автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Философская и социологическая мысль в Казанском университете (10-60 гг. XIX в.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Философская и социологическая мысль в Казанском университете (10-60 гг. XIX в.)"
АКАДЕМИЯ НАУК СССР ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАИЕНИ ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
ЗАРИ110В Маноур Магфурович
ФИЛОСОФСКАЯ И СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МаСЛЬ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (10-60 гг. XIX в.)
Специальность 09.00.03 - история философии
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
На правах рукописи
МОСКВА -1991
Работа выполнена в Институте языка, литературы и истории Казанского научного центра АН СССР
Научный руководитель - доктор философских наук, заслуженный деятель науки ТССР л РС^СР профессор Я.Г.Абдуллин
Официальные оппоненты - доктор философских наук Делокэров К.Х.,
кандидат философских наук Абрамов А.И.
Ведущая организация - Казанский государственный университет
им.В.И.Ульянова-ленина, кафодра философии
Защита состоится "_"___15*91 г. в_час.
на заседании Специализированного совета по истории философии / Д 002.29.01 / при Институте философии АН СССР: 121019, Москва, ул.Волхонка,
С диссертацией можло ознакомиться в библиотеке Института философии АН СССР
Автореферат разослан "_"_1991 г.
Ученый секретарь
Специализированного совета, /) ^ л
кандидат философских наук ¿-^е^—т^ — У-едорова K.M.
Актуальность тени исследования» В условиях всестороннего обновления советского общества чрезвы 1Йно большой интороо проявляется к истории философской мысли. Зта непосредственно связано о тем, что в эпоху бурных перемен ответы на многие вопросы св-годняпнвго дня мы мокем найти, только изучал собственнуп и мировую историю. В гтой связи во всей полноте возникает проблема ликвидации "беных пятен"в истории, которые по тем или иным причинам имеют место и в историко-философской науке. Л таковым с полним правом можно отнести и изучение становления и развитии философо-ко-социологической мысли в Казанском университета.
Необходимо подчеркнуть,что в истории отечественной философии университеты занимали доиольно заметное место и на ее развитие оказывали существенное воздействие. Однако, до последнего времени на указаннув проблему в историко-философских исследованиях обращалось недостаточное ьнинанив, а в исследованиях, в которых она затрагивается, объектами внимания выступает лишь столичные университета.^ Но наряду с ними и провинциальные университеты, образовавшиеся в начале XIX века, оказывали значительное влияние на развитие духовной культуры России в целом и ее отдельных регионов. Среди них особое место занимает казанский университет, основанный в КЗО1! году. Он продолжительное время оставался самым восточным российским высшим светским учебным заведенном как по географическому положении, так и по степзни ЕоздеГ-ствия на восточные народы. Научная жизнь университета стала чажным ||а>;тором в развитии общественной мысли в центральной полосе России. Актуальность темы обусловлена еце и тем, что середина XIX вика является периодом глубоких общественно-политических процессов большей части страны, которые не обошли стороной и Поволжье, ^ти процессы в той или иной степени нашли свое отражение ь философской и социологической мысли в Казаноком университета. Следовательно, изучение
I
См..например,: Розгнфельд У.Д. Философская мысль в Петербургском университете. ¿0-50 годы XIX в.:Авториф.дис.,,.канд.филоа, наук.-М,,1965; Московский унииерслтит и развитие философской и общественно-политической мыоли в Росоии.-Н.,1У57; лпиуо В.ф, Борьба философских течений в Московском университете в 70-х гг. XIX э.//Йзбр.фи;юс.груды: а 2 т.- М.,1971.-Т.2.-С.236-266.
3.
общественной мысли, господствовавшей в университете, способствует лучшему понимание происходящих в тот период в стране идеологических процессом. Нокяловакно подчеркнуть и то обстоятельство, что университет» России в прошлом столетии, особенно в начало века, стали одним из каналов проникновения в страну запед-ноовропойских философских учений.
Стопень изученности тени. Изучении становлзнил и развития философской и социологической мысли в Казанском университете в XIX веке специально посвященных исследований нот. вместе с тем, некоторые аспекты проблемы отражены в трудах историков университета, философов.
Первые работы, оспещавщие отдельныо стороны данной проблемы, относятся к доронолвционному периоду. Так, историк Ь.Н.Булич (Ib2i»-1695) с детальными подробностями описывает и анализирует обстановку в униисрситети в порпые годы его существования. Он сообщает некоторые сведения об о.тдзльних прэподамателях философии. На основе привлечения широкого архивного материала, профессор университета Н.П.Загоскин описыаат состояние преподавания различных, в том числе философских наук, даот богатый фактологический материал об университетской жизни. Но состояние философских исследований в отих работах практически не освещается.
Определеннув ценность прпдетаплнпт работы П.Знаненского -историка Казанской духовной академик. Он, в частности, освещает взаимодействие деятелей академии и университета."^
Значительный интерес представляют высказывания известных революционных демократов-просветителей относительно отдельных
I
См.:Булич H.H. Из первых лет Казанского университета.Iti05-löI9: В г ч.-Казань,I90'i.
о
Загоскин Н.П. История Императорского Казанского университета за первые 100 лет существования.Tt>04—190'4 гг.:В ^ т.Казань, 1902-1906; Преподаватели, учившиеся и служившие в Императорском Казш с ком университете. 190^ .Под ред. и. Ii. Загоскина. -Казань, 1904.
3
Знаменский fi. Историк Казанской духовной икгдентЛй^-ШЮ: В } ч. - Казань,Io91-Io9u.
деятелей Казанского университета. Например, Н.Г.Чернышеве п'Я, H.A.Добролюбов и другие постоянно следили за состоянием высшего образования в юссии, зннмательнэ изучали нолейшув научную литературу и в некоторых случаях выступали по этим проблемам в печати.
Н.Г.Чернишэвский интересовался историей татарского народа, деятельностьи Казанского униззрситета. в "Современнике" он выступав с анализом взглядов' некоторых ученых унивэрситата -Н.Булича*" и Бабста"*. Н.А.Добродвбов после выхода статьи физиолога Казанского университета В.Берви пишет рецензии на его работу. Отношение Н.Г.Черныше^кого и Н.А.Добролвбова представляет большой интерес для оценки деятельности ученых университета. Революционные демократы впервые дают ее философский анализ.
В послеоктябрьский период предпринимались попытки воссоздать иотэрио Казанского университета. Работая в этом направлении.М.К. Корбу'т публикует 2 томное сочинение к 125-летив университета„э где даотся некоторые сведения и о кафедре философии. Вместе о тем автор делает заключение, с которым трудно согласиться. Он пишет, что университет "долго являлся одним ия винтиков грандиозней машины пс угнетенно народов Волжско-Камского края" и не оказывал на них никакого полоиительного воздействия.
.. . В 20-х годах ныневнего столетия в связи со 100-летним вбиле-ем неовкявдовой геомегрии Н.И.Лобачевского проводились научные конференции. На них сообщались результаты исследований твэрчесхого
Г
Чэрннвввский Н.Г, Антропологический принцип в философии //Соч.: 3 15 т.-М.,I94ö.-T.7.-C.2G8.
2
ЧернынэвсяиЯ Н.Г. Соч.:В 15 т.-М.,1947.-TJ.-C.519-523.
3
Там кеГ С.552-569.
Дсбролвбов H.A. Рецензия на статьи В.Бераи. Физнологичаско-пси-хологическнй и сравнительный взгляд на начало и конец низни// Собр.соч.:В 3 г.-М.,1950.Л.I.-С.479-4(36.
5
Корбут М.К. Казанский университет им.Ь.И.Ульянова-Ленина за 125 лет. Iü0'</05-1929/30: В 2 т.-Казань,1930.
наследия геометра, делались г.опыткч показать философское значение его открытия,*
Начиная с 30-х и вплоть до 50--х годов исследования по истории университета'носят эпизодически!! «арактер. Появились отдзль-н-о работа, посвященные гзонетрии Н.И.Лобачевского? а ^акнд сборник под названием "Еизнь замечательных людей в Казани" , где рассказывается и о некоторых ученых университета.
Новый этап в изучении истории университета начинается с 60-х гсдоя XX века. В труда» Л.Л.Галактионова и П.Ф.ЧикандроЕа'1 по истории русской филозофии анализируется, правда довольно коротко, кироБэззреииэ преподавателя философии и богосд-эвмк унигорситэта архимандрита Гаирикла (Б.Н.Воакресенского). Имя Архимандрита Гавриила вспоминается такка в работах' Б.В.Емельянова и А.И.Новикова.^ Одкако б указанных работах деятельность Гавриила к его труды за-трагиваотсЕ яяаь иопутко другим задачам исследований авторов. Тем более, что последние не рассыат^лзаот философскую мысль jisj.^sрои-тета з целим, йто односторонность каяла своз отрахекие и з такой
¡¡раздкозаклэ Кгзааокнк университетом столетия открыток нвэвкли-дсвой геомзтрин аобачеьским.-Казань,1927; Озолотив ¡¡еэвклидовой геометрии Л&сачоаскогоо-Кгзань,1928; Парфентьев H.H. Натурфилософия Н.ИДобачевикого //Уч.оап.Казан.ун-та.-1930.-ToSO.-Кн.3 и 4.-С.303-311 и др.
г
Фряймаи Х.П. Мировоззрение Н.ИДобачевского:Дис... .канд.филос. наук.-Днепропетровск.I94S; Марков Н.В. Философское значений идей Н.И.Лобачевского об оргеничесхой связи пространства и материи: Автореф.дис....канд.филос.наук.-И.,1951 и др.
3
( йизнь замечательных лсдей в Казани: В 2 кн.-Казань,1940-1941.
4
Галактионов A.A., Никандров 11.Ф. Русская философия Х1-Х1Х веков -Д.,1969.
5
Емельянов Е.В. Источниковедение истории русской философии второй четверти XIX века: Автореф.дис ... канд. филос .наук.-J1, ,1970, Новихов А.И. Методологические проблемы истории русской философии: Авторвф .дис... .д-ра филос .нг.;»к.-Л. ,1967; Еь льянов Б.В., Лвбутин К.Н. Введение в историю философии.-М.,I9&7.
Фундаментальной работе как "История философии з СССР", где необоснованно говорится о том, что концепция архимандрита Гавриила "служила реакционным целям подведения наукообразных основ .юд идеологические принципы теории и политики "официальной народности".''' Здесь жг освещается философские взгляды А.П.Щапова, А.М.Бутлерова, Н.К.Лобачевсксго.
Иззестый философ 3.А.Каменский в сзоеЯ работе "Философские идеи русского просвещения"~ьаряду с другими философами начала XIX ьека рассматривает взгляды философов лазаьского университета А.С.Лубкина, И.Я.Запольского, Н.5!,Лобачевского, Ь.М.Пе-ревсиикова, Н.К.Срэзневскогс. Каучнуэ оценку их наследия он дает с точки зрения влияния деятелей университета на развитие истории русской философии данного периода.
К изучении мировоззрения отдельных деятелей университета обращались К.Н.Селиверстова, П.Л. Чпащенко, П Т.Белов, Л.Б.Сергеев, И.П.Иовах, Н.А.Лицис.^ М.А.Абдуллаев, Н.А.Маэитова, Г.£.Жа-
1
История философии з СССР: В 5 т.-1968.-Т.2.-С.205.
2
Каменский З.А. Философские идеи русского просвещения.-М,,1971.
3
См.: Селиверстова H.H. Вопросы религии и атеизма з трудах А.П. Щалова:Дйо. ...канд.филее.науд.-Ji.,I'J69; Илюаеько Г.й. Общественно-политические и философские взгляды А.П.йапова:Дис....канд. филос.наук.-Киев,IS54; Белев Л,'Г. Философия выдавшихся русских естествоиспытателей второй половины Х1Х-нач.ХХ е.-М.,1970; Сергеев A.B. Исторические взгляды В.И.Григоровича:-Казань,1973; Новак И.П. К некоторым вопросам философского обоснования дифференциального исчисления в трудах К.И.Лобачевского.-Автореф. дис....канд.филоо.наук.-Алма-Ата,1963; Яновская С.А. Передовые идеи К.Я.Лобачевского - орудие борьба против идеализма г математике. -Л. ,1950; Лицис H.A. Естественнонаучные и философские взгляды Н.И.Лобачевского.-ьильипо-Рига,1965.
нов, Л.Л.Тузов. Они довольно подробно анализируют философские общественно-политические и научные взгляды А.П.Щапова, Н.И.Лобачевского, А.М.Бутлерова, В.И.Григоровича, М.Казем-Бека, О.Н. Ковалевского А.С.Лубккна.
Большой интерес представляет литература, посвященная истории татарской общественной мысхч, где наряду с другими указывается и то значение, которое имел Казанский университет в ее развитии.
Плодотворно работают в указанном аспекте Н.Г.Абдуллин, С.М. Михайлова, Р.И.Нафигов, К.Ф.Фасеев, М.А.Усманов и другие.
Я.Г.Абдуллин в своих трудах аргументированно раскрывает прогрессивное значение деятельности ученых университета в формировании и развитии татарской просветительской мысли. Ученый подчеркивает тесную взаимосвязь и взаимовлияние русской и татарской общественной мысли. А С.М.Михайлова'' исследует историю Казанско-
1
Абдуллаев М.А. Казем-Бек - ученый и мыслитель.-Махачкала^бЭ; Его же. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в.-М.,1966; Мазитова H.A. Изучение Ближнего и Среднего Востока в казанском университете. Первая половина XIX в.-Казань,1972; Иамов Г.Ф. Роль Лобачевского в создании восточного разряда в Казанском университете.-Казань, 1936; Его же.Профессор О.М.Ковалевский: Очерк жизни и научная деятельность.-.Казань,I9Ö3; Тузов Л.Л. Из истории философской, мысли в Казанском университете.Полемика А.С.Лубкина против кан-товской философии //Уч.зап.Казан.ун-та.-1956.-Т.116.-Кн.5.-С.268-272; Зймонтова Р.Г. Русские университеты на грани двух эпох.-М.,1965.
2
Абдуллин Н.Г. Свет просвещения.-Казань,198?.-На татар.яз.; Его жеЛатарская просветительская мысль.-Казань, 1976.
3
Михайлова С.М. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья.1600-1861.-Казань,1972; Ее же.Казанский университет и просвещение народов Поволжья и Приуралья.-Казань,1979; Казанский университет и развитие духовной культуры народов Востока России XIX века. Автореф.дис....д-ра ист.наук.-М.,1985.
■ а.
го университета с точка зрения его значения в просвещении народов воотока России. Р.И.Нафигов, К, 'ч^асеев и М.А.Усманов, рассматривая татарскую общественно-политическую мысль и деятельность ее отдельных представителей в Х1Х-нач.ХХ ев., показывают роль и место университета в истории местного края.
Ценные материала по истории университета имеются в исследованиях А.Г.Каримуллина, посвященных истории татарской книги.^ Он изучает и деятельность типографии университета со дня ее основания и пишет о том, какие книги издавались здесь и распространялись среди населения. Раскрывает значение типографии университета в книгоиздательском деле в России, оту жо тему освещает, правда з рамках первой половины XIX века, Н.В.Парамонова.
Как видно, по истории Казанского унлверситета имеется до-аольно богатая научная литература, ¿месте с тем продолжает существовать потребность более глубокого и всестороннего анализа становления и функционирования философской мысли в данном высшем учебном заведении в первой по;о»ине XIX столетие.
Научаая новизна настоящей диссертации заключается в следующем:
- впервые комплексно рассматриваются философская и социологическая мисдь в унигпрситете в 10-60 гг. XIX века;
- проводился анализ процесса становления философской науки со арв-
1
Нафягов Р.И. Нормирование и развитие передовой обцзственно-по-литической мысли.1^95-1317.-Казань,1964; Уеманов М.А.Заветная мачта Хусаина ¿аизханова.-Казань,1980; Фасеев К.$. Из истории татарской общостаеь JЯ мысли.Вторая пол.Х1Х-нач.ХХ вв.-Казань, 1955; Фасэев К.«..Абдуллик И.Г. Н.Г.Чернышевский и татарская прогрессивная мысль //И.Г.Чернышевский.Историй философии.Литература. -Ссратоь.-193^.-0.163-170.
2
Каринуллии А.Г. У истоков татарской книги.-Казань,1971; Его же. Татарская книга.-Казань,1974; Его жз. Из истории татарской книги ХУШ-пэрвой половины XIX в.//Материалы и исследования;-Бып. 16.-0,126-154.
3
Парамонова Н.Б. Книгоиздательская деятельность Казанского университета в первой половине XIX веха: Автореф.дио....канд.филол. наук.-Л. ,¡977.-16 с,. ' ■
мени основания университета;
- впервые делается пзпыгка проследить ьяяг.нив западноевропейской милэсофии на русскую на примера Казанского университета;
- покаэывазтея прееыствонний характер развития философской науки;
- вводятся в научный оборот новые источниковедческие материалы, в том числе архивные;
- спеи'лачьно ставится проблема разработки в университете методологии историко-философских исследований;
- прослеживается ьлияние Н' -гчной мысли в университета на развитие общественной мысли в регионе;
Целью данной работы является всесторонней и глубокий анализ процесса формирования и функционирования философской мчели в Казанском университете со времени его основания вплоть до 60 гг. XJX столетия и определение того места, которое он занимал в историко-философском процессе России. Для достижения поставленной цели ресаютсч следующие азаимоевлзанные задачи:
- показываются социаль.ю-окономическиа предпосылки создания Казанского университета;
- раскрывается процесс формирования философской мысли в университете со лремэни его основания (..TülM) до • 60-х гг.XIX века на основе анализа источников;
- анализируется влияние Запада л России на развитии философской науки в университете h первой половино XIX столетия;
- анализируются общие закономерности и.специфические особенности в философской процессе в университете;
- вчясняется содержание основных философских проблем, разработанных учеными Казанского университета;
- рассматривается состояние социологической мысли;
- определяются пути ч формы ьозздойствия деятельности университета на развитие татарской общостванной мисли.
Методологической основой проведенного диссертационного исследования является общая »четодология историко-философской науки, разработанная классиками марксизма-ленинизма, В частности, положение о том, что история философии есть история взаимодействия и взаимовлияния различных философских икол и направлений. Ва&кое методологическое значение имеет указание В.И.Ленина о том, что "...исторические заслуги судятся нз по тому, чего не дали
исторические деятоли сравнительно с современными трибованиякч, а по тому, что они др. л и човэго сравнительно со своими предшественниками".^ хЗкесте с тем, автор стремился учитывать новеГзие достижения в области методологии исторчко-филпсофской науки, в исследовании предпринимается попытка рассматривать все философские течения как равноправные, взаимосвязанные .и взаимодействующие между собой.
Лсточни::овоИ базой исследования служили сочинения ученых Казанского университета, а также некоторые архивные материалы , • местная и центральная периодическая печать первой половины XIX века.
Практическая ценность. Материалы и выводы настоящего исследования могут бь'ть использованы для создания осЗобиасцих трудов по истории русской философии, татарской общественной мысли, по истории Казанского университета и местного края. Основные положения диссертации могут бнть полезны при чтении спецкурсов, при подготовке публикаций для периодической печати, в лелционио-г.ро-пагандистской работе съеди населения.
Апробация работы. Непосредственная проверка научной и практической актуальности и ценности исследования осушестзлена через выступления автора на Итоговых научных конференциях /»азанского научного центра АН СССР 19ос~1990 гг., на конференции молодых ученых Института лзы/.а, литературы а истории. .1НП АН СССР, на региональной научной конференции "Методологические проблемы изучения прогрессивных направлений общественно»! и философской мысли народов России зторой половины Х1Х-начала .XX веков" 'уКазань, 19Ьо). Основное идейное содержание диссертационного исследования отражено а опубликованных автором статьях.
Структура исследования. Выдвинутые диссертантом цель и задачи определила структуру работы, которая включает зведепиэ.три главы (7 параграфов), заключение, список литературы и библиографическую спралху.
Зо введении обосновывается актуальность темы, определяются проблема исследования, цели и задачи. Показываются методологическая основа, научная новизна и практическое значение диссертации. .Здесь же освещается степень изученности темы.
I ~
Ленин Ь.И. К характеристике экономического романтизма //¡ю.'.н. собр. соч.- Т.^.- С.17о.
В первой главе - "Открытие Казанского университета и развитие философской мысли" - показывается социально-экономические предпосылки создачия Казанского университета и становление философской мысли в ото« высшем учебной заведении в пэр-вий период его функ! энироаания.
Открытие Казанского университета в 1130*1 году было обусловлено, главным образом, общественно-политической и экономической ситуацией в Росгии. Перед университетами, основанными в начале XIX столетия ставилась задача подготовки высококвалифицированных кадров для нужд государственного аппарата и развития различных отраслей народного хозяйства и культуры. В то же время Казанскому университету отводилась особая роль в политике царского правительства. Она вытекала кз того, что,во-первых. Казанский университет по своему географическому положение довольно длительное промя оставался самым восточным учебным заведением России; во-вторых, в конце ХУШ-начале XIX веков продолг жалось интенсивное освоение общирных регионов Сибири. Эти факторы во многом предопределили две основные азачмосвязанкые функции университета. С одной стороны, в Казанском университе предполагалось создавать научную базу для изучения культуры, быта, обычаев народов восточного региона империи и организовать оплот миссионерства в обширном Волжско-Камском крае. С другой стороны, университет должен быть и центром просвещения многих народов региона. В реальности Казанский университет выполнил в той или иной степени обе эти функции.
' Формирование философской мысли в Казанском университете шло под определяющим злиянием российской действительности . развивающихся социально-экономических, политических и культурно-идеологических отношений первой половины XIX века. В становлении самих философских идей, школ и направлений сказались также достижения русской философской мысли той пори и западноевропейской, прежде всего немецкой философии. Влияние немецкой философии было обусловлено тем, что в начальный период деятельности унилерелтета приглашались немецкие ученые, т.к. отечественных не хватало. Кроме того, философская мысль проникала посредством специальной литературы. 3 указанный период в университете работали такие известные немецкие ученые как этнограф и модик К.^укс ч'177о-1сйо), востоковед Х.М.Френ У17с32-год смерти неизвесюн), .'¡.1'.Герман ч 1755-1 сОс;) , профессор философии
К.Т.Фойгт (I760-IcШ) и др. Все они учились и первоначально работали в Германии. U немецких университетах того времени господствовали ип&лне сложившиеся философские системы и каждый ученый придерживался того или иного философского направления. Например, разносторонний ученчй it.Фукс окончил ГеттингенскиК университет, а в Марбургском защитил диссертацию на званиэ доктора, посвяиенную деятельности /кдрея цезальпиг.ского, был приверженцем учения Ьеллинга о природе. Ь то же время учение университета были знакомы с литературой на немецком языке. Так, А.С.Лубкин (I770-IüI5) принимал непосредственное участие в переводе с немецкого на русский язык книги Г.Спелая"Начальный курс философии", которая сопровождается комментариями переводчика. В своей работе под названием "Ниська о критической философии" Лубкин полемизирует с философией Канта. Учение университета более позднего периода также хоропо знали западноевропейскую литературу, о чем свидетельствует Мсторич философии" архимандрита Гавриила СВ.Н.Воскресенского) (I795-Iö6d), где дается об-, ширная библиография западной философии.
Н становлении самостоятельной философской науки большое значение имэло определение места и специфики философского знания. В этом отношении заслуживает внимания взгляды А.С.Лубкина. ilo его мнению, философия должна рассматривать прежде всего отношения, которые находятся между вещью и ее "причиной". Вступая в полемику с Кантом, он пишет, что для познания этих отношений необходим разум. Особенность философии заключается э том, что она опирается на ьбетректное мышление и способствует,по мнению Лубкина, познанию судносги самого человека и его места в окружающем кирэ.А Созвучные с Лубкиным суждения профессора восточных языков и Ф.Эрдмана (I793-Io63). Последний подчеркивает, что философия должна занимать первое место среди прочих наук в силу того, что она оказывает на них влияние и слумит для них методологической основой и "подпорою".
I
См.: Лубкин A.C. Начертание логики, сочиненное и преподанное в Армейской семинарии.-¿»Петербург, Id07.-C.78.
d
¿м.: ¿рдман Л.Ф. Слово о выгодах, которые доставляют государству упражнения в науках.-Казань,1815.-С.13,
13.
Своеобразно исследований ученых Казанского университета • в период становления здесь философской мысли определяется и тем, что многие ого деятели ь период становления философской мысли пытались дать трактовку многих философских проблем в контексте критики философии Канта. Родоначальником же этого антикантовского направления в философии в России стал вышеупомянутый А.С.Губкин. Критикуя кантовский априоризм, казанский философ излагает свою, во многом оригинальную, мнровоззренчес-ко-философскую концепцию. В своих основных философских трудах ("письма о критической философии", "Начертания логики...", в примечаниях к переводу книги Снеллс Г. "Начальный курс философии") А.С.Лубкин последовательно проьодиг мысль о том, что понятия о пространство и времени не являются врожденными, а возникают на основе опыта. Зти и другие философские понятия, по его мнению, ь конечном итоге обусловлены объективной реальностью. Человек, как мыслящее существо, посредством органов чувств воспринимает окружающий его мир. ¿1 теории познания Лубкин полностью отрицг.ет непознаваемость мира внешнего. в то «е время философ в своих исследованиях большую роль отводит человеческому разуму. Последний, по его мнению, есть способность людей мыслить. Как подчеркивает А.С.Лубкин, рациональная и чувственная ступени познания обусловлены объективными факторами, одновременно они взаимообусловлены и взаимосвязаны. Это связано с тем, продолжает ученый, что идеи и представления образуются, основываясь, в первую очередь, на чувственных данных. "Мы ничего не можем заключить о внутренней природе вещей, если не будем иметь об оной надлежащего чувственного познания."
В отличие от А.С.Лубкина другой ученый Казанского университета Г.Н.Городчанинов (1772-1Ъ52) идеализирует человеческий разум, который является, по его утверждению, "Божьим дарованием". Если разум "неозарен учителем свыве", то впадал в бесчисленные заблуждения, искал истины, но не находил ее.^
3 разработку проблем гносеологии наибольший вклад внес A.C. Лубкин. После определения своих исходных методологических пози-
1
Лубкин A.C. Начертание логики,сочиненное и преподанное в Армейской семинарии.-С.-Петербург,1о07.-С.с2.
2
Городчан/.нов Т.Н. О заблуждениях разума в изыскании истины.-Казанский вестник.
14.
ций, он довольно плодотворно раскрывает плнятие истины. Путина. по ого мнению, является главной и°яьо человеческого познания, и она определяется как " сходстзенность наших мыслей с самими предметами, о которых мыслим". Та или иная идея (понятие) бывает истинной з том случае, "если вещь в оной представляемая, такова сама по себе, каковою представляется..." и ложной,если бывает наоборот.
Философ подчеркивает, что человек никогда не сможет до конца постигнуть истины, т.е. другими словами, познание истины есть не одноразовый акт, а бесконечный процесс, приближение к ней. Сходной позиции с Лубкиннм пс этоЛ проблеме придерживался В.М. Перевос;иков (17b6-Id52), профессор естественного права. Согласно его точки зрения, е процессе познания человечество открыло только незначительную часть сокрытых от не^о загадок природы. Следовательно, процесс познания не имеет границ. Он .пишет;' "...в двасги лег открыто множество истин полезных и важных, все они составляют малейшую часть таинств природы: сколько неизвестных еще находится л естественной истории.' Таким образом, и A.C. Лубкин и В.М.Перевоциков диалектически подходили к рассмотрении процесса познания: они пытались рассматривать субъект познания не как отдельного чалолзка, т.е. субъект познания для них не абстрактный индивчд, а общество в целом. Кроме того, как было отмечено, познание истины для них исть бесконечный процесс, jto говорит о том. что они не только стазили философские проблемы, но и пытались их решить.
Анализируя проблемы познания, философы и ученые университета не обходили uonpoc" о "трудностях" познания. По мнению И.Й. Дунаева ч17с!0-16<(0), профессора технологии, существует ряд.препятствий на пути к познанию: I) ограниченность человеческой жизни; 2) незовершенство способов и мэтодов познания; 3)сама природа "тщательно скрывает свои силы". Преодоление их возможно,по его мнению, только в том случае, если объединить усилия многих народов, многих людей в течение многих веков.
1
Губкин A.C. пачертание логики, сочиненное и преподанное в Армейской семинарии. - С.-Петербург.IoU7.-С.17.
2
Опыты Василия Переьоцикова.-,Дерг"т,1о22.-С.1о.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что з Казанском университете в начальный перюд его деятельности (до 40 гг. XIX в.) проводильсь относительно большие философские исследования в различных направлениях, «то создало определенные условия для дальнейшего разжатая научной и философской мысли з отои внешен учебном зазецекии.
Во второй глава исследования "Разработка философских и социологических проблем в Казанской университете в 40-60-х годах XIX века" анализируются взгляды философов, ученых-естествоиспы-тателеЯ университета дан»'' го пориода. Особенность отого периода зак.лачается, в частности, в том, что дальнейшее функционирование философской мысли в Российских университетах происходило в довольно трудных условиях, йто было связано, прежде всего, с тем, что в стране обострилась социально-политическая и экономическая обстановка, что вызвало неизбежность реформ 1Ъ61 года. Однако самым большим препятствием для успешного развития философской науки в высших учебних заведениях было упразднение кафедр философии и прекращение преподавания философских дисциплин в них з течение 10 лот (в 50-е годы'XIX века). Создалась угроза потери философских традиций и высококвалифицированных кадров в этой области. Однако Казанскому университету, несмотря на оти обстоятельства, благодаря некоторым ого деятелям, а также осно-зываясь на опыте философствования прошлых лот,удалось свести к минимуму возможные потери.
Анализ состояния философской масли указанного периода показывает, что многие проблемы, исследуемые учеными университета, по сути дела являются продолжением изысканий, начатых в первые годи его дечтельности. Например, вновь поднимается вопрос (но уже на более высоком.уровне) о роли философии в обществе, о соотношении религии и философчи. По этоиу поводу не было- единого мнения среди ученых, п.Сбоев однозначно утверждал, что философия и всякое умозрение домны быть основаны на религии. Согласен с ним л Р.Шарбо, который утверждал, что в дела воспитания молодого поколения главное место долкна занимать религия. Однако указанная точка зрения, согласно которой отрицается роль философии как науки в обществе, но была преобладающей. Крупный философ-идеалист архимандрит Гавриил (В.Н.^оскресенскай) философию и религию по их гначени» и роли в области познания ставит в один ряд. Философия, по его мнении, также нужна, как и ре-
лигия.^ При этом философ подчеркивает их самостоятельность. Философия, размышляет В.Н.Воскресенский, затрагивав? Есе науки (и это есть одна из ее особенностей) и объясняет их; имеет свой определенный вид илч структуру. Профессор истории Н.Иванов г.оддер-живает его концепции и добавляет, что философия ест& [¡аука, которая дает возможность познаоатъ оба'ие, сущнозтныз силы природы и общества и в отом заключается его сила и мощность в процессе познания. Но каков же предмет философии? На этот вопрос наиболее полно отвечает В.Н.Воскресенский в своей основной философской работа в 6-ти частях, выисдшей несколькими изданиями з Казани под названием "История философии". Это был один из первых трудов в зтой области в России и первая попытка воссоздания истории русской философии (одна из частей исследования посвящена истории русской философии). Согласно точки зранкя архиканд-рита Гавриила, предметом истории философии является изучение истории соотношения материального и идеального на основе анализа философских пер^оисточ!. .ков. При отом специально подчеркивает,. что объектом историко-философского исследования является процесс становления и разьития философского мышления, не только и не столько отдельной личности, а именно целого народа и всего человечества. Это относится к "внутренней" стсрсно предмета истории ф лософии и она имеет главенствующее для него ^Б.Н.Воскресенского) значение. В то ае время он выделяет и "внешнею" сторону предмета данной науки. К таковой относится: I)личность рассматриваемого философа чего образованность, умственные споссоности, нравственность и т.д.); 2) уровень развития культуры страны.где работал и жил изучаемый философ и 3) влияние авторитетов данной ' эпохи.
Начало истории философии Воскресенский обоснованно связывает с возникновением самой философии, которая, в свою очередь, как считает философ, определяется рядом объективных факторов (способностью к абстрактному мышлению, катериалышми нуждами людей и др.) Следовательно, ф ллософяя носит исторический характер, имеет свои стадии становления и развития, заключает Воскресенский. Исходя из этих предпосылок, он обоенг ■ывает методологию изучения истории философии. Среди ее аспектов нужно выделить такие, как необходимость осноьн^аться исключительно на подлии-
Воскресенский В.Н. 1'онятие об истории филссофии//Уч.зап.Казан, ун-та.-If 37.-Кн. 3 .-С.7.
ных произведениях мыслителя, знание исторической обстановки данного периода, традиции данной страны. Философ исключительное значение придает принципу, согласно которому все философские школы и направления следует рассматривать в их взаимной связи и обусловленности в историческом аспекте. При этом он предостерегает исследователей истории философии от опасности отдать предпочтение тому или другому философу. Философия, продолжает ученый, должна предстать во всем многообразии. Правда, сам В.Ь.Воскресенокий не всегда придерживался ртого принципа. Так, при рассмотрении истории русской философии он выделяет исключительно религиозных деятелей. В ней нет песта для мыслителей, свободных от религиозных предрассудков. В то.же время Воскресенский был одним из первых, кто указал на тесную действительную связь русской истории философии и теологии. Однако, диссертант считает, что роль теологии Воскресенским несколько преувеличена.
В области онтологии В.Н.Воскресенский занимал довольно специфическую позицию. Согласно его точки зрения, внутренний, субъективный мир человека таинственно оттеняет и чудесно изображает внекний. Следовательно, русский филоссф осознает крайне сложный характер взаимоотношений мышления и реальности, объективного и субъективного. Более того, он признает первичность объективной реальности по отношению к субъективному миру личности. "Нельзя согласиться с Веркалеем (.Беркли-М.З.), что представления наши иногда могут быть ни что иное, как мечты: но и самые мечты имеют основания в природе: воображение составляет образн свои из тех картин, которые прежде заимствованы били от вне'.'
Ученые Казанского университета, как видно, довольно глубоко исследовали философские проблема. Кроме вывеназванных ими анализировались вопросы своеобразия методов познания духовных явлений (Н.Булич), роль скептицизма в процессе познания (В.Я.Роканскнй) и др. В то же время проблемы общественных отношений представлены менее всесторонне. Видимо, ото было обусловлено отчасти существованием жесткой цензуры в России в данный период.
Ведущим исследователем в этой области в Казанской университете, разумеется, был А.П.Щапов, профессор, историк. Получив
Гавриил архимандрит. История философии: В 6 ч.Казань,1о.)9-1Ы|0.-С.170. •
высшее образование в Казанской духовкой академии, он читает лекции ь университете. В своих исследованиях ученый-историк всесторонне обоснован историческую роль народных масс, правда, впоследствии, в Мб'» г., он отказывается от своей точки зрения и считает, что движущей силой исторического процесса является просзещение. А.11.Щапов создает своя концепцию, получившую впоследствии название антропо.юго-социологической, где он большое значение * развитии (или отсутствия развития) общества придает географическому фактору. Он справедливо подчеркивает, что по "ере своего эволюционно-поступательного развития общество постепенно утрачивает зависимость от природы, однако последняя будет всегда окагыиать воздействие иэ обцпстиечный организм.
Щапов А.11. не мог оставить за пределами съозго внимания различные аспекты взаимодействия религии и общества. По его мнении, религия как общественное явление возникает на определенном ■этапа раззития человечества под воздейстаием объективных факторов, т.о. она есть явление историческое и ооъективно обусловленное. Учэный-ястарик, з отличие от своих многих современников, ставил задачу полного искоренения всякой религии, т.к. сна не от-азЧЕег кэрэнпч« интврзсам основных народньх масс. Главное средства еэ преодоления, по его мнению, просвещение.
Прзтннополоккэй точки зрения придорж/.вались Р.Шарбе и В.Н. Воскресенский. Они активно выступают за признание религии как неотъемлемого фактора з жизни об^естьа. Воскресенский, хотя и признгэу самостоятельность светских и духовных властей,- в то же время пкезт, что одно правительство без церкви не имеет важной силы. Более того, применяя данное положение к российской действительности, он утверждает особую роль религии и церкви в общественной жизни.
Специальным параграфом выделены в диссертации философские взгляды ученых-естествоиспытателей, диссертант в нем анализирует наследие виднейших мыслителей университета с точки зрения возд. йствия их деятельности на философскую мысль. В то же время, как подчеркивали классики марксизма, каядый исследователь природы, хочет он того или нет, занимает определенную философскую
г~
Щапов А.П. Неизданные сочинения.-Казань,1926.-С.12.•
о
Воскресенский В.Н. Философия правды.-Казань,-С.Эб.
позицию. Вопрос длшь б том,продолжают основатели диалектического материализма, ¡¡¡елавт ли они, чтобы над ними властвовала какая-нибудь скверная модная философия иди «е они желают руководствоваться такой формой теоретического мцаления, которая основывается на знакомстве с нсториэй мышления и ез достижениями .
Изучение трудов Н.И Лобачевского, А.К.Бутлерова, Н.Зщина позволяет сделать вывод о ток, что они были хорошо знакомы с философией, о ее историей, принадлежали к стихийно-материалистическому дах-рю. Так, Н.Й.Лобачевскик, известный геометр,в гь^ы учебы,в Казанском университете слушал лекции А.С.1убкина, бия знаком с сочинениями Декарта, Гоббса, Бэкона, Спинозы и французских материалистов ХУШ века, М.В.Домоносова. В сваях кссдедо-. ванияк русский ученый теоретическим путем, на основе наэаакидэ-вой геометрии доказывает несостоятельность кантовокога учения об априоризме времени и пространства. Продолжатель катерйалкствчос-кой линии г естествознании в университете А.Н.Бутлеров, создатель теории химического строения ващэств, рассматривал химизм как одну из форм движения материи и указал, что химизм имеет теснув езязь с с другими проявлениями деятельности материи» Ученый своими исследованиями доказал неразрывную связь органической и неорганической фор» материи.
Материалистически настроенной группе ученых противостояли деятели науки, принадлежащие к идеалистическому философскому течению в области естественных наук( физиолог В.Барви, математик П.Котельников). В.Берви считал, например, что способность мыслить у человека является врожденной, а П.Котельников причисляет себя к сторонникам философии Гегеля.
В третьей, заключительной главе диссертационного исследования под названием 'Влияние Казанского университета на развитие татарской общественной мысли", состоящей из двух параграфов, рассматриваются вопроси изучения учеными университета местнгго края и значение их деятельности в развитии культуры татарского народа, а также связь передовых представителей татарской общественной мысли с этим высшим учебном заведением.
Казанский университет с самого начального периода своего функционирования интенсивно прис -пил к изучение культуры мест-
* См.: Маркс К., Энгельс Ф. диалектика природы/' Соч.-'- изд.-Т.7.-0.224-237.
ных народов, прежде всего татарского. Первыми исследователями быта, обрядов, языка, исторчи, этнсграфич, фольклора татар сло-дует считать теких ученых университета как К.Фукс, Х.Френ, у.И. Эрдман, Л.Н.Бероэин, О.Н.КовалейскиП. М.Каэем-Еек, П.Кондыротз и другие. Они, в конечном итоге, своей научной деятельность!; способствовали сохранению для потомков исторического наследия татарского народа, заложили научную основу для ого исследования. Именно благодаря их деятельности стало возможным открытие восточного факультета в казанском университете, ставшего впоследствии центром русского состокооедония в стране.
Кроме сугубо научных исследований, деятели университета активно занимались просветительской и издательской деятельностью. В этом плане ими читались публичные лекции для всех желающих. Особый интерес у слушателей внзнтли выступления ученых естествоиспытателей Л.М,Бутлерова, И.Котяльникова, историков и юристов - й.И.Иванова, А.ПЛапова, Д.Мейдра и др.
Особое положение занимала типография унимерситета. Она в XIX воке была крупнейшей в городе, печатавшей книги арабским шрифтом. Лдесь издавались татарская "Азбука", памятники дреь-нетвркской литературы и про из ведения арабской и персидской литератур. Типография Казанского университета служила не только делу лросвэдения татар, но и других тюркских народов России в XIX веке, ^орез ее издания татарский и другие народы начали ближе знакомиться с русской научной мыслью, приобщаться к достижениям науки и культуры европейских народов, и только в университете была предпринята попытка издания татарской газеты еде в 1о0о г.
Со своей стороны лучшие представители татарской интеллигенции проявляй большой интерес к русской культуре и отечественной науки и тянулись к университету, к его деятелям. Так, в XIX веке университетское образование получили около 100 студентов - татар. С самого открытия Казанского университета начал работать известный татарски:! ученый И.Халь$ин,который тесно сотрудничал с востоковедами К.Фуксом, Ф.'ордианом, которые помогали ему в освоении им методики научного исследования. С этим зысшим учебным заведением были связаны просветители А.Вагапов, С.дукляшоз, Х.Файзханов, Г.Махмутов, Ш.Марджани. Последний,и частности,выступил за приобщение татарского народа к русской прогрессивной науке и культуре, признавал его прогрессивную
роль для татарской общественной мысли, призывал изучать русский язык. Ун исключительное болыиоо значение придавал научным знаниям и прогресс в обществе непосредственно связывал с развитием науки. По этой причине ученых, как носителей знаний, Марджани считает главной движущей силой общественного разлития,
Деятельность Казанского унчаерсчтета была своеобразным связующим звеном мекду русской и татарской культурами и стала значительным (¡актором в развитии общественной мысли татарского и других народов Поволжья.
В заключении проанаг зированы результаты проведенного исследования, определена роль и место Казанского университета в истории русской философии, показываются особенности функционирования философской иисли в университете. Здесь но зафиксированы выявившиеся в ходе диссертационного исследования нерешенные проблемы и намечены перспективы их решения.
Основные положения' диссертации нашли свое отрицание в следующих публикациях автора;
1. Роль Казанского университета в развитии свободомыслия среди татар (ор.Х1Х в.)//»1з истории' формирования и развития ово-бодомыслия в дореволюционной Татарии.-Казань,19Ь7.-С,52-56.
2. Философская наука в Казанском университете в 40-60 гг. XIX в.//Методологические проблемы изучения истории общественной мысли народов России конца Х1Х-начала XX веков.-Казань,1990,-С. 132-137'.
3. Воскресонокий как историк философии.-лип. в ИНМОН АН СССР.- »42010 от 4.06.90.-М,,1990.-17 с.