автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Философия религии Германа Когена
Полный текст автореферата диссертации по теме "Философия религии Германа Когена"
На правах рукописи
КИТАЕВА Любовь Александровна
ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ ГЕРМАНА КОГЕНА
Специальность 09.00.03 -история философии по философским наукам
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Саратов - 2005
Работа выполнена в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского
Научный руководитель доктор философских наук, профессор Белов Владимир Николаевич
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Жучков Владимир Александрович кандидат философских наук, доцент Крайнов Андрей Леонидович
Ведущая организация: Московский государственный педагогический университет
Защита диссертации состоится 27 декабря 2005 года в 15.00, на заседании диссертационного совета Д 212.243.09 по присуждению ученой степени доктора философских наук в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского по адресу: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, корпус 9, ауд. 406.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.
Автореферат разослан «¿(до ноября 2005 г.
диссертационного совета
Ученый секретарь
В.П. Барышков
г ообА
ТГ&А
zimei
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования
Актуальность исследования вопросов религии в настоящее время обусловлена своеобразием современного этапа общественного развития, отмеченного обострением межконфессиональных отношений, дефицитом ясных нравственных приоритетов, напряженностью духовных исканий, приводящих к трансформации мировоззренческих позиций.
Религия становится объектом рассмотрения практически всех гуманитарных наук, а также и ряда естественных. Если философия представляет собой мировоззрение и методологию, то эти же характеристики относятся и к философии религии. Однако с существенным уточнением: философия религии как раздел философии рассматривает своеобразное сущее в мире - религию - в контексте целостного сущего; разрабатывает общие знания об этом сущем в плане «человек - мир», обеспечивает видение религии в ракурсе аспектов взаимоотношений человека и мира, в связи конечного и бесконечного.
Определение философии религии как специальной предметной области философского знания происходит в XVII-XIX вв., благодаря трудам Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница, Д. Юма, П. Гольбаха, И. Канта, Ф. Шлейермахера, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, JI. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. Коге-на, В. Виндельбанда, Э. Гартмана, С. Кьеркегора, B.C. Соловьева и др.
Следуя логике исследования путей становления и основных позиций неокантианства, настоящая работа призвана представить философию религии Иммануила Канта как целостную концепцию, являющуюся важной частью философской системы мыслителя, что дает, в свою очередь, представление о религии разума как идейном и методологическом базисе философии религии главы Марбургской школы неокантианства Германа Когена.
Настоящий этап исследования характеризуется отсутствием достаточной степени разработанности и удовлетворительного количества трудов, посвященных учению Марбургской философской школы, а также тем интересом, который представляет собой интерпретация учения Канта, осуществленная мар-буржцами в истории философии.
Актуальность исследования религиозно-философских взглядов основного представителя Марбургской школы неокантианства Германа Когена состоит в возможности подробно представить философской общественности достаточно оригинальную и интересную концепцию философии религии, представляющую собой своеобразный синтез кантовских взглядов на мораль и религию с учением иудаизма.
При этом наиболее интересным является осуществленная Когеном ассимиляция трех основных положений иудейской религии: догмата о единобожии, догмата о Мессии, примата этики - с тремя базисными ступенями рассмотрения Кантом этикотеологических проблем, а имен
1. метафизической, соответствующей рассмотрению концепта «доказательства бытия Бога»;
2. этической, соответствующей учению об индивидуальном моральном праксисе;
3. социально-политической, соответствующей учению о религиозной общине.
Кроме того, пристальное внимание привлекает возможность отыскания соответствий между религиозно-философскими взглядами Канта и Когена и связанная с этим демонстрация того, что философия религии Когена, также как и философия религии Канта, является неотъемлемой частью их философской системы.
Степень научной разработанности проблемы
Степень разработанности идей Иммануила Канта характеризуется, с одной стороны, наличием большого слоя исследовательской литературы, как за рубежом (Ф.А. Тренделенбург, К.Фишер, О. Либманн, Э. Целлер, Ф.А. Ланге, Г. Ко-ген, П. Наторп, В. Виндельбанд, Г. Риккерт), так и в нашей стране (А.И. Введенский, И.И. Лапшин, Г.И. Челпанов, A.B. Гулыга), широким спектром подходов, многогранностью выводов.
Лидером, открывшим для России подлинно научную традицию кантианства и неокантианства, был выдающийся русский ученый Б. А. Фохт.
Неокантианству в той или иной степени посвятили свои труды: Н.О. Лос-ский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Радлов, С.И. Гессен, А.Ф. Степун, Б.Я. Яковенко, В.Э. Сеземан, Г.О. Гордон, В.А. Савальский, М.И. Каган, С.Л. Рубинштейн. Говоря о значении для российской философской школы деятельности такого рода мыслителей, необходимо отметить их великую заслугу в сохранении традиций, без чего невозможно было бы себе представить наше включение в исследовательскую базу всеевропейского мышления в постсоветские годы.
Проблемами рецепции Канта и неокантианства в России в наше время успешно занимаются представители московской, санкт-петербургской, калининградской философских школ: В.А. Жучков, Т.Б. Длугач, З.А. Сокулер, А.И. Абрамов, A.A. Ермичев, Л. А. Калинников.
Достойное место в разработке проблем трансцендентальной философии, связанных с развитием традиций философского критицизма И. Канта, занимают работы саратовских ученых: В.Н. Белова, В.А. Фриауфа, Б.И. Мокина, Л.И. Те-тюева и др.
С другой стороны, существует не так много работ, посвященных непосредственно философии религии Канта, причиной чему может быть легко обнаруживаемое в его текстах единство морально-этической проблематики с философско-религиозными взглядами, прямым следствием чего и является предложенная им система этикотеологии.
Степень разработанности религиозно-философских взглядов Германа Когена в отечественной литературе можно определить как минимальную. В частно-
сти, E.H. Трубецкой1 в своей журнальной статье дает характеристику учения Когена, подчеркивая его безусловную ценность и реальность, но и отмечая безысходные противоречия учения.
A.C. Гурлянд2 рассматривает значимость этики Когена, взывающей к нахождению общих критериев, определению высших ценностей, охватывающей проблемы философии культуры для всего человечества, и высказывается критически о крайности принципов иудаизма философа.
H.A. Бердяев в главе «Судьба еврейства»3 в своем сравнении еврейской религии с другими дохристианскими религиями уделяет значительное внимание личности Г. Когена. Рассматривая учение Когена критически, считает его проповедником своеобразного еврейского модернизма.
В постреволюционный пфиод имеется единственное исследование, полностью посвященное философии религии Марбургской школы неокантианства, принадлежащее киевскому философу H.A. Лисовенко4. Однако рассмотрению идей Г. Когена в этом труде посвящены всего лишь двадцать семь страниц, и в этой малой толике автор едва лишь намечает некоторые моменты религиозно-философских взглядов интересующего нас философа, критикуя их с позиций диалектического материализма.
Прочие же авторы, так или иначе затрагивающие названные идеи Когена, в частности, А.И. Эдельман5, чьи статьи мы можем найти в журнале «Философские науки», а также Г.Л. Баканурский6, критические тексты которого были напечатаны в журнале «Вопросы научного атеизма», не утруждают себя даже подобным, довольно ценным для исследователя разбором, предпочитая ограничиваться рядом негодующих реплик по поводу бессистемно выбранных из текста Г. Когена цитат.
Однако, несмотря на отсутствие еще несколько лет назад пристального внимания к творчеству главы марбургского неокантианства, в настоящее время можно наблюдать в нашей стране оживление интереса к названной тематике. Так, нельзя недооценивать вклад в исследование философии Г. Когена, сделанный профессором В.Н. Беловым. Его монография «Неокантианство»7 посвящена анализу основных произведений главы Марбургской школы, в том числе «заключительному слову» по проблемам религии «Религии разума из источни-
1 Трубецкой E.H. Панметодизм в этике / Вопросы философии и психологии, № 97, 1909.-С. 121-165.
2 Гурлянд A.C. Проф. Г. Коген. Панэтическое обоснование еврейства у Германа Когена /Новый восход, 1914-С.-Петербург. № 14,15.
3 Бердяев H.A. Смысл истории - М., 1990 - 211 с.
4 Лисовенко H.A. Философия религии Марбургской школы неокантианства- Киев: «Наукова думка», 1983.-280 с.
5 Эдельман А.И. Неокантианское обновление иудаизма / Философские науки, 1968.
№3.
6 Баканурский Г.Л. Философские апологеты иудаизма / Вопросы научного атеизма. Вып. 12.-М. Мысль, 1971.-415 с.
7 Белов В.Н. Неокантианство, ч. 1. Возникновение неокантианства. Марбургская школа. Герман Коген,- Саратов: изд-во «Научная книга», 2000 - 217 с.
ков еврейства». В сборнике «И. Кант, неокантианство и Г. Коген»8, вышедшем под редакцией В.Н. Белова, представлена целостная концептуальная разработка проблем трансцендентальной философии, в центре внимания которой находится творчество философов, так или иначе рассматривающих опыт философского осмысления самых разнообразных проблем человеческой культуры.
Философия религии Г. Когена неизменно привлекает к себе внимание зарубежных исследователей, а количество публикаций, отслеженных в европейской и американской литературе, заставляет выразить сожаление о невозможности ее максимального освещения в рамках настоящей работы.
Пауль Наторп и Вильгельм Германн первыми начали религиозно-философскую дискуссию с Германом Когеном о месте субъекта религиозного переживания в системе размышлений о религии. В дальнейшем критико-идеалистическая позиция Когена становится более действующей именно ради соотношения индивидуума и человечества.
Ф. Розенцвейг, Л. Штраус, В. Бенжамин, близко знавшие Г. Когена, продолжили «диалог о религиозности в современности», обсуждая в переписке, дискуссиях вопросы просвещения, этического социализма, религиозного вакуума и иудаизма9.
На сегодняшний день наиболее интересными являются исследования такого автора, как X. Хольцхэй, являющегося наиболее авторитетным современным исследователем творчества Г. Когена и неокантианства в целом, посвятившего большое количество монографий и статей позднему периоду творчества философа, представляющему для автора интерес в рамках данного исследования, а также X. Видебаха, И. Кси, В. Реда, Б. Келлермана, Г. Розена, Р. Брандта, М. Цанка, Д. Адельмана, А. Пома, Г. Эделя, обратившихся в своих статьях к тому или иному аспекту когеновской философии религии.
Цели и задачи исследования заключаются в определении связи философии религии Г. Когена и философии религии И. Канта, а также в рассмотрении основных идей философии религии Г. Когена.
Достижение указанных целей предполагает решение ряда исследовательских задач:
- рассмотрение религиозно-философских взглядов представителей западной философской традиции, логически предшествовавших И. Канту и, соответственно, неокантианству;
- исследование проблемы соотношения философии и теологии в творческом наследии И. Канта;
- проведение анализа структуры этикотеологии И. Канта;
- определение этапов становления неокантианства, основных позиций, достаточных для характеристики феномена неокантианства;
1 И. Кант, неокантианство и Г. Коген / Под редакцией профессора В.Н. Белова. Саратов: изд-во «Научная книга», 2004 - 219 с.
9 Mankowsky, Astrid Deuber . Monismus contra Dualismus: «Dialog über die Religiosität der Gegenwart».- Verlag Vorwerk 8, Berlin. 2000 - S. 317.
6
- рассмотрение предпосылок религиозно-философских взглядов Когена, вытекающих из этики Канта и учения иудаизма;
- нахождение параллелей в религиозно-философских учениях Канта и Когена, схожести и различий философских истоков и обоснований идей данных мыслителей.
Объектом диссертационного исследования является содержание философии Марбургской школы неокантианства.
Предметом диссертационного исследования является философия религии Германа Когена.
Правомерность использования термина «философия религии» применительно к позднему периоду творчества главы Марбургской школы неокантианства Г. Когена подтверждается тем, что рассматриваемый автором философ вплотную подошел к изучению религиозно-философского вопроса в 1904 году, с выходом в свет «Ethik des reinen Willens», пытаясь ассимилировать основные положения иудаизма на почве критического осмысления учения И. Канта, и продолжал свои разработки вплоть до своей кончины в 1918 году.
Идеи, принадлежащие позднему творчеству Когена, закономерно вызывают интерес значительного количества исследователей и имеют право на подробное рассмотрение.
Методологическая основа диссертации. В связи со стремлением автора провести анализ идей, принадлежащих творчеству основного представителя Марбургской школы неокантианства, будет логичным придерживаться, прежде всего, общей направленности методологии марбургского неокантианства, а именно рационализма, историцизма и системности.
Согласно триадичности структуры, присущей системе этикотеологии Иммануила Канта, автором выделяются три соответствующие ей ступени философии религии Г. Когена, а именно, метафизическая ступень, соответствующая рассмотрению проблемы неатрибутируемости Бога; этическая ступень, связанная с приматом морали в иудаизме; социально-политическая ступень, обобщающая взгляды Когена на космополитическую государственность и мировое гражданство.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующих результатах:
- проведено первое отечественное исследование религиозной позиции главы Марбургской школы неокантианства Германа Когена;
- предпринято рассмотрение философии религии Г. Когена с ориентацией на освещение данной проблематики с выделением своего рода структурной парадигмы, дающей возможность целостного представления воззрений интересующего нас автора;
- показана преемственность этикотеологии И. Канта религиозной философией Г. Когена;
- в научный оборот введено значительное число первоисточников, не переведенных на русский язык с момента их публикации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Философия религии Канта определяется как религия разума. Мыслитель приходит к идее элиминации религиозно-философского дискурса из области теоретического в область практического разума.
2. Выделяются следующие уровни религии разума Канта:
- метафизический (в докритических трудах и «Критике чистого разума» на первый план выступает проблема анализа концепта «доказательства бытия Бога» и связанных с этим понятий души и бессмертия);
- этический («Критика практического разума», «Критика способности суждения», в которых категории религии приобретают свое новое существование как понятия, дающие обоснование личностному нравственному совершенствованию);
- социально-политический (в позднем творчестве Канта идеи религии разума достигают универсального расширения. Философ представляет здесь свое видение исторического развития сообщества на пути создания этической общины).
3. Философия религии Германа Когена, определяемая как религия разума, представляет собой вполне законченную, зрелую попытку создания специфического учения. Интерпретация идей и обоснование концепции исходит от своеобразно понятого Когеном положения иудаизма об общемировой значимости религиозно-этико-правовой системы, присущей дайной конфессии.
4. Философия религии Г. Когена является результатом взаимопроникновения идей этикотеологии Иммануила Канта и специфически осмысленных догматов иудаизма.
5. Существует внутренняя структурная оформленность философии религии Г. Когена, которая может быть выражена следующими тремя составляющими:
- метафизической, связанной с рассмотрением неатрибутируемости Бога;
- этической, рассматривающей возможность взаимопроникновения кантов-ских взглядов на мораль и свойственного иудаизму выдвижения на первый план моральности и правосознания;
- социально-политической, имеющей своей основой взгляды Когена на мировое сообщество и принципы, на которых оно должно базироваться.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы как методологические принципы при дальнейшем исследовании творческого наследия Германа Когена, концепций школ неокантианства, а также при рассмотрении проблемных областей философии религии, при изучении истории философии, философии
культуры, философии права; в практическом плане - для диагностирования и анализа событий современности.
Кроме того, настоящая работа дополняет собой немногочисленный объем литературы на русском языке, касающейся изучения концептуальных взглядов Г. Когена.
Материалы, содержащиеся в диссертации, могут представлять интерес для преподавательской работы.
Апробация диссертационного исследования. Основные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались на заседаниях кафедры философии культуры и культурологии (сентябрь 2004 г., октябрь 2005 г.) СГУ им. Н.Г. Чернышевского, были представлены и обсуждались на семинаре аспирантов, докторантов и соискателей философских специальностей (декабрь 2004 г.), в ходе мастер-класса «Социальная этика» (май 2002 г.), в рамках конференции «Социальная память и власть» (октябрь 2002 г.).
Материалы исследования нашли свое отражение в научных публикациях.
Структура работы определяется логическим решением поставленных исследованием задач и служит их последовательному рассмотрению. Диссертация состоит из введения, двух глав, первая из которых содержит три параграфа, вторая - два, заключения и списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, степень ее разработанности, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, обозначаются теоретическая и практическая значимость исследования, формы и характер апробации основных идей.
В первой главе «Связь разума с религией в западной философской традиции» рассматривается опыт глубокого философского осмысления духовной деятельности человека, легший в основу философского критицизма И. Канта и приведший в своем развитии к трансцендентальной философии.
В первом параграфе «Докантовские философско-религиозные концепции» ставится задача проследить путь религиозной философии от Платона до Канта, имевший в своем начале характерную связь математики и теологии. Тесное сочетание религии и рассуждения подчеркивается у Платона, св. Августина, Фомы Аквинского, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница, И. Канта.
Вопрос вневременного, а значит, несотворимого, смущавший многих философов-теологов, возникает лишь из христианского представления о Творце, и его нельзя приписать Платону, который говорит, что Бог создал не все, но лишь то, что является благом. Бог Платона, в противоположность еврейскому и христианскому Богу, не создал мир из ничего, но перестроил предсуществовавший этому материал.
В последующие времена теология сохранила доктрины, воплощающие многое из достижений греческой мысли и набожности. Это сделало возможным возникновение схоластической философии, а позже, с наступлением эпохи Возрождения, усилило влияние Платона, тем самым и других древних философов.
Католическая философия как философское направление господствовала в европейской мысли со времен Августина до эпохи Возрождения. Только периоду от Августина до Возрождения характерно то, что крупнейшие философы этой эпохи видели свою задачу в созидании или усовершенствовании католического синтеза.
Философия Нового времени подготавливалась рядом факторов. Это - обращение науки к классической древности, церковная реформация и связанная с ней религиозная борьба.
Творец науки Нового времени Р. Декарт разрабатывает, так называемую, рационалистическую методологию, позволяющую, согласно его воззрениям, достичь истинного познания и помочь в практической деятельности людей. Ссылаясь на Бога как гаранта истинности познания, Декарт впадает в дуализм, исповедуя две качественно различные субстанции. Таким образом, философия Декарта делится на «физику» - общую теорию природы, и «метафизику» - общее учение о душе и Боге.
Продолжает рационалистическую традицию в философии Нового времени Б, Спиноза. Полагая дедуктивный метод единственно правильным путем, ведущим к истинному познанию, Спиноза принимает мировой порядок в аналогии с системой математических истин, где цепь следствий сводится к первопричине. Такой причиной является субстанция, иное название которой - Бог.
В отличие от Декарта он отрицает существование врожденных идей, признавая за человеком наличие врожденной способности приобретать знания. Целью истинного знания Спиноза считает завоевание господства над природой и совершенствование человека.
Одним из главных представителей рационализма, создавшим оригинальную философскую систему, является Готфрид Вильгельм Лейбниц. Он признает три степени понятий или идей: обыденные, математические и метафизические. Метафизика - наиболее глубокий вид знания. В основе мира, согласно Лейбницу, лежит субстанция, которая понимается как множество монад, или как множество духовных образований. Бог сотворил субстанции и дал им необходимые для них силы, после чего он уже предоставил им самим право действовать. Доказывая, что полное осмысление Бога недоступно человеческому сознанию, но доступно лишь в той мере, в какой это попускается самим Богом, Лейбниц толкует суть Бога все-таки как суть Сверхчеловека.
Развивая учение о предустановленной гармонии мира и предлагая опыт рационального обоснования веры и согласования ее с разумом, он делает основной вклад (наряду с Вольфом) в развитие апологетической мысли.
Философия Лейбница легла в основу обширной, детально разработанной метафизической системы X. Вольфа. Лейбницианско-вольфовская школа господствовала в Германии вплоть до И. Канта.
Во втором параграфе «Соотношение философии и теологии как проблема философии И. Канта» предлагается опыт рассмотрения Кантом религиозных идей в контексте культурных процессов Просвещения. В своих произведениях он настоятельно требовал для интеллектуальной жизни свободного социального пространства, настаивал на необходимости подвергать и религиозные авторитеты критическому испытанию со стороны человеческого разума.
В широко известном разделе своей книги «Критика чистого разума» Кант стремится опровергнуть все чисто рациональные доказательства существования Бога. Он ясно показывает, что у него есть другие основания для веры в Бога,
Бог, свобода и бессмертие, говорит он, являются тремя «идеями разума»10. Но, хотя чистый разум приводит нас к тому, чтобы сформировать эти идеи, он не может сам доказать их реальность. Значение этих идей практическое, то есть связанное с моралью.
Моральный закон требует справедливости, то есть счастья, пропорционального добродетели. Только провидение может обеспечить его, и, очевидно, оно не обеспечивает его в этой жизни. Это побуждает признать бытие причины, отличной от природы и не зависящей от нее. Эта причина должна обладать не только силою и могуществом, но и разумом, - быть такою силою, которая и по мощи, и по воле, и по уму выше природы. А такое Существо есть только Бог.
Постулатами чисто практического разума, который не следует смешивать с мотивами, определяющими человеческие поступки, являются признания существования Бога, личного бессмертия, загробного воздаяния. Эти постулаты - не логические допущения, а вера чистого практического разума, которая отличает его от эмпирически обусловленного разума.
Таким образом, религиозное сознание, вера, хотя и не может быть мотивацией моральных поступков, но непосредственно участвует в становлении, формировании нравственного сознания.
Поэтому и совесть, согласно Канту, должна мыслиться как субъективный принцип личной ответственности перед Богом. Это сознание ответственности Кант непосредственно связывает с образом Христа, сына Божьего, от которого не может исходить злое начало.
Этическая система, как она изложена в его «Метафизике нравов» (1785), имеет выдающееся историческое значение. Эта книга содержит общеизвестный «категорический императив»".
Все моральные понятия, продолжает он, имеют свое место и происхождение всецело a priori в разуме. Сущность морали должна быть выведена из понятия закона, так как, хотя все в природе действует сообразно законам, только рациональное существо имеет силу действовать в соответствии с идеей закона, то
" Кант И. Критика чистого разума.- Ростов-на-Дону, 1999 - С. 338. " Кант И. Метафизика нравов - СПб.: Изд-во П.П. Сойкина, 1903.- С. 67.
есть волей. Человек осознает моральный закон, являющийся нравственным императивом. Таким образом, идея объективного принципа, поскольку она навязывается воле, называется приказом разума, а формула приказа называется императивом.
В вышедшей в свет в 1790 году «Критике способности суждения» Кант говорит о трех способностях души:
- познавательной способности (рассудке);
- способности суждения (чувстве удовольствия и неудовольствия);
- способности желания (разуме)12.
В соотнесении с тремя основными вопросами обнаруживается возможность души дать ответы на них. Философия Канта, как видится, допускала призыв к сердцу против холодных велений теоретического разума.
Способность суждения - среднее звено между рассудком и разумом, она должна соединять теоретический и практический разум. Кант говорит, что способность суждения вносит телеологические мотивы в рассмотрение природы.
Конечная цель, являясь продуктом практического разума, не может вытекать из данных опыта для теоретического суждения о природе и иметь отношение к ее познанию. О целесообразности мира можно судить, только представляя ее как «продукт разумной причины (Бога)».
Историческое движение философствующего разума на пути искания Истины приводит человека к исходному пункту религиозного миропонимания - постулированию Бога, Абсолюта и необходимости принятия религиозного «метода» Его постижения.
В третьем параграфе «Этикотеология Иммануила Канта. Религия разума» рассматриваются метафизическая, этическая, социально-политическая составляющие и основные идеи этикотеологии Канта.
Религиозно-философские идеи Иммануила Канта, повлияв на формирование соответствующих взглядов главы Марбургской школы неокантианства, стали основой для религии разума Германа Когена.
Центральным пунктом, на который обращается внимание при рассмотрении основных влияющих моментов этикотеологии Канта, является триадичность в его системе взглядов, касающихся проблем религии и нравственности:
1. метафизический этап и рассмотрение концепта «доказательство бытия Бога»;
2. этический этап и обращение к проблеме индивидуальной веры как обоснованию этической системы;
3. этико-теологический этап и выход на социально-политический аспект рассмотрения проблемы.
На первом этапе видится стремление Канта подвергнуть всесторонней критике сформировавшийся в период схоластической философии концепт «доказательство бытия Бога» и, в конце концов, показать его несостоятельность.
12 Кант И. Критика способности суждения,- СПб.: Наука, 1995 - С. 367-444.
12
Единственная возможность вывода из факта существования мирового порядка, по Канту, состоит в умозаключении о существовании некоего зодчего, оказавшего определенные воздействия на мир, но не его Творца.
Для сферы практического Бог выступает уже не как духовная причина мира, выраженная в понятии, но как личность морального законодателя. Поэтому единственная возможность познания Его переносится из рациональной теологии в моральную, которая и должна быть теперь исследована - об этом свидетельствует этический этап. Ибо, если сущность Бога может быть выражена положительно, то понять ее можно только как основу нравственного миропорядка, как первоисточник морали и цель нравственного самосовершенствования.
Во втором разделе «Критики чистого разума» - трансцендентальном учении о методе - Кант впервые обращается непосредственно к феномену веры, рассматривая его как элемент структуры чистого разума и условия умозрительного завершения картины познания.
Гносеологический анализ веры как разыскание возможности осуществления с ее помощью познания, является для философа одной из важнейших на данном этапе задач, решение которой должно послужить основой для других разновидностей ее анализа. Подобный анализ предполагает раскрытие особенностей веры как элемента познавательного процесса, что требует соотнесения ее со ступенями и уровнями познания, истиной, практикой, предыдущим и последующим этапами познания, то есть со всем, что составляет познавательный процесс.
Трактат «Религия в пределах только разума» завершает в системе Канта ряд трудов, так или иначе касающихся проблем религиозной философии. Именно в нем как программном произведении, где изложено учение о религии разума, философ дает предельно возможное обоснование своих идей на материале первоисточников христианства, предложив оригинальные интерпретации двух его центральных догматов (искупительная жертва Христа и Царство Божие) с применением критического метода их осмысления на базе разработанной ранее этикотеологии.
В результате мы имеем:
1. завершение разработки индивидуальной концепции нравственности, показанной на примере Иисуса Христа, личность которого Кант трактует как идеал морального субъекта, рассматриваемый в исторической перспективе и текстуально фундированный положениями Нового Завета как основного источника христианства;
2. выведение религиозно-философской проблематики на общественно- политический уровень рассмотрения, подразумевающий помимо теоретического изложения учения о религии разума ряд практических мер по ее осуществлению.
Во второй главе «Философия религии Г. Когена: между этикой и иудаизмом» осуществляется анализ когеновского учения о Боге, сформулированно-
го через религию разума из иудейских источников, имеющего в своей основе интерпретацию этикотеологии И. Канта.
В первом параграфе «Возникновение неокантианства. Основные направления неокантианства» рассматривается то, что обращение к Канту немецких идеалистов характеризуют три момента:
возвращение к идентичному Канту и его критическому методу, привлечение к исследованию широкого спектра проблем как естественнонаучного, так и более широкого социально-культурного порядка,
участие в этой программе представителей широкого круга интеллектуалов.
В качестве задач по коррекции критической философии И. Канта неокантианцы видят: преодоление заблуждений в его учении и сближение, таким образом, с логикой, естествознанием для совместной борьбы с поверхностным и односторонним материализмом.
Выделяя в качестве главных направлений неокантианства марбургскую и баденскую школы, автор подробно останавливается на модели марбургской школы, основателем которой является Герман Коген (1842-1918 гг.), а ее самыми яркими последователями - Пауль Наторп (1854-1924 гг.) и Эрнст Кассирер (1874-1945 гг.). Представители данного направления указывали на необходимость построения философского знания по моделям математики и математического естествознания. Философия для марбуржцев - это логика науки. Образцом науки для них является математика. Уже Кант утверждал, что во всяком учении собственно науки содержится столько, сколько там содержится математики. Очевидным является то, что центральным сочинением Канта марбуржцы признавали «Критику чистого разума», причем они подчеркивали особую логическую обработку опыта, осуществленную кенигсбергским мыслителем.
Коген указывал, что опыт в подлинном смысле должен быть сообразован с деятельностью ученого-математика, считающего основой математики, в первую очередь, понятие числа. У Канта любое научное знание состояло из двух разнородных частей: содержания, которое носило эмпирический характер и давалось посредством чувств, и формы, которая давалась рассудком в виде априорных категорий и основоположений. Неокантианцы, по сути дела, отбрасывают чувственный элемент познания. С точки зрения их концепции, научное знание не содержит в себе ничего чувственного. Чувственное восприятие, в лучшем случае, может играть роль внешнего толчка, побуждения, стимула, но ничто чувственное не входит в состав научной теории.
Для марбуржцев предмет познания - не «вещь», а задача познания, решение которой возможно только как уходящий в бесконечность ряд приближений. Марбуржцы стремились максимально «логизировать» знание, отрицая самостоятельную роль чувственного созерцания, занимающего важное место в кан-товской системе - ведь помимо «Критики чистого разума» в наследии великого философа важное место занимает «Критика способности суждения», где развивается трансцендентальная эстетика, дополняющая трансцендентальную аналитику.
В первом пункте «Философская система Г. Когена» второго параграфа «Герман Коген и Марбургская школа» речь идет об основных областях философского знания немецкого философа. Творчество Когена имеет ярко выраженные два периода: период кантовских интерпретаций, который отражен в произведениях: «Kants Theorie der Erfahrung» (Кантовская теория опыта), «Kants Begründung der Ethik» (Кантовское обоснование этики) и «Kants Begründung der Ästhetik» (Кантовское обоснование эстетики). Публикация этих произведений стала знаменательной для развития марбургского неокантианства, но можно с уверенностью сказать, что основная работа была связана с собственной системой философии, три из запланированных четырех частей которой были полностью закончены Г. Когеном и изданы с 1902 по 1912 год: «Logik der reinen Erkenntnis» (Логика чистого познания), «Ethik des reinen Willens» (Этика чистой воли), «Ästhetik des reinen Gefühls» (Эстетика чистого чувства).
Но только с выходом в свет «Ethik des reinen Willens» (1904) религиозные проблемы в систематическом исследовании Когена заняли центральное место. Наивысшим пунктом этой эпохи его творчества стало появившееся уже после смерти автора, в 1919 году, произведение «Religion der Vernunft aus den Quellen des Judentums» (Религия разума из иудейских источников).
Вышедшая в 1915 году «Der Begriff der Religion im System der Philosophie» (Понятие религии в системе философии) является также важной вехой в биографии Германа Когена. Симптоматично название книги Когена: изначально не предусмотренное «понятие» должно занять в когеновской системе важное место - ибо в пяти разделах своей книги Коген рассматривает отношение религии к истории религии, метафизике, логике, этике, эстетике и психологии.
Крайне важна для понимания Когеновской системы его поздняя религиозная философия, и, прежде всего, посмертно изданная «Religion der Vernunft aus den Quellen des Judentums», в двадцати двух главах которой автор, излагая свои взгляды на проблемы религиозной любви, индивидуальности, мессианства, бессмертия и воскресения, молитвы, мира, добродетели, справедливости, различий в вероисповедовании, позициирует, таким образом, задачи трех направлений: разума, религии, источников иудаизма и приходит к выводу, что есть объединяющее все и вся: «Разум есть источник понятия»13. Фактически, «Religion der Vernunft» проделывает путь всей его системы еще раз. Не все «исчерпывается наукой и философией»1 , религия тоже принимает участие в решении этих задач. Речь идет о том, чтобы определить «своеобразие» этого участия. Для Когена это - «Quellen des Judentums». В них он признавал зарождение религии разума. Более того, за источниками иудаизма он признавал «первоначальность» чистоты деяния. Никакая другая форма монотеизма - здесь он имеет в виду христианство - не сохраняет эту «первоначальность» в таком чистом
13 Hermann Cohen. Religion der Vernunft aus den Quellen des Judentums. Fourier Verlag. Wiesbaden, 3. Auflage,1995. S. 6.
14 Ibid. S. 8.
виде. Если там и присутствует первоначальность, то основы она берет в иудействе.
Во втором пункте «Поздняя философия Когена. Религия разума из иудейских источников» в разделе «Метафизическая ступень философии религии Германа Когена» указывается на то, что первой ступенью в триадической структуре, названной метафизической, является рассмотрение Когеном догмата о единобожии, подход к которому осуществляется с двух позиций:
- с позиции вопроса о божественных атрибутах, которым философ наследует идущей из средневековья метафизической традиции;
- с позиции подтверждения удовлетворительности догмата о единобожии и только его одного для обоснования религии разума, сочетающей в себе учение Канта и положения иудаизма.
В разделе «Этическая составляющая религии разума Когена» при рассмотрении второй, этической ступени выделенной в философии религии Когена триады, внимание акцентируется на одном из представляющих ее пунктов, который является ключом к пониманию тех явных отличий, существующих между принадлежащими данной ступени идеями Канта и Когена. Ядро данного пункта составляет расхождение в понимании этического, которое можно увидеть в христианстве, от того, что подразумевается под этикой в иудаизме. В настоящем разделе речь идет о принципиальном для Когена различии в обосновании иудаизмом этики поступка и обосновывании христианской этикой божественной милости.
В разделе «Социально-политическая составляющая религии разума из иудейских источников» подчеркивается, что исходной посылкой философствования Когена является мысль о том, что всеобщая религия разума имеет происхождение из иудейских источников и может быть основана исключительно только лишь на иудаизме.
Причина подобной уверенности состоит в том, что, по мнению философа, только данная религия включает в себя положения, необходимые для придания учению статуса универсальности, а именно, идею единобожия (монотеизм), концепцию мессианизма, имеющую ярко выраженный футурологический аспект, и принципы высокой моральности в качестве базисных основ всей системы. Таким образом, учение иудаизма, согласно Когену, оказывается основанным на положениях, носящих общегуманный и космополитический характер. В доказательство подобной точки зрения философ проводит анализ первоисточников иудаизма.
Размышляя о прошлом человечества, современном его состоянии и о будущих исторических судьбах, философ приходит к выводу, что только лишь единый мировой порядок и космополитическое гражданство являются выходом для человеческого сообщества. И именно высокая моральность и монотеизм делают возможным неограниченное распространение мессианизма.
В заключении подводятся общие итоги исследования, формируются выводы, намечаются перспективы дальнейших изысканий по теме.
Содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
1. Китаева JI.A. Рецепция Г. Когена русскими неокантианцами // Разум и культура: Сб. научн. тр. / Под редакцией проф. В.Б. Устьянцева - Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 2001.- С. 138-142.
2. Китаева JI.A. Библиографическое описание литературы, изданной о Германе Когене и его творчестве // Философия, культура и современность: Сб. науч. Трудов / Под редакцией Л.И. Тетюева- Саратов: Изд-во Саратовского унта, 2002.-С. 175-180.
3. Китаева Л.А. Метафизическая ступень этикотеологии Канта и ее основные идеи // Иммануил Кант и актуальные проблемы современной философии: Сб. науч. трудов / Под общей ред. Л.И. Тетюева - Москва: ООО Изд-во «Эк-шен», 2005,-С. 179-186.
Китаева Любовь Александровна ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ ГЕРМАНА КОГЕНА Автореферат
Подписано в печать 21.11.2005. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура «Тайме». Усл.-печ. л. 1. Тираж 100 экз. Заказ 158.
Отпечатано с оригинал-макета в ИЦ «Темпус». 410026, г. Саратов, ул. Университетская, 59.
№2477$
РНБ Русский фонд
2006-4 27631
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Китаева, Любовь Александровна
Введение
Глава 1. Связь разума с религией в западной философской традиции
§ 1. Докантовские философско-религиозные концепции —
§ 2. Соотношение философии и теологии как проблема философии И.
Канта
§ 3. Этикотеология Иммануила Канта. Религия разума
3.1. Метафизическая ступень этикотеологии Канта и ее основные идеи —
3.2. Этическая ступень философии религии Канта
3.3. Социально-политическая составляющая этикотеологии Канта
Глава 2. Философия религии Г. Когена: между этикой и иудаизмом
§ 1. Возникновение неокантианства. Основные направления неокантианства —
§ 2. Герман Коген и Марбургская школа
2.1. Философская система Г. Когена —
2.2. Поздняя философия Когена. Религия разума из иудейских источников
2.2.1. Метафизическая ступень философии религии Германа Когена
2.2.2. Этическая составляющая религии разума Когена
2.2.3. Социально-политическая составляющая религии разума из иудейских источников
Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Китаева, Любовь Александровна
Актуальность темы исследования
Актуальность исследования вопросов религии в настоящее время обусловлена своеобразием современного этапа общественного развития, отмеченного обострением межконфессиональных отношений, дефицитом ясных нравственных приоритетов, напряженностью духовных исканий, приводящих к трансформации мировоззренческих позиций. ^ Человек всегда был величайшей загадкой для самого человека. Мысль человеческая беспредельна, творчество его бесконечно, на планете Земля нет более существа, подобного ему. Размах невольно поражает, вызывает естественное желание понять природу человека, смысл его существования, разумную цель его деятельности, истоки способностей, скрытых в человеке.
Направления человеческой деятельности — многообразны, они обусловлены пытливостью его разума. Однако источником любой 4 жизнедеятельности человека, определяющим ее направление, является духовное и нравственное состояние человека, ибо дух творит себе формы.
Все протекающие во времени процессы развития религий, связанные со становлением религиозного духа исследует история религии, философия религии интересуется тем образом религии, который, открывая единое во множественном, присутствует во всеобщем духе народов, в науке.
Религия становится объектом рассмотрения практически всех ц гуманитарных наук, а также и ряда естественных. Если философия представляет собой мировоззрение и методологию, то эти же характеристики относятся и к философии религии. Однако с существенным уточнением: философия религии как раздел философии рассматривает своеобразное сущее в мире — религию - в контексте целостного сущего; разрабатывает общие знания об этом сущем в плане «человек - мир», обеспечивает видение религии в ракурсе аспектов взаимоотношений человека и мира, в связи конечного и бесконечного.
Определение философии религии как специальной предметной области
I» философского знания происходит в ХУП-Х1Х вв., благодаря трудам Р. Декарта, з
Б. Спинозы, Г. Лейбница, Д. Юма, П. Гольбаха, И. Канта, Ф. Шлейермахера, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, JI. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. Когена, В. Виндельбанда, Э. Гартмана, С. Кьеркегора, B.C. Соловьева и др.
В качестве проблемных областей философии религии выделяются: место философии религии в общей системе философских религиоведческих знаний, решение вопроса о философских методах постижения объекта;
- рассмотрение особенностей и структуры религиоведческого знания;
- формулирование философского определения понятия религии;
- выявление онтологических основ религии;
- изучение особенностей процессов познания в религиозном сознании;
- исследование религиозного мировоззрения.
Исходным и главным является анализ религиозного сознания. По отношению к конкретным наукам, изучающим религию в своем аспекте, философия религии выступает в качестве методологии и выполняет мировоззренческую функцию.
Каждая из проблемных областей философии религии касается соответствующих задач в соответствующие эпохи и связана с определенными именами, часть их нами уже названа. Теологическая антропология, практическая теология, учение о Боге, проблемы бессмертия, мессианизм, религия и разум - лишь открывают этот перечень задач.
Актуальность исследования философии религии Иммануила Канта для настоящей работы обусловлена необходимостью представить ее как целостную концепцию, являющуюся важной частью всей философской системы мыслителя. Это дает представление о месте, занимаемом религиозно-философской проблематикой в системе Канта, понимание ее как существенной составляющей его взглядов, без которой рассмотрение всего спектра идей кантовской философии было бы неполным, а также дает представление о религии разума как идейном и методологическом базисе философии религии главы Марбургской школы неокантианства Германа Когена.
Настоящий этап исследования характеризуется отсутствием достаточной степени разработанности и удовлетворительного количества трудов, посвященных учению Марбургской философской школы, а также тем интересом, который представляет собой интерпретация учения Канта, осуществленная марбуржцами в истории философии.
Актуальность исследования религиозно-философских взглядов основного представителя Марбургской школы неокантианства Германа Когена состоит в возможности подробно представить философской общественности достаточно оригинальную и интересную концепцию философии религии, представляющую собой своеобразный синтез кантовских взглядов на мораль и религию с учением иудаизма.
При этом наиболее интересным является осуществленная Когеном ассимиляция трех основных положений иудейской религии: догмата о единобожии, догмата о Мессии, примата этики - с тремя базисными ступенями рассмотрения Кантом этикотеологических проблем, а именно:
1. метафизической, соответствующей рассмотрению концепта «доказательства бытия Бога»;
2. этической, соответствующей учению об индивидуальном моральном праксисе;
3. социально-политической, соответствующей учению о религиозной общине.
Кроме того, пристальное внимание привлекает возможность отыскания соответствий между религиозно - философскими взглядами Канта и Когена и связанная с этим демонстрация того, что философия религии Когена, также как и философия религии Канта, является неотъемлемой частью их философской системы.
Степень научной разработанности проблемы
Степень разработанности идей Иммануила Канта характеризуется, с одной стороны, наличием большого слоя исследовательской литературы, как за рубежом (Ф.А. Тренделенбург, К.Фишер, О. Либманн, Э. Целлер, Ф.А. Ланге, Г.Коген, П. Наторп, В. Виндельбанд, Г. Риккерт), так и в нашей стране (А.И.
Введенский, И.И. Лапшин, Г.И. Челпанов, A.B. Гулыга), широким спектром подходов, многогранностью выводов.
Лидером, открывшим для России подлинно научную традицию кантианства и неокантианства, был выдающийся русский ученый Б.А. Фохт.
Неокантианству в той или иной степени посвятили свои труды: Н.О. Лосский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Радлов С.И. Гессен, А.Ф. Степун, Б.Я. Яковенко, В.Э. Сеземан, Г.О. Гордон, В.А. Савальский, М.И. Каган, С.Л. Рубинштейн, Б. Пастернак, А.Белый.
Говоря о значении для российской философской школы деятельности такого рода мыслителей, необходимо отметить их великую заслугу в сохранении традиций, без чего невозможно было бы себе представить наше включение в исследовательскую базу всеевропейского мышления в постсоветские годы.
Проблемами рецепции Канта и неокантианства в России в наше время успешно занимаются представители московской, питерской, калининградской философских школ: В.А. Жучков, Т.Б. Длугач, А.И. Абрамов, A.A. Ермичев, Л.А. Калинников.
Достойное место в разработке проблем трансцендентальной философии, связанных с развитием традиций философского критицизма И. Канта, занимают работы саратовских ученых: В.Н. Белова, В.А. Фриауфа, Б.И. Мокина, Л.И. Тетюева и др.
I* С другой стороны, существует не так много работ, посвященных непосредственно философии религии Канта, причиной чему может быть легко обнаруживаемое в его текстах единство морально-этической проблематики с философско-религиозными взглядами, прямым следствием чего и является предложенная им система этикотеологии.
В настоящее время в нашем распоряжении - ежегодно выходящие сборники статей, а именно «Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта», «Кантовские сборники», вышедший в мае 2005 года сборник «Иммануил Кант и актуальные проблемы современности», статьи в журналах
Вопросы философии», «Философские науки» и др., в которых помещен разнообразный материал по интересующей тематике.
Среди небольшого количества статей, посвященных все же религиозным взглядам Канта, наиболее интересными являются статья А. Вуда «Роль религии в Кантовой философии истории»1 и очерки академика Т.И. Ойзермана, у в частности, «Этикотеология Канта и ее современное значение» , в которых идеи философии религии мыслителя, содержащиеся в «Критиках» и трактате ^ «Религия в пределах только разума», были представлены в широком спектре их критической рецепции как современниками философа, так и нашими современниками.
Вызывают также интерес работы И.С. Нарского3, В.Д. Шмелева4, И.С. Андреевой5, обращенные к идеям «Критики чистого разума», «Религии в пределах только разума», содержащие анализ категорий морали и религии, являющиеся для Канта центральными. ^ Степень разработанности религиозно-философских взглядов Германа
Когена в отечественной литературе можно определить как минимальную. В частности, E.H. Трубецкой6 в своей журнальной статье дает характеристику учения Когена, подчеркивая его безусловную ценность и реальность, но и отмечает безысходные противоречия учения.
A.C. Гурлянд7 рассматривает значимость этики Когена, взывающей к нахождению общих критериев, определению высших ценностей,
1 Аллен Вуд. Роль религии в кантовой философии истории / Кантовский сборник, вып. 18.-Калининград, КГУ, 1994- 159 с.
2 Ойзерман Т.И. Этикотеология Канта и ее современное значение / Вопросы философии, 1997, №3.-С. 103-114.
3 Нарский И.С. Кант и религия / Кантовский сборник, вып. 8 - Калининград, КГУ, 1983. - 144 е.; Развитие этических идей в «Религии в пределах только разума» / Кантовский сборник, вып. 18 — Калининград, КГУ, 1994- 159 с.
4 Шмелев В.Д. Атеистические идеи «Критики чистого разума» / Кантовский сборник, вып. 8- Калининград, КГУ, 1983.- 144 с.
5 Андреева И.С. Современные теологи и религиоведы о философии Канта / Кантовский сборник, вып. 10 — Калининград, КГУ, 1985. С. 132.
6 Трубецкой E.H. Панметодизм в этике / Вопросы философии и психологии, № 97, 1909.-С. 121-165.
7 Гурлянд A.C. Проф. Г. Коген. Панэтическое обоснование еврейства у Германа Когена ♦ / Новый восход, 1914-С.-Петербург. № 14, 15. охватывающей проблемы философии культуры для всего человечества, и высказывается критически о крайности принципов иудаизма философа. о
H.A. Бердяев в главе «Судьба еврейства» в своем сравнении еврейской религии с другими дохристианскими религиями уделяет значительное внимание личности Г. Когена. Рассматривая его учение критически, считает его проповедником своеобразного еврейского модернизма.
В постреволюционный период имеется единственное исследование, полностью посвященное философии религии Марбургской школы неокантианства, принадлежащее киевскому философу H.A. Лисовенко9. Однако рассмотрению идей Г. Когена в этом труде посвящены всего лишь двадцать семь страниц, и в этой малой толике автор едва лишь намечает некоторые моменты религиозно-философских взглядов интересующего нас философа, критикуя их с позиций диалектического материализма.
Прочие же авторы, так или иначе затрагивающие названные идеи Когена, в частности, А.И. Эдельман10, чьи статьи мы можем найти в журнале «Философские науки», а также Г.Л. Баканурский11, критические тексты которого были напечатаны в журнале «Вопросы научного атеизма», не утруждают себя даже подобным, довольно ценным для исследователя разбором, предпочитая ограничиваться рядом негодующих реплик по поводу бессистемно выбранных из текста Г. Когена цитат.
Однако, несмотря на отсутствие еще несколько лет назад пристального внимания к творчеству главы марбургского неокантианства, в настоящее время мы наблюдаем в нашей стране оживление интереса к названной тематике. Так, нельзя недооценивать вклад в исследование философии Г. Когена, сделанный
19 профессором В.Н. Беловым. Его монография «Неокантианство» посвящена
8 Бердяев H.A. Смысл истории - М., 1990.-211 с.
9 Лисовенко H.A. Философия религии Марбургской школы неокантианства.- Киев: «Наукова думка», 1983.-280 с.
10 Эдельман А.И. Неокантианское обновление иудаизма / Философские науки, 1968. №
3.
11 Баканурский Г.Л. Философские апологеты иудаизма / Вопросы научного атеизма. Вып. 12.-М. Мысль, 1971.-415 с.
12 Белов В.Н. Неокантианство, ч. 1. Возникновение неокантианства. Марбургская школа. Герман Коген-Саратов: изд-во «Научная книга», 2000.-217 с. анализу основных произведений главы Марбургской школы, в том числе «заключительному слову» по проблемам религии «Религии разума из источников еврейства». В сборнике «И. Кант, неокантианство и Г. Коген»13, вышедшем под редакцией В.Н. Белова, представлена целостная концептуальная разработка проблем трансцендентальной философии, в центре внимания которой находится творчество философов, так или иначе рассматривающих опыт философского осмысления самых разнообразных проблем человеческой ^ культуры.
Философия религии Г. Когена неизменно привлекает к себе внимание зарубежных исследователей, а количество публикаций, отслеженных нами в европейской и американской литературе, заставляет выразить сожаление о невозможности ее максимального освещения в рамках настоящей работы.
Пауль Наторп и Вильгельм Германн первыми начали религиозно-философскую дискуссию с Германом Когеном о месте субъекта религиозного $ переживания в системе размышлений о религии. В дальнейшем критикоидеалистическая позиция Когена становится более действующей именно ради соотношения индивидуума и человечества.
Ф. Розенцвейг, Л. Штраус, В. Бенжамин, близко знавшие Г. Когена, продолжили «диалог о религиозности в современности», обсуждая в переписке, дискуссиях вопросы просвещения, этического социализма, религиозного вакуума и иудаизма14.
На сегодняшний день наиболее интересными являются, на наш взгляд, исследования таких авторов как X. Хольцхэй, являющегося наиболее авторитетным современным исследователем творчества Г. Когена и неокантианства в целом, посвятившего большое количество монографий и статей позднему периоду творчества философа, представляющему для нас интерес в рамках данного исследования; X. Видебах, И. Кси, В. Ред, Б.
13 И. Кант, неокантианство и Г. Коген / Под редакцией профессора В.Н. Белова. Саратов: изд-во «Научная книга», 2004. — 219 с.
14 Astrid Deuber - Mankowsky. Monismus contra Dualismus: «Dialog über die Religiosität der Gegenwart».- Verlag Vorwerk 8, Berlin. 2000 - S. 317.
Келлерман, Г. Розен, Р. Брандт, М. Цанк, Д. Адельман, обратившихся в своих статьях к тому или иному аспекту когеновской философии религии.
Примечательным для нас в этом плане является появление уже названного сборника, второй раздел которого посвящен опыту рассмотрения актуальности творчества Г. Когена в современной философии итальянскими и немецкими философами А. Пома и Э. Гамба, X. Видебахом и Г. Эделем. Методологическая основа диссертации
В связи со стремлением автора провести анализ идей, принадлежащих творчеству основного представителя Марбургской школы неокантианства, мы находим логичным придерживаться, прежде всего, общей направленности методологии марбургского неокантианства, а именно рационализма, историцизма и системности.
Согласно триадичности структуры, присущей системе этикотеологии Иммануила Канта, нами выделяются три соответствующие ей ступени философии религии Г. Когена, а именно метафизическая ступень, соответствующая рассмотрению проблемы неатрибутируемости Бога; этическая ступень, связанная с приматом морали в иудаизме; социально-политическая ступень, обобщающая взгляды Когена на космополитическую государственность и мировое гражданство, осуществляемые с принятием мировой общественностью истолкованной в кантианском духе иудейской религии.
Объект исследования
Объектом исследования является содержание философии Марбургской школы неокантианства. Предмет исследования
Предметом исследования является философия религии Германа Когена. Правомерность использования термина «философия религии» применительно к одной из составляющих философского наследия И. Канта доказывается, исходя из заинтересованности мыслителя религиозно-философской проблематикой на протяжении всего периода творчества, а также из наличия внутреннего развития в рамках целостной концепции его философии религии.
Правомерность использования данного термина применительно к позднему периоду творчества главы Марбургской школы неокантианства Г. Когена подтверждается тем, что рассматриваемый нами философ, пытаясь ассимилировать основные положения иудаизма на почве критического осмысления учения И. Канта, вплотную подошел к рассмотрению религиозно-философской тематики с выходом в свет «Ethik des reinen Willens» (1904) и продолжал свои разработки вплоть до своей кончины в 1918 году.
Идеи, принадлежащие позднему творчеству Когена, закономерно вызывают интерес значительного количества исследователей и, в связи с отмечающимся в наши дни процессом сближения различных культур, имеют право на подробное рассмотрение. Цели и задачи исследования
Цели диссертационного исследования заключается в определении связи философии религии Г. Когена и философии религии И. Канта, а также в рассмотрении основных идей философии религии Г. Когена.
Достижение указанных целей предполагает решение ряда исследовательских задач: рассмотрение религиозно-философских взглядов представителей западной философской традиции, логически предшествовавших И. Канту и соответственно, неокантианству;
- исследование проблемы соотношения философии и теологии в творческом наследии И. Канта;
- проведение анализа структуры этикотеологии И. Канта;
- определение этапов становления неокантианства, основных позиций, достаточных для характеристики феномена неокантианства;
- рассмотрение предпосылок религиозно-философских взглядов Когена, вытекающих из этики Канта и учения иудаизма;
- нахождение параллелей в религиозно-философских учениях Канта и Когена, схожести и различий философских истоков и обоснований идей данных мыслителей.
Научная новизна
Научная новизна диссертации заключается в следующих результатах:
- проведено первое отечественное исследование религиозной позиции главы Марбургской школы неокантианства Германа Когена;
- предпринято рассмотрение философии религии Г. Когена с ориентацией на освещение данной проблематики с выделением своего рода структурной парадигмы, дающей возможность целостного представления воззрений интересующего нас автора;
- показана преемственность этикотеологии И. Канта религиозной философией Г. Когена;
- в научный оборот введено значительное число первоисточников, не переведенных на русский язык с момента их публикации.
Положения, выносимые на защиту
1. Философия религии Канта определяется как религия разума. Мыслитель приходит к идее элиминации религиозно-философского дискурса из области теоретического в область практического разума.
2. Выделяются следующие уровни религии разума Канта:
- метафизический (в докритических трудах и «Критике чистого разума» на первый план выступает проблема анализа концепта «доказательства бытия Бога» и связанных с этим понятий души и бессмертия);
- этический («Критика практического разума», «Критика способности суждения», в которых категории религии приобретают свое новое существование как понятия, дающие обоснование личностному нравственному совершенствованию);
- социально-политический (в позднем творчестве Канта идеи религии разума достигают универсального расширения. Философ представляет здесь свое видение исторического развития сообщества на пути создания этической общины).
3. Философия религии Германа Когена, определяемая как религия разума, представляет собой вполне законченную, зрелую попытку создания специфического учения. Интерпретация идей и обоснование концепции исходит из своеобразно понятого Когеном положения иудаизма об общемировой значимости религиозно-этико-правовой системы, присущей данной конфессии.
4. Философия религии Г. Когена является результатом взаимопроникновения идей этикотеологии Иммануила Канта и специфически осмысленных догматов иудаизма.
5. Существует внутренняя структурная оформленность философии религии Г. Когена, которая может быть выражена следующими тремя составляющими:
- метафизической, связанной с рассмотрением неатрибутируемости Бога;
- этической, рассматривающей возможность взаимопроникновения кантовских взглядов на мораль и свойственного иудаизму выдвижения на первый план моральности и правосознания;
- социально-политической, имеющей своей основой взгляды Когена на мировое сообщество и принципы, на которых оно должно базироваться.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Результаты, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы как методологические принципы при дальнейшем исследовании творческого наследия Германа Когена, концепций школ неокантианства, а также при рассмотрении проблемных областей философии религии, при изучении истории философии, философии культуры, философии права; в практическом плане — для диагностирования и анализа событий современности.
Кроме того, настоящая работа дополняет собой немногочисленный объем литературы на русском языке, касающейся изучения концептуальных взглядов Г. Когена.
Материалы, содержащиеся в диссертации, могут представлять интерес для преподавательской работы.
Апробация диссертационного исследования
Основные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались на заседаниях кафедры философии культуры и культурологии (сентябрь 2004 г., октябрь 2005 г.) СГУ имени Н.Г. Чернышевского, были представлены и обсуждались на семинаре аспирантов, докторантов и соискателей философских специальностей (декабрь 2004 г.), в ходе мастер-класса «Социальная этика» (май 2002 г. Саратов), в рамках конференции «Социальная память и власть» (октябрь 2002 г. Саратов).
Материалы исследования нашли свое отражение в научных публикациях. Структура работы
Структура работы определяется логическим решением поставленных исследованием задач и служит их последовательному рассмотрению. Диссертация состоит из введения, двух глав, первая из которых содержит три параграфа, вторая - два, заключения и списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Философия религии Германа Когена"
Заключение
В процессе проведенного нами исследования была поэтапно доказана правомерность выдвинутых на защиту положений. Точка зрения Канта на религию как на совокупность определенных нравственных обязанностей является распространенной. Основная ее мысль сводится при этом к утверждению, что человеку достаточно быть хорошим, ибо это и есть суть религии. Серьезная ошибка данного понимания религии заключается в игнорировании им того факта, что сама нравственность и весь строй жизни человека в конечном итоге определяется его мировоззрением, пониманием высшего идеала, которым может быть и Бог, и «бог». И тот, и другой идеал определяет свою мораль. Но, если даже мораль высокая, она сама по себе не приближает человека к Богу, ибо не добрые дела очищают сердце человека, а борьба со страстями и проистекающее отсюда смирение.
Но и с этими положениями, гипотезами и заблуждениями Кант достигает возможной полноты утверждений всеохватывающей системы общечеловеческого характера.
Итак, при подведении итогов рассмотрения теологических идей Канта, представленных в трудах различных периодов его творчества, речь действительно может идти о вполне оформленной философии религии, представляющей собой целостную концепцию с внутренним развитием идей и выходом на максимально высокий уровень анализа, имеющей в своей основе теоретический фундамент в виде критического учения о разуме.
Опираясь на Канта, переработав в духе критического идеализма его теорию опыта, этику и эстетику, Герман Коген создал свою теорию — религию разума из иудейских источников, имеющую в соответствии с системой Канта триадическую структуру.
Наличие в системе метафизической ступени подтверждается, как и у Канта, рассмотрением догмата о единобожии, связанных с этим проблем бытия и атрибуции Бога, а также бессмертия души.
Этическая составляющая его философии, центрирующая вокруг себя все элементы данной проблематики, связана, прежде всего, с сущностью
143 морального закона, идея единства которого влечет за собой проблему оформленности сообщества, основывающегося на выполнении закона через моральное воление. На материале этической составляющей прослеживается наложение идей этикотеологии И. Канта на основные элементы философии религии Г. Когена.
Третья составляющая религиозного учения, социально-политическая, стала основой для возможного теоретического синтеза учения Канта о практическом разуме и вечном мире с иудейским мессианизмом Г. Когена. Именно проблема влияния на Когена первоисточников иудаизма, а также сама возможность слияния в рамках одного учения философско-религиозных взглядов еврейского философа с уходящими корнями в протестантизм идеями этикотеологии Канта являются наиболее интересными.
Включая в себя элементы вышеназванной триадической структуры, что показывает анализ источников и критической литературы, философия религии обоих мыслителей представляет собой объединяющий все три составляющих элемент, без понимания которого невозможно привести в целостность всю систему.
Герман Коген вслед за Иммануилом Кантом избрал свой путь служения истине и четко и последовательно следовал ему. Рационалистический тип мыслителя способен охватить мир, но лишь в мере, в какой мир может быть познан. По отношению к Когену было бы слишком банально утверждать, что он претендует на истину, поскольку он очень искренен в своем поиске и обладает мощнейшим потенциалом. Его коснулось дыхание истины, но путь ratio и логицизм уводят его в сторону, кроме того, он злоупотребляет правом декретировать свои положения, не замечая гипостазирования. Уверенность в необходимости своей философии, в ее обязательности для всего мира, с одной стороны, подкупает, с другой стороны, удивляет в нем. Хотя далеко не все принимается Когеном из исторического еврейства, но именно его видение этики с гораздо большим основанием может быть названо еврейским, чем другие нравственно-философские исследования по иудаизму.
Размышляя в связи с этим о возможностях дальнейшего исследования философского наследия Германа Когена, хотелось бы остановиться на более серьезном рассмотрении этической составляющей философии религии, и соответственно охватить философию культуры мыслителя.
В настоящем исследовании также не в полной мере удалось рассмотреть еврейство Когена как предельную черту, за которую он может переступать, принимая во внимание исключительно учение пророков и еврейских философов, а не философию Канта. Это дистанциирование от кантовского учения происходит именно в наиболее проблемной этической составляющей. С какого именно момента и, руководствуясь чем, Коген начинает проводить принципы иудаизма с особой крайностью в вопросах религии и этики? Здесь для Когена, к сожалению, становится приемлемым принцип: справедливость одна, а совесть множественна.
Пылкая внутренняя любовь к своему народу делает безусловный акцент на устремлениях Г. Когена, но не мешает созданию научной методики для изучения вечных ценностей и истин. Взгляды мыслителя представляют значительный интерес для всякого, стремящегося обладать философским мировоззрением. Охватывая собою проблемы философии культуры и религии, они затрагивают самые животрепещущие вопросы, волнующие современное человечество.
Невозможно не оценить высокой культурной ценности когеновского идеализма — его мысль дает толчок, направляет мысль исследователя, его критическая философия заставляет или признавать или оппонировать, искать решение, а это значит, двигаться вперед.
Список научной литературыКитаева, Любовь Александровна, диссертация по теме "История философии"
1. Августин Аврелий. Исповедь Симферополь: Реноме, 1938 - С. 75.
2. Андреева И.С. Современные теологи и религиоведы о философии Канта /Кантовский сборник, вып. 10— Калининград, КГУ, 1985.
3. Аристотель. Метафизика // Сочинения в 4 т.- М., Мысль, 1976 550 с.
4. Арсеньев А., Гулыга А. Ранние работы Канта / Кант Иммануил. Сочинения в 6 т.- М., Наука, 1964. Т. 2.-510 с.
5. Беленький М.С. Что такое талмуд М., 1970.
6. Белов В.Н. Неокантианство. Часть 1 — Саратов: Научная книга. 2000172 с.
7. Бразауска В.О. Проблема смысла жизни в философии Канта // Смысл жизни: опытфилос. Исслед.-М., 1992-С. 124-133.
8. Быховский Б.Э. Религия перед судом разума / Вопросы научного атеизма, вып. 17 — М., 1975.
9. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история М.: Юрист, 1995.
10. Вороницын И.П. История атеизма Рязань, 1930.
11. И. Гайденко П.П. Об античных традициях в немецком идеализме: (Обоснование геометрии у Платона, Проюта и Канта) // Традиция в истории культуры-М., 1978 —С. 148-162.
12. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т. 4. Феноменология духа- М.: Изд-во соц.-экон. литер., 1959.
13. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Т. 2 М., 1977 - С. 400-421.
14. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1: Наука логики-М.: Мысль, 1974.-С. 248-256.
15. Гулыга A.B. Основная проблема философии Канта / Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта, вып. 3 Калининград, КГУ, 1978.- 160 с.
16. Гурлянд А. Кант И. / Еврейская энциклопедия, т. 9 — М., 1991.
17. Гурлянд А. «Проф. Г. Коген» / журнал «Новый восход».- С.-Петербург, 1914.
18. Декарт Рене. Рассуждения о методе М., изд-во Акад. наук СССР, 1953.- 656 с.
19. Еврейская энциклопедия, т. 10.
20. Жучков В.А. Гносеологическое содержание кантовского обоснования метафизики / АН СССР. Ин-т философии М., 1973- 31 с.
21. Иеромонах Дамаскин (Христенсен). Не от мира сего. Жизнь и труды отца Серафима (Роуза) Платинского // Перевод с англ. Издание пятое, исправленное и дополненное. Российское Отделение Валаамского Общества Америки Москва, 2001.
22. Ильин И.А. Сочинения. Т. 2. Религиозная философия — М.: Медиум, 1994.
23. И. Кант, неокантианство и Г. Коген / Под редакцией профессора В.Н. Белова. — Саратов: изд-во «Научная книга», 2004.-219 с.
24. Иммануил Кант и актуальные проблемы современной философии / под общей редакцией Л.И. Тетюева Москва: ООО Изд-во «Экшен», 2005 — 300 с.
25. Кант Иммануил: Библиогр. указ. лит. на рус. яз. 1803-1994 гг. / Сост. Л.С. Давыдова М., 1996 - 164 с.
26. Кант Иммануил. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики / Кант Иммануил. Сочинения в 8 т.- М., Чоро, 1994. Т. 1.— 544 с.
27. Кант И. Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога / Кант И. Сочинения в 8 т.- М., 1994, т. 1.
28. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. Сочинения в шести томах. Т. 6 Изд-во «Мысль». М., 1966 - 743 с.
29. Кант И. Исследования отчетливости принципов естественной теологии и морали / Кант И. Сочинения в 8 т.- М., 1994. Т. 2.
30. Кант И. Критика практического разума / Кант И. Сочинения в 8 т.— М., 1994. Т. 4.
31. Кант И. Критика способности суждения СПб.: Наука, 1995.
32. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем.- М., 1966. Т. 4. Ч. 1.
33. Кант И. Критика чистого разума Ростов-на-Дону, 1999.
34. Кант И. Метафизика нравов СПб.: Изд-во П.П. Сойкина, 1903- С. 6067.
35. Кант И. Приложение к «Наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного» / Кант И. Сочинения в 8 т.- М., 1994. Т. 2.
36. Кант И. Религия в пределах только разума / Кант И. Трактаты и письма-М., 1980.
37. Кант И. Спор факультетов — Изд-во Калининградского госуниверситета, 2002.- 286 с.
38. Кант И. Трактаты и письма М.: Наука, 1980.
39. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке М.: Гардарика, 1998.
40. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии М., 1989.
41. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы // Критика и эстетика —М., 1979.
42. Крапивенский С. Евреи в мировой культуре // «Корни».— 1994, № 1.
43. Ланге Ф.А. История материализма и критика его значения в настоящее время.-Т. 2. СПб., 1883.
44. Ланге Ф.А. Рабочий вопрос, его значение в настоящем и будущем. Пер. с нем. изд-ва А.Л. Блена с предисловием Р.И. Сементковского — СПб., Ф. Павленков, 1892.-323 с.
45. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме. Перевод Юткевича М.-Л., Соцэкгиз, «Образцовая» тип. в Мск. 1936 — 484 с.
46. Лисовенко H.A. Философия религии Марбургской школы неокантианства Киев, Наукова думка, 1983- 280 с.
47. Любутин К.Н. Кантовское учение о трансцендентальном субъекте-Свердловск, 1973.-С. 20-34.
48. Любутин К.Н., Шашков Н.И. Философские предпосылки «Критики чистого разума» И. Канта / Кантовский сборник, вып. 6 — 1981 — 158 с.
49. Малерб Мишель. Религии человечества М., СПб., 1997.
50. Мамедов А.К. Критический анализ философии религии Иммануила Канта / МГУ им. М.В. Ломоносова.- М., 1984.-21 с.
51. Можейко М.А. Схоластика // Новейший философский словарь — Минск, 1999.
52. Нарский И.С. Кант и религия / Кантовский сборник, вып. 8 — Калининград, 1983.
53. Нарский И.С. О гносеологическом смысле системы основоположений чистого рассудка / Кантовский сборник, вып. 6 1981- 158 с.
54. Наторп П. Кант и марбургская школа // Новые идеи в философии. № 5.— СПб., 1913.
55. Никитин В.Е. Категории рассудок и разум / Ростов, гос. ун-т.- Ростов-на-Дону, 1967 19с.
56. Ойзерман Т.И. Нравственное сознание и религия в системе И. Канта. / Кантовский сборник, вып. 11 — Калининград, 1992.
57. Ойзерман Т.И. Учение Канта об изначальном зле и человеческой природе / Кантовский сборник, вып. 18 Калининград, 1994.58. «Опыт построения исповеди» — из пастырских бесед о покаянии в дни Великого поста.
58. Осипов А.И. Основное богословие.-М., 1994.
59. Осипов А.И. Путь разума. В поисках истины. Издание Сретенского монастыря —Москва, 2003.
60. Пачулия Т.Г. Проблема этической ценности в «Критике способности суждения» И. Канта / Тбил. гос. ун-т Тбилиси, 1986 — 26 с.
61. Платон. Сочинения.-М., 1971. Т. 3, ч. 1.
62. Платон. Федон // Сочинения М., 1970. Т. 2.
63. Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. // «Православие и современность». Электронная библиотека (http://www.lib.eparhia-saratov.ru). 2003.
64. Ремезова И.И. Критика современных метафизических интерпретаций философии И. Канта / АН СССР. Ин-т философии М., 1987 - 23 с.
65. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре М.: Республика, 1998.
66. Рубинштейн С.Л. О философской системе Г. Когена. / Историко-философский еженедельник № 92 М., 1994 - С. 230-259.
67. Сборник «Еврейский мир».- СПб., 1911, № 1.
68. Сведенборг Э. О небесах, о мире духов и об аде Киев: Украина, 1993336 с.
69. Спиноза Б. Этика // Избранные произведения в 2 т.- М., 1957. Т. 2.
70. Творения блаженного Августина, епископа Гиппонийского. Ч. 1, изд. 2.-Киев, 1901.
71. Тренделенбург А. Логические исследования. Часть 1- М., 1868.
72. Трубецкой Е. Панметодизм в этике. Вопросы философии и психологии, № 97.- 1909.
73. Трубецкой E.H. Избранное М.: Канон, 1995.
74. Трубецкой С.Н. Сочинения М.: Мысль, 1994.
75. Философский словарь. Под редакцией И.Т. Фролова. Издание четвертое М., Политическая литература, 1980.
76. Фишер К. История новой философии. Т. 3. Происхождение и обоснование критической философии. Критика чистого разума. Пер. Н. Страхова-СПб., 1864.
77. Хайдеггер М. Введение в метафизику.- СПб.: НОУ ВРФШ, 1998.
78. Шашков Н.И. Кант и неокантианство как философская основа «Этического социализма» / ЛГУ им. A.A. Жданова — Л., 1977 — 53 с.
79. Швейцер Альберт. Культура и этика М., 1973.
80. Эдельман А.И. Неокантианское обновление иудаизма // «Философские науки».- 1968, № 3.
81. Юм Д. Исследование о человеческом познании // Сочинение в 2 т.— М., 1965. Т. 2.
82. Юм Д. Исследование о человеческом разумении- СПб., М.В. Пирожков, 1902 194 с.
83. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени М.: Прогресс, 1993.
84. Яковенко Б. Философия Когена // «Логос». 1910, № 1- С. 200-249.
85. Beneke F. Kant und die philosophische Aufgabe unserer Zeit. Eine Jubelschrift auf die Kritik der reinen Vernunft. Berlin, 1832.
86. Brandt, Reinhard. Hermeneutik und Seinslehre bei Hermann CohenHildesheim Zürich - New York. Georg Olms Verlag. 1993.- S. 37-54.
87. Cohen, H.: «Antwort auf das offene Schreiben des Herrn Dr. Martin Buber an Hermann Cohen» (1916), in Werke 17.
88. Cohen, Hermann. Der Begriff der Religion im System der Philosophie. Georg Olms Verlag. Zuerich. 1996. 164 S.
89. Cohen H. Ethik des reinen Willens. Berlin, 1904 (A).
90. Cohen, Hermann. Judishe Schriften, Bd. 1.
91. Cohen H. Kants Begründung der Ästhetik. Berlin: Duemler, 1889.
92. Cohen H. Kants Begründung der Ethik. Berlin, 1910 (B).
93. Cohen H. Kants Theorie der Erfahrung, 1. Aufl. Berlin, 1871- S. 170.
94. Cohen, Hermann. Kleinere Schriften VI, herausgegeben von Helmut Holzhey Julius H. Schoeps Christoph Schulte. Georg Olms Verlag Hildesheim, Zürich, New York, 2002. 763 S.
95. Cohen, Hermann. Religion der Vernunft aus den Quellen des Judentums. Fourier Verlag. Wiesbaden, 3. Auflage 1995. 629 S.
96. Cohen, Hermann. Schriften der Universitätsbibliothek Marburg. Ausstellung und Katalog: Franz Orlik. Mit einer Einfuhrung von Reinhard Brandt. Marburg, 1992.-204 S.
97. Cohen, Hermann. Zur Controverse zwischen Trendelenburg und Kuno Fischer. Zeitschrift für Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft, VII (1871).
98. Deuber-Mankowsky, Astrid. Der frühe Walter Benjamin und Hermann Cohen. Verlag Vorwerk 8, Berlin. 2000.
99. Fichte I.H. Beitraege zur Charakteristik der neuen Philosophie. 2. Aufl. Sulzbach, 1841.
100. Franz Rosenzweig: «Einleitung». In: Hermann Cohen: Jüdische Schriften, I-III. Berlin 1924,1.
101. Fritzsche R. A.: Hermann Cohen in persoenlicher Erinnerung, Nr. 17.2.
102. Funke G. Von der Aktualität Kants. Bonn, 1979.
103. Hermann, Wilgelm. Der Begriff der Religion nach Hermann Cohen / Hermann Cohen / Helmut Holzhey (Hrsg). 1994.
104. Holzhey, Helmut. Hermann Cohen: der Philosph in Auseinandersetzung mit den politischen und gesellschaftlichen Problemen seiner Zeit — Hildesheim — Zürich New York. Georg Olms Verlag. 1993.- S. 15-36.
105. Holzhey, Helmut. Ursprung und Einheit. Schwabe & CO. AG Verlag, Basel / Stuttgart, 1986.-419 S.
106. Holzhey, Helmut. Wolfgang Rod. Die Philosophie der ausgehenden 19. und 20. Jahrhunderts 2. Verlag C.H. Beck München, 2004. 400 S.
107. Kant I. Gesammelte Schriften. Berlin, 1922. Bd. XV.
108. Kellerman, Benzion. Die religionsphilosophische Bedeutung Hermann Cohens / Herman Cohen / Helmut Holzhey (Hrsg). 1994.
109. Lange, F.A. Geschichte des Materialismus. 2. Auflage. Iserlohn, 1873-1875. Bd. II, S. 115.
110. Lohmann, Johann Friedrich. Karl Barth und der Neukantianismus. Herausgegeben von O. Bayer W. Härle H.-P. Müller. Walter de Gruyter, Berlin New York, 1995. - 421 S.
111. Man and God in Herman Cohen's Philosophy. / Ed. by G. Gigliotti, I. Kajon, A. Poma, Biblioteca delP <Archivio di Filosofia> Cedam Casa Editrice Dott. Antonio Milani, 2003. - 307 S.
112. Müller, Claudius. Die Rechtsphilisophie des Marburger Neukantianismus. / Herausgegeben von Mitgliedern der Juristischen Fakultät der Universität Tübingen, J. C. B. Mohr (Paul Siebeck) Tübingen, 1994. 211 S.
113. Natorp, Paul. Zu Cohens Religionsphilosophie / Holzhey, Helmut. Cohen und Natorp Basel - Stuttgart. 1986. Bd. 2.
114. Ollig, Hans Ludvig. Religion und Freiheitsglaube, Hanstein, 1979.
115. Parry, Christoph. Menschen, Werke, Epochen. Max Hueber Verlag, 1993. -224 S.
116. Pascher, Manfred. Cohens Ethik im Spannungsfeld zwischen Kant und Hegel Hildesheim - Zürich - New York. Georg Olms Verlag. 1993.- S. 95109.
117. Philosophisches Denken Politisches Wirken. Hermann-Cohen-Kolloquium Marburg 1992. Herausgegeben von Reinhard Brandt und Franz Orlik. Hildesheim - Zürich - New York. Georg Olms Verlag. 1993- 269 S.
118. Rosenzweig, Franz. Kleinere Schriften, Berlin, 1937.
119. Rod, Wolfgang. Der Weg der Philosophie von den Anfangen bis ins 20. Jahrhundert. München. Bd. 2. 1996.
120. Schulthess, Peter. Piaton: Geburtsslätte des Cohenschen Apriori-Hildesheim Zürich - New York. Georg Olms Verlag. 1993- S. 55-75.
121. Sonderdruck aus Zeitschrift für Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft, VII (1871).
122. Stolzenberg, Jürgen. Oberster Grundsatz und Ursprung in Hermann Cohens theoretischer Philosophie Hildesheim - Zürich - New York. Georg Olms Verlag. 1993.- S. 77-94.
123. System der Philosophie. Erster Teil: Logik der reinen Erkenntnis, Berlin, Ausgabe von 1914.
124. System der Philosophie. Zweiter Teil: Ethik des reinen Willens, Berlin, Ausgabe von 1907.
125. Vorrede zu «Kants Theorie der Erfahrung».- Berlin: Dümmler, 1871.
126. Windelband W. Otto Liebmann Philosophie // Kant-Studien. Philosophische Zeitschrift. Bd. XV. Berlin. 1925.
127. Xie, Y. Korrelation: der zentrale Begriff in Cohens Religionsphilosophie. Frankfurt am Main u.a. 1996.
128. Zeller E. Über Bedeutung und Aufgabe der Erkenntnistheorie. Vortrag bei Eröffnung der Vorlesungen über Logik und Erkenntnistheorie, den 22,Oktober 1862 in Heidelberg gehalten, in: Vorträge und AbhandlungenZweite Sammlung, Leipzig, 1877.
129. Zvi Henryk Rosen. Hermann Cohen concept of Judaic universalism // Dialogue and humanism, 1993, vol. 3, № 1.v