автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философия творчества Б.П. Вышеславцева

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Кондратьев, Евгений Андреевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Философия творчества Б.П. Вышеславцева'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философия творчества Б.П. Вышеславцева"

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

РГЗ од л *

Философским факультет

с О А ¿„1>3

Диссертационный Совет (К.053.05.64) по философским наукам

На правах рукописи

Кондратьев Евгений Андреевич ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА Б.П. ВЫШЕСЛАВЦЕВА

СпсцкзльностЕэ CQ.QQ.C3 — история философии

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва 1999

Работа выполнена на кафедре истории русской философии философского факультета Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова

Научный руководитель

доктор философских наук профессор Павлов А.Т.

Официальные оппоненты

доктор философских наук профессор Дом В.Е.

кандидат философских наук, доцент Калитин П.В.

Ведущая организация Российская Академия

государственной службы при Президенте РФ

Защита состоится » ^ — г. в Д часов на

заседании Диссертационного Совета К. 053. 05. 64 по философским наукам при Московском Государственном Университете им М.В. Ломоносова по адресу: 119899, Москва, Воробьевы горы, 1-й корпус гумадитарпых факультетов МГУ, философский факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки 1 -го корпуса гуманитарных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова.

Автореферат разослан

1999 г.

Ученый секретарь

Диссертационного Совета /

кандидат философских наук, доцент // В.Ф. Коровин

Г. Общая характеристика исследования

Актуальность темы исследования

Борис Петрович Вышеславцев (1877, Москва -1954, Женева) является одним их самых значительных философов и диалектиков русского зарубежья первой половины XX столетия. Однако до сих пор творческое наследие этого мыслителя еще не становилась предметом систематического научного исследования, хотя в последнее время о Вышеславцеве опубликован ряд статей и предисловий к его работам. Задача данной работы - восполнить этот пробел и сделать картину русского религиозно-философского ренессанса более полной.

Вышеславцев был хорошо известен и признан в философских кругах русской эмиграции, общался он и с ведущими европейскими мыслителями, такими, как Н.Гартман и К.Г.Юнг. На идеи Вышеславцева часто ссылались ведущие русские философы, и как правило, отзывы о его философии были либо положительные, либо порой восторженные. В каждую из поднятых им тем Вышеславцев внес опенок своей виртуозной мысли, что сделало его философские выводы оригинальными, глубокими и плодотворными. Хотелось бы также отмстить последовательность и большую внутреннюю

цельность фиЛОСОФСКСЛ О I ВОрЧСС ГВЦ ВЬ|Ш6СЛЦОЦ"13!1.

Вопросы, которые разбирает Вышеславцев, актуальны для русской философии и поставлены в ней по-новому. Основная тема его концепции - тема творческого, свободного преображения мира. Вышеславцев рассматривает творчество как обожение, спасение мира в творчестве любви. Философия Вышеславцева антропологична, так как говорит о творческом назначении человека, в чем тесно смыкается с мыслыо Н.Л. Бердяева. Однако философия Бердяева изучена уже очень хорошо, поэтому важно показать и альтернативную Бердяеву концепцшо творчества, развиваемую примерно в том же направлении, но совершенно самостоятельную.

Вышеславцев, как и Бердяев, является апологетом творческой свободы, но он не отрывает свободу от мира, показывая, как свобода может преобразить мир, не теряя своей сущности. Вышеславцев рассматривает тему свободы, которая является одной из главных тем русской мысли. У Вышеславцева обнаруживается множество интереснейших и оригинальных постановок этой проблемы, связанных, например, с сущностью Абсолютного, а также с антиномичностью свободы.

Развивая концепцию творчества, Вышеславцев подробно разрабатывает проблему соотношения Абсолюта и мира. В духе русской философской традиции Вышеславцев обращается к идее' Абсолюта как высшей ценности. Основной пафос философии Вышеславцева - это творческий пафос возведения мира к Абсолюту, направленный против профанации высших нравственных и культурных ценностей.

Силой, ведущей человека к Абсолюту, является творческий Эрос, "влюбленность" в прекрасное. Эрос стремится к бесконечному, но в понимании Вышеславцева не к отрешенной сфере идей, а к конкретной полноте бытия. Прекрасное, которого жаждет Эрос, согласно Вышеславцеву, включает как идеальное, так и преображенное материальное. Здесь в контекст своей концепции Вышеславцев вводит понятие воплощения. Прекрасное, красота -это не отвлеченная, идеальная красота, а воплощенная красота. Преображение мира состоит в "рождении в красоте". Понятие Эроса непосредственно связано с идеей творчества, ибо творчество направлено к полноте преображения мира.

Большое внимание Вышеславцев уделяет проблеме иррационального в мире и Абсолюте. Иррациональное выступает как возможность осуществления свободы и преображения, в противовес рационалистическому нормированию жизни. Вышеславцев глубоко разработал проблему единства сознания и бессознательного в условиях крушения рациональной модели мира.

Под влиянием теории психоанализа Вышеславцев уделяет большое внимание изучению феномена воображения и делает воображение наряду с сердцем и волей одной из центральных сил процесса преображения мира.

Представляют большой интерес исследования Вышеславцева в области социальной психологии и философии.

Степень разработанности проблемы.

Литература по философии Вышеславцева немногочисленна. В ней выделяются работы В.В. Зеньковского!, Н.О. Лосского' и С.А. Левицкого3, представляющие собой соответствующие разделы исследований по истории русской философии.

Зеньковский полагает, что Вышеславцевым по-новому рассматриваются проблемы иррационального, проводится разработка проблемы иррациональности Абсолютного. Заслуга

1 Зеньковский В.В. История русской философии. Л.,1991.

2 Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

' Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М.,

Вышеславцева, по мнению Зеньковского, состоит в глубоком обосновании благодатной этики, а также в выводе Абсолютного за рамки всеединства. Недостатки философской концепции Вышеславцева Зеньковский видит в том, что Вышеславцев связывает преображение только с воображением, принижая значение воли. "Вышеславцеву не хватает понятия спасения как источника этического вдохновения, а в связи с этим и все проблемы воли в динамике духовной жизни ... выпали из моральной теории Вышеславцева"1.

Н.О. Лосский, напротив, полагает, что проблема воли занимает одно из первостепенных мест в концепции обожения Вышеславцева, в которой воля предшествует воображению, направляя человека к высшим ценностям. Лосский полагает, что Вышеславцев убедительно обосновывает благодатную этику христианства, заключающуюся в очищении души через устремление к божественному образу, через любовь и свободу. А обращение к психоанализу и использование теории сублимирующего воображения позволяет Вышеславцеву по-новому интерпретировать христианский путь становления целостной личности. Очень ценным у Вышеславцева Лосский считает философшо сердца. Лосский причисляет философию Вышеславцева к направлению "конкретного идеализма", к которому оттюсит и свою философскую концепцию.

Jiсвицкик называет вышсславцева одним из классиков русского религиозно-философского возрождения, наряду с такими мыслителями, как Бердяев, Франк, Флоренский, Булгаков, Лосский. Левицкий полагает, что Вышеславцев нашел оригинальную трактовку темы соотношения закона и благодати. Левицкий отмечает влияние аналитической психологии Юнга на философшо Вышеславцева, согласно которой религиозные духовные ценности представляют собой не фиктивную сублимацию или невроз, а способны к реальному преображению бессознательного. Объективность Абсолюта делает возможным творческую трансформацию мира. Левицкий отмечает идею Вышеславцева о ценности индивидуального, личного, которое должно сохраниться и в преображенном человеке.

М.А. Маслин2 полагает, что для Вышеславцева философия является частью единого культурно-философского процесса и не может ограничиваться теоретическим анализом познания. Автор

1 Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. т.2, ч.2, стр.121.

2 Маслин М.А., Андреев А.Л. О русской идее. Мыслители русского зарубежья о России и ее философской кулыуре./Предисловие к книге "О России и русской философской культуре". М.1990., стр.19-20.

считает, что Вышеславцев исследует философскую проблематику не только в собственно философских трудах, но и в произведениях литературы и искусства.

Г.Я. Стрельцова1 отмечает глубокую связь воззрений на сердце у Вышеславцева и Паскаля. Автор отмечает у Вышеславцева связь тем сердца и воплощения, проблему антиномизма сердца, наделение сердца "функцией эвристической иитуиции".

Н.К. Гаврюшин2 отмечает тесную связь антропологической, религиозной и социальной проблематики в работах Вышеславцева. Автор считает, что воображение Вышеславцев рассматривает как начальную стадию преображения мира.

В.В. Сапов3 считает, что идеи Вышеславцева о потере способности "массового" человека к творчеству и об усилившемся влиянии бездуховности, бессердечности очень актуальны сегодня.

Г. Гурвич4 полагает, что Вышеславцев в своей этике творчества "недостаточно различает' виды благодати: а) благодать, заложенную в идее положительной бесконечности и в возможности автономного творческого восхождения и соучастия человека и человечества в Божественном творчестве, б) благодать как мистическую интуицию Абсолютного и в) благодать как Богооткровение".

Р.Н. Редлих5 отмечает, что Вышеславцев является представителем "просвещенного русского либерализма", "блестящим" диалектиком как в области фшюсофско-антро I к йоги ч ее к их, так и общественных проблем. Р.Н. Редлих относит Вышеславцева к прямым ученикам ПИ. Новгородцева и E.H. Трубецкого.

Проблема Эроса в философии Вышеславцева подробно рассмотрена в диссертации Д.Ю. Васильева6. Автор диссертации полагает, что Вышеславцев разработал особую концепцию Эроса в русской философии. А именно, сущность Эроса у Вышеславцева духовно-телесна и направлена к Абсолюту, в то время как у Бердяева чисто духовна, в софиологии Булгакова и Флоренского -субстанциальна, у Лосева - энергийна. Полностью реализовать

' Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М.1994., стр.394 -401

2 Гаврюшин U.K. Б.П. Вышеславцев и его "философия сердца". Вопросы философии.1990,№4, стр.55-62.

3 Сапов B.B. Профессор Вышеславцев - Рахманинов русской философии. Вестник РАН, 1994, ТОМ.64,№2,стр.158.

4 Гурвич Г. Рецензия на киигу "Этика преображенного Эроса". Современные записки. 1932.№50, стр.469.

5 Редлих Р.Н. Солидарность и свобода. FrarJduit а. М.,1984, стр.32-34.

6 Васильев Д.Ю. Идея Эроса в русской религиозной философии. Уфа.1997. Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата философских наук.

богатство своих потенциальных возможностей человек может только выходя за свои пределы и обращаясь к Абсолюту. Автор считает, что Вышеславцев в отличие от Бердяева придерживается общепатристической позиции об одухотворении материи. Автор также подчеркивает, что трансцендентность, устремленность к Абсолюту является сущностной чертой сублимированного Эроса.

В целом же философия творчества Б.П. Вышеславцева еще не становилась предметом специального научного изучения.

Цель диссертационного исследования.

Цель данного диссертационного исследования состоит в том, чтобы выявить и представить в виде системы основные положения и особенности философии Вышеславцева, внеся, таким образом, вклад в изучение философии русского зарубежья.

В соответствии с указанной целью в исследовании философии Вышеславцева ставятся следующие задачи: Раскрыть концепцию творческого преображения мира Вышеславцева.

- Показать, что целью творческого преображения мира является соединение всех противоположностей бытия в гармонию.

- Рассмотреть проблему соотношения Абсолюта и бытия.

- Рассмотреть проблемы свободы и антиномнчности свободы.

- Исследовать сущность этики благодати, или этики творчества.

- Исследовать проблему воплощения.

- Рассмотреть роль воображения и значение сердца в творчестве.

- Исследовать значение личности как творческого центра человека.

- Провести сравнение концепции Вышеславцева с другими системами русской философии.

Научные результаты работы, выносимые на защиту, и научная новизна исследования.

- Впервые в отечественной историко-философской науке проведено целостное изучение и логическая систематизация основных положений концепции творчества Вышеславцева, а также открыты новые архивные материалы, уточнена биография и список трудов философа.

- Показано, что философия творчества Б.П. Вышеславцева представляет собой один из вариантов метафизики свободы в русской философии. Назначение человека состоит в осуществлении богоподобной свободы и творческой потенциальности.

- Сущность свободы И "творчества состоит в устремлении всего бытия к трансцендентному Абсолюту, божественной свободе. Творческое обожение мира в концепция Вышеславцева носит трансцендентный, а не имманентный характер.

- Философская система Вышеславцева представляет собой синтез принципов свободы и личности с принципами воплощения и целостного преображения всего бытия. Персональные ценности не оторваны от бытия, а "оформляют" и сублимируют иррациональные низшие уровни бытия.

- Вышеславцевым по-новому решается проблема Абсолюта, которая увязывается с понятием иррационального. Абсолютное понимается как трансцендентное начало, связь которого с миром не имманентна, а трансцендентна.

- Вышеславцев обосновывает особую этику благодати, или этику творчества. Сущность творческой этики благодати и любви состоит в сублимации, а не в отрицании бытия. Вышеславцев понимает преображение мира как спасение материи, синтез идеального и материального. Проблема творческого преображения решается Вышеславцевым через концепцию сублимации свободы произвола тварного мира.

- В концепции сублимации центральное значение придается понятию воображения как силы, способной сублимировать и воплотить свобод)7. Наряду с воображением важнейшим преооражающим центром человека Вышеславцев считает сердце. Вышеславцев разрабатывает концепцию антиномичности сердца.

- Антиномичность свободы является основным противоречием, злом мира, причиной разорванности божественного и человеческого. Преображение свободы является условием преображения всего бытия, преодоления всех других противоречий, связанных с греховностью тварного мира.

- Прослеживается внимание Вышеславцева к аналитической психологии, некоторые понятия и проблемы которой философ творчески разрабатывает в своей системе.

Методологическая основа исследования

Логическая реконструкция основных идей философии Вышеславцева. Применяется системный и компаративистский подходы, в рамках которых осуществляется анализ ключевого понятия творчества в контексте целого комплекса проблем (онтологических, этических, эстетических).

Источниками исследования

стали труды и статьи Б.П. Вышеславцева, архивные материалы, работы русских религиозных философов XIX - XX вв., труды но христианской философии.

Научно-теоретическая и практическая ценность

исследования состоит в том, что исследование философии творчества Вышеславцева позволяет яснее представить картину философии русского зарубежья и место концепции Вышеславцева в ней. Результаты диссертациониого исследования могут быть использованы в процессе преподавания истории философии, при разработке спецкурсов.

Апробация исследования.

Теоретические положения диссертационного исследования были изложены в двух публикациях (объемом 1 пл.).

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав (состоят из восьми параграфов), заключения, библиографии и Приложения1.

ТТ. Основное содержание диссертации.

Во введении обосновывается научная актуальность темы исследования, анализируется степень се научной разработанности, определяются цели и задачи исследования, его методологические принципы и источники, показываются конкретные результаты исследования и их научная новизна.

В первой главе "Онтология и проблема свободы в философии творчества Б.П. Вышеславцева" рассматривается метафизическая основа концепции творчества Вышеславцева.

В первом параграфе "Абсолютное и бытие" исследуется структура бытия в концепции Вышеславцева.

Согласно этой концепции, бытие представляет собой иерархическую систему, высшим уровнем которой является Абсолют. Творчество определяется устремлением к высшему началу, Абсолюту. Вышсславцсв выделяет три основных уровня

' Б.П. Вышеславцев: 1) Выступление на вечере поэзии К.Липскерова 20.12.1922, 2) Отрывок статьи о О.Шпенглере, 3) Curriculum Vitae, 4) Командировочное удостоверение (Материалы из архива РГАЛИ).

бытия: пространственно-временное; сверх-пространствепная сфера идей, или всеединство; абсолютное бытие. Трем видам бытия соответствует три типа бесконечности: потенциальная бесконечность, актуальная бесконечность, абсолютная бесконечность.

Абсолют сущностно трансцендентен как причинно-следственному, так и всеединому идеальному бытию. Сутью Абсолюта является божественная свобода. Абсолютное представляет собой бесконечную цель, задачу для мира. Вышеславцев подчеркивает иррациональность Абсолюта, предоставляющего миру свободу творческого восхождения. Тварное бытие обладает определенной свободой и автономией от Абсолюта. В построении концепции трансцендентного Абсолюта Вышеславцев исходит из стремления избежать ошибочной абсолютизации всеединства. Соотношение мира и Абсолюта трактуется Вышеславцевым как "трансцендентная зависимость" от Абсолюта. В то же время Абсолютное не является вечно недостижимым началом. Вышеславцев парадоксачьно утверждает, что высшей целью творчества является слияние Абсолютного и относительного.

Утверждение о трансцендентности Абсолюта проводит грань между подходом Вышеславцева и концепциями всеединства. Так, у B.C. Соловьева всеединство сущностно входит в состав Абсолюта. Актуальная бесконечность как свобода у Вышеславцева отлетается от божественных софийных идей у С.Н. Булгакова.

Различия между уровнями бытия определяются по степени их свободы. Одним из основных принципов иерархии является невыводимость высших ступеней бытия из низших. Смысловая основа потенциально-бесконечного находится в акуально-бесконечном и Абсолютном. Одновременно в иерархии бытия соблюдается принцип сохранения низшего в высшем как материи высшего. Материя у Вышеславцева - это иррациональная потенциальность, неоформленность, беспредельное. Вышеславцев полагает, что материальное начало не несет отрицательного характера и не должно быть уничтожено в процессе творческой трансформации.

Концепцию Вышеславцева можно охарактеризовать как , идеал-реализм, или "конкретный идеализм", близкий подходу Н.О. Лосского и отвергающий односторонность как рационального идеализма, так и материализма. Отталкиваясь от кантовского критицизма, Вышеславцев утверждает, что бесконечность морального идеала должна быть дополнена принципом единства противоположностей, материи и формы, рационального и

иррационального. Совершенная недостижимость идеала превратила бы мир в бесконечное зло. Вышеславцев полагает, что материя и идея не могут создать действительность исходя только из самих себя. "Дух и материя не исключают друг друга, а включают друг друга, выделяются из единого иррационального объектно-реального бытия"1. Основные положения "конкретного идеализма" развивают идеи B.C. Соловьева о собирании вселенной в целостное бытие.

Второй параграф "Свобода и произвол" посвящен понятию свободы в философии Вышеславцева. Тема творчества у Вышеславцева непосредственно связана с темой свободы, так как свобода составляет сущность высших ступеней бытия и Абсолютного. Весь процесс творческого преображения мира состоит в осуществлении свободы, или освобождении мира.

Вышеславцев рассматривает свободу как творческую силу. Свобода в высшем своем проявлении понимается Вышеславцевым как свободное целесообразное действие, свобода доброй воли. Антиномию свободы и необходимости Вышеславцев считает основной проблемой диалектики. Философ утверждает, что свобода не исключает детерминации, но детерминация исключает свободу. В соответствии с принципом сохранения низших ступеней бытия в высших сфера свободы включает в себя причинную обусловленность, в то же время сохраняя свою самостоятельность. Вышеславцев не противопоставляет природную необходимость свободе, как это делает Бердяев, а полагает, что свободная целесообразность включает в себя необходимость, Вышеславцев полагает, что существует особая целесообразность духовного мира, "идеальное долженствование", которое представляет собой собственно свободу, то есть необходимость духа, или свободу воли, руководствующуюся понятиями должного и недолжпого, а не причины и следствия. Духовная необходимость шире природной, последняя входит в нее и в ней "снимается". Вышеславцев выступает как противник смешения двух видов необходимости, сведения высшей необходимости долга, осуществляемой свободно, к причинно-следственной необходимости.

Высшая свобода заключается не в выборе между возможностями, а в творчестве нового бытия на основании внутренней творческой энергии. В некоторых концепциях всеединства свобода понимается только как свобода выбора, но опускается другой аспект - свобода как творчество нового бытия. А именно о появлении нового бытия в ходе творческого акта оформления или освобождения материи говорит Вышеславцев. У

Бердяева, выдвинувшего основным принципом творчества новизну, творчество в мире оказывается проблематичным, так как свобода у него слишком оторвана от мира. Вышеславцев обосновывает возможность творчества, с одной стороны, противопоставляя свободу статичности софиологических идей, а с другой, синтезируя ее с материей.

Наиболее сходными со взглядами Вышеславцева на проблему свободы в русской философии можно считать взгляды С.А. Левицкого. Понимая свободу как "самоопределение", Левицкий соединяет свободу с причинностью. Свобода предшествует бытию, но в то же время лежит в начале любого причинного ряда и этим связана с необходимостью. Причинность, согласно Левицкому, не противоречит свободе, но выступает для нее в качестве материи для воплощения, свобода "сублимирует" причинность. Левицкий подчеркивает творческую сущность человека, видя в его свободе не только данную Богом возможность, но и самостоятельную творческую способность творить новые возможности: "Человек не только осуществляет свои возможности, но и сам творит их, и в этом смысле овозможивает еще невозможное. Такой взгляд возлагает на человека более высокую степень осуществления или неосуществления врожденных потенций"1.

Помимо антиномии свободы и природной необходимости существует не менее существенная антиномия внутри самой свободы. Как и Бердяев, Вышеславцев осуществляет разделение двух свобод: иррациональной свободы произвола и сублимированной свободы, целесообразной свободы. Свобода произвола соответствует низшему, бессознательному бытию. Свобода произвола, "противление духа" - более глубокая форма сопротивления божественному, чем телесное сопротивление.

Положительная, сублимированная свобода, или свобода творчества, состоит в следовании "идеальному долженствованию". Бог благодатно призывает человека к со-творчсству, к творческой свободе. Сущность человека, "истинный центр самости" Вышеславцев связывает с предельной, богоподобной, абсолютной свободой, благодаря которой человек может соединиться с Абсолютным.

Вышеславцев подчеркивает неустранимость из высшей свободы принципа произвола, который сохраняется и преображается в ней.

В главе второй "Сублимация свободы и сущность творчества" рассматривается этика творчества, проблема сублимации свободы, творческого обожсштя и преодоления противоречий мира.

Параграф первый "Проблема сублимации свободы" рассматривает тему соотношения этики закона и этики благодати в плане возможности преображения свободы в их рамках.

Вышеславцев говорит о трагизме бытия, о трагическом противоречии мира, отделенного от Бога. Вышеславцев отрицает существование уже данного Творцом, законченного, найденного образа лучшего мира. Концепция творчества Вышеславцева непосредственно вытекает из представления об иррациональности замысла Бога о мире. Лучший мир еще должен быть найден. В решении этой задачи и состоит суть творчества. Вышеславцев понимает творчество как раскрытие возможности, но не как осуществление уже задуманного Творцом. Творчество осуществляется на пути свободного устремления к Абсолюту, Эроса Абсолютного.

Считая человека безусловно творческим началом, Вышеславцев строит этику творчества, или как он ее называет, этику благодати. Этика благодати Вышеславцева является творческой этикой и во многом сходна с этикой творчества Бердяева. В качестве антитезы этике творчества Вышеславцев рассматривает этику морализма, или закона, в которой творческая сущность человека принижается, в которой человек и его несовершенство осуждаются. Этика закона в отличие от этики творчества не дает человеку оснований и сил считать себя творческим существом. Путь свободного преображения всегда пересекается с путем, в котором совершается подмена свободы законом, правилом, общей нормой. Такая подмена основывается на отрицании значения низшей свободы, из чего вытекает и отрицание свободы во имя отвлеченного принципа. Категорическая норма овладевает бессознательной сферой человека не свободно, а принудительно. Человеческая природа сопротивляется закону, закон наталкивается на "сопротивление плоти", сопротивление бессознательной, низшей свободы. Поэтому закон умерщвляет плоть, отрицает ее, и даже ведет не к исправлению человеческой природы, а совсем к противоположному результату - к усилению отрицательных аффектов.

Постулируя ценностный приоритет свободы над необходимостью, благодатной свободы над свободой произвола, Вышеславцев определяет задачу творчества как преображение мира и произвола особым, ненасильственным, сублимативным путем.

Вышеславцев в своей этике благодати в большей мере, чем Бердяев, акцентирует внимание на методе освобождения человека в творчестве, на особенностях воздействия свободы на необходимость, на сублимации низшей свободы в высшей. Бердяев связывает преображение с раскрытием ноуменальной сути материи, с прорывом из мира необходимости. Вышеславцев видит возможность преображения в сублимации, то есть в синтезе свободы и необходимости, освобождении материи. Выход к свободе у Вышеславцева не означает отказа от материи, а знаменует освобождение всех низших слоев бытия в творчестве любви.

Овладение силами бессознательного происходит благодаря свободному, любовному отношению к ним. "Только призыв благодати обладает силой проникать в "сердца и утробы", в предельную глубину сокровенного "я", и оттуда преображать, сублимировать, обожествлять весь микрокосмос, все существо человека - плоть, душу и дух"1. Благодать, внесенная христианством, заключается во внесении духа любви и свободы в нравственную жизнь человека. Вышеславцев отождествляет высшую свободу и божественную благодать.

Тема сублимации свободы выступает центральным пунктом концепции творческого преображения мира у Вышеславцева. Смысл сублимации свободы состоит в переходе от низшей свободы произвола к высшей свободе - свободе благодати. Этика благодати увязывается Вышеславцевым с проблематикой преображения бессознательного. Низшая свобода является у Вышеславцева сущностью бессознательного. Бессознательное дает материю эротического устремления для более высокой и бесконечной любви, реализующейся в вере. Ключ к пониманию благодатной этики у Вышеславцева лежит в его понятии Эроса. Эрос - это "аффект бытия", то есть жажда целостности, которой охвачено бытие, стремление стихийного бытия к трансцендентной для него полноте. Все в мире охвачено стремлением, Эросом, любовью. Существует низший и высший Эрос. Вышеславцев подчеркивает, что Эрос - это свободное устремление, что он не приемлет принуждения, насилия. Таким образом, ценностям закона противопоставляются ценности любви и благодати, которые связывают человека с Царством Божием. Сублимация подразумевает трансформацию произвола, ложного Эроса, аффективного начала в человеке, преображение его, направление Эроса к истинному Абсолюту. "Положительная

свобода сохраняет в себе, преображает и сублимирует свободу выбора, свободу произвола, низшую свободу"1.

Термин "сублимация" заимствован Вышеславцевым из теории психоанализа, но понимание процесса сублимации у Вышеславцева иное, нежели в психоанализе. Вышеславцев заимствовал у психоанализа идею о невозможности уничтожить психическую энергию бессознательного. Фрейд считает, что общественная этика должна основываться на разуме, то есть на осознании значения культурных форм регуляции бессознательного, а не на морализме или запрете. Излечение человека от невроза осуществляется путем осознания причин невроза, то есть на путях разума. Фрейд также считает, что человек не нуждается в высших религиозных авторитетах для построения этики, в научную эпоху достаточно рационального обоснования этики. Фрейд полагает, что религиозное представление об Абсолюте или Боге является иллюзией и порождением невроза и не может преобразить бессознательное.

Вышеславцев не принимает точки зрения Фрейда о том, что религиозные представления являются иллюзией. В психоанализе не уделяется внимание духу, высшему началу в человеке, полагает философ. Вышеславцев отвергает подавляющий морализм, но не с тем, чтобы отвергнуть высшие ценности, а с ними Абсолютное. Отвергая рационализм Фрейда, Вышеславцев утверждает необходимость сублимировать бессознательное с помощью высших ценностей. Вышеславцев видит возможность обожения в трансцензусе, свободном устремлении к Абсолютному. Если в психоанализе овладение бессознательным происходит через осознание причин невроза, то Вышеславцев, не отвергая положительной роли сознания, полагает что овладение, сублимация бессознательного происходит в возведении его к Абсолютному. Ближе Вышеславцеву психоаналитический подход Юнга, восстанавливающий в психологии значение высших религиозных ценностей. Устремление к Абсолютному сублимирует и собирает все психические силы человека вокруг единого центра.

В принципе сублимации Вышеславцева сохранено положительное христианское отношение к плоти, понимание необходимости ее спасения. У Св. Отцов именуется "плотью" в первую очередь подсознание. Путем осуждения "плоти", отмечает Вышеславцев, достичь христианского идеала - спасения как души, так и тела - невозможно. Но если рассматривать подсознание не как отрицательную величину, а как возможность, как материю, то

открывается другой путь - путь свободного творческого преображения материи.

Принцип сохранения материи в сублимации иллюстрируется на примере проблемы закона. Принятие и соблюдение общественного закона, обеспечивающего справедливость, означает принятие условий возможности осуществления более высоких ценностей любви, основанной на свободе, а не на запрете. Не к устранению от закона и от мира, а к сублимации реального мира, живущего законом, призывает Вышеславцев. Преодоление ценностей закона происходит не в беззаконии, но в нахождении более высоких организующих жизнь ценностей любви и веры.

Процесс преображения мира, соединения идеи и материи происходит благодаря взаимодействию человеческой и Божественной воль. Вера и любовь служат опорой для сублимации свободы воли. Вера принципиально свободна, ведь искренне верить принудить невозможно. Вышеславцев стремится подчеркнуть творческий, свободный и конкретный характер в вере, в обращении человека к Абсолютному и в воплощении любви в многообразии жизни. Суть творчества любви состоит в том, что ценности не даются человеку свыше в готовом виде, ценность постигается и со-творяется человеком в свободном общении с Богом.

Тема критики закона у Вышеславцева тесно соприкасается с критикой рационалистического конструирования нравственности и морализма. Вопрос о соотношении благодатной свободы, сердечного устремления и морализма с разных сторон подробно освещался в русской философии. Концепция Вышеславцева осуществляет традиционный для русской мысли поиск цельного знания и цельного бытия в свсрхрациональном единстве.

Параграф второй "Творчество как воплощение и построение гармонии" посвящен вопросу собственно творческого преображения бытия.

Задачей творчества Вышеславцеву видится обожение, то есть преодоление трагизма бытия на пути слияния предельных противоположностей. Преодоление несовершенства мира и обретение гармонии низшего и высшего является главной задачей творчества.

Смысл творчества у Вышеславцева - сублимация, возведение низших уровней бытия к высшим. Вышеславцев утверждает возможность обожения через трансцензус, то есть свободное устремление к Абсолютному. Но творческий процесс не непрерывен, он движется "скачками". Вышеславцев использует гегелевское понятие "снятия", однако система гегелевского

идеализма, по Вышеславцеву, имеет недостаток из-за своего рационализма. Вышеславцев подчеркивает, что в гегелевской концепции остались не рассмотрены "иррациональные скачки, антиномии и противоречия переходов"1. Из-за иррационального "остатка" в соотношении ступеней в ходе преображения особенно важной становится роль свободы и творческого синтеза.

Суть творческого устремления раскрывает схема двух трансов, разработанная Вышеславцевым. Первый транс выводит человека за пределы бытия первого уровня, то есть причинно-следственного бытия. Это выход за пределы феноменов, "феноменологическая редукция" к всеединству, обозрение мира целиком. Но еще большим творческим прорывом является выход за пределы всеединства к Абсолютному, что и составляет суть второго транса, "абсолютной редукции".

Концепция творчества Вышеславцева при большом сходстве с концепцией Бердяева имеет ряд особенностей. У Бердяева дуализм бытия и свободы оказывается по сути творчески непреодолимым вплоть до прихода Царства Божьего, когда устанавливается истинный монизм. Монизм всеединства и всеобщая гармония возможны только после окончательной победы Духа, утверждает Бердяев. Вышеславцев не считает, что воплощение Духа в мире неизбежно ведет к объективации. Во-первых дух не теряет в творческом воплощении своей духовной самостоятельности, своей свободы. Во-вторых, в акте воплощения происходит спасение материи, спасение мира.

Как и Бердяев, Вышеславцева утверждает, что в ходе творчества в мир вносится небывшее, абсолютно новое, свободное. Сохраняя в незыблемости основной бердяевский принцип дуализма, Вышеславцев в то же время устанавливает более гармоничные отношения между свободой и миром. Вышеславцев считает возможным постепенное преображение объективного мира, соединение свободы и необходимости в сублимации при сохранении принципиального дуализма Абсолютного и относительного.

Творчество у Вышеславцева представляет собой не просто восхождение со ступени на ступень к Абсолюту, а полное исчерпание противоречий между ступенями, погружение в тайны противоречий и в конечном итоге достижение полного единства Абсолютного и относительного. Именно поэтому' Вышеславцев уделяет особое внимание проблеме преображения и включения в синтез противоречий начала бессознательного, иррационального как

одной из сторон фундаментальной антиномии бытия. Реальное дело обожения мира является постепенным процессом восхождения ко все более высоким ступеням бытия, процессом преодоления все новых противоположностей (процесс сублимации).

Идеи всеединства у Вышеславцева понимаются не как прообразы, а как "пределы" (соотношение мира и идей представляет собой соотношение потенциальной и актуальной бесконечностей). Творчество не предопределяется идеальным прообразом, а оказывается процессом синтеза противоположностей. Смысл обожения, согласно концепции Вышеславцева, не в достижении заданного прообраза, а в максимальном сближении противоположностей, высшим идеалом чего является соединение Абсолютного и относительного.

Творческое преображение человека и мира достигается через воплощение, объединяющее противоположности. Творчество - это воплощение сущего, идеального в бытии. Но воплощение это еще и спасение мира как его сохранение. Сама свобода обретает себя, только когда творится повое бытие, сущее воплощается в данном, когда свобода самоосуществляется. Вышеславцев полагает, что в принципе любой идеи уже лежит ее воплощение, не существует отвлеченных идей. "Всякая идея и всякая ценность содержит в себе постулат реализации. Она должна воображаться и воплощаться - это лежит в ее существе"1. Дух содержит и предполагает свою материю. Сущее без воплощения невозможно, не может осуществиться. Понимание творчества как воплощения развивает фундаментальную мысль Бердяева о необходимости реальной любви к конкретному человеку, реального добра вместо отвлеченного, умозрительного созерцания прекрасного.

Вышеславцев продолжает традиционное в русской философии (Трубецкой, Соловьев) сравнение христианского и индуистского отношения к воплощению. Внимание христианства к индивидуальности человека, к воскресению и преображению плоти принципиально отличает христианство от индийской религиозной традиции, в котором мир материальный, чувственный считается майей, иллюзией, подлежащих растворению, исчезновению в нирване.

Воплощение идеи в материи является воплощенной красотой, гармонией. Гармония рождается из борьбы противоположностей. Гармоничная связь не подавляет элементы, в псе входящие, она является внутренней, исходящей из диалектики противоречия, а не внешней, подавляющей, силой. В гармонии ни одна из

противоположностей не уничтожается, но синтезируется в нечто высшее. Гармония представляет собой преображение, "сублимацию" реального разобщения в мире при сохранении самого мира. Достигнутая гармония тем выше, чем большие противоположности удалось соединить.

В третьем параграфе "Роль воображения и образа в преображении иррационального" исследуется место воображения и образа в концепции Вышеславцева.

Вышеславцев видит путь перестройки бессознательного через воздействии на воображение, введении в него религиозного образа. Вышеславцеву принадлежит одна из самых разработанных трактовок темы воображения в русской философии. Метафизика воображения является у Вышеславцева и метафизикой спасения. Он полагает, что с построения образа в воображении начинается трансформация бессознательного, а вместе с ним и всей материи; воображение выступает основной силой, трансформирующей иррациональный Эрос в человеке. Вышеславцев считает, что овладение силами тела в наибольшей степени возможно через воображение. Творческое воображение захватывает все бессознательное, является способом восприятия недоступных разуму содержаний бессознательного и способом овладения энергией этих содержаний. Воображение в наибольшей степени актуализирует иррациональное содержание психики и делает это содержание досгунным дда сублимации свободой. Воздействие на бессознательное становится возможным благодаря Психологическому эффекту внушения. Вышеславцев отмечает, что наибольшей силой внушения обладают религиозные образы. И здесь Вышеславцев по-новому раскрывает значение свободы воли. "Всякое внушение ... опирается на последние глубины самости; а последняя глубина самости есть ... свобода"1. Да и само воображения близко свободе в силу способности бьттт, незакономерным, иррациональным. Воображение - не отвлеченная, а предельно конкретная сила, данные в воображении образы выступают для личности как живые, обращающиеся к бессознательному сущности.

Воображение у Вышеславцева не ограничивается эстетической сферой, оно носит нравственный характер; Вышеславцев допускает совместимость воображения с областью нравственности.

Воображение у Вышеславцева - это "во-ображение", то есть порождение или внесение образов. Вышеславцев выдвигает идею о

том, что для сублимации необходимы образ, идеал, форма, к которым подсознание было бы устремлено. Образ, согласно Вышеславцеву, не просто символизирует идеальные ценности, но является реальным воплощением идеи, реальным восхождением чувственного к умопостигаемому. Высокий образ возносит человека и одновременно воплощает это вознесение. Те образы, которые предельно сублимируют или возвышают, находятся выше искусства, уже в рамках религиозного опыта, полагает Вышеславцев. Это образы святости, видения Царства Божия, Образ Божий.

В главе третьей "Творчество и личность" исследуются различные аспекты творческого становления личного начала в человеке в философии Вышеславцева.

Параграф первый "Сердце как источник свободы и творчества" посвящен теме сердца - глубинного центра личности.

Вышеславцев не ограничивает религиозный катарсис просветлением воображения и сублимацией свободы, через воображение человек идет дальше - в глубину сердца. Волевой, свободный выбор постигается человеком через сердце.

Путь к конкретной и живой сущности мира и человека лежит через сердце. Это делает философию Вышеславцева очень отличной от философии Бердяева, в которой совершенно обходится тема сердца. По Вышеславцеву, спасение и обожение возможно только исходя из этого "истинного центра самости". Целостная личность, божественный центр человека, его истинная самость находится в сердце. Вернуть человека к его истинному существу, преобразить и возвысить его возможно только на пути собирания, сублимации всех сил души вокруг сердца. В сердце соединяется душевная и телесная жизнь человека.

Главной чертой сердечного устремления является его трансцендентность. Именно сердце видит нечувственную божественную красоту и любовь и позволяет человеку-творцу проникнуть к абсолютной цели творчества. Сердце является основным органом религиозного опыта и "встречи" с Абсолютом.

Но сердце является не только органом богоподобной свободы. Вышеславцев утверждает, что существует антиномия сердца, антиномия греха и безгрешности. Разрешение антиномии свободы произвола и свободы добра происходит в сердце. Посредством особой "логики сердца", являющейся сутью логики творчества, божественная благодать сводит в гармонию все противоположности мира, идеальное и материальное, конечное и бесконечное, великое и ничтожное. Вовлечение в процесс гармонизации всех предельных,

основных, коренящихся в сердце противоречий человека является условием подлинного преображения человека.

I'o втором параграфе "Персональные ценности как вершина сублимации" исследуются такие вопросы, как конкретное единство личности и проблема творческого преображения русской душевной стихии.

Творческая сублимация, согласно концепции Вышеславцева, должна быть направлена не к безличному миру идей, а к абсолютной, целостной личности Бога. В иерархия ценностей персональные ценности стоят выше общих, безличных, имперсональных. Служение идее, как правило, отрицает ценность живой личности. Поэтому в основе творческого обращения и стремления к высшим ценностям лежит любовь к конкретной, живой личности, а не к безличной сущности. Христианское понятие любви, по Вышеславцеву, неразрывно связано с личным началом. Христианская любовь предполагает уникальность личности. Вышеславцев раскрывает творческую суть личности, которая заключается не в смешении личных сил с бессознательными, а во вбирании и преображении духом бессознательного в личное, в раскрытии в человеке персонального начала.

Вышеславцев проявляет большой интерес к судьбе русской культуры к русского общества в плз.кс становления в них личного

ITOTTÍ5 ТГ-1 ТЗиТГТТ^г-« ГГО"ОТТАТ> ГТГ\ 77 Ъ АТ ТТТП 'О Г- V О СТ ТТЛГТТТО о lTUTTJP'TTTTT^X г

11u 11 ■»■"■»» ь.ц i -i i » ч ■ ь - ■ » í1v<í1u1 uv1« х x w j vk/au/í ¿X г ■"" U i i ni i n,i i | ||..i»i ww

виде представляет собой стихию, хаос, и на первый взгляд эта картина трагачна и мрачна. Но хаос, или иррациональное, согласно Вышеславцеву, не является чем-то сугубо отрицательным, в нем содержатся потенции осуществления как добра, так и зла, как гармонии, так и разрушения. Основное характерное свойство русской стихии - в ее необыкновенной антиномичности, контрастности, размахе, а потому и силе. Русскому человеку свойственно либо искать высшего, либо погружаться в мятущуюся стихию.

Преображение стихии может быть основано только на выявлении положительных сил в ней. А такой силой является не только жажда беспредельного, но и "жажда бытия", "аффект бытия". Этот Эрос бытия представляет собой стремление к полноте, стремление к воплощению, а точнее, к полноте воплощения, к проявлению своей реальной значимости в мире. Даже в разрушительности и беззаконии русской стихии Вышеславцев видит этот Эрос - Эрос полного переустройства, полной переделки мира. Центральной психической силой русского человека является жажда полноты и подлинного бытия. Вышеславцев очень дорожит этим

бессознательным аффектом бытия в русском народе и считает, что ослабление бессознательной русской стихии приведет к утрате творческих сил народа, лишит его неповторимых черт своей соборной личности. Но эта жажда истинной полноты неразрывно соприкасается со страстной устремленностью к Абсолютному, крайним идеализмом русского человека, что тоже может служить опорой для преображения русской стихии. То, что силы русского человека не могут реализоваться в рамках закона, прорвут барьеры норм и регламентаций, вовсе не означает безнравственности русского народа. Напротив, считает Вышеславцев, именно в России возможно преодолеть морализм во имя подлинной нравствености, заключающейся в святости. Именно па свое истинное я и должен опереться русский народ для того, чтобы начать творческую работу по обоженшо своей жизни. Обретение "я" Вышсславцсв называет "самообладанием", которое означает раскрытие божественной личности в народе, означает трансформацию стихийной свободы.

Параграф третий "Творчество, социальный вопрос и хозяйство" посвящен вопросам социального творчества.

Вышеславцев полагает, что для христианской философии вполне естественно касаться социальных и хозяйственных проблем. Как и все в мире, право и хозяйство должны быть просветлены и одухотворены христианской любовью и ею организованы. Поэтому возможно правовое и хозяйственное творчество.

Принцип христианского права, утверждает Вышеславцев, состоит в соблюдении самоценности и автономии личности и ее свободы. Вышеславцев полагает, что существует только две основных модели общественного устройства: модель подавления личности и свободы во имя отвлеченной цели; модель утверждения справедливости на основе христианских принципов приоритета личности. Относительно проблемы хозяйства Вышеславцев полагает, что современная цивилизация движется в направлении индустриальной культуры, которая ставит новые препятствия творчеству. Массовый труд ведет к появлению массовой психологии, которая прямо противоположна психологии личности. Организация труда в индустриальном обществе уничтожает автономию личности, а значит и творчество. Для того, чтобы личность и творчество заняли подобающее им место в современном обществе, необходимо, по мнению Вышеславцева противопоставить индустриально-технократической тенденции демократическую тенденцию. В целом, проблема хозяйственной демократии как условия сохранения творческой личности в современном мире

выступает у Вышеславцева как тема христианской соборности в хозяйствовании.

В заключении диссертации подводится краткий итог исследования, формулируются основные выводы, предлагаются направления дальнейших исследований по данной проблематике.

* * *

Основные идеи диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Концепция творческого преображения мира Б.П. Вышеславцева и христианское мировоззрение // Современность и проблемы историко-философского исследования. - М., 1998. - с.90-100 -(рук. деп. в ИНИОН РАН 29 июня 1998, №53699. Библиографический указатель ИНИОН РАН "Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Депонированные научные работы". Раздел "Философия". 1998. №11).

2. Проблемы творчества и свободы у Б.П. Вышеславцева и H.A. Бердяева (сравнительный анализ) И Русская философия и универсализм. - М., 1999. - с.3 05-116 - (рук. дсн. в ИНИОН РАН

л г* ___ 1ЛПЛ Г Л СГ\ А --------- ____________________ТЛТТТТ/"ЛТТ

I j. мая 1 ууу, miujjriui рацшчс1лши jjuwaicjib

РАН "Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Депонированные научные работы". Раздел "Философия". 1999. №11).