд общих и специальных научных методов, таких как сравнительный анализ, синтез, индукция и дедукция, биографический, компаративистский подход, метод историко-философской реконструкции

Источники исследования В основе данного исследования лежит широкий круг источников, который может быть разбит на несколько групп Первая группа источников — это труды классиков мировои философской мысли Вторая группа — эго сами первоисточники, работы евразийцев 19201930-х годов Третья группа — существующая монографическая и научно-информационная периодическая литература по проблематике евразийства и философии права Четвертую группу источников составили диссертационные исследования по евразийству и философии права

Научная новизна результатов исследования обусловлена философским осмыслением проблем права в учении евразийцев В этой связи можно выделить следующие результаты

• впервые предпринята попытка историко-философской реконструкции философии права евразийцев,

• государственно-правовая проблематика евразийцев разрабатывалась, как правило, фрагментарно, без учета взаимосвязи государства и права как социальных феноменов, в связи с этим в диссертации впервые использован комплексный подход к исследованию этой проблемы,

• проведен сравнительный анализ европейской традиции философии права и учения о праве евразийцев, в результате чего выявлена и доказана возможность отнесения философской концепции права евразийцев к непозитивистскому типу правопонимания,

• выявлены уникальные особенности философии государства и права евразийцев, в которой присутствуют в синтетическом виде феноменологическая философия и психологическая теория права,

• разработано и сформулировано на базе евразийских первоисточников понятие государства в евразийской философии

Положения, выносимые на защиту:

1 В философско-правовом ракурсе учение о государстве и праве евразийцев носит синкретический характер В ней сочетаются идеи феноменологической философии Э Гуссерля и положения психологической школы права Л И Петражицкого

2 "Государство правды" или "гарантийное государство", исходя из учения евразийцев, может быть определено как надклассовое демотическое1 идеократическое2 федеративное государство, основанное на государственно-

1 Демотия - с позиции евразийцев это политическая форма деятельности при которой с помощью тн "ведущего отбора" происходит смена представительных органов государства

2 Идеократия - с позиции евразийцев форма правления, при которой вся деятельность государства, возглавляемого правящим слоем, подчинена осуществлению "идеи-правительницы" (НС Трубецкой), являющейся основой евразийской идеологии

частной систсмс хозяйства и идее евразийской культуры Взгляды евразийцев на государство находятся в русле естественно-правовой школы

3 По своей философской сущности, по многим основополагающим концептуальным теоретическим платформам, государственное учение евразийцев можно охарактеризовать как идеалистически-этатическое они не абсолютизировали роль государства в общественной жизни, но придавали ему большое значение в идеологической и духовной сфере

4 Определяя меру соотношения естественного и позитивного права как основополагающих направлений в философии права в контексте идей евразийцев следует отметить, что в философии права евразийцев прослеживается тезис об образовании в результате исторического развития двух уникальных правовых культур - Запада и Восюка, в основе которых лежат два принципиально разных мироощущения, мировосприятия, отношения к законам, к праву в целом Данные культуры взаимодополняют друг друга

Теоретико-практическая значимость полученных результатов исследования. Проведенное исследование позволяет получить комплексное, целостное представление о концепции евразийства, а также об одном из важнейших, ею направлении — государственно-правовом Результаты исследования могу1 быть использованы для дальнейшего изучения философии русского зарубежья 1920-30-х годов, а также при различных научных исследованиях, чтении лекций и проведения семинаров в области истории философии, социальной философии, политологии, социологии, теории государства и права, философии права

Апробация рс»ульгатов исследования Результаты проведенного исследования отражены в форме выступления на Международной научно-практической конференции "Современное законотворчество теория и практика (к 100-летию Государственной Думы России)", а также в ряде научных статей

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографии

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, раскрывается степень ее научной разработанности, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, указываются методологическая, теоретическая база исследования, раскрывается научная новизна работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту, обосновывается теоретическая и практическая значимость, приводятся сведения об апробации полученных результатов исследования, отражается структура работы

Первая глава "Феномен евразийства" посвящена возникновению, развитию и основным идеям евразийского движения, позволяющим отличить его от других идейных течений 1920-30-х годов В данной главе выделяются историко-теоретические и философско-правовые предпосылки государственно-правовых идей евразийцев

В первом параграфе "Генезис, эволюция и концептуальные положения евразийского учения" освещаются история и основополагающие идеи евразийского движения Рассматриваются идеи НС Трубецкого, ПС Савицкого, П П Сувчинского и Г В Флоровского и развитие евразийства в Европе

В целях освещения базовых идей евразийского учения в диссертации выделяются две фундаментальные его составляющие — культурологическая и идеологическая С теоретической стороны своеобразие евразийской культуры обосновывалось рядом признаков, которые были выделены и описаны в евразийской литературе, а именно географическими особенностями "месторазвития" евразийской культуры, особенностями наречий того языкового союза народов, которые населяют Россию-Евразию, особым мироощущением, отличающим евразийские народы и обусловленным особым складом их духовной жизни и особым от остального мира историческим процессом Евразийцы считали, что все физические и духовные особенности народов России находятся в глубокой внутренней связи и образуют природу

-п -

культурной личности — России-Евразии1 Евразийцы не отрицали достижений европейской культуры в целом, не отбрасывали ее социально-экономические научные концепции лишь по тому основанию, что они европейские Однако евразийцы выступали категорически против механического переноса начал одних культур в другие Трубецкой отрицал эволюционную вертикаль расположения человеческих культур, будучи убежденным в том, что "момент оценки должен быть раз и навсегда изгнан из этнологии и истории культур, как и вообще из всех эволюционных наук, ибо оценка всегда основана на эгоцентризме Нет высших и низших Есть только похожие и непохожие"2 Ставя идеологию в качестве формообразующей составляющей своего учения, евразийцы развивали в ней свои взгляды на создание политического режима после развала СССР

Во втором параграфе "Истоки государственно-правовых идеи евразийцев в философии права" исследуются основные предпосылки возникновения философии государства и права евразийцев Отмечается, что в области философии права сформировались и четко обозначились несколько крупных и основных философских направлений, в которых нашли наиболее полное выражение основные проблемы философии права Такими философскими направлениями являются теория естественного права, теория юридического позитивизма, теория социологического позитивизма (социология права) и марксизм В связи с этим в работе кратко освещаются основополагающие идеи данных течений и отмечается, чго в их сопоставлении с реальным состоянием дел адекватным отражением сущности и определения государства и права являются работы К Маркса и Ф Энгельса

Глава вторая "Философия государства и права евразийцев" посвящена раскрытию концептуальных аспектов философии государства и права евразийцев, а также изучению воздействия глобализации на государство и право

1 Евразийство Декларация, формулировка, тезисы Прага, 1932 С 7 " [рубецкой НС Европа и человечество София 1921 С 42-43

В работе аргументировано доказывается в противовес некоторым исследователям1 принадлежность творчества Н Н Алексеева к евразийцам, т к , во-первых, необходимо учитывать евразийские первоисточники, и во-вторых, ту фактическую роль, которую играл Алексеев в евразийском движении В методологическом плане представляется конструктивным исходить из синтетической позиции, и учитывать при изучении философии государства и права евразийцев как труды Алексеева, так и евразийские первоисточники

Параграф третий "„Государство правды" евразийцев" посвящен исследованию государственного проекта евразийцев В диссертации обращается внимание на стремление евразийцев к уничтожению классового деления общества и создания "надклассового общества" С позиции евразийцев, необходимо экономический класс преобразить в функциональную социальную группу, социальное назначение которой состоит в исполнении определенной социальной миссии, в социальном служении По убеждению евразийцев, единственной силой, способной выполнить эту задачу, является надклассовое общество Согласно воззрениям евразийцев, задача преобразования экономических классов в функциональные социальные группы издавна характеризует политическую историю России-Евразии (например, борьба с боярами Ивана Грозного, организация единой правящей партии в СССР и др) С точки зрения евразийцев, смысл государства в том, что оно объединяет и гармонизирует свободную волю в бессознательно направленную на интересы целого деятельность всех составляющих его групп и индивидуумов Государство должно определить и охранить некоторую сферу свободной деятельности индивидуума и социальной группы, без этого оно существовать не может Такую сферу, с позиции евразийцев, можно назвать сферою "основных прав" индивидуума (и группы)

В работе выделяются условия существования надклассового государственного порядка, разработанные евразийцами, главным из которых является образование социальной группы, на которую он мог бы опереться и

1 См ¡юрщИ Философия права Н Н Алексеева//Государство и право 2006 №1 С 74

- 13-

силами которой он мог бы действовать Так, группа должна быть, прежде всего, внеклассовои Главным признаком принадлежности к такой группе должно стать исповедание евразийской идеи, по выражению евразийцев "подданство" этой идее Таков т н ведущий отбор в евразийском государстве, являющийся основой государс1 венной власти, образуемый не по принадлежности к классу, но по идеократическому принципу Другим условием существования евразийского государства является демотия, т е принцип "соучастия народа в своей собственной судьбе", причем соучастия не только ныне живущих совершеннолетних граждан, принадлежащих к конкретной территории и социальной системе, но и некоего особого существа, народного духа, коюрый складывается из мергвых, живых и еще не рожденных, из общего естественного пути народа как общины сквозь историю Идеократическое государство евразийцев, в отличие от демократического, имеет свою систему убеждений, свою идею-правительницу, носителем которой является т н правящий слой ("ведущий слой", "ведущий отбор", у разных евразийцев эш понятия употребляются в качестве синонимов) Это государство "должно непременно само активно организовывать все стороны жизни и руководить ими"1 "Власть права" нуждается в реальных исполнителях, без которых она остается мертвой Чтобы властвовало "право", нужна наличность люден, диктующих правовые веления другим людям2 В основе правящего слоя должен быть тн ведущий отбор

Обобщая позиции евразийцев, диссертант полагает, что государство рассматривается ими как надклассовое демотическое идеократическое федеративное государство, основанное на государственно-частной системе хозяйства и идее евразийской культуры Такое государство евразиицы называли "государством правды", или "гарантийным государством", которому с их точки зрения принадлежит будущее

1 Карсавин Л Л Основы политики//Мысш о России Тверь, 1992 С 38

" А'¡ексгш НII Современное положение науки о государстве и ее задачи // Русский народ и государство М , 1998 С 477

В диссертации отмечается, что в евразийских первоисточниках можно найти немало разработок проблем теории и философии государства, носящих этатисгкий характер (например, проблема государственно-частной системы хозяйствования во главе с Госпланом, тезис о необходимости подчинения судебной власти государству1 и др) Однако отнести государственное учение евразийцев к этатизму в "чистом виде" не представляется возможным И дело не только в уникальном понятийно-категориальном аппарате государственного учения евразийцев (эйдократия, демотия и др), а в том, что в отличии от классического этатизма евразийцы не абсолютизировали роль государства и государственного механизма в жизни общества, а также акцентировали внимание на культурно-идеологической составляющей общественной жизни, т е на духовной сфере общества

С позиции автора исследования, основным недостатком евразийского проекта построения идеократического государства является отрицание евразийцами классового подхода к государственной материи Здесь возникает вопрос существует ли в современном противоречивом во всех смыслах мире хотя бы одно государство, в котором бы отсутствовало деление общества на различные классы, те существует ли в настоящее время бесклассовое общество9 Несомненно, в период первобытнообщинного строя (который длился около 35 тыс лет) в человеческом обществе не было классов, но в настоящее время, в условиях развития современного мира существование бесклассового общества представляется неосуществимым К чести евразийцев необходимо сказать, что, осознавая в какой-то мере идеальность своих государственно-правовых идей они отмечали, что окончательное построение евразийского государства — дело далекого будущего

В параграфе четвертом "Правовая концепция евразийцев" исследуются философско-правовые взгляды евразийцев Отмечается, что Н Н Алексеев, как главный философ права евразийцев, в своем фундаментальном труде "Основы философии права" поочередно критикует юридическую

1 См А ¡сксссв НИ Записка о суде // Евразийская хроника Вып IX Париж, 1927

догматику, юридический социологизм и естественное право, т е ведущие философско-правовые течения его времени

Показывается использование Алексеевым феноменологического метода Э Гуссерля для разработки своей концепции В соответствии с феноменологическим методом Алексеев понимал под правом некую идеально существующую структуру, непосредственно данную познающему сознанию и состоящую из трех элементов 1) субъект - носитель обнаруживающихся в праве ценностей, 2) ценности и 3) определения (основных два "правомочие" и "правообязанность"), с помощью которых выявляется правовая связь между ценностями Наличие феноменологии в правовой концепции Н Н Алексеева позволяет говорить о феноменологических мотивах в правовой концепции евразийцев В то же время большую роль в философии права Алексеева сыграло учение Л И Петражицкого о "правовых фактах"

В диссертации отмечается, что с течением времени уже в начале XX в происходит очень интенсивное развитие философско-правовых течений по сравнению с предыдущими эпохами философии права Так, благодаря Г Кельзену и Г Л А Харту появляется новое направление в русле юридического позитивизма - неопозитивизм, а в сфере естественного права прогрессирует школа "возрожденного" естественного права Кроме того, в отечественной современной философско-правовой литературе получила широкую известнос1ь тн либертарная концепция правопонимання академика РАН В С Нерсесянца, в основе которой лежит трактовка права как всеобщей формы и равной меры свободы индивидов Обобщая различные позиции исследователей, автор делает вывод о том, что в философско-правовом ракурсе государственно-правовая концепция евразийцев носит синкретический характер - с одной стороны, государственная компонента данного течения является продотжением естественно-правовой школы с элементами этатизма, но одновременно, с друюй, в плане правовой составляющей, в концепции евразийцев присутствует и феноменологическая философия Э Гуссерля и правовой психологизм Л И Петражицкого Причина такого синкретизма

кроется в том, что Алексеев как главный философ права евразийцев свои взгляды на право изложил в законченном виде еще до непосредственного участия в евразийстве, а уже став евразийцем, принимая активное участие в деятельности данного течения, он занимался в основном идеологической работой и непосредственно проблематикой государства (тематика идеократии, марксизма, оценка деятельности советской власти и др) Возможно, Алексеев самостоятельно задумывался об отдельных элементах евразийской идеологии еще в начале 1920-х годов

В связи с вышеизложенным в диссертации исследуется проблема в какой мере соотносится естественное и позитивное право как одних из основополагающих исторически сложившихся направлений в филссофии права в контексте основополагающих тезисов концепции евразийцев'' В какой степени соотносятся правовые основы, взгляды, "ощущения" Востока и Запада? На основе результатов исследования монгольского ученого Ням-Осора Намсрайна под названием "Монгольское государство и государственность в XIII - XIV вв ", А М Величко "Государственно-правовые идеалы России и Запада соотношение правовых культур" и других работ автор в качестве постановки проблемы выдвигает тезис, согласно которому с течением времени в силу исторических причин на Западе и на Востоке сложились две уникальные правовые культуры, в основе которых лежит два принципиально разных мироощущения, восприятия, отношения к законам, к праву в целом Если для Запада характерен индивидуализм и прагматизм, и соблюдение действующего законодательства в силу интерпретации права как основного социального регулятора и силы принуждения со стороны государства, то на Востоке больше преобладает коллективизм и отношение к исполнению правовых норм больше в силу сложившихся обычаев и этических норм

Часть параграфа посвящена исследованию воздействия процесса глобализации на государство и право Отмечается, что глобализация - явление в основе своей объективное Однако именно в аспекте государственно-правового генезиса проблематики глобализации необходимо отметить, что сама

тематика глобализации, как отмечает известный теоретик права М Н Марченко, основана и тесно взаимосвязана с т н "теорией мирового государства и права" Среди основных положений составляющих структуру и содержание теории мировою государства и права, выделяются постепенное "вытеснение" национальных обычаев, традиций, культуры, моральных и иных национальных ценностей и интересов т н "общечеловеческими", формирование и развитие "мировою сообщества" как социальной основы мирового государства и воспитание нового человека ("общечеловека") -гражданина мира, космополита, свободного от национальной "привязанности", от чувства Родины и соответствующей духовной "идентифицированности", полный отказ от государственного и национального суверенитетов как теоретически исчерпавших себя социально-политических явлений и категорий В обосновании положений теории мирового государства также приводятся доводы об "устарелости" суверенитета, повышение уровня международной безопасности, недопущение существования диктатур и др 1 Как представляется, базовые теоретические постулаты вышеуказанной теории осуществляются сегодня на практике и составляют в настоящее время основные тенденции процесса глобализации

В аспекте влияния глобализации на различные государственные образования одну из важнейших ролей играет международное право, которое, в последнее десятилеше из традиционного средства мирного разрешения конфликтов между государствами все более превращается в средство (инструмент) оправдания использования силы репрессивным аппаратом системы глобального управления и таким образом играет роль идеологического института, обосновывающего легитимность применения насилия в международных отношениях Существует точка зрения, согласно которой нормы международною права ориентированы односторонне только на

1 Марченко МИ Миф о формировании мирового государства и права в условиях гюоализации // Вестник Московского Университета, Серия 11 Право 2003 № 2 С 9

западную этику, "золотой миллиард", что является источником нескончаемого взаимонепонимания'

В связи с тем, что под воздействием процесса глобализации на государство и право изменяются многие составляющие данных социальных институтов, то с высокой степенью вероятности можно говорить о том, что в случае завершения процесса глобализации с учетом существующих тенденций процесса унификации государственно-правовой материи "по образу и подобию" ряда западных государств (прежде всего США и ряда стран Западной Европы), государство и право как социальные институты потеряют свое нынешнее значение, а также перестанут играть ту роль и выполнять те функции, которые они играют в нынешнем человеческом обществе, что будет означать своеобразную "смерть государства и права" в нынешнем их понимании Учитывая вышеизложенное, нельзя не вспомнить лидера евразиицев Н С Трубецкого, который отмечал неправомерность, ненаучность абсолютизации европейской культуры, объявления ее высшей ступенью исторического прогресса и ранжирования других культур по степени их близости именно к европейской2 Таким образом можно говорить о том, что евразийская концепция по своей сути является антиглобалистской

В заключении делаются выводы, отражающие итог проделанной

работы

По результатам диссертационного исследования автором опубликованы следующие материалы

Публикации в периодических научных изданиях, рекомендуемых

ВАК-

1 Ахматов А В Место и роль философии государства и права евразийцев в современной России // Социология власти, 2007, № б (0,5 п л ),

2 Ахматов А В К вопросу о двойных стандартах в политике и в праве // Вестник Московского университета Серия 7, Философия 2008, № 4 (0,4 ил),

1 ЯиовскииР Глобальные изменения и социальная безопасность М , 1999 С 25-26 15 См Пащенко В И Социальная фиюсофия евразийства М 2003 С 50

-19-

3 Лхматов А В О двойных стандартах в политике и в праве // Народное образование, 2007, № 9 (0,5 п л )

Другие публикации

] Ахлштов А В Николай Алексеев о совершенном евразийском

государстве//Евразийские тетради №1(7) М , 2004 (0,8 п л),

2 Ахлштов А В Государство и право в социальной философии

евразийцев (статья в печати) // Социальная философия евразийства (сборник

статей памяти В Я Пащенко) М , 2009 (0,5 п л ),

3 Ахматов Л В Государственно-правовые идеи евразийцев Тезисы

выступления на Международной научно-практической конференции,

«Современное законотворчество теория и практика (к 100-летию

Государственной Думы России)» // Труды РАЮН Т 6 М , 2006 (0,2 п л ),

4 Ахлштов А В К вопросу о двойных стандартах // БНОЬА - 2007

Сборник научных статей философского факультета МГУ М , 2007 (0,2 п л )

Подписано в печать 28 04 2009 г Формат 60*84 1/16 Объем 1,5 пл Тираж ЮОэкз Закач№16

Отпечатано в типографии «ПринтПроект»

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ахматов, Алексей Валерьевич

Введение.

Глава I. Феномен евразийства.

§ 1. Генезис, эволюция и концептуальные положения евразийского учения.

§ 2. Истоки государственно-правовых идей евразийцев в философии права.

Глава II. Философия государства и права евразийцев.

§ 3. «Государство правды» евразийцев.

§ 4. Правовая концепция евразийцев.

 

Введение диссертации2009 год, автореферат по философии, Ахматов, Алексей Валерьевич

Актуальность темы исследования.

Философские исследования государства и права имеют давние и очень богатые традиции, восходящие к самым истокам философии. Практически вся жизнедеятельность человека в современном обществе в той или иной степени неизбежно сопряжена с функционированием государства и права. Учитывая то обстоятельство, что право является одним из основополагающих регуляторов общественных отношений в государстве, представляется справедливым говорить о том, что проблема философского осмысления государства и права относится к числу важнейших для наук, изучающих с философских позиций человека и общество, и, прежде всего, для истории философии.

В современных условиях радикальных преобразований в России и становления начал права и правовой государственности существенно возрастает роль философского осмысления проблем права. Переход к демократии и рыночной экономике в постсоветской России способствовал активизации исследования целого спектра разных фундаментальных проблем философии права, что одновременно выявило недостаточность и слабость современной философской литературы, посвященной изучению прежде всего философско-правового наследия отечественных дореволюционных и постреволюционных философов. И в настоящее время представляются необходимым поиски ответов на многократно задаваемые отечественными философами вопросы «Кто мы?», «Что происходит?» и «Что делать?» в том числе и в проблемном поле философии права.

Для осмысления особенностей отечественной культуры, русского национального самосознания в том виде, в каком это отразилось в русской философии, особый интерес представляют исследования взаимодействия философствования в России с философскими идеями и концепциями Западной Европы и Востока. В этой связи актуальными представляются работы тех мыслителей, которые не отвергая категорически западную философию, или, напротив, выступая ее эпигонами, глубоко изучили западную философскую традицию и философские концепции Востока, освоили их, и затем создали свою оригинальную философскую школу. К таким мыслителям относятся представители евразийства, работы которых посвящены исследованию сугубо специфической проблемы именно русской философии — выбору исторического пути развития России между Западом и Востоком.

Евразийство, как писали сами основатели этого течения, есть «российское пореволюционное политическое, идеологическое и духовное движение, утверждающее особенности культуры Российско-Евразийского мира»1. Евразийство как интеллектуальное течение возникло в среде русской эмиграции 1920-30-х годов. Основной акцент оно делало на исследовании тесной исторической взаимосвязи русской культуры с рядом других, прежде всего восточных культур. В последнее время об идеях евразийства у нас в стране не утихают широкие общественные споры в связи с рядом уникальных составляющих данного течения (принципиально иная оценка роли татаро-монгольского ига в истории России и др.). Несмотря на очевидное значение проблематики евразийства, ее постоянную и высокую актуальность, многие ее аспекты, однако, до сих пор не получили должной научной разработки и философского осмысления. При этом если относительно политической и культурологической составляющих евразийства уже имеются комплексные исследования, у которых есть как сторонники, так и противники, то в отношении философии права евразийского учения этого сказать нельзя. В настоящее время отсутствуют какие-либо философские исследования, специально посвященные изучению именно государственно-правового элемента евразийского учения. Возможно, это связано с тем, что широкую известность творчество евразийцев получило только в начале 1990-х годов, и изучение именно государственно-правовых идей этого течения, по сути, только начинается.

Евразийцам, в отличие от многих их современников, удалось создать свою собственную методологию исследования права и заложить основы

1 Евразийство. Декларация, формулировка, тезисы. Прага, 1932. С. 7. собственной философско-правовой школы. Однако, к сожалению, отечественная историко-философская наука в настоящее время уделяет недостаточное внимание философско-правовой проблематике в целом, и философии права представителей русского зарубежья в особенности. Однако философско-правовые идеи русских философов, которые были выдвинуты ими как в России, так и в эмиграции, являются неотъемлемой частью истории философии в целом, что обуславливает необходимость исследования этих идей. Нельзя понять целое, не изучив всех составляющих его частей и их взаимосвязей. Исходя из этого, нельзя осознать русскую философию права без исследования всего общефилософского и исторического «фона» России, а также философии русского зарубежья. Философия права евразийцев -уникальное и малоисследованное течение в истории русской философии права, в котором сочетаются философско-правовые идеи Запада и Востока.

Кроме того, важно учитывать, что в настоящее время изучение различных процессов во всех сферах деятельности человеческого общества (в том числе и в государственно-правовой сфере) невозможно без учета такого феномена, как глобализация. Этот процесс связывает сферы деятельности национальных обществ в единую мировую систему. Так, в результате развития глобализации в области международных отношений происходит снижение роли суверенных национальных государств в связи с созданием надгосударственных образований, которым делегируется часть суверенитета и предоставляется право принимать обязательные для всех государств законы (например, Европейский Союз). В результате развития глобализации на основе идеологии глобализма возникает опасность уничтожения культурных различий между народами, что может привести к господству единого стереотипа поведения, мышления и единого образа жизни среди людей. Однако именно евразийцы одними из первых утверждали, что не существует в мире культур высших или низших, а есть только разные. В то же время является слабо изученной проблема воздействия глобализации на государство и право. В связи с чем в данной работе предпринята попытка исследования данной проблемы во взаимосвязи с изучением философии права евразийцев.

Философский анализ проблем государственно-правовой концепции евразийцев позволяет использовать творческий потенциал евразийства для формирования новой концепции, новых позиций развития государства и права в России в настоящее время и в перспективе.

Степень разработанности проблемы. До конца 1980-х годов евразийство в России было известно узкому кругу специалистов. Сегодня ситуация существенно изменилась, и литература по евразийской тематике представлена весьма обширно. Так, историко-философская составляющая евразийтсва исследуется в трудах И.В. Виленты, А.Г. Гачевой, Е.А. Гогохии, Г.В. Ждановой, C.B. Игнатова, Е.Г. Кривошеева, М.А. Колерова, В.А. Кувакина, Л.И. Новиковой, И.Н. Сиземской, С.С. Хоружего. Социальной философии евразийства посвящены работы С.И. Данилова, Ю.В. Колесниченко, B.C. Кржевова, A.C. Панарина, В.Я. Пащенко. Исследование культурологии евразийства нашло свое отражение в работах A.B. Белошапко, A.B. Гусевой, И.А. Исаева, В.А. Сендерова, P.A. Урхановой и др.

Необходимо отметить, что философия права евразийцев очень тесно связана с отечественной школой философии права. Представителями данной школы являются такие известные исследователи правовой материи, как И.А. Ильин, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский, Н.К. Михайловский, С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев, И.А. Покровский, Е.В. Спекторский, Ф.А. Степун, П.Б. Струве, E.H. Трубецкой, C.JI. Франк, Б.Н. Чичерин, A.C. Ященко и др. Интерес к творчеству данных философов права все возрастает и их работы также были использованы при проведении данного исследования.

Значительное место исследование евразийства занимает и в диссертационных исследованиях. Однако, что касается философского изучения именно государственно-правового аспекта евразийского учения, то он в последнее время стал предметом изучения в связи с исследованием или только политической составляющей евразийского учения (Г.Б. Гавриш, М.А. Гавриш,

B.А. Прокофьев1), или творчества одного из ведущих евразийцев — H.H. Алексеева. Ряд исследователей совершают при изучении творчества H.H. Алексеева методологическую ошибку: они или акцентируют свое внимание только на государственном аспекте алексеевского учения (И.В. Новоженина,

2 «2

C.П. Овчинникова ), или на правовом аспекте (И.В. Борщ, И. Дефорж ), не учитывая взаимосвязи государства и права как социальных феноменов, а также прямую связь творчества H.H. Алексеева с евразийством.

В то же время в рамках данного исследования были использованы работы современных исследователей философско-правовой проблематики, таких как С.С. Алексеев, В.Г. Графский, В.Н. Жуков, Ю.С. Завьялов, В.Д. Зорькин, И.Ю. Козлихин, Э.В. Кузнецов, В.В. Лапаева, О.Э. Лейст, JI.C. Мамут, О.В. Мартышин, М.Н. Марченко, B.C. Нерсесянц, С.А. Пяткина, В.А. Туманов, В.А. Четвернин, Л.С. Явич и др.

Объектом исследования является философия права евразийства как составной элемент философского знания, разрабатываемого в XX в. представителями русского зарубежья.

Предметом исследования является учение о государстве и праве H.H. Алексеева, Н.С. Трубецкого, Л.П. Карсавина, К.А. Чхеидзе и некоторых других евразийцев в их взаимосвязи с представителями русской школы философии права и другими направлениями философии права.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является историко-философский анализ философии права евразийства в целостном виде, выявление источников, идейных предпосылок, генезиса и сущности взглядов на

1 См.: Гавриш Г.Б. Неоевразийский проект политико-правовой модернизации российской государственности. Автореф. дисс. . канд. гарид. наук. Ростов-на-Дону, 2003; Гавриш М.А. Политическая трансформация современного российского евразийства. Автореф. дисс. . канд. политич. наук. Ростов-на-Дону, 2003; Прокофьев В.А. Национальные интересы России в контексте нового евразийского геополитического пространства: юридические механизмы защиты. Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003.

2 См.: Новоженина И.В. Государственно-правовое учение H.H. Алексеева. Дисс. канд. юр. наук. Уфа, 2002; Овчинникова С.П. Российская правовая государственность: евразийский проект H.H. Алексеева. Дисс. канд. юр. наук. Ростов-на-Дону, 2001.

3 См.: Борщ И. Философия права H.H. Алексеева. Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2006; Дефорж И. Философия права H.H. Алексеева. Днее. . канд. философ, наук. М., 2006. государство и право евразийцев. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач: изучить историко-теоретические предпосылки возникновения государственно-правовых идей евразийства в истории философии, выделить основные сложившиеся философско-правовые течения; рассмотреть зарождение, развитие и периодизацию самого евразийства; исследовать взгляды на государство и право H.H. Алексеева и других евразийцев; рассмотреть возможность отнесения государственно-правой философии евразийцев к одному из сложившихся философско-правовых течений; выделить уникальные черты философии государства и права евразийцев в связи с исследованием особенностей философско-правовых концепций Запада и Востока.

Теоретико-методологическая основа исследования. Общую методологическую основу исследования составил диалектический подход к анализу исторических и историко-философских реалий, а также ряд общих и специальных научных методов, таких как: сравнительный анализ, синтез, индукция и дедукция, биографический, компаративистский подход, метод историко-философской реконструкции.

Источники исследования. В основе данного исследования лежит широкий круг источников, который может быть разбит на несколько групп. Первая группа источников — это труды классиков мировой философской мысли. Вторая группа — это сами первоисточники, работы евразийцев 19201930-х годов. Третья группа — существующая монографическая и научно-информационная периодическая литература по проблематике евразийства и философии права. Четвертую группу источников составили диссертационные исследования по евразийству и философии права.

Научная новизна результатов исследования обусловлена философским осмыслением проблем права в учении евразийцев. В этой связи можно выделить следующие результаты:

• впервые предпринята попытка историко-философской реконструкции философии права евразийцев;

• государственно-правовая проблематика евразийцев разрабатывалась, как правило, фрагментарно, без учета взаимосвязи государства и права как социальных феноменов, в связи с этим в диссертации впервые использован комплексный подход к исследованию этой проблемы;

• проведен сравнительный анализ европейской традиции философии права и учения о праве евразийцев, в результате чего выявлена и доказана возможность отнесения философской концепции права евразийцев к непозитивистскому типу правопонимания;

• выявлены уникальные особенности философии государства и права евразийцев, в которой присутствуют в синтетическом виде феноменологическая философия и психологическая теория права;

• разработано и сформулировано на базе евразийских первоисточников понятие государства в евразийской философии.

Положения, выносимые на защиту:

1. В философско-правовом ракурсе учение о государстве и праве евразийцев носит синкретический характер. В ней сочетаются идеи феноменологической философии Э. Гуссерля и положения психологической школы права Л.И. Петражицкого.

2. «Государство правды» или «гарантийное государство», исходя из учения евразийцев, может быть определено как надклассовое демотическое1 идеократическое2 федеративное государство, основанное на государственно

1 Демотия - с позиции евразийцев это политическая форма деятельности, при которой с помощью т.н. «ведущего отбора» происходит смена представительных органов государства.

2 Идеократия - с позиции евразийцев форма правления, при которой вся деятельность государства, возглавляемого правящим слоем, подчинена осуществлению «идеи-правительницы» (Н.С. Трубецкой), являющейся основой евразийской идеологии. частной системе хозяйства и идее евразийской культуры. Взгляды евразийцев на государство находятся в русле естественно-правовой школы.

3. По своей философской сущности, по многим основополагающим концептуальным теоретическим платформам, государственное учение евразийцев можно охарактеризовать как идеалистически-этатическое: они не абсолютизировали роль государства в общественной жизни, но придавали ему большое значение в идеологической и духовной сфере.

4. Определяя меру соотношения естественного и позитивного права как основополагающих направлений в философии права в контексте идей евразийцев, следует отметить, что в философии права евразийцев прослеживается тезис об образовании в результате исторического развития двух уникальных правовых культур - Запада и Востока, в основе которых лежат два принципиально разных мироощущения, мировосприятия, отношения к законам, к праву в целом. Данные культуры взаимодополняют друг друга.

Теоретико-практическая значимость полученных результатов исследования. Проведенное исследование позволяет получить комплексное, целостное представление о концепции евразийства, а также об одном из важнейших, его направлений — государственно-правовом. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения философии русского зарубежья 1920-30-х годов, а также при различных научных исследованиях, чтении лекций и проведения семинаров в области истории философии, социальной философии, политологии, социологии, теории государства и права, философии права.

Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования отражены в форме выступления на Международной научно-практической конференции «Современное законотворчество: теория и практика (к 100-летию Государственной Думы России)», а также в ряде научных статей.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философия права евразийства. Историко-философский анализ"

Заключение

В результате проведенного исследования представляется возможным сделать несколько выводов, отражающих итог проделанной работы.

Евразийство возникло в начале 1920-х гг. как попытка философского осмысления ряда представителей первой волны русской эмиграции факта революции 1917 года. Евразийство является общественно-политическим движением особого рода, представляет собой полидисциплинарное течение, которое было сформировано представителями разных направлений науки (филологии, истории, географии и др.). Пройдя несколько этапов своей эволюции, прекратив свое существование в конце 1930-х гг. евразийские идеи актуальны и в настоящее время в связи с существованием т.н. неоевразийского течения, а также ростом политико-экономического влияния в мире Китая и Индии. С точки зрения евразийцев, Россия-Евразия является уникальным, особым географическим и культурным миром, т.е. на территории России-Евразии в силу исторических и географических причин сложилась уникальная культура непохожая ни на Запад, ни на Восток, которая по сути является именно евразийской. Основополагающими составляющими евразийского течения являются культурологическая и идеологическая.

Говоря о философии права евразийства можно отметить, что в процессе эволюции философии государства и права, сформировались и четко обозначились несколько крупных и основных философских направлений — теория естественного права, теория юридического позитивизма, теория социологического позитивизма (социология права) и марксизм. Представители каждого из этих направлений исходили из разных философских основ осмысления государственно-правовой материи (натурфилософия, философский позитивизм и диалектический материализм). Уникальный вклад в разработку проблем философии права внесли и евразийцы.

Представляется возможным взять за основу философии государства и права евразийцев творчество Н.Н. Алексеева, хотя в разработке государственно-правовой концепции евразийства, кроме него, принимали участие Л.П. Карсавин, Н.С. Трубецкой, К.А. Чхеидзе и др. В методологическом плане представляется конструктивным исходить из синтетической позиции, и учитывать при изучении философии государства и права евразийцев как труды H.H. Алексеева, так и евразийские первоисточники.

Евразийское государство может быть определено как надклассовое демотическое идеократическое федеративное государство, основанное на государственно-частной системе хозяйства и идее евразийской культуры. Это и есть, с позиции евразийцев, «государство правды», или «гарантийное государство», которому с точки зрения евразийцев принадлежит будущее. Взгляды на государство евразийцев находятся в русле естественно-правовой школы. Евразийцы не абсолютизировали роль государства и государственного механизма в жизни общества, а также акцентировали внимание на культурно-идеологической составляющей общественной жизни, т.е. на духовной сфере общества. По своей философской сущности, по многим основополагающим концептуальным теоретическим платформам государственное учение евразийцев можно охарактеризовать как естественно-правовое идеалистическое с чертами этатизма. Отдельные идеи евразийской государственной концепции можно найти уже у одного из основоположников идеализма Платона. Одновременно, думается, основной ошибкой евразийского проекта построения идеократического государства является отрицание евразийцами .классового подхода к государственной материи.

Синтезируя позиции различных исследователей, можно говорить о том, что в философско-правовом ракурсе государственно-правовая концепция евразийцев носит синкретический характер — с одной стороны, государственная компонента данного течения является продолжением естественно-правовой школы с чертами этатизма. Одновременно, с другой, в плане правовой составляющей, в концепции евразийцев присутствует феноменологическая философия Э. Гуссерля и правовой психологизм Л.И. Петражицкого.

Исследуя проблему, в какой мере соотносится естественное и позитивное право как одних из основополагающих исторически сложившихся направлений в философии права в контексте основополагающих тезисов концепции евразийцев можно говорить о том, что с течением времени в силу исторических причин на Западе и на Востоке сложились две уникальные правовые культуры, в основе которых лежит два принципиально разных мироощущения, восприятия, отношения к законам, к праву в целом. Если для народов Запада больше характерен индивидуализм, прагматизм и соблюдение действующего законодательства в силу интерпретации права как основного социального регулятора и силы принуждения стороны государства, то на Востоке больше преобладает коллективизм и отношение к исполнению правовых норм больше в силу сложившихся обычаев и этических норм.

На фоне современного процесса глобализации государства и права евразийство как идеологическое антизападническое течение отечественной интеллектуальной мысли реально и актуально в современном мире прежде всего как одна из концепций, с помощью которой в философско-идеологическом плане можно построить концепцию противостоящую процессу глобализации (американизации) и универсализации в современном мире. Евразийская концепция по своей сути является антиглобалисткой.

В предметную область данного исследования не вошли такие важные составляющие философии государства и права евразийцев, как соотношение проблемы построения советского и постсоветского государства с позиции евразийцев и др. Как представляется, изучение этих и других составляющих философии государства и права евразийцев - перспективная задача истории философии. Кроме того, фрагментарность и спорность ряда положений государственно-правового учения евразийства отчасти могут быть объяснены неоднозначностью их решения в философии государства и права.

 

Список научной литературыАхматов, Алексей Валерьевич, диссертация по теме "История философии"

1. Алексеев H.H. На путях будущей России (Советский строй и его политические возможности). Париж, 1927;

2. Алексеев H.H. Советский федерализм // Евразийский временник. 1927. Кн.5;

3. Алексеев H.H. Народное право и задачи нашей правовой политики // Евразийская хроника. Вып. VIII. Париж, 1927;

4. Алексеев H.H. Духовные предпосылки евразийской культуры // Евразийская хроника, Вып. 11. Берлин, 1935;

5. Алексеев H.H. Евразийцы и государство // Евразийская хроника. Вып. IX. Париж, 1927;

6. Алексеев H.H. Евразийство и марксизм // Евразийский сборник. Прага, 1929. Кн. 6;

7. Алексеев H.H. Записка о суде // Евразийская хроника. Вып. IX. Париж, 1927;

8. Алексеев H.H. Собственность и социализм. Опыт обоснования социально-экономических программ евразийства. Париж, 1928;

9. Алексеев H.H. Пути и судьбы марксизма: от Маркса и Энгельса к Ленину и Сталину. Берлин: Изд-во евразийцев, 1936;

10. Алексеев H.H. Религия, право и нравственность. Париж: YMCA-Press, 1930;

11. Алексеев H.H. Русский народ и государство // Путь. Париж, 1927. № 8;

12. Алексеев H.H., Ильин В.Н., Савицкий П.Н. О газете «Евразия»: Газета «Евразия» не есть евразийский орган. Париж, 1929;

13. Белег{кий И. К критике либерализма и марксизма // Евразийская хроника. Вып. XII. Берлин, 1937;

14. Бердяев H.A. Евразийцы // Путь. Париж, 1925, № 1;

15. Бердяев Н. Познание и общение (Ответ H.H. Алексееву) // Путь. 1934. № 44;

16. Бердяев Н. Утопический этатизм евразийцев // Путь. Париж, 1927. № 8;

17. Бицгиши П. М. Два лика евразийства // Современные записки. 1927. Кн. 31;

18. Бромберг Я.А. Запад, Россия и еврейство: опыт пересмотра еврейского вопроса. Прага, 1931;

19. Вернадский Г.В. Опыт истории Евразии. Берлин 1934;

20. Евразийство: Опыт систематического изложения. Париж, 1926;

21. Евразийство: Декларация, формулировка, тезисы. Прага, 1932;

22. Евразийство и коммунизм (место и год издания в евразийском первоисточнике не указаны);23