автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социально-бессознательное и историческая субъектность в общественном развитии

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Краузе, Александра Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Пермь
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социально-бессознательное и историческая субъектность в общественном развитии'

Текст диссертации на тему "Социально-бессознательное и историческая субъектность в общественном развитии"

У

Министерство общего и профессионального образования

Российской федерации Пермский государственный университет

На правах рукописи

Краузе Александра Анатольевна

СОЦИАЛЬНО-БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И ИСТОРИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ

Специальность 09.00.11 — социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель -доктор философских наук, профессор Калашников М.Ф.

Пермь - 1998

Содержание

• ■■ »

*

Вв едение..........................................3-13

Глава I. Место социально-бессознательного в становлении исторической субъектности..........14-65

§1. Социально-бессознательное как предмет

различных психологических и философских систем...14-35

§2. Интегративная сущность исторического

субъекта и социально-бессознательное.............35-65

Глава II. Субъекты в историческом процессе (диалектика сознательного и бессознательного) ... 66-108 • ; »

I

§1. Понятие исторического субъекта в различных

философских и психологических концепциях.........66-92

§2. Классификация типов исторической

субъектности....................................92-108

Глава III. Проблема социально-сознательного и социально-бессознательного в

современной социальной действительности .......109-140

§1. Интеграционные процессы как

историческая необходимость.....................109-120

§2. Социально-сознательное и сощ^ально-бессоз-нательное в постиндустриальном обществе........120-129

§3. Социально-сознательное и социально-бессознательное в российской социальной

действительности...............................129-140

Заключение.....................................141-145

Список литера туры..............................146-158

Введение

Актуальность темы исследования

В современных условиях стремительных перемен характеризующихся невиданным динамизмом социальных процессов особое значение приобретают проблемы включенности человека в историческое развитие. Глубокой прорабосски требуют вопросы, Отражающие процессы эволюционирования человеческой субьектности в историческом поступательном развитии.

В настоящее время актуальность исследования

определяется тем, что понимание глубинных тенденций

развития общества невозможно без учета в субьективном

факторе диалектики сознательных и неосознанных элементов.

Особенно это относится к современному этапу

постиндустриального и постсоциалистического развития, где

все труднее становится осмыслить ,,сущность происходящих

!

перемен.

Разработка теоретических проблем социально-бессознательного диктуется обостряющимися противоречиями в представлениях людей о будущем человечества, противоречиями технократического и гуманистического направлений в прогнозировании и предвидении дальнейшего социального развития.

В некоторой степени облегчение решения этой задачи обьясняется появлением возможности знакомства с работами З.Фрейдд, А.Адлера, К.Юнга, Э.Фромма, Э.Эриксона и других, которые ставили вопросы о влиянии

"бессознательного" и "коллективного бессознательного" на различные сферы социальной жизни.

Однако, решение этих вопросов требует научно-диалектйческого подхода.

В диссертации предпринимается попытка с научных диалектико-материалистических, деятельностных позиций рассмотреть малоизученную проблему значения "социально-бессознательного" в становлении и функционировании исторической субьектности.

Степень разработанности проблемы

Базовыми категориями нашего .исследования являются «

"социально-бессознательное" и "историческая

субъектность". В объяснении социальных явлений феномен "бессознательное" был введен З.Фрейдом. В своей характеристике бессознательного он исходил из "всеопределяющей роли сексуальной этиологии"1. З.Фрейд полагал, что основу бессознательного составляют первичные инстинкты. Последователь З.Фрейда в деле изучения роли бессознательного в историческом процессе К.Юнг сосредоточил свое внимание на проблеме "коллективного бессознательного" .• В юнговском п'онимании психическая сфера человека предстает как единство сознательного и бессознательного. Его заслугой является и то, что онв своих исследованиях исходил из взаимосвязей коллективных и индивидуальных форм человеческого бытия. Вместе с тем, и З.Фрейд, и К.Юнг не преодолели биологизаторский детерминизм в объяснении социальных процессов.

К подобному ряду концепций, в плане доминирования какого-либо одного определяющего фактора, можно отнести

философские работы А.Адлера и ,, Э.Дюркгейма. Теория «

бессознательного построена А.Адлером полностью на положении о чувстве неполноценности, которое определяется как врожденное, смутно осознаваемое. Человек стал человеком только потому, что он чувствовал свою неполноценность, так как в обществе человек ощущает себя более сильным.

Э.Дюркгейм подчинение индивидуально-личностного коллективному воспринимает как изначальную

предопределенность. Главная мысль Э.Дюркгейма состоит в том, что исторический ■• процесс' » представляет собой освобождение индивидуального от коллективного, что "коллективный тип теряет свою рельефность, а индивид становится объектом своего рода религии. А эта религия, в конечном счете, навязывается общественным мнением"2.

Особое место в неофрейдистских исследованиях занимает концепции Э.Фромма и Д.Радьяра.

Э.Фромм поставил перед собой задачу с антрополого-

философских позиций взглянуть на человека и общество.

Появляется и новая трактовка "социально-

. • »

бессознательного", как того, что вытеснено из сознания индивида по предписанию общества. По мнению Э.Фромма существует "архетипное бессознательное" отражающее человека целостного и бессознательное, сформированное в психике индивида обществом. Оно по своему качественному положению не эквивалентно первому, потому, как бессознательное архетипного характера представляет

1 Фрейд 3. О психоанализе. Пять лекций, // Хрестоматия по истории психологии. М., Изд-во Московского университета. 1980. С.73.

!

2 Дюркгейм Э. Разделение общественного труда. М., Наука. 1991. С.161-163.

универсального человека прошлого и 'будущего.

Представитель современного гуманизма и неофрейдизма Д.Радьяр динамику взаимодействия сознательного и бессознательного рассматривает как столкновение в деятельности человека разумного и коллективного бессознательного1.

По сути дела, Д.Радьяр отталкивается от концептуальной схемы К.Юнга.

Американский ученый А.Маслоу вводит понятие "здоровое бессознательное". "Эти первичные процессы,- говорит он, -часть йормальной ' или здоровой человеческой природы и могут быть включены в теорию здоровой человеческой природы"2.

В рассуждениях А.Маслоу есть вполне реалистические выводы: во-первых, человеческая природа носит иерархизированный характер, во-вторых, для того, чтобы появились "здоровые", т.е. социальные, высшие потребности, должны быть удовлетворены первичные потребности человека. И наконец, в-третьих,

бессознательные, биологизированныр потребности не являются чем-то враждебным по отношению к обществу и самому человеку, а представляют собой здоровые проявления организма.

В функциональном аспекте на феномен "социально-бессознательное" обратил внимание Р.Бхаскар. "Социально-бессознательное" представляется ему как неосознаваемое индивидом социальное последствие (его индивида) обычной практики, а именно, как воспроизводство и преобразование

1 ■

См.: Радьяр Д. Планетаризация сознания от индивидуального к целому. М., Ваклер. 1995. С.84-85.

2 Маслоу А. Психология бытия. М., Реффл-бук. 1997. С.225.

общества. "Воспроизводство'и/или прёобразование общества, - отмечает Р.Бхаскар, - хотя большей частью совершается бессознательно, тем не менее является неким достижением, результатом искусного исполнения активными субъектами, а не механическим следствием предшествующих условий"1.

К проблеме взаимодействия сознательного и бессознательного, встроенного в социально-исторический процесс, обращаются и отечественные философы. Толкование бессознательной природы человека, общества со стороны

таких ученых как Ф.В.Бассин, Я .,В. Любивый, И. В. Ватин,

»

«

A.M.Бойко является, по сути дела, социально-психологическим, либо общефилософским. К примеру, для И.В.Ватина бессознательное - есть вытесненное из сознания субъекта. A.M.Бойко признает за бессознательным некую совокупность психических явлений, носящих неосознанный характер.

Широкий комплекс подходов обнаруживает анализ философской литературы по вопросу об исторической субъектности.

Немецкие философы К.Яеперс и О.Шпенглер к понятию "исторический субъект" применяют культурологический подход. Так, для К.Ясперса субъект - тот, кто может внести в эпоху великое духовное преобразование2.

О.Шпенглер в динамике исторических процессов выделяет не один, а два типа субъектности: культурный и цивилизованный. "Энергия культурного человека, - отмечает он, - устремлена вовнутрь"3, энергия цивилизованного

1 Бхаскар Р. Общество и сферы смысла общества. // Социология, антропология, метафизика. М. , Прогресс. 1,991. С. 229.

2См. :•' Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., Республика. 1994. С. 73.

3 Шпенглер О. Закат Европы. // Философия истории. Антология. М., Аспект-пресс. 1995. С.177-182.

*

человека обращена на внешнее.

Фрейдисты и неофрейдисты субъекта социального действия рассматривают с точки зрения психологии. К примеру, А.Адлер полагает, что существует два типа субъектов: реальный неполноценный индивид и социализированный (идеальный) тип человека1.

Э.Фромм в качестве исходного критерия человеческой субъектности рассматривает психологические потребности индивидов, которые в зависимости от исторических обстоятельств . и особенностей времени воспринимаются индивидуальной психикой, образуют определенный тип субъекта в историческом процессе2.

Испанский философ X.Ортега-и-Гассет дает определение типов субъектов в истории, исходя из принимаемых индивидом ценностных ориентиров "героя", либо толпы3.

Русский ученый Н.Я.Данилевский рассматривает историческую субъектность как национальную общность, обладающую определенными, только ей присущими способностями и склонностями4.

Л.Н.'Гумилев под историческим ' субъектом понимает пассионариев - это энергичные люди-мутанты (изменившиеся под воздействием космической' энергии), становящиеся движущей силой исторического процесса1.

Принципиально иначе исторический субъект предстает у К.Маркса. Для него исторический субъект - это тот индивид, который переходит к "практическому созиданию

1 См.: Адлер А. Понять природу человека. Спб., Академический проект. 1997. С.30.

2 См.;: Фромм-Э. Бегство от свободы. М'.'; Прогресс 1990.

3 Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // 1989. №3.С.122-140.

4 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., Книга.1991.

предметного мира, переработке неорганической природы, ... что есть самоутверждение человека как созидательно родового существа, т.е. такого существа, которое относится к роду как к своей собственной сущности, или к самому себе как к родовому существу"2.

Среди отечественных ученых философов хотелось бы отметить точки зрения В.М.Быченкова, Ю.Г.Волкова,

B.С.Поликарпова, а также И.В.Ватина.

В.М.Быченков исходит из того, что система социальных отношений между людьми порождает ' безличные институты социальной субъектности, сверхколлективные устойчивые социальные образования. Отсюда складывается два типа субъектности: одни из них "...эмпиричны и меняются в целом. Другие независимы от индивидов. Это не коллектив, не группа, не совокупность индивидов, а нечто иное: не эмпирическое, а сверхэмпирическое, что и делает его инвариантным по отношению к изменениям в сфере эмпирического"3.

Для Ю.Г.Волкова и В.С.Поликарпова историческим >

субъектом выступает интегральный человек, в миниатюре воспроизводящий потенциальное богатство социального мира1.

С позиций марксистской методологии развернутую характеристику человеческой субъективности дает И.В.Ватин. "Субъект жизнедеятельности тот, - пишет он, -

1 См.: Гумилев А.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1993.

C.237.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч..Т.42. С.93,

3 Быченков В.М. институты, сверхколлективные образования и безличные формы социальной субъектности. М., 1996. С.90-91.

кто является созидателем самого себя и своего мира как человек, способный продуцировать новое и тем самым начинать новые причинные ряды"2.

Анализ указанной философской литературы показывает, что социально-бессознательное не имеет четкого понятийного выражения и связано с классическим философско-психологическим представлением о нем. Поскольку категория "социально-бессознательное" и

историческая субъектность остаются неотрефлектированными

»

в рамках социальной философии, они зачастую употребляются в различных значениях и было бы неправомерно подвергать критике данные позиции.

Рассмотрение феномена бессознательного в социальном аспекте показывает, что в историческом процессе - это (т.е. бессознательное) интуитивное, неосознаваемое на уровне социальной необходимости реализующее или (или уже реализованное) в действиях субъекта. Такие действия носят стихийный характер и в зависимости от прогрессивной или регрессивной .ценностной направленности индивидов либо

I

расшатывают институциональную систему, либо выступают барьером в осуществлении назревших общественных потребностей.

Феномену исторического субъекта принадлежит важная роль в исследовании исторического процесса. Следует отметить, что категория исторического субъекта относится только к сфере активного социального действия и этим отличается от категории "субъект", имеющей более широкое

1 Волков Ю.Г. , Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественнонаучные и гуманитарные аспекты. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. Изд-во Ростовского университета. 1994. С. 75.

2 Ватин И.В. Человеческая субъективность. Ростов-на-Дону. Изд-во Ростовского университета. 1984. С.21.

значение.

Все эти обстоятельства и споср.бствовали выбору темы

}

>

диссертации.

Цели и задачи исследования

Целью работы является решение актуальной социально-философской проблемы функционального значения социально-бессознательного в общественном развитии. В соответствии с целью исследования в диссертации ставятся следующие основные задачи:

- во-первых, уточнение ■■ сущности « понятий "социально-бессознательное" и "историческая субъектность";

во-вторых, выяснение места феномена социально-бессознательного в историческом процессе;

- в-третьих, определение сущности и взаимосвязи феноменов "социально-сознательное", "социально-бессознательное";

- в-четвертых, разработка в соответствии с имеющимися в историческом процессе социально-ориентированными моделями поведения индивидов, типологии исторической субъектности;

: !

Теоретическая и методологическая база исследования

Теоретическую и методологическую базу исследования составляют научный материализм и диалектика, особенно принцип единства исторического и логического, концепция социальной интегральной сущности человека.

Диссертант выявляет истоки рассматриваемой проблемы, акцентируя внимание на понятиях "сознательное", "субъект", "исторический субъект", "историческая субъектность" • "субъективный фактор", "коллективное" и

"индивидуальное", "стихийное", "неорганизованное",

"историческая необходимость" и т.д. Поэтому закономерно обращение к классической немецкой философии, отечественной философии, марксизму, экзистенциализму, психоанализу. • •

Основным материалом в разработке предлагаемой концепции послужили труды западных и отечественных ученых, исследовавших понятие бессознательного в психологии и философов, обращавшихся к проблемам социально-бессознательного.

Научная новизна исследования

В диссертации впервые разрабатывается категория

!

"социально-бессознательное" с позиций деятельностного подхода.

Дается определение социально-бессознательного в историческом процессе.

Разрабатывается типология исторической субъектности: доиндивидуальная, сословно-корпоративная, технократическая и общечеловеческая.

Исследуются типы исторического действия по характеру поведенческой активности: эмоциональный, поведенческий и осознанный. '•'«

I

Впервые исследуется функциональная роль "социально-бессознательного" в общественном развитии. Разрабатывается классификация различных деятельностных форм исторических субъектов. Они рассматриваются через уровни социально-бессознательного (неосознанной), либо

социально-сознательной (осознанной) сопричастности к историческому процессу, которые переходят в формы:

исторически-пассивную, исторически-активную, но

неорганизованную, и, наконец, исторически-организованную, обозначенную нами как социально-сознательную.

В новом аспекте раскрывается место социально-бессознательного и социально-сознательного в формировании субъектности.

В новом ракурсе рассматривается взаимодей�