автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Философская идентификация конфликта в социальном познании
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Белинская, Александра Борисовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ИДЕНТИФИКАЦИИ.
1.1. междисциплинарное становление и развитие понятия «идентификация».
1.2. Специфика философской идентификации.
ГЛАВА» СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ В МОДИФИКАЦИИ ИДЕНТИЧНОСТИ.
2.1. Метафизика идентичности в социальном познании.
2.2. Проблема идентичности бытия в диалектической логике социального познания.
ГЛАВА III. ФОРМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ КОНФЛИКТА В ФИЛОСОФИИ.
3.1. Идентификация конфликта как отражение противоречий бытия в социальном познании
3.2. Пространство и время как факторы локализации конфликта в познании.
3.3. Конфликт как форма противоречия «Я - Другой» в социальном познании.
ГЛАВА IV. КОНФЛИКТ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ.
4.1 Роль текста в познавательной интерпретации.
4.2. Конфликтная сущность идеологических интерпретаций в познании.
4.3. Интерпретация в игре как средстве самоидентификации.
ГЛАВА V. СНЯТИЕ КОНФЛИКТА В ДУХОВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ОПЫТЕ
5.1. Форма духовного опыта и метод разрешения конфликта в философском диалоге.
5.2. Снятие конфликта в познавательной диалектике сущего и долж! юго.
Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Белинская, Александра Борисовна
Актуальность исследования Обращение к философской идентификации конфликта оправдано пониманием того, что общество не может относительно стабильно существовать и нормально развиваться при отсутствии у него мировоззренческого фундамента и элементарного представления о путях выхода из социального и духовного тупика, в котором оно оказалось. Конец XX и начало XXI в.в. ознаменованы нарушением идентичности таких жизненных понятий как война и мир, порядок и хаос, родовое и индивидуальное и др. Переход указанных состояний в негативную противоположность чреват конфликтом, который иногда - выдается за великое благо. В таком случае весьма актуальной становится необходимость идентифицировать конфликт и его нравственно допустимую норму интерпретаций как носителя положительных изменений. В тоже время, конфликт явление - неизбежное, его ни отменить, ни избежать невозможно. Следовательно, необходимо искать средства предотвращения его издержек и отрицательных последствий. Конфликт надо цивилизовать, а для этого - интегрировать его в систему социальных ценностей, общественных отношений, социальных институтов. Но прежде его надо идентифицировать.
Отечественный конфликт в социальном познании возникал на волне позитивного преодоления крайностей экономического детерминизма, но альтернативой выступали: в одних случаях - ориентации на модель постмодернизма, в других - дискурс, основанный на когнитивных презумпциях европейского либерализма. На смену марксизма настойчиво предлагается очередной детерминирующий проект, сформулированный адептами «невидимой руки рынка», обещающий разрешить все социальные проблемы. Вопреки заявленным перспективам, следствием нового проекта стали: череда конфликтов, социально экономический кризис и связанный с ним ряд негативных последствий. Но кризис идентичности - проблема не только российская. Он акв туален во всем мире в связи с наступлением культуры постмодерна, информационных технологий, процессов глобалистики. Информационно-технологические специализации, моральная безответственность, глобальные коммуникации, ядерная угроза, генная инженерия - создают глубокую тревогу по поводу идентичности. Современный человек может утратить не только свои социальные, но и биологически видовые свойства.
Социальное познание, которое призвано выступать в роли гуманитарного гаранта, еще в начале XX века оказалось в сложной и противоречивой ситуации. Теоретико-познавательный конфликт идентифицировался выражением кризиса универсалистской классической рациональности, поиском средств артикуляции своеобразия социогуманитарного знания.
Сегодня необходимы подходы к конструктивному диалогу понимания бифуркационной многовариантности социальных процессов, признания не-редуцируемого многообразия познавательной парадигмы. Постнеклассиче-ская методология предлагает концептуальный синтез «мягких» методов социального познания с признанием ценности культурно-антропологического многообразия. Такая методология способна стать проводниками гуманистических идеалов и отойти от преобразовательных амбиций просвещенческого разума перед лицом глобальных проблем современного человечества.
В этой связи философская идентификация конфликта в социальном по-^ знании может быть предложена как первый отечественный опыт формирования метода теоретической верификации индивидуальной и коллективной идентичности в конкретно-исторической определенности, в которой человек должен не только создавать новый универсум, но и преодолевать как предрассудки собственного прошлого, так и чужеродные наслоения, формировавшие его идентичность. В конфликтном противостоянии методов социального познания - необходимо обрести устойчивую модель национальной самоидентичности.
Цель диссертации: исследовать философскую идентификацию конфликта в социальном познании.
Задачи диссертационного исследования:
- выявить междисциплинарное становление и развитие понятия «идентификация»;
- определить специфику философской идентификации;
- модифицировать идентичность в диалектической логике и метафизике;
- эксплицировать конфликт бытия как тип противоречия «Я-Другой», локализованного в пространстве и во времени;
- идентифицировать критерии конфликта в текстовых, идеологических и игровых интерпретациях;
- специфицировать философский диалог как духовный опыт толерантного разрешения конфликта и гносеологический идеал в диалектике сущего и должного.
Предмет исследования - идентификация конфликта в социальном познании.
Объект исследования - философская идентификация конфликта.
Методологическая база исследования. Исследованию философской идентификации конфликта сопутствовали принципы диалектики и методология их применения с упором на такие из них, как принципы всеобщей связи явлений, тождества и различия, конкретности, принцип диалектического единства исторического и логического, представленные в работах П.В. Алексеева, В.А. Лекторского, Э.В. Ильенкова, В.В. Ильина, A.M. Коршунова, JI.A. Микешиной1 и др.
1Алексеев П.В. Предмет, структура и функции диалектического материализма. -М.:1983; Лекторский В.А. Субъект, объект, познания. - М.: 1980; Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. - М.: 1997. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. - М.: 1974; Коршунов A.M. Отражение, деятель
В работе широко использовались методы: конфликтологии, феноменологии, психоанализа, экзистенциализма и герменевтики.
Вместе с тем, нелинейные подходы в социальном познании ориентированы больше на многофакторные модели общества, утверждающие понимание: ни один из факторов, ни одна из социальных теорий не могут с исчерпывающей полнотой объяснить характер и динамику современных социальных процессов. Поэтому исследование было ориентировано на методологию, в основе которой лежат такие интегративные модели, главная цель которых - преодолеть противопоставление объективного и субъективного в научном объяснении социальной жизни. Интересные попытки, приблизиться к такой методологии, предприняты в последние годы П. Бурдье, Э. Гидденсом и др.2.
Степень разработанности проблемы:
Проблема идентификации ставилась и решалась такими зарубежными авторами как: Р. Баумайстер, Х.-Г. Гадамер, Э. Гуссерль, У. Джеймс, В. Дильтей, Г. Люббе, Хосе Ортега-и-Гассет, П. Рикер, 3. Фрейд, Э. Фромм, В. Хесле, Э. Эриксон, К.Г. Юнг и др.3, а также отечественными философами В.Л. Абушенко, ность, сознание. - М.: 1976; Микешина Л.А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. - М.: 1997.
2 Бурдье П. Поле науки. - М.: 2002, Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов // Вопросы социологи. - 1992, № 1; Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Зима. -1993;
3 Baumeister R. Identity. Cultural Change and Struggle for Self. N. Y., Oxford: 1986. P. 18-19; Baumeister R. A Self-presentational view of social phenomena //Psychological Bulletin, 199I.e. 3-26; Буркхардт Г. Непонятная чувственность // Это человек: Антология. - М.: 1995; Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. - М.: 1988; Гуссерль Э. Философия как строгая наука. - Новочеркасск, 1994, Гуссерль Э. Картезианские размышления. - СПб.: 1998; Джеймс У. Психология. - СПб.: 2003; Дильтей В. Понимающая психология: Хрестоматия по истории психологии. - М: 1980; Дильтей В. Категория жизни // Вопросы философии 1995, №10, с.129-133; Люббе Г. Историческая идентичность Вопросы философии. - 1994, №4, с. 108-113.
Ортега-и-Гассет X. «Другие и Я» - развитие темы: Краткое размышление о «ней» // Философия и социология. 1990, № 7, с. 35-45; Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. - М.: 1991; Рикер П. Повествовательная идентичность It Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. - М: 1996; Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М.: 1989; Фрейд 3. О психоанализе // 3. Фрейд Психология бессознательного. - М.: 1989; Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. - М.: 1991, Фрейд 3. Я и Оно // 3. Фрейд. Психология бессознательного. - М.: 1989; Фромм Э. Иметь или быть. - Киев 1998; Хесле В.
Е.М. Аврамовой, И.А. Акчурина, JL Гудковым, М.В. Заковоротней, B.C. Малаховым, И.С. Коном, JI.M. Путиловой, JI.C. Шнейдер, В. Г. Федотовой4 и др.
Идентификация конфликта, методологические стороны конфликта в социальном познании исследовались таким отечественными и зарубежными авторами как: Р. Дарендорф, А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, К. Левин, С.Ф. Фролов5 и др.
Проблемы социального познания разрабатывалась: B.C. Барулиным, Ф. И. Гиренком, В. В. Ильиным, В.А. Лекторским, Л.А. Микешиной, Ф. И. Минюше-вым, Н.М Смирновой и др.6.
Положения, выносимые на защиту
Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994, №10, с. 113-123; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996., Эриксон Э. Детство и общество - СПб: 1996; Юнг К. Г. Аналитическая психология. - СПб.: 1994.
4 Абушеяко В. Л. «Идентичность»//История философии. Энциклопедия. - Интер-прессервис; 2002. Авраамова Е.М. Формирование новой российской макроидентичности// ОНС, 1998, № 4. С. 3-6; Акчурин И. А. Топология и идентификация личности // Вопросы философии. 1994. № 5. С.23-27; Гудков Л. Негативная идентичность. - М.: 2004; Заково-ротная М.В. Идентичность человека: социально-философский аспект. - Ростов-на-Дону.: 1999; Малахов В. С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. 1998. -N2. - С. 43-54; Кон И. С. В поисках себя. - М.: 1984; Кон Я С. Социология личности. - М.: 1967; Путилова Л. М. Самопознание как индивидуальный опыт ментальной рефлексии (в контексте философской антропологии) - Волгоград: 1998; Путилова Л.М. Ментальная сущность самопознания. - Волгоград: 2000; Федотова В. Г. Анархия и порядок в контексте российского посткоммунистического развития // Вопросы философии. 1998. N5. С.3-21., Федотова В. Г. Модернизация "другой" Европы. - М.: 1997, Федотова В. Г. Судьба России в зеркале методологии// Вопросы философии. 1995. N 12. С.21-35., Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. - М.: 2001.
5Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы. - М.:1990; Мораль, институты и гражданское общество; Размышления о революции в Европе. - М.: 1994; Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М: 1996; Кто мы: «Националы» или «граждане»? - М.:1998; Кон И.С. В поисках себя. - М.: 1984; Левин К. Разрешение социальных конфликтов. - М.: 2000; Фролов С.Ф. Сотрудничество и конфликты. - М.: 1997.
6 Барулин В. С. Российский человек в XX веке. Потеря и обретение себя / Монография. - СПб.: 2000, Барулин В. С. Социально-философская антропология: Начала социально-философской антропологии. - М., 1994; Гиренок Ф.И. Ускользающее бытие. - М. 1994. Коршунов А. М., Пружинин Б. И. Активность субъекта и отражение. - Философские науки, 1989, № 4; Лекторский В. А. Гуманизм как идеал и как реальность. - М.: 1996.; Смирнова Н.М. От социальной метафизики к феноменологии «естественной установки». -М.: 1997.
1. Идентификация есть процесс сопоставления одного объекта с другим на основании какого либо одного признака или комплекса свойств, в результате чего происходит установление их сходства. Идентичность в этом случае есть осознание субъектом принадлежности к той или иной системе объектов при сохранении представлений о целостности и уникальности собственного «Я».
2. Философская идентификация есть механизм отражения метафизического тождества и различия в процессе социального познания сущности познаваемого объекта и субъективных возможностей его адекватного отражения посредством онтологических, метафизических, гносеологических и аксиологических критериев.
Признание множественности моделей идентичности соответствует множественности путей познания.
3. В соответствии с диалектической логикой социального познания, конфликт бытия продуцирует конфликт в познании как определенный тип взаимодействия различных противоречивых сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами. Конфликт как форма противоречия не всегда и не сразу отражается в социальном познании, а достигается логикой диалектического преобразования, посредством которой объективное противоречие «переводится» в субъективное, теоретическое. При этом непременным условием обнаружения конфликта, его адекватной идентификации является эвристическая ясность, развитость и зрелая форма данного противоречия.
4. Предложенная исследовательская схема философской идентификации позволяет выявить латентные формы идеологических текстов, нивелирующих конфликтное противостояние материальных, социальных, духовных интересов в дуальной оппозиции «Я -Другой»; «идентичность - отчуждение»; «единство-борьба»; «субъект-объект». Конфликт в социальном познании идентифицируется как разрушение одной из сторон дуальной оппозиции посредством: агрессии, антагонизма, конфронтации, коллизии. Идеологическая интерпретация описывает и транслирует в повседневную жизнь такие модификации, с помощью которых синтезирует свои концепты и идеалы, часто противоречащие общественным интересам.
5. Игра прямо пропорциональна сложностям социальных процессов и их познания. В индивидуальном опыте интерпретаций это проявляется как собственное «Я» в многообразной системе социальных ролей. Игра это уход в такое бытие форм как: искусство, наука, философия, бизнес, а также различные формы повседневно-обыденного игрового поля.
6. Философское прошлое предстает как диалог, как растянутое во времени общение философов. Каждый философский текст есть вклад в философский диалог, как постановка вопроса и ответ на вопрос. Гносеологический идеал позволяет философии выступать в качестве теории идеалов. В этом случае, в рамках диалогической парадигмы социальное познание осуществляется как духовный опыт толерантного общения. Посредством духовного опыта осуществляется поиск такого духовного образа-идеала, который способствует преодолению конфликта в отражении диалектической гармонизации сущего и должного.
Новизна диссертационного исследования:
• выявлено междисциплинарное становление и развитие понятия «идентификация»;
• впервые определена специфика философской идентификации;
• модифицирована идентичность в диалектической логике и метафизике;
• эксплицирован конфликт бытия как тип противоречия «Я-Другой», локализованного в пространстве и во времени;
• по-новому идентифицированы критерии конфликта в текстовых, идеологических и игровых интерпретациях;
• специфицирован философский диалог как духовный опыт толерантного разрешения конфликта и гносеологический идеал в диалектике сущего и должного.
Практическая и теоретическая значимость исследования
Предложенная новая исследовательская схема идентификации конфликта, увязанная с технологией его институционализации - может быть использована для исследования предконфликгных, конфликтных и постконфликтных ситуаций с целью прогнозирования негативных последствий.
Полученные результаты исследования могут быть использованы в развитии проблем метафизики и диалектики как методов социального познания, примененных к практике идентификации конфликта.
Положения, сформулированные в диссертации, могут быть использованы как в качестве теоретической и методической основы при подготовке к лекциям и практическим занятиям по таким курсам как: «История философии», «Социальная философия», «Социология», «Культурология», «Психология конфликта», «Конфликтология», «Специфика педагогической работы с конфликтами».
Результаты исследования могут способствовать преодолению конфликтных ситуаций и их негативных последствий при реформировании социально-экономических процессов, в гуманитарном аспекте через систему высшего и среднего образования.
Предложенная новая методологическая схема философской идентификации конфликта может быть успешно применена педагогами, психологами, политологами и социальными работниками в практической работе, особенно при разрешении конфликтных ситуаций.
Апробация работы
Отдельные предложения и результаты диссертационного исследования апробированы на научно-теоретических, научно-практических, методических и методологических конференциях, съездах, форумах, конгрессах, сессиях и семинарах:
Всероссийская научная конференция 13-15 сентября 1995 года на тему: «Профессионально-педагогическая культура: сущность, структура, формирование». (Цветной бульвар, факультет педагогики и психологии МПГУ).
Международная научная конференция «Актуальные проблем гуманитарного образования на пороге XXI века». (6-7 июня 1996 г., Москва)
Межвузовская научная конференция «Ненасилие как условие развития творческой личности». (Елец 13-16 мая 1997 г.)
XVII заочная конференция «Ненасилие как условие развития способности личности к позитивному самопроявлению». (Елец, 1999 г.)
Международная конференция «Государственная политика Великобритании и России по реализации социальных прав и гарантий граждан». (12-13 сентября 2000 г., Москва, ул. Смоленская, д.5., Гостиничный комплекс «Золотое кольцо»)
Научно-практическая конференция «Психология личности в критической ситуации». (25 октября 2000 г., Москва, СТИ МГУ С)
Всероссийская конференция на тему: «Мир, пригодный для жизни детей». (25-26 ноября 2002 г., Москва).
XVI Ежегодная научно-практическая конференция на тему: «Современная философия науки: состояние и перспективы развития». (27-28 января 2003, РАН кафедра философии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Философская идентификация конфликта в социальном познании"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Философия индивидуальной идентичности - это образ «Я», обусловленный психическими, интеллектуальными, волевыми, социальными и духовно-нравственными качествами личности. Процесс становления идентичности, изменения исторических представлений о ней, взглядов и понимания самоопределения показывают, что раскрытие проблемы идентичности связано с анализом и интерпретацией процесса социальной самоорганизации. Таким образом, идентичность - многомерный процесс человеческого становления и развития, который может быть описан с помощью различных аспектов. Философская рефлексия на психоаналитическое обоснование индивидуальной и коллективной идентичности позволят фиксировать устойчивые элементы себетождественности и изменчивые элементы человеческой сущности, ведущие иногда к кризису идентичности, но сохраняя при этом свои исходные архетипические характеристики.
2. Философская идентификации выступает как процесс опознания того качества, на основании которого личность может быть признана целостной и идентичной самой себе. Синергетическая методология позволяет выявить признаки кризиса идентичности и предупредить дальнейшее негативное раз-витиие. При накоплении хаоса эта методология формирует социокультурный опыт выживания, самосохранения и процветания (или упадка), обеспечивающий сообществу признание значимости, самоценности и группы, и индивида в целях реализации ими своего потенциала. Практическое значение теории социальной самоорганизации для процесса идентификации состоит в дуальных оппозициях: идентичность ищет себе оптимальные выходы между крайностями онтологического, гносеологического и аксиологического свойства. Кризис идентичности наступает тогда, когда этой оптимальности не найдено. Нормативные инновации и первые формы идентификации с ними осуществляются на верхнем уровне социального порядка, поскольку там -социальные ресурсы, либо на самых его границах, где возможен контакт с другой системой норм и возникновение конфликтной ситуации.
3. В соответствии с диалектической логикой социального познания, конфликт есть стадия отражения противоречия бытия и форма его разрешения. Конфликт бытия продуцирует конфликт в познании как определенный тип взаимодействия различных противоречивых сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил. Конфликт как форма противоречия бытия не всегда и не сразу отражается в социальном познании, а достигается логикой диалектического преобразования, посредством которой объективное противоречие «переводится» в субъективное, теоретическое. При этом непременным условием обнаружения конфликта, его адекватной идентификации является эвристическая ясность, развитость и зрелая форма данного противоречия.
4. Предложенная исследовательская схема философской идентификации позволяет выявить латентные формы идеологических текстов, нивелирующих конфликтное противостояние материальных, социальных, духовных интересов в дуальной оппозиции «Я -Другой»; «идентичность — отчуждение»; «единство-борьба»; «субъект-объект». Конфликт в социальном познании идентифицируется как разрушение одной из сторон дуальной оппозиции посредством: агрессии, антагонизма, - конфронтации, коллизии. Идеологическая интерпретация описывает и транслирует в повседневную жизнь такие модификации, с помощью которых синтезирует свои концепты и идеалы, часто противоречащие общественным интересам.
5. Метафизическая идентификация в социальном познании есть результат деятельности способности творческого воображения, или фантазирования. В составе этой способности можно выделить два взаимосвязанных механизма. Первый из них может быть назван механизмом опережающего схватывания идей». Другим механизмом — «срезом» - творческой способности воображения является способность человеческого сознания менять «масштаб» рассмотрения. Такое «переключение» происходит, когда человек занимается позицию более удаленного наблюдателя по отношению к воспринимаемому, т.е. изменяет «масштаб» рассмотрения. Например, для того чтобы представить мир как целое, необходимо выйти за его границы. Для этого одного метафизического акта не достаточно. Необходим диалектический синтез подобной целостности.
6. Диалектические подходы в социальном познании нашли свое отражение в философской идентификации конфликта как формы разрешения противоречия. Универсальные свойства конфликта проявляются в дуальной оппозиции «идентичность — отчуждение»; «единство-борьба»; «субъект-объект». Разрешение конфликта предполагает: либо существование старой системы с некоторым набором новых качественных характеристик, либо уничтожения системы в целом.
7. Игра прямо пропорциональна сложностям социальных процессов и их познания. В индивидуальном опыте интерпретаций это проявляется как собственное «Я» в многообразной системе социальных ролей. Игра это уход в такое бытие форм как: искусство, наука, философия, бизнес, а также различные формы повседневно-обыденного игрового поля.
8. Предложенная исследовательская схема философской идентификации позволяет выявить латентные формы идеологических текстов, нивелирующих конфликтное противостояние материальных, социальных, духовных интересов в дуальной оппозиции «Я -Другой»; «идентичность - отчуждение»; «единство-борьба»; «субъект-объект». Конфликт в социальном познании идентифицируется как разрушение одной из сторон дуальной оппозиции посредством: агрессии, антагонизма, конфронтации, коллизии. Идеологическая интерпретация описывает и транслирует в повседневную жизнь такие модификации, с помощью которых синтезирует свои концепты и идеалы, часто противоречащие общественным интересам.
9. Философское прошлое предстает как диалог, как растянутое во времени общение философов. Каждая «философия» рассматривается как вклад в философский диалог, как постановка вопроса и ответ на вопрос. Гносеологический идеал позволяет философии выступать в качестве теории идеалов. В этом случае, в рамках диалогической парадигмы социальное познание осуществляется как духовный опыт толерантного общения. Посредством духовного опыта осуществляется поиск такого духовного образа-идеала, который способствует преодолению конфликта в отражении диалектической соотнесенности сущего и должного.
10. Должное формируется либо из чисто мифологической ситуации, либо из реальности, но при этом реальность фундаментально трансформируется, какие-то компоненты из нее убираются. Так формируется воплощение чистого идеала, который объявляется должным. Существуют некие топосы, в которых традиционный человек излагает должное. Должное - духовный феномен, который воплощается в индивидуальном сознании. Поскольку должное не всегда выполнимо (и обществом в целом, и каждым субъектом), рождается чувство утраты идентичности, продуцирующее конфликт с самим собой, вины, неполноценности, метания, неудовлетворенность, комплекс неподлинности своей жизни. Идут поиски нового духовного образа сущего, который соответствовал бы идеалу должного.
Список научной литературыБелинская, Александра Борисовна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Аббанъяно Н. Мудрость жизни. СПб.: Алетейя, 1996. - 320 с.
2. Абушенко В. Л. «Идентичность»//История философии. Энциклопедия. Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. С. 383-388.
3. Аваков В.Л, Арбатова Н.К., Гантман В.Я. Международные конфликты современности М. ,1983. -250 с.
4. Аверьянов Л.Я. В поисках своей идеи. Статьи и очерки. М.: «Русский гуманитарный Интернет-университет», 2002 (Часть II) 232 с.
5. Авраамова Е.М. Формирование новой российской макроидентичности// ОНС, 1998, № 4. С. 3-6.
6. Акчурин И. А. Топология и идентификация личности // Вопросы философии. 1994. № 5. С.23-27.
7. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. М., 1991. -327 с.
8. Алексеев П. В, Панин А. В. Философия. : ТЕИС, 1996. 504 с.
9. Антонова Н. В. Проблема личностной идентификации в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии.// Вопросы психологии. 1996. С. 34-45.
10. Анцыферови Л. И. Психология повседневности, жизненный мир личности и "техники" ее бытия // Психологический журнал. 1993. Т. 14. №2. С. 6-13.
11. Апресян Р. Г. Проблема "Другого Я" и моральное самосознание личности // Философские науки. 1986. № 6. С 53—59.
12. Аристотель Метафизика. М.: Соцгиз, 1934. 348 с.
13. Аристотель Категории. В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1978. 613 с.
14. Аркадьев М. А. Креативное время , "археписьмо" и опыт Ничто. Опыт феноменологического исследования. М . : Библос, 1992. - 120 с.
15. Артемов В. А., Ростовцев П. С., Артемова О. В. Опыт лонгитюд-ного исследования использования времени// Социс, 1999, № 2. С. 12-18.
16. Артемьева Т. В. История метафизики в России XI11 века. С. Пе-терб.: Алатейя, 1996. 319 с.
17. Ахутин А. В. У истоков теоретического мышления // Вопросы философии, 1973. № 1. С. 123—134.
18. Балашов Л.Е. Новая Метафизика. (Категориальная картина мира или Основы категориальной логики). М., 2003. 868 с.
19. Барулин В. С. Российский человек в XX веке. Потеря и обретение себя / Монография. СПб.: Алетейя, 2000. - 431 с.
20. Барулин В. С. Социально-философская антропология: Начала социально-философской антропологии. М., 1994. -451с.
21. Батищев Г. С. Философско-аксиологические идеи в концепции человека С. Л. Рубинштейна // Философские науки. 1989. № 7. С. 26—36.
22. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. 504 с.
23. Бахтин М. М. Собр. соч. Т. 5: Работы 1940—1960 гг. М.: Русские словари, 1996. 731 с.
24. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.-424 с.
25. Бахур В. Г. Это неповторимое Я. М., 1986. 160 с.
26. Белинская А. Б. Социальные технологии урегулирования конфликта. Монография. М.: Прометей, 2000 г. -220 с.
27. Белинская А.Б. Основы социальной работы (учебное пособие) М.: СТИМГУС, 2001.-228 с.
28. Белинская А.Б. Конфликт в социальном познании как философская проблема. Монография. М.: НПЦТ «Беловодье», 2004. - 208 с.
29. Белинская А.Б. Конфликт диалектики и метафизики в социальном познании. Монография М.: МГУ, Макс - Пресс, 2004. - 200 с.
30. Белинская А.Б. Философская идентификация в познании модусов возможного//Современная философия науки: состояние и перспективы развития М.: РАН, 2003. С.149-151.
31. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М., 1995. 345 с.
32. Бердяев Н. А. Самопознание. М.: Книга, 1991. 446 с.
33. Бехтерев В. М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. 480с.
34. Бибихин В. В. Свое собственное // Вопросы философии. 1997. № 2. С. 71—80.
35. Бибихин В. В. Узнай себя. СПб.: Наука, 1998. 577 с.
36. Богомолов А. С. Диалектика и рациональность//Вопросы философии. 1978. №7. с. 106-112.
37. Болотова А.К. Самораскрытие личности и временные границы // Психологические аспекты социальной нестабильности. М., 1995. С. 59-73.
38. Борожин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт// Международный журнал социальных наук. №3 Новосибирск, 1991. С. 141-145.
39. Бродель Ф. Материальные цивилизации, экономика и капитализм, XV-XVIII вв, Пер с фр.// Философия и методология истории. Сборник переводов. М.: Прогресс, 1986-1992, с.115-142.
40. Бродель Ф. Что такое Франция? М., Прогресс, 1994.
41. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М: Республика, 1994. 415 с.
42. Бур М., Иррлиц Г. Притязания разума.М.: Прогресс, 1978. 328 с.
43. Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов// Вопросы социологи. 1992, т. 1,№ 1.
44. Буркхардт Я. Непонятная чувственность // Это человек: Антология / Сост., вступ. ст. П. С. Гуревича. -М.: Высш. шк., 1995. С. 124-156.
45. Вардомацкий А. Сдвиг в ценностном измерении?// Социс, 1993, №4. .
46. Вебер М. Наука как призвание и профессия// Самосознание европейской культуры XX в. М., 1991. - 805 с.
47. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Избранные произведения М., 1990. 805 с.
48. Вежбитская А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари.1997.-411 с.
49. Виндельбанд Вильгельм История философии: Пер. с нем. К.: Ника-Центр, 1997, - 560 с.
50. Волков Ю. Г. Личность и гуманизм (Социологический аспект). Ростов-на Дону, 1995. 312 с.
51. Вольф Р. П. О философии: Учебник/ Пер. с анг. ред. В. А. Лекторского, Т. А. Алексеевой. — М.: Аспкт Пресс, 1996. — 415 с.
52. Вундт В. Введение в философию. М.: ТОО ЧеРо, Добросвет,1998.-354 с.
53. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. Лабиринт, М.:1999.-352.
54. Выжлецов Г. П. Ценность российской духовности: кризис и возрождение // Человек и духовно-культурные основы возрождения России. СПб.: Изд. Санкт-Петерб. ун-та, 1996. С. 18—33.
55. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М:. Искусство, 1991. -367 с.
56. Гадамер Х.-Г\ Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
57. Гайдеико П. П. Коллизия возрожденческого титанизма. // Вопросы литературы. 1980. N3.
58. Гартман Н. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе. Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1995. С. 640—648.
59. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3-х томах. Т. 1 М.: «Мысль», 1970.- 501с.
60. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Том III. Философия духа. М., Мысль, 1977. 471 с.
61. Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса. // Путь. 1992. N 1.С. 9-62.
62. Генисаретский О. И Совершенный человек: пространственность и событийность перфективного праксиса // Виртуальная реальность и психологические проблемы. М.: 1997. С. 8-37.
63. Гжегорчик А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия //Вопросы философии № 3, 1992. С. 54-64.
64. Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии. // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Зима. 1993. Библиотека учебной и научной литературы www.i-u.ru
65. Гидденс Э. Социология. Науч. Ред. В. А. Ядов Эдиториал УРСС, М.: 1999.-703 с.
66. Гранцев М. А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). М.: Изд-во МГУ, 1987. 215 с.
67. Гримак JI. П. Общение с собой. Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. 320 с.
68. Гумбольдт фон Вильгельм Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.-421 с.
69. Гумилев JI. Н. Этногенез и биосфера земли. М.: "Мишель и К", 1993.-503 с.
70. Гурджиев Г. И. Человек есть множественность // Человек 1992 № 2. С. 47-48.
71. Гуревич А. Я. Время как проблема культуры // Вопросы философии. 1990. №3. С. 105—116.
72. Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М.,1993. С. 238.
73. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Наука, 1998. -315 с.
74. Гуссерль Э. Статьи об обновлении // Вопросы философии. 1995. №4. С. 111—135.
75. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Сагуна,1994.-358 с.
76. Давидович В. Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. М., 1989. 220 с.
77. Давидович В. Е. Теория идеала. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 1983. -184 с.
78. Давыдов Ю. Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. М.: Молодая Гвардия, 1982. 287 с.
79. Давыдов Ю.Н. М. Вебер и проблема интерпретации рациональности // Вопр. социологии. Вып. 6. 1996.
80. Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе.//Вопросы философии, 1990, N З.С. 34-37.
81. Дарендорф Р. Мораль, институты и гражданское общест-во.//Путь, 1993, N3. С. 120-125.
82. Дарендорф Р. Размышления о революции в Европе.//Путь, 1994, N6. С. 42-45.
83. Декарт Р. Соч.: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. 654 с.
84. Делез Ж. Логика смысла: пер. с фр. Фуко М. Theatrum philoso phicum: - М.: Раритет, Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 480 с
85. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993. С. 112122.
86. Джеймс У. Психология личности. Тексты. М.: Наука, 1982. 344с.
87. Дыльтей В. Категория жизни // Вопросы философии 1995, №10, С. 129-133.
88. Дильтей В. Понимающая психология: Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 257—286.
89. Дубровский Д. И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983. 228 с.
90. Дубровский Д. И. Психика и мозг: результаты и перспективы ис-ледований // Мозг и сознание. М.: Философское общество, 1990. С. 3—32.
91. Дубровский Д. И., Черносвитов Е. В. К анализу структуры субъективной реальности.// Вопросы философии. 1979. N 3. С.58-64.
92. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996. 263с.
93. Заковоротная М.В. Идентичность человека: социально-философский аспект. Ростов -на- Дону, Изд. СКНЦ ВШ. 1999 345 с. Библиотека учебной и научной литературы www.i-u.ru
94. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: М.: Аспект Пресс, 1996. -317 с.
95. Золотухина Е. В. Философия как теоретическое самосознание: Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов н/Д., 1980. 18 с.
96. Зотов А. Ф. Современная западная философия М.: Высш. Шк. 2001.-784 с.
97. Идентичность и конфликты в современных государствах. М.: Има Пресс, 1997. -324 с.
98. Идеологические ориентиры России (Основы новой общероссийской идеологии) в 2-х т. Т.2 М.: 2000. 395 с.
99. Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: РОССПЭН, 1997. 464 с.
100. Ильенков Э.В. Философия и культура. — М., Изд-во политической лит-ры, 1991.-345 с.
101. Ильин В.В. Очерки хронополитической типологии. Проблемы и возможности типологического анализа эволюционных форм политических систем. Часть 1. Основания хронополитики. М.: МГИМОД995. С.6-11.
102. Ильин В. В. Теория познания. Эпистемология. М.: Изд-во МГУ, 1974. 136 с.
103. Ильин В. В., Панарин А. С., Бадовский Д. В. Политическая антропология. М.: Изд-во МГУ, 1995. 254 с.
104. Ильин И А. Философия жизни //Философия и мировоззрение. М. : 1990. С. 43-61.
105. Иноземцев В. С. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии. // Вопросы философии. 1998. N9. С.27-38.
106. История философии. Том II. Философия XV—XVIII вв. М.: Госполитиздат, 1941. 472 с.
107. История философии. Том III. Философия первой половины XIX века. М.: Госполитиздат, 1941. 594 с.
108. История философии-. ЗАПАД — РОССИЯ — ВОСТОК. Кн. первая: Философия древности и средневековья / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1996. 448 с.
109. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.
110. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Соч. В 8-и т. Т. 7. М.: Чоро 1994. 495 с. Соч. В 8-и т. Т. 7. М.: Чоро 1994. - 630 с.
111. Кант И. Критика способности суждения. Соч. В 8-и т. Т 5. Соч. В 8-и т. Т. 7. М.: Чоро 1994. 414 с.
112. Кант И. Критика чистого разума. Соч. В 8 т. Т. 3. М.: Чоро, 1994. -741с.
113. Кант И. Метафизика нравов. Соч. В 8-и т. Т. 6. М.: Чоро 1994. -613 с.
114. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука. // Соч. в 8-ми т. Т.4 М.: Чоро, 1994. - 630 с.
115. Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997. - 288 с.
116. Капустин Б., Клямкин И. Либеральные ценности в сознании россиян//Полис, 1994, № 1, 2.
117. Карлов Н. В. Честь имени, или О русском национальном самосознании // Вопросы философии. 1997. № 4. С. 3—18.
118. Карпинская Р. С. О философских основаниях интеграции биологического и социогуманитарного знания // Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания. М.: 1984. с. 23-38.
119. Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации// Социс, 1998, № 12.
120. Кассирер Э. Опыт о человеке // Проблема человека в западной философии. М., 1988. 530 с.
121. Келасьев В. Н. Проблема самореализации человека в современных условиях // Социология и социальная антропология. СПб., 1997. С. 74— 85.
122. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. М.: Аспект-Пресс, 1996. 215 с.
123. КирериД. Порядок и беспорядок в структуре материи. М., 1985. -159 с.
124. Кириллов В. И. Логика познания сущности. М.: Высшая школа, 1980.- 175 с.
125. Киссель М. А. Христианская метафизика как фактор становления и прогресса науки нового времени // Философско-религиозные истоки науки. -М: Мартис, 1997. С. 265-318.
126. Киященко Л. П. Синергетика обобщенных представлений // Онтология и эпистемология синергетики. М.: 1997. С. 50-68.
127. Климов И. К. Национальные интересы — мобилизация ресурса инициативы и ресурса солидарности //Полис №1, 2000. С. 75-77.
128. Князева Е. Н. От открытия к инновации: синергетический взгляд на судьбы научных открытий // Эволюция, культура, познание. М.: 1996. С. 76-92.
129. Кобляков В. П., Немков М. Ю., Новицкая Л. Ф. Нравственность и преобразования в России // Человек и духовно-культурные основы возрождения России. СПб.: Изд. С.-Петерб. ун- та, 1996. С. 90—118.
130. Козлова Н. Н. Введение в социальную антропологию. М., 1996. -142 с.
131. Кон И. С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. 368 с.
132. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.
133. Кон И. С. К проблеме национального характера. // История и психология. М., 1971. С. 122-159.
134. Кон И. С. Национальный характер. Миф или реальность. // Иностранная литература. 1970. N3.
135. Кон И. С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978. 370 с.
136. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1976. 720 с.
137. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения М.,-1989.
138. Корет Эмерых Основы метафизики: Пер. с нем. Киев: Тандем, 1998.-248 с.
139. Коршунов А. М. Мантатов В. В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. М.: Изд-во МГУ, 1974. 214 с.
140. Коршунов А. М. Отражение, деятельность, сознание. М.: Политиздат, 1976. 216 с.
141. Кочергин А. Н. Философия и глобальные проблемы. М.: Изд-во РОУ, 1996.
142. Ксендзюк О. Трансформация личности. Нейролингвистическое программирование. Одесса: Изд-во "Хаджибей", 1995. 352 с.
143. Кубряков Е. С., Демъянков В. 3., Панкрац Ю. Г., Лузина JI. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., Филологич. факульт. МГУ, 1996. -245 с.
144. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.
145. Культурология XX век. Словарь. Санкт-Петербург. — Университетская книга, 1997. 640 с.
146. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. 1995. № 4. С. 140-145.
147. Ламсден Ч., Гушурст А. Генокультурная коэволюция: Человеческий род в становлении//Человек. 1991. № 3. С. 11—18.
148. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной Рос-сии//Социс, 1993, № 9.
149. Левада Ю. «Человек приспособленный»// Мониторинг ОМ. 1999,5.
150. Леви-Брюлъ Л. Первобытное мышление: Хрестоматия по истории психологии: М.: Атеист, 1930. 457 с.
151. Левин К. Разрешение социальных конфликтов/ Пер. с анг. СПб: Изд. «Речь», 2000. - 179 с. •
152. Левин Б., Левин М. Крутой поворот. М., 1989. - 347 с.
153. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. -384 с.
154. Лекторский В. А. Гуманизм как идеал и как реальность // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: РОССПЭН, 1996. - 302 с.
155. Лекторский В. А. Гуманизм как идеал и как реальность. М., 1996.
156. Лекторский В. А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. 1994. № 6. С. 22—28.
157. Лекторский В. А. Принцип предметной деятельности и марксистская теория познания // Труды ВНИИТЭ. 1976. Вып. 10. С. 60—67.
158. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. М., 1980.
159. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
160. Лешкевич Т. Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности. Ростов-на-Дону, 1994. 122 с.
161. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. Энциклопедия, 1990. 685 с.
162. Лисовский A.B., Лисовский В.ТВ поисках идеала. Диалог поколений. Мурманск, 1994. - 229 с.
163. Логический словарь: ДЕФОРТ. М.: Мысль, 1994. 268 с.
164. Лосский Н. О. Умозрение как метод философии//Философия и мировозрение. М. : 1990. С. 43-150.
165. Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995 400 с.
166. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек — текст — се-миосфера — история. М.: "Языки русской культуры", 1996. 464 с.
167. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Прогресс, 1992. - 272 с.
168. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества. // Социо- Логос. М., 1991. С. 194-219.
169. Люббе Г. Историческая идентичность Вопросы философии. -1994, №4. С. 108-113.
170. Малахов В. С. Неудобства с идентичностью. //Вопросы философии. 1998, №2. С. 43-54.
171. Малахов B.C. Парадоксы мультикультурализма. // Иностранная литература. 1997.N11.C. 171-174.
172. Мамардашвили М. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки / Под общ. ред. Ю. П. Сенокосова. М.: Изд-во Лабиринт, 1996.-432 с.
173. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М., 1995.-388 с.
174. Мамбеева А. С. Изучение российской этнической самоидентичности. М., 1995.
175. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., Юрист, 1994. - 700 с.
176. Манхейм К. Избранное: Социология культуры. М.: СПб.: Университетская книга, 2000. 501 с.
177. Марков А. П. Российская ментальность и ценности рыночной экономики // Человек и духовно-культурные основы возрождения России. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 1996. С. 119—137.
178. Маркс К. Глава о деньгах. "Архив Маркса и Энгельса", т. 1У, С.60-82.
179. Маркс К. Капитал: Критика политической экономии. Т. 1, кн. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. - С. 312.
180. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 41—174.
181. Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск: Изд-во "Агенство Сагу-на", 1994- 162 с.
182. Марсель Г. Трагическая мудрость философии: Избранные работы. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1995. 216 с.
183. Микешина JJ. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М.: РОССПЭН, 1997. 240 с.
184. Минюшев Ф. И. Социальная антропология. М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997. 192 с.
185. Миронов В. В. Специфика гуманитарного познания и философия как интерпретация или оправдание деконструктивизма как элемента философской конструкции. М.: МГУ, 2002.
186. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии,-М., 1997.
187. Михайлов Ф. Т. Сознание и самосознание // Философские науки. 1990. №6. С. 8—26.
188. Можейко М.А. Постметафизическое мышление// История философии. Энциклопедия. Мн. Книжный Дом. 2002. 620 с.
189. Моисеев H. Н. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987. 304 с.
190. Молодцова Е. Н. Традиционные знания и современная наука о человеке. М.: ТОО "Янус", 1996. 271 с.
191. Молчанов В. И. Время и сознание. //Критика феноменологической философии М. 1992. С.101-106.
192. Молчанов В. Парадигмы сознания и структуры опыта // Фило-софско-литературный журнал "Логос", 1992. № 3. С. 7—37.
193. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / Пер с фр. — М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. 480 с.
194. Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей: История философии: Очерки и портреты. М.: Политиздат, 1991. 464 с.
195. Мудрагей Н. С. Идеал проблема выбора // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М.: Изд-во РАН, 1996. С. 115—136.
196. Мусхеишвили Н. Я., Сергеев В. М., Шрейдер Ю. А. Ценностная рефлексия и конфликты в разделенном обществе // Вопросы философии. 1996. № п.
197. Найдыш В. М. Мифотворчество и фольклорное сознание // Вопросы философии. 1994. № 2. С. 45—54.
198. Налимов В. В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989. 432 с.
199. Новейший философский словарь/ Сост. A.A. Грицанов. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.
200. Огурцов А. П. Рефлексия // Философская энциклопедия. 1967. Т. 4 с. 499.
201. Огурцов А. П., Юдин Э. Г. Деятельность // Большая советская энциклопедия. Т. 8. М., 1972. С. 180—181.
202. Ортега-и-Гассет X. "Другие и Я" — развитие темы: Краткое размышление о «ней» // Философия и социология. 1990. № 7. С. 35—45.
203. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры / Вступ. ст. Г.М. Флидлендера; сост. В.Е. Багно. М.: Искусство, 1991. 588 с.
204. Осипов Г.В. Национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М.: Фонд содействия развитию и социальных и политических наук. 1997.- 168 с.
205. Основа конфликтологии / Под ред. акад. В.Н.Кудрявцева М.: Юристь, 1997.-450 с.
206. Павленко А. Н. Бытие у своего порога // Человек. 1993. № 1. С. 43—66.
207. Петров М. К. Историко-философские исследования. М.:РОССПЭН, 1996. 517 с.
208. Перов Ю. В., Сергеев К. А. «Философия истории» Гегеля: от субстанции к историчности. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 1996.
209. Петровский В.Л. К вопросу активности личности // Вопросы психологии. 1975. № 3. С. 26-38.
210. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. // Вопросы философии. 1993. N5.
211. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. 860с.
212. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. 654с.
213. Плеснер X. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию // Проблема человека в западной философии. М.:1988.
214. Подорога В. А. Выражение и смысл. М.: Ад Ма^тет, 1995 427с.
215. Поланьи М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. М.: Прогресс, 1985. — 345 с. Библиотека учебной и научной литературы www.i-u.ru
216. ПономаревЮ.П. Игровые модели: математические методы. М.: Наука, 1991.341с.
217. Пригожий И. Переоткрытие времени. // Вопросы философии.1989. N8. С.12-15.
218. Пригожий И. Философия нестабильности. // Вопросы философии. 1991. N6. С.46-49.
219. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок, хаос, квант: Пер с англ. — М.: 1999.-286 с.
220. Пригожина С. В. Кризис самоидентификации в пространстве Востока и Запада // Чужое: опыты преодоления. Очерки истории культуры Средиземноморья. М.: Алтейа, 1999. - 384 с.
221. Пропп В. Я. Морфология сказки. М.: Наука, 1969. 168 с.
222. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. СПб.: "Алетейя", 1997. — 288 с.
223. Пружинин Б. И. Проблема рациональности в англо-американской «философии науки» // Вопросы философии. 1978. № 6.
224. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
225. Пупар П. Роль христианства в культурной идентификации европейских народов. //ПОЛИС. 1996. N2 С. 136-143.
226. Путилова JI. М. Сущность самопознания в ментальном опыте идентификации (в контексте философской антропологии) Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1998.-200 с.
227. Путилова JI.M. Ментальная сущность самопознания. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1998. 128 с.
228. Рассел Б. Истории я западной философии: В 3-х кн. 2-е изд., испр. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. 815.
229. Рассел Б. Мудрость Запада. М.: Республика, 1998. 479 с.
230. Рац М.В. Освободить будущее от прошлого? Освободить прошлое от будущего?//Связь времен (Наука Традиция культуры - Новое видение мира). Вып. I. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 328 с.
231. Режабек Е. Я. Когнитивная бифуркация и современность. // Первый Российский Философский Конгресс. Т. 9., СПб., 1998. С. 63-70.
232. Рейч Ч. Молодая Америка// МЭиМО, 1971, № 10. Библиотека учебной и научной литературы www.i-u.ru
233. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера / Пер. с фр., М.: Искусство, 1996.-270 с.
234. Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. (Московские лекции и интервью. М.: АО «KAMI» . Изд центр «AKADEMIA», 1995. 159 с.
235. Рикер Поль Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Медиум, 1995. 416 с.
236. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общества// Социс, 1993,3.
237. Роль категории «идея» в научном познании. Алма-Ата, «Наука» КазССР, 1979.-252 с.
238. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1997. 320 с.
239. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. акад. РАН Г.В.Осинова. М.: Издательская группа НОРМА-ИФРЛ. 1998. С. 158159.
240. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. И. М.: Педагогика, 1989. 323 с.
241. Русская философия: Словарь. М.: Республика, 1995. 655 с.
242. Русский Гуманитарный Интернет Университет. Библиотека научной литературы WWW.RU.
243. Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М.: Языки русской культуры, 1997. 797 с.
244. Сагатовский В. Н. Идеал человека в русской культуре // Человек и духовно-культурные основы возрождения России. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. С. 34—42.
245. Самосознание: мое и наше. К постановке проблемы. Ответств. ред. Ф. Т. Михайлов, М.: 1997. 249 с.
246. Сартр Ж. П. Воображение // Логос: Философско-литературный журнал. 1992. № 3. С. 98—117.
247. Сартр Ж. 77. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 207—228.
248. Сверкунова Н. В. Исследование региональной идентичности: исторический аспект. // Социология и социальная антропология. Спб., 1997. С. 35-38.
249. Седов Е. Информационно-энтропийные свойства социальных систем.// Общественные науки и современность. 1993. N5. С. 101-104.
250. Седов Ю. Г. Анализ сознания как субъективный коррелят чистой логики. Декарт и Гуссерль // Вестник Санкт-Петерб. ун-та. Сер. 6. Вып. 4 (№27). 1996. С. 38—51.
251. Селиванова В. И. Экстраполяция в структуре развивающегося знания: Автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 1993. 39 с.
252. Сербиненко В. В. Русская религиозная метафизика (XX век). М.: Изд-воРОУ, 1996. 113 с.
253. Сергеев К. А., Слинин Я. А. Диалектика категориальных форм познания. (Космос Аристотеля и наука нового времени). Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. -169 с.
254. Символические и примордиальные солидарности (социальные идентификации личности). // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994.
255. Скворцов Н. Г. Индивид и этническая среда: проблема этнично-сти в символическом интеракционизме. // Социология и социальная антропология. СПб., 1997. С. 303-321.
256. Скрипник К.Д. Философия. Логика. Диалог. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 1996.С. 57.
257. Смирнова КМ. От социальной метафизики к феноменологии «естественной установки». М.: ИФРАН 1997. 222с.
258. Смолян Г. Л. Информационная среда общества — методологический анализ понятия // Проблема инфовзаимодействия. Международный научный сборник. Новосибирск, 1993. С.45-74.
259. Смолян Г. Л., Лефевр В. А. Алгебра конфликта. М.: Политиздат, 1968.-446 с.
260. Современная западная философия. Словарь. — М.: ТОН Осто-жье, - 198. -544 с.
261. Солонин С. Истоки и следствия нового конфликта "отцов и детей"//Социс, 1992, №6.
262. Сомов В. П. Словарь редких и забытых слов. М.: Гуманит. ВЛАДОС, 1996.-764 с.
263. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992.-382 с.
264. Сохань Л. В., Злобин Е. Г., Тихонович В. А. Жизненный путь личности. Киев.: Наукова думка, 1987. 280 с.
265. Сохань Т. В. Социальные конфликты в трансформирующихся обществах. М.: ИФ РАН, 2000. 236 с.
266. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -303 с.
267. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа. Языки русской культуры, 1997. 824 с.
268. Степин В. С. Философия и образы будущего // Вопросы философии. №3. 1994. С. 10—21.
269. Степин В. С. Философская антропология и философия науки. М.: Высшая школа, 1992. — 340 с.
270. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М.: Наука, 1996. 320.
271. Тайлор Э. Б. Первобытная культура: пер. с англ. М.: Политиздат, 1989.-573 с.
272. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М.: "Прогресс" — "Культура", 1996. 480 с.
273. Туровский М. Б. Личность в универсуме культуры. // Постижение культуры. Ежегодник. Вып 5-6. М., 1996. С. 170-175.
274. Уотс А. Психотерапия Восток и Запад. М.: 1997. С. 214-231
275. УотсонД. Б. Бихевиоризм. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. С. 17-46.
276. Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, С. 25-26.
277. Федотова В. Г. Анархия и порядок в контексте российского посткоммунистического развития. // Вопросы философии. 1998. N5. С.3-21.
278. Федотова В. Г. Душевное и духовное // Философские науки. № 7. 1988. С. 50—58.
279. Федотова В. Г. Истина и правда повседневности // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания М., 1990. С. 175- 210.
280. Федотова В. Г. Модернизация "другой" Европы. М.: Институт философии ИФ РАН, 1997. 255 с.
281. Федотова В. Г. Судьба России в зеркале методологии.// Вопросы философии. 1995. N 12. С.21-35.
282. Филиппов Л. И. Философская антропология Жан-Поля Сартра. М.: Наука, 1977.-288 с.
283. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 357. 403.
284. Франк С. Л. De Profundis. // Вехи. Из глубины. M., 1991.
285. Франки В. Человек в поисках смысла: Сб. науч. трудов. М.: Прогресс, 1990.-368 с.
286. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой// Тексты по истории социологии XIX XX веков: Хрестоматия. - М., 1994. Библиотека учебной и научной литературы www.i-u.ru
287. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 94-143.
288. Фрейд 3. О психоанализе // 3. Фрейд. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. С. 346—382.
289. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура / Сост. и вступ. ст. A.M. Руткевича. М.: Ренесанс, 1991.
290. Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1913. 448 с.
291. Фрейд 3. Я и Оно // 3. Фрейд. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. С. 425—440.
292. Фролов С. Ф. Социология: сотрудничество и конфликты / Уч. пособие. М.: Юристь, 1997. - 240 с.
293. Фром Э. Ситуация человека — ключ к гуманистическому психоанализу // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 451—481.
294. Фром Э. Сущность человека, его способность к добру и злу // Это человек: Антология / Сост., вступ. ст. П. С. Гуревича. — М.: Высш. шк., 1995. -С. 41-54.
295. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности // Человек. 1993. № 1.
296. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1989. 272 с.
297. Фромм Э. Иметь или быть. «Ника-Центр»,»Вист-C» Киев 1998. -393 с.
298. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М. ,1995. -С.7-9.
299. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. 447 с.
300. Хайдеггер М. Европейский нигилизм. Тезис Протагора // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 261 292.
301. Хайдеггер Мартин Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. М.: AD MARGINEM, 1997. 451 с.
302. Хаксли О. Вечная философия. М.: Рефл-бук, 1997. 336 с.
303. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности// Вопросы философии № 10, 1994. С. 112-123.
304. Хейзинга Й. Homo Idens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс-Академия, 1992. 464 с.
305. Цанер Р. М. О подходе к философской антропологии // // Это человек: Антология / Сост., вступ. ст. П. С. Гуревича. М.: Высш. шк., 1995. С. 159-166.
306. Циганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка. Киев.: Рад. шк., 1989.-511 с.
307. Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. М., 1996. 231 с.
308. Черносвитов Е. В. Об основных функциях сознания // Философские науки. 1983. № 6. С. 73—80.
309. Чернявская Г. К. Самопознание и самореализация личности. Методологические проблемы: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. Санкт-Петербург, 1994. 38 с.
310. Черняков А. Г. Онтологическая дифференциация и темпораль-ность // Вопросы философии. 1997. № 6. С. 136—151.
311. ШапираД. Совершенный человек в иранской традиции // Совершенный человек. Теология и философия образа. М.: Институт востоковедения РАН, 1997. С. 213—233.
312. Шелер М. Человек и история // THESIS, 1993. Вып. 3. С. 132—154.
313. Шеманов А. Ю. Проблема самоидентификации как предмет исследования. // Постижение культуры. Ежегодник. Вып 7. М., 1998. С. 155158.
314. Шкаратан О.И., Коршунов A.M. Технологический переворот и судьбы молодежи. М., 1989. - 324 с.
315. Шкатов Д.П., Коняев С.Н. Логика на пороге нового тысячелетия: к итогам второй Международной конференции «Смирновские чтения» // Вопросы философии. 2000. № 1. - С. 172-179.
316. Шлейермахер Фридрих. Речи о религии. Монологи. М.; К.: "REFL-book" — "ИСА", 1994. 432 с.
317. Шнейдер Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 193с.
318. Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики; Афоризмы житейской мудрости: Сборник / Пер. с нем. ООО «Попурри», Минск 1997. - 592 с.
319. Шрейдер Ю. А. Искусственный интеллект, рефлексивные структуры и антропный принцип // Вопросы философии. 1995. № 7. С. 163—172.
320. Штеренберг М. И. Проблема Берталанфи и определение жизни // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 51—66.
321. Эриксон Э. Детство и общество. СПб, 1996. Библиотека учебной и научной литературы vvww.i-u.ru
322. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис, М., 1996 пер. с англ. - 321с.
323. Эриксон Э. Молодой Лютер. М., 1996. Библиотека учебной и научной литературы www.i-u.ru
324. Юлина Н. С. Постмодернистский прагматизм Ричарда Рорти. -Долгопрудный: Вестком, 1998. 100 с.
325. Юлина Н. С. Философия К. Поппера мир предрасположенностей и активность самости. //Вопросы философии. 1995. N10.
326. Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб., Кентавр, 1994. -132с.
327. Юнг К. Г. Тевистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. Киев: СИНТО, 1995. 228 с.
328. Юнг К. Г. Человек и его символы. М.: "Серебряные нити": "Университетская книга": АСТ, 1997. 367 с.
329. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М., 1979. 319 с.
330. Ясперс Карл. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. 527 с.
331. Ashby W. Ross. Adaptiveness and Equilibrum.// Journal of Mental Science.1986. P. 478-483.
332. Baudrilard J. Mirror of production, St. Louis, 1975. P. 127-128.
333. Baumeister R, Identity. Cultural Change and Struggle for Self. N. Y., Oxford, 1986. P. 18-19.
334. Boorstin D. The Americans. The Colonial Experience. N. Y., 1995. Библиотека учебной и научной литературы www.i-u.ru
335. Brim О. G. Life-span development of the theory of oneself: Implications for child development. // Advances in child development and behavior, N. Y. Vol.2, 1976. P. 241-251.
336. Giddens A. The Nation-State and Violence. Cambridge, 1985. - P. 53-55.
337. Dahrendorf R. Life Chances: Approaches to Social and Political Theory. 1979 Библиотека учебной и научной литературы www.i-u.ru
338. Damon W., Hart D. The development of self-understanding form infancy to adolescence. Child Development, 1953. P. 841-864.
339. Erikson E. Psychoanalysis and Ongoing History: Problems of Identity, Hatred and noniolence. //The American Journal of Psychiatry. 1965. Библиотека учебной и научной литературы www.i-u.ru
340. Habermas U. Identität. // Zur Reconstruction des Historishen Materialismus. Frankfurt, 1976. 37-45 p.
341. Heidegger M. Kant und das Problem der Metaphysik. S. Boston, 1979.-239 p.
342. Habermas U. Communication and Evolution of Society. Boston, 1979; Habermas U. Identität. // Zur Reconstruction des Historishen Materialismus. -Frankfurt, 1976.-312 p.
343. Kegley C. MittkopfE. Vorld politics trends and transformation, 2-nd ed N.Y.Y. 1985.- P. 372-375.
344. Lewis M., Brooks-Gunn J. Social Cognition and the acquisition of self. N. Y., 1979. Библиотека учебной и научной литературы www.i-u.ru
345. Marcia J. E. Development and Validation of ego-identity status.// Journal of Personality and Social Psychology. P. 551-558.
346. Michel de Certeau The Practice of Everyday Life. California, 1992.
347. Psychology of Vladimir Lefehvre. New York, Peter Lang Publishing, 1990,-210 p.
348. Schutz The Homecomer// SchulzA. On Phenomenology and Social Relations. The Univ. of Chicago Press, 1970. P. 294-308.
349. Taylor E. Asian Interpretations: Transcending the Stream of Consciousness. N. Y. London. 1979. Библиотека учебной и научной литературыwww.i-u.ru
350. Touraine A. Pourrons nous vivre ensemble? Paris, 1997. 395 p. Библиотека учебной и научной литературы www.i-u.ru