автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Философские идеи как теоретическая основа социальной практики

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Афонина, Любовь Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Красноярск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Философские идеи как теоретическая основа социальной практики'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Афонина, Любовь Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

1. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ КАК ОРИЕНТИРЫ ПРАКТИКИ.

1.1. Социальная практика и ее духовные основания.

1.2. Философские идеи как продукт духовного производства.

1.3. Реализация философских идей в социальной практике.

2. ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ.

2.1. Общие и конкретно-исторические факторы, влияющие на реализацию философских идей в социальной практике.

2.2. Влияние глобальных проблем на востребованность философских ориентиров в социальной практике и характер их реализации.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Афонина, Любовь Александровна

Актуальность темы

Философия как форма общественного сознания является не только отражением мира, но и способом овладения им. Ее идеи явно или скрыто выступают в качестве специфических ориентиров практики. При этом потребность в философских ориентирах обостряется особенно в кризисных ситуациях, когда практика испытывает необходимость корректировки принятых ранее стратегий, преобразовательных программ, курсов реформирования общественной жизни.

Так^ситуация, в которой развертывание глобальных проблем принимает угрожающий характер на рубеже XX - XXI веков, становится для человечества именно такой - пограничной. Само наличие глобальных проблем представляет собой следствие недальновидной деятельности людей, результат, основанный на неадекватных современным реалиям ориентирах, недооценке отдельных тенденций в развитии потребностей, амбиций социальных групп, игнорировании тех или иных природных или социальных закономерностей.

Анализ причин социальных неудач различных стран и народов в делах по реформированию и корректировке общественной практики показывает, что глобализация активности человечества сталкивается с необходимостью считаться с реальными возможностями различных сфер планеты (ноосферы, биосферы и даже литосферы при возрастающих масштабах испытаний средств массового поражения) в том плане, в котором они предстают как объекты философского познания. Современные социальные, национальные, гуманитарные катастрофы актуализируют философскую составляющую в системе единства научного знания, всестороннюю увязан-ность этой составляющей в сумме и массе научных результатов. Поэтому недооценка этой составляющей, а также недооценка содержания единства научного знания, единства теории и практики влекут за собой ошибки в выборе стратегий социальных преобразований, 4 сбои в реализации общегосударственных и межгосударственных программ созидания.

Проблема опредмечивания идей и, в частности, философских идей в ходе практической деятельности к настоящему времени изучена слабо. Особенно актуальной оказывается исследование специфики опредмечивания идей в различных отраслях знания, а также исследование практики как формы опредмечивания идей. Философия в целях повышения своего статуса в системе созидательной деятельности еще не в полной мере развернула представление о том, в чем могут быть практически существенны ее положения.

При анализе форм общественного сознания (философии в особенности) до сих пор еще не преодолено грубо потребительское отношение к философскому знанию, обращается заостренное внимание именно к потребительским качествам философии, к ее ценностным ориентирам в ущерб того статуса, согласно которому философия обнаруживает себя как характеристика духовного совершенства общества, как искусство его духовного самоутверждения, как система удовлетворения его духовных потребностей. В настоящее время еще слабо изучены способы существования философских идей, формы практического освоения этих способов, формы философского распредмечивания явлений человеческого мира, что позволило бы раскрыть философское знание в терминах практической реализуемости идей.

Степень разработанности проблемы

Слабый социальный заказ на философские ориентиры со стороны социальной практики, естественно, сказался на состоянии изученности указанной проблемы. Это выразилось в отсутствии работ, специально рассматривающих философию не только как вид отражения, но и как вид духовного производства и потребления; в отсутствии монографий, рассматривающих, что значит реализация философских идей в практике. Есть анализ этого процесса примени5 тельно к науке (например, Карамышева Н.В. Социальная трансформация научного знания. Львов: Вища школа., 1987.). Работа Р.И. Ивановой "Философия как методология социально-политической практики" (изд-во Красноярского ун-та., Красноярск., 1989.) посвящена проблеме связи философии с практикой, но в ней рассматривается одна функция философии - методологическая и ее проявление в социальной практике»

В книгах же, в названиях которых говорится о реализации философских идей в практике, анализ процесса потребления их ограничивается лишь сферой познания и не доведен до практики. Это относится к книге Е.И.Кукушкиной и П.Б.Логуновой "Мировоззрение, познание, практика" (М.: Политиздат., 1989.). Об этом говорит содержание ее глав: "Познание как исторический процесс", "Типы познавательной деятельности", "Обыденное сознание", "Мировоззрение и его роль в духовной жизни." То же можно сказать о сборниках статей "Динамика социального знания и практика" (Томск: Томск, ун-т., 1989.); "Диалектика научного познания и общественной практики" (Казань: Казанск. ун-т., 1987.) и др.

Это не означает, естественно, что те или иные аспекты данной проблемы не рассматривались вообще. Так или иначе эти вопросы анализируются по ходу исследования других проблем. Так, по вопросу о предмете философии и специфике философских идей нами использованы работы В.У.Бабушкина "О природе философского знания" (М.: Наука., 1978.); М.В.Желнова "Предмет философии" (изд-во МГУ., 1981.); Г.Е.Корявко "Философия как форма общест9 венного сознания" (М.: Наука., 1990.); Ортеги-и-Гассета "Что такое философия?" (М.: Наука., 1991.) и др.

Значительное влияние на понимание того, что такое философские проблемы, оказала на нас работа В.И.Куценко "Общественная проблема: генезис и решение." (Киев: Наук, думка., 1984., 438 е.). В ней "проблема" рассматривается как единство объективного и субъективного, как отражение некой объективной рассогласованности. Для понимания специфики философских идей как продуктов особого духовного производства и потребления большое значение представляет для нас книга В.И. Толстых, Н.И. Козловой, В.М. Межуева "Духовное производство: социально-философский аспект проблем духовной деятельности" (М.: Политиздат., 1986.), хотя в ней речь идет о духовном производстве вообще, а не именно философском.

Большую помощь в понимании вопроса практической роли философских идей оказали работы, посвященные методологической функции философии. Наиболее ценными в этом отношении нам представляются работы A.M. Гендина, В.Г1. Горана, A.C. Кармина, В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзона, М.Г. Макарова, И.С. Нарского, Т.И. Ойзермана, Г.А. Подкорытова, В.Ф. Сержантова и др.

Эти проблемы содержатся также в работах, посвященных исследованию связи теории и практики вообще (безотносительно к какому-либо ее виду), принципу их единства (работы М.Н. Руткевича, В.П. Фофанова, И.Т. Я куше веко го и др.).

При определении факторов, влияющих на реализацию философских идей в социальную практику, были использованы идеи И.Т.Якушевского, высказанные им в книге "Революция и современность" (Лениздат.,1987.) и Р.И. Ивановой в уже упомянутой выше книге. Эти идеи были применены к анализу связи глобальных проблем с уровнем востребованности философских идей и к обоснованию понятия "социальный заказ" применительно к философии.

При анализе глобальных проблем и их влиянии на востребованность философских идей на плодотворную мысль натолкнул труд В.С.Кемерова ("Введение в социальную философию". М.: Наука., 1994.), высказавшего идею о двух противоположных тенденциях в развитии общества (с одной стороны - рационализация обществен7 ной жизни, с другой - накапливание отрицательных явлений - "социальная энтропия").

Статьи В.С.Швырева "Рациональность" (// Обществ, науки и современность. - 1997. - №2. — С. 105-116.) и "Рациональность как ценность культуры" (// Вопр. философии. - 1992. - №6.), П.П.Гайденко "Проблема рациональности на исходе XX в." (// Вопр. философии. - 1991. - №6.) дают характеристику такому понятию, как "рациональность" и ее исторические типы, а также показывают влияние глобальных проблем на характер взаимоотношений философии с социальной практикой.

Многие вопросы, имеющие отношение к поставленной нами проблеме, освещены в работах А.М.Гендина, Н.В.Мотрошиловой, В.В.Налимова, А.Я.Райбекаса, Т.И.Ойзермана, А.Г.Спиркина, В.П.Фофанова, Н.М.Чуринова, а также других авторов. Конкретно к этим идеям мы обратимся по ходу изложения тех или иных вопросов. Все это подготовило возможность концептуального видения проблемы.

Особо следует сказать о философских журналах. Нам кажется, что они уделяют недостаточное внимание вопросу связи философии с социальной практикой. Далек от жизненно важных проблем, на наш взгляд, недавно начавший выходить в свет журнал "Философия и общество"1, хотя название и обязывает. По-прежнему не обозначены и не соблюдаются приоритетные направления в философских исследованиях. Например, непомерно большое место занимает ис

1 Так, например, в журналах №№ 1,2,3 за 1997 больше половины публикаций занимает статья А.Е. Гришина "Формация и цивилизация". Исключение в этом смысле представляет журнал "Общественные науки и современность", содержание которого вполне соответствует названию. 8 торико-философская проблематика (журнал "Вопросы философии".

- 1998. - №5. был полностью посвящен Л. Витгенштейну).

Объект, предмет, цели и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является раскрытие философских идей в качестве теоретической основы социальной практики.

Объект исследования:

Объектом диссертационного исследования являются философские идеи как теоретическая основа социальной практики.

Предмет исследования:

Предметом исследования является диалектика философской теории и практики.

Цель и задачи исследования:

- проанализировать понятие "философские идеи" как специфический результат духовного производства;

- рассмотреть количественную и качественную стороны социальной практики;

- раскрыть сущность процесса реализации философских идей через функции философии;

- выделить основные факторы, влияющие на уровень востребованности философских идей и реализацию их в социальной практике;

- выявить необходимость востребованности философии в различных сферах социальной практики;

- проанализировать особенности связи философии с социальной практикой в системе разрешения глобальных проблем.

Методологические основы исследования

Главным методологическим средством, лежащим в основе исследования, является диалектический метод, принцип единства духовной и материальной сторон человеческой деятельности и принцип определяющей роли практики по отношению к теории.

В рассмотрении сущности процесса реализации философских идей мы руководствуемся принципом материального единства мира, диалектикой опредмечивания и распредмечивания идей, законами и категориями диалектики, логическим, историческим и другими методами научного познания, системным, деятельностным и информационным исследовательскими подходами.

В исследовании использовались положения отечественных и зарубежных философов, а также положения исследований современной практики.

Элементы научной новизны и положения, выносимые на защиту:

1. Доказывается, что философия - это специфический вид духовного производства, в том числе производства идей, подлежащих опредмечиванию в ходе социальной практики. Доказывается зависимость опредмечивания философских идей от характера социальной практики и исторических особенностей духовного производства.

2. Показано, что процесс реализации (опредмечивания) философских идей в социальной практике осуществляется через познавательную, мировоззренческую и методологическую функции, в том числе в условиях противодействия опредмечиванию идей в практике, или, напротив, готовности к самопожертвованию людей ради реализации идей в практике, несинхронности процессов распредмечивания и опредмечивания философских идей.

3. Выявлены основные группы факторов, влияющих на процесс реализации философских идей: общесоциальные и

10 конкретно-исторические. К общесоциальным факторам относятся факторы, связанные:

- с их принадлежностью в целом к системе духовного производства;

- с особенностями философских идей: уровнем их абстрактности, своеобразием отражаемых ими объектов и предметов познания, с их положением в единстве научного знания;

- с особенностями реализации практики в свете единства ее сознательности и стихийности, уровня ее профессионального и технического обеспечения, специфики собственно социальной практики.

Конкретно-исторические факторы, влияющие на реализацию философских идей, включают в себя особенности исторических эпох, активности авангардных социальных групп, индивидуальные особенности и устремления вождей, государственных деятелей и т.д.

4. Уточнено понятие "социальный заказ" применительно к философии. Оно предполагает наличие следующих моментов:

- осознание практической необходимости, достигшей критической точки, когда дальнейшее продолжение деятельности без философского осмысления становится невозможным;

- появление социальной группы, включающей людей как со стороны теоретиков, так и со стороны практиков, осознавших указанную необходимость;

- нацеленность понятия на актуальные разделы философского знания, соответствующие определенной практической потребности (например, экологическая проблема, проблема человека, этическая проблема и т.д.);

11

- наличие институционально-организационных механизмов реализации философских идей в различных видах социальной практики.

5. Показаны количественная и качественная стороны современной социальной практики, в системе которой осуществляется решение глобальных проблем и опредмечивание соответствующих философских идей с учетом высокого уровня актуальности, грандиозности масштабов и остроты этих проблем, а также с учетом предметного освоения философии и законов диалектики на более высоком уровне научного и обыденного сознания, формирования в этой связи исторически нового типа рациональности (диалекти-ко-информационной рациональности), лежащей в основе становления информационного общества, информационной цивилизации и культуры.

Научно-практическая значимость работы

Данное исследование является органичной частью изучения проблемы связи философии и практики, установления причин отрыва философии от социальной практики и выделения основных направлений преодоления этих причин. Материал может быть использован при подготовке спецкурса по философии, издании учебных пособий по темам "Философия, ее предназначение и функции", "Формы общественного сознания", "Практика", "Глобальные проблемы современности".

Апробация работы

1. Основные положения результатов исследования, сделанные в диссертации, опубликованы:

1. Афонина Л.А., Иванова Р.И. Роль философии в формировании мировоззрения личности//Актуальные проблемы социальной философии. Курс лекций для студентов всех

12 форм обучения и всех специальностей. Межвуз. сб. Красноярск: 1996., ч.III., с.47-57.

2.Афонина JI.A. Человек и среда его обитания//Проблемы химико-лесного комплекса. Сб. тез. докл.♦ науч.-практич. конф. - Красноярск: 1996., с.31-33.

3.Афонина Л.А. Гуманитарное образование в техническом вузе//Проблемы химико-лесного комплекса. Сб. тез. докл. науч.-практич. конф. - Красноярск: 1996., с.27-29.

4. Афонина Л. А. Философия экологического образова-ния//Актуальные проблемы химико-педагогического и химического образования в средней и высшей школе. Тез. докл. 44-ой Всеросс. науч. конф. 12-15 мая. - Орел: 1997. С. 44-46.

5.Афонина Л.А., Иванова Р.И. Факторы, влияющие на реализацию философских идей в социальной практике// Проблемы химико-лесного комплекса. Межвуз. сб. науч,-практич. конф. часть I,- Красноярск: 1997. - С. 54-57.

6. Афонина Л.А. Человек как универсальная сила природы // Проблемы химико-лесного комплекса. Науч.-практич.-конф. Сб. тез. докл. - Красноярск: 1998. - С.224-226.

7.Афонина Л.А. Философия в современном мире // Материалы XXXVI Международной науч. студ. конф. Философия. Новосибирск: 1998., с.8-10.

2. Главные идеи диссертации обсуждались на кафедре гуманитарных и социально-политических дисциплин в ЛФ Сиб.ГТУ, а также на кафедре философии в Сиб.ГТУ.

3. Выводы, изложенные в работе, диссертант осуществляет в процессе чтения лекций студентам, аспирантам и соискателям.

4. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре философии Сиб.ГТУ.

13

Структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения практических рекомендаций и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Философские идеи как теоретическая основа социальной практики"

ВЫВОДЫ

Несмотря на сложности и трудности "вплетения" философских идей в социальную практику, процесс их реализации происходит. Он осуществляется по-разному в разные периоды истории и при различных обстоятельствах

Какие факторы влияют на этот процесс? В результате проделанного анализа мы пришли к выводу, что эти факторы можно разделить на общие, действующие всегда, безотносительно к особенностям исторического типа практики и эпохи, а также на конкретно-исторические. К общим факторам относятся: во-первых, специфические особенности философских идей как ориентиров социальной практики, их теоретический характер и принадлежность философии

125 к идеологии "второго, высшего порядка"; во-вторых, предрасположенность социальной практики (именно социальной) к стихийности.

К конкретно-историческим факторам относятся компоненты количественной и качественной характеристик социальной практики. Каждый из этих компонентов по-своему влияет на процесс потребления философских идей. Количественная характеристика (уровень зрелости, сложность преобразований, острота решаемых проблем) влияет, преимущественно, на уровень востребованности этих идей, а элементы качественной характеристики (направленность практики, интересы субъектов ее, социальные структуры управления) - на характер этого процесса.

В различные периоды истории и в различных типах практики роль того или иного компонента меняется. На ранних этапах развития общества главным фактором выступал уровень зрелости практики, на поздних - другие компоненты, главным образом, качественной характеристики практики.

Своеобразный характер взаимоотношений философии с социальной практикой осуществился в советский период развития страны. На первом месте оказалось влияние социальных структур управления, определивших исключительный статус марксистско-ленинской философии как государственной философии. С одной стороны, это был исторически первый и пока единственный пример проектно-конструктивного стиля руководства; с другой - преобладание административно-командного способа руководства. Все это привело к политизации философии, следствием чего явилась утрата ее методологических возможностей, неиспользование одних марксистско-ленинских методологических установок и искажение других.

Особенно неблагополучно обстояло дело со взаимоотношением теории вообще (философской, в частности) с практикой пере

126 стройки, которая с самого начала не была подготовлена теоретически и потом развивалась по методу проб и ошибок.

На рубеже XX - XXI веков вступил в действие важный фактор, влияющий как на востребованность философских идей, так и на характер их реализации. Это глобальные проблемы и необходимость их решения. Острота этих проблем (быть человечеству или не быть?), а также необходимость перехода на новые мировоззренческие ориентиры с необычайной силой повышают уровень востребованности к философии. Они создают ситуацию, превращающую объективную потребность в философских ориентирах в социальный заказ на них.

Социальный заказ предполагает наличие следующих условий:

- осознание не просто необходимости обращения к философии, а необходимости, достигшей критической точки;

- появление конкретной группы людей (теоретиков и практиков), осознавших эту необходимость;

- обращение не к философии вообще, а к конкретным ее разделам, соответствующим определенной сфере практики;

- создание институционально-организационных механизмов реализации этих идей в соответствующих видах практики.

Усиление философской составляющей социальной практики означает необходимость переориентации общественного сознания с точки зрения выхода ее на доминантные позиции и перехода общества с технократического типа рациональности на его новый исторический тип.

Однако все большее обострение глобальных проблем говорит о том, что этот процесс происходит плохо, и это выражается, в частности, в том, что социальный заказ к философским ориентирам носит локальный характер (в педагогической, медицинской практике) и очень слаб в остальных важных сферах социальной практики (на

127 пример, в политической). Вследствие этого, вместо разрешения глобальных проблем происходит их накапливание. На наш взгляд, причина этого заключается в особенностях качественной характеристики мировой практики, ее социальной направленности. Последняя представляет собой результирующую двух детерминант (диктат объективных потребностей общественного развития и объективных закономерностей и интересы субъектов этой практики, уровень познания и осознания ими этих закономерностей).

С этой точки зрения современная социальная практика характеризуется тем, что в ее содержании преобладает вторая детерминанта, что создает ее несоответствие объективным закономерностям. Причем наш анализ показал, что речь идет не только о несоответствии реалий физическим, химическим или биологическим закономерностям, а в большей степени о несоответствии реалий взаимоотношения системы "человек - мир" в разных аспектах, т.е. мировоззренческих реалий (тенденции глобализации исторического процесса и национальный изоляционизм, единство человека и природы и т.д.), учет которых столь же необходим, как учет законов сопромата, физики, химии и т.д.

Это обнадеживает: если причина не в природе человека, а в характере практики, то есть надежда скорректировать эту практику, изменить ценностные ориентации, предвосхитить отдельные последствия. А эти сценарии возможных и желательных образцов жизни и деятельности, а также предвидение отдельных последствий дает философия. Она тем самым не только отражает, но и активно участвует в поиске мировоззренческих ориентиров и выборе пути. Философия выступает как другая сторона Разума, а не просто интеллект. Она есть то средство, тот адаптационный механизм, который снова может помочь человеку удержаться в великой гонке эволюции.

128

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Исходя из важности вопроса характера взаимоотношений философии с социально-преобразующей практикой, считаем целесообразным выразить пожелания редакциям философских журналов возобновить рубрику "Философия и социальная практика", аналогично тому, как это было в 1987 г. в журнале "Вопросы философии". Но эта рубрика, к сожалению, не стала постоянной.

2.Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в учебных программах и пособиях по философии: в темах "Предмет философии и ее функции", "Практика" (при ее определении, характеристике и классификации); "Общественное сознание, его уровни и формы", "Глобальные проблемы современности" и др.

3.Считать своевременной постановку вопроса о выделении специального направления исследований - социологии философии, объектом которого должны быть вопросы функционирования философских идей в социальной практике и оптимизации этого процесса, применительно к определенным видам практики.

130 лексии этого процесса. Усиление философской составляющей социальной практики - путь перехода на новый исторический тип рациональности. Таково будущее философии.

С вопросом о будущем философии связан вопрос о философии будущего. Если данный вид общественного сознания может быть ценным источником знания по части отношений человека с миром (в разных аспектах), и, следовательно, могучим помощником практики, то встает вопрос, какая именно философия сможет соответствовать этому предназначению?

На наш взгляд, представленный здесь анализ дает достаточно обоснованную информацию: основным мерилом ценности философской, также как и всякой другой теории, является степень актуальности поднимаемых ею проблем. Такими проблемами в наше время являются: проблема человека и его место в мире и космосе, специфика социальной формы материи, тенденции развития общества, место науки в современном мире и характер ее взаимоотношений с философией, исторические типы рациональности и т.д.

Философией будущего может быть только та философия, которой удастся избежать двух опасностей по части ее отношения с практикой: не быть дистиллированно-элитарной теорией, не слышащей гула реальных перемен и не стремящейся к их осмыслению, и не стать запрограммированной философией, освещающей своим авторитетом любые действия политиков. Только в этом случае философия сможет реализовать свою главную функцию - быть истинной методологической основой познания и практики.

132

 

Список научной литературыАфонина, Любовь Александровна, диссертация по теме "Социальная философия"

1.1. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. - М.: Наука., 1988. -227 с.

2. Алексеев П.В. Наука и мировоззрение. М.: МГУ., 1978- 336 с.

3. Алексеев П.В. Предмет, структура и функции диалектического материализма. М.: Высш. школа., 1981. - 336 с.

4. Бабушкин В.У. О природе философского знания. М. Наука., 1978. - 207 с.

5. Бакштановский В.И. Этика как "практическая философия": традиционные образы и современные подходы. М : Знание. 1983. - 75 с.

6. Бердяев H.A. Мир объектов. Опыт философии и общения- Париж.: 1923. С.5.

7. Бердяев H.A. Новое средневековье. М.: Наука., 1990.75с.

8. Бердяев H.A. Самосознание. М.: Мысль., 1991. - С.16.

9. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Наука. 1994. - 240 с.

10. Будь лицом: ценности гражданского общества (под ред В.И. Бакштановского, Ю.В. Согомонова, В.А. Чурилова). Томск изд-во Томск, ун-та., 1993. - т.1. - 260 с. - т.2. - 254 с.

11. Бурак П.М., Голованов А.И. Методологические проблемы научного знания. Минск: Наука и техника., 1983. - 239 с.133

12. Бучило Н.Ф. Чумаков А.Н. Философия. Учебное пособие.- М.: Знание., 1998. 304 с.

13. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч. 1.2 / Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. - М.: Политиздат., 1989. - 640 с.

14. Вильчинский В.Я. Познание и практика в структуре деятельности. Рига: Зинатне., 1988. - 200 с.

15. Вопросы методологии общественных и гуманитарных наук. Калинин: изд-во КГУ., 1972. - 139 с.

16. Воронович В.А. Философский анализ структуры практики. М : Мысль., 1972. - 279 с.

17. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М.: Наука, 1991. - 193 с.

18. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М.: Наука., 1980. - 567 с.

19. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М.: Мысль., 1970. - Т. 1.- 500 с.

20. Гегель Г.В.Ф. Политические произведения. М.: Наука., 1978.- 438 с.

21. Гладков В.А. Закон отрицания отрицания и его методологическая функция. М.: Наука., 1982. - 270 с.

22. Горский Д.П. Ошибки гения самые опасные. М.: Наука., 1995. - 175 с.

23. Горячева А.И., Макаров М.Г. Общественная психология.- Л.: Наука., 1979. 216 с.

24. Гурин O.A., Граювская С.И. Философия и жизнь (Воображаемый диспут о реальных проблемах). М : Знание., 1989. -С.61.

25. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Госиздат., 1950. - 248 с.134

26. Диалектика научного познания и общественной практики. Казань изд-во Казанск. ун-та., 1987. - 178 с.

27. Дорошенко Н.М. Единство научного и вненаучного в историческом познании // Научные и вненаучные формы в социальном познании. М.: 1985. - 144 с.

28. Дученко И.В., Сокоренко B.C. и др. Методологические проблемы обществознания. Киев: Вища школа., 1980. - 312 с.

29. Желнов М.В. Предмет философии. М.: изд-во МГУ., 1981. - 517 с.

30. Зеленов J1.A. Система философии. Нижний Новгород: изд-во ННГУ., 1991. - С.10.

31. Иванов В.Г. Идеология: характер и закономерности. -М.: Политиздат., 1977. 303 с.

32. Иванова Р.И., Симанов A.JI. Реализация методологической функции философии в научном познании и в практике. Новосибирск: Наука., 1984. - 208 с.

33. Иванова Р.И. Философия как методология социально-политической практики. Красноярск: изд-во Краен, ун-та., 1989. -206 с.

34. Искандер Ф. Человек и его окрестности. М.: Мысль., 1989. - С.13.

35. Карамышева Н.В. Социальная трансформация научного знания (философский аспект). Львов: изд-во Львов, ун-та., 1987. -63 с.

36. Кармин A.C. Два уровня методологической функции философии // Философия в процессе научно-технического развития. -Л.: изд-во ЛГУ., 1976. С.44-49.

37. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.: Наука., 1994. - 187 с.135

38. Князева Е.И. Одиссея научного разума (синергетическое видение). М.: ИФРАН., 1995. - С.87.

39. Копнин П.В. Проблема формирования и развития философских категорий. М : Наука., 1980. - 397 с.

40. Кочергин А.Н., Семенов Е.В., Семенова H.H. Наука как вид духовного производства. Новосибирск: 1981. - 135 с.

41. Кукушкина Е.И., Логунова Л.Б. Мировоззрение, познание, практика. М.: Политиздат., 1989. - 300 с.

42. Куценко В.И. Общественная проблема: генезис и решение. Киев*. Наук, думка., 1984. - 181 с.

43. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т. 18. - С. 7-384.

44. Ленин В.И. Философские тетради // Полн. собр. соч. Т. 29. - С. 1-782.

45. Лосский Н.О. Умозрение как метод философии. Философия и мировоззрение. М.: Политиздат., 1990. - С.143-147.

46. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс., 1990. - 157 с.

47. Манышев В.Г. Методологические проблемы теории идеологического процесса общества. Красноярск: изд-во КГУ., 1983. - 240 с.

48. Марков Ю.Г. Функциональный подход в современном научном познании. Новосибирск: Наука., 1982. - 255 с.

49. Маркс К. Замечания на книгу А. Вагнера "Учебник политической экономии" // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 19. - 907 с.

50. Маркс К. Введение. Из экономических рукописей 18571858 гг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 12. - С. 709-738.

51. Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 1. - С. 219-336.136

52. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 13. - 770 с.

53. Маркс К. Производство абсолютной и прибавочной стоимости // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.23. - 907 с.

54. Маркс К. Экономические рукописи 1857 1859 годов. 4.1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.46. - 559 с.

55. Методологические аспекты общественного познания. -Киев: Вища школа., 1982. С.98.

56. Методологические проблемы научного познания. Новосибирск: Наука., 1977. - 342 с.

57. Михальченко Н.М. Политическая идеология как форма общественного сознания. Киев: Наук, думка., 1981. - 262 с.

58. Мишин В.И. Новое мышление и противоречия при социализме. М.: Знание., 1989. - С.63.

59. Мотрошилова Н.В. Наука и ученые в условиях современного капитализма. М.: Наука., 1976. - С.98.

60. Ницше Ф. Мы филологи. Философия в трагическую эпоху. REFL bock., 1994. - 410 с.

61. Общественное сознание и общественная практика / Под ред. Гольдентрихт. М.: МГУ., 1979. - 223 с.

62. Ойзерман Т.П. Проблемы историко-философской науки.- М.: Мысль., 1981. 302 с.

63. Ойзерман Т.И. Формирование философии материализма.- М.: Мысль., 1979. 572 с.

64. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М.: Наука., 1991. - 230 с.137

65. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5-И томах. М : Госполитиздат., 1956. - 846 с.

66. Плеханов Г.И. Проблемы теории и практики исторического процесса. М.: Политиздат., 1983. - 612 с.

67. Подкорытов Г.А. Общее и особенное в методологии социального исследования. Сб. / Под ред. Г.А. Подкорытова и др. Л.: ЛГУ., 1986. - 191 с.

68. Подкорытов Г.А. О природе научного метода. Л.: ЛГУ., 1988. - 221 с.

69. Практика и познание. М.: Наука., 1973. - 360 с.

70. Пуанкаре А. Наука и гипотеза. М.: 1913. - С.39.

71. Режабек Е.А. Всеобщий труд в сфере науки. М.: Наука., 1979. - 270 с.

72. Режабек Е.Я. Научный поиск и его этапы. Ростов-на-Дону: изд-во Рост, ун-та., 1972. - 219 с.

73. Самарская Е.А. Понятие практики у К. Маркса и современные дискуссии о диалектике объективного и субъективного в историческом процессе. М.: Наука., 1977. - 294 с.

74. Симанов А.Л. Методологическая функция философии и научная теория. Новосибирск: Наука., 1986. - 237 с.

75. Тимофеев И.С. Методологическое значение категорий "качество" и "количество". М.: Наука., 1972. - 216 с.

76. Толстых В.И., Козлова Н.И., Межуев В.М. Духовное производство: социально-философский аспект проблем духовной деятельности. М.: Наука., 1981. - 352 с.

77. Толстых В.И. Сократы мы. Разные очерки на одну и ту же тему. М.: Политиздат., 1986. - 383 с.

78. Тоффлер О. Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс., 1986. С. 250-275.138

79. Трошин Д.М. Философия, ее функции в обществе. М.: Знание., 1971. - С.56.

80. Тульчинский Г.Л. Проблема понимания философии: фи-лософско-гносеологический анализ. М.: Политиздат., 1980. - 192с.

81. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. -М.: Мысль., 1985. 270 с.

82. Уледов А.К. Структура общественного сознания. М.: Мысль., 1969. - 328 с.

83. Урсул А.Д. Методологические проблемы взаимодействия естественных, общественных и технических наук. Философия и современное естествознание. М : Знание., 1982. - С. 71-110.

84. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М.: Наука., 1993. - 270 с.

85. Философия и политика в современном мире. М.: Наука., 1989. - 203 с.

86. Философия. Методология. Наука. М.: Наука., 1972.236 с.

87. Философия практике. Характер и способы связи философии с жизнью (Тезисы к науч. конф.). - М.: Ноосфера., 1988. -184 с.

88. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М.: Наука., 1983. - 582 с.

89. Фофанов В.П. Социальная деятельность и теоретическое отражение. Новосибирск: Наука., 1986. - 187 с.

90. Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. -Новосибирск: Наука., 1981. 304 с.

91. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа., 1991. - 146 с.

92. Храленко Н.И. Философско-методологические проблемы прогнозирования. Л.: изд-во Лен. ун-та., 1980. - 176 с.139

93. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.: Политиздат., 1997. - 312 с.

94. Чуринов Н.М. Реальности: физическая и информационная. Красноярск: Сибирская аэрокосмическая академия., 1995. -232 с.

95. Шахназаров Г.Х. Куда идет человечество? М.: Мысль., 1985. - 192 с.

96. Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат., 1984. - 232 с.

97. Шестов JL Адсина и Ерусалим. Париж: РРЕЕ., 1951.308 с.

98. Ахиезер A.C., И.Г. Яковенко. Что же такое общество? // Обществ, науки и современность. 1997. - №3. - С. 30-37.

99. Баталов A.A. К философской характеристике практического мышления // Вопр.философии. 1982. - № 4. - С. 64-72.

100. Бурин М.С. Д.П. Горский. Ошибки гения самые опасные // Вопр. философии. - 1996. - №4. - С. 155-157.

101. Васильева Т.В. Востребовать невостребованное наследство // Вопр. философии. 1990. - №9. - С. 168-175.

102. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопр. философии. -1991. №7. - С. 19-23.

103. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX в. // Вопр. философии. 1991. - № 6.

104. Гайденко П.П. Хосе Ортега-и-Гассет и его "Восстание масс" // Вопр. философии. 1989. - №4. - С. 155-169.

105. Гендин A.M. Исторический материализм как методологическая основа социального предвидения // Исторический материализм и методология социального познания. Новосибирск: 1983. -С. 28-45.

106. Гендин A.M. Методологические ориентиры современной буржуазной футурологии // Вопр. философии. 1987. - №3. - С.93-106.

107. Гендин A.M. Общественно-психологические аспекты социального целеполагания // Филос. науки. 1983. - № 5. - С.70-79.

108. Гиргинов Г. Методология как раздел гносеологии // Вопр. философии. 1973. - № 8. - С. 126-134.

109. Гладкий Ю. Глобалистика: трудный путь становления // Мировая экономика и международные отношения. 1994. - № 10. -С. 98-102.

110. Гражданское общество и проблема безопасности в России (материалы "круглого стола") // Вопр. философии. 1995. - №2. - С.18-36.

111. Гуревич П.С. Невостребованный Диоген // Дружба народов. 1994. - № 1. - С. 151-169.

112. Давыдов В.В. Теория деятельности и социальная практика // Вопр. философии. 1996. - №5. - С.55-59.

113. Дубовский С.В. Путеводитель по глобальному моделированию // Обществ, науки и современность. 1998. - №3. - С.74-86.

114. Дученко Н.В., Подтыченко В.И. О соотношении познавательного и практического в общеисторической деятельности людей // Вопросы общественного познания. Киев: 1971. - вып.6. - С.96.

115. Зубаков В.А. Куда идем: к экокатастрофе или к экорево-люции? // Философия и общество. 1998. - №2. - С.43.

116. Иванова Р.И. Исторические типы реализации методологической функции философии в социальной практике / Сиб.технол. ин-т. Красноярск: 1986. - Деп. в ИНИОН АН СССР. - 25.09.86. - № 26918. - С.51.

117. Иванова Р.И. Методологическая функция философии и социально-политическая практика. Автореферат диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. Ленинград: 1990. - С.33.142

118. Иванова Р.И. Общественно-психологические ориентиры социально-политической практики // Методологические основания разработки и комплектования программы региона. Новосибирск: 1988. - С.90.

119. Иванова Р.И. Понятие социально-политической практики. Деп. в ИНИОН АН СССР от 15.12.88 г. - № 36-421. - С.25.

120. Иванова Р.И. Реализация философских принципов в социально-политической практике / Деп. в ИНИОН АН СССР.-30.09.86 г. № 26951. - С.131.

121. Иванова Р.И., Симанов A.J1. Социальная обусловленность реализации методологической функции философии // Методология наук и научный прогресс. Новосибирск: 1981. - С.131-151.

122. Кармин A.C. Два уровня методологической функции философии // Философия в процессе научно-технической революции. -JI.: изд-во Ленингр. гос. ун-та., 1976. С.44-49.

123. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Общественная наука и практика // Вопр. философии. 1990. - №12. - С.44-52.

124. Коган Л.А. О будущем философии // Вопр. философии. -1996. №7. - С.17-29.

125. Кофман Я.М. Историческое сознание и историческая память // Историческое сознание. Красноярск: изд-во Краен, пед. унта, 1977. - 286 с.

126. Кузина Е.Б. К вопросу о роли негативных характеристик знания в развитии науки // Методология развития научного знания. -М.: 1982. С.60-71.143

127. Кутырев В. Прогресс или возвращение к вечному? // Москва. 1998. - №9. - С.3-20.

128. Левин Д.Г. Непрофессионалы в профессиональном споре // Вопр. философии. 1995. - № 1. - С.177-178.

129. Лесков Л.В. Футуросинергетика западной цивилизации // Обществ, науки и современность. 1998. - №3. - С.17-35.

130. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Проблема научности философии и "контрфилософия" // Филос. науки. 1989. - №6. - С.7.

131. Майнбергер Г.К. Единый разум и многообразие рациональности // Вопр. философии. 1997. - № 9. - С.53-61.

132. Налимов В.В. Критика исторической эпохи: неизбежность смены культуры&ХХ веке // Вопр. философии. 1996. - №11. -С.65-74.

133. Николаичев Б.О. Будь лицом: ценности гражданского общества // Вопр. философии. 1994. - №5. - С.187-189.

134. Никольский С.А. Перестройка общественного сознания и преодоление административно-бюрократического типа управления // Вопр. философии. 1987. - № 12. - С.110-119.

135. Новые ориентиры гуманитарного образования // Человек. 1995. - №2,3,4; Современный человек. - 1986. - №6. - С.45-48.

136. Окулова-Микишина Т. За реформы всегда, за утопии -никогда // Наш современник. - 1998. - №2. - С.89-95.

137. Панюкова Ю.Г., Панюков А.И. Методологические вопросы изучения исторического сознания в отечественной философской мысли // Историческое сознание. Красноярск: изд-во Краен, пед. ун-та., 1977. - 286 с.

138. Перцев А. Что действительно говорил Ницше? // Газета "Доверие". 1994. - № 13-14. - С.9.

139. Риск исторического выбора в России (материалы "круглого стола") // Вопр. философии. 1994. - №5. - С.3-26.144

140. Семенов E.B. Современное состояние и новая роль гуманитарных и общественных наук // Обществ, науки и современность.- 1987. №1. - С.91-114.

141. Семушкин A.B. У истоков европейской рациональности.- М.: Интерпракс., 1996. 193 с.

142. Семушкин A.B. Мифологический и эмпирический истоки философского знания // Историко-философский ежедневник. М.: 1990. - С.26.

143. Симанов A.JI. Природа методологической функции // Роль методологии в развитии науки. Новосибирск: Наука., 1985. -С.27-44.

144. Симанов A.JT. Проблемы реализации методологической функции философии в формировании научной теории // Методологические проблемы научного исследования. Новосибирск: Наука., 1985. - С.46-53.

145. Согрин В.В. Современная российская модернизация: этапы, логика, цена // Вопр. философии. 1994. - №11. - С.3-18.

146. Степин B.C. Научное сознание и ценности технической цивилизации // Вопр. философии. 1989. - №10. - С.69-74.

147. Степин B.C. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого // Вопр. философии. 1997. - №5. -С.З.

148. Степин B.C. Философия и образы будущего // Вопр. философии. 1994. - №6. - С.10.

149. Философия в СССР: версии и реалии (материалы дискуссии) // Вопр. философии. 1997. - №11. - С.3-38.

150. Философия и политика (материалы "круглого стола") // Вопр. философии. 1996. - №1. - С.3-41.145

151. Фофанов В.П. Научно-техническая революция и методология практики // Социальные проблемы науки. Новосибирск: 1983. - С.170-176.

152. Человек, политика, психология (материалы "круглого стола") // Вопр. философии. 1995. - №4. - С.3-23.

153. Чешков М.А. Глобалистика: предмет, проблемы и перспектива // Обществ, науки и современность. 1998. - №2. - С.78-92.

154. Чешков М.А. Новая наука: модернизм и ценность современного мира // Вопр. философии. 1998. - №4. - С.15-18.

155. Чешков М.А. Новая наука, постмодернизм и целостность современного мира // Вопр. философии. 1998. - №4. - С.43-48.

156. Чуринов Н.М. Политическая теория и политическая история // Россия СССР - Россия 1917-1997. Материалы общественной научной конференции. - Красноярск, 1997. - С.34-58.

157. Швырев B.C. Рациональность в социальной культуре // Обществ, науки и современность. 1997. - №1. - С.105-116.

158. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры // Вопр. философии. 1992. - №6. - С.50-75.

159. Шенкман Б. Духовное производство и его своеобразие // Вопр. философии. 1966. - №12. - С.25-39.

160. Щавелев С.П. Практическое познание как философско-методологическая проблема // Филос. науки. 1990. - №3. - С.117-122.

161. Эллюль Ж. Технологический блеф // Вопр. философии. -1991. №9. - С.63-75.

162. Энгельс Е.М. Ксенотрансплантация: моральные дилеммы //Человек. 1998. - №2. - С.15-22.