автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Философская система Г. Х. Ф. Краузе и краузизм
Текст диссертации на тему "Философская система Г. Х. Ф. Краузе и краузизм"
Санкт-Петербургский государственный университет
На правах рукописи
Сизова Галина Борисовна Философская система К.Х.Ф.Краузе и краузизм.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Специальность 09.00.03 - история философии
Научный руководитель-доктор философских наук, профессор О.В.Журавлев
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Философская система К.Х.Ф.Краузе. 8 § 1. Общая характеристика основных положений философии
К.Х.Ф. Краузе. 8 § 2. Аналитико-субъективный и синтетико-объективный методы
системы, 21
§3. Философия "Я". 31
§4. Характеристики сущности. 38
Глава II. Характеристики отдельных наук. 51
§1. Религиозные идеи К.Х.Ф. Краузе. 51
§2. Этическая концепция К.Х.Ф.Краузе. 55
§3. Правовые идеи К.Х.Ф.Краузе 58
§4. Социальная философия. 67
§5. Антропология. 73
§6. Философия истории - "Наука жизни". 77
Глава 111. Краузизм как явление западной культуры. 83
§1. Формирование испанского краузизма. 83
§2. Практическая реализация краузизма. 101
§3. Менендес Пелайо и испанский краузизм. 115
§4. Латиноамериканский краузизм. 122
Заключение. Список литературы.
126 128
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одной из основных тем европейской философской традиции является тема отношения человека и мира, Я и вселенной, конечного и бесконечного, Субъекта и объекта, внутреннего и внешнего, экзистенции и трансценденции, которая в зависимости от той эпохи, когда она разрабатывалась, получала различные трактовки в истории философий и разные наименования двух полюсов этого отношения. Вершиной новоевропейской парадигмы отношения человека и мира явилась классическая немецкая философия. В философской системе К.Х.Ф.Краузе (1781-1832), в свое время известного попутчика классического немецкого идеализма, была предпринята оригинальная попытка рассмотрения указанных вопросов. Решая проблему развития бесконечного в мире конечных вещей Краузе в своей па-нентеистической метафизике пытался соединить идеал и действительность, тем самым привнося практический элемент в свою философскую систему. Эта практическая нацеленность философских изысканий Краузе нашла отклик во многих странах, где воспринимаются ее религиозно-реформаторский гуманизм, подходы к правовой проблематике, к темам природы человека и его естественных прав, выявившееся в последующем в развитии педагогической доктрины, в частности - в Испании.
Философская система Краузе имела ограниченное и относительно краткое по времени влияние в Германии. Здесь его наследие активно разрабатывают в основном его ученики, геттенгенские философы и правоведы вплоть до конца 70-х годов. С другой стороны, она явилась источником идей и долговременного вдохновения для мыслителей франкоязычных и иепаноязычных стран (Франции Бельгии, Аргентины). Здесь его концепции существуют в версиях, адаптированных к наличным философским культурам конкретных стран и реально влияют на духовную и политическую жизнь общества.
Особенно значительным это влияние было в Испании. Здесь философская система К.Х.Ф.Краузе трансформируется в фил ософско-и деол о ги чсс к и й комплект - "краусисм", оказавший существенное воздействие на общественные процессы на протяжении более полувека, вплоть до окончания Гражданской войны. Для стран Латинской Америки в определенный период их истории краузизм являлся тем этапным заимствованием из европейской философской мысли, который в наибольшей мере соответствовал потребностям их идейного развития.
Тем самым, актуализируются задачи: во-первых, историко-философского исследования данной системы, во-вторых, рассмотрения ее как источника самостоятельного направления в истории философии, в-третьих, осмысления проявившегося интереса к краузизму и его проблематике в философской мысли Запада в конце XX века, особенно в связи с юбилейными мероприятиями, посвященными 200-летик) К.Х.Ф. Краузе. Все это позволяет считать обращение к учению К.Х.Ф.Краузе как новое и актуальное.
Степень разработанности проблемы.
Научная разработка учения К.Х.Ф.Краузе по большей части относится ко второй половине XIX века. Однако, наряду с аналитическими трудами, переложениями и истолкованиями, в это время выходит и значительное число ранее не публиковавшихся трудов философа, подготовленных для печати его учениками в Германии Г.К.Леонгарди, Р.Линдеманом и др.. Они, в свою очередь, становятся объектами изучения уже в XX веке. Особенно значительными были усилия, предпринимавшиеся испанскими краузистами, которые не ограничивались адаптациями, главным образом, философско-правовых, религиозных или моральных идей Краузе, как это имело место на Кубе, в Аргентине или во Франции, а разрабатывали его философскую систему как целое, с намерением теоретического и методологического совершенствования национальной философской культуры, обогащая ее современной лексикой.
В XX веке об интересе к краузйзму, помимо Испании, свидетельствуют труды, появляющиеся в Германии, Франции (здесь социальной философией Краузе занимался Г.Д.Гурвич) и в некоторых странах по периметру Европы. Однако, цельного и отчетливого представления о философской системе Краузе, по-видимому, в зарубежной литературе пока не существует. Об этом свидетельствуют материалы юбилейных конференций, опубликованных в 1982-1985 годах в Германии и Испании.
В отечественной литературе к теме краузизма обращались И.А.Тертерян, A.B. Гулы га, И.С.Колесов, О.В.Журавлев.
Темой нашего исследования является рассмотрение основных концепций краузизма в рамках философской системы Краузе, а также выявление исторической динамики развития системы Краузе, особенно в лице испанского краузизма. Достижению поставленной цели служат следующие задачи: -экспликация учений, образующих философскую систему Краузе -показ рецепций на Западе философской системы Краузе в целом и преимущественное развитие и преобразование ее отдельных учений в трудах Г.Аренса, В.Г.Тибергена, Х.Санс дель Рио, Фр. Хинера де лос Риоса.
-прослеживание процесса развития краузизма во второй половине XIX -
ХХвв.
Методологическая основа исследования.
Ее образуют принципы системности, альтернативности, противоречивости^ развития, дополнительности, единства исторического и логического. Нами учитывался опыт методологических и методических разработок и собственно историко-философских исследований.
Сложность краузистской лексики, и в целом, объясняющаяся особенностями учения, "понятийная комбинаторика" Краузе потребовали применения в возможно более полной мере текстологического анализа. Учитывалась и отчетливо выраженная религиозная ориентация философских изысканий идей
Краузе.
В аспекте расширения представления об источниках развития краузизма использовался распространенный в гуманитарных науках метод сравнительного анализа.
Концептуальными источниками послужили издания текстов К.Х.Ф. Краузе на немецком языке, а также историко-философские, теоретические и методологически разработки немецких, испанских авторов, прямо или косвенно касающиеся проблем философии К.Х.Ф.Краузе и краузизма, энциклопедический материал на французском, испанском, английском и немецком языках. Объективной трудностью для исследования явилось ограниченное число оригинальных работ Краузе, имеющихся в отечественных библиотеках.
Новизна работы состоит в следующем:
1 .В работе раскрывается системность и взаимосвязь элементов философской доктрины Краузе.
2.Выявляется методология аналитической и синтетической частей системы .
3.Раскрывается метафизическая часть системы.
4.Суммарно представлены этические, религиозные, правовые аспекты развития системы.
5 .Исследуются особенности истолкования идей Краузе в теоретических работах Аренса, Тибергена, Сане дель Рио, Хинера де лос Риоса.
6.Характеризуется содержание испанского краузизма как философско-идеологйческого комплекса.
7.Обозначаются аспекты развития краузизма в Бельгии, Аргентине, Латинской Америке, на Кубе.
первых, раскрыть основные моменты философской системы немецкого философа, выявить характеристики распро странения данной системы в других странах.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при составлении общих курсов и специальных курсов по философии, культурологии, и, в какой-то мере, в сравнительном языкознании.
ГЛАВА!
ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА К.Х.Ф.КРАУЗЕ.
§ 1. Общая характеристика основных положений философии
К.Х.Ф. Краузе.
С давних времен отношения между Испанией и Германией имеют свои традиции в развитии духовной сферы. Так, сочинение Р. Луллия "Ars magna et ultima" (Великая и последняя наука)(1277) влияет на европейское Просвещение, особенно на сочинение Г.В. Лейбница "De arte comvinatoria" (О науке сложения) (1666). На Г.В. Лейбница также оказал влияние выдающийся мыслитель поздней схоластики Испании - иезуит Фр. Суарес (1548-1617), сочинение которого "Disputationes metaphysicae" (Беседы о метафизике) оказало влияние на до- и послереформенную мысль Германии.
Известна также преемственность испанской литературы - Л one де Беги, Кальдерона, Сервантеса, испанских мистиков с творчеством Г.Э. Лессинга, И.Г Гер дера, И.В. Гете, И.К. Шиллера (]).
Со средних веков до романтизма импульс испано-немецких отношений в развитии духовной сферы почти исключительно исходил из Испании и появление испанского краузизма меняет направление этих отношений, в аспекте, когда духовные идеи немецкой жизни ориентируются к Испании XIX века.
Испанский краузизм, восходящий к идеям немецкого мыслителя К.Х.Ф. Краузе (1781-1832), явление - достойное внимания, феномен преемственности в другом культурно-историческом пространстве, при котором решаются языковые и герменевтические проблемы. Только посредством доступного изложения своеобразной терминологии идей Краузе произошел переход к значи-
1 Höffmeister G. Zum Gesamgeschichte der Spanische - deutsche Beziehung // Spanion und Deutland Geschichte und Dokumentation der Literarischen Beziehungen. Berlin. 1976.
тельному явлению в духовно-исторической и общественной жизни Испании XIX века, которое отразилось в ее современной жизни, а также нашло свое опосредованное отражение и в других странах.
Кто же является родоначальником данного направления, каковы его основополагающие идеи, в чем выразилось развитие данных идей - эти задачи и преследует собой данная работа.
Развитие немецкой философии после Канта являет наибольшее скопление самых блестящих светил на звездном небе историко-философской мысли. Никогда еще звезды первой величины не теснились так близко друг к другу как здесь, и нигде не окружало их такое множество светящихся вместе с ними меньших спутников. Правда, в истории встречались некоторые эпохи, когда проявлялся подобный же повышенный интерес всей науки к философскому прогрессу. Греческая образованность во времена Сократа и французская интеллектуальная жизнь в середине ХУШ века демонстрируют такую же широту общенационального интереса к философии, как и немецкое развитие после Канта. Но даже античная философия не порождала своих великих систем так близко друг к другу, в такой непосредственной последовательности одна за другой, как это мы видим в Германии в течении промежутка времени немногим большего, чем четыре десятилетия. Именно это-то обстоятельство и показывает, что немецкая философия развивается вместе со столь долго подавлявшимся приливом немецкого интеллектуального движения и составляет его существенную часть. Общенациональное образование очень скоро обратилось к критической философии Канта с ее неисчерпаемым богатством идей.
Вместе с тем и величие поэтического духа Гете отложило характерный отпечаток на всем этом, ни с чем не сравнимом времени. Параллельная деятельность Канта и Гете образуют те два полюса, к которым тяготело все мыслительное движение этого времени. Их родство, а еще более их противопо-
ложность, служат движущей силой последующего развития. Поэтому, этот рассвет немецкой, культурной жизни и выделяется в ряду всех других исторических эпох такой тесной общностью философского и поэтического движений, который раньше никогда не наблюдался. Никогда еще поэты не были настроены более философски, никогда еще философы не находились под таким непосредственным влиянием поэзии. Никогда национальная образованность не носила еще такого в равной мере философского и поэтического характера, как в это время. Внешним поводом к этому было то, что и философия, и поэзия, и только они составляли духовную основу национального единства. Внутренняя же причина лежала в том, что философы в силу своей собственной потребности искали и должны были искать соприкосновения с жизнью искусства. Ведь последним синтезом критической философии стало понятие художественного гения. В этом заключалась необходимая связь между идеями философии и поэзии, которая должна была притягивать их друг к другу и в конце концов привести к попытке их полного слияния.
К этому добавилось еще особенное внешнее обстоятельство, вследствие которого то, что было необходимо с точки зрения родства мысли, в самое короткое время стало совершившимся фактом. С середины 90-х годов ХУШ века университет в Иене становится "второй родиной" критической философии. Тем самым учение Канта покинуло уединение его создателя и было вовлечено в оживленное движение, носившее по преимуществу поэтический характер. Заслуга Карла-Августа герцога Саксен-Веймарского состояла в том, что он объединил между собой носителей как философского, так и поэтического развития, вследствие чего, находясь в постоянном личном общении, они могли осуществить это великое слияние идей. Йена и Веймар более чем на десятилетие стали главными городами в интеллектуальной жизни Германии. Для политически разрозненной нации они служили центрами, к которым стремилось все, что хотело войти в круг образованности того времени и содейство-
вать ее дальнейшему развитию. Здесь происходило взаимодействие и быстрое общее развитие умов, подобно тому, как это было в Париже в середине ХУШ века, с той только разницей, что содержание этого развития, а потому и его результаты были здесь гораздо значительнее.
Итак, Йенский университет становится тем центром, в котором получает развитие философская сторона этого движения, в той мере, в какой ее можно вообще отделить от поэтической. Здесь появляются одна за другой великие системы немецкой философии. Они возникают в среде университетской жизни. Время, когда расшатывались европейские государства и пала германская империя, поэзия и философия подали друг другу руки, чтобы сформировать национальное образование, в котором будущее должно было найти свое спасение.
И для носителей философской мысли деятельность при университете являлась побудителем для дальнейшего развития. Они могут служить блестящим примером того "обучая учиться", в котором находит выражение академическая жизнь в Германии. Вынужденные постоянно излагать философскую мысль перед слушателями, уже приобщившимся к высшему образованию или стремящимися к нему, они должны были обращать внимание на самые глубинные связи и изгибы этой мыСли и в силу этого постоянно работать над преобразованием сначала формы, а затем и содержания философии. В этой неустанной работе получали друг за другом преобладающее значение все многочисленные мотивы кантовской философии и, в зависимости от своего содержания, связывались более или менее тесно с остальными элементами национальной духовной культуры. Таким образом, именно многосторонность и внутренний антагонизм различных частей кантовского учения, в связи с богатством остального материала, и сделали возможным разнообразие последующей философии и относительную многочисленность значительных систем, в которые она вылилась.
Основным ядром этого развития являются поэтому системы, возникшие в самой Йене. К ним примыкают все те, что появляются вне Йены и отчасти, как противоположность к ним, действительно обладали плодотворной оригинальностью. Но и здесь, также как и Париже XYIII века, мы имеем дело с общим развитием. И здесь направление, разрабатываемое отдельным мыслителем, определяется общей работой. И здесь так же часто бывает сложно точно разграничить то, что сделано одним, с тем, что сделано другим. Й здесь при всей личной Инициативе отдельные труды являются лишь этапами на пути общего прогресса. Мыслители, возглавляющие различные течения, отчасти поддаются влиянию тех превращений что возникают в атмосфере этой образованности в силу столкновения различных течений. Поэтому в разных пунктах этого общего развития они выступают перед нами в различных образах.
Карл Христиан Фридрих Краузе родился в 1781 году в Айзенберге (Герцогство Саксония-Альтенберг), в семье учителя, позднее ставшего священником. В 1787-1800 годах в Йене изучал теологию и слушал,