автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Проблема читателя в творчестве В.Г. Короленко
Полный текст автореферата диссертации по теме "Проблема читателя в творчестве В.Г. Короленко"
ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВ ШНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. Г.С.СКОВОРОДЫ
На правах рукописи
В0Р0Н0ВИЧ ОЛЬГА ФЕДОРОВНА
ПРОЕИМА ЧИТАТЕЛЯ В ТВОРЧБИТВЕ В.Г. КОРОЛЕНКО 10.01.01 - русская литература
Автореферат диссертация на оойсканив ученой степени кандидата фигологическгос наук
Харьков - 1992
Работа выдолнена в Саратовском ордена Трудового Красного Знамени государственной университете им. И.Г.Чернышевского.
Научный руководитель Официальные оппоненты:
Ведущее учреждение
доктор филологических наук, профессор В.В.Прозоров
доктор филологических наук, профессор Ы.В.Тешшнский
кандидат филологических наук, доцент Г.А.Васильева
Воронежский государственный университет
Защита диооертации состоитоя " § " апреля 1992 г. в 12 часов на заседании специализированного совета по присуждению ученой отеггени кандидата наук в Харьковском государственном педагогическом институте им. Т.О.Сковорода.
Адрео: 310078, г.Харьков, ул.Чернышевского, 60.
О диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Харьковского государственного педагогического института им. Г.С.Сковороды.
Автореферат разослан 'V
/■ / / У/ ,
Л992 г.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологичеоких наук
М-
Цель диссертационной работы - изучение худояественно-мемугр-ного, художественно-публицистического, эпистолярного наследия В.Г.Короленко как открытых систем, включающее щза взаимовлияющих компонента - автора и ого адрисатсв - в их органический внутритекстовой связи, с структурном единство и в соответствии с художественной концепцией автора "Истории коего современника" как одного из последних представителей русского классического реализма.
Задачи работа:
- определить место читателя з художественно-эстетической концепции Короленко;
- раскрыть систему дифференциации читательских типов русокой публики конца XIX в. на материале эпистолярного и публицистического наследия Короленко;
- выявить канровые особенности "Истории моего современника" с точки зрения читательоко-писательс-ких связей к отношений;
- изучить особенности художественной структуры. "Истории моего современника"» ваяша компонентом которой бия "диалог писателя со своими адресатами";
- определить место "человека с книгой в руках" - реального читательского типа художественной структуры "Истории моего современника4;
- раскрыть роль "чтения", художественной литературы в развитии характера "современника" - повествователя и главного героя "Истории...".
Обьект изучения.
Исследуется эпистолярное наследие В.Г.Короленко /письма и записные книжки/, дневники и публицистические произведения периода теснейшего сотрудничества писателя с редакцией журнала "руо-ское богатство" /1896-1900 гг./.
Главное внимание в работе уделено "Истории моего современника" - самому масштабному и концептуальному произведению Короленко.. Наблюдение над "сюжетами" "Истории.."." велось в направлении уяснения видов и.форм читательско-пясатеяьских связей. *
Творчество Короленко рассматривалось в контексте традиций предшественников /Гоголя, Тургенева, Чехова, Гл.Успенского/ и идейно-художественных исканий современников писателя.
Методологической основой исследования в диссертации является системный аваяяв творческого наследия Короленко с теки зрения
многоаспектного "подключения" к художественным и публицистическим произведениям писателя образа полноправного участника литературного и творческого процесса - читателя.
Проблема "адресата" разносторонне исследовалась еще в трудах М.М.Бахтина, А.И.Белецкого, Г.А.Гуковского, А.А.Потебни, Н.А.Ру-бакина. Ученые и писатели пытались распознать глубину проникновения "читательской сферы" в ткань художественных произведений} объясняли творческие возможности художника, таящиеся в полной реализации связей - нравственных и аналитических - с реальным и гипотетическим адресатом. Так расширялись рамки традиционных методов анализа и чем глубже проникала исследовательская мысль в художественную ткань произведения, - выявляя важные ддя писателя • формы связей с адресатом, - тем полнее прояснялись эстетические ■ ценности художественных структур.
Вступая в напряженный мир поэтики Короленко, диссертант стремилоя так построить систему исследования, чтобы максимально обнаружить присутствие читателя как особой "полифонической формы" /М.М.Бахтин/.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые выявлены характер и способ дифференциаций читательской публики конца XIX в, на материале эпистолярного и публицистического наследия В.Г.Короленко. Писатель, стремясь к осознанию целостной картины мира и человека, прибегает к включению ряда опорных мотивов /своеобразных скреп или мостов/, главным стержнем которых становится принцип "оживления" читателя - адресата. Исчезает обезличенность последнего, мир автора совмещается с миром адресата и вырисовывается "третья" реальность - отраженная "эпоха Короленко".
В диссертации предпринята попытка уяснить эволюцию эстетических и нравственных взглядов писателя-автора "Истории моего современника" посредством выявления особенностей художественных связей Короленко с читателем - адресатом. При этом традиционно-жанровые /"История..." - мемуары/ методы анализа совмещаются с новым опитом познания структуры прозы к'ак сферы, включающей - наряду о признанными эстетическими категориями - полюс читательского присутствия, что существенно расширяет возможности герменевтической интерпретации произведения.
В работе содержатся новые наблюдения над оистемой образов "Истории моего современника" - произведения, в котором наряду с главным героем - "современником" извлечен из "утаенности" герой-
читатель, также занимающий центральное место з повествовательной структуре. Новым является исследование внутренних механизмов связей писателя и адресата. Иначе, чем было принято в литературоведении, определяется место "Истории.в современном литературном процессе.
Введены в научный обиход непривлокавииеся или мало привлекавшиеся мемуарные источники: "Дневники В.Г.Королекко /т.1 -Украина: 1925; т.2 - Украина: 192С; т.3,4 - Украина: 1927; т.6 -М.: 1991/; Письма Короленко к начинающим писателям и многочисленным адресатам; румынские записные книжки /М.:195В/. Воспоминания Е.Водовозовой ДТ.:1979/; мемуары А.И.Свирского /История моей жиэ-ни.- М.:194?/; И.И.Ясинского /Роман моей лизни.- М.:1926/ и т.д. Использованы- исторические и историко-культурные исследования: Х.А.Алчевской Дто читать народу?- 1856/; Н.А.Корфа /Нзро.дные библиотеки - 1883/; Г. Яковлева /Какою делана быть крестьянская книга? - 1882/ и другие ценные источники и надежные подспорья для изучения истории российского читателя.
Актуальность диссертации.
В главной и последней своей книге - "Истории моего современника" - В.Г.Короленко остался верен тем нравственным идеям, которые он исповедовал всю сознательную жизнь в литературе: "Где добрая воля? Где ясное сознание? Где дружные усилия и сильные руки?"1 Оценивая взгляда Короленко, воплощенные в "Истории...", входя в ткань "диалога сознания" этого произведения, убеждаешься в том, что Короленко - автор не только историко-хроникального документа своей эпохи, но, сквозь "полифонию персонажей" /Бахтин/ и озвученную "полифонию событий" /Г.Морсон/, совершенно отчетливо, значило и словно независимо от писателя прочитываются вопросы нашей современности. Открытость "Истории..." - жизни, новым поколениям-читателей вытекает из раздумывающей интонации повествования, автор которого в обыденном и незаметном, даже принцшш-эльно негероичэском, приближается - вместе с читателем - г познанию смысла жизни, то есть к тому, что важно читателю всегда.
В публицистических статьях, дневниках, письмах Короленко заключены раамыиления писателя о природе истории и психологии личности. При ближайыем рассмотрении обнаруживается их явная и глубокая связь с основными вопросами нынешнего дня. "В горнило
I. Короленко В.Г. Поль;, собр. соч.: В 10 т.- Т.5.- М. ,1954.- С.85.
— "а -
политической борьбы брошено все, чем до сих пор дорожил и мог гордитьоя человек..-. Нет ничего теперь легче, как бросить в человека камень..."^,- пишет Короленко, давая ключ к верному пониманию и нашей действительности. Ванный нравственный компонент концепции Короленко: "Надо вернуть ценность человеческой жизни и человеческой личности"®, - озаряет новым гуманистическим светом события нашей жизни. Проповедь гражданской честности, порядочности, искренности, любви и уважения к другому - важнейшие акценты основополагающих раздумий писателя становятся решающими в нашей истории как гаранты ценности человеческого духа.
Практические выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в разработке вузовских курсов "История русской литературы XIX века"^ "История русской литературы XX века", "История русской журналистики", а также курсов по изучению творчества Короленко.
Материалы диссертации могут быть применены учителем средней школы в качестве учебного пособия для изложения сложной концепции лятераЬурпо-общеотвенной жизни России рубежа двух веков.
Работа имеет теоретическое значение как опыт- применения методов исследования, направленных на выявление связей Короленко о читателем "мыслящим", интеллигентом и адресатом из народной среды.
Апробация работы. Результаты работы обсуждались на заседаниях кафедры истории критики и теории литературы Саратовского государственного университета им.Н.Г.Черныиевского. Основные положения диссертации были изложены в докладе "Мыслящий" читатель Короленко" на научной конференции преподавателей и аспирантов филологического факультета Саратовского университета,посвященной памяти профессора Е.И.Покусаева /1985 г./. Содержание работы отражено в четырех публикациях.
Структура и объем. Диссертация /180 страниц машинописного текста/ состоит из.введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы /490 названий/. Деление диссертации на соответствующие главы и параграфы обусловлено характером исследуемого материала,
2. Короленко Б.Г. Дневник /1917 г./ //Вопросы литературы.-1990.-№ 5,- С.211.
3. Там же, - С.211.
. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Во введении Формулируются цели и.задачи диссертации, отмечается научная новизна и практическое значение работы, обосновывается актуальность избранной теш, кратко излагается история вопроса, включающая как многочисленные труды, посвященные проблеме читателя в литературе, так и саше- значительные работы о Корсяеп-ко и его эпохе.
В первой главе "Читатель в творческом сознании В.Г. Короленко" автор диссертации опирается на малоизученный пласт наследия Короленко - письма и дневники писателя /публикация которых не прекращается до последнего времени/; вводит в научный обиход фрагменты статей Короленко и других сотрудников "Русского богатства" /Й.К.Михайловского, Арк.Горнфельца, Ф.Д.Батюшкова и мн.др./ о целью- осмысления и комментирования позиции автора "Истории моего современника" как выразителя духовных интересов значительной части русской интеллигенции конца прошлого века.
Биографы Короленко /Г.А.Богданович, Р.Григорьев, А.Б.Дерман, В.Евгеньев-Максямов и др./, отмечая глубокий интерес писателя к теоретико-философским проблемам литературного творчества, почти не занимались анализом связей и отношений Короленко и его адресатов. Творческое становление писателя как исследователя социально-нравственной структуры русской читающей публики не привлекло' внимания исследователей последующих поколений /Е.И.Гибет,В.И.Каминский, Л.М.Куканов, Б.Д.Детов к др./. -
Особое место и особую позищю занял автор фундаментального труда - монографии, посвященной Короленко,т Г.А. Вялый. Ученый наметил ряд принципиально важных и перспективных путей изучения творчества Короленко, один из которых - возможность освоения не только структурно-тематических, но и коммуникативных пластов наследия писателя. Исследование компетентного ученого, конечно, не разрешает всего круга проблем, связанных о генезисом поэтики Короленко. Автор по необходимости фрагментарно останавливается^ на вопросах' адресации.
Между тем эпистолярное на слейте Короленко - это своеобразная авторская "энциклог-ция", вобравшая и суждения писателя о своих адресатах, и размышления о реальном и гипотетическом облике русского читателя, о природе художественных контактов с нш. Читательский "камертон" звучал ко только в письмах и дневниках 1[оролонко, но и определил основное нястроенне и стиль его публи-
цистических статей. .Короленко изумительно ориентировался в "разноголосом хоре" читательских мнений и суждений, щедро делился с начинающими писателями собственными художественными убеждениями относительно способов воздействия писателя на читательскую публику.
В диссертации систематизированы высказывания Короленко о читателе и особенностях его восприятия; сделана попытка осмысления эстетической программы Короленко, в основе которой'не только широкий и целостный охват жизни, но и напряженный поиск путей к усилении "нравственной активности" художественных произведений.
Взыскуя новых форм связи с читателями, создавая собирательный портрет читательской публики конца XIX - начала XX вв., Короленко систематизирует свои представления об адресатах, персонифицируя их в образах: "шсляких" читателей /терминология Короленко/; "средних"; читателей из народа.
Подобная читательская "разноликость" еще отсутствовала в социально-эстетической ориентированности■творчества А.С,Пушкина, который, по словам современного исследователя /Ю.Никишова/, обращался к самой широкой и разнообразной..-, "дворянской общественности". Но уже к середине XIX в. наблюдается тяготение писателей к теоретическому осмыслению накопленных впечатлений, связанных с социологическим и эстетическим исследованием современной им чятателюяой аудитории. Писатели заинтересованно размышляют над типологией читателей или зрителей. Так, А.Н.Островский отмечает следующие категории московской театральной публики: "буржуазная", "обыватели", "молодая, свежая публика". Для писателей второй половины XIX века И.О.Тургенева, Л.Н.Толстого, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.А.Некрасова большой интерес начинает представлять читатель из народа. Но если в конце XIX в. реальным-фактором бытова-'ния читательской аудитории была "неразбуженность" сознания и неразвитость эстетических интересов народа, то, к началу XX в. с читательокими запросами представителей многоголосой народной среда уже нельзя было не считаться. '
Адресуя свои произведения читателю - другу - "мыслящегцу" интеллигенту, Короленко с надеждой обращал свой взор в будущее, когда утверждал: "Пишу для народа".
Писатель во многом разделял взгляда и убеждения "властителя дум русской интеллигенции" - Н.К.Михайловского, "редактора журнала "Русское богатство", который обосновывал ведущую роль интеллигенции как единственно способной повлиять на ход общественного
развития. Цри относительной общности взглядов Короленко и сотрудников "Русского богатства" на облик читателей дурнаяа возник полемический оттенок, в основе которого принципиальное расхождение внутренней писательской установки Короленко - на народного читателя и журнала - в целом - на интеллигенцию. Подмечая основные черты "развитого" читателя, Короленко как будто разочаровывается, не ощуизая з нем силы, способной облагородить стремительное и грозное движение эпохи: "... наиа интеллигенция,.вместо того, чтобы мужественно и до конца'/подчеркнуто автором/ сказать правду "владыке народу", когда он явно заблуждается и дает себя увлечь на путь лжи и бесчестья, - прикрывает отступление сравнениями н софизмами и изменяет истине'"1. "Оценочные" - в адрес читателя - высказывания Короленко не совпадали с редакционными. Уповая на гражданскую ответственность интеллигента перед народом, наблюдая за тревожными симптомами индифферентности и рефлексии "своего" адресата, сотрудники журнала тем не менее не смогли увидеть "соучастником" литературного процесса читателя зарождающегося, из народа. Это послужило причиной и мотивом той "особой позиции", которую Короленко занял в редакции "русского богатства". Нацеленность Короленко на чигэтеля из народа /при всеобъемлющем, неразрывном характере .связи писателя с "мыслящим" адресатом/ есть то положение, которое определило творческие задачи автора "Истории моего современника". В первой главе диссертации сделана попытка выделить принодхш, которые оказались важным, если не определяющими, при создании "История моего современника". Каков характер влияния читательского аспекта на художественные поиски Короленко - об этом речь пойдет во второй главе диссертации "Читатель в "Истории моего современника" Короленко".
Одних исследователей "Исторгай.."(А.И.Сторожева, А.В.Храбро-вицкого, Г.А.Еядого)преицта(ественно привлекает анализ представлений писателя об историческом процессе, о формировании континуума времени в произведении; других /Б.В.Аверина, В.В.Литвишко/ - осмысление кявой пульсации мысли и чувства героя - "современника*. Между тем "История..." представляется нам одной из блестящих книг-ориентиров, отразившей двикение эстетического сознания российского общества рубежа зеков.
Понятие "историзма" /"История моего современника", "История
4. Короленко В.Г. Дневник 1917 г. // Вопросы литературы.- 1990.-■ й 6.- С.224.
моей жизни" и т.д./ как формообразующей категории искусства конкретизировалось в творчестве многих русских писателей. Создавая свою "главную книгу", Короленко, солидаризируясь с представления ми об историзме,' сформировавшимися в эстетике Герцена /"Былое и думы"/, преодолевая узко-абстрактное представление об истории /как категории всегда равной самой себе/ писателей-современников /И.И.Ясинского /"Роман моей жизни"/, А.И.Свирского /"История моей жизни"/ и др./, приходит к осознанию истории как символа, где соединены временное и вечное: в преемственности духовной эво. люции.
Писатель выводит образ героя-"современника" за пределы автобиографического лиризма: он хочет показать читателям - реальным и вероятным, что судьба героя может быть прочитана как их собственная, угадываемая по контуру неостановимого движения духа.
Таким образом - в первом параграфе второй главы диссертации /"К проблеме жанра "Истории моего современника"/ идет об этом речь - Короленко, побуждая читателя к масштабным, концептуальным заключениям, о судьбах отечества сумел разомкнуть традиционно-жанровые /автобиографические, мемуарные/ рамки. Думается, что это стремление писателя выйти за пределы жанра /"... не биография..., не портрет..."/ связано с определенным кризисом, переживаемой мемуаристикой, утратившей в эпоху грозных общественных катаклизмов остроту и актуальность значения. В поисках выхода из этого кризиса Короленко нашел опору в эстетической концепции Герцена, утверждавшего, по справедливому замечанию Л.Я.Гинзбург, что необходимо распознать "поэтический элемент в самом драматизме эпохальных исторических событий". Но, если для Герцена иото-рия - "арена драматического действа эпической борьбы", то в представлении Короленко история насыщена больше этическ.ш, нравственным потенциалом: "история души...".
."Современник" Короленко - герой типический. Это не тольк« определенная личность, вставшая перед мучительными вопросами действительности, но и "тип", воплотивший черты соотечественников писателя, раздумывающих, определяющих свое место в нарождающейся реальности. . .
Анализ жанросоотавляющих деталей и признаков "Истории..." позволил нам сделать вывод о возможности определения жанра этого произведения как "социальных мемуаров". Судьба исторической личности /о точки зрения типологии/, растворенная в конкретной об-
становке эпоха, получает расширительное толкование, смыкается с потоком сознания последующих поколений при таком /предположительном/ определении жанра "Истории...".
Преимущественно апеллируя в "Истории моего современника" к читателю-другу "мыслящему", интеллигентному, Короленко видел-свой писательский долг и в просветительном воздействии на формирование "среднего" читателя, и в обязанности "писать для народа".
"История моего современника" изобилует "сигналами" читательского присутствия, об этом идет речь во втором параграфе второй главы диссертации /"Диалог с читателем"/. Интонационная адресо-ванность заполняет и скрепляет структуру произведения, предельно ориентированного на адекватное читательское восприятие.
В общий ряд художественних приемов Короленко органически вписываются:
1) воспроизведенное или "разгаданное" писателем читательское слово; .
2) условно-читатедьскйе реакции;
3) подключение читателей к сюжету воспоминаний путем прямого ввода его в повествование;
4) апелляция автора к художественной памяти адресатов -прием, предполагающий обновление - инновацию - художественного образа;
5} отсылки к читательским тетям и суждениям;
6) авторские выводы как важная форма писательско-читатель-ских связей.
В диссертации доказывается, что, характеризуя художественные метода Короленко, необходимо учитывать читательский аспект произведения, пронизывающий все структурные уровни его: сюжетный, образный, идейный.
В работе сделана попытка сопоставления принципов поэтики Гоголя и Короленко. Размышляя над проблемой инновации художественных образов, автор отмечает совмещение сквозных сюжетных линий судеб гоголевских "старосветских помещиков" я Швенков Короленко. Оба писателя, перекликаясь - детально и ко.лпозиционно -воплощают один и тот же идеал - гуманистический. Аналогия нарушается лишь в финале. Сместив акцепты, структурно организующие сюжет в сторону "улавливания" дыхания эпохи, то есть читательского "слона", иначе звучащего во временной плоскости, Короленко меняет "сквозную задачу" персонажей - их удел не трагедия /кок у Гоголя/, судьба Ци'венков представлена менее драматично, о эл)мэн-
тами комизма, то есть в характере жизнеутверждающего оптимизма, распознанного Короленко. Из сопоставления художественных систем Гоголя и Короленко явствует, что поиски идейной природы произведения не могут быть ограничены традиционным анализом художественно-эстетических достоинств его, но долкны быть серьезно аргументированы и о точки зрения ишанентного читательского аспекта произведения.
.Читатели-современники высоко оценили В.Г.Короленко, назвав ' его "нравственным гением".
- Не только ощущение общей - писателя и его адресатов - читателей - ответственности перед нынешней жизнью и перед будущим единило Короленко о современниками,, но и обращенное к согражданам /художественное и публицистическое/ "слово" писателя, спокойно- доверительное, мудрое, наполненное разговорной интонацией, цряподншало "маленького русского человека", раскрывало диалек- ■ тику гуманизации души, происходящей вопреки царствующей в России "диктатуры штыка".
Умение писателя вести диалог с читательской публикой помогало адресату распознать ооциалыю-жизненнью истоки происходящего, проследить глубинное развитие событий, сделать исторические прогнозы. Короленко стал для современников /и последующих поколений вдумчивых читателей/ писателем, сумевшим, сохряняя живые краски исторического момента, подняться до широкого круга "общих вопросов". Писатель говорил о главном и существенном в морали, психологии, социально-духовном облике своих соотечественников, говорил, раскрывая им "самих себя". В этом и состоит, на наш взгляд, огромная заслуга Короленко перед благодарной ему русской читающей публикой.
В третьем параграфе второй главы /"Человек с книгой в руках в "Истории моего современника"/ систематизированы высказывания и суждения Короленко .о разных типах читателей: с.точки зрения их социального статуса, нравственных запросов, читательских пристра-стей и уровня представлений.
Короленко подробно аттестует многочисленную группу "средних" читателей "отэрвего"'и "молодого" поколения, отмечая их "сростодуше" и-наквность, наря?;у с категоричностью и уверенностью. "Средние" читатели Королешш характеризуются социальной определенностью, яркой психологической достоверностью и убеди-, гтельностью точно воспроизведенного.духовного облика.
Нсргпвчгость художественного вкуса, механистичность мышления,
устойчивая "привязка" к определенным темам и сюжетам, склонность к поспешим выводам, незначительность читательского опыта, преимущественный интерес к остросюжетным произведениям, - таким живописует внутренний мир своих героев - "средних" читателей - автор "Истории моего современника".
Судьба "сревдего" читателя настойчиво приковывает взгляд Короленко.
Исправник Ржевский, капитан и его жена, Ипполит Лаптев, отец "современника" - типичные представители "средних" читателей старшего поколения. Этих героев "История..." нельзя.причислить к людям, духовно родственным автору книги, но, обозревая путь нравственных исканий "средних" читателей Короленко отметит, что пошлость и рутинность жизни но могли уже поглотить то здоровое и облагораживающее действия и поступки начало, которое пустило корни в душах людей. Пытливый интерес к книге', к литературе пробудил новые мысли и новые чувства; обращение и исцеление пуши этого читателя - этот сложный и тонкий процесс, увиденный писателем изнутри, наглел точное отображение в "Истории моего современника".
"Средние" читатели молодого поколения с увлечением "читали об анархии", обнаруживали горячую веру и стремление к духовному саморазвитию, утверждали личностное начало посредством усиленных интеллектуальных занятий, ставших к концу 1В60-ых годов едва ли не ведущей формой, определяющей развитие уже не отдельной личности, а целого общества.
Время ожиданий 1659-1861 г.г. сменилось периодом поиска новых объективных критериев для ориентации в действительности.
"Родственность", кровность созданий искусства личности новой эпохи начинает ощущаться глубже к рельефнее. Преобладающий дух времени создает общие предпосылки для превращения "идеала" -героев художественной реальности" - в живую фигуру общества.
Предметом пристального внимания Короленко становятся "шо- . лящие" читатели, с их интересами, нравственными запросами и социальной позицией.
Соцерпателыш и глубоки суждения Короленко о читателе - друге, "мыслящем" адресате "Истории..." Короленко, исследуя разновидности этого читательского типа, указывает на социально-нравственные приметы его:
1) рафинированный читатель-потребитель /В.Веселитскнй/;
2) читатели - нигилисты /Горицкий, -Шугдав/;
3) читатели - реалисты /Драгол.чнов, ЗубаревСккЛ, отд'д-.'пги,
офицеры;
4) "свободолюбивая" интеллигенция /поляк Поплавский, Ула-новская, Попов/;
5) читатели - моралисты /Гортынский/.
Развитие "мыслящего" героя Короленко, реального читателя последней трети XIX века шло в направлении расширения и углубления эстетического опыта. Подчеркивая направляющую и организующую роль литературы и чтения, Короленко старался уловить органичес- . кую связь между внутренней работой - процессом духовного обогащения читателя - и внешей деятельностью личности.
С немеиыяей психологической и социальной определенностью воссоздает Короленко черты демократического читателя /крестьяне и рабочие/. "Тип" народного читателя объективируется в образах, несущих яркое индивидуально-личное начало: это и молодая девуш- . ка "скитского типа", и ее брат, "жадно слушающий чтение" и девушка полуребенок, пришедшая повидать... грамотея с дальней стороны, читавшего занятные книжки, и Гавря Бисеров, и рабочий Павел Карпович, который через "книжки пропал", и т.д. Все эти образы явились подтверждением возникшей и уже существующей в народе потребности в интеллектуальной жизни.
• В неостановимое движение мысли постепенно, но властно втягивались новые социальные плаоты читателей. Короленко подробно фиксирует малейшие усилия героев-читателей "из народа", направленные на преодоление сословной ограниченности и интеллектуальной беспомощности. Писатель увидит факт исторического, поворотного момента жизни русского общества, в недрах которого - в народных глубинах - начинает вырабатываться склонность к объективно-эстетическому, художественному мышению.
Процесс интенсификации духовных начал общества проступал в • сложных формах, развивался в переплетении негативных и позитивных начал. Короленко, Наблюдая замедленное, скованное рождение народной мысли, поразится драматизмом и мучительной сложностью приобщения порабощенного духа к культуре.. Преодолению внутреннего кризиса, обретению духовных сил, возрождению "народного" читателя посвящены многие лучшие страницы "Истории моего современника".
Демократическая ориентация В.Г.Короленко нисколько не мешала писателю сохранять веру в интеллигенцию как в силу, несущую идеалы- ;~.:гзн!!. Пог.чэрклная собственную прпзерлеппость к жюцям "•зечкоГ. ог;!оз:и-'д" _с\чкол неправде и злу, Короленко в ряду груп-пог.их сб1"Г>ет1 чни?с;:о!1 наделяет абсолютным авторским допорксм
умного, интеллигентного читателя-адресата.
При всей очевидной и значительной идейной дистанции,, разделяющей писателя и его "среднего" читателя, неустойчивого в обоих убеждениях, Короленко не оставляет надежда, что слово - идеал -не праздное, не пустое слово - сможет проникнуть и в эту среду, подвигнуть и этих читателей к активным историческим действиям.
Итак, размнсияя над эволюцией сошшкая своих соотечественников, Короленко неукоснительно принимая в расчет читателя в его историческом движении.
История становления духовного сознания героя Короленко стала одним из объектов исследования /глава II параграф 4 "Соремэн-няк"-читатель/.
Путь духовной эволюции героя, через осознание "эмоции формы" /Выготский/ поднявшегося до овладения,"эмоцией содержания" прсиз- ' ведения, - с исчерпывающей полнотой показан в "Истории моего современника". Читательская судьба героя Короленко - одна из ведущих тем "Истории...". Диалектическое обогащение читательского опыта, уяснение природы читательского познания, выявление объективных закономерностей читательского восприятия - все это углубляет и типизирует образ "современника", духовное созревание которого вне овладения обобщенно-художественным, то еоть "книжным" опытом - процесс ограниченно познаний. Цельный, законченный образ "современника" возникает только в результате синтеза энергии реальной жизни и энергии духовного бытия.
Создание "эстетической" модели действительности - духовный путь героя Короленко. "Современник" сопоставляет литературные персонажи с реальными людьми, обнаруживая не только портретное, но и типологическое сходство, существующее между ними. Горячий интерес вызывает у героя Короленко осмысление точки пересечения литературных сюжетов - с жизненными. Вытопись, подлинные реалии действительности просматриваются "современником" как бы "сквозь призму литературы", стоящую,-как замечает Короленко, "между мною и моими непосредственными впечатлениями". Художественные ассоциации корректирующие жизненные ощущения "современника", раскрепощая и высвобождая энергию духа героя.
В диссертации анализируются не вошедшие в основной текст "Истории...", но "вполне законченные и обработанные" главы: "Детская любовь" и "Ное первое знакомство с Диккенсом", так tie отразившие последовательный рост читательского потенциала- героя.
Как видим,то, что-содержалось в эстетической системе Короленко -автора дневников, писем, публицистических произведений, как бы "в готовности", в виде разрозненных, хотя л объединенных общей концепцией суждений, воплотилось в "Истории моего современника", слившись о целйм компонентом художественно многозначно решенных задач.
В заключении диссертации формулируются общие выводы, полученные в ходе исследования. Автор работы подчеркивает, что проблема читателя была и остается одной из самых актуальных и перспективных в современном отечественном и зарубежном литературоведении. Читательский спрос на художественную словесность, пристрастия, вкусы, опыт читателей.и адресатов сложно воздействуют на ход историко-литературного развития. '
Кор.ояенко относится к тем русским писателям- которые твердо и последовательно настаивали на • " внутренней зависимости творческого процесса от адресатов. Для автора "Истории моего современника" бесспорным был факт существования духовной связи /род поэтической "несвободы"/ писателя и его реальных и гипотетических читателей.
Образ читателя давно проник в литературу. Расшифрованный, исследовательски опознанный к извлеченный из потока образов, читатель Короленко утратил безымянность - и "живым средоточием русского духа, его истории, его путей, его проблем, его здоровых, сил и его больных узлов" /И.А. Ильин/ повеяло со страниц, написанных В.Г.Короленко.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1. Проблема читателя в творческом сознании В.Г'. Короленко
// Современные проблем! русской филологии.- Саратов, 1985.-С.43-46.
2. "Читатель-простец" у Щедрина и Короленко // Шестидесятые годы в творчество Н.Е.Салгнкова-Иедраяа.- Калинин, 1965.-С.102-106. ■
3. К проблеме дружбы ц братеттзп народов в художественно-эстетической концепции В.Г. Короленко // Тезисы докладов научной коиференгщл "Отражение срузбн и братства народов в советской
литературе" /17-18 октября 1983/. - Степанокерт.- С.47-48.
4. К чегду ведет сокращенный вариант // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР.- 1990.- И 9.- С.16-18.