автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философия русской культуры Г. П. Федотова

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Шарапова, Эмма Алексеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Философия русской культуры Г. П. Федотова'

Текст диссертации на тему "Философия русской культуры Г. П. Федотова"

Московский Госукарсопеяяяйс уняшерстввке яж. М.В. Ложоиосока

Фжвософсжяй фажувьшс

ШЙ.РЯПОВА Э.Ж. ФИЛОСОФИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ Г.П. ФЕДОТОВА

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09,00.03. -

История философии Научный руководитель -доктор философских наук, профессор М.А.Маслин.

Москва, 1999 х>.

Содержание

Введение........................................... 1

Глава I. Г.П. Федотов - мыслитель русского послеоктябрьского зарубежья. Вехи идейно-политической эволюции........................................... 11

Глава II. методологические основания философии русской культуры Г.п. Федотова........................ 40

Глава Iii. Основные этапы развития русской культуры

и их философское осмысление........................ 65

§ I. Дохристианское язычество как первоначальная

основа древнерусской культуры. ................... 70

§ II. Национальное своеобразие русской культуры

X-XVII веков.................................................83

§ Iii. петербургский духовный переворот. Пути

развития современной русской культуры............ 102

Заключение......................................... 124

Введение

Настоящая диссертационная работа посвящена анализу философии русской культуры одного из крупнейших русских мыслителей XX века Георгия Петровича Федотова (1886-1951). Имя и идеи Федотова стали известны отечественному читателю только благодаря публикациям последних десяти лет.

Первая журнальная публикация работ Федотова состоялась лишь в 1989 году1 . Причины очень позднего обращения к наследию этого выдающегося мыслителя объясняются общим огульно-отрицательным отношением к белоэмигрантским авторам, в течение длительного времени культивировавшемся в СССР, между тем, в идейном отношении отнюдь не все мыслители послеоктябрьского зарубежья были идеологами «белого дела», разделяли монархические убеждения и выступали в качестве сторонников политической реставрации прежнего режима в России. Более того, таковых среди философов зарубежья было меньшинство. Теоретики, наподобие И.А. ильина, были очень немногочисленны. Г.П. Федотов, конечно, не был сторонником советских преобразований в духе левого евразийства, но он не был также и консервативно-ориентированным идеологом, выступал в качестве своеобразного сторонника христианского социализма. Конечно, такие «тонкости» в советский период не учитывались и не могли учитываться и, соответственно, все зарубежные мыслители однозначно зачислялись в разряд врагов социализма (хотя таковым Федотов никогда не был).

Снятие «советского табу» в годы перестройки далеко не сразу привело к конкретным результатам в исследовании филосо-

1 Борисов В.М. Г.П. Федотов. Историческая публицистика//Новый мир. М., 1939, № 4.

фии русского зарубежья. Тексты эмигрантских мыслителей, рассыпанные в журналах или выходившие малыми книжными тиражами, были доступны исключительно в единичных спецхрановских экземплярах. Только в 1990 г. появилось первое комментированное книжное издание произведений известных философов русской послеоктябрьской эмиграции - H.A. Бердяева, В.П. Вышеславцева, В. В. Зеньковского, U.A. Сорокина, т. в. Флоровского, подготовленное М.А. Маслиным1. В этой книге были представлены три работы Федотова: «Трагедии интеллигенции», «Национальное и вселенское», «Будет ли существовать Россия?».

Сами названия этих статей свидетельствовали об актуальности поднятых Федотовым еще в 20-30-е годы тем, их созвучии дискуссиям последнего советского, а затем и постсоветского времени. Характерно, что первая же книжная подборка сочинений Федотова выдержала тираж 150 тысяч экземпляров (цифра, по нынешним меркам, огромная). Позднее некоторые важные сочинения Федотова были изданы и стали доступными2. Среди них выделяется прежде всего, двухтомник «Судьба и грехи России» (СПб., "1991-1992), подготовленный в.Ф. Войковым, а также первые два тома продолжающегося двенадцатитомного собрания сочинений Федотова (М., изд-во «Мартис». Т. 1 - 1996; т. II -

1 О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья, м., наука, 1990.

2 Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1990; Федотов Г. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). М., 1991; Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме. Избранные статьи. СПб., 1994; Федотов Г.п. Сеятой Филипп митрополит Московский. М,, 1991.

1998),- составление и вступительная статья С.С. Бычкова, примечания М.Т. Галах-тина.

Наследие Федотова, особенно публицистика еще при его жизни, нашло отклик в русском зарубежье. Его идеи получили отра-

жение в книгах и статьях В. В. Зеньковского, Н.О. Лосского,

H.A. Бердяева, Ю.П. Иваска, Т.Е. Флоровского, С. Л. Франка. Последний в письме от 27 июня 1949 г. очень высоко оценил

«литературное мастерство, тонкость и четкость», а также

«моральный пафос» сочинений Федотова, сравнимых по Франку с наследием таких корифеев русской философии как Чаадаев и Вл.

Соловьев, письмо заканчивалось словами: «ваши писания я счи-

таю событием в истории русской мысли; они дают оправдание самому бытию эмиграции»1.

Однако ставшие «событием в истории русской мысли» сочине-

ния Федотова изучены до сих пор мало, исследовательская лите-

ратура о Федотове значительно уступает количественно соответствующим работам о H.A. Бердяеве, С.Л. Франке, евразийцах. Специальные монографии, посвященные Федотову, пока не опубли-

кованы. Существующая научная литература о Федотове включает работы О. Д. Волкогоновой, М.Т. Галахтина, P.A. Тальцевой,

А. Ф. замалеева, К.Т. йсупова, В.И. Кураева, В.П. Кошарного, М.А. Маслина, Т.С. Померанца, В.В. Сербиненко2 и др. Наиболее ценные общие исследования, посвященные послеоктябрьскому за-

Франк С.Л. Письмо П.П. Федотову//Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996. С. 100.

Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. М., "1998; Галахтин М.Т. особенности русской святости в культурологии Г.П. Федотова//Философия в России Х1Х-начала XX вв.: преемственность идей и поиски самобытности, м., 1991. Исупов К.Т. Георгий Федотов: философия исторической сво-боды//Философские науки. М., 1991, № 3; Померанц Т.е. Г.П. Федотов - философ свободы и святости//Человек. М., 1991, № 1; Сербиненко В.В. Оправдание культуры. Творческий выбор Г.П. Федотова//Вопросы философии. М., 1У91, № 8? Кураев В.И." Федотов Г.П.//Русская философия. Словарь. М., 1995; Кошарный В.П. Русская религиозная философия и социология революции (19171930-е гг.). Киев, 1уЭ7. Русская религиозная философия и социология революции (1917-1930-е гг.). Киев, 1997.

рубежью, принадлежат В. А. Кувакину, А.Н. Николюкину, Т. Я. Тарле, Е.П. Челышеву, А.Т. Соколову, Д.М. Шаховскому1 и др.

Можно сказать, что исследовательская литература о Федотове «идет позади», уступая тиражам его сочинений. Одна из причин заключается в том, что большую часть наследия Федотова, прежде всего публицистику, трудно «разложить по рубрикам», хотя и нельзя отрицать таковых в его творчестве, творчество Федотова отличается ярко выраженным универсализмом и охватывает различные разделы гуманитарного знания, включая историю, богословие, философию, филологию.

одну из таких рубрик, возможно, самую обширную, составляет философия культуры или «культурософия». Конечно, никакой специальной философии культуры Федотов не излагал, однако проблемы культуры в его исторических, богословских, философских и филологических сочинениях неизменно присутствуют. Причем большая их часть излагается на «русском материале». Проблемы западной культуры также привлекали внимание Федотова, особенно в ранний период (до 1925 г.). Но с середины 20-х годов, после эмиграции на Запад проблема России и, собственно, проблематика философии русской культуры становится главным смысловым центром его сочинений. Однако специального освеще-

1 Кувакин В.А. Религиозная философия в России. Начало XX века. м., 1980; Литературная энциклопедия русского зарубежья (1918-1940). Гл. Ред. Николюкин А.Н. М., 1996. Т. 1,2; Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М., 1991; Тарле Г.Л. Российское зарубежье и Родина. М., 1993; Культурное наследие российской эмиграции, 1917-1940: в 2 кн. Под общ. ред. Челышева Е.П., Шаховского Д.М. М., 1994.

ния в исследовательской литературе эта проблематика до сих пор не получила.

Актуальность темы диссертации обусловлена тем, что изучение проблематики философии русской культуры в творчестве Федотова во многом способствует раскрытию мировоззренческого и общетеоретического потенциала русской философии XX столетия. Философия русской культуры Федотова уникальна, она нацелена на осмысление всего более тысячелетнего историко-культурного опыта России, начиная с Киевского периода отечественной истории и до XX века включительно.

Отсюда целью настоящего диссертационного исследования является анализ наиболее существенных черт философии русской культуры Г.П. Федотова с учетом общего контекста основных идейно-политических ориентаций русского послеоктябрьского зарубежья. Этой теме посвящена первая глава диссертации, в которой освещаются главные вехи идейно-политической эволюции Федотова с акцентом на эмигрантский, наиболее продуктивный период его творчества.

В первой главе диссертации выясняется отношение Федотова к различным идейным течениям русского зарубежья, включая евразийство и новоградство, проводится сравнительный анализ философии Федотова с философскими воззрениями Бердяева, франка и других мыслителей зарубежья, анализируется место и роль «проблемы России» в философии культуры Федотова.

Глава вторая посвящается анализу методологических оснований философии русской культуры Федотова. Здесь выявляется религиозный фундамент федотовской культурософии, раскрывается антропологизм как основная методологическая установка куль-турфилософских изысканий мыслителя зарубежья, исследуются ха-

рактерные особенности диалектической методологии, широко используемой Федотовым. Его методология, в чем глубоко убежден автор настоящей диссертации, не утратила своего значения и с успехом может быть использована в современных условиях.

Третья глава посвящена анализу философского осмысления Федотовым основных этапов развития русской культуры. Главной особенностью федотовской культурософии был ее огромный исторический диапазон, беспрецендентный для отечественной традиции, в том числе и для философии послеоктябрьского зарубежья. В работах наиболее авторитетных эмигрантских историков русской мысли - таких как H.A. Бердяев, в.в. Зеньковский, H.Q. Лосский, С.А. Левицкий, Т.В. Флоровский, С.Л. Франк, - практически не освещались ранние этапы развития отечественной культуры, периоды Киевской и Московской Руси.

Федотов своими трудами внес существенный вклад в освещение древнерусской духовности. Причем свои изыскания в этой области Федотов по-новаторски начинал с исследования дохристианского язычества, поэтому его работы в этой области потребовали специального освещения (этому посвящен первый параграф третьей главы).

Киевский и Московский периоды развития русской культуры (X-XVII вв.) имели приоритетное значение в рамках федотовской концепции культурософии - как первоначальный фундамент, определивший лицо последующих «этажей» российского культурно-исторического здания. Поэтому анализ культуры этого периода Федотовым, соответствующий в его терминологии хронологической границе понятия «культура Древней Руси» выделяется в отдельный, второй параграф третьей главы.

Современный этап в развитии русской культуры, ознаменовавшийся по Федотову «петербургским духовным переворотом» и продолжающийся и по сию пору, т.е. до XX века, привлекал особое внимания мыслителя. Соответственно, федотовскому освещению основных содержательных характеристик и драматических коллизий этого периода посвящен третий параграф третьей главы диссертации, он имеет название «петербургский духовный переворот. Пути развития современной русской культуры». Здесь анализируются ключевые в рамках культурософии Федотова проблемы свободы, интеллигенции, кризиса культуры и его преодоления на путях «оцерковления культуры».

Методологической и теоретической основой настоящего диссертационного исследования являются произведения русских философов XX века - H.A. Бердяева, В.В. Зеньковского, Л.П. Карсавина, н.о. Лосского, н. С. Трубецкого, С. л. Франка, Г. В. Флоровского и др. Эти работы имели главное значение для формирования целостного подхода к феномену русского послеоктябрьского зарубежья и определения особого места в нем Г.П. Федотова.

Большое значение для диссертации имели также положения и выводы современных российских авторов - В.А. Кувакина, М.Н. Громова, М.Г. Галахтина, М.А. Маслина, В.В. Сербиненко, В.И. Кураева, А.Ф, Замалеева, A.A. Ермичева и др.

Автор ставил перед собой задачу избежать однозначных интерпретаций философии культуры Федотова, показать его идеи в эволюции и в общем контексте русского послеоктябрьского зарубежья .

Актуальность идей Федотова, возможность их использования е современных условиях вовсе не означает, что этот русский

мыслитель во всех своих прогнозах «как в волу глядел» и что его прогнозы могут рассматриваться как панацея от современных зол.

В диссертации отмечаются не только крупные теоретические заслуги Федотова, но и противоречивые, открытые для критики положения его культурософии.

ГЛАВА I.

Г. П. ФЕДОТОВ - МЫСЛИТЕЛЬ РУССКОГО ПОСЛЕОКТЯБРЬСКОГО ЗА РУВЕЖЬЯ. ВЕХИ ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ.

Феномен русского послеоктябрьского зарубежья вызывает в последние годы значительный научный и общественный интерес.

Особенно он возрос в постсоветский период отечественной истории, когда после распада СССР за рубежами ранее единой страны оказались свыше 25 миллионов наших соотечественников. В этой связи появился новый термин - «четвертая волна» эмиграции1. Действительно, прекращение существования СССР в 1991 году вызвало к жизни феномен эмиграции особого рода, когда люди, не эмигрируя в собственном смысле слова, однажды оказались живущими в других странах.

В научной литературе принято выделять также три другие «волны» эмиграции. Первая охватывает период между двумя мировыми войнами; вторая - с конца второй мировой войны до 1970-х гг. - время перемещенных лиц и второго, родившегося за рубежом эмигрантского поколения; третья - после 1970-х гг., когда существенно возрос поток российских переселенцев на Запад2. Каждый из этих периодов имеет собственную культурно-цивилизационную специфику. Для историко-философской науки наибольший интерес представляет первый период, который связан с деятельностью покинувших Россию или высланных из страны крупных философов европейского масштаба, продолживших свою теоретическую деятельность за рубежами родины.

1 Культурное наследие российской эмиграции. "1917-1940. М., Наследие, "1994. Т.1. С. 5.

2 Тарле Т.Л. Российское зарубежье и родина. М., "1993.

В современной российской литературе достаточно подробно освещены обстоятельства «высылки 1922 г.», в связи с которой на Западе оказались философы - H.A. Бердяев, Ф.А. Степун, с.н. Булгаков,, н.И, Лапшин, и.А. ильин, л.п. Карсавин, Б.п. Вышеславцев, Г.В. Флоровский, Н.О. Лосский и др1. В настоящее время установлено, что список предназначенных для высылки философов был составлен В.И. Лениным, хотя вся операция проводилась по линии ВЧК. Известный американский историк русского происхождения Марк Раев следующим образом оценил последствия этого акта: «Благодаря Ленину, Зарубежная Россия получила когорту блестящих ученых и интеллектуалов...»2.

Имя Георгия Петровича Федотова отсутствовало в списке высланных. В отличие от H.A. Ильина, H.A. Бердяева и других противников советской власти он никак не проявил себя в этом качестве. В юности Федотов исповедовал идеи революционного

1 Геллер М. «Первое предостережение» - удар хлыстом (К истории высылки из Советского Союза деятелей культуры в 1922 г.}//Вопросы философии. "1990. № 9: Волкогонова О. Д. Русская философия в Западной Европе//Философские науки. М., 1990. № 6; Культурное наследие российской эмиграции 1917-1940. Под общей ред. Акад. Е.П. Челышева и проф. Д.М. Шаховского. М., наследие, "1994; Александров В.А. Русскоязычные, русские, россияне ...//Столица. М., 1993. № 26? Коган Л.А. «Выслать за границу безжалостно» (новое об изгнании духовной элиты) //Вопросы философии. 1993. № 9. Кошарный В.П. Русская религиозная философия и социология революции (1917 - "1930-е гг.). Киев., 1997.

- Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции 1919-1939. М., 1994. С. 43.

марксизма, был членом РСДРП. Ко времени высылки 1922 г. Федотов также разделял социалистические идеалы. В отличие от H.A. Бердяева он сохранил интерес к идеям социализма в христианизированной форме и в годы эмиграции. Тяга к социализму проявилась у Федотова еще во время учебы в Технологическом институте в Петербурге, куда он поступил в 1904 г., и сохранялась в течение гораздо боле© длительного времени, чем у его старших современников, бывших легальных маркси