автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философские аспекты творчества Н. В. Гоголя

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Янбухтин, Ильгиз Ришатович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Философские аспекты творчества Н. В. Гоголя'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Янбухтин, Ильгиз Ришатович

Введение

Глава 1. Историографический обзор

Глава 2. Методологические принципы анализа творчества Гоголя

2.1. Постановка проблемы сознания

2.2. Язык. Локализация сознания. Текст и текстуальность

2.3. Деструкция и философская синонимия

2.4. Метафизика и социальность

2.5. Различение литературоведческого и философского подходов

Глава 3. «Проблема души» (сознания) в творчестве Гоголя. Индивидуальные и социальные аспекты

3.1. Сущее и Ничто в первом томе «Мертвых душ»

3.2. «Выбранные места» и «Авторская исповедь». Постановка «проблемы души» (сознания)

3.3. Идея «праведного хозяйствования» во втором томе «Мертвых душ»

3.4.

Глава «Русский помещик»

3.5. Гоголь и деньги. Биографический аспект 108 Заключение 119 Библиографический список использованной литературы

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Янбухтин, Ильгиз Ришатович

Девяностые годы двадцатого столетия стали периодом серьезного кризиса и испытания для российской культуры. Следствием этого является угроза распада самого государства, а также размытость социальной структуры общества. На фоне этого особенный интерес представляют работы Николая Гоголя, ибо Гоголь осмысляет в большинстве своих текстов феномен России, ее прошлого, настоящего и будущего устройства.

Следует также отметить, что идейное наследие Гоголя выходит далеко за рамки литературы, имея большое значение для русской философии. Его влияние сопоставимо с влиянием Достоевского и Толстого. Это отражает извечное взаимное тяготение философии и литературы в отечественной духовной культуре. Подтверждением значимости интеллектуального наследия Гоголя является популярность его трудов в западной культуре. Литературные тексты Гоголя явились благодатной почвой, например, для экзистенциальной философии, театра абсурда, сюрреализма. Хорошо известна мысль о том, что русская литература вышла из гоголевской «Шинели». Подобное можно сказать и о первопроходческой роли Гоголя в русской философии. Гоголь в своем творчестве поставил целый ряд философских проблем: индивидуальной души (сознания); связи метафизики с социальностью; своеобразного осмысления феномена предпринимательства и хозяйствования в христианском преображении жизни; адаптации христианства к общественным отношениям и т.д.

Предмет данного исследования - философские аспекты творчества Гоголя, представленные главным образом в сочинениях последнего периода («Выбранные места из переписки с друзьями», «Авторская исповедь»), а также собственно литературные произведения (первый и второй тома поэмы «Мертвые души»).

Целью работы является исследование и характеристика философской позиции Гоголя и реализация предлагаемого автором историко-философского подхода к его творчеству. Данная цель достигается через решение следующих задач:

• Уточнение автором ряда исследовательских позиций, представленных в историографическом обзоре работ, посвященных творчеству Гоголя;

• Обоснование методологических принципов анализа философских аспектов творчества Гоголя, включающих в себя постановку вопроса о соотношении сознания и вещи, деструкцию, философскую синонимию;

• Выдвижение и обоснование исследовательской гипотезы на основе анализа первого тома «Мертвых душ» о присутствии в творчестве Гоголя некоторых онтологических построений, охватываемых понятиями онтологического типа «сущее» и «ничто»;

• Обоснование тезиса о постановке «проблемы души», являющейся особенным вариантом философской проблемы сознания у Гоголя.

Гоголевское стремление выйти за рамки литературы - стремление метафизического порядка. Слово «метафизика» может быть употреблено по отношению к Гоголю точно так же, как автор употребил бы его по отношению к Пармениду, Декарту, Канту или Хайдеггеру. Сформулированная Гоголем задача в «Авторской исповеди», что предметом его наблюдения является «душа человека вообще», подтверждает тот факт, что Гоголя весьма интересовала философская, по сути дела, постановка проблемы сознания.

Творчество Гоголя, являющееся одной из вершин национальной и мировой духовной культуры, издавна привлекало внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей, - литературоведов и писателей, культурологов и философов. Из исследователей, проявивших философский подход и интерес к творчеству Гоголя, следует отметить В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, К.Н. Леонтьева, В.В. Розанова, Д.С. Мережковского, H.A. Бердяева, А. Белого, В.В. Зеньковского, К.В. Мочульского, В.В. Набокова, А.Д. Синявского, JI.B. Щеглову, А.Н. Лазареву и др. Также время от времени предпринимались и попытки опровергнуть представление об основополагающей роли Гоголя в русской литературе и философии. Об этом, в частности, говорится в исследовании K.M. Долгова «Восхождение на Афон. Жизнь и миросозерцание Константина Леонтьева».

Автор видит необходимость преодоления асимметрии между литературоведческой и метафизической разработанностью гоголевской проблематики. Философские стороны гоголевского творчества не были в должной мере востребованы современной писателю эпохой. Можно также говорить о «непрочитанности» большей части последних сочинений Гоголя. Пророческое предсказание A.A. Блока относительно будущей роли и значения «Выбранных мест» сбывается в наши дни. Поэтому исследование философских аспектов творчества Гоголя, а также последних его сочинений, представляется особенно актуальным.

Тема и строение работы определяются ее целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Первая глава диссертации - «Историографический обзор» -представляет собой обзор основных диссертационных источников, в котором автор уточняет ряд исследовательских позиций в отношении творчества Гоголя.

Вторая глава диссертации - «Методологические принципы анализа творчества Гоголя» - состоит из пяти параграфов. В первом параграфе -«Постановка проблемы сознания» - дается авторская трактовка «проблемы сознания», основанная на обращении к работам Р. Декарта, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, В.И. Молчанова. На ее основе осуществляется анализ философских аспектов творчества Гоголя. Рассматриваются онтологические нюансы проблемы сознания, выявляются взаимоотношения языка и сознания, вещи и сознания. Во втором параграфе - «Язык. Локализация сознания. Текст и текстуальность» - рассматривается вопрос о языке, локализованности сознания в языке и тексте как основной данности, из которого исходит философское исследование. В третьем параграфе - «Деструкция и философская синонимия» - анализируются два ключевых понятия предлагаемой в диссертации методологии: «деструкция» и «философская синонимия», позволяющие более адекватно представить самобытное мышление писателя. В четвертом параграфе «Метафизика и социальность» - говорится о принципиальном характере вопроса о соотношении метафизического и социального, являющегося основополагающим для Гоголя, который, в свою очередь, осуществляет переход от индивидуального к социальному. В пятом параграфе -«Различение литературоведческого и философского подходов» ставится вопрос о взаимоотношениях литературоведения, литературы и философии при анализе гоголевских художественных текстов.

Третья глава диссертации - «Проблема души» (сознания) в творчестве Гоголя. Индивидуальные и социальные аспекты» - состоит из пяти параграфов и содержит развернутый анализ текстов Гоголя на основе представленной во второй главе диссертации методологии исследования. В первом параграфе - «Сущее и Ничто в первом томе «Мертвых душ»» - автор осуществляет прочтение первого тома поэмы исходя из ее основного сюжета, выдвигая и обосновывая гипотезу о присутствии в поэме некоторых онтологических построений, охватываемых понятиями онтологического типа «сущее» и «ничто». Во втором параграфе - «Выбранные места» и «Авторская исповедь». Постановка «проблемы души» (сознания)» - также анализируется метафизическое содержание творчества Гоголя. Рассматриваются вопросы: индивидуальной человеческой души и ее способностей; социальной «теории мест»; роли христианства и Церкви; «художественного платонизма» у Гоголя и т.д. В третьем параграфе -«Идея «праведного хозяйствования» во втором томе «Мертвых душ»» -рассматривается замысел второго тома поэмы, в котором Гоголь продумывал важность и значение темы хозяйствования и предпринимательства. В четвертом параграфе - «Глава «Русский помещик»» - анализируется XXII глава «Выбранных мест из переписки с друзьями» с выделением нескольких тематических блоков: христианское преображение хозяйствования; помещик и крестьянин как главные действующие лица хозяйственного процесса; роль священника как проводника христианской культуры; оценка хозяйственного потенциала русского народа. В пятом параграфе -«Гоголь и деньги. Биографический аспект» - приводятся факты из биографии писателя, связанные с его личным благосостоянием и вовлеченностью в сферу хозяйствования.

В заключении подводятся итоги диссертации и делаются основные выводы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философские аспекты творчества Н. В. Гоголя"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящее диссертационное исследование показало, что творчество Гоголя имеет полное право на рассмотрение в качестве философского источника особого рода. Учитывая это обстоятельство, автором была предложена концепция, сочетающая традиционные принципы историко-философского исследования с оригинальной трактовкой таких предельных философских вопросов, как сознание, язык, вещь, которые также присутствуют у Гоголя. Предложенная концепция не является единственной. Возможны и другие оригинальные трактовки философских аспектов творчества великого русского писателя.

Подводя итоги диссертации, следует отметить, что основные результаты данного исследования состоят в следующем:

• Обоснована модель историко-философского исследования литературного текста на примере «Мертвых душ», на основе которого автором предложено оптимальное разграничение философского и литературоведческого подходов;

• Осуществлен анализ философских аспектов творчества Гоголя на основе авторской методологии, включающей в себя деструкцию, философскую синонимию, логику различия;

• В качестве ключевой идеи философской позиции Гоголя определена постановка «проблемы души» (сознания);

• Осуществлен анализ следующих аспектов философской позиции Гоголя: «художественный платонизм», идея «праведного хозяйствования», «теория мест», культурное соотношение России и Европы, роль искусства, в особенности театра, в просветительских целях. В диссертации показано, что в контексте поднятой Гоголем темы предпринимательства его творчество явилось, по автору, одной из первых попыток такого рода в отечественной культурной традиции;

• «Теория мест» определена как главная социальная идея Гоголя, подразумевающая, что всякий человек должен быть на своем месте в метафизическом и служебном смысле этого слова и понимать важность и нужность того круга возможностей, который заключен во всякой должности независимо от ее ранга.

• Выделен и подвергнут критическому анализу тезис о «действительности» литературного персонажа в гоголевском творчестве;

• Осуществлен целостный анализ концепции В.В. Розанова в отношении творчества Гоголя (от «Легенды о Великом инквизиторе» до предсмертных писем).

Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования его результатов и выводов при чтении курсов лекций по истории русской философии, истории и теории мировой культуры, религиоведению.

 

Список научной литературыЯнбухтин, Ильгиз Ришатович, диссертация по теме "История философии"

1. Абрам Терц В тени Гоголя // Собр. соч.: в 2 т., Т.2. М.,1992.

2. Аксаков С.Т. История моего знакомства с Гоголем. М., 1960.

3. Анненков П.В. Литературные воспоминания. М., 1989.

4. Анненкова Е.И. Гоголь и декабристы. М., 1989.

5. Анненкова Е.И. Гоголь и литературно-общественное движение конца 30-х-начала 40-х годов XIX в. Л., 1988.

6. Анненский И. Проблема гоголевского юмора // Избранное. М., 1987.

7. Анненский И. Художественный идеализм Гоголя // Русская школа. 1902. №2.

8. Анненский И. Эстетика «Мертвых душ» и ее наследье // Избранное. М., 1987.

9. Барабаш Ю. «Соотечественники, я вас любил.» (Гоголь: завещание или «Завещание»?) // Вопросы литературы. 1989. №3.

10. Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. М., 1983.

11. Батай Ж. Литература и зло. М., 1994.

12. Бахтин М.М. Из записей 1970-1971 годов // Эстетика словесного творчества. М., 1986.

13. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Эстетика словесного творчества. М., 1986.

14. Бахтин М.М. Рабле и Гоголь // Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

15. Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: в 13 т., Т.6. М., 1953.

16. Белый А. Арабески. М., 1911.

17. Белый А. Мастерство Гоголя. Ардис, 1982.

18. Бердяев H.A. Гоголь в русской революции // Знание-сила. 1990. №5.

19. Бердяев H.A. Духи русской революции // Вехи. Из глубины. М., 1991.

20. Бибихин В.В., Гальцева P.A., Роднянская И.Б. Литературная мысль Запада перед «загадкой Гоголя» // Гоголь: История и современность. М., 1985.

21. Бибихин В.В. Кьеркегор и Гоголь // Мир Кьеркегора. Русские и датские интерпретации творчества Серена Кьеркегора. М., 1994.

22. Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993.

23. Блок A.A. Что надо запомнить об Аполлоне Григорьеве // Блок A.A. Собр. соч. М.;Л. 1962. Т.6.

24. Богданов Д.П. Оптина пустынь и паломничество в нее русских писателей // Исторический вестник. 1910. №10.

25. Богучарский В. Гоголь как «учитель жизни» // Мир Божий. СПб., 1902. №2.

26. Бочаров С.Г. О стиле Гоголя // Типология стилевого развития нового времени. М., 1976.

27. Бочаров С.Г. Пушкин и Гоголь: («Станционный смотритель» и «Шинель») // Проблемы типологии русского реализма. М., 1969.

28. Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999.

29. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.

30. Булгарин Ф.В. Всякая всячина. Харьков, 1991.

31. Бухарев A.M. Три письма к Н.В. Гоголю, писанные в 1848 году. Спб., 1861.

32. Вайскопф М. Гоголь и Г. С. Сковорода. Проблема «внешнего человека» // Советское славяноведение. 1990. №4.

33. Вайскопф М. Птица тройка и колесница души: Платон и Гоголь // Гоголь: Материалы и исследования. М., 1995.

34. Вайскопф М. Сюжет Гоголя. Морфология. Идеология. Контекст. М., 1993.

35. Вебер М. Предварительные замечания // Избранные произведения. М., 1990.

36. Венгеров С.А. Писатель-гражданин: Гоголь // Венгеров С.А. Собр. соч. Т.2. СПб., 1913.

37. Вересаев В.В. Гоголь в жизни. Систематический свод подлинных свидетельств современников. Харьков, 1991.

38. Виноградов В.В. Этюды о стиле Гоголя. JL, 1926.

39. Волынский А. Литературные заметки // Северный вестник. 1893. №1. Отд.И.

40. Воропаев В.А. Духом схимник сокрушенный. М., 1994.

41. Воропаев В.А. Кажется, был когда-то Гоголем. // Златоуст. 1992. №1.

42. Вяземский П.А. «Ревизор» Гоголя // Собр. соч. в 7 т., Т.2. М., 1879.

43. Вяземский П.А. Языков и Гоголь // Собр. соч. в 7 т., Т.2. М., 1879.

44. Гершензон М.О. История молодой России. М.-Пг., 1923.

45. Гиппиус В.В. Гоголь. Л., 1924.

46. Гоголь в воспоминаниях современников. М., 1952.

47. Гоголь H.B. Выбранные места из переписки с друзьями. М., 1990.

48. Гоголь и русская действительность (Идейные споры на страницах западных исследований). М., 1985.

49. Гоголь Н.В. Материалы и исследования в 2-х т. // Под ред. В.В. Гиппиуса. M.-JL, 1938.

50. Гоголь Н.В. Собр. соч.: в 4 т. Т.З. М., 1968.

51. Гончаров С.А. Жанровая структура «Мертвых душ» Н.В. Гоголя и традиции русской прозы (автореф. канд. дисс.). Л., 1983.

52. Григорьев A.A. Пушкин Грибоедов - Гоголь - Лермонтов // Григорьев A.A. Искусство и нравственность. М., 1986.

53. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.-Л., 1959.

54. Гуссерль Э. Картезианские размышления. Спб., 1998.

55. Гуссерль Э. Парижские доклады // Логос. 1991. №2.

56. Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Логос. 1914. №1.

57. Декарт Р. Первоначала философии // Соч. в 2 т., T.l. М., 1989.

58. Деррида Ж. Московские лекции. Свердловск, 1991.

59. Долгов K.M. Восхождение на Афон. Жизнь и миросозерцание Константина Леонтьева. М., 1997.

60. Елистратова A.A. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. М., 1972.

61. Ерофеев В.В. Розанов против Гоголя // Вопросы литературы. 1987. №8.

62. Есаулов И.А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения («Миргород» Н.В. Гоголя). М., 1995.

63. Жученко B.C. Н.В. Гоголь как критик крепостнических порядков в России // Тезисы докладов I гоголевских чтений. Полтава. 1982.

64. Замотин И.И. Романтизм двадцатых годов 19 столетия в русской литературе. Т.1. М., 1911.

65. Зеньковский В.В. Гоголь // Русские мыслители и Европа. М., 1997.

66. Золотусский И.П. Гоголь. М., 1984.

67. Зязюн И.А. Земля и люди в философском осмыслении Н.В. Гоголя // Тезисы докладов I гоголевских чтений. Полтава. 1982.

68. Интенциональность и текстуальность. Томск, 1998.

69. История поэзии: Чтения адъюнкта Московского университета Степана Шевырева, T.l. М., 1835.

70. Калиниченко В. Язык и трансценденция // Логос. 1994. №6.

71. Карасев JI.B. Гоголь и онтологический вопрос // Онтологический взгляд на русскую литературу. М., 1995.

72. Котляревский Н. Николай Васильевич Гоголь. 1829-1842. Пг., 1915.

73. Кузьмичев А.Д., Шапкин И.Н. Отечественное предпринимательство: Очерки истории. М., 1995.

74. Кулиш П.А. Сочинения и письма Н. Гоголя. Спб., 1857.

75. Лазарева А.Н. Духовный опыт Гоголя. М., 1993.

76. Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.

77. Лотман Ю.М. Из наблюдений над структурными принципами раннего творчества Гоголя // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 251. 1970.

78. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988.

79. Лотман Ю.М. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып.209. 1968.

80. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

81. Мандельштам О.Э. О природе слова // Собр. соч., Т.2. М., 1990.

82. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1988.

83. Матвеев П. Гоголь в Оптиной пустыни // Русская старина. 1903. №2.

84. Матвеев П. Николай Васильевич Гоголь и его Переписка с друзьями. Историко-философский очерк. СПб., 1894.

85. Машинский С.И. Чемодан Адеркаса: Документальное повествование. М., 1974.

86. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. М., 1971.

87. Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении. Л., 1928.

88. Мережковский Д.С. Гоголь и чорт. М., 1906.

89. Мережковский Д.С. Гоголь: творчество, жизнь и религия. Спб., 1909.

90. Мильдон В.И. Эстетика Гоголя. М., 1998.

91. Молчанов В.И. Парадигмы сознания и структуры опыта // Логос. 1992. №3 (1).

92. Молчанов В.И. Феноменология в России: историографический очерк // Феноменологическая концепция сознания: проблемы и альтернативы. М., 1998.

93. Молчанов В.И. Субъективность и разум: Гуссерль, Гегель, Кант // Феноменологическая концепция сознания: проблемы и альтернативы. М., 1998.

94. Мочульский К.В. Духовный путь Гоголя. Париж, 1976.

95. Набоков В.В. Николай Гоголь // Лекции по русской литературе. М., 1998.

96. Николюкин А.Н. В.В. Розанов и Н.В. Гоголь (по материалам периодики) // Гоголь: Материалы и исследования. М., 1995.

97. Носов В.Д. «Ключ» к Гоголю. Опыт художественного чтения. Л., 1985.

98. Павлинов С.А. Тайнопись Гоголя. М., 1996.

99. Павлинов С.А. Философские притчи Гоголя. М., 1997.

100. Переписка Н.В. Гоголя в 2-х т. М., 1988.

101. Поспелов Г.Н. Творчество Н.В. Гоголя. М., 1953.

102. Пыпин А.Н. Характеристики литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов. Спб., 1873.

103. Пятигорский A.M. Философия или литературная критика // Избранные труды. М., 1996.

104. Рейтблат А.И. Гоголь и Булгарин: к истории литературных взаимоотношений // Гоголь: Материалы и исследования. М., 1995.

105. Розанов В.В. 50 лет влияния // Литературные очерки. Спб., 1902.

106. Розанов В.В. Гоголевские дни в Москве // Мысли о литературе. М., 1989.

107. Розанов В.В. Гоголь и Петрарка // Мысли о литературе. М., 1989.

108. Розанов B.B. Легенда о великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. Опыт критического комментария // Мысли о литературе. М., 1989.

109. Розанов В. В. О «Вие» и «Страшной мести» // Мысли о литературе. М., 1989.

110. Розанов В.В. О Гоголе // Мысли о литературе. М., 1989.

111. Розанов В.В. Отчего не удался памятник Гоголю? // Мысли о литературе. М., 1989.

112. Розанов В.В. Письма 1917-1919 годов // Литературная учеба. 1990. №1.

113. Русская философская эстетика (1820-1830-е годы). М., 1969.

114. Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века. М., 1989.

115. Слонимский А. Техника комического у Гоголя. Пг., 1923.

116. Смирнова-Россет А.О. Воспоминания, письма. М., 1989.

117. Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Литературный комментарий. М., 1964.

118. Соколов Л. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. 4.2. Приложения. - Киев, 1915.

119. Тарасенков А.Т. Последние жизни Н.В. Гоголя. М., 1902.

120. Тарасов Б.Н. Н.В. Гоголь и П.Я. Чаадаев: (Тема единства в сознании мыслителя и писателя) // Тарасов Б.Н. В мире человека. М., 1986.

121. Топоров В.Н. Вещь в антропоцентрической перспективе // Aequinox. М., 1993.

122. Тынянов Ю. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) // Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

123. Фуссо С. Ландшафт «Арабесок» // Гоголь: Материалы и исследования. М., 1995.

124. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Работы и размышления разных лет. М., 1993.

125. Хайдеггер М. Цолликонеровские семинары // Логос. 1992. №3 (1).

126. Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы. М., 1984.

127. Чижевский Д.И. Неизвестный Гоголь // Гоголь: Материалы и исследования. М., 1995.

128. Чудаков А.П. Вещь в мире Гоголя // Гоголь: История и современность. М., 1985.

129. Шамбинаго С. Трилогия романтизма (Н.В. Гоголь). М., 1911.

130. Шенрок В.И. Материалы для биографии Гоголя. М., 1892.

131. Щеглова Л.В. Философские основы мировоззрения и творчества Н.В. Гоголя. Диссертация. М., 1989.

132. Эволюция русского натурализма. Гоголь и Достоевский. Л., 1929.

133. Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» Гоголя // О прозе. Л., 1969.

134. Эпоха романтизма. Из истории международных связей русской литературы. Л., 1975.

135. Языков Н.М. Свободомыслящая лира. М., 1988.

136. Amberg L. Kirche, Liturgie, und Frömmigkeit in Schäften von N.V. Gogol? Bern etc., 1986.

137. Bernheimer Ch. Cloaking the Seif: The Literary Space of Gogol's "The Overcoat" // Publications of the Modern Language Association. 1975. У.90, january.

138. Driessen F.C. Gogol as a Short Story-Writer. The Hague, 1965.

139. Fanger D. The Creation of Nikolai Gogol. Cambridge (Mass.); London,1979.

140. Mctean H. Gogol's retreat from Love: Toward an interpretation of "Mirgorod" // Amer. Contributions to the 4 Intern. Congr. of Slavists. Moscow / Sept. 1958. Gravenhage, 1958.

141. Karlinsky S. The sexual labyrinth of Nicolai Gogol. Cambridge (Mass) L., 1976.

142. Kasack W. Die Technik der Personendarstellung bei Nikolaj Vasilevic Gogol. Wiesbaden, 1957.

143. Schreier H. Gogol's religiöses Weltbild und sein literarisches Werk: Zur Antagonie zwischen Kunst und Tendenz. München, 1977.

144. Shapiro G. Gogol and Dante // Modern Language Studies. 1987. V. 17. №2.

145. Troyat H. Gogol. Paris, 1971.

146. Zeldin J. Nikolai Gogol's Quest for Beauty: On Exploration into his Works. Kansas, 1978.