автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Проблема человека в философии Г. П. Федотова

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Власкина, Ольга Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Диссертация по философии на тему 'Проблема человека в философии Г. П. Федотова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Власкина, Ольга Николаевна

Введение.

Глава I. Философская антропология в России конца XIX начала XX века.

1.1. Место антропологической проблематики в русской религиозной философии конца XIX начала XX вв.

1.2. Особенности понимания человека в творчестве

Г.П. Федотова.

Глава II. Этическая ориентированность философии

Г.П. Федотова.

2.1. Нравственное основание философии культуры в творчестве Г.П. Федотова.

2.2. Социально-нравственный идеал философии

Г.П. Федотова.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Власкина, Ольга Николаевна

Актуальность темы диссертации.

Избранная тема - "Проблема человека в философии Г.П. Федотова" - является важной как в исследовательском, так и в культурно-историческом отношении.

Анализ развития философии конца XIX начала XX века убеждает, что существовала центральная философская тема, вокруг которой группировались все другие проблемы. Это тема человека.

Русская философия отличается особой приверженностью к этой проблеме: о чем бы ни шла речь - о православном сознании, русской идее, преобразовании общества, осмыслении бытия -мыслители прежде всего пытались раскрыть феномен человека. То есть без постижения сущности личности, невозможно продвинуться к обсуждению других вопросов.

Другая особенность русской философии состоит в том, что в главных своих тенденциях, как и в главных достижениях, она носила религиозный характер. Вот почему в центре внимания постоянно оказывался не столько человек как природное существо, сколько неисчерпаемый духовный опыт личности, смысл индивидуального и коллективного бытия.

И, наконец, необходимо отметить этическую ориентированность русской философии ("как человеку жить"?). Обращенность к конкретной социальной и духовной практике, постоянное стремление проверить достоверность и правомерность этической теории и ее принципов самим опытом истории и судьбой народа приводили к постоянной рефлексии над конкретными нравственными принципами, определяющими предназначение человека.

Характерной чертой философских исследований в XX веке явился процесс, получивший название "антропологического поворота в философии". Различные аспекты проблематики человека нашли свое отражение во всех наиболее значимых направлениях философской мысли. А в таких течениях как философская антропология, экзистенциализм, персонализм тема человека становится центральной проблемой.

Интенсивный интерес к философскому пониманию сущности человека вызван, прежде всего тем, что она является ключевым моментом в осознании человеком своего положения и призвания в мире, служит основой для практического решения его жизненных проблем. Огромное значение философское знание о человеке приобретает в переломные эпохи, когда в обществе происходят коренные социальные и культурные перемены, сопровождающиеся переоценкой ценностей и идеалов, поисками новых жизненных ориентиров.

Философские рассуждения о человеке предполагают наряду с выделением наиболее актуальных проблем и обращение к историко-философской традиции, к тем учениям, в которых содержатся позитивные моменты, и которые могут способствовать созданию современных философских концепций человека.

Правомерность обращения к исследованию философской концепции человека в системе Федотова обусловливается анализом его работ, содержащих как общую для всего направления "метафизики всеединства" B.C. Соловьева проблематику, так и собственные оригинальные подходы к решению этой проблемы. Его работы по целому ряду социально-политических, религиозных, культурно-исторических проблем содержали принципиально новые для русской философии подходы, среди которых: постижение истории и культуры с позиции христианской личности; анализ судьбы русской интеллигенции и выявление роли надмирной личности в концепции общественного спасения.

Оригинальное наследие Федотова почти полностью принадлежит эмиграции, поскольку революция отделила его от России. Испытав определенное влияние марксизма в ходе мировоззренческой эволюции мыслитель приходит к православию. При этом философ не принимает многих теологических положений представителей религиозного направления. В его работах отражены реалии того времени и содержатся предложения по преобразованию личности и общества и преодолению противоречия между ними. Во многом Федотов сумел опередить свое время и предугадать дальнейшие пути развития философско-антропологической тенденции.

Все возрастающая дифференциация наук о человеке требует не только интеграции наших знаний, но и выработки определенной основы мировоззрения, которая позволит регулировать научные исследования в области человека, поставит науку перед необходимостью исходить из приоритета гуманистических и социально-этических ценностей.

Перед современным человечеством встали новые глобальные проблемы: расширились границы человеческого мира, он стал осознавать себя частью Вселенной; обострился вопрос о выживании человечества и проблемы адаптации к изменяющейся в результате антропогенного развития окружающей среды; интенсивное развитие компьютерной техники заставляет задуматься о месте и роли человека в мире машин; возникновение генной инженерии приводит к необходимости определить границы и возможности внедрения в биологическую природу человека; происходящие в мире социальные процессы открывают новые перспективы взаимодействия и сотрудничества различных народов.

Степень разработанности проблемы.

Творческому и жизненному пути Федотова посвящено довольно большое количество работ в российской и западной литературе. Необходимо отметить, что интерпретация мыслителем проблемы человека исследована недостаточно глубоко. В творчестве философа ярче прослеживается культурологический и исторический планы, поэтому большинство работ направлены на их исследование.

Прежде всего, необходимо отметить работы биографического характера. Основой в этой области стал биографический очерк супруги философа E.H. Федотовой впервые опубликованный в Париже в 1967 году в качестве предисловия к сборнику статей мыслителя "Лицо России". Биографические статьи, предваряющие публикации работ философа в нашей стране, практически все основаны на данном материале.

Следует отметить работу французского ученого Д. Бона. В своем диссертационном исследовании он использовал круг документов и материалы из личного архива Федотова, который находится в составе Бахметьевского фонда при Колумбийском университете (США) и малодоступен отечественным ученым. Кроме значительной биографической статьи в работе Д. Бона мы находим достаточно подробный комментарий к книге Г.П. Федотова "И есть, и будет. (Размышление о России и революции)", написанной автором в 1932 году.

Можно выделить группу сочинений - работ, посвященных федотовской публицистике: рецензии, отклики выступления, практически все относящиеся к наследию русской эмиграции. Большое количество статей мыслителя появлявшихся в эмигрантской прессе, вызывали оживленную полемику среди бывших соотечественников. Оценки иногда были прямо противоположными: от восхищения до полного неприятия. Это отзывы таких известных русских философов и мыслителей как H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.И. Булгаков-Фундаминский, М.В. Вишняк, П.М. Бицилли, Н.О. Лосский, Ф.А. Степун и другие. Их внимание привлекают федотовские размышления о социальном христианстве, вопросы свободы личности и творчества, экуменическая тема, широко представленная в статьях мыслителя.

В научной литературе советского периода, по вполне понятным причинам, имя Федотова практически не упоминалось.

В постсоветский период происходит возвращение к русской философии, с этим процессом связано множество публикаций, посвященных Федотову. В работах В.Ф. Бойкова, В. Борисова, Ф.И. Гиренко, К.Г. Исупова, А. Меня, В.В. Сербиненко, Л. Смирнова, предпринята попытка дать общую характеристику религиозно-философской концепции мыслителя. Выявить ее идейные, философские, исторические основы, проанализировать специфику концептуальных построений. В поле зрения исследователей философский анализ творчества Федотова, рассмотрение созданной им философии истории и культуры. Общим для этих работ является подход, утверждающий безусловную ценность религиозно-философских идей мыслителя, их актуальность для современности.

Особо можно выделить ряд сочинений М.Г. Галахтина, Т.П. Довгий, В.Б. Рыбачука, в которых авторы детально рассматривают специфику историософской и культурологической концепции Федотова.

Цели и задачи диссертационного исследования.

Целью работы является представление антропологии Г.П. Федотова как самостоятельного звена его философского творчества. Реализация поставленной цели предполагает решение нескольких взаимосвязанных задач:

- дать общую характеристику модели русского человека на основе работ отечественных религиозных философов начала XX века;

- определить степень влияния представителей "метафизики всеединства" на построение антропологической концепции Федотова;

- выявить особенности понимания человека в творчестве Федотова;

- показать специфику построения социально-нравственного идеала в работах Федотова.

Теоретические основания диссертации.

В качестве исходных теоретических предпосылок в диссертационном исследовании использованы работы специалистов в области религии, философии, этики и культуры.

1) работы этико-социального характера (Р.И. Александрова,

Р.Г. Апресян, A.A. Гусейнов, А.П. Скрипник и другие);

2) произведения русских религиозных философов рубежа XIX

- XX веков (H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В.

Зенысовский, B.C. Соловьев, H.A. Флоренский и другие);

3) труды по истории культуры (С.С. Аверинцев, М.Г. Галахтин,

П.С. Гуревич, Д.С. Лихачев, A.B. Мень и другие).

Методологические основания диссертации.

Методологической основой диссертации является соединение этического и культурно-исторического подходов, обусловленное спецификой философского наследия Федотова.

В качестве конкретных методологических оснований диссертационного исследования выступают:

- метод исторической реконструкции, позволяющий проследить возрастающую роль человеческого фактора в истории;

-герменевтический метод, обусловливающий углубление сущностного понимания проблемы человека в творчестве Федотова;

- аксиологический метод исследования, способствующий выявлению и обоснованию места человека в системе культурных ценностей;

- метод сравнительного анализа, позволяющий показать многообразие типичных характеристик данных Федотовым человеку.

Научная новизна диссертации.

Научную новизну данной работы можно определить следующими положениями:

- создана модель философской антропологии Федотова;

- выявлено влияние направления "метафизики всеединства" на оформление концепции человека в творчестве Федотова;

- акцентировано внимание на ведущем антропологическом факторе в становлении культуры в философии Федотова;

-показана специфика построения социально-нравственного идеала в работах философа.

10

На защиту выносятся следующие положения:

- модель антропологической концепции Федотова;

- источником антропологических построений Федотова явилось направление "метафизики всеединства";

- выбор пути развития человеческого общества зависит от нравственной ответственности личности;

- человек, с точки зрения мыслителя, есть симбиоз человеческого и божественного;

- достижение идеала человеческого общества возможно только при реализации нравственного идеала;

Практическая значимость.

Материалы и выводы диссертации способствуют углублению теоретических представлений о ваясном историческом периоде развития русской религиозной философии - начала XX века. Результаты исследования могут быть использованы в научно-исследовательской работе со студентами и практике преподавания философии в ВУЗе при изучении соответствующих тем курса, в спецкурсах и спецсеминарах по истории русской философии и по проблемам человека.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблема человека в философии Г. П. Федотова"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кризисные явления культуры первой половины XX века, нарастание цивилизационных процессов, получивших деперсоналистический, дегуманистический оттенок, феномен тоталитаризма, требовали переосмысления значения человеческого фактора в истории и культуре. Философия Федотова явилась одной из форм творческой реакции христианского сознания на кризисные события современности. Она выступила как попытка последовательного осмысления общественного развития в свете христианской онтологии и этики. В работах Федотова утверждается абсолютность христианских нравственных принципов, ценностей личности, свободы, гуманизма в условиях их релятивизации в общественном сознании и аннигилирования в политической практике.

По своим теоретическим источникам философия Федотова опиралась как на христианскую святоотеческую мысль, так и на традицию русской религиозной философии и русского богословия, стала органической частью православной мысли XX столетия. Поэтому правомерно наше обращение к работам таких мыслителей, как Вл. Соловьев, С.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, Б.П. Вышеславцев и другие, исходя из которых строит свою антропологическую концепцию Федотов.

Анализ вопросов, определенных целью диссертационного исследования позволяет сделать следующие основные выводы:

1. В рамках сложившихся политических и социальных условий конца XIX происходит обострение восприятия проблемы существования человека. Формирование нового человека, активизация гуманистического фактора немыслимы без углубленного анализа антропологической проблематики и связанных с ним мировоззренческих, в том числе и религиозных исканий.

Антропологический подход утверясдает тезис о гуманистической сущности религии, укрепляет ее интегрирующую функцию, представляет религию в виде антропологически значимого базисного явления и обеспечивает возможность воспринимать ее в качестве элементарной потребности.

Исходя из анализа ряда работ представителей русской религиозной мысли, моясно сказать, что ядром богостроительной философии выступает становление личности через становление общества; то есть на феномене Христа, на идее богочеловека происходит воспитание человеческого рода, а через приобщение к нему - справедливость существования самого человека.

В ходе анализа конкретных фактов русской религиозной антропологии, мы приходим к выводу, что Человек, в системе философии духовного абсолюта (богоискательство в форме софиологии) есть культурно-религиозное существо. Модель человека, представленная русскими религиозными мыслителями от происхоясдения через грехопадение к восхоясдению, строится в противоборстве идеального и греховного начал.

Идея вочеловечения Бога ради спасения человека, ориентировала христианскую мысль на соединение теоцентризма с антропоцентризмом. В ходе богообщения индивид активизирует собственные усилия в форме самопознания, самоопределения и самотрансцендирования, превращаясь в существо деятельное, творчески одаренное, очищенное от зла.

Представители религиозно-антропологического направления по-своему решали извечную проблему нравственного здоровья общества, изучение которой было продолясено следующим поколением русского духовного ренессанса, одним из представителей которого был Федотов.

2. Федотовское понимание человека исходит из христианских традиций: человек рассматривается как единство тела, души и духа; человек свободен в своей деятельности и не оставлен Богом. Целью развития человечества выступает полнота и взаимопронизанность материальных и духовных сил, конкретизируемых в Церкви, где личность обретает свою силу в ясивой и морально здоровой связи с социальным.

Формулой достиясения бессмертия отдельного человека, по мнению философа, является поиск соответствия жизни личной и социально-исторической, то есть в созидании истории и культуры. Поэтому на фоне общенациональной культуры проступают специфические индивидуализированные (хотя и типичные) черты, отмеченные Федотовым. Базой для всех русских национальных типов слуясит "народный" тип. Его характеристики довольно противоречивы, это неустойчивый тип, которому без воспитания и образования легко сбиться с интуитивного понимания добродетели в противоположную сторону. Архетипом духовной жизни выступают аскеты, иноки, пустынножители, юродивые. Они служат примером праведной и подвижнической ясизни на основе принципа свободного творческого сотрудничества Бога и человека. Этот тип наиболее приблиясен к реализации идеала христианской личности. Образ русского интеллигента несет на себе культурологическую нагрузку, и стоит меясду типом святого и народом, в который несет просвещение.

Таким образом , Федотов пытается выразить многообразие коллективной личности в единстве далеко расходящихся и часто противоречивых индивидуальностей. Схемой личности при этом представляется эллипсис, двуцентричность которого образует то напряжение, которое делает возмоясным жизнь в движении непрерывно изменяющегося соборного организма. Все образы человека, созданные философом, живут в органически цельном характере человеческого бытия. Эта цельность образуется индивидуальностями, создающими достойную себя социальную общность. Человек являет собой первую и необходимую предпосылку истории и культуры. Более того, человек - судьбоносец культуры. Лики времен прозревают в лицах людей у Федотова-историка.

Мы выявляем главную тему философа: это тема исторической свободы, исторического дерзания, энергичное самоосуществление человеком и человечеством своих высших задач. Авторская позиция Федотова - позиция трагического оптимизма. В его картине мира сбывается высокая судьба взыскующего Нового Града человека, который деятельно обясивает историческое будущее в творческом союзе с Провидением, Истиной, Добром и Красотой.

3. Основное содержание культуры, по Федотову, является гуманистическим, нравственным. Человек выступает у него основной предпосылкой культуры. Это главный вывод из его пневматологии, ибо духовные процессы всегда получают в конечном счете человеческое измерение. Христианская культура не представляется ему вне человеческого компонента, вне обращения человека к Богу. "Я вовсе не отрицаю, - писал философ, - сверхъестественную, божественную природу христианства как религии откровения. Но я верю, что ее осознание начинается с человеческого ответа на Боясественную Благодать. История христианства есть история этого отклика, его культура есть культура этого опыта. История и культура являются, в своей сущности, человеческими"(170, с.IX). В этом смысле вполне моясно согласиться с утверясдением Ю.П. Иваска, что Федотов, преясде всего, христианский гуманист.

Причем христианство у него сопряжено с тщательным различением и оценкой качествований пневматофании, а гуманизм понимается им в качестве "культуры человека как творческой личности"(140, с329), в противном случае понятие "христианский" и "гуманистический" оказываются тавтологичными.

Эти рассуясдения проявляются сквозь трагичность федотовской эпохи, разрыва культурной традиции, потерю человеком "своего лица". Источниками катастрофы, мыслитель называет, во-первых, революцию, которая зачеркнула целую историческую эпоху с ее опытом, с ее культурой. Появляется новая чистая страница истории, с истреблением старого культурного класса, заменой его новой интеллигенцией, поднявшейся из низов. Во-вторых, слишком быстрое приобщение народных масс к цивилизации, точнее, по Федотову, к ее очень поверхностным слоям: марксизм, дарвинизм, техника. Этот процесс рационализации, не подготовленных культурно слоев, по мнению мыслителя, произошел за какие-то двадцать лет, предварив работу столетий. Психологические последствия таких темпов отрицательно сказывались на молодом поколении. И, в- третьих, создание тоталитарного государства, которое пыталось образовать тип нового человека, "опираясь на чудовищную монополию воспитания и пропаганды и на подавление всех инородных влияний" ( 131, с. 167).

В результате критическим оказалось существование самого человека и его культурной позиции. Это характеризовалось в культурном плане как выпадение срединного члена христианской триады - души, более всего собственно связанной с миром человека. Причем опасность мыслитель усматривал как в обездушенной мощи материальной цивилизации, так и в отвлеченной духовности, в гипертрофии волевого начала. В XX веке личность теряет до конца свое достоинство, свое отличие от животного (См. 138). Дело личности - Бог, но Бог умирает, значит умирает и человек. "Обезбоженный человек становится - зверем -в борьбе - или домашним животным - укрощенной цивилизации" (118, с.43). Культура же, как сокровищница накопленных духовных ценностей замедляет процесс бестиализации обезбоженного человека. Она удерживает его в этических, эстетических планах человеческой душевности, спасает от вакуума бездуховности. Поэтому Федотов уверен, что слабость культурной прослойки в русском обществе обнажает звероподобие человеческой натуры. Он пишет: "Прошедший через революцию русский человек быстро теряет не только национальное, но и человеческое лицо" (118, с.43). Остались человеческие массы, которым требовалась организация. Они становились материалом цивилизации, но не культуры.

Богатство же национального сознания хранилось древней и той "большой литературой", которая ясила традицией. И государство, ощутив свою власть над человеческой личностью, позволило себе пропустить частично эту традицию в народ. Это небольшое послабление сделало возможным возвращение свободы, на первых порах хотя бы "личной этики", неотделимой от нравственной позиции.

Для Федотова условие сохранения свободы есть надеясда на будущее Российской культуры. Природная талантливость и сила народа создают благоприятные предпосылки для возрождения русской духовности и национальной культуры. Предпосылки, которые могут воплотиться в действительность после воссоздания, на новых духовных началах, ордена русской интеллигенции - того меньшинства, которое способно привести в движение народ, дав ему возможность участвовать в деле возрождения культуры.

Ответственность ложится на интеллигенцию потому, что на этапе постреволюционного периода, даже церковь, объединяющая в своей ограде высококвалифицированное культурное меньшинство, жаждущее творческого выражения православия, не может поднять всю русскую культуру. Революция обрывает религиозный ренессанс в нашей стране, не дав ему развиться в нечто более масштабное. Церковь должна оправиться от шока, чтобы найти в себе силы, ощутить душевное спокойствие, вкус к культурной работе, это труд не одного поколения. Для Федотова, путь церкви в будущее России это путь медленного срастания с ее тканью нового демократического общества. В неопределенной перспективе его теории ".крест осенит Россию и купол Церкви покроет ее культуру"(139, с.281) Предположение это появляется в контексте христианской утопии Федотова - идеи оцерквления культуры. Она не предполагает подчинение авторитету церкви. Эта позиция "есть осуществление религиозно-культурного единства, при котором Церковь не противостоит культуре, но творит ее в своих недрах" (139 , с.282). Только в христианстве, по его мнению, преодолевается человеческое неравенство, здесь часть равна целому и личность равна обществу. К христианству человек идет через преодоление греха, через просветление святостью, сквозь извечную борьбу добра и зла. И только нравственные основы, заложенные культурой, помогают в выборе оптимального пути.

4. Построение социально-нравственного идеала в философии Федотова основывается на критериях добра и зла. Философ рассматривает нравственность человека как бы на фоне движения культурно-исторического процесса. Христианское мировоззрение позволяет ему интерпретировать развитие человеческого общества как конкретное проявление нравственных усилий человека. С позиции Евангелия, которой придерживается мыслитель, Добро и

Зло это общечеловеческие категории. То есть зло, или грех,-соборное преступление всего народа против Бога. Поэтому оценка добра и зла происходит с точки зрения всего человечества, в нашем случае русского народа.

В то же время, придерясиваясь христианской шкалы ценностей, православный мыслитель в своих поисках устойчивого положения общественного человека остается свободен от всякой догматической узости. Христианский догмат не был для него абсолютной нормой, закрывающей путь к творческому поиску христианской совестью ответов на сложные вопросы бытийности. Именно поэтому у него человеческая ясизнь лишена определенной идеологии и имеет характер свободного выбора. История русского народа несет на себе одновременно бремя грехов и добродетелей.

Федотов оценивает зло как болезнь России, которая проходит определенные фазы в зависимости от политической обстановки в стране. Во-первых, это оцерквление зла самой Церковью, которое породило агрессию. Во-вторых, это отсутствие развитого национального самосознания, идущего от культурной замкнутости России. Русская революция стимулировала обращение философа в область политических игр, где болезнями, по его мнению, явились крайности либерализма, скептицизма, коммунизма. Выявление слабости интеллигенции в отношении власти знаменует потерю свободы для человека. Отсюда - отсутствие гуманитарного воспитания и образования в общеобразовательных школах, для мыслителя - это отсутствие школы вообще. И как следствие, пониясение общего уровня культуры в стране.

Условием общего блага для русского народа послуясит оформление национальной власти в России, которая соберет воедино культурную многоэтническую мощь государства, на основе свободного самоопределения. Интеллигенция, объединившись в

 

Список научной литературыВласкина, Ольга Николаевна, диссертация по теме "Этика"

1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности.// Новый мир М., 1988, № 7 - С. 210-220.

2. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности.// Новый мир М., 1988, № 9 - С. 227-239.

3. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры.// Контекст-90. М.: Наука, 1990. - С. 64-72.

4. Александрова Р.И. Менталитет в зеркале исторической и философской антропологии.// Российская провинция: история, культура, наука: материалы II-III Сафаргалиев. науч. чтений.-Саранск: Красный октябрь, 1998.- С. 104-114.

5. Александрова Р.И., Курносикова Е.А. Россия: духовность, философия любви. Саранск : Мордов. ун-та, 1999. - 176 с.

6. Анциферов Н.П. Воскресение. // Мейер A.A. Философские сочинения,- Paris: Edition de La Press Libry, 1982.- C. 459- 467.

7. Апресян Р.Г. Постиясение добра. М.: Молодая гвардия, 1986.207с.

8. Бердяев Н.К. Самопознание. М.: СП " ДЭМ" Междунар. отношения, 1990. - 334 с.

9. Бердяев H.A. Из записной тетради //Новый журнал Нью-Йорк, 1955, №XLIII - 164 с.

10. Ю.Бердяев H.A. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы.-М.: Мысль, 1990. 175 с.

11. П.Бердяев H.A. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века.// О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья.- М.: Наука, 1990.- С. 43-271.

12. Бердяев H.A. Религия воскрешения./ "Философия общего дела" Н.Ф. Федорова./ // Н.Бердяев О русской философии. Ч.2.-Свердловск: Уральский ун-т, 1991.- С.51-95.

13. Бицилли П.М. Рецензия Рец. на кн.: Федотов Г.П. Святые Древней Руси.- Парияс, 1931.// Современные записки - Париж, 1932, № 49. - 172 с.

14. Бон Д. Новый град Георгия Федотова. // Человек.- М., 1993, № 1. С.82-85.

15. Бойков В.Ф. Судьба и грехи России (философско-историческая публицистика Г.П.Федотова) //в кн. Г.П.Федотова Судьба и грехи России. Избр. статьи по философии русской истории и культуры.

16. В 2-х т.т./ Т.1.- С-Петербург: София, 1991,- 352 с.

17. Больто А.Б. Мысли на воле.- Рец. на кн.: Федотов Г.П. Лицо России. Сб.статей /1918-1930/ Париж, 1967 // Грани-Бг-а-М.,1970, № 74.- С.207-209.

18. Борисов В.М. Г.П.Федотов /1886-1951/. Истор. публицистика.// Новый мир.- М., 1989, № 4. С. 207-209.

19. Бочаров С.Г. Г.П.Федотов. Предисловия к публикации.// Вопросы литературы. М., 1990, № 2.- С. 190-193.

20. Бубер Мартин Проблема человека.// Бубер Мартин Два образа веры.- М.: Республика, 1995. С.157-233.

21. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцание и умозрение.- М.: Республика, 1994. 415 с.

22. Вишняк М.В. «Современные записки». Воспоминания редактора.С.-П6.:»Ьо§об»;«Дюссельдорф Голубой всадник»,1993.- С. 206-233.

23. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь.-М.: Гардарики, 1999. 520 с.

24. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М.¡Республика,1994.- С. 14-154.

25. Вышеславцев Б.П. Рецензия.- Рец. на кн.: Федотов Г.П. Новый Град. Сб. ст. Нью-Йорк, 1952.// Грани-Бт-а-м., 1978, № 110. С. 252-255.

26. Вехи; Интеллигенция в России: Сб.ст. 1909. -М.: Мол.гвардия, 1991 462 с.

27. Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991. - 206 с.

28. Галахтин М.Г. Особенности русской святости в культурологии Г.П. Федотова.// Философия в России XIX- начале XX в.в.: приемлемость идей и поиски самобытности. М.: ИФАН, 1991.- С. 79-91.

29. Галахтин М.Г. Два взгляда на одну проблему, или еще раз о несходстве сходного.// Философия и культура в России: Методологические проблемы,- М.: ИФАН, 1992. С.76-83.

30. Галахтин М.Г. Философия истории Г.П.Федотова: Дисс. канд. филос. наук: 09.00.03.- Москва, 1993. 200 с.

31. Гете И.В. Фауст. Трагедия. Пер.с нем. Б.Пастернака.- М.:Худояс. лит., 1978.- 510 с.

32. Гиренок Ф.И. Русский космизм: взаимосвязь философских и естественно-научных проблем.// Философские (методологические) семинары.- М., 1983,- С.262-280.

33. Горбунов В.В. Святая Русь Георгия Федотова и современные проблемы духовного возрождения общества.// Кентавр.- М., 1995, № 1.- С.86-98.

34. Гуревич П.С. Культурология.Учебное пособие.- М.:3нание,1996.-288с.

35. Гуревич П.С. Философская антропология: опыт систематики// Вопросы философии -М., 1995, №8. С.92-102.

36. Довгий Т.П. Историософская концепция России в творчестве Г.П.Федотова: Дисс. канд. филос. наук: 09.00.03.- Москва, 1997.161 с.

37. Ершов С. Слово о Г.П. Федотове.// Вестник высшей школы.- М., 1992, № 7/8/9.- С.96-98.

38. Иваск Ю.П. Молчание. Памяти Г.П.Федотова.// Опыты.- Нью-Йорк, 1953, № 1,- С.151-154.

39. Иваск Ю.П. Г.П. Федотов / 1886-1951/. // Опыты.- Нью-Йорк, 1956, № 6.- С.65-71.

40. Иваск Ю.П. Рецензия Рец. на кн.: Федотова Г.П. Лицо России. Сб.статей /1918-1930/.- naprmc:YMCA-PRESS, 1967 // Новый журнал.- Нью-Йорк, 1969, № 69. - С.276-278.

41. Иваск Ю.П. Эсхатология и культура. Памяти Г.П. Федотова /1886-1951/. // Вестник Р.С.Х.Д.- Нью-Йорк, 1972, № 103.- С.100-110.

42. Ильин В.Н. Рецензия Рец. на кн.: Федотов Г.П. Святой Филип Митрополит Московский.- Парияс, 1928 // Путь.- Парияс, 1928,10.- С.133-134.

43. Исупов К.Г. Слово как поступок. О философском учении А.А.Мейера // Вопросы философии М., 1992, № 7,- С.93-102.

44. Исупов К.Г. Георгий Федотов: философия исторической свободы.// Философские науки М., 1991, № 3.- С.65-71.

45. Карпович М.М. Рецензия Рец. на кн.: Fedotov G.P. The Russion Religious Mind: Kievan Christianity. The Tenth to the thirteenth Centuries. Cambridge,/Mass/., 1946.// Новый ясурнал.Нью-Йорк, 1947, № 16,- С.246-248.

46. Карпович М.М. Г.П.Федотов // Новый ясурнал.- Нью-Йорк, 1951,27.- С.267-272.

47. Карташев A.B. Очерки по истории русской церкви. В 2-х томах. Т.1.- М.: Наука, 1991.- 704 с.

48. Карташев A.B. Очерки по истории русской церкви. В 2-х томах. Т.2.-М.: Наука, 1991,- 576 с.

49. Кизеветтер A.A. Русские святые Рец. на кн.: Федотов Г.П. Святые Древней Руси.- Париж, 1931.// Россия и славянство.-Париж, 27.09.1931, № 148.- С.3-5.

50. Клайд Кей Мейбен Клакхон. Зеркало для человека. Введение в антропологию. Пер. с англ. под ред. к. фил. н. Панченко А.А.-«Евразия»- С.-Пб.,- 1998.- 352 с.

51. Кукмен А. Эсхатологическая тема в русской мысли. К филос. портр. Г.П. Федотова.// Горизонты культуры, 1992, Вып.1.- С.119-188.

52. Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы.- Свердловск: Урал, ун-та, 1988.- 192 с.

53. Культурология XX век. Словарь.- С.-Пб.: Университетская книга, 1997.- 640 с.

54. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии.- М.: Канон, 1996.- 496 с.

55. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет.- Л.: Сов. писатель, 1986.- 608 с.

56. Лосский Н.О. В.Соловьев и его преемники в религиозной философии: Путь.Орган Русской религиозной философии. Кн.1.- М.- 1992. '

57. Лосский Н.О. История русской философии. Пер.с англ.-М.¡Советский писатель.- 1991.- 480 с.

58. Лосский Н.О. Бог и мировое зло.- М.: Республика, 1994.- С.316-390.

59. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа.- М.: Политиздат, 1991.- 368 с.

60. Маркс К. Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти т.-М.:Политиздат.- 1985,- Т.2.- XVI, 574 с.

61. Мейер A.A. Религиозный смысл мессианизма.// Вопросы философии.- М.-1992, N 7 -103 с.

62. Мейер A.A. Религия и культура. По поводу сов. религ. исканий.С.-Пб., 1909,- 82 с.

63. Мейер A.A. Философские сочинения.- Paris: Edition de La Press Libry, 1982.- 476 c.

64. Мень A.B. Возвращение к истокам//в кн.Федотов Г.Святые Древней Руси.-М.:Моск.рабочий, 1990

65. Мень A.B. Культура, христианство, церковь. Лекции и беседы.М.: Ниясегородская ярмарка, 1995.- 571 с.

66. Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. Тело, душа и совесть (учение о человеке в христианской традиции исовременность)//0 человеческом в человеке.-М., 1991 352 с.

67. Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов.- С.-Пб.: Наука, СП- ое отделение, 1992.- 462 с.

68. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: Курс лекций.- М.: Аспект Пресс, 1999., С.365-366.

69. Опыт русского либерализма. Антология,- М.: Канон, 1997,- 480 с.

70. Письма М. Цветаевой к Г.П. Федотову.// Новый журнал.- Нью-Йорк, кн., 1961.- С.162-172.

71. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т.2.:Время лжепророков: Гегепь, Маркс и др. оракулы. Пер. с англ. под ред.

72. B.Н.Садовского. -М.:Феникс, Межд. фонд «Культурная инициатива». -1992. -с.528.

73. Русская религиозная антропология. T.I: Антология.- М.: Моск. философ, фонд, Моск. духовная академия, 1997.- 528 с.

74. Русская философия. Малый энциклопедический словарь.- М.: Наука, Р89, 1995.- 625 с.

75. Русский космизм: Антология философской мысли.-М.: Педагогика- Пресс, 1993.- 368с.

76. Рыбачук В.Б. Философия культуры Г.П.Федотова: Дисс. канд. филос. наук: 09.00.03.- Тверь, 1995.- 181 с.

77. Рыбачук В.Б. Философия культуры Г.П.Федотова.- Тверь: Тверской госуд. университет, 1996.- 125 с.

78. Русская религиозная антропология. Т.II: Антология.- М.: Моск. философ, фонд, Моск. духовная академия, 1997,- 480 с.

79. Сербиненко В.В. Оправдание культуры.// Вопросы философии.-М., 1991, № 8.- С.41-53.

80. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма.- С.-Пб.:

81. C.- Пб. Университет, 1993.- 264 с.

82. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры.- М.: Политиздат, 1992.- 351 с.

83. Смирнов A.M. Империя культуры. О творчестве Г.П.Федотова.// Наше наследие.- М., 1991, № 3.- С.87-90.

84. Суворов Н.С. К истории нравственного учения в восточной церкви // Византийская цивилизация в освещении Российских ученых/1894-1927/ М.: Науч.изд.центр «Ладомир» - В 2-х т.т.-Т.1, 1999.- С.462-493.

85. Современная западная философия: Словарь.- 2-е изд.- М.: ТОН -Остожье, 1998,- 544 с.

86. Современный философский словарь,- Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск/ «ПАНПРИНТ», 1998,- 1064 с.

87. Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. Т.2. Чтение о Богочеловечестве. Философская публицистика.- М.: Правда, 1989.735 с.

88. Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т.1.- М.: Мысль, 1990 892 с.

89. Степин B.C. Философская антропология и философские науки.-М.: ВШ, 1992.-191 с.

90. Степун Ф.А, Г.П. Федотов. // Новый журнал. Нью-Йорк, 1957.№ 49.- с.242.

91. Степун Ф.А. Идея России и формы ее раскрытия//Новый Град.Париж, 1934, N 8-17 с.

92. Трубецкой E.H. Смысл жизни.// Русские философы (конец XIX-середина XX века): Антология. Вып.2,- М.: Книжная палата,1994.- С.232-373.

93. Федоров Н.Ф. Из II Тома «Философии общего дела»/ Сочинения.М.: Мысль, 1982.- С.507-530.

94. Федотова E.H. Г.П. Федотов /1886-1951/ //В сб. Г.П. Федотов Лицо России.- Paris: YMKA-PRESS, 1967,- C.I-XXII.

95. Федотова E.H. Из воспоминаний о Г.П. Федотове.// Мейер A.A. Философские сочинения.- Paris: Edition de La Press Libry, 1982.-C.453-459.

96. Федотов Г.П. И есть, и будет. Размышление о России и революции.- Парияс : Новый град, 1932.- 217 с.

97. Федотов Г.П. О судьбе русской интеллигенции /Автор и сост. Гиренок Ф.И./.- М.: Знание, 1991.- 64 е.- (Сер. »Философия и жизнь»; № 9).

98. Федотов Г.П. О Св.Духе в природе и культуре.// Вопросы литературы.-М., 1990, № 2.- С.204-213.

99. Федотов Г.П. Православие и историческая критика.// Вопросы философии,- М., № 8, 1990.- С.146-153.

100. Федотов Г.П. Церковь и социальная правда.// Федотов Г.П. Империя и свобода. (Избр.ст.1931-1950).- Нью-Йорк: Посев-США, 1989.- С.165-202.

101. Федотов Г.П. К современным богословским спорам.// Федотов Г.П. Тяжба о России (ст.1933-1936).- Paris: YMKA-PRESS, 1982.-С.171-178.

102. Федотов Г.П. Народ и власть.// Россия и свобода (Сб.ст./под ред. свящ. М.А. Меерсона).- NEW-YORK: CHALT DZE PUBLIKATIONS, 1981.- С.157-173.

103. Федотов Г.П. Национальное и вселенское.// Федотов Г.П. Лицо России.- PARIS: YMCA-PRESS, 1967. С.260-267.

104. Федотов Г.П. Социальное значение христианства.// Философские науки.- М., 1991, N 3.- С.65-98.

105. Ш.Федотов Г.П. Святые Древней Руси. Серия «Историческиесилуэты». Ростов-на-Дону:»Феникс», 1999. С.384. 112.Федотов Г.П. Мысли по поводу Брестского мира.// Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т.1.- С.-Петербург.: София, 1991,- С.47-49.

106. Федотов Г.П. Социальный вопрос и свобода.// Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т.1.- С.-Петербург.: София, 1991.- С.286-302.

107. Федотов Г.П. Новая Россия.// Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т.1.- С.-Петербург.: София, 1991.- С.197-228.

108. Федотов Г.П. Проблемы будущей России /Первая статья/.// Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т.1.- С.Петербург.: София, 1991.- С.228-256.

109. Федотов Г.П. Правда побежденных.// Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т.2.- С.-Петербург.: София, 1991.- С.15-41.

110. Федотов Г.П. Россия и свобода.// Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т.2.- С.-Петербург.: София, 1991.- С.276-303.

111. Федотов Г.П. О национальном покаянии.// Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т.2.- С.-Петербург.: София, 1991.-С.41-49.

112. Федотов Г.П. Революция идет.// Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т.1.- С.-Петербург.: София, 1991.- С.127-172.

113. Федотов Г.П. Завтрашний день (Письма о русской культуре).// Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т.2.- С.Петербург.: София, 1991.- С.188-205.

114. Федотов Г.П. Создание элиты (Письма о русской культуре).// Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т.2.- С.Петербург.: София, 1991.- С.206-227.

115. Федотов Г.П. Новое отечество.// Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т.2.- С.-Петербург.: София, 1991.-С.233-252.

116. Федотов Г.П. Новый идол.// Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т.2.- С.-Петербург.:София, 1991,- С.50-65.

117. Федотов Г.П. Изучение России.// Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры. В 2-х тт. Т.1.-С-П6.: София, 1991.- С.123-127.

118. Федотов Г.П. Лицо России.// Вопросы философии.-М., 1990, № 8,- С.131-136.

119. Федотов Г.П. Эсхатология и культура.// Русские философы (конец Х1Хсередина XX века): Антология. Вып.З.- М.: Кн.палата, 1996,- С.148-157.

120. Федотов Г.П. Основы христианской демократии.// Федотов Г.П.Тяясба о России.- Париж: YMCA-PRESS, 1982.-С.131-147.

121. Федотов Г.П. Стихи духовные.Русская народная вера по духовным стихам.- Париж: YMCA-PRESS, 1935. -152 с.

122. Федотов Г.П. Судьба нашей духовной культуры.// Диалог.-М., 1991, N18,- С.38-43.

123. Федотов Г.П. Мать-Земля.// Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т.2.- С.-Петербург.: София, 1991.- С.66-83.

124. Федотов Г.П. Письма о русской культуре.Русский человек.// Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т.2.- С.-Петербург.:София, 1991.- С.163-188.

125. Федотов Г.П. Россия и свобода.// Русские философы (конец XIX-середина XX века): Антология.Вып.3.- М.: Кн.палата, 1996.-С.175-197.

126. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. -М: Моск.раб, 1990

127. Федотов Г.П. Создание элиты. /Письма о русской культуре/ //Хрестоматия.Педагогика Российского Зарубежья.Пособие для пед. ун-ов, ин-ов и колледжей-М.: Институт практической психологии, 1996.-С.483-502.

128. Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции.// Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т.1.- С.-Петербург.: София, 1991.-С.66-102.

129. Федотов Г.П. Ессе homo (о некоторых гонимых «измах»)/ Человек.- М., 1991, № 1.- С.38-47.

130. Федотов Г.П. Carmen saeculare. // Вопросы философии.- М.,1990, №8.-с. 137-146.

131. Федотов Г.П. Тяясба о России.// Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т.2.- С.-Петербург.: София, 1991.- С.103-122.

132. Федотов Г.П. Проблемы будущей России (третья статья).// Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т.1.- С.Петербург.: София, 1991.- С.270-286.

133. Федотов Г.П. О гуманизме Пушкина.// Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т.2,- С.-Петербург.: София, 1991.- С.328-333.

134. Федотов Г.П. Тяга в Россию./,/ Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т.2.- С.-Петербург.:София, 1991,- С.137-141.

135. Федотов Г.П. В защиту этики.// Г.П.Федотов о судьбе русской интеллигенции.- М.: Знание, 1991.- С.46-53.

136. Федотов Г.П. Певец Империи и Свободы.// Наше наследие.-М.,1991, № 3.- С.91-94.

137. Федотов Г.П. О Святом Духе в природе и культуре.// Полн. собр. статей. : В 6-ти т. Россия, Европа и Мы.- PARIS: YMCA-PRESS, 1973,- С.215-231.

138. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т.1.- С.Петербург.: София, 1991.- 352 с.

139. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т.2.- С.Петербург.: София, 1991.- 352 с.

140. Россия и свобода (Сб.ст./под ред. свящ.М.А.Меерсона).-NEW-YORK: CHALT DZE PUBLIKATIONS, 1981.- 273 с.

141. Федотов Г.П. Россия, Европа и Мы. Сб. ст. Т.П.- PARIS: YMCA-PRESS, 1973,- 320 с.

142. Федотов Г.П. Лицо России.- PARIS: YMCA-PRESS, 1967.- 329 с.

143. Федотов Г.П. Защита России (ст.1936-1940, Из «Новой России»).- PARIS 5: YMCA-PRESS, 1988.- 312 с.

144. Федотов Г.П. Империя и свобода (Избранные статьи 1931-1950).-Нью-Йорк: Посев-США, 1989.- 250 с.

145. Федотов Г.П. Тяжба о России (ст. 1933-1936).- PARIS 5: YMCA-PRESS, 1982.- 336 с.

146. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды.-М.: Книга и бизнес, 1995.- 751 с.

147. Флоровский Г.В. Пути русского богословия.- PARIS: YMCA-PRESS, 1937.-601 с.

148. Франк С.Л. Русское мировоззрение.- С-Пб.: Наука, 1996.- 736 с.

149. Франк С.Л. Духовные основы общества.- М.: Республика, 1992-510с.

150. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии // Вопросы философии, М.- 1990.- № 5

151. Франк С.Л. Непостижимое, М.~ 1990

152. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. В 2-х ч.-М.¡Правда.- 1990- 4.2 819 с.

153. Флоренский П.А. Столп и утверясдение истины. В 2-х ч.-М.:Правда.- 1990- 4.1 819 с.

154. Франк С.Л. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. - 479 с.

155. Хоруясий С.С. Исихазм и история.// Человек-М., 1991- N 8-73 с.

156. Хоружий С.С. Исихазм и история.// Человек-М.,1991- N 4-75 с.

157. Хоруясий С.С. Путем зерна: русская религиозная философия сегодня. //Вопросы философии.-М., 1999, №9 -С.139-147.

158. Хомяков A.C. Работы по Богословию. Т.2.-М.: Моск. филос. фонд, 1994.-476с.

159. Украинец И.А., Федотов Г.П. О национальных процессах в СССР.//Отеч. и всеобщая история: Методология,источниковедения, историография.- Брянск, 1993.-С.153-155.

160. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его ясизни, смерти и бессмертии. XIX век.- М.: Республика, 1995.- 528 с.

161. Человек как философская проблема: Восток-Запад.- М.: УДН.-1991.- 279 с.

162. Это человек: Антология.- М.: Вш, 1995.- 320 с.

163. Fedotov G.P. The Russion Religious Mind. Kievan Christianing. The Tenth to The Thirteenth Century.- New York, Harpen Torchbooks, 1960.-XVI, 438 pp.

164. Fedotov G.P. The Russion and Freedom.// Review of Politics.South Bend, Indiana, 1946. Vol.8. № 1. P.12-36

165. Fedotov G.P. The Prospects of Christianity in Russia.//Christianity and Crises, vol.2.- New York, 1942, № 5.- p.3-6.

166. Fedotov G.P. The Religious Backgaund in Russian Culture.// Church History, vol.12.- Chicago, 1943, № 1, p.35-51.