автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Философская драма Л. Леонова: проблемы поэтики
Полный текст автореферата диссертации по теме "Философская драма Л. Леонова: проблемы поэтики"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И. ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАШМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ 'Д. В. ЛОМОНОСОВ А
Филологический факультет
На правах рукописи
ФОМИНА Татьяна Валентиновна . ФИЛОСОФСКАЯ ДРАЙА Л.ЛЕОНОВА: ПРОБЛЕЙ ПОЭТИКИ
Специальность 10.01.02,- Литература народов СССР
/советского периода/
- • Автореферат
диссертации на соискание ученой степени, кандидата филологических наук
Москва 1992
Диссертация выполнена на кафедре истории советской литературы филологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Лоюкосовг»
Научный руководитель доктор филологических наук
Е.С.Бугров ■
Официальные оппоненты: доктор филологических наук
В.В.Агеггосов .
кандидат искусствоведения Е.И.Стрельцова
Ведуща1 организация - Московский педагогический университет
Зашита диссертации состоится "27" марта 1992 г. в 1в часов на заседания специализированного совета Д 053.05.12 при Московском государственном университета имени М.В,Ломоносова. Адрес: 119899, Москва, ЮТ, В-234, Ленинские горы, МГУ, 1-ый. корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет.
С диссертацией моано ознакомиться в читальном зале филологического факультета МГУ.
V
Автореферат разослан " к?п
М. 1992 г.
Ученый секретарь специализированного совета доктор филологических наук
/
, Б.С.Бугров
На веем протяжении существования человеческой культур» философия и художественная литература бнлп тесно связанн. Эта связь актуализировалась в кризисные момента история, когда в обществе нарастача потребность понять глубинкш, бнтийннй емнел происходившей смекн эпох и. '* ■ идеологий, найти надекнуэ оиору в вечных, общечеловеческих'ценностях,.;.'..
Сбликение литературы и философииориентация художников слова на . философское постижение действительности.'з вясшей степени характерна ; для искусства текущего столетия. "Яудозествённой философией"-иизяи - и ' человека становятся произведения Т.Манна и М.Булгакова, Г.Гессе-Х.Кортасара, Кобо Абэ и Р.Музиля, А.Платонова и Г.Гарсии'Маркеоа*;:' Г.Грасса и ?Л.Пришвина... Происходит неуклонное расширение области сопряжения, тесных взаимосвязей художественной литературы н философской мысли: если в XIX зеке и на рубехе Х1Х-ХХ веков наивысшее развитие ио-лучил философский роман, то в XX воке наряду с повестзовательннгга кан-рами расцвет переживает философская драча. "Театр отал полем деятель- ... носта философов..." - эти слов?. Б.Брехта находят подтверждение не • только в его собственном творчестве, но и в произведениях Т.Уильямса, Ю.О'Нила, А.Миллера, Э.Олйк, ЗК.-П. Сартра, Б.Шоу, М.Фраиа и других ведущих драматургов XX века.
Создателем уникального в истории отечественной культуры ФидссоФско- . го театра стал один из крупнейших^художников-философов современности Леонид Леонов. Творчество этого большого русского писателя всегда было объектом пристального внимания литературоведов я критиков, по если жанровая специфика философских повествовательных произведений Леонова • бнла осознана исследователями относительно давно, то определяющая роль философских структур в драматических произведениях писателя при- : знания до сих пор не получила. В настоящее время стала общепризнанной : мысль об изначальной философичности, ' сьэйственной уяе ранне?лу леонов-скому творчеству /"Проза Леонова - это философская проза по преиму- . . ществу, вплоть до самых миниатюрных произведений...""/. Оилософич-; ность ввделяется б качестве "основного параметра художественного ?.«ш-ления Леонова"2; так философские произведения практически безоговорог- • но определяются все романы писателя. Однако пьест-: Леонова продожастг
1 Грознова H.A. "...В песенной строке передать звучание эпохи" Д о 85-летию Леонида Леонова/ //Русская литература. 1984. J,"2. С.37. * Хоулев В.И. Художественное мышление Л.Леонова. Авторесо. докт. дисс.
M., 199Ö. С.12.
илтер^фетлроваться как соцкальночтсихологическпе драш. Ме-сду тем сам" автор неоднократно подчеркивал худонественнос единство своих драматических й повествователышх прокйвзденай /"Роман для меня - это огромная пьеса» 1'де вместо кратких ремарок - длинные описания.,."/; отмечалась общность поэтической структуры леоиовских романов и пьес к литературоведа'® /В.Крыловым, В. Ковалевым, В.Хикич и др./.
Творчески осмысляя достижения русской классической драматургии и обогащая икр драмы худсвествевнши открыткяш философского романа Х1Х-ХХ веков, Леонов создает качественно новый тип пьесы, .идя которой характерны резкая активизация авторского начала, спаянность конкретно-кизнеккого плана с отвяечешснинтеллектуальннм, синтез битовых, социальных и философских структур, подчиненность всех элементов поэтики как изображению жизни "в формах семой низки", так к выявлению философского содержания произведения. Практически каждый параметр художественной. структуры драматического произведения у Леонова несет, как минимум, двойную нагрузку и, следовательно, может быть рассмотрен не тол^го в-рамках традиционной ■ социально-психологической драмы, но к в системе- координат новой для отечественной литературы драмы философской
Рассмотрение пьес Леонова как философских драй, выявление в них специфической для этого кадра содернателыго-формльной структуры, все элегентн которой подчинены проведении единого философского задания и этим заданием объа^шяются, необходаш ко только душ уточнения вопрос? о кадровой принадлежности леоиовских пьес, но таксе и для более глубокого понимания авторского^заглысла, для постижения всего богатства созданного драматургом сложного поэтического тара, для более объективного определения-места, занимаемого леоновской драматургией в истории русской и - мировой драмы XX века; этил определяется актуаль-
ность данного исследования.
Леоновы:.! создан глубоко оригинальный вариант философской по своей жанрово-тииологической сущности дра;лн. Проблема философского канра относится к числу, наиболее слоянкх и наименее изученных литературоведческих' проблем, теория философской драмы таг-осп практически не разра-' ботана. Поэтому целью. данной работы являются рассмотрение канровэ-сти-левого своеобразия драматургии Леонида Леонова и выявление гг..на основ! анализа поэтики его произведений - аанрообразущих 1физнаков философской драмы. Конкретные задача работы: исследовать соотношение традиционных и новаторских художественных структур в пьесах Леонова; определить жанровую природу драматических произведений писателя; рассгло-
реть драматургов писателя з системе координат 'Т".~осо"с::сй дгт:н; лать :елосгИ1й ачахпз канбод£о 'согерзеншсс образцов ле«:о?скоЗ философской рамн.
Научная нов-.зт.а паботтг онгедеяяется тем, что в не": вяерзле гпедпра-:ята погпггкз рассмотреть дряглатурггэ Леонова как единое явление, ста-«льноз в своед /удо~естзс!п:о-"7лосо'1сг.о"- сугшоста /хотя, разупеется,' развивашсссл/, дать целосткиЛ агзлиз хулогествекноЗ сг.сте.мн Леоиб-а-драматурга. .Исследование поэтики созданного глсателл* качественно ;ового типа льеся - лсоповсглЯ фнлосотско:: драма - сочетается в работе
теоретическим осздолопяеи нроблетх зепра фплососТ-скоП драмы, с-. тно-«тся осиово:! для определения ряда типологических признаков;ее струх-урк. 3 качестве материала для размркутого аначпза взяты пропззеде-яя, не иодвергашлеся в литературоведении детально^ рассмотрении ли трахтовшипсся необъективно, односторонне /"Уитилозск", "Метель"/.
Практическая значит;опть дачной работ» состоит в тон, что ее выводы »гут быть ясяользовани в делшзЗних пссссейованяях по истории русской раматургии и театра XX века. Содержаться в диссертации ксторико-ли-■ературинй и теоретически!! материал полет квйта применение в подготов-:е общих лекционных курсов я спецкурсов по истории литературы, а такле о теории драмн.
Апробация работ;;. Осиовнне положения диссертации бнли изложены двором в публикациях по теме к в докладах, прочитанных на глеквузовских ■аучннх конференциях в УДО гл. Патряса Лумумбн /1СОО;1С91/ и па Есесо-»зноЛ конференции, иосвящекпоЯ £0-лети:о со дня ролдетшя Л.М.Леонова , Москва, 1989/.
Структура таботц. Диссертация состоит из введения, двух глав, за- < яючения н библиографии.
Основное солешакяе работы
Во введении прослеживаются основные этапы осжслеиия драматургии [еоиова в отечественном литературоведении 20-80-х годов; обосновывался необходимость подхода к леоповскш т-ъесам как к §няосо*скшя дра-ш; рассматривается фенокен художественно'! интеграции структур фило-¡офскоп и социатьно-пснхологической драмн в ; произведениях Леонова; ■точняется понимание автором данной работы содержания и специфики тер-мна философски Я яанрп с учетом исследований последних лет /книг и ¡татей З.В.Агеносова, Р.С.Спивак, Л.Я.Гарзкина, А.Г.Бочарова, А.Э.Ере-еева, Е.В.Кондратьевой и других ученых/.
В истории отечественной культуры фшюсо$скиЗ театр Леонида Леонова
- явление уникальное. В зарубежном театральном искусстве философская драма - один из наиболез разработанных и широко представленных жанров Но и в масштабе мировой дра'лы XX столетия театр Леонова не имеет аналогов: не уступающие в философское глубине и художественном настерств лучшим произведениям ведущих драматургов США и Западной Еврсля, пьесы русского писателя отличаются очень своеобразной, нетипичной для современной философской дра'.^и поэтикой.
Для,большинства зарубежных драматургов XX века, в творчестве которых философский жанр является ведущим, характерен отказ от изображения жизни "в формах самой жизни": она или обращаются к поэтике экспрессионизма /Г.КаЗзер, Ю.О'Нил/, или используют структуры мифа для художественного иллюстрирования философских положений Д.-П.Сартр,: А.Кемо, Е.Ануй/, или согдагат "театр абсурда" /С.Беккет, Э.Ионеско, Э.О-гба/ и т.д. Вместе с "формами жизни" из произведений в значительной степени исчезают приметы конкретного времена, социальный детерминизм, индивидуальные особенности психологии героев,Многокрасочность бнта. Следует подчеркнуть, что от аизнеподобной поэтики з философской драме отказываются не только перечисленные выше худсшшки, творческий метод которых никогда безоговорочно не определялся в нагем литературоведения какреалистически!, но и признанные дршлатурги-реагасты: сохраняя соцаально-историческув а психологическую мотивацию характеров и ситуаций, последовательно разрушают иллюзию жизне'подобия Б .Брехт в своем "неарвстотедеэском театре", Б .Шоу в пьесах 10-30-х годов /"Человек * сверхчеговзк", "Святая Иоанна", "Назад к Мафусаилу"/. Интеллектуальный пафос становится определяющим, философские структуры - главными, я хотя "вечные" проблемы в пьесах представителей разных художественных методов решаются по-разному, иногда с диаметрально противоположных позиций, общим для большинства драматургов является отказ от жизнеподобия а использование условной поэтики /зо всем богатстве разработанных литературой аХ столетия форм/ как наиболее соответствующей предмету художественного изображения в философской драме.
На фоне "пьес-даскуссий", "пьес-парабол", "пьес-притч" и пр. поэтика драматических произведений Леонова на первый взгляд представляется' вполне традиционной. Эта традиционность обусловлена бережным отношением автора к опыту театральных предшественников. Знаток русской классической драматургии, Леонов посвятил немало работ анализу творческого наследия Грибоедова, Гоголя, Чехова, Горького, которых называл своими учителями; с театром была связана литературная юность писателя /веде-
нпе театрального отдела в газете,"-впечатления от слектаетей Художественного -театра, совместная .работа с коллективе:: МХТ кзд пьесой-' Унта-ловск"/. 'Обпариай г/ разнообразии!! опит Леопова-чатателя, Леоковя-зра-теля-н -Лебнова-театр^льпого кр^.'тйгл назел отр'сг.снае ■ в слоеной худо- ,."' жЬственноЙ тканиего пьес. . ,
; йпогомеркость поэтической'структуры леоновских проззведенлЯ ведет к Бозмо:ш0сти ::есколыг.х уровне"! их восг.рпятпя, нескольких вариантов лс-толкования, .Леонов в свое'« дааглатургаа асвользует киогае элементы техник; "хорошо сделанной драгш" /по это, .-разумеется, ко "хорошо сделанная Храма"/, етре;ится к -достазеязэ предедьноЗ точности, яркости и узнаваемости в изображении'.- позеедаежюгз быта конкрстлоЯ жизненной среди /но это ив'битовая драма/, ставит оба.естз(5Ино-значз«я1е греблеттн, строит конфликт, образа а коллазаа/ко зяконам .встораческа-кой^етиой социальной' и психологической деторалнанаа /ко э'то> не 'соцзатаю-йсихо-логине екая - .тонне е, па только сонаально-иса^ологанеская драма/.'
4 Структуры соцяаяьно-ясихологичоской. дрка1'тщатсш.й0 разработаны в даУлатургап писателя, а значение-их велико. Все написанное Леоновым -''Йезависзало от теш, объема, язнра - всегда о судьбо России, о перспективах ее исторического развития, о последствиях "глгантского торнадо вдей, котороо произояло в России п разворотило все сердца а гуиа". В •своШс пьесах, создабннг на жизненном материале ыккаак,. переломных для русского народаисторическихпериодов, Леонов ставит острейпте сопл-
проблемы, а лто, как вта прэолеми разрешаются в тексте - а в подтексте - произведена?.-'во йксгом опроделио не очень счастливую то-'атраяьнуя судьбу пьес Леонова,, которш! а по .'могла'быть/иной з эта трудные для всего народа десятилетия* Отказ от временной' дистанции; бесстрашное'обргщенйо к теу сторонагл советской дсйствительноста, которые ко рекомендовалось отражать в лз1тераТуре;постанов1из1 "большое вопросов" современности'и уход от требуемых критикой дрямолвиейгаа» однозначных ответов; показ непримиримых содаальных пооданкоз, в которых право высказать и отстоять своя точку зрения.получают обе стороны /прачемправда о Времени - не всегда в-речах героев "положительных"/ - характерные черта лсоновскол драмы. Острота социальной проблематика п глубина социального анализа неразрывно связаны в драматургии Леонова с психологической разработкой характеров: автор стремится вскрыть глубинны!! смысл событий общенародного значения,-важнейших социальных процессов и сдвигов, показывая их в преломлении■через психологию,-внутренний'мир, душу рядового человека из повседневного российского быта.
Именно как соцка^ано-психологическле драмы традиционно рассматриваются в литературоведении и критике пьесы Леонова. С' точки зрения законов этого ка1«ра в работах В.Акимова, К.Рудницкого,Е,Суркова, 3.Богуславской, Л.Финка, В.Ковалева, Г.Сегловой, К.Зайцева л многих других исследователей дается анализ идейно-теыатлческого комплекса, систе мы персонаяей, конфликта, приемов психологической и речевой характерно ткш дсЗствумцзх лиц, элементов символика .в драматургии Леонова. В цело?: &тот анализ и основанные па нем выводи убедительны » нет никаких основания их оспаривать и отвергать; другое дело, что вряд ли мо>хно останавливаться на этом уровне анализа, вряд ли стоит считать эти внес:» окончательнши.
Га б бытозвд, ни к соцнашшг.! структура;.? пьесы Леонова не сводятся, ь большинстве леововских произведет:!! еста. еще один - самый важный -уроьень обобщении или, используя тершн исследователя творчества Достоевского Ю.Кудрявцева, "йруг", Вработе "Три круга Достоевского" С.Кудрявцев пишет о "ыного!:руговостд", присущей значительному худозест-вешюгду произведению: "¡/лого круто вость - это вь столько широта охвата яиакл, сколько проникновение в се глуб-чну. Это степень постюгеняя глубинных слоев быг/я. В пределе художественное иронзводеняе иояет достячз обобщений третьего круга. Но может ограничиться и нервш. Первый 1фут . - зто проблематика сего дня, второй - проблематика' временного, третей
- вечного.Худохник шкет изобрагать бит. Но в его произведениях гож-но увидеть разное: быт; лроблеш, выходящиезапределы быта л значи- . мне для многих времен и народов; проблегш беспредельные, зяачшжо всегда и везде, когда и тде существует человек"3. Обобщений именно этого
- третьего ,- 1фуга достигает -худскник-шслитель Леонид Леонов.
•В своих филосафсхдах романах п драмах писатель поднимается до подлинно философского уровня мышления, ставит "вечные" вопроси всечеловеческого масштаба и универсального значения: смысл человеческого бытия, зволлция и преемственность, соотношение низни долиной и не должной, начал творческого и нетворческого. Это проблемы эк?истенцияльнк, а значит - вечные» К '•вечному* Леонов идет через сидаинутное, к глубокое
- через ленащее на поверхности: Писателю ¡¡рянадлежит сравнение собстве ных произведений с лестницей, по которой можно спуститься "во внутрь анализируемого предмета*» этот "спуск" имеет свои "отметки глубины": бытовое - социальное " философское. За простыми бытовыми фактами , ио-
3 Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. М., 1991. С.21-22.
аседневкостя писатель откршзает крупные" общественные сдвиги, а в выявленных социальных процессах - их общечеловеческое вневременное содержание. Связи и взаимопереходы конкретно-япзнешюго /бытового, соцяаль- ' ного/ и отзлечещю-фмосогского уровней в выспэЛ степени характерны для драматургия и прозы Леонова. Подобная двойственность а повыяенизд емкость свойственны в художественном мире Леонова не только отдельных образам /образам-"логарифмам", по выражении писателя/, но я композиции произведения /тому, что сам писатель именует "второй", "мыслительной" ко;лпозицией/; усложненность, двойственность, ююгофушпхпг'нашюсть практически всех худолественных компонентов дошт учитываться лря : анализе философских романов, повестей, пьес тасателя.
В философских дра' '.ах Леонова четко янралена хараэтерная для ¡гропз-ведений зтого гянра содергдательна-фораашшя структура, всо элет.онти . которой подчинены проведешш единого философского аадаявя и втш заданием объединяется. В нептю:'г главд дачной работы на материале дра\-лтур-гии Леонова как художественного единства демонстрируется подчиноинооть элементов поэтика драги воплощению се философского содоркаши. С точки зрения жанровой слегетфпзя гшатозпруется своеобразие системы и структуры образов, организации художественного времени я пространств, конфликта, компоэглри, скгсетослслоиг-л, форм выявления авторской позиции, средств создания подтекста и кр. в леоковской фидософскоЯ драме.
Значительная засть первой-глава посвящена анализу системы и структуры образов, яесуцкх в -Ьплософскол драмб "осковнуо идоГшо-худогост-сеннуи нагрузку" /Р.СиивакУ.
Для Леонова, стремящегося к создании "вечного образа человека на земле", характерен взгляд на человека как на существо родовое; ему присуща установка на выявление з частном всочеловечоского, па изображение всеобщих закономерностей человеческой жизни. Персонажи драматургии Леочова - образы, j .шенные, при псоЯ 1.x типичности и исторической конкретности, локально.1 и временной ограниченности: с помогу» целой системы параллелей, ассоциаций и реминисценция они включаются автором во всемирно-исторический контекст, причем это откосится не только к главным героям пьес /например, Буслов из "Уктиловска" - и былинный богатырь Васька Буслаев, и Аввакум, и Фауст, и безымянный строитель Вавилонской башни/, но а к лицам второстепенным /так, и "Половчалских садах" действующий на периферии сшета незадачливый мул Стрекопытов -
4 Снивак P.C. Философский метаканр. Позиция автота и фермы ее вырале-
ния//Проблема автора в худокественноЯ литературе. Устинов,,198t>. C.t
-'8 -
и Меиелай, и Самсон, и Черномор, и Отслло/.
Человек для Леонова - центр и смысл всего сущего,- человеческая личность всегда унлкаДьна и самоценна. Свотос героев писатель наделяет философским складом ума и масштабом шелк, интересом к "вечным" вопроса»: стремлением "самоопределиться в Мироздании". Персонажи леоновских пьес живут словно вне бага, в "разренонной" бытовой атмосфере /обилие зе-дей я худокественном ь-дре драматургии Леонова - знак недолжной жизни, из уэторой надо вырваться/, и уровень их общения далек от бытовой бол-тозии. Героев волнует ие то, "как вызить", ио то, "чем аить", они спорят о казня в ее смысле, о смерти и бессмертии, о добре и зле, о долге счастье, подвиге, любви. При этом ваяно, что писатель не делает исключения дяя персонажей, воспринимаемых критикой как "маленькие" и даже "млдгле" люди, наделяя их своим интеллектом и доверяя им высказывание дорогих автору мыслей.
В основе ЛеоновекоЯ концепции человека лезит вера писателя в богатство каждой человеческой личности, в безграничность заложенных в ней потенциальных возможностей. В реальной действительности эти возмоанос-тя в силу ряда ыетних и внутренних причин могут остаться нэреализо-в&нишга: человек проживает лишь одну жизнь. Искусству же - и прежде всего философскоиу - дана великая воамозность показать человека не тол во таким, какой он есть, ко и таким, каким ок мог-бы быть, выявить заложенные в ехю природе задатки, наглеткть пунктиром вариант альтернативной судьба. В худоаестгонном мире леоновской драматургии "альтернативной", "параллельной" кизньв наделены практически все герои /исключений немного: фашисты в "Нашествии", Щелканов в "Золотой карете"/. Знакам прорыва леоновских героев к возможной "должной" жизни, проявлениями заложенных в их характерах богатых возможностей становятся не только самоотверженность и способность глубоко чувствовать, неожиданные с точки зрения нормативной логика развития характеров, но также -и это главное - попытки "маленьких" героев осмыслить жизнь, т.е. выход на философский уровень мышления.
С афористической точностью и выразительностью сформированная ле-оновская мысль моает быть доверена автором не только "маленькому//мел-коыу" герою, но и персонажу "отрицательному". Одна из причин этого оче видна: идеи, ставшие сегодня основой нового мышления, Леонов отстаивал в те трагические десятилетия, когда единственным способом донести эти идеи до широкого читателя и зрителя было передоверить их отрицательному герою и положиться, как сказал писатель в одном из интервью, на
"проницательного читателя". Но зто причина "внешнего" порядка. Взшее другое: возможность передача азтореяоЯ мысли от лкца отрицательного персонажа определяется особой структурой образа, обусловленной жанровой щащадаегность» пьес Леонова.
В произведениях философского канра героя - прежде всего идеологи, "люди идеи", провозглаиа*я»с ее и отстакзгшдке свод взгляч на «пр. Их общение - иенреркшшЗ диспут, диалог, в котором формулируется философская мысль. Результаты цкедлтельной деятельности - аргументы в вечгол споре о с-:«еле кпзни - могут пол^ре-тлятьел или о ровергаться поступка-ми героез, но именно философские концепции, внрагсешше в развернутых декларациях или емких афоризмах, а не их "носители" - глаппк5 предает осмысления и оценки. С этой точки зрения персонаж всспрхшагиэтся как персонифакшта идей, и разделение дсЯству-*г,их лиц на "положительных// отрицательных" снимается, Созданные Леоновым образы не поддается однозначной оценке; об "отрицательных" героях применительно к леоновской драматургия можно говорить лтааь в тех крайне редких случаях, когда автор отказывает своим персонажам в человечности вообще, вывода их за пределы человеческого сообщества /Впбболь, Шпурре, Кунц, Шолканов - это уке не люди, а яелвдн; с по?.»»»» целой систм значкшх деталей драматург достигает очень интересного эффекта: подобные действующие лица вызывают у читателя ассоциации с г.пвотнпм ииро;д а дагге с апроя легавой природы, а тэк-.о с шфернальннми силами - онл' яивна мертвецы, по- -роздекие тьмы, результат страшного наза-дення, поэтов существование их иллюзорно, а власть и сила кратковременны/.
Леонов отказывается судить своих героев, еще менее склонен он выносить приговор высказываемым персонажами идеям, разделять их на "верные" и "ошибочные".
Герои-идеологи в пьесах Леонова кшиг .равное право голоса, у каждого из них - своя правда, которую нельзя игнорировать. ¡'Ьгогоголосйе, полифонизм идей, сосуществование п столкновение разных жизненных позиций и противоречивых суждений необходимы художнику, осознающему многомерность жизни и относительность правды сегодняшнего дня, стремящемуся к выявлению вечных, субсталцкачышх осг.о» человеческого существования.
Ход леоновского мышления не монет быть понят без сопоставления идей, высказываемых всеют боз исключения нерсоначачи, потому что практически каядая из этих идей в той или иной степени близка автору. В художественном мире леоновских произведений происходит своеобразное "расщепление"- авторскоГ мысли /так, по свидетельству писателя, Вихров
. - 10. -
J
и.Грацианский "были поначалу одним лицом" и "оба брата в пьесе "Метель были одним персонакем"^/. Вихров и Грацианский, Порфирий и Степан Сн-роваровы, Буслов и Черваков, Андрей и Яков Пустынновы - идейные противники, своеобразные философские "полюсы" произведений. Но эти образн имеют общий'исток, они не только противопоставляются друг другу, но и сопоставляются. Самыми разными способам подчеркивая "внешнюю", сшет-вую связь подобных персонажей - они могут любить одну ненпишу, быть похожими внешне, в ходе действия своеобразно меняться места\и, быть родственниками - драматург актуализирует внутреннюю связь их философских позиций, давая читатели основания не только для простого выбора между двумя, идеями, ко и для поиска перспективы движения мысли, не только "ля анализа, но и для синтеза.
Нерасторяошая связь pro и confra существует у Леонова как на уровне системы действующих лиц, так и на уровне отдельного образа: персонажи драматурга сложны, их сознание диалогично. Кагдый их них - в состоянии непрекращающегося хлора и со своими идейными оппонента!®, и с самим собой. С внутренней диалогачностью образов "полюсных" /чаще всего главных/ героев связано превращение ряда группирующихся вокруг них фигур второго ялала в своеобразных "двойников" основных героев. "Двой-ничество", организованное по принципу сходства или контраста, в большей или меньшей степени выраженное в разных пьесах, для Леонова является одним из приемов выявления скрытых тенденций .развития, залокен-ных в жизненных-явлениях и умозрительных концепциях, одншл из средств достижения Зглософской многоплановости и многомерности драматического произведения.
Таким образом, персонажи в леоновских философских драмах всегда вы* ступают как носители идеи иди комплекса идей, передоверенных им автором, причем идея не растворяется полностью в образе, сохраняя относительную независимость от характера.
В произведениях Леонова возможен своеобразный "отрыв" философского от конкретно-личностного: драматург лишает своего героя-"идеолога" предыстории, ослабляет первоначальную мотивировку его поведения, отка зывается от индивидуализации внешнего облика и бытовых обстоятельств. Недоговоренность, нарочитая неполнота образа способствуют тому, что прикрепленность философской позиции персонажа, сформулированных им идей и выводов к частному жизненному опыту, к конкретной социальной
b Леонов Л. По координатам жизни//Вопросы литературы. 1966. JS6. С.95.
с - 11 -
эснове снимается. Именно поэтому Янляев во второй редакции "Половчан-зких садов" мог превратиться из "социалиста-сталинца" з ияиона-дивер-:анта - для Леонова и та, я другая жизненная конкретика были воллоще-яием единой мировоззренческой первоосновы /враждебность свое;.!у народу; антитворческое качало; зависть/.
Особенно важные и дорогие для тсателя мысли могут у Леонова вводиться в текст драматических произволен:'.;* в открыто авторской, практически не поглощенно"; характером форме - происходит нарушение празды характера или, точнее, выход идеи за рамки характере. Так, блсстжде построенный, поражЕВДИй обилием литературных и культурно-исторических реминисценций, ярках кетафор и емких символов монолог,' э котором содержатся и точный анализ конкретного времена, и философия истории, произносит в "Метели" "недоучка" Степач Сыроваров, а в пьесе "Уитиловск" недоучившемуся студенту, тпдрабатывагдег.у травлей тараканов, клопов 2 крыс, Павлу Червакэву, дозеряется звучащий как стихотворение в прозе монолог о бесколесном вагоне - страшное пророчество, своеобразный концентрат идей, которые будут развиваться Леоновым и в "Бегстве мистера Уак-Кинлп", и в не опубликованном полностью философском романе.
Очень часто основные лерсонатш лесяоэских дран не только вырякапт авторские мысли, но и говорят языком, очень близким к языку автора. Подобная тенденция характерна доля всего леоповского творчества. Посто- ; янно встречающуюся в романах Леонова недифйзрезцкрованность языка автора и языка персонала отмечают многие исследователи, при этом некото- • рыми 1фитика'.т /Л.Щегловым, И .Лобановы:.!, Е.Стариковой и др./ данный факт расценивается как "яедствпе худоле стеэнного просчета писателя, ведущего к "интеллектуальной перегруженности" произведения. Однако еще в начале 30-х годов Леонов, включившись в начатую Горьким дискуссия о языке худокествекной литературы, четко сформулировал свою позиция: при создании образа для писателя ааяно в первую очередь "уточнение стиля мышления" персонажа, а "яркохарактерное" слово при этом играет роль "подсобного сочного мазка", акцентирующего мысль. Характеристика мни-ления персонажей для Леонова важнее их языковой характеристики, и если для того, чтобы донести до читателя ваянув для писателя мысль во всей ее глубине а сложности, необходимо было максимально усилить в слове персонажа авторское присутствие, наделить героя интеллектом и литературным талантом автора, - Леонов, никогда не боявшийся "интеллектуальной перегруженности", как не боялись ее Достоевский, Т.Манн, Гессе, Брехт, шел на это в своих философских романах и драмах.
Приоритет авторского начала, приоритет идеи в созданных Леоновым образах несомненен. Персонажи драматурга:: Леонова лииекы абстрактност и схематичности, и все-г'лки леоновскке герои - не только живые люди, не только яркие художественные образы, не только вполне убедительно разработанные реалистические характеры, но и философские обобщения, персонификации идей, знаки авторской дасли. Спаянность "конкретно-жизнекното", "художественного" и "философского" делает оригинальными, типично "деоновскими" эти образы, структура которых в целом обусловлена жанровой спецификой философ спой драмы.
Своеобразие разработки системы образов в леоновских философских драмах находит отражение в особенностях организации конфликта.
Конфликт практически любого драматического произведешь Леонова мо жат быть рассмотрен на трех уровнях - бытовом, социальном, философском. Тесно взаимосвязанные /прежде всего это относится к бытовому и социальному конфликтам - первый из них перерастает во второй/, эта уровни, однако, не равнозначны в художественном мире писателя - философский конфликт является определяющим.
Леоновскне герои могут быть соперниками в бытовом плане, противниками в плане социальном, 'но в основе ах противостояния всегда лежит антагошзм мировоззренческих, философских позиций; в столкновении характеров "овеществляется" столкновение идей. Пьесы Леонова строятся т принципу дискуссии, диспута, в ходе которого выявляются и соотносят философские позиции персонажей, авторские идеи, воплощенные в действ} ющих лицах.
Столкновение идей может организовываться драматургом не только на уровне системы'персонажей, но а на уровне отдельного образа, через В1 явление внутренней борьбы в душе персонажа. Леонова интересует прежд« всего процесс философского самоопределения человека, ему важно в первую очередь показать победу идеи в.сознании гтроя, а не победу героя над идейными противника'®. -Да и само понятие "победа" применительно 1 действующим лицам леоновских пьес имеет смысл только в тех случаях, когда герой побеждает самого себя, делает философски осмысленный выбор, отказываясь от недолжного существования и обретая цель жизни /Ф< дор Таланов, Виктор Буслов, Зоя Сыроварова/; в отношениях же между персонажами "победителей" и "побежденных" нет. 3 леоновских пьесах /исключая "Нашествие" и "Ленушку"/ практически нет "наказания" в пря> мом смысле: худшее, чего может ожидать даже самый "отрицательный" пе] сонаж со стороны других действующих лиц, - изгнание и равнодушие. В
гдояественном гл:ре драматургии Леонова зло самонаказуется /особенно зглядные примеры - судьбы .Гукл Саклугоза, Степана Снроварсва, Коко-юнсика/, добро неизменно побеждает - если »те з рамках спт.отного ле.1-гвия, то в философскд-яскоЗ ::есс::еК7::^-з.
Интерес писателя прежде всего- к процессу фялософского с&мораскрытгя самоопределения человека находит отражение в некоторых особенностях тг.етослояекля десмовских пьес.
Экспозицией в драматургических произведениях Леонова чаа-е всего ставится своеобразная "завороженная ситуация",. когда героя - а по соб-гвенноЗ, и по чуасЗ вп::с - кквут недолкноЗ ?.:игкъз, "плывут по тече-ш", подчиняются обстоятельства-.", не осознавая своего истинного "я" га не умея его реализовать. Противоречия до поры до временя сгламекы, ¡я сушествуат подспудно, создавая ощущение внутренней напряженности, ^устойчивости сломавшегося равновесия. •
Переломным моментом становится появление нового дэЗствуотего лица ига лиц/ - обычно это возврздек::о после долгой /от 3 до 25 лот/ раз-гки. Появление "человека из прошлого" нарушает инерции существования, ганоалтея катализатором в процессах духовного самоопределения и идеД->го размежевания или объединения героев. Выстраивается ситуация в но р а - выбора жизненной позиции, способа суяествовангя, основопо-ц-агадих нравственных ценностей. Философски осмысленный змбор не толь> подтверждает верность или доказывает ломкость формулируемых героя! умозрительных :юло"ек?.3, не только выявляет истинную суть .ах фяло-зЯскях поаицпй, но л становится ерг:с:ент~м з споре, далеко выходящем 1 рамки отношения кекду лереэназаш - а глобально:.!, вечном споре Лора и Зла.
Ситуация выбора, локальная и всеобъегжтал одновременно, является гльшнацяей леоновских пьес. Результаты ке сделанного героями выбора зще всего выкосятся за пределы сценического действия: философское са-' определение личности интересует драматурга больпе, чем его прахтичес-1е следствия. Леонов ке стремится к ежетно"; згшэряенности и да-хе не зегда вносит ясность в вопрос об ухе определившейся судьбе своих ге-;ев /Щелканова, Луки Сандукова, Порр.рнл и Степана Сырозароаых/. Для зоноеских драматических произведений характерен открыты;' финал, и это гслучайно: в философских драмах проблема формулируется, частично обседается, но ее решение выносится за рамки произведения. Автор предо-гавляет читателэ материал к размышлении - таким материалом становятся ? только изображенные в пьесе характеры и происшествия, но и, в пер-
- 14 - ' .
вую очередь, сформулированные идеи. Концентрируя события, драматург использует схяетную cxeiqr /"завороженная ситуация" - появление "человека из прошлого" - ситуация выбора/, позволяемую смоделировать своеобразные "экспериментальные" обстоятельства, благоприятные для воплощения, развертывания и проверки идей. Сзсзет важен для Леонова как пут к идее; за ярко выраженной событийностью, за напряженным сценическим действием,. вхлюча:-®да часто лаяе элементы детективной интриги, с крива ется главное:" слоянейшие щждаектуадько-духовные искания героев - и автора, - в которые вовлекзйгся читателя к зрители леоновских филосой сккх дра\5.
Выявлению ункзерсатыхго, общечеловеческого характера воплощенных произведении философских исканий, переводу социально и исторически конкретных образов, кок$лгхтоз, саксе тянх ситуаций в субстанциальный, бытийный план подчинена в драматургии Леонова организация художестве! ного вт^мени и пространства»
В стличие от большинства ^здадных худоянаков слова, обращающихся i кайр? ¿»влософской драмы, Лзокеа не отказывается от социально-исюри-ческой конкретики а, более того» шизт всегда о своей стране и о сво* времени /время действия всех леоювских пьес в первых редакциях прак тачесха совпадает со временем тес вэписаняя/. Но временная а локальна конкретность не превращаются в облученность: в пьесах Леонова худо явственное время * пространство обнаруживают тенденцию, характерную, кач показала Р.Спзвак, для произведений философского кета?.анра, - "т лекции к безграничному расширен*/.?! дэ охвата всего мироздания, всей я тораи человечества"®, "" .
Время действия в леоновских пьесах обозначается автором с достатс ной определенностью /"Действие происходит в годы нэпа..."; "...в ко> тридцатых годов"; "...в дни Отечественной войны"; "...тотчас после з ны"/; даче если нет соответствующей ремарки, присутствующие в текст« исторические реалии /в широчайшем диапазоне: револк^дя, события в И* пании, сражения Великой Отечественной войны - и введение "сухого за на", конкурс проектов Дворца Советов, фразы из речей Сталина/ позва от определить время дрйствия с точностью до двух-трех лет. Но леоко ское "в веж годы", "сегодня", "сейчас" всегда относительно: в наст «ем у Леонова задут а прошлое, и будущее - временные пласты сосущес вуют а взалмопранакают. Такого эффекта драматург достигает с помощь
6 Спивак P.C. Философский метажанр. Позиция автора и формы ее выра-s нал. С.50.
.•:-.'.'■; - 15 - ." ккх разных х;лдолес?зенннх тлшмоз. Так, прозшое :шзсет; вводиться з руктуру драл»: .через ..сиаотнуа ситуация,'.когда Еэззрацается после долго, отсутствия человек, сыгравший когда-то акануэ. роль з. жизни геро-, - г; давно.забытое для.ни* ониззот: через шяслогг-гассказн действу- . их лиц о топ, что.било,7 /"Уктиловск"/, 15 /"Мот^чь "/;• 18'.'/"¿олозчаа-ав сады"/,. 26./"Золотая карета"/лет назад, введение "предь-сторий"; рез образн старух,; зоплоаачцкх связь с '■ нравственна* опытом многих поменяй; через исторические, и литиратурнне. рс-тл!к*:сцеиц;:и,. отънлап&те . !тате.ля к истории йкроаоЯ.-«?з:шзя!ЕП5.; В свои очередь, будущее зхо-!т в леояовскйе. пь^сн. через образн детей к молодых .девушек, у которых ;е еще зпереди /ВасктЕг., Дкнуака. Свс/колкина, Ленуока,- Аниска, Марькз/; зрез.. сбывающиеся- предскааанпя.л вещие сна-'./*Ленушса",. "Волк", "Яагест- ;:
через мечты гертеа . о заотрпа?:«ём дне.' страны, их напутствия или ' редостерекенпд новым поколения:.! /Буслоэ б Ва'-чтке-- "Унтиловск", Бе- . 9зкян о .Марью» - "Золотая >лрЗта"/; через злемепта утепли /план ново-э города в"3олотой клрете"/ или антиутопии /черзаковский монолог о эсколесном вагоне в "Уят::лозске "/. Лля писателя "з миро все определяТ. все",: а каздбм мгновении настоящего. сосуществует" саше разные эре-.: еннне пласты, поэтому время з его пьесах; становится единым,' универ-альннм, всечеловочестзм.
Те не две тенденция - к локализация и к расширении - характерны в раматурж Леонова и доя организации худойсственного пространства. '...""
15аксинальксе сужение, концентрация сценического пространства соче-_ •аютсяз драмэ.тичеезчх произведениях Леонова с максимальным расширен«-. « пространства художественного, и если попытаться свести суть этого »ешкредая к условной схеме, она будет выглядеть так: Лом - Город - ..•"
?оссяя - !&р. . ...
Сценическое пространство большинства лзоновских пьес - дом, место эбитакия одной семья; даясе если сце^Ческих плоцадок несколько, то все эни связеяы с домашней, семейной низнью человека. Дом у Леонова не только место действия, но а художественное обобщение, воплощение вечных, бытийных основ человеческого существования:' зто 'аяяда', семейный очаг - то, что дает .тепло, еду, защищенности и уверенно-
сти. . ...
• Тенденция к расширенна художественного пространства реализуется в леоновской драматургии через повышение емкости пространства сценического, "видимого", 'заданного в авторских ре;лар'ках. ■'Чав'.ё всего для этого используется своеобразный прием .-.' введетаб' "вида из окна"../описание
- 1S - '•"''■ • ;
пространства, которое можно .-увидеть черзз окно, 'через 'Q.rsgsogs?¿s&'-i стекленную дверь,.-с террасн z тл«/*: Такие-'описаний.--псзетё^^'й* емкие - обычно становятся своеобразными пейзй'шнм» aap&ccsitâSii Вйгзк . кает образ русской природы,. становится знакомлежазйх aie'
•;КОЙ-'беагреничйа просторов родшй зёмла.- 'с XF4"-: Расширение- художественного пространства.-происходит тасте-Ш'^чёК* ■ организа&ОД пространства ,внес1шсческ0гс'; "сообщенного", в созпхудности ренлак дейстнуэдях лиц. Герои-пьес говорят о: происходит за пределами дома: в городе, стране, маре. Через1 йШлоги рассказа, повторы s перекличка реплик персонажей создается в":леонов^ схих пьесах а подчеркнуто условные пространственные образыгббобщенкя накогьа не существовавшая "Веневская губерния" /"Укт;и:озск"/,, ;'"ггарМ екая а-лзойка"/"Метель"/, Нагар. /"Золотая 'кареа-а"/.. - ?
Образ Города возникает на пересечении пространства "coofeiiièiîHofô^! : "ьидимого" - это русский небольшой пров1шш1альг.:-Г1^городо1с.яТако1:;вйб места действия уже предполагает возможность' сЗой-еиия: г.зобракаетей'"-. аазнь российского большинства. Ко писатель еж? 'шьта :io" nyîiv5 обойц ная, снимая географическую конкретность: 'айк'ю^ерениЬ, дейонс^р&гзй ко уклоняется от наименования изображаемого города," или. даёт^ейу^--' кровенко вымышленное,. семшшгческн--зкачтйЕ*е аазвавие Днтйловск-'вт;од ьолкекь-ой пьесе, Зощакск и ."Ярозк!.шаць$вг:Таеторка"/, и.гл, наконец, созззует вводимую д [пот&Фр&ха&'л&егфщвх. ;лкц"ли«тохатурчу» ps'j сгсцзншш /Кит«р-градв "Золотой карзте*/,, 2
Дам, Горрд, Россия - 'значимые ориентиры в художественном upàcTpsi; сза леоновских пьес, ко ке éro: -предельнйв; точка. ' Уж. a' BÏpe^tT^^po6^' етранство у Леонова тяготеет к безграничному расширению? • •ечк» микологические и литературные реминисценции, вводшлые' вгтекс¥Г' сатеаат бытовую, социальную, историческую, национмькую' маргаров!^, щняазг художественно!^ пространству и времени унизёрсаяьный-хайак'т'е Бремя и место действия'. фалософбхйх драм Леонова - "всегда" и "везйе" писатель создает-"вечный образ человека на'земле". ,
Наиболее 'действенным способом воплощения çiiiocorcKoii концепции гЛе онов считает интеллектуально значимую соотяебекность- -художественных-' компонентов произведения. Жесткий.отбор жизненного материала и изобр зительннх средств, определенный сравнительной узостью рамок театрэль ного времена- и,-пространства;, взахкообусловлеяность и взаамодействае:-всех элементов художественной.ткани произведения, их подчзленность'с зданию тональности, настроения каждого, отдельного эпизода и в то же;
• - 1? - .
фемя раскрыта?} философского содерканкя пьесы; досткгенке автором прэ-;елы-:ой емкости, смысловой г. эмоцпональной насыяенноста, текста - так' шет быть раскрыто • содержанке сформулированного Леоновы:.? главного ; ринципа драматургического мастерства: "ничего без умнела". Для писате-" я характерна "монтя.-ная композиция": этические оценка, философские. * • . юнцепцаа, логика авторского мышления не дезаг на повер:'поста, а зняв-"£ яются в' многочисленных сопоставлениях, соотнесениях, перекличках эле- , внтов текста - от образов и ситуаций до отдельных реплик и слое. Слоа-ая, мастерски разработанная система символов, литературных. £еминисцен-ий, значимых аглен, сметных повторов и речевых лейтмотивов создает в '. ьесах Леонова фалософскй подтекст и одновременно ставовится своеоб-азной системой координат, необходимой для его расЕнфровка. 3 первой, лаве диссертации дается развернутый анализ реалистической оаиволикя, начиглых имен, ж*тературных реминисценций, а такзе эпических элементов ферм выражения авторской позацаи в лескозской,философской драме, ре-ультатк этого анализа позволяют сделать следующий:вывод: Леонов стре-ытся влоетть в кандув художественную единицу максимальный заряд фило- '. эфекого смысла, с предельной полнотой воплотить Мысль в Слове.
Если в первой главе в качестве материала исследования выступает дра- , атургия Лескова как.художественное единство, то во второй главе рассматриваются пьесы "Унгпловск" и "Метель" как наиболее совершенные об- ■ азцы леоновской"философской драчы. Наряду с "Золотой каретой" "Унта-звек" я "Метель" - шедевры философского театра Леонова, но поскольку последние десятилетия "Золотой карете" был посэяцзн рзд статей, в ко—: эрых выявляется философс :ое содержание пьесы /работы Н.Велеховой, -.Козловой, З.Чубраковой/, а "Унткловск" а "Метель" - пьесы с "трудной" , дабой, не подвергавшиеся в.отечественном литературоведении детально- ■ Г рассмотрению или трактовавшиеся необъективно, односторонне, - имен- ! з они выбраны для целостного анализа во второй .главе. I
"Унтиловск"/1925/ - первая типично "леоновсмая" пьеса, положившая 1чало формированию философского театра Леонида Леонова.
В слояном конфликте "Унтиловска" монет быть выделено несколько уров-зй. Четыре человека /Буслов, Черваков, Гуга и Редкозубов/ добиваются эбви одной женщины - Раисы. Подобная ситуация традицконна для русской 1тературы /вспомним, например, произведения Тургенева а Гончарова, где годный любовный конфликт приобретает открыто социальный характер/. Лхъ )вью героина, воплощающей авторский идеал, писатели как бы отмечают а 1Граздавт представителя самой прогрессивкой исторической силы данного
этапа*. На первый взгляд Леонов следует традиции: Раиса ссгг-кавллвает свой зкбор на брошенном ею Ее сесть лет назад Буслозе и предлагает еиу уехать з столицу, где он мог ск на "высоких степенях процветать". Одна ко традиционный социально-бытовой конфликт подвергается у Леонова фллс софскому осуждения, в традиционно построенную сшетную ситуацию ярама-тург вкладывает совершенно нозое философе кое содержание. Теперь в цент ре - не идеальная героиня, а невд'.ка, стаззея и для автора, и для его героев воплощением "мечты напрасной".
Подчинение человеческой жизни "мечте напрасной" - странное зло, победа начала нетворческого над творческим, гибель души /ухе в 1922 г. для Леонова на одном уровне стояло "пролить чуауи кровь" и "раздавить чуете- сердца напрасными мечтами" - рассказ "Хслиль"/. Свидетельством силы, жизнеспособности, победы над собой и своими идейными противниками для героев пьесы становится не завоевание любви Раисы, а отказ от нее.'
Но. отказавшись от Раисы, Буслов не уезжает из Унтиловска, хотя он лесть лет оставался здесь именно лотом/, что кдгл ее возвращения. Леонов понимает, что для героев отъезд - не выход, что переместиться в пространстве - ег,е не значит изменить жизнь. Это проблема не бытовая, а экзистенциальная: при выборе из множества возмогших способов существования единствегчо должной жизни ва;пно ке то, где жить, яо то, чем гить. Уехать из Унтилсвска - значит бежать от трудностей; остаться и "делаг: дело" - значит взять на себя ответственность за судьбу "теплы .щ'знх" 42С0 человек, зирупдос в городе, за будущее талантливого мальчи ка Засятки, который рисует.бегущих по снегу оленей.
Выбор /& следовательно; споры, борьба мнений и - шире - философски позиций/ становится содержательным центром пьесы.
Драматург предоставляет своим героям возможность выбора, ставя их при этом в подчеркнуто равное в социальном плане положение: все они /и бывший помещик Магаокин, И купец по происхоздеки» Редкозубов, и раз ночинец Буслов/ ссыльные, потерявшее то, что у них было в прошлом. Вк бор, который должны сделать герои, - не только социальный, ко и - в первую очередь - философский. Леоноз подчеркивает, что внешние события, даке такой гигантский социальный катаклизм, как революция, непосредственно ничего не 'меняют в жизни обитателей Унтиловска; леоновсгс герои оказались во внутренней, духовной эмиграции, и единственный гдз них способ изменить свою жизнь - философский выбор,'философское самоопределение. Такой выбор делают Буслов и Васка, осознавшие, что кить
- 12 - • шависть» или "мечтой напрасной" нельзя - "нить «одно или трудом, ¡нсГ* збовьа".
Буслов находит в себе силы отказаться от соблазн:1, "мечта напрасной" 1 это и любовь Раясн, и отъезд з "теплив края", где "лимоном пзчх то-$т"/. устоять перзд :*скуиеняе:л страшной червакозской философией /л хане философском столкновение Еусдоза л Червакоза - проявление вечной >рьбы сил добра и зла, утвервдения и отрицания, созидания к разрутпе-1я/. Виктор Буслов остается з Укталовске но добонденнки, а победите- . зм, чтобы »итз, любить, работать, ''протаять этот страшный снег, раз- , !ть Унтиловск", творчески преобразить нэ нанесенный ни на одну карту >род с "говорящие" названием. ...
В едком из интервью конца 60-х годоз Леонов отметил общность тем и энфликтов ряда -про'пведений, созданных им в 30-е-40-е годы /пьес '1ле- . зль" и "Нагпестзкв", первой редакции /1938/ повести эрой этих произведений аизут в эпоху, для чоторой человеческое сердце •1лн кирпич, или мкыенъ", анвут е государстве, оброкаодзм их на табель. , заимоотношеняя личности л-: государства, человека и времени - предает-аэдушШ Леонова, суть которых, как подчеркивает писатель, -сформулиро-ана. з высказываниях Пикерикга /"Е^еша ЗЙпс^па"/. Автор яоздгеатару-г слова своего персонага так: "Нестерпимые зещй говорит дашге этот вхеслог, обладающий даром долрагезать столетние каши: ''Протквоестест-энно любить то, .что платит вач ненавистью".' Пикерзнг перефразирует асль Дидро:-если отечество з вас стреляет, 'вы вправе делать что угод- : э"7.
"Делать что угодно" считает себя вправе главный герой пьеса "Метель" .... 1.939-1262/ Степан Сыроваров. В этом крупном партийном работнике нс-т ачего от убеаденного коммуниста: то, что происходит в- стране, для Сте-ана - "напрасная толчея", "сутолока", "разбушевавшаяся стихия"..." Он эшает покинуть родину, бекать. К бегству леоновского героя толкает не элько страх, но и мечта. "Заграница" для Степана - не только сытое и езопасное существование, ко и воплощение мечты о "теплых краях", где е-.? "этой чертовой российской вьюги", "иное пространство", дагацее воз- . ояность личной свободы. Неделание "быть маленьким" леяслт в основе мзч-ы Степана о вясоких горах,'о .'.горе с альбатросами /"...где-то рядом, овсом рядом с этой напрасной толчеей плещется море в голубой 'днмхе, и" ;
льбатросы над пал, и круглея черта горизонта без ничего..."/: ему вак-.< |----
Леонов Л. По координатам жизни. С.58. • • |
I
но не только избавиться от "вечной трясучки", "липкой испарины окида ния по ночам", но и осуществиться как личности, навсегда отказаться маски, которую он вынузден постоянно носить.
Не принимающий происходящего в стране, Степан ненавидит тех, кто требует "кричать ура на дыбе", обманывает их, присваивая большие ден: ги и готовясь к бегству, но объективно"оказывается пособником, слуго. тех, кого проклинает. Подчиняя мечте'*о личной свободе свою жизнь, Ст пан, :;е заделываясь, распоряжается чужими кизняма, превращая окруказо ших, да^е самых близких людей, в средства для достижения.своей цели. Он становится причиной гибели Лопотухина и Карякиной, предает кеку, опутывает лоеью Катерину, Зою, Марфу Касьяновну. Именно со Степаном входят в их дом ночь и вьюга...
• Чехто упоминающиеся в репликах действующих лиц и авторских ремарк "вьюга", "разбушевавшаяся стихия", "непогода" и пр, интегрируются в леоновской пьесе в обобщающий образ метели , который становнтс, сквозным символом-лейтмотивом и исходной философемой произведения.
Если в "Унтиловске" метель была знаком перемен, весеннего обнозле ния, то ко времени написания "Метели" этот образ приобрел, у Леонова устойчиво негативное значение, стал знаком отклонения от нормы, от е тестве^ного хода существования, воплощением беспорядка и хаоса, поро: делпых тыгой, - враадебнышГ человеку силами.
Торжество беззакония, хаос в общественно-политической низки, зызыв ют разрушен«,? ^рёх нравственных норд: дочь проклинает отца и келает ему смерти,'"татка выгоняет из дома племянника, мать учит дочь "привы кать к кизни" и лгать, муж предает жену, жених - невесту. Страшная ночная метель, бушующая над страной, начинает проникать и в дом...
Дом дая Леоноза - последний оплот человека и человечности: сем ный очаг в созданном драматургом художественном мире противостоит ме тели как вечная святыня - преходящему наваждению. Дом в "Метели" ото: дествляется для автора и его героев с бытийными истоками челозеческо существования, с Родиной, с Россией, с тем главным в ней, что не может быть искажено никакой метелью.
. В дом возвращается "блудный сын" Порфирий Сыроваров, и'"священнод ствие еды", к которому он, согласно авторской ремарке, приступает "в сослужения двух женщин", становится знаком искупления и прощения его вины. Вина "беглеца" Порфиркя перед Домом и Родиной смыта кровью, пр литой им в Испании, но цена, которую он заплатил за возвращение,■еще дороже - Порфирия, вернувшегося в метель, кдет смерть. Спасаясь от м
iüi, предает Дом :: Род::;;;/ Стенай Сыровчрол, л именно его бегство, a утрата денег, станет, но мнедк.автора, ксточнг.ко:.-: его несчастий. Степан и Порфир:::; Cíipo'sapofe не' только ирстинсаост^ленн, по и составлены в ^ооновской пьесе . Сн:1 оба - неординарные личности, лпди яьлые л наделенное богатый- задатком;».♦ что подчеркивается',авторе:: с 'юпью значимых тек /Степан - "веаценоеккй"; Норфяопй - "айрфарсное-V/. Братья Снроваровк яиву? зо времени, которое но могут изменить, ягяе года подчинявшиеся инерции сушостлавачия, "излие "недадзкой" . знко, они, наконец, совершал-? философски осмысленный поступок, дела-'. свободный выбор, семи определяет езоэ судьбу. Но Степан -предает Рону, покидает Дом, приносит в жертву своей мечте счастье и »г.знь дру-х людей - такой выбор, по соединенный с этикой, с точки зрения Лчо-.' ва ке мэ;;:ет быть плодотворным.' Автор на стороне Пор^крия," зоззращаз-гося, чтобы разделить' судьбу своего народа в сагднй трудный для бтра-нераод. 3 сцене встречи братьев Порйнрий молчат - и в ртом глубокий ксл: з социальном плаче Лорфхрип нечего противопоставить рисуемой енаном странной картине сзветской действительности 30-х годов, ибо е, что- говорит Стелан, - правда. Но л плане философском сделанный рфирием внбор становится аргументом в вечном споре добра и зла, ::л:з- • и смерти, хаоса и гармонии. Возвращение Порфирая к бунт его дочери и /Зоя - "жизнь"/ против лжи. и покорности - вызов метели, залег то, что темные салн отступят, добро и казнь победят. Возвращение жизни рода и страны к нормальному, налаженному,'' осмысленному течению, как. енден Леонов, будет связано с выбором, который дс?лакт для себя рядо-е люда, не пряшшавдкв навязанных им хаоса и беззакония. 3 финале есн стихает метель и "очень кстати, впервые так елладко и слитно, тская рука за ецзной играет совсем простенький вальс, .который скоро .. «обретает орх:естровое• "вучалие.;." на такой философски просветлен- : 3 ноте заканчивается "Мотель" Леонида Леонова. В заключении кратко обобщаются результаты исслздозакяя, олределяет-: значение тзорч«.ского опыта'Леоновагдранатурга для ганрово-отялевых ;каний его мяадшах соврекзгатков, отмечается 'созвучность философского ■■ атра Леонида Леонова нашему временя.
Список работ, опубликованных по теме диссертации: -
1. Принцип "ничего без умнела" в драматургической системе Л.Леонова ; 'Вопросы лингвоноэтики и литературоведения. IL, 1S8Q. 0,5 п-.л. :
2. Функции реатастической символики в философской драме Л.Леонова ,
//Вопросы лингволоэтика и.литературоведения. M., 1991. 0,3 л.л.
3. Философская -драма-Л.Леонова "Унтдловск"//Вестник Московскс университета. Филология. M., 1S91, Ж5. 0,5 п.л.
За*. УЗ7 а*п /3. 02. fffffâr.
Тир. Шэкз. Ûrr?ût/a г а на § отделе 'печати Хил/. <р-га МГУ .