автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Философская поэзия С. Т. Колриджа

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Саркисова, Наринэ Мартиросовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Философская поэзия С. Т. Колриджа'

Текст диссертации на тему "Философская поэзия С. Т. Колриджа"

гла

! / /

//

белорусский государственный университет

На правах рукописи

саркисова

Специальность: 10.01.05. - Литературы народов Западной Европы, Америки и Австралии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата

филологических наук

Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор СИДОРЧЕНКО ЛАРИСА ВАЛЕНТИНОВНА

минск - 1999

¿и

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

С. 3 - 43

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ С.Т. КОЛРИДЖА

С. 44 - 135

Часть 1. "Динамическая философии" или

теория "органического единства'

С. 44

105

Часть 2. Философско-эстетические категории

и "тетрарная формула" бытия С. 105 - 135

ГЛАВА II. ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКОИ ПОЭЗИИ С.Т. КОЛРИДЖА

С. 136 - 258

Часть 1. Эготизм как способ лирического

переживания Часть 2, Символика "тетрарной" модели мира и мотив страдания в поэмах С.Т. Колриджа

С. 137 - 179

С. 179 - 214

Часть 3. Философская проблематика поэзии 1800 - 1834 годов

С. 214

258

ГЛАВА III. Колридж и философско-эстетические

искания английских романтиков С. 25 9 - 340

Часть 1» Философская концепция Бога

в творчестве Колриджа и Байрона

С. 259 - 282

Часть 2. Поэтико-стилистические параллели в творчестве Колриджа и английских романтиков

С. 282

т.,

; 0

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С. 341

342

СПИСОК СОКРАЩЕНИИ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

С. 343 С. 344

ВВЕДЕНИЕ

Проблема соотношения философии и поэзии привлекала неизменное внимание как философов, так и поэтов на протяжении всей истории развития западноевропейской литературы. Принято считать, что философия в качестве особой науки впервые была выделена Платоном1, диалоги которого служат ярким примером поэтизации философской мысли2. "Плодотворное напряжение, существующее между областью поэзии и областью философии"3, связано с противоречием и сходством между мышлением посредством образов и понятий, с одной стороны, и связью и отторжением между действительной и идеальной реальностью, с другой стороны. Общность задачи поэзии и философии заключается в стремлении к созданию универсальных, категориальных, абсолютных (объединяющих конкретный и всеобщий смысл идеи и явления) понятий в философии, образов в поэзии. Этот процесс можно назвать символизацией (диалектически подвижным тождеством между конкретным частным и обобщенным целостным смыслом умозрительного понятия и идеи, художественного образа и явления действительности). В поэзии - "идеализирующая направленность" осуществляется в процессе преображения природы посредством воображения творца, находящего воплощение в поэтическом слове. В философии априорные сущностные идеи реальности открываются в процессе умозрительного опыта диалектического развития и обобщения

1 Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1980. С. 390.

2 Колридж С.Т. Из "Литературной биографии" // Колридж С.Т. Избранные труды. -

М., 1987. С. 103.

3 Гадамер Г. Философия и поэзия // Гадамер Г. Актуальность прекрасного. -

М., 1991. С. 116.

понятий, выражаемого на языке, в исключительных случаях соответствующем ее природе (диалоги Платона)1. Поэзию и философию, кроме того, сближает сопротивление ограниченным пределами заданного смысла словоупотребления навыкам практики и теории науки, искусства и жизни. Если поэзия сопротивляется "другому стихотворному

произведению" или "риторике обыденной жизни", то

философия - формальным аргументам и пустой софистике,

о

дабы не впасть в смыслоутрату или в ее трансформацию . В этом сопротивлении, в моменты идеологического кризиса в истории европейской мысли, философия особенно часто прибегает за помощью к поэзии, обладающей собственным языком, отличным как от обыденной, так и ученой риторики ("Поэтическая конструкция строится как постоянно обыгрываемое равновесие звучания и смысла"3) . Примеры с произведениями Платона, Боэция, Беме, немецких романтиков подтверждают данную тенденцию. "В отношении поэтов, как и в отношении философов от Платона до Хайдеггера, видимо остается в силе диалектика раскрытия и затягивания в тайну языка", - приходят к выводу представители актуальной современной науки - герменевтики, основы которой заложил немецкий романтик "иенской" школы Ф. Шлейермахер 4. Различие в средствах достижения единой цели - открытия универсального смысла единосущной целостной реальности, обнаруживающего заново вечные ценности в конкретных исторически изменчивых явлениях действительности^ - преодолевается и вновь возникает благодаря творениям искусства, возрождающим вечный или

1 Гадамер Г. Указ. соч. С. 118, 123.

2 Там же. С. 125.

3 Там же. С. 120.

4 Там же. С. 125.

порождающим новый смысл в животворящем образе.

Рассуждая о принципах смысловой структуры добродетели в диалоге "Протагор", Платон устами Сократа предлагает перенести вопрос о добродетели в область поэзии стремясь извлечь умозрительную философскую истину из художественно обобщенного образа в песни Симонида. В то же время Платон подчеркивает опасность использования готовых примеров из поэтического текста автора в качестве аргументов, поскольку смысл их связан с контекстом и замыслом автора, а также часто искажается людьми "из толпы", и призывает людей образованных к живому диалогу, всякий раз порождающему новые оттенки мысли, т.е. творчеству 2.

В истории английской теории поэтического искусства примечательны замечания классиков эпохи Возрождения Ф.Сидни и Б. Джонсона - по данному вопросу. В "Защите поэзии" - "первой историко-нормативной поэтике на английском языке"3 - Сидни, обосновывая превосходство поэзии над философией, отмечает большую эффективность природных качеств поэтического способа открытия истины на пути "к высшей цели земного познания - нравственному совершенствованию". Сравнивая поэтический образ и соответствующее ему философское понятие как средства поучения, Сидни отдает предпочтение художественному вымыслу, воображению поэтического гения, поскольку, во-первых, поэтический образ связывает вечный идеал с частным примером ("в совершенной картине - в человеке... он соединяет общее понятие с частным примером"), во-вторых, поэт не описывает добродетель "с помощью

1 Платон. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1993. С. 450.

2 Там же. С. 4 60.

3 Володарская Л.И. Первая английская поэтика // Сидни Ф. Астрофил и Стелла.

отвлеченных понятий"1, а побуждает к активному действию,

влияя на чувства, вызывая эстетическое удовольствие. "Над

всеми науками... царит Поэзия. Поэт приходит к вам не с

туманными определениями, которые, объясняя, затемняют

суть предмета и поселяют в вас сомнения, но с

расположенными в чарующей пропорции словами, настроенными

на волшебное искусство музыки", - заключает Сидни 2. В

познании истины и овладении добродетелью поэзия имеет

преимущество перед философией, потому что побуждает к

действию (героическому идеалу ренессансной личности),

внушает не только знание, сопряженное с сомнением, но

веру, ведущую к этическому совершенству, посредством

воздействия на воображение, пробуждения души и

удовольствия. Позже Б. Джонсон обобщает высказывания

Сидни, практически отождествляя поэзию и философию,

отличающиеся только средствами выражения, достижения и

внушения единой истины: "И поскольку философию мудрые

величают суровой, аскетичной поэзией, постольку в свой

черед, поэзия определяется ими как нежная, сладкоголосая

философия, которая побуждает нас действовать, доставляя

>1 з

восхитительное удовольствие и неведомое наслаждение Оба поэта имели в виду замечания Аристотеля о философичности поэзии 4, но в одном случае уравняли в правах, в другом возвысили поэзию над философией.

Поскольку основным вопросом философии как науки о всеобщих законах природы, общества и сознания является

Защита поэзии. М., 1982. С. 292.

1 Сидни Ф. Защита поэзии // Сидни Ф. Астрофил и Стелла. Защита поэзии. М., 1982. С. 159, 161, 162.

2 Там же. С. 17 3.

3 Джонсон Бен. Заметки или наблюдения над людьми и явлениями, сделанные во время

ежедневного чтения и отражающие своеобразие отношения автора к своему времени // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980. С. 193.

4 Аристотель. Поэтика. Соч.: В 4 т. Т.4. М., 1983. С. 655.

выяснение отношений между сознанием и бытием, то сферой распространения философской проблематики могут быть в равной мере религия, искусство, наука как три основных вида сознательной деятельности человека в поисках истины (вера, творчество, знание). Однако инструментарий "науки наук" и поэзии отличается, как различаются умозрительные суждения и образные переживания.

В искусстве поэзии процесс т.н. "философизации" может проявляться на уровне общей цели, обозначенной выше, и в этом смысле иметь всеобъемлющий характер; а может проникать во все уровни поэтики художественного текста: топику (способ художественного мышления, принципы композиции и сюжетостроения, мотивации действий и переживаний персонажей, система образов и т.д.), стилистику (тропы и синтаксические фигуры), метрику и строфику, наконец, формировать общие закономерности жанра. Выражение философской проблематики в поэтическом произведении зависит от мировоззренческих основ той или иной культурной эпохи, периода в развитии литературы. В средневековой поэзии дуализм и аллегоризм художественной картины мира находил отражение в приемах персонификации абстрактных умозрительных понятий или абстрагировании материальных явлений преимущественно в жанрах эпической и драматической литературы (поэмы, мистерии, моралитэ, миракли, видения)1. В ренессансную эпоху философские идеи гуманизма преобразили не только тематику и проблематику в поэзии, способ художественного мышления, но и жанровые модели поэтических произведений, принципы метрики, строфики, стилистики (пример сонетного искусства в

1 Попова М.К. Аллегория в английской литературе средних веков. Воронеж, 1993.

С. 16.

ренессансной лирике - одна из наиболее ярких иллюстраций философско-эстетической основы поэтического творчества в тот период) 1. С проникновением философских принципов в поэтическое творчество возникает проблема преображения способа лирического переживания и лексико-стилистических приемов. Т.Уайетт и Г.Г. Сарри укрепили на английской почве жанр сонета, по-своему модифицировали логику композиционного строя и рифмовку. Отличие

"шекспировского" сонета, созданного Сарри, от "петраркистского" состоит, в том числе, и в больших возможностях для драматизации антитетичного конфликта в сонете, емкого, афористического вывода своеобразного лирико-философского монолога ("сонетный ключ"), каким являлся сонет, однако идейно-тематические и лексико-стилистические каноны оставались традиционными. В сонетном цикле Сидни "Астрофил и Стелла" наблюдается в определенной мере присутствие принципа рациональной дуализации лирического мира поэта (сонет 99) , игра логическими инверсиями (перенос правила двойного отрицания, ведущего к утверждению, из грамматики в действительность - сонет 63). Однако в лирике поэтов-елизаветинцев, при всем разнообразии художественных средств выразительности, способ лирического переживания и метафорический язык остаются в рамках европейской ренессансной традиции. Лирическое переживание не подвергается строгой рационализации, не абсолютизируется в качестве доминирующего объекта философских размышлений, образный язык возвышенно метафоричен, гармонично сочетает причудливую фантазию с реальными картинами жизни, а

1 Плавскин 3. И. 14 магических строк // Западноевропейский сонет ХШ-ХУП вв. Л., 1990. С. б.

ритмико-мелодический строй стиха отличается плавной,

сладкозвучной мелодией. У Шекспира можно увидеть начало

дуализации метафорического языка, маньеристические приемы

построения системы образов, но ренессансная идеальная

цельность и гармония мифо-поэтического мира,

самодостаточного, не нуждающегося в эмпирически научных,

спиритуально религиозных, умозрительно философских

подпорках, очевидна. Собственно философской впервые

начинают называть поэзию "метафизиков" (Д. Донн и его

последователи). Дж. Драйден отмечает "философские

тонкости" в лирике Донна. В "Жизнеописании А. Каули" С.

Джонсон определяет понятие "метафизического концепта"

("metaphysical concept") как "сочетание несхожих образов

или открытие таинственного сходства в вещах совершенно

разных"1. Новации "метафизиков" связаны не с "мудреным",

"заумным" стилем в выражении своих чувств и мыслей (в

средневековой куртуазной поэзии также выделяли "темный"

стиль авторов сложных, запутанных лексико-семантических

построений в описании образов или передаче витиеватых

суждений). Впервые предметом лирического переживания

становится сам процесс познания себя и мира, усложненного

множественной рефлексией явлений бытия и сознания поэта

друг в друге. "Основная идея "метафизической лирики"

напряжение чувства под знаком разума, устремленного в

if 2

безграничность и жаждущего откровения . Непреодолимость дуализма мира - материи и духа, бытия и сознания, выраженная в искусстве "концепта", парадоксально сближающего противоположные понятия интеллектуального

1 Seventeenth-Century English Poetry. The Annotated Anthology / Ed. by T. Dawson & R.S. Dupree. N.-Y., 1994. P. 17.

2 Муравьев В. С. Метафизическая лирика // Литературный энциклопедический

словарь. М., 1987. С.218.

эксперимента рефлексирующего, взыскательного в поисках истины автора, заставляет привнести в мир поэтического творчества религиозно-философские способы познания. Религиозные медитации "Священных сонетов" Д. Донна, как и эволюция его мировоззрения - яркое подтверждение своеобразного обращения поэзии за помощью к философии (научному знанию о тайнах вселенной и человека) и к религии (вере в целостность и божественную сущность бытия как откровения высшей всеблагой воли творца). Шекспир и Мильтон обозначили эти два кульминационных момента в истории английского гуманизма и ренессансной поэзии: познание истины посредством поэтического воображения, чистого творчества, открывающего морально-этические, философско-эстетические истины, создающего целостный мир гармонии человека, вселенной, природы, общества, и познание, синтезирующее способы научно-философского постижения законов материального мира (сенсуализм, рационализм философии 17 века) с религиозно-мистическим откровением божественной сферы бытия в поэтическом творчестве.

С наступлением эпохи Просвещения в литературе культивируется рациональное начало, усложняется картина соотношения научных и поэтических открытий, наблюдается обогащение идейно-тематической проблематики произведений, создается новая философская модель мира, система мировоззренческих понятий, точный, логически обоснованный категориальный аппарат. Однако столь существенные новации ущемляют лирический способ переживания в поэзии, вытесняют "неправдоподобное" (фантазию), "неразумное" (мистико-иррациональное), "бессистемное" (бесконтрольный полет воображения), "избыточное" (тропо-синтаксические украшения) и др. Выдающийся поэт английского

просветительского классицизма А. Поуп "проявлял повышенный интерес к философско-теологическим трудам о мироздании", отразив в своем творчестве своеобразный "синтез ренессансных представлений о мироздании и прежде всего доктрины Великой Цепи Бытия, основанной на теологизированном мистико-пантеистическом неоплатонизме, с элементами деистического учения" и эмпирическими открытиями "новой науки". Примерами тому могут служить упоминание астрономического изобретения телескопа в "Похищении локона", влияние "теории кометы" У. Уистона на лексикон перевода "Илиады", отражение корпускулярной теории света Ньютона в теоретико-эстетической дидактической поэме "Опыт о критике"1. Так или иначе, Поуп признавал разум источником и средством познания, веры и творческих усилий человека (концепция "здравой веры"). Философская лирика получает новый импульс в оппозиционном классицизму направлении английской литературы середины 18 века - сентиментализме. В противоположность рационально-опытному способу открытия истины, поэты-сентименталисты предлагают меланхолическое созерцание природы, культивируют чувствительность, мистическую загадочность бытия и человеческой судьбы, возвышенную поэтизацию субъективного душевного состояние, скорбные мотивы обреченности души на вечные скитания в юдоли земных страданий, потустороннего воздаяния. В связи с новациями сентименталистов рождается понятие медитативной лирики (углубленно, целенаправленно размышляющей) как "жанрово-тематической разновидности поэзии, родственной философской лирике, но не сливающейся с ней"2. Особое распространение приобретают жанры элегии

1 Сидорченко Л.В. Александр Поуп: в поисках идеала. Л., 1987. С. 112-121.

2 Муравьев B.C. Медитативная лирика // Литературный энциклопедический

и послания (описание путешествий, воспоминаний, картин природы), в которых чувство вытесняет патетику риторических умозаключений. Стихотворен