автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Философская поэзия Леси Украинки
Полный текст автореферата диссертации по теме "Философская поэзия Леси Украинки"
киевский государственный педагогический институт ^ ии. а.и.горького
На правах рукописи
ПОШШ^К Ярослав Алексеэвич
филосогская поэзия леси украинки
Специальность 10.01.03 - Литература народов СССР
/украинская/
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата 'филологических наук
Киев - 1990
Работа выполнена на кафедре украинской литературы Киевокого государственного педагогического института им. А.М.Горького
Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Орлик П.И.
Официальные оппоненты - доктор филологичеоких наук, профессор Деиыгновская Л. С.
' . ' ' ' ч
. кандидат филологичеоких наук • Бондарь М.П.•
Ведущая организация — Луцкий государственный педагогичеокий институт им. Леси Украинки
Защит а соотоитоя " 1990 г. в 15 часов
нп заседании специализированного совета К 113.01.03 в Киевокоы государственном педагогическом институте им. А.Н.Горького /252030 Киев, ул. Пирогова, 9 /
I
С диссертацией можно ознакомиться в, библиотеке Киевского государственного педагогического института им. А.М.Горького"
Автореферат разоолан в^Ч^ЛУ ! 1990 г.
Ученый секретарь
Специализированного совета Г.П.ВШИЕВЬКАЯ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСтаСА РАБОТЫ
В процессе познания мира человек всегда стремился как можно глубже, всестороннее постичь су!дность явлений, законы миро-устройства и себя самого в открытых для него исторических измерениях. Это находило отражение и в художественном творчестве, В литературе, философизм органически вписывается в творческие искания■того или иного писателя, эстетического направления, периода, так как "всякое действительное, исчерпывящее познание состоит только в том, что мы в мыслях поднимаем единичное с единичности в особенность, а с этой последней в общность; состоит
в там, что ми находим и констатируем бесконечное в конечном, г
вечное в преходящем" \
Определенное философское содержание в широком смысле присуще каждому литературному произведении, но основания для рассмотрения такого произведения как философского появляются лишь тогда, когда философские тенденции становятся ведупртми в нем, когда налицо оригинальная авторская концепция бытия.
Если философская идея может быть составной чсстыо художественного осмысления действительности и даже находиться в центре авторской модели мира, что нередко-встречаем у художников-мыслителей, то следует признать право на существование философских жанров. Наиболее известен среди шх жанр философской лирики. Его рнделяет в жанровой системе Г.Н.Поспелов, признают Л.Я.Гинзбл'рг, Н.П.Бондарь и др.
Философская лирика давно уже стала объектом литературоведческой мнслй. Еще Гегель, Белинский, Добролюбов, Потебня отмечали философское содержание лирики. О философских'идеях п
^Знгельо Ф, "Диалектика природа". Заметки и Фрагменты// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд. -Т. 20.- С. 548.
поэзии писали В.М.Жирмунский, М.М.Бахтин, В.Н.Орлов. Активное литературоведческое познание лирики мысли наметилось в связи с новым подъемом в ее развитии в 1960-х гг. /работы А,Дмитровского, А.Михайлова, Г.Тукаловой и ДР«/ н Продолжается в исследованиях последних десятилетий: Е.Маймина, А.Павловского,Р.Спи-вак, Г.Филиппова. В украинском литературоведении философской поэзии посвящены монографические труды Б.Корсунской и Н. Мазепы, а также ряд статей /Э.Соловей, Т.Волкова/.
Тем не менее пока нет оснований говорить о совершенстве «ручного определения лирико-философского жанра: остаются малоизученными его теоретические аспекты, немало дискуссионного обнаруживается и на конкретно-аналитическом уровне. Критически проанализировав различные подхода к дефиниции философской лирики, автор реферируемой работы признает наиболее состоятельным обоснование жанра Р.С.СпивакЧ Главным структурообразующим критерием философской поэзии считается предмет художественного изображения и осмысления. Эта поэзия соотносит мысли и переживания лирического субъекта с наиболее"общими, родовыми особенностями человеческого сознания и мироощущения, представляет сущностные стороны деятельности личности. Постижение действительности в такой лирике концептуально целенаправленное, а его творческая модель воплощается художником в "индивидуальной гипотезе бытия".
Обобщив опыт исследования лирики мысли, можно определить вржнейшие черты философской поэзии как жанра. Это - своеобразия композиция /лирический сюжет, архитектоника/, наличие Философских оппозиций /конфликт мысли и чувства, субъективного и
• ^Спивак P.C. Русская философская лирика: Проблемы типо-. логии жанров.- Красноярск:Изд. Красноярского ун-та,1985.-С.6-92.
объективного и под.особые субъектная организация и континуум пространства—времени, синтетичность авторского мировосприятия.
Философская поэзия ставит вечные проблемы, содержит идейные искания, имеющие всеобщее значение. Но все же вечное в ней неповторимо сочетается с современным, злободневным. Конец XIX - начало XX века характеризуется активизацией интеллектуальных тенденций в литературе , в частности, поэзии. Философский потенциал украинской лирики,этого периода наиболее сильно выражен в творчестве Леси Украинки , глубокого и яркого художника-мыслителя.
Склонность Леси Украинки к философскому осмыслению жизни отмечалясь многими исследователями, начиная с современников поэтессы - И.Франко, И.Стешенко. Интересные наблюдения, касающиеся гНшософизма Леси Украинки, находим в работах учет« советского времени - М.Зерова, М.Рыльского, О.Вабшгкина, Л. Мищенко и др. В частности, исследование Л. Мищенко в этом плане свидетельствует, что анализ ряда поэтических произведений писательницы как философских вполне "оправдан и продуктивен'".
Актуальность темы. На современном этапе в литературоведческой науке остро ощущается потребность синтетического изучения явлений в их типологических связях. Философская лирика представляет собой благодвтнмй материал именно для такого широкого, синтетического научного анализа. Поэзия мысли целенаправленно ставит и разрешает вопросы человека и бытия , выполняя тем са-тм одну из"важнейших функций человеческого познания. Исследование вечных проблем в литературе становится особенно актуальным в наше время, когда фундаментальный тезис о приоритетности общечеловеческих интересов над классовыми приобретает
^«щенко Л.1. Леся Украшка.-К. :Рад. школа, 1986,- 303 с.
более глубокое содержание в связи с революционными перестроечными процессами в нашей стране.
Всестороннего изучения требует и философская традиция украинокой литература, являющаяся действенным фактором эволюции национальной литературы в контексте европейского и мирового общекультурного процесса. Комплекс философских тенденций Леси Украинки составляет характерный "срез" этой традиции на уровне высокоразвитого эстетического сознания, на фоне яркой и сложной исторической эпохи.
Новаторская художественно-философская концепция Леси Украинки имеет неггреходщую ценность. Ее авторская интерпретация проблем человека и бытия остается эстетически и граждански актуальной.
Цельв настоящей диссертации является системное исследование философской поэзии Леси Украинки в ее идейно-типологических связях, индивидуальном своеобразии и эволюционной развитии.Исходя из этого поставлены следующие задачи диссертационной работы:
- исследование авторской концепции человека и мира;
- определение идейно-проблемных уровней, основных мотивов художественной философии Леси Украинки в процессе творчества;.
- рассмотрение философской лирики поэтессы в контексте развития этого жанра на рубеже XIX и XX веков, а также на более широком фоне интеллектуальных тенденций в литературном процессе;
- выявление характера и своеобразия отражения мировоззренческих позиций и познавательных интересов автора в пределах исследуемого явления;
- определение наиболее характерных аспектов поэтики философской лирики Леси Украинки.
Методологической основой диссертации являются труда классиков марксизма-ленинизма по теории познания и отражения, философским проблемам, вопросам художественного творчества, а также теоретические исследования ведущих советских ученых в области литературы, эстетики, взаимовлияния научного и художественного познания и т. п.
Я работе применяются системный, типологический, иотори-ко-генетический методы изучения литературных явлений.
Научная новизна исследования мотивируется относительной неизученноотья жанра философской поэзии, его теоретических и прикладных аспектов. В диссертации впервые комплексно исследуется филооофская лирика Леси Украинки , занимающая важной меото в творчестве поэте. Это открывает возможности для оригинальных наблюдений и обобщений. Своеобразие (Тормы и содержания лирики Леси Украинки анализируется в тесной связи, с философскими тенденциями.литературы , а также с эстетическим, научным и обцественга-культуркым контекстом творческой деятельности писательницы.
Теоретическая и практическая ценность диосертационной работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в преподавании курса истории украинской литературы в вузе и школе, при проведении спецкурсов и спецсеминаров, а также при подготовке отдельных разделов учебников и пособий. Главные положения и выводы имеют определенное значение для осмысления общях литературоведческих проблем. Результаты исследования могут быть применены в процессе дальнейшего изучения творчества Леси Украинки как в собственно научной, так и в научно-прикладном плана.
2 5
Апробация работы. Ее основные положения нашли отражение в докладах и выступлениях автора на республиканских и межвузовских конференциях в Черновцах /1988/, Ворошиловграде /1988/, Минске '1988/, Сумах /1Р89/, Институте литературы им. Т.Г.Шевченко АН УССР /1988,1989/ и на отчетных научных конференциях в Киевском пединституте им. А. М. Горького /1988-1990/.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении рассматриваются методологические и теоретически е аспекты темы, обосновывается ее актуальность, формулируются цели и задачи работы, определяются научная новизна и возможности практического использования полученных результатов.
Первая глава -"Философские тенденции в украинской литературе ня рубеже XIX и XX столетий~ посвящена анализу интеллектуальных исканий в художественном творчестве указанного периода.
Тяготение к философскому осмыслению бытия является одним из важнейших проявлений интегративной функции художественного сознания. Оно с особой интенсивностью проявляется в переходные периоды. Именно таким был период конца 1880-х - 1-й половины 1900-х годов, когда создавались основы для качественного обновления литературы. Появление новых ценностных ориентиров и крах старых, формирование новой концептуальной модели мировосприятия - эти процессы находились в эпицентре идейно-эстетических поисков украинских писателей. Наряду с конкретными, локальными творческими задачами непременно декларировались и разрешались общие, генеральной значимости вопросы.
Активизация философского начале в литературе этой поры . объективно обусловлена. Развитие общественного сознания , кото-
рое базировалось, в частности, на новейших достижениях общественных тун /философии, психологии и др./, способствовало подъему уровня творческого мышления и расширению возможностей в отражении познавательных потребностей человека. Это побуждало к ' активному экспериментированию, поиску новых вариантов "вечных" истин. ; ходе таких процессов обогащается интеллектуальный потенциал национальной литературы , ускоряется обновление ее структурно-эстетических форм.
Призывы к активизации философоких исканий встречаем в литературных манифестах М.Коцпбииского и М.Чернявского, М.Вороно-го, что свидетельствует о понимании талантливыми писателями дефицита концептуального осмысления жизни на новом историческом этапе. Важно отметить, что такой дефицит ощущался не только в литература, но и в научно-философском мышлении на Украине /В.В,Лесевич, М.Я.Грот и др./, он препятствовал интеллектуализации общественной жизни.
Сосуществование,взаимовлияние различных ^илософско-эсте-тических программ стало условием для создания качественно новой литературы. Появляются декадентские и модернистские течения, неоднозначно предетавляищие генеральные идеи новейиеЯ научно»» имели, в частности, релятивизма. Картина философских ориентация усложняется.
Обратившись к творчеству ведущих украинских писателей /И.Франко, М.Коцюбинского, В.Винниченяо, В.Стефаника, П.Грабов-ского, Б,Грин"еняо, О.Кобнлянской и др./, а также к материалам дискуссий и литературной критики, можно определить основные философские тенденции предоктябрьской литературы. В ней' на рубеже двух столетий нямли отражение 'важнейшие' философские идеи своего времени: I/ исследование окружающего мира как единства, целостности, с охватом противоречий и диалектики его развития; 2/вы-
движение человека в центр бытия, гуманистический подход к оценке действительности} 3/эыансилация, индивидуальности, выработка новой модели человека; 4/ обновленное понимание связи "человек-среда", "человек - народ"; 5/ пересмотр глобальных проблем - идеального и реального, места человека в бытийном космосе и под.; 6/ всеобщее развитие, изменяемость мира.
Интенсивная разработка философских проблем способствовала преодолению провинциальной ограниченности украинской литературы и ее выходу в широкомасштабное эстетическое бытие, служила своеобразным показателем зрелости словесного творчества и уровня его познавательных возможностей. Свидетельством эт.ому является органическая художественная философия И.Франко и Леси Украинки, В.Сте&аника и П.Грабовского, В.Винниченко и О.Олеся.
Как известно, лирика в силу своей родовой специфики способна к выражении субстанциональных идей в лаконичной и синтетической форме. На стыке XIX и XX веков она отразила ряд характерных сторон духовной жизни общества, многоликой, сложной и 'противоречивой. Утверждение революционного сознания в действительности вызывает заметный подъем украинской филооофско-поли-тичеокой лирики. Лучшие образцы ев стали шедеврами поэтического творчества /Т1мн" И.Франко, "Доев 1тн1 огн!" Леси Украинки/, "
Активные философские искания содействовали сближению функций поэзии и философии, поэзии и науки . Движение к новому, более универсальному поэтическому творчеству в контексте возрастания познавательных потенций человека развернулось в то Время во многих европейских литературах. Наиболее четко оно оформилось в платформе "научной поэзии" группы французских литераторов во .главе с Р. Гилем, которые призывали поэзию стремиться к идеалу мыслящего, сознательного искусства. Идеям Р.Гиля сим-
патизировал русский.поэт В.Брюсов. Высокие требования времени к поэзии как выразительнице духовной эволюции общества осознавали и лучшие представители украинской литературы, уверенные в том, что "поэзия должна быть одним из стимулов человеческого прогресса, а в родной стране - к общенародного , средством борьбы о мировой неправдой"'-. •
Ницотворное и многогранное развитие ведущих философских мотивов лирики - человека и социума, оознания и чувства, духовного и материального было обусловлено динамическими и сложными жизненными процессами. Изображение личности в динамике познания, чувственности и социальных связей, в противоречии и становлении характера постепенно становится эстетической нормой.
Украинская лирика осмысливает человека как целостную, систему в трех основных измерениях ее взаимосвязей со средой. Это художественные плоскости, раскрывающие содержание отношений человека и природы, вселенной; человека и общества чело- . века и его родового, субстанционального сознания.
Наиболее острыми и актуальными оказались философские оппозиции типа "человек - общество". От непосредственного политического пяфоса, социальной декларативности поэзия развивалась к всестороннему постижению общественных проблем, их обобщитель-ному и аналитическому преломлению на уровне личности. Именно такой путь нвмечеи в философской лирике И.Франко, Леси Украинки, В.Сашйленко, П.Грабовского, Б. Гринченко. Мастерство художественного обобщения в познании социальных истин становится сеотъ-емлемнм качеством революционной поэзии, которая стремилась, как
I " •..............~
Грабовский П.А. Несколько слов о творчестве поэтическом/' Избранные общественно-политические и философские произведения украинских революционеров-демократов XIX века.-М.:Госполитиз-дат,1955.-С. 449. 2 - 9
отметил И.Франко, показывать "наивысшие состязания, сомнения, боли, разочарования и надежды целого века".
Социально-философские мотивы украинской лирики представляют собой довольно пеструю картину в отношении идейно-мировоззренческих ориентация - от несомненного и категорического приятия общественной сущности жизни до деклараций индивидуалистического самосозерцания и неверия в возможность влиять на сложившееся окружение. Поэзия гражданственного настроя отражала типичные личностные коллизии, колебания между активной и пас-сивно-индиферентной позициями. Противоречивую, двойственную психологию наблюдаем у лирического субъекта произведений М.Чернявского, М.Вороного, О.Олеся, А. Крымского.
Сложные взаимоотношения человека и общества фиксируются предоктябрьской лирикой на различных стадиях становления. Этот тезио иллюстрируется в диссертации на примере хронотопа дороги, пути, достаточно распространенного в лирическом творчестве того времени. В революционной поэзии образ дороги - это образ ясной, хотя подчас и упрощенной, перспективы радикального преобразования мира. У Вороного, Чернявского, Карманского он ассоциирует--ся с поиском компромиссных -жизненных платформ и нередко служит символом бесцельного и бессмысленного блуждания, движения в хаосе, тревожной неопределенности.
В социально-философской лирике нашла отражение драматическая и трагическая дисгармония мыслящего, нравственного человека и окружающих его зла и насилия, четко реализована позиция неприятия существующего мироустройства. Вместе с тем интересны . и неординарны пути поиска поэтами эстетического идеала, противопоставляемого деструктивной действительности.
Успешно развивалась также традиционная натурфилософская • линия, уходящая корнями еще в древнеукрадаскую поэзию. В дис-
серташи отмечается, что глубоко и оригинально она интерпретирована в немногих произведениях /цикл "В плен-ер1" И.Франко , "Людськ!сть","Дв1 планети" В.Самийленко/. Нередко поэтам в разработке натурфилософских проблем недоставало авторского своеобразия взгляда на мир /Б.Лепкий, П.Кулига,.В.Шурат и др./, поэтому мотив» "вечнюс звезд", тленности всего земного и т. п., несмотря и и* распространенность, оказались в целом малопродуктивными о точки зрения художественного прогресса.
Новизна мировосприятия, проявившаяся в лирике поэтов младшей генерации, была не менее характерна для своего времени, чем новияна натур$илософского мышления в творчестве И.Франко, В.Самийленко. Общи моментом многих эстетических исканий является культивирование романтического взгляда на вселенную и природу.
В осмыслении философских проблем природы и мира в украинской лирике конца XIX - начала XX вв. наметились два противоположных подхода! первый основывался на признании материальности • среды, ее объективности и открытости; второй был созвучен новейшим течениям идеалистической мысли, так как признавал идеальность, субъективность мира. Соответственно разрабатываются два направления в осмыслении природы: ее "социальность," /Франко и др./ и субъективизация восприятия /молодомузовцы/. В активе обоих ряд творческих достижений,но интеллектуальный диапазон в первом случае оказался более широким и открытым к изменениям, поскольку видение окружающего мира глазами общественного человека более адекватно отражает специфику познания человека- личности.
Объектом всеобщего интереса в поэзии являлиоь философские аспекты самосознания человека. Они ориентировали на сопоставление элементов индивидуального понимания, многогранной волевой. и поихичеокой деятельности личности с чертами родового сознания.
В лирике вырабатывается специфический характер трансформации субъективного переживания, впечатления, рефлексии в эстетический фчкт общечеловеческой значимости.
Писателей различных идейных ориентации объединяла Нацеленность на гармонизацию человеческих отношений. Эмансипация личности закономерно сопровождалась обострением основного конфликта субъекта и среды, дисгармонии духовного, гуманного начала и бездуховной действительности. Поэтому размышления о человеке преимущественно соприкасались с плоскостью этических ценностей: любви и ненависти, добря и зла, истины и неправды, убеждения и чувства, права и долга, счастья и судьбы и т.д. Нрзвствен-но-^илосоФские связи последовательно осмысливаются в поэзии И.Фрянко, Леси Украинки, П.Грановского, которые представляли революционный идеал как наиболее прогрессивный для своего времени вариант общечеловеческого этического идеала. Человека и жизнь они изобрлжлют во всей сложности и драматизме взаимосвязей, но при этом не утрачивается цельность волевого начала личности, противостоящей среде.
Бурное развитие в жизни личностного фактора обусловило также болезненную чувствительность, абсолютизацию индивидуального, которые заметны в распространенных мотивах отчуждения человека, характерных для многих европейских, в том числе и восточнославянских литератур /А.Белый, А.Блок, М.Богданович/. Трагедия индивидуализма стела одной из наиболее острых тем и украинской поэзии этого времени, а иногда она превращалась в главную тему творчества того или иного писателя /Карманский,ВороныМ
Опыт украинской лирики рассматриваемого периода свидетельствует об усилении ориентации на общечеловеческие ценности.- Это было вызвано реалиями жизни, обострившей глобальные противоречия бытия, с одной стороны, и возросшими эстетическими критери-
ями, о другой. Философские тенденции в литературе вписываются в широкий фронт творческого обновления, в русле которого и формируется оригинальная "гипотеза бнтия" Леси Украинки - одного из ведущих поэтов-мыслителей.
Во второй главе - "Лирика Леси. Украинки; социально-фило-софст'ие проблемы" - рассматривается важнейшее направление идей-И1* исканий позт'ессн.Шщотворю развивая традицию гражданственности в украинском словесном творчестве, Леся Украинка обращалась к глобальным вопросам общественного бытия. Большой талант художника, глубина постижения действительности позволили ей не просто создать своеобразную картину мира, но и во многих аспектах впервые выразить пере'довые интеллектуальные идеи, достичь значительного общественного' резонанса поэтического слова.
Как повт-Философ Леся Украинка сформировалась не сразу. Это качество таланта развивалось в меру становления ее творческой личности. Собственно Философская лирика представлена главном образом в творчестве 2-й пол. 1890-х гг. и 1900-1907 гг.
Лвтор диссертации обращается к анализу истоков философиз-ма поэтессы на материале раннего творчества, в котором уже заложены черты неординарного восприятия жизни.
Если первый сборник Леси Украинки засвидетельствовал поворот в эстетических ориентация* от абстрактно-романтических к остро современным, актуальным темам, то следующие - "Думи 1 мрП","В1дгуки" - показали окончательное утверждение На избранном пути. Поэтесса однозначно определяется как художник общественных состязаний, выразитель социальных настроений. В то же время в осмыслении политических проблем она все более стремится к синтезу, обобщению всего комплекса действительного /исторические аналогии, условно-аллегорические фигуры и под./.
В поэтическом /а пойже - и драматическом/ творчестве пи-"
сательницн развивается до масштабов ключевой проблема рабства и борьбн за освобождение человека, что подтверждается целе-нвправлениеотью ее постановки в ряде весомых произведений.
Уже само название второго сборника - "Думи I мр1Ш899/ отражает идейную установку автора, стремящегося сочетать в овоем кредо тонное понимание животрепещущих вопросов современности с мечтой о гармоническом будущем. Потрясающая аллегорическая картина общества "тьмы",несвобода и рабства создана в стихотворении ллс!". В нем выделяются три исторически сложившиеся общественные силы« подавляющая сила тирании,хаоса; сила "юрби велико? I темно Г',которая объективно является частью хаоса} и.наконец,сила потомков Прометея,открыто и отважно противостоящих "тьме". Мысль поэтессы нацелена на познание сущности общественной системы насилия,а не ее частных проявлений,
Леся Украинка трактует современность в контексте истори- . теских традиций освободительной борьбы. Отоюда ее пристальное внимание к вопросам преемственности традиций потомков Прометея /"До товоришIв","Еп}лог"("Чи оумно вас, чи рад!сно читать,,."/, включая конфликт поколений и разрыв преемственной связи революционных настроений.
Оставаясь остро современной в идейной направленности лирики, Леся Украинка в то же время не прекращает поиска мудрой, взвешенной позиции, основывающейся на незыблемости общегуманистических идеалов. Этим объясняется потребность соотнесения исторической ретроопективы и устремленности в будущее на фоне единого материального течения времени. При нвличии признаков романтической раздвоенности Мира в произведениях 1890-х - начала 1900-х гг. следует констатировать, что Леся Украинка ищет точки соприкосновения реального и идеального ¡в плоскости и на почве реальности, не удаляясь в мир чистой фантазии и
условности, как это нередко делали ее современники.
Правда революционного идеала свободного человека является той максимой, по которой Леся Украинка сверяет свое понимание современной жизни. Именно в духе этого идеала художественное время в ее лирике стремится к расширению до универсума, до бесконечности. Такая социально-философская определенность позиция характерна для произведений "Коли втомлюоя я життям щоденнимГ..,
"Полярна н1чп,"Мяги-нев1льниця","Сф1нкс''.
Общественными запросами времени обусловлено обращение Леси Украинки к проблеме взяимоотношений личности и массы,предводителя и народа. Поэтессу всегда волновали вопросы гармонизации этих отношений. В различных сферах художественной реальности она ставит их по-разному: то устремляется в мечтания об идеале будущего, то героизирует типы современных борцов-революционеров,обращается к историческим и мифологическим аналогиям, осуждая угнетение и пренебрежение интересами личности во все времена.
В произведениях писательницы отразился широкомасштабный взгляд на реалии, когда в орбиту творческой мысли вовлечен богатый культурный опыт человечества. Серьезным литературным источником была для нее В1блия. Библейскими мотивами навеяно стихотворение "У пустин{", в котором воссоздан эпизод политического прозрения народа, момент разрыва уз духовного рабства.
Идейные акпенты произведения "Якби я знав, що Км нема ря-тунку..." сосредоточены вокруг образа пророка, его морального права на лидерство, колебаний между лоясыз во спасение и убийственной правдой. Диалогический характер композиции позволяет убе-, дителько смоделировать процесс философского выбора, полемический накал. Принципиальность и стоицизм пророка противопоставляются позиции "двойственно.сти правды", идейных компромиссов и, в конечном счете, ренегатства. "
В хрестоматийно известном "Напио! в ру¥н1" Леся Украинка изобразила антигармонический тип связи личности и массы. Антагонизм во взаимоотношениях этих двух сторон бесплоден: культ тщеславного и деспотичного фараона рушится после его смерти так же легко, как и надпись имени на пирамида. Это поучительный пример высшей справедливости бытия человека и народа.
В своеобразном, интимном регистре звучит тема вожака в лирической миниатюре "Пророк". Созданной поэтессой образ пророка -фигуры героической и трагической на распутьях истории - созвучен Моисею И.Франко, Неожиданно антиномичеокая трактовка дается ситуации страждущего пророка и темной массы в полемическом монологе "Народ пророков 1". Оценка деяний духовных предводителей о точки зрения народной философии и морали имеет для Леси Украинки принципиальное значение, так как народ в ее лирика - главная историческая сила, воплощающая прогреос человечества.
Историософская сторона интеллектуальных исканий поэтессы представлена главным образом в постановке проблемы исторической 'судьбы народа и народов. Леся Украинка всесторонне осмысливает узловые моменты эволюции человеческой общности, уроки истории VI ти колись боролась, мов 1зраель","1Й'¿им —¿с&ммЛ " и др./.
Писательница разделяла и развивала франковское понимание несокрушимости и преемственности революционного духа. Выделение освободительных тенденций в квинтэссенцию духовного развития человечества позволяет ей вопринять историю разных эпох и народов как единое целое, как внутренне организованный, логичный,эволюционный ряд событий,. При этом Леся Украинка исходит из гумвниатиче-ской убежденности в истинности бескорыстного служения людям /про-цетеизма/. Связь злободневного и общечеловеческого она ощущает
диалектически, оставаясь в этом последовательницей М.Драгоманова,
/
призывавшего "искать всемирную правду".
Смелый и неординарный замысел стихотворения "I ти колись боролась, мов 1зраельП предусматривает идейную параллель между библейским сюжетом поиска земного рая и свободолюбивыми стремлениями своего родного народа. Образ земли обетованной прочитывается поэтом оригинально: это понятие не географическое, а деховное, не вымышленный рай на чужбине, а освобожденная родная стряна.
"«йугтА <¿4 же/лЛ- " - Одно из наиболее сложных философ-. с?их произведений Леси Украинки. Исследователи обращались преиму-щестренно к соииально-публицистичесним аспектам его анализа и недооценивали глубокую философскую идею - трагической ограниченности человека и человечества, угнетения стремлений к идеалу антигуманными условиями общества. Произведение уникально по масштабности замысла и емкости художественных ассоциаций.
Блягодаря сочетанию общественной и творческой зрелости таланта, Леся Украинка представляла образец поэта-личности, поэта-борца, поэта-пророка своего времени. Наряду с талантливым осмыслением жизни она осуцествляла смелое творческое моделирование мира и "словека в нем. Именно в пределах такого моделирования потенциал Леси .Украинки-мыслителя реализован в наибольшей мере.
В художественной философии поэтессы оригинально разрешен вопрос личности и массы, заложены ценные мысли о приоритете интересов народа в истории, об освободительных настроениях как движущей силе прогресса. Она провозглашала высокое гражданское предназначение и миссию человека-борца.
Разностороннему Философскому содержанию лирических произведений Леси Украинки соответствовало разнообразие художественных форм. В одних случаях встречаем большие сюжетно-описательные притчи и легенды /"Напис в руш!"."Полярна н{ч"/, в Других - философ-ско-публицистические медитации /"I ти колись боролась, мов 1зря-
■ ель'.'./, реже - форму лаконического отиха, миниатюры /"Пророк"/, Среди жанровых форм наиболее оригинальными являются философский монолог /"Народ пророков!"/ и диалог /"Якби я знав, що '¿и нема
Поиск истины путем соотнесения двух бытийных плоскостей -социально-классовой и общечеловеческой обусловил органическую связь поэзии Дочери Прометея с жизнью. Глубина познания и талантливость творческого отражения социальных проблем определяют идейную значимость ее лирики.
Третья глава диссертации - "Нравственно-философские мотивы поэзии Леси Украинки". Новая авторская концепция гениально воплощена в нравственно-этической сфере, где поэтесса сочетает пафос утверждения передовой революционной атики с активным постижением феномена человека, смысла бытия. Важной предпосылкой цельного взгляда на личность в обществе была способность Леси Украинки воспринимать и оомыоливать мир синтетически. Истоки яркого своеобразия лирики поэта следует искать в переосмыслении связи объективного и субъективного. Автором "Предрассветных огней" намечен новый тип совмещения интересов личнооти и среды, материализо-• вавшйся в образах самоотверженного, вдохновенного прометеевского горения, страстного и вдохновенного альтруизма.
В русле ключевой проблемы творчества - проблемы гармонической личности - рассматривает Леоя Украинка нравственные коллизии. Они вписываются "6 философские плоскости реальности и идеала,действительности и мечты, мысли и чувства, явления и сущности /поступка и характера/, гармонии и хаоса.
Непреходящее значение проблемы смысла жизни, выбора главных этических ценностей, нравственного долга определяется еще в раннем творчестве Леси Украинки. В нем утверждаются среди основ-дах нравственных ценностей лирического субъекта сочувствие, со-
рятунку..."/, легенда-фантасмагория
переживание братьям-людям, вера в будущее и свое благородное предназначение, выражается готовность к исполнению гражданственной миссии личности , несмотря на тягчайшие жизненные невзгоды, отрадания и разочарования /"М1й шлях","3ав1тання","0, знаю я,бя-гато ще ттромчить^!/. Следует сказать, что поэтесса не ограничивается контрастно-полярной схемой идеала и реальности /как и созвучных им чувств веры и отчаяния/, а приходит к новому пониманию идеала - как доминанты и итога жизненного деяния, активной позиции. Испытание "страшным отчаянием" Леся Украинка представляет не отолько внешним фактором формирования личности, сколько внутренней потребностью, то есть речь идет о глубине чувства сопереживания как условии нравственного очищения в революционном сознании, рождения качественно иной личности - "ц1лс5го чолов1к^7$рвдао/.
На этом фоне образ героя поэзии Леси Украинки - мужественного, гордого, но и живого, духовно полнокровного - принадлежит к наибольшим идейным достижениям лирики своего времени. В нем всегда неслучаен момент сомнения, противоречия, преодоления колебаний. В процессе художественного моделирования жизненных противоречий Леся Украинка выделяет не только силу духа, нерушимость убеждений, но и энергичность переживания, драматизм чувства.Этот высокий драматизм и тяжелые, мучительные раздумья сопровождают те ситуации познания, которые требуют от человека важнейшего,существеннейшего выбора. Лирическая ситуация такого типа воссоздана в "Ангел! помети", где внутреннее противоречие мастерски воплощено "в ролях", а философская оппозиция - в двух противоположных взглядах на жизнь и ее ценности. Мотив смысла жизни неряду с мотивом предназначения искусства звучит в стихотворении "Уо причем дилема "быть или не быть" конкретизируется в вопросах : как быть, каким содержанием наполнить бытие, чтобы достигнуть максимальной общественной реализации своего личностного "я".
С точки зрения целостности личности Леся Украинка в лирике последних лет уходящего века корректирует существенные идейные акценты своей гипотезы бытия, Слезы, скорбь, страдания она приемлет и оправдывает только как момент борьбы, этап на пути к более активной позиции, В противовес трагическому поэтесса обращается к героическому, находит широкое, содержательное толкование последнего. Ее занимает не столько героика битвы, поступка,сколько героика способа жизни /"вражо'1 облоги"/, характера /"бран-ця-линаря"/, то есть не оболочка и факт, а сама оущность героического /"МрП" из цикла "Кримськ! в{дгуки"/. Гуманистическая, пшметеевская доминанта формирует моральный императив ее лирического субъекта в сложнейших ситуациях выбора.
Личность в лирике Леси Украинки нестатична, постоянно открыта к самосовершенствованию, созиданию , активному интеллектуальному труду. Источником внутреннего движение является мысль, . сомнение, конфликт. Сосредоточенность на высоких бытийных раздумьях увлекает в стихотворении "Ось уноч{ пробудились души", где. предметом размышления становится собственно динамика сознания лирического субъекта. Ощущение человеком оамого себя и мира • представляются поэтом в неразрывной связи, обусловленной, в свою середь, неизменно ориентирующей "правдой идеала".
К проблеме счастья Леся Украинка обращается в зрелом творчестве нечасто и, как правило, в русле других философско-этичес-ких проблем. Своеобразным эквивалентом счастья в ее концепции прометеевской личности выступает мечта - неотъемлемый атрибут идеального характера. Перспектива личного очастья оказывается вне основных волевых стремлений лирического героя поэтессы,и »го несколько ослабляет внутреннюю цельность персонажа, причем именно в том эвене, где материальное увязывается о духовным.
Порывы души, вполне оправданные в масштабе богатой творческой личности, отчуждаются и угнетаются усилием воли /"Я знала те, що будуть сльози, мука£/.
Б драматическом, подчас болезненном осмыслении Лесей Украинкой категорий страдания, жертвы отразились и запросы реальной жизни, и специфика литературно-эстетического контекста /"разрушение нравственности" в искусстве модернизма/. Мотив страдания, оформившись в эстетический фактор мировосприятия поэтессы в сборнике "На крилах п1сень" /цикл "Сльози-перли","Сон"/, развивяется в поэзии 1890-1900-х гг. /"Хвилина розпачу","Порвалася нескюте-на розмова^! и др./. Так, в программном стихотворении "Завжди тер-новий в1нець" автор смело обновляет символическое содержание <5иб-лейского образа мессии, выделяя не .пассивность страдания и жертвы Христа, а сознание высшего долга благородной жертвы во имя людей /в этом - близость к символу другого философского образа -Прометея/. Величие осознанного служения идее как нравственный абсолют поражает в герое лирической миниатюры "Еуло се за час!в срято! Германдади.7.
Гуманистическое содержание этической программы поэтессы блестяще репрезентировано в неповторимо индивидуальной теме "забытой тени". В "Забут1Й тшГ,"Проклятт! Рах1л1","Жертв!" проблема жертвенности поставлена глубоко, диалектически, акцентируется внутренняя потребность, целесообразность страдания и жертвы. Герои Леси Украинки, величественные и гордые даже в скорби и отчаянии /"Н1обея","Хто дасть коГм очам потоки слгз?/, противостоят ограниченной и аморальной среде. В этом проявляется не только пя*ос утверждения революционного идеала, но и пафос отрицания, тревога поэта за обесценивание высоких духовных устоев в современном ему мире.
Примечательна для авторской концепции личности Леси Украинки материалистическая постановка проблемы жизни и смерти. Эта философская оппозиция в ее лирике, во-первых,органически связана с мотивами борьбы,волевых стремлений,высокосознательной деятельности, а,во-вторых,выражает индивидуальное своеобразие через обостренного нотками трагизма восприятие мира. Мечты,устремления поэтессы направлены в сферу земной, а не потусторонней жизни» значимость, весомооть существования ставится в зависимость от содержательности жизненного идеала и верности ему /"Сон","Коли вже зачепили с1 питания!!,"Чи пам'ятаете, коли я говорила^./.
Тема смерти вызывает у Леси Украинки раздумья о соотнесенности в человеческой жизни материального и идеального: ведь предел бытия отделяет личность от среды физически, но ее духовный мир не уходит в ничто, обретает жизнь в иных формах. Этот тонкий механизм перехода духовной константы ушедшего человека в космос мыслей и чувств других людей воссоздан в проникновенно-интимном стихотворении "Уста говорять: в1н нав!ки згинув!", Волнующе-патетически изображен момент прощания о жизнью в монологе "Дочка 1«фая". Образ непрерывной духовной связи мертвых с живыми опять появляется в произведениях "Мо( люб!, до мене ход1ть! я сама" и "Люда боятьоя вноч! в ладо в ища,". Духовное начало поэтесса изображает нетленным, вечным, поэтому именно в сфера духовного ей видится разрешение конфликта жизни и смерти. Леся Украинка приходит к парадоксальному обобщению - линию смерти она проводит, так сказать, вертикально! выделяет мертвое в жизни, т.е. безнравственное - ренегатство, отступничество, деградацию /"мертва душа"/ и, наоборот, в образах физически уже отошедших людей видит живое, духовное начало /"жива могила11/.
Показательно, что отталкиваяоь от внешней полярности поня-
тий бытия и смерти, поэтесса находит гармоническую развязку в плоскости живого, газки, создает образ глобальной взаимосвязи мира, единства его. В ее интерпретации этой проблемы очевидна направленность на созидание, порывание к активному кизнетвор-честву и отрицание деструктивного элемента сознания, что представляло передовую, исторически актуальную позицию художника.
Нравственно-философская лирика Леси Украинки в полной мере воплотила свойственный писательнице дух творческого новаторства. Идейным стержнем этой поэзии является авторская концепция личности, отразившая основные этические противоречия жизни и смоделировавшая перспективу человеческой духовности. При этом высокая напряженность чувства, переживания не менее важна, чем глубина мысли. Ведущие сюжетные оппозиции строятся вокруг реального и идеального, мысли И чувства, гармония и дисгармонии, движения и неподвижности. В жанрово-композиционном плане наблюдаем два основных типа стихотворения - небольшого бессюжетного лирического произведения с сильно выраженным субъективным элементом и более емкого лирико-драматического произведения с устойчивым рационалистическим началом и элементами сюжета. Оригинальному содержанию философской поэзии адекватна яркая и непов-' торимо выразительная поэтика.
В заключительной части сформулированы выводы исследования о новаторстве философской поэзии Леси Украинки и месте ее в литературном контексте, о цельности и гармоничности авторской гипотезы бытия и ее ядра - концепции личности, о воплощении в лирике поэтессы общегуманистических представлений о мире и человеке, об оригинальности поэтики и других качествах рассмотренного литературного явления.
По материалам диосертации опубликованы следующие работы на украинском языке:
1. Нравственно-философские мотивы лирики Леси Украинки /проблема страдания и жертвы/. Ровенский roo. пед. ин-т,-Ровно, 1990.- 27 о.- Библиогр. 19 назв.- Деп. в ИНИОН АН CCCP.IP 4I6I6 от 19.04.1990 г.
2. Философские проблемы в осмыслении М.Коцюбинского-новеллиста// Творча спадщина М. М.Коцюбинського t сучасний л!тератур-
' ний процео: Теэи м!жвуз. наукгметод. конференцПОдеоа,1989,-С. 9-1I,
3. Философские тенденции в западноукраинской литературе конца XIX - начала XX ст.//Розвиток осв!ти t культури в задних областях УРСР: Тези наук.-практ. конф,- Терноп1ль, 1989,Ч. И.-С. 58-59.
4. Философская тенденция жизни как борьбы в поэзии Павла Грабовского// П.А.Грабовський - визначний громадоький д!яч, по-ет-революц!онер, перекладач, фольклорист: Тези л!т. читань,-Суми,1989,- С. 5-8.
5. Общечеловеческие гуманистические идеи Леси Украинки и их воспитательный потенциал// Формування t становления сучасно-го вчителя: Тези наук.-метод, конф.- Ровно,1990.- Ч. III.-
С. 55-56.
6. Фияософско-эстетическая концепция Леси Украинки в контексте культурно-образовательной жизни Западной Украины конца XIX - нач. XX ст,// Розвиток педагог!чно! осв1ти i науки в эа-х1дних областях' УкраКни: Тези наук.-практ. конф,- Терноп|ль,
1990.- Ч. I.-C. 135-137,