автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Философские и социальные воззрения П. Б. Струве

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Головин, Ярослав Борисович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Философские и социальные воззрения П. Б. Струве'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Головин, Ярослав Борисович

Введение.

Глава 1 .Основные вехи творческого пути.

Глава 2.Метафизика, этика, гносеология.

1 .Обоснование необходимости метафизики.

2.Аристотелизм. Номинализм. Сингуляризм.

3.Метафизический плюрализм.

4.Личность и культура.

5.Философская эволюция Струве - в чём же она?

Глава 3. Либерализм.

1 .Классический или отвлечённый либерализм.

2.Истинный либерализм. Личность. Права человека.

3.Воспитание экономической, политической и правовой культуры.

Глава 4. Социализм.

1. Два понимания социализма.

2.Идейные источники социализма.

3.Критика социального детерминизма и отрицания принципа личной ответственности.

4.Критика основных марксистских теоретических конструктов: "социальная революция", "диктатура пролетариата", "класс", "классовая борьба".

5.Социализм как ликвидация экономических и политических свобод.

Глава 5. Государство, нация, национальный дух.

1 .Последовательно либеральный подход.

2.Мистика национально-государственного начала.

3.Отношение к фашизму.

4.0 русском мессианизме и поклонении народу.

5.Либеральный консерватизм.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Головин, Ярослав Борисович

Эта работа посвящена реконструкции философии Петра Бернгардовича Струве (1870 - 1944). Актуальность данного исследования обусловлена следующими факторами:

Интеллектуальное влияние и роль Струве в общественно-политической жизни России конца XIX, начала XX века общепризнанны. При этом на русском языке существует только одна, недавно вышедшая, научная монография, посвященная его творчеству, причём многие философские аспекты творчества Струве отражены в ней недостаточно.1

Философия Струве являлась составной частью довольно влиятельной в начале века идеологии либерального консерватизма. В связи с тем, что сейчас происходят попытки возродить эту идеологию, научный анализ и введение в научный обиход философии Струве как составной части русского либерального консерватизма имеет важное значение.

Струве являлся влиятельным критиком идейных основ социализма и марксизма. Эта часть его творчества до настоящего времени сохранила свою научную ценность. Её анализ представляет тем больший интерес, что до недавнего времени исследования этого направления не могли не быть сильно идеологизированными.

Всю литературу, посвящённую Струве, можно разделить на пять больших блоков:

Во-первых, это литература, вышедшая в России до 1917 года, и в зарубежных эмигрантских изданиях при жизни Струве, в которых авторы полемизируют с теми или иными произведениями, концепциями, идеями Струве. То есть, это статьи его политических и философских сторонников и оппонентов.

Во-вторых, это мемуары, воспоминания и письма его друзей, противников и соратников.

В-третьих, это работы западных исследователей и исследователей из русской эмиграции.

В-четвёртых, это работы советских исследователей,

И, наконец, это работы, появившиеся в СССР, а потом в России, начиная с конца 80-х годов, когда идеологический пресс сначала был ослаблен, а потом исчез вовсе.

Такое деление может показаться не совсем корректным. Ведь работа может быть одновременно и полемической, и с элементами воспоминаний, и написана представителем русской эмиграции. Тем не менее, все известные мне работы вполне укладываются в предложенную схему.

Работ, посвящённых политической и философской полемике со Струве, в конце XIX, начале XX века выходило очень много. Ещё больше было отдельных полемических выпадов. И Струве на эту полемику неоднократно отвечал своими статьями. Советским читателям всегда были хорошо известны и доступны работы В.И.Ленина и Г.И.Плеханова такого рода. Со Струве в разное время полемизировали С.И.Булгаков, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, В.В.Розанов, С.И.Трубецкой, В.М.Чернов, Л.Н.Толстой и многие другие мыслители и общественные деятели. В 1893 году 73-летний Энгельс познакомился с одной из немецкоязычных статей (предварявшей «Критические заметки») молодого Струве и в письме4 к Н. Ф. Даниэльсону высказал ряд критических замечаний о ней.

Ещё при жизни Струве, многие его друзья, сторонники и противники начали писать воспоминания, в которых, они не только рассказывали о своих встречах с ним, но и оценивали его роль и влияние в политической и научной жизни. Так, много добрых страниц посвящено Струве в воспоминаниях

1 Гнаткж О.Л. П.Б.Струве как социальный мыслитель. СПб., 1998. - 340 с.

2 Самое известное произведение: Ленин В. И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве. ПСС. Изд. 5. Т 1. Стр. 347-544. Имя Струве упоминается в 40-ка из 55-ти томов полного собрания сочинений.

3 Самая известная работа: Плеханов Г.В. Критика наших критиков. Избранные философские произведения. T.2., М., 1956.

4 Энгельс Ф. Письмо к Н. Ф. Даниэльсону от 17 октября 1893 года // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, Изд. Изд. второе, Т. 47. М. 1966, Стр. 127-130.

В.А.Маклакова5, П.Н.Врангеля6, Е.Д.Кусковой7. После смерти Струве книгу воспоминаний о нём выпускает С.Л.Франк. Появляются воспоминания о Струве Н.П.Цурикова8.

Воспоминания С.Л.Франка, вышедшие под издательским названием "Биография П.Б .Струве",9 являются важнейшим источником по интеллектуальной биографии Струве. Все сведения и выводы получены Франком на основе глубокого знакомства с его работами и личного полувекового общения. Кроме участия Франка во многих совместных с ним статьях, издательских проектах и т.д. этих двух выдающихся русских мыслителей связывала многолетняя личная дружба. Струве был старше Франка на 7 лет и оказал огромное влияние на его интеллектуальную эволюцию. Некоторое охлаждение в их отношениях наступило в начале 20-х годов из-за разности в оценках Русской революции. Но вскоре отношения были восстановлены. Воспоминания о Струве написаны с несколько апологетических позиций. По этой книге вполне можно оценить выдающуюся роль Струве в российской интеллектуальной жизни конца XIX - начала XX века. Заключение книги называется "Умственный склад, личность и воззрения П.Б.Струве". Это очень важный для данного исследования текст с глубокими обобщениями и характеристикой его воззрений почти без цитат и примеров. К воспоминаниям Франка предполагается возвращаться неоднократно по ходу работы.

В советское время объективное изучение наследия Струве было затруднено. Наиболее изученным, по вполне понятным причинам, оказалось его раннее творчество. Вся литература по "легальному марксизму" посвящена, в какой-то мере и творчеству Струве. Из этой литературы можно выделить

5 Маклаков В.А. Власть и общественность на закате старой России (воспоминания современника). Париж, 1936.

6 Врангель П.Н. Воспоминания генерала барона П.Н.Врангеля // Посев. 1969. Т.1.

7 Кускова Е. Д. Страницы прошлого // Новое русское слово. 21 октября 1945 г.

8 Цуриков Н. П.Б.Струве. Воспоминания //Возрождение. №28. Июль-Август 1953.

9 Франк С.Л. Биография П.Б.Струве. Нью-Йорк, 1956. В доступном мне экземпляре на титульной странице название "Биография П.Б.Струве" перечёркнуто и от руки (возможно ещё в издательстве) написано "Воспоминания о П.Б.Струве". книгу А.Д.Косичева "Ленин и «легальный марксизм» в России"10 и книгу В.А.Кувакина «Религиозная философия в России: Начало XX века».11 В книге В.А.Кувакина, в частности, отмечается, что «В лагере богоискателей Струве занимает особое место. Он всегда оказывал большое влияние на социально-политические взгляды ведущих его представителей: Бердяева, Булгакова, Франка. Но никакого систематического выражения религиозность Струве в его многочисленных очерках и статьях не получила».12 Автор указывает на неприятие Струве «революционного безумия» и на его призывы к интеллигенции вести борьбу с этим безумием, на его роль в сборнике «Вехи», в организации русских зарубежных научных центров и русской периодики.

Наиболее фундаментальное исследование о Струве написано на английском языке американским историком Ричардом Пайпсом. В 1970 году вышла его книга «Струве: либерал слева»13, а в 1980 году «Струве: либерал справа».14 Книги написаны в жанре политической биографии, с большим количеством отступлений, поясняющих западному читателю российские реалии. Большие отступления посвящены политическим соратникам и противникам Струве. Первая книга охватывает период до 1905 года, а вторая, соответственно, - последующий. Уже не один раз отмечающимся недостатком этой работы является неоправданный акцент на либеральной стороне мировоззрения Струве и отсутствие внимания к консервативной, патриотической, государственнической составляющей его взглядов.

Брошюру Н. Полторацкого "П.Б.Струве как политический мыслитель"15 вряд ли правомерно считать серьёзной научной монографией из-за её небольшого объёма и довольно поверхностного освещения заявленной темы (анализа каких-либо конкретных работ почти нет). В ней, в отличие от работы Пайпса, делается акцент на консервативной стороне политических взглядов Струве. Период жизни и творчества Струве до первой революции

10 Косичев А.Д. В.И.Ленин и "легальный марксизм" в России. М., 1958.

11 Кувакин В. А. Религиозная философия в России: Начало XX века. М., Мысль, 1980. - 309 с.

12 Там же. Стр. 31.

13 Richard Pipes. Struve: Liberal on the Left, 1870 - 1905.- Cambridge (Mass.), 1970.

14 Richard Pipes. Struve: Liberal on the Right, 1905-1944.- Cambridge (Mass.), 1980. характеризуется автором как прошедший под знаком радикализма, а последующий период - под знаком консерватизма. Весьма поверхностно разбирается учение Струве о государстве и нации, причём подчёркивается связь государственного и религиозного начал (в общем - весьма не характерная для его учения). Автор сравнивает влияние на Струве идей Б.Н.Чичерина и К.Н.Леонтьева, отдавая предпочтение влиянию первого.

Диссертационная работа М.А.Колерова16 написана историком и охватывает жизнь и творчество Струве до 1902 года. В работе использованы многие уникальные архивные материалы. Подробно описывается фактическая сторона жизни молодого Струве - семинары и салоны, которые он посещал, его заграничные путешествия, круг его родных, знакомых и единомышленников. По кругу его знакомых можно судить, что Струве был знаком с земцами-либералами с ранней молодости и не прерывал общения с ними даже в период сотрудничества с нарождающейся социал-демократией. Сделаны выводы о неправомерности применения термина "легальный марксизм" как к творчеству Струве до 1902 года, так и ко всему творчеству либерально настроенных мыслителей, увлёкшихся в 90-х годах Марксом.

С использованием большого количества архивных материалов М.А.Колеровым совместно с Н.А.Плотниковым написаны очень информативная статья "Творческий путь П.Б.Струве"17. К сожалению, послеоктябрьский период жизни в ней описан недостаточно.

В статье В.Н.Жукова18, кроме биографических сведений, основное внимание уделяется учению Струве о государстве и нации. Проанализирована его позиция о соотношении власти, народа и интеллигенции в России, о причинах русской революции. Основная заслуга Струве в истории русской мысли, по мнению автора, состоит в том, что он впервые в России открыто,

15 Полторацкий Н. П.Б.Струве как политический мыслитель. - Лондон, Онтарио, Канада: Заря, 1981.- 74с.

16 М.А.Колеров. П.Б.Струве и русский марксизм: 1888-1902. Опыт политической биографии. Дисс. на соиск. учён. степ. канд. ист. наук. М., 1992.

17 Колеров М.А. Плотников Н.С. Творческий путь П.Б. Струве // Вопросы философии. 1992, №12.

18 Жуков В.Н. Идеи либерального консерватизма П.Б.Струве. // Струве П. Б. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм / Сост. В. Н. Жукова и А. П. Полякова; Вступ. ст. и примеч. В. Н. Жукова. - М.: Республика, 1997. С.3-10. ясно и чётко сформулировал основные положения либерально-консервативной идеологии. В словарной статье В.Н.Жукова19 уделено равное и должное внимание всем сторонам философского творчества Струве.

Наиболее близкой к теме данного исследования является монография О.Л.Гнатюк "П.Б.Струве как социальный мыслитель"20. Она написана на основе диссертационного исследования "Консервативный либерализм П.Б.Струве" (на соискание учёной степени доктора социологических наук). Монография выпущена очень небольшим тиражом (200 экз.) и пока малоизвестна в научной среде. Основная часть работы посвящена анализу консервативного либерализма Струве, его "философско-методологических, политико-социологических и культурно-религиозных оснований". Автор настаивает на определении воззрений Струве именно как консервативный либерализм (а не либеральный консерватизм). Для этого анализируется типология либерализма и консерватизма у Струве. В конце работы сравниваются концепции ведущих теоретиков консервативного либерализма (Б.Н.Чичерин, П.Б.Струве, С.Л.Франк, С.Н.Булгаков) и социального либерализма (Н.И.Кареев, П.С.Новгородцев, М.Л.Ковалевский, С.И.Гессен). Уделяя большое внимание чисто социологической проблематике, автор I утверждает, что Струве разработал новый социологический метод: "основного I и имманентного дуализма" и использовал его для анализа политико-социологических и экономических учений. Вопрос о том, насколько обосновано называть утверждение Струве о наличии "двух рядов явлений в едином общественно-экономическом процессе" новым социологическим методом требует дальнейшего обсуждения. Об этих двух рядах будет подробнее сказано в главе о либерализме. Достоинством книги является анализ и введение в научный оборот малоизвестных статей Струве из журнала "Освобождение" 1902-1903 года. Так же в книге есть обширная, самая полная

19 Жуков В.Н. Струве П.Б. // Русская философия: Словарь / Под общ ред М.Маслина. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1999. - С.491-493.

20 Гнатюк О.Л. П.Б.Струве как социальный мыслитель. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. - 340 с. Автор является преподавателем Санкт-Петербургского Государственного Технического Университета, в прошлом на сегодняшний момент библиография - всего 649 наименований, из них 223 -работы самого Струве. Метафизические, гносеологические и этические взгляды Струве рассматриваются очень поверхностно в первой главе.

Ещё одной важной работой является статья А.В.Хашковского.21 Она является послесловием к третьему и последнему на сегодняшний момент сборнику произведений Струве из вышедших в посткоммунистической России. Сам сборник составлен и издан очень непрофессионально. Статьи разных периодов творчества Струве объединены в произвольном порядке в два раздела "Великая Россия" и "Прошлое настоящее, будущее". Нет не только каких-либо примечаний и комментариев, но и даже дат выхода статей. В основном подобраны статьи, отражающие консервативную часть наследия Струве. В послесловии А.В.Хашковского в основном рассматриваются политические идеи и политическая деятельность Струве и также подчёркивается консервативная, патриотическая, государственническая часть его творчества. Либеральные тенденции в творчестве Струве, по мнению автора, постепенно преодолевались. В заключении автор пишет: "Политика не должна быть глуха к зову Зову Божьему - вот главная мысль, к которой пришёл Струве в итоге своей идейной эволюции. Принятие Бога и призвание России есть главные темы и самого П.Б.Струве".22 Серьёзных оснований так считать, как я полагаю, нет.

Немалый вклад в изучение разных аспектов творческого наследия Струве внесли такие исследователи, как П.П.Гайденко, Ю.Н. Давыдов, С.Н.Татарникова, О.Локтева. Но, так или иначе, комплексного исследования всех составляющих его философии проведено не было.

Дели и задачи работы. Струве не оставил после себя объёмных философских трудов. Рукопись его "Критической философии", над которой он работал в конце жизни, пропала. Его философские работы разбросаны по

Политехнического Института, где Струве преподавал, и в архивах которого автором были найдены и использованы в монографии неизвестные раннее работы Струве.

21 Хашковский А.В. Пётр Бернгардович Струве. // Струве П. Б. Patriotica: Россия. Родина. Чужбина. / Сост. и статья А. В. Хашковского. - СПб.:РХГИ, 2000. С. 321-349.

22 Там же. Стр. 348. разным сборникам и журналам, во многих публицистических статьях есть замечания философского характера. Задача реконструировать философские воззрения Струве является интересной и правомерной. При этом не ставится задача вычленить мнение и указать его позицию по всем проблемам теоретической, социальной философии, этики и т.д. Описываются те философские проблемы, которые представляли интерес для самого Струве и поэтому оказались более или менее полно разработанными в его трудах. Целиком за пределами рассмотрения остались сугубо экономические взгляды Струве, исследование его участия в политической и общественной жизни, литературоведческие работы. Основными целями работы являются:

1. Рассмотреть и проанализировать метафизические, гносеологические и этические взгляды Струве.

2. Реконструировать учение Струве о либерализме. Выделить существенные черты, отличающие это учение от других концепций либерализма.

3. Реконструировать основные направления критики Струве социализма и марксизма.

4. Реконструировать основные взгляды Струве на государство и нацию. Проследить их эволюцию. Проанализировать соотношение государственнических и либеральных ценностей в концепции Струве.

Научная новизна результатов работы заключается в следующем: 1. Реконструированы и систематизированы метафизические, гносеологические и этические взгляды Струве. Обоснована поверхностность широко распостранённой идеи философской эволюции Струве о том, что он шёл от марксизма через неокантианство к метафизическому идеализму. Адекватной предлагается оценка: от отрицания самостоятельности сферы должного к признанию её, от приоритета экономической (материальной) сферы в жизни общества к приоритету идеальной (духовной) сферы.

2. Выявлены специфические черты понимания Струве либерализма. Либерализм в его понимании исходит из абсолютной ценности человеческой личности и имеет идейные основания в средневековом номинализме и, позднее, теориях радикальных протестантов, а исторические основания - в средневековом быту, а именно слабой зависимости людей от центральной власти. Воспитание экономической, политической и правовой культуры является необходимым условием построения подлинно либерального общества.

3. Выявлены основные направления критики Струве социализма. Он считает теоретически ошибочными представления о возможности рационального регулирования всей общественно-экономической жизни, также как и представления о социальной революции и диктатуре пролетариата как необходимых моментах в построении социалистического общества. Из своих идейных источников - рационализма Просвещения и контрреволюционной публицистики начала XIX века социализм заимствует идею социального детерминизма и отрицания принципа личной ответственности. Теоретическое отрицание личной ответственности при важности её в практическом осуществлении социализма является причиной его идейного и реального крушения.

4. При реконструкции учения Струве о нации и государстве описана эволюция его взглядов на государство; показано соотношение понятий "государство-нация" и "государство-общество"; отмечено неприятие Струве русского мессианизма и поклонения народу; сделан вывод о преобладании либерального начала в творчестве Струве по сравнению с национально-государственным.

Теоретико-методологическое основание диссертации составляют общие принципы историко-философской науки, а также базовые приёмы текстологического и общенаучного анализа.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах по истории идей в России и особенно истории русской философии, при написании или переиздании философских словарей и энциклопедий, в современных исследованиях и дискуссиях о национализме, патриотизме, природе государства, историческом пути России.

Структура диссертации определяется, в основном, философскими интересами самого Струве. Работа, кроме введения и заключения, состоит из пяти глав. В первой главе кратко представлен обзор биографии и основных трудов Струве в контексте темы данной работы. Во второй главе представлена реконструкция его метафизических, гносеологических и этических взглядов. Третья глава описывает анализ Струве философских оснований и основных принципов либерализма. В четвёртой главе представлена критика Струве идейных основ социализма и марксизма. В пятой главе представлено учение Струве о государстве и нации, описана его критика русского мессианизма. В конце дан список использованных источников и литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философские и социальные воззрения П. Б. Струве"

Заключение.

Основные положения философии Струве практически не менялись с 1899 - 1900 года. За время многолетней творческой деятельности Струве менялась степень его внимания к тем или иным социальным темам, появлялись новые категории для анализа социальных явлений, но внутренняя основа, внутренний стержень его построений оставался прежним. Насколько я могу судить, Струве никогда не признавал ошибочность своих философских ивзглядов, какую-либо их эволюцию после отказа от некоторых марксистских и позитивистских заблуждений.

Философская система Струве складывается из следующих основных идей. Высшей ценностью является Абсолютное добро (или Высшее благо). Кроме Абсолютного добра существует множество людей - самодеятельных духовных субстанций. Они стремятся воплотить в себе Абсолютное добро. Формальным условием такого воплощения является признание индивидуальности, свободы и равенства (людей, как духовных субстанций). Личность, как духовная субстанция, является автономной, обладающей естественными правами и способной на творчество и созидание. Личность творит ценности. Все созданные людьми ценности образуют культуру. Личности в своём духовном единстве на основе общей культуры и общей традиции образуют нацию (и соответствующее ей, но менее устойчивое, государство). Нация и государство являются тоже своего рода существами или субстанциями, с которыми у человека существует иррациональная связь, к которым человек испытывает любовь, и ради которых он готов пожертвовать своей жизнью. Жертва во имя родины является высшим проявлением личности. Политическая деятельность является оправданной в том случае, если она ведёт с одной стороны, к укреплению прав и свобод человека, а с другой - к укреплению государства, критерием чего является усиление его внешней мощи.

Определяющей чертой либерализма является признание ценности человеческой личности, обеспечение её прав и свобод. Либерализм имеет религиозные корни. При анализе становления концепции прав человека Струве пользуется категориями "Универсализм-сингуляризм", преобразовав схоластические категории "реализм-номинализм", выражающие соотношение единичного с общим. Средневековый номинализм (приоритет единичному) становится сингуляристической тенденцией в идеологии и приводит к провозглашению в протестантизме прямого предстояния личности перед Богом без всяких посредников. После первоначального провозглашения религиозной автономии, а потом произошло законодательное закрепление свободы совести в поселениях, основанных радикальными протестантами в Северной Америке. Экономические и политические права имеют основания в сингуляристическом средневековом быту - слабой зависимости людей от центральной государственной и духовной власти.

И в либерализме, и в социализме можно выделить положительную составляющую - стремление к построению общественно-государственного порядка, обеспечивающего всестороннее развитие личности. Однако либерализму и социализму в значительной степени присущи утопические черты. А именно - уверенность в возможности рационализации общественно-экономического процесса, понимаемой, как приведение существующего порядка к желаемому. Такая уверенность берёт начало в рационализме Просвещения. Кроме концепции естественных прав и теории общественного договора рационализму Просвещения была присуща мания преобразований и оптимистическая философия прогресса, что и привело к Великой французской революции. После революции в идейной области возникла контрреволюционная реакция на неё, которая характеризуется отрицанием концепции естественных прав человека, идеи автономии личности и признанием за историческим процессом сверхиндивидуального характера (органическая теория). Марксизм имеет идейными источниками как революционизм Просвещения так и органическую концепцию исторического процесса, свойственную контрреволюционной реакции. Революционизм там вдвинут в органический исторический процесс, как его необходимая составная часть. Революционизм в марксизме является теоретической ошибкой. Социальные и экономические формы жизни меняются медленно и не могут быть враз изменены в результате политического захвата власти. Результатом социалистических преобразований, проведённых марксистскими методами, является уничтожение всех экономических и политических свобод. Даже если внешняя мощь государства и будет после этого расти, укрепление государственности на этих основаниях для Струве неприемлемо. Одной из предпосылок социализма является забвение принципа личной ответственности и личной годности.

В заключении представим философские взгляды Струве по разделам.

1.Метафизика: Идеализм и метафизический плюрализм. Струве утверждает существование абсолютного начала, не давая ему религиозных определений и множества самодеятельных духовных субстанций. Личность является одной из них и в этом основание её свободы.

2.Гносеология: Гносеологический позитивизм. Мир доступен опытному познанию. Опытное познание подчинено принципу причинности. Этот принцип входит в противоречие с присутствующими в сознании категориями свободы и субстанции. Разрешает это противоречие метафизика, которая не может быть построена на опытном познании.

3.Этика: Этический индивидуализм. Нравственные веления невозможно обосновать ни опытом, ни логикой. Должное из сущего не выводится. Этическая проблема возникает из отношений между равноценными и автономными духовными субстанциями, стремящимися воплотить в себе абсолютное добро. Формальным условием осуществления в человеке абсолютного добра является признание его индивидуальности, свободы и равенства.

4.Методология общественных наук: Сингуляризм. Критическое исследование всех универсалистских конструкций.

5.Социальная философия.

Либерализм (религиозно или метафизически обоснованный). Утверждение права и прав. Утверждение принципа личной годности.

Консерватизм. Утверждение исторически данного порядка вещей. Его составной частью является патриотизм, который основан на иррациональной связи человека со своей нацией и государством.

Критика социализма и марксизма за революционизм, отрицание принципа личной ответственности, некритичное пользование универсалистскими конструкциями - "класс", "классовая борьба", "народ".

 

Список научной литературыГоловин, Ярослав Борисович, диссертация по теме "История философии"

1. Струве П. Б. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм / Сост. В. Н. Жукова и А. П. Полякова; Вступ. ст. и примеч. В. Н. Жукова. М.: Республика, 1997. - 527с. - (Мыслители XX века).

2. Струве П. Б. Избранные сочинения. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. - 472с.

3. Струве П. Б. Patriotica: Россия. Родина. Чужбина / Сост. и статья А. В. Хашковского. СПб.:РХГИ, 2000. - 352с.

4. Струве П. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России. Выпуск 1. СПб. 1894.

5. Струве П. Свобода и историческая необходимость. // Вопросы философии и психологии. 1897, №36.

6. Струве П. Ещё о свободе и необходимости. // Новое слово. 1897, май, книга№8. Стр. 200-208.

7. Струве П. Маркс К. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1897. T.XVIII, с. 662-667.

8. Струве П. Предисловие редактора. // Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. Книга I. Процесс производства капитала. СПб., 1899.

9. Струве П. Б. На разные темы. Сборник статей (1893 1901 гг.). СПб., Тип. А.Е.Колпинского, 1902.

10. Струве П. Б. Марксовская теория социального развития. Критические исследования Петра Струве./ Издание Б. Яковенко и М. Власенко; Перевод с немецкого Б. Яковенко. Киев, 1905.

11. Струве П. Б. Понятие и проблема социальной политики. СПб. 1910.

12. Струве П.Б. Общерусская культура и украинский партикуляризм. Ответ Украинцу. // Русская мысль. 1912. №1. Стр. 65-86.

13. Струве Пётр. Хозяйство и цена. Критические исследования по теории и истории хозяйственной жизни. Т. 1. Хозяйство и общество. Цена ценность. - СПб., М., 1913.

14. Струве Пётр. Хозяйство и цена. Критические исследования по теории и истории хозяйственной жизни. Т. 2. Часть 1. Критика некоторых проблем и положений политической экономии. М., 1916.

15. Струве Пётр. Крепостное хозяйство. Исследования по экономической истории России в XVIII и XIX вв.- М., 1913.

16. Струве П.Б. Чему война учит и чему она обязывает. // Отечество. 1914. №4. Стр. 65-66.

17. Струве П.Б. Великая Россия и Святая Русь. // Русская мысль. 1914. №12. Стр. 176-181.

18. Струве П.Б. Блюдение себя: нравственная основа истинного национализма. //Русская мысль. 1916. №1. Стр. 140-147.

19. Струве П.Б. Несколько слов о лиге русской культуры. // Русская мысль. 1917. №9. Стр. 24-26.

20. Струве Пётр. Размышление о русской революции. /Российско-болгарское книжное изд-во. София, 1921.

21. Струве П. Б. Дух и слово. Статьи о русской и западноевропейской литературе./Сост. Н. А. Струве. -YMCA-PRESS, Paris, 1981.

22. Струве П. Б. Мои встречи и столкновения с Лениным. // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья: в 2 т. М., 1994. Т. 1.

23. Полемика современников с П. Б. Струве.

24. Энгельс Ф. Письмо Н. Ф. Даниэльсону от 17 октября 1893 года // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, Изд. второе, Т. 47. М., 1966. Стр. 127-130.

25. Ленин В. И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве. ПСС. Изд. 5. Т 1. Стр. 347-544.

26. Михайловский Н. П.Б.Струве. // Русское богатство. 1894. №10.

27. Чернов В. М. Экономический материализм и критическая философия. // Вопросы философии и психологии. 1897, №4(39), стр. 609-645.

28. Булгаков С.Н. Закон причинности и свобода человеческих действий. // Новое слово. 1897, май, книга 8. Стр. 183-199.

29. Плеханов Г.В. Критика наших критиков. Избранные философские произведения. Т.2., М., 1956.

30. Франк С.Л. О книге П.Б.Струве "На разные темы" // Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., Наука, 1996. С. 518-524.

31. Троцкий Л.Д. Г-н Пётр Струве в политике. СПб., 1906. 19с.

32. Луначарский А. Три кадета. Памфлет. (О Струве, Родичеве, Милюкове). СПб., Изд-во "Шиповник", 1907, 162 с.

33. Толстой Л.Н. По поводу статьи Струве /ПСС. М., 1936. Т.38. С.336-340.

34. Литература о П. Б. Струве.1. Воспоминания.

35. Франк С.Л. Биография П.Б.Струве. Нью-Йорк, Изд-во имени Чехова, 1956. 238с.

36. Цуриков Н. П.Б.Струве. Воспоминания //Возрождение. № 28. Июль-август 1953.

37. Кускова Е. Д. Страницы прошлого // Новое русское слово. 21 октября 1945.

38. Маклаков В.А. Власть и общественность на закате старой России (воспоминания современника). Париж, 1936.

39. Врангель П.Н. Воспоминания генерала барона П.Н.Врангеля // Посев. 1969. Т.1.

40. Борман А. Из воспоминаний о Н.Б.Струве. // Новое русское слово. 1969. №9. Стр. 53-57.

41. Эмигрантские и западные исследования.

42. Сборник статей, посвященных Петру Бернгардовичу Струве ко дню тридцатипятилетия его научно-публицистической деятельности. 1890 -1925. Прага, 1925 452 с.

43. Ижболдин Б.С. П.Б.Струве как экономист // Новый журнал. T.IX, Нью-Йорк, 1945.

44. Николаевский Б. П.Б.Струве (1870-1944) // Новый журнал. Т.Х, Нью-Йорк, 1945.

45. Рябинский Н. Русский Белград до войны: К 7-летию смерти П.Б.Струве (26 февраля) // Русская мысль. 1951. 7-28 февраля.

46. Зеньковский В.В. Памяти Струве. // Вестник. 1954. №32. Стр.24-35.

47. Kindersley R. The first Russian revisionist. A study of legal marxism in Russia. -Oxford: Charendon press. 1962. 298p.

48. Зернов Н.И. К 100-летию со дня рождения Струве. // Вестник. 1970. №95/96. Стр.75-81.

49. Струве Г.П. К 100-летию со дня рождения П.Б.Струве. // Записки русской академической группы в S.Sh.A. 1969. Т.З. Стр. 125-152.

50. Richard Pipes. Struve: Liberal on the Left, 1870 1905.- Cambridge (Mass.), 1970.

51. Richard Pipes. Struve: Liberal on the Right, 1905-1944.- Cambridge (Mass.), 1980

52. Полторацкий H. П.Б.Струве как политический мыслитель. Лондон, Онтарио, Канада: Заря, 1981. - 74 с.

53. Зеньковский В.В. История русской философии. Ленинград, "ЭГО", 1991. Том II, часть 2, стр. 122-126.1. Советские исследования.

54. Косичев А.Д. В.И.Ленин и "легальный марксизм" в России. М., 1958.

55. Кувакин В. А. Религиозная философия в России: Начало XX века. М., Мысль, 1980.-309 с.

56. Исследования последнего времени.

57. Выдрин Д. Пётр Струве политолог. // Молодой коммунист. 1990, №8., стр. 73-79.

58. Колеров М. А. Плотников Н. С. Примечания. // Вехи. Из Глубины. М.: Правда, 1991. С. 500-507, 541-543, 553-556, 577.

59. Татарникова С.Н. Философ в политике. Заметки о П.Б.Струве. // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1991, №4.

60. Кондакова И.А. "Он не был бунтарем." // Сов. библиография. 1991. № 6

61. М.А.Колеров. П.Б.Струве и русский марксизм: 1888-1902. Опыт политической биографии. Дисс. на соиск. учён. степ. канд. ист. наук. М., 1992.

62. Колеров М.А. Плотников Н.С. Творческий путь П.Б. Струве // Вопросы философии. 1992, № 12.

63. Гайденко П. П. Под знаком меры (либеральный консерватизм П. Б. Струве) // Вопросы философии. 1992, № 12.

64. Гнатюк О.Л. Русская политическая мысль начала XX века: Кареев, Струве, Ильин. СПб.: Изд. СПбГТУ, 1994.

65. Гнатюк О.Л. "Охранительный" либерализм Б.Н.Чичерина и либеральный консерватизм П.Б.Струве: сравнительный анализ // Вестник СПбУ. Сер. 6., 1996, Вып. 3.

66. Либерализм в России. М.: ИФРАН, 1996. - 451 с.

67. Жуков В.Н. Идеи либерального консерватизма П.Б.Струве. // Струве П. Б. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм / Сост. В. Н. Жукова и

68. А.П. Полякова; Вступ. ст. и примеч. В. Н. Жукова. М.: Республика, 1997. С.3-10.

69. Гнатюк О.Л. П.Б.Струве как социальный мыслитель. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1998. 340 с.

70. Локтева О. Политический семинар П.Б.Струве (Прага, 1924) // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 1998 год. Под редакцией М.А.Колерова. - М.: ОГИ, 1998. Стр. 397-419.

71. Давыдов Ю.Н. Постмарксистские философско-социологические искания П.Б.Струве // История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 2 / Отв. ред. и составитель Ю.Н.Давыдов. М.: Канон+, 1998. С. 181-222.

72. Жуков В.Н. Струве П.Б. // Русская философия: Словарь / Под общ ред М.Маслина. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1999. - С.491-493.

73. Колеров М.А. Предисловие. // Струве П. Б. Избранные сочинения. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. С.3-10.

74. Хашковский А.В. Пётр Бернгардович Струве. // Струве П. Б. Patriotica: Россия. Родина. Чужбина. / Сост. и статья А. В. Хашковского. СПб.:РХГИ, 2000. С. 321-349.

75. Жуков В.Н. Русская философия права: Естественно-правовая школа первой половины XX века. М.: Российское Гуманистическое общество, 2001 -237с.