автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Философские и этические ценности буддизма

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Нилеш Кумар Мешрам
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
Диссертация по философии на тему 'Философские и этические ценности буддизма'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Философские и этические ценности буддизма"

На правах рукописи УДК 1 215

НИЛЕШ КУМАР МЕШРАМ

ФИЛОСОФСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ БУДДИЗМА (религиоведческий анализ)

09 00 13 Религиоведение, философская антропология, философия культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

ииз171Э22

Санкт-Петербург 2008

003171922

Работа выполнена на кафедре философии ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет»

Научный руководитель доктор философских наук, профессор

Арефьев Михаил Анатольевич

Официальные оппоненты доктор философских наук, профессор

Гордиенко Николай Семенович

кандидат философских наук, доцент Кожурин Кирилл Яковлевич

Ведущая организация Санкт-Петербургский государственный

университет культуры и искусств

Защита состоится «((.3» июня 2008 года в С(э час на заседании Диссертационного совета Д 212 199 24 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук в Российском государственном педагогическом университете имени А И Герцена по адресу 197046, Санкт-Петербург, ул Малая Посадская, д 26, ауд 101

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета имени А И Герцена

Автореферат разослан «¿/^ » 2008 г

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук, доцент

А М Соколов

I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы. Постоянное совершенствование человека, трансформации его ценностного мира являются решающим условием развития общества и культуры Духовное совершенствование человека, обогащение его новыми знаниями становятся условиями гармонического развития личности Важную роль в этом играют ценности, и в первую очередь религиозно-духовные Они культивируются в обществе традиционными религиями христианством, буддизмом, исламом и др

Проблема влияния духовных ценностей на личностное становление человека является актуальной, особенно в настоящее время в связи с возросшим интересом к религиозно-философским учениям Развитие мировой культуры имеет тенденцию к взаимодействию между традиционной восточной цивилизацией и современной европейской индустриально направленной цивилизацией Поэтому возрастает интерес к буддийской культуре и ее духовным ценностям Оригинальность и самобытность буддизма привлекали внимание российских философов, великих путешественников, этнографов, как в прошлом, так и в настоящем В этом направлении работали Ф И Щербатский, О О Розенберг, А М Позднеев, С Ф Ольденбург, Г Ц Цибиков, Н М Прживальский и др О О Розенберг одним из первых обратил внимание на проблему личности в контексте учения о карме как основе философии буддизма Буддизм определил культурный облик многих стран современного Востока В современном сборнике статей "Буддийский взгляд на мир" под редакцией Е П Островской и В И Рудого, опубликованном в 1999 году, например, рассматривается влияние буддизма на восточную философию

Интерес к религиоведческому исследованию проблемы философско-исторических оснований ценностей буддизма в России связан с переосмыслением многих устоявшихся представлений Он обусловлен

новыми духовными ориентирами в жизни российского общества, теми изменениями, которые происходят в духовной жизни россиян и их ментальное™ Обращение к изучению буддизма на материалах восточных регионов России дает возможность показать культуру России буддийского вектора (Сибирь, Забайкалье, Алтайский край, Тува и др )

Глобагтизационные процессы привели к оживлению культурного обмена между Востоком и Западом, Востоком и Россией как страной и цивилизацией Эти процессы особенно актуальны для современной многонациональной и поликонфессиональной России Буддизм в культурной жизни России опирается на опыт многих народов и судьбы исторических личностей (художник Рерих, философ Блаватская, просветитель Цибиков и др) Проявления буддийской составляющей в культурном пространстве Запада и России указывают на необходимость анализа религиозно-философской и этической сторон буддизма

Антропологическая актуальность исследования буддизма связана с тем, что он отрицает современную парадигму исследования человека как существа сугубо рационального Учение буддизма делает акцент на важности непосредственного опыта и интуитивной мудрости, то есть на первый план выходит религиозная составляющая буддийского учения В русле буддийских идей многие проблемы, поставленные европейской культурой, такие как разорванность сознания, феминизм, атомизм и эгоцентризм личности вообще снимаются

Степень научной разработанности проблемы. Проблема изучения буддизма вызывала большой интерес у российских и зарубежных ученых Исследовали буддизм с точки зрения особенностей его традиционной культуры россияне Н В Абаев, А С Агадженян, К М Герасимова, Н П Дралова, Т В Ермакова, Е П Островская, В И Рудой и др, индийские авторы В П Варма, К Кришнамурти, М Пипалайн, В Баруах, Р Санкритяйн, Т Т Чау, Н Н Сарма и др , англоязычные авторы В А Смит

(Smith), А Лиллие (Lillie), Дж P Картер (Carter), Л Ланкастер (Lancester), С T Crpaycc(Strauss), Т В Р Давиде (Davids), А Вадделл (Waddel), Дж П МкДермотт(МсОегтоП) и др

Описывали и изучали буддизм с точки зрения особенностей этой мировой религии представители буддологии Так, например, в книге Т В Ермаковой «Буддийский мир глазами российских исследователей XIX -первой трети XX века Россия и сопредельные страны» (СПб, 1998) рассказывается о влиянии буддизма на традиционные культуры восточных народов России (калмыки, буряты, тувинцы и др), вводятся в научный оборот неопубликованные работы, архивные материалы

Большой интерес для исследователей буддизма в России представляют современные периодические издания Например, альманах «Orient», который содержит сведения, посвященные буддийской культуре В Петербурге издавался в последнее десятилетие XX века буддологический журнал «Гаруда» Журнал «Буддизм России» (до 1995 года под названием «Нартанг Бюллетень»), содержит обзор новинок буддийской литературы, переводы буддийских текстов, сведения о важных событиях в жизни буддистов России Учеными Санкт-Петербургского Университета и Института Востоковедения издается альманах «Буддизм в переводах» Авторы альманаха дают представление о разнообразии буддийских традиций Среди переводов буддийской философской классики отметим издания, осуществленные Е А Торчиновым, А И Андреевым Существует значительная литература, посвященная буддийской культуре в Санкт-Петербурге Это работы петербурговедов Н П Анциферова, М С Кагана, Г С Лебедева, М С Уварова, К Г Исупова

Проблемы межкультурного взаимодействия в прошлом и настоящем становились предметом осмысления многих философов и культурологов Они представлены в работах Н Я Данилевского, О Шпенглера, К Ясперса

и др Анализ места буддизма в современной культурной жизни освещен в работах В В Бараева, А А Вигасина, Т П Григорьевой, Е В Завадской, С Н Иконниковой, В Е Кемерова, В Г Лысенко, В М Монтлевич, Е А Островской, А А Терентьева и других авторов, уделяющих внимание проблемам философии культуры и вопросам религиоведения

Буддийские духовные ценности ориентируют человека на решение проблем реальной жизни посредством воздействия на его внутренний мир Буддизм как религия и философия имеет практическое значение для решения реальных жизненных проблем, поскольку ориентирован на моральную сторону жизни общества и человека Влияние буддизма и его системы духовных ценностей на западную культуру и традиционную культуру восточных народов России стало объектом интереса автора настоящего исследования, потому что до сих пор не был предпринят соответствующий религиоведческий анализ Данная работа восполняет этот пробел, акцентируя внимание на анализе философских и этических ценностей буддизма и влияния классического буддизма на становление Северного буддизма

Объект исследования. Особенности культуры буддизма в ее религиозно-этическом своеобразии и динамике исторического развития

Предмет исследования. Философские и этические ценности классического буддизма и его воздействие на формирование Северного буддизма Рабочая гипотеза исследования традиционный буддизм оказывает существенное влияние на мировую культуру разработкой философских и этических ценностей, что является вкладом в изучение проблемы человека В наибольшей степени это сказалось на формирование этнокультурных особенностей регионов и народов, приверженных ветви Махаяна

Методологическая основа исследования. Диссертационное исследование опирается на широкий круг религиоведческих,

исторических, философских и культурно-антропологических работ В качестве источников в нем использованы оригинальные исследовательские работы на английском и русском языках, языке хинди В целом исследование основывается на историко-сравнительном методе, методе абстрагирования, системном подходе, что дает возможность наиболее полно представить теоретические основания познаваемого объекта

Цель исследования: исследование философских и этических ценностей культуры классического буддизма с религиоведческих позиций для выявления особенностей формирования Северного буддизма

Задачи исследования:

1 Выявить специфику духовно-нравственных ценностей традиционного классического буддизма

2 Дать сравнительный анализ религиозно-философских учений классического буддизма и буддизма Севера (ветви Махаяны)

3 Показать влияние духовных ценностей буддизма на формирование социально-нравственных качеств европейца и россиянина

Научная новизна исследования:

1 Дан комплексный анализ философских и этических ценностей буддизма и выявлена степень их выявления влияния на Северный буддизм

2 Раскрыты особенности взаимодействия культур Запада и Востока в контексте многообразия форм буддийской традиции

3 Выявлена роль и определено значение духовно-нравственных ценностей традиционной буддийской культуры для этнических культур востока России

Положения, выносимые на защиту:

1 Духовно-нравственные ценности традиционного буддизма оказывают существенное влияние на русскую и европейскую культуры Преодолевается ограниченность существующих подходов к пониманию места буддизма в мировом культурном процессе Путем анализа трудов

западных мыслителей (Ницше, Шопенгауэра, Юнга и др) и теоретических источников буддизма выявлено их философское, мировоззренческое и этическое взаимовлияние

2 На современном этапе духовные ценности философии буддизма трансформируются и приобретают новые характеристики Мы считаем, что ценности морально-этического характера буддизма и христианства в основе своей совпадают Они являются приоритетными в основании механизма разрешения современных социальных противоречий

3 В связи с тенденцией глобализации, страны, исповедующие буддизм и опирающиеся на его культуру, осваивают новые культурные пространства, в том числе и в России, оказывают значительное влияние на социокультурные изменения в мировом масштабе

Теоретическая значимость исследования. Положения и выводы диссертации существенны для понимания и анализа буддизма как религиозно-философского и этического учения, особенностей его бытования в европейской и российской культурах Выводы работы найдут свое применение в дальнейших исследованиях религиоведческих проблем взаимодействия буддизма и христианства, восточной и западной культур Материалы диссертации полезны для исследования истории Северного буддизма (ветвь Махаяны), в том числе буддийской традиции у народов Сибири, Алтая, Прибайкалья

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и обобщения, содержащиеся в диссертации, можно использовать в процессе преподавания вузовских курсов религиоведения, философской антропологии, философии культуры и культурологии Они использованы для подготовки авторского курса «История и теория буддизма», который диссертант читает в высших учебных заведениях республики Индия

Апробация диссертации. Основные положения и выводы работы получили отражение в сообщениях на международных и межвузовских конференциях

- Международная научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава сотрудников и аспирантов СПбГАУ 2005 г (Сборник материалов конференции «Культура и образование в XXI веке»),

Международные научно-практические конференции «Царскосельские чтения» - Пушкин, 2006,2007 гг ,

- Межрегиональная межвузовская научно-практическая конференция «Правовая реформа в России проблемы и перспективы развития» -Пушкин, 2006,

- шесть публикаций

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы Объем диссертации более 130 страниц текста, список литературы включает в себя 167наименований источников на русском и английском языках, языке хинди

II ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, оценивается степень разработанности исследуемой проблемы, определяется цель и формулируются задачи исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, определяются методологические основы работы, раскрывается научная новизна, характеризуется теоретическая и практическая значимость выполненной работы

Первая глава «Религиозно-философские основания культуры буддизма» состоит из двух параграфов

В первом параграфе «Религия Будды и ее духовно-исторические истоки» вычленяются и анализируются основные религиозные,

философские и биографические источники классического буддизма как ч

первой по времени возникновения мировой религии Буддийскую литературу можно условно разделить на две большие категории во-первых, каноническую и религиозно-философскую литературу Сюда же относятся объяснения догматов, обычаев и моральных требований буддизма Языками этой литературы были палийский и санскрит Во-вторых, это более поздние философско-исторические сочинения, которые развивают основополагающие идеи буддизма применительно к их трактовкам различными религиозно-философскими школами Отметим, что буддизм - это не только учение буддистов, но и многосторонняя (культурная, политическая, социально-экономическая и т д) деятельность Сангхи как буддийской общины У буддиста три сокровища Будда, учение Будды (Дхарма) и буддийскую община - Сангха

Каноническая литература швестна под палийским названием Типитака (санскритское - Трипитака), что буквально означает «тройная корзина» и переводится обычно как «три корзины закона (учения)» Наиболее полно сохранилась палийская версия Типитаки, созданная философской и религиозной школой тхеравады Типитака делится на три основные части - Виная-питака («корзина устава»), Сутта-питака («корзина поучений») и Абхидаммапитака («корзина толкования учения», или «корзина чистого знания») К неканонической литературе относятся биографии Будды Все они сравнительно позднего происхождения, т е составлены не ранее II-III вв н э В это же время составлялись книги Нового Завета, в которых «конструировалась» биография Иисуса Христа

В диссертации отмечается, что описания жизни Будды опираются на отрывочные биографические сведения, которые почерпнуты из различных сочинений канонической литературы Но эти сведения тесно переплетаются с разнообразными мифами и легендами, назначение которых - показать божественность Будды Гаутамы Наиболее известны

следующие биографии Махавасту, написанная во II в н э, Лалитавистара, созданная философской школой сарвастивадинов во II -III вв н э, Буддхачарита, приписываемая Ашвагоше - известному буддийскому философу и поэту Наиболее последовательно излагается земная жизнь Будды Гаутамы в Лалитавистаре, написанной частично в прозе, частично в стихах, в образной художественной форме Отметим в этой связи, что согласно буддийскому учению каждое живое существо, которое достигло просветления и поменяло мир сансары на мир нирваны, становится Буддой Мы, согласно этому, живем в мире Будды Гаутамы, это наше наличествующее бытие К неканоническим трактатам относят также известные среди буддистов комментарии канонических и неканонических текстов, в которых осмысляется идеология и философия буддизма В диссертации указывается также на значение ведийской литературы в качестве одного из духовных источников религии Будды

В Россию эти и многие другие источники культуры и религии буддизма и буддийской философии пришли по преимуществу в Тибетской версии буддизма (Северный буддизм) Вобрав в себя весь спектр буддийской философии, тибетский буддизм прошел следующие стадии развития 1) знакомство с учением в период его расцвета в Индии и перевод трактатов на тибетский язык, 2) составление комментариев к основным источникам, 3) попытка обобщения разнообразных традиций, 4) анализ и систематизация источников, 5) составление оригинальных тибетских трактатов, формирование основных школ и культурных обычаев Тибето-монгольский буддизм стал основой национальных культур бурят и калмыков «Северный» буддизм остается доминирующим направлением буддизма в современной России В работе отмечается огромный вклад в изучение и осмысление «северного» буддизма Е П Блаватской, Н К и Е И Рерихами, В И Верандским

Во втором параграфе «Социально-философские представления в культуре классического буддизма» характеризуются основные философские школы и этические доктрины, получившие свое развитие в классическом буддизме Эпоха, в которую жил Будда, была временем великого культурного перелома, или, по словам К Ясперса «осевым временем» К VI веку до н э в религии древней Индии политеистическое почитание обожествленных сил природы оформилось в обряды жертвоприношения, совершавшиеся жрецами-брахманами В основу культа были положены два собрания сакральной литературы, составленные жрецами Веды, сборники древних гимнов, песнопений и литургических текстов, и Брахманы, сборники наставлений по совершению обрядов Позднее к религиозным идеям, содержавшимся в гимнах и толкованиях, прибавилась вера в реинкарнацию, сансару и карму Размышления жрецов и брахманов отражены в позднейшей ведийской литературе (Упанишады, VII - VI вв до н э) Центральной темой учения Упанишад является идея вечного «хоровода» рождения и смерти Эта идея положена в основу учения о переселении душ (реинкарнации) живых существ, предполагающего их возрождения после смерти Вечно возобновляющийся цикл, заключенный между рождением и смертью, называется сансара Именно в таком цикле воспроизводится вновь и вновь наиболее глубокая «сущность» (Атман) человека Некоторые из Упанишад предполагают, что Атман является неизменным субстанциальным и отличается от сознающего «Я», или «Эго» Здесь вполне уместна аналогия с натурфилософией (досократической философией) Древней Греции

К рубежу древней и новой эр сложилось несколько религиозно-философских направлений внутри классического буддизма Наиболее важными были ортодоксальная тхеравада, сарвастивада и махасангхики В конечном счете, школа тхеравады перешла в Южную Индию и Шри-Ланку (Цейлон) Сарвастивада поначалу приобрела популярность в Матхуре на

севере Индии, но потом распространилась к северо-западу вплоть до Гандхары Махасангхики были вначале активны в Магадхе, а позднее закрепились на юге Индии Специфика теории школы сарвастивада заключается в онтологии, те в философии бытия, философии одновременного существования прошлого, настоящего и будущего Эти школы выражали сущность классического буддизма, но сарвастивадины и махасангхики, которые пользовались санскритом, а не пали, выказывали тенденцию к более свободному истолкованию смысла высказываний Будды Что касается тхеравадинов, то они стремились сохранить в неприкосновенности древние догматы учения

В работе указано, что формирование «северного» буддизма в эпоху средних веков было связано с деятельностью тибетского монаха Цзонхавы (1358-1419), основавшим секту Гэлук-па (добродетельного пути) Цзонхава требовал от монахов соблюдения обета безбрачия и учил философскому пониманию тантрической символики После 1587 года Верховный лама этой школы стал называться Далай-ламой (далай -«океанская ширь») В 1641 году Далай-лама получил всю полноту как светской, так и духовной власти в Тибете Далай-ламы считались воплощениями бодхисаттвы Великого Милосердия (Авалокитешвары), святого покровителя Тибета Более популярно другое название школы Гэлук-па - желтошапочники, в отличие от более древней секты Кагью-па -красношапочников Священное писание тибетского буддизма весьма обширно и сыграло большую роль в распространении учения на Монголию и Россию

В диссертации отмечается, что поток сознания-существования в буддизме бесчисленных психосоматических организаций (которые нельзя назвать не только личностями, но и индивидами) делится без остатка на ноуменальные, множественные, агомарные (далее неразложимые) носители-субстраты составляющих опыта, которые определяются как

дхармы Буддизм - прежде всего религиозное учение, делающее упор на психологические аспекты личности В самом общем виде буддийское учение предполагает, что все явления окружающей действительности и сама человеческая личность продуцируется психическими процессами В этом отношении все наиболее фундаментальные понятия буддийской мысли следует толковать именно в психологическом ключе В теории кармы, например, это кармическое действие Оно центральное во всей философии буддизма

В работе анализируются основополагающие социокультурные ценности культуры буддизма Религиоведческий и философский подходы к этике и философии буддизма позволяют выявить следующие духовные ценности культуры буддизма в целом В первую очередь, это антропологизм буддийского учения, то есть направленность на человека Во-вторых, это вера в Атмана, которая обусловливает привязанность человека к Я, закабаляет его чувством «моего» и является корнем всех тех эгоцентрических стремлений, которые и являются основным препятствием для «освобождения» В-третьих, восхождение человеческой души (Атмана) к Абсолюту - Брахме Переживание мистического единства, слияние части и целого выступают в индийской философии как главные методы познания

Буддийская философия выступила основой религиозного учения буддизма «о четырех благородных истинах», на которых зиждется вся традиционная буддийская культура Сам Будда был главным образом учителем этики и социально-религиозным реформатором Будда часто упоминает десять вопросов, которые он считает неопределенными и этически бесполезными Это следующие вопросы философского содержания

1) Вечен ли мир 2) или он невечен9

3) Конечен ли мир 4) или он бесконечен9

5) Тождественна ли душа с телом7

6) Отлична ли душа от тела9

7) Бессмертен ли познавший истину 8) или он смертен9

9) Будет ли познавший истину одновременно и бессмертным и смертным9

10) Будет ли он бессмертным или смертным9

В противоположность метафизике Будда настаивал на значимости для человека и культуры именно нравственно-этических ценностей Это благородный «восьмеричный путь»

1 Правильные взгляды

2 Правильная решимость

3 Правильная речь

4 Правильное поведение

5 Правильный образ жизни, то есть жизнь честным путем

6 Правильное усилие

7 Правильное направление мысли

8 Правильное сосредоточение

Духовное совершенствование для буддиста возможно только через добродетельное поведение, мудрое отношение к жизни и спокойствие, которым должно быть пронизано все человеческое существо Следование нравственным принципам буддизма ценно само по себе и может быть реализовано рядовым человеком

Во второй главе «Духовно-нравсвенные ценности буддизма», состоящей из двух параграфов, анализируются проблема взаимодействия буддийской традиции на Востоке и Западе, распространение буддизма в восточных регионах России

В первом параграфе «Духовные традиции стран Северного буддизма» мы приходим к выводу, что западные буддологи относятся к учению Будды по преимуществу как к науке, исследующей ум, которая дает

возможность постигать различные уровни психики и сознания В зависимости от того, насколько успешно буддизм сможет себя переосмыслить для современного Запада, будет зависеть то, в какой мере он станет оказывать влияние на культуру Возможен вариант, что европейские модификации буддизма могут привести к расколу между традиционными и современными направлениями аналогично расколу, произошедшему в III веке до н э, когда буддизм разделился на Хинаяну и Махаяну В диссертации рассмотрен и другой вариант, когда в условиях постмодернистской сигуации культуры Запада возникнет ситуация, в которой дальневосточное буддийское наследие будет собрано и сохранено в западных монастырях, поскольку есть примеры варварского отношения к буддийской культуре, в частности, в диссертации указано разрушение в Афганистане таллибами буддийских памятников культуры Впоследствии это западный буддизм может стать материалом для формирования новой формы буддизма

В России буддизм традиционно рассматривается в качестве одной из почитаемых религий, поэтому он только способствует сохранению традиционной культуры в таких российских регионах как Сибирь, Забайкалье, пограничье с Китаем и др В диссертации в связи с этим анализируются вопросы особенностей менталитета ряда российских народов и территорий (калмыков, бурят, алтайцев, тувинцев), рассматриваются конкретные примеры взаимосвязи и взаимовлияния буддийских религиозно-философских представлений и обычаев, обрядов шаманства

Буддизм в России утвердился в его Северной ветви, известной в мире как колесница Махаяны В направлении Махаяны различают два основных рода морально-нравственных ценностей, повлиявших на религию и культуру стран Северного буддизма и чань-буддизма (Монголия, Китай, Тибет, Япония, некоторые территории России)

добродетель воздержания (невритти-шила) и положительная добродетель (правритти-шила) В диссертации ставится вопрос о природе шилы и дается ответ, что она заключается не в нарушении правил морали и содержит четыре момента

- стыдливость,

- чистота намерений и скромность,

- исправление себя после нарушения правил,

- постоянное держание буддистом в уме закона дхармы

Буддизм пришел на территорию России из Тибета и Монголии на

рубеже XVI - XVII вв Первый буддистский монастырь в Бурятии -Цонгольский доцан - был основан в 1730-х годах В 1741 году указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм в Бурятии был официально признан в статусе государственной религии России, наряду с православием и исламом В 1764 г настоятель (ширээтэ лама) Цонгольского оцана Дамба-Даржа Заяев (1711 - 1777) был утвержден в звании Пандидо Хамбо ламы, то есть главного духовного деятеля-руководителя всех доцанов Восточной Сибири и Забайкалья Он получил образование в Тибете и много сделал для строительства доцанов и обучения молодых монахов В 1809 г главной резиденцией Пандидо Хамбо ламы стал Тамчинский доцан на берегу Гусиного озера Она просуществовала до 30-х готов двадцатого столетия С середины 30-х годов бурятские доцаны были закрыты, подавляющее большинство лам было арестовано и репрессировано

Несмотря на разное время принятия тибетского буддизма народами Бурятии, Колмыкии, Тувы и Алтая, буддизм не имеет здесь принципиальных различий Во многом это объясняется примерно одинаковым социальным и культурным укладом, общеисторической судьбой этих народов, а также тем, что везде преобладала школа Гелуг-па К тому же монахи обучались в одних и тех же тибетских монастырях К их

отличительным особенностям следует отнести у калмыков - отсутствие перерожденцев, многочисленность кочевых храмов и монастырей, признание Далай Ламы в качестве главы калмыцкогобуддизма, у бурятов - наличие больших стационарных монастырей (доцанов), руководство сангхой высшим духовным лицом - Пандидо Хамбо ламой, 3) у алтайцев и тувинцев - сильное влияние шаманизма на локальные формы буддизма

В XIX веке буддизм в России представлял собой развитую религиозную систему Буддийские монастыри обладали значительным имуществом При монастырях действовали вероучительные и медицинские школы, развивались книгопечатание, иконопись (танкопись), культовое зодчество Буддизм прочно вошел во все области жизни этих народов России, стал важным фактором народных праздников, традиций и обычаев Буддизм являлся важнейшим фактором формирования нравственно-теоретических норм народов Востока России Войдя в соприкосновение с традиционной культурой, буддизм смог синкретизироваться с традиционными культами и шаманскими представлениями Так, например, наряду с буддой Шакьямуни, грядущим буддой Майтреей, Белой и Зеленой Тарами почитается Цаган Овген (Белый Старец, покровитель животных)

В параграфе втором «Многообразие форм буддийской традиции на Востоке, Западе и в России» буддизм характеризуется в историко-культурном и религиоведческом аспектах Буддизм на Западе и в России -явление, которое носит черты уникальности и неповторимости, но в то же время сохраняет общие для всего классического буддизма религиозные, философские, культурно-этические традиции К последним относятся религиозные обряды буддизма (поклонения и приношения) Обряды Северного буддизма, например, символизируют философско-религиозную

сущность буддизма как мировой религии в виде подношения статуе Будды троякого рода

- в виде свеч, которые обозначают свет буддийского учения в тьме человеческого невежества,

- в виде цветов, указывающих на изменчивость мира,

- в виде ароматов, которые олицетворяют распространенность учения Будды

Иногда допускается просто поставить перед Буддой, что символизирует милосердие

Этика буддизма включает в себя понятия норм поведения, духовных ценностей, другими словами - то, что составляет содержание восьмеричного пути спасения Он пронизан, с одной стороны, идеалом должного, а с другой — проповедует запретительные нормы В этом случае действует общий принцип формирования моральных норм всех известных культур - принцип табуирования Этот принцип распространятся и на социальные ценности буддизма, в частности его правовые нормы

В заключении подводятся общие итоги работы, сделаны обобщения и выводы по диссертационному исследованию

Во-первых, человек играет главную роль в буддисткой культуре, несмотря на ее трансцедентальную направленность Духовные качества человека имеют непосредственное влияние на его жизнедеятельность, толерантность, дисциплину

Во-вторых, специфика духовных ценностей буддизма, выражающаяся в том, что социальные проблемы решаются через внутренний духовный мир человека вошла в традиционную культуру ряда российских народов, оказывает влияние на культуру Запада

В-третьих, в наше время такие духовные принципы буддизма как терпимость, гуманность, милосердие, уступчивость являются достаточно востребованными Буддистское духовное сознание в значительной

степени способствует формированию благоприятных межличностных отношений, которые оказывают плодотворное влияние на межэтнические и межкультурные контакты

В-четвертых, религиоведение обладает значительным массивом буддийских текстов, дающих возможность для исследования философии и истории буддизма, его духовной культуры, в том числе и в России Несмотря на невключенность буддийской культуры в европейскую культуру на протяжении античности и средневековья, тем не менее, можно выявить некоторые черты их сходства

а) как и многие другие идеологические системы, буддизм пытается утвердить себя через противопоставления с другими, в частности с брахманизмом,

б) подобно большинству вероучений, в том числе и христианскому, буддизм располагает своей «теорией спасения»,

с) характерным можно считать и то, что подвергается критическому осмыслению более древняя, укоренившаяся в социальном устройстве теория варн (каст), следуя которой, брахманисты полагали, что «спасены» будут лишь те, кто и в жизни достиг социальных высот, для буддиста же это не имеет решающего значения важны духовные достижения человека

В этом смысле философия буддизма представляется более гуманистичной с христианством буддизм роднит идея богочеловеческой природы Будды, описанная в ряде мифов Некоторые учения, входящие в состав буддизма аналогичны тем, которые существовали и в европейской философии, таковым, в частности, представляется учение о дхарме, которое по философскому наполнению сопоставимо с атомистической теорией Демокрита, причем общими можно считать и сроки их появления

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

Мешрам H.K. Россия и нравственно-этические ценности философии буддизма /М.А. Арефьев, Н.К. Мешрам //Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. Научно-методический журнал. - 2006. - Т. 12. - Серия исторические науки «Волжский рубеж», № 4 (19). - С. 4 - 7. (0,5 п.л. - авт.0,3).

Мешрам Н К Этика и философия буддизма /М А Арефьев, Н К Мешрам //Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета Научно-теоретический журнал -2006 - № 3 -С 121-124 (0,6 п л - авт 0,4)

Мешрам Н К А И Введенский о культурно-психологических основаниях религиозной ментальности /М А Арефьев, Н К Мешрам //Александр Иванович Введенский и его философская эпоха Сборник научных статей - СПб Изд -во Санкт-Петербургского университета, 2006 - С 7-14 (1,0 п л - авт 0,5)

Мешрам Н К Правовые нормы и нравственные ценности философии буддизма /Н К Мешрам //Правовая реформа в России проблемы и перспективы развития Материалы межрегиональной межвузовской научно-практической конференции 18 мая 2006 года Часть 2 /Под общ ред Т И Козловой - СПб ИПП, 2006 - С 47-51 (0,4 п л )

Мешрам Н К Буддииский канон «Трипитака» как источник философии буддизма /Н К Мешрам //Культура и образование в XXI веке история и тенденции развития Международная научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава и аспирантов СПбГАУ 7-2 февраля 2007 г - СПб СПбГАУ, 2007 - С 71-74 (0,25 п л)

Мешрам Н К Неестественный переход из одной религии в другую /Н К Мешрам //Пурвадева Научный журнал по общественным дисциплинам - Уджайна (Республика Индия) - 2002 - Апрель - сентябрь -С 104- 108 (0,4 п л ) - (на хиндиском языке)

Подписано в печать 07 05 2008 Бумага офсетная Формат 60X90 1/16 Печать трафаретная уел печ л 1,25 Тираж 100 экз Заказ 986

Отпечатано с оригинал-макета заказчика в копировально-множительном центре "АРГУС Санкт Петербург—Пушкин, ул Пушкинская, д 28/21, тел (812)451-89-88

Per N»233909 от 07 02 2001

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Нилеш Кумар Мешрам

Введение.

Глава I

Религиозно-философские основания культуры буддизма.

1.1 Религия Будды и её духовно-исторические истоки.

1.2 Социально-философские представления в культуре классического буддизма.

Глава II

Духовно-нравственные ценности буддизма.

2.1 Духовные традиции стран Северного буддизма.

2.2 Многообразие форм буддийской традиции на Востоке, Западе и в России.

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по философии, Нилеш Кумар Мешрам

Актуальность темы. Постоянное совершенствование человека, трансформации его ценностного мира являются решающим условием развития общества и культуры. Духовное совершенствование человека, обогащение его новыми знаниями становятся условиями гармонического развития личности. Важную роль в этом играют ценности, и в первую очередь религиозно-духовные. Они культивируются в обществе традиционными религиями: христианством, буддизмом, исламом и др.

Проблема влияния духовных ценностей на личностное становление человека является актуальной, особенно в настоящее время в связи с возросшим интересом к религиозно-философским учениям. Развитие мировой культуры имеет тенденцию к взаимодействию между традиционной восточной цивилизацией и современной европейской индустриально направленной цивилизацией. Поэтому возрастает интерес к буддийской культуре и ее духовным ценностям. Оригинальность и самобытность буддизма привлекали внимание российских философов, великих путешественников, этнографов, как в прошлом, так и в настоящем. В этом: направлении работали: Ф.И. Щербатский, О.О. Розенберг, A.M. Позднеев, С.Ф. Ольденбург, Г.Ц. Цибиков, Н.М. Прживальский и др. 0.0. Розенберг одним из первых обратил внимание на проблему личности в контексте учения о карме как основе философии буддизма. Буддизм определил культурный облик многих стран современного Востока. В современном сборнике статей "Буддийский взгляд на мир" под редакцией Е.П. Островской и В.И. Рудого, опубликованном в 1999 году, например, рассматривается влияние буддизма на восточную философию.

Интерес к религиоведческому исследованию проблемы философско-исторических оснований ценностей буддизма в России связан с переосмыслением многих устоявшихся представлений. Он обусловлен новыми духовными ориентирами в жизни российского общества, теми изменениями, которые происходят в духовной жизни россиян и их ментальности. Обращение к изучению буддизма на материалах восточных регионов России даёт возможность показать культуру России буддийского вектора (Сибирь, Забайкалье, Алтайский край, Тува и др.).

Глобализационные процессы привели к оживлению культурного обмена между Востоком и Западом, Востоком и Россией как страной и цивилизацией. Эти процессы особенно актуальны для современной многонациональной и поликонфессиональной России. Буддизм в культурной жизни России опирается на опыт многих народов и судьбы исторических личностей (художник Рерих, философ Блаватская, просветитель Цибиков и др). Проявления буддийской составляющей в культурном пространстве Запада и России указывают на необходимость анализа религиозно-философской и этической сторон буддизма.

Антропологическая актуальность исследования буддизма связана с тем, что он подвергает сомнению современную парадигму исследования человека как носителя рационального знания. Учение буддизма делает акцент на важности непосредственного опыта и интуитивной мудрости, то есть на первый план выходит религиозная составляющая буддийского-учения. В русле буддийских идей многие проблемы, поставленные европейской культурой, такие как разорванность сознания, феминизм, атомизм и эгоцентризм личности вообще снимаются.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема изучения буддизма вызывала большой интерес у российских и зарубежных ученых. Исследовали буддизм с точки зрения особенностей его традиционной культуры россияне Н.В. Абаев1, А.С. Агадженян2, К.М. Герасимова3, Н. П. Дралова4, Т.В. Ермакова5, Е.П. Островская6, В.И. Рудой7 и др., индийские

1 Абаев Н.В. Чань буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. —М.: Наука, 1989.

2Агадженян А.С. Буддийская этика // Религиоведение / Энциклопедический словарь. —М.: Академический Проект, 2006.

3 Герасимова К.М. Буддизм и онтология традиционных верований // Буддизм и культурно-психол. трад. народов Востока. —Новосибирск: 1990.

4 Дралова Н. П. буддийский взгляд на мир. —СПБ.: Андреев и сыновья, 1994. авторы В.П. Варма8, К. Кришнамурти9, М. Пипалайн10, В. Баруах11, Р. Санкритяйн12, Т.Т.Чау13, Н.Н. Сарма14 и др., англоязычные авторы В. А. Смит15, А. Лиллие16, Дж.Р. Картер17, Л.Ланкастер18, С. Т. Страусе19, Т. В. Р. Давиде20, А. Вадделл21, Дж. П. МкДермотт22 и др.

Описывали и изучали буддизм с точки зрения особенностей этой мировой религии представители буддологии. Так, например, в книге Т.В. Ермаковой «Буддийский мир глазами российских исследователей XIX — первой трети XX века. Россия и сопредельные страны» (СПб., 1998) рассказывается о влиянии буддизма на традиционные культуры восточных народов России (калмыки, буряты, тувинцы и др.), вводятся в научный оборот неопубликованные работы, архитвные материалы.

5 Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX- первой трети XX века. —СПб., 1998.

6 Островская Е. П., Рудой В. И. Классическая буддийская» философия. — СПб.: Востоковедение, 1999;

Рудой В.И. Классическая буддийская религиозно-философская мысль: Автореф. дис. на соиск. учен, степ, д-ра филос. наук: 09.00.03 / ЛГУ. —Л., 1990.

8 Varma V. P. Early Buddhism and Its Origins. — Delhi: Munshiram Manoharlal, 1973.

9 Krishnamurthy K. A Dictionary of Buddhist Terms and Terminologies, Delhi: South Asia Books, 1999.

10 □□□□□□□ □□□□□, □□□□□□ □□□□□, □ 2002, DO.119 (Пипалайн M., Введение Типитаки, Дели,2002. Здесь и в последующем перевод с хинди и английского языка авторский - Нилеш Кумар Мешрам).

11 Baruah V. Buddhist Sects and Sectarianism. —Delhi: Sarup, 2000.

12 □□□□□□□□□□□ □□□□□, □□□□□ □□□□□, □□□□□□□□;□□□□□□□□, 2005, □□. 60-67 □ (Санкритяйн P. Философия Буддизма. — Аллахбад: Китабмахал, 2005.)

13 Chau Т. Т. The Literature of the Personalities of Early Buddhism, Translated by Sara Boin-webb. —Delhi: Motilal Banarasidas, 1999.

14 Sarma N. N. Asvaghosa's Buddhacarita: A Study. — Kolkata, Punthi Pustak, 2003.

15 Smith V. A. Asoka : The Buddhist Emperor of India. —New Delhi: AES, 1997.

16 Lillie A. Buddha and Buddhism. —Delhi, Asian Educational Services, 2000.

17 Carter J. R., Malinda P. The Dhammapada. —New York, 1987.

18 Lancester L. Buddhist Literature: Its Canon, Scribes and Editors// The Critical Study of Sacred Texts, ed. Wendy D. O'Flaherty. —Berkeley, 1979.

19 Strauss S. T. The Buddha and His Doctrine. —Kolkata: R. N. Bhattacharya, 2003.

20 Davids T. W. R. Buddhism : Its History and Literature. — New Delhi: Asian Educational Services, 2000.

21 Waddell A. The Buddhism of Tibet or Lamaism. —New Delhi: Aryan, 1996.

22 McDermott J. P. Development in the Early Buddhist Concept of Kamma/Karma. —New

Delhi: Munshiram Manoharlal, 2003.

4 6

Большой интерес для исследователей буддизма в России представляют современные периодические издания. Например; альманах «Orient», который содержит сведения, посвященные буддийской культуре. В Петербурге издавался в последнее десятилетие XX века буддологический журнал «Гаруда». Журнал «Буддизм России» (до 1995 года под названием «Нартанг Бюллетень»), содержит обзор новинок буддийской литературы, переводы буддийских текстов, сведения о важных событиях в жизни буддистов России. Учёными Санкт-Петербургского Университета и Института Востоковедения издается альманах «Буддизм в переводах». Авторы альманаха дают представление о разнообразии буддийских традиций. Среди переводов буддийской философской классики отметим издания, осуществлённые Е.А. Торчиновым , А. И. Андреевым . Существует значительная литература, посвященная буддийской культуре в Санкт-Петербурге. Это работы таких

Af О/С л я петербурговедов, как Н.П. Анциферов , M.G. Каган , Г.С. Лебедев , М.С. Уваров28, К.Г. Исупов29.

Проблемы, межкультурного взаимодействия в прошлом и настоящем становились предметом осмысления многих философов и культурологов.

Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: трансперсональные состояния и психотехника. - СПб.: Востоковедение, 1997; Его же. Введение в будцологию: Курс лекций. - http://anthropology.ru/texts/torchin/buddhism.html,2000; Его же. Даосские практики. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2001.

2 Андреев А. И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. - СПб.: СПбГУ, 2006.

25 Анциферов Н.П. Город как выразитель сменяющихся культур. -Л.: Брокгауз и Ефрон, 1926.

2 Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. - СПб.: Славия, 1996.

27 Лебедев Г.С. Регенерация топохрона: проблемы освоения исторического наследия в современном урбанизме // Художественная культура на рубеже веков: состояния, противоречия, перспективы. Материалы конференции. СПб., 1998.

28 Уваров М.С. Петербург с высоты птичьего полета // Жизненный мир поликультурного Санкт-Петербурга: Материалы международной практической конференции 6-9 октября 2003 / Под ред. Л.М. Мосоловой. -СПб.: Астерион, 2003.

29 Исупов К.Г. Диалог столиц вчера и сегодня // Жизненный мир поликультурного Санкт-Петербурга: Материалы международной практической конференции 6-9 октября 2003 /Под ред. Л.М. Мосоловой. - СПб.: Астерион, 2003.

Они представлены в работах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, К. Ясперса и др. Анализ места буддизма в современной культурной жизни освещен в работах В.В. Бараева , А.А. Вигасина , Т.П. Григорьевой , Е.В. Завадской , С.Н. Иконниковой34, В.Е. Кемерова35, В.Г. Лысенко36, В.М. Монтлевич37, Е.А. Островской38, А.А. Терентьева39 и других авторов, уделяющих внимание проблемам философии культуры и вопросам религиоведения.

Буддийские духовные ценности ориентируют человека на решение проблем реальной жизни посредством воздействия на его внутренний мир. Буддизм как религия и-философия имеет практическое значение для решения реальных жизненных проблем, поскольку ориентирован на моральную сторону жизни общества и человека. Влияние буддизма и его системы духовных ценностей на западную культуру и традиционную культуру восточных народов России стало объектом интереса автора настоящего исследования, потому что до сих пор не был предпринят соответствующий религиоведческий анализ. Данная работа восполняет этот пробел, акцентируя внимание на анализе философских и этических ценностей буддизма и влияния классического буддизма на становление Северного буддизма.

Объект исследования. Особенности культуры буддизма в её религиозно-этическом своеобразии и динамике исторического развития.

Бараев В.В. Буддизм в России. Россия и современный мир 1995.

31Вигасин А.А. Изучение индийской» культуры в России в первой трети XIX века. Индия. Ежегодник. —М.,1986. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. — М.: Наука, 1979.

33 Завадская Е.В. Василий Васильевич Верещагин. —М.: Иск-во, 1986.

34 Иконникова С.Н. Диалог о культуре. —Л.: Лениздат, 1987.

35 Кемеров В.Е., Коновалова Н.П. Восток и Запад: судьбы диалога. —Е.: Урал Наука, 1999.

36Лысенко В.Г. Ранняя буддийская философия// Философия джайнизма —М.: Изд. Вост. литература РАН,, 1994.

37Монтлевич В.М. Буддизм на Севере России.// Наука и религия. -1990.

38Островская Е.А., Социально-антропологическое исследование буддийских мирских общин Санкт-Петербурга. Автореф.- дис. канд. социологических наук. - СПб.: СПбГУ, 1998.

39 Терентьев А.А. Буддизм. История и культура. - М.; 1989.

Предмет исследования. Философские и этические ценности классического буддизма и его воздействие на формирование Северного буддизма.

Методологическая основа исследования. Диссертационное исследование опирается на широкий круг религиоведческих, исторических, философских и культурно-антропологических работ. В качестве источников в нём использованы оригинальные исследовательские работы на английском и русском языках, языке хинди. В целом исследование основывается на историко-сравнительном методе, методе абстрагирования, системном подходе, что дает возможность наиболее полно представить теоретические основания познаваемого объекта.

Цель исследования: исследование философских и этических ценностей культуры классического буддизма с религиоведческих позиций/ для выявления особенностей формирования. Северного буддизма.

Задачи исследования:,

1. Выявить. специфику духовно-нравственных ценностей традиционного классического буддизма.

2. Дать сравнительный анализ религиозно-философских учений1 классического буддизма и буддизма Севера (ветви Махаяны).

3. Показать влияние духовных ценностей буддизма на формирование социально-нравственных качеств европейца и россиянина.

Научная новизна исследования:

1. Дан комплексный анализ философских и этических ценностей буддизма с целью выявления степени его влияния на Северный буддизм.

2. Проведен анализ основных проблем взаимодействия культур Запада и Востока в контексте многообразия форм буддийской традиции.

3. Выявлена роль и определено значение духовно-нравственных ценностей традиционной буддийской культуры для этнических культур востока России.

Положения, выносимые на защиту:.

1. Духовно-нравственные ценности традиционного буддизма оказывают существенное влияние на русскую и европейскую культуры. Преодолевается ограниченность существующих подходов к пониманию места буддизма в мировом культурном процессе. Путем анализа трудов западных мыслителей (Ницше, Шопенгауэра, Юнга и др.) и теоретических источников буддизма выявлено их философское, мировоззренческое и этическое взаимовлияние.

2". На современном' этапе духовные- ценности философии буддизма трансформируются и приобретают новые характеристики. Мы считаем, что ценности морально-этического характера буддизма и христианства в основе своей совпадают. Они являются приоритетными в основании механизма, разрешения современных социальных противоречий.

3. В.связи с тенденцией глобализации, страны, исповедующие буддизм и опирающиеся на его культуру, осваивают новые культурные пространства, в том числе и в России,. оказывают значительное* влияние на социокультурные изменения в мировом масштабе.

Теоретическая/ и практическая- значимость исследования. Положения и выводы диссертации существенны, для- понимания и анализа буддизма как религиозно-философского и этического учения, особенностей его бытования в европейской и российской культурах. Выводы работы найдут свое применение в дальнейших исследованиях религиоведческих проблем взаимодействия буддизма и христианства, восточной и западной культур. Материалы диссертации полезны для исследования истории Северного буддизма (ветвь Махаяны), в том числе-буддийской традиции у народов Сибири, Алтая, Прибайкалья.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и обобщения, содержащиеся в диссертации, можно использовать в процессе преподавания культурной антропологии, религиоведения, культурологии: Они использованы для подготовки авторского курса «История и теория буддизма», который диссертант читает в высших учебных заведениях республики Индия.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы работы получили отражение в сообщениях на международных и межвузовских конференциях:

- Международная научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава сотрудников и аспирантов СПбГАУ 2005 г. (Сборник материалов конференции «Культура и образование в XXI веке»);

- Ежегодные межвузовские конференции «Царскосельские чтения» 2006, 2007 гг.;

- Межрегиональная межвузовская научно-практическая конференция 18 мая 2006 года «Правовая реформа в России: проблемы и перспективы развития»;

- шесть публикаций.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Объем диссертации более 130 страниц текста, список литературы включает в себя более 150 наименований источников на русском и английском языках, языке хинди.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философские и этические ценности буддизма"

Заключение

Материалы настоящего исследования подтверждают актуальность обращения к исследованию философских и нравственно-этических ценностей буддизма с позиций религиоведения и культурной антропологии. В диссертации показано, что философия и религия буддизма имеет свою предысторию, характеризуется определенными философско-теоретическими наработками, обладает сильной интеллектуальной традицией. На основании исследования сформулирован целый ряд теоретических выводов и рекомендаций религиоведческого и культурфилософского характера.

Во-первых, религиоведение обладает значительным массивом буддийских текстов, дающих возможность для исследования философии и истории буддизма, его духовной культуры, в том числе и в России. Несмотря на невключенность буддийской культуры в европейскую культуру на протяжении античности и средневековья, тем не менее, можно выявить некоторые черты их сходства: а) как и многие другие идеологические системы, буддизм пытается утвердить себя через противопоставления с другими, в частности с брахманизмом; б) подобно большинству вероучений, в том числе и христианскому, буддизм располагает своей «теорией спасения»; с) характерным можно считать и то, что подвергается критическому осмыслению более древняя, укоренившаяся в социальном устройстве теория варн (каст), следуя которой, брахманисты полагали, что «спасены» будут лишь те, кто и в жизни достиг социальных высот, для буддиста же это не имеет решающего значения: важны духовные достижения человека.

В этом смысле философия буддизма представляется более гуманистичной. Роднит с христианством буддизм и идея и богочеловеческой природы Будды, описанная в ряде мифов. Некоторые учения, входящие в состав буддизма аналогичны тем, которые существовали и в европейской философии, таковым, в частности, представляется учение о дхарме, которое по философскому наполнению сопоставимо с атомистической теорией Демокрита, причём общими можно считать и сроки их появления.

Во-вторых, на поверхностный взгляд, буддизм видит посмертную судьбу человека в противоположности христианскому и исламскому учениям - в растворении души в абсолютном покое. Однако, с точки зрения Востока, культуры Востока с их традиционным приоритетом внутреннего мира человека над внешним природным и социальным миром, этот «духовный» вариант загробного воздаяния весьма привлекателен. Более того, он не уступает по своему значению «телесному» воздаянию в христианстве и исламе. К тому же, во время «промежуточных» перевоплощений человек в соответствии с Кармой, суммой плохих и добрых дел, мог оказаться или на райских небесах, или в адском огне.

В-третьих, буддизм как религиозно-философское мировоззрение и духовная культура охватил огромную территорию Азии, в том числе Центральную Азию и Сибирь, что способствовало формированию Северной ветви (Махаяны), а это, в свою очередь послужило основанием для появления региональных форм буддизма, в том числе в Бурятии, Калмыкии, Туве и др.

В-четвертых, на протяжении своей эволюции философская и религиозная доктрина классического буддизма подвергалась теоретическому осмыслениюв ходе полемики между различными школами: тхеравада, сарвастивада, махасангхики; на основе критического переосмысления канонов буддизма создавались ставшие классическими учения о дхарме, о пустотности, получили развитие учения о нирване и карме.

В-пятых, не применяя традиционных для европейской религиоведческой и философской мысли терминов и понятий, буддийская теоретическая мысль всё же касалось философских категорий по существу, например, анализируя феномен сознания или бытия, пытаясь найти онтологические основания существования дхарм или по-своему отвечая на вопрос о познаваемости мира. Религиоведческой особенностью учения буддизма явилось то, что в отличие от европейской мысли, движение шло от нравственных и социальных проблем человеческого существования к вопросам об устройстве мироздания; однако проблема человека всегда была в основании философии и религии Будды. В этой связи следует отметить и такую особенность буддийской философии как ее ориентированность на иррационализм, подчеркивание внечувственных и внеразумных факторов. В новое время эти идеи разделяли А. Шопенгауэр, А. Бергсон, К. Юнг и многие другие.

В-шестых, отметим и такой религиоведческий момент изучения философии и культуры классического буддизма - экуменическая направленность мировоззрения школы сарвастивады, которая способствовала развитию Махаяны на Севере (Китай, Тибет). Буддийская философско-религиозная культура выработала определённые нравственные принципы, основываясь на которых и выстраивается кодекс духовных ценностей традиционной культуры буддизма. Эти постулаты подчинены строгой логике, что делает их прочными и завершёнными. В основе этики буддизма -представления о мироздании и человеческой экзистенции. Недаром, так называемые «четыре благородные истины» буддизма - это комплекс представлений о «наличие», «причине», «прекращении» страданий и «пути к освобождению» от них.

В-седьмых, буддизм нацеливает человека как личность на раскрытие внутренних резервов. Восьмеричный путь или перечень основных нравственно-этических ценностей, ведущий личность по пути освобождения от страданий, содержит требования к взглядам, решимости, речи, поведению, образу жизни, усилиям, направлению мысли, сосредоточению, то есть составляет культурную антропологию буддизма. Представления о должном и выстраиваются в зависимости от того, насколько человек оказывается в состоянии соответствовать определённым требованиям и насколько он способен к самоотвержению.

В-восьмых, важным в понимании духовных ценностей буддизма представляется и тот момент, что мудрость и добродетель неотделимы. Однако мудрая и добродетельная жизнь - лишь путь к просветлению, а не само просветление. Духовное совершенствование для буддиста возможно только через добродетельное поведение, мудрое отношение к жизни и спокойствие, которым должно быть пронизано всё человеческое существо. Следование нравственным принципам буддизма ценно само по себе и может быть реализовано рядовым человеком, однако при условии самоотвержения, ухода из мирской жизни в монашество, оно становится частью пути к основной цели буддийского просветления - нирване.

В-девятых, пытаясь найти точки соприкосновения буддизма и христианство, можно заметить, что представления о конечной точке духовного пути в какой-то степени объединяет их. Нирвана как итог духовного развития буддиста, которая может быть достигнута только лишь при условии отказа от всего, что может быть продиктовано телесностью или пристрастиями человека в некоторой степени соответствует христианскому представлению о царстве Божием. Различия в том, что цель праведной христианской жизни достижима только после смерти субъекта, а нирвана странным образом представляет собой некое пограничное состояние, так как приблизиться, а в некоторых случаях и достичь его можно уже и при жизни, преодолев экзистенциальность личностного бытия.

В-десятых, в зависимости от того, насколько успешно буддизм сможет себя переосмыслить для современного Запада, будет зависеть то, в какой мере он станет оказывать влияние на него. Не исключено, что напряжённость внутри буддизма может привести к расколу между традиционными и современными направлениями аналогично расколу, произошедшему в III веке до н. э., когда произошло разделение буддизма на Хинаяну и Махаяну. Это может напомнить и ситуацию советского времени в Бурятии, Калмыкии, когда там произошло разделение буддистов на «ортодоксов» и «обновленцев».

В-одиннадцатых, в условиях постмодернистской ситуации культуры Запада возможено развитие событий, когда дальневосточное буддийское наследие будет собрано и сохранено в западных монастырях. Это впоследствии станет материалом для формирования новой формы буддизма. В этом случае буддизм только способствовал бы сохранению традиционной культуры. Поэтому особо значимо исследование буддизма в таких российских регионах как Сибирь, Забайкалье, пограничье с Китаем и др.

В-двенадцатых, человек играет главную роль в буддисткой культуре несмотря на ее трансцедентальную направленность. Духовные качества человека имеют непосредственное влияние на его жизнедеятельность, толерантность, дисциплину, его отношение к делу. В наше время такие духовные принципы буддизма как терпимость, гуманность, милосердие, уступчивость являются достаточно востребованными. Буддистское духовное сознание в значительной степени способствует формированию благоприятных межличностных отношений, которые оказывают плодотворное влияние на межэтнические и межкультурные контакты. Специфика духовных ценностей буддизма, выражающаяся в том, что социальные проблемы решаются через внутренний духовный мир человека вошла в традиционную культуру ряда российских народов, но она также соответствует менталитету и русского народа.

 

Список научной литературыНилеш Кумар Мешрам, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае. —М.: Наука, 1989.

2. Абаева JL JL, Абаев Н. НБуддизм в Бурятии. —Улан-Уде: Агентство экоарт, 1998.

3. Агадженян А.С. Буддийская этика //Религиоведение /Энциклопедический словарь. —М.: Академический Проект, 2006. -(ISBN 5-8291-0756-2. —160с.).

4. Анагарика Говинда. Психология раннего буддизма. —СПб.: Андреев и сыновья, 1993.- (ISBN 978-5-93454-077-7.—469с.).

5. Андреев А.И. Буддийская святыня Петрограда. -Улан-Удэ: Агентство Экоарт, 1992. (ISBN 5-85970-004-0. —128с.).

6. Андреев А.И. Из истории Петербургского буддийского храма. —СПб.: I Orient, 1992.

7. Андреев А.И. От Байкала до Священной Лхасы. —СПб.: Самара-Прага, 1997. —228 с.

8. Андреев А. И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. —СПб.: СПбГУ, 2006. (ISBN 5-288-03813-9, 5-901-94116-0. — 464с.).

9. Анциферов Н.П. Город как выразитель сменяющихся культур. — Л.: Брокгауз и Ефрон, 1926.

10. Бараев В.В. Буддизм в России. Россия и современный мир.- 1995.

11. И.Блауберг, И. И. Анри Бергсон. — М.: Прогресс-Традиция, 2003. (ISBN 5-89826-148-6. —672с.).

12. Болыпая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2002.

13. Бонгард-Левин Г.М. Индия эпохи Маурьев. —М.: Наука, 1973. 284 с.

14. Бхагавадгита. Гл. XVIII. Шлока 49. //Семенцов B.C. Бхагавадгита в традиции и в современной научной критике. —М.: Наука, 1960.

15. Вигасин А.А. Изучение индийской культуры в России в первой трети XIX века. Индия. Ежегодник. —М.,1986.

16. Герасимова К.М. Буддизм и онтология традиционных верований //Буддизм и культурно-психол. трад. народов Востока. —Новосибирск: 1990.

17. Гордиенко Н.С. Основы религиоведения: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. —СПб.: ЛОПИ, 1994.

18. Гордиенко Н.С. Русская православная церковь в постсоветской России//Ученые записки. T.V: Актуальные проблемы философии, социологии и культурологи, (вып.2). —СПб.: ЛГОУ, 2000. (ISBN 5-8290-0271-Х.—209с.).

19. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. — М.: Наука, 1979.

20. Далай Лама. Мир Тибетского буддизма. —СПб.: Нартанг, 1996.

21. Дамьен Кеоун. Буддизм. —М.: Весь Мир Изд., 2001. —С. 157. (ISBN 57777-0143-4, 13:978-5-7777-0143-5. —192с.).

22. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. —М., 1991.

23. Долин А.А. Японская поэзия на западе: перевод-стилизация, — адаптация // Взаимодействие культур Востока и Запада. —М.: Наука, 1987.

24. Дралова Н. П. Буддийский взгляд на мир. —СПб.: Андреев и сыновья, 1994. (ISBN 5-87452-056-2. — 460с.).

25. Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6 т. —М., 1999. — Т.5.

26. Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX- первой трети XX века. —СПб., 1998; (ISBN 5-87452-056-2. — 460с.).

27. Ермакова Т.В:, Островская Е.П. Индия. Классический буддизм. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. (ISBN 5-85803-132-3. — 288с.).

28. Ермакова Т. В., Островская Е. П., Рудой В. И. и др. Введение в буддизм. — СПб;: Лань, 1999. (ISBN 5-8114-0103-5. —384с.).

29. Г.Жуковская Н.Л. Буддизм в истории Монголови Бурьят// Политический-' и культуртый аспекты: —М.: Буддиский Мир, -1994.

30. Жуковская Н:Л;, Корнев В.И. Буддизм.—М;, 1992.

31. Завадская Е.В. Василий Васильевич Верещагин:—-М.: Иск-во, 1986.

32. Иконникова С.Н. Диалог о культуре.—Л.: Лениздат, 1987.

33. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. —СПб.: Славия, 1996.

34. Каган М.С. Проблема культуры в истории петербургской философии//Философская мысль в; Санкт — Петербурге., Идеи и развитие: Сборник статей/ Под ред. Б.Г.Соколова. —СПб:: Изд-во: Санкт Петербургского университета, 2005. (ISBN 5-288-03878-3. — 38с.).

35. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия; Рационализм и материализм; XXI века. —СПб.: Питер, 2006. (ISBN 5-469-01319-7. —558с.).

36. Категории буддийской культуры. —СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. (ISBN 5-85803-153-6. —320с.).

37. Кемеров В.Е., Коновалова Н.П. Восток и Запад: судьбы диалога. —Е.: Урал Наука, 1999.

38. Колычев П.М. Релятивная онтология. —СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. (ISBN 5-288-04009-5. —227с.).

39. Куликова A.M. Востоковедение в Российских Законодательных актах. —СПб.: СПб. Ф.И.В, 1994.

40. Лебедев Г.С. Регенерация топохрона: проблемы освоения исторического наследия в современном урбанизме // Художественная культура на рубеже веков: состояния, противоречия, перспективы. Материалы конференции.—СПб., 1998.

41. Лобач В. В. Буддизм // Новейший философский словарь: 3-е изд. — Минск: Книжный Дом, 2003.— С. 135—137.

42. Лысенко В.Г. Ранняя буддийская философия// Философия джайнизма —М.: Вост. литература РАН,, 1994.

43. Малявин В.В. В поисках традиции; Восток Запад; исследования, переводы, публикации. —М., 1988.

44. Монгуш М.В. История Буддизма в Туве. —Новосибирск: Наука, 1983.бЗ.Монтлевич В.М. Буддизм на Севере России // Наука и религия. —1990.

45. Монтлевич В.М., Древо собрания трехсот изображений Джанжи Ролби Дорже. —СПб., 1997.

46. Нестеркин С.П. Буддизм Сибири: на перекрестке двух ментальностей //Сибирская ментальность и проблемы социокультурного развития региона. СПб.: Астерион, 2007. - С. 124 - 133. - (ISBN 978-5-94856327-5).

47. Новиков А.И. История русской философии. —СПб., 1998.

48. Парсонс X.JL, Современная буржуазная компаративистика о философских традициях Востока и Запада. —М., 1975.

49. Психология и культура /Под ред. Д.Мацумото. —СПб.: Питер, 2003.

50. Пржевальский Н.М. От Кяхты на истоки Жёлтой реки. — СПб., 1888.

51. Рерих Н.К. Алтай Гималаи. —М.: Политиздат, 1974. —420 с.

52. Рерих Н.К. Собр. соч. —Т.1. —М., 1914. —259 с.

53. Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия. —Самара: Агни, 1999. — 359с.

54. Романова И.К. Шопенгауэр и буддизм // Методология исследования диалога философских культур: общее и особенное. Материалы межвузовской конференции 24-25 апреля 1995 г. Санкт-Петербург / Под ред. проф. А.С. Колесникова. —СПб., 1995. —С. 24.

55. Рудой В.И. Классическая буддийская религиозно-философская мысль: Автореф. дис. на соиск. учен, степ, д-ра филос. наук: 09.00.03 /ЛГУ.—Л., 1990.

56. Селиванов В.В. В поисках новых решений // Философия истории и культуры.—СПб., 1999.

57. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. —М.: 1989.

58. Свенцицкая И.С. Апокрифические Евангелия. —М.:, 1996.

59. Скирбекк Г., Гильс Н. История философии: Учебн. пособие для студентов ВУЗов / Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. —М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. (ISBN 5-69100393-3. —800 е.).

60. Смирнов П.И. Слово о России: Беседы о российской цивилизации. — СПб.: Химиздат, 2004. (ISBN 5-93808-085-1. —324 е.).

61. Солонин К.Ю. "Отсутствие мыслей" и чань буддийское учение об уме // Философские науки, №11. - М.: Гуманитарий, 2004. (ISBN 0235-1188.—121с.).

62. Стельмашук Г.В. Культурология. —СПб.: ЛГОУ, 2001.

63. Сутра Лотоса сокровенного Закона//Религия Китая: Хрестоматия/Ред. -сост. Е.А.Торгинов. —СПб., 2001.

64. Тагор Р. Смена эпох // Открытие Индии: Философские и эстет, воззрения Индии XX века. —М., 1987. —300 с.

65. Терентьев А.А. Буддизм. История и Культура. —М., 1989.

66. Типитака // Антология мировой философии: В 4 т. —М.: Наука, 1969. —Т.1.Ч.1.—С. 118.

67. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: трансперсональные состояния и психотехника. —СПб.: Востоковедение, 1997.

68. Торчинов Е.А. Введение в буддологию: Курс лекций. -http://anthropology.ru/texts/torchin/buddhi sm.html ,2000.

69. Торчинов Е.А. Даосские практики. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2001.

70. Традиция и русская цивилизация /Д. Володихин, С. Алексеев, К. Бенедиктов, Н. Иртенина. —М.: Астрель, 2006.

71. Уваров М.С. Петербург с высоты птичьего полета // Жизненный мир поликультурного Санкт-Петербурга: Материалы международной практической конференции 6-9 октября 2003 / Под ред. JI.M. Мосоловой.—СПб.: Астерион, 2003.

72. Философия: Учебник для ВУЗов / Г.В. Стльмашук, В.И. Стрельченко, В.Н. Скворцов и др.; Под ред. Г.В. Стельмашука. —Изд. 3-е. —СПб.: ЛГУ, Химиздат, 2004. (ISBN 5-93808-073-8. —320 е.).

73. Хижняк О.С. Ритуал и ритуальный предмет. —СПб.: ГМИР, 1995. — 121 с.

74. Цибиков Г.Ц. Избр. труды: В 2 т. —Новосибирск:, 1991. —Т. 2.

75. Чогьям Трунгпа. Преодоление духовного материализма. —М., 2002.

76. Шарп, Дарел. Типы личности. Юнговская модель типологии. — Воронеж: 1994.

77. Alfanso Yerdu. Early Buddhist Philosophy in the Light of the Four Noble Truths. —Delhi: Motilal Banarasidas, 1985.

78. Ambedkar B.R. The Buddha and His Dhamma. —Nagpur: Buddhabhumi Publication, 1997. P.97—99.

79. Anderson Carol S., Pain and Its Ending: The Four Noble Truths in the Theravada Buddhist Canon. — London: Routledge, 1999, p. 131. (ISBN 81208-1806-7. —255p.).

80. Aung S.Z. and Davids T. W. R. Points of Controversy. —London: Pali Text Society, 1915.

81. Balsys B. Karma and the Rebirth of Consciousness. —Delhi: Munshiram Manoharlal, 2006. P. 122-138. (ISBN 81-215-1100-3. —290p.).

82. Banerjee A. C. Sarvastivada Literature. —Calcutta: World Press, 1979. P. 181-196.

83. Baruah V. Buddhist Sects and Sectarianism. —Delhi: Sarup, 2000. (ISBN 81-7625-152-6. —479p.).

84. Beal S. Buddhism in China/The Review. —London: The Society for Promoting Christian Knowledge, 1996. P. 245.

85. Bhagwat N.K., Buddhist Philosophy of the Thervada. —Delhi: Bhartiya Kala Prakashan, 2006. (ISBN 81-8090-127-0. — 222p.).

86. Burchett Christopher N. What is Buddhism. —Varanasi: Pilgrims, 2005,—P. 171—180. (81-7769-259-3. —259p.).

87. Carter J. R., Malinda P. The Dhammapada. —New York, 1987.

88. Carus P. Nirvana : A Story of Buddhist Psychology. —New Delhi: AES, 1997. (ISBN 81-206-1301-5. —92p.).

89. Chau Т. T. The Literature of the Personalities of Early Buddhism, Translated by Sara Boin-webb. —Delhi: Motilal Banarasidas, 1999. — P. 167.

90. Chatterjee A. K. A Comprehensive History of Indian Buddhism. — Kolkata: Punthi Pustak, 2005. (ISBN 81-86791-53-1. —318p.).

91. Conze E. Buddhism : Its Essence and Development. —New Delhi, Rupa, 2005, (ISBN 81-291-0603-5. —270p.).

92. Davids T. W. R. Buddhism : A Study of the Buddhist Norm. —New Delhi: AES, 2000. (ISBN 81-206-1493-3. — 255p.).

93. Davids T. W. R. Buddhism : Its History and Literature. —New Delhi: Asian Educational Services, 2000. (ISBN 81-206-1444-5. — 230p.).

94. Davids T. W. R. and Oldenberg H. Vinaya Texts: Vol. I: The Patimokkha; The Mahavagga I-IV, Vol. II: The Mahavagga V-X; The

95. Kulavagga I-III, Vol. Ill: The Kulavagga IV-XII. —Delhi: Satguru, 2003. (ISBN 81-7030-756-2. —1248p.).

96. Dung H. N. The Concept of Avalokitesvara Bodhisattva : Doctrine and Practice. —Delhi: Indo Asian, 2001. (ISBN 81-86823-04-8. —222p.).

97. Dutt N. Buddhist Sects in India. —Calcutta: Firma KLM, 1977. — P. 88.

98. Dutt N. Early History of the Spread of Buddhism and the Buddhist Schools. —New Delhi: Cosmo, 2005. (ISBN 81-307-0092-1. —313p.).

99. Dutt S. Buddhist Monks and Monasteries of India. —New Delhi: Indus, 1962.

100. Eric Cheetam. Fundamentals of Mainstream Buddhism. —Boston: Tuttle, 1994.114. www.globalbuddhism.org.

101. Gour H. The Spirit of Buddhism. —Calcutta: Lalchand and Sons, 1929. P. 274-311. (ISBN 8171674887. — 670p.).

102. Guenther H. V. Philosophy and Psychology in the Abhidharma— Berkeley, 1976.

103. Gunaratna V.F. The Four Noble Truths: Their Nature andtVi

104. Significance, Lecture delivered at the University of Colombo on 13in March 1968. Published by Public Trustee Department of Cylon. P. 1—30.

105. Humphreys Christmas. The Wisdom of Buddhism. —London: Routledge, 1987. P. —56—79.

106. Kamalakar G. Buddhism : Art, Architecture, Literature and Philosophy. —Delhi: Sharada Pub., 2005. (ISBN 81-88934-27-5. — 546p.).

107. Krishnamurthy K. A Dictionary of Buddhist Terms and Terminologies. —Delhi: South Asia Books, 1999. (ISBN 81-7574-052-3. — 113p.).

108. Krishnamurthy K. Buddhism in Japan. —Delhi: South Asia Books, 1990.

109. Lama Dalai. The World of Tibetan Buddhism / Translated, edited and annoted by Geshe Thupten Jinpa. Boston: Wisdom Publication, 1995. — P. 15—16. (ISBN 81-8290-048-4. -430p.).

110. Lancester L. Buddhist Literature: Its Canon, Scribes and Editors// The Critical Study of Sacred Texts, ed. Wendy D. O'Flaherty. —Berkeley: 1979. — P. 215—229.

111. Lee K. Buddhist Ideas and Rituals in Early India and Korea. —New Delhi: Munshiram Manoharlal, 1998. (ISBN 81-7304-221-7. —196p.)

112. Lillie A. Buddha and Buddhism. —Delhi: Asian Educational Services, 2000. (ISBN 81-206-1526-3. —223p.).

113. Mahendra and Mittal P. Buddha and the Spread of Buddhism in India and Abroad. — Delhi: Originals, 2002. P. 367.( ISBN 81-7536-289-8. — 373p.).

114. Max Muller Buddhism : Humanity's Oldest Religion of Peace. —New Delhi: Lotus Press, 2006. (ISBN 81-8382-011-5.)

115. McDermott J. P. Development in the Early Buddhist Concept of Kamma/Karma. —New Delhi: Munshiram Manoharlal, 2003. (ISBN 81-215-0208-X. —185p.).

116. Monier-Williams M. Buddhism in its Connexion with Brahmanism and Hinduism, and in its Contrast with Christianity. — New Delhi: 1995.

117. Nanamoli В., Bodhi B. The Middle lenth Discourses of the Buddha: A new Translation of the Majjhima Nikaya. —Boston, 1995.

118. Norman K.R. Pali Literature including the Canonical Literature in Prakrit and Sanskrit of All Hinyana Schools of Buddism. —Weisbaden: Otto Harrassowitz, 1983.

119. Panikkar Raimundo. The Silence of God: The Answers of the Buddha. —USA: Orbis Books, 1989.133. www.peresedov.livejournal.com/137455.html

120. Poussin Louis delavallee, Nirvana.—Peris, 1925.

121. Prasad R. Dharmakirti's Theory of Inference : Revaluation and Reconstruction. —New Delhi: Oxford University Press, 2002. (ISBN 019-565-7845.—257p.).

122. Rahula W. What the Buddha Taught. —New York: Grove Press, 1987. — P. 35.

123. Saibaba V.V.S., Thervada Buddhist Devotionalism in Cylon, Burma and Thailand. — Delhi: D.K. Printworld, 2005. P. 39-57.( ISBN 81-2460327-8. —88p.).

124. Seneviratna A. King Ashoka and Buddhism. — Kandy: Buddhist Publication Society, 1994.

125. Sarma N. N. Ashvaghosa's Buddhacharita: A Study. —Calcutta, Punthi Pustak 2003. (ISBN 81-86791-40-X. —160 p.).

126. Sharma S.R. Dalai Lama on Religion, Culture and World Peace. — Jaipur: Book Enclave, 2004. (ISBN 81-8152-084-X. —248p.).

127. Silacara the Bhikku. Four Noble Truths. —Madras: Theosophical, 1922. —P. 45—56.

128. Singh Renuka. Many Ways to Nirvana: Discourses on Right Living: His Holiness the Dalai Lama. —Delhi: Penguin, 2004. (ISBN 0-67-004989-1.—181p.).

129. Smith V. A. Asoka : The Buddhist Emperor of India. —New Delhi: AES, 1997. (ISBN 81-215-0208-X. —279p.).

130. Snelling J. Buddhism in Russia: The story of Agvan DorzhievW Lhasa's Emissary to the Tsar. —Shaftesbury: Dorset, 1993. (346p.)

131. Stcherbatsky T. The Central Conception of Buddhism and the Meaning of the word 'Dharma'. —Calcutta: Reprint by Sushil Gupta, 1956.( ISBN 81-206-1739-8. —96p.).

132. Stcherbatsky, T. The Central Conception of Buddhism and the Meaning of the World 'Dharma'. Calcutta: Reprint by Sushil Gupta, 1956.

133. Stcherbatsky Th. The Conception of Buddhist Nirvana. —Leningrad: Academy of science, 1970. —P. 70.

134. Strauss S. Т. The Buddha and His Doctrine. —Kolkata:.R. N. Bhattacharya, 2003. (ISBN 81-87661-28-3. —117p.).

135. Sumedho V.A. The Four Noble Truths. —Internet adition, Website www.kusala.org/pdf/4noble. —P. 22—34.

136. Suzuki D.T. Zen Buddism., N.Y., 1956.

137. Thera N. The Buddha-Dhamma : Or the Life and Teachings of the Buddha. —New Delhi: AES, 1999. (ISBN 81-206-0559-4. —340p.).

138. Tsering T. McDougall G. Tsering G.T. The Four Noble Truths. — Boston: Wisdom Publication, 2005. P. —29—33.

139. Tucci G. On Some Aspects of the Doctrines of Maitreya (natha) and Asahga. —Calcutta, 1930.

140. Varma V. P. Early Buddhism and Its Origins. — Delhi, 1973. —P. 118 (ISBN 81-215-0326-4. -505p.).

141. Waddel Austine L. The Buddhism of Tibet or Lamaism. — Delhi: Aryan, 1996. (ISBN 81-7305-104-6. —598p.) : 4>>

142. Weeraperuma S. Nirvana : The Highest Happiness : Meditations on Buddhist Issues. —New Delhi: New Age Books, 2006. (ISBN 81-7822-266-3.—184p.).

143. Wilber K. The Eye of Spirit. Boston@London, 1997 / Уилбер К. Око Духа. —М., 2002. —С. 68.

144. Willemen С. Sarvastivada Buddhist Scholasticism. —Leiden: E.S. Brill, 1997.—P. 99-104.