автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философия права в наследии Л.И. Петражицкого

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Поснов, Иван Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Мурманск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Философия права в наследии Л.И. Петражицкого'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философия права в наследии Л.И. Петражицкого"

На правах рукописи

Поснов Иван Владимирович

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В НАСЛЕДИИ Л. И. ПЕТРАЖИЦКОГО

Специальность - 09.00.03. - история философии

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

Мурманск - 2005

На правах рукописи

Послов Иван Владимирович

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В НАСЛЕДИИ Л И. ПЕТРАЖИЦКОГО

Специальность - 09.00.03. - история философии

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Мурманск-2005

Работа выполнена в Мурманском государственном техническом университете

Научным руководитель:

кандидат философских наук, доцент Закондырин Евгений Викторович

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Сергеев Константин Андреевич, кандидат философских наук, доцент Ежов Юрий Алексеевич

Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Защита состоится « » /¿¿Р^/^и 2005 года в $ часов на заседании диссертационного совета К 307.009.01 в Мурманском государственном техническом университете

по адресу: 183010, г. Мурманск, Спортивная, д. 13, зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Мурманского государственного технического университета

Автореферат разослан « 5/» ^А _2005 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, канд. фил ос. наук, доцент

Кузнецов Ю.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность темы исследования. Философия права составляет мировоззренческое и методологическое основание теории права, формируя правовую культуру личности, общества, народа. Этим и определяется ее практическое значение Л.И. Петражицкий является оригинальным мыслителем в истории российской философии права, основателем психологического направления в праве. Его теория права шла вразрез с господствующим течением, но в силу своей неординарности, цельности и в чем-то даже эпатажности - она приковывала всеобщее внимание и достойно противостояла как целой школе так называемых «неоидеалистов», так и их оппонентам, то есть сторонникам сотщологического правоведения, с одной стороны, и защитникам правового этатизма, с другой. Она явилась мощным толчком, стимулирующим развитие российской правовой мысли.

К сожаленью психологическое направление в праве в последние годы практически не развивалось, и до сих пор остается наименее изученным. Попытки вывести право го ограничительных рамок формально-догматического его понимания суть одна го ощутимых тенденций осознания не только содержания юридической формы, но и ценностных аспектов права Вопросы мотивационного и культурно-воспитательного воздействия права все чаще становятся предметом обсуждения как в философии и теории права, так и специальных юридических науках: криминологии, криминалистики, судебной психологии.

Глубинное основание теории Л.И Петражицкого заключается в таком обнаружении реальности права, каким оно усматривается конкретной личностью, чьи психологические мотивации своего социального воспроизводства с неизбежностью базируются на целом множестве предустановок. экзистенциальных, индивидуальных, групповых,

общественных В зависимости от ценностной ориентации индивида право в жизни личности может занимать либо доминирующее, либо незтачитешлюе место Российское общество в целом тяготеет к последнему варианту ценностной ориентации, не редко можно даже сказать к правовому нигилизму. В условиях реформ в России, когда официально заявлялось о востребованности права, российский гражданин обычно не ценит право как таковое Личностно право воспринимается по преимуществу как чужая ценность, как ценность для власти, а не для отдельного человека И он по-прежнему считает, что его право как не обеспечивалось, так и никогда не будет обеспечиваться.

Право у Л И. Пстражицкого начинается не с исполнения обязанностей «посторонними лицами», а с «самих обязанных»' Это и является фундаментом на котором может быть построено здание правовой культуры, прочного и стабильного правопорядка Концепция ученого есть в известном смысле оригинальная методология опредмечивания встречи нормы законодательства и того, кому эта норма адресована Это есть встреча внешнего с внутренними установками личности. Особенно актуальным это становиться в наше время, когда плюрализм, диалогичг гость, компромиссиостъ и конвенционализм «размывают» «реальную реальность», то есть то, как она нравственно мотивируется личностью

Концептуально оформленная теория нрава Л И Петражицкого должна рассматриваться не только с исторической точки зрения, но с позщщи современности; политико-правовые школы в последние годы фиксируют эмоциональную поддержку большинства как неотъемлемое свойство власти и правовых норм Демократические выборы органов власти, борьба конституционными средствами за лояльность большинства граждан

1 Петражицкий Л И. Теория права и государства в связи с теорий нравственности СПб, 2000. С. 134.

выявили -зависимость этих процессов от состояния индивидов, переживающих эмоции агрессии, страха, доверия и симпатии Вот почему природа эмоции и ее роль в бытии государственной власти привлекает внимание государственных, политических деятелей и различных идеологов политических программ.

Степень научной разработанности проблемы. Творческое наследие Л.И. Петражицкого уже было предметом исследования авторов различных периодов Собственно, можно говорить о том, что исследованию психологическая теория права подверглась с момента появления в начале XX века. Неоднозначное понимание и не всегда принятие её до конца порождало множество критики или же, наоборот, находило надлежащую поддержку.

Современники ЛИ Петражицкого неоднозначно отнеслись к новой теории права и ей присущей «эмоциональной психологии». Можно обнаружить тройственное отношение: одни всецело ее принимают (Д ДембскийУ или вносят поправки (М.А Рейснер)2, другие отрицают (Н Виноградов, Р. Орженецкий)3 и, наконец, третьи признают себя некомпетентными в вопросах психологии и ждут ответа от специалистов - психологов на возникшие вопросы (В.М. Хвостав, Н И Палиенко)4.

Следующим этапом анализа психологической теории права стали

' См • Дембский Д «Философия права и нравственности», проф Л И Петражицкого. Харьков, 1909. С. 4, 7-11.

2 См.: Рейснер М А Теория Л.И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология. СПб., 1908. С. 46-68.

3 См.: Виноградов Н. Проф Л.И. Петражицкий «Введение в изучение права и нравственности Основы эмоциональной психологии» // Критическое обозрение 1908 Вып. 3 (VIII). С 28-30: Орженецкий Р. Теория права и государства проф. ЛИ Петражицкого/'Вопросы философии и психологии. 1908 Кн 1(91). С 111-135

4 См.: Хвостов В.М. Этюды по современной этике М., 1908 С. 178-207; Палиенко Н И. Учение о существе права и правовой связанности государства Харьков. 1908 С 138145, 202-226, 270-280; Палиенко Н.И. Нормативный характер права и его отличительные признаки. К вопросу о позитивизме в праве. Ярославль, 1905. С 17, 2125; Палиенко Н.И. Новая психологическая теория права и понятие права Ярославль, 1901.

работы П.Н. Галанзы1 и М Резунова2, которые критиковали отношение Л.И Петражицкого к философии В частности, П.Н. Га ланча писал о наивности реализма Л И. Петражицкого В свою очередь М Резунов отождествлял объект исследования в теории ученого, то есть право, с теорией бытия в его философском значении. По их мнению, изучение психологического аспекта права у ЛИ Петражицкого не вышло за пределы общих тезисов юристов XX века.

Польский исследователь Г Сайдлер поддержал оценку Л.И. Петражицкого как субъективного идеалиста с общей отрицательной оценкой его творчества Советский теоретик и историк права В А Туманов3 изменил подход к апализу психологической теории права Обязательное неприятие этого направления, с одной стороны, и адекватное ее изложите и указание на определенные позитивные моменты с другой -заслуга В.А. Туманова Оценка теории Л И Петражицкого в исследованиях В Д. Зорькина отличается неопределенностью атрибуции его идей. Определение эмоционалистической теории права как «позитивиской» не соответствует ни философской, ни правовой классификации.

В трудах С А. Пяткиной теория Л.И Петражицкого, по мнению автора, оценепа наиболее адекватно, но исследователь подошел к ней лишь с позиции юриспруденции. В.Д Зорькин и С А Пяткина анализируют теорию Л И. Петражицкого лишь в той степени, в какой это было необходимо для понимания общей картины русской юридической мысли конца XIX - XX веков. Кроме того, в большинстве работ посвященных психологической теории права или ее интерпретации она оценивается негативно.

1 См: Галанза П Н Критика психологической теории права // Ученые записки Казанского университета. 1928. Т. 89 Кн. I. С. 113-170.

2 См. Резунов М. Марксизм и психологическая школа права М., 1931

3 См.. Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология М., 1971.

Таким образом, объективное и целостное исследование наследия творчества Л И Петражицкого на сегодняшний день остается актуальным, не до конца реализованной задачей Настоящая диссертация призвана восполнить этот пробел.

Объект исследования. Объектом исследования являются философские взгляды мыслителя на существо права с позиции его психологической интерпретации, взгляды на соотношение права и нравственности в психологической теории.

Предмет исследования. Предметом диссертационного исследования является философия психологической теории права Л И. Петражицкого в философии права

Цели и задачи исследования. Цель диссертационной работы заключается в том, чтобы выяснить существо психологической теории права Л.И. Петражицкого в сопоставлении с позицией русской философии права конца XIX - начала XX веков При этом автор ставил перед собой следующие задачи:

- выяснить гносеологические корни теории права Л.И. Петражицкого, политические и социальные предпосылки формирования мировоззрения ученого;

- показать связь теории Л И Петражицкого с другими теориями конца XIX начала - XX веков (естественно-гравовое направление, социологическая школа права, юридический позитивизм, теория права Иеринга и другие), а также отметить самостоятельность и отличие рассматриваемой теории от основных правовых доктрин указанного периода,

выявить связь естественно-правовых учений с теорией Л.И. Петражицкого;

- раскрыть оригинальный взгляд теоретика на существо права, происхождение и развитие правовых явлений, роль науки «политики

права» в законотворчестве;

исследовать, в чем проявилось своеобразие подхода Л И Петражицкого к решению проблемы соотношения права и нравственности с учетом гуманистической идеи «политики права» в самой доктрине;

- раскрыть дальнейшую судьбу психологической теории права;

- обосновать актуальность и научную ценность теории права Л И. Петражицкого на современном этапе развития общества

Методологическая база исследования. Основой исследования является диалектический метод, также сравнительно-исторический метод в выявлении связи естественно-правовых учений с теорией права Л И. Петражицкого Также применен метод анализа при исследовании сущности права, соотношения права и нравственности в доктрине Л.И. Петражицкого

Научная новизна исследования. Научная новизна обуславливается самой постановкой проблемы, ее актуальностью на современном этапе становления и развития нашего государства В диссертационном исследовании предпринята попытка показать и обосновать, что негативные оценки психологической теории права пе вполне справедливы. Автор исследует теорию права Л И. Петражицкого с позиции русской философии права, пытается творчески осмыслить наследие ученого, обосновать, что его концепция должна занять подобающие место в исторической и теоретико-правовой науке. Особенностью диссертационного исследования является то, что автор предпринимает попытку исследовать теорию права Л И. Петражицкого на стыке трех наук' философии, юриспруденции и психологии

Основные положения диссертации выносимые на защиту.

1. Господствующая ранее негативная оцепка теории права Л.И. Петражицкого не совсем обоснованна.

2. Появление психологического направления в праве было закономерным результатом процессов происходивших в конце XIX - начале XX веков, как в российской философии права, так и в европейской

3 Критерий разграничения права и нравственности предложенный Л.И. Петражицким не выявлял оценочных форм внутренней регуляции поведения личности- грех, стыд, вина. При этом мораль в его теории описывалась без использования категорий добра и зла, т к. вводился новый компонент - эмоция

4 Переосмысленная Л И Петражицким идея политики права на рубеже веков не только не потеряла своей актуальности и новизны, а скорее стала даже еще более притягательнее, интереснее и необходимее.

Научная и практическая значимость работы. Основные положения, содержащиеся в диссертации, философский, философско-исторический и теоретический материалы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по проблеме истории философии, философии права, а также в качестве материала может быть использована в курсе истории русской философии и философии права для проведения лекционных и семинарских занятий

Апробация работы. Положения и выводы диссертации изложены в выступлениях автора на научно-практических конференциях. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии МГТУ и шложены в 2 публикациях Материалы диссертационного исследования были использованы автором для подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий со студентами в Мурманском государственном техническом университете по курсу «История русской философии».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, но три параграфа в каждой, заключения и библиографического списка использованной литературы

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы исследования, характеризуется ее актуальность и научная новизна, выявляется степень разработанности избранной проблемы в литературе, определяются основные источники, методологические подходы, формулируется общая цель и задачи исследования.

В первой главе «Предпосылки формирования психологической теории права Л.И. Петражицкого» теория права, предложенная ЛИ ТТетражицким рассматривается в русской философско-правовой мысли как процесс соединения (синтеза) правовой науки с психологией и философией, что привело к появлению, можно сказать, нового, направления в праве.

В первом параграфе «Роль социально-политических и правовых идей в формировании мировоззрения ЛИ. Петражицкого» анализируются два отдельных направления русской правовой мысли -юридический позитивизм (А.Д. Градовский, К Д. Кавелин, С.В Пахман, А X Гольмстеп, В.И Сергеевич, Н М Коркунов) и социологическая теория права (С А. Муромцев), а также отмечаются метафизический и религиозный варианты теории естественного права, предложенные Б.Н Чичериным и В.С Соловьевым Автор пытается также выяснить гносеологические корни психологической теории права.

Юридический позитивизм в России развивался на почве философского позитивизма, представители которого декларировали сознательный отход от основных вопросов философии, что провозглашалось качественно новым путем в философии, свободного от метафизики и рассматривалось как истинно научное Для русских юристов конца XIX века философский позитивизм приобретал статус передовой философии Он был важен как теория метода познания, которую Можно

и

приложить к уже накоплепш.ш приемам работы с положительным нравом.

Сторонники юридического позитивизма отказались от существовавшей в юридической теории парной категории «естественное право - позитивное право» Естественное право как система разумных идей о праве и в гносеологическом, и в онтологическом смысле объявлялось лишенным научной значимости. Юристы XIX века занималась правосознанием, исходя только из позитивного права Научная певерифицированность естественного права в онтологическом плане диктовала отказ от правового дуализма. В гносеологическом плане категория «естественное право» выступала как разновидность философского понятия «ценность», перенесенная на юридическую почву В ттом качестве она объявлялась категорией «субъективной оценки» и потому непригодной в качестве научного инструмента познания

Представители юридического позитивизма по отношению к изучаемому ими праву видели свою обязанность в том, чтобы вскрыть истинный смысл отдельных норм, выяснить смысл и содержание закона как такового Проблемы же обоснования права, оправдания существования права в истории и современности в теории юридического позитивизма носили всего лишь дополнительный характер.

Рудольф Иерипг осозпал ограниченность формально-логического метода юридического позитивизма. В своей теории права он отстаивал борьбу интересов как причину возникновения и изменения права В его теории новое истолкование получил вопрос о воле, выражаемой правом, как причине бьггия права. Воля - целеполагаема, она всегда направлена на достижение цели, ибо человеческая воля свободна от механического детерминизма1 Целенаправленная воля как всеобъемлющая форма человеческого бьггия проявлялась в разнообразных интересах. Воля индивида способная избирать цели устанавливает качественный рубеж

1 См.. Иеринг Р. Цель в праве: в 2 т СПб., 1881. Т. 1. С. 16-22.

между природой и обществом. В физическом мире природы действует закон причинности, в человеческом обществе - закон целесообразности. Стремление объяснить право не из самого права, есть тезис о том, что право - продукт борьбы человеческих интересов в истории; в сравнении с юридическим позитивизмом это делало теорию Р Иеринга более глубокой и многоплановой, что и отразилось на русском правоведении в конце XIX века. Н.М. Коркунов и С.Л. Муромцев восприняли идеи Р. Иеринга не утратив при этом своей творческой индивидуальности

Н.М. Коркуновым был поставлен вопрос о значимости для права и государства психологического состояния граждан, их чувства зависимости от власти. Но, к сожалению, сам психологический феномен не был им описан в системе научных понятий. Вариант глубокой разработки исихолошческой основы государственной власти и закона предложил позднее Л.И. Петражицкий.

Творчество Р Иеринга, использовавшего термин «чувство права» в процессе реализации права и в самом процессе правообразования, тезис IIМ. Коркунова о «создании зависимости подвластных», идея «творческой субъективности» как фактора правообразования, по С.А Муромцеву, свидетельствовали о появлении в нравопознании проблемы явно психологического характреа Специфику всех этих позиций составляло отсутствие развернутой системы понятий, которые в разработанных психологических терминах могли бы интерпретировать психологическую сферу, которая обозначилась в юридических исследованиях периода 80-х годов XIX века.

Вариант интерпретации обозначающейся психологической проблемы в однородных ей психологических терминах, пронизавших всю историю црава, предложил Л И. Пелражицкий, отмежевавшийся от юридического позитивизма и теории Р. Иеринга и заявивший о возрождении естественного права, при этом, не имея ни какого отношения к

П И. Новгородцеву «возбудившему вопрос о «возрождении естественного права», о характере и взаимоотношении руководящих в области нового течения доктрин и о надлежащей постановке и разработке дела возрождения естественного права в будущем»1

Метафизические философский и религиозный варианты естественного права, предложенные Б.Н. Чичериным и В.С Соловьевым, были им отвергнуты. В конце XIX века наметились методологические различия в интерпретации естественно-правовых идей Б.Н. Чичерин встретил с критикой не только философские, но и правовые идеи В С Соловьева, возражая религиозно-мистическим идеям B.C. Соловьева с позиции рационалиста метафизика, утверждая, что историю человечества и роль права в истории можно познать, не обращаясь к средствам религии2 Таким образом, в отечественной философско-правовой науке конца XIX - начала XX веков формируется новое направление -психологическое или эмоциональное, берущее свое начало в социологической теории права, отрицающие теорию юридического позитивизма, с использованием основных положений и принципов естественного права

Во втором параграфе «Теоретико-методологические основы естественно-правовых учений о соотношении права и нравственности» раскрываются основные концепции естественного права для уяснения основы психологической теории права JIИ Петражицкого.

Древние делили право на естественное (природное) и позитивное (созданное людьми), что привело к поиску основ права в естественной жизни людей, в человеческой сути их бытия В Древней Греции понятие естественного права трактовалось как выражение исконных и неотъемлемых свойств человека в качестве общественного и морального

1 Петражицкий ЛИК вопросу о социальном идеале и возрождении естественного права. М., 1913. С. 3.

2 См . Чичерин Б.Н. Мистицизм в науке. М.. 1880. С 51-76.

существа. В этот период складывается натуралистическая тенденция, включавшая как самого человека, так и созданную им культуру в сферу единой материи - природы Справедливо то, что соответствует природе Другими словами в период античности формируется теория естественного права, суть которой состоит в том. что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным

Христианская философская мысль (Августин Блаженный, Фома Аквинский) не оперируют понятием «естественное право» в своих трудах, так как проблематика философии данного периода заключается в раскрытий Бога и его существа Но в тоже время средневековые юристы внесли значительный вклад в разработку проблематики соотношения права позитивного и права естественного, углубили и развили основы философско-правового подхода, подготовили исследовательское поле для философии и философии права Нового времени

Характерной чертой философии права, начиная с XTV-XV веков было выделение естественного закона, под которым понималась совокупность правил нравственности, усматриваемых (выводимых) непосредственно из разума. В указанный период мыслители (II Макиавелли, Т. Мор, Г Гроций, Ольдендорп, Ф Бэкон, Т Гоббс) занимаются решением вопроса того, что во взаимных отношениях людей и обществ между собой надобно признавать законным и справедливым и что напротив незаконным и несправедливым

Ольдендорп в своих трудах пытался систематически изложить начало естественного закона и сделать естественное право предметом социального исследования Теория естественного права (закона) рассматривалась как наука о принципах, началах права, знание которых необходимо для его постижепия Основным принципом деления права была справедливость.

Гуго Гроций также рассматривает социальную проблематику с

позиции естественного права, сквозь призму идей и требований правовой справедливости Естественное право, по мнению Г. Гроция, есть изречения здравого разума, показывающие нам, что в известном действии, но причине согласия или не согласия его с самой разумной природой, заключается нравственная необходимость или нравственная мерзость

Томас Гоббс определяет естественное право как свободу всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению доя сохранения своей собственной природы, т.е собственной жизни По в тоже время он разделяет естественное право и естественный закон « . право состоит в свободе делать или не делать, между тем как закон определяет и обязывает к тому или другому члену этой альтернативы »1 Основной естественный закон у Г. Гоббса состоит из двух частей' «нужно искать мира повсюду, где можно его сохранить» и « где мир сохранил, нельзя, нужно искать помощь для ведения войны».2

Джон Локк трактует людей в естественном состоянии как «свободных, равных и независим!,гс»3, подобно Т Гоббсу Основываясь на ф} ндаменгальной идее индивидуалистической борьбы за самосохранение, Д. Локк в отличие от Т Гоббса энергично развивает тему собственности и труда как неотъемлемых атрибутов естественного человека.

Начиная с XVII века формируется логико-демонстрационная экспликация по поводу того, что все принципы, нормы и правила человеческого сообщества должны устанавливаться самими людьми Причиной этого стала ашропоцентричность европейской культуры, в которой человек объявлялся высшей инстанцией в познании и реализации разумного начала мира Было зафиксировано разделение естественного и позитивного права, где первое понималось как первоначально-природное, второе - выработанное философско-правовым разумом. Причем акцент

1 Гоббс Т Философские основания учения о гражданине. Минск-М., 2001. С 36.

2 Там же

3 Локк Д Сочинения: в 3 т. М.. 1988. Т. 3. С. 317.

делался на позитивном праве, так как естественное право трактовалось как совоку пность предрассудков и суеверий.

Следующим этапом в развитии идеи естественного права и соотношении права и нравственности стала немецкая классическая философия и, прежде всего теоретические труды И. Канта и Г. Гегеля Их диалектический подход, по сравнению с позицией предшественников, включая материалистов XVIII века с их недиалектическими, механистическими и метафизическими воззрениями, стал своего рода прорывом во всей социальной, в том числе и государственно-правовой проблематике

Кантом была переосмыслена идея «естественного права», которое он рассматривал не как отражение потребностей исторического процесса, но как учение о формальных и отвлеченных формах естественности, отделенных от социального бытия В определении средств и целей человек свободен, но именно в праве он находит способ постоянного воспроизведения ограниченного законом антагонизма, стимулирующего постановку' и осуществления этих целей.

Г. Гегель критиковал различные аспекты естественно-правовой теории, но в тоже время не отклонял самой идеи. С его точки зрения естественные нрава не есть нечто абсолютное, их эволюция составляет существенный момент развития идеи права Естественное право у Г Гегеля - это не нечто долженствующие быть, а реально действующие право как продукт развития абсолютного духа.

В России естественно-правовые концепции стали предметом бурных дискуссий и полемик лишь начиная с середины ХТХ века (В С Соловьев, Б.Н Чичерин, П.И. Новгородцев, Б.А Кистяковский, E.H. Трубецкой, В.М Гессен) Но зачинателем процесса возрождения идеи естественного права в России, по нашему мнению, можно считать Л И Петражицкого Им был осуществлен особый отбор исходных доктрин естественного права

предыдущих лет, на базе которых была построена «обновленная» теория естественного права.

Идея правового дуализма: сосуществования объема неприкосновенных для государства естественных прав и законодательства, исходящего от государственной власти, приобрела методологическую значимость в теории естественного права

В третьем параграфе «Эмоциональная психология и роль философии в методологии Л.И. Петражицкого» автор раскрывает инструментарий при помощи которого Л И Петражицкий смог бы обосновать свою теорию права Придавая большое значение науке психологии, ученый приступил к созданию эмоциональной психологии, с помощью которой он мог обосновать новую теорию права. Придав методологический статус понятию «эмоция» и осуществив их классификацию на первичные (жизненно важные) и этические, он создал инструментарий для разработки своей интерпретации права

Высказывая свое отношение к взаимодействию философии и юриспруденции Л И Петражицкий считал многовековую связь между двумя этими науками малоплодотворной К философии этот юрист относился лишь как к отдельной науке, отмечая, что философия как наука все1да отражала борьбу идей материализма и идеализма При этом решения этого спора еще не найдено И следовательно как материализм, гак и идеализм, по его мнению, должны были в процессе развития человеческого знания доказать свою правоту.

Но в тоже время по ряду проблем, он определял свою позицию на подлинно философском уровне Прежде всего, у него нет сомнений в объективности существующего мира, он относит право к миру психологических явлений, т е внутреннему миру человека Нельзя согласиться с некоторыми нашими исследователями, сделавшими из

Л.И Петражицкого субъективного идеалиста1 Анализируя его труды можно сделать вывод, что он отмежевался от субъективного идеализма в философии 2 В его методологии не так мало и собственно философских положений. Психологическая теория права с точки зрения философских позиций может быть оценена как «эссенциалистская», т.е. сущностная, следовательно, она является антиагностицисткой и антифеноменалисткой. Поскольку постулируется объективная реальность, существующая независимо в виде реальности физического и Психического мира, позиция ученого может быть определена как наивный реализм, так как онтологическое постулирование не имеет за собой проблем генезиса в его доктрине Не высказав определенных предпочтений в философии, его позицию можно определить как антропологическую, так как центрообразующим правовым началом в его теории выступает человек и его эмоциональный мир

Во второй главе «Философия психологической теории права Л. И. Петражицкого» излагаются взгляды Л И Петражицкого на существо правовых явлений. Раскрывая сущность психологической теории, автор уделяет внимание сущности нрава и его определению с позиции его психологической интерпретации, а также соотношение права и нравственности Особое внимание уделено гуманистической идее полигаки права в психологической теории.

Первый параграф «Философия права в наследии Л.И. Петражицкого» раскрывает философский смысл психологической теории права.

Л И. Петражицкий рассматривает право как своего рода насилие: ((Право существует из-за невоспитанности, дефективности человеческой психики, и его задача состоит в том, чтобы сделать себя лишним и быть

1 См.. Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978. С. 193-196

2 См ■ Петражицкий Л И Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология. СПб., 1905. С. 3.

упраздненным»1 Любовь и справедливость должны влиять на внутреннее поведение индивида Связь любви и справедливости постоянно побуждает вносить коррективы в правовую жизнь Отсюда и берег свое начало идея особой науки «политики права», задача которой состоит в посюянном приближении права к идеалу любви и облагораживании человеческого поведения в социальной жизни Наука политики прана должна опираться на идеал любви, с одной стороны, и на изучение психических факторов человеческого поведения в определенной социальной среде с другой стороны.

Метод чистого описания правовых переживаний привел Л И Петражицкого к идее эмоциональной интуиции, в которой открываются нравственные и правовые данности Ученый подобно ряду философов интуитивистов стремился преодолеть противоположности между эмпиризмом и идеализмом в идее экспериментальной, «опытной» метафишки, основанной на непосредственном созерцании и описании

Эмоциональная психология ученого есть теория самопроизвольной, нормативно-эмоциональной мотивации, что в свою очередь приводит его к учению об эмоциональной шлуиции ценностей и удачному разграничению права и нравственности, как двусторних, императивно-атрибутивных и односторонних, императивных элементов

Л.И Пстражицкий «освободил» положительное право от связи с государством, расширил источники положительною права вплоть до признания их принципиальной неограниченности, а также заменил традиционное деление права на публичное и частное противопоставлением «права социального служения» и «лично-свободного права»

Во втором параграфе «Соотношение права и нравственности в теории ЛИ. Петражицкого» раскрываются понятия государства и права

1 Петражицкий ЛИК вопросу о социальном идеале и возрождении естественного права. М., 1913. С. 46

и соотноеимость их с нравственностью и моралью

Философ права исходил из того, что право есть идея, явление духовного мира Психологической основой правовой нормы (равно как и нравствешюй) являются специфические психические переживания индивида - этические эмоции или эмоции долга Они представляют собой двусторонние (пассивно-активные) психические акты, подталкивающие, вынуждающие индивида к определенным поступкам в связи с возникшей или представляемой им конкретной жизненной ситуацией Все этические явления, согласно Л.И. Петражицкому, распадаются на две большие группы Одни го них переживаются как односторонне-обязательные, другие как непритязательные, свободные, являющиеся личным делом индивида - нравственность и мораль. Другие этические явления переживаются индивидом как обязательно-притязательные, то есть требующие такого поведения, на которое вправе притязать другой индивид и это не редко есть право

Мораль и право, составляют единую психологическую нормативную систему этических явлений и различаются тем, что в праве, наряду с общим для этических явлений признаком обязательности, присутствует еще и особый признак - осознание обоснованной притязательности (атрибутивности), то есть помимо сознания того, что субъект обязан, присутствует еще и сознание того, что другой субъект имеет право. Право и нравственность Л И Петражицкого - явления индивидуальной психики, но они социальны по происхождению

В традициях естественно-правовой школы Л.И. Петражицким создается наука «поли гика права», идеалом и целью которой объявлялось «господство действенной любви в человечестве». Для достижения данной пели следует кардинально изменить способы воздействия на психику путем очищения индивидуальной и массовой психики от злокачественных антисоциальных наклонностей, отказавшись, прежде всею от мер

принудительного (кара) и поощрительного характера (награда), так как именно они возбуждают эгоистические стороны человеческой психики. ' Большое значение в социализации человеческой психики должно иметь

правовое воспитание и, прежде всего в семье начиная с раннего детства

В третьем параграфе «Философия права ЛИ. Пстражицкого в XX веке» показана критика и поддержка психологической теории права, начиная с момента ее появления в начале XX века. Психологическая теория права вызвала бурные дискуссии в начале прошлого века и, несмотря на решительное неприятие со стороны ряда ученых, она, тем не менее, приобрела и сторонников

Автор в данном параграфе рассматривает, как изменялось отношение к психологической теории права с момента ее появления по сегодняшний день

ЛИ Петражицкий вел методологическую полемику с естественно-правовым направлением' БН Чичериным, ПИ Новгородцевым, Б А Кистяковским. Е.Н Трубецким, Г.Ф Шершеневичем представителем юридического позитивизма критиковался, прежде всего, метод и неопределенность границ права в психологической теории В.И Сергеевич пытался полемизировать с Л.И. Петражицким на почве науки психологии В начале XX века вокруг психологической теории права формируется круг последователей, которые могли выступить с конкретным анализом новой ^ доктрины (М А Рейснер, П.И. Сорокин, Н С Тимашев, М Лазерсон,

Г И Гурвич).

^ Следующим этапом анализа психологической теории права стали

работы ПИ Гачанза и М Резунова, которые критиковали отношение ЛИ Петражицкого к философии. В.А. Туманов подошел к анализу ' психологической теории права несколько с иных позиций с одной

' стороны неприятие этого направления и адекватное ее изложение с другой

■ с указание на ряд положительных моментов определенной мере заслуга

В.А Туманова.

В исследованиях С А Пяткиной - юриста конца XX века теория Л И. Петражицкого, но мнению автора, оценена наиболее адекватно.

В заключении подведены краткие итоги диссертационного исследования и сформулированы осповные выводы

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах

1. Поснов, ИВ. Философия права конца XIX века / И.В Поснов // Всстник МГТУ. - 2004 -Т.7 -№2 0,7 п.л

2. Поснов, И В. Философия права в наследии Л.И Петражицкого // Поиск. Сер, «Философские и социально-экономические исследования» сб статей // МГТУ, СПбГУ филос факультет -Мурманск . Изд-во МГТУ, 2004. -Вып 7. 0,7 п.л.

У

v>

/

р 1 8 9 7 б

РНБ Русский фонд

2006-4 20465

Сдано впечать 17.01.2005, подписано в печать ¡4.01.2005, Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная, п.п.1,5. Тираж 100 Мурманский государственный технический университет Отпечатано ООО "РЩМаксимум", 183038г. Мурманск, пер. Терский 3, тел.: 42-47-15, 42-47-20, E-mail: maxil@com.mels.ru

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Поснов, Иван Владимирович

Введение.

Глава 1. Предпосылки формирования психологической теории права Л.И. Петражицкого.

1.1. Роль социально-политических и правовых идей в формировании мировоззрения Л.И. Петражицкого.

1.2. Теоретико-методологические основы естественно-правовых учений о соотношении права и нравственности.

1.3. Эмоциональная психология и роль философии в методологии Л.И. Петражицкого.

Глава 2. Философия психологической теории права

Л.И. Петражицкого.

2.1. Философия права в наследии Л.И. Петражицкого.

2.2. Соотношение права и нравственности в теории Л.И. Петражицкого.

2.3. Философия права Л.И. Петражицкого в XX веке.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Поснов, Иван Владимирович

Актуальность темы исследования. Философия права составляет мировоззренческое и методологическое основание теории права, формируя правовую культуру личности, общества, народа. Этим и определяется ее практическое значение. Л.И. Петражицкий является оригинальным мыслителем в истории российской философии права, основателем психологического направления в праве. Его теория права шла вразрез с господствующим течением, но в силу своей неординарности, цельности и в чем-то даже эпатажности - она приковывала всеобщее внимание и достойно противостояла как целой школе так называемых «неоидеалистов», так и их оппонентам, то есть сторонникам социологического правоведения, с одной стороны, и защитникам правового этатизма, с другой. Она явилась мощным толчком, стимулирующим развитие российской правовой мысли.

К сожаленью психологическое направление в праве в последние годы практически не развивалось, и до сих пор остается наименее изученным. Попытки вывести право из ограничительных рамок формально-догматического его понимания суть одна из ощутимых тенденций осознания не только содержания юридической формы, но и ценностных аспектов права. Вопросы мотивационного и культурно-воспитательного воздействия права все чаще становятся предметом обсуждения как в философии и теории права, так и специальных юридических науках: криминологии, криминалистики, судебной психологии.

Глубинное основание теории Л.И. Петражицкого заключается в таком обнаружении реальности права, каким оно усматривается конкретной личностью, чьи психологические мотивации своего социального воспроизводства с неизбежностью базируются на целом множестве предустановок: экзистенциальных, индивидуальных, групповых, общественных. В зависимости от ценностной ориентации индивида право в жизни личности может занимать либо доминирующее, либо незначительное место. Российское общество в целом тяготеет к последнему варианту ценностной ориентации, не редко можно даже сказать к правовому нигилизму. В условиях реформ в России, когда официально заявлялось о востребованности права, российский гражданин обычно не ценит право как таковое. Личностно право воспринимается по преимуществу как чужая ценность, как ценность для власти, а не для отдельного человека. И он по-прежнему считает, что его право как не обеспечивалось, так и никогда не будет обеспечиваться.

Право у Л.И. Петражицкого начинается не с исполнения обязанностей «посторонними лицами», а с «самих обязанных».1 Это и является фундаментом на котором может быть построено здание правовой культуры, прочного и стабильного правопорядка. Концепция ученого есть в известном смысле оригинальная методология опредмечивания встречи нормы законодательства и того, кому эта норма адресована. Это есть встреча внешнего с внутренними установками личности. Особенно актуальным это становиться в наше время, когда плюрализм, диалогичность, компромиссность и конвенционализм «размывают» «реальную реальность», то есть то, как она нравственно мотивируется личностью.

Концептуально оформленная теория права Л.И. Петражицкого должна рассматриваться не только с исторической точки зрения, но с позиции современности; политико-правовые школы в последние годы фиксируют эмоциональную поддержку большинства как неотъемлемое свойство власти и правовых норм. Демократические выборы органов власти, борьба конституционными средствами за лояльность большинства граждан выявили зависимость этих процессов от состояния индивидов, переживающих эмоции агрессии, страха, доверия и симпатии. Вот почему природа эмоции и ее роль в бытии государственной власти привлекает внимание государственных, политических деятелей и различных идеологов политических программ.

Степень научной разработанности проблемы. Творческое наследие

1 Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорий нравственности. СПб., 2000. С. 134.

Л.И. Петражицкого уже было предметом исследования авторов различных периодов. Собственно, можно говорить о том, что исследованию психологическая теория права подверглась с момента появления' в начале XX века. Неоднозначное понимание и не всегда принятие её до конца порождало множество критики или же, наоборот, находило надлежащую поддержку.

Современники Л.И. Петражицкого неоднозначно отнеслись к новой теории права и ей присущей «эмоциональной психологии». Можно обнаружить тройственное отношение: одни всецело ее принимают (Д. Дембский)1 или вносят поправки (М.А. Рейснер)2, другие отрицают (Н. Виноградов, Р. Орженецкий)3 и, наконец, третьи признают себя некомпетентными в вопросах психологии и ждут ответа от специалистов - психологов на возникшие вопросы (В.М. Хвостов, Н.И. Палиенко)4.

Следующим этапом анализа психологической теории права стали работы П.Н. Галанзы5 и М. Резунова6, которые критиковали отношение Л.И. Петражицкого к философии. В частности, П.Н. Галанза писал о наивности реализма Л.И. Петражицкого. В свою очередь М. Резунов отождествлял объект исследования в теории ученого, то есть право, с теорией бытия в его философском значении. По их мнению, изучение психологического аспекта права у Л.И. Петражицкого не вышло за пределы общих тезисов юристов XX века.

1 См.: Дембский Д. «Философия права и нравственности», проф. Л.И. Петражицкого. Харьков, 1909. С. 4, 7-11.

2 См.: Рейснер М.А. Теория Л.И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология. СПб., 1908. С. 46-68.

3 См.: Виноградов Н. Проф. Л.И. Петражицкий «Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии» // Критическое обозрение. 1908. Вып. 3 (VIII). С. 28-30; Орженецкий Р. Теория права и государства проф. Л И. Петражицкого // Вопр. философии и психологии. 1908. Кн. I (91). С. 111-135.

4 См.: Хвостов В.М. Этюды по современной этике. М., 1908. С. 178-207; Палиенко Н.И. Учение о существе права и правовой связанности государства. Харьков, 1908. С. 138-145, 202-226, 270-280; Палиенко Н.И. Нормативный характер права и его отличительные признаки. К вопросу о позитивизме в праве. Ярославль, 1905. С. 17, 21-25; Палиенко Н.И. Новая психологическая теория права и понятие права. Ярославль, 1901.

5 См.: Галанза П.Н. Критика психологической теории права // Ученые записки Казанского университета. 1928. Т. 89. Кн. I. С. 113-170.

6 См.: Резунов М. Марксизм и психологическая школа права. М., 1931.

Польский исследователь Г. Сайдлер поддержал оценку Л.И. Петражицкого как субъективного идеалиста с общей отрицательной оценкой его творчества. Советский теоретик и историк права В.А. Туманов1 изменил подход к анализу психологической теории права. Обязательное неприятие этого направления, с одной стороны, и адекватное ее изложение и указание на определенные позитивные моменты с другой - заслуга В. А. Туманова. Оценка теории Л.И. Петражицкого в исследованиях В.Д. Зорькина отличается неопределенностью атрибуции его идей. Определение эмоционалистической теории права как «позитивиской» не соответствует ни философской, ни правовой классификации.

В трудах С.А. Пяткиной теория Л.И. Петражицкого, по мнению автора, оценена наиболее адекватно, но исследователь подошел к ней лишь с позиции юриспруденции. В.Д. Зорькин и С.А. Пяткина анализируют теорию Л.И. Петражицкого лишь в той степени, в какой это было необходимо для понимания общей картины русской юридической мысли конца XIX - XX веков. Кроме того, в большинстве работ посвященных психологической теории права или ее интерпретации она оценивается негативно.

Таким образом, объективное и целостное исследование наследия творчества Л.И. Петражицкого на сегодняшний день остается актуальным, не до конца реализованной задачей. Настоящая диссертация призвана восполнить этот пробел.

Объект исследования. Объектом исследования являются философские взгляды мыслителя на существо права с позиции его психологической интерпретации, взгляды на соотношение права и нравственности в психологической теории.

Предмет исследования. Предметом диссертационного исследования является философия психологической теории права Л.И. Петражицкого в философии права.

Цели и задачи исследования. Цель диссертационной работы заключается

1 См.: Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. М., 1971. в том, чтобы выяснить существо психологической теории права Л.И. Петражицкого в сопоставлении с позицией русской философии права конца XIX - начала XX веков. При этом автор ставил перед собой следующие задачи:

- выяснить гносеологические корни теории права Л.И. Петражицкого, политические и социальные предпосылки формирования мировоззрения ученого;

- показать связь теории Л.И. Петражицкого с другими теориями конца XIX начала - XX веков (естественно-правовое направление, социологическая школа права, юридический позитивизм, теория права Р. Иеринга и другие), а также отметить самостоятельность и отличие рассматриваемой теории от основных правовых доктрин указанного периода; выявить связь естественно-правовых учений с теорией Л.И. Петражицкого;

- раскрыть оригинальный взгляд теоретика на существо права, происхождение и развитие правовых явлений, роль науки «политики права» в законотворчестве;

- исследовать, в чем проявилось своеобразие подхода Л.И. Петражицкого к решению проблемы соотношения права и нравственности с учетом гуманистической идеи «политики права» в самой доктрине;

- раскрыть дальнейшую судьбу психологической теории права;

- обосновать актуальность и научную ценность теории права Л.И. Петражицкого на современном этапе развития общества.

Методологическая база исследования. Основой исследования является диалектический метод, также сравнительно-исторический метод в выявлении связи естественно-правовых учений с теорией права Л.И. Петражицкого. Также применен метод анализа при исследовании сущности права, соотношения права и нравственности в доктрине Л.И. Петражицкого.

Научная новизна исследования. Научная новизна обуславливается самой постановкой проблемы, ее актуальностью на современном этапе становления и развития нашего государства. В диссертационном исследовании предпринята попытка показать и обосновать, что негативные оценки психологической теории права не вполне справедливы. Автор исследует теорию права Л.И. Петражицкого с позиции русской философии права, пытается творчески осмыслить наследие ученого, обосновать, что его концепция должна занять подобающие место в исторической и теоретико-правовой науке. Особенностью диссертационного исследования является то, что автор предпринимает попытку исследовать теорию права Л.И. Петражицкого на стыке трех наук: философии, юриспруденции и психологии.

Основные положения диссертации выносимые на защиту.

1. Господствующая ранее негативная оценка теории права Л.И. Петражицкого не совсем обоснованна.

2. Появление психологического направления в праве было закономерным результатом процессов происходивших в конце XIX - начале XX веков, как в российской философии права, так и в европейской.

3. Критерий разграничения права и нравственности предложенный Л.И. Петражицким не выявлял оценочных форм внутренней регуляции поведения личности: грех, стыд, вина. При этом мораль в его теории описывалась без использования категорий добра и зла, т.к. вводился новый компонент - эмоция.

4. Переосмысленная Л.И. Петражицким идея политики права на рубеже веков не только не потеряла своей актуальности и новизны, а скорее стала даже еще более притягательнее, интереснее и необходимее.

Научная и практическая значимость работы. Основные положения, содержащиеся в диссертации, философский, философско-исторический и теоретический материалы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях по проблеме истории философии, философии права, а также в качестве материала может быть использована в курсе истории русской философии и философии права для проведения лекционных и семинарских занятий.

Апробация работы. Положения и выводы диссертации изложены в выступлениях автора на научно-практических конференциях. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии МГТУ и изложены в 2 публикациях. Материалы диссертационного исследования были использованы автором для подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий со студентами в Мурманском государственном техническом университете по курсу «История русской философии».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, по три параграфа в каждой, заключения и библиографического списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философия права в наследии Л.И. Петражицкого"

Заключение

Для осмысления новых аспектов права необходимо ввести в методологию философии права антропологический принцип, который без сомнения окажет положительное влияние на формирование понятия права. Исторический период, когда термин право был закреплен за строго определенным идеологизированным понятием прошел. Сегодня наступает период свободной конкуренции понятий о праве. Этот процесс начался не сегодня, а гораздо раньше и большой вклад в разработку проблемы понятия права и его сущности внес Л.И. Петражицкий.

Появление психологической теории права на рубеже XIX-XX веков не случайно. В центре исследований теоретиков права рассматривалась «вечная проблема» - проблема сущности и определения права.

В этот период в философии права прослеживается поворот от исследования абстрактно-социальных проблем к изучению внутреннего мира личности. Происходит бурный рост не только психологических, но и религиозно-мистических, иррациональных учений. Вполне закономерно поэтому, что соединение правовой науки с психологией, попавшее на подготовленную почву прочно укоренилось и дало хорошие плоды в виде целого направления в теории права.

Гносеологической основой учения Л.И. Петражицкого послужили, не чисто философские разработки и учения, а вся совокупность теоретико-правовых и политических концепций того периода. Однако их влияние на Л.И. Петражицкого было не однозначным и весьма своеобразным: исследовав методы, сущность и результаты основных теоретико-правовых разработок ученый попытался найти и преодолеть их ошибки и слабые места, а затем уже подошел к проблеме сущности права с совершенно иных позиций. Кроме того, к источникам психологической теории права следует отнести также возникшую и быстро развивающуюся во второй половине XIX века науку психологию. Мы согласимся с М.А. Рейснером, что немецкий юрист Л. Кнапп оказал существенное влияние на формирование мировоззрения Л.И. Петражицкого, хотя и в его трудах нет никаких ссылок на его труды.

Основатель психологической теории права оказал существенное влияние на возрождение принципов естественного права в России. Обвиняя направление юридического позитивизма в примирительном оппортунизме по отношению к окружающей действительности, в технико-ремесленной ограниченности и научной бесперспективности, Л.И. Петражицкий осуществил отбор основных начал доктрины естественного права, на основе которой построил обновленную теорию естественного права, центром которой был человек с присущими ему свойствами.

В теоретической программе Л.И. Петражицкого содержалась также идея политики права целью, которой должно было стать устранение «злокачественных» видов интуитивного и позитивного права путем прогрессивных по своему содержанию нормативных фактов. Ученый обращал внимание на постепенную гуманизацию человеческой психики в сфере правовых явлений в ходе исторического развития. Общей целью политики права объявлялся идеал всеобщей любви.

Право рассматривалось этим юристом как идея, явление духовного мира. Отталкиваясь от этого Л.И. Петражицкий рассматривает правовые явления с точки зрения психических переживаний индивида. Основой правовой нормы являются специфические психические переживания индивида - этические эмоции. Они представляют собой двусторонние (пассивно-активные) психические акты, подталкивающие, вынуждающие индивида к определенным поступкам в связи с возникшей или представляемой конкретной жизненной ситуацией. Все этические явления распадаются на две большие группы. Одни из них переживаются как односторонне-обязательные, беспритязательные, свободные. Индивид осознает обязательность соответствующего поступка, но в тоже время он убежден, что никто не вправе притязать на исполнение данной обязанности. Эта группа этических явлений объединяется под общим понятием нравственность. Другие этические явления переживаются индивидом как обязательно-притязательные, то есть требующие такого поведения, на которое вправе притязать другой индивид. Данная часть этических явлений составляет право.

Право и нравственность (мораль) составляют единую психологическую нормативную систему этических явлений различаясь тем, что в праве наряду с общим для этических явлений признаком обязательности присутствует еще и особый признак — осознание обоснованной притязательности (атрибутивности). Помимо сознания субъект обязан, присутствует сознание, что другой субъект имеет право.

Психологическая теория права имела большой успех в начале XX века вызвав решительное неприятие со стороны ряда ученых. Но с другой стороны она приобрела себе не меньшее количество сторонников. Некоторые ученики Л.И. Петражицкого впоследствии стали видными представителями западной социологии и социологии права и их концепции в значительной мере находились под влиянием идей Л.И.Петражицкого.

Понятие «права» разработанное Л.И. Петражицким в конце XIX начале XX веков может решить ряд задач постоянно присутствующих в юридической теории. Этим юристом была поддержана позиция правоведения XVII-XVIII веков, полагающие учение о человеке исходным началом в учении о праве. Учение о специфическом эмоциональном состоянии человека заключало в себе элемент новизны, поскольку состояние свободы и обязанности описывалось в понятиях эмоциональной психологии. Доктрина эмоциональной интерпретации права предложила еще один вариант правопонимания, отрицающий детерминанту государственного правотворчества как исключительную. Во второй половине XX века идея «права человека» как сфера свободы индивида, неприкосновенная для интервенция государства, приобрела официально признанный характер.

Становление и развитие человеческой свободы немыслимо без эмоциональной сплоченности большинства граждан, которая обеспечивается синтезом принципа свободы и принципа справедливости. Получается, что свобода и справедливость как основные принципы общества, нормы права как их отдельное воплощение, принуждение и эмоциональная поддержка как свойство этих норм связываются в единое целое. Такой подход к пониманию права позволяет раскрыть такой его аспект как массовое добровольное соблюдение права, на что основе внимание обращал Л.И. Петражицкий.

Философия права в России сегодня переживает изменения. Происходит освобождение от идеологических стереотипов, введение новых методов познания существа права, в понятие право постепенно включается антропологический принцип, обсуждаются новые свойства права.

Обращение к отечественной философско-правовой мысли должно способствовать адекватному пониманию сегодняшнего правового бытия России, без которого невозможно возрождение сильной государственности и национального правосознания. Идеи Л.И. Петражицкого могут оказать в этом существенную пользу.

 

Список научной литературыПоснов, Иван Владимирович, диссертация по теме "История философии"

1. Алексеев, Н.Н. Основные философские предпосылки психологической теории права Л.И. Петражицкого / Н.Н. Алексеев // Юрид. вестник. 1913. - Кн. 4. - С. 5-23.

2. Алексеев, С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения / С.С Алексеев. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : НОРМА, 2002. - 608 с.

3. Алексеев, С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования / С.С. Алексеев. М.: НОРМА - ИНФРА * М, 1998.-874 с.

4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. — Л. : Изд-воЛГУ, 1968.-339 с.

5. Бергсон, А. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 1. / А. Бергсон. — М. : Московский клуб, 1992. — 325 с.

6. Бердяев, Н.А. Новое религиозное сознание и общественность / Н.А. Бердяев. СПб.: М.В. Пирожков, 1907.-233 с.

7. Бердяев, Н.А. Русская идея : Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века / Н.А. Бердяев // Вопр. философии. — 1990. № 1.77-144, №2. -87-154.

8. Бердяев, Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. М. : Мысль, 1990.173 с.

9. Берман, Я.А. К вопросу о природе правовых явлений : Теория Л.И. Петражицкого с точки зрения эмпирической психологии / Я.А. Берман // Юрид. вестник. 1915. - кн. X (И). - С. 5-33.

10. Бэкон, Ф. Сочинения: в 2 т. Т. 1 / Ф. Бэкон. 2-е изд. испр. и доп. -М.: Мысль, 1977.-567 с.

11. И. Виндельбанд, В. Философские этюды / В. Виндельбанд. СПб. : Д.Е. Жуковский, 1910. - 174 с.

12. Виноградов, Н. Проф. Л.И. Петражицкий «Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии» / Н. Виноградов // Критическое обозрение. 1908. - Вып. 3 (VIII). - С. 28-30.

13. Галанза, П.Н. Критика психологической теории права / П.Н. Галанза // Ученые записки Казанского университета. — 1928. Т. 89, кн. I. -С. 113-170.

14. Гегель, Г. Философия права / Г. Гегель. М. : Мысль, 1990. - 524 с.

15. Гельвеций, К.А. Соч. в 2 т. Т. 2. / К.А. Гельвеций. М. : Мысль, 1973.-647 с.

16. Гиддингс, Ф.Г. Основы социологии: Анализ явлений ассоциации и социальной организации / Ф.Г. Гиддингс. 2-е изд. - М. : Маг. «Книжное дело», 1898.-418 с.

17. Гинсберг, В.Я. Учение Л.И. Петражицкого о праве и его предпосылки / В.Я. Гинсберг // Вопр. философии и психологии. 1909. — Кн. 97 (II). - С. 204-260.

18. Гоббс, Т. Соч. в 2 т. Т. 1./ Т. Гоббс. М.: Мысль, 1989. - 623 с.

19. Гоббс, Т. Избр. произведения, в 2 т. Т. 2. / Т. Гоббс. М.: Мысль, 1964. - 748 с.

20. Гоббс, Т. Философские основания учения о гражданине / Т. Гоббс. — Минск : Харвест ; М.: ACT, 2001.-304 с.

21. Гольбах, П.А. Избр. произведения, в 2 т. Т. 1. / П.А. Гольбах. — М. : Соцэкгиз, 1963. 715 с.

22. Гольбах, П.А. Избр. произведения, в 2 т. Т. 2. / П.А. Гольбах. — М. : Соцэкгиз, 1963. 563с.

23. Гольмстен, А.Х. Юридические исследования и статьи / А.Х. Гольмстен. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1894. - 534 с.

24. Градовский, А.Д. Собр. соч. в 9 т. Т. 6. 2-е изд. / А.Д. Градовский. — СПб. : Тип. М.М. Стасюлевича, 1901. — 635 с.

25. Гроций, Г. О праве войны и мира: Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципыпубличного права / Г. Гроций. М. : Госюриздат, 1956. - 868 с.

26. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию // Вопр. философии. 1992. - № 7. - С. 136-174.

27. Дарвин, Ч. О выражение ощущений у человека и животных / Ч. Дарвин. СПб.: Тип. А. Пороховщикова, 1896. - 184 с.

28. Дембский, Д. «Философия права и нравственности», проф. Л.И. Петражицкого / Д. Дембский. — Харьков: Тип. Б. Бенгис, 1909. — 77 с.

29. Дидро, Д. Избранные произведения / Д.Дидро. М. ; Л. : Худ. лит., 1951.-412 с.

30. Зигварт, X. Логика: в 3 т. Т. 1 : Учение о суждении, понятии и выводе / X. Зигварт. СПб.: Изд. т-ва «Общественная польза», 1908. 483 с.

31. Зорькин, В.Д. Позитивистская теория права в России: Ист.-крит. исслед.: автореф. дис. . д-ра юрид. наук (12.00.01). — М., 1978. -34 с.

32. Зорькин, В.Д. Позитивистская теория права в России / В.Д. Зорькин. М. : Изд-во МГУ, 1978. - 269 с.

33. Иванов, Г.А. Новое теория права и нравственности, ее критика и монистическое понимание этики / Г.А. Иванов. — СПб. : Тип. т-ва «Екатерингофское Печатное Дело», 1910. 127 с.

34. Иванов, Г.А. Психологическая теория права в критической литературе / Г.А. Иванов. — СПб. : б. и., 1913. 157 с.

35. Иеринг, Р. Борьба за право / Р. Иеринг. — М. : маг. «Книжное дело», 1901.-80 с.

36. Иеринг, Р. Дух римского права на различных ступенях его развития / Р. Иеринг. СПб.: Тип. В.Безобразов и К0, 1875. 4.1. - 309 с.

37. Иеринг, Р. Историко-общественные основы этики / Р. Иеринг. — СПб.: Изд. И. Юровского, 1896. 32 с.

38. Иеринг, Р. Цель в праве / Р. Иеринг. СПб. : Тип. Н.В. Муравьев, 1881.Т. 1. -412 с.

39. Кант, И. Соч. в 6. Т.6. М.: Мысль, 1966. - 743 с.

40. Кант, И. Соч. в 6 т. Т.4. 4.2. М. : Мысль, 1965. - 478 с.

41. Кант, И. Соч. в 6 т. Т.4. 4.1. М.: Мысль, 1965. - 544 с.

42. Кистяковский, Б.А. Философия и социология права / Б.А. Кистяковский. СПб. : РХГИ, 1999. - 800 с.

43. Кистяковский, Б.А. Методология и ее значение для социальных наук и юриспруденции / Б.А. Кистяковский // Юрид. вестник. — 1917. — Кн. XVIII. С. 44-56.

44. Кокошкин, Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву / Ф.Ф. Кокошкин. Изд. 2-е. - М.: Изд. Бр. Башмаковых, 1912. — 306 с.

45. Коркунов, Н.М. Лекции по общей теории права / Н.М. Коркунов. — СПб. : Н.К. Мартынов, 1894. 354 с.

46. Коркунов, Н.М. Русское государственное право. В 2т. Т.1. / Н.М. Коркунов. Изд. 6-е. - Т.1. — СПб. : Тип. М.М. Стасюлевича, 1908. — 624 с.

47. Коркунов, Н.М. Указ и закон / Н.М. Коркунов. — СПб. : Тип. М.М. Стасюлевича, 1894. 408 с.

48. Коркунов, Н.М. Энциклопедия права / Н.М. Коркунов. СПб. : Тип. М.М. Стасюлевича, 1883. - 464с.

49. Лазерсон, М. Догматика и политика в германском государство ведении / М. Лазерсон // Юрид. вестник. 1916. Kh.XIV (II). - С.14-40.

50. Локк, Д. Избр. философские произведения / Д. Локк. В 2 т. Т.2. — М. : Соцэктиз, 1960. 532 с.

51. Милль, Д.С. Система логики силлогистической и индуктивной: Изложение принципов доказательства в связи с методами научного исследования. / Д.С. Миль. М.: Маг. «Книжное дело», 1899. - 781 с.

52. Михайлов, П.Е. О реальности права / П.Е. Михайлов // Юрид. вестник. 1914. - Кн. V (I). - С.5-52.

53. Михайлов, П.Е. Психологическая теория права перед судом русской юриспруденции. / П.Е. Михайлов. СПб. : Тип. т-ва «Обществ, польза», 1910. —

54. Вып. 1.-30 е.; Вып.2. 40 с.

55. Монтескье, Ш.Л. О духе законов // Избр. произведения. / Ш.Л. Монтескье. М.: Госполитиздат, 1955. - 800 с.

56. Муромцев, С.А. Гражданское право Древнего Рима / С.А. Муромцев. М.: Тип. А.И.Мамонтова и К0, 1883. - 697 с.

57. Муромцев, С.А. Еще по вопросу о догме права / С.А. Муромцев // Юрид. вестник. 1884. - №8. - С. 683-691.

58. Муромцев, С.А. Очерки общей теории гражданского права / С.А. Муромцев. М.: Тип. А.И. Мамонтова и К0, 1877. - 317 с.

59. Муромцев, С.А. Что такое догма права / С.А. Муромцев // Юрид. вестник. 1884. - № 4. - С. 759-765; № 5. - С. 231-240.

60. Нанейшвили, Г.А. Действительность права и опыт обоснования нормативных фактов / Г.А. Нанейшвили. — Тбилиси: Изд-во Тбилис. уни-та, 1987.-104 с.

61. Неволин, К. Энциклопедия законоведения. В 2т. Т.1. / К. Неволин. -Киев: Унив. тип., 1839. 633 с.

62. Новгородцев, П.И. Кризис современного правосознания / П.И. Новгородцев. М.: Тип-лит. т-ва И.Н. Кушнеров и К0, 1909. — 393 с.

63. Новгородцев, П.И. Проблемы идеализма: сб. статей / под ред. П.И. Новогродцева. М.: Моск. психол. о-во, 1903. — 521 с.

64. Новгородцев, П.И. О задачах современной философии права / П.И. Новгородцев. СПб. : Тип. СПб. акц. общ. «Слово», 1902. - 8с.

65. Новгородцев, П.И. Психологическая теория права и философии естественного права. Ответ на статью Петражицкого Л.И. / П.И. Новгородцев // Юрид. вестник. 1913. - Кн. 3. - С. 5-34.

66. Новгородцев, П.И. Современное положение проблемы естественного права / П.И. Новгородцев // Юрид. вестник. 1913. — Кн. 1. — С. 18-24.

67. Новгородцев, П.И. О праве на существование. Социально-философские этюды / П.И. Новгородцев, П.И. Покровский. — СПб.-М. : Т-во1. М.О. Вольф, 1912.-48 с.

68. Орженецкий, Р. Теория права и государства проф. Л.И. Петражицкого / Р. Орженецкий // Вопр. философии и психологии. 1908. -КнЛ (91).-С. 111-135.

69. Палиенко, Н.И. Новая психологическая теория права и понятие права / Н.И. Палиенко. Ярославль: Тип. лит. Э.Г. Фальк, 1901. - 27 с.

70. Палиенко, Н.И. Нормативный характер права и его отличительные признаки: К вопросу о позитивизме в праве / Н.И. Палиенко. — Ярославль: Тип. Губ. правл., 1902.-48 с.

71. Палиенко, Н.И. Нормативный характер права и его отличительные признаки / Н.И. Палиенко. Изд. 2-е, доп. - Ярославль: Тип. Губ. правл., 1905. -58 с.

72. Палиенко, Н.И. Учение о существе права и правовой связанности государства / Н.И. Палиенко. — Харьков: Тип. и лит. М. Зильберберг и с-вья, 1908.-342 с.

73. Пахман, С.В. О современном движении в науке права / С.В. Пахман. — СПб. : Тип. Правительствующего Сената, 1882. — 68 с.

74. Пашуканис, Е.Б. Общая теория права и марксизм / Е.Б. Пашуканис. -М. :б. и., 1924.-160 с.

75. Петражицкий, Л.И. Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права / Л.И. Петражицкий. — СПб. : Тип. М.М. Стасюлевича, 1897.-435 с.

76. Петражицкий, Л.И. К вопросу о «возрождении естественного права» и нашей программе: По поводу диссертации П.И. Новгородцева «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве» / Л.И. Петражицкий // Право. -1902.-№41.-С. 1780-1828; №42.-С. 1830- 1853.

77. Петражицкий, Л.И. Новое учение о праве и нравственности и критика проф. Сергеевича / Л.И. Петражицкий. — СПб. : Сенатская тип., 1910. — 135 с.

78. Петражицкий, Л.И. Что такое право? / Л.И. Петражицкий // Вестник права. 1899.- №1.- С. 1-62.

79. Петражицкий, Л.И. Введение в изучение права и нравственности: Эмоциональная психология / Л.И. Петражицкий. СПб. : Тип. Ю.Н. Эрлих, 1905.-311 с.

80. Петражицкий, Л.И. К вопросу о социальном идеале и возрождении естественного права / Л.И. Петражицкий. — М. : Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1913.-57 с.

81. Петражицкий, Л.И. О мотивах человеческих поступков, в особенности об этических мотивах и их разновидностях / Л.И. Петражицкий. — СПб.: Тип. Э.Л. Пороховщиковой, 1904. 75 с.

82. Петражицкий, Л.И. Очерки философии права. / Л.И. Петражицкий. СПб. : Тип. Ю.Н. Эрлих, 1900. Вып. I. - 138 с.

83. Петражицкий, Л.И. Права добросовестного владельца на доходы с точки зрения догмы и политики гражданского права / Л.И. Петражицкий. — СПб.: Тип. М.М. Стасюдевича, 1897.-435 с.

84. Петражицкий, Л.И. Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права / Л.И. Петражицкий. — М. : Статут, 2002. 426 с.

85. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л.И. Петражицкий. — СПб. : Лань, 2000. 606 с.

86. Платон Диалоги / Платон. М. : ACT; Харьков: Фолио, 2003.381 с.

87. Подгурецкий, А. Очерк социологии права / А. Подгурецкий. М. : Прогресс, 1974.-328 с.

88. Покровский, И.А Основные проблемы гражданского права / И.А. Покровский. М.: Статут, 1998. - 353 с.

89. Покровский, И.А. «Иррациональное» в области права / И.А. Покровский // Юрид. вестник. Kh.XI (III). - 1915. - С. 5-18.

90. Покровский, И.А. Естественно-правовые течения в историигражданского права / И.А. Покровский. СПб.: Тип. Б.М. Вольфа, 1909. - 53 с.

91. Покровский, И.А. Опыт теоретического введения в науку политики права / И.А. Покровский // Юрид. вестник. Кн. XVIII. - 1917. - С. 60-83.

92. Поппе, В. Критика методологических основ теории права и нравственности проф. Л.И. Петражицкого / В. Поппе. СПб. : И. Фредериксен и К0, 1912.-80 с.

93. Пяткина, С.А. Л.И. Петражицкий и его эмоционалистическая школа в системе правовых идей отечественной юриспруденции / С.А. Пяткина. — М. : б. и., 2000.-215 с.

94. Пяткина С.А. Русская буржуазная правовая идеология: учеб. пособие / С.А. Пяткина. М. : ВБЗИ, 1980. - 86 с.

95. Пяткина, С.А. Эмоционалистическая теория Л.И. Петражицкого. Современное состояние проблемы: автореф. дис. . д.ю.н. (12.00.01) / С.А. Пяткина; Ин-т законодательства и сравнит, правоведения при Правительстве РФ. М., 1994. - 44 с.

96. Пяткина, С.А. Юридический позитивизм в России: Из истории русской буржуазной правовой мысли: автореф. дис. . к.ю.н. / С.А. Пяткина. — Л., 1965.-15 с.

97. Радбрих, Г. Введение в науку права / Г. Радбрих. — М. : Труд, 1915.- 142 с.

98. Резунов, М. Марксизм и психологическая школа права / М. Резунов.

99. М.: Изд. Коммунист. Акад., 1931. — 136 с.

100. Рейснер, М.А. Право. Наше право. Чужое право. Общее право / М.А. Рейснер. М.; Л.: Гос. изд., 1925. - 276 с.

101. Рейснер, М.А. Государство буржуазии и РСФСР / М.А. Рейснер. -М.: Гос. изд., 1923.-419 с.

102. Рейснер, М.А. Социальная психология и марксизм / М.А. Рейснер. -Л., 1928.- 137 с.

103. Рейснер М.А. Теория Л.И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология / М.А. Рейснер. СПб. : Тип. т-ва «Общественная польза», 1908.240 с.

104. Риккет, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккет. СПб. Образование, 1911. - 196 с.

105. Руссо, Ж.Ж. Трактаты / Ж.Ж. Руссо. М.: Наука, 1969. - 703 с.

106. Сабо И. Основы теории права. М.: Прогресс, 1974. - 271с.

107. Сайдлер, Г. Юридические доктрины империализма / Г. Сайдлер. — М. : Гос. изд. юр. лит-ры, 1959. — 142 с.

108. Сергеевич, В.И. Новое учение о праве и нравственности / В.И. Сергеевич. СПб.: Сенатская тип., 1909. - 59 с.

109. Соловьев, B.C. Критика отвлеченных начал / B.C. Соловьев. М. : Университет, тип., 1880. - 135 с.

110. Соловьев, B.C. Сочинения. В 2т. T.l. / B.C. Соловьев. М. : Мысль, 1990.-892 с.

111. Соловьев, B.C. Право и нравственность / B.C. Соловьев. — Минск: Харвест; М.: ACT, 2001.- 192 с.

112. Соловьев, Э.Ю. Кант: взаимодополнительность морали и права / Э.Ю. Соловьев. М.: Наука, 1992. - 210 с.

113. Сорокин, П.А. Категория «должного» и ее неприменимость к изучению социальных явлений / П.А. Сорокин // Юрид. вестник. — 1917. — Kh.XVII(I).-C. 11-29.

114. Сорокин, П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: Социологический этюд об основных формах поведения и морали / П.А. Сорокин. СПб.: Изд. Я.Г. Долбышева, 1914.-456 с.

115. Сорокин, П.А. Система социологии. Социальная аналитика: Учение о строении простейшего (родового) социального явления. В 2т. Т.1. / П.А. Сорокин. М.: Наука, 1993.-447 с.

116. Спекторский, Е. Юриспруденция и философия / Е. Спекторский // Юрид. вестник. 1913. - Кн.Н. - С.60-92.

117. Стучка, П.И. Избранные произведения по марксистко-ленинской теории права / П.И. Стучка. — Рига: Латвийс. гос. изд., 1964. — 748 с.

118. Тимашев, Н.С. Основания наказуемости религиозных преступлений /Н.С. Тимашев//Право. 1915.-№26.-С. 1859-1868.

119. Трубецкой, Е.Н. Труды по философии права. / Е.Н. Трубецкой. -СПб. : Изд. РХГИ, 2001. 543 с.

120. Трубецкой, Е.Н. Учение Б.Н.Чичерина о сущности и смысле права / Е.Н. Трубецкой // Вопр. философии и психологии. 1905. - Кн. V(80). - С.353-381.

121. Туманов, В.А. Буржуазная правовая идеология / В.А.Туманов. — М.: Наука, 1971.-384 с.

122. Уледов, А.К. Актуальные проблемы социальной психологии / А.К. Уледов. М.: Мысль, 1981. - 93 с.

123. Хвостов, В.М. Этюды по современной этике / В.М. Хвостов. — М. : Тип. т-ва И.Д. Сытина, 1908. 208 с.

124. Цицерон, М.Т. Диалоги. О государстве. О законах / М.Т. Цицерон. — М. '.Наука, 1966.-224 с.

125. Чичерин, Б.Н. Мистицизм в науке / Б.Н. Чичерин. — М. : Тип. Мартынов и К°, 1880. 191с.

126. Чичерин, Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира / Б.Н. Чичерин. М.: Т-во И.Д. Сытина, 1897. - 469с.

127. Чичерин, Б.Н. Избранные труды / Б.Н. Чичерин. СПб. : Изд-во СПбГУ, 1998.-555 с.

128. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права / Г.Ф. Шершеневич. — М. : Изд. бр. Башмаковых, 1911. Вып. 2. — 833 с.

129. Ященко, А.С. Теория феодализма: Опыт синтетической теории права и государства / А.С. Ященко. Юрьев: Тип. К. Маттисена, 1912. - 841 с.

130. Gourvitch G.D. L'idee du druit social, ed. Sirey. Paris, 1931

131. Ihering R. L'Esprit du Droit Romain. Troisieme ed. 1891. V. IV.

132. Petrazychi L. Die Lehre vom Einkommen worn Standpunkt des gemeinen. Civilrechts. Berlin, 1892, Vol. I.

133. Petrazychi L. Die Lehre vom Einkommen worn Standpunkt des gemeinen. Civilrechts. Berlin, 1895, Vol. II.

134. Petrazychi L. Fruchtverteiling beim Weehsel des Nutzungsberichtigen: drei civilrechtloge Abbandlungen. Berlin, 1892.