автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Проблемы человека и культуры в философии Б. П. Вышеславцева
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Дядина, Елена Анатольевна
Введение.
Гл. I. Идейные истоки творчества Б. П. Вышеславцева
§ 1. Б. П. Вышеславцев: этапы жизненного пути.
§2. Традиции русской философии в творчестве Вышеславцева.
§3. Вышеславцев и западно-европейская философия: Платон, Плотин, Николай Кузанский, Р. Декарт, Б. Паскаль, И. Фихте, К. Юнг, Н. Гартман, М. Шелер.
Гл. II. Проблема человека в философии Б. П. Вышеславцева
§ 1. Соотношение Абсолюта и человека.
§ 2. Концепция свободы: свобода произвола и свобода творчества.
§ 3. Самость как основа единства личности.
§ 4. Проблема Богочеловека.
§ 5. «Сердце» как средоточие человеческой сущности.
§ 6. Смерть и бессмертие.
Гл. III. Проблемы культуры в философии Б. П. Вышеславцева
§ 1. Проблемы индустриальной культуры.
§ 2. Особенности национальной культуры.
Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Дядина, Елена Анатольевна
3 — Актуальность темы
Б. П. Вышеславцев является одним из крупнейших русских философов, до сих пор, однако, мало изученных и известных лишь в кругах специалистов.
Актуальность обращения к философскому наследию Вышеславцева определяется, прежде всего, очевидной значимостью центральных проблем, которые он ставит и пытается решить.
Связь человека с Богом и миром, проблема свободы человека и его самость, сердце как истинное средоточие существа человека, смерть и бессмертие — именно эти проблемы пытается сформулировать и решить Вышеславцев в своей антропологии. В области социальной философии и философии культуры внимание Вышеславцева отдано проблемам индустриальной культуры, главная из которых - как совместить творческую личность с дальнейшим развитием индустриализма. Рассмотрение специфики постановки данных проблем, анализ предлагаемых им путей решения и является основной темой диссертации.
Степень научной разработанности проблемы
Философские взгляды Вышеславцева никогда не были предметом какого-либо широкого обсуждения. Серьезные аналитические работы, посвященные его творчеству, отсутствуют.
Философская система Вышеславцева практически никогда не рассматривалась как единое целое. Основное внимание уделялось таким аспектам его системы как проблема сердца, проблема Абсолюта, аспектам этической концепции Вышеславцева. В 1950-е годы на страницах «Нового журнала» развернулась полемика вокруг его нашумевшей книги «Кризис индустриальной культуры».
Работ, где, так или иначе, рассматривается философия Вышеславцева, немного, нам удалось найти двадцать четыре работы, не считая статей в философских словарях и энциклопедиях, в которых имя Вышеславцева в последнее время стало упоминаться. Их отличает прей мущественно информативный характер. Это касается и разделов о творчестве Вышеславцева в «Истории русской философии» В.В.Зеньковского1, в «Очерках по истории русской философской и общественной мысли»
2 3
С.А.Левицкого и в «Истории русской философии» Н. О. Лосского.
Предметом рассмотрения Зеньковского явилась этическая и антропологическая концепции Вышеславцева, причем анализ их осуществляется на основе двух работ Вышеславцева - «Этики Фихте» и «Этики преображенного Эроса». Явно приветствуя общую направленность философии Вышеславцева, один из недостатков Зеньковский видит в отсутствии у Вышеславцева понятия спасения. Ценность его концепции, по Зеньковскому, заключается в том, что «этические анализы подводят . целиком к метафизической проблеме»,4 в связи с чем философию Вышеславцева Зеньковский и определяет как «метафизику на основе трансцендентализма». Таким образом, идеи Вышеславцева в области социальной философии, и даже разработка им столь характерной для русской философии темы сердца, остались «за бортом» «Истории русской философии» Зеньковского. Кроме данной статьи, перу Зеньковского принадлежат две рецензии на книги Вышеславцева5 и статья «Вышеславцев как философ»,6 вышедшая после смерти Вышеславцева и посвященная его
1 Зеньковский В. В. История русской философии. Т.И, Ч. 2. Л.: Эго. 1991.
2 Левицкий С. А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли. Франкфурт-на-Майне: Посев. 1981.
3 Лосский Н. О. История русской философии. М. 1991.
4 Зеньковский В. В. История русской философии. С. 121.
5 Зеньковский В. В. О значении воображения в духовной жизни // Путь. 1932. № 32.
6 Зеньковский В. В. Б. П. Вышеславцев. Вечное в русской философии // Новый журнал: 1955. № 43. памяти. Она представляет собой небольшую переделку статьи, помещенной в «Истории русской философии».
Статья о Вышеславцеве, помещенная в «Истории русской философии» Н. О. Лосского, акцентирует внимание на концепции сердца Вышеславцева (Лосскому же принадлежит рецензия на книгу Вышеславцева «Сердце в христианской и индийской мистике»), в основном же представляет собой краткий разбор этической системы Вышеславцева.
С. А. Левицкий в своих «Очерках» рассматривает творчество Вышеславцева по принципу рецензирования, сосредоточив внимание на четырех основных работах Вышеславцева («Этика Фихте», «Сердце в христианской и индийской мистике», «Этика преображенного Эроса», «Кризис индустриальной культуры»), что не дает полного представления о философской системе. О статье Левицкого, посвященной Вышеславцеву, вышедшей в 1965 году в «Гранях»1 и перепечатанной в качестве л предисловия к сочинениям Вышеславцева в 1995, можно сказать то же самое. По всей видимости, именно эта работа, в несколько измененном виде, явилась основой для статьи в «Очерках». Разбору концепции свободы, предложенной Вышеславцевым, отводится место в книге Левицкого «Трагедия свободы»^
Принципа общего рассмотрения этической концепции Вышеславцева, недостатком которого является чисто информативный характер, придерживается и А. Небольсин.4 Его статья интересна в том отношении, что он помимо «этики преображенного Эроса», находит у Вышеславцева «эстетику преображенного Эроса», считая, что «его труд (имеется в виду
1 Левицкий С. А. Б. П. Вышеславцев // Грани. 1965. № 57. л
Вышеславцев Б. П. Сочинения. М: Раритет. 1995. л
Левицкий С. А. Трагедия свободы. Франкфурт-на-Майне. 1958.
4.Небольсин А. Б. П. Вышеславцев. В кн. Русская религиозно-философская мысль XX века. Питтсбург. 1975.
Этика преображенного Эроса - Е. Д.) был бы очень плодотворен для истолкования искусства».1
Небольшая заметка Н. Н. Алексеева, друга и близкого родственника Вышеславцева, вышла тотчас после смерти Вышеславцева и скорее представляет собой некролог, т.е. вообще не может претендовать на анализ творчества Вышеславцева 2
Особого упоминания стоит книга Р. Н. Редлиха «Диалектика Б. П. Вышеславцева». Прекрасный анализ диалектики Вышеславцева, выявление ее истоков в сочетании с аналитическим рассмотрением отдельных аспектов концепции Вышеславцева явно можно назвать в числе достоинств данной работы. И все же, несмотря на это, работа Редлиха не может, да и не претендует на всесторонний анализ творчества Вышеславцева.
Острую полемику вызвала книга Вышеславцева «Кризис индустриальной культуры». В основном она велась на страницах «Нового журнала», где были представлены статьи М. Вишняка,4 Ю. Денике,5 М.
6 Т
Карповича, Н. Тимашева. Статья Е. Юрьевского вышла в о
Социалистическом вестнике» и позднее, уже после смерти Вышеславцева,
1 Там же. С. 228.
2 Алексеев Н. Н. Вышеславцев // Вестник РСХД. 1954. № 35. РедлихР. Н. Диалектика Вышеславцева. Франкфурт-на-Майне. 1973.
4 Вишняк М. О неосоциализме и неолиберализме // Новый журнал. 1953. № 34.
5 Денике Ю. Социализм и хозяйственная демократия // Новый журнал. 1953. №34.
6 Карпович М. Комментарии // Новый журнал. 1953. № 35. п
Тимашев Н. В защиту промышленной культуры // Новый журнал. 1954. № 38. о
Юрьевский Е. О «Кризисе индустриальной культуры» // Соц. вестник. 1953. № 7-8. в журнале «Грани» была напечатана статья Б. Кресганского.1 Ни одна из вышеперечисленных статей не может претендовать на всестороннее рассмотрение концепции индустриальной культуры, предложенной Вышеславцевым, анализируя лишь ее отдельные аспекты. Главное внимание уделяется в них двум моментам — это критика понимания Вышеславцевым идеи «хозяйственной демократии» и отождествление им социализма и капитализма как незначительно различающихся между собой вариантов индустриализма.
В настоящее время количество публикаций о Вышеславцеве постепенно увеличивается. Главное внимание уделяется при этом концепции сердца Вышеславцева, ей посвящена глава в книге
2 3
Г. Я. Стрельцовой, статья Н. К. Гаврюшина, к концепции сердца Вышеславцева обращается и Б. В. Марков.4 Общим достоинством этих работ следует считать не только анализ концепции сердца Вышеславцева, но и сопоставление его концепции с наиболее близкими ему взглядами на эту проблему.
Две статьи В. В. Сапова, посвященные Вышеславцеву, содержат хотя и талантливое, но в целом информативное рассмотрение его концепции.5 В списке работ, посвященных Вышеславцеву, можно упомянуть
Крестинский Б. Кризис индустриальной культуры и хозяйственная демократия // Грани. 1956. № 32. Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. М. 1994. Л
Гаврюшин Н. К. Б. П. Вышеславцев и его «философия сердца» // ВФ. 1990. №4.
4 Марков Б. В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб. 1993.
5 Сапов В. В. Рахманинов русской философии // Вестник Российской Академии наук. 1994. Т. 64. № 2.
Сапов В. В. Философ преображенного Эроса. В кн. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. М. 1994.
Философские этюды» А. М. Аттикова,1 в одной из глав которой он разбирает критику Вышеславцевым теории стоимости и теории трудовой стоимости К. Маркса, и совсем небольшую заметку Н. К. Гаврюшина «Вышеславцев как мыслитель».2
Исходя из вышесказанного, следует признать, что философские взгляды Вышеславцева не стали еще предметом целостного, всестороннего рассмотрения, поэтому отсутствует и удовлетворительный анализ отдельных аспектов его системы.
Цель и задачи исследования
В основе любой действительно философской системы лежит некая исходная интуиция, которая и определяет, иногда, возможно, даже незаметно для самого философа, весь ход его рассуждений, всю его систему аргументации в защиту того или иного тезиса. Если говорить о философии Вышеславцева, то в ее основании лежит интуиция абсолютоподобной (термин Вышеславцева) личности, равноценной по своей значимости любому коллективному сообществу. Нет никаких сомнений, что именно эта интуиция является ключом к основным философским построениям Вышеславцева. Анализ данной интуиции и, с его учетом, целостное рассмотрение всех аспектов философской системы Вышеславцева и являются основной целью диссертации. Конкретные задачи, решение которых обеспечивает достижение поставленных целей, заключаются в том, чтобы на основании подробного изучения содержания работ Вышеславцева:
1. Указать основные источники философских построений Вышеславцева, выяснить характер развития его философских взглядов, основную проблематику его работ и показать, как эта проблематика
1 Аттиков А. М. Философские этюды. СПб. 1994.
2 Гаврюшин Н. К. Вышеславцев как мыслитель И Вестник высшей школы. 1990. № 7. реализуется в различных аспектах его философской системы; выявить ее основные стороны противоречия,значимые для современности.
2. Проанализировать центральную философскую интуицию Вышеславцева, определяющую основное содержание его философских построений — интуицию абсолютоподобной личности. Вскрыть специфику понимания Вышеславцевым бытия человека, определить характер отношения личности и мира в его системе.
3. Рассмотреть антропологию Вышеславцева, определить ее характерные особенности; сравнить антропологию Вышеславцева с близкими ей по основным теоретическим посылкам и выводам; рассмотреть решение Вышеславцевым проблем соотношения Абсолюта и человека, свободы, самости, сердца, Богочеловека, смерти и бессмертия.
4. Рассмотреть культурологические построения Вышеславцева, определить характер их связи с антропологией; рассмотреть концепцию индустриальной культуры Вышеславцева; указать возникающие в данной концепции противоречия; рассмотреть характер решения Вышеславцевым проблемы особенностей отечественной культуры.
Научная новизна результатов исследования
В постановке целей и задач исследования, в полученных результатах содержится ряд моментов, обладающих научной новизной. Так, в диссертационной работе:
1. Осуществлен целостный всесторонний анализ философской системы Б. П. Вышеславцева.
2. Выявлены идейные истоки всего творчества Вышеславцева, а не отдельных его моментов, как было до сих пор; подробно рассмотрена связь философии Вышеславцева с традициями русской философии; показано влияние на него западно-европейской философии в лице наиболее близких ему представителей.
3. Проанализирована антропология Вышеславцева в целом и выявлена ее специфика, состоящая, прежде всего в том, что антропология Вышеславцева представляет собой попытку синтеза научных и религиозных взглядов.
4. Проанализирована во всей ее совокупности концепция индустриальной культуры Вышеславцева, заострено внимание на открытом и философски обоснованном Вышеславцевым противопоставлении труда и творчества.
5. Осуществлен анализ взглядов Вышеславцева на особенности русского менталитета, исторические судьбы и перспективы развития России.
Положения, выносимые на защиту:
1. В философском творчестве Вышеславцева энергично сплелись традиции отечественного и западно-европейского любомудрия, что придает его философии не только русский, но и общеевропейский характер.
2. Философско-антропологическая концепция Вышеславцева является одной из самых полных и систематических разработок в истории русской философии. Она включает в себя постановку и глубокую разработку фундаментальных проблем философской антропологии: соотношение Абсолюта и человека, концепции свободы, самости как основы единства личности, проблему Богочеловека, сердце как средоточие человеческой сущности, смерть и бессмертие. В решении каждой из них Вышеславцеву удалось сказать свое слово:
2.1. Так, развивая мысль о трансцендентной зависимости человека от Абсолюта, его укорененности в Абсолюте, Вышеславцев тем самым не только не принижает значение человека, но, напротив, возвышает его до уровня Абсолюта, что находится в полном соответствии с глубоко понимаемой Вышеславцевым идеей совпадения противоположностей. 11 —
2.2. Понимание Вышеславцевым свободы как произвольности выбора приводит к различению им свободы произвола и свободы творчества. Настаивая на необходимости существования и ценности свободы произвола, Вышеславцев ставит вопрос об ее преобразовании в свободу творчества, что возможно посредством двойной сублимации — сублимации подсознания и сублимации сознания. Таким образом, разрушительная на первый взгляд идея произвола трансформируется ( сублимируется) Вышеславцевым в созидательную идею творчества.
2.3. Человеческая самость в трактовке Вышеславцевапред стает как сверхсознание, как сущность и основа человека, укорененная в Абсолюте, представляющая собой единство имманентного и трансцендентного начал при перевесе трансцендентного и постигаемая только интуитивно. Вместе с тем, основные моменты концепции самости, представленной Вышеславцевым, отведение ей роли координатора, обеспечивающегооснову единства личности, имеют значение не только для религиозного, но и для атеистического сознания. Барьер, разделяющий их, -это вопрос об укорененности самости.
2.4. Выдвигая принцип богоподобия в качестве важнейшей предпосылки для понимания сущности человека, представляющего собой соединение тварного и нетварного начал, Вышеславцев приходит к выводу, что богоподобие человека всеобъемлюще, имеет онтологическое и аксиологическое зннначение, т.е. одновременно человек и является богоподобным существом, и стремится к богоподобию как к поставленной цели, достижение которой возможно посредством синергии и обожения. Таким образом, идея богоподобия выступает у Вышеславцева одним из важнейших способовреального осуществления сублимации, т.е. возвышения человеческого сознания и подсознания.
2.5. То содержание, которое Вышеславцев вкладывает в понятие «сердце» (вместилище человеческих чувств, имеющее своим содержанием 12 — прежде всего нравственные ценности), позволяет считать его ядром «антропологической структуры культуры» (Круглова Л.К.), которое определяет характер,направленность и интенсивность развития основных сущностных сил человека.
2.6. Признание смерти в качестве «необходимого диалектического момента», отличает Вышеславцева, например, от идей русского космизма, рассматривавших смерть как катастрофу. Если же воспользоваться разделением танатологии на классические и неклассические теории ( А.Демичев), то концепцию Вышеславцева следует отнести к неклассическим, в которых смерть предстает как событие, не затрагивающее бытийные основания. Такой подход позволяет увидеть двойственную природу смерти и более глубоко оценить ее антропологическое значение.
3. Концепция индустриальной культуры Вышеславцева содержит в себе идею о триедином пути преодоления негативных последствий индустриализма: развитие хозяйственной демократии, совершенствование политической демократии и усилия самой культуры, призванной выработать и обосновать такую систему ценностей, которая обеспечила бы постоянную духовную революцию, идущую из глубин коллективно-бессознательного к высотам свободного самосознания и самоопределения.В этой идее заложен глубокий смысл, заключающийся в том, что социально-экономическая, политическая и культурная сферы человеческой жизни неразрывно связаны между собой и позитивные преобразования в одной из них в отрыве от других не возможны.
4. Анализируя особенности национальной культуры, Вышеславцев не настаивал на богоизбранности России, но оптимистично оценивал ее будущее, связывал его с создан ием прочного духовного центра в каждом человеке. Эта идея имеет большое конструктивно-практическое значение для современной социо-кулыурной ситуации в России.
Методологической базой диссертации являются принципы историзма, с признанием философской ценности «исторического» понимания действительности бытия. В работе использованы также сравнительный и генетический методы. Использование сравнительного метода позволяет более точно уяснить смысл построений Вышеславцева, с учетом содержания других философских систем. Понять постановку проблем в системе Вышеславцева позволяет генетический метод. В ходе работы оказалось необходимым также использование приемов и процедур, базирующихся на методологии герменевтики и феноменологии.
Характер решения Вышеславцевым ряда проблем потребовал применения диалектического метода и его различных истолкований.
Теоретической базой диссертации являются концепции и положения, содержащиеся в трудах западных (Б. Паскаль, К. Юнг, А. Тойнби, М. Шелер, Н. Гартман, М. Вебер, К. Ясперс, А. Швейцер, Б. Рассел, X. Ортега-и-Гассет, Р. Гвардини, Ф. Хайек) и отечественных (В. В. Зеньковский, Н. О. Лосский, С. А. Левицкий, А. А. Галактионов, П. Ф. Никандров, А. С. Колесников, А. Ф. Замалеев, А. А. Ермичев, Л. К. Круглова, С. Н. Иконникова, Б. В. Марков, К. Г. Исупов, Е. В. Торчинов) историков философии и культурологов.
Теоретическое и практическое значение диссертации заключается в том, что ее положения могут быть использованы: в историко-философских исследованиях — для более глубокого и всестороннего понимания русской философии, более точного определения ее специфики и места в мировой духовной культуре;
- в педагогической практике - для подготовки учебных материалов и различных курсов по истории русской и религиозной философии, в лекционной работе.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблемы человека и культуры в философии Б. П. Вышеславцева"
160 — ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философские интересы Б. П. Вышеславцева в основном были сосредоточены на философской антропологии и социальной философии. И, наверное, можно сказать, что эти две части его философии неравноценны по своей значимости. Антропология Вышеславцева, несмотря на свою незавершенность, все же является одной из самых ярких антропологических систем русской философской мысли. Социальная философия, несмотря на ряд актуальных и на сегодняшний день, выводов, более противоречива и в ней в большей степени сказывается общественная позиция Вышеславцева.
Антропологическая система Вышеславцева представляет собой соединение философии, религии и науки. Большое влияние психоаналитической школы и, в частности, психоаналитики Юнга, которое сказывается в антропологии Вышеславцева, выгодно отличает его систему, и это можно отнести к числу ее достоинств. К этому же нужно отнести использование построений Э.Гуссерля, Г. Кантора, М. Хайдеггера. Религиозный аспект антропологии Вышеславцева проявляется в использовании достижений святоотеческой мысли и, прежде всего, положений, выработанных Иоанном Дамаскином, Григорием Нисским, Максимом Исповедником. Сам Вышеславцев, используя богословские построения, не задавался вопросом, насколько соответствуют его построения христианской догматике. Несмотря на констатацию того факта, что система Вышеславцева представляет собой религиозную (в смысле православно-христианскую) философскую систему, все же нужно оговориться, что подход Вышеславцева к канонам христианства во многом носил творческий характер, что, однако, не мешало ему оставаться на христианских позициях.
Антропологизм имеет своим содержанием интуицию абсолютоподобной личности. Вышеславцев утверждает духовную модель личности, способной к творчеству, что и является одним из аспектов ее богоподобия. Личность человека, как это видится Вышеславцеву, зачастую раздирается трагическими внутренними противоречиями и усиленно ищет выход из этих противоречий, что и позволяет говорить об антиномичности, противоречивости самой личности. Выход, способный их сгладить, Вышеславцев усматривает в сублимации подсознательной иррациональной сферы, что соответствует идее обожения.
Различные аспекты антропологической системы Вышеславцева разработаны в разной мере. Наиболее глубоко продумана и разработана им проблема сердца, которая у него приобретает вид проблемы метафизики сердца. Разработка Вышеславцевым этой проблемы представляет, пожалуй, наибольшую ценность в его системе. К числу его философских достоинств относится и разработка проблемы свободы, и, в первую очередь, постановка проблемы свободы произвола и разработка возможностей ее преображения, которые Вышеславцев видит в сублимации. Проблема соотношения Абсолюта и человека, хотя и имеет ряд блестящих положений, все же ее разработка в концепции Вышеславцева вряд ли может быть признана завершенной. Как правильно заметил Зеньковский, Вышеславцеву здесь не хватает идеи творения, чтобы продемонстрировать связь человека и Абсолюта.
Социальная философия Вышеславцева так же имеет в виду свободную творческую личность, равнозначную и равноценную любому коллективному сообществу. Социальная проблематика у Вышеславцева тесно связана с религиозной, т.к., по его мнению, только претворение в
162 — жизнь христианских постулатов может обеспечить решение социальных вопросов и, в первую очередь, актуального в 20-е годы вопроса распределения.
В решении вопроса о соотношении человека и общества Б.П.Вышеславцев исходит из традиций русской философии, считая, что гармоничное соотношение человека и общества возможно лишь только в соборе, тем самым утверждая модель безвластного общества, считая безвластие абсолютной ценностью. В конце своего творческого пути Б.П.Вышеславцев ставит проблему правового государства, осуществление которого он видит в неолиберализме, отвергая при этом социалистический путь развития на том основании, что социализм несовместим с демократией.
Одна из главных тем Вышеславцева в конце жизни - тема индустриальной культуры. Ряд высказанных им положений заслуживает самого пристального внимания. Это, прежде всего, относится к выдвинутому им противопоставлению труда и творчества, диалектически углубленного до их полной противоположности.
Не менее значимы и идеи Б.П.Вышеславцева от триедином пути преодоления кризиса индустриализма (развитие хозяйственной демократии, политической демократии и развитие самой культуры), о неразрывной связи всех сфер человеческой жизни, без которой невозможно позитивные преобразования.
Список научной литературыДядина, Елена Анатольевна, диссертация по теме "История философии"
1. Вышеславцев Б. П. Этика Фихте. Основы права и нравственности всистеме трансцендентальной философии. М. 1914.438 с.
2. Вышеславцев Б. П. Гарантия прав гражданина. М. 1917.-37 с.
3. Вышеславцев Б. П. Русская стихия у Достоевского. Берлин: Обелиск.1923.-54 с.
4. Вышеславцев Б. П. Религия и безрелигиозность. В кн. Проблемырелигиозного сознания. Берлин. 1924.-С.7-47.
5. Вышеславцев Б. П. Значение сердца в религии // Путь. 1925. № 1.1. С.86-97
6. Вышеславцев Б. П. Парадоксы коммунизма // Путь. 1926. № 3.1. С.110-118.
7. Вышеславцев Б. П. Два пути социального движения // Путь. 1926. № 4.1. С.128-138.
8. Вышеславцев Б. П. Наука о чудесах // Путь. 1926. № 5.С. 125-127.
9. Вышеславцев Б. П. Религиозно-аскетическое значение невроза // Путь.1926. №5.С.128-131. Ю.Вышеславцев Б. П. Балканские впечатления // Путь. 1927. № 8.1. С.136-137.11 .Вышеславцев Б. П. Вера, неверие и фанатизм. Париж: YMKA PRESS.1928,- 25с.
10. Вышеславцев Б. П. Лев Толстой // Русская земля. Париж: Издание
11. Религиозно-педагог. Кабинета и YMKA PRESS. 1928.С.93-95.
12. Вышеславцев Б. П. Трагическая теодицея // Путь. 1928. № 9.С.14-32.
13. Вышеславцев Б. П. Новые переводы Плотина // Путь. 1928. №164 — 10.С.124-125.
14. Вышеславцев Б. П. Кришнамурти (Завершение теософии) // Путь.1928. № 14.С.91-107.
15. Вышеславцев Б. П. Христианство и социальный вопрос. Париж:1. YMKA PRESS. 1929.-83с.
16. Вышеславцев Б. П. Сердце в христианской и индийской мистике.
17. Париж: YMKA PRESS. 1929.-182 с.
18. Вышеславцев Б. П. Рец.: Юнг К. Психологические типы // Путь. 1930.20.С.112-113.
19. Вышеславцев Б. П. Рец.: Франк С. JI. Духовные основы общества //
20. Путь. 1930. №20.С. 108-110.
21. Вышеславцев Б. П. Внушение и религия // Путь. 1930. № 21 .С.63-74.
22. Вышеславцев Б. П. Этика сублимации как преодоление морализма //1. Путь. 1930. №23.С.7-22.
23. Вышеславцев Б. П. «Возвышенное» и «высокое» // Вестник РСХД.1932. № 10-11.
24. Вышеславцев Б. П. Социальный вопрос и ценность демократии //
25. Новый град. 1932. № 2.С.39-51.
26. Вышеславцев Б. П. Рец.: Psychanalise de l'Ait par Ch. Baudoin // Путь.1932. № 22.С.135-139.
27. Вышеславцев Б. П. Миф о грехопадении // Путь. 1932. № 34.С.3-12.
28. Вышеславцев Б. П. Трагизм возвышенного и спекуляция напонижение//Путь. 1932. № 36.С.101-112.
29. Вышеславцев Б. П. Достоевский о любви и бессмертии //
30. Современные записки. 1932. № 36.С.288-298.
31. Вышеславцев Б. П. Рец.: Hartmann N. Das Problem des geistigen Seins //1. Путь. 1933. № 40.С.73-77.
32. Вышеславцев Б. П. Проблемы любви в свете современной психологии
33. Вестник РСХД. 1933. № 7-8, 9-10.
34. Вышеславцев Б. П. Культура сердца // Вестник РСХД. 1934. № 1.1. С.25-37.
35. Вышеславцев Б. П. Проблема власти и ее религиозный смысл // Путь.1934. №42.С.5-21.
36. Вышеславцев Б. П. Рец.: Gurvitsch G. L'idee du Droit Social // Путь.1934. № 43.С.78-80.
37. Вышеславцев Б. П. Образ Божий в существе человека // Путь. 1935.49.С.48-71.
38. Вышеславцев Б. П. Бессмертие, перевоплощение и воскресение. В сб.
39. Переселение душ. Париж: YMKA PRESS.1935.С.111-133.
40. Вышеславцев Б. П. Совершенная любовь // Вестник РСХД. 1937. № 3.1. С.18-32
41. Вышеславцев Б. П. Zwei Wege der Erlösung // Eranos Yahr-buch.1. Zurich. 1937. S.47-63.
42. Вышеславцев Б. П. Образ Божий в грехопадении // Путь. 1938. № 55.1. С.24-40.
43. Вышеславцев Б. П. Богооставленность // Путь. 1939. № 61.С. 16-20.
44. Вышеславцев Б. П. Вольность Пушкина//Грани. 1951. № 13.С.150-157
45. Вышеславцев Б. П. Философская нищета марксизма. Франкфурт-на
46. Майне: Посев. 1952.-182 с.
47. Вышеславцев Б. П. Кризис индустриальной культуры. Марксизм.
48. Неосоциализм. Неолиберализм. Нью-Йорк: Изд-во им.Чехова. 1953.-352 с.
49. Мои дни с Коровиным // Новый журнал. 1954. № 40.С.153-167.
50. Массовая психология // Грани. 1955. № 25. С.185-195.
51. Интуиция и вдохновение // Вестник РСХД. 1955.С.24-25
52. Тайна детства // Возрождение. 1955. № 46.С.51-56. Этика преображенного Эроса. М: Республика. 1994.-368 с.
53. Русский национальный характер // Вопросы философии. 1995. № 6.С.98-106. Сочинения. М.: Раритет. 1995.-459 с. Комментированный конспект книги В. В. Розанова «Великий инквизитор» // Вопросы философии. 1996. № 6.С.136-138.
54. Вышеславцев // Вестник РСХД. 1954. № 35.С.43-46 В бурные годы // Новый журнал. 1958. № 54. С.149-162.
55. Роза мира. М: Иной мир. 1992.-576 с. Философские этюды. СПб: Б.и. 1994.-41 с. Время и свобода воли. М. 1911 .-73 с. О рабстве и свободе человека. Париж: YMKA PRESS. 1939.-222 с.
56. Смысл творчества. Собр. соч.Т. II.СПб. 1991.-451с. Новое средневековье. М: Феникс: ХДС-пресс. 1991.-81 с.59.Бердяев Н. А.60.Булгаков С. Н.61.Булгаков С. Н.62.Вебер М.63. Вишняк М.64.Гаврюшин Н. К.65.Гаврюшин Н. К.
57. Галактионов A.A., Никандров П.Ф.67.Гвардини Р.68.Гегель Г.69.Гегель Г.70.Геллер М.71.Гоббс Т.72.Грот Н. Я.73. Данилевский Н. Я.74. Декарт Р.75.Демичев А.
58. История русской философии.М.: Соцэкгиз.19^.-459 с.
59. Конец Нового времени // Вопросы философии. 1990. №4.С.127-163.
60. Значение чувства в познании и деятельности человека. М.: Типография А.Гатцука. 1889.-42 с. Россия и Европа. М.: Книга 1991.-573 с. Избранные произведения. М.:Госполитиздат. 1950. -712 с.
61. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука. 1991.-572 с. Н. А. Бердяев: pro et contra. СПб.: Изд-во РХГИ. 1994.-572 с.
62. Московский университет в моей жизни // Русская мысль. 1955. №731.
63. Лекции по истории русской философии. СПб.: СПГУ. 1995.-338 с.
64. Курс истории русской философии.Уч-к для гуманитар, вузов. М.: Магистр. 1996.-352 с. Лепты: Исследования по русской философии. СПб.:СПГУ. 1996.-314 с.
65. Памяти Вышеславцева // Вестник РСХД. 1954. №35. С.46-47.
66. Об иерархическом строе души // Научные труды Рус. Нар. Ун-та в Праге. Т. П. 1929.С.237-248. О значении воображения в духовной жизни // Путь. 1932. № 32.С.108-109.
67. Вышеславцев как философ // Новый журнал. 1955. № 40.С.253-261.
68. Новый журнал. 1955. № 43.С.284-285. Принципы православной антропологии // Вестник РСХД. 1989. № 154.С.68-82. История русской философии. Л.:Эго. 1991. Избранное.Т. 1. М.: Юрист. 1996.-670 с. Современный капитализм. М.: Издание С.Скирмута. 1905.
69. Путь к очевидности. М.: Республика. 1993.-430 с. Собр. соч. в 10 т. Т. 1. М.: Русская книга. 1993.-398 Собр. соч. в 10 т. Т.Ш. М.: Русская книга. 1993.-591 История культурологии: Идеи и судьбы. СПб.:СПбГАК. 1996.-264 с.
70. Русская эстетика истории. СПб.: Изд-во Высших гуманит. курсов. 1992.-155 с.
71. Критика чистого разума. Собр. соч. в 8-ми т. Т. Ш. М.: ЧОРО. 1994.-740 с.
72. Пролегомены ко всякой будущей метафизике. Собр. соч. в 8-ми т. Т.1У. М.:ЧОРО. 1994.-629 с. Конец всего сущего. Собр. соч. в 8-ми т. Т.УИ1. М.:ЧОРО. 1994.С.205-219. Комментарии // Новый журнал. 19953. № 35. С.289-294.
73. Антропология св. Григория Паламы. Париж: YMKA PRESS. 1950.-449 с.
74. Сочинения. Т. 1. М.: Типография П.Бахметьева 1871.-200 с.
75. Выслать за границу безжалостно»(Новое об105. Колесников А. С106. Крестинский Б.1. Ю7.КругловаЛ. К.108.Круглова Л. К.
76. Кудрявцев В. Д. ПО.Лебон Г.111. Левицкий С. А.112. Левицкий С. А.113. Левицкий С. А.114. Лейбниц Г.115. Леонтьев К. П.116. Лопатин Л. М.117. Лопатин Л. М.118. Лосев А. Ф.изгнании духовной элиты) // Вопросы философии. 1993. №9.С.61-84.
77. Философия Бертрана Рассела. Л. :ЛГУ. 1991.229 с. Кризис индустриальной культуры и хозяйственная демократия //Грани. 1956. № 32.С.237-242. Антропологическая философия П. Л. Лаврова. Автореферат на соискание ученой степени к. фил. наук. Л. 1973.-23 с.
78. Основы культурологии. СПб.:СПбГУВК. 1995.-393 Об источнике идеи Божества. М. 1864.-48 с. Психология народов и масс. СПб.: Макет. 1995.-541 Б. П. Вышеславцев // Грани. 1965. № 57.С. 164-175. Трагедия свободы. Франкфурт-на-Майне: Посев. 1958.-350 с.
79. Очерки по истории русской философской и общественной мысли. Т. П. Франкфурт-на-Майне: Посев. 1981.-231 с.
80. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла. Соч. в 4-х т. Т. 1У. М.: Мысль. 1982.С-49-401.
81. Собрание сочинений. Т. У1. М.: Издание В.С.Саблина. 1912.-608 с.
82. Положительные задачи философии.
83. Мир как органическое целое. М.: Издание Г.А.Лемана и С.И.Сахарова. 1917-173 с. Рец. Вышеславцев Б. П. Сердце в христианской и индийской мистике //Путь. 1931. № 28.С.106-107. История русской философии. М.: Высшая школа 1991.-559 с.
84. Воспоминания: Жизнь и философский путь. СПб.:СПГУ. 1994.-356 с.
85. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика. 1995.-399 с. Соч. в 3-х т. Т. I. М.: Мысль. 1985.-560 с. О разыскании истины. Т. 1. М.: Издание К.Л.Риккера. 1903.-312 с.
86. Разум и сердце: Теория и история менталитета. СПб.:СПГУ. 1993.-229 с.
87. Капитал: Критика политической экономии. М.: Политиздат. 1984.-650 с. Этюды оптимизма. М.: Наука. 1987.-327 с. Вспомнившееся // Вопросы философии. 1995. № 4. С.98-106.
88. Б. П. Вышеславцев. В кн. Русская религиозно-философская мысль XX века. Питтсбург. 1975.С.223-226.
89. Наука о человеке. Казань.: Типы литография
90. Императорского ун-та 1898.
91. Соч. в 2-х т. Т. П. М.: Мысль. 1980.-471 с.
92. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М.: Пресса. 1991.-639 с.
93. Одоевский В. Ф. Русские ночи. Л.: Наука. 1975.-317 с.
94. Ортега-и-Гассет X Дегуманизация искусства. М.: Радуга. 1991.-638.
95. Паскаль Б. Мысли. М.: Изд-во им. Сабашниковых. 1995.-478с.
96. Переселение душ. Париж: YMKA PRESS. 1935.-167 с.
97. Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности.
98. СПб.: Типография Ю.Н.Эрлих. 1908.-266 с.
99. Платон. Соч. в 3-х т. Т. П. М.: Мысль. 1970.-611 с.
100. Проблемы русского религиозного сознания. БЕРЛИН. 1924.-372 с.
101. Редлих Р. Н. Диалектика Б. П. Вышеславцева. Фр-на-Майне.:1. Посев. 1973.-182 с.
102. Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М.: Молодая гвардия. 1990.-190
103. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука 1995.С.113-115.
104. Сапов В. В. Рахманинов русской философии // Вестник Рос.
105. Ак. Наук. 1994. Т. 64. № 2.С. 155-158.
106. Сапов В. В. Философ преображенного Эроса. В кн.
107. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. М.: Республика. 1994.С.5-12.
108. Сковорода Г. С. Сочинения в 2-х т. М.: Мысль. 1973.
109. Современные концепции культурного кризиса на Западе. М. 1976,253 с.
110. Солженицин А. И. Как нам обустроить Россию: Посильныесоображения. Л.: Сов. писатель. 1990.-58 с.
111. Соловьев В. С. Русская идея. СПб.:София. 1991.-89 с.
112. Оправдание добра. М.: Республика. 1996.-478 с. Основания социологии. СПб.:Издание И.И.Билибина. 1876.-897 с. Бывшее и несбывшееся. М.: Прогресс Литера. 1995.-649 с.
113. Паскаль и европейская культура. М.: Республика. 1994.494 с.
114. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист. 1995. -476 с.
115. В защиту промышленной культуры // Новыйжурнал. 1954. № 38.С.280-287.
116. Постижение истории. М.: Прогресс. 1991.-731 с.
117. Даосизм: Опыт историко-религиозного описания.
118. СПб.: Андреев и сыновья. 1993.-307 с.
119. Иное царство» и его искатели в русской народнойсказке. М. 1922.
120. Смысл жизни, М.: Республика. 1994.-431 с. Избранные философские произведения. Т. 1. М.: Наука. 1955.-501 с.
121. Сочинения. Т. П. СПб.: Мифрил. 1993.-798 с. Столп и Утверждение Истины. М. 1914.-814 с. Восточные отцы 1У века. Париж: УМКА PRESS. 1931.-240 с.
122. Восточные отцы У-УШ веков. Париж: УМБСА PRESS. 1933.-260 с.
123. Реальность и человек. Париж: УМКА PRESS. 1956. -416 с.167. Франк С. Л.168. Франк С. Л.169. Фромм Э.170.Хайдеггер М.171. Хайек Ф.172. Хомяков А. С.
124. Духовные основы общества. М.: Республика. 1992. -510 с.
125. Психоанализ как мировоззрение // Путь. 1930. № 25.С.34-42.
126. Здоровое общество. В кн. Психоанализ и культура. М. 1995.С.105-193.
127. Время и бытие. М.: Республика. 1993.-445 с. Дорога к рабству // Вопросы философии. 1990. № 10.С.113-151.
128. Христианство и индуизм. М.: Изд-во Свято-Влад. братства. 1994.-119
129. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс. 1973.-343 с.
130. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис. 1994.-413 с.
131. Шестов Л. На весах Иова. Париж: YMKA PRESS. 1975.-412с.
132. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, еепрезирающим. СПб.: Алетейя. 1994.-333 с.
133. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль. 1993.-668 с.
134. Штайнер Р. Из летописи мира. Калуга: Духовное познание.1994.-176 с.173. Хомяков А. С.174.Хоружий С. С.175.ХоффанЙ.
135. Штаммлер Р. Хозяйство и право с точки зренияматериалистического понимания истории. СПб.: Типография М.Меркушева. 1899.-310 с.
136. Энциклопедический словарь. Изд.: Брокгауз Ф., Эфрон И.А. Т. 29. СПб. 1990.С. 163-169.
137. Юнг К. Архетип и символ. M.:Renaissanse. 1991 .-299 с.
138. Юнг К. Либидо, его метаморфозы и символы. СПб. 1994.-416 с.
139. Юнг К. Психологические типы. СПб.:Ювента. 1995.-715с.
140. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс.1996.-329 с.
141. Юнг К. Aion. Исследование феноменологии самости. М.:1. Прогресс. 1997.-398 с.
142. Юркевич П. Д. Сердце и его значение в духовной жизни человекапо учению слова Божия // Труды Киевской Дух. Ак. 1860. Кн. 1.С.63-102.
143. Юрьевский Е. О. «Кризисе индустриальной культуры» //
144. Социалистический вестник. 1953. № 7-8.
145. ЯсперсК. Духовная ситуация времени. М.: ИНИОН. 1990,214 с.
146. Burnham У. The managerial RevoIiition.N. Y.Peligan Books.1940238 s.
147. Gurvitsch G. Yndustrial: Sation et Teclmocratie. П. 1949.-176 s.
148. Marcel T. Les hommes contre l'humain. Paris: La Colombe.1951.-206s.
149. Massis H. Defense de l'Occident. Paris: Librairie Pion. 1927.-281
150. Rüssel B. The prospect of industrial civilization. N-Y. 1923.-121176 —198. STERN W.199. Spann O.200.Spann O.201. Tonnies F.202. Hartmann N.203. Hartmann N.204. Horkheimer M.205. Scheler M.
151. Die menschliche Persönlichkeit. Leipzig. 1923.-154 s. Hauptpunkte der universalistischen Staatsauffassung. 1929.-283 s.
152. Des wahre Staat. Yena. 1938.-166 s. Gemeinschaft und Gesellschaft. Leipzig: Gans Büste. 1935.-258 s. Ethik. Berlin. 1926.
153. Das Problem des geistigen Seins. Berlin: Malter de1. Gruyter. 1933.-482 s.
154. The eclipse ofreason. 1947.-188 s.
155. Vom Ewigen imMenachen. Leipzig. 1921.-382 s.