автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Философские аспекты изображения природы в прозе М. М. Пришвина 900-1910-х гг. XX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Философские аспекты изображения природы в прозе М. М. Пришвина 900-1910-х гг. XX века"
Г6 од
-1 • ,
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО
КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Специализированный совет Д 113.11.02
На правах рукописи
СОКОЛОВА Регина Алгиманто
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРИРОДЫ
В ПРОЗЕ М. М. ПРИШВИНА 900—1910-х гг. XX ВЕКА
Специальность 10.01.02 — литература народов СССР
(советский период)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
МОСКВА - 1997
Работа -выполнена в Московском педагогическом университете на кафедре русской литературы XX века.
Научный руководитель —
доктор филологических наук, профессор Журавлева А, А. Официальные оппоненты: .
доктор филологических наук, профессор Лазарев В. Л. кандидат филологических наук, доцент Власенко А. Н. Ведущая организация—
Московский государственный университет им. М. В.. Ломоносова.
Защита состоится /сд^/ 1997 года в /.¿часов
на заседании диссертационного совета Д.113.11.02 по литературоведению в Московском педагогическом университете по адресу: 107005, г. Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 21-а.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПУ (ул. Радио, д. 10-а)..
Автореферат разослан « // » СЬст^л^'/
1997.года.
Ученый секретарь диссертационного совета
ТЕЛЕГИ 51 С. М.
Творчество М.М. Пришвина занимает свое особое иесто в историко-литературном процессе XX века.' Самобытный худояния огромного таланта, он воплотил в своих произведениях дев спо-хи: русский культурный ренессанс XX и культуру советского периода. Его творчество называют много траншисопрснешшм и Еечнын. , .
Однако долгие время в Припзше видели писателя, "ки из кого не лохозего", обособленно и одиноко суцествугоцего з литературном процхсе, подчеркивая одно: "певец природы". Портрет худоаника заключался в рамки одной философской проблем -"человек и природа", в которой виделась только объективная реальность, огсватьшшэцая природное окруазние человека (растительный и.аизотиый мир) и самого человека как часть природы. Такал односторонность яеизбевно зела к своеобразному занние- , нию роли писателя.
За последние годы литературоведение, несмотря на слоз-ности нашего времени, вступило з новый этап своего развития. Это связано с публикацией произведения писателей, ранее издававшихся или издававшихся з сокращении. Сегодня публ:!-/' куются новые материалы, связанные с творчеством Н. ¡¡Пришвина, где главное - Дневник,, книга, для которой он, по его слова«, родился.
Дневник открыл замечательную особенность припвинского таланта, которая состоит в том, что он не только х^догник,, но и мыслитель. Исследовать прозу писателя стали с точки зрения ее художественной специфики и философичности. В книге Г. Га-чева "Русская Дума" М. Приивин включен в ряд русских мыслителей от А. Пупкина и П. Чаадаева до Вл. Соловьева, В. Розанова, С* Булгакова.
Подходит к концу XX век, один из самых драматических в истории человечества, подводится черта'для аигелей Земли, за которой, нак считают ученые, необратимая деградация мировой экологической системы. Современное звучание приобрели фундаментальные труды В.И. Вернадского, А. Швейцера, Н.Рериха,. . пророков воскрешения природного естества. В этом перечне {;."-М. Приивин занимает свое место, и трефется исследование его философских взглядов, связанных с природой.3 произведениях писателя глубоко соотносится его художественная мысль с его
ос«аалскиеиг развития обдеотва, лизни человека к
природы, значения культуры человека во взгляде на природу.
Актуальность исследования данной диссертации определяется анализом раннего'творчества Приазкна 900 - 1910-х гг. в плане его художественного мастерства к философского осмысления соотношения человека с природой. Созвучно нашему времени Енсглзцвакие Пришвина о значении природы в низни не только-каждого человека, но и всего человечества: "В природе есть все, и ноце человеческое дело есть только дело сознания... Лзло чзлевека сисказагь то, что ыэлчгливо переливается миро«. От этого высказывания, впрочец, изменяется и самый
Природа и культура - основа философии и худозественного содержания произведений Пришвина, так как они всегда встречается, скрещиваются и разными способами взаимодействуют б прозе'писателя. Природа и культура кыеат ынозество авторских толкований в различных планах: религиозно:,;, социальном, змо-шюаальнои, философском. В диссертации раскрывается соотно-и-енис о тих двух категории б мировосприятии Ц. Пришвина. Знание тоге, чгс-процсхсдах б отнозешш'природы -к культуры, дае: ему понимание^человеческой истории, в которой, с его точки зрзкия, дейо^в^з? две противапологггше тендекцпи. Е первой,
предпочитаемся культ-ура, "челозеческсиу приписывают значение
о
высвего (£0? ка какс^ пути зозникает революция)"." 2с второй напротив, предпочитается природа, "спасение^себя и икра. б природе. Это обратная революция (реакция)"." Спасительна, п «ненкз Пришвина, иоде? быть лись путь восстановления целостности бытия, путем согласования прирспг и культуры. Необходиг. ответить, что для придгн'кского понимания истории ваяно разграничение культуры и цивилизации. "Цивилизация, - по Прпцв; ну,- сто сила зецей" (8; 2-15), не имещая никакого откопенп; к культуре. Развитие науки и техники создает оцуцение, что природа абсолютно подвластна человеку, а писатель тверд в сзсеи знании: с природой считаться нузно.
1Приазин LÍ.L!. Дневники. 1014 - 191?. М.-, 1j51 . С. 205.
о
"Призънн ".i;. Дневник. 12Q5 - 1954. Архив В.Л- ПриавиноП-^При.вин Ü.I.'. Собрание сочинений. 5 8-ми т. Н.,1986. Т.8. С 130.4але_е ссылки на произведения, входящие в это собр. coi приводятся в тексте с указанием в скобках тома г страницу
Автор диссертации, основываясь на концепции Пришвина,яй дает полного и всеобъемлющего представления обо всех многообразных аспектах пршвинской философии природы, но стремится поразить то,'что М. Приявин творчеством, худонественныи мастерством, умением сказать слознейиие веши раскрыл нам глубиннее познание внутренней сущности природу.
В диссертации рассматривается различные философские аспекты изображения природы Пришвина под определенный углом зрения: начало века. Автор, обращаясь к творчеству писателя, подчеркивает, что время писательства становится во многом ключом к решению этой проблемы. Творчество писателя начинается в ситуации противостояния природы и культуры в интеллектуальной мысли начала векз. Антитезы этого времени станут антитезами сознания Пришвина, что заставит его искать выход и целостности бытия, прийти и выводу: "Понимаю свое искание: ;:очу цельной якзки".4
О валкости этого эремеии для писателя говорит то? фант, что з течение зеей низки Пришваа работал нзд замыслом роиана "Начало века", который, однако, так и не был ни создан. С точки зрения сн.четной основа, которая носит автобиографический характер - ото яизнь писателя до 1917 года. "Конец ззт■ ка - Начало ;?еяа (от 1305'г. до 191? года - 12 лет)",- пишет Пришвин в Дневнике (8; 254)-. С точки зрения содержательной, это темы религиозных-иснаяий интеллигенции я народа, части и целого, религиозной и-революционной идей в русской истории,, природы и культуры. С точки зрения круга героез романа - в нем присутствуют В. Розанов, Д. Мережковский, Вл. Соловьев, . Я. Бердяев, А. Блок," М. .Горький, А. Ремизов, А. Белый, * 3.'Гиппиус и другие деятели этой эпохи.
В. диссертации, на основании привлеченных материалов, ... сделан вывод, что М.М.. Пришвин принадлежал к удивительному" поколению русских интеллигентов начала века, деятельность которого была связана с религиозно-философским и худонест- :: венным феноменом, получивиим название русского культурного ренессанса. Под этим процессом понимается, извращение к христианству и церкви русской атеистической интеллигенции, под- ' няБяей вопроси плоти л духа, {земли и неба, хаоса и космоса, стихии и искусства, природы и культур;;. Противоречие идей
определяет сдобность сознания Пришвина, но является ванней-з;ш свойством его творческой личности. В диссертации утверждается, что для писателя характерна эволюция мировоззрения: переход от марксизма и нигилистической интеллигенции к тющшт интеллигент:;) "нового религиозного сознания".
Научная новизна работы заключается в той, что автор впервые сделал попытку исследования худоаественного творчества M.ü. Пригв.'ка 9С0 - 1310-х гг. в плане его философских исканий; выявил истопи возникновения этой темы в контексте русского религиозного возрождения с привлечением широкого круга явлении, имен, фактов, составляющих существо и среду-художественного мира писателя.
¡¡редыетси реферируемого исследования явились произведения М. Пришвина, созданные в 1905 - 1917-х гг. При этом раскрывается худокестзенное и философское содерзание его книг; "3 краю непуганых птиц" (1907), "2а волшебным колобком" £.1508), "У стен града невидимого" (1909) , "Завороика" -<-£913)-, "Днезиики. 1914 - 1317".
.Достоверность- исследования обеспечена те«, что выводи :: которым призгд.диссертант, получены в результате непосредственной аналитической работы над худоаественкика"текстами наследуемого автора, сирокого охвата критической литературы, а такг.е внимательного изучения теоретических трудов, касаацпхся затронутых в диссертации проблем.
В основе нетола исслегоааккя лезкт комплексной подход к творчеству писателя, сочетающий s себе элементы сопоставительного;: типологического анализа. Методологической основой диссертации псслухкли поло2ския о взаш-'ооткозении художественного творчества и философских исканий в плане развития природы и культуры.-Автор диссертации спирался на труды А.<2. Лосева, А. Эткнкда. Ф.Гиренка, В. Козинова, Н. Полтавцевсп, К. Дворцовой, Л. Рязановой, -Я. ГриаиноП, В.Д. Приззиной.
Б реферируемой диссертации ставится цель - раскрыть своеобразие философии природы в соотношении с художествен-«им творчество:.: U.M. Пришвина в русской литературе начала XX века. Для достижения этой цели необходимо, на наш взгляд, ресигь еледуздле задачи: 1) раскрыть философские
искания в русской интеллектуальной мысли начала XX зеке; 2) выявить истоки творчества М. Пришвина; 3) рассмотреть то о г-у !.(. Пришзина 900-х гг. з плане его философских искани.; и > : г -аественных досгиаеиий; А) раскрыть эволюцию философских г--" зрений на природу з прозе М. Пришвина 1910-х гг..
Поставленная цель и задачи определили структур/ тации, состоящей из введения, трех глав, заключения.
1 глава, философские искания в русской интеллектуальной ^¿.-л:-
начала XX зека.
2 глаза. Проза И. Пришвина 900-х гг. в плане его философских
исканий.
3 глава. Эволюция философских воззрений в изобразении природы
в прозе М. Пришвина 1910-х гг.. В конце диссертации дается список использованной литературы. Основная часть работы излеяена на 172 страницах. Библиография зключает 226 названий.
Научно-практическая ценность работы заключается в том, что-наблюдения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при подготовке я лекцияи и практическим занятиям по русской литературе XX века, по теории литературы, в вузовских спецкурсах и семинарах, а такке на уроках литературы з старших классах средней школы и при написании раолич--ного рода учебных .пособий по истории литературы XX века.
Апробация работы осуществлялась на научных конференциях ЫПУ, на уроках литературы в выпускных классах гуманитарного профиля з школе-лицее №56 г- Рязани.
Диссертация обсундалась и получила одобрение на засе-. дании кафедры русской литературы XX века Московского ордена Трудового Красного Знамени педагогического университета.
Основные положения диссертации отраяены в опубликованных статьях, список которых помещён в конце автореферата.
•»
Содериание работы
Во введении отмечаются целесообразность данного исследования, его достоверность, новизна, методологическая основа, определяются, задачи, практическая значимость работы. Здесь кратко излагаются литературоведческие концепции творчества
МЛ'. Присвина. ' •
В диссертации дастся обращение к ключевому понятию творчества Пркав'ика:соотнесение природы и культуры. Эта проблема является объектов изучения многих гуманитарных и социальных дисциплин, ко более всего обсуддалась внутри французской интеллектуальной традиции, от Н.-З. Руссо до. К. Деви-Строе-еа. В шслешш русских писателей, философов, как отмечает с. Дотыак а статье "Руссо и русская культура XVIII - начала XIX века", зта проблема была не менее значима, хотя оставалась скорее не выраиенкой, подразумеваемой, употребляемой в различных терминах - как дух и плоть, Аполлон и Дионис; сознание и бессознательное.
Чтобы уяснить содержание терминов "природа" и "культура", необходимо обратиться к теоретическим г.олоаенияи, дающим их! определения. Термин "природа" не вызывает разночтений, и различные определения схоаи. Приведен толкование этого, терынна С.И. Огегсвш:, согласно которому: "Природа - все существующее во Вселенной, органический п неорганический ымр"^ В диссертации говорится с. той, что точек зрения на культуру ынояестзо, приводятся некоторые. Тер;лш '"•культура" первоначально означал у древних римлян возделывание почву,ее культивирование. В этса: контекст« пол культурой понимались все изменения в природе, -происходящие под воздействие:,! чело-Бека. В конце XIX - б качала XX века многообразие подходов к пониыакиэ кулитурн реализовалось в русле различных екол в философии, социологии, культурологи:'». Например» А. Тонкий представляет культуру - как результат деятельности злптг., , Е. Мартен связывает успех:-, культуры с ростом авторитета религии, 3. $р?Цд понимал культуру как механизм'подавления-бессознательных инстинктов. Как бы ;;э трактовали культуру ж-слителк, для ц;:эгих стоял вопрос преодоления противополез-ностк природы и культуры.
Крупней исследователь среди напич современников Н.Г.По-лтавцева. ввделяет "три пути, рвгработаг-агле философами-просзе-
! . Ц
тутеляыи, надолго определивциуг поиски рэвение проблеск".
^0::егов С.И. Словарь русского языка. К., 1930. С. 576. "Полтавцева К.Г. Человек и природа // Сплологичеечие атзды.
Первый путь соязан с именем Ж.-Я. Руссо, который послал своа прожитие культуре, объявив прекрасным первобытное состояние-Второй путь связан с И. Кантом, который предлоаил человечеству устранить противоречие иеяду природой и. культурой ка высиеи нравственном' уровне. Третий путь предлоаил Шиллер. Он видел снятие противополсвности между природой я культурой в создании эстетического государства, в котором красота призвана выступать в роли универсального исцелителя всех бедствий.
М. Пришвиным.уае в первых произведениях со всей остро)
той была заявлена проблема природы и культуры.
В первой главе диссертации для определения теоретических и биографических истоков творчества М.М. Присвина рассматриваются философские искания в русской интеллектуальней мысли начала XX века.
Здесь говорится о том, что начало XX века - время расцвета литературы, которую интересовали философские вопросы переустройства мира и человека. Многие,русские мыслители обратились к философской антропологии, так как считали, что без постивения феномена человека в историческом аспекте, нельзя решить никакие вопросы миропонимания. Глубинной посылкой обращения к человеку слупило понимание того, что не-воз\*окно разделять теоретическую и практическую сферу жизни человека, идею и низнь, творчество и бытие, культуру и природу. Поэтому.одним из ваанейших достижений русской мысли явилась разработка идеала "целостности".
Пути к идеалу "целостности" были различны, так как в ' человеке выделяли принадлежность к д.>уи мирам - природному и сверхприродн'ону. От миропонимания интеллектуалоо зависело, чему придавать рспаюцее значение: природе или культура. "В-первом, радикальном, варианте романтизировалась культура, соответственно, все, связанное ^ лластьга человека над природой. Во-вторсм, охранительном, напротив, романтизировалась природа...",- т-гает А. Эткинд.® М. Бахтин, рассуждая о кри-
Вып.Н. Ростов-на-Дону, 1977. С. 21. д • ,.
60ткинд А. Кулысура против природы: психология русского модерна // Октябрь. 1993. СТ. С.169. .
зисе творчества в русской культуре этого времени, говорит о
"дурной неслиянности и невэаимопроникновенности культурней аи-зни".7
Все это свидетельствует о тоы, что проблема природы и культуры в творчестве Ы. Пришвина была не только субъективным проявлением его личности, но и результатом его укорененности в . культуре начала века. В писателе в этот период будут диалогически взаимодействовать и бороться два внутренних голоса: интеллигента с его погруженностью в "идейное" существование и "простого" русского человека", ищущего цельности.
*В диссертации автор обращается к идеям Вл. Соловьева и В.В. Розанова, чтобы представить многообразие антропологических представлений, которыми кила русская интеллектуальная ' мысль начала века, философская антропология Соловьева обосновывает возмоеность бесконечного совершенствования человека: >человек.долнеи стать богочеловеком; его всемерная .защита духо-' ¿ности-была-и зашитой культуры,а розановский естественный человек йог-вить только виесте с природой.
В творчестве Вл. Соловьева была задана тема несоединимости идеала с действительностью. Основной антитезой, на которой строится система образов его философских стихотворении, является противопоставление "неба" и "земли", высокого духовного и низменного материального начала. Он призывает акание, науку, искусство к "ониглению", "одухотворению" природы.
В итоге размышлений Соловьева о природе и культуре- становятся частыми "двоичные оппозиции" (типа "земной - небесный", "еизнь - смерть" и другие) в статьях и дневниках русских интеллектуалов. "Слова-симвсли" Соловьева как бы переходят в поэтическую систему "младосимволистов", в частности, А-. Белого и А. Блока. Так, по мысли А. Белого, культура превращает самук еизнь в "материал", из которого творчество кует ценности. Для Блока природа есть хаос, поэтому она несовместима с искусством. Однако в эпоху творческой зрелости А. Блока-и А. Белого меняется и.мироощущение и поэтически образная система поэтоз. Пс мнению Бердяева, основная противополоЕНость, из которой
^Бахтин Н.'К философии поступка //'Философия и социология науки и техники. Ы.,'198б. С. 83..
дует исходить, "дух и природа": дух есть визнь, свобода, рчество; природа - вещь, необходимость, бытие.
Автор диссертации, опираясь на Дневник М. Пришвина, подливает, что Соловьев, Бердяев, Блок, Белый - особенное яв-ие русской культуры начала века, суть которой сконцентри-алась в писателе, философе, историке - Д.С. Мереяковсксм. В '8 году Пришвин появляется в салоне Мереаковских с рукопись» !ги "У стен града невидимого", где, ощущая в себе "глубину [роды", здесь встретит "глубину всемирной культуры от Эсхил-до Леонардо, от Платона до Ницше".-Религиозные искания |уга Мережковского" сфокусируют внимание Пршвина на русской гадной религиозности. Он придет к осознанию того, что "нуяко ¡ствовать", а не гозорить о Боге, который открывается в мол-гаи. Он не раз писал о том, что Мерезковский - "только сло-:ник" /Б; 39/, что он не человек быта, плоти и крови, что пишет "теории", в которых "истекает-словами, как кроаыо" 40/.
'Закономерно, что среди писателей начала дека Пришвин [дят две противостоящие друг другу группы. Одних он назовет фопейцы", других - "русские", себя относя, безусловно, к :ледним. Ярким выражением "русских" был для Приавина В.В.Ро-юз. Свое отталкивание от декаденства и приближение к ?о-гаву писатель предельна четко выразил словами: "С Розановы« нгаает меня страх перед кошмаром идейной пустоты (мозговое
о
•пение) и благодарность природе, спасающей от нее".°
Приавин-худокник начала.века в поисках целостности бы-I зивет мспду ваинейпей антитезой я сфере философского соз-шя: природы и культуры. Судя по произведениям писателя, он,. ?аясь найти "пост мевду разрушение» и созиданием", оказы-;тся. в положении "нцуцего": то он увлекается ., марксизмом, присматривается к религиозным исканиям декадентов, то он : да в "глубину природы", то стремится к "глубине культуры", з желание цельной яиэни столкнулось с противопоставление« роды и культуры. Антитезы начала века станут антитезами знания Приавина.
В главе дается краткая характеристика его первых шагов
шпнин !.!.!.!. Дневники. 1914 - 1917. М., 1991. С. 46.
самостоятельного существования, его дума и поиски,"открытия и разочарования. ' ■
С первых лет писательства М. Пришвин постоянно раздумывает о своем детстве, о семье,-об окруваюцих его людях. Так, он хочет докопаться до корней своей зиэни, постигнуть сокровенный смысл визни своих родителей, который глубоко связан с его собственной еизнью и писательством. Если отец писателя оставил Нальчику в наследство способность верить в реальность ивччи, влюбленность в еивой мир человека, зверей и птиц, в цветы и сады, то мать научила сына трудолюбию, стойкости во всех витебских неприятностях, верности традиция«.
Дороги били писатели как природа, как травы, как птицы, как звери - знакомые крестьяне, особенно "добрый иуяичок" Гусек, образ которого впоследствии неоднократно появляется в произведениях Пришвина. Понять не, что в ыире есть прекрасное, которое выше всех гитейских радостей и страданий, нау-~ чила мальчика двоюродная сестра Маиа, привлекшая его к куль-туре музыки, пения, рисования. ' "Писателю остался из детства образ священника Афанасия, который своей улыбкбй, пересиливающей страдания, ведет Протеина к "исканшэ Бога", который откроется ему "на границе при роды к человека* /8; 16/.
Определили многое в будуцеи писателя два события детс? ва, связанные с обучением в Ельце: побег в сказочную "Азия" исключение из гимназии за дерзость учители В.В. Розанову. Ее як первое событие определило впоследствии путепественника, охотника, худовника слова, та второе - искателя добрых человеческих отиоиеаий, гравдаиика.
Еелание стать грааданином вело его в Тюменское училищ .в Рижский политехникум, в университеты за границей, где он от философский факультет по агрономическому отделению. Это не желание открыло ему революционную культуру - марксизм. В сд ■ гении марксистской идее -Пришвин знакомится с этикой русског революционера, но в основе ее увидел; предпочтение теории I 'зли/ отказ от "личного счастья" ради об^г-го блага. Открыв г марксизме противостояние культуры природе человеческой, Пр: вин почувствует свою оторванность от кизни и потребность приобщения "к глубинам, нутру, недрам" русской низки. Возв;
- и -
•ивпись на родину, он устраивается агрономом в Клинском земстве, но к нему приходит убеждение, что прикладная наука его ¡е удолетворит никогда. Мысль о кизнетворчестве становится особенно значимой для него: "Самому яить, творить... свою гобсгвенную нескладную яизнь... Ото моя первая святая обязанность" /8; 36/.
В.заключении главы- говорится о то?.:, что в становлении творческой индивидуальности .',!. Пришвина выделяются два этапа, которые связаны с 900-ми и 1910-ми гг.. Эволюция философских воззрений на природу приведет Пришвина к тому, что все последующее творчество художника будет направлено на утверждение и принятие как естественной природы, так и "второй" рукотворной природы.
Во второй главе исследуется проза !,!- Припвина 9С0-х гг. в плане его философских искзний. Предметом исследования являются два произведения Припвина "В крнэ непуганых птиц" (1907) и "За эачжбщг.: колобком" (1903). Здесь рассматривается прип-винское чувство "глубины природы", больсое внимание удслясгся религиозному аспекту изобранения природы, поискам писателя духовных источников онрувакзцего иира.
В 1906 году Пришвин отправляется в свое первое большое путеоествие на север России. Из собранного материала возникнут произведения, з которых определяющей" станет тема "природы и первобытных людей", а з ней Пришвин с воспоминаниями о "забытой родине". 2ти воспоминания выльются в припвикскуя формулу, в которой природа мокет обойтись и без культуры, а культура без природы быстро выдыхается.
При анализе книги "В край непуганых птиц" отмечается, что ока посвяцена Олонецкому краю, где "люди занимаются охотой, рыбной лоялен, верят з колдунов, в лесову» и в водяную нечистую силу..." /1; 44/. Герой повести - городской человек, встречается с "первобытной екзнья" Севера. Скисл встречи раскрывается з значительном для героя противопоставлении города с его культурой и природы, естественного состояния человека и мира. Здесь действуют., законы нпзни, продиктованные природой. Не понял погоду - погиб; охота - не забава, а добывание пи си; земля, лес, реки - место, где человек берет свой хлеб пасущий. Писатель подчеркивает главное условие супестзопанпя в
"краю леса, воды и камня": "— приспособлять себя к природе и природу к себе" /1; 71/. Именно так кивут люди природы, описанные М. Пришвиным с добротой и поистине "родственным" вниманием. Писатель постоянно говорит об искренности языка людей природы: зо все,, что говорят , верят, так как язык идет от душ. В культуре ае, не раз подчеркивает Пришвин, многие слова не только забыты, но и тщательно заменяются.
При анализе книги "За волшебным колобком" большое внимание уделяется трем формам социальной организации, которые представил писатель: "дикая низнь" лопарей, "стихийная низнь" русского мушка, пизнь Норвегии с ее "гражданской свободой, демократизме:.! и европейской культурой". Развитие от природы к культуре не предстает в "Колобке" как поступательное движение истории, неслучайно з одной плоскости настоящего существуют три формы блзни. С точки зрения писателя, культура не долгие забывать о природе. Приивин говорит о необходимости государственной охраны народа природы, который "по воле прогресса" монет исчезнуть бесследно. В то se время Пришвин напоминает, что природа монет "поправить" культуру: "Кто знает, ыоает быть, для усмирения бездумного прогресса государству необходимо сохранить кочуюцкй народ, навести там справку в случае, чего" /1; 259/. Ко к философскому идеалу "цельности" в этой книге Прпавин не припел, согласования природы и культуры не получилось, так как культурный мир не ответил его ониданиям, а природа для aero осталась миро;:, "светлой, чистой правды".
Мир природы, увиденный Пришвиным, был близок а.его современникам. Так, философ и естествоиспытатель H.A. Кропоткин выделил значимость природы в русской мысли начала XX века:
"Природа молох быть названа первым учителем этики, нравствзн-
о
ного начала для человека". В.В. Розачов предложил вернуться ст лонных идеалов культуры в мир"священной природы", прибли-гачсь к-"детям и кивот!!!.::.;", к "травкам", к "цветам", к "звездам". •
_ Рсзаковскпе мотивы привлекли Пришвина, помогли ему почувствовать близкого себе человека, к которому диалогически обращены мотивы звезд, весны, рассвета, мира-круга,мира-храма.
Кропоткин п.:а. Этика. «.,1991. С. 55.
В понимании природы у Приивина и Розаноза стоит вопрос о связи природы и Бога, поэтому они не идеализируют "дикую зизнь", полемизируя в зтом смысле с В.-Н. Руссо. Оба писателя резко отзываются о философе, стремящегося расстаться "со,своей духовной природой". Для творчества и Пришвина, и Розанова ваяна идея всеобщего родства живого, связи мира и Бога, поэтому их объединяет чувство духовной, "священной природы".
Подводя итоги содержания данной главы , отметим, что проза Приивина 900-х гг., направленная на познание "целостности", дала впечатляющую картину развития мира природы места а ней человека.Философские искания Приивина этого времени приводят его к следующим выводам: 1) только природа действует на человека; 2) только природные условия определяют его исто--рическое развитие. Но глубокое познание природы не привело его к опасности : за деревьями утратить восприятие леса. Уне в 900-е гг. для Пришвина встает вопрос о человеческом воздействии на природу, которое зависит от его культуры. Это подвигнет его з дальнейшем к раскрытию духовного отношения человека к среде своего обитания- природе.
В третьей главе раскрывается эволюция философских воззрений в изобразении природы в прозе а. Приивина 1910-х гг.. Предметом исследования являются: произведение "У стен града невидимого "(1909), так как его темы и идеи будут значимы для эволюции философских воззрений Пришвина 1910-х гг., книга итогов дореволюционного творчества худонника "Заворопка" (1905 - 1913).
Автор диссертации обращается к представлению Привзина о русской культуре предоктябрьских десятилетий, з которой писателю откроется картина искания Бога и "разлоасния" традиционного православия, которое,с его точки зрения, выразится, в разрыве духа и плоти, земл^ и неба в русском 'народе и интеллигенции.
ИЛ,',. Приязни решил объехать Россию-с вопросом о вере. -Перед ним в России начала века проходит "вся история христианства": видимой и невидимой церкви от пустыеннкоз, града Китеяа, раскола, протопопа Аввакума до многочисленного сек-' • танетва и-религиозных исканий авторов нурнала "Новый путь". Результатом этой поездки стала книга "'/ стен града негиди-
кого".
Герою Пришвина, как и самому автору, у Светлого озера откроется "трагедия русского народа", связанная с раэруие-нием единства церкви, с губительными сектантскими настроениями, ведущими, по его мнению, к разрушению русской культуры. Он, почувствовав "народную боль по единой церкви", по "единому смыслу", поняв, что "дува протопопа Аввакума не соединяет, а разъединяет земных людей" /1; 474/, надеется на возрондение православной России, и ее "духа", и ее "плоти".
В диссертации автор обращается к рассказам, идейно и тематически прпмккаюаим к очеркам "У сти града невидимого так как здесь писатель продолкает исследование сторон русс- ■ кой низин- В 1212 году появляется рассказ "Никон Старокслен-ный", где олицетворением странной силы природы становится герой, борющийся за "дух"- В рассказе "Саыорок" (1914) герой Пимен его становится на путь разрыва духа и плоти, знаком которого является вопрос: "Христос или коровы?". Эти "особенные" пути становятся губительными для героев рассказов, а для жизни разрушительными.
Автор, анализируя рассказы 1910 - 1913-х гг., отмечает, что па границе природы и человека Прнсвкн открывает не только Бога, но и человека-зверя. В рассказах "Крутоярекий зверь", "Птичье кладбище", "Бабья луна" представлен бездуровный чслсЕсгсо-ЗЕеришлг мир, знаком которого станет образ ейезьяны. М.ПркЕБИН почувствовал опасности появления "гориллы", спеаздей "отломить со стены града золоте", поэтому не шелил раздельно природу и культуру, дух и плоть. .
В книге "Завсрсшка"., в статьях: "'Земля и власть", "О бесстрашии", "Хрустят косточки" поднимается проблемы социального устройства лизни человека па ъекле- Писатель-показал, «то в еизни России начала иска народ м интеллигенцию "объединяет .всеобщая тяга К'зсилс и бунт .против неба, забываего '•црокаЕеннуэ" з лоругйпкуи землю" У1; 3477* Герой "Завороа—' •:и"питазтся понять, что такое "зта зе:.:ля", ."Которая стала точкой Пересечения социальных и религиозных исканий в русском общьствс? • - ' ' ''.•■..
Писатель в книге. "Запорошка" утверждает: "Земля - ло-
,'яг больпикства нопсисих религиозных искателей" /1; 752/. зред читателем проходят различные религиозные искания: бап-' 1зн, "Голгофское христианство", церковь Мергзяовского, уче-10 Толстого, различные мистические и рационалистические сек-л. М. Пришвин, отстаизая православие, не испытывает "чувства .тления" перед терпимостью русского народа к людяи рслигксз-¿х изысканий. Для него не- приемлемо сектакство, так как ото-цяа из ферм "частичного" бытия человека. Писатель видит бесчисленное, разрушительное начало в "тяге к земле" и "бунте ротив неба", ведущего к растворению человеческого "я" з ч£-е. Идея "чана" звучит от человека, "презирз'лцего культуру": антяллигенцигз", образование, науку, искусство. Этот "сильный еловек земли" предлагает интеллигенции: "Бросьтесь в чан и олучите веру и силу" /1;793/. "Броситься з чан" - означает ля Прппвика отказ от культуры, от идея личности, от духа, ст еба, от всего того, что ведет его к "понимания пр'иреды" как изого к одухотворенного тела мира.
В заключении главы говорится о том, что традиционная .нтитезз природы и культуры, актуальная для Брясвикг р 900-х т..переосмысливается им .теперь. Он приходит к осознанию -хо-•о, что для человека - "природного еупестпа" - кесЗходим-гультура, чтобы не перейти "ст писсей природы... " ккгазй", I 1910-е гг.. худозник задвигает в качестве "вечных идеалов ка-:егер;п красоты, сзлтост:-; добра; осуждает революиионгрнзы, згктакстзо, нигилизм за их "~а~ду • преобразовании" и пренебрежение национальной духовной культурой; объявляет хрпстпансху: эслигкэ фундаментом культуры, так как п ней усматривает .основу будущего развития России. Б Дневнике 1943 .'года Прикэик эзсерыобот логику "борьбы" с частичность» сг.оего преглого -риызнителььо к г,нзн;: Алпатова - главного героя автобиографического романа "Катаева цепь". "Капеезой цели",--шп:?? з«,- долгие быть дза кризиса... 1) ст логического человека в. пЬиэоду и 2) из природа в лэдн, значит в.культурное общество
1 п
строителей храма..." Согласование природы к культуры, согласование "философии йизпи" и христианской философ:гл стадо основой художественного и философского содержания книг , М.М. Пркпвика. - ......
10Пр;!ПВ1г.1 М .*.'.. ^кевлик. 1007- Лог.пг.
В оаключонии содерватся основные выводы, сделанные автором в ходе работы, и намечаются некоторые пути дальнейших исследований затронутых в диссертации проблем.
Сегодня активно обсуждаются экологические проблемы в культуре, звучит тревога о той, что время, когда природа тер-лит произвол, прошло и час расплаты за хищничество настает. Нам, .тацям конца XX века, предшествовали и Руссо с его проповедью возврата к природе, и'Шеллинг с его эстетическим государством, и нам русские философы начала XX века. Но срочные поиски спасения от экологического "конца света" ведут к философии -.'.M-, Пришвина.
""ы так мучимся аад резанием задачи и не ы^зем её раз-ре^ить: просто мы не нивеы полной жизнью, не причащаемся ее постинеккю собственным подвигом". М. Приавин, используя реаль ные явления в качестве источника творчества, стал первооткры ватслеы того естественного закона, по которому вывивают или, наоборот, обруинЕалтся в гибель человеческие цивилизации. Of один из первых заметил небывалое обострение противоречия мег ду природой и культурой и разрешил его, поняв, что все находится в единстве, и поэтому надо снять.этот разрыв .в мировоззрении.
Философские аспекты изобравения природы в творчестве M.U. Призвина начала века представляют для нас большой инте рес с двух точек зрения: как самостоятельный, внутренне лог чний ;ï законченный ;атап его литературной деятельности, имен цнй бользуа худоЕОствснкуэ ценность, - и как одно из звенье его творческой звслэции, как отрезок пути, во многом опреде ливший направление дальнейшего развития этого писателя. Прь рода, "примкт-иЕная стихийная душа", культура, иителлигенцш Россия, религия, революция, дух и плоть,- земля и небо - во1 тот неразрызно спаянный тематический комплекс, с которым Пришвин прпщел в литературу и который стал основой его фил сс$ии, воплощенной в творчестве.
Зто исследование осуществлялось в поиске путей к рас рк:ш> философии природы в творчестве М. Пришвина начала ве поэтому мы xoposo понимаем предварительность его выводов. Итоги исследования мы связываем не только с разработкой nj лоясниой теми, ко и с перспективами, которые, око открываем
Основные положения диссертации отразсны в следующих публикациях:
1. Литературоведческие интерпретации творчества ;.!. Приа-вина // Проблемы развития русской литературы XX века: Материалы региональной научно-практической конг.ср^н-
, пии. Хабаровск, 1396. С. ,18 - 20.
2. Концепция природы в "Черном арабе". "Л!. Присвннч п Перечитывая заново: забытые страницы русской лтсг:--туры XX века. Незвузовскии сборник научных трупов. -!.!., МПУ, 1996. - С. 12-19.
3. М. Припвин и философия антропологизма начала XX река // Школа. 1957. £ 4. С. 45 - 53.
■У/&9>л.,со«>с 6 ч/ь /О. £<? "/г'-^сгчл.'.-, СО
Ъг^/ - /1. - /СО ^з. -
Стпс-г. аГокО А Л О А-у осл,-гг.
и'
г-п* Э /?* г> (/И. /А-Г-7 , С-с.Г
" ^ ; У -'с ' ?