автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философия права Н.Н. Алексеева

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Ирис Дефорж
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Философия права Н.Н. Алексеева'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ирис Дефорж

Введение

Глава 1. Теоретические истоки и методология

§ 1. Эволюция идей и методологические основы

§2. Социально-философские идеи

§3. Контуры евразийской теории

§4. Философия права в России

Глава 2. Феноменология права

§ 1. Идеальные основы права

§2. Право как ценность

§3. Эмпирическое бытие права

Глава 3. Смысл государства

§ 1. Состав государства

§2. Государство и социальные регуляторы

§3. Проблема совершенного государства

Глава 4. Россия-Евразия как политико-правовой феномен

§ 1. Политический идеал русского народа

§2. Государство и христианство

§3. От Советской России к «государству правды»

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Ирис Дефорж

1. Актуальность темы

Философия права H.H. Алексеева - яркая, но малоисследованная страница в истории русской философии. Философия права есть точка пересечения философских и правовых исследований. Если философия стремится к предельному постижению вещей, основ мироздания, то в философии права заложено стремление к выявлению предельных оснований политико-правовых явлений. Исторически философия права формировалась благодаря усилиям философов и юристов. Философы шли к философии права в основном затем, чтобы опробовать созданный ими понятийный аппарат и методологию на таком специфическом материале, как государство и право. Например, у Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Канта, Гегеля вопросы государства и права занимали хоть относительно и большое по объему место, но всегда были своего рода иллюстрацией их философских воззрений, воспринимались как «довесок» к ним. Юристы, напротив, шли от права к философии, которая была нужна им не как самодовлеющая дисциплина, а в качестве средства постижения сущности, первооснов права и государства. Редкий юрист, занимаясь философско-правовыми исследованиями, создавал свою собственную методологию или даже философскую школу. Юристы в этом плане, как правило, шли на шаг позади философов, адаптируя к правовым исследованиям чужую методологию. Так, например, выдающийся немецкий юрист Р. Штаммлер весьма плодотворно применил неокантианскую методологию Баденской школы, австро-американский юрист Г. Кельзен использовал целый комплекс идей различных философских направлений (философия жизни, неокантианство Баденской и Марбургской школ, неопозитивизм и др.), юриспруденция известнейшего американского юриста Р. Паунда выросла на базе прагматизма, социологию права Е. Эрлиха невозможно себе представить без позитивизма и т.д. Алексеев - юрист, который шел к философии права от юриспруденции. Избрав феноменологию в качестве основного элемента своей методологической базы, он показал пример довольно редкого и, конечно, оригинального соединения философии и права. Представляется весьма актуальным делом исследовать механизм такого соединения, рассмотреть точки пересечения феноменологии и права.

К сожалению, отечественная историко-философская наука еще недостаточно внимания уделяет философско-правовой проблематике. Философия права еще не нашла своего «законного» места в историко-философских исследованиях. Основной массив работ по истории русской философии права выполняется юристами, как правило, оставляющих за скобками мировоззренческие, смысложизненные аспекты философско-правовой мысли. Философия права в России - неотъемлемый элемент мирового и отечественного историко-философского процесса. Нельзя полно и всесторонне понять русскую философию права вне общефилософского, общекультурного контекста России. Философия права Алексеева - наглядный пример того, как пересекаются и взаимно влияют друг на друга философия и философско-правовая мысль. Представляется актуальным провести анализ такого взаимодействия, показать, какое место занимает философия права Алексеева в истории русской философско-правовой мысли и истории русской философии в целом.

В настоящее время, когда в различных слоях российского общества идет интенсивный поиск «идентичной государственности», теоретическое наследие Алексеева представляет несомненный интерес. Русский юрист дал глубокий, обстоятельный анализ правосознания русского народа, морфологии Советского государства. Работы Алексеева содержат новый оригинальный материал для более объективной оценки советского периода русской истории. Его проект будущей России (как бы к нему не относиться) дает творческий импульс для более целенаправленного обсуждения перспектив развития российской государственности.

2. Степень разработанности темы

Философия права Алексеева не была еще предметом комплексного, всестороннего историко-философского исследования. В русской эмигрантской литературе ему уделялось крайне мало внимания. В.В. Зеньковский в своей знаменитой «Истории русской философии» отводит творчеству Алексеева четверть страницы, указав лишь, что только две его работы («Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов» и «О последних вещах») посвящены собственно философским проблемам, остальные - философии права. Чуть больше, половину страницы, уделяет творчеству Алексеева Б.В. Яковенко в фундаментальном труде «История русской философии», где оно рассматривается как элемент евразийства. Примечательно, что ничего не говорится об Алексееве в «Истории русской философии» Н.О. Лосского, в «Очерках по истории русской философии» С.А. Левицкого, в «Путях русского богословия» Г.В. Флоровского. Есть отдельные незначительные работы, посвященные тем или иным сторонам творчества Алексеева: Гурвич Г.Д. Н.Н.А. Основы философии права // Современные записки. 1924. № 21; Вишняк М.В. H.A. Пути и судьбы марксизма // Современные записки. 1937. № 63; Струве H.A. N.A. Russian orthodox bishops in Sov. Union, 1941-1953 // ВРСХД. 1956. № 41.

В России заметный интерес к теоретическому наследию Алексеева проявился в последние 10-15 лет. Показательными в этом отношении стали публикации в различных философских словарях: Алексеев H.H. // Философы России XIX - XX столетий. Биографии, идеи, труды. М., 1995. С. 20-21; Кошарный В.П. Алексеев H.H. // Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995. С. 10-11; А. Вашестов // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 16-17; Огурцов А.П. Алексеев H.H. // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 1. М., 2000. С. 83-84. Можно также назвать несколько статей-предисловий (отчасти автобиографического, отчасти аналитического характера) к различным сочинениям Алексеева: Дугин А. Предисловие. Теория Евразийского государства // Алексеев H.H. Русский народ и государство. М., 1998; Тараторин Д. Николай Алексеев // Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998; Бернацкий Г.Г., Соболев В.Г. Николай Николаевич

Алексеев // Основы философии права. СПб.: Лань, 1999.

На настоящий момент существует достаточно широкий пласт диссертационной и монографической литературы, посвященный евразийству, где творчество Алексеева либо упоминается в той или иной связи, либо (в лучшем случае) ему отводится несколько абзацев: Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX-начало XX вв.). М.: Наука, 1991; Соболев A.B. Полюса евразийства // Новый мир. 1991. № 1; Урханова P.A. Евразийство как идейно-философское течение в русской культуре XX века: Автореф. дисс. .канд. фи-лос. наук. М., 1992; Горяев А.Т. Евразийство как явление культуры России: историко-философский аспект: Автореф. дисс. .канд. филос. наук. М., 1993; Ко-лесниченко Ю.В. Евразийская концепция личности: Автореф. канд. дисс. М., 1994; Кривошеева Е.Г. Пореволюционное эмигрантское течение евразийство (1921-1932 гг.): Автореф. дисс. .канд. ист. наук. М., 1995; Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. М.: Юрист, 1995; Половинкин С.М. Евразийство и русская эмиграция // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995; Вилента И.В. Концепция истории России в научном наследии евразийцев: Автореф. канд дисс. М., 1996; Люкс Л. Евразийство и консервативная революция // Вопросы философии. 1996. № 3; Омельченко H.A. В поисках России: общественно-политическая мысль русского зарубежья о революции 1917 г., большевизме и будущих судьбах российской государственности (историко-политический анализ). СПб.: РХГИ, 1996; Шумакова О.Н. Геополитические аспекты теории евразийцев: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. СПб., 1996; Пономарева Л.В. Типология евразийства // Русская эмиграция в Европе в 30-е гг. XX в. М., 1996; Бе Гю Сонг. Концепция евразийства в России. Истоки и современность: Автореф. дисс. .канд. полит, наук. М., 1997; Син Бом Сик. Идеи «евразийства» и современный российский идейно-политический процесс: Автореф. дисс. .канд. полит, наук. М., 1997; Игнатова C.B. Историко-философский анализ евразийского учения: Автореф. канд дисс. М., 1999; Шатилов А.Б. Евразийство как феномен политической культуры:

Двадцатые годы XX века: Автореф. дисс. .канд. полит, наук. М., 1999; История русской философии: Учебник для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. М., 2001; Хобта В.В. Евразийство как явление российской политической культуры: Автореф. дисс. .канд. полит, наук. Уссурийск, 2001; Жданова Г.В. Евразийство в современных исследованиях. Философские аспекты: Автореф. дисс. .канд. фи-лос. наук. М., 2002; Пащенко В.Я. Социальная философия евразийства. М.: Альфа-М, 2003 и др.

Творчество Алексеева было предметом специального рассмотрения в двух работах: Новоженина И.В. Государственно-правовое учение H.H. Алексеева: Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. Уфа, 2002; Овчинников А.И. Евразийское правовое мышление H.H. Алексеева. Ростов-н/Д: Изд-во Сев.-Кавк. науч. центра высш. шк., 2002. Оба автора рассматривают политико-правовые взгляды Алексеева, но преимущественно в юридической плоскости. В работах исследован верхний, собственно юридический слой политико-правовых воззрений Алексеева, за рамками исследования остались мировоззренческие, ценностные аспекты его философии права.

Таким образом, до настоящего времени философия права Алексеева еще не была предметом всестороннего специального философского и историко-философского исследования.

3. Цель и задачи исследования

Целью исследования является историко-философская реконструкция философии права Алексеева и ее анализ.

Для достижения поставленной цели необходимо было выполнить следующие задачи:

- показать взаимосвязь собственно философских, мировоззренческих взглядов Алексеева и его политико-правовой теории;

- рассмотреть генезис и эволюцию философии права Алексеева;

- провести обстоятельный анализ методологической базы русского юриста и ее эволюции;

- проанализировать социально-философские и евразийские идеи русского юриста, ставшие основой его философии права;

- представить и дать детальный анализ взглядов Алексеева на право и государство;

- детально рассмотреть предложенный Алексеевым проект будущей государственности России.

4. Научная новизна исследования

Диссертация является первым в отечественной литературе историко-философским исследованием философско-правовых воззрений Алексеева. Впервые предпринимается историко-философская реконструкция философии права Алексеева в ее целостной взаимосвязи.

Новизна настоящего диссертационного исследования состоит также в следующем:

- в систематизированном виде показывается и анализируется связь и взаимообусловленность мировоззренческих, ценностных, социально-философских и политико-правовых идей Алексеева;

- проведен детальный анализ методологии философско-правовых воззрений Алексеева и ее эволюции;

- проведена историко-философская реконструкция взглядов русского юриста на право и государство, показан их философский смысл;

- детально проанализирован предлагаемый Алексеевым политический проект будущей России, его мировоззренческие и социально-философские основы.

5. Теоретико-методологические основы диссертации

Настоящее исследование проведено в соответствии с основными общенаучными принципами теории истории философии: историзм, документализм, всесторонность и объективность анализа, критичность в оценке материала.

В работе использованы такие важнейшие методы историко-философского познания, как исторический, логический, социологический, сравнительный и др.

При рассмотрении материала автор решал двуединую методологическую задачу: с одной стороны, выявить и показать внутреннюю логику философии права Алексеева, ее системность и взаимообусловленность элементов, но с другой - постараться объективно, со стороны, критично вскрыть противоречия и изъяны его философско-правовых воззрений. В процессе исследования было важно четко разграничить логику философии права Алексеева и логику критического анализа диссертации.

6. Практическая значимость диссертации Настоящее диссертационное исследование дает материал для теоретических разработок в области правоведения и государствоведения. Диссертация может представлять интерес для юристов, историков, политологов, социологов, изучающих возможности и перспективы развития российской государственности и ее правовой системы. Материалы и выводы диссертации могут быть также использованы при подготовке и чтении лекций, при проведении семинарских занятий по истории русской философии, истории политических и правовых учений, истории культуры, государства и права России.

7. Апробация работы Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории русской философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философия права Н.Н. Алексеева"

Заключение

Подводя итоги данного исследования, следует еще раз отметить, что философия права Алексеева - оригинальное, органичное в контексте русской правовой и философской культуры явление. На примере его творчества наглядно видно, как эволюционировала русская философско-правовая мысль. Поколение, к которому принадлежал Алексеев, родилось в относительно спокойное, стабильное время императорской России. Оно успело почувствовать колорит эпохи, пропитаться духом русской правовой культуры. Первая русская революция, потрясшая основания монархии, заставила многих интеллигентов пересмотреть итоги господства идеологии «народобожества» («Вехи»). Затем последовал период мирного развития, который, казалось бы, отодвинул Россию от революционных катаклизмов. Февральская революция на многих произвела впечатление неожиданного, непредвиденного обвала, посеяв в интеллигенции состояние растерянности. События Октябрьской революции и гражданской войны были восприняты многими интеллигентами как катастрофа, круто изменившая русскую историю.

Философско-правовые воззрения таких авторов, как П.И. Новгородцев (близких к идеологии веховства) эволюционировали от оптимистической приверженности ценностям западной демократии до глубокого разочарования в ней и перехода на религиозные и почвеннические позиции. С.Н. Булгаков, C.JI. Франк, П.Б. Струве, H.A. Бердяев и многие другие проделали примерно такую же эволюцию. В эмиграции у многих из них сложился идеализированный образ будущей России как страны православной и свободной от большевизма. Эволюция философии права Алексеева имела несколько иной вектор своего развития. В своей первой крупной работе «Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов» Алексеев, следуя за своим учителем Новгородцевым, фактически занят критикой русской революции. Вместе с тем большевистская революция вызвала в нем по преимуществу не уныние, а оптимистический настрой. В отличие от многих представителей русской эмигрантской культуры, Алексеев оценил возникновение Советского государства как разрыв с губительной для России западнической традицией и поворот в сторону становления самобытной российской государственности. Философско-правовая мысль в лице Алексеева и других евразийцев, продемонстрировав новый, неожиданный поворот в своем развитии, обнаружила богатство идей и нестандартность методологических подходов. Философия права Алексеева стала достойным ответом на вызов времени. Его исследования практики первых лет Советского государства в значительной степени предвосхитили многие будущие «советологические» работы на Западе.

Алексеев, эволюционировав от либерала до евразийца, совмещал в себе бесстрастного ученого-юриста и идеолога евразийского движения. Академические философско-правовые исследования соединялись у него (с той или иной степенью гармоничности) с пропагандой и отстаиванием евразийских идей. Но во всех своих ипостасях юрист стремился достичь истины. Опыт феноменологического исследования права, предпринятый Алексеевым, следует признать выдающимся в своем роде. Ни до него, ни после никто из русских авторов не пытался на основе феноменологической методологии создать философско-правовую систему. Можно предъявлять разные претензии к феноменологии права Алексеева, но нельзя не признать высокую степень ее оригинальности. Алексеев не создал школы, как, например, Л.И. Петражицкий, но его феноменология права весьма значительна и представляет собой крупное явление как в истории философско-правовой мысли, так и в истории русской философии в целом. Юристу удалось выявить такие взаимосвязи философии и права, которые могут стать и сегодня основой различных перспективных исследований. Так, одной из центральных тем современной общей теории права является проблема соотношения системы права и системы законодательства. Суть ее в том, что позитивное право отнюдь не совпадает с правом как логической абстракцией. Для советской и постсоветской юридической науки является аксиомой, что структура позитивного права должна в идеале соответствовать или, как минимум, приближаться к логической абстракции права. Но в этом случае недалеко до вывода, что первичной основой права является его идеальная структура. Такой идеалистический подход был, конечно, неприемлем для советской юридической науки, что приводило к необходимости какими-то окольными путями объяснять очевидный дуализм права. В настоящее время, когда диктат догматического марксизма ушел в историю, в исследовании дуализма права можно применять любую научно допустимую методологию (а не только материалистическую диалектику). И вот здесь богатство идей, содержащееся в феноменологии права Алексеева, может быть актуализировано.

В историко-философском плане представляет большой интерес евразийский проект Алексеева. Русский юрист, выступивший против господства в России коммунистической идеологии, поддержал Советскую власть как опыт стихийного народного государственного строительства. Он оценивал факт возникновения Советского государства как своевременную, необходимую форму модернизации России, как своеобразный «русский ответ» на вызов Запада. Вместе с тем представляется очевидным факт, что модернизацию России юрист рассматривал преимущественно в рамках национальной традиции. Предлагаемое им «государство правды» содержит в себе значительный этический компонент. Связывая будущее Российское государство не с наукой и техникой, не с технологией власти, а с моральным совершенствованием его граждан, Алексеев выступает как типичный моралист в духе «заволжских старцев». В отличие от европейских юристов и государствоведов, русский юрист Алексеев делает упор не на юридические механизмы и гарантии, а на моральные. Право у него оказывается подчиненным морали и религии. Такая позиция как нельзя лучше демонстрирует принадлежность к исконно русской традиции морализации политики, берущей начало еще с сочинения митрополита Илариона «Слово о законе и благодати».

 

Список научной литературыИрис Дефорж, диссертация по теме "История философии"

1. Абдуразаков P.A. Атлантизм и евразийство как концептуальные основы внешней политики России в 1991-1997 гг.: Автореф. дисс. .канд. ист. наук. Дагестан, 1998.

2. Абрамов А.И. О русском кантианстве и неокантианстве в журнале «Логос» // Кант и философия в России. М., 1994.

3. Авдеева JI.P. Проблема государства в русской религиозной общественной мысли последней трети XIX начала XX в. // Вестник Московского университета. Серия 12. «Теория научного коммунизма». 1982. № 5.

4. Актуальные вопросы истории политических и правовых учений: Сборник научных трудов. М., 1987.

5. Алексеев H.H. Духовные предпосылки Евразийской культуры // Алексеев H.H. Русский народ и государство. М., 1998.

6. Алексеев H.H. Евразийство и марксизм // Евразийский сборник. Кн. 6. Прага, 1929.

7. Алексеев H.H. Евразийцы и государство // Алексеев H.H. Русский народ и государство. М., 1998.

8. Алексеев H.H. Идея государства: Очерки истории политической мысли. Нью-Йорк, 1955.

9. Алексеев H.H. Идея земного града в Христианском вероучении // Алексеев H.H. Русский народ и государство. М., 1998.

10. Алексеев H.H. Куда идти? (К вопросу о новой советской конституции). Берлин, 1937.

11. Алексеев H.H. Мир и душа: Философские размышления о материи и духе на основе диалектического реализма. Женева, 1955.

12. Алексеев H.H. На путях к будущей России // Алексеев H.H. Русский народ и государство. М., 1998.

13. Алексеев H.H. Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов. М., 1912.

14. Алексеев H.H. О будущем государственном строе России // Новый град. 1938. № 13.

15. Алексеев H.H. О высшем понятии философии // Путь. 1937. № 53.

16. Алексеев H.H. О сопротивлении при помощи силы // Новый град. 1939. № и.

17. Алексеев H.H. Об идее философии и ее общественной миссии // Путь. 1934. №44.

18. Алексеев H.H. Общее учение о праве. Симферополь, 1919.

19. Алексеев H.H. Обязанность и право // Алексеев H.H. Русский народ и государство. М., 1998.

20. Алексеев H.H. Основы философии права. СПб., 1999.

21. Алексеев H.H. Очерки по общей теории государства. М., 1919.

22. Алексеев H.H. Пути и судьбы марксизма. От Маркса и Энгельса к Ленину и Сталину. Берлин, 1936.

23. Алексеев H.H. Религия, право и нравственность. Париж, 1928.

24. Алексеев H.H. Русская империя в ее исторических истоках. Женева,1958.

25. Алексеев H.H. Русский народ и государство // Алексеев H.H. Русский народ и государство. М., 1998.

26. Алексеев H.H. Русское западничество // Алексеев H.H. Русский народ и государство. М., 1998.

27. Алексеев H.H. Собственность и социализм // Алексеев H.H. Русский народ и государство. М., 1998.

28. Алексеев H.H. Теория государства: Теоретическое государствоведе-ние, государственное устройство, государственный идеал // Алексеев H.H. Русский народ и государство. М., 1998.

29. Алексеев H.H. Христианство и идея Монархии // Алексеев H.H. Русский народ и государство. М., 1998.

30. Алексеев H.H. Христианство и социализм // Путь. 1931. № 28.

31. Алексеев H.H. Статья в словаре: Философы России XIX-XX столетий. М., 1993.

32. Антощенко A.B. «Евразия» или «Святая Русь»?: (Российские эмигранты в поисках самосознания на путях истории). Петразоводск: Петрозавод. гос. ун-т. Каф. отеч. истории новейшего времени, 2003.

33. Антощенко A.B. О Евразии и евразийцах: (Библиогр. указ.). Петрозаводск, 1997.

34. Балиева З.Я. Власть государство - общество: (Из тр. мыслителей, философов, политиков). М.: Евраз. центр стратег, исслед., 2004.

35. Бе Гю Сонг. Концепция евразийства в России. Истоки и современность: Автореф. дисс. .канд. полит, наук. М., 1997.

36. Белов Г.А. Особенности развития политической мысли в России // Кентавр. 1994. № 1.

37. Бердяев H.A. Восток и Запад // Путь. 1930. № 23.

38. Бердяев H.A. Евразийцы // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.

39. Бердяев H.A. Русская идея // О России и русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

40. Бердяев H.A. Утопический этатизм евразийцев // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.

41. Бернацкий Г.Г., Соболев В.Г. Николай Николаевич Алексеев // Основы философии права. СПб.: Лань, 1999.

42. Бицилли П.М. «Восток» и «Запад» в истории Старого Света // На путях: Утверждение евразийцев. Кн. 2. Берлин, 1922.

43. Бицилли П.М. Два лика евразийства // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.

44. Бицилли П.М. Народное и человеческое: По поводу «Евразийского временника» 1925. Кн. 4. Т. 25 // Современные записки. 1925.

45. Бломберг Я.А. Евразийское восточничество в прошлом и будущем: Кпересмотру еврейского вопроса: Опыт евразийского рассмотрения проблемы // Тридцатые годы: Утверждение евразийцев. Кн. 7. Б.м., 1937.

46. Боботов С.В. Буржуазная социология права. М., 1978.

47. Валицкий А. Интеллектуальная традиция дореволюционной России // Общественные науки и современность. 1991. № 1.

48. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX веков // Вопросы философии. 1991. № 8.

49. Валицкий А. Философия права в русском либерализме (комментированный реферат) // Философские основания теорий международных отношений. Вып. 3. Сб. обзоров. М.: ИНИОН, 1990.

50. Вандалковская М.Г. Историческая наука российской эмиграции: «евразийский соблазн». М.: Памятники ист. мысли, 1997.

51. Вашестов А. Алексеев Н.Н. // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995.

52. Вернадский Г.В. Монгольское иго в русской истории // Евразийский временник. Кн. 5. 1927.

53. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. Прага, 1927.

54. Вернадский Г.В. Опыт истории Евразии с половины VI века до настоящего времени. Берлин, 1934.

55. Вилента И.В. Концепция истории России в научном наследии евразийцев: Автореф. канд дисс. М., 1996.

56. Вишняк М.В. Н.А. Пути и судьбы марксизма // Современные записки. 1937. №63.

57. Водзинский Е.И. Русское неокантианство конца XIX начала XX веков. Марксистско-ленинская критика онтологии и гносеологии. JL, 1966.

58. Гессен С.И. Евразийство // Путь. 1927. № 8.

59. Горяев А.Т. Евразийство как явление культуры России: историко-философский аспект// Автореф. дисс. .канд. филос. наук. М., 1993.

60. Горяев А.Т. Евразийство: «научный замысел» и практические реалии.

61. М.: Росс, ун-т дружбы народов; Элиста: Калмыц. ин-т соц.-экон. и правовых исслед., 2001.

62. Государственный строй и политико-правовые идеи России второй половины XIX в. Воронеж, 1987.

63. Гримм И. Евразийцы и Белое движение // Возрождение. 1925. 22, 23июня.

64. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. 1994. № 1.

65. Гумилёв Л.Н. В поисках вымышленного царства. М.: Товарищество Клышников, Комаров и К, 1992.

66. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Товарищество Клышников, Комаров и К, 1992.

67. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1992.

68. Гумилев Л.Н. Историко-философские сочинения князя Н.С. Трубецкого (Заметки последнего евразийца) // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995.

69. Гумилёв Л.Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М.: Экопрос,1993.

70. Гурвич Г.Д. Н.Н.А. Основы философии права // Современные записки. 1924. №21.

71. Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 1. СПб., 1909.

72. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994.

73. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М.: Известия, 2003.

74. Данилов С.И. Социальная философия евразийства: истоки, сущность, современное состояние: Канд. дисс. М., 1995.

75. Доронченков А.И. Российская эмиграция «первой волны» о национальных проблемах покинутого Отечества. Очерк. СПб.: ЦИПКПО, 1997.

76. Дугин А.Г. О евразийстве // Савицкий П.Н. Континент Евразия. М.,1997.

77. Дугин А. Предисловие. Теория Евразийского государства // Алексеев H.H. Русский народ и государство. М., 1998.

78. Евразийская идея и современность. М.: Изд-во Росс, ун-та дружбы народов, 2002.

79. Евразийский временник. Берлин, 1923. Кн. 3; 1925. Кн. 4; 1927. Кн. 5.

80. Евразийский сборник: Полшпика. Философия. Россиеведение. Кн. 6. Прага, 1929.

81. Евразийская хроника. Прага, 1925. Вып. 1-4; Париж, 1926. Вып. 5; 1927. Вып. 7-9; 1925. Вып. 10.

82. Евразийство: декларация, формулировка, тезисы. Прага, 1932.

83. Евразийство (опыт систематического изложения) // Савицкий П.Н. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997.

84. Евразийство: теория и практика: (Сб. статей). М.: Арктогея центр,2001.

85. Евразийство: формулировка 1927 года // Евразийская хроника. 1927. Вып. 9.

86. Евразия: Еженедельник по вопросам культуры и политики. Париж, 1928-1929.

87. Емельянова И.А. «Всеобщая история права» в русском дореволюционном правоведении (XIX в.). Казань, 1981.

88. Жданова Г.В. Евразийство в современных исследованиях. Философские аспекты: Автореф. дисс. .канд. филос. наук. М., 2002.

89. Жуков В.Н. Русская философия права: естественно-правовая школа первой половины XX века. М., 2001.

90. Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1-2. JL: Эго, 1991.

91. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М.: Республика, 1997.

92. Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М.: Юридическая литература, 1985.

93. Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России второй половины XIX начала XX вв. (Б.Н.Чичерин). М., 1975.

94. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978.

95. Игнатова C.B. Историко-философский анализ евразийского учения: Автореф. канд дисс. М., 1999.

96. Ильин В.Н. Евразийство и славянофильство//Евразийская хроника. 1926. Вып. 4.

97. Исаев И.А. Евразийство: миф или традиция? // Коммунист. 1991. №12.

98. Исаев И.А. Идеи культуры и государственности в трактовке «евразийства» //Проблемыправовой и политической идеологии. М., 1989.

99. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России (конец Х1Х-начало XX вв.). М.: Наука, 1991.

100. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. М.: Юрист, 1995.

101. История политических учений: Учебник для вузов / Под общей ред. проф. О.В.Мартышина. М.: НОРМА, 2002.

102. История русской философии: Учебник для вузов / Редкол.: М.А. Маслин и др. М., 2001.

103. Исход к Востоку: Предчувствия и свершения: Утверждение евразийцев. София, 1921. Кн. 1.

104. Казмер М.Э. Социологическое направление в русской дореволюционной правовой мысли. Рига, 1983.

105. Кант И. Соч. В 6-ти т. М., 1963-1966.

106. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея. Пг., 1922.

107. Карсавин Л.П. Основы политики // Евразийский временник. 1927.1. Кн. 5.

108. Карсавин Л.П. Основы политики и мысли о России. Тверь, 1998.

109. Карсавин Л.П. Ответ на статью H.A. Бердяева о евразийцах // Путь.1926. №2.

110. Карсавин Л.П. Уроки отреченной веры // Евразийский временник 1925. Кн. 4.

111. Карсавин Л.П. Феноменология революции // Евразийский временник.1927. Кн. 5.

112. Карсавин Л.П. Философия и ВКП: По поводу статьи Кожевникова // Евразия. 1929. №20.

113. Карсавин Л.П. Церковь, личность и государство // Путь. 1928. № 9.

114. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. Университетская книга. СПб.,1997.

115. Кассирер Э. Избранное: Индивид и космос. М.; СПб.: Университетская книга, 2000.

116. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998.

117. Кашарный В.П. Алексеев H.H. // Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. М.: Республика, 1995.

118. Кашарный В.П. Евразийство // Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. М.: Республика, 1995.

119. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986.

120. Кизеветтер A.A. Евразийство // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.

121. Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб.: РХГИ,1998.

122. Клепилин H.A. Материалы к социальной программе евразийства // Евразийский сборник. Кн. VI. Прага, 1929.

123. Кожевников А. Философия и ВКП // Евразия. 1920. № 16; то же // Вопросы философии. 1992. № 2.

124. Колесниченко Ю.В. Евразийская концепция личности: Автореф. канд. дисс. М., 1994.

125. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

126. Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. СПб.: Лань, 2001.

127. Кривошеева Е.Г. Пореволюционное эмигрантское течение «евразийство» (1921-1932 гг.): Автореф. дисс. .канд. ист. наук. М., 1995.

128. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. М.,1980.

129. Кузнецов К.А. История философии права. Одесса, 1917.

130. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М.: Юрид. лит., 1989.

131. Кузнецов Э.В., Савельев В.Ф. Правовое государство (Из истории русской правовой мысли) // Правоведение. 1991. №1.

132. Куприц Н.Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России. М., 1980.

133. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). М.: Республика, 1996.

134. Либерализм в России. М., 1996.

135. Логовиков В.П. Научные задачи евразийцев // Тридцатые годы. Париж, 1926. Кн. 7.

136. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

137. Львов С.А. Критика «философии ценностей» в русской буржуазной политико-правовой мысли (Б.А. Кистяковский). Автореферат диссертации. Л., 1983.

138. Люкс Л. Евразийство и консервативная революция // Вопросы философии. 1996. №3.

139. Мартышин О.В. Общетеоретические юридические науки и их соотношение // Государство и право. 2004. № 7.

140. Маслин М.А. «Русская идея» и проблема возрождения российской государственности //Вестник Московского университета. Сер. 12. 1993. № 5.

141. Машанова JI.B. Россия и кочевой мир Евразии: контакты, взаимодействие (Евраз. фактор в отечеств, истории). М.: ГАУ, 1998.

142. Михайлов И.И. Шелер // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 4. ML, 2001.

143. Михайловский И.В. Новый опыт построения философии права в русской литературе. Юрьев, 1915.

144. Мокшеев Н.А. О воспитании ведущего идеократии // Евразийская хроника. Вып. XII. Берлин, 1937.

145. Мотрошилова Н.В. Принципы и противоречия феноменологической философии. М., 1967.

146. Мяло К.Г. Между Западом и Востоком. Опыт геополитического и историософского анализа. М.: А. Соловьев: Рус. Нац. Фонд, 2003.

147. На путях: Утверждение евразийцев. Берлин, 1922. Кн. 2.

148. Нерсесянц B.C. Право и закон: Из истории правовых учений. М.,1983.

149. Нерсесянц B.C. Философия права. Учебник для вузов. М.: Издательская группа ИНФРА М-НОРМА, 1997.

150. Никитин В.П. Иран, Туран и Россия // Евразийский временник. 1927.1. Кн. 5.

151. Никитин В.П. О евразийском патриотизме // Евразийская хроника. 1927. Вып. 8.

152. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М.: Наука, 1996.

153. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. СПб.: Лань, 1999.

154. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991.

155. Новгородцев П.И. Сочинения. М.: Раритет, 1995.

156. Новгородцев П.И. О путях и задачах русской интеллигенции // Из глубины. М., 1990.

157. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Политическая программаевразийцев: реальность или утопия? // Общественные науки и современность. 1992. № 1.

158. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. «Евразийский искус» // Философские науки. 1991. № 12.

159. Новоженина И.В. Государственно-правовое учение H. Н. Алексеева: Автореф. дисс. .канд. юрид. наук. Уфа, 2002.

160. Овчинников А.И. Евразийское правовое мышление H.H. Алексеева. Ростов-н/Д: Изд-во Сев.-Кавк. науч. центра высш. шк., 2002.

161. Омельченко H.A. В поисках России: общественно-политическая мысль русского зарубежья о революции 1917 г., большевизме и будущих судьбах российской государственности (историко-политический анализ). СПб.: РХГИ, 1996.

162. Освальд Шпенглер и закат Европы: (H.A. Бердяев, Я.М. Букшпан, Ф.А. Степун, С.Л. Франк). М., 1922.

163. Панарин A.C. Россия в цивилизационном процессе (Между атлан-тизмом и евразийством). М.: ИФРАН, 1995.

164. Пащенко В.Я. Социальная философия евразийства. М.: Альфа-М,2003.

165. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб.: Лань, 2000.

166. Половинкин С.М. Евразийство // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995.

167. Половинкин С.М. Евразийство и русская эмиграция // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995.

168. Поляков A.B. К критике методологических основ школы «возрожденного естественного права» в России. П.И. Новгородцев // Вестник Ленинградского университета. Серия 6. История КПСС, научный коммунизм, философия, право. Вып. 2. 1986. №2.

169. Пономарева Л.В. Типология евразийства // Русская эмиграция в Евpone в 30-е гг. XX в. М., 1996.

170. Проблемы буржуазной теории права: Философия права. Реферативный сборник. М.: ИНИОН АН СССР, 1984.

171. Пяткина С.А. Идеи естественного права в методологии русской фи-лософско-правовой мысли (конец XIX начало XX века). Труды ВЮЗИ. Т. 44. M., 1975.

172. Пяткина С.А. К истории юридического позитивизма в России // Вопросы государства и права в общественной мысли России XVI-XIX вв. М., 1979.

173. Пяткина С.А. Русская буржуазная правовая идеология. M., 1980.

174. Пяткина С.А. Школа «возрождённого естественного права» в России // Правоведение. 1969. № 6.

175. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб.: Наука, 1997.

176. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М.: Республика,1998.

177. Россия и латинство. Берлин, 1923.

178. Русская политическая мысль второй половины XIX в. Сборник обзоров. М.: ИНИОН АН СССР, 1989.

179. Русская политическая и правовая мысль XI-XIX вв. Реферативный сборник. М.: ИНИОН АН СССР, 1987.

180. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука,1995.

181. Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. М.: Республика, 1995.

182. Русская философия права// Социологические исследования. 1990. №3.

183. Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб.: Алетейя, 1997.

184. Савальский В.А. Основы философии права в научном идеализме. Марбургская школа в философии: Коген, Наторп, Штаммлер и др. М., 1908.

185. Савельев В.А. Теория «возрождённого естественного права» в учении П.И. Новгородцева // Вопросы государства и права в общественной мысли России XVI-XIX вв. М., 1979.

186. Савицкий П.Н. В борьбе за евразийство // Савицкий П.Н. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997.

187. Савицкий П.Н. Географические и геополитические основы евразийства// Савицкий П.Н. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997.

188. Савицкий П.Н. Географический обзор России-Евразии // Савицкий П.Н. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997.

189. Савицкий П.Н. Евразийская концепция русской истории // Савицкий П.Н. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997.

190. Савицкий П.Н. Евразийство // Савицкий П.Н. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997.

191. Савицкий П.Н. Евразийство как исторический смысл // Савицкий П.Н. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997.

192. Савицкий П.Н. Континент-океан // Савицкий П.Н. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997.

193. Савицкий П.Н. Миграция кульуры // Савицкий П.Н. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997.

194. Савицкий П.Н. Поворот к Востоку // Савицкий П.Н. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997.

195. Савицкий П.Н. Подданство идеи // Савицкий П.Н. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997.

196. Садовский Як. Оппонентам евразийства: Письмо в редакцию // Евразийский временник. 1923. Кн. 3.

197. Син Бом Сик. Идеи «евразийства» и современный российский идейно-политический процесс: Автореф. дисс. .канд. полит, наук. М., 1997.

198. Смена вех: Сборник статей. Прага, 1921.

199. Соболев A.B. Полюса евразийства // Новый мир. 1991. № 1.

200. Современные зарубежные исследования политики и политической идеологии: Реферативный сборник. М.: ИНИОН АН СССР, 1988.

201. Современные зарубежные исследования политико-правовой культуры России: Сборник обзоров. М.: ИНИОН АН СССР, 1988.

202. Современные зарубежные исследования русской правовой мысли XIX века: Реферативный сборник. М.: ИНИОН АН СССР, 1980.

203. Современные зарубежные исследования русской правовой мысли XIX века: Сборник обзоров. М.: ИНИОН АН СССР, 1982.

204. Соловьев Э.В. Теория общественного договора и кантовское моральное обоснование права // Философия Канта и современность. М., 1974.

205. Сонин В.В., Фёдоров В.П. Правопонимание в дореволюционной немарксистской юридической мысли России // Государственный строй и политико-правовые идеи России второй половины XIX столетия. Воронеж, 1987.

206. Социологическая мысль в России: Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX начала XX века. JL, 1978.

207. Степун ФА. Евразийский временник // Современные записки. 1924.1. Т. 21.

208. Степун ФА. Москва Третий Рим // Новый журн. 1960. Кн. 60.

209. Степун А.Ф. Россия между Европой и Азией // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.

210. Струве Г.П. Русская литература в изгнании. Краткий биографический словарь русского зарубежья. Париж М.: YMCA-Press. Русский путь, 1996.

211. Струве H.A. N.A. Russian orthodox bishops in Sov. Union, 1941-1953 // ВРСХД. 1956. №41.

212. Субетто А.И. Геополитическая логика взаимодействия русской и мировой культур в контексте философии истории России как евразийской цивилизации: прошлое, настоящее, будущее. СПб.: Изд-во Краснояр. краевого центра развития образования, 1999.

213. Сувчинский П.П. Вечный устой // На путях: Утверждение евразийцев. Берлин, 1922. Кн. 2.

214. Сувчинский П.П. Идеи и методы // Евразийский временник. 1925.1. Кн. 4.

215. Сувчинский П.П. К типологии правящего слоя Новой России // Евразийская хроника. 1928. Вып. 10.

216. Сувчинский П.П. Сила слабых // Исход к Востоку: Предчувствия и свершения: Утверждение евразийцев. София, 1921. Кн. 1.

217. Тарасов H.H. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001.

218. Тараторин Д. Николай Алексеев // Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998.

219. Теория государства у славянофилов: Сб. ст. СПб., 1898.

220. Толстой Н.И. Н.С. Трубецкой и евразийство // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995.

221. Толль Н.П. Скифы и гунны: Из истории кочевого мира. Прага, 1928.

222. Тридцатые годы: Утверждение евразийцев. Б.м., 1931. Кн. 7.

223. Трубецкой Н.С. Верхи и низы русской культуры: Этническая база русской культуры // Исход к Востоку: Предчувствия и свершения: Утверждение евразийцев. София, 1921. Кн. 1.

224. Трубецкой Н.С. Идеократия и армия // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995.

225. Трубецкой Н.С. Европа и человечество // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995.

226. Трубецкой Н.С. К проблеме русского самопознания // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995.

227. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995.

228. Трубецкой Н.С. О государственном строе и форме правления // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995.

229. Трубецкой Н.С. Об идее-правительнице идеократического государства // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995.

230. Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995.

231. Трубецкой Н.С. Письмо в редакцию газеты «Евразия» // Алексеев H.H., Ильин В.Н., Савицкий П.Н. О газете «Евразия». Париж, 1929.

232. Трубецкой Н.С. Русская проблема // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995.

233. Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве. М., 1971.

234. Урханова P.A. Евразийство как идейно-философское течение в русской культуре XX века: Автореф. дисс. .канд. филос. наук. М., 1992.

235. Устян А.Р. Византизм и евразийство как геополитические стратегии развития России в XXI веке. М.: Полтекс, 2000.

236. Филиппов Л.И. Неокантианство в России // Кант и кантианцы. М.,1978.

237. Философские проблемы государства и права: Межвузовский сборник. Саратов, 1988.

238. Философы России XIX XX столетий. Биографии, идеи, труды. М.: Книга и бизнес, 1995.

239. Флоровский Г.В. Евразийский соблазн // Современные записки. 1928.34.

240. Флоровский Г.В. О народах не-исторических: Страна отцов и страна детей // Исход к Востоку: Предчувствия и свершения: Утверждение евразийцев.1. София, 1921. Кн. 1.

241. Флоровский Г.В. О патриотизме праведном и греховном // На путях: Утверждение евразийцев. Берлин, 1922. Кн. 2.

242. Флоровский Г.В. Окамененное бесчувствие: По поводу полемики против евразийцев //Путь. 1926. № 2.

243. Флоровский Г.В. Разрывы и связи // Исход к Востоку: Предчувствия и свершения: Утверждение евразийцев. София, 1921. Кн. 1.

244. Франк С.Л. Собственность и социализм // Евразийский временник. 1927. Кн. 5.

245. Хомяков A.C. О старом и новом: Статьи и очерки. М., 1988.

246. Хобта В.В. Евразийство как явление российской политической культуры: Автореф. дисс. .канд. полит, наук. Уссурийск, 2001.

247. Хоружий С.С. Карсавин, евразийство и ВКП // Вопросы философии. 1992. №2.

248. Хоружий С.С. Карсавин и де Местр // Вопросы философии. 1989. №3.

249. Хэ Фан Евразийство и русская литература 1920-1930-х годов XX века: Автореф. дисс. .канд. филол. наук. М., 2004.

250. Чхеидзе К.А. Идеократическое содержание хозяйства // Евразийская хроника. Вып 11. Берлин, 1935.

251. Чхеидзе К.И. Из области русской геополитики // Тридцатые годы: Утверждение евразийцев. Б.м., 1931. Кн. 7.

252. Шатилов А.Б. Евразийство как феномен политической культуры: Двадцатые годы XX века: Автореф. дисс. .канд. полит, наук. М., 1999.

253. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994.

254. Шпенглер О. Пруссачество и социализм. М.: Праксис, 2002.

255. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. Образ и действительность. Новосибирск: Наука, 1993.

256. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории.

257. Т.2. Всемирно-исторические перспективы. М.: Мысль, 1998.

258. Шумакова О.Н. Геополитические аспекты теории евразийцев. Авто-реф. дис. . канд. филос. наук. СПб., 1996.

259. Якупов Р.И. Евразийство: проблемы осмысления: По итогам между-нар. науч. конф., 14-15 сент. 2000 г. Уфа: Вост. ун-т, 2002.

260. Walicki A. A History of russian thought. From the Enlightenment to Marxism / Stanford, Stanford University Press, California, 1978.

261. Walicki A. Legal Philosophies of Russian Liberalism. Notre Dame. Indiana. 1992.1. Примечания:

262. Новгородцев П.И. О путях и задачах русской интеллигенции // Из глубины. М., 1990. С. 218.

263. Алексеев H.H. Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов. M., 1912. С. XIII-XIV.1. Там же. С. 104-105.

264. Алексеев H.H. Очерки по общей теории государства. М., 1919. С. 12.6 Там же. С. 5.

265. Более или менее плодотворно отдельные идеи Марбургской школы развивали И.А. Ильин и В.А. Са-вальский.

266. Алексеев H.H. Основы философии права. СПб., 1999. С. 41-42.

267. Алексеев H.H. Очерки по общей теории государства. С. 26.

268. Алексеев H.H. Основы философии права. С. 44.

269. Алексеев H.H. Общее учение о праве. Симферополь, 1919. С. 101.

270. Алексеев H.H. Очерки по общей теории государства. С. 129.13 Там же. С. 136.14 Там же. С. 136-137.

271. Алексеев H.H. Общее учение о праве. С. 102.

272. Алексеев H.H. Очерки по общей теории государства. С. 137-138.17 Там же. С. 138.

273. Алексеев H.H. Теория государства: Теоретическое государствоведение, государственное устройство, государственный идеал //Алексеев H.H. Русский народ и государство. М., 1998. С. 438.19 Там же. С. 441.20 Там же. С. 433.

274. Степун А.Ф. Россия между Европой и Азией // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993. С. 310.

275. Кизеветтер A.A. Евразийство. Бицилли П.М. Два лика евразийства. Бердяев H.A. Евразийцы. Его же. Утопический этатизм евразийцев // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология.

276. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. С. 21.

277. Половинкин С.М. Евразийство и русская эмиграция // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995. С. 739.

278. Тараторин Д. Николай Алексеев // Алексеев H.H. Русский народ и государство. С. 627.

279. Алексеев H.H. Русское западничество // Алексеев H.H. Русский народ и государство. С. 120.

280. Либерализм в России. М., 1996. С. 375.

281. Алексеев H.H. Русское западничество //Алексеев H.H. Русский народ и государство. С. 127.29 Там же. С. 139-140.30 Там же. С. 141.31 Там же. С. 144.32 Там же. С. 146.33 Там же. С. 14734 Там же. С. 146.35 Там же. С. 147.

282. Жуков В.Н. Русская философия права: естественно-правовая школа первой половины XX века. М., 2001. С. 16-17.37 Там же. С. 29.

283. Алексеев H.H. Основы философии права. С. 21.39 Там же. С. 25.40 Там же. С. 30.41 Там же. С. 36.42 Там же.

284. Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве. М., 1971. С.359.44 Там же. С. 73.

285. Михайлов И.И. Шелер // Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 4. М., 2001. С. 380.

286. Алексеев H.H. Основы философии права. С. 57, 63.47 Там же. С. 63-64.48 Там же. С. 67.49 Там же. С. 69.50 Там же. С. 71.51 Там же. С. 86.52 Там же. С. 134-135.53 Там же. С. 96.54 Там же. С. 97.55 Там же. С. 109.56 Там же. С. 102.57 Там же. С. 113.

287. Алексеев H.H. Общее учение о праве. С. 133.

288. Алексеев H.H. Очерки по общей теории государства. С. 146.

289. Кант И. Соч. В 6-ти т. Т. 4, часть 2. М., 1965. С. 233.

290. Алексеев H.H. Очерки по общей теории государства. С. 149.79 Там же. С. 41.80 Там же. С. 168.81 Там же. С. 200.82 Там же. С. 182.83 Там же. С. 186.84 Там же. С. 42.

291. Алексеев H.H. Теория государства: Теоретическое государствоведение, государственное устройство,государственный идеал //Алексеев H.H. Русский народ и государство. С. 392-393.86 Там же. С. 407.87 Там же. С. 420.88 Там же. С. 437.89 Там же. С. 470.

292. Алексеев H.H. Основы философии права. С. 162.

293. Алексеев H.H. Общее учение о праве. С. 151-152.

294. Алексеев H.H. Основы философии права. С. 215.93 Там же. 218.94 Там же. С. 219.

295. Алексеев H.H. Религия, право и нравственность. Paris: YMCA Press, 1930. С. 94, 97.

296. Алексеев H.H. О гарантийном государстве //Алексеев H.H. Русский народ и государство. С. 373.104 Там же. С. 382.

297. Алексеев H.H. Теория государства: Теоретическое государствоведение, государственное устройство, государственный идеал //Алексеев H.H. Русский народ и государство. С. 602-603.106 Там же. С. 598.

298. Алексеев H.H. О гарантийном государстве // Алексеев H.H. Русский народ и государство. С. 377.

299. Алексеев H.H. Русский народ и государство // Алексеев H.H. Русский народ и государство. С. 68.

300. Новгородцев П.И. «О своеобразных элементах русской философии права» // Новгородцев П.И. Сочинения. М„ 1995. С. 373-374.21.