автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философская проблема "текст-читатель"

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Бурмистрова, Ирина Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Философская проблема "текст-читатель"'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философская проблема "текст-читатель""

На правах рукописи

Бурмистрова Ирина Викторовна

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА «ТЕКСТ-ЧИТАТЕЛЬ»: ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ XX ВЕКА

09.00.03 - История философии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

7 НОЯ 2013

005536895 Ростов-на-Дону-2013

005536895

Работа выполнена в ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» на кафедре истории философии факультета философии и культурологии

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор

Золотухина Елена Всеволодовна

Официальные оппоненты: Титаренко Инна Николаевна

доктор философских наук, профессор, Инженерно-технологическая академия Южного федерального университета, заведующая кафедрой философии

Рябова Лариса Владимировна

доктор философских наук, профессор, Южно-Российский институт — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, профессор кафедры философии и методологии науки

Ведущая организация - НОУ ВПО Южно-Российский Гуманитарный Институт

Защита состоится «5» декабря 2013 года в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 212.208.11 по философским наукам при Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. Нагибина, 13, ЮФУ, ауд. 434.

С диссертацией можно ознакомиться в зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан « 3-7 » р^. 2013 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

О.Ф. Иващук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Актуальность философской проблемы «читатель-текст», которую иными словами можно определить как проблему взаимоотношений читателя и текста в процессе формирования смысла произведения, ясна по ряду причин.

Во-первых, в гуманитарной науке в XX веке возникла необходимость смены исследовательских парадигм в изучении литературы и поиска новых путей интерпретации вследствие смещения интереса от фигуры автора к фигуре читателя. Во второй половине XX века происходит обращение к тексту как к самостоятельной категории в структурализме, постструктурализме, философской герменевтике и феноменологии.

Во-вторых, в эпоху массовой культуры и развития средств массовой коммуникации в современном информационном, постиндустриальном обществе, обществе потребления, где высшей ценностью становится информация и господствует текст, где происходит отказ от истины в пользу идеи множества интерпретаций, философы обращаются к читателю как потребителю текстовой информации. Исследователей последних десятилетий интересует проблематика формирования читательских потребностей и реакций сознания на произведения искусства и литературы в частности, феномен чтения, механизмы восприятия. В философии и философском литературоведении вырабатывается новое понимание читателя как самостоятельного конструктора смыслов, чей новый статус осмысливается в рамках философских рецептивно-эстетических исследований, а также понимание текста как смыслопорождающей структуры, чьи стратегии также оказывают влияние на читательское восприятие в структурализме.

В-третьих, современное развитие средств коммуникации и массовой информации сталкивает нас с проблемами манипуляции сознанием, целенаправленного конструирования потребностей читателей (а также зрителей и слушателей), что также требует философского осмысления.

В этих условиях в XX веке появилась необходимость философского осмысления взаимоотношения читателя и текста, а также роли и статуса художественной литературы в эпоху информационного общества и общества потребления. Отказ от нахождения одного заданного автором смысла произведения литературы, направляет философов последней трети XX века в сферу исследований читательского восприятия, где имеет место множество интерпретаций, на формирование которых также оказывают влияние структуры текста. Как происходит формирование смысла произведения, какую роль в этом процессе играет сознания читателя, как проявляет себя текст, по каким законам формируется восприятие, как происходит взаимодействие читателя и текста, и какой из этих категорий принадлежит главная роль в формировании смыслов произведений литературы - все эти вопросы лежат в поле философской проблемы «текст-читатель».

Наибольшее освещение заявленная проблематика получила в философских работах представителей французского постструктурализма и немецкой рецептивной эстетики последней трети XX века, хотя предпосылки осмысления проблемы взаимоотношения текста как литературного произведения и читателя мы можем проследить в истории философии, начиная с Античности. В отечественной науке проблема также получила некоторое освещение работах представителей русской формальной школы и московско-тартусской школы. Однако, необходимо более подробное освещение проблемы взаимоотношения текста и читателя в современной российской гуманитарной науке, что также определяет актуальность данного исследования.

Степень научной разработанности темы.

Избранная тема ориентирована на вхождение в круг философских проблем последней трети XX века в исследованиях отношений категорий автора, текста и читателя у французских постструктуралистов (работы Р. Барта, Ю. Кристевой, Ж. Деррида, М. Фуко) и представителей констанцкой школы рецептивной эстетики (Х.Р. Яусса, В. Изера), возникшей как

направление в немецкой философской и философско-литературоведческой мысли второй половины XX века. Для более полного раскрытия проблемы взаимоотношений текста и читателя в истории философии также потребовалось обращение к работам А. Моля, П. Рикера, Н. Гартмана, М. Дюфрена, Ю. Лотмана, М. Бахтина и др. по проблематике текста, автора, читателя, чтения, письма, понимания и интерпретаций. В качестве предшественников рассматриваются исследования представителей романтического течения в европейской философии (йенские романтики и представители романтической историографии), Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, Р. Ингардена, Х.Г. Гадамера, формальной школы и др., повлиявшие на формирование исследовательской мысли второй половины XX века по проблематике текста и читателя.

Как мы видим, значительная часть исследований приходится на французских и немецких философов, исследования которых в области взаимоотношений текста и читателя, могут быть разделены на два направления: герменевтическое (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, X. Г. Гадамер, Х.Р. Яусс) и феноменологическое (Р. Ингарден, Н. Гартман, М. Дюфрен, П. Рикер, В. Изер). Феноменологическое направления во Франции испытало значительное влияние философии Э. Гуссерля. Можно заключить, что в XX столетии немецкая и французская философская мысль развиваются в одном проблемном поле, дополняют и обогащают друг друга.

Большая глава в исследовании посвящена проблематике констанцкой школы рецептивной эстетики. При всей популярности исследований роли читателя в формировании смысла произведения в отечественной философской науке проблематика исследований констанцкой школы (ФРГ, вторая половина XX века) оставалась слабо изученной, о чем говорит малая представленность этой темы в русскоязычной аналитической литературе, малое количество переводов.

В работе также происходит обращение к первоисточникам на немецком языке: Jauss H.R. «Literaturgeschichte als Provokation der Literaturwissenschaft»,

«Ästhetische Erfahrung und literarische Hermeneutik» (Яусс X.P. «История литературы как провокация литературоведения», «Эстетический опыт и литературная герменевтика»), Iser W. «Akt des Lesens», «Das Fiktive und das Imaginäre— Perspektiven literarischer Anthropologie» (Изер В. «Акт чтения», «Фиктивное и имагинарное - перспективы литературной антропологии». Также представлен аналитическая литература по проблематике «текст-читатель» в европейской философии - русскоязычные работы Г. Тиханова, С.Н. Зотова, В.М. Жирмунского, Е.И. Ляпушкиной, И.П. Ильина, Н. Зоркой, А.Ю. Большаковой, А. Дранова, A.B. Соснина, Т.Г. Румянцевой, Е.В. Абрамовских, Е.В. Золотухиной-Аболиной, И.М. Савельевой, A.B. Полетаева, И.С. Вдовиной, Е.А. Цургановой и др.), немецкоязычные (К. Stierle, К. Knipp, Р. Boden), а также работы зарубежных исследователей философов, литературоведов, нарратологов В. Шмида, А. Компаньона, У. Эко, А. Шенле, Э. Уолла, М. Вишке, переведенные на русский язык.

Объект исследования — проблема «текст — читатель» в философских исследованиях XX века.

Предмет исследования - философские и философско-литературоведческие концепции взаимоотношений текста и читательского сознания в истории философии во второй половине XX века.

Цель исследования: анализ взаимоотношения текста и читателя в философских концепциях XX века.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач: -охарактеризовать основные концепции философских исследований проблемы «текст-читатель» в XX веке;

-проанализировать развитие проблемы взаимоотношения текста и читателя в истории европейской философии;

-охарактеризовать основные положения текстовой теории и роль читателя во французском постструктурализме;

- проанализировать модели коммуникации «автор-читатель» и «текст-читатель» в европейской философии второй половины XX века;

-раскрыть специфику рецептивной эстетики и основные этапы развития констанцкой школы рецептивной эстетики (на примере исследовательской группы «Поэтика и герменевтика»);

- раскрыть основные положения теории Х.Р. Яусса;

-показать специфику концепции В. Изера.

Теоретические и методологические основания исследования.

В предлагаемом исследовании происходит обращение к конкретно-исторической ситуации, сложившейся в интеллектуальной жизни Европы в XX столетии. Уход от метафизики привел философские искания последней трети XX века в пространство междисциплинарных исследований. В этот период философия перестала быть чисто академической дисциплиной, обитающей преимущественно в учебных аудиториях и хранящей чистоту своего предмета. Она получила мощную прививку со стороны других дисциплин — психологии, лингвистики, литературоведения и далее активно развивалась на этом интегральном гуманитарном поле. В связи с этим на первый план вышли относительно новые объекты исследования, имеющие длинную философскую предысторию. Среди таких новых объектов были текст и читатель.

Проблема текста возникла в XX веке на стыке философии, литературоведения, культурологии, лингвистики, семиологии, нарратологии. На формирование текста как самостоятельной категории, отличной от литературного произведения, повлияли философские исследования структуралистов и постструктуралистов (Р. Барт, Ж. Деррида, Ю. Кристева, М. Фуко и др.). Поворот исследовательских интересов к читателю произошел в рецептивно-эстетических, герменевтических и феноменологических концепциях (Х.Г. Гадамер, П. Рикер, Р. Ингарден, констанцкая школа).

Обращаясь к проблематике соотношения текста и читателя (читательского сознания), также необходимо разъяснить понятия интерпретации и читателя как личности, воспринимающей произведение

литературы. Сознание читателя необходимо признать инструментом интерпретации; интерпретация понимается как «производная от восприятия литературного произведения»1, восприятие — шире интерпретации.

В работе активно используются такие понятия как текст, читатель, автор, читательское сознание, читательское восприятие, чтение, литература, произведение, письмо, интерпретация, восприятие, герменевтика, воображение, интуиция, вчувствование и др. Под читателем (читательским сознанием) понимается адресат текста, т.е. субъект восприятия; читательское сознание, испытывающее на себе влияние текста. Под текстом понимаем последовательность знаков в определенной связи, особую систему и производство знаков (структуралистский и постструктуралистский подходы). В соотнесении с текстом рассматриваются произведения литературы. Категория автора как создателя произведения также подвергается анализу в этом исследовании, где происходит переосмысление влияния этой категории на формирование смысла произведения, с новых позиций в философской мысли XX века автор рассматривается в его взаимоотношении с текстом.

Проблема соотношения текста и читателя (с какими бы именами, ролями и функциями читатель нам не являлся: как литературный критик, как профессиональный интерпретатор или простой читатель) является проблемой истории философии, теории познания, методологии, эстетики, философской антропологии и философского литературоведения; она тесно связана с проблемами автора, текста, творчества и смыслообразования, с проблемами определения сущности художественного произведения и интерпретации, интуиции, воображения и др.

Одной из предпосылок проблемы нашего исследования может стать понимание троичного отношения «автор - текст - читатель» как динамического процесса «объективации — субъективации», в котором замысел

1 Цурганова Е.А. Герменевтика // Современное зарубежное литературоведение. Страны западной Европы и США. Концепции, школы, термины, М.1999, с. 186

автора, объективируясь в тексте, становится самостоятельным артефактом, смысл которого необходимо раскрыть читателю. Следует употребить эти понятия, не присущие исследуемым мыслителям, чтобы выявить движение философских идей, облаченных в формы теоретического литературоведения.

Хотя тема нашего исследования может рассматриваться как междисциплинарная, в данной работе она исследуется в историко-философском ракурсе. Этому способствует используемый историко-философский метод, компартивистский метод, метод реконструкции философских концепций избранных авторов, которые дополняются общефилософскими методами, методом культурно-исторического анализа, методом интерпретации, общенаучными методами (синтез, дедукция, индукция). Методология исследования позволяет реконструировать воззрения на категории текст и читатель в истории философии, провести сравнительный анализ подходов к исследованиям категорий текста и читателя, интерпретацию анализируемых текстов, включая самостоятельно переведенные источники с немецкого языка.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Проанализировано развитие проблематики текста и читателя в истории европейской философии в XIX - XX вв., в философских концепциях XX века как смещение интереса от проблематики взаимоотношений автора и литературного произведения, автора и читателя-истолкователя к взаимодействию текста и читателя в формировании смыслов произведения.

2. Выявлены принципы понимания взаимосвязи текста и читателя, присущие постструктурализму (Р. Барт, Ю. Кристева, Ж. Деррида, М. Фуко), такие как множественность читательских восприятий текста, определенность читательского восприятия стратегиями текста, понимание читателя как потребителя информации.

3. Проанализированы модели коммуникации «автор-читатель» и «текст-читатель» в европейской философии XX века в работах В. Шмида, У. Эко, где

читатель рассматривается как потребляющее, синтезирующее, принимающее сообщение начало, во многом пассивное и подверженное в своем восприятии влиянию структур текста и контекста.

4. Раскрыта специфика рецептивной эстетики, основные этапы развития констанцкой школы рецептивной эстетики (исследовательская группа «Поэтика и герменевтика»), представлены исследования в области соотношения текста и читателя, где текст исследуется в сфере художественной литературы.

5. Раскрыты основные положения теории Х.Р. Яусса и его проекта новой литературной истории, целью которой являются поиски вопросов, на которые должно отвечать произведение, исходя из ожиданий читателей в конкретных исторических условиях. Читатель представлен как конкретно-историческая личность.

6. Раскрыты основные положения теории В. Изера и его проекта антропологии художественной литературы, целью которой является самопознание, преобразование человека. Читатель представлен как абстракция (имплицитный читатель), внутритекстовый конструкт, влияющий на ход восприятия текста реальным читателем.

Положения, выносимые на защиту:

1. В истории европейской философии фигура читателя прошла путь от ученика школы софистики и риторики в Античности2, к профессиональному толкователю священных текстов в Средневековье, к литературному критику, профессиональному интерпретатору в новоевропейской философской мысли и, наконец, до со-творца смыслов произведения, вполне самостоятельную фигуру в формировании смыслов в постструктуралистских и рецепивно-эстетических исследованиях XX века.

2. Смещение исследовательских интересов от автора к тексту и читателю было вызвано необходимостью смены парадигм

2 Дильтей В. Возникновение герменевтики // сб. Герменевтика и теория литературы, соб. соч. т. IV, М.2001, с.243-244

интерпретирования в западном философствующем литературоведении и эстетике. Вторая половина XX века знаменуется активными исследованиями соотношения текста и читателя во французском структурализме, поструктурализме и рецептивной эстетике в немецкой философской мысли в рамках герменевтического и феноменологического подходов, а именно: исследования текстовых структур и стратегий, определяющих читательское восприятие, положения о механизмах читательского воображения и процессах субъективации, множестве интерпретаций и пр.

3. Принципы понимания взаимосвязи текста и читателя, присущие постструктурализму (работы Ю. Кристевой, Р. Барта, Ж. Деррида, М. Фуко) во французской философской мысли состоят в следующем: читательские интерпретации текста множественны, разнородны и меняются от чтения к чтению; читательское восприятие определено стратегиями текста и культурными кодами; взаимодействие читателя и текста осуществляется в процессе игры, где игра читателя представляет собой активное восприятие и создания текста; читатель потребляет текст и др.

4. Соотношение текста, читателя и теряющего свои позиции автора, может быть представлено в форме трехсторонней коммуникации, в которой исследователей XX века более интересуют модели (схемы) «автор-читатель» и «текст-читатель» (работы В. Шмида, У. Эко). Для этих исследований характерны представления о различных проявлениях читателя (от конкретно-исторической личности до абстрактного читателя), о множестве субъективных читательских прочтений и интерпретаций, на формирование которых оказывают влияние структуры и стратегии текст. Читатель представлен как внутритекстовый конструкт, который модулируется текстом (текстоцентричные модели); личность читателя уходит на задний план, текст определяет восприятие.

5. В немецкой философской мысли второй половины XX века проблема взаимоотношения текста и читателя представлена в рецептивной эстетике (исследовательская группа «Поэтика и герменевтика», известная

также как констанцкая школа). Самые значимые для этого исследования представители школы Х.Р. Яусс и В. Изер вошли в историю философии и философствующего литературоведения как авторы новых подходов в исследованиях читателя и авторы гуманитарных научных проектов: проекта новой литературной истории (Яусс) и проекта антропологии художественной литературы (Изер). Новизной этих проектов стало методологическое обращение к субъекту-читателю как к самостоятельной фигуре, самостоятельной категории. В работах этих исследователей текст представлен в сфере художественной литературы, а также как продукт исторического контекста, зависящий от позиции читателя, совершающего интерпретацию.

6. Основные положения теории Х.Р. Яусса состоят в следующем: субъект-читатель представлен как конкретно-историческая личность, адресат текста, рефлексирующее сознание, активное начало; в субъективном восприятии в процессе активного понимания читателем литературного текста происходит развертывание заложенного в произведении смыслового потенциала; важную роль в формировании литературной истории играют поколения читателей, которые одно и то же литературное произведение понимают по-своему в зависимости от социально-исторического контекста своей эпохи. Цель литературной истории — познание исторической жизни литературного произведения в его критическом восприятии различными поколениями читателей. В интересе к проблеме диалогического понимания между произведениями и публикой (иными словами, между текстом и читателем) Яусс перекликается с диалогическими идеями и принципами теории М. Бахтина.

7. Основные положения теории В. Изера состоят в следующем: в тексте присутствует объективированная авторским воображением фигура читателя; читатель — это абстракция (имплицитный читатель); читательские ожидания косвенно смоделированы автором в тексте и участвуют в формировании смысловой структуры произведения, задают ход его

восприятия. Цель литературной антропологии - самопросвещение и самопознание, преобразование человека.

8. Сравнение идей французского постструктурализма и немецкой школы рецептивной эстетики в XX веке раскрывает нам важную тенденцию: хотя первое направления характеризуется акцентом на исследованиях текста (текстоцентричность), а второе — на интересе к исследованию читателя (субъектоцентричность), представители двух направлений работали в одном интеллектуальном поле, ставили перед собой сходные исследовательские задачи, испытывали взаимное идейное влияние друг на друга, а также -влияние российской философской мысли (идеи М. Бахтина, Ю. Лотмана, В. Шкловского и др.)

Научно-практическая значимость исследования.

Исследование позволяет осмыслить историю отношений категорий текста и читателя в европейской философии, войти в круг проблем рецептивной эстетики, расширить представления об условиях и механизмах читательского восприятия. Результаты исследования могут быть использованы при разработке курсов по истории философии, эстетике, гносеологии, философскому литературоведению.

Апробация работы.

Основные результаты исследования докладывались на вузовских, всероссийских и международных конференциях, круглых столах, таких как: 8-я Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь XXI века - будущее российской науки» (Ростов-на-Дону, 2010 г.), Ежегодная международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва 2011 г.), Конференция кафедры истории философии факультета философии и культурологии ЮФУ «Философия как пространство диалога и дискуссии» (Ростов-на-Дону, 2012 г.), Открытый междисциплинарный семинар «Смерть» Автора: философия, литературоведение, искусство» в рамках деятельности Научного совета

студентов и аспирантов факультета философии и культурологии ЮФУ (Ростов-на-Дону, 2012 г.).

Структура работы и объем диссертации.

Структура диссертации включает введение, три главы, состоящие из семи параграфов, заключения и список литературы. Объем работы составляет 150 страниц. Библиографический список включает 106 источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении представлена актуальность диссертационного исследования, описана степень разработанности проблемы у российских и зарубежных исследователей, определяются объект, предмет, цели, задачи, научная новизна, формируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Текст и читатель в истории философии XIX-XX вв.» рассмотрены положения философских концепций по проблематике текста и читателя в XX столетии, а также представлен путь развития проблемы соотношения текста и читателя в истории философии. Показано, что до второй половины XX века в сознании философов в основном царил автор как единственный создатель смыслов произведений, а читателю отводилась скорее второстепенная роль потребителя текстовой информации, чьей основной задачей является раскрытие заложенного автором смысла произведения. Во второй половине XX века происходит последовательное смещение исследовательских интересов к фигуре читателя как со-творцу смыслов, на формирование восприятия которого оказывают влияние структуры текста.

В первом параграфе «Автор, текст, читатель в истории философии (концепты и концепции)» представлены позиции различных философских школ и направлений XX века, в которых рассматривается проблематика текста, автора, читателя, а также природа творчества, контекста, знака. Представлены ключевые понятия: Автор — субъект или агент творческой деятельности. Как философская проблема автора возникает уже в античное

время. В герменевтике проблема автора находится в сфере задачи понимания текста посредством реконструкции авторского замысла исходя из психологических, биографических особенностей, а также социально-исторических реалий жизни конкретного автора. В постмодернистской философии акценты при рассмотрении понятия «автор» перемещается в дискурсивные и текстологические аспекты, становится скриптором.3 Читатель - «адресат текста, т. е. субъект восприятия (понимания, интерпретации, осмысления, конструирования — в зависимости от подхода) его семантики, субъект чтения»;4 познающее сознание, рефлексирующий субъект. Текст в общем представляет собой последовательность знаков в определенной связи. Проблема текста получила признание в философии постструктурализма во 2-й половине XX века.5

Представлено сциентистское направление (структурализм и новая критика) философско-литературоведческих концепций, уделявшее повышенное внимание структуре текста и оставившее читателю роль потребителя текстов, а также - антропологическое направление (герменевтика, экзистенциализм, феноменология, рецептивная эстетика), где акцент поставлен на воспринимающей личности, рефлексирующем сознании читателя, происходит обращение к методам вчувствования, интуитивного познания и проникновения в текст.

Также описана фрейдистско-юнгианская концепция, базирующаяся на представлениях психоаналитической трактовки персонажей произведений, где на первый план выдвинута психобиография автора (3. Фрейд, К.Г. Юнг); и структурно-психоаналитическая концепция, распадающаяся на критику читательского опыта в рецептивной эстетике (М. Риффатер, В. Изер, Х.Р. Яусс, С.Фиш и др.) и структурализм (Ф. де Соссюр, Р. Якобсон). Единый

3 Можейко М.А. Автор // История философии. Энциклопедия, Минск, 2002, с. 16-17

4 Румянцева Т.Г. Читатель // История философии. Энциклопедия, Минск, 2002, с.

1252

5 Грицанов A.A. Текст // История философии. Энциклопедия, Минск, 2002, с. 10671068

вывод представителей рецептивно-эстетического направления: не может быть единой интерпретации определенного значения, заданного автором, но в понимании роли читателя в формировании смыслов произведений в этом направлении существует множество представлений. В структуралистском подходе господствует идея определенности читательской реакции операциями текста, роль реципиента остается ничтожной, как и роль автора, превращенного в скриптора.

Таким образом, показано, что в истории философии XX века представления об окончательно заложенном автором смысле произведения, который надлежит найти читателю, сменяются идеей множества интерпретаций под влиянием текстовых конструкций на активное сознание читателя.

Во втором параграфе «Проблема текста и читателя в истории философии XIX - XX вв.» проанализированы предпосылки формирования философской проблемы «текст-читатель» в истории европейской философии. Представлены взгляды йенских романтиков (Ф. Шлегель, Новалис), которые одними из первых обратились к активной творческой природе читательского сознания, а также романтических историков XIX века, целью которых стало пробуждение чувств и воображения читателя путем активного использования художественных средств в структуре романтического исторического произведения.

Рассмотрена герменевтическая линия в исследованиях взаимоотношений текста и читателя у немецких философов Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, Х.Г. Гадамера и феноменологическая - у французских философов Н. Гартмана, М. Дюфрена, П. Рикера и польского философа Р. Ингардена.

Представлена романтическая герменевтика Ф. Шлейермахера, где выделен талант интерпретатора (профессионального читателя), необходимый для того, чтобы состоялось понимание личности автора в тексте (главная цель понимания). Подход Шлейермахера ориентирован на человеческий диалог в противовес текстовому анализу; текст рассматривается как диалог автора и

его интерпретатора, где интерпретатор предпринимает попытку истолковать мысли автора. Показана последовательная история герменевтики от Античности до своего времени, обоснование необходимости установления единого правила метода интерпретации у Дильтея. Главным инструментом дильтеевской герменевтики является понимание, обязательной предпосылкой которого является талант интерпретатора. Представлена концепция философской герменевтики Гадамера, где происходит обращение к внутреннему миру специалиста-истолкователя, критическому герменевтическому сознанию, основной задачей которого является обнаружение элементов предопределенности в мышлении и их устранении, если они не соответствуют фактам текста.

Отмечено, что французская феноменологическая мысль испытала на себе влияние немецкого философа Э. Гуссерля с его идеей интенциональности и польского философа Р. Ингардена, которому принадлежит разработка важных понятий схематичности произведения литературы как выявление неполной определенности, незавершенности построения текста и конкретизации как читательского наполнения неясных мест в текст, читательского интуитивного сотворчества под влиянием структуры текста. Н. Гартман и М. Дюфрен в своих концепциях развивали понятия интуиции (Гартман) и читательского сотворчества (Дюфрен) в постижении эстетического объекта. Показано, что субъект и объект художественной коммуникации обладают свойством интенциональности; в их коммуникации реализуется произведение. Рикер разработал феноменологическую герменевтику как особый способ бытия в контексте культуры, где человек рассматривается как начало, преобразующее культуру и самого себя после восприятия произведений литературы в попытке реконструкций интенций автора.

Показано, что XX век породил множество философских концепций исследования сознания читателя, текста и как произведения литературы. Появление читателя как самостоятельной категории ознаменовало собой

кризис структурализма и переход к постструктуралистской парадигме анализа текста.

Во второй главе «Текст и читатель в философии постструктурализма во второй половине XX века» рассмотрена проблема соотношения и взаимодействия текста и читателя в работах постструкруктуралистов и предшествовавших им структуралистов. Взаимоотношения между категориями автора, текста и читателя представлены как проблема коммуникации. Показано, что философия последней трети XX века рассматривает проблему «текст-читатель» уже не только в ограниченных масштабах литературного произведения, но и на более обширном уровне массовых коммуникаций в информационном обществе и в обществе потребления, где текст понимается как сама культура, а читатель обретает роль потребителя информации.

В первом параграфе «Проблема текста и читателя в структурализме и постструктурализме» представлена русская формальная школа (В.Б. Шкловский) как подготовительная площадка для идей структурализма и московско-тартусская школа (Ю.М. Лотман) как площадка для развития структуралистских идей в отечественной науке.

Выделены следующие тенденции в исследованиях текста в постструктурализме (Р. Барт, Ж. Деррида, Ю. Кристева, М.Фуко):

■Тексту отдается приоритет по отношению к читателю (автор стирается как реальная фигура, «растворяется» в тексте, превращается в конструкт), читатель рассматривается как потребитель информации.

•Текстовый анализ не ставит перед собой задачу зафиксировать или описать структуру произведения, но ставит задачу проникнуть в смысловое содержание произведения.

•Всякий текст представляет собой результат взаимодействия между текстами в глобальном пространстве множества языков, в культуре в целом. Интертекст представляет собой совокупность незакавыченных цитат и отсылок к ранее прочитанному, пережитому, приобретенному в опыте.

Интертекстуальность представляет собой всеохватывающую характеристику текста: в глобальном смысле тексты взаимодействуют на всем многообразном пространстве истории, культуры и общества.

•Человек сам по себе может быть понят и рассмотрен как текст. Происходит отказ от нахождения в тексте некоего окончательно заданного смысла, который ранее связывали с автором. Укрепляется идея множественности смыслов и интерпретаций.

Во втором параграфе «Модели коммуникации «автор-читатель» и «текст-читатель» представлены модели коммуникации «автор-читатель» и «текст-текст» в европейской философии XX века. Особенность моделей состоит в наполненности представлениями о различных проявлениях читателя (от конкретно-исторического до абстрактного читателя), о множестве читательских прочтений и интерпретаций, на которых оказывают влияние структуры и стратегии текста. Читатель рассматривается как потребляющее, синтезирующее, принимающее сообщение начало, во многом пассивное и подверженное в своем восприятии влиянию структур текста и контекста (Эко, Шмид).

В третьей главе «Текст и читатель в исследованиях констанцкой школы рецептивной эстетики во второй половине XX века»

представлены основные идеи и положения констанцкой школы рецептивной эстетики, возникшей как направление в немецкой философской мысли XX века в исследовательской группе «Поэтика и герменевтика».

В первом параграфе «Рецептивная эстетика: история и проблематика» показано происхождение рецептивной эстетики из рецептивной теории и философского литературоведения под влиянием герменевтики в истории философии. Представлены категории эстетического опыта как опыта встречи предмета искусства с сознанием реципиента, эстетического познания как добровольного познания мира с целью саморазвития реципиента, стратегий текста как особых внутритекстовых структур, направляющих реакции читателя. Текст представлен как продукт

19

исторической ситуации, зависящий от позиции интерпретирующего читателя.

Во втором параграфе «Констанцкая школа: история и исследования» рассматривается история создания, развития и методологические принципы работы междисциплинарной исследовательской группы «Поэтика и герменевтика», известной также как констанцкая школа. Своей целью школа поставила обогащение литературоведения посредством внедрения в схему анализа литературно-исторического процесса читателя как самостоятельной и независимой фигуры, новой инстанции. В своих исследованиях взаимоотношений читателя и текста школа разделилась на два направления: герменевтическое (Х.Р. Яусс) и феноменологическое (В. Изер).

В третьем параграфе «Философия Х.Р. Яусса» представлены основные положения теории основателя школы философа и литературоведа Яусса. Литературный опыт читателя зависит от исторического контекста и может меняться при каждом новом прочтении произведения в зависимости от ожиданий читающей публики (поколения читателей). Яусс разрабатывает проект истории литературы как поиски вопросов, на которые должно отвечать произведение, исходя из ожиданий читателей в конкретных исторических условиях. Яусс подчеркивает, что литературный опыт, когда он становится опытом читателя в повседневной практике, способен изменить понимание мира читателем, воздействовать на его социальное поведение. В воззрениях на эстетическую коммуникацию между произведением и публикой, Яусс перекликается с диалогическими идеями и принципами теории М. Бахтина, но подчеркивает необходимость дополнения последней диалектикой вопроса и ответа, где читатель всегда должен переходить за границы собственных ожиданий, чтобы вновь начать диалог с текстом.

В четвертом параграфе «Философия В. Изера» представлена феноменологический, ориентированный на изучение структур текста, подход еще одного представителя констанцкой школы философа В. Изера. Изер выдвигает концепцию имплицитного читателя как внутритекстового

конструкта, влияющий на ход восприятия текста реальным читателем. Автор разрабатывает проект литературной антропологии как исследования способностей и структур человеческого воображения в процессе чтения. «Узнавание» текста и эстетический опыт читателя зависят о степени совпадения структур текста с эстетическими и психологическими установками читателя. Вымысел - это коммуникативная структура, посредник между реальным и воображаемым (имагинарным). Акты вымыслообразования состоят из взаимодействия элементов реального, вымышленного и имагинарного, они функционально разделены на селекцию, комбинацию и саморазоблачение. Основная задача художественной литературы, наполненной вымыслами, это переступание через границы познания и реальности, новое самосознание личности читателя, ведущее к внутренним изменениям и преобразованиям.

В заключении обобщаются результаты диссертационного исследования, намечаются направления дальнейших исследований.

Основное содержание диссертационного исследования изложено в следующих публикациях автора общим объемом 1,3 п.л.

1. Автор, текст, читатель сквозь призму современных философских исследований// Гуманитарные и социально-экономические науки», № 6,2012 г., с. 29 - 33, 0,4 пл.

2. Немецкая эстетика восприятия - Die deutsche Rezeptionsaesthetik // сб. тезисов Неделя науки, 2010 г., с. 251 - 253, 0,1 п.л.

3. Проблема читателя в немецкой рецептивной эстетике // сб. материалов докладов 8-й Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь XXI века - будущее российской науки», том 2, 2010 г., с. 270 - 272, 0,1 п.л.

4. Konstanze Schule der deutschen Rezeptionsaesthetik // сб. материалов докладов 8-й Всероссийской научно-практической конференции

студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь XXI века - будущее российской науки», том 2, 2010 г., с. 115 — 116,0,1 п.л.

5. Поворот к читателю: о проекте антропологии художественной литературы В. Изера // сб. Труды аспирантов и соискателей Южного федерального университета, том XVI, 2011 г., с. 294 — 297, 0,2 п.л.

6. Развитие философской герменевтики XX века в исследованиях констанцкой школы (Германия) // сб. Строительство-2011. Материалы международной научно-практической конференции Дорожно-транспортного института, 2011; с.171 -173,0,1 п.л.

7. Рецептивная эстетика: история, проблематика // эл. сб. по итогам Молодежного научного форума «Ломоносов-2011», 2011 г., 0,1 п.л.

8. Проблема «текст-читатель» в современных философских исследованиях // сб. Труды аспирантов и соискателей Южного федерального университета, 2012 г., с. 249 — 252, 0,2 п.л.

Сдано в набор 29.10.2013. Подписано в печать 29.10.2013. Формат 60x84 1/16. Цифровая печать. Усл. печ. л. 1,0. Бумага офсетная. Тираж 110 экз. Заказ 2910/01.

Отпечатано в ЗАО «Центр универсальной полиграфии» 340006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, телефон 8-918-570-30-30 www.copy61.ru e-mail: info@copy61.ru

 

Текст диссертации на тему "Философская проблема "текст-читатель""

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

04201365861

БУРМИСТРОВА ИРИНА ВИКТОРОВНА

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА «ТЕКСТ-ЧИТАТЕЛЬ»: ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ XX ВЕКА

Специальность 09. 00. 03 - история философии

диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель:

Доктор философских наук, профессор

Золотухина Елена Всеволодовна

Ростов-на-Дону 2013

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕКСТ И ЧИТАТЕЛЬ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

XIX - XX ВВ...............................................................................15

§ 1 Автор, текст, читатель в философии (концепты и

концепции).............................................................................15

§ 2 Проблема текста и читателя в истории философии XIX - XX вв...........26

ГЛАВА 2. ТЕКСТ И ЧИТАТЕЛЬ В ФИЛОСОФИИ ПОСТРУКТУРАЛИЗМА

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА............................................52

§ 1 Проблема текста и читателя в структурализме и поструктурализме.......52

§ 2 Модели коммуникации «автор-читатель» и «текст-читатель»..............73

ГЛАВА 3. ТЕКСТ и ЧИТАТЕЛЬ В ИССЛЕДОВАНИЯХ КОНСТАНЦКОЙ ШКОЛЫ РЕЦЕПТИВНОЙ ЭСТЕТИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX

ВЕКА....................................................................................85

§ 1 Рецептивная эстетика: история и проблематика......................................85

§ 2 Констанцкая школа: история и исследования..................................94

§ 3 Философия X. Р. Яусса..............................................................98

§ 4 Философия В. Изера.................................................................115

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................138

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................................142

Введение

Актуальность темы исследования.

Актуальность философской проблемы «читатель-текст», которую иными словами можно определить как проблему взаимоотношений читателя и текста в процессе формирования смысла произведения, ясна по ряду причин.

Во-первых, в гуманитарной науке в XX веке возникла необходимость смены исследовательских парадигм в изучении литературы и поиска новых путей интерпретации вследствие смещения интереса от фигуры автора к фигуре читателя. Во второй половине XX века происходит обращение к тексту как к самостоятельной категории в структурализме, постструктурализме, философской герменевтике и феноменологии.

Во-вторых, в эпоху массовой культуры и развития средств массовой коммуникации в современном информационном, постиндустриальном обществе, обществе потребления, где высшей ценностью становится информация и господствует текст, где происходит отказ от истины в пользу идеи множества интерпретаций, философы обращаются к читателю как потребителю текстовой информации. Исследователей последних десятилетий интересует проблематика формирования читательских потребностей и реакций сознания на произведения искусства и литературы в частности, феномен чтения, механизмы восприятия. В философии и философском литературоведении вырабатывается новое понимание читателя как самостоятельного конструктора смыслов, чей новый статус осмысливается в рамках философских рецептивно-эстетических исследований, а также понимание текста как смыслопорождающей структуры, чьи стратегии также оказывают влияние на читательское восприятие в структурализме.

В-третьих, современное развитие средств коммуникации и массовой информации сталкивает нас с проблемами манипуляции сознанием, целенаправленного конструирования потребностей читателей (а также

зрителей и слушателей), что также требует философского осмысления.

В этих условиях в XX веке появилась необходимость философского осмысления взаимоотношения читателя и текста, а также роли и статуса художественной литературы в эпоху информационного общества и общества потребления. Отказ от нахождения одного заданного автором смысла произведения литературы, направляет философов последней трети XX века в сферу исследований читательского восприятия, где имеет место множество интерпретаций, на формирование которых также оказывают влияние структуры текста. Как происходит формирование смысла произведения, какую роль в этом процессе играет сознания читателя, как проявляет себя текст, по каким законам формируется восприятие, как происходит взаимодействие читателя и текста, и какой из этих категорий принадлежит главная роль в формировании смыслов произведений литературы - все эти вопросы лежат в поле философской проблемы «текст-читатель».

Наибольшее освещение заявленная проблематика получила в философских работах представителей французского постструктурализма и немецкой рецептивной эстетики последней трети XX века, хотя предпосылки осмысления проблемы взаимоотношения текста как литературного произведения и читателя мы можем проследить в истории философии, начиная с Античности. В отечественной науке проблема также получила некоторое освещение работах представителей русской формальной школы и московско-тартусской школы. Однако, необходимо более подробное освещение проблемы взаимоотношения текста и читателя в современной российской гуманитарной науке, что также определяет актуальность данного исследования.

Степень научной разработанности темы.

Избранная тема ориентирована на вхождение в круг философских проблем последней трети XX века в исследованиях отношений категорий автора, текста и читателя у французских постструктуралистов (работы Р. Барта, Ю. Кристевой, Ж. Деррида, М. Фуко) и представителей констанцкой

школы рецептивной эстетики (Х.Р. Яусса, В. Изера), возникшей как направление в немецкой философской и философско-литературоведческой мысли второй половины XX века. Для более полного раскрытия проблемы взаимоотношений текста и читателя в истории философии также потребовалось обращение к работам А. Моля, П. Рикера, Н. Гартмана, М. Дюфрена, Ю. Лотмана, М. Бахтина и др. по проблематике текста, автора, читателя, чтения, письма, понимания и интерпретаций. В качестве предшественников рассматриваются исследования представителей романтического течения в европейской философии (йенские романтики и представители романтической историографии), Ф. Шлейермахера, В. Дильтея, Р. Ингардена, Х.Г. Гадамера, формальной школы и др., повлиявшие на формирование исследовательской мысли второй половины XX века по проблематике текста и читателя.

Как мы видим, значительная часть исследований приходится на французских и немецких философов, исследования которых в области взаимоотношений текста и читателя, могут быть разделены на два направления: герменевтическое (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, X. Г. Гадамер, Х.Р. Яусс) и феноменологическое (Р. Ингарден, Н. Гартман, М. Дюфрен, П. Рикер, В. Изер). Феноменологическое направления во Франции испытало значительное влияние философии Э. Гуссерля. Можно заключить, что в XX столетии немецкая и французская философская мысль развиваются в одном проблемном поле, дополняют и обогащают друг друга.

Большая глава в исследовании посвящена проблематике констанцкой школы рецептивной эстетики. При всей популярности исследований роли читателя в формировании смысла произведения в отечественной философской науке проблематика исследований констанцкой школы (ФРГ, вторая половина XX века) оставалась слабо изученной, о чем говорит малая представленность этой темы в русскоязычной аналитической литературе, малое количество переводов.

В работе также происходит обращение к первоисточникам на немецком языке: Jauss H.R. «Literaturgeschichte als Provokation der Literaturwissenschaft», «Ästhetische Erfahrung und literarische Hermeneutik» (Яусс X.P. «История литературы как провокация литературоведения», «Эстетический опыт и литературная герменевтика»), Iser W. «Akt des Lesens», «Das Fiktive und das Imaginäre— Perspektiven literarischer Anthropologie» (Изер В. «Акт чтения», «Фиктивное и имагинарное - перспективы литературной антропологии». Также представлен аналитическая литература по проблематике «текст-читатель» в европейской философии - русскоязычные работы Г. Тиханова, С.Н. Зотова, В.М. Жирмунского, Е.И. Ляпушкиной, И.П. Ильина, Н. Зоркой, А.Ю. Большаковой, А. Дранова, A.B. Соснина, Т.Г. Румянцевой, Е.В. Абрамовских, Е.В. Золотухиной-Аболиной, И.М. Савельевой, A.B. Полетаева, И.С. Вдовиной, Е.А. Цургановой и др.), немецкоязычные (К. Stierle, К. Knipp, Р. Boden), а также работы зарубежных исследователей философов, литературоведов, нарратологов В. Шмида, А. Компаньона, У. Эко, А. Шенле, Э. Уолла, М. Вишке, переведенные на русский язык.

Объект исследования - проблема «текст - читатель» в философских исследованиях XX века.

Предмет исследования - философские и философско-литературоведческие концепции взаимоотношений текста и читательского сознания в истории философии во второй половине XX века.

Цель исследования: анализ взаимоотношения текста и читателя в философских концепциях XX века.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач: -охарактеризовать основные концепции философских исследований проблемы «текст-читатель» в XX веке;

-проанализировать развитие проблемы взаимоотношения текста и читателя в истории европейской философии;

-охарактеризовать основные положения текстовой теории и роль читателя во французском постструктурализме;

- проанализировать модели коммуникации «автор-читатель» и «текст-читатель» в европейской философии второй половины XX века;

-раскрыть специфику рецептивной эстетики и основные этапы развития констанцкой школы рецептивной эстетики (на примере исследовательской группы «Поэтика и герменевтика»);

- раскрыть основные положения теории Х.Р. Яусса;

-показать специфику концепции В. Изера.

Теоретические и методологические основания исследования.

В предлагаемом исследовании происходит обращение к конкретно-исторической ситуации, сложившейся в интеллектуальной жизни Европы в XX столетии. Уход от метафизики привел философские искания последней трети XX века в пространство междисциплинарных исследований. В этот период философия перестала быть чисто академической дисциплиной, обитающей преимущественно в учебных аудиториях и хранящей чистоту своего предмета. Она получила мощную прививку со стороны других дисциплин - психологии, лингвистики, литературоведения и далее активно развивалась на этом интегральном гуманитарном поле. В связи с этим на первый план вышли относительно новые объекты исследования, имеющие длинную философскую предысторию. Среди таких новых объектов были текст и читатель.

Проблема текста возникла в XX веке на стыке философии, литературоведения, культурологии, лингвистики, семиологии, нарратологии. На формирование текста как самостоятельной категории, отличной от литературного произведения, повлияли философские исследования структуралистов и постструктуралистов (Р. Барт, Ж. Деррида, Ю. Кристева, М. Фуко и др.). Поворот исследовательских интересов к читателю произошел в рецептивно-эстетических, герменевтических и феноменологических концепциях (Х.Г. Гадамер, П. Рикер, Р. Ингарден, констанцкая школа).

Обращаясь к проблематике соотношения текста и читателя (читательского сознания), также необходимо разъяснить понятия

интерпретации и читателя как личности, воспринимающей произведение литературы. Сознание читателя необходимо признать инструментом интерпретации; интерпретация понимается как «производная от восприятия литературного произведения»1, восприятие - шире интерпретации.

В работе активно используются такие понятия как текст, читатель, автор, читательское сознание, читательское восприятие, чтение, литература, произведение, письмо, интерпретация, восприятие, герменевтика, воображение, интуиция, вчувствование и др. Под читателем (читательским сознанием) понимается адресат текста, т.е. субъект восприятия; читательское сознание, испытывающее на себе влияние текста. Под текстом понимаем последовательность знаков в определенной связи, особую систему и производство знаков (структуралистский и постструктуралистский подходы). В соотнесении с текстом рассматриваются произведения литературы. Категория автора как создателя произведения также подвергается анализу в этом исследовании, где происходит переосмысление влияния этой категории на формирование смысла произведения, с новых позиций в философской мысли XX века автор рассматривается в его взаимоотношении с текстом.

Проблема соотношения текста и читателя (с какими бы именами, ролями и функциями читатель нам не являлся: как литературный критик, как профессиональный интерпретатор или простой читатель) является проблемой истории философии, теории познания, методологии, эстетики, философской антропологии и философского литературоведения; она тесно связана с проблемами автора, текста, творчества и смыслообразования, с проблемами определения сущности художественного произведения и интерпретации, интуиции, воображения и др.

Одной из предпосылок проблемы нашего исследования может стать понимание троичного отношения «автор - текст - читатель» как

1 Цурганова Е.А. Новая критика // Современное зарубежное литературоведение. Страны Западной Европы и США. Концепции, школы, термины, М.: Интрада, 1996

динамического процесса «объективации - субъективации», в котором замысел автора, объективируясь в тексте, становится самостоятельным артефактом, смысл которого необходимо раскрыть читателю. Следует употребить эти понятия, не присущие исследуемым мыслителям, чтобы выявить движение философских идей, облаченных в формы теоретического литературоведения.

Хотя тема нашего исследования может рассматриваться как междисциплинарная, в данной работе она исследуется в историко-философском ракурсе. Этому способствует используемый историко-философский метод, компартивистский метод, метод реконструкции философских концепций избранных авторов, которые дополняются общефилософскими методами, методом культурно-исторического анализа, методом интерпретации, общенаучными методами (синтез, дедукция, индукция). Методология исследования позволяет реконструировать воззрения на категории текст и читатель в истории философии, провести сравнительный анализ подходов к исследованиям категорий текста и читателя, интерпретацию анализируемых текстов, включая самостоятельно переведенные источники с немецкого языка.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Проанализировано развитие проблематики текста и читателя в истории европейской философии в XIX - XX вв., в философских концепциях XX века как смещение интереса от проблематики взаимоотношений автора и литературного произведения, автора и читателя-истолкователя к взаимодействию текста и читателя в формировании смыслов произведения.

2. Выявлены принципы понимания взаимосвязи текста и читателя, присущие постструктурализму (Р. Барт, Ю. Кристева, Ж. Деррида, М. Фуко), такие как множественность читательских восприятий текста, определенность читательского восприятия стратегиями текста, понимание читателя как потребителя информации.

3. Проанализированы модели коммуникации «автор-читатель» и

«текст-читатель» в европейской философии XX века в работах В. Шмида, У. Эко, где читатель рассматривается как потребляющее, синтезирующее, принимающее сообщение начало, во многом пассивное и подверженное в своем восприятии влиянию структур текста и контекста.

4. Раскрыта специфика рецептивной эстетики, основные этапы развития констанцкой школы рецептивной эстетики (исследовательская группа «Поэтика и герменевтика»), представлены исследования в области соотношения текста и читателя, где текст исследуется в сфере художественной литературы.

5. Раскрыты основные положения теории Х.Р. Яусса и его проекта новой литературной истории, целью которой являются поиски вопросов, на которые должно отвечать произведение, исходя из ожиданий читателей в конкретных исторических условиях. Читатель представлен как конкретно-историческая личность.

6. Раскрыты основные положения теории В. Изера и его проекта антропологии художественной литературы, целью которой является самопознание, преобразование человека. Читатель представлен как абстракция (имплицитный читатель), внутритекстовый конструкт, влияющий на ход восприятия текста реальным читателем.

Научно-практическая значимость исследования.

Исследование позволяет осмыслить историю отношений категорий текста и читателя в европейской философии, войти в круг проблем рецептивной эстетики, расширить представления об условиях и механизмах читательского восприятия. Результаты исследования могут быть использованы при разработке курсов по истории философии, эстетике, гносеологии, философскому литературоведению.

Апробация работы.

Основные результаты исследования докладывались на вузовских, всероссийских и международных конференциях, круглых столах